Главная » Экономика |
Содержание ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Общая характеристика экономического развития Китая .1 Основные этапы реформирования экономики Китая 1.2 Особенности китайской модели экономического роста Глава 2. Основные направления развития экономики Китая .1 Влияние мирового финансового кризиса на экономику Китая .2 Перспективы развития экономики Китая ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ Введение На фоне многочисленных кризисов в современном мире экономика и общество Китая выглядит достаточно устойчивыми. Простая и консервативная финансовая система, диверсифицированная реальная экономика, селективное отношение к иностранному капиталу, ориентированное на перспективу поведение субъектов хозяйства (от мала до велика) и их готовность к определенным жертвам во имя государственных интересов - вполне достаточные основания для спокойного взгляда на неурядицы во внешнем мире. Важность китайского опыта проявилась в наши дни, когда финансово-экономические кризисы часто рассматриваются как кризисы чрезмерно открытых экономик, а относительно благополучное положение китайского хозяйства - как пример устойчивости самодостаточной, а потому более защищенной страны. Сравнение российских и китайских реформ стало важным аспектом оценки изменившегося соотношения экономических и политико-экономических факторов между двумя странами. Спад в России и подъем в Китае явились, пожалуй, наиболее важными событиями в политической экономии международных отношений последней четверти XX века. В связи с этим в настоящее время вопрос об анализе китайской экономической модели для совершенствования экономической политики России приобретает особую актуальность. Россия и Китай занимают весьма близкие позиции по ряду международных вопросов, связанных с разоружением, нераспространением ядерного оружия, безъядерными зонами, ролью ООН и корейской проблемой. Недвусмысленное стремление России и Китая к стабильности отношений подкрепляется высокой оценкой китайских реформ со стороны официальных лиц в России и новым курсом на построение «взаимовыгодного доверительного партнерства, направленного на построение стратегического взаимодействия в XXI веке». В последние десятилетия Китай поражал своими высокими темпами роста. За последние сто лет он превратился в одного из ведущих экономических и политических субъектов в мире, стал ключевым фактором глобальной и региональной стабильности. Степень разработанности проблемы. Современным проблемам универсальности китайской модели модернизации посвящены публикации многих авторов: А. И. Салицкого, Е. А. Брагиной, Я. М. Бергера, А. В. Виноградова, А. Г. Володина, Г. И. Мирского, В. Я. Портякова, А. А. Рогожина, Д. А. Смирнова, В. В. Сумского, М. А. Чешкова, А. Я. Эльянова и др. Исследованию влияния мирового финансового кризиса на экономику Китая посвящены работы Вэй Чжаоли, Ни Сяолинь, Е. Шухуна и др. Внешняя и внутренняя политика Китая, в частности эпоха «реформ и открытости», была рассмотрена В. Г. Гельбрасом, Н. А. и С. А. Селищевыми, В. В. Карлусовым и др. Проблемы глобализации экономики и интересов безопасности нашли отражение в работах Г. И. Чуфрина, В. В. Михеева, В. Б. Амирова, Н. В. Андреева, Я. М. Бергера, А. В. Ломанова, С. Г. Лузянина, М. А. Потапова, В. Б. Рамзеса, А. В. Рябова и др. Цель работы - анализ особенностей китайской экономической модели. Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач: · рассмотреть основные этапы реформирования экономики Китая; · раскрыть особенности китайской модели экономического роста, его сущность и факторы; · проанализировать влияние мирового финансового кризиса ни экономику Китая; · выявить тенденции и перспективы развития экономики Китая. Объект изучения - китайская экономическая модель. Предмет исследования - экономические связи и отношения, способствовавшие ее развитию, особенности и характерные черты китайской модели. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды ведущих специалистов-китаеведов, сотрудников ИМЭМО РАН, членов Центра политических исследований Китая ИДВ РАН. При написании работы были использованы материалы учебников, научных статей, периодической печати и ресурсы сети Internet. В процессе исследования применялись методы историко-логического, экономического, компаративного, факторного анализа, методы системного анализа и классификационного моделирования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 35 наименований, и приложений. Объем работы - 63 страницы. Глава 1. Общая характеристика экономического развития Китая 1.1 Основные этапы реформирования экономики Китая Китайская Народная республика - государство в Восточной Азии, занимающее третье место в мире по размерам территории, уступая России и Канаде. Площадь Китая составляет 9.596.960 кв. км., или одну пятнадцатую поверхности Земли, занятой сушей. Однако большую часть страны (2/3) занимают горы и полупустыни, так что для сельскохозяйственной обработки пригодны лишь 1/10 часть земель. Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире: численность населения страны превышает 1,3 млрд. чел. Для характеристики обозначенного нами вопроса остановимся на обзоре этапов экономического развития Китая. После провозглашения 1 октября 1949 г. КНР страна пережила эпоху крупномасштабной индустриализации, которая наряду с увеличением объемов сельскохозяйственного производства превратила Китай в аграрно-индустриальную державу, вошедшую в конце XX века в первую десятку наиболее мощных стран мира. До образования КНР экономика полуфеодального, полуколониального Китая развивалась крайне низкими темпами. Так, в 1901-1950 гг. среднегодовые темпы прироста его ВВП составляли лишь 0,6%, что было в 3,7 раза ниже соответствующего общемирового уровня (2,2%). В 1950-е годы, с началом в КНР форсированной индустриализации при поддержке и по образцу СССР, темпы роста ВВП страны заметно возросли: например, в годы 1-й пятилетки (1953-1957 гг.) этот показатель увеличивался в среднем на 7,8% в год. Однако последовавшие затем политические авантюры «большого скачка и народных коммун», «культурной революции» вновь существенно замедлили экономическую динамику Китая: в 1960-е годы - до 0,6 и в 1970-е - до 3,1% в среднем за год (весь мир соответственно - 4,6 и 3,5%) [10]. лет назад, в декабре 1978г., 3-й пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва принял решение, ознаменовавшее начало эпохи «реформ и открытости» в Китае. Реформы и политика открытости проводились постепенно, в ходе поиска путей и форм их реализации, осознания достижений и упущений, преодоления проблем и противоречий, возникавших на каждом новом этапе решения поставленных задач. Приходилось порой существенно менять многие взгляды и установки, уточнять сложившиеся представления о процессах, происходящих в стране и мире. За прошедшие годы в Китае произошли огромные изменения, по достоинству названные в стране и за ее пределами историческими. Можно выделить пять этапов обновления экономики страны. Первый этап продолжался с 1979 по 1984 гг. Главное его достижение - завершение «культурной революции» и переход к решению актуальных проблем развития страны, о чем объявил 3-й пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва. Власти обеспечили нормализацию положения во всех областях общественной жизни после разрушительной «культурной революции», но никаких новаторских мер пленум не предусмотрел. В центре деятельности был поставлен подъем производительных сил. Экономическая политика партии мыслилась в точном соответствии с традиционными нормами плановой экономики. Вместе с тем в коммюнике пленума содержались фразы, предвосхищавшие масштабы и глубину последующих преобразований, «подобных революции». Огромное значение имело подтверждение стратегической цели развития страны. По сообщению агентства Синьхуа от 24 декабря 1978г., пленум потребовал «в полном единодушии и дальше развивать политическую обстановку стабильности и сплоченности, немедленно мобилизоваться и, напрягая все силы и энергию, совершить новый великий поход во имя превращения нашей страны к концу нынешнего столетия в современную социалистическую державу». Дэн Сяопин был радикальнее: «Мы должны к концу нынешнего столетия достичь и превзойти передовой мировой уровень, то есть в течение 22-х лет пройти путь, который прошли другие за 40-50 лет и даже больше». Именно достижению столь масштабной цели была освящена вся деятельность органов власти на протяжении последующих 30 лет. С 1978 г. взят курс на образование богатого демократического социалистического государства с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира. Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранных инвестиций в страну для модернизации и развития промышленного производства. Географическая близость Гонконга была основным преимуществом для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт. Для стимулирования инвестиций китайское правительство создало 4 особые экономические зоны: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь, куда и направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США. Второй этап охватывает 1984-1992гг. В 1984 г. конкретизируется стратегическая задача роста экономики страны: к концу столетия намечено увеличить ВВП в четыре раза и обеспечить вхождение Китая в состав ведущих экономик мира. Третий пленум ЦК КПК двенадцатого созыва принимает решение об экономической реформе. Провозглашается переход к созданию в стране планово-рыночной системы хозяйства под девизом «план - главное, рынок - вспомогательное». На практике начали широко использоваться подрядные формы хозяйственных связей в финансовой системе, в отношениях между органами власти и предприятиями, между предприятиями и другими структурами реального сектора экономики. Мелкие и средние предприятия разрешено сдавать в аренду, передавать в собственность трудового коллектива, на условиях подряда - частным лицам. Расширены права государственных предприятий. Им позволено после выполнения плана выпускать сверхплановую продукцию и самостоятельно реализовывать ее на рынке. Введена «двухуровневая» система цен: государственных (плановых) и договорных (рыночных). Эти нормы вызвали появление новых форм взаимоотношений между органами власти и управления, производителями, торгово-сбытовыми организациями и потребителями. Одновременно распространились спекулятивные и незаконные предпринимательские операции, способствовавшие быстрому росту цен. Государство берет курс на резкое увеличение темпов роста экономики. подъем сельскохозяйственного производства (в 1984 г. собраны максимальные урожаи основных культур) стал мощным фактором оживления всей хозяйственной жизни, заметного повышения уровня благосостояния населения, прежде всего крестьянства. В страну возится большое количество комплектного оборудования, позволившего создать совершенно новые отрасли тяжелой и легкой промышленности. Возникает производство черно-белых, а затем цветных телевизоров, кондиционеров, лифтового оборудования и многих других товаров. В 1984 г. было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая. В 1985 г. в Китае было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы. Там располагалось производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные регионы, модернизацию местных предприятий. В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту и импортное сырье. В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая. В 1987г., на три года раньше намеченного срока, ВВП увеличен в два раза по сравнению с 1980г. Тем самым достигнута первая стратегическая цель развития страны. В 1990 г. введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиции из Японии, США и Западной Европы. Для обеспечения форсированного роста производства государство резко увеличивает капиталовложения в основной капитал, вводит в экономику чрезмерную массу ликвидности, что вызывает резкий рост цен. В результате в 1989г. вспыхивают волнения населения. 1989 - 1992 гг. стали годами растерянности власти, затормаживания хозяйственных преобразований, наведения порядка в экономике и разрешения возникших проблем. Третий этап включает 1992 - 2002 гг. В 1992 г. снимается установка на «планово-товарную» экономику. Страна переходит к строительству «социалистической рыночной экономики» и реализации стратегии экспортной ориентации экономики. Начинается кропотливая работа по модернизации основ хозяйственной деятельности предприятий и их взаимоотношений с органами управления и финансовой системой. Стимулируется приток в страну иностранного капитала. Создаются особые районы по производству экспортной продукции, где концентрируются прямые иностранные инвестиции. Сюда же направляется преобладающая часть национальных капиталовложений. Нацеленность предприятий на первоочередное удовлетворение потребностей зарубежного рынка вызывает множество перемен в деле освоения новой техники и технологий, во внутризаводском управлении. Возникает система изучения мирового рынка. Экспортная ориентация экономики получает расширительное толкование - утверждается лозунг «Идти вовне!». Начинается экспорт капитала. Ориентация экономики на внешний рынок потребовала концентрации гигантских средств на создание и расширение районов экспортного производства. Экспорт стал одним из факторов экономического роста. В то же время произошла задержка развития экономики внутренних регионов, замедлился рост отраслей промышленности, призванных обеспечивать удовлетворение внутреннего спроса. Затормозилось повышение доходов населения. Власти предельно ограничили поддержку сельскохозяйственного производства, деревни, крестьянства, увеличив изъятие ресурсов из аграрной сферы. С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступления в ВТО. В следствии чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т. д. В 1995 г. принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги. Китай постоянно делает шаги по привлечению иностранных инвестиций. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегчения правил приема и увольнения иностранного персонала. В 1995г., на пять лет раньше намеченного срока, ВВП был вновь увеличен в два раза. Тем самым реализовалась очередная стратегическая цель, связанная с ростом экономики. В стране складывается система предприятий, принадлежащих государству и негосударственным собственникам. Происходит становление частного предпринимательства. Разрушается система пожизненной занятости. Государственные предприятия в целях повышения эффективности производства освобождаются от излишнего персонала. Возникает необходимость создания систем социального страхования и социального обеспечения, ликвидации многих политико-экономических и социальных барьеров между предприятиями различных форм собственности, между населением города и деревни. Крестьяне получают возможность поиска работы в городах. Образуются мощные миграционные потоки внутри страны. Четвертый этап (2002 - 2007гг.) ознаменовался началом новой фазы индустриализации. С одной стороны продолжает реализовываться стратегия «Идти вовне!», что требует дальнейшего наращивания экспортного потенциала. Темпы его роста настолько высоки, что в стране возникают излишние производственные мощности в некоторых отраслях тяжелой промышленности. С другой стороны, развитие промышленности сковывается неразвитостью внутреннего рынка, отсутствием мощного внутреннего спроса. Вступление КНР в ВТО вызвало изменения в развитии промышленности, ее экспортной ориентации. Испытывая дефицит многих ресурсов, добиваясь овладения новыми международными рынками, Китай официально перешел к «транснациональному хозяйствованию», формированию ТНК, активным действиям на мировых рынках капитала, сырья, сбыта продукции. Один из важных шагов в этом направлении - заключение договора со странами АСЕАН о создании в течение 10 лет зоны свободной торговли. Изменилось распределение промышленных предприятий по формам собственности. В 2007 г. государственные и контролируемые государством предприятия составили лишь 6,1% от общего числа «сверхнормативных» предприятий, однако они располагали почти 45% активов, получили около 40% прибыли и выплатили 44% НДС. В том же году на долю частного сектора пришлось 51,5% «сверхнормативных» промышленных предприятий, из них почти 53% принадлежали национальному капиталу и произвели 23,2% валовой продукции, а 20% - иностранному (31,5% валовой продукции). Достижения тридцатилетия (1978 - 2007 гг.) огромны. Китай стал производить 5-6% мирового ВВП. В стране образовались особые районы экспортного производства. Но за успехи заплачена высокая цена. В стране углубилась межрегиональная дифференциация, произошел разрыв в уровне социально-экономического и культурного развития города и деревни. Замедлился рост материального и культурного уровня населения, возник сложнейший комплекс социальных проблем и противоречий, образовались обширные зоны экологических бедствий. - 2007 гг. стали периодом оценки достигнутых успехов, периодом анализа сложившихся проблем и противоречий и выработки стратегических направлений дальнейшего развития общества и государства. В эти годы постепенно вырабатывалось несравненно более широкое, в ряде отношений комплексное, видение решений, способных обеспечить успешное развитие Китая. Пятый этап эпохи «реформ и открытости» начинается в 2008 г. На третьем пленуме ЦК КПК семнадцатого созыва принято решение «в основном создать единый механизм социально-экономического развития города и деревни». Декларируется, что город, промышленность должны помочь социально-экономическому подъему сельского хозяйства, деревни, значительному повышению уровня и качества жизни крестьянства. Впервые на политическом уровне признается, что подъем в экономике происходил за счет деревни, но в результате она сама оказалась в плачевном состоянии. Деревенское общество намечено реформировать. Одно из направлений преобразований - допущение передачи права хозяйствования на подрядном участке в субподряд, в аренду, использования его в качестве заклада или пая в кооперативные структуры. С воодушевлением объявлено, что тем самым сделан важный шаг к становлению земельного рынка. С одной стороны, эти меры призваны способствовать укрупнению полей, так ка до сих ор их размеры были микроскопическими, а собственными силами укрупнить земельные наделы бедное крестьянство было не в состоянии. С другой стороны, эти преобразования направлены на высвобождение рабочей силы из сельского хозяйства, что, в свою очередь, может обострить проблему занятости. В 2007 - 2008 гг. в стране уже насчитывалось 184млн. полностью или частично безработных. Большую их часть составляли крестьяне, пытающиеся найти заработок в городах [см.: 7, с. 73-76]. Грядущие перемены в жизни общества намечено осуществлять, сохраняя экспортную ориентацию. Основной опыт, приобретенный Китаем в ходе 30-и летнего реформирования, сводится к следующим моментам. . Реформа, развитие и стабильность - неразрывные и взаимосвязанные факторы. Непременным фактором успешного развития является стабильность. С 1979 года происходит неуклонная стабилизация социально-политической обстановки в стране. При этом основным приоритетом остается экономическое развитие. Конечно, в социально-политической системе Китая по-прежнему существует масса недостатков, однако нельзя жертвовать исключительно ради совершенства социально-политической системы экономическим развитием. Это тупиковое решение. Только достигнув зрелого уровня экономики можно заняться реформированием и демократизацией общественно-политической жизни. Так развивалась Япония, Южная Корея, остров Тайвань. Без экономического развития невозможна стабилизация социальных отношений, а потому невозможно усовершенствование социально-политической системы. Целью Китая является развитие, средством достижения - реформы. Развитие нуждается в стабильности, а для развития необходимы реформы. . От изоляционизма к политике «открытых дверей». В первые 30 лет после создания КНР, в силу особенностей международной обстановки и экономической блокады, Китай был вынужден опираться исключительно на собственные силы, практически не контактируя с мировой экономикой. В 1970-е годы ситуация начала меняться. Внешнеэкономические отношения Китая динамично развиваются, и к концу XX века доля внешней торговли занимает существенную часть от ВВП страны. Выход из состояния внешней изоляции стал первотолчком к динамичному экономическому развитию. . Необходимость поддержания сбалансированности и оптимизации производственной структуры. Опыт прошлого наглядно продемонстрировал, что достижение оптимальной экономической структуры крайне важно для гармонического развития государства. Самое главное сбалансированность во всем: в сфере финансов, кредита, валютных отношениях, сдерживании инфляции и т.п. . Регулирование отношений между центром и регионами страны, а также между отдельными регионами. Китай обладает обширными территориями и многочисленным населением. Однако между различными регионами страны существует существенное различие в развитости производительных сил, наличии природных ресурсов. Поэтому важной проблемой реформирования остается оптимальная интеграция регионов в единое гармоничное целое [23, с. 205]. Таким образом, Китай - признанный лидер среди стран догоняющего развития, как по темпам роста, так и по роли в мировой экономике. За три десятилетия реформ (1979-2008 гг.) ВВП КНР вырос почти в 15 раз, а среднедушевые доходы населения - в 7,5 раз. Уже в 1995 г. Китай по объему ВВП, исчисленному по паритету покупательной способности валют (ППС), вышел на 2-е место в мире, обойдя Японию; в 2008 г. ему удалось, обойдя Германию, выйти на 3-е место в мире и по объему ВВП, подсчитанному по официальному обменному курсу [10]. С 1978 по 2002 годы экспорт Китая увеличился более чем в 33 раза (от 9,75 до 325,56 млрд. долл.), отношение объема внешней торговли к объему внутреннего производства - в 4 раза (от 10 до 40%), импорт - в 27 раз (от 10,89 до 295,2 млрд. долл.) в условиях «облагораживания» экспорта и повышения доли техники и оборудования в импорте, а по объему привлеченных чистых прямых иностранных инвестиций, в 2002 году составившим 41 млрд. долл., с 1993 года страна занимает первое место среди развивающихся и второе место в мире, пропустив вперед лишь США [24]. Едва ли за последние сто лет можно найти пример столь длительного периода быстрого развития в сопоставимой с Китаем по размерам стране. За это время он успел выйти на качественно иной уровень развития по сравнению с началом политики «реформ и открытости», превратившись в одного из ведущих экономических и политических субъектов в мире. 1.2 Особенности китайской модели экономического роста Быстрый экономический рост в Китае воспринялся как настоящее чудо. Ранее аналогичным образом расценивались успехи в Японии, Южной Корее, на Тайване. Экономический подъем в столь крупной и в недавнем прошлом отсталой стране имеет огромное значение. Он привлекает к себе пристальное внимание и вызывает уважение. Никто не ниспослал Китаю экономический рост - достижения сотворены за счет собственных гигантских усилий и притока иностранных капиталовложений. Попытаемся выделить базисные черты китайской модели экономического роста. Прежде всего, это господство государства во всех областях общественной жизни. Государство подчиняет свои решения стратегии и конкретным политическим установкам коммунистической партии, действует как верховный собственник земли и природных ресурсов, как собственник наиболее важных звеньев в основных отраслях производства и сферы услуг. Оно является создателем и собственником почти всей банковской системы и руководителем - финансовой. В государственных коммерческих банках сконцентрировано 52% банковских активов страны. Еще 8% активов сосредоточены в государственных «политических» банках. Значительная доля органов власти в активах региональных банков и финансовых учреждениях. Государство выступает и в роли хозяйствующего субъекта - крупного инвестора в основные фонды страны. В 2000-е годы через бюджетные и внебюджетные фонды оно инвестировало средства, превышавшие 20% ВВП (в 2007г. - 23,8%). Что касается государственных «политических» банков, то они практически играют роль второго государственного бюджета. Следующий конституирующий элемент китайской модели экономического роста - сверхвысокие накопления. В 1986 - 2000-е годы инвестиции в основной капитал превысили 30% ВВП, в 2005 г. их величина относительно этого показателя достигла 48%, а в 2007 г. - уже 55%! Ни одна страна в мире еще не позволяла себе столь высоких накоплений на протяжении длительного периода времени. Закономерно, что на потребление расходовалось меньше 40% ВВП. Сверхвысокие накопления дополнялись прямыми иностранными инвестициями в развитие экспортного производства. За 1979 - 2007 гг. было использовано 760,2 млрд. долл. ПИИ, в среднем по 26,2 млрд. ежегодно [7, с. 77]. Около 60% всех иностранных инвестиций в экономике Китая приходится на инвестиции из стран Азии. Гонконг продолжает оставаться в числе лидеров «иностранных» инвестиций в китайскую экономику. Не в последнюю очередь это связано с тем, что часть инвестиций из США, Японии, Великобритании, Германии и Франции и некоторых других стран до сих пор направляется не напрямую, а через специальный административный район. Наблюдаются параллели в сокращении инвестиций из Гонконга и увеличении инвестиций из США, Японии и ЕС и наоборот. Кроме того, сами китайские соотечественники из Гонконга, как и с Тайваня в силу высокой нормы прибыли, географической близости и патриотизма активно вкладывают инвестиции в материковую экономику. В поисках дополнительных источников инвестиций внимание китайской экономической дипломатии все чаще обращается к таким быстроразвивающимся экономикам, как Россия, Индия, Бразилия, Мексика и ЮАР. Однако доля их инвестиций в китайской экономике пока остается незначительной. Если говорить о российских инвестициях, то, по данным Торгового представительства РФ в КНР, их суммарный объем к концу 2008 г. составил 720 млн. долл. [17]. В конце 2007 г. «сверхнормативные» предприятия с иностранным капиталом создавали более 30% валовой продукции промышленности, на их долю приходилось более половины экспорта и импорта. Они выпускали 69,4% всей продукции, предназначенной для экспорта! Благодаря наращиванию экспортного производства и ввоза сырья, полуфабрикатов и компонентов, доля экспорта и импорта в ВВП повысилась с 9,7% в 1978 г. до 66,8% в 2007 г.! Показатель чрезвычайно высокий. Даже в таких государствах, как США и Япония, играющих ведущую роль в мировой торговле, доля экспорта и импорта в ВВП не превышает 20-30%. Сверхвысокие накопления были использованы для формирования районов экспортного производства. В течение 2001 - 2007гг. в пять таких районов направлялось примерно 50% всех инвестиций в основной капитал (см. Приложение 1, Таблица 1). На протяжении 2001 - 2005 гг. доля инвестиций в основной капитал, направленных в районы экспортного производства, составляла в сельском хозяйстве почти 34%, в промышленности и строительстве - 63%, в сфере услуг - около 61%. Понятно, что вся остальная территория страны финансировалась по остаточному принципу, что обусловило ее замедленное развитие [7, с. 77]. В районах экспортного производства «ковалась» экономическая мощь страны. С их подъемом связывались перспективы возвышения Китая на международной арене. Для их процветания развертывалась борьба за расширение мировых рынков сырья и материалов. Именно эти районы стали главными участниками глобальных экономических связей, международной системы специализации и кооперирования производства. Другая значительная часть капиталовложений направлялась в экономику городов и в первую очередь в сферу недвижимости. Львиная их доля опять-таки использовалась в районах экспортного производства (см. Приложение 2, Таблица 1). Особенно высокие темпы расширения сферы недвижимости отмечались в последние несколько лет, что обеспечило ее превращение в важный фактор роста всей экономики страны. Если в 1980-е годы высотных зданий в стране практически не существовало, то в 1990-е они возникли во всех крупных центрах экспортного производства, а в 2000-е стали определять административный облик всех столиц, провинций и административных районов. Города страны начали быстро преображаться, обретая европейский облик. Произошла модернизация всей инфраструктуры городского хозяйства. Была создана развитая транспортная система. В 2007 г. на долю 63 тыс. предприятий сферы недвижимости с общей численностью персонала 17,2 млн. человек пришлось более 5% ВВП. Но разбухание этой сферы имело и свою оборотную сторону - рост цен на жилье. Нетрудно заметить, что модернизация определила изменение производства и образ жизни горожан. Однако жизнь 900 млн. сельских жителей в основных своих чертах осталась без существенных перемен. Расширение экспортного производства в специально созданных районах превратило их в главный двигатель роста всей экономики страны. Создание особых экономических районов (ОЭР) является важным шагом китайского правительства. На территории, общей площадью более 30 кв. км, проводится специфическая экономическая политика и осуществляется особая система экономического управления: будучи ориентированными на внешний рынок и предусматривая налоговые и таможенные льготы, упрощенные регистрационные и прочие процедуры и смягченный режим регламентации предпринимательской деятельности, ОЭР полагаются в основном на экспортоориентированную обрабатывающую промышленность и объединяют в единый комплекс научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, производство и торговлю. Статус китайских ОЭР отличается как от статуса существующих в некоторых странах зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, так и от статуса особого административного района Сянгана, законодательно оформленного после его присоединения к Китаю. Цель создания ОЭР состоит в привлечении иностранных инвестиций, ввозе передовых высоких и новых технологий, заимствовании управленческого опыта зарубежных партнеров, создании дополнительных рабочих мест для граждан КНР и повышении качества кадрового состава и, в целом, общего уровня хозяйствования. В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь), 14 открытых приморских городов, находящихся в приморской провинции Хэбэй, Гуанси-Чжуанском автономном районе, экономическом треугольнике на юге приморской провинции Фуцзянь, а также в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян и на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, как-то: беспошлинная зона порта Тяньцзинь, Вайгаоцяоская, Даляньская, Шатоуцзяоская, Футяньская, Гуанчжоуская, Чжанцзянганская, Хайкоуская, Циндаоская, Нинбоская, Фучжоуская, Сянъюйская, Шаньтоуская и Чжухайская беспошлинные зоны - 13 открытых приграничных городов, а именно: Хуньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэнькэ и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ и Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный округ), Хэкоу, Ваньдин и Жуйли (провинция Юаньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район) - 53 зоны высоких и новых технологий, 70 с лишним научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, а также созданные в 1988 году свободная экономическая зона (СЭЗ) Хайнань и новый район Пудун, расположенный на восточном берегу реки Хуанпу напротив старой части Шанхая. Сегодня китайские СЭЗ характеризуются наличием следующей отличительной черты, а именно: зоны высоких и новых технологий, или аналоги американских технопарков, на долю которых приходятся 4% национального ВВП и 10% совокупной стоимости экспорта и импорта, имеют стратегическое значение для современной экономики. Свидетельством их превращения в главную движущую силу развития отрасли высоких и новых технологий на фоне оптимизации экономической структуры КНР служит тот факт, что, начиная с 1991 года, их основные экономические показатели ежегодно в среднем возрастают более чем на 40% - в результате, в 2003 году они продолжали стремительное развитие и впервые принесли стране доход, превышающий 2 трлн. юаней, что на 32% больше аналогичного показателя предыдущего года, причем доходы от продажи продукции высокотехнологичных предприятий, расположенных в Пекинской зоне научно-технического освоения "Чжунгуаньцунь" и Шанхайской зоне освоения новых и высоких технологий, превысили 150 млрд. юаней [24]. Таким образом, китайская модель территориально-экономической открытости на основе создания различных типов СЭЗ весьма реалистична и позволяет обеспечить относительно безболезненный переход к рынку и постепенное включение в систему международного разделения труда и международных внешнеэкономических связей стран и регионов. Также быстрый экономический рост КНР в значительной мере обеспечен промышленностью и, прежде всего, стремительным развитием ее обрабатывающих отраслей. Так, уже в 1978-2003 гг. среднегодовые темпы прироста добавленной стоимости промышленности страны составили 11,5% (что превысило соответствующие мировые аналоги 1980-х годов в 3,7 и 1990-2000-х - в 5,6 раза). В результате, если вести расчеты по ППС на базе данных Всемирного банка, можно прийти к выводу, что доля Китая в добавленной стоимости мировой промышленности увеличилась в 1975-2002 гг. с 3,39 до 21,50%, или в 5,5 раза. При этом уже в 2000 г. Китай превысил соответствующий уровень США на 0,7 проц. пункта (18,5 против 17,8%), доведя свой отрыв от этой державы в 2002 г. до 4,4 проц. пунктов (21,5 против 17,1%). Уже в начале 2000-х годов, таким образом, Китай не только вышел, но и прочно закрепил за собой первое место в мире по общему объему продукции и добавленной стоимости промышленности. Структура экономики современного Китая во многом определяется не только продолжающимся в стране быстрым развитием промышленности, но и определенным ростом сферы услуг. В 1980 - 2007 гг. доля сельского, лесного хозяйства и рыболовства уменьшилась с 30 до 12% ВВП, доля сферы услуг возросла с 21 до 40%, а доля промышленности и строительства оставалась в целом на весьма высоком уровне - 48%. Наибольший вклад в высокие темпы роста экономики КНР дают обрабатывающие отрасли промышленности. Самая динамичная из них - машиностроение (19-25% общего промышленного производства), годовые темпы прироста которого в 2000-е гг. превышают 20%. Наиболее быстро растущие подотрасли машиностроения - это производство энергетического оборудования, электроники, автомобилестроение, судостроение. В частности, по судостроению Китай в последнее десятилетие устойчиво занимает 3-е место в мире, тоннаж построенных им судов уже в 2005 г. превысил 15% общемирового. Страна входит в число мировых лидеров по производству бытовых электроприборов и телекоммуникационного оборудования, телевизоров (1-е место в мире), другой аудио- и видеотехники. Бурно развиваются такие инновационные отрасли машиностроения, как производство авиакосмической техники. Высокими темпами развивается химическая промышленность, включая как основную, так и органическую химию. По производству минеральных удобрений Китай занимает 1-е место в мире. Значительных успехов достигла фармацевтическая промышленность. Топливно-энергетический комплекс Китая - один из крупнейших в мире. Причем доля каменного угля в энергобалансе страны очень высока - более 2/5, тогда как нефти и газа - менее 1/5 и гидроресурсов - около 1/5. По добыче угля КНР устойчиво занимает 1-е место в мире (более 2 млрд. т. в 2007 г.), далеко опережая своих конкурентов, по производству электроэнергии - 2-е место ( около 3 трлн. кВт-ч). Несмотря на это, высокая энергоемкость экономического роста в КНР обусловливает хроническое отставание энергетики от потребностей экономики в электроэнергии. Эту проблему в 2000-е гг. пытаются решить за счет ускорения строительства атомных и гидроэлектростанций. Одна из традиционно развитых отраслей Китая - черная металлургия. По производству стали Китай прочно удерживает мировое лидерство, в 2,5 раза опережая своего ближайшего конкурента - Японию. Ограничителем дальнейшего развития отрасли, однако, является то, что с 2003 г. КНР вынуждена в крупных размерах импортировать железную руду. 3/4 черных металлов выплавляется по устаревшим технологиям. В течение 5-6 последних лет Китай занимает и 1-е место в мире по общему объему производства цветной металлургии, которое обеспечено крупными отечественными запасами таких цветных и редких металлов, как сурьма, вольфрам, цинк, олово (1-е место в мире), медь, марганец. Значительно развита промышленность стройматериалов, обеспечивающая Китаю, в частности, 1-е место в мире по производству цемента. Легкая промышленность представлена производством текстильных изделий с использованием как натурального, так и синтетического сырья. Развиты трикотажная, кожевенная и обувная подотрасли, производство фарфора и керамики, во многом ориентированные на экспорт. Сельское хозяйство в основном обеспечивает потребности страны в продовольствии. Аграрная экономика остается основным источником перелива рабочей силы в промышленность и сферу услуг (доля занятых в сельском хозяйстве сократилась в 1978-2005 гг. с 92 до 45%). Для китайского сельского хозяйства характерно мелкое частное землепользование при сохранении общественной собственности на землю. Запрет на приватизацию земли ограничивает развитие фермерства. В то же время ныне при значительных вложениях государства (8-9% всех бюджетных расходов) происходит модернизация отраслевой структуры аграрного производства, возрастание в нем доли животноводства (с 15 до 31% в 1978-2005 гг.). По производству зерна Китай ныне прочно удерживает мировое лидерство, производя около 500 млн. т зерновых ежегодно, в том числе за счет налоговых льгот (в частности, в 2006 г. были отменены просуществовавший более 2600 лет сельскохозяйственный налог и ряд местных сборов в деревне), а также за счет прямого бюджетного дотирования крестьян-зернопроизводителей со стороны государства [10]. Следует подчеркнуть, что именно реальный сектор и, прежде всего его обрабатывающая промышленность, является мощной базой и стержнем экспортной ориентации всей китайской экономики, фактором постепенной диверсификации и повышения высокотехнологичности экспорта КНР. Так, уже в 2006 г. доля промышленно обработанного экспорта в общем объеме товарного экспорта Китая достигла 92%, доля высокотехнологичного экспорта в промышленном экспорте - 30%, причем соответствующие показатели составили для США 79 и 30%, России - лишь 17 и 9%. В последние годы все более значительную роль начинает играть национальное частное производство, превратившееся в самую активную часть экономики. Примечательно, что после допущения к внешнеторговым операциям, частные предприниматели стали быстро увеличивать свое участие в самых разных видах сделок. Особенно интенсивно нарастал объем их экспортных операций. Еще в 2000 г. доля китайского частного капитала в экспорте страны составляла всего 1%, а в 2007г. - уже 11,7%! [7, с. 78] Заметную роль в китайской модели экономического роста приобретает экспорт капитала. В 2005 г. его оценивался почти в 12,3 млрд. долл., в 2006-м - в 21,2 млрд. долл., в 2007г. - в 18,7 млрд. долл. В 2008г. экспорт капитала превысил 40,6 млрд. долл., что почти на 64% больше, чем в 2007г. за рубежом было создано более 1500 предприятий [7, с. 79]. Расширение национального частного сектора, увеличение экспорта капитала стало логичным результатом модернизации модели экономического роста. Заторможенное повышение народного благосостояния было ее сущностной составляющей. О непрерывном повышении благосостояния в Китае говорится постоянно. В действительности зримых перемен много только в жизни горожан, но что касается крестьян, то в начале 2000-х годов даже власти вынуждены были признать их низкий уровень жизни. Тем не менее и в городе скорость перемен заметно уступает темпам роста экономики. Для характеристики ситуации можно воспользоваться двумя показателями: объемом внутреннего товарооборота и масштабами накоплений населения по отношению к ВВП. Объем внутреннего товарооборота достаточно полно характеризует доходы населения, расходуемые на потребление. Другая часть доходов идет на сбережения. В показателе внутреннего товарооборота отражаются не только расходы населения, но также частично оптовые продажи и закупки учреждениями и предприятиями товаров непроизводственного назначения. Тем не менее он в обобщенном и концентрированном виде отражает потребительский спрос населения, обусловленный его доходами. Снижение доли внутренней торговли в ВВП в отдельные годы (см. Приложение 3, Таблица 1) свидетельствует о том, что экономика в целом растет более высокими темпами, нежели торговля. Это значит, что производство товаров не было ориентировано на удовлетворение спроса населения, следовательно, не создавались импульсы для расширения производства. Иными словами, одним из важнейших условий и одновременно результатом экспортной ориентации экономики сало затормаживание роста уровня жизни. Приведенные данные поразительны: в стране с гигантским населением, превышающим 1,3 млрд. человек, внутреннее потребление не служит импульсом для развития производства, как это характерно для всех более или менее развитых стран, где доля внутреннего потребления достигает 60-80% ВВП. В Китае этот показатель в 2007г. составил всего 39,4% относительно ВВП. Следует только добавить, что в общем фонде потребления доля населения оценивалась ГСУ КНР в 72,7%, а органов власти - в 27,3%. Если же объем потребления населения принять за 100%, то окажется, что на горожан, составляющих около 45% жителей страны, приходилось 74%, а на крестьян, образующих абсолютное большинство населения, - всего 25,6%, то есть практически в 3 раза меньше. Фактически это означает, что органы власти потребляют больше, чем 800 млн. крестьян. На основании всего вышесказанного среди ведущих факторов экономического подъема в Китае целесообразно выделить нижеследующие. . Особенности структуры производства. Решающий вклад в ускорение экономического роста Китая внесла стартовая структура его экономики - низкая доля в ВВП промышленности и высокая доля сельского хозяйства. . Национальная специфика. Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены психическим складом, уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость, аккуратность, экономность, обязательность, надежность, пунктуальность. Именно особые, подкрепленные конфуцианским духом черты китайского народа сыграли решающую роль в успешном развитии страны, как только она встала на путь капиталистического развития. . Природные ресурсы. На территории Китая имеются практически все из 150 известных видов полезных ископаемых, долгое время позволявшие ему осуществлять самодостаточное развитие. . Политика открытости национальной экономики КНР. Китай в очень высокой степени интегрирован в мировую систему мирохозяйственных связей. Он занимает 9 место как ведущий экспортер товаров и 11 место как импортер товаров. На долю Китая приходится почти 10% глобальных прямых зарубежных инвестиций, а также 40% всех прямых зарубежных инвестиций, сделанных в иностранные страны. . Расширение экспортного производства и создание свободных экономических зон. . Стремительное развитие промышленности, в особенности обрабатывающих отраслей. . Высокие нормы накопления и инвестирования. Таким образом, в последние десятилетия Китай поражал своими высокими темпами роста, что в немалой степени определялось его активной экспортной политикой, основу которой составляли трудоемкие товары в сочетании с низкой оплатой труда на внутреннем рынке даже по сравнению с другими странами АТР. Заслуживает внимания тот факт, что Всемирный банк в декабре 2008г. назвал Китай среди 10 стран с самыми высокими прогнозируемыми темпами роста. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики. Решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики - низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства. Несмотря на явные экономические успехи, КНР предстоит разрешить ряд противоречий и проблем, сдерживающих дальнейшее совершенствование избранной Китаем модели развития. Среди основных проблем экономического развития Китая можно выделить следующие. . По-прежнему имеются сферы экономики, где реформирование осуществляется медленными темпами. Это относится к сфере государственных предприятий. С другой стороны, современное производство сталкивается с многочисленными трудностями, так как коммерческие предприятия еще недостаточно окрепли и недостаточно многочисленны. . Высокие темпы роста при низкой экономической эффективности и низком качестве производимой продукции. ВВП на душу населения остается сравнительно невысоким. Структура производства характеризуется отсталостью. Структура распределения - недостаточно рациональна, а научно-технический прогресс оказывает сравнительно небольшое воздействие на экономический рост. . Внутренний рынок динамично расширяется. Но при этом существует жестокая конкуренция со стороны иностранных производителей. Китайские товары по своему качеству часто уступают иностранным. Некоторым национальным отраслям грозит опасность быть уничтоженными иностранным капиталом. В подобной ситуации вступление в мировую экономику - очень непросто. . При стремительном развитии экспорта и низкой эффективности отечественного производства, китайская продукция остается недостаточно конкурентоспособной. . Разрыв между восточными и западными регионами страны возрастает. . Несмотря на увеличение масштабов экономики, безработица увеличивается, сокращается количество рабочих мест на государственных предприятиях, ускоряется миграция сельского населения в города, что порождает множество социальных проблем. Это обостряет проблему нестабильности общества. . Увеличивается разрыв в доходах населения. Медленно растут доходы крестьян, что пагубно влияет на развитие сельского хозяйства и стабильности в деревне. . Сохраняется относительно низкая покупательная способность населения, что тормозит темпы экономического роста. . Не решены многие старые экологические проблемы, к которым постоянно добавляются все новые. . Рынок китайской рабочей силы велик, но его качественные характеристики все еще желают лучшего. . Неразвитыми остаются рынки: валютно-финансовый, недвижимости и квалифицированных кадров. . Уровень образования весьма далек от идеала [23, с. 206]. Глава 2. Основные направления развития экономики Китая В течение 60 лет с момента создания КНР Китай достиг заметных экономических успехов. Возвышение Китая является благоприятным для китайского народа и, что самое важное, - позитивным для развития мировой экономики. С началом реализации политики «реформ и открытости» в 1978 г. ВВП Китая увеличился с 223 млрд. до 4,4 трлн. долларов США, то есть почти в 20 раз. Средний годовой коэффициент роста составляет 10%. Это значит, что объем китайской экономики удваивается каждые 7-8 лет [31, с. 36]. По словам главы представительства МВФ в Китае Вивек Ароры, в результате экономического развития непрерывно повышается жизненный уровень народа, и несколько миллионов людей избавились от нищеты. В общем, в плане достигнутых в последние десятилетия экономических успехов Китай опережает все другие страны мира как по скорости развития, так и по величине роста экономики. Китай уже стал ключевым фактором глобальной и региональной стабильности. Даже перед возникновением глобального финансового кризиса Китай являлся страной, которая внесла наибольший вклад в рост мировой экономики. Сегодня он продолжает играть такую же роль. Каждая страна имеет свои преимущества и оказывает активное влияние на другие страны. Для такого огромного экономического субъекта, как Китай, высокоэффективная рабочая сила и успешное проведение «реформ и открытости» являются ключевыми стимулирующими факторами экономического развития. Глобальный финансовый кризис, вызванный ипотечным кризисом в США, стал самым серьезным в мировом масштабе со времен Великой депрессии 1929 - 1933 гг. Мировой финансовый кризис застал экономику Китая в начале очередного этапа структурных преобразований. Несмотря на негативное влияние кризиса, правительство КНР приняло решение использовать его как возможность для перехода к более качественной модели социально-экономического развития. Экономическая дипломатия страны должна была обеспечить все необходимые для этого внешние условия. В связи с растущим значением Группы-20 как главного международного антикризисного механизма китайская сторона стремится активно использовать возможности ее саммитов для повышения роли и авторитета Китая на мировой арене. С начала кризиса прошло уже три таких мероприятия, соответственно 15 ноября 2008 г. в Вашингтоне, 2 апреля 2009 г. в Лондоне и 25 сентября в Питтсбурге. К основным причинам мирового финансового кризиса в Пекине относят неправильную макроэкономическую политику правительств некоторых государств, которая привела к созданию ошибочной модели развития, основанной на низком уровне накопления и высоком уровне потребления; чрезмерное стремление финансовых учреждений к извлечению прибыли; недостаточный контроль за учреждениями, дающими оценку эффективности финансовых учреждений; несоответствие уровня финансового контроля и уровня инноваций в финансовой сфере. Китайская сторона выступила за углубление международного торгово-экономического сотрудничества и содействие в полноценном развитии многостороннего торгового механизма; содействие реформе международной финансовой системы и ускорение создания нового мирового финансового порядка; усиление сотрудничества в осуществлении международного финансового надзора и профилактике накопления распространения финансовых рисков; подлинное обеспечение интересов развивающихся государств и содействие общему развитию мировой экономики; координацию действий по преодолению вызовов, исходящих от глобальных проблем, и создание условий для совместного процветания. В условиях кризиса повышенное внимание китайской экономической дипломатии обращено на противодействие торговому и инвестиционному протекционизму, сохранение благоприятных условий для обменов рабочей силой в рамках международного разделения труда и международной кооперации, скорейшее возобновление многосторонних переговоров в рамках дохийского раунда, недопущение сокращения экономической и технической помощи развитых стран развивающимся странам мира в рамках реализации «Целей развития тысячелетия» и «Йоханнесбургских принципов развития», реформирование международных финансовых институтов, расширение в них представительства и права голоса развивающихся стран [см.: 9, с. 125-136]. Оценки влияния глобального финансово-экономического кризиса на развитие КНР свидетельствуют о том, что он затронул многие сферы экономической и социальной жизни страны. Негативное воздействие глобального кризиса в Китае ощущается по следующим направлениям. В Китае наблюдается снижение темпов роста ВВП. Этот показатель в 2008 г. уменьшился с 10,6 % (в первом квартале) до 6,8 % (в конце четвёртого). В среднем по итогам года темпы роста ВВП вышли на уровень 9 %. ВВП Китая по итогам 9 месяцев 2009 г. вырос на 7,7%. Это на 2,2% хуже данных за 9 месяцев 2008 года, но ведь тогда и кризис еще не успел разбушеваться в китайской экономике [3, с. 33]. Деловая активность в Китае снизилась на 20-30 %. Только за 10 месяцев 2008 г. было закрыто 67 тыс. предприятий, и такая тенденция сохранялась в первые месяцы 2009 г. В феврале 2009 г. экспорт, за счёт которого формируется 40 % ВВП страны, упал на 25,7 %, импорт - на 23,8 %. В январе-феврале прямые иностранные инвестиции сократились на 26,2 % и составили 13,3 млрд. долл. Глобальный финансовый кризис привел к замедлению темпов роста валютных резервов Китая. В первом квартале 2008 г. прирост валютных резервов КНР составлял 153,9 млрд. долл., а за первый квартал 2009 г. - только 7,7 млрд. долл., то есть снизился на 94,3 % [3, с. 34]. Помимо сокращения объёмов внешнеторговых операций одной из причин снижения в Китае темпов роста резервов специалисты называют отток валюты, который является признаком неуверенности бизнеса в перспективах развития экономики и сохранении социально-политической стабильности в стране. Кроме этого, в сложившихся условиях инвесторы рассчитывают на получение большей прибыли от вложений за рубежом, нежели внутри страны. Скачать архив (48.8 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |