Главная » Экономика |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 1.1 Классификация услуг .2 Роль услуг в мировой экономике ГЛАВА II. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ 2.1 Темпы роста показателей мирового рынка услуг .2 Региональная структура международной торговли услугами ГЛАВА III. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УСЛУГ НА МИРОВОМ РЫНКЕ 3.1 Современные тенденции развития мирового рынка образовательных услуг .2 Развитие мирового рынка медицинских услуг ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Смысл любого рынка заключается в том, что он постоянно обеспечивает сопоставление спроса и предложения, то есть сводит продавцов (производителей) и покупателей (потребителей). Сервис представлен на мировых рынках разнообразным спектром услуг. В Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС 1994 г.), действующем в системе ВТО, используется специальный классификатор, содержащий перечень из 160 видов услуг, сгруппированных по таким разделам, как деловые услуги, услуги связи, финансовые услуги, транспорт и другие. Сильное влияние на интеграцию услуг в мировое хозяйство оказывает НТП и, в первую очередь, IT- технологии. Сфера сервиса изменяется в результате перемещения потребителей и производителей услуг между странами. Становление и развитие новых форм взаимодействия на рынке услуг представляет собой длительный процесс. Для создания условий, отвечающих требованиям рынка, необходимо заключение значительного количества правовых положений, всесторонне отражающих взаимосвязи всех участников рынка. Для сферы услуг это представляется достаточно сложной задачей в связи со сложившимся уровнем разности в различных отраслях рассматриваемой сферы. Кроме того, в настоящее время рынок услуг характеризуется появлением новых видов услуг. В этих условиях, возникает необходимость в кардинальном изменении связей, сформированных ранее, и формирование единого общенационального рынка услуг, отвечающего изменяющимся условиям внешней среды. Глобальные процессы в экономике, развитие новых форм и методов хозяйствования на базе передовых информационных технологий, возрастающая роль транспортных, энергетических и финансовых компонентов рынка - все это непосредственно связано с оказанием соответствующих услуг на отдельных территориях. Региональные рынки, с одной стороны, подвержены влиянию мировых изменений, с другой стороны - сами формируют геоэкономическую среду, центры экономического развития и торговли. Происходящие экономические процессы, рост торговых связей и развитие современных форм экономической деятельности ставят участников рынка перед необходимостью наращивания своего потенциала. Изменяющиеся условия требуют разработки новых форм, методов и способов предоставления услуг. Расширение спектра предоставляемых услуг становится обязательным условием конкурентоспособности экономики государства. Освоение темы исследования. Анализ специальной литературы позволяет определить в качестве основы теоретических исследований труды отечественных и зарубежных ученых, в которых разрабатывались общие вопросы формирования рынка услуг, государственной политики в процессе реализации основных функций на рынке услуг. Проблемами стандартизации услуг занимались: Алексеева Н., Васильева Ю., Ларионова Н.И., Семенова А.В., Бабынина Л., Винокуров Е., Карчава А., Косикова Л., Вардомский Л.Б., Ларионова М., Мансуров Т.А., Серегина С. Существенный вклад в исследование современных тенденций развития мирового рынка услуг внесли работы А. Матту, Р. Стерна, Дж. Занини, С. Чаудхури. Изучением проблем либерализации торговли услугами с использованием правовых механизмов ВТО занимаются Р. Адлунг и М. Рой. Среди российских исследователей ведущим специалистом в области международной торговли услугами является И.И. Дюмулен. Вопросы развития и регулирования торговли услугами также рассматриваются в работах Е.В. Даниловой и Е.С. Алдакушкиной; аспекты присоединения России к ВТО - в монографиях и статьях Н.Н. Ливенцева, Я.Д. Лисоволика, Л.В. Сабельникова. Целью работы является анализ формирования и развития мирового рынка услуг в современных условиях хозяйствования. В соответствии с определенной целью в исследовании поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие мировой торговли услугами и её значение, и классификацию услуг; определить роль услуг в мировой экономике; проанализировать темпы роста показателей мирового рынка услуг, и региональной структуры международной торговли услугами; выявить тенденции развития отдельных видов услуг на мировом рынке на примере образовательных и медицинских услуг. Объектом исследования выступает мировой рынок услуг. Предметом исследования являются методологические и методические проблемы создания и развития мирового рынка услуг в современных условиях. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования, фундаментальные положения экономической теории. В исследовании использованы диалектический, системно-логический, комплексный и экономико-математические методы анализа и научного познания. Теоретическую основу работы составляют статьи, монографии, материалы международных конференций, статистические данные, публикации в периодической печати. Практическая ценность работы состоит в том, что ее выводы, могут быть использованы при изучении курсов по «Мировой экономике». Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 26 источников. Услугу можно определить как продукт труда, который не приобретает вещественной формы, а его потребительная стоимость заключается в полезном эффекте живого труда. Профессор Р. И. Хасбулатов в связи с этим пишет, что услуги, связанные с потребительскими товарами, мало чем отличаются от трудового процесса; «в нем присутствуют все пять элементов труда: средства труда, предмет труда, технология, организация и сам труд как целесообразная деятельность человека». В результате работы экспертов в рамках переговоров Уругвайского раунда по подготовке Генерального соглашения по торговле услугами (далее ГАТС) был создан Классификатор услуг. В ходе переговоров по формированию ГАТС был выработан подход к определению понятия «мировая торговля услугами», а также преодолено ранее принятое деление услуг на торгуемые (способные к международному обмену) и неторгуемые (не подлежащие обмену), в результате которого большая часть услуг, производимых и потребляемых на внутреннем рынке, относилась к неторгуемым. В результате экспертному сообществу удалось прийти к соглашению, что услуги становятся торгуемыми, если поставляются одним из четырех способов, которые можно охарактеризовать как: - трансграничная поставка; - потребление за рубежом; - коммерческое присутствие; - перемещение физических лиц. В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг может быть сгруппировано по другим признакам. В случае расширительного подхода к классификации услуг, который принят во Всемирном банке, учитывается движение дохода. В соответствии с этим подходом услуги могут подразделяться на: - факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего, капитала и рабочей силы (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата, выплаченная нерезидентам); - не факторные услуги - остальные виды услуг (транспортные, путешествия и другие нефинансовые услуги). Существует также классификация услуг по способу доставки их потребителю: - услуги, связанные с инвестициями - банковские, гостиничные и профессиональные; - услуги, связанные с торговлей - транспорт, страхование и т. д.; - услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей - связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги. При рассмотрении социально-экономических исследований в сфере услуг считается, что на форму, содержание и динамику развития сферы услуги оказывают влияние следующие четыре фактора: отраслевая структура сферы услуги; принадлежность тех или иных отраслей и предприятий сферы сервиса к определенной форме собственности; региональные условия (демографические, территориально-климатические, финансовые); общее состояние экономики, в том числе состояние потребительского рынка и, соответственно динамика и структуры спроса на комплекс услуг, как со стороны населения, так и со стороны организаций, предприятий. Все услуги согласно ГАТС можно разделить в рамках 12 секторов следующим образом: деловые услуги (включая профессиональные услуги) - 46 отраслевых видов услуг, услуги в области связи (включая почтовые, телекоммуникационные и аудиовизуальные услуги) - 25 видов, строительные и связанные с ними инженерные услуги - 4 вида, дистрибьюторские услуги (включая услуги оптовой и розничной торговли) - 5 видов, услуги в области образования - 5 видов, услуги, связанные с защитой окружающей среды - 4 вида, финансовые услуги (страхование, банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг) - 17 видов, услуги в области здравоохранения и социального обеспечения - 4 вида, туризм и услуги, связанные с путешествиями - 4 вида, услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг) - 5 видов транспортные услуги - 33 вида, услуги прочие, не вошедшие в перечисленные (например, бытовые услуги). Каждый сектор в свою очередь делится на подсектора. Всего классификатор услуг насчитывает 160 видов. Данная классификация признается большинством стран мира. Эта классификация очень важна для обсуждения проблем регулирования международной торговли услугами в рамках ВТО, которые в большей степени затрагивают не факторные услуги. Хотелось бы отметить, что оказание услуг достаточно часто происходит одновременно с продажей товаров или предоставлением инвестиций той или иной стране. Возникают трудности при квалификации услуги внутри перечня. Например, считается, что наем легкового автомобиля для клиента будет являться арендой, а наем автомобиля с водителем относится к транспортной услуге. Нелегко поддается учету стоимость предоставляемых профессиональных услуг через движение физических лиц. Не в полной мере можно учесть размер услуг, передаваемых через коммерческое присутствие - филиалы иностранных компаний. Международное экспертное сообщество продолжает поиск путей по совершенствованию системы классификации и учета услуг. В иностранных источниках существует также достаточно широкий спектр классификаций услуг с точки зрения их природы, а также источника их возникновения и трансформации. Наиболее часто встречающиеся в научной литературе классификации приведены ниже в таблице 1. Таблица 1. Классификация услуг в соответствии с выбранным критерием с учетом специфики природы услуги и источника ее возникновения Принцип классификации Группы услуг По направлению действия услуг - потребительские; - общественные; - продуктные. По видам потребностей - предметные; - информационные; - личностные; - управленческие. По результатам конечной деятельности - реновационные (сервисные); - дистрибутивные; - информационно-поисковые; - рекреационные; - культурно-просветительские; - организационные. По характеру оказания услуг - рыночные; - нерыночные. Источник: составлено автором 1.2 Роль услуг в мировой экономике Развитие сферы услуг является фактором роста экономики. При этом имеется как прямая, так и обратная связь между ростом экономики и развитием сферы услуг. Для стран с высоким экономическим потенциалом рост экономического развития означает расширение сферы слуг, то есть более заметной является прямая связь. Напротив, страны с небольшим экономическим потенциалом не способны на значительное переключение затрат в сферу услуг. Здесь услуги не всегда доступны и качественны, поэтому расширение сферы услуг и улучшение ее качественных характеристик является стимулом роста спроса в продукции, расширения реального сектора, то есть результатом действия обратной связи. Международная торговля услугами в последние десятилетия развивалась быстрыми темпами, выполняя функцию своеобразного механизма, обеспечивающего развитие международного разделения труда, рост кооперации производства. Важное стимулирующее воздействие на расширение спектра оказываемых услуг и увеличение их объема имеет возрастающая индивидуализация потребностей населения и производства в тех или иных видах услуг. Развитию отраслей сферы услуг способствуют и такие факторы, как сравнительно незначительный стартовый капитал, необходимый на этапе создания относящихся к ней организаций, короткие сроки окупаемости инвестиций во многих отраслях сферы услуг вследствие сравнительно непродолжительного производственного цикла. В целом при оценке состояния и перспективы развития сферы услуг в современной экономике, часто определяемой как постиндустриальная, отмечается, что в структуре услуг наблюдается тенденция их смещения в направлении к наукоемким видам, а также к социально-ориентированным, обеспечивающим необходимое качество жизни населения. Доля услуг в ВВП страны, а также количество занятых в сфере услуг в общей численности работников составляет около 60%. Развитие сферы услуг в России проявляется в расширении спектра предоставляемых услуг, увеличении уровня бюджетного финансирования целого ряда отраслей сферы обслуживания. Рисунок 1. Удельный вес экспорта услуг в ВВП ряда стран Источник: URL: http://www.cbr.ru/statistics Наряду с вышеназванными факторами развития сферы услуг в масштабе мировой экономики на развитие этой сферы влияют и такие факторы, как расширение и укрепление негосударственного сектора экономики, представленного в значительной степени малым и средним бизнесом, вхождение на российский рынок иностранных компаний, обладающих современными технологиями ведения бизнеса в сфере услуг. В современных условиях сфера услуг становится одним из основных элементов социально-экономической системы. Зарубежные специалисты объясняют развитие сферы услуг в постиндустриальной экономике действием таких факторов, как политика государства, тенденции бизнеса, развитие информационных технологий, социальные изменения, интернационализация деятельности по оказанию услуг. Отечественные исследователи к факторам, способствующим прогрессу сферы услуг и становлению сервисной экономики, в одних случаях также относят политические, экономические, социально-демографические и научно-технические факторы, бизнес-факторы, интернационализацию и глобализацию. В других же случаях такими факторами считают: расширение и усложнение потребностей; научно-технический прогресс; действие совокупности экономических факторов; рост спроса на различного рода потребительские услуги, развитие систем сервисного сопровождения товаров; гармонизацию интересов потребителей и производителей; действие социально-демографических факторов; реализацию политико-правовых факторов; развитие инфраструктуры рынка; действие социально-культурных факторов; рациональное использование ресурсов, охрану здоровья человека и улучшение окружающей среды. В современных развитых странах сервисная занятость (порядка 70% всех работников) заметно преобладает над занятостью в других сферах экономики вместе взятых (см. Таблицу 2). Наблюдается абсолютное доминирование занятости в сфере услуг над занятостью в материальном производстве. Таблица 2. Структура занятости экономически активного населения по основным секторам экономики, в % соотношении Годы Доля занятых В сельском хоз-ве В промышленности В сфере услуг Россия 1980е годы 59 27 14 2000е годы 37 37 27 2013-2014 13 30 57 Развивающиеся страны 1980е годы 81 1 12 2000е годы 77 9 14 2013-2014 41 16 43 Развитые страны 1980е годы 31 20 43 2000е годы 13 40 58 2013-2014 7 26 70 Весь мир 1980е годы 66 14 20 2000е годы 58 16 25 2013-2014 33 18 47 Источник: URL: http://www.cbr.ru/statistics В Западной Европе, Северной Америке и Японии высока доля сервисной занятости, связанной с наукоемкими видами деятельности, порожденными становлением постиндустриального общества. В странах же «третьего мира» (Азия, Африка, Латинская Америка) наблюдается расширение главным образом традиционных, ненаукоемких видов сервисной деятельности (лоточная торговля, работа прачечных и парикмахерских, транспортные перевозки и т.д.) Их развитие связано не с зарождением постиндустриального общества, а с отсутствием в промышленном производстве спроса на малоквалифицированный труд. Значительная часть этой традиционной сферы услуг попадает в неформальный сектор экономики - производство товаров и услуг мелкими производителями без официальной регистрации. Что же касается производства современных, наукоемких услуг (скажем, предоставления провайдерами доступа к Интернету <http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/INTERNET.html>), то здесь страны «третьего мира» резко отстают от развитых (см.Таблицу 3). По словам американского социолога Мануэля Кастельса, современный мир раскалывается на «Интернет-имущих» (тех, кто имеет доступ к современным средствам информационных коммуникаций) и «Интернет-неимущих» (тех, кто этого доступа лишен). Таблица 3. Отставание стран догоняющего развития по степени доступа к услугам информационных коммуникаций Регионы мира Доля общего числа пользователей Интернет, % Африка 1 Восточная Европа 5 Западная Европа 24 Северная Америка 43 Азия 21 Источник: URL: http://www.cbr.ru/statistics Современная Россия по степени развития сферы услуг занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. С одной стороны, в 21м веке в крупных городах (особенно, в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдалось стремительное приближение к западным стандартам развития сервиса. С другой стороны, в российской «глубинке» сфера услуг развивается в формах, более близких к странам «третьего мира» - (неформальная организация бизнеса, широкое использование малоквалифицированного труда, нехватка наукоемких услуг). Участие услуг в формировании ВВП, отношение объема экспорта (импорта) услуг к ВВП, коэффициент занятости в сфере услуг наряду с другими показателями (например, объем экспорта на душу населения, коэффициент относительной экспортной специализации и др.) входят в число важнейших показателей, характеризующих положение страны в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, степень ее открытости. Не менее важен и индекс, показывающий отношение доли в ВВП экспорта товаров к доле в ВВП экспорта услуг. В таблице 4 отображена доля ведущих стран в мировой экономике в 2013 году в процентном соотношении. Данные взяты из источника: Доклад на собрании ООН РАН. Таблица 4. Доля ведущих стран в мировой экономике в 2013 году Источник: URL: http://www.cbr.ru/statistics Услуги давно уже стали самостоятельной сферой международного обмена, значение которой быстро возрастает, открывая дорогу развитию торговли товарами. Оба эти обстоятельства определяют двойственную роль услуг в мировой экономике. Существующее положение в сфере международной торговли услугами можно охарактеризовать следующими изменениями и тенденциями: - международная торговля услугами связана с движением прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые обеспечивают коммерческое присутствие путем создания представительств, контролируемых из-за рубежа; - темпы роста мировой торговли услугами в целом соответвуют динамике развития торговли товарами, на долю услуг в глобальной торговле в последние двадцать лет приходится около 25%; - в регулировании международной торговли услугами высока роль государства. Наиболее важные отрасли экономики находятся под контролем государства; - международный обмен услугами во многих случаях связан с перемещением производителей и потребителей услуг; - наблюдается тенденция роста участия в мировой торговле развивающихся стран, что вызвано в значительной степени процессами интернационализации и транснационализации сферы услуг и связанным с этим переводом многих производств и видов деятельности на территории развивающихся стран; - замечен стабильный рост доли прочих услуг в общей структуре международной торговли услугами, что отражает современные процессы глобализации и научно-технического прогресса. Отметим, что определяющими факторами развития сферы услуг в мировом масштабе в последние десятилетия являются научно-техническая революция и структурно-технологическая перестройка материального производства. Наряду с этим для современного этапа развития мировой экономики характерны усиление межстрановых, межрегиональных и межотраслевых связей в сфере услуг, интенсивная информатизация происходящих в ней процессов на всех уровнях, инновационность в используемых технологиях и управлении. В последние два десятилетия появился ряд новых весьма весомых долговременных стимулов развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок. В параметрах экономической динамики действие этих факторов проявлялось в расширении спроса на услуги со стороны основных агентов хозяйственного процесса. Если в прошлом прирост услуг определялся преимущественно потребительским спросом, то теперь, по оценкам экспертов, до 80% прироста услуг в развитых странах обеспечивает спрос со стороны производства. Расходы на услуги выросли в крупную статью производственных издержек фирм разной отраслевой принадлежности. За первое десятилетие XXI века торговля услугами возросла на 10%, достигнув в 2012 г. 4345 млрд. долларов (таблица 5). В таблице 5 отражена динамика мировой торговли товарами и услугами. Таблица 5. Динамика мировой торговли товарами и услугами Показатель 2008 2009 2010 2011 Откл. 2011/2008 в абс. в % Мировая торговля услугами (трлн. долл. США) 1,6 1,6 1,8 1,9 0,3 18,75 Темпы роста товаров, % - 1,54 3,03 5,88 - - Темпы роста услуг, % - 0,00 12,5 5,56 - - Источник: World Trade 2012, Prospects for 2013, Trade to remain subdued in 2013 after sluggish growth in 2012 as European economies continue to struggle, WTO Secretariat Geneva, PRESS/688, 10 April 2013, р. 11 По данным таблицы 5 в последние годы рост не настолько велик, но, тем не менее, он продолжается, так с 2008 года по 2011 г. торговля услугами возросла на 18,75%, что в абсолютном показателе составляет 300 млрд. долл. США. Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг - выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг - явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. Глобальный экспорт коммерческих услуг в 2012 г. вырос на 2% и составил 4345 млрд. долл. (таблица 6, рисунок 3). Таблица 6. Динамика мирового экспорта услуг, 2005-2012 гг., млрд. долл. Вид услуг 2012 Темп прироста, % 2010 2011 2012 2012/2005 Услуги всего 4345 10 11 2 8 Транспорт 885 16 9 2 7 Поездки 1105 9 12 4 7 Связь 100 3 10 -3 8 Строительство 110 -4 8 3 10 Страхование 100 1 0 2 11 Финансы 300 7 12 -4 8 Компьютерные и информационные услуги 265 12 14 6 14 Роялти и лицензионные платежи 285 8 14 -2 9 Прочие деловые услуги 1145 9 13 2 9 Услуги в сфере культуры и отдыха 35 14 13 3 7 Источник: World Trade 2012, Prospects for 2013, Trade to remain subdued in 2013 after sluggish growth in 2012 as European economies continue to struggle, WTO Secretariat Geneva, PRESS/688, 10 April 2013, р. 11 Поставки транспортных услуг росли в соответствии с общемировыми трендами в 2%, экспорт группы прочих видов коммерческих услуг вырос лишь на 1%, а наибольший прирост (4%) был зафиксирован по статье «поездки». Среди прочих видов коммерческих услуг наиболее динамично развивался экспорт компьютерных и информационных услуг (прирост на 6%). Развитие сегмента услуг в мировых информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) образует мозговой центр информационной экономики, так как здесь создается интеллектуальная «начинка» товаров и услуг, производственных технологий, бизнес-процессов. Однако необходимо подчеркнуть, что разные сегменты ИТ-рынка имеют разную динамику. Если говорить об участниках “Рэнкинга крупнейших ИТ-компаний”, то среди них в минувшем году больше всего (cм. рис. 1) увеличилась выручка компаний, связанных с разработкой ПО. Наименьшую же динамику роста (менее 10%) продемонстрировали компании, оказывающие телеком-услуги. Наряду с компьютерными и информационными услугами также увеличился экспорт строительных и страховых услуг (3 и 2% соответственно), на 2% выросли прочие виды деловых услуг, охватывающие юридические и бухгалтерские услуги, консалтинг, рекламу, маркетинг, а также такой важный для коммерциализации инновационной деятельности сегмент, как инжиниринговые услуги. Рисунок 2. Изменение выручки участников “Рэнкинга крупнейших ИТ-компаний” в зависимости от видов деятельности Источник: “Эксперт РА”, май 2013 г. Рисунок 3. Динамика доходов участников “Рэнкинга крупнейших ИТ-компаний” Источник: “Эксперт РА”, май 2013 г. Рисунок 4 - Динамика мирового экспорта услуг, 2005-2012 гг., млрд. долл., Так, если в середине 90-х годов на развитые страны приходилось около 70% экспорта и импорта услуг, то уже к 2010 г. - около 50%. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг). Позиции России в международной торговле услугами в целом в настоящее время, в силу ряда объективных причин и ее исторического прошлого, относительно слабые (уступают позициям в международном товарообороте) и не позволяют в полной мере реализовать экономические преимущества этой торговли. Вместе с тем, потенциал сферы услуг в нашей стране, базирующийся, прежде всего на высококвалифицированных кадрах, представляется существенным. Поставка Россией услуг за границу может рассматриваться как перспективная область ее внешнеэкономических связей и как источник увеличения валютных доходов. Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания, направленного на установление оптимальных условий для динамичного роста. Высокоперспективным и весьма динамичным видом услуг становится обслуживание рынка, получаемое по системе Интернет. Функционирование глобальной системы Интернет обеспечивают коммерческие организации - поставщики услуг (провайдеры) по подключению пользователей к глобальной сети Интернет. Набор услуг по подключению к системе Интернет сформировался в высококонкурентный рынок. Он быстро растет, высокоприбылен. Мировой рынок услуг Интернет в 2010 г., по некоторым оценкам, достиг 3,5 млрд. долл. В таблице 7 отражено процентное соотношение пользования Интернетом в мире. Таблица 7. Пользование Интернетом в мире (на 1 января 2012 г.) Регион Население, млн чел. Пользователи Интернета, млн чел. Проникновение, % от численности населения Рост 2000-2011, % Пользователи планшетником 2000 2011 Африка 1038 4,5 139,8 13,5 2988 6,2 Азия 3880 114,3 1016,8 26,2 789 44,8 Европа 816 105,1 500,7 61,3 376 22,1 Ближний Восток 216 3,2 77,0 35,6 2245 3,4 Северная Америка 347 108,1 273,1 78,6 153 12,0 Латинская Америка и Карибский бассейн 597 18,0 235,8 39,5 1250 10,4 Океания, Австралия 35 7,6 239 67,5 214 1,1 Мир всего 6930 361,0 2267,2 32,7 528 100,0 Источник: UNCTAD. Information Economy Report 2012. - New York, 2012. - P. 22. Динамика развития торговли услугами в России отличается от общемировых тенденций. Если в мире темпы роста торговли услугами опережают темпы торговли товарами, то в российской действительности ситуация обратная. За период с 1995 по 2012 г. стоимость экспорта товаров выросла в 6,2 раза, экспорта услуг - в 5,8 раз. Отношение экспорта услуг к экспорту товаров в 1995 г. составляло 12,7%, в 2012 г. - 10,3%. В отличие от торговли товарами, торговля услугами складывается с отрицательным сальдо. В 2012 г. оно составило 46,5 млрд. долл. В структуре российского экспорта и импорта услуг наибольший удельный вес имеют транспортные услуги и поездки, однако доля их имеет тенденцию к снижению. В 1995 г. доля транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг составляла 35%, поездок - 40,6%, в 2005 г. - 36 и 23%, в 2012 г. 31 и 17%. Что касается импорта, то в 1995 г. доля транспортных услуг составила 16%, доля поездок - 57%, через 10 лет в 2005 г. эта доля составила по транспортным услугам - 13%, по поездкам - 44%, в 2012 г. - 15 и 39% соответственно (см. табл.8). Таблица 8. Динамика внешней торговли России услугами (млн долл.) 1995 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Баланс услуг -9638 -6665 -13775 -24289 -19836 -28702 -35947 -46487 Экспорт услуг 10567 9565 24970 51178 41594 44981 54025 62340 Транспортные 3781 3555 9113 15024 12369 14911 16992 19161 Поездки 4312 3429 5870 11842 9366 8830 11398 10759 Прочие 2475 2580 9988 24312 19858 21239 25635 33420 Импорт услуг 20205 16230 38745 75468 61429 73682 89972 108827 Транспортные 3307 2330 5137 12960 9451 12058 15303 16443 Поездки 11599 8848 17314 23778 20905 26587 32466 42798 Прочие 5299 5052 16294 38730 31416 35038 42203 49586 Источник: URL: http://www.cbr.ru/statistics 2.2 Роль Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) в регулировании сферы услуг В сфере услуг, как и в других секторах экономики, существует ряд проблем по ее регулированию. Для решения накопившихся проблем было заключено Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), которое с 1 января 1995 года вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Генеральное соглашение по торговле услугами - первое многосторонне межгосударственное соглашение по торговле услугами - важнейший итог Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. Предметом ГАТС являются меры, оказывающие воздействие на торговлю услугам осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства (статья I ГАТС). ГАТС определяет торговлю услугами как их трансграничный обмен, как их потребление в пределах национальной территории, как их поставки путем так называемого «коммерческого присутствия» на территории других стран. Либерализация в сфере торговли услугами рассматривается как предоставление иностранным поставщикам услуг в большей или меньшей степени тех же условий, что и национальным поставщикам. Критики ГАТС заявляют, что оно вредит экономике бедных стран, угрожает стабильному развитию, противоречит интересам потребителей и вынуждает государство позволить иностранцам руководить учреждениями национальной сферы здравоохранения и образования. Однако эти заявления не имеют под собой прочной основы. Если говорить о странах-импортерах, то расширение доступа к услугам банковского сектора, страхования, транспорта и связи может привести к снижению цен, улучшению качества обслуживания и расширению выбора для потребителей. Экономика любой страны, в том числе ее экспортные отрасли, только выигрывают от создания современной инфраструктуры сферы услуг. Связанный с этим обстоятельством экономический рост способствует не только увеличению доходов и занятости, но и росту национального сектора услуг и достижению других стратегических целей, в частности - устойчивого экономического развития. Соглашение ГАТС не требует отсутствия регулирования или приватизации предприятий этого сектора. Это не связанные между собой вопросы, и государство в каждом случае принимает по ним самостоятельное решение. Дальнейшая либерализация не мешает государству сохранить полный контроль в отношении масштабов предоставления услуг здравоохранения и образования со стороны иностранных предприятий. Особое внимание следует обращать на либерализацию наиболее объемного и весьма динамичного в последние годы рынка финансовых услуг. Объем рынка (банковские и страховые сделки, операции с ценными бумагами) оцениваются в 1 трлн. долл. В декабре 1997 г. в рамках ВТО подписано многостороннее соглашение о либерализации рынка финансовых услуг. По его условиям около 100 государств обеспечили различную степень открытости своих финансовых рынков с 1999 г. Так, в США иностранные банки уравниваются в правах с местными, отменяются требования к иностранным страхователям в отношении проживания и гражданства США. Здесь также намерены разрешить покупку национальных банков иностранцами в 50 штатах. В свою очередь Швейцария отказывается от некоторых дискриминационных требований к иностранным банкам. Бразилия снижает степень государственного вмешательства в банковский сектор. По мнению ВТО и основных участников соглашения о либерализации рынка финансовых услуг, принятие условий этого документа обеспечивает гораздо большую экономическую стабильность в мире. Свободная конкуренция в сфере мировых финансовых услуг открывает крупному банковскому и страховому капиталу перспективу завоевания новых рынков, в частности в Азии. Внешнеторговый оборот услугами концентрируется в группе развитых стран. Главные экспортеры - США, Голландия, Франция и Великобритания, во все возрастающей степени экспортируют услуги Германия, Япония, Италия. Здесь по темпам роста лидируют финансовые и компьютерные услуги, а также бухгалтерские, аудиторские, рекламные, юридические, консалтинговые по вопросам маркетинга, управления, повышения эффективности и другие. Новые технологии значительно расширяют рамки внешней торговли услугами здравоохранения, образования, науки, культуры и искусства. Несмотря на то, что юридические и политические барьеры для международного обмена на мировом рынке услуг остаются более высокими, чем на товарных рынках, услуги активно содействуют глобализации хозяйственной жизни, ускоряя и углубляя этот процесс. Торговля услугами в большей степени, чем торговля товарами, подпадает под защитные меры, а универсальные принципы и инструменты, подобные тем, которые признаны и используются в торговле товарами, в торговле услугами зачастую отсутствуют. Набор исключений, используемых в рамках ГАТС, достаточно широк. К нему относятся: лимиты на участие иностранных поставщиков на рынке определенных видов услуг (например, ограничение доли иностранного участия в уставном капитале банка, страховой и финансовой компаний); количественные ограничения на поставляемые услуги; квоты на иностранных специалистов; требования обязательной сертификации иностранных услуг; особые правила въезда в страну специалистов отдельных категорий; лицензирование занятий определенными профессиями; лимиты на ввоз валюты и т. д. Часто устанавливаются прямые запреты на иностранные услуги в отдельных отраслях. В большинстве случае это относится к банковским и страховым услугам. В некоторых странах действует государственная монополия на телевидение, железнодорожное сообщение, а также запреты на работу иностранных граждан в определенных отраслях производства. Большей частью эти ограничения аргументируются необходимостью защиты жизненно важных национальных культурных, этических, социальных ценностей. услуга торговля мировой рынок Географическая структура мировой торговли претерпела существенные изменения за счет роста доли развивающихся стран, существенного сокращения удельного веса стран с переходной экономикой при сохранении высокой доли развитых стран. Причина подобных изменений связана с неодинаковыми темпами роста экспорта из отдельных групп стран. Развитые страны. Стоимостной объем экспорта данной группы стран увеличился с 1277,3 млрд. долл. в 1980 г. до 4070,6 млрд.долл. в 2001 г., т.е. в 3,19 раза, объем импорта - с 1411,3 млрд долл. до 4354,8 млрд долл., или в 3,09 раза. Удельный вес в мировом экспорте несколько снизился с 67,3% в 1980г. до 64,1% в 2002 г., в мировом импорте - до 68,0% соответственно. Товарная структура торговли развитых стран не претерпела существенных изменений. Географическое распределение экспорта и импорта развитых стран отличается явным преобладанием доли взаимной торговли, но вследствие более динамичных темпов роста товарооборота с развивающимися странами и странами с переходной экономикой этот показатель снизился в экспорте в 77,9% до 71,3%, в импорта с 77,6% до 69,1% за 1990-2011 гг., удельный вес развивающихся стран увеличился в экспорта развитых государств с 19,5% до 22,5%, в импорте с 19,7% до 26,8%; доля стран с переходной экономикой возросла в экспорте с 2,6% до 4,3%, в импорте с 2,8% до 4,0%. Развивающиеся страны отличаются активизацией участия в международном разделении труда: за 1980-2012 гг. их доля в мировом экспорте возросла с 23,4% до 30,9%, в мировом импорте - до27,4%. Высокая доля промышленного экспорта в совокупном экспорте характерна далеко не для всех стран развивающегося мира. Так, по оценкам МВФ лишь 6 развивающихся стран (КНР, Индия, Малайзия, Пакистан, Таиланд, Бразилия) имеют промышленную продукцию в качестве основы экспортных доходов (более 50%). Основной тенденцией в географическом распределении торговли развивающихся стран является постоянный рост взаимной торговли, что привело к увеличению доли развивающихся стран в их совокупном экспорте с 34,2% до 41,2%, в импорте с 34,9% до 46,1% за 1990-2011 г. Следует отметить, что рассматриваемый фактор стал одним из главных факторов роста мировой торговли в 2012 г. Следует остановиться и на особенностях регионального распределения экспорта развивающихся стран. Здесь можно выделить такие особенности, как: 1) постоянный рост доли Азии в совокупном экспорте развивающихся стран (более 60%) при падении удельных весов Латинской Америки и Африки; 2) высокая концентрация регионального экспорта в нескольких странах. Страны с переходной экономикой. За 1980-2012 гг. экспорт стран с переходной экономикой увеличился с 162,1 млрд. долл. до 311,5 млрд долл. В географическом распределении примечательной тенденцией является сокращение доли взаимного товарооборота (в экспорте с 41,3% до 24,8%, в импорте - с 48,5% до 26,2% за 1990-2011 гг.) и доли развивающихся стран (в экспорте с 24,1% до13,1%, в импорте с 13,7% до 10,6%) при неуклонном увеличении удельного веса развитых стран (в экспорте с 34,2% до 57,1%, в импорте с 37,0% до 63,1% за 1990-2011 гг.). Региональная структура мирового экспорта характеризуется падением доли регионов развитых стран и ряда развивающихся регионов, ростом удельного веса Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока и Центральной и Восточной Европы, экспорт которых развивался более динамичными темпами. В географической структуре российской торговли услугами, как и в торговле товарами, преобладают страны дальнего зарубежья, однако участие этого сегмента более ощутимо: на него приходится свыше 80% экспорта и 90% импорта. При этом наибольшая доля принадлежит Европейскому союзу. Около 10% - участие стран Северной Америки, 8% - Азии (табл. 9). В разбивке по странам наибольшие объемы приходятся на пять основных (млрд долл.): Великобритания (экспорт - 5,3, импорт - 6,0), США (4,1 и 6,1), Германия (3,8 и 7,1), Кипр (3,0 и 4,9) и Нидерланды (1,5 и 3,3). Со всеми этими странами сальдо торговли услугами отрицательное. Что касается стран СНГ, то здесь наиболее важными партнерами России выступают: Украина (экспорт - 2,3 млрд долл., импорт - 4,3 млрд долл.), Казахстан (1,9 и 1 млрд долл. соответственно) и Узбекистан (1,3 и 0,4 млрд долл.). Практически со всеми странами СНГ (кроме Белоруссии) торговля услугами складывается для России с положительным сальдо. Скачать архив (247.4 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |