Главная » Экономика

Место и роль Китая в мировой торговли

Введение

В ноябре 2001 года Китайская Народная Республика и Тайвань были присоединена к ВТО, иными словами с того времени правилами ВТО регулируется 95% объема мировой торговли. Это повлекло за собой постепенное снятие таможенных барьеров и ограничений для зарубежных партнеров при импорте их продукции в Китай. Однако уже через пять лет, прошедших после вступления страны в ВТО явился резкий рост объема внешней торговли.

Актуальность данного исследования обусловлена той ролью, которую играет КНР в развитие мировой экономики после вступления в ВТО.

Вступление КНР в ВТО, также оказало влияние на американо-китайские отношения. Китай стал основным кредитором США, а товарооборот между этими станами составил 585 млн. долларов. Так отрицательная либо положительная атмосфера этих отношений оказывает влияние на весь мир.

Преимущества КНР после вступления в ВТО: является «мировой фабрикой», высокая доля иностранных инвестиций, финансовая система Китая в значительной степени защищена от внешних воздействий, возрастание экономического и политического влияния, владение облигациями США на 800 млрд. долларов. Внутренний спрос стал основным локомотивом развития китайской экономики, а основу экспорта Китая составляют промышленные товары потребительского назначения.

В нынешнем финансовом кризисе КНР доказала, что является страной с самой устойчивой экономикой. Китай практически не понес ущерба, темпы прироста экономики которого замедлились, но находятся в области высоких значений. Прирост ВВП Китая сократился с 13% в 2007 г. до 9% в 2008 г. В 2009 г. Китай смог сохранить динамику развития, и темпы прироста ВВП оказались примерно на том же уровне, что и годом ранее (8,6%). Меньшей восприимчивости экономики Китая к глобальному кризису способствовал целый ряд факторов. Показатели развития китайской экономики за 1 квартал 2010 г. показывают, что она снова набирает докризисные темпы роста. Прирост ВВП в годовом исчислении почти 12%. ВВП КНР вырос на 7.6% в 2013 году и, предварительно, вырастет на 7.5 за весь 2014 год, то есть, на 3.5-4% за первое полугодие.

Но есть и недостатки, так КНР: обязуется снизить квоты на импорт, соблюдать условия существующих соглашений ВТО, изменить систему реформ. В течение 12 лет страны ВТО имеют право сдерживать импорт Китая.

Важно и то, что в условиях изменяющихся процессов в обществе и экономики и при соблюдении обязанностей производство и экспорт КНР растет и не собирается падать. Однако с того времени национальная валюта Китая выросла всего лишь на 0,6%. По этой причине многие американские законодатели настаивают на том, что правительство должно прекратить столь жестко контролировать валютные курсы и позволить юаню укрепиться.

В курсовой работе будут рассмотрены критерии, перспективы и результаты вступления КНР в ВТО.

Целью исследования курсовой работы является изучение экономики Китая, её роли в развитие мировой торговли.

Для достижения этой цели предполагалось решить следующие задачи:

-       проанализировать состояние, условия развития экономики КНР;

-       оценить нынешнее положения Китая мировом рынке;

-       исследовать проблемы взаимоотношения КНР и США.

Объектом исследования данной курсовой работы является развитие экономики КНР после вступления в ВТО.

Предмет исследования - место и роль Китая в мировой торговли.

Информационной базой для исследования являются нормативные документы, учебная литература по исследуемой тематике, а также периодические и электронные источники.

1. Общие сведения о ВТО и экономике Китая

.1      История, цели и принципы ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization- WTO) - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при всё возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках. Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вудсе были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.

Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

В последующие годы ГАТТ оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40% к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4% в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со всё возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века - около 20%) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIP), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

.        Равные права.

.        Взаимность.

.        Прозрачность.

Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров. В Конференции участвуют представители всех стран - членов ВТО. Конференция выполняет функции ВТО и имеет право рассматривать любые вопросы, входящие в компетенцию ВТО, принимает решения о принятии в члены ВТО. Генеральный совет осуществляет функции Конференции на уровне министров в перерывах между ее сессиями и состоит из представителей всех членов ВТО.

По состоянию на 2 марта <http://ru.wikipedia.org/wiki/2_%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0> 2013 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2013_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> в ВТО состояло 159 стран.

.2 Критерии и перспектива вступления Китая в ВТО

Значение участия в глобальной торговой организации определялось для КНР рядом обстоятельств.

Во-первых, данная организация представляет собой организационно- правовую основу международной торговли, ее документы определяют ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться страны-участники при выработке и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. В процессе многосторонних переговоров, обсуждений, примирения разногласий и поиска компромиссов в рамках ВТО фактически и формируются торговые отношения между членами организации. Механизм разрешения споров, созданный ВТО представляет собой эффективный инструмент отстаивания своих экономических интересов, что основывается на возможности применения различных санкций организации.

Во- вторых, очень важное значение для КНР имело то обстоятельство, что участие в ВТО предполагает применение режима наибольшего благоприятствования в торговле между странами-членами организации. Снижение тарифных и нетарифных ограничений, прежде всего со стороны США, а также других наиболее развитых стран в отношении важнейших товаров китайского экспорта, к которым относятся текстильные изделия, одежда, обувь, бытовая электроника, электроприборы, игрушки должно было помочь КНР существенно нарастить объемы своего экспорта и обеспечить дополнительные валютные поступления. При этом появлялась возможность эффективной защиты интересов своих экспортеров в рамках использования правовой базы ВТО.

В-третьих, правительством КНР учитывалось и то обстоятельство, что участие в организации открывает китайским предприятиям и потребителям доступ к более дешевым импортным товарам и услугам (включая финансовые). В то же время, в целях обеспечения подготовки отстающих отраслей к конкуренции со стороны иностранных производителей предполагалось, что прежний уровень таможенных пошлин, квот и лицензий на целый ряд импортных товаров и услуг будет снижаться постепенно в течение трех-пяти лет. В целом, общепризнанным было мнение о том, что участие в ВТО будет способствовать развитию реформенного процесса, стимулирует расширение притока иностранных инвестиций в китайскую экономику, положительно скажется на развитии сферы услуг. Процесс вступления КНР в ВТО занял большой период времени (пятнадцать лет) и потребовал значительных усилий. Достаточно сложно проходили согласования сторонами своих позиций, требовалось внимательно соизмерять свои интересы и различные уступки, национальное законодательство постепенно приводилось в соответствие с многочисленными правилами этой организации, необходимо было прийти к соглашению с руководящими органами организации и каждой страной-членом в отдельности.

Проблема осложнилась тем обстоятельством, что Китай не смог вступить в ГАТТ и после преобразования ГАТТ в ВТО в 1995г. переговоры стали проводиться по более широкому кругу вопросов и включать в себя целый ряд новых аспектов, в том числе проблемы либерализации деятельности иностранных компаний в сфере услуг КНР (финансовый, банковский, страховой секторы, дистрибьюторская деятельность, информационные технологии, аудиторские и консалтинговые услуги, транспортные услуги и др.). Все это значительно усложнило переговорный процесс. Основная проблема состояла в необходимости выработки хорошо продуманной стратегии, сочетающей собственные экономические интересы с требованиями ВТО и отдельных стран-участников организации.

В ноябре 1999г., после тринадцати лет сложных переговоров, Китай подписал двустороннее соглашение с США, где были зафиксированы важнейшие условия его присоединения к ВТО. Для КНР это был наиболее сложный, этапный момент процесса отработки различных уступок и встречных требований, который означал вступление двусторонних и многосторонних переговоров в заключительную стадию. Китайская и американская стороны добились необходимых взаимных уступок и обязательств, связанных с защитой интересов своих производителей, экспортеров, потребителей и инвесторов. Подписание соглашения с США значительно ускорило вступление КНР в ВТО. В мае 2000г. в Пекине было подписано двустороннее соглашение с Европейским Союзом. В сентябре 2001г. на заседании рабочей группы ВТО по Китаю, которое проходило в Женеве, были окончательно утверждены все документы по принятию КНР в глобальную торговую организацию. В ноябре того же года на министерской конференции в Дохе (Катар) Китай был принят в состав ВТО в качестве полноправного участника организации.

.3 Важнейшие аспекты взаимодействия Китая с ВТО

Наряду с тем, что Китай извлекает немалую пользу из участия в ВТО, важно не забывать о том, что ВТО не только предоставляет своим членам определенные права, но и налагает на них конкретные обязательства. За плечами у Китая 15 лет труднейших переговоров, особенно с Соединенными Штатами и Европейским союзом, по вопросам вступления в ВТО. Китай согласился взять на себя широкий спектр обязательств. Для того чтобы составить о них подробное представление, следует изучить примерно 1000 страниц подписанного Китаем Протокола, Доклада Рабочей группы и Графика выполнения обязательств по товарам и услугам. В целом ключевые моменты, из которых состоит пакет документов о вступлении Китая в ВТО, сводятся к следующему:

.        Снижение тарифов:

§  Тарифы на промышленную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских компаний, были снижены с 25% до 7%.

§  Тарифы на сельскохозяйственную продукцию, имеющие важнейшее значение для американских фермеров, были снижены с 31% до 14%.

.        Обязательства, касающиеся услуг:

§  Масштабное открытие целого ряда секторов в сфере услуг, в том числе таких важных для США секторов, как банковские услуги, страхование, телекоммуникации и профессиональные услуги.

.        Системные реформы:

§  Масштабные реформы в вопросах прозрачности, уведомления о готовящихся законодательных мерах и их разъяснения; единообразного применения законов и судебного надзора помогут действующим в Китае иностранным компаниям в преодолении барьеров.

.        Соблюдение условий существующих соглашений ВТО:

§  Китай взял на себя обязательства, предусмотренные целым рядом существующих соглашений ВТО, которые охватывают все аспекты торговли, такие как сельское хозяйство, лицензирование импорта, связанные с торговлей аспекты прав интеллектуальной собственности, технические барьеры на пути торговли и связанные с торговлей инвестиционные меры.

5.      Положения о либерализации торговли, касающиеся Китая:

§  Право прямого импорта и экспорта в Китай и из него в течение трех лет. Право заниматься распределением всех товаров в Китае не позднее трех лет с момента вступления в ВТО (за исключением того, что химические удобрения, сырая нефть и нефтепродукты могут распределяться на уровне оптовой торговли по прошествии не более чем пяти лет после вступления, а химические удобрения могут продаваться на уровне розничной торговли по прошествии не более чем пяти лет после вступления).

§  Разрешения на осуществление инвестиций и импорта больше не являются предметом искажающих торговлю требований, в том числе о передаче технологий, валютной сбалансированности, увязке импорта с объемом экспортных валютных поступлений и обязательном использовании местных ресурсов.

§  Право на экспорт в Китай без создания инвестиционного присутствия в этой стране.

§  Постепенная отмена нетарифных мер (НТМ), таких как квоты и лицензии на сотни видов продукции.

§  Отмена монополии государства на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров.

§  Требование о том, что государственные предприятия должны производить закупку и продажу исключительно на основе коммерческих соображений.

§  Отмена субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции и устранение замены импорта и субсидирования экспорта промышленных товаров.

Защитные механизмы:

§  Соединенные Штаты и другие члены ВТО могут продолжать в течение последующих 15 лет применять особые нерыночные методы для определения фактов демпинга в рамках антидемпинговых дел в отношении Китая. Действуя в рамках специально установленного для Китая защитного механизма, Соединенные Штаты и другие участники ВТО могут в течение 12 последующих лет ограничивать рост импорта из Китая, вызывающего перекосы на их рынках.

Время и усилия, потраченные на согласование этих обязательств и требований, свидетельствуют о решительном намерении Китая стать полноценным участником глобального торгового режима, опирающегося на соблюдение установленных правил. Победа в борьбе за вступление в ВТО далась Китаю нелегко, однако теперь перед ним стоит не менее важная и трудная задача. Как можно видеть из приведенного выше перечня обязательств и требований, Китай осуществляет серьезнейшие перемены для выполнения обязательств участника ВТО - проводит структурную перестройку отраслей, публикует ранее закрытые законы и правила, устанавливает формальные процедуры для разрешения споров в судебном порядке, выравнивает условия деятельности для иностранных компаний. Китай согласился снижать тарифы и отменять импортные квоты, отказаться от субсидирования экспорта и открыть сферу услуг для иностранной конкуренции. Некоторые из этих изменений будут введены немедленно, а некоторые будут осуществляться постепенно в течение нескольких лет.

2. Результаты вступления Китая в ВТО

.1 Экономика Китайской Народной Республики

Экономика КНР в последние 30 лет постоянно растет и в 2009 году занимала 3 место в мире по величине номинального ВВП (после США и Японии). ВВП в 2009 году равнялся 5,02 трлн. долларов. По данным 2010 года, в апреле-июне Китай обогнал Японию по этому показателю. По ВВП с учётом паритета валют Китай на 2-м месте в мире (по данным МВФ 10,1 трлн. международных долларов в 2010 году, прогноз на 2011 год -11.2 трлн.), уступая только США.

Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80% всех иностранных инвесторов в экономику КНР - это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. В 2020г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП.

Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. В КНР свыше 384 млн. пользователей Интернета, страна также лидирует в мире по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 млн. пользователей на апрель 2009 года). В районе Хайдиан севернее Пекина создана китайская «Силиконовая долина». Интенсификация производства приносит и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности примерно вдвое превышает официальные показатели (4,6%). Китай негласно поощряет эмиграцию. Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР входит в тройку крупнейших мировых автопроизводителей (7,2 млн. в 2008г.) после Японии и США. На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.

Так же Китай превратился в «мировую фабрику» куда переводится ряд производств из развитых стран Европы, Северной Америки и Японии. Бурный экономический рост во многом связан с дешевизной рабочей силы, слабым уровнем техники безопасности и низким контролем за экологией. В результате Китай уже стал вторым загрязнителем мировой атмосферы и гидросферы, после гораздо более мощной экономики США, а также вышел в «лидеры» по эрозии почвы (особенно в северных областях). Возросший из-за роста авто- и мотопарка уровень импорта Китаем нефти (3,2 млн баррелей/сут. в 2005-м, 2-е место в мире) приводит в последние годы к росту её среднемировой цены.

В то же время экономическое и политическое влияние страны в мире в последние годы постоянно возрастает. Так Китаю в 1997-м и 1999-и годах были возвращены «арендованные» ещё у Поднебесной империи территории Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь). Постоянно возрастает уровень обороноспособности страны и техническое оснащение НОАК, чему в немалой степени способствует и РФ, поставляющая в Китай самые современные виды вооружения.

Либерализация экономики КНР пока не сопровождается смягчением политического режима. В стране продолжаются политические репрессии против оппозиции, особенно масштабно реализованные во время «событий на площади Тяньаньмэнь» в мае 1989-го, жестко контролируются СМИ, включая Интернет. В то же время в последние годы предпринят ряд важных изменений устава КПК, например, в партию разрешено вступать представителям предпринимательских кругов, введена ротация высших кадров руководства Партии. Во внутренней политике сняты все ограничения на рост личных состояний и разрешено владение личными автомобилями. В то же время страна лидирует в мире по количеству смертных казней (более 7000 в год). Несмотря на такую суровую практику, уровень преступности и коррупции постоянно возрастает.

Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб, алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков, а также лидирует по вылову рыбы. Кроме того, КНР входит в тройку крупнейших мировых автопроизводителей (7,2 млн. в 2008) после Японии и США. На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.

.2 Внешнеторговая политика Китая после вступления в ВТО

Правомерно утверждать, что адаптация к нормам ВТО - это только одна из доминант, определяющих содержания современной внешнеторговой политики КНР. Многосторонние переговоры о торговой либерализации в рамках Дохийского раунда ВТО, начавшегося в 2001г., протекают с большими трудностями, и отдельные страны пытаются компенсировать отсутствие продвижения на глобальном уровне заключением региональных и двусторонних торговых договоров. Китай не остается в стороне от этой тенденции. В 2001г. было достигнуто соглашение о поэтапном создание зоны свободной торговли Китай - АСЕАН. В 2003г. были подписаны соглашения «о более тесном торгово-экономическом партнерстве» с Сянганом и Аомэнем. В последующие годы КНР заключила двусторонние соглашения о либерализации взаимной торговли с Чили, Пакистаном, Новой Зеландией, Сингапуром.

Элементы внешнеторгового протекционизма по-прежнему используются китайскими властями как составная часть промышленной политики, направленной на решение задач импортзамещения по той или иной группе товаров. Изменения во внешнеторговой политике происходят и в зависимости от того, на какой стадии макроэкономического цикла находится китайское хозяйство (инфляционный «перегрев» или дефляционное замедление экономического роста).

После присоединения Китая к ВТО произошло значительное открытие рынка для внешней конкуренции. По данным Торговой палаты США в 1999г. только 24% опрошенных иностранных компаний заявляли, что им открыт китайский рынок. А в 2008г. уже 83% респондентов признали, что они имеют доступ на рынок товаров и услуг Китая. Вместе с тем государственные организации и поныне сохраняют свое влияние во внешнеэкономической сфере Китая, хотя по соглашениям с ВТО он несколько ослабил позиции государственных посредников во внешней торговле. Была ликвидирована система осуществления экспортно-импортных операций по ряду товаров специально уполномоченными компаниями. Государственным экспортно-импортным компаниям оставлено право ведения внешней торговли зерновыми, нефтью и нефтепродуктами, удобрениями, хлопком и хлопковым волокном, табаком и сигаретами, сахаром, некоторыми видами растительных масел, вольфрамовыми рудами и концентратами, чаем, углем и коксом, шелком, серебром, сурьмой. На большинство перечисленных товаров, а также медикаменты сохраняется государственное ценообразование. Оно распространяется также на соль, природный газ, тарифы на коммунальные услуги, плату за жилье и воду для орошения, оплату почтовых услуг.

До присоединения к ВТО импортный таможенный тариф КНР подразделялся на две категории пошлин - общие и преференциальные. Общий тариф применялся для импортных товаров из стран, с которыми КНР не заключала соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. Преференциальный тариф использования при ввозе товаров из стран, с которыми такие соглашения были подписаны. В 1999г. номенклатура ввозимых товаров содержала 6940 позиций. Общий импортный тариф насчитывал 20 различных ставок пошлин от 0 до 270%, преференциальный таможенный тариф варьировался от 0 до 121,6%, при этом средний уровень ставки составлял 16,8%.

В 2002г. была проведена реформа таможенного тарифа. Теперь в нем выделяют четыре вида импортных пошлин:

·        таможенные пошлины для стран, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования;

·        таможенные пошлины для стран, с которыми заключены региональные или двусторонние соглашения о свободной торговле. Ставки таких пошлин более льготные, чем при использовании режима наибольшего благоприятствования, и, кроме того, они снижаются в упреждающем порядке по сравнению с либерализацией импорта из других стран-членов ВТО;

·        особые преференциальные таможенные пошлины для стран, с которыми подписаны соответствующие соглашения. Речь идет в основном о наименее развитых странах Африки и Азии. При этом для большинства товарных позиций действуют нулевые пошлины. В 2008г. они применялись в отношении импорта из 39 стран, в том числе 30 стран Африки и четырех стран Юго-Восточной Азии; общие таможенные пошлины. Они касаются импорта из стран, на которые не распространяется действие режима наибольшего благоприятствования, специальных соглашений и договоренностей.

С 1 января 2007г. в Китае начал действовать новый таможенный тариф. В нем увеличено количество товарных позиций с 7605 до 7646, по 1600 из них пересмотрены ставки импортных пошлин. Последние изменения в товарную номенклатуру были внесены в 2008г.: было добавлено 139 новых позиций, удалено 29, заменено название одной позиции. В настоящее время таможенный тариф содержит 7868 товарных позиций. Средняя ставка импортного тарифа КНР составляет 9,8%. По этому показателю Китай классифицируется как член ВТО с низкими тарифами. Средний уровень таможенных пошлин на промышленные товары снизился с 14,8% в 2001г. до 8,9% в 2009г. На сельскохозяйственную продукцию он за это же время упал с 22,3 до 15,2%.

В Китайской практике используются и временные импортные пошлины, которые устанавливаются на относительно высоком уровне для защиты национальных производств, пока недостаточно конкурентоспособных по сравнению с зарубежными поставщиками. В 2008г. такие пошлины действовали в отношение более 60 товарных позиций, в том числе по импорту угля, строительного камня, жидкого топлива, поликристалического кремния, дизельных моторов, искусственной плазмы крови, некоторых видов бытовой электротехники.

В конце 2008г., когда китайский импорт стал быстро сокращаться под влиянием мирового финансового кризиса, были временно установлены пониженные импортные тарифы на 670 ввозимых товаров. В основном это- высокотехнологичное оборудование и комплектующие к нему, природные энергетические ресурсы, сельскохозяйственная техника и т.п. С конца 2008г. введена временная мера, которая будет действовать в течение 2009г., по снижению импортных пошлин с 10 до 7% на все товарные позиции, связанные с работой полиграфической промышленности. Помимо адвалорных пошлин, исчисляемых в процентном отношении к таможенной стоимости импортного товара, в Китае используются и специфические пошлины, которые определяются как абсолютная денежная сумма в расчете на физическую единицу товара или на единицу веса, объема и т.д. Протекционистское значение таких пошлин особенно велико в случае устойчивого снижения цен на соответствующие товары на мировых рынках.

Обязательства, взятые на себя Китаем при присоединение к ВТО, предусматривают постепенный отказ от количественных ограничений импорта. Но и по сей день в отношении ряда категорий сельскохозяйственной продукции Китаем применяется тарифное квотирование: импорт в рамках квоты облагается пониженными пошлинами, за рамками квоты - по более высоким ставкам.

В 2008г. тарифному квотированию подвергался импорт пшеницы, кукурузы, риса, сахара, овечьей шерсти, шерстяных волокон, хлопка, а также карбамида и двух видов комплексных удобрений.

Китай по-прежнему относится к числу стран, практикующих ограничение экспорта определенных товаров посредством установления экспортных квот. Речь в основном идет о сырьевых товарах. Экспортными пошлинами облагается вывоз угля, сырой нефти, руд цветных металлов, древесины, древесной смолы и т.д. Ограничивая их экспорт, власти стремятся поддержать адекватное предложение на внутреннем рынке, тем более что цены на многие из этих сырьевых товаров до сих пор подлежат в Китае государственному регулированию.

До присоединения к ВТО в номенклатуре товаров, подпадающих под экспортные таможенные пошлины, насчитывалось 36 позиций, которые облагались пошлинами яти уровней - от 20 до 30%. За последние годы эта система была изменена. Теперь экспортный тариф содержит 88 позиций. Ставки экспортных пошлин составляют 20 - 50%. Выделяют обычные, временные и специальные экспортные пошлины. Временные экспортные пошлины применяются к экспортируемым природным ресурсам; специальные экспортные пошлины - к некоторым видам удобрений, и действуют они, как правило, в течение сезона полевых работ.

В 2008 - 2009гг. для улучшения положения производителей в условиях мирового кризиса были отменены экспортные пошлины на стальные заготовки, текстиль, некоторые зерновые культуры и удобрения. С начала 2009г. было отменено квотирование экспорта сырья для хлопчатобумажной и шелковой промышленности.

Еще одним каналом воздействия властей на общую величину и структуру товарного вывоза является возмещение из бюджета уплаченного предприятиями-экспортерами налога на добавленную стоимость. Этот механизм существует в Китае с 1985г. Сущность его заключается в том, что экспортным предприятиям возвращается не только «входной» НДС, уплаченный поставщикам материалов, но и собственно налоговые отчисления, сделанные при реализации товаров на внешнем рынке.

Ставка НДС в общем случае составляет 17%. После введения в 1994г. новой системы косвенного налогообложения власти активно манипулировали нормативами возмещения НДС, руководствуясь соображениями макроэкономического характера. В 1996 - 1997гг., когда стояла задача «мягкой посадки» экономики, то есть подавление инфляции без резкого замедления экономического роста, нормы компенсации были снижены до 3 п.п. Затем, в условиях ослабления экономического рост, они стали повышаться, и к концу 2000г. экспортерам стала возмещаться полностью вся величина уплаченного НДС. Однако воздействие этой меры оказалось неоднозначным: она стимулировала экспорт, но объемы компенсационных выплат достигли таких масштабов, что государство оказалось не в состоянии современно выполнять свои обязательства перед предприятиями. В 2005г. общая сумма соответствующих бюджетных выплат достигла величины, эквивалентной 1,8% ВВП, то есть почти такой же, общенациональные расходы на образование и медицину, вместе взятые. Задержки с компенсацией НДС стали измеряться даже не месяцами, а годами.

В результате с начала 2004г. система снова изменилась; норма возмещения была снижена до 11 п.п. в среднем, и при этом была введена дифференцированная шкала ставок налога для различных отраслей. Финансирование выплат было разделено между центральным и муниципальными бюджетами в пропорции 3:1. Практика свидетельствует, что и эта система работает не идеально: у местных властей не хватает средств и компенсация НДС превращается в новый вид регионального протекционизма, так как выплаты осуществляются в первую очередь предприятиями местного подчинения.

Новые крупномасштабные корректировки в возмещение экспортного НДС произошли в 2006 - 2007гг. К этому времени у властей сложилось впечатление, что китайский экспорт обладает значительным запасом конкурентоспособности и без специального налогового стимулирования - об этом свидетельствует его быстрый рост после присоединения к ВТО. В то же время постоянно поддерживавшийся крупный торговый профицит Китая и сопровождающие его ревационные ожидания постоянно подпитывали юаневую денежную эмиссию и в этом они способствовали перегреву внутрихозяйственной конъюнктуры. К тому же бурное увеличение китайского экспорта усиливало протекционистское настроение в странах - торговых партнерах Китая. Снизить нормы возмещения побуждали власти и стремление ослабить нагрузку на бюджетную систему, и желание сдержать рост производства и экспорта в ресурсоемких, экологически «грязных» отраслях.

С сентября 2006г. было полностью отменено возмещение НДС по экспорту всех видов сырьевых ресурсов, кроме металлов. С 13 до 11 п.п. были снижены нормы компенсации по экспорту традиционных трудоемких товаров - текстиля, мебели, изделий из пластмасс, зажигалок, а также некоторых видов древесины. В то же время с 13 до 17 п.п. были увеличены ставки возмещения по экспорту продукции ИТ и биотехнологий. Еще одно крупное сокращение произошло с начала 2007г., оно охватило 2831 товарную позицию (это 37% всего экспорта). По 533 позициям возмещение было отменено совсем. Речь шла в основном о продукции экологически вредных производств ( соль, цемент, химические удобрения и красители, кожа, продукция деревообработки, товары из цветных металлов и т.д.). Были сокращены нормы компенсации по 2268 позициям, которые характеризуются как «вызывающие напряженность в торговле» (одежда, обувь, головные уборы, игрушки и т.д.)

Однако в течение 2008г. ситуация в китайской внешней торговле стала меняться. Темпы прироста экспорта стали замедляться вследствие антиинфляционного ужесточения кредитно-денежной политики властей, из-за провоцировавшего увеличение издержек роста мировых цен на нефть, из-зи ускорения ревальвации юаня. Реагируя на это, власти увеличили с начала августа 2008гю нормы возмещения по ряду категорий экспорта текстиля и одежды с 11 до 13 п.п. В сентябре - октябре мировой финансовый кризис перешёл из вялотекущего в острую фазу, и уже в ноябре китайский экспорт впервые за много лет сократился в абсолютном выражении. Макроэкономическая политика китайских властей была переориентирована на поддержание экономического роста и предотвращение дефляции. С начала ноября 2008г. нормы возмещения НДС повышены по 3468 товарным позициям, включая как высокотехнологичные, так и традиционные трудоемкие товары. По отдельным видам текстиля, одежды, игрушек ставка поднята до 14 п.п., по изделиям из фарфора (бытового назначения и произведениям искусства) - до 11 п.п., по изделиям из пластмасс - до 9 п.п. Повышена она также по отдельным видам мебели - до 11 и 13 п.п. и машиностроительной продукции - до 9, 11 и 13 п.п.

Происшедшее после присоединения к ВТО увеличение товарного импорта в Китай, обострение борьбы за китайские рынки сбыта обусловили усиление еще одной составляющей внешнеторговой политики, связанной с защитой от недобросовестной конкуренции. Речь идет о принятии антидемпинговых мер, введение компенсационных пошлин в ответ на субсидирование экспорта в зарубежных странах-производителях, использовании защитных мер при резком расширении ввоза тех или иных импортных товаров.

Впервые нормативный акт по антидемпинговым и компенсационным мерам был опубликован Министерством внешней торговли и экономического сотрудничества КНР (ныне Министерство коммерции) в 1997г. В положении было много недостатков и недоработок, содержание статей было слишком кратким, формулировки - абстрактными. Было очевидно, что оно нуждалось в дополнениях и уточнениях. С вхождением страны в ВТО законодательство обновилось : в 2001г. в действие вступили «Положение Госсовета КНР об антидемпинге», «Положение Госсовета КНР о не дотировании», «Положение Госсовета КНР о защитных мерах».

Каждое положение состоит в среднем из 50 статей с простыми и легкими для понимания формулировками, но за ними скрывается полная неопределенность по ряду вопросов, и исход решения любого вопроса зависит от трактовок статьи. Эти нормативные акты можно интерпретировать по-разному. Такая их податливость в толковании позволяет правительственным органам удовлетворять текущие политические и экономические потребности и нужды, но она же порождает неуверенность у иностранных партнеров.

Предприятия большинства китайских отраслей промышленности инициируют антидемпинговые расследования только тогда, когда уже заведомо невозможно избежать ущерба. Чаще всего предприятия не могут предоставить существенные доказательства его причинения. Многие компании ошибочно полагают, что решить проблему можно просто путем переговоров с иностранными поставщиками.

Хотя число инициированных Китаем антидемпинговых расследований остается небольшим, временами оно существенно увеличивается. Так, в 1997г. был расследован один случай, в 1999г. - уже четыре. В 2000г. - шесть случаев, 14 расследований было проведено в 2001г., когда Китай присоединился к ВТО. В 2002г. было предпринято наибольшее количество расследований - 30, в 2003г. - 22. В последующие годы их число снизилось: в 2006г. - 11, в 2007г. - всего четыре. Большинство инициированных Китаем расследований относится к продукции химической, целлюлозно-бумажной и металлургической промышленности.

Говорить об опыте Китая в проведении расследований против субсидируемого экспорта из других стран не приходится, так как он вообще не возбуждал таких дел против каких-либо иностранных конкурентов. Соответственно, антидотационных мер он также не вводил. Можно лишь предположить, что Китай не начинает таких расследований потому, что слишком велики сложности в доказательстве субсидирования, в сборе фактов и данных.

.3 Проблемы взаимодействия Китая и США

мая 1999 года Посольство Китая в Белграде было уничтожено ракетой США. Данный инцидент нанес большой ущерб китайско-американским отношениям.

сентября 1999 года председатель КНР Цзян Цзэминь и президент США Б.Клинтон на саммите АТЭС в Окленде (Новой Зеландии) заявили, что надо непременно вывести отношения между КНР и США из сложившейся ситуации, они приняли решение о завершении переговоров по вступлению КНР в ВТО в кратчайшие сроки.

С начала 20 века и на современном этапе двусторонние отношения между КНР и США можно охарактеризовать как «всестороннее развитие конструктивных отношений между Китаем и США».

КНР и США создали конструктивное сотрудничество, они являются торговыми партнерами. В 2009 году объем товарооборота между двумя странами превысил 585 млрд. долларов США. Доля торговли с КНР составляет 11% от общего объема товарооборота США, доля торговли с США - 14% от общего объема товарооборота КНР. 70% общего объема валютных резервов КНР (2 трлн. долларов США) приходится на американские доллары, в частности, госзаймы Минфина США составляют 800 млрд. долларов США и в целом является крупнейшим кредитором Штатов. Данные отношения приводят к тому, что КНР и США взаимозависимы друг от друга. В настоящее время китайско-американские отношения носят следующую специфику:

. Китайско-американские отношения уже вышли за рамки двусторонних отношений. Китайско-американские отношения играют важную роль в сферах региональной и глобальной экономики и безопасности. Например, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, климатическими изменениями, поддержания энергетической безопасности, борьбы с эпидемическими заболеваниями, с терроризмом, с распространением оружия массового уничтожения, с финансовым кризисом необходимо наладить сотрудничество между КНР и США.

. В сфере экономики КНР и США сильно взаимосвязаны. С 2001 года после вступления КНР в ВТО внешняя торговля КНР бурно развивается со средним годовым ростом в 28,5%. Торговля КНР в США также динамично развивается. В этой связи, высокая взаимозависимость экономики двух стран имеет стратегическое значение, кстати, такая взаимозависимость углубляется, стороны неотделимы друг от друга

. Политика США в отношении Тайваня меняется. В декабре 2003 года премьер Вэнь Цзябао посетил США с визитом. Во время визита Д.Буш и Вэнь Цзяобао дали совместную пресс-конференцию в Белом Доме. Буш рассказал о политике США в отношении Тайваня. Он отметил, что высказывания и поведение руководителей Тайваня показывают, что они, возможно, направлены на одностороннее изменение обстановки, против чего выступают США.

. Связи между КНР и США непрерывно расширяются. Можно сказать, что на разных уровнях и в разных отношениях народные контакты между КНР и США, в частности, коммерческие, торговые, экономические, культурные, образовательные, спортивные, персональные и туристические значительно активнее, чем контакты КНР с другими странами. Такие народные контакты не прекращались даже в самые трудные моменты отношений КНР и США, кстати, они практически помогали правительствам двух стран вывести отношения из трудного положения. Китайско-американские отношения уже превратились в отношения между двумя обществами. Связующее звено между двумя странами, между двумя обществами становится все более прочным.

Безусловно, существуют и разногласия, которые невозможно устранить в короткий срок. КНР и США - страны с разными социальными строями и идеологиями по вопросам прав человека, тибетскому вопросу, религиозной вере и т.п. КНР является крупной развивающейся страной, США - единственная супердержава. В этой связи, США взволнованы тем, что развитие КНР сможет подействовать на роль США в АТР. Поэтому США осознают необходимость сдерживать КНР, используя тайваньский вопрос. Но наиболее серьезным выглядит то обстоятельство, что Пекин располагает государственными облигациями США на 800 млрд. долларов и в целом является крупнейшим кредитором Штатов. И здесь в случае обострения отношений между двумя странами кроется существенная угроза для Вашингтона.

Началу конфликта предшествовало заключение одной из ведущих корпораций военно-промышленного комплекса США - Raytheon - контракта на поставку Тайваню новейшего вооружения на сумму 1,2 млрд. долларов. Затем было объявлено о еще более масштабных американских поставках оружия, уже на сумму 6,4 млрд. долларов. 30 января 2010 года последовала первая реакция КНР. Заместитель министра иностранных дел КНР ХэЯфэй заявил в официальной ноте, врученной послу США в Пекине, что принятое американским правительством решение о продаже Тайваню крупной партии вооружений «будет иметь серьезные негативные последствия для отношений между КНР и США». Далее конфликт продолжался по нарастающей. 2 февраля МИД КНР объявил о намерении Пекина ввести санкции в отношении американских компаний, поставляющих вооружения на Тайвань. В ответ замгоссекретаря США Филипп Кроули заявил, что оборонительные вооружения будут способствовать безопасности и стабильности в Тайваньском проливе. Обострению отношений в дипломатической и военно-политической сферах неизбежно сопутствовал кризис в экономических отношениях. 4 февраля 2010 президент США Барак Обама, обращаясь к сенаторам от Демократической партии, заявил, что его администрация будет придерживаться более жесткой политики по отношению к КНР, чтобы вынудить КНР открыть рынки для торговли с Америкой.

Мировой кризис 2008 - 2010 гг. предоставил новую возможность сотрудничества между КНР и США. Прежде всего, это относится к глобальным финансовым институтам, таким как, Всемирный валютный фонд и Всемирный Банк. Сегодня существует единое мнение о необходимости реформирования существующей финансовой системы. Прежде всего, это относится к усилению позиций развивающихся стран, таких как, Бразилия, Россия, Индия и Китай, в МВФ и ВБ. Также необходимо учитывать вопрос о реформировании самых неразвитых стран, в котором КНР и США могут проводить сотрудничество по многим направлениям.

Таким образом, внешняя политика КНР и США более чем за 30 лет почти никогда не имела гладкого и спокойного периода развития, в котором всегда были проблемы, взлеты и падения, извилистый путь вперед. Эта ситуация глубоко отражает сущность и особенности китайско-американских отношений. Нельзя отрицать, что во внешних стратегических целях, политическом курсе, идеях и концепциях КНР и США существуют различия, мнения по решению конкретных вопросов также неодинаковы. Однако новая реальность такова, что два государства несут международные обязательства, а также имеют общие интересы во многих областях, что заставляет КНР с США стать заинтересованными сторонами во многих сферах современного мира. И это является важной предпосылкой для развития китайско-американского международного сотрудничества. И КНР и США оба находятся в международной ситуации, полной больших изменений, важных корректировок. А международный статус, влияние и роль каждой из стран переживает глубокие и сложные изменения, которые будут естественным образом влиять на китайско-американские отношения. Поэтому стороны должны тщательно взвесить взаимные интересы и разглядеть возможные потери с новой точки зрения, подойти к развитию двусторонних отношений с новой концепцией, чтобы способствовать укреплению взаимной выгоды и обоюдного выигрыша. В настоящее время основная задача заключается в том, чтобы КНР и США надлежащим образом регулировали свои отношения, формируя, совместно с другими странами, архитектуру международных отношений.

всемирный торговый китайский экономика

Заключение

В ходе написания курсовой работы было проделано следующее:

-       рассмотрены критерии вступления КНР и структура ВТО;

-       проанализированы результаты и перспективы экономики КНР после вступления в ВТО;

-       рассмотрена внешнеторговая политика Китая;

-       изучена роль и значения взаимодействия КНР и США.

Проведя исследование, можно сделать следующие выводы:

.        КНР является стержнем мировой торговли;

.        После вступления в ВТО в Китае становятся практически открытыми ранее недоступные в стране источники политической, экономической, образовательной и финансовой информации.

.        Китай присоединился не ко всем многосторонним соглашениям в рамках ВТО. Исключение составили Соглашение о правительственных закупках (Government Procurement Agreement - GPA) и Соглашение по торговле гражданской авиа техникой (Agreementon Tradein Civil Aircraft);

.        КНР ведет активную товарную и инвестиционную экспансию на перспективных внешних рынках, базирующуюся главным образом на экономической и политической мощи государства.

Необходимо отметить, что в ходе подготовки к вступлению в ВТО в Китае была проделана огромная исследовательская и организационно-просветительская работа. Проведена широкая ревизия и систематизация правовых и административных норм во многих областях. Выпущено колоссальное количество информационных и популяризаторских материалов, продолжается массовая кампания подготовки кадров. В этой области Китай намного превзошел Россию. Ближайшие два-три года взаимоотношения Китая и ВТО дадут ценнейший материал для анализа наших собственных перспектив в этой Организации и разработки стратегии переговоров с ней. Первый вывод, который напрашивается из представленных выше наблюдений и соображений, заключается в том, что прямолинейное следование нынешним нормативам и правилам ВТО и достижение реальных внешнеэкономических успехов могут зачастую лежать в совершенно разных плоскостях.

В течение нескольких лет после вступления в ВТО в Китае произошли беспрецедентные позитивные перемены во всех областях, в частности в экономическом росте, совершенствовании административных механизмов государства, и законодательстве. После вступления в ВТО всех удивили экономические достижения Китая. В настоящее время страна стремится к новым успехам и предпринимает для этого конкретные действия.

Китай к 2020 г превратится в крупнейшую экономику мира, оттеснив с первого места нынешнего лидера - США, а еще десятилетие спустя - к 2030 г - китайская экономика по своим размерам в два раза превысит американскую.

Список использованной литературы

1.      Боброва В., Кальвина Ю. Мировая экономика: 2005.

.        Дралин А.И., Михнева С.Г. Международные экономические отношения: учебное пособие. 2006.

.        Альгиери Франко, ТаубеМаркус. Вступление Китая в ВТО: вызовы Китаю и мировой экономике//InternationalePolitik.- 2006. - №2.

.        Сиротенко Н.Г., Менделев В.А. Малая энциклопедия стран. - Харьков: Торсинг, 2004.

.        Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебника для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.

.        Потапов М.А., Салицкий А.И., Шахматов А.В. Экономика современной Азии: Учебник. 2008.

.        Потапов М., Салицкий А. КНР//Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 8.

.        Полякова В.В., Щенина Р.К. Полякова В.В., Щенина Р.К. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник. 2008.

.        Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика Учебник: 2008.

.        Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке: 2008.

.        Гельбрас В. "Общий рынок" по-китайски//Азия и Африка сегодня. - 2003.-№4.

.        BloombergBusinessweek. 2010. №4.

.        ВангГуангченг. Китайская политика «добрососедства»//InternationalePolitik. - 2006. - №2.

.        Международная энциклопедия «Страны и их объединения». Под науч. ред. проф. Севрука М.А. / .: Московский Международный университет «Содружество», 2005.

.        В. Зомбарт. Собрание сочинений в 3 томах. Том III. Исследования по истории развития современного капитализма. Роскошь и капитализм. Война и капитализм.: СПб.: Владимир Даль: 2008.

.        Интернет пособие//http://www.wto.ru/ru/press.asp?msg_id=26951.

.        Луссе А. Макроэкономика: Учебник. 2007.

.        Российский экономический интернет журнал//http://www.e-rej.ru/

.        «США. Экономика. Политика. Идеология». 2010 №6.

.        «Экономическое обозрение». 2010 №10.


Скачать архив (29.7 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: