Главная » Экономика |
Оглавление Введение Глава 1. Сущность и значение институциональных участников цепей поставок и оказываемых ими услуг 1.1 Управление цепями поставок: суть концепции, классификация и структура цепей поставок 1.2 Сущность институциональных участников цепей поставок и их место в структуре цепи 1.3 Теоретические аспекты оказания услуг институциональными участниками цепей поставок Глава 2. Оценка качества услуг, оказываемых институциональными участниками цепей поставок, на примере таможенных органов 2.1 Практика оказания услуг таможенными органами Уральского таможенного управления как институциональными участниками цепей поставок 2.2 Оценка качества услуг, оказываемых таможенными органами как институциональными участниками цепей поставок 2.3 Выявление проблемных областей в качестве услуг, оказываемых таможенными органами Глава 3. Возможные пути повышения качества услуг, оказываемых институциональными участниками цепей поставок 3.1 Возможные пути повышения качества услуг, оказываемых таможенными органами как участниками цепей поставок 3.2 Создание единой информационной системы по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой ТН ВЭД ТС Заключение Список использованных источников Введение Сфера услуг - крупнейший, развивающийся наиболее высокими темпами сектор современной экономики. Активное развитие сферы услуг стало ключевой характеристикой минувшего века. В среднем около 70 % ВВП развитых стран производится в сфере услуг, причем темпы роста этого сектора - 16 % в год - намного выше роста сферы торговли - 7 % в год. Многочисленные услуги предоставляются населению государством, а именно: образование, здравоохранение, армия, таможенные, юридические, социальные, транспортные и информационные услуги. Определенную часть государственных услуг в сфере внешнеэкономической деятельности оказывают институциональные участники цепей поставок. К институциональным участникам цепей поставок относятся органы государственной власти, уполномоченные в сфере контроля, надзора и лицензирования, т.е. органы, официально призванные обеспечивать общественную безопасность. Это таможенные органы, санитарная инспекция, ветеринарная и карантинная службы, налоговые инспекции и т.д. Услуги институциональных участников относятся к важнейшей сфере экономики государства - внешнеторговой деятельности, осуществляемой экспортерами и импортерами. Кроме того, институциональные участники предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию этой деятельности, а также обеспечивая защиту экономики, здоровья населения и охрану окружающей среды. Рост масштабов мировой торговли, удлинение и усложнение цепей поставок, тенденции к упрощению контрольных процедур в отношении товаров и связанных с ними операций, усиление международной интеграции - все это требует всестороннего и адекватного совершенствования услуг, оказываемых в данной области. И положение, занимаемое институциональными участниками в цепи поставок, лишь усиливает актуальность темы выпускной квалификационной работы "Совершенствование качества оказываемых услуг институциональными участниками цепей поставок". Цель исследования состоит в изучении теории и практики услуг, оказываемых институциональными участниками цепей поставок, а также в формировании на этой основе направлений совершенствования качества таких услуг. Объектом исследования являются институциональные участники цепи поставок, в частности таможенные органы. Предмет исследования - оценка качества услуг, оказываемых институциональными участниками цепей поставок, в частности таможенными органами. В качестве задач исследования были поставлены: - изучение теоретических основ управления цепями поставок; - изучение сущности и значения институциональных участников цепей поставок и оказываемых ими услуг; - исследование практики оказания услуг таможенными органами как институциональными участниками цепей поставок; - проведение анализа и оценки качества услуг, оказываемых таможенными органами как институциональными участниками цепей поставок; - предложение возможных путей повышения качества услуг, оказываемых институциональными участниками цепей поставок, на примере таможенных органов. Теоретическую основу работы составляет учебно-методическая литература по теме исследования, в том числе: учебники "Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика" под редакцией Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной и "Маркетинг таможенных услуг" В.В. Макрусева и В.Ю. Диановой. Также были использованы такие учебные пособия, как "Управление таможенным делом" коллектива авторов Российской таможенной академии под редакцией В.В. Макрусева и В.А. Черных и "Управление цепями поставок" Е.А. Смирновой. Немаловажную роль сыграли данные периодической печати и сети Интернет. В ходе исследования были использованы методы наблюдения и сравнения, например, с целью оценки качества услуг, оказываемых институциональными участниками цепей поставок. Использование анализа было необходимо на этапе исследования практики оказания услуг таможенными органами Уральского таможенного управления (далее - УТУ). На основе синтеза выявленных проблемных областей в качестве услуг, оказываемых таможенными органами УТУ, были предложены пути повышения качества этих услуг, в том числе внедрение единой информационной системы по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС). Метод индукции позволяет сделать вывод о том, что предложенная система может быть использована во всех таможенных органах России и Таможенного союза. Выпускная квалификационная работа содержит три главы, первая из которых посвящена изучению теоретических основ управления цепями поставок, сущности и значения институциональных участников цепей поставок, а также теоретических аспектов оказываемых ими услуг. Во второй главе исследована практика оказания услуг таможенными органами УТУ как институциональными участниками цепей поставок и проведена оценки качества услуг, оказываемых соответствующими таможенными органами. Кроме того, здесь выявлены проблемные области в качестве услуг, оказываемых таможенными органами УТУ. В третьей главе предлагаются пути повышения качества услуг, оказываемых таможенными органами как институциональными участниками цепей поставок, в том числе определяется возможность внедрения единой информационной системы по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой ТН ВЭД ТС. Общий объем машинописного текста составляет ____ страницы, включая титульный лист, оглавление, введение, основной текст работы, заключение и список использованных источников. Список источников насчитывает 44 пункта. Работа сопровождается 13 приложениями, включающими 4 таблицы и 11 рисунков. Также 3 рисунка располагаются в тексте. институциональный цепь поставка таможенный Глава 1. Сущность и значение институциональных участников цепей поставок и оказываемых ими услуг 1.1 Управление цепями поставок: суть концепции, классификация и структура цепей поставок Современная наука предлагает множество различных определений понятия "Управление цепями поставок" (далее - УЦП), которое в английском варианте звучит как "Supply Chain Management" (далее - SCM). При этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия "управление цепями поставок", оно постоянно уточняется и изменяется.- это процесс планирования, исполнения и контроля (с целью снижения затрат и полного удовлетворения требований клиентов) материального потока (потока материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции), а также связанных с ним информационного, сервисного и финансового потоков от точки их зарождения до точки конечного потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения). Сущностью понятия "управление цепями поставок" является рационализация логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий: разработка, производство, продажа готовых изделий и их послепродажное обслуживание. Логистическая операция, в свою очередь, понимается как любое действие или совокупность действий, связанная с реализацией основных потоков в рамках существующей цепи поставок. Европейский сертификационный комитет по логистике (ECBL) и Европейская логистическая ассоциация (ELA) трактуют SCM как "организацию, планирование, контроль и реализацию товарного потока, начиная с получения заказа и закупки сырья и материалов для обеспечения производства товаров и далее через производство и распределение доведение его с оптимальными затратами ресурсов до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка". Для простоты специалисты зачастую выражают суть SCM формулой: "Нужный продукт в нужном месте в нужное время - с низкими издержками и высоким сервисом для клиента". При этом подчеркивают, что речь идет не только о логистике, которая определяется как планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей. SCM не просто задача о перемещении чего-то из пункта А в пункт В. Цель системы - создание ценности для организаций, участвующих в цепи поставок, с особым акцентом на конечном потребителе в этой цепи. Концепцию SCM породила новая экономика. С изобретением Интернета цепи поставок стали прозрачными онлайн-цепочками, в которых все контрагенты знают своих поставщиков и заказчиков с их текущими возможностями и потребностями, поскольку все они видят друг друга в режиме реального времени. Продажа партии станков в одной стране может служить руководством к действию для дистрибьюторов станкостроительного завода и металлургического комбината в других странах. Сквозная реакция и повышение прозрачности грузопотоков позволяют эффективно отрабатывать воздействия рыночных колебаний. При хороших прогнозах спроса это дает бизнесу удивительные результаты. По оценкам крупнейшей аудиторской и консалтинговой компании "Deloitte Touche Tohmatsu Limited", применение SCM может подчас увеличить оборачиваемость запасов на 75%, на столько же может снизить расходы на логистику, а время планирования свести к 5% затрачиваемого прежде. отличается от внутрикорпоративной логистики тем, что охватывает внешние связи компаний. Последние в любой момент времени могут знать, где находится их продукция. Поэтому достижение эффекта при внедрении SCM возможно не в одной компании, а в нескольких, в идеале - во всех компаниях-участниках на протяжении всей цепочки. В зависимости от количества звеньев, различают три уровня сложности цепей поставок: - прямая цепь поставок; - расширенная цепь поставок; - максимальная цепь поставок. Прямая цепь поставок, схематически отраженная на рис.1.1, состоит из фокусной (центральной) компании (обычно - промышленной или торговой фирмы), поставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или информации. При этом, как правило, фокусная компания определяет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с контрагентами по бизнесу. Рис. 1.1 Прямая цепь поставок Расширенная цепь поставок включает дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня, что видно из рис. 1.2. Рис. 1.2 Расширенная цепь поставок Структуру максимальной цепи поставок можно видеть на рис. 1.3 Рис. 1.3 Обобщенный вид максимальной цепи поставок Максимальная цепь поставок состоит из фокусной компании и всех ее контрагентов слева (вплоть до поставщиков исходного сырья и природных ресурсов), определяющих ресурсы фокусной компании - на "входе", и сети распределения справа - вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей, а также логистических, институциональных и прочих посредников. По своей сути, цепи поставок - это последовательности поставщиков и потребителей: каждый потребитель затем становится поставщиком для следующих (в более нижнем звене) видов деятельности или функций, и так продолжается до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному пользователю. Поэтому можно говорить о своеобразной "сетевой структуре цепей поставок", в которой все компании (организация или отдельное структурное подразделение) поставляют друг другу материально-товарную продукцию или услуги, добавляя определенную стоимость к товару. Сетевые структуры называют товаропроводящими сетями. Товаропроводящая сеть - это совокупность хозяйствующих субъектов, располагающихся на товарном полигоне товарного обслуживания, находящихся в определенных отношениях и связях между собой, имеющих развитые коммуникации, обеспечивающих эффективное взаимодействие между поставщиками, перевозчиками и потребителями товарной продукции и услуг в соответствии с их потребностями и платежеспособностью. Товаропроводящая сеть - макрологистическая система, обеспечивающая поставки товаров (продукции и услуг) от поставщиков этих товаров их потребителям. Для надежной и эффективной работы товаропроводящей сети необходимо осуществлять интегрированное управление всей такой системой. Поэтому товаропроводящую сеть часто определяют как интегрированную логистическую цепь. Пример общей схемы функционирования товаропроводящей сети с учетом комплекса внешних и внутренних факторов макрологистической системы приведен на рис. 1.4 приложения 1. Схема отражает, что любое предприятие промышленности, торговли или сферы услуг для обеспечения своей деятельности образует сложную структуру, включающую, кроме поставщиков и потребителей разного уровня, еще и большое число контрагентов-посредников. К логистическим посредникам относятся фирмы, оказывающие логистические услуги на принципах аутсорсинга для центральной/фокусной компании цепи поставок: экспедиторы, перевозчики, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании, агенты и т.п. Институциональные контрагенты - это таможенные органы, органы контроля, надзора и лицензирования (санитарная инспекция, ветеринарная и карантинная службы, налоговые инспекции и т.д.). Прочие посредники - это банки, консалтинговые и аутсорсинговые компании, компании информационного сервиса, рекламные компании и т.п. Вся эта система зависит от внешних факторов в виде правой среды, кредитно-денежной политики, социально-экономической ситуации, внутренней, внешней, таможенной политики. 1.2 Сущность институциональных участников цепей поставок и их место в структуре цепи Термин "институциональный" может пониматься по-разному. Согласно толковому словарю Т.Ф. Ефремовой, прилагательное "институциональный" понимается, как "официально установленный и закрепленный в своём общественном статусе" Словарь экономических терминов и иностранных слов Е.Ф. Борисова содержит следующее определение понятия: "связанный с такой организацией социальных отношений, которая основана на определенных нормах и правилах жизнедеятельности и поведения людей". Таким образом, к институциональным участникам цепей поставок следует относить органы государственной власти, уполномоченные в сфере контроля, надзора и лицензирования, т.е. органы, официально призванные обеспечивать общественную безопасность. Участникам ВЭД, организующим и использующим цепи поставок товаров в процессе осуществления внешней торговли, приходится сталкиваться напрямую или косвенно с такими органами, как: . Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор). 2. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор). . Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование). . Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК). . Министерство промышленности и торговли России (далее - Минпромторг России). . Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (далее - ФСВТС). . Торгово-промышленные палаты Российской Федерации. . Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС России). . Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС России). При этом ФТС и ФНС России являются агентами валютного контроля, т.е. представляют интересы Правительства Российской Федерации и Центрального Банка России (далее - ЦБ РФ) - органов валютного контроля. Здесь как раз наблюдается косвенная связь участника ВЭД и контролирующего органа. Основы деятельности первых четырех органов заложены в Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании". Помимо прочих, здесь даются определения следующим понятиям: - безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; - ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры; - декларирование соответствия и декларация о соответствии; - знак обращения на рынке; - знак соответствия; - международный стандарт; - национальный стандарт; - сертификат соответствия; - система сертификации; - стандарт; - технический регламент и т.д. В связи с созданием Таможенного союза (далее - ТС) между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, а также дальнейшей интеграцией стран до степени Единого экономического пространства (далее - ЕЭП), деятельность всех институциональных участников цепи поставок регламентируется на основе наднационального законодательства, т.е. на базе правовых документов, принимаемых Межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества (далее - Межгоссовет ЕврАзЭС) и Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК). Как в продолжение федерального закона "О техническом регулировании", действует Постановление Правительства РФ от 28 августа 2013 года № 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции". Именно в Постановлении устанавливается, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента ТС "О безопасности пищевой продукции" осуществляется: а) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и иными уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; б) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей; в) Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и иными уполномоченными на осуществление государственного ветеринарного надзора федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными на осуществление регионального ветеринарного надзора органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в рамках соответственно государственного ветеринарного надзора и регионального государственного ветеринарного надзора; г) Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в пределах своей компетенции в рамках государственного контроля (надзора) в области производства и оборота алкогольной продукции в части соблюдения обязательных требований, установленных техническим регламентом к алкогольной продукции. В Постановлении оговаривается, что данные органы при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента должны взаимодействовать по вопросам обмена информацией в целях повышения эффективности осуществления контрольных (надзорных) полномочий, а также недопущения обращения на территории Российской Федерации продукции, не соответствующей требованиям технического регламента ТС "О безопасности пищевой продукции". Сам технический регламент принят Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 "О принятии технического регламента ТС "О безопасности пищевой продукции". Регламентом устанавливаются: а) объекты технического регулирования; б) требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; в) правила идентификации объектов технического регулирования; г) формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента. Помимо данного регламента в ТС действуют: - технический регламент ТС "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания"; - технический регламент ТС "О безопасности мяса и мясной продукции"; - технический регламент ТС "О безопасности парфюмерно-косметической продукции"; - технический регламент ТС "О безопасности упаковки" и прочее. Сертификат соответствия по техническим регламентам ТС требуется в отношении игрушек; продукции легкой промышленности; продукции, предназначенной для детей и подростков; машин и оборудования; низковольтного оборудования и мебельной продукции. Пример сертификата соответствия можно видеть на рис. 1.5 приложения 2. Декларация о соответствии по техническим регламентам ТС предполагается в случае подтверждения безопасности: упаковки; парфюмерно-косметической продукции; зерновой продукции; масложировой продукции; если не требуется сертификат соответствия, то нужна декларация в отношении низковольтного оборудования; мебельной продукции; продукции, предназначенной для детей и подростков; продукции легкой промышленности; машин и оборудования. Сертификат и декларация о соответствии продукции техническому регламенту - это лишь один из видов сертификатов качества. Сертификат качества - это документ, подтверждающий фактическое качество поставленного (или отгруженного) товара и его соответствие условиям контракта. В этом документе дается количественная характеристика товара (путем проведения установленных лабораторных исследований или измерений) либо удостоверяется соответствие продукции заявленным стандартам или техническим условиям, обозначенным в договоре. Сертификатом качества называют: сертификат соответствия в системе ГОСТ Р, сертификаты в других системах, сертификат системы менеджмента качества предприятия на соответствие стандартам ISO или ГОСТ Р ИСО. Кроме того, существуют сопроводительные документы на реализуемую продукцию, также называемые "сертификат качества" и содержащие информацию, которая для данной партии отгрузки подтверждает условия, обозначенные в договоре поставки. Сертификаты качества выдаются уполномоченными органами по сертификации с испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными Федеральной службой по аккредитации. Помимо сертификатов качества есть еще целый ряд документов, проверка или предварительное получение которых обусловливает расширение круга институциональных участников цепи поставок. С 1 июля 2010 года вступили в силу Соглашение ТС по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г. и документы, определяющие механизм реализации данного Соглашения (утверждены решением Комиссии таможенного союза № 299 от 28 мая 2010 г.). В целях обеспечения охраны таможенной территории ТС от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения, продукции (товаров), не соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, с 1 июля 2010 года в пунктах пропуска на внешней границе ТС специалистами санитарно-эпидемиологической службы организован санитарно-карантинный контроль как за лицами, так и за подконтрольными товарами. Документами ТС установлен единый для трех государств порядок организации и проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора на таможенной границе и таможенной территории ТС. Проведена процедура упрощения получения разрешающего документа, подтверждающего безопасность продукции на всей территории ТС, т.е. теперь отсутствует необходимость оформления разных свидетельств о государственной регистрации. Оформление свидетельства о государственной регистрации по Единой форме обеспечивает беспрепятственное движение товаров на таможенной территории ТС. Пример такого свидетельства можно найти на рис. 1.6 приложения 3. Таким образом, санитарно-эпидемиологическая служба оказывается вовлеченной в цепь поставок неоднократно: она является органом, выдающим техническую документацию, а также проверяющим эту документацию при пересечении таможенной границы и движении по таможенной территории ТС. Аналогичная ситуация складывается и в ветеринарном контроле. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 11 декабря 2009 года № 29 принято Соглашение ТС по ветеринарно-санитарным мерам. Подписание Соглашения направлено на снятие технических барьеров в торговле, проведение единой политики в отношении товаров, поставляемых из третьих стран. В развитие указанного Соглашения подготовлены и согласованы нормативно-правовые документы ТС по ветеринарно-санитарным мерам: а) Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю; б) Единые формы ветеринарных сертификатов; в) Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору) на территориях государств-участников таможенного союза и третьих стран; г) Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза; д) Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору). Все вышеперечисленные документы приняты Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 года № 317, и вступили в силу с 1 июля 2010 года. Основные принципы проведения карантинного фитосанитарного контроля уполномоченными органами сторон государств-членов ТС определены Соглашением таможенного союза о карантине растений, которое утверждено Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 11 декабря 2009 года № 30. В развитие Соглашения разработаны и приняты Комиссией ТС следующие документы: а) Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе ТС; б) Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории ТС; в) Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе ТС и таможенной территории ТС. Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе ТС определено, что карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе подкарантинной продукции из третьих стран будет осуществляться на таможенной границе ТС по месту прибытия (первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)), и в местах завершения таможенного оформления на территории государств-членов ТС (вторичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)). Необходимо помнить и о лицензировании экспорта и импорта. Перечень товаров, операции с которыми требуют лицензирования, включает, прежде всего, квотируемую продукцию, предназначенную на экспорт, а также некоторые специфические группы, как-то: ресурсы и товары стратегического назначения, лекарственные препараты, детский ассортимент и т.д. Основными задачами лицензирования в странах ТС являются: - регулирование экспорта материальных ресурсов, защита внутреннего рынка от бесконтрольного вывоза сырьевых товаров; - ограничение на ввоз отдельных видов товаров. Лицензирование в сфере внешней торговли товаров устанавливается в следующих случаях: а) введение временных количественных ограничений экспорта / импорта отдельных видов товаров (после распределения квоты, победителю выдается документ, на основании которого он может оформить лицензию, то есть все квотируемые товары перемещаются через таможенную границу ТС по лицензиям); б) реализация разрешительного порядка экспорта / импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, государственное и муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь, здоровье животных и растений; в) предоставление исключительного права на экспорт / импорт отдельных видов товаров; г) выполнение страной международных обязательств. Основанием для выполнения экспорта / импорта отдельных видов товаров, в перечисленных выше случаях является экспортная (импортная) лицензия. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенным органом ТС. Порядок лицензирования распространяется на всех участников внешнеэкономической деятельности, независимо от формы собственности, места регистрации, положения на рынке. Лицензия оформляется на один вид товаров, в соответствии с его кодом по ТНВЭД ТС, независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт. В Российской Федерации выдаются следующие виды лицензий: . Разовая лицензия (на один контракт) - лицензия, выдаваемая участнику внешнеэкономической деятельности, на основании внешнеторговой сделки (на основании одного контракта), предметом которой является лицензируемый товар, предоставляющая право на экспорт / импорт этого товара в определённом количестве, с определенным в контракте покупателем (продавцом). Период действия разовой лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии. Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, действие лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота. 2. Генеральная лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения стороны (правительство РФ), представляемая право на экспорт / импорт отдельного вида лицензируемого товара, в определенном количестве, без определения конкретного продавца (покупателя товаров). Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено Решение комиссии Таможенного Союза. . Исключительная лицензия - лицензия, предоставляющая право на экспорт / импорт отдельного вида товара. Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением комиссии Таможенного союза в каждом конкретном случае. Выдача генеральных и исключительных лицензий осуществляется в случаях, предусмотренных Решением Комиссии ТС. Лицензирующими органами считаются: . Министерство промышленности и торговли России и его территориальные органы осуществляют выдачу лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Структурным подразделением Министерства, ответственным за исполнение государственной функции, является Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Министерство и его территориальные органы выдают участникам внешнеторговой деятельности разовые лицензии, генеральные лицензии, исключительные лицензии. Лицензии и другие разрешительные документы на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров могут быть выданы участникам внешнеторговой деятельности, имеющим право на их получение, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии, принимается в срок до 15 дней со дня регистрации документов. Минпромторг выдает лицензии на все товары, кроме продукции военного назначения и товары, являющиеся объектами экспортного контроля. . Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России является федеральным органом исполнительной власти России, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам: - обеспечения безопасности (некриптографическими методами) информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере, в том числе в функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных системах и телекоммуникационных сетях, деструктивные информационные воздействия на которые могут привести к значительным негативным последствиям; - противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации; - обеспечения защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения её утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию в целях её добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации; - защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств; - осуществления экспортного контроля. ФСТЭК выдает лицензии на товары, являющиеся объектами экспортного контроля. . Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Основными задачами ФСВТС России являются: - осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества; - участие в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области военно-технического сотрудничества и внесение в установленном порядке соответствующих предложений Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Минобороны России; - обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти реализации основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества, определяемых Президентом Российской Федерации; - осуществление в соответствии со своей компетенцией во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти государственного регулирования в области военно-технического сотрудничества. ФСВТС выдает лицензии на продукцию военного назначения. Необходимым документом для осуществления внешнеэкономических сделок является сертификат о стране происхождения товаров. Сертификаты происхождения товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, удостоверяются торгово-промышленными палатами в Российской Федерации в строгом соответствии с Положением о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, утвержденным Постановлением правления Торгово-промышленной палаты России от 23 декабря 2010 года. Торгово-промышленная палата Российской Федерации (далее - ТПП России) представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства: промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги. ТПП России содействует развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, созданию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности. ТПП России в установленном порядке проводит проверку деятельности торгово-промышленных палат по оформлению, удостоверению и выдаче сертификатов происхождения товаров, других внешнеэкономических документов, а также проведению экспертизы определения страны происхождения. К удостоверению сертификатов происхождения товаров и других внешнеэкономических документов допускаются исключительно торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном действующим российским законодательством порядке и являющиеся членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а также отвечающие требованиям, изложенным в Положении о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров. ТПП России ведет единую базу данных сертификатов происхождения, выдаваемых на территории Российской Федерации, и обеспечивает конфиденциальность сведений, поступающих в Центральную базу данных (далее - ЦБД). Торгово-промышленные палаты в установленном порядке ведут: - реестры лиц, получающих в палате сертификаты происхождения товаров (далее - Декларанты); - реестры лиц, имеющих право подписывать сертификаты происхождения от имени Декларантов; - реестры компаний, которые по поручению и от имени Декларантов осуществляют сбор документов, необходимых для оформления сертификатов происхождения товаров, далее - агентские компании. Существует три основных вида сертификатов происхождения: . Сертификат происхождения СТ-1 - выдается на товары, вывозимые из РФ в страны - участницы СНГ. 2. Сертификат происхождения по форме "А" - выдается в страны Европейского Союза, США, Канаду, Чехию, Словакию, Югославию и Турцию на товары, попадающие под действие тарифных преференций. . Сертификат происхождения общей формы - выдается на товары, экспортируемые во все страны, в том случае, если не требуются другие сертификаты происхождения. Сертификат происхождения предоставляется таможенным органам во время осуществления таможенных операций и таможенного контроля. Важным институтом в сфере контроля ВЭД считается валютное регулирование и валютный контроль. Согласно Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. Основным органом валютного контроля в Российской Федерации является ЦБ РФ, а агентами валютного контроля - уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", таможенные органы и налоговые органы. ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. Положение о ФНС, принятое Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, гласит, что Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. ФНС находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Товары, перемещаемые через таможенную границу ТС, могут облагаться акцизом и ввозным налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). Акцизом облагаются товары из следующего перечня: а) этиловый спирт произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе: - спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 %; - алкогольная продукция; б) табачная продукция; в) автомобили легковые; г) мотоциклы с мощностью двигателя не менее 112,5 кВт (150 л. с.); д) автомобильный бензин; е) дизельное топливо; ж) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; з) прямогонный бензин; и) топливо печное бытовое. Различают несколько способов расчета суммы акциза: а) по твердой ставке; б) по адвалорной ставке, хотя действующая редакция Налогового Кодекса (далее - НК РФ) не содержит адвалорных ставок акциза; в) по комбинированной ставке. НДС исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав. В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость (ст.164. НК РФ <http://nalog.garant.ru/fns/nk/30/>). Ставка НДС в размере 0% применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п.1 ст.164 НК РФ). По ставке НДС 10% налогообложение производится в случаях реализации продовольственных товаров, товаров для детей (Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908), периодических печатных изданий и книжной продукции (Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41), медицинских товаров (Постановление Правительства РФ от 15.09.2004 № 688 <http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102124356&intelsearch=688+%EE%F2+15.09.2008>). Ставка НДС 18% применяется во всех остальных случаях (п.3 ст.164 НК РФ). Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога. Таможенные органы также выступают институциональными участниками цепи поставок. В РФ уполномоченным органом в области таможенного дела является ФТС России. Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений. ФТС России осуществляет следующие полномочия: - вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы; - на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, таможенного законодательства ТС принимает нормативные правовые акты, отвечающие сфере деятельности; - осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности; - обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации; - обеспечивает на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ТС; - осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета; - осуществляет и контролирует взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, пеней, процентов, принимает меры по их принудительному взысканию; - осуществляет контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС; - осуществляет проведение таможенного контроля после выпуска товаров; - обеспечивает единообразное применение таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства ТС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле; - заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в сфере таможенного дела; - обеспечивает исполнение постановлений уполномоченных органов по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела; - определяет стратегию и тактику применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками, а также порядок использования таможенными органами информации, содержащейся в установленных профилях риска; - осуществляет ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности, а также техническое ведение единой ТН ВЭД ТС; - обеспечивает проведение таможенного контроля, совершенствование методов совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации; - осуществляет контроль за правильностью определения страны происхождения товаров; - ведет таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности; уполномоченных экономических операторов; таможенных представителей и т.д. - осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) и иных административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов; и т.д. Именно таможенные органы оказываются основным контролирующим звеном в цепи поставок, т.к. на их долю выпадает проверка всех тех документов, которые выдают остальные институциональные участники цепей поставок. Таможенные органы осуществляют таможенный контроль путем проверки документации в отношении качества товаров, их соответствия фитосанитарным, ветеринарным, карантинным, санитарно-эпидемиологическим нормам. Контроль таможенной службы распространяется на лицензирование и проверку страны происхождения товаров; на взимание налогов и пошлин. 1.3 Теоретические аспекты оказания услуг институциональными участниками цепей поставок Сфера услуг - крупнейший, развивающийся наиболее высокими темпами сектор современной экономики. Активное развитие сферы услуг стало ключевой характеристикой минувшего века. В среднем около 70 % ВВП развитых стран производится в сфере услуг, причем темпы роста этого сектора (16 % в год) намного выше роста сферы торговли (7 % в год). Однозначного определения термина "услуга" на данный момент не выделено. В отечественных энциклопедических источниках даются следующие определения понятия: ) услуга - это действия, направленные непосредственно на потребителя; 2) услуга - это вид деятельности, в процессе которой не создается новый продукт, но изменяется его качество; ) услуга - это неосязаемый товар, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно. Среди определений, имеющихся в зарубежных источниках, стоит выделить следующие: ) услуги - это нематериальные активы, производимые для целей сбыта; 2) услуга - это процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами и функциональными структурами предприятия - поставщика услуг, причем весь процесс направлен на решение проблем покупателя услуги. Структуру понятия "услуга", составляющие его элементы и связи можно представить графически, как на рис.1.7 приложения 4. Государственные и частные некоммерческие организации составляют значительную долю сферы услуг. Необходимость их существования не вызывает сомнений, хотя деятельность большинства этих организаций подвергается жестокой критике за низкую эффективность и игнорирование нужд и потребностей потребителей, что связано, прежде всего, с отсутствием конкуренции. Общепризнанным универсальным и наиболее результативным инструментом анализа и формирования как государственного, так и частного секторов услуг является в настоящее время маркетинг. Маркетинг - термин англоязычного происхождения (исходное словосочетание, появившееся в 1910 г. в США, - "market getting"). Существует огромное количество определений понятия маркетинга. В общем случае, маркетинг - это концепция рыночного управления, согласно которой единственная гарантия долгосрочного успеха фирмы, предприятия или государственной структуры - более эффективные в сравнении с конкурентами усилия по удовлетворению настоящих и будущих потребностей потребителей. В частном случае, маркетинг - это инструментарий для тщательного анализа потребностей потребителя, поиска новых путей увеличения ценности предоставляемых услуг, способов их создания и реализации. В любом случае маркетинг призван поставить субъекта рынка перед необходимостью создавать и предлагать потребителям услуги, обладающие подлинной ценностью, и обеспечить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество между производителем и его клиентами. Скачать архив (411.9 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |