Главная » Экономика |
Оглавление Введение . Основные аспекты международного рынка услуг .1 Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг .2 Динамика и отраслевая структура рынка услуг .3 Современная тенденция развития рынка услуг . Анализ факторов, воздействующих на развитие международного рынка услуг .1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг .2 Анализ воздействия на сферу услуг НТП .3 Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг 2.4 Анализ глобализации услуг 3. Пути совершенствования международного рынка услуг .1 Step и swot анализ международного рынка услуг .2 Направленное совершенствование развития международного рынка услуг Заключение Список использованной литературы Введение В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост - главная задача, как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это не возможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом. Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 - 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 - 75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно. На развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок. Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность. Услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики. Цель данной курсовой работы рассмотреть состав и структуру международного рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ) Рассмотрение экономической сущности и факторов воздействия на рынок услуг; ) Проанализировать динамику и отраслевую структуру рынка услуг; ) Выявить и изучить современные тенденции развития рынка услуг; ) Проанализировать воздействие на сферу услуг НТП; ) Проанализировать глобализацию услуг; ) Провести step и swot анализ международного рынка услуг; ) Рассмотреть направления совершенствования развития международного рынка услуг. Объект исследования: международный рынок услуг. Предмет исследования: экономические отношения, возникающие в процессе функционирования международного рынка услуг. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена изучению основных аспектов международного рынка услуг. Вторая глава посвящена анализу факторов, воздействующих на развитие международного рынка услуг. Третья глава посвящена изучению путей совершенствования международного рынка услуг. 1. Основные аспекты международного рынка услуг 1.1 Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Причины длительного игнорирования услуг в контексте изучения глобализации коренятся и в особенностях продуктов труда, выраженных в форме услуги: неосязаемый характер осложняет учет и мониторинг их производства и потребления, как и внешнеэкономических операций. Крайней неопределенностью отличается и само понятие "услуга". При общепринятом широком подходе этим термином обозначают хозяйственную деятельность, результаты которой выражены в нематериальной форме, совпадают по месту и времени с производством и не могут накапливаться и храниться. То есть к "услугам" практически относят все виды и результаты трудовой деятельности, не принимающие вещную форму. Существует два вида услуг: ¾ услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные); ¾ услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные). ¾ специфической отраслью услуг является международный туризм. К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся: ¾ регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства; ¾ отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта; ¾ услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются; ¾ производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства; ¾ международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами; ¾ не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления). Основными формами услуг для предпринимательства являются: менеджмент, аудит, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов), лизинг (аренда), франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), "ноу-хау" (обмен в виде знаний, опыта и научно-технической информации) и др. Торговля услугами - важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. Роль сектора услуг динамично растет. На сферу услуг приходится: в США - 73% рабочих мест, в ФРГ - 41, в Италии - 35%. Выделяют следующие особенности услуг как предмета торговли: ¾ отсутствие овеществленной формы (некоторые из услуг приобретают материальную форму в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации и т. д.); ¾ наличие всех признаков товара (обладают общественной потребительной стоимостью); ¾ услуги полезны не как вещь, а как деятельность определенного направления; ¾ неоднородны или изменчивы по качеству; ¾ производятся и потребляются одновременно; ¾ при экспорте-импорте не проходят таможенную границу и не подлежат таможенному оформлению; ¾ не все виды пригодны для вовлечения во внешнеторговые оборот (коммунальные услуги и т.п.); ¾ имеют тесную связь с рынком рабочей силы; ¾ ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот; ¾ имеют специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровне. Услуги могут быть капиталоемкими, трудоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности, быть квалифицированными или неквалифицированными и т.д. Разные услуги отличаются разностью вовлечения в хозяйственный оборот. Меньше всего вовлечены услуги, поступающие в личное потребление (за исключением образования и здравоохранения). Услуги могут осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе, а также могут предоставляться государственными и частными производителями. Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК. Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях. Государство защищает внутренний рынок в сфере услуг с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия: ¾ устанавливать минимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг; ¾ ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала; ¾ вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг. Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.); вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д. Это могут быть разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др. Существенную роль в регулировании международной торговли услугами играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами. Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации: Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная туристическая организация (ВТО) и другие, а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР). Мировой рынок услуг состоит из множества более узких "специализированных" рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги. Вышеперечисленные услуги подразделяются в сфере услуг на: ¾ традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля; ¾ такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги; ¾ социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреационные услуги. К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже услуг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продукции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экспорту и импорту туристических услуг; консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления. Инженерно-технические услуги - это комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов. В ходе развития техники часть инженерных работ обособилась от сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и стала самостоятельным видом внешнеэкономической деятельности. В качестве такого явления инжиниринг не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном эффекте, который может получить потребитель услуги. Тем не менее инжиниринг отличается от услуг в сфере конечного потребления или финансов и выступает как обособившаяся сфера производственной деятельности. Объектами инжиниринга в первую очередь являются вновь разрабатываемые проекты. Среди сделок типа купли-продажи услуг видное место занимают арендные отношения. Международная аренда - это сдача внаем машин и оборудования иностранному контрагенту. Этот процесс представляет собой одну из форм кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору. К сделкам по купле-продаже услуг относятся и туристические услуги. В настоящее время международный туризм получил широкое распространение и стал высокодоходной отраслью экономик многих стран мира. Среди консультационных услуг в области информации и совершенствования управления широкое распространение получили аудиторские услуги, предусматривающие проверку коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, разработку предложений по ее совершенствованию, консультации по вопросам налогообложения и т.п. Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии. Можно структурировать все отличия товара и услуги в таблице 1. услуга рынок международный торговля Таблица 1 - Отличия товара и услуг в международной торговле Отличительные параметры Товар Услуга Перемещение через таможенную границу Обязательно Не обязательно Таможенный контроль Проходят Не проходят Область регулирования На границе Внутри страны в соответствии с положениями внутреннего законодательства Правовая государственная защищенность от иностранной конкуренции Хуже защищена сфера материального производства и торговли товарами Лучше защищен рынок услуг Унификация подхода к регулированию ввоза и вывоза Проще Сложнее Степень однородности для проведения классификаций В общей степени однороден Неоднородны отсюда трудности классификации Роль посредников Может быть существенной Уменьшается, так как услуги базируются на прямых контактах производителя и потребителя Могут являться предметом торговли Все товары Исключаются услуги, поступающие в личное потребление Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке. Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг. Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие: ¾ высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги; ¾ развитие всех видов транспорта, стимулирующих международную мобильность, как предпринимателей, так и населения; ¾ новые формы связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей; ¾ ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего, в непроизводственной сфере. Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки. Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в социальной жизни всех стран. Этот процесс является объективным следствием все возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда. Термин "международная торговля услугами" охватывает международный обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными особенностями. Однако при всей многоликости международной торговли услугами в обмене услугами просматривается целый ряд общих закономерностей и тенденций, характерных для этой сферы международной торговли. .2 Динамика и отраслевая структура рынка услуг Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т. д. В функции этих услуг входят диффузия в хозяйстве новых технологий, разработка и распространение организационно-управленческих моделей, методов повышения эффективности использования ресурсов и т. д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса - производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес-услуг - по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата. К быстрорастущему ядру рассматриваемой сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли вышли в последние десятилетия на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом прогрессе общества и глобализации экономики. Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим. Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео- и аудиобизнеса, в клубной деятельности самого разного профиля. Ряд других услуг развивается более умеренными темпами, на уровне, средних показателей по сфере услуг или по хозяйству в целом. Под влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта. Относительное сужение позиций вещной продукции в структуре хозяйства, транспортировкой и реализацией которой полностью или частично заняты эти отрасли, сдерживает рост потребностей в их функциях. Но такие черты современного производства, как углубление специализации, деконцентрация, дифференциация спроса, значительно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства. Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к "неторгуемым" товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин "торгуемые услуги". Экспорт услуг оценивался в 51,3 млрд. долларов, или на 30% выше показателя предыдущего года. Положительная динамика, как и годом ранее, наблюдалась во всех без исключения отраслях. Высокие темпы роста сохранили международные операции, связанные с поездками: экспорт услуг по данной статье вырос на 24% (рис.1). Рис. 1. Структура экспорта услуг Из рисунка 1 видно, что несколько замедлился относительно предыдущего года прирост объема оказанных услуг связи, поездок и деловых услуг. Поступления от компьютерных и информационных услуг выросли в 1,5 раза, составив 1,6 млрд. долларов. Структура услуг, предоставленных внешним потребителям, стала более диверсифицированной. Если в 2003 году на долю операций, не относящихся к транспорту и поездкам, приходилось 28% совокупного экспорта, то в 2006 году - уже 41%, а в 2010 году этот показатель составил 47%. Импорт услуг по сравнению с 2007 годом увеличился на 29% до 76,4 млрд. долларов США. При этом высокие темпы прироста зарегистрированы по всем категориям (рис.2). Рис. 2. Структура импорта услуг. Видно, что доминирующее положение в импорте сохранили услуги, оказываемые гражданам во время их пребывания на территории иностранных государств, регистрируемые в платежном балансе по статье "Поездки". Расходы по этой статье достигли 24,9 млрд. долларов США, что на 12% выше показателя предыдущего года. Наряду с этим удельный вес данной категории услуг продолжал снижаться: если в 2001-2005 годах он достигал 45-48%, то в 2006 году уменьшился до 41%, а в 2010 году - до 33%. Географическая структура торговли услугами складывалась следующим образом (рис. 3 и 4). Рис. 3. Структура мирового экспорта услуг 2009 г. (в % к итогу). Рис.4. Структура мирового импорта 2009 г. (в % к итогу). Можно сделать вывод, что объем услуг, оказанных странам дальнего зарубежья, увеличившись на 28% относительно 2007 года, приблизился к 40,1 млрд. долларов, что составило 78% совокупного экспорта. Свыше половины операций приходилось на страны Европейского Союза (20,7 млрд. долларов), традиционно крупными потребителями услуг оставались также страны АТЭС (7,1 млрд. долларов). Среди стран дальнего зарубежья основными потребителями услуг были резиденты Соединенного Королевства (11%), Соединенных Штатов и Германии (по 9%), Кипра (8%), Турции (6%), Швейцарии (4%). На долю десяти основных стран-партнеров пришлось более 58% всего экспорта. Распределение импорта услуг по группам стран также практически не меняется на протяжении ряда лет. Основной его объем (90%) приходится на дальнее зарубежье, в 2009 году он превысил 68,9 млрд. долларов, прирост за год составил 16 млрд. долларов (30%). Внутри этой группы продолжала расти роль стран Европейского Союза: их удельный вес в совокупном импорте достиг 48%. На потребление услуг, оказанных резидентами стран АТЭС, пришлось 12% импорта, при этом его объем вырос на 28 % и составил 7,9 млрд. долларов США. .3 Современная тенденция развития рынка услуг За прошедшие сто лет сама сфера услуг кардинально преобразилась. В начале XX века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) - от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда. Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства, а в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции во многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет по нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудофункции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и другого персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. По мере роста производства товаров и услуг многократно разветвляются усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупой статьей общих производственных издержек. В последние десятилетия XX в. взаимосвязь двух типов хозяйственной деятельности поднимается на новую ступень: в новых технологиях универсального применения услуги и вещный продукт практически неразделимы, сливаются воедино. Наиболее рельефно это взаимопроникновение выражено в отраслях услуг информационно-коммуникационного комплекса, медиабизнесе, издательском деле. Трансформацию производства и общества в направлении услуг исследователи часто определяют как "тихую революцию", подчеркивая тем самым не только фундаментальный характер и общественную значимость этого сдвига, но и постепенный ход изменений, а также отсутствие каких-либо катаклизмов, разрушительных форм и последствий "врастания" нематериальных видов деятельности в общую хозяйственную систему. Главные факторы развития сферы услуг. Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги, особенно быстро на услуги высокого класса. Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы. Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других - социальных, структурных. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства. Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.). Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказала крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах. Также Мировой экономический кризис 2008-2010 гг., с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре "продвинутые", науко-интенсивные виды услуг. В кризисной ситуации к тому же резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, -сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности. В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов. Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 21,9% в 1990-хг одах до 18,7% в 2009 г.), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле. Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 43,2% до 65% в 2000-2010 гг.). По темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент "особые частные услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги". Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить, что с каждым годом значимость международного рынка услуг растет. Особое место и значительную долю в этой сфере занимают транспортные и деловые услуги, но наблюдается такая особенность, что место деловых услуг в общей доли мировых услуг займут туристические услуги и поездки. Этот факт подтверждается фактическим материалом, рассмотренным в данной главе. Также вкратце были рассмотрены факторы, влияющие на развитие международного рынка услуг. Международный рынок услуг значительно влияет на рынок товаров и на международные экономические отношения, что подтверждается внешнеторговым оборотом стран. 2. Анализ факторов, воздействующих на развитие международного рынка услуг 2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития. Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем "экстернализации" услуг - выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. "Экстернализация" услуг - явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг. Проанализируем мировую торговлю услугами по категориям в таблице 2. Таблица 2 - Мировая торговля услугами по категориям Доля от общего объема услуг, % Абсолютное отклонение 2007 2008 2009 2010 2011 Экспорт Всего коммерческие услуги 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 Транспортные услуги 22,9 23,7 20,9 20,8 21,1 -2,5 Поездки 25,7 25,1 26,0 25,9 26,0 -6,1 Другие коммерческие услуги 51,1 51,1 53,1 53,2 54,2 +8,6 Импорт Всего коммерческие услуги 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 Транспортные услуги 30,0 30,0 26,6 27,1 26,6 -2,1 Поездки 24,4 24,4 25,1 25,9 25,1 -4,7 Другие коммерческие услуги 45,5 45,5 48,3 49,4 48,3 +6,8 Из таблицы видно, что в 2008 году произошел спад роста по всем направлениям мирового рынка услуг, этот факт можно связать с мировым экономическим кризисом 2008 года. Но к 2009 году показатели роста стали опять увеличиваться. Если анализировать весь исследуемый период, то можно сказать, что ситуация на 2009 год прослеживается негативная по сравнению с 2005 годом. Только статья "Другие коммерческие услуги" имеют положительную тенденцию как по импорту (+6,8%), так и по экспорту (+8,6%). Следующие по количеству и росту транспортные услуги, а затем поездки. Подводя итоги можно сделать вывод, что в структуре мирового рынка услуг происходят значительные изменения, также прямо пропорционально изменяется и динамика данной сферы. Все это связано с глобализационными процессами в экономике. Данный факт подтверждается рядом факторов. В целом, рынок услуг развивается весьма динамично и толчком к этому является НТП, Интернет и глобализация. .2 Анализ воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс) Исторически большинство услуг, за исключением транспорта и связи, длительное время развивались как бы в стороне от технического прогресса, опираясь в основном на использование трудовых ресурсов и несложных, иногда даже примитивных технологий, и эта ситуация до последнего времени менялась довольно медленно. Новая волна научно-технического прогресса захватила и эту сферу, и услуги стали широчайшим полем для применения его последних достижений, прежде всего электроники и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Рис. 5. Темпы роста мирового рынка ИТ-услуг в 2007-2011 годах, % По регионам темпы развития рынка ИТ-услуг заметно различаются. В Западной Европе рынок стабильно растет приблизительно на 5% в год и будет расти примерно так же до 2010 года (данные компании Europe Intelligence Wire). В Японии темпы еще ниже - от 3,3 до 3,5%. А в Азиатско-Тихоокеанском регионе, рынок расширяется в 2 раза быстрее (темпы - 10%), и ожидается, что к 2010 году объем его составит 48,4 млрд. долл. (для сравнения: в 2005 году - 29,6 млрд. долл.). Однако есть страны, где ИТ-рынок растет еще быстрее - в первую очередь это Китай и Индия, на долю которых приходится 65% от совокупного дохода региона в сфере ИТ-услуг. Например, в Китае объем рынка увеличивается на 5,7% каждый квартал, а среднегодовые темы роста составляют 46,2% (данные Analysys International). Высоки темпы развития сегмента ИТ-услуг и в странах Восточной Европы, например в Польше, Чехии, Словакии и др., - здесь рынок растет примерно на 15-17% в год. Принципиально важен для многих услуг такой результат ИКТ, как делокализация производства, возможность накопления и хранения, что подрывает довольно сильные ограничения роста услуг, обусловленные родовой спецификой - совпадением производства и потребления во времени и пространстве, нетранспортабельностью продукта. Новые Технологии позволяют передавать услуги на любое расстояние и в любое время, накапливать их и хранить в закодированном виде на материальных носителях или в электронной форме. При этом значительно улучшаются качественные характеристики: потребители получают доступ к огромному массиву информации и услугам высокого класса в режиме реального времени, пользуются преимуществами более широкого выбора услуг, иными словами, получают более высокую полезность в расчете на единицу затрат. На основе новых технологий становятся реальностью непосредственные контакты на расстоянии потребителей и производителей таких прежде территориально фиксированных услуг, как образование, медицина, культурно-развлекательные, юридические, страховые, консалтинг т. д. Интенсивным технологическим изменениям подвержены не только новые, но и традиционные отрасли - транспорт, торговля; буквально преображаются в прошлом крайне далекие от техники сферы - медицина, финансовые услуги, а также библиотеки, музеи, театры, эстрада, Развлекательные парки и т. д. Для этой сферы особенно важно применение научных подходов и решений в организационно-управленческой области вследствие особо сильного влияния этого фактора на эффективность в высокотрудоемких отраслях, да и технологические нововведения зачастую не дают здесь должного эффекта без сопутствующей организационно-структурной перестройки бизнеса. Рынок информационных услуг является сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности. 2.3 Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг Поистине революционные преобразования в сфере научно-информационных услуг в мировой экономической системе несет с собой Интернет. На основе этой технологии услуги шагнули за пределы реального хозяйственного пространства. Примечательно, что услугами связано само предназначение всемирной сети - реализация широчайшего спектра их видов в виртуальном мире: безгранично разжигается рыночное поле многих отраслей, утверждается принципиально новая модель обслуживания, технологически более совершенная, экономически более эффективная. Новый многоцелевой технологический механизм проходит начальную стадию развития, но уже определились его основные хозяйственные функции. Это - удовлетворение потребительского спроса на услуги торговли и многих других отраслей. Реализация товаров и услуг через Интернет обходится, как правило, дешевле, чем через традиционные каналы, и при большем удобстве для потребителей, получающих возможность широчайшего выбора и производителей, и способов доставки услуг. Изменение технологий и передача информации сделали многие виды услуг способными к торговле. Одно из последних направлений развития электронной торговли через Интернет говорит о реальном функционировании глобальной экономики. О распространении Интернет говорят следующие цифры в таблице 3. Таблица 3 - Численность пользователей Интернет, человек Страна 2006 2007 2008 2009 2010 Абсолютн отклонение, % Пользователей в стране, % Мальта 301,000 356,980 403,878 455,287 584,000 +283,000 78.3 % Новая Зеландия 3,200,000 3,702,567 4,011,400 4,738,948 5,622,092 +2,422,092 77.6 % Исландия 225,600 309,049 348,000 431,090 467,000 +241,400 76.5 % Швеция 6,800,000 8,333,000 908,677,000 11,119,000 12,374,009 +5,574,009 75.2 % Гонг Конг 4,878,713 5,676,898 6,110,209 8,764,036 9,572,001 +4,63,288 70.7 % Дания 3,762,500 5,290,390 5,309,820 5,498,000 5,572,000 +1,809,500 69.5 % США 203,276,810 289,900,999 345,232,100 392,198,000 397,990,000 +194,713,190 68.7 % Сингапур 2,421,800 3,129,465 3,857,390 4,298,860 4,711,920 +2,290,120 68.3 % Австралия 13,991,612 17,284,039 19,398,000 24,933,222 28,900,038 +14,908,426 68.2 % Норвегия 3,140,000 5,199,200 5,820,948 6,000,298 6,109,200 2,969,200 68.2 % Гренландия 38,000 48,900 55,120 62,765 66,992 +28,992 66.6 % Нидерланды 10,806,328 13,298,489 16,283,012 18,294,000 20,350,990 +9,544,662 66.2 % Южная Корея 32,570,000 44,381,000 51,209,382 59,000,000 63,909,293 +31,339,293 65.2 % Швейцария 4,836,671 6,233,199 7,320,109 9,310,000 10,122,809 +5,286,138 64.9 % Канада 20,450,000 32,594,480 38,019,000 39,000,140 40,900,000 +20,450,000 63.8 % Великобритания 37,800,000 47,800,290 58,927,880 66,711,291 75,399,000 +37,599,000 63.1 % Фарерские о-ва 39,000 45,000 55,000 67,000 78,000 +39,000 62.8 % Финляндия 3,286,000 5,489,200 5,924,100 6,100,200 6,577,028 +3,291028 62.6 % Бермудские о-ва 39,000 46,192,323 57,455,660 63,211,023 76,900 +37,900 61.1 % Япония 78,050,000 99,000,000 115,234,710 133,900,700 157,010,300 +78,960,300 60.9 % Тайвань 13,800,000 18,205,902 24,399,000 25,784,000 26,789,300 +12,989,300 60.5 % Люксенбург 270,800 350,190 381,233 403,477 450,200 +179,400 59.4 % Португалия 6,090,000 7,937,177 8,937,176 10,288,000 12,120,000 +6,030,000 58.2 % Лихтенштейн 20,000 25,000 30,000 35,000 40,000 +20,000 57.3 % Германия 47,127,725 56,780,300 65,900,222 78,566,388 95,900,000 +48,772,275 57.0 % Россия 22,300,000 26,898,000 34,900,390 39,000,000 45,000,000 +22,700,000 35.5 % Всего 972,828,001 1,299,301,232 1,675,322,009 1,890,003,223 2,000,000,000 +1,028,172,999 Из таблицы видно, что численность Интернет пользователей за последние 5 лет возросла в 2 раза и эти показатели как раз таки говорят о все большей Интернет зависимости. Но для рынка услуг это скорей всего необходимость, чем зависимость. Большую роль играет индекс информатизации, т. е. показатель уровня распространения персональных компьютеров (табл. 4). Таблица 4 - Уровень информатизации в некоторых странах и регионах к уровню всего мира, % Страна (регион) Индекс информатизации Относительное отклонение 2006 2007 2008 2009 2010 Весь мир 100 100 100 100 100 Северная Америка 10 11,2 11,6 11,7 12 +2 США 6 7 8 9 10 +4 Латинская Америка 9,7 9,5 9,5 9,5 9,5 -0,2 Западная Европа 8,6 8,5 8,4 5 8,5 -0,1 Австрия 8 8 8 8 8 0 Франция 7 7,1 7,3 7,3 7,5 +0,5 Германия 7 7,2 7,3 7,4 7,5 +0,5 Италия 6,7 6,8 6,9 7 7 +0,3 Нидерланды 7,1 6,5 6,5 6,5 6,5 -0,6 Испания 5 4,5 4,9 5,4 6 +1 Великобритания 5 5 5 5 5 0 Россия 2 2,6 3,2 3,7 4 +2 Африка 2,7 2,5 2,3 2,6 3 +0,3 Азия 2,2 2,3 2,4 2,3 2,5 +0,3 Китай 3 2,6 2,4 2,2 2 -1 Индия 0,5 0,7 0,8 0,9 1 +0,5 Япония 9 5 5 6 12 +3 Сингапур 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0 Из таблицы можно сделать вывод, что лидерами в использовании новых коммуникаций являются США, Япония и некоторые страны Западной Европы (Италия, Великобритания, Германия). Также видно, что уровень информатизации населения увеличивается с каждым годом. За счет глобализационных процессов происходит необратимый процесс интеграции населения планеты. В Интернет переносятся и функции обслуживания производственного спроса. Он действует в качестве посреднического механизма в установлении эффективных хозяйственных связей между фирмами всех стран и отраслей, а также в получении ими разнообразных услуг. Тем самым устраняются избыточные промежуточные звенья в хозяйственных цепочках, оптимизируются маршруты грузоперевозок, т. е. сокращаются немалые в экономике транзакционные издержки. Через Интернет проходят крупные потоки рекламы потребительского и производственного назначения, а также огромный массив информации самого разнообразного свойства. Однако, оценивая новый технологический феномен, эксперты сходятся во мнении о его колоссальном хозяйственном потенциале, максимально полное раскрытие которого невозможно без создания соответствующих условий. Среди самых настоятельных - увеличение парка технических средств в распоряжении потребителей и повышение компьютерной грамотности населения, что критически важно для его бедных слоев и слаборазвитых стран; разработка принципов и нормативов правового регулирования хозяйственных отношений в принципиально новой рыночной среде, в том числе на наднациональном уровне. В Интернете особенно актуальны обеспечение прав личности, коммерческой тайны и т. д. Итак, анализ показывает, что рост Интернет-аудитории в мире в последние годы происходит в первую очередь за счет Азии (традиционно в этот регион включают также Океанию и Австралию), а среди азиатских стран наибольшие темпы по освоению Интернета сейчас показывает Китай. Самыми активными интернетчиками в мире оказались жители островных государств Мальты, Новой Зеландии и Исландии. Также очень распространен Интернет в Гонконге, что естественно, так как этот регион является одним из наиболее технологически развитых в сфере IT . В Европе наибольшую Интернет-активность проявляют скандинавы. Так, три скандинава из четырех выходят в Сеть. На первом месте - Швеция (82% населения), далее идут Дания и Финляндия (по 70%). Из стран Евросоюза Интернет наименее распространен в Литве, Польше, Португалии (по 29%), Венгрии (28%) и Греции (25%). И, наконец, немалый процент Интернет пользователей, конечно, среди американцев. Три четверти взрослого населения США, являются постоянными пользователями Сети. Большинство американских пользователей имеют широкополосное соединение (57%) и выходят в Сеть из дома (66%). Круг Интернет пользователей в России только набирает свои обороты и составляют 8% от общего числа Интернет пользователей в мире. 2.4 Анализ глобализации услуг Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных связей. Этот процесс, довольно медленный, но на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5-2 десятилетия получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию, уже упомянутые факторы: либерализация экономики и научно-технический прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС. Не менее сильным ускорителем интеграции услуг в мировое хозяйственное пространство послужила научно-техническая революция и в первую очередь ИКТ. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках. С конца прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг. В последние два-три десятилетия XX в. и в начале нового века активизируется и такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Стабильно высокими темпами растут потоки туристов, а также лиц, выезжающих за рубеж с деловыми и иными целями. В 2009 г. общая выручка от международного туризма достигла 465 млрд. долл. и составила в США 101 млрд. долл., Италии, Франции, Испании - 27-31 млрд. долл. Все более популярной становится практика получения за рубежом образования, медицинской помощи, и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Масштабы международной миграции существенно увеличиваются за счет производителей услуг - физических лиц, выезжающих за рубеж в поисках выгодной работы. Как компонент общего процесса, глобализация услуг вызывает широкую научную и общественную дискуссию относительно ее хода и последствий. Доводы ее сторонников обычно те же, что и защитников глобализации товарных рынков: оптимизация аллокации ресурсов в масштабах планеты, повышение эффективности их использования; расширение под воздействием конкуренции набора услуг и возможностей потребительского выбора, снижение цен и улучшение качественных характеристик. Кроме того в результате обмена нематериальными ценностями растут масштабы и ускоряется динамика международной диффузии научного знания, передовых технологий, производственного опыта, эффективных организационно-управленческих моделей. Присутствие довольно широкой прослойки мелкого и среднего бизнеса сдерживает давление монополий в мировом хозяйственном пространстве, усиливает конкурентные начала к выгоде потребителей. Не применимы к услугам и такие негативные проявления глобализации товарных рынков, как перенос за рубеж "грязных" производств, их разрушительное воздействие на природную среду и т.п. Немалый вклад вносит международный обмен услугами в гуманитарный прогресс: с улучшением условий доступа потребителей к высококачественным услугам сфер образования, здравоохранения, культуры и проведения досуга повышается качество жизни, идет взаимообогащение культур народов. Но хорошо известны и минусы глобализации услуг. Это прежде всего бесконтрольное движение вторичных финансовых потоков, спекулятивное раздувание операций на мировых рынках финансовых услуг, приводящие к кризисным потрясениям с крупным ущербом для населения, а также быстрый перенос кризисных явлений и других хозяйственных аномалий из одних стран в другие и т. д. Скачать архив (183.2 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |