Главная » Экономика |
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. В современных международных отношениях все более важное значение приобретают международные организации: как универсальные, охватывающие большинство стран мира, так и региональные или локальные, объединяющие государства по географическому принципу. Существенную роль играют те из них, деятельность которых основывается на прогрессивных демократических принципах международного права. Дипломатическое право международных организаций на основе Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 рассматривает, прежде всего, такие вопросы: представительство государства при международных организациях; делегации в органах и на конференциях; привилегии и иммунитеты представителей государств и т.п., и, конечно, основным вопросом является обеспечение таких делегаций. Рост числа государств, многообразие экономических, политических, технических и военных проблем, существующих между этими государствами и в мире в целом, развитие средств коммуникаций и многие другие радикальные перемены, произошедшие на протяжении последнего века, с неизбежностью привели к изменениям структуры мирового сообщества и самой дипломатии. Международные организации возникли в результате многостороннего сотрудничества государств в различных областях. Появление этих учреждений привело к созданию новых форм и методов дипломатической деятельности, определенных доктриной международного права как многосторонняя дипломатия. Вместе с тем заметим, что правовые нормы, которыми руководствуется эта область дипломатии, не унифицированы и лишены необходимой четкости, поскольку совокупность правовых норм дипломатического права, регулирующих новую дипломатию, которые лишены ясности и запутаны. Цель курсовой работы - рассмотреть обеспечение деятельности российских делегаций в международных организациях. Объект исследования - деятельность российских делегаций в международных организациях. Предмет исследования - обеспечение деятельности российских делегаций в международных организациях. Задачи исследования: . Выделить дипломатические аспекты в представительстве международных организаций. . Охарактеризовать особенности дипломатической деятельности в рамках международных организаций. . Рассмотреть привилегии и иммунитеты представителей государств, участвующих в деятельности международных организаций и конференций. . Рассмотреть представительство российских делегаций в международных организациях и их протокольное обеспечение (на примере делегаций В.Путина, Д.Медведева, Б.Ельцина). . Рассмотреть методы обеспечения безопасности российских парламентских делегаций за рубежом. Структура работы содержит введение, три главы, заключение и список литературы. ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВ В ИХ ОТНОШЕНИЯХ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ УНИВЕРСАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА 1.1 Дипломатические аспекты в представительстве международных организаций Место международных организаций в системе дипломатического права по-разному квалифицируется в специальной литературе. Исследователи, рассматривает дипломатию, осуществляемую посредством международных организаций, по четырем позициям: а) с (точки зрения) позиции государств по отношению к соответствующей международной организации. Эта позиция выражается в политике государств по отношению к международной организации, которая осуществляется двумя способами: направлением представителей на заседания органов этой организации и созданием постоянных миссий, аккредитованных при соответствующей организации; б) с позиции дипломатии государства по отношению к другим государствам в рамках соответствующей международной организации. Эта позиция выражается в возможности государств использовать международные организации, особенно имеющие политический характер (Организация Объединенных Наций), в качестве важной трибуны для собственных выступлений. Вместе с тем в рамках международных организаций существует возможность для государств осуществлять двусторонние контакты с другими членами соответствующей организации; в) с позиции дипломатии международных организаций по отношению к странам-членам или третьим странам. Эта позиция выражается, с одной стороны, посредством направления международной организацией своих дипломатических миссий (временных или постоянных) в какое-либо государство, с другой стороны, посредством принятия ею решений, которые обязательны только для стран, одобряющих эти решения; г) с позиции дипломатии международных организаций по отношению к другим международным организациям. Эта позиция отражается в том, что международные организации преследуют общие цели для государств-членов соответствующей организации. Однако существуют случаи, когда одними и теми же проблемами занимаются разные международные организации (например, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), что может спровоцировать соперничество и ведомственный конфликт. Существующее положение вещей уязвимо, потому что государство может быть членом двух международных организаций, соперничающих между собой, и результаты деятельности в этих организациях могут быть разными по последствиям принимаемых решений. Традиция учреждать постоянные представительства (миссии) при международной организации возникла одновременно с созданием самих международных организаций и воплотилась после Первой мировой войны в рамках Лиги Наций и в рамках некоторых международных универсальных организаций специализированного характера. Первой страной, открывшей в 1920 г. постоянное представительство при Лиге Наций, была Польша. Этому примеру последовали и другие государства, и в 1922 г. существовало уже 25 постоянных миссий, а в 1930 около 40. Постоянное представительство (миссия) - это орган внешних сношений государства, предназначенный представлять его в международной организации и, в основных чертах, схожий с постоянным дипломатическим представительством аккредитующего государства в государстве пребывания. Кодификация правовых норм, регулирующих положение представительства государств в их отношениях с международными организациями, состоялась на Венской конференции 1975 г. В результате большой работы, предпринятой в рамках Комиссии международного права ООН, на рассмотрение конференции был представлен проект. Задача конференции заключалась не только в кодификации существующих норм, но и в установлении дополнительного характера новых регламентации. Конференция должна была выработать правила, направленные на упорядочение отношений между государствами и международными организациями, и определить статус представительств государств при международных организациях. Положения Конвенции были раскритикованы представителями многих государств и специалистами в области международного права. Суть критики сводилась к тому, что некоторые делегации рассматривали проблемы только с точки зрения направляющей страны, не принимая во внимание интересы государства пребывания соответствующей международной организации. Другим направлением критики послужил принцип использования на конференции большинства для утверждения невзвешенного документа, предоставлявшего больший режим иммунитетов и привилегий, чем были готовы утвердить государства, на территории которых расположены штаб-квартиры организаций. В результате Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. не вступила в силу до настоящего времени, поскольку не была принята необходимым числом государств. Функции постоянной миссии при международных организациях в значительной мере совпадают с функциями постоянного дипломатического представительства. К основным функциям постоянного представительства (миссии) при международных организациях относятся: а) поддержание связи между государством представительства и соответствующей международной организацией; б) обеспечение представительства посылающего государства при соответствующей международной организации; в) ведение переговоров с международной организацией и в ее рамках; г) выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщение о ней правительству посылающего государства; д) предоставление международной организации информации об определенных событиях, происходящих в государстве пребывания. К специфическим функциям постоянного представительства (миссии) относятся: а) обеспечение участия посылающего государства в политической и правовой деятельности соответствующей международной организации; б) содействие в осуществлении целей организации, ради которых она была создана К типичным функциям постоянного представительства (миссии) относятся: а) информирование международной организации о помощи, в которой нуждается посылающее государство; б) содействие в развитии международного сотрудничества в соответствующей сфере. Учреждение постоянного представительства (миссии) при международной организации может осуществляться только в случае, когда правила организации позволяют это. Государство-член не нуждается в получении разрешения от организации для учреждения при ней постоянного представительства (миссии) и не обязано получать от нее агреман для лица, назначенного представлять его интересы. Государство пребывания организации не может противодействовать учреждению постоянного представительства (миссии) государства-члена организации, находящейся на ее территории. Международная организация обязана уведомить государство пребывания об учреждении постоянной миссии государства-члена, а государство пребывания принимает это к сведению, не имея возможности предъявить возражения относительно учреждения миссии. Структура постоянного представительства (миссии) при международной организации отличается от структуры постоянного дипломатического представительства. Во-первых, отсутствует категория ранга постоянных представительств (миссий). Каким бы ни был ранг главы представительства (посол или министр), миссии имеют один и тот же статус и между ними с этой точки зрения не существует иерархии старшинства. Во-вторых, структура и численность персонала постоянного представительства (миссии) определяется значением, которое придает направляющее государство соответствующей международной организации. Что касается структуры персонала постоянного представительства (миссии), то практика показывает, что существуют две категории персонала: дипломатический персонал и административно-технический. Звания, которые присваивают членам дипломатического персонала представительства международной организации (за исключением глав представительств), не отличаются от званий, традиционно присеваемых дипломатическим агентам: советник, секретарь, атташе. Главы представительств (миссий) назначаются на должность «постоянного представителя» или «помощник постоянного представителя» вне зависимости от присвоенного ему ранга (посол или министр). В случае временного отсутствия главы представительства его замещает лицо, обладающее самым высоким после главы представительства званием, которое вступает в должность исполняющего обязанности. Назначение членов персонала постоянного представительства (миссии), как правило, является внутренним актом направляющей страны и не требует получения агремана организации или страны пребывания6. Другими словами, организация не имеет права контролировать назначение постоянного представителя. Несмотря на то, что государство пребывания не имеет права запрашивать агреман, оно тем не менее имеет возможность возражать против назначения представителя, который его не устраивает. Только главы государств, правительств и министры иностранных дел, в соответствии с установленной практикой, не должны подтверждать полномочия представлять свои государства. Представитель, аккредитованный при международной организации, или делегат на заседании международной организации должен представить документ (верительную грамоту или полномочия), удостоверяющий, что его обладатель уполномочен представлять свою страну. Процедура подтверждения полномочий является необходимой и для других членов постоянного представительства (миссии), выполняющих дипломатические функции. Подтверждение полномочий производится посредством уведомления. Глава постоянного представительства (миссии) должен иметь верительные грамоты в адрес исполнительного органа международной организации (Генеральному секретарю или Генеральному директору). Верительные грамоты подписываются, согласно внутреннему законодательству каждого государства, главой государства или правительства. 1.2 Особенности дипломатической деятельности в рамках международных организаций Международная организация устанавливает, поддерживает и осуществляет отношения с государствами-членами в стране, где находится ее местопребывание. Обычно международную организацию представляет Секретариат, то есть чиновники, наделенные полномочиями для осуществления этих целей. Секретариат международной организации, в качестве технического органа совместно с совещательными органами (Генеральная Ассамблея и Совет) формирует механизм претворения в жизнь целей организации. Подобно тому, как постоянные представители государств являются официальными представителями своих стран, чиновники являются официальными представителями международной организации. Определение международное должностное лицо обозначает лицо, выступающее в качестве международного гражданского агента или чиновника международной организации. Наряду с определением международное должностное лицо существует определение международный агент, более широкая и менее четкая категория, чем первая. Это определение включает помимо, собственно говоря, международных чиновников также другие категории членов персонала международных организаций: членов миротворческих сил, международных парламентариев, членов консультативных собраний, арбитров, судей, экспертов, посредников, консультантов, советников и технических работников международных трибуналов. Международные агенты дифференцированно пользуются иммунитетами и привилегиями в зависимости от положения, которое они занимают в иерархии в рамках Секретариата и места, где они исполняет свою миссию. Некоторые из них, например, международные должностные лица практически пользуются такими же иммунитетами и привилегиями, как обычные дипломаты. В последние годы в практике ООН начали использовать еще одно определение - «член персонала» (включающее категории чиновников, экспертов и в целом всех лиц, выполняющих функции или предоставляющих услуги в системе Организации Объединенных Наций. Следует напомнить, что в рамках Секретариата ООН работают примерно 22.000 международных чиновников, а в системе Организации Объединенных Наций, включая специализированные институты ООН, работают свыше 35 тысяч международных чиновников. Согласно правилам набора персонала, которые каждая международная организация устанавливает самостоятельно, назначение международного чиновника осуществляется путем вручения полномочий, выданных органами организации. Вхождение в должность международного чиновника происходит на основе специальной процедуры международной клятвы, которая применяется в рамках соответствующей международной организации. Международные чиновники относятся к двум категориям: международные чиновники, принятые на службу в рамках соответствующей международной организации, и нештатный чиновник, который не является принятым на работу, однако пользуется теми же привилегиями и иммунитетами. Категория международных чиновников отличается от постоянных представителей и временных представителей государств-членов. Деятельность международных чиновников находится вне публичной системы управления (общественного порядка) любого государства и осуществляется в контексте международного (общественного) публичного порядка, откуда вытекает, что они являются не национальными агентами (публичные национальные чиновники), но международными агентами, обслуживающими непосредственно цели соответствующей международной организации. Международные чиновники не связаны ни с одним из государств-членов международной организации, поскольку принадлежат к категории лиц, независимых от этих государств, включая страны, гражданами которых они являются. Принцип независимости международного чиновника от государств утвержден всеми международными организациями. В современной практике международных организаций статус международного чиновника устанавливается в одностороннем порядке организацией путем принятия положения о персонале и не может оговариваться лицом, которое собирается стать международным чиновником. Персонал международной организации, как правило, делится на три категории: а) генеральные секретари (директора) и основные чиновники секретариатов (персонал, ответственный за разработку политики данной организации); б) профессиональные чиновники (штатный персонал, набираемый на международной основе, так называемая категория Р); в) технические чиновники (общий обслуживающий персонал, принятый на месте, так называемая категория G). Эксперты международных организаций - это лица, обладающие определенной компетенцией с технической точки зрения, вызванные какой-либо организацией на время работы от ее имени и за ее счет на территории государств, нуждающихся в помощи этих экспертов. С точки зрения распространяемых на них привилегий и иммунитетов международные чиновники делятся на три категории: а) персонал, пользующийся дипломатическими привилегиями и иммунитетами (чиновники, обладающими привилегиями и иммунитетами, аналогичными тем, которые имеют главы дипломатических представительств, и чиновники, обладающие привилегиями и иммунитетами, аналогичными тем, которые имеют дипломатические агенты, не являющиеся главами дипломатических представительств); б) персонал, который пользуется привилегиями и иммунитетами, ограниченными исполнением его функций (аналогичными тем привилегиям и иммунитетам, которыми обладает административно-технический персонал дипломатических миссий); в) эксперты. Привилегии и иммунитеты международных чиновников регламентированы международными договорами. Важную роль в этом смысле играют Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г. и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г. Согласно ст. 5 Венской конвенции с целью выполнения целей и задач ООН ее государства-члены могут учреждать постоянные представительства и постоянные миссии наблюдателей для выполнения возложенных на них функций. Предполагается, что функции постоянного представительства государства при организации: · обеспечение представительства как такового; поддержание отношений между сторонами, ведение переговоров; · выяснения осуществляемой в организации деятельности, обеспечение участия посылающего государства миссию в деятельности организации; · защита интересов своего государства; · содействия осуществлению целей и принципов организации. Делегации и наблюдатели государств в органах международных организаций и на конференциях. «Делегация - это временный заграничный орган внешних сношений государства, сформированный для выполнения определенных, как правило, четко определенных задач в ходе работы международной конференции, прекращает существование после завершения своей миссии». Можно выделить специальные признаки, которыми наделены делегации в органах международных организаций и на конференциях: ) представительный характер таких органов внешних сношений; ) временный характер; ) конкретно-целевой характер выполняемых задач. Делегация, которую отправляют в орган международной организацииили на конференцию, состоит из одного или нескольких представителей государства, их направляет. Из командированных лиц назначается глава делегации, в составе которой может быть также дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. 1.3 Привилегии и иммунитеты представителей государств, участвующих в деятельности международных межпарламентских организаций и форумов Существующие договорные отношения международной организации с государством пребывания, как правило, учитывают права и законные интересы всех заинтересованных сторон. Венская конвенция 1975 закрепляет сложившиеся ранее нормы о преимуществах, привилегий и иммунитетов. их можно условно разделить на две группы. К первой относятся статьи, регулирующие вопросы неприкосновенности помещений, архивов и документов, резиденции и имущества и т.п., ко второй - личные привилегии и иммунитеты представителей государств (личная неприкосновенность, неприкосновенность частных жилых помещений, корреспонденции, налоговые и таможенные привилегии и т.д.). Международные межправительственные (и некоторые неправительственные) организации на территории государства пребывания пользуются привилегиями и иммунитетами с целью нормального и беспрепятственного выполнения своих функций. При приобретении собственности на имущество, которое находится на территории разных стран, имущественных заключении сделок с гражданами разных государств, отношения международных организаций не подчиняются ни национальной юрисдикции, ни национальному праву какой-либо страны. Международную организацию невозможно привлечь к разбирательствам в национальных судах как ответчика; в отношение ее собственности невозможны меры принуждения по предварительному обеспечению иска и принудительные меры по исполнению судебного решения. Имущество международной организации, даже ели оно находится в руках третьих лиц, не является предметом виндикации, на него нельзя обратить взыскание. Объем привилегий и иммунитетов различных международных организаций различен, они имеют неодинаковые привилегии и иммунитеты. Наибольшим объемом пользуются ООН и ее специализированные учреждения. Привилегии и иммунитеты ООН практически совпадают с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) - привилегии и иммунитеты ООН имеют функциональный характер (предоставляются для достижения целей, поставленных перед ООН). ООН обладает рядом дополнительных привилегий: пользуется неприкосновенностью помещений, переписки, архивов, документов, собственности, имеет право пользоваться шифром и курьерами, флагом и эмблемой, освобождена от налогов и таможенных пошлин. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) предусматривает функциональный иммунитет для сотрудников ООН. Они освобождены от юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей; пользуются налоговым иммунитетом, таможенными и другими льготами. Эксперты ООН обладают привилегиями и иммунитетами при выполнении своих служебных функций. Привилегии и иммунитеты предоставляются сотрудникам ООН для выполнения их функций, а не для личных выгод (разд. 20 Конвенции 1946 г.). Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН и их сотрудников установлены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Практически это те же привилегии и иммунитеты, которыми пользуется ООН, - неприкосновенность помещений, архивов, переписки и т.п. В полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуются высшие исполнительные лица каждого специализированного учреждения и члены их семей. Другие сотрудники, как и сотрудники ООН, обладают функциональным иммунитетом. В 1994 г. была принята Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Конвенция закрепила нормы об уголовной ответственности лиц, посягающих на персонал ООН (как на лиц, пользующихся международной защитой). Государственные иммунитеты базируются на принципе суверенитета. Иммунитеты международной организации возникают на договорной основе в силу функциональной необходимости Международные организации наделяются иммунитетами в целях формирования такого статуса, при котором организации получают возможность беспрепятственного осуществления своих полномочий, оставаясь независимыми от действия национального права и судопроизводства отдельного государства. Основа функциональной природы иммунитетов международных институтов: . Иммунитет обеспечивает защиту организации от контроля со стороны каких-либо государств. . Иммунитет позволяет международной организации обладать собственными материальными ресурсами, не подпадающими под действие контрольных механизмов государства, на территории которого находится штаб-квартира организации. . Иммунитет позволяет организации избежать бремени налогов в пользу казны отдельных государств. Функциональная природа иммунитетов отражена в положениях Устава ООН, определяющих статус международной организации как юридического лица: ООН пользуется на территории государств-членов иммунитетами, привилегиями и правоспособностью, необходимыми для реализации ее функций и достижения ее целей (ст. 104,105). Соглашение между ООН и Правительством США относительно места пребывания Центральных учреждений ООН 1947 г. предусматривает иммунитет Центральных учреждений ООН от юрисдикции США (изъятие из сферы действия национального законодательства и неподсудность гражданско-правовых споров с участием ООН национальным судам США). Обращение к американскому закону возможно только при отсутствии особых внутренних правил ООН. Применение американского законодательства к сделкам ООН возможно лишь в случае его непротиворечия внутренним правилам ООН (разд. 7 Соглашения). Законодательство США играет вспомогательную роль, оно выступает как дополнение к правилам международной организации и постольку, поскольку какие-либо вопросы являются неурегулированными данными правилами. Иммунитет от судопроизводства предопределяет, что американским судам принадлежит власть над актами, произошедшими в районе ООН, лишь в случае согласия либо по требованию самой ООН (разд. 8 Соглашения). Аналогичный статус на территории Швейцарии (Женева) имеет Европейское бюро ООН. Международные учреждения последовательно отстаивают свое право на иммунитет в гражданско-правовых отношениях. Международная организация вправе сама отказаться от иммунитетов. Этот вопрос решается каждой организацией в отношение к определенной ситуации. Международная организация может получить предложение об отказе от иммунитетов от третьих лиц. К примеру, подобное предложение может поступить со стороны национального суда, усматривающего, что использование иммунитетов может противоречить нормам общечеловеческой морали, например, межправительственная организация подвергается иску явно пострадавшей стороны и иммунитет не позволяет возместить ей ущерб. В связи с законодательным закреплением концепции функционального иммунитета в судах некоторых государств был поднят вопрос о применении доктрины ограниченного иммунитета и к международным организациям. В 1980 г. Апелляционный суд США (округ Колумбия) принял к рассмотрению иск Броудбейта к Организации американских государств (ОАГ). Она выступила с утверждением абсолютного иммунитета межправительственной организации. Апелляционный суд США поддержал данную позицию, отметив, что «международные организации утверждаются в соответствии с международным договором и в связи с этим находятся в сравнении с суверенными государствами в другом положении в том, что относится к вопросу иммунитета. Суд убежден, что международным организациям принадлежит иммунитет от любой формы судебного вмешательства кроме случаев, когда данный иммунитет положительно отвергается договором либо ясно ограничивается актом об образовании международной организации». Российское законодательство устанавливает: «Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом» (ч. 2 ст. 251 АПК РФ). Юрисдикция российских арбитражных судов возможна, если отказ от судебного иммунитета произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации (ч. 3 ст. 251 АПК РФ). Гражданско-процессуальное законодательство решает этот вопрос несколько иначе: об отказе от иммунитета не говорится ничего, а международные организации подлежат юрисдикции российских судов по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ и федеральными законами (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ). В доктрине признается необходимость соблюдения принципа абсолютного иммунитета в отношении международных организаций. . Иммунитет организации закрепляется в международном договоре, обязательном для соблюдения государствами-участниками независимо от сферы деятельности организации. . Иммунитет организации обладает функциональным характером, в случае его нарушения международное учреждение может утратить способность к реализации своих функций. Секретариат ООН неоднократно подчеркивал, что иммунитет международной организации можно понимать и применять лишь как абсолютный, поскольку он имет договорное происхождение и функциональный характер. Ограничение иммунитета международной организации означает нарушение международного договора. В настоящее время международными организациями накапливаются существенные суммы в коммерческих банках, стремящихся избежать соблюдения иммунитетов в отношении данных вкладов и применить к ним принципы обслуживания, используемые ко вкладам других юридических лиц. Ряд национальных судов высказывается за введение ограничений иммунитетов международных организаций, если они участвуют в международной коммерческой деятельности. Практически невозможно выявить общие критерии разграничения публично-правовой и частноправовой компетенции международной организации, определить область ее деятельности, к которым неприменимы международные иммунитеты. Абсолютный иммунитет международной организации, занимающейся коммерческой деятельностью, нарушает общие принципы права и ставит частных контрагентов в неблагоприятное положение. Оптимальное решение проблемы - установление обязательной юрисдикции международных правоприменительных органов в отношении деятельности международных организаций, не связанной с выполнением их международных публичных функций. Споры из такой деятельности должны рассматриваться в Европейском суде, Страсбургском суде по правам человека, Арбитражном суде при Международной торговой палате. дипломатический иммунитет парламентский делегация ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКИХ ДЕЛЕГАЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯ И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Международная организация- стабильная, четко структурированная форма международного сотрудничества, созданная ее членами на добровольной основе для совместного решения общих проблем и ведущая свою деятельность в рамках устава. Международные организации могут классифицироваться в зависимости от того, все ли члены организации в равной степени представлены в их руководящих органах или нет; какие принципы положены в процесс принятия решения - единогласия, большинства (простого или квалифицированного, т.е. в две трети), в зависимости от размера взноса; обладают ли какие-либо члены организации нравом вето. На основании этих критериев можно судить о степени эгалитарности той или иной международной организации. Совершенно иной принцип положен в основу деятельности международных контактных групп, которые стремятся прийти к консенсусу при принятии решений. Они играют важную роль в регулировании мировой экономики, но, собственно, международными организациями не являются. Контактные группы не имеют устава, международных руководящих органов, бюджета. По существу, каждое из этих образований представляет собой консультативный координирующий орган по согласованию политики, в состав которого входят, как правило, государства, а иногда и международные организации (например, контактная группа по урегулирования арабо-израильского конфликта включает ООН, Европейский союз, США и Россию). Появление такого института, как контактная группа, демонстрирует неудовлетворенность эффективностью деятельности международных организаций, а также традиционной двусторонней дипломатии. Контактные группы отличает мобильность, они придают динамизм решению наиболее актуальных проблем. Одним из преимуществ контактных групп является их способность избежать осложнений в связи со строго прописанными процедурами при принятии решений в международных организациях. Среди наиболее значимых контактных групп по проблемам мировой экономики обычно выделяют группу восьми (в-в), объединяющую основные промышленно развитые страны. Первоначально эта группа сформировалась в 1975 г. в составе шести государств (США, ФРГ, Японии, Великобритании, Франции и Италии). Затем к ней присоединились Канада и Россия. Группа проводит ежегодные совещания, на которых согласовываются основные направления макроэкономической политики по таким вопросам, как стимулирование экономического роста, бюджетные дефициты, инфляция, занятость, отношения с развивающимися странами, борьба с бедностью и наиболее опасными инфекционными заболеваниями. Россия председательствовала в группе восьми в 2006 г. Она предложила развитым странам свое видение таких вопросов, как энергетическая безопасность, роль образования в развитии, необходимость борьбы с наиболее опасными инфекционными заболеваниями. Группа двадцати (G-20)является в настоящее время главной площадкой для поиска путей выхода из мирового финансового кризиса. Интерес к группе G-20 вызван ее попытками обеспечить координацию усилий двадцати крупнейших экономик по преодолению кризиса и принятию комплекса мер, направленных па стимулирование экономического роста, целенаправленной борьбе с офшорами, отмыванием денег и другими видами финансовых преступлений. Группа двадцати четырех (G-24)объединяет страны - члены комитета по развитию, собирающегося во время ежегодных совещаний МВФ и Мирового банка, который выносит предложения по решению структурных и макроэкономических проблем развивающихся стран. Группа семидесяти семи (G-77)- возникла вскоре после распада колониальной системы и изначально состояла из 77 развивающихся стран (1964). Впоследствии группа выросла до более чем 100 членов. Важнейшей задачей группы является координация их усилий в международных переговорах по ключевым проблемам мировой экономики. Она выступала за формирование нового международного экономического порядка, добиваясь преференций в торговле с развитыми странами, а также стремясь получить от них экономическую помощь, направленную на стимулирование социально-экономического развития. Наконец, к числу наиболее заметных контактных групп относятся Парижский и Лондонский клубы кредиторов, занимающиеся регулированием проблемы международной задолженности. Долг может быть существенным бременем, препятствующим устойчивому развитию стран, особенно тех, которые относят к числу развивающихся и наименее развитых. Реструктурирование кредитов, предоставленных правительствами или официальными органами, происходит в рамках Парижского клуба. Долги коммерческим банкам реструктурируются Лондонским клубом. Международные неправительственные организации(МНО) также принимают активное участие в развитии мирохозяйственных связей. Они занимаются главным образом выработкой рекомендаций межправительственным организациям, предоставлением предпринимателям деловой информации, созданием и утверждением правил международного бизнеса. Международные неправительственные организации - это объединения национальных союзов предпринимателей, торговых палат, представителей деловых кругов в целях оказания содействия международному сотрудничеству в экономической, научно-технической областях, в осуществлении деловой практики и, в частности, в коммерческой, финансовой и другой сферах. Большая часть МНО было создано в 1950-е гг. Только в области производства и сбыта товаров сейчас действуют свыше 200 международных предпринимательских объединений. Международные организации системы ООН поддерживают тесные контакты с MIIO. Отношения ООП с МНО регламентируются резолюцией одного из главных органов ООН - Экономического и социального совета (ЭКО-СОС) № 1296 от 23 мая 1968 г. «Мероприятия по консультациям с неправительственными организациями». Организации, получившие консультативный статус, могут предлагать вопросы для рассмотрения их в качестве пунктов повестки дня ЭКОСОС и делать по ним устные заявления. Они могут также осуществлять специальные исследования и готовить соответствующие документы, когда это входит в их компетенцию. В соответствии с принятой в 1996 г. ЭКОСОС резолюцией о консультативных отношениях между ООН и неправительственными международными организациями ООН признала исключительную важность национальных, региональных и субрегиональных неправительственных институтов. Она поддержала увеличение их числа, согласилась с расширением роли Комитета по неправительственным организациям, существующим при ЭКОСОС, и, наконец, выработала стандартные правила участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процессе подготовки к ним. В настоящее время консультативный статус в ЭКОСОС имеют около 1600 МНО, активно работающих в области экономического и социального развития, и еще около 1500 институтов, представляющих интерес для ООН. Все они входят в список международных неправительственных организаций. Обсуждение конкретных программ создания универсальной международной организации в сфере экономики велось в связи с созданием ООН. Однако из-за позиции СССР, которую поддержала Великобритания, Организация Объединенных Наций не была наделена широкими функциями в сфере экономики. Создание универсальных международных организаций, специализирующихся в области экономического сотрудничества, шло параллельно с развитием структур самой ООП и включало формирование механизмов в таких сферах, как: • регулирование мирового валютного порядка (Международный валютный фонд); • финансирование национального экономического развития (организации, входящие в группу Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития); • регулирование международной торговли (Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), а с 1995 г. - Всемирная торговая организация). Влияние системы ООП на международно-правовое регулирование экономических отношений осуществляется, во-первых, через определение стратегии мирового экономического развития и, во-вторых, через участие в мировых экономических связях специальных международных экономических институтов, которые входят в систему ООН. Важнейшим феноменом послевоенного мира в политической сфере была его поляризация на два блока - восточный и западный. Это практически исключало возможность глобального регулирования важнейших политических и экономических проблем мирового развития, не позволяло возникшим после окончания Второй мировой войны ключевым международных организациям (система ООН, Международный валютный фонд, Группа Мирового банка, Генеральное соглашение о тарифах и торговле) стать поистине глобальными игроками. С распадом СССР изменилось положение России на международной арене, ее экономические и политические связи с внешним миром. Основные направления внешней политики заключались в: преодолении разногласий и развитии отношений с государствами СНГ и «ближнего зарубежья»; продолжении начавшегося при М.С. Горбачеве процесса установления отношений со странами «дальнего зарубежья», согласованного сокращения вооружений, налаживания партнерских отношений с НАТО. С распадом Советского Союза разрушились традиционные экономические связи с бывшими республиками СССР. Правительство России стремилось к сохранению интеграционных отношений с бывшими союзными республиками в рамках СНГ. Шесть государств (Россия, Белоруссия, Казахстан и др.) заключили договор о коллективной безопасности, разработали и утвердили устав СНГ (1993 г.). Тем не менее, Содружество не являлось единой оформленной организацией. На проходящих периодически встречах президентов стран-участниц СНГ рассматривались вопросы политического и экономического сотрудничества. Межгосударственные отношения Российской Федерации с рядом бывших союзных республик складывались непросто. Имели место острые споры с Украиной в связи с разделом Черноморского флота и принадлежностью Крымского полуострова. Конфликты с руководством прибалтийских государств были вызваны дискриминацией проживающего в них русскоязычного населения и нерешенностью ряда территориальных вопросов. Возникла необходимость осуществления Россией миротворческих операций в Молдавии (Приднестровье), Грузии (Абхазии) и Таджикистане. Во второй половине 1990-х гг. СНГ фактически стало содружеством «разных дистанций»: внутри СНГ образовывались союзы отдельных государств. Возник ГУУАМ - Грузия, Украина, Узбекистан, Армения, Молдова, которых объединили опасения, что Российской Федерации будет принадлежать слишком большая роль в Содружестве. Наибольшей конструктивностью обладали развивающиеся взаимоотношения между Россией и Республикой Беларусь. В 1997 г. произошло подписание между ними договора о союзе. В 2000-2008 гг. согласно двухсторонним договорам произошел рост объемов торгово-экономического обмена со странами-участниками Содружества, увеличение поставок в них российской нефти и газа. Принимались меры, направленные на углубление интеграционных процессов в экономике государств. Осенью 2000 г. было подписано Соглашение об образовании Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в который вошли Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Граждане данного союза получили возможность свободного передвижения, обучения в учебных заведениях союзных государств и др. Тем не менее, в отношениях между Российской Федерацией и некоторыми из бывших республик СССР сохранялись неразрешенные вопросы и противоречия. Особенно сложными стали отношения с Украиной и Грузией, где вследствие политических разногласий произошли глубокие внутренние конфликты. В августе 2008 г. националистически настроенным руководством Грузии было организовано вооруженное нападение на Южную Осетию, что вызвало еще большие осложнения во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Грузией. В связи с переходом рыночной экономике возникла необходимость внедрения России в систему международных хозяйственных связей. Приоритет в первые постсоветские годы принадлежал сближению России со западными странами и преодолению наследия «холодной войны». Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд, велись переговоры о предоставлении ей кредитов на десятки миллионов долларов. О признании суверенности Российской Федерации, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего Советского Союза заявили государства Европейского сообщества (ЕС). В 1994 г. правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». В 1996 г. Российская Федерация стала членом Совета Европы, приняв на себя обязательства соблюдения правовых норм, действующих в государствах ЕС. Делегация России стала приглашаться для участия в ежегодных совещаниях лидеров «семерки» ведущих государств мира (США, ФРГ, Великобритании, Канады, Франции, Италии, Японии), на которых обсуждались важнейшие проблемы мирового развития. В результате «Большая семерка» превратилась в «Большую восьмерку». Особенно успешным было развитие отношений России с Францией и Германией. Тем не менее, в отношениях с государствами Запада появились и существенные проблемы, которые выразились расширении НАТО в сторону российских границ (в состав НАТО вступили Чехия, Польша, Венгрия, Прибалтийские страны, Словакия, Болгария, Румыния). Российским общественным мнением предпринятая против Сербии без санкции ООН операция НАТО по бомбардировке Белграда (1999 г.) была воспринята как агрессия. Такими действиями было подорвано доверие к высказываниям руководства НАТО о сугубо оборонительном характере его деятельности. С 1996 г., когда главой Министерства Иностранных Дел России стал Е.М. Примаков (в 1998 г. его на этом посту сменил И.С. Иванов), Россией стало уделяться значительно больше внимания отношениям с Индией, Китаем, Египтом, Ираном, а также с бывшими союзниками по социалистическому лагерю - Вьетнамом, Северной Кореей, Кубой. Начало XXI в. Было отмечено активизацией внешней политики России. На встречах Президента Российской Федерации В. В. Путина с руководителями ведущих мировых государств велось обсуждение конкретных вопросов политического, экономического и культурного сотрудничества. После террористического нападения на Вашингтон и Нью-Йорк 11 сентября 2001 г. Российская Федерация выразила солидарность с США в борьбе с международным терроризмом. Тем не менее, в 2002 г. Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО от 1972 г., и взяли курс на наращивание военной мощи и продолжение формирования военных баз на территориях, граничащих с Российской Федерацией. На сегодняшний день Россия исходит из того, что на любую военную угрозу или вызов ею будут предприняты адекватные ответы. Вместе с тем Россия всегда открыта для сотрудничества в тех областях, где это является возможным и взаимовыгодным. В частности, Россия совместно с Германией осуществляет строительство нефтегазопровода по дну Балтийского моря. В последние годы происходит успешная реализация крупных международных проектов, например, в космической сфере. Россия взяла на себя обеспечение функционирования Международной космической станции. Российскими носителями выводятся на орбиту космические аппараты стран Европы. Большое значение имело решение Международного олимпийского комитета о проведении зимних Олимпийских игр 2014 г. в российском городе Сочи. События в Украине 2014 года, и присоединение Республики Крым к Российской Федерации сильно осложнили ситуацию России на международной арене, вызвали многочисленные санкции и отказ в участии некоторых международных организациях. 2.2 Особенности обеспечения деятельности российских парламентских делегаций в международных межпарламентских организациях В выступлении на совещании российских послов в 2004 г. Президент В.В.Путин подчеркнул роль экономической дипломатии в работе МИД и других наших загранучреждений, также необходимость защиты наших экономических интересов за рубежом, в том числе и по обеспечению деятельности российских делегаций в международных организациях. Одной из основных составляющих профессионального обеспечения международных отношений, одним из неотъемлемых организационно-политических инструментов решения данной задачи является дипломатический протокол, направленный на успешное выполнение стоящих перед представительствами Российской Федерации за рубежом задач, включая торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество. Четкое знание протокола важно не только для дипломатов, но и для каждого государственного служащего, занимающегося проблемами международно-экономического сотрудничества, более того, для каждого бизнесмена, желающего благополучно сотрудничать со своими иностранными партнерами. Знанием правил и норм современного делового и дипломатического протокола создается благоприятный климат общения, повышается престиж не только экономического или дипломатического ведомства, но и всей страны. Дипломатический протокол является совокупностью общепринятых правил, условностей и традиций, которые соблюдаются руководством государств и правительств, дипломатическими ведомствами, дипломатическими представительствами, официальными лицами в процессе международного общения. Сам по себе дипломатический протокол представляет собой форму, в которую облекается определенная внешнеполитическая акция, осуществляемая государством, его представительством или представителем. Правила дипломатического протокола исходят из так называемого принципа «международной вежливости» - комплекса общепринятых в международной практике правил этикета, уважения и почтительности, которые соблюдаются в межгосударственных отношениях. Нарушение принципа международной вежливости, в особенности преднамеренное, является нанесением ущерба авторитету и престижу государства. Главные положения государственной протокольной практики России основываются на общепринятых правилах и нормах этикета, церемониала и международной вежливости. Она обладает собственными богатыми традициями и глубинными историческими корнями. Кроме того, основываясь на традициях, российским протоколом учитываются современные тенденции международного общения, возникшие требования настоящего времени, процессы демократизации и глобализации общественно-политических отношений. Административная реформа, формирование новой структуры исполнительной власти, рыночные отношения и целый ряд других императивов времени потребовали не только корректировки механизма социально-политических и деловых отношений, но и сложившейся протокольной практики, в том числе совершенствования ее правовой основы. В сентябре 2004 г. Указом Президента утверждены новые положения Государственной протокольной практики Российской Федерации. Соответственно разработанные ранее нормативные акты, регулировавшие протокольный механизм, утратили силу. сентября 2004 г. Министерство иностранных дел циркулярной нотой Департамента государственного протокола официально довело до сведения аккредитованных в Москве Посольств и Представительств Международных организаций новый текст “Основных протокольных положений”. Таким образом, российский дипломатический протокол официально заформализован и получил новую правовую основу, учитывающую как назревшие в стране изменения, так и современные тенденции международного сотрудничества. В действующую протокольную практику внесены достаточно существенные коррективы, затрагивающие, прежде всего проведение визитов на высшем и высоком уровне и степень участия в них официальных должностных лиц. Рассмотрим на практическом примере нарушения протокольного обеспечения российских делегаций в международных организациях. Владимир Владимирович Путин покинул саммит G20 досрочно (не оставшись на мероприятия второго дня) и это весьма знаковый шаг и ему нельзя не уделять пристального внимания. С точи зрения международного протокола досрочное отбытие главы делегации государства на международной встрече допустимо в случае: а) состояния здоровья главы делегации, требующего немедленного возвращения. б) наличие личного события, требующего незамедлительного возвращения (проблемы в семье, у близких родственников, и т.д.) в) политического события, требующего отбытия главы делегации (государственный переворот, война, стихийное бедствие и т.д.) Данные причины считаются уважительными и не влекут нарушения протокола и каких-либо последствий. Все остальные основания досрочного оставления международной встречи недопустимы с точки зрения международного права и являются грубейшим нарушением протокольных норм и грубейшим выражением неуважения к государству на территории которого проходит встреча. Это так же рассматривается как акт неуважения к государствам, участникам встречи (видимо на встрече БРИКС в рамках G20 В.В. Путин предупредил о своем намерении покинуть форум, возможно это же было сделано в отношении еще некоторых государств с лидерами которых В.В. Путин встречался в Брисбене (Германия, Франция, Италия) и из делегаций которых могла пойти утечка о готовности Владимира Владимировича покинуть саммит). В принципе допустимые последствие такого шага - существенное ухудшение двухсторонних отношений, вплоть до отзыва посла Австралии в России для консультаций. Таким образом, Тони Эбот угрожавший «атаковать Путина» получил очень болезненную пощечину (на языке международных отношений). Еще одно. Заявление В.В. Путина о том, что «в понедельник нужно на работу» вообще то в переводе с международного означает следующее: «Саммит оказался бесполезным, по его итогам не удалось решить какие-либо важные вопросы международных отношений как в области политики, так и экономики. Саммит был не работой над решениями основных актуальных проблем человечества, а формой отдыха». Т.е. фактически еще одно оскорбление организаторов форума и участников, «благодаря» которым форум безрезультатен. С политической же точки зрения это означает, что никаких решений, интересовавших стороны, не принято. Стороны остались при своем и по международным финансам, и по пути преодоления кризиса, и по ИГИЛ, и по Сирии, и по Украине, и по целому комплексу других вопросов. С США, Великобританией, Канадой, Австралией вероятно сейчас может начаться полномасштабная дипломатическая война, с объявлением персонами нон-грата, отзывами послов, требованиями об отзыве сотрудников посольств и т.д. Мы обратили внимание на нарушение протокола для того, чтобы подчеркнуть, что международные отношения достигли явного конфронтационного уровня, в связи с чем на встрече G20 не удалось решить никаких проблем, в том числе наиболее важных. А это значит, что по Украине соглашение не достигнуто, по ИГИЛ не достигнуто и т.д. В свою очередь это означает, что в ближайшее время дипломаты могут предпринять некоторые действия для изменения положения на игровом столе. Первый пункт программы - аэропорт - обычно используется для того, чтобы «обогреть» гостя. В большинстве протокольных практик мира прилетающего главу государства встречает кто-то из руководства страны, но не его коллега. Тем не менее в 2003 году во время визита во Францию Путина в аэропорт приехал встречать Жак Ширак - лично выразить почтение российскому президенту, с которым находился в дружеских отношениях. По той же причине, кстати, в 2004 году сам Путин встречал у трапа во «Внуково-2» канцлера ФРГ Герхарда Шредера. В 2012 году страной первого зарубежного визита после инаугурации Путин выбрал Белоруссию. Что в полной мере оценил Александр Лукашенко, который вышел на церемониальную ковровую дорожку, как только самолет российского президента приземлился в Минске, и терпеливо ждал, пока тот вырулит. Если из того, как встретили, чаще делают выводы протоколисты с дипломатами обо обеспечении деятельности делегации в международных организациях, то посещение памятников, пожалуй, наиболее популярная площадка для публичного выяснения отношений. Посещение мемориалов заложено протоколом принимающего государства. Действительно, в Индии руководителю страны надо в обязательном порядке съездить к месту кремации Махатмы Ганди и возложить венок к мемориалу Индиры Ганди (сколько бы ты раз этого ни делал раньше), во Франции - к Триумфальной арке, на Кубе - к монументу Хосе Марти, у нас - к Могиле Неизвестного Солдата. Бывший шеф протокола Михаила Горбачева и Бориса Ельцина Владимир Шевченко в книге «Повседневная жизнь Кремля при президентах» вспоминает, как во время визита Ельцина в США Билл Клинтон по американской привычке в ходе переговоров без конца закидывал ногу на ногу, да еще и за ботинок ее придерживал. «Что, Билл, ботинок жмет?» - не выдержал в конце концов Ельцин. Клинтон усмехнулся и больше никогда на встречах с ним такую позу не принимал. С переговоров Дмитрия Медведева с эстонским президентом ТоомасомХендрикомИльвесом в 2008 году во время Конгресса финно-угорских народов в Ханты-Мансийске наши высокопоставленные дипломаты вышли в бешенстве. И возмущались именно тем, что Ильвес во время беседы с главой ядерной державы невежливо закидывал ногу на ногу. Правда, из Ильвеса собеседник в принципе вышел не очень приятный. Например, канцлера ФРГ Ангелу Меркель, которая регулярно грешит закладыванием ноги на ногу, в неучтивости еще никто не обвинял. И прочие лидеры терпеливо ждут вечно опаздывающего Путина, хотя явление на переговоры позже назначенного считается в дипломатии проступком почище неверно поставленных ног. Зато монаршие особы в разное время по-королевски ему «отомстили». После того как Путин в 2003 году заставил ждать Елизавету II в Букингемском дворце 14 минут, британская королева подчеркнуто пришла на церемонию проводов российского президента на 14 минут позже. Точно так же повторил 40-минутное опоздание Путина в 2006 году испанский король Хуан Карлос II. А трехчасовое опоздание Путина в прошлом году на переговоры с Януковичем в Ялте бывший глава МИД Украины Владимир Огрызко публично (уже после визита) назвал «дипломатическим хамством». Правда, сам Янукович не жаловался. В ходе подготовки визитов протокольщики и служба безопасности принимающей стороны иногда проявляют редкостную неуступчивость, а порой и откровенную грубость, на которую не ответить невозможно. И дело не в разборках между службами двух стран: безответность иногда может трактоваться как бессилие, что, конечно, не лезет ни в какие дипломатические рамки. Так, например, во время визита в США в феврале 2004 года Дмитрия Медведева, который возглавлял на тот момент кремлевскую администрацию, перед встречей с Джорджем Бушем обыскала местная служба безопасности. Что в мире не принято с чиновниками такого высокого ранга и считается оскорблением. Тем более что Медведев тогда доставил в Белый дом послание Бушу от Путина с заверениями в надежности партнерства и отрицании охлаждения между Москвой и Вашингтоном, о котором тогда поговаривали. Год спустя в Москву прилетела Кондолиза Райс, которая к тому же в самолете сделала несколько резких заявлений в отношении российской внутренней политики. Перед встречей с Путиным в Кремле госсекретаря США подвергли тщательному досмотру, попросив выложить из карманов все, включая мобильные телефоны. Скачать архив (39.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |