Главная » Экономика |
Содержание Введение 1. Общая характеристика мировой экономики 1.1 Сущность Мировой экономики 1.2 Динамика мировой экономики 1.3 Субъекты мирового хозяйства 1.4 Структура Мировой экономики 1.5 Эволюция мирового хозяйства 1.6 Современная экономика 2. Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности 3. Анализ государственного регулирования Внешнеэкономической деятельности Заключение Список литературы Введение Мировая экономика, или мировое хозяйство, - это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими связями и взаимосвязями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система. Объектом изучения является мировая экономики, которая представляет собой совокупность национальных хозяйств и интеграционных группировок, взаимодействующих друг с другом в различных сферах, очень важно четко определить и разграничить основные понятия. Цель данной работы сопоставить теорию и практику государственного регулирования мировой экономики. Задачами являются: ) Анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; ) Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; ) Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России. Изучение и всестороннее исследование многообразных сущности, структуры и проблем всемирного хозяйства имеет неоценимое теоретико-методологическое и практическое значение для правильного понимания не только процессов, происходящих как в целом современном мире, так и в его отдельных частях и регионах, но и для осмысления тенденций общемирового развития. 1. Общая характеристика мировой экономики 1.1 Сущность Мировой экономики Мировая экономика, или мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими связями и взаимосвязями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система. [1,7] Мировая экономика представляет собой глобальный хозяйственный механизм, сформированный различными национальными хозяйствами, связанными между собой системой международных экономических отношений (внешняя торговля, вывоз капитала, валютно-кредитные отношения, миграция рабочей силы, интеграция и т.д.). Мировое хозяйство неоднородно, национальные хозяйства, входящие в него, различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами, формами международных экономических отношений. Субъектом мирового хозяйства выступает мировое сообщество. Его интересы в целом стали в наше время выше любых частных интересов (национальных, классовых, социальных). Возникла новая система ценностей, включающих мир, экономическое благополучие, социальную и политическую справедливость, экологическую безопасность, самореализацию личности. Появилась возможность создания системы глобального управления мировым хозяйством. Существуют различные подходы к определению понятия Мировой экономики. Наиболее типичными являются: сумма национальных доходов и национальных экономик в их взаимодействии, система национальных доходов, система международных экономических отношений. Согласно другим точкам зрения (зарубежным) мировая экономика - универсальная связь между национальными экономиками или союзом различных международных экономических отношений (торговых, финансовых, валютных). Кроме того, существует 2 подхода к определению мировой экономики в широком и узком смысле: . Мировая экономика - сумма всех национальных экономик мира - в широком смысле 2. По узкому определению - сумма только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром. Но различия между этими двумя определениями становятся менее заметными, так как в любой стране остается все больше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно. В широком смысле любое определение это самое общее определение и его целевая функция нацелена на основную суть данного явления. Оно должно соответствовать методу научной абстракции (отвлечения от частности, чтобы выделить суть). Суть - это единообщее явление для всей эпохи. В этих формулировках нет принципа развития и объективности, следовательно существуют ошибочные моменты в этих формулировках. Учитывать эти моменты надо при определений мировой экономики. Исходя из этих двух аргументов, под мировой экономикой в широком смысле понимается закономерно развивающуюся и усложняющуюся систему взаимодействий экономик различных стран мира. Согласно второму подходу определение мировой экономики в узком смысле: мировая экономика - это мировое хозяйство, прежде всего мировое капиталистическое хозяйство. В узком смысле определение должно быть более конкретным - давать представление не о сути, как таковой, а давать характеристические особенности для того или иного этапа развития, который имеет свои особенности взаимодействия национальных хозяйств. Мировое хозяйство как особая стадия развития мировой экономики представляет собой совокупность мир хозяйств, связанных между собой мобильными факторами производства. Степень мобильность факторов производства, в том числе и мировая мобильность зависит от того функционального типа к которому относится каждый конкретный факт. Сегодня в международной экономике все факторы производства делятся по 2 критериям: . по происхождению; 2. по степени специализации. В свою очередь в зависимости от происхождения факторы производства делятся на основные и развитые. Основные это те, которые достались стране от природы или стали результатом длительного исторического развития (географическое положение, природные ресурсы, климат, неквалифицированная рабочая сила и долги государства) То есть факторы, доставшиеся даром или без существенных капитальных вложений Развитые факторы это такие, которые приобретены страной в результате интенсивных поисков и капиталовложений (современные технологии, квалифицированные кадры, современная инфраструктура). В рамках 2-го критерия по степени специализации факторы производства делятся на общие и специальные. Общие факторы это те продукции, которые можно применять в различных отраслях для создания различной продукции. Специальные факторы это те, которые можно применять только в одной отрасли или для создания одной очень узкой группы продукции (любой конкретный специалист, венчурный капитал). Развитые факторы имеют тенденцию быть специальными, а основные имеют тенденцию быть общими. Разные типы факторов производства в различной степени обладаю международной мобильностью. Основные факторы характеризуются очень низкой международной мобильностью. [4, 208] 1.2 Динамика мировой экономики Важной особенностью мировой экономики является неравномерность ее развития не только между странами, их различными группами и географическими регионами, но и по временным периодам. На протяжении почти полувекового периода скорость развития мировой экономики существенно менялась. Можно разделить весь 46-летний период на 2 равных по продолжительности периода - до 1973 г. (до начала повышения цен на нефть, самого тяжелого послевоенного кризиса, масштабной либерализации финансовых рынков) и после. Существенное замедление темпов экономического роста во второй половине послевоенного периода является характерной особенностью практически всех регионов мира и групп стран. Различия заключаются лишь в масштабах этого замедления. Во всей группе стран с рыночной экономикой среднегодовые темпы прироста душевого ВВП снизились на 1,8%, в развивающихся - на 1,2, причем в Латинской Америке - на 1,8, в СЮС - на 2,6, а в странах-энергоэкспортерах - даже на 6,5%. Подобное замедление экономического роста произошло и в большинстве бывших социалистических стран, в том числе в бывшем СССР - на 5,5, в России - на 5,2%. При этом во многих из них, равно как и во всей группе стран-энергоэкспортеров, среднегодовые темпы экономического роста за период 1974-1996 гг. стали отрицательными. Почти единственным, но очень важным исключением из этого "почти всеобщего мирового правила" стало ускорение экономического роста КНР. Рассмотрение динамики мировой экономики и ее составных частей в послевоенные десятилетия приводит к важным наблюдениям. Во-первых, после 1973 г. существенно возросли темпы экономического роста в регионах и странах, наиболее зависимых от импорта энергоносителей (Латинская Америка, Азия, КНР), в то время как в регионах и странах, малоуязвимых от внешних поставок энергоносителей (Северная Америка, Европа, бывшие социалистические страны, СССР), темпы экономического роста резко сократились, а в странах-энергоэкспортерах даже стали отрицательными. Следовательно, само повышение цен на энергоносители вряд ли может рассматриваться как существенный фактор замедления темпов экономического роста. Скорее наоборот. Аналогично причиной ухудшения экономической обстановки довольно трудно считать либерализацию финансовых рынков, поскольку кризис 70 - 90-х годов в наибольшей степени поразил регионы и страны, обладавшими сильными и развитыми финансовыми системами, и практически не затронул страны со слабыми и формирующимися финансовыми рынками. Трудно также объяснить замедление темпов роста в 80 - 90-е годы последствиями кризиса 1973 - 1975 гг. Во-вторых, сходные траектории экономической динамики в развитых странах с рыночной экономикой (особенно в Северной Америке и Европе), с одной стороны, и в бывших социалистических странах (без КНР), с другой, позволяют предположить наличие в обеих группах стран однородных причин, приведших к сходным, хотя и различающимся по масштабам результатам. В тоже время, аналогичные траектории развития рыночных стран в Азии и КНР свидетельствуют о действии в них также весьма схожих факторов экономического роста. Таким образом, изменения в динамике мировой экономики, по-видимому, не связаны ни с повышением цен на энергоносители, ни с либерализацией финансовых рынков, ни с экономическим кризисом 1973-1975 гг. С другой стороны, не исключено, что в основе расходящихся тенденций экономического развития в этих двух крупных группах стран - ускорения роста в рыночных странах Азии и КНР и замедления роста в развитых рыночных и бывших социалистических странах (без КНР) - лежат разнонаправленные тенденции одного и того же процесса. 1.3 Субъекты мирового хозяйства Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировой экономике осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, способные по своим финансовым и материальным возможностям организовать производственную деятельность в международном масштабе и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные экономические объединения, международные экономические организации. Основным субъектом мирового хозяйства является государство. Оно представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения. Роль государства в экономике проявляется прежде всего в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве валового внутреннего продукта (ВВП). В современных условиях глобализации мирохозяйственных связей государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках. В соответствии с международной системой национальных счетов (СНС) субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), осуществляющие международные экономические операции. С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов. Резиденты - это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности. Нерезиденты - это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами. В соответствии с СНС все резиденты и нерезиденты, или хозяйствующие субъекты, квалифицируются как институциональные единицы. Это физические и юридические лица, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовать услуги, от своего имени заключать сделки с другими лицами. СНС не устанавливает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица, реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т.е. вступать в разрешенные законом экономические отношения с любыми субъектами других стран или участниками международных экономических союзов. [1, 41-42] 1.4 Структура Мировой экономики Отраслевая структура современного мирового хозяйства состоит из промышленности, агропромышленного комплекса (АПК), транспорта и третичного сектора (сфера услуг). Подобную отраслевую структуру имеет и ВВП. Структуры ВВП различных стран отличаются друг от друга. В развитых странах все большую значимость приобретает третичный сектор и сравнительно небольшую - АПК. В развивающихся странах положение обратное: промышленность - самая динамичная часть ВВП. Вместе с тем удельный вес промышленности в структуре передовых стран уменьшается, а в развивающихся, как правило, увеличивается. Сельское хозяйство имеет исключительно важное значение в жизни любого общества, поскольку здесь производится подавляющая масса продуктов питания. Это подтверждается и тем фактом, что даже сейчас в данной сфере трудится почти половина трудоспособного населения мира. Разумеется, средняя цифра скрывает большую разницу по странам и континентам. В развитых странах в сельском хозяйстве занято в среднем 7,3%, в СНГ - почти 19% трудоспособного населения. В развивающихся странах этот показатель намного выше и составляет подчас 60-70%. Современное аграрное производство опирается на многоотраслевую производственную кооперацию, связывающую сельское хозяйство и сопряженные с ним отрасли экономики. На основе их взаимодействия возникает агропромышленный комплекс. Транспорт - главная инфраструктурная отрасль мирового хозяйства. В транспортной системе обычно выделяют стационарную часть (коммуникации, постоянные устройства и т.д.) и динамичную (подвижной состав и др.). Последняя реализует общественные и хозяйственные нужды в различного рода связях. Чтобы достичь более высокого экономического эффекта, транспортная инфраструктура должна развиваться более быстрыми темпами, чем основное производство. В связи с усилением НТР в развитых странах начал формироваться совершенно новый тип макроэкономики, получивший название постиндустриального. Усложнение структуры экономики в это время выразилось в быстром росте сферы услуг вследствие образования новых потребностей, ценностных ориентиров общества и увеличения его доходов. В хозяйстве развитых стран заметно изменились пропорции между материальным производством и нематериальной сферой. В последние годы объем деятельности сферы услуг вырос настолько, что во многих развитых странах превзошел масштабы продукции материального производства. Так, доля сферы услуг составляет более 61% ВНП в Канаде, 62% - в Швеции, по 66% - в Дании и США. Однако эффективность труда в сфере услуг пока еще отстает от уровня производительности в материальном производстве, что и приводит к опережающему уровню занятости в третичном секторе. - Долгое время деятельность третичного сектора ориентировалась в основном на внутренний рынок, но затем его услуги в международном обмене приобрели все более ускоряющиеся темпы. По своей структуре третичный сектор неоднороден, в нем происходит процесс постоянной динамики и усложнения. Как правило, в данном секторе выделяют следующие подразделения: транспорт (весьма спорное включение), финансово-кредитная сфера, торговля, государственное управление, здравоохранение, образование, культура, бытовое обслуживание населения и др. При сравнении вклада отдельных подотраслей третичного сектора в производство ВНП первое место занимает финансово-кредитная сфера, за которой следует торговля. Порядок распределения по занятости выглядит иначе. Первое место практически во всех странах (кроме Японии) занимают такие подотрасли, как здравоохранение, образование, бытовое обслуживание. Совершенно по-другому выглядит занятость в третичном секторе развивающихся стран. Здесь она складывается из рабочей силы, вытесненной из сельского хозяйства и не получившей места в слабо развитой промышленности. Третичный сектор в этих странах характеризуется незначительной производительностью и представлен чаще всего мелкой розничной торговлей и оказанием личных услуг. Финансово-кредитная область деятельности занимает лидирующее положение в третичном секторе. Она составляет почти половину доли, вкладываемой третичным сектором в ВНП, и оказывает значительное воздействие на динамику макроэкономического развития во всех регионах и государствах. Финансово-кредитная деятельность - относительно молодая, но стремительно прогрессирующая форма мировых экономических связей. В современных условиях встречные потоки капиталов (вывоз и ввоз) растут быстрее, чем торговля товарами. Так, в период 1984 - 1998 гг. объем зарубежных инвестиций увеличился более чем на 1000%, а мировая торговля за этот же период выросла на 91%, производство - на 27%'. Финансово-кредитные потоки преобразуют как отраслевую, так и территориальную структуру хозяйства. Как отмечалось выше, за финансово-кредитными связями по значимости следует мировая торговля. Под мировой торговлей понимается оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира, т.е. экспорт и импорт. Во второй половине XX в. мировая торговля развивается очень высокими темпами. В период 1950 - 1998 гг. мировой торговый оборот вырос почти в 20 раз. Торговля товарами обрабатывающей промышленности, в частности наукоемкой продукцией, наиболее интенсивно развивается в экспорте индустриально развитых стран (например, доля высокотехнологичной продукции здесь достигает 40%). Значительный рост торговли машинами и оборудованием в основном приходится на торговлю между промышленно развитыми странами. Экспорт высокотехнологичных техники и оборудования из индустриально развитых стран вырос за период 1980 - 1992 гг. в три раза. Сопоставляя структуру мировой торговли первой и второй половины XX столетия, следует отметить серьезные перемены. Так, доля продовольствия, сырья и топлива уменьшилась с 2/3 до 1/4 мирового товарооборота, а доля продукции обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более 1/3 всей мировой торговли в середине 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием. Далеко не все страны (а их около двухсот) в одинаковой мере вовлечены в мировое хозяйство. С точки зрения уровня их развитости и социально-экономической организации производства в сложной структуре мирового хозяйства довольно четко просматриваются центр и периферия. Центр составляет сравнительно небольшая группа индустриально развитых стран (24 государства), на долю которых приходятся почти 55% мирового ВВП и 71% - мирового экспорта. Эти страны имеют высокоэффективную и хорошо организованную экономику, развиваются по типу "социального рыночного хозяйства". Их экономический механизм, имеющий высокую эластичность, позволяет гибко адаптироваться к мирохозяйственной конъюнктуре. Они быстро внедряют достижения научно-технической мысли. В периферию входят главным образом развивающиеся страны. При всем их многообразии можно выделить ряд общих черт: многоукладный характер экономики с преобладанием внерыночных отношений и внеэкономических рычагов организации хозяйства; низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности и сельского хозяйства; сырьевая специализация. В целом эти страны занимают зависимое положение в мировом хозяйстве. Центр и периферия - два полюса единого мирового хозяйства. Они не обособлены, а, наоборот, тесно взаимосвязаны. Однако экономическое сотрудничество между ними имеет достаточно противоречивый характер, поскольку они нацелены на решение разных задач. Добившись высокого уровня жизни, развитые страны создают качественно иную структуру производства и потребления, которая все более связывается с индустрией досуга и услуг, в то время как во многих развивающихся странах не хватает даже продовольствия. В целом между центром и периферией мирового хозяйства разница в условиях жизни становится все более ощутимой. Конечно, иерархическая структура мирового хозяйства не означает раз и навсегда данного распределения мест. Идет процесс постепенного проникновения отдельных стран периферии в центр. Среди них заметно выделяются так называемые новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.) и некоторые страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина), стоящие на пороге вступления в группу индустриально развитых стран. Углубление взаимозависимости стран центра и периферии при всей противоречивости этого процесса будет все более способствовать интеграции национальных экономик в мировое хозяйство. В международной практике все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Однако принятая в 1980 г. классификация требует более дифференцированного подхода. Основные различия между "развитыми" и "менее развитыми" странами в значительной мере проявляются в доходах на душу населения. Уровень дохода на душу населения - показатель степени индустриального и социально-экономического развития страны. Самые бедные страны, которые и сейчас еще называют неразвитыми, характеризуются весьма низкой степенью индустриализации, ограниченной механизацией сельскохозяйственного производства, низкой капиталовооруженностью и низкими доходами на душу населения. В этих странах проживает 27% населения мира, на их долю приходится 6% мирового дохода. Большая часть населения живет на грани истощения: душевой доход составляет в целом 6-7% от показателя в США. Самые бедные страны расположены в Африке - Сомали, Эфиопия, Гана и др. Группа собственно развивающихся стран - это бедные, но накапливающие капитал и развивающие свою промышленность и рыночные структуры государства. Они имеют довольно большое городское население и стабильный, хотя и невысокий, рост доходов на душу населения. Их душевой доход варьирует в пределах 10-30% от уровня США. Страны этой группы расположены на всех континентах и включают часть стран Среднего Востока, Индию, Египет, Мексику. Они составляют 17% населения Земли, на которые приходится 11% мирового дохода. Группа новых индустриальных стран характеризуется быстро развивающейся промышленностью и динамичностью дохода на душу населения, который достигает 50% от уровня США. Примером таких стран могут служить Тринидад, Израиль, Южная Корея. Вместе взятые, они составляют 3% жителей Земли и получают 3% мирового дохода. Развитые страны имеют высокотехнологичную и глубоко специализированную промышленность, которая позволяет получать высокие доходы на душу населения. Сюда входят США, Канада, страны Западной Европы, Австралия, Япония, Новая Зеландия. Доходы на душу населения в этих странах (кроме Швейцарии) несколько ниже, чем в США. В развитых странах проживает 17% мирового населения, на них приходится 49% мирового дохода. Около 33% населения мира до недавнего времени проживали в социалистических странах и получали приблизительно 28% мирового дохода. Глубокие реформы на пути к рыночной экономике проводятся здесь с начала 1990-х годов. По доходу на душу населения страны с переходной экономикой значительно разнятся между собой. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости отдельно рассматривается Россия. Глобальные экономические показатели, отражающие ее место в мировом хозяйстве, составляют 2,9% мирового ВНП и 1% мировой торговли. В недавнем прошлом Гонконг, занимая территорию менее одной миллионной части России, превосходил ее по объемам внешних операций. Как заметил один западный экономист, "если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не заметит". Безусловно, он преувеличивал, но его утверждение в достаточной мере отражает положение России в мировом хозяйстве конца 80-х - начала 90-х годов XX в. Однако к 2000 г. положение стало улучшаться в области производства, инвестиций, особенно во внешней торговле. [6, 24-29] 1.5 Эволюция мирового хозяйства Мировое хозяйство является исторической и политико-экономической категорией. Это обусловлено тем, что каждому конкретному историческому этапу его развития соответствуют определенные масштабы и уровень производства, интернационализация хозяйственной жизни и социально-экономическая структура. Эволюция мировой экономики охватывает несколько столетий и включает ряд этапов в зависимости от уровня развития мирового хозяйства. Первый этап - это 20-30-е годы XX в., которые характеризовались кризисными явлениями в развитии мирового хозяйства. Они проявлялись в общей неустойчивости экономических связей, дезинтеграции хозяйства западных стран. Начало этому периоду было положено Первой мировой войной и революцией в России. Перевод национальных экономик на военные рельсы, физическое уничтожение огромных производственных и людских ресурсов в ходе войны, экономическое разграбление захваченных территорий нарушили прежние хозяйственные связи, привели к сокращению подушевого дохода в промышленно развитых странах и в мире в целом. Революция 1917 г. создала альтернативу развитию капитализма и внесла в мировой порядок принцип биполярности. За 1913-1929 гг. ВМП практически не увеличился. Огромные потери понесла Россия в результате мировой и гражданской войн. Ее промышленное производство в 1922 г. составило только 13% от уровня 1913 г., а сельскохозяйственное - 55%. Экономическая блокада Советского Союза со стороны западных стран не могла привести к восстановлению мирохозяйственных связей на прежней основе. В Германии уровень производства составил в 1919 г. 55% от уровня 1913 г. Экономический кризис (Великая депрессия) конца 20-х - начала 30-х годов сопровождался резким снижением (на 18%) производства в промышленно развитых странах. За 1929-1932 гг. валовой продукт США сократился на 28%, промышленное производство - на 44,7%, во Франции - соответственно на 11 и 25,6% в Германии - на 15,8 и 40,8%, в Британии - на 5,1 и 11,4%. Как видно из приведенных данных, наименьшее сокращение производства отмечалось у крупных колониальных стран. В 20-30-е годы темпы роста подушевого мирового продукта оставались на уровне 1900-1913 гг. - порядка 1,5-1,6% в год. В развивающихся странах они составляли примерно 0,2% в год (табл.1.1.). Разрыв в уровнях развития западных стран и нынешних развивающихся государств превысил 4,2 раза. Таблица 1.1 - Темпы экономического роста (ВВП на душу населения, средние трехлетние показатели), %. Годы Мир Развитые страны Развивающиеся страны 1830-1870 0,1 0,6 -0,2 1870-1890 0,7 1,0 0,1 1890-1913 1,4 1,7 0,6 1913-1920 -0,8 -1,3 0,2 1920-1929 2,4 3,1 0,1 1929-1950 0,8 1,3 0,4 В межвоенные десятилетия отмечалось хроническое превышение предложения сельскохозяйственного и минерального сырья, вызванного состоянием спроса. У производителей сельскохозяйственных продуктов и минерального сырья произошло относительное сокращение доходов, снизились их возможности приобретать промышленную продукцию и делать капиталовложения. Темпы мирового экспорта в рассматриваемый период резко упали; в ряде стран отмечалась отрицательная динамика (единственное исключение составлял Советский Союз). Экономический кризис вызвал сильные тенденции к автаркии, привел к общему снижению экспорта товаров в мировом хозяйстве, усилил значение национальных сфер производства и сбыта. Экспортная квота ведущих стран в их ВВП в 30-е годы была в 1,5-2 раза ниже по сравнению с 20-ми годами. В 1938 г. доля экспорта в ВВП промышленно развитых стран понизилась до 3,8%. В этот период Британия и страны стерлинговой зоны, а также США отказались от золотого стандарта. Другие страны (Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария - золотой блок) сохранили его, третьи - использовали валютный контроль и заключили двухсторонние расчетные соглашения. В результате внешняя торговля стала сокращаться быстрее производства. Разъединительная тенденция продолжалась до середины 40-х годов. Второй этап развития мирового хозяйства - это конец 40-х - 80-е годы ХХ столетия. После Второй мировой войны произошла новая ломка социальной структуры хозяйства в связи с образованием мирового социалистического хозяйства, развивавшегося на иной социально-экономической основе с огосударствлением промышленности, сферы услуг, коллективизацией сельского хозяйства, с централизованной системой управления в рамках национальных хозяйств. Координация внешнеэкономических отношений, основанная на классовом подходе, сузила сферу прежде единого всемирного хозяйства, но не разрушила всемирный рынок. При всей обособленности мирового социалистического хозяйства экономические потребности социалистических и капиталистических стран обеспечивали поддержание внешнеэкономических отношений. Характер взаимоотношений был сложен и противоречив. Хозяйственные связи между государствами с различными общественными системами сочетались с противоборством и соревнованием, причем последние моменты преобладали. Социалистические страны заняли заметное место в мировом торговом обмене. В 1960 г. на их долю приходилось 11,7% мирового экспорта (1950 г. - 8,1%). Начало второго периода характеризовалось резким превосходством США в экономической мощи над всеми другими государствами мира. Второй период развития мирового хозяйства протекал в условиях интенсивного роста вывоза предпринимательского капитала в мировой капиталистической экономике. За это время рост зарубежного производства оказал основное влияние на организационно-экономические параметры мирового хозяйства. Главной силой в производственных связях стали ТНК, являющиеся носителями единичного разделения труда. Они образовали интернациональные производственные комплексы, включающие создание продукта, его реализацию, расчеты, кредитование. В условиях дальнейшего сужения хозяйственной территории, противостояния двух общественных систем произошло усиление взаимосвязей между капиталистическими странами. Резко усилившиеся по своей экономической мощи в годы Второй мировой войны США оказали помощь в экономическом возрождении Западной Европы. Не последнюю роль в этом процессе сыграли геополитические соображения. После завершения плана Маршалла (1951 г.) по мере распада колониальных империй программы помощи были переориентированы на развивающиеся страны с целью сохранения их в системе взаимоотношений западных стран. Ликвидация колониальной системы в середине 60-х годов вывела на авансцену международной жизни большую группу развивающихся стран, которые до сих пор занимают особое место в мировом хозяйстве. На смену отношениям колониального типа, существовавшим между колониями и метрополиями, пришли связи другого характера. Острейшие внутриэкономические проблемы развивающихся стран, их экономическая отсталость, угроза разрыва сложившихся хозяйственных связей между бывшими колониями и метрополиями оказались решающими факторами поддержания и развития отношений "Север - Юг". Это осуществлялось через вывоз в освободившиеся страны предпринимательского капитала, осуществление программ помощи на двухсторонней и многосторонней основах. В 50-70-е годы произошло сближение уровней развития США и других промышленно развитых стран - Японии, стран Западной и Восточной Европы. В 1955 г. совокупный ВВП шести ведущих стран (после США) составлял 74% ВВП США, а уже в 1970г. - 114%. Однако каждая отдельная страна не смогла достаточно близко подойти к уровню развития американской экономики. Латинская Америка и большинство азиатских стран в основном сохранили свое положение, а африканские страны продолжали увеличивать свое отставание. Вместе с тем общемировое экономическое доминирование США перерождалось в многополюсную систему. Кризисная полоса в мировой экономике в 70-80-е годы не сопровождалась тенденцией к экономической автаркии, как было в 20-30-е годы. За 60-е - первую половину 80-х годов экспортная квота промышленно развитых стран возросла с 11 до 21%, а развивающихся стран - с 18 до 26%. Третий этап развития мирового хозяйства. Последнее десятилетие XX в. можно считать началом нового периода в развитии мирового хозяйства. По сравнению с прежним периодом возросла степень формирования международных, а в ряде случаев - планетарных производительных сил, усилилось экономическое взаимодействие и взаимозависимость. Возрастание хозяйственной целостности мира обеспечивается новыми параметрами социально-экономического развития. В восточноевропейских странах произошли процессы формирования и складывания близких западным государствам экономических и политических структур. Изменилась социальная структура восточноевропейских стран и бывшего Советского Союза, она приспособилась к существующей в западных странах, развалена мировая социалистическая система и Советский Союз. Вступление мирового хозяйства в новую фазу социально-экономического развития сопровождалось усилением разрывов в уровнях развития отдельных стран и подсистем, о чем свидетельствуют данные табл.1.2. Таблица 1.2 - ВВП на душу населения стран и регионов. Регионы 1913 1950 1973 2000 Западная Европа 69,3 53,5 74,0 74,1 Южная Европа 33,0 21,1 36,2 36,1 Восточная европа 31,9 27,5 34,6 15,5 Бывший СССР 28,0 29,6 36,5 16,5 Латинская Америка 27,1 26,0 26,5 20,1 Азия 14,0 8,0 10,8 15,9 Азия без Китая и Японии 13,7 7,8 8,6 8,3 Япония 25,1 19,6 66,3 75,6 Китай 13,0 6,4 7,1 23,0 Африка 10,8 8,7 7,9 4,8 Весь мир 29,0 22,3 24,8 21,9 За прошедшее столетие ВМП увеличился примерно в 19 раз по ППС, ВВП на душу населения - в 4,7 раза. Столь значительное увеличение экономической деятельности частично объясняется переводом прежней домашней деятельности в рыночную. Крупные сдвиги в развитии мирового производства произошли за вторую половину XX в. В этот период мировое производство возросло более чем в 6,5 раза, производство продукции обрабатывающей продукции - в 9 раз, а объем внешней торговли - в 31 раз. 1.6 Современная экономика Мировая экономика переживает самые тяжелые за последние шесть десятилетий потрясения, сложилась огромная неравномерность в развитии стран и регионов. Ожидания "мягкой рецессии" в ЕС в 2012 г., неустойчивость ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, бюджетные и долговые кризисы в целом ряде стран мира заставляют экономистов и политиков быть очень осторожными, постоянно оценивать риски, отслеживать текущие и долгосрочные тенденции. Интерес к экономике возрос, но анализ циклических процессов, антикризисной, бюджетной, долговой политики предполагают достаточно кропотливую работу, требующую специальной подготовки. На протяжении двух последних десятилетий мировой ВВП почти утроился - это можно было бы сказать и о накоплении основного капитала, если бы глобальный кризис не привел к значительному сокращению капиталовложений. Ниже показано (Таблица 1.3.), насколько резко при этом изменилась структура ВВП и капиталовложений мира. Для целей данной работы мы также отдельно показываем США и Китай. Отметим, что доля в мировом ВВП развивающихся стран в 2010 г. достигла 34,7%, а по накоплению - 45,3%. Видимо, через несколько лет накопление в развивающихся странах превысит соответствующий показатель в развитых. Таблица 1.3 - Объем мирового ВВП и капиталовложений, доли основных стран и групп стран, 1990, 2008, 2010 гг. ВВП Вложения в основной капитал Норма накопления, % ВВП, 2010 1990 2008 2010 1990 2008 2010 Мир, трлн. долл. 22, 2 61,4 63,3 5,0 9,9 13,9 22,0 США 26,1 23,3 22,9 21,1 18,7 16,0 15,4 Китай 1,8 7,4 9,2 2,0 13,2 19,3 46,2 Развитые страны без США 53,3 45,1 42,4 59,6 43,3 38,6 20,0 Развивающиеся страны без Китая 18,8 24,3 25,5 17,3 24,8 26,0 22,5 В развивающемся мире современные активы чаще всего встречаются в добывающей промышленности (как прямые инвестиции западных ТНК). Именно для развивающихся стран с низким уровнем душевого ВВП, отсталыми физической инфраструктурой и обрабатывающей промышленностью, а также находящимися в зародышевом состоянии постиндустриальными секторами на текущем этапе развития необходима высокая норма накопления (как и для России). Однако суммарное преимущество развивающих стран в области капиталовложений связано в основном с активным накоплением основного капитала в Китае. Норма накопления развивающихся стран без Китая не так велика и не дает оснований ожидать выравнивания развития двух групп стран в короткие сроки. Заметим, что низкая норма накопления в США, не удивительная сама по себе на фоне высокого уровня капиталовооруженности в стране, указывает на более сильное влияние научно-технического прогресса на экономический рост в США. Динамика счета текущих операций платежных балансов отражает направление движения сбережений. В данном случае экспорт сбережений нефтеэкспортеров спрятан в сумме балансов развивающихся стран. С учетом некоторого несовершенства статистики все равно видно, что огромное отрицательное сальдо баланса США противостоит положительным балансам большинства стран. Это выводит торгово-финансовые отношения США и Китая, двух экономических гигантов, в совершенно иную категорию парной взаимозависимости. Таким образом, развитие мировой экономики в 1990-2008 гг. базировалось на огромных сбережениях целого ряда стран. Ускоренное развитие Китая обеспечивалось за счет высоких сбережений и накопления ликвидных резервов. Этот избыток позволяет Китаю проводить политику масштабного инвестирования и кредитования других стран, в частности в рамках установления частичного контроля над источниками сырья для роста. Избыток сбережений середины 2000-х годов - феномен, вероятно, временный и относительный. Одним из его проявлений было создание суверенных инвестиционных фондов (Sovereign Wealth Funds, SWF) развивающихся стран, которые и стали одним из основных передаточных звеньев между избыточными сбережениями развивающихся стран и финансовыми центрами развитых стран. За избытком финансовых ресурсов должно было последовать постепенное увеличение нормы накопления, но этого не произошло, в том числе по институциональным соображениям: многие страны не могут (Россия) или не хотят (Норвегия) реинвестировать свои экспортные доходы на своей территории. Из-за сжатия финансового сектора в условиях глобального финансового кризиса сократился (особенно в конце 2008-2009 гг.) переток средств из развитых стран в развивающиеся по каналам финансового рынка. Для зависимых от иностранных вложений развивающихся стран это стало сильным внешним шоком, который в научной литературе часто называется "sudden stop". Поэтому, в частности, теория цикла вынуждена все больше внимания уделять финансовому сектору. На стороне предложения мировых сбережений на выходе из кризиса в 2010 г. ситуация стабилизировалась: страны ОПЕК с помощью картельных мер удержали суммарные доходы на уровне 1 трлн. долл. Китай продолжает жить с профицитами текущего и капитального счетов. Сальдо текущего счета в Китае к концу 2011 г. сократилось до 5% ВВП, но приток капиталов в страну вырос до 4% ВВП, то есть прирост резервов происходит темпами не сильно ниже предкризисных. На стороне спроса ситуация пока менее определенная. Отличия от периода 2005-2008 гг. огромные: страны ОЭСР еще не прошли "кризисную яму", мировой инвестиционный спрос переживает перестройку, характерную для системных экономических кризисов. Промышленное производство в странах ОЭСР вышел на докризисный уровень середины 2008 г. только к концу 2012 - началу 2013 гг. - это означает потерю более четырех лет развития. Долговые проблемы европейских стран остаются серьезным риском для финансовой системы. Использование заимствований происходит преимущественно на поддержание государственных финансов, а не на инвестиционные проекты, что затрудняет послекризисное восстановление. Стабильность долговой динамики стран еврозоны зависит от того, какими будут дополнительные финансовые потребности стран для финансирования дефицитов в случае дальнейшего снижения темпов роста и роста ставок по долгу. Речь идет о номинальных показателях. Низкие темпы номинального роста при настойчивости центробанков в отношении ориентиров по инфляции в текущий кризис выглядит не менее вероятными, нежели низкие темпы реального роста Быстрый рост цен на нефть зимой-весной 2011 г. стал поводом для прогнозирования подъёма цен на стабильно высокие уровни относительно предыдущих периодов. Устойчивость этих позиций вызывает сомнение: выход из кризиса не выглядит окончательным и бесповоротным, уровни запасов нефти и нефтепродуктов достаточно высоки, несмотря на выбытие ливийской нефти в ОПЕК остаются значительные резервы в добыче. Скачок цен на нефть в начале 2011 гг. связан в значительной степени с единовременными факторами: политической нестабильностью в ряде стран Ближнего Востока; сохранением мягкой денежно-кредитной политики в крупнейших мировых экономиках. В течение почти двух лет снижение добычи в ОПЕК позволяло удерживать коридор в 70-90 долл. /баррель при относительно медленном подъеме. Это достаточно высокий уровень, чтобы удовлетворить бюджетные требования большинства стран-экспортёров нефти, хотя, вероятно, не всех. В то же время он не стал тормозом для восстановления мировой экономики и потребления нефти: даже развитые страны предположительно выйдут в фазу подъема в 2012 г. Остаются существенными экономические факторы и политические причины поддержки цен на нефть на уровне не ниже отметок 2010 г. (около 80 долл. /баррель) и в 2011-2012 гг. По итогам 2012 года среднегодовая цена на нефть марки "Юралс" на мировом рынке ожидается на уровне не менее 109 долларов США за баррель. За сентябрь 2012 она составила 111,6 долл. /барр., а за январь-сентябрь - 111,0 долл. /барр., что практически соответствует уровню прошлого года - 109,5 долл. /барр. Это, впрочем, означает, что уходящий год будет первым посткризисным годом, когда цена нефти не вырастет в годовом выражении (в 2010 и 2011 гг. она увеличилась на 30 и 40% соответственно). Для мировой экономики 2011 год с сугубо статистической точки зрения не был плохим. Темп прироста мирового ВВП, видимо, был близок к 4% - на это указывают доступные на начало февраля данные. Три четверти прироста ожидаемо обеспечили развивающиеся страны, суммарный ВВП которых вырос в 2011 г. более чем на 6%. Однако умеренно оптимистичные данные по развивающимся странам не могли изменить ухудшавшееся в течение года настроение экономистов и инвесторов. Осознание того, что послекризисное восстановление в развитых странах будет еще более долгим и тяжелым, приходило не быстро. Еще до начала замедления экономики во второй половине 2011 г. эксперты отмечали, что ошибки прогнозов сами по себе являются фактором замедления экономик развитых стран - негативная корректировка ожиданий не проходит безболезненно для реальных действий правительств, фирм и домохозяйств, и предсказывали волну негативных макроэкономических прогнозов до конца года. Замедление темпов роста мировой экономики в течение 2012 года выразилось в очередном снижении прогноза МВФ в целом на год. Так, согласно расчётам специалистов Фонда, скорость увеличения ВВП составит 3,3%, что на 0,2 и 0,7 п. п. ниже двух предыдущих оценок (апреля 2012 года и сентября 2011 года соответственно). По-прежнему очень заметной остаётся неравномерность экономического развития: в развитых странах прирост ожидается на уровне 1,3%, в развивающихся - 5,3%, в том числе в странах Азии - 6,7%. При этом прогнозируется, что наращивание ВВП стран постсоветского пространства будет проходить более активно - в среднем на 4,0%, в том числе в России - на 3,7%, в Украине - на 3,0%, в Казахстане - на 5,5%, в Беларуси - на 4,3%. Среди стран G8 лидерами роста (на 2,2%) станут Россия, США и Япония. мировое хозяйство экономика внешнеэкономический 2. Государственное регулирование Внешнеэкономической деятельности Как правило, цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне. Из числа действующих ныне законов, регулирующих ВЭД, прежде всего следует назвать: Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (от 13 октября 1995 г.), Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (от 4 июля 1991 г.), Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (от 9 октября 1992 г.), "Патентный закон РФ" (от 2 сентября 1992 г.), Закон "О таможенном тарифе" (от 21 мая 1993 г.), "Таможенный кодекс Российской Федерации" (от 10 июня 1993 г.), Закон "О международном коммерческом арбитраже" (от 7 мая 1993 г.) и др. Сформировавшийся механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности нацелен на: защиту экономического суверенитета. Понятие экономического суверенитета производно от категории государственного суверенитета и означает полноту государственной власти в системе внутриэкономических отношений и участие в международных экономических отношениях в соответствии с принципом суверенного равенства государств. обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено на поддержание экономической безопасности Российской Федерации, под которой понимается обеспечение такого состояния российской экономики, которое гарантировало бы достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300, в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 года N 24) закреплено, что "обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства". При этом особо отмечается необходимость усилить защиту интересов отечественных производителей "в условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг": стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности; обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности согласно статье 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее Закон №164-ФЗ) осуществляется посредством: таможенно-тарифного регулирования. Согласно статье 19 Закона №164-ФЗ таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении в соответствии с законодательством Российской Федерации ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенная пошлина по определению, содержащемуся в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 "О таможенном тарифе", представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. нетарифного регулирования. Согласно статье 21 Закона №164-ФЗ нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в следующих случаях: ) при установлении Правительством Российской Федерации в исключительных случаях временных ограничений или запретов экспорта товаров продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, а также ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов. Следует обратить внимание, что данные количественные ограничения устанавливаются только на продовольственные и сельскохозяйственные товары, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации; ) при недискриминационном применении количественных ограничений согласно статье 22 Закона №164-ФЗ; ) при принятии решения о введении квот и определении Правительством Российской Федерации метода их распределения и, в соответствующих случаях, установления порядка проведения конкурсов и аукционов; ) в случае лицензирования в сфере внешней торговли товарами, которое устанавливается в случаях, предусмотренных статьей 24 Закона №164-ФЗ; ) предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, перечни которых определяются федеральными законами; ) установления специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом. В Федеральном законе определены принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; четко разграничены сферы компетенции Федерации и ее субъектов во ВЭД; перечислены важнейшие функции федеральных исполнительных органов, ответственных за регулирование ВЭД; дана краткая характеристика важнейших методов государственного регулирования внешнеэкономических связей: таможенно-тарифное регулирование; количественные ограничения экспорта и импорта; экспортный и импортный валютный контроль и т.д. Особое внимание уделено системе мер по содействию и стимулированию деятельности российских участников ВЭД. Иное государственное регулирование внешнеторговой деятельности не допускаются. 3. Анализ государственного регулирования Внешнеэкономической деятельности Анализируя законодательство о Внешнеэкономической деятельности, можно отметить, что целью государственного регулирования является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе государство должно создавать условия реализации стратегической цели, определенной в Федеральной программе развития экспорта: "совершенствование структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества". Для реализации этой цели необходимо решение комплекса задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во внешней политике, организации управления, подготовке кадров и т.д. При решении задач в названных сферах любое государство должно учитывать следующие сложившиеся в международной практике принципы: . Учет требований международных организаций, например: ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулирования; Всемирной таможенной организации в отношении таможенных процедур и их унификации: Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспорта отдельных видов товаров, например, текстильных; специализированных организаций ООН; МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по особому требованию к экспорту особых товаров - ядерных материалов и оборудования, которые могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях. . Либерализация внешней торговли. . Торговля по мировым ценам. . Введение реального валютного рынка. . Сбалансирование платежного и торгового баланса со странами-партнерами. Важно отметить, что в законах о Внешнеэкономической деятельности имеются ряд проблем, которые необходимо устранить: ) международное налогообложение. Главной причиной такого несовершенства является то обстоятельство, что в настоящее время Российская Федерация ратифицировала налоговые соглашения только с 44 странами. Поэтому, в отношениях с государствами, с которыми соглашений нет, может иметь место двойное налогообложение по отдельным видам налогов. Также отсутствует четко разработанный механизм определения налогооблагаемых доходов. Необходимо подчеркнуть, что отечественная практика получения льгот в соответствии с налоговыми соглашениями имеет очевидные недостатки, связанные с несовершенством текущего законодательства РФ, в связи с чем сугубо формальная процедура также нередко становится причиной разногласий и споров. ) неточность в определениях (таможенная пошлина); ) проблема возмещения НДС при экспорте; ) несогласованность таможенного и смежного законодательства. Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития стран. Она способствовала интеграции России в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр. В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов - законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей государства. Скачать архив (31.8 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |