Главная » Экономика

Интеллектуальная миграция в условиях глобального экономического кризиса

1 Теоретико-методологическая основа исследования интеллектуальной миграции
 
1.1 Понятие, сущность и функции интеллектуальной миграции

Миграция населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграции являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты. Их характер и структуру, причины и последствия исследуют ряд наук: демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др.

Стоит также упомянуть, что вообще территориальные миграции (перемещения) делятся на внешние миграции (эмиграцию и иммиграция) за пределы государства и внутренние миграции - переезды в пределах государственных границ одного государства. Однако в данной работе мы будем рассматривать лишь внешние миграции.

Обращаясь к истории, можно заметить, что переход к постиндустриальному обществу существенно повысил роль научного и инженерного труда в социально-экономическом развитии стран, в эффективном использовании ими имеющихся ресурсов. Как отмечает американский ученый П. Друкер, «настоящим капиталом развитой экономики являются знания, а работники интеллектуального труда превратились в группу, определяющую ценности и нормы общества» [15]. Естественным следствием этого стало быстрое развитие рынка научных кадров и квалифицированных специалистов (прежде всего в области научного обслуживания), умножение численности ученых, менеджеров, специалистов, рост мобильности соответствующих кадров.

В этой связи следует сделать важное методическое замечание: в любую историческую эпоху процесс научного и технологического развития должен рассматриваться как общечеловеческий и преодолевающий любые препятствия. Одна из самых распространенных форм такого преодоления - беспрерывное пространственное перемещение талантливых людей, носителей передовых научных знаний, через различные, в том числе этнические и национальные границы. Ведь действительно история развития мировой цивилизации - это история интеллектуальной миграции. Уже средневековые университеты пытались поднять свой престиж, переманивая ученых из университетов других стран. Также история знает немало и таких примеров, когда люди, посланные для обучения за рубеж, отказывались возвращаться на родину.

Опыт Второй мировой войны сделал очевидной роль науки и технологического обновления как в обеспечении военного преимущества и, соответственно, национальной безопасности, так и в ускорении экономического роста. В развитых странах была ясно осознана необходимость интеллектуализации общественного труда. Интенсивная разработка, использование и развитие сложных технологий, широкое распространение компьютерной и информационной техники предполагают наличие и использование высококвалифицированных трудовых ресурсов нового типа. Именно по этой причине страны начали проводить целенаправленную политику по формированию таких ресурсов, также старались стимулировать иммиграцию работников, пригодных для занятости в области интеллектуальной деятельности.

Существуют различные трактовки понятия «интеллектуальная миграция». Так, ее расширенное понимание включает миграцию не только научно-технических специалистов, но и творческой интеллигенции, а наиболее широкая трактовка подразумевает весь комплекс миграционных потоков квалифицированных кадров, более одного года работающих за рубежом. Проблемы, связанные с интеллектуальной миграцией, обычно рассматриваются с точки зрения их влияния на страну иммиграции, на страну эмиграции и на мировое сообщество в целом. [1]

По мере того как поток интеллектуальной эмиграции набирал силу, он получал отражение и в попытках его концептуализации. Довольно быстро сложились две конкурирующие концепции.

Согласно концепции обмена знаниями и опытом (brain exchange) люди мигрируют в поисках нового места приложения труда с учетом своей профессии и квалификации. И «приток умов» (brain gain), и их «утечка» (brain drain) характерны для экономик всех стран и предполагают двусторонний обмен информацией о положении в стране-экспортере и стране-импортере трудовых ресурсов. Это сведения не только о рынках труда, но и о финансах, товарных рынках, условиях жизни.

В рамках концепции растраты умов (brain waste) интеллектуальная эмиграция рассматривается в качестве чистой потери для совокупной рабочей силы страны-экспортера. Считается, что отток высококвалифицированных кадров подрывает способность страны к социально-экономическому развитию, что ведет к снижению в ней уровня жизни населения. [2, 106 c.]

В настоящее время обе концепции представляются недостаточно доказанными. Чтобы разобраться в специфике современной миграции научных кадров, необходим анализ их конкретных пространственно-временных особенностей, сложного сочетания условий, причин и факторов эмиграции, о которых более подробно мы поговорим в нашей следующей главе.

Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций - тех конкретных ролей, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Функции интеллектуальной миграции населения неоднозначны. С одной стороны, они представляются как независимые от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ. А с другой - как функции, характер которых определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые - общие функции миграции населения, вторые - специфические функции миграции населения той или иной общественно-экономической формации.

К наиболее общим функциям миграции населения относят ускорительную, селективную и перераспределительную. Ускорительная функция состоит в обеспечении того или иного уровня пространственной подвижности и означает как сменяемость состава жителей разных районов, так и расширение числа мест жительства отдельными гражданами. Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологического облика мигрантов, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, её материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур.

Вторая функция - перераспределение общей численности населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами городских и сельских поселений. Миграция населения в своей перераспределительной функции не только увеличивает численность населения, но и опосредованно влияет на демографическую динамику тем, что мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Поэтому значение миграции населения в изменении численности населения той или иной территории всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности. Суть селективной функции миграции населения в том, что неравномерное участие в миграции населения различных социально-демографических групп ведёт к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграциях более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разной национальности и лиц, родившихся в той или иной стране, с одной стороны, и недавно вселившихся туда - с другой. [16]

Общие функции миграции населения обладают некоторой самостоятельностью и вместе с тем тесно взаимосвязаны. Территориальное перераспределение населения и изменение его качественного состава осуществляются только при соответствующей подвижности населения. Количественное перераспределение населения может сочетаться либо не сочетаться с изменением состава населения районов оттока или притока мигрантов. Точно так же интенсивная качественная селекция населения может происходить даже тогда, когда количественный результат перераспределения незначителен.

Миграция населения в различных условиях выполняет специфически присущие ей функции, наиболее важные из которых - экономическая и социальная. Экономическая функция в самом общем виде состоит в обеспечении соединения территориально распределённых средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции населения приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства. Социальная функция миграции населения всецело определяется производственными отношениями и способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся. С позиций управления миграции населения необходимо создание условий, при которых экономическая и социальная функции находились бы в гармонии, а не в противоречии, таком, например, как отставание уровня жизни населения в тех местах, в которых производительные силы должны развиваться более высокими темпами.

1.2 Причины и факторы интеллектуальной миграции

Особенностями интеллектуальной миграции по сравнению с другими видами миграции является исключительная роль, которую в этом процессе играют профессиональный и этнический факторы. Поэтому неудивительно, что среди структурных факторов эмиграции выделяются именно профессиональные. Существует устойчивая корреляция между уровнем образования, профессиональной квалификацией и мобильностью населения. Когда в качестве главных субъектов эмиграции выступают научные кадры, тогда профессиональные факторы тем более выходят на первый план. Этому способствует само содержание интеллектуального труда. Существенную роль играет и такой «смежный» фактор, как возможность максимальной реализации творческого потенциала. Еще один действенный структурный фактор - это обладание большей информацией; он обеспечивает высокую потенциальную приспособляемость к изменившимся условиям.

Стимулирующие факторы эмиграции (ее движущие силы) могут быть подразделены на две основные группы: «притягивающие» (pull) факторы, в которых суммируется сила открывающихся возможностей, и «выталкивающие» (push) факторы, или бремя ожидаемых трудностей. И в той, и в другой группе присутствуют экономические и неэкономические факторы. [2, 109 c.]

Так, в отношении стран Восточной Европы было отмечено, что «из-за ухудшения условий исследовательской работы и серьезных социально-экономических проблем, которые оказывают сильное влияние на творческую работу, большинство ученых покидают свои страны не вследствие профессиональных, а чисто экономических причин».

В развивающихся странах одним из главных выталкивающих факторов является отсутствие в них «критической массы» интеллектуального труда, научная изоляция местных ученых.

Применительно к странам СНГ с большой силой действует такой неэкономический фактор выталкивания, как происходящее в последние годы обеднение интеллектуальной среды, вызываемое политикой государств в области языка и вообще культуры и собственными последствиями миграции - эрозией и распадом интеллектуального сообщества, существовавшего до ее начала. В разряд стимулирующих факторов следует включить и различные виды дискриминаций: по национальному, языковому, образовательному (непризнание дипломов), религиозному признакам и др.

И все же решающее значение имеет, видимо, трудовая детерминанта. Можно начать с того, что очень уж велики различия в оплате труда высококвалифицированных кадров, занятых в разных странах.

Однако простого выделения трудовой детерминанты на индивидуальные мотивации выезда недостаточно. Нужно еще проследить причины и механизмы ее воздействия на уровне всего общества. И тут сразу становится очевидным, что во многих развивающихся странах относительная (т.е. соотнесенная с капиталом и другими факторами производства) цена высококвалифицированной рабочей силы при сравнении ее с ценой в развитых странах была и остается заниженной. [3, 64 с.]

В прошлом за счет этого был обеспечен широкий или даже всеобщий доступ к высшему образованию, подготовка кадров высокой и высшей квалификации обходилась недорого. Обратной стороной медали стала систематическая недооценка фактора живого труда и малоэффективное его использование. А при переходе к рыночной экономике образовался переизбыток научных кадров, многие научные исследования и разработки оказались невостребованными. [3, 65 с.]

В причинах интеллектуальной эмиграции результируются отношения между объективными факторами существования индивида и его субъективными потребностями. Особое значение имеют два важнейших, объективных по своей природе регуляторов миграционного поведения - среда и социальные нормы, определяющие процесс принятия миграционных решений на индивидуальном уровне. Непосредственной же причиной эмиграции выступают, как правило, противоречия между уровнем развития личности, ее потребностями и возможностями, с одной стороны, и условиями их удовлетворения - с другой. Потенциальный эмигрант постепенно приходит к убеждению, что разрешить это противоречие он может, лишь перешагнув через государственную границу.

Большинство эмигрантов руководствуются двумя главными целевыми установками. Для одних главной целью переезда является обеспечение чисто профессиональных интересов, а само перемещение служит только средством ее осуществления. Иными словами, потребность в профессиональной реализации, без удовлетворения которой проблематично надежное обеспечение персонального статуса и личного достоинства ученого; это как бы диктует смену места приложения труда и жительства. Люди могут быть недовольны тем, что нет необходимых условий, чтобы полностью реализовать свой творческий потенциал. Причинами миграции могут выступать материальные, информационные и иные препятствия общению с зарубежными коллегами; ограниченность доступа для талантливых молодых ученых с периферии к крупным научным центрам, а также распад научных коллективов.

Отток кадров из научно-технической сферы и падение престижности научной деятельности имеют в своей основе, прежде всего, именно экономические причины:

• низкий уровень финансирования научных исследований и разработок;

• резкое падение престижности научной работы из-за невысокой оплаты труда и низкого уровня социальных гарантий.

• неразвитость инфраструктуры научно-инновационного предпринимательства.

Своего рода альтернативный вариант целевой установки - стремление к удовлетворению потребностей в лучшем комплексе жизненных условий, в расширении и укреплении индивидуальной экономической безопасности. В этом случае эмигрант в первую очередь оценивает различия в уровнях социально-экономического развития государств выбытия и прибытия. Главная цель - сам переезд в другую страну, новая же работа - лишь средство к существованию.

Впрочем, обе установки взаимосвязаны и образуют единый комплекс мотиваций, а какая из них возобладает, зависит от конкретной личности.

Так, например, в Беларуси основной мотив выезда у потенциальных мигрантов - желание заработать, прокормить семью. Учитывая тот факт, что около 80% населения страны находится на грани бедности, такая мотивация не удивительна. Об этом свидетельствуют ответы респондентов на вопрос: «Что привлекает Вас в работе за границей?»:

·        Желание заработать - 82%.

·        Повысить свой профессиональный уровень - 7%.

·        Увидеть мир - 5%.

·        Испытать себя - 4%.

·        Изучить язык - 2%.

Итак, как видим, интеллектуальная миграция является способом выживания людей в сложных экономических условиях.

В ряде государств и регионов существенную роль в формировании установки интеллектуальных мигрантов на временный или постоянный выезд играют причины политического характера.

Условия интеллектуальной миграции значительно отличаются от тех, что присущи переселениям внутри страны. «Утечка умов» автоматически подпадает под воздействие механизмов защиты национального суверенитета. Состояние национального и международного рынков труда, соотношение на них спроса и предложения по профессиям и квалификации образуют область, в которой интересы разных государств могут, как совпадать, так и сталкиваться, однако в любом случае требуют согласования.

В юридическом плане это предполагает существование законодательных актов, действующих на международном, национальном и региональном уровнях. В зависимости от структурных характеристик миграции они либо способствуют притоку мигрантов, либо ограничивают его, в большей или меньшей степени обеспечивая безопасность вовлеченных в него лиц. [4, 7 с.]

Наряду с возрастанием роли государств в регулировании иммиграции и их сотрудничества в этой области существенное влияние на условия интеллектуальной эмиграции оказывает также отношение принимающего населения к пришельцам из-за рубежа. В целом же нельзя не отметить, что даже сила давления трудовой детерминанты на миграционное поведение ученых и специалистов ощутимо зависит от того, каким образом - выталкивающим или сдерживающим - на интеллектуальную миграцию влияют ее политико-правовые и социально-психологические условия, все более приобретающие характер системного миграционного режима.

При изучении интеллектуальной миграции необходимо рассмотреть все три стадии миграционного процесса: стадию формирования мотивов территориальной подвижности, стадию собственно переезда и стадию адаптации новоселов к новому месту. В отношении второй стадии имеется некоторая более или менее достоверная информационно-статистическая база. Информация, касающаяся первой стадии, формируется на основе опросов и вследствие этого несет в себе значительную долю погрешностей. О третьей стадии можно судить опять-таки по опросам и косвенным данным (например: данные Центра миграционных исследований, а также виртуальный опрос газеты «Эхо», где принимали участие 178 человек). Между тем, хотя данные по второй стадии, конечно, необходимы, так как позволяют установить количественные и качественные параметры миграционных потоков и их направленность, для выяснения причин и результатов миграции куда более важны первая и третья стадии.

Изучение причин необходимо не только в теоретическом плане (для выявления взаимозависимости между уровнем квалификации, научной активностью, возрастом и т.д. или влияния внешних факторов на принятие решения эмигрировать), но и в практическом - для составления прогнозов.

Акцент на третьей стадии позволяет оценить, в какой мере осуществились различные мотивы решения эмигрировать, состоялась ли наряду с социально-экономической и профессиональная адаптация мигрантов (т.е. удалось ли им не просто приспособиться к новым условиям жизни - в чем они как люди в большинстве своем молодые обычно добиваются неплохих успехов, - но и получить соответствующую их квалификации и интересам работу), каков эффект от эмиграции для страны-реципиента, какое значение она имеет в свете глобальных тенденций развития науки, технологии и общества. [5]

К сожалению, из-за неразработанности методологических подходов и скудости информационной базы все, что происходит на третьей стадии, нашло наименьшее отражение в работах отечественных и зарубежных ученых. То же, правда, в меньшей мере справедливо и в отношении первой стадии. Пока эти пробелы не будут заполнены, мы не будем располагать материалом, необходимым для разработки программ по регулированию процесса «утечки умов» и налаживанию сотрудничества с соотечественниками, работающими в других странах.

2. Особенности интеллектуальной миграции в условиях глобального экономического кризиса
 
2.1 Влияние кризиса на рынок труда научных кадров

Если спрос на ученых и специалистов детализировать по регионам и странам, он оказывается достаточно ограниченным и избирательным, причем не только по уровню квалификации, но и по дисциплинарной структуре. Наибольшим спросом пользуются специалисты в научных дисциплинах, определяющих основные тенденции развития современной науки и технологии. Это физика, математика, вычислительная техника, биология, химия, медицина, космические исследования. Соответственно реагирует на такой спрос и структура эмиграции. Так, например, количество выезжающих из России на Запад математиков составляет сегодня 25% ежегодного выпуска элитарными факультетами. Но отсюда следует, что именно страны иммиграции диктуют условия на мировом рынке труда.

Традиционно здесь на первом месте стоят США, предъявляющие высокий спрос на отдельные категории специалистов, что находит отражение в соотношении «своей» и «пришлой» рабочей силы в ряде отраслей занятости. Сейчас в США около 40% докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин и 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - иммигранты. Специализированный отбор не противоречит, однако, общей установке на привлечение в страну всех тех, чей труд представляется выгодным с экономической точки зрения. В середине 90-х годов в США проживало более 11 млн. иммигрантов. Они зарабатывали 240 млрд. долл. в год, из которых 90 млрд. отдавали в казну в виде налогов, тогда как на социальную помощь иммигрантам американское государство ежегодно тратит всего 5 млрд. долл. Неизмеримо выше тот вклад, который вносили и вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. [6]

Заметно возрастает активность стран третьего мира в привлечении ученых, которые, в отличии, например от США и Германии, предъявляют спрос на научные кадры не только высшей, но и средней квалификации. Большой спрос на ученых, в первую очередь на профессорско-преподавательский состав, существует в Китае. Не скрывают своего интереса к ученым из стран Восточной Европы и СНГ Иран и Ирак, заинтересованные в первую очередь в притоке специалистов в области ядерных, химических, биологических технологий и технологий «двойного «назначения и готовые им платить даже больше, чем в США. Существует спрос на специалистов, прежде всего по адаптации новых и новейших технологий, в Индии, Пакистане, Арабских эмиратах, ряде других стран.

На мировом рынке научных кадров существует противоречивая тенденция. С одной стороны, развивающиеся страны, способные обеспечить высокой уровень доходов, привлекают высококвалифицированных специалистов из развитых стран - ученых, преподавателей, врачей. К этой группе стран можно отнести Арабские эмираты, некоторые страны Юго-Восточной Азии, Ливию, некоторые другие. С другой стороны, аналогичный, в принципе, по квалификационному уровню и профессиональному составу миграционный поток направляется из развивающихся стран в развитые страны. В этом заключается одна из особенностей современного международного рынка труда высококвалифицированной рабочей силы.

Изучение мирового опыта показывает, что спрос на специалистов высшей квалификации по регионам и странам достаточно ограничен и миграция носит избирательный характер.

Количественные показатели масштабов интеллектуальной миграции не дают в полной мере оценить реальное положение дел, когда речь идет о миграции работников интеллектуального творческого труда. Лишь немногие из сотен тысяч людей, занимающихся исследованиями и разработками, становятся специалистами высокого и высшего уровня. Между тем, мировой рынок высококвалифицированного интеллектуального труда предъявляет спрос прежде всего на элитных ученых, уже добившихся значительных результатов, и перспективную талантливую молодежь - предэлиту, которая представляет собой интеллектуальный «задел» для будущих научных достижений. Научные работники средней квалификации практически не имеют реальных шансов устроиться на Западе по специальности.

Ужесточение в последние годы иммиграционной политики во многих странах Западной Европы, объективные трудности адаптации к условиям труда (как правило, необходимо сочетать научную деятельность с преподаванием, что предполагает свободное владение языком страны пребывания), высокий уровень конкуренции усложнили приток научных кадров. Наиболее притягательными в Европе остаются Германия, Великобритания, Франция и Скандинавские страны. Вместе с тем статистические данные показывают быстрый рост интеллектуального потока из Европы в Австралию, Юго-Восточную Азию, Северную Америку, Южную Африку. [7]

Государства-доноры тоже оказывают определенное влияние на рынок труда высококвалифицированных кадров. Выражается это в том, что объемы предложения по определенным категориям специалистов со стороны отдельных стран (или групп стран) влияют на положение на профессиональных рынках труда. Типичный пример - рынок программистов в США: особенности его развития во многом определяются эмигрантами из бывшего СССР. Аналогичное влияние прослеживается и на локальных рынках труда. Так, научные центры Бостона и Калифорнии отличаются повышенной долей выходцев из России; Скандинавских стран - притоком эмигрантов из Латвии, Литвы и Эстонии; Турции - выходцев из Азербайджана. [6]

Отмечается устойчивая корреляция между уровнем научной квалификации, научной специальностью и намерением эмигрировать. Для обществоведов большую роль играют культурные и языковые ограничители. Наибольшая мобильность характерна опять-таки для ученых естественнонаучных и инженерно-технических специальностей: математиков, физиков, химиков, биологов и медиков, программистов.

Представление об интеллектуальной миграции как о возвратном процессе достаточно условно. По данным Национального научного фонда США, наблюдается постоянный рост числа ученых, инженеров и студентов, которые после временного пребывания в США выражают желание остаться на постоянное жительство. В 70-х годах иммигрантами становились от 32% до 38% работавших по контракту или учившихся в американских университетах, в 80-х - уже от 46% до 56%. [13, 76-77 c.]

Кроме того, имеется немало примеров, когда вернувшийся домой специалист не удовлетворен условиями и организацией научного труда, условиями жизни на родине, а потому сознательно ищет возможности для новых выездов за границу. Формально он не эмигрант, но фактически его научная карьера протекает за пределами воспитавшей его страны. Здесь мы сталкиваемся со своего рода «маятниковой» миграцией, только со значительным временным лагом.

Под влиянием интернационализации мирохозяйственных связей существенное развитие получает и система «транзитной» миграции, которая удовлетворяет потребности в специфических профессиях и квалификациях, периодически возникающие на национальных рынках труда развитых стран. Она основывается на перемещении по каналам транснациональных корпораций рабочей силы высокой квалификации на срок от одного до трех лет. [8]

Возросшее значение интеллектуального труда, масштабы миграции высококвалифицированных специалистов, вовлеченность в этот процесс большинства стран мира, последствия «утечки умов» для стран-доноров и стран-реципиентов, проведение более развитыми странами целенаправленной иммиграционной политики - все это подтверждает тезис о необходимости выделения интеллектуальной миграции в качестве специфического фактора развития международного и внутреннего рынков труда.

2.2 Характеристика современного глобального экономического кризиса

Преобладающей тенденцией в современных международных отношениях становится процесс глобализации, являющийся естественным шагом исторического развития человечества и представляющий собой эволюционный процесс развития мировой экономики и международных отношений, результатом которого является все возрастающее влияние на экономику, политику, социальные системы отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, технического, информационного и культурного обмена, в том числе миграционных процессов.

Глобализацию относят к макропроцессам, для которых свойственно расширение, концентрация, ускорение всемирных связей. И в связи с этим, важно понимание того, что при анализе процессов глобализации обращаются к мировому, планетарному уровню «исследования» независимо от того, идет ли речь о глобальной экономике, культуре или образовании.

Глобализация предполагает развитие мировой системы с характерными глубинными, взаимозависимыми процессами, затрагивающими жизненные интересы не только отдельных государств или регионов, но и всего человечества в целом, где решение этих проблем возможно только при совместных усилиях всего мирового сообщества.

По мере усиления глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция.

Миграция населения и трудовых ресурсов в конце XX - начале XXI века, в рамках которой значительное место занимает миграция высококвалифицированных специалистов, показала возросшее значение научного потенциала в социально-экономическом развитии международного сообщества. По существу на рубеже веков сформировалось глобальное явление межгосударственной интеллектуальной миграции, в котором интеллектуальный труд является важнейшим фактором и ресурсом устойчивого развития и безопасности страны. [9]

Как мы знаем, мировой кризис в качестве глобального явления может привести к спаду в мировой экономике. Глубину и масштабы кризиса предсказать трудно. Однако в периоды экономических спадов именно трудящиеся мигранты зачастую первыми теряют работу, и хотя некоторые, возможно, добровольно решат вернуться на родину, политика, направленная на высылку мигрантов на родину, не решит возникающих проблем и может привести к потенциально катастрофическим последствиям для развития, учитывая масштабы денежных переводов мигрантов на родину, а также и без того высокие уровни безработицы в развивающихся странах.

Прежние спады в экономике мирового и регионального масштабов (например, нефтяной кризис начала 1970-х годов, азиатский финансовый кризис 1998 года) свидетельствуют о том, что и в условиях кризисов миграция сохраняется (а незаконная миграция может даже увеличиться), так как в некоторых секторах экономики сохраняется структурный спрос на рабочую силу, даже несмотря на общий рост безработицы. Ведь подвижность людских ресурсов может способствовать повышению динамичности и эффективности экономики отдельных стран. Кроме того, миграция может играть положительную роль в смягчении различных аспектов финансового кризиса и в принципе может внести важный вклад в преодоление экономического спада. Попытки бороться с финансовым кризисом путем простого сокращения масштабов иммиграции может привести к ухудшению ситуации. Тем не менее, страны происхождения мигрантов, по-видимому, ощутят некоторое увеличение потоков возвращающихся мигрантов, а это может привести к экономической и социальной нестабильности в беднейших странах. Возможные последствия: сокращение потоков трудовой миграции и рост незаконной миграции. Вот почему требуются гибкие, внятные и комплексные меры политики управления миграцией, направленные на реализацию максимальных выгод от миграции, на защиту мигрантов, учет их нужд и потребностей при принятии мер по преодолению кризиса.

На сегодняшний день пока нет конкретных данных о влиянии глобального экономического кризиса на миграцию, но уже отмечаются или могут возникнуть некоторые негативные последствия, которые перечислены ниже:

ü  сокращение занятости, особенно в таких сферах деятельности, как строительство, обрабатывающая промышленность, финансовый сектор, розничная торговля, туризм, что отразится на положении мигрантов, занятых в этих секторах;

ü  возможное сокращение заработной платы и ухудшение условий труда в результате стремления компаний и работодателей к сокращению затрат;

ü  опасность проявления дискриминации и ксенофобии в связи с неверными представлениями о том, что мигранты занимают рабочие места граждан страны пребывания;

ü  возвращение лишившихся работы мигрантов в страны происхождения, где они также, по-видимому, столкнутся с ухудшением экономических условий (в частности, с высокой безработицей и бедностью); это может оказать неблагоприятное воздействие на экономическую и социальную стабильность;

ü  сокращение объемов денежных переводов мигрантов в развивающиеся страны в связи с тем, что трудящиеся мигранты лишатся работы, что приведет к росту масштабов бедности и обострению проблем социально-экономического развития;

ü  рост незаконной миграции и укрепление неформального рынка труда в связи с тем, что безработные мигранты в странах назначения будут стремиться устроиться на работу без официальных разрешений;

ü  кроме того, могут возрасти и масштабы торговли людьми.

 
2.3 Последствия «утечки мозгов» и государственное регулирование миграции

В научной литературе нет единого подхода к оценке последствий интеллектуальной миграции. Однако влияние миграции на страны-импортеры в целом положительное. Страны, принимающие иностранную рабочую силу, используют ее как важный фактор развития производства, особенно отраслей, недостаточно привлекательных для местных работников. Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях очень велика, и порой доходит до 70% рабочей силы. Нередко без привлечения иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых областей национальной экономики - строительства, автомобильной промышленности, сферы услуг. [11]

Приток иностранной рабочей силы позволяет развитым странам проводить перемещение национальной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники. Работники-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры - иностранцы теряют работу первыми.

Предприниматели стран, принимающих иностранную рабочую силу (реципиентов), выигрывают от притока иммигрантов еще и потому, что готовность иммигрантов трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны заработную плату позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников. Во многих развитых странах функционирует двойной рынок труда: на одном идет купля-продажа национальной рабочей силы - квалифицированной и высокооплачиваемой, а на другом - иностранной, которая согласна выполнять тяжелые и непрестижные работы, к тому же по более низким расценкам. Иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет принимающим странам экономить значительные средства на подготовке специалистов.

Однако к числу негативных последствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.

Страны - экспортеры рабочей силы также имеют, в свою очередь, ряд выгод. Прежде всего эти страны получают дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов. Причем некоторые страны-экспортеры получают в виде валютных поступлений от занятых за рубежом граждан значительные суммы. Так, в начале 90-х гг. доходы от эмигрантов составляли, млрд. долл. в год: в Португалии - 3,6; Египте - 3,5; Испании - 2,6; Индии - 2,4; Пакистане - 2,4; Турции - 2,2; Израиле - 1,5 [12]. Общая сумма переводов трудовых мигрантов только из развивающихся стран на родину оценивалось примерно в 40 млрд. долл. К тому же помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим переводам. При государственном регулировании временной внешней трудовой эмиграции страна может получить определенный экономический эффект, в первую очередь, за счет освоения новых технологий и передовых методов организации трудового процесса, повышения квалификации и улучшения профессиональной подготовки своих специалистов, овладения иностранными языками. [10, 25 с.]

Вместе с тем интеллектуальная миграция сопровождается массовым отъездом наиболее образованных и квалифицированных работников. Нередко такая форма эмиграции носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интеллектуального потенциала страны-донора. При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях научно-технической революции

Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны.

«Утечка умов» - комплексный процесс, имеющий экономические, политические, социальные, психологические и другие аспекты, порождающие многообразные проблемы. Соответственно необходим комплексный подход к этому процессу, в котором принимается во внимание все многообразие его сторон.

Эффективной может быть только научно обоснованная политика регулирования интеллектуальной миграции. Научная обоснованность этой политики предполагает следующее.

Во-первых, образ «утечки умов», на который ориентируется политика ее регулирования, должен складываться из результатов научного изучения этого процесса, а не из житейских представлений о нем, распространенных в массовом сознании. Сейчас в отношении к данной проблеме отчетливо выражен воинствующий антипрофессионализм (его кредо: «и так все ясно, поэтому незачем тратить деньги на научные исследования»), способный породить глубоко ошибочные решения. Научное изучение утечки умов должно раскрывать: ее действительные причины и последствия, скрытые от массового сознания, и сформировать адекватный образ этого процесса.

Во-вторых, система изучения «утечки умов» должна отвечать сложности и многосоставности данного процесса, осуществляться широким кругом специалистов: социологами, психологами, науковедами, экономистами, политологами. В этом случае научный анализ охватит все существенные стороны проблемы и послужит основой многосторонней, комплексной политики. [14]

В-третьих, «утечка умов» - динамичный процесс, постоянно обнаруживающий новые формы и проявляющий новые тенденции. Необходимо систематическое и мониторинговое изучение этого процесса, способное постоянно снабжать государственные органы свежей информацией и обеспечивать гибкость проводимой политики. [14]

В условиях структурного разнообразия современной науки не следует ожидать, что найдутся какие-либо универсальные рецепты регулирования интеллектуальной миграции, которые в равной мере применимы к различным наукам и ко всем видам научных институтов. Исследования показывают, что «утечка умов» из различных видов науки - фундаментальной и прикладной, естественных, общественной и технической, академической, отраслевой и оборонной - имеет свою специфику. Общие принципы регулирования этого процесса необходимо сочетать с учетом его специфических механизмов в различных подразделениях науки.

Вся мировая практика и история цивилизаций подтверждают, что любое государство не только может, но и должно выработать и проводить такую политику, которая наиболее выгодна для развития этого государства, а значит, и отдельных его граждан; политику, обеспечивающую рациональное размещение населения на своей территории, экономический рост, национальную безопасность и территориальную целостность.

Такая задача особенно актуальна для государств, отличающихся огромным экономическим пространством, многообразием условий существования, а также несовпадением интересов человека, стремящегося к благоприятной среде обитания, и государств, нуждающихся в освоении природных ресурсов на всей территории.

Значительные сдвиги в оценке позитивных и негативных сторон международной миграции предопределили в последние годы проведение большинством государств в соответствии с целями и задачами их социально-экономического развития довольно жесткой миграционной политики. Она представляет собой систему специальных национальных мер и законов, а также международных соглашений (как двусторонних, так и многосторонних) по регулированию миграционных потоков, ограничению притока или оттока беженцев и нелегальных мигрантов и по стимулированию притока экономически эффективного человеческого капитала, в первую очередь научных кадров и высококвалифицированных специалистов. В том же направлении действуют и статусы, устанавливающие права и обязанности граждан при переселении: они существенно различаются в зависимости от того, какова страна въезда и страна выезда, а также от мотивов эмиграции.

Заключение

В рамках данной работы мною была выявлена специфика интеллектуальной миграции, её причины и последствия в условиях глобального экономического кризиса.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

.        В современном мире интеллектуальная миграция приобрела значительный размах. Одной из характерных закономерностей современной межгосударственной интеллектуальной миграции является постоянное увеличение её масштабов, а также вовлечение в мировой миграционный оборот кадрового потенциала науки большинства стран мира.

.        Возросшее значение интеллектуального труда, масштабы миграции высококвалифицированных специалистов, вовлеченность в этот процесс большинства стран мира, последствия «утечки умов» для стран-доноров и стран-реципиентов, проведение более развитыми странами целенаправленной иммиграционной политики - все это подтверждает тезис о необходимости выделения интеллектуальной миграции в качестве специфического фактора развития международного и внутреннего рынков труда.

.        Одной из основных причин международной миграции рабочей силы является неравномерность мирового экономического развития, неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами.

.        В условиях глобальных кризисов миграция сохраняется (а незаконная миграция может даже увеличиться), так как в некоторых секторах экономики сохраняется структурный спрос на рабочую силу, даже несмотря на общий рост безработицы

5.      Последствия «утечки мозгов» весьма противоречивы. Интеллектуальная миграция выгодна для принимающих стран, так как они зачастую имеют возможность выбирать более подходящие кадры, более высококвалифицированные и достойные. Принимающие страны за счёт мигрантов поднимают ещё выше уровень экономики, безопасности и престижа на мировой арене. Яркий пример - это США, являющиеся несомненным лидером в международных отношениях. Эта страна является самым большим магнитом для интеллектуальной миграции, для специалистов из разных специалистов из разных стран. Для стран, теряющих своих интеллектуалов, явление «утечки мозгов» проявляется с худшей стороны. Если миграция является временной, то может приносить пользу стране-донору в форме дополнительного капитала. Но по большей части, миграция осуществляется на длительные сроки, на весь период жизни. Из-за этого страна теряет часть своего интеллекта, теряет возможность эффективных разработок, подъёма экономики и безопасности.

6.      Учитывая особенности процессов глобализации и формирование постиндустриальной парадигмы мирового развития, в каждой стране должна быть разработана адекватная модель миграционной политики, направленная на сохранение и преумножение национального интеллектуального потенциала.

Библиографический список

интеллектуальный миграция кризис утечка

1.     Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции // Социс. -2008. - N1 - 106-110 c.

2.      Спицын А. Влияние миграции на демографические процессы и социально-экономическую обстановку в стране. / «Экономист», №3, 2002, 64-68 с.

.        Великое переселение продолжается. А. Егоров // Миграция и гражданство №1 (4)/2003. - 4-5 с.

.        Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие / Под ред. проф. А.И. Рофе. - М.: МИК, 1999.

.        Миграции населения, их причины, формы, влияние на изменение народонаселения [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://school.iot.ru/predmety/geo/nas5.html - Дата доступа: 20.04.2013

.        Страна перед вызовом 21 века [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://chelt.ru/2003/7-03/supian-7-03.html - Дата доступа: 01.05.2013

.        Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 1999, 25-27 с.

.        Кучеренко А. Контроль над миграционными процессами в США: тенденции эволюции / под ред. Рябова А.В // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №2. с. 75-77.


Скачать архив (25.3 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: