Главная » Экономика

Международная логистика в деятельности интегрированных структур

Оглавление

Введение

1.      Теоретико-методические подходы формирования интегрированных предпринимательских структур
1.1    Теоретические аспекты и предпосылки интеграции бизнеса

1.2    Формы организации интегрированных предпринимательских структур в международной практике

.        Оценка вклада интегрированных структур в мирохозяйственные экономические связи

.1      Анализ состояния и тенденции развития мирохозяйственных связей с участием крупных интегрированных структур

.2      Современные принципы интеграции предпринимательских структур на основе инновационных инструментов

2.3    Международная логистика как фактор повышения эффективности интернационализации

3.      Международная логистика в деятельности агрохолдинга «Кубань»

3.1    Анализ финансово-хозяйственной деятельности агрохолдинга «Кубань» на примере ООО «Кубанские гибриды кукурузы»

Список использованной литературы

Введение

В последние три десятилетия XX века мировая экономика претерпела серию значительных перемен. Во-первых, ослабли узы экономического национализма, что привело к снижению торговых и инвестиционных барьеров. В результате изменилось представление компаний о приемлемых типах глобализации. Во-вторых, с начала 1970-х годов революция в сфере информационных технологий (ИТ) на несколько порядков улучшила качество и снизила стоимость коммуникаций и деловых операций, имеющих место на мировом уровне. А самое главное, вслед за ней произошла стандартизация технологий и деловых операций во всем мире, что способствовало упрощению деятельности компаний и развитию связей между ними. Сочетание общедоступных технологий и общепринятых деловых стандартов, использующих информационные технологии и коммуникационную инфраструктуру, изменило представление компаний о возможных типах глобализации.

Целью работы является разработка на основе теоретико-методических подходов направления развития международной логистики в деятельности интегрированных предпринимательских структур.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:

определить теоретические аспекты формирования интегрированных предпринимательских структур;

проанализировать основные формы вклада интегрированных структур в мирохозяйственные экономические связи;

рассмотреть основные принципы, стратегии и инструменты, влияющие на деятельность интегрированных предпринимательских структур;

провести анализ применения международной логистики для эффективной деятельности объекта исследования;

выявить сдерживающие факторы развития и эффективного функционирования объекта исследования;

сформировать направления повышения экономической эффективности для интегрированного предприятия;

разработать мероприятия по совмещению маркетинговых и логистических направлений для повышения деятельности интегрированных предпринимательских структур.

Гипотеза данного исследования состоит в предположении о том, что применение международной логистики, оказывает эффективное воздействие на функционирование предприятия, рост капитализации и выход на новый уровень развития.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, определяющие направление развития интегрированных предпринимательских структур.

Объектом исследования является предприятие ООО «Кубанские гибриды кукурузы».

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой дипломной работы послужили работы классиков экономической науки, статистики, теории управления.

В ходе исследовании применены материалы экономической и статистической литературы, материалов периодических изданий, а также материалы, полученные в процессе практической работы.

В дипломной работе использованы данные финансовой отчетности реального предприятия, являющегося объектом исследования. В процессе работы исследование различных гипотез и тезисов проводилась с помощью изучения различных международных и отечественных примеров для установления типичности и применимости конкретного метода и адаптации теоретических методов к практическим условиям.

Для решения поставленных задач в работе применены различные системно-структурные, функциональные и эволюционно-институциональный подходы, а также методы теории управления: графики, табличный метод, модульный метод, моделирование экономического процесса, факторный индексный анализ.

Структура дипломной работы. Диплом состоит из введения, девяти параграфов, объединенных логически три главы, заключения и списка использованной литературы.

1.     
Теоретико-методические подходы формирования интегрированных предпринимательских структур

1.1     Теоретические аспекты и предпосылки интеграции бизнеса

Современный период мировой экономического развития можно охарактеризовать процессами глобализации, интернационализации и интеграции. Эти этапы стали доминантой развития общественного производства и хозяйственной жизни, охватывающей практически все страны мира.

В общепринятом смысле, глобализация - это процесс слияния национальных экономик в одну мегасистему планетарного уровня. В своей работе [12] автор утверждает, что мировая глобализация - это стихийный процесс, выражающийся в том, что все страны-участники мирохозяйственных связей, ведя свою собственную экономическую политику, вынуждены учитывать в ней изменения экономики других государств. В процессе глобализации мировой экономики экономические системы отдельных государств и групп государств все сильнее выступают в зависимость от экономической политики всех государств - участников мировой экономической интеграции.

По мнению авторов Кизим А.А., Бекировой С.З., Вафаева З.Б., глобализация есть не что иное, как проявление современной постиндустриальной стадии развития экономики и общества в отношениях между странами мира. Это новая ступень интернационализации общественной жизни - экономических, политических, социокультурных, экологических, демографических связей между народами. Глобализация приобретает собственную логику и инерцию, оказывает все большее влияние и на внутреннее развитие разных стран; это новая эпоха в экономической истории человечества [15].

В своей статье автор Шумаев В.А. отмечает, что Процессы глобализации, являющиеся результатом и в то же время фактором научно-технического прогресса, неоднозначно влияют на экономику различных стран: одни государства процветают, другие, наоборот, терпят убытки.

Глобализация имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Основные ее преимущества - это расширение доступа к рынкам, передача новых технологий, которые ведут к росту производительности труда и повышению жизненного уровня. К недостаткам процессов глобализации можно отнести усиление нестабильности национального хозяйства, большую зависимость от транснациональных корпораций, значительные нежелательные изменения в социальной сфере [30].

В основе процесса глобализации лежит другой процесс, который появился намного раньше, в сущности, с момента образования самого мирового хозяйства, - процесс интернационализации. Расширение сбыта товарной продукции за границы национальной экономики и одновременно приток иностранных товаров из-за рубежа, оказание услуг иностранцам и доступ к зарубежным услугам, иностранные инвестиции в национальную экономику и национальные - за рубеж, эмиграция и иммиграция рабочей силы - это все составляет процесс интернационализации.

В своей статье, автор Щербанин Ю.А. утверждает, что процесс интернационализации, хотя и предшествовал глобализации, но все еще не окончен и в отдельные исторические этапы мог быть обратим. Например, во время региональных или мировых военных конфликтов. Он многогранен, имеет легальную и теневую (криминальную) стороны. Темпы интернационализации растут с развитием рыночных отношений в стране, это хорошо видно на примере развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Совершенно очевидна последовательность, в которой развиваются эти процессы: либерализация→интернационализация→ глобализация [31].

Глобализация и интернационализация - это не одно и то же. Процессу интернационализации не достает всеохватности, как географической так и содержательной. Интернационализация имеет конкретную направленность для отдельно взятой страны, хотя ее последствия можно наблюдать во всем мире. При этом без интернационализации нет глобализации, последняя вытекает за первой. Глобализация - это качественно новая и более высокая стадия интернационализации, охватывающая существенно более широкую сферу жизнедеятельности.

Не стоит забывать, что глобализация - это процесс, а не завершенное состояние; он развивается на глазах, и результат его невозможно спрогнозировать. Однако, глобализации противостоит ряд явлений и процессов, которые не только сдерживают ее «логическое» окончание, но даже меняют сам характер процесса и делают невозможным развитие проанализированных сценариев. Под влиянием процессов глобализации, которые происходят в мировой и российской экономике, все большее распространение приобретают процессы интеграции. По мнению автора работы [24] понятие интеграции сначала стало широко использоваться для отражения процессов, происходящих на уровне межнациональных образований, а позже под влиянием тенденции к всеобщей экономической интеграции было перенесено на уровень организаций. Оно истолковывается как объединение усилий ряда организаций для достижения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности.

В современном словаре [35] экономическая интеграция трактуется как высшая форма интернационализации хозяйственной жизни, объективно обусловленная углублением международного разделения труда и выражающаяся во взаимном сближении и объединении в единые хозяйственные организмы предприятий, отраслей и даже национальных экономик разных стран, а также экономическая политика, регулирующая этот процесс.

Экономическая интеграция есть результат углубления интернационализации экономических процессов, в том числе международной кооперации труда [20]. Главными проводниками интеграции являются многонациональные компании (МНК) и инновационные потоки, придающие интеграционным блокам их современное содержание и формы.

В работе [15] авторы считают, что международная экономическая интеграция - это обширная деятельность государств, экономических агентов (предприятий), различных субъектов хозяйственной, правовой и прочей деятельности, направленной на взаимоприспособление и взаимопроникновение национальных экономик (производства), свободное передвижение и перемещение финансов, рабочей силы, транспорта.

Как отмечают авторы Кизим А.А. и Федоренко М.А.: «Интеграционные операции становятся инструментом, без которого сложно представить динамично развивающийся бизнес. Они позволяют увеличивать стоимость компании, создать эффективные бизнес-процессы, получать уникальные конкурентные преимущества, использую различные инновационные инструменты» [17].

В статье [30] отмечается, что на развитие и расширение интеграционных процессов влияют следующие факторы:

усиление международного разделения труда;

изменение конкурентной среды, повышение уровня конкуренции;

разработка единых правил, обеспечивающих равные условия взаимодействия;

применение защитных мер и стремление к выживанию;

развитие научно-технического прогресса, влияющего на глобализацию экономики и культуры и способствующего экономической интеграции.

Авторы работы [15] утверждают, что последнее десятилетие XX - начало XXIв. характеризуется повышенным влиянием процессов интернационализации, глобализации и интеграции на экономику России. Действительно, процесс социально-экономического развития России и ее хозяйствующих субъектов в определяющей мере зависит от эффективности и динамики экономического роста страны, конкурентоспособности ее корпораций и предприятий, работников сферы материального производства, интеллектуально управленческой деятельности, а также сферы услуг, от того, насколько успешно будет развертываться участие нашей страны в международном сотрудничестве. Необходимость адаптации отечественного народного хозяйства к этим тенденциям требует такой стратегии взаимодействия с внешним миром, которая позволяла бы постепенно улучшать позиции России и минимизировать, блокировать неблагоприятные воздействия.

1.2    Формы организации интегрированных предпринимательских структур в международной практике

Глобализация экономики, интеграционные процессы, происходящие в различных сферах деятельности производственных предприятий, и усиление конкуренции на рынке требуют поиска новых организационных форм, модернизации управления, сокращения расходов во всех сферах хозяйственной деятельности.

Самая простая, начальная форма международной экономической интеграции - зоны свободной торговли. В этом случае отменяются торговые ограничения для стран-участниц интеграционной группировки, и прежде всего, снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины. В результате создается преференциальная зона, характеризующаяся наличием в ней условий для свободной от тарифных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами.

Соглашения о зонах свободной торговли обычно предусматривают обязательства партнеров не превышать в одностороннем порядке таможенные пошлины и не возводить новые торговые барьеры, т.е. придерживаться принципа взаимного моратория на ограничение и ухудшение условий внешней торговли.

Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной системы.

При дальнейшем развитии процесс интеграции стран-членов группировки достигается формы общего рынка. Она знаменуется подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ - для товаров, услуг, капиталов и людей. В этом случае в интеграционный процесс включаются факторы производства и до некоторой степени координация внешнеэкономической политики. Кроме того, создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.

Указанные три формы международной экономической интеграции охватывают главным образом сферу обмена, создавая формально странам-участницам равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов [22].

Существуют также различные интеграционные комбинации предприятий, они могут принимать любые формы (табл.1.1.). В настоящее время наиболее современными и часто встречаемыми формами интеграции предприятий являются стратегические альянсы, интегрированные бизнес-группы, картели, конгломераты, финансово-промышленная группы, холдинги, транснациональные корпорации.

Самой мягкой формой обязательства является альянс, представляющий собой формальный совместный проект двух независимых компаний, реализуемый для достижения конкретной цели [36]. Стратегические альянсы связывают две компании (или больше), объединившиеся, чтобы разделить риски и вознаграждение ради достижения конкретных, но возможно, разных целей. Стратегические альянсы различаются по степени контроля над собственностью - от полного до ограниченного условиями контракта.

Таблица 1.1. - Экономическая и юридическая классификации объединений предприятий

Вид интеграционной сделки

Характеристика

Горизонтальный

Объединение (приобретение) компаний одной отрасли, производящих один и тот же продукт или осуществляющих одни и те же стадии производства.

Вертикальный

Объединение (приобретение) компаний различных секторов экономики, связанных технологическим процессом производства готового продукта.

Конгломеративный

Объединение (приобретение) компаний различных секторов без наличия производственной общности. Т.е. слияние компании одного сектора с другой, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом.

Авторы Кизим А.А., Бекировой С.З., Вафаева З.Б. утверждают, что стратегические альянсы в международном бизнесе предполагают, что компании-участники, оставаясь независимыми, заключают соглашение о сотрудничестве в рамках четко оговоренных сфер деятельности, в основном с целью совместного завоевания новых рынков сбыта и продвижения продукции и услуг. При этом одна компания может одновременно иметь различные альянсы с несколькими десятками компаний [15].

Некоторые виды стратегических альянсов рассчитаны на расширение ассортимента продукции и круга потребителей. Такие альянсы предусматривают совместные маркетинговые исследования, использование общих сбытовых каналов, источников информации и рекламных кампаний. Известны случаи. Когда стратегические альянсы приводят к слиянию их участников. Так, на первом этапе стратегического партнерства американской корпорации «Форд» с японской компанией «Мазда» осуществлялась взаимная поставка кузовов и трансмиссий для новой модели автомобиля «Эскорт» корпорации «Форд». С целью расширения ассортимента продукции соглашением была предусмотрена сборка нескольких моделей с маркой «Форд» на японских заводах компании «Мазда», а на европейских предприятиях корпорации «Форд» наряду со своей маркой выпускались модели «Мазда». Впоследствии корпорация «Форд» приобрела контрольный пакет акций компании «Мазда» [22].

Главная цель стратегических альянсов - объединение научного потенциала корпораций, производственное кооперирование, раздел рисков в основном без взаимного поглощения, увеличение благосостояние акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке.

Другой формой интеграции предприятий являются интегрированные бизнес группы (ИБГ). Нестеренко А.Н. дает следующее определение этому понятию: «Интегрированные бизнес группы - это совокупности коммерческих организаций, между которыми поддерживаются регулярные нерыночные взаимосвязи. Главная особенность ИБГ - это наличие устойчивых, но неформальных, юридически незакрепленных и непрозрачных отношений».

Аренков И.А., Лопаткина Н.Ю. в своей статье утверждают, что ИБГ - это группа самостоятельных юридических лиц (предприятий), объединенных между собой системой финансового участия. Предприятия в таких объединениях достаточно самостоятельны, чтобы отвечать по своим обязательствам, но достаточно зависимы, чтобы деятельность их координировалась и управлялась из единого центра. Иными словами ИБГ представляет собой структуру, состоящую из фактически зависимых, но сохраняющих юридическую автономию, организаций, преследующих определенные цели [1].

Иванова Т.В. основным стимулом для интеграции определяет конкурентные преимущества, имеющиеся у одних организаций и отсутствующие у других. При этом в интегрированной бизнес группе происходит своеобразный взаимовыгодный обмен преимуществами, посредством чего и реализуются выгоды интеграции [11].

В своей работе Евневич М. считает, что в рамках интегрированных бизнес групп предприятия совершают взаимовыгодный обмен не конкурентных преимуществ, а ресурсов, за счет которых и формируются, впоследствии, конкурентные преимущества - у каждой организации свои. Другими словами, участие в ИБГ позволяет не только повысить конкурентный потенциал, но и реализовать его.

Понятие «интегрированная бизнес-группа» (ИБГ) возникло постепенно, трансформировавшись из понятия финансово-промышленной группы (ФПГ). Изначально ФПГ - это юридическое понятие, относящееся к формально зарегистрированным в соответствии с законом о ФПГ интегрированным объединениям. Однако постепенно представление о ФПГ расширилось. В ФПГ стали включать также незарегистрированные объединения. ФПГ может употребляться в двух взаимосвязанных, однако, невполне совпадающих значения. В более узком смысле под ФПГ понимается такая форма интеграции промышленных и финансовых структур, которая удовлетворяет критериям, зафиксированным в соответствующих законодательных актах, и сопровождается официальным признанием и включением в Реестр ФПГ Российской Федерации [8].

Финансовая промышленная группа (ФПГ) - это организационная структура объединяет промышленные предприятия, НИИ, финансовые и торговые организации. Создание ФПГ связанно с необходимостью структурной перестройки экономики и поддержки отечественной промышленности [33].

Бунин И. М, из Фонда «Центр Политических Технологий» рассматривает термин ФПГ в широком смысле - любые формы относительно устойчивого сотрудничества и взаимопроникновения промышленного и финансового капитала. Первая составляющая его представления о ФПГ - это формально зарегистрированные ФПГ.

Вторая составляющая «широкого представления» о ФПГ - это неформальные финансово-промышленные конгломераты. Подобные конгломераты исследователь определяет следующим образом: «Мы называем рассматриваемые конгломераты неформальными не потому, что основным видом связи между входящими в них предприятиями является неформальная координация деятельности, например, через личную унию руководства. Как раз наоборот. Очень часто существуют вполне формальные связи, зачастую весьма жесткие связи: клиентские, кредитные, акционерные, технологические. Но никаких точных границ, установленных юридически строго или хотя бы зафиксированных документально, у данных конгломератов нет. Часто предприятие, в зависимости от ситуации, может достаточно обоснованно рассматриваться или не рассматриваться как часть какого-то конгломерата, при этом формальные отношения с его лидером не меняются» [28].

По нашему мнению, отличие понятия ИБГ от ФПГ, даже применяемого в широком смысле, заключается в том, что ИБГ не предусматривает обязательного вступления финансового института в группу.

Наиболее жесткими формами интеграции, с точки зрения контроля, обязательств и инвестирования являются слияния и поглощения. В экономической литературе для обозначения этих экономических процессов укрупнения капитала и бизнеса применяется термин M&A (Mergers and Acquisitions) - слияния и поглощения.

Под слиянием (mergers) понимается процесс, в результате которого несколько компаний объединяются в одну. Слияние не предполагает контроля одного субъекта над другим - после слияния компании должны представлять собой единое целое. Отличительной чертой сделки слияния является то, что акционеры «приобретаемой» компании после объединения сохраняют свои права на акции, но уже нового общества. Слияния осуществляется путем присоединения одной компании к другой (merger by acquisition) либо образования новой компании (merger by formation of a new company). Под трансграничными (транснациональными) слияниями подразумеваются слияния компаний, находящихся в разных странах (transnational merger).

Поглощение (acquisitions) представляет собой установление одной компанией контроля над другой компанией и управление последней с приобретением полного или частичного права собственности без образования единой компании. Трансграничное поглощение - поглощение компании, инкорпорированной в иностранном государстве (cross-border acquisition). Таким образом, слияния и поглощения представляют собой процедуру смены собственника или изменения структуры собственности компании, являясь конечным звеном в системе мер по реструктуризации. Целью слияний и поглощений является захват корпоративного контроля и достижение конкурентных преимуществ на рынке [9].

В настоящее время слияние - один из самых распространенных приемов развития, к которому прибегают даже очень успешные компании. Процедура слияний и поглощений таит в себе огромные объективные трудности даже для наиболее опытных компаний-поглотителей. Поэтому очень важно использовать на практике не только высокую тщательность, колоссальный опыт и огромное усердие в сделках M&A, а также разнообразие форм, методов и стратегий их осуществления. В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию и поглощению компании выделяются:

дружественные слияния и поглощения представляют собой интеграционные процессы, при которых руководящий состав и акционеры объединяемых или приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;

враждебные поглощения, такие поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевой компании с целью ее поглощения [15].

В своей статье Раговик Л.В. утверждает, что в мировой практике существует множество различных тактик транснациональных слияний и поглощений. Как правило, они синтезируются из противоположных, т.е. появляется новая тактика поглощения. А, исходя из ее основных характеристик, появляется тактика отражения [26].

Меж тем самыми распространенными являются:

внезапное поглощение (blitzkreig tender offer), т.е. быстрая скупка акций, выкуп контрольного пакета акций с привлечением залога. Активы поглощенной компании продаются для выплаты долга, возникшего в результате финансирования поглощения. В такой ситуации рейдер приказывает брокеру скупать все акции другой компании на рынке как можно быстрее и скрытно, чтобы поглощаемая компания не поняла. Данная практика в развитых странах запрещена;

медвежьи объятия (bear hug), представляют собой очень выгодное предложение о поглощении компании, сделанное ее директором, против которого не возражают акционеры;

навязанная сделка (cram-down deal), такая покупка компании через заемные средства, когда у акционера нет другой альтернативы, как принять невыгодные для себя условия. Например, обмен своих акций на «мусорные» облигации, а не на наличность;

«Стратегия леди Макбет» (Lady Macbeth Strategy), т.е. тактика поглощения, когда компания сначала выступает в роли «белого рыцаря», а затем объединяется с враждебным поглотителем;

также рейдер может выступать в роли «серого рыцаря» (gray knight), собственно поглотителя, который пытается снизить цену, предлагаемую белым рыцарем, но для поглощаемой компании он более предпочтителен, чем враждебный поглотитель [29].

Зарубежные компании имеют большой опыт интеграционных образований путем слияний и приобретений одними организациями других, оказавшихся в менее выгодных условиях. На основе литературных источников [24], мы можем выделить три группы причин, вызывающих необходимость слияний и поглощений.

)        Глобализация. Пример: формирование холдинга "Сибирский Алюминий" вокруг Саянского Алюминиевого Завода (куда вошли заводы по выпуску алюминиевого проката, производству алюминиевой фольги и алюминиевых банок).

)        Стремление защитить себя при возникновении угрозы для компании со стороны рынка. Эти слияния носят защитный характер. Пример: слияние двух американских авиастроительных корпораций Boeing и McDonnell Douglas, которое произошло вследствие сокращения на половину заказов от Пентагона.

)        Упреждение путем слияния действий конкурентов, направленных на поглощение данной компании. Пример: Bayerischу Vereinsbank предприняла попытки объединиться с Hypobank под угрозой поглощения со стороны Deutsche Bank.

Сделки М&А могут быть использованы в различных целях, как в интересах компании в целом, так и в интересах их совладельцев. Слияния и поглощения могут улучшить положение компании и повысить прибыльность и устойчивость, сделать бизнес более конкурентоспособным и прибыльным.

Главный смысл слияний и поглощений - синергия, т.е. преимущество от совместной деятельности. Это очевидно: когда из двух компаний получается одна, нужен один отдел бухгалтерии, а не два, один рекламный отдел, а не два, и т.п. Когда из двух компаний получается одна, преимущества могут быть следующими:

уменьшение персонала: уменьшается количество сотрудников из таких вспомогательных департаментов как финансы, бухучет, маркетинг, и т.п. Также ненужным становится одно из руководств.

экономия за счет масштаба: за счет количественного увеличения закупок, транспортировок и т.п., новая компания экономит на оптовых условиях. Также надо помнить про все, что нужно по одной штуке на компанию: например, системы защиты серверов, программа по учету товара и персонала и т.п.

увеличение доли рынка: когда компании объединяются, то новая компания имеет большую долю рынка, и узнаваемость бренда тоже растет. Преимущество заключается в том, что завоевать новые доли рынка легче при большой доле, чем при малой. Также улучшаются условия кредиторов, т.к. к большой компании больше доверия.

При этом важно понимать, что не каждое слияние или поглощение сопровождается синергией. Часто бывает, что в новой компании происходят конфликты, где внутренние уставы компаний фундаментально не совпадали. Часто бывает, что компании-поглотители не хотят афишировать фактическое поглощение, и делают вид, что произошло равноправное слияние. Примером такого поглощения может и является компания DaimlerChrysler: Daimler-Benz выкупил Chrysler, но выставил сделку как равноправное слияние. (Из-за неудач в совместной работе потом Chrysler продали обратно американцам) [38].

Для того чтобы слияние или поглощение прошло успешно, необходимо: во-первых, правильно выбрать организационную форму сделки. Во-вторых, обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству. В-третьих, иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения. В-четвертых, в случае слияния быстро и мирно решить вопрос «кто главный». В-пятых, максимально быстро включить в процесс слияния не только высший, но и средний управленческий персонал [5].

Для успешного слияния еще при его планировании необходимо учесть требования антимонопольного законодательства. Все крупные слияния и поглощения подвергаются контролю уже на самых ранних этапах.

К сожалению, неудачные слияния и поглощения происходят не редко. Дело в том, что, пытаясь таким образом избежать угроз со стороны рынка или конкурентов, компании нередко импортируют свои проблемы в организацию покупателя. Поэтому главным фактором успеха нового собственника становится работа по реорганизации системы управления и прежде всего разработка четкой стратегии совместной деятельности и обоснованных путей реализации.

Картель - это такое объединение предприятий, при котором они сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Предприятия, входя в объединение, заключают соглашение, которое определяет объем производства каждого участника, цены на товары, рынки сбыта и т.д. Наибольшее распространение картели получили в Германии, где к началу второй мировой войны появились международные картели, которые объединяли предприятия разных стран [33].

В Экономической энциклопедии сказано, что конгломерат представляет собой чаще всего объединение предприятий (фирм), которые не имеют производственной или функциональной общности и выпускают разнородную продукцию. Особенность конгломератов заключается в том, что входящие в это объединение предприятия обладают широкой автономией и в штаб-квартире конгломерата содержится небольшой штат служащих по сравнению с концерном. Так в конгломерате «Галф энд Уэстерн» всего занято 95 служащих, а в концернах число служащих часто составляет несколько сотен человек [34].

Другим отличием конгломератов от концернов является то, что у конгломератов нет четко выраженного отраслевого производственного ядра, т.к. объединяются разнородные предприятия. Объединение предприятий в конгломерат происходит чаще всего с участием крупного банка. При этом предприятия, входящие в конгломерат скрепляют свое взаимодействие не технической связью, а финансовой и административной.

Наиболее известным и типичным по составу является южнокорейский конгломерат «Хендэ», который производит следующие виды продукции: микросхемы, легковые и грузовые автомобили, подземные и надземные скоростные поезда, танкеры и грузовые суда, мосты и портовые сооружения, спутники связи [33].

Холдинг - в мировой практике обычно не производственное объединение, а - финансовая компания, которая владеет контрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью. Не вдаваясь в тонкости экономической терминологии, под холдингами можно понимать все случаи, когда несколько предприятий объединены единым собственником.

Различают два типа холдингов:

чистый - владеет и проводит операции с акциями;

смешанный - занимается еще и определенной предпринимательской деятельностью (промышленной, торговой, транспортной и т.п.)

Холдинги могут действовать обычно как акционерные общества. По принципу построения любые холдинги, и российские, в том числе, можно классифицировать следующим образом:

диверсифицированные (Интеррос, Объединенные машиностроительные заводы);

вертикально-интегрированные (большинство российских сырьевых компаний);

горизонтально интегрированные (пивные, табачные компании);

смешанные, т.е. одновременно вертикально интегрированные и диверсифицированные (Северсталь, Ленстройматериалы).

Дука Б., Печерский А., утверждают, что наибольшие проблемы у диверсифицированных компаний могут возникнуть в долгосрочной перспективе. По мировым меркам отечественные и холдинги не столь масштабные; например, российские корпорации "Газпром" и "Лукойл" занимают в списке пятисот крупнейших компаний мира места в четвертой сотне. Поскольку Россия постепенно становится частью мирового глобального рынка, постольку возникает закономерный вопрос: "За счет чего будут конкурентоспособны наши холдинги на международных рынках?".

По мнению многих авторов у российских диверсифицированных холдингов катастрофически не хватает средств для одновременного развития сразу нескольких направлений; им надо выбирать приоритетные, наиболее перспективные направления и концентрироваться на них [7].

Транснациональная корпорация. В работе [21] замечают, что единого общепринятого определения ТНК до сих пор не существует. Сохраняется терминологическая пестрота самого понятия, как в русскоязычной, так и в зарубежной литературе. Транснациональные корпорации в основном национальны по капиталу и международны по сфере деятельности. Частичка «транс» подчеркивает это качество - пересечение границ потоками товаров и капитала. Объединение капитала разных стран в рамках одной компании до сих пор затруднено отсутствием юридического статуса наднациональной компании.

В документах ЮНКТАД «транснациональная корпорация - это акционерная или частная компания, включающая материнскую компанию и ее филиалы. При этом материнская компания - предприятие, контролирующее активы или другие единицы за пределами страны базирования, обычно посредством владения определенной частью акционерного капитала».

В работе [12], автор утверждает, что транснациональные корпорации это компании, производственная и торгово-сбытовая деятельность которых находится в нескольких разных странах. Существует несколько критериев отнесения компаний к транснациональным. Международные корпорации существовали и раньше, но ТНК, порожденные глобализацией, имеют свою специфику. Как правило они используются для оптимизации производства, путем размещения своих подразделений по странам таким образом, чтобы минимизировать затраты на производство, сбыт и выплату налогов.

Интеграционные процессы постепенно активизируются, поскольку современные внешние условия вынуждают компании укрупнять капитал в целях более эффективного его использования и дальнейшего развития мирохозяйственных связей. Количество слияний и поглощений во всем мире увеличивается с каждым годом в геометрической прогрессии. Однако надо отметить, что ФПГ функционируют с разной эффективностью. Одни успешно приспособились к новым экономическим условиям и завоевали позиции на внешних рынках, другие оказались в кризисном состоянии, перед угрозой банкротства даже при широком экспорте продукции.

интеграция предпринимательский логистика

2. Оценка вклада интегрированных структур в мирохозяйственные экономические связи

.1 Анализ состояния и тенденции развития мирохозяйственных связей с участием крупных интегрированных структур

Включение в мирохозяйственные процессы - это сложный и длительный процесс для каждой национальной экономики, в том числе российской, но он соответствует ведущим тенденциям мирового развития и национальным интересам.

На исходе XX в. национальные экономики и всемирное хозяйство тесно и глубоко переплелись и взаимодополняют друг друга. В результате почти все национальные экономики становятся все более открытыми.

Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные компании (ТНК), накладывающие внутрикорпорационное разделение труда на традиционное разделение труда между государствами. Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании - резидента другой страны - обычно приходится более 10% акций или их эквивалентов [22].

На сегодняшний день, ТНК - это около 60 тыс. головных (материнских) компаний и более 500 тыс. их зарубежных филиалов и аффилированных фирм по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новое оборудование, технологии и ноу-хау. Занимая, таким образом, центральное место в современной мирохозяйственной системе, ТНК оказывают все большее воздействие на международные отношения и мировую экономику в целом, ход которой во многом определяется особенностями их развития.

Географически распределение ТНК отличаются своей неравномерностью, большинство крупных корпораций расположены в странах «триады» - США, ЕС и Японии, а также набирают обороты ТНК новых индустриальных стран (НИС) таких как: Южная Корея, Бразилия, Мексика, Гонконг и Китай. Сосредоточение ТНК в этих регионах объясняется разработкой глобальной стратегии в создании конкурентных преимуществ.

И. Костиков утверждает, что в системе инвестиционных стратегий ТНК различают стратегии простой и сложной интеграции, которые проходят эволюцию от простой интеграции к сложной. Стратегия простой интеграции получила широкое распространение в условиях глобализации благодаря следующим факторам:

ценовой конкуренции;

отмены торговых и инвестиционных барьеров;

внедрению НИОКР;

возможности выхода на мировой рынок;

Для стратегии простой интеграции характерны:

а) прочные связи между материнскими компаниями и зарубежными филиалами, при этом основным фактором простой интеграции является фактор трудовых ресурсов;

б) учет затрат на производство и объем местного рынка.

По его мнению, стратегия сложной интеграции предполагает разделение производственного процесса на специфические области деятельности или функции, размещение его в наиболее конкурентной в отношении затрат географической области, что в свою очередь позволит максимизировать конкурентоспособность корпоративной системы. При этом инвесторов в меньшей степени привлекают природные преимущества, а все больше - инновационные возможности принимающей стороны [18].

Возникнув, как характерно американские, многие тенденции развития ТНК быстро приобретают тотальный характер. Одна из них - постепенный переход в них лидерства от банков к небанковским финансовым учреждениям, прежде всего к страховым и инвестиционным фондам. Активы последних в мире уже превзошли 10 трлн долл.

В своей статье Мовсесян А., Либман А. заметили, что в последние годы ХХ в. отмечались беспрецедентный рост экономики США и рекордное увеличение капитализации американских ТНК. С 1991 г. происходил почти безинфляционный рост, составивший в 1999 г. 4%. Индекс Доу-Джонса, характеризующий состояние фондового рынка на Нью-Йоркской бирже, побивал в 1999 г. один рекорд за другим. На этой бирже котируются ценные бумаги большинства традиционных ТНК.

В высокоприбыльные американские акции вкладывает деньги весь мир. Образовался своеобразный денежный оборот: развитые и особенно развивающиеся страны продают свою продукцию на необъятном внутреннем рынке США, а полученную прибыль помещают в акции компаний этой страны. В результате американцы еще больше богатеют, увеличивая потребление произведенных иностранцами товаров и услуг. Конечно, такая система нестабильна, и не исключена вероятность того, что неожиданно начавшееся падение цены акций перерастет в мировой коллапс. Американские инвесторы в панике могут начать сбрасывать переоцененные акции, а полученные за них доллары выйдут на товарные и финансовые рынки, что приведет к мощной инфляции.

Американские ТНК нередко становятся лидерами в крупных альянсах. Так, международный стратегический альянс Delta создан с участием известных европейских авиакомпаний (Air France, Austrian Airlines), однако лидирует в нем американская Delta. Аналогичная ситуация сложилась в сфере рекламы - ведущими международными холдингами здесь выступают ТНК США (Omnicom Corp., Interpublic Group).

Сегодня в США формируется принципиально новый вид ТНК, ориентированных в первую очередь на деятельность в сфере услуг и информационных технологий. Их прямые зарубежные инвестиции также осуществляются в сферу услуг, но носят глобальный характер. Сущность таких ТНК в большей степени отражает, видимо, термин “глобальные компании”. Эти корпорации передают производство в соответствии с системой соглашений другим компаниям, нередко в развивающихся странах, а сами концентрируют свою деятельность на НИОКР. Кроме того, они активно сотрудничают друг с другом в рамках международных стратегических альянсов [23].

Отличительная черта европейских ТНК - сохранение значение комбинирования в качестве основной составляющей роста и эволюции западно-европейских ТНК на современном этапе. Также продолжением многоотраслевой экспансии в регионах ТНК является развитие периферийных структур, которые формально не входят в состав транснациональной корпорации и информация об их деятельности не отражается в финансовой отчетности корпорации. Подобные интеграционные процессы за пределами ТНК приводит к созданию системы подчинения контролю концерна многих предприятий, входящих в различные отрасли экономики, а сокращение доли собственного капитала способствует снижению степени риска [18].

В Европе быстро нарастает волна слияний и поглощений. Еще в 1998 г. США и Великобритания лидировали по их числу и стоимости, и термин “трансатлантические слияния” относился преимущественно к интеграции компаний этих стран. Большинство же слияний фирм континентальной Европы осуществлялось с европейскими компаниями. Сегодня ситуация принципиально меняется. Хотя доля США на рынках слияний и поглощений в 1999 г. превосходила долю стран ЕС, однако она снизилась на 10%, в то время как стран ЕС возросла более чем в 3 раза. В большинстве трансатлантических слияний доминирующую роль играют теперь ТНК Западной Европы, особенно ФРГ. Так, по некоторым данным, в 1999 г. 25% слияний европейских и американских компаний представляли собой поглощения американских ТНК европейскими (в 1998 г. доля таких поглощений составляла всего 14%) [23].

С середины 80-х годов начался процесс “размывания” традиционных финансовых групп Японии и сближения форм японских ТНК с существующими в США и странах Западной Европы.

Высокотехнологичные японские компании активно идут на слияния с европейскими и американскими корпорациями, становясь нередко решающим фактором роста (как в случае с альянсом компаний Fyjitsu и Siemens). Капитализация фирм “старой экономики” (традиционных ТНК) по-прежнему остается выше, чем “новой”, однако именно они (NTT, Rihm, Denso, Sankyo) растут наиболее быстрыми темпами. Многие молодые высококвалифицированные специалисты стремятся работать не в крупных сюданах, а в небольших компаниях, занимающихся НИОКР. По оценке некоторых исследователей, в ближайшее время “старые” ТНК - сюданы уступят лидирующие позиции компаниям “новой экономики”.

Голубчиков Е. утверждает, что японские фирмы более активно, чем американские и западноевропейские, используют менеджеров и сотрудников принимающих стран. Для организационной структуры некоторых японских предприятий характерно формальное наличие подразделения по управлению зарубежной деятельностью, при фактически активном участии в управлении зарубежными дочерними компаниями национального производственного подразделения, которое изначально было задействовано в управлении международной деятельностью, получая требования, связанные с производством, передачей технологий и т.д (рис 2.1.).

Рисунок 2.1. - Комбинированная организационная структура построения зарубежных подразделений японских компаний [6].

Основной тенденцией в формировании ТНК Южной Кореи становится их переход под контроль компаний США и Европы, причем речь идет скорее о поглощениях, чем слияниях. Как правило, это установление контроля над отдельными дочерними фирмами (например, концерн Volvo пошел на приобретение дочерних компаний Samsung, British Telecom стал одним из крупнейших акционеров LG Telecom, BASF и Hewlett-Packard выкупили созданные ими ранее совместные предприятия). Осуществляются и внутренние слияния, нередко по инициативе государства. Основой новой системы интегрированных корпоративных структур должны стать специализированные компании, образующиеся путем выделения из конгломератов отраслевых дочерних фирм и их последующего слияния [23].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ТНК являет достаточно сложный и постоянно развивающийся процесс в системе мирохозяйственных связей, требующий постоянного внимания, изучения и международного контроля. Деятельность ТНК как промышленно развитых стран, так и «новых индустриальных стран» - это основа функционирования экономической системы, а также содействие развитию международных отношений, обеспечивающих стабильность внешнеэкономических и внешнеполитических связей.

Согласно Сейдаметовой Л.Д., ТНК являются движущим фактором развития НИОКР, который способствует росту конкурентоспособности национальной экономической системы (НЭС) на международном рынке. Результатом успешной интеграции НЭС в глобальное экономическое пространство должна стать последовательная и целенаправленная государственная политика, направленная на успешное внедрение нововведений и стимулирование их притока. Необходимо обеспечить проведение стратегического инвестирования, ориентированного на научно-технический потенциал, развитие [27].

.2 Современные принципы интеграции предпринимательских структур на основе инновационных инструментов

Немаловажную роль в интегрированных предпринимательских структурах играют инновационные инструменты. Они являются главным составляющим стратегического планирования в интегрированных предпринимательских структурах.

Одним из интересных и относительно новых инструментов является бенчмаркинг. Это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление. Таким образом, получаем, что бенчмаркинг это технология изучения и применения успешных комплексных бизнес решений. Которые могут применяться в любом подразделении компании [44].

Бенчмаркинг - это непрерывный процесс, а не разовое мероприятие. Так как запросы потребителей постоянно меняются, меняются и характеристики работы конкурентов. Соответственно эталоны, в сравнении с которыми проводится бенчмаркинг, также изменяются, и только постоянный бенчмаркинг способен помочь компании быстрее узнавать обо всех новшествах и выгодно использовать их на собственном опыте. Крупные предприятия могут иметь в своем арсенале и бенчмаркинговую стратегию как автономный вид стратегии [39].

Немаловажным экономическим инструментом, направленным на развитие деятельности интегрированных структур является маркетинг. Существует множество определений данному понятию. В свободной общедоступной многоязычной интернет-энциклопедии Википедия, маркетинг - это управление созданием товаров и услуг и механизмами их реализации как единым комплексным процессом [46].

Авторы Эванс Дж. Р., Берман Б. утверждают, что маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена [32].

В своей книге Филипп Котлер определяет маркетинг, как управление производственно-сбытовой деятельностью организации, которое основано на постоянном комплексном анализе рынка. Маркетинг включает в себя: ценообразование, товарную политику, прогнозирование и изучение спроса, рекламную деятельность, связи с общественностью, организацию внутрифирменной культуры и т.д. С течением времени все, кто занят в процессе обмена, учатся его совершенствовать. В частности, продавцы обретают больший профессионализм в управлении своим маркетингом.

Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей. Попросту говоря, управление маркетингом - это управление спросом [19].

Важным инструментом в повышении эффективности деятельности интегрированных структур выступает логистика.

Так, логистику можно рассматривать как область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контролем движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах [45].

Таким образом, логистика управляет материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и техники, а также включает в себя управление соответствующими потоками информации и финансовыми потоками.

По утверждению эксперта по логистике Николая Лобанова: «Логистика - это взгляд на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими».

По мнению Кизим А.А. логистика рассматривается как интегральный институт управления, способствующий достижению стратегических, тактических и оперативных целей организации бизнеса, как внутри и внестрановом пространстве. В прикладном аспекте логистика представляет собой метод управления материальными потоками (сырья, полуфабрикатов, комплектующих, готовой продукции), охватывающий сферу снабжения, перемещения, хранения и сбыта в единстве [14].

В последнее время промышленные предприятия все чаще стали проявлять повышенный интерес вопросам развития логистики своей компании и интеграции в мировое экономическое сообщество. Результативность функционирования компании чаще всего зависит от развитости логистической инфраструктуры. Она должна быть развита для того, чтобы предприятие получало больше прибыли и могло конкурировать с другими компаниями на рынке товаров и услуг. Автор А.А-А. Битлев трактует понятие логистической инфраструктуры, как все то, что обслуживает функционирование системы закупки, хранения, обработки и транспортировки материального потока на предприятии со всеми необходимыми процедурами к потребителю [3].

В настоящее время для эффективного развития рыночных отношений становятся актуальными интеграционные процессы между маркетингом и логистикой. Эта мысль нашла отражение в ряде работ зарубежных и российских авторов: Котлера Ф., Голикова Е.И., Кизим А.А. и др., так например Афанасьева Н.В. отмечает, что взаимодействие маркетинга - как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики - как концепции управления, ориентированной на поток, создает возможности повышения материальной и информационной полезности и ценности продукта, оцениваемых покупателем или клиентом. Такая интеграция создает основы для выделения в общей структуре логистики так называемой “маркетинговой логистики”, которая обеспечивает клиента (покупателя) широкими возможностями распоряжаться продукцией [2].

П.С. Завьялов подчеркивает, что между маркетингом и логистикой существуют неразрывные связи, в которых, по мнению отдельных ученых, ведущее положение занимает маркетинг. Логистика, однако, играет активную роль: от отлаженной системы логистики во многом зависят эффективность маркетинговой деятельности, масштабы и качество маркетинговой работы [10].

Система маркетинг - логистика охватывает всю деятельность, которая обеспечивает целенаправленное влияние на рынки за счет высокого уровня поставки, постоянной готовности поставки и соответствующей презентации товара для сохранения и развития доли рынка конкретного предприятия (рис. 2.2). Именно поэтому для успешного “сохранения через развитие” предприятию необходимо создавать эффективную систему взаимодействия служб логистики и маркетинга, так как в отдельности каждый из этих элементов не может реализовывать все необходимые функции [37].

Рисунок 2.2. - Содержание и взаимосвязь комплексов маркетинга и логистики

Маркетинговая логистика - это планирование, оперативное управление и контроль физических потоков материалов и готовых продуктов, начиная с мест возникновения потоков исходного сырья, комплектующих деталей и т.п. и заканчивая доведением конечных продуктов до потребителей, в целях наиболее эффективного удовлетворения их запросов. Маркетинговая логистика основана на объединении идей маркетинга и логистики. Здесь решаются задачи ассортиментной загрузки производства на основе сформированного маркетинговыми службами портфеля заказов, определяется технология оптимального перемещения ресурсов и продуктов, вырабатываются стандартные требования к упаковке, качеству продуктов, выявляются центры возникновения потерь времени, нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и помещений [47].

Авторы Никиткин В.Ю., Плотников А.Н. утверждают, что маркетинговая логистика выполняет функции, связанные с решением следующих проблем:

) управление и координация движения потока готовой продукции;

) решение задач в области обработки заказов;

) складирование товаров;

) поддержание товарно-материальных запасов;

) транспортировка;

) выбор схемы каналов распределения [25].

Следующий, не менее важный экономический инструмент, повышающий эффективность планирования и приносящий доходность компании - аутсорсинг, т.е. привлечение внешних по отношению к организации лиц для решения внутренних задач.

Аутсорсинг - это передача части функций по обслуживанию деятельности Вашей фирмы другой организации-исполнителю. В современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным давлением со стороны рынка. Выживают и добиваются успеха лишь те организации, которые ведут бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных издержек при сохранении высокого качества товаров и услуг. Одной из наиболее современных и успешных бизнес-моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ, является аутсорсинг.


Скачать архив (299.6 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: