Главная » Экономика |
Содержание 1. Понятие институциональной среды бизнеса . Виды международных институтов, их функции Список используемой литературы 1. Институциональная среда - совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена и распределения. Институциональная среда (или институты в узком смысле слова) - это совокупность «правил игры», т.е. правила, нормы и санкции, образующие политические, социальные и юридические рамки взаимодействий между людьми. Иными словами, институциональная среда - это рамки, в которых заключаются институциональные соглашения. Данные рамки, в свою очередь, подразделяются на неформальные правила игры - обычаи, традиции - и формальные, воплощенные в виде конкретных законов и нормативных актов, цели и структуру международных экономических институтов. Исходя из предпосылки, что институциональная среда не является простым набором соответствующих институтов, мы можем считать её особого рода институтом (матрицей развития) высшего порядка. Она определяет основное направление развития системы, а также те ориентиры, на основе которых происходит формирование и отбор наиболее эффективных экономических и социальных институтов. Институциональная среда не является простым набором соответствующих ее типу институтов. Она определяет направление и быстроту институциональных изменений. Поэтому мы можем считать ее особого рода институтом (вектором, определяющим направление развития) высшего порядка. Институциональная среда - в теории институционализма совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения. Институты существуют и функционируют в экономической системе, сферу их существования выделяют в особую среду, которую принято называть институциональной. Примерами являются правила, определяющие процедуру выборов, имущественное и контрактное законодательства. Дэвис и Норт используют термин институциональная среда для обозначения отношений, складывающихся на макроуровне, а именно: общих институциональных рамок (конституции), которые являются ограничениями для контрактных соглашений между индивидами. В отечественной науке институциональная среда - это чёткий, упорядоченный набор институтов, которые определяют ограничения для экономических субъектов, формирующихся в границах той или иной системы координации экономической деятельности. При этом, там же оговаривается, что любой институт - это набор установленных правил, правила же не всегда являются институтом. институциональный международный бизнес 2. Виды международных институтов в сфере предпринимательской деятельности Международные финансовые институты - это организации, созданные на основании межгосударственных соглашений для регулирования международных экономических отношений. Основные причины развития международных финансовых отношений - расширение связей между странами: внешнеторговых, культурно - технических и других. Термин "международные валютно-кредитные и финансовые институты" используется для обозначения различных организаций, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проведения исследований по проблемам валютно-кредитной и финансовой сфер мирового хозяйства, выработки рекомендаций и предложений. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития (МАР), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Банк международных расчётов, Международный банк экономического сотрудничества, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и другие. Международный банк реконструкции и развития - основная организация, входящая в Группу Всемирного банка Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон. Основные направления деятельности МБРР: · предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей: развития сельского хозяйства и сельских районов, энергетики; · предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры: шоссейных и железных дорог, электросвязи, городских портов, энергетических установок, а также на развитие образования, здравоохранения, подготовку кадров; · предоставление займов тем развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным; · оказание технической помощи развивающимся странам; · подготовка и реализация финансируемых проектов; · проведение исследований по экономической и научно-технической проблематике; по вопросам разработки и осуществления конкретных программ; по вопросам кредитной политики, политики инвестирования и оказания технической помощи; · оказание содействия политическому диалогу между Банком и странами-членами. Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входит определение общей политики Банка, прием новых членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода. Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР - самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ. МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта, обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет. Банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса. Механизмы управления МБРР Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 187 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, Германия, Франции, Канаде и Италии. Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций. Международный валютный фонд, МВФ- специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации. Деятельность МВФ основана на следующих основных функциях: · Надзор - функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению. · Финансовая помощь - использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы МВФ состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ, а также ряда заемных средств. Кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита - обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами). Использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ. Кредитные транши (начиная со второго) могут быть получены только в случае выполнения установленных в этой программе критериев. Данное свойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования. Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом. · Техническая помощь - содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов. Структура органов управления Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде - США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств. Международная финансовая корпорация - член группы Всемирного банка, международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США). Создана в 1956г. с целью обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны. Президент группы организаций Всемирного банка одновременно является Президентом МФК. Оперативное руководство осуществляется исполнительным вице-президентом (с января 2006 - Ларс Танелл) Акционерами МФК являются 182 страны, в том числе США (23,65 % голосов), Япония (5,87 %), Россия (3,39 %). МФК координирует свою деятельность с другими организациями, входящими в состав группы Всемирного банка, но в юридическом и финансовом отношениях является независимой организацией. МФК стимулирует устойчивое развитие частного сектора путем: · финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран; · оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках; · предоставления консультационного и технического содействия предприятиям и правительствам. В центре внимания Корпорации - стимулирование экономического развития за счет содействия росту высокопроизводительных предприятий и эффективных рынков капитала в странах - членах МФК. Международная ассоциация развития (МАР) - это фонд Всемирного банка, предназначенный для самых бедных стран мира. Учрежденная в 1960 году, МАР является одним из крупнейших источников помощи в мире, средства которого направляются на поддержку мер по развитию здравоохранения и образования, инфраструктуры и сельского хозяйства, экономики и институтов в наименее развитых странах мира. Соответствие критериям для получения помощи МАР определяется на основании относительной бедности страны, исходя из того, находится ли ее валовой национальный доход на душу населения ниже установленного порогового уровня (этот уровень ежегодно пересматривается и на 2011 финансовый год составляет 1165 долл. США). Примерно пятая часть финансирования МАР предоставляется в форме грантов, а остальная часть - в форме беспроцентных долгосрочных кредитов. Кредиты МАР предоставляются на срок 20, 35 и 40 лет, предусматривая 10-летний льготный период до начала платежей в погашение основной суммы. МАР ассигнует средства странам-заемщицам в соответствии с уровнем их дохода, численностью населения и достигнутыми успехами в управлении экономикой и реализации действующих проектов. Проценты по большинству кредитов не взимаются. Страны-заемщицы МАР В настоящее время 79 стран, в том числе 39 стран Африки, соответствуют критериям для получения ресурсов МАР. В этих странах проживает 2,5 млрд человек, 1,5 млрд из которых живет менее чем на 2 доллара США в день. Кроме того, МАР оказывает поддержку ряду стран, в том числе нескольким малым островным государствам, душевой доход которых превышает пороговый уровень, но которые не обладают кредитоспособностью, необходимой для привлечения займов от Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Некоторые страны, такие как Индия и Пакистан, соответствуют критериям для получения помощи МАР на основании уровня своего душевого дохода, однако являются достаточно кредитоспособными для получения определенных займов от МБРР. Их называют «странами со смешанным статусом», поскольку они получают средства как от МАР, так и от МБРР. Программы МАР За 2010 финансовый год (завершившийся в июне 2010 года) взятые МАР обязательства предоставить помощь возросли до рекордного уровня примерно 15 млрд долл. США, направляемых на финансирование программ в области здравоохранения, образования и сельского хозяйства, а также на развитие транспорта, энергетики, водоснабжения и инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). МАР проводит аналитические исследования, на основе которых определяются меры политики, непосредственно направленные на сокращение бедности. МАР предоставляет органам государственного управления консультации относительно путей расширения базы экономического развития и методов защиты малоимущих от последствий экономических шоков. Наряду с этим МАР координирует помощь доноров в области облегчения задолженности бедных стран, не способных справиться с бременем обслуживания своего долга. МАР создала систему распределения грантов в зависимости от риска возникновения проблем задолженности в странах, призванную содействовать достижению устойчивого долгового положения стран. МАР предоставляет бедным странам облегчение бремени задолженности в размере 52,4 млрд долл. США: в том числе 16,2 млрд долл. США в рамках Инициативы в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК) и 36,2 млрд в рамках Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (МДРИ). Финансирование МАР В отличие от МБРР, большая доля средств которого привлекается на международных финансовых рынках, финансирование МАР осуществляется в основном за счет взносов правительств стран-членов, в том числе стран, получавших помощь МАР в прошлом и стран со средним уровнем дохода, таких как Китай и Египет. Дополнительные средства поступают за счет трансфертов Группы организаций Всемирного банка и осуществляемых заемщиками платежей в погашение ранее предоставленных кредитов МАР. Ресурсы МАР пополняются каждые три года за счет средств, предоставляемых как экономически развитыми, так и развивающимися странами-донорами, а также другими организациями Группы Всемирного банка - Международным банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией. В год, в который проводится пополнение ресурсов, представители доноров, стран-заемщиц и руководства Всемирного банка проводят совещания по обсуждению политики и финансовых потребностей МАР. 16-е пополнение бюджета МАР, завершившееся в декабре 2010 года, составило рекордную сумму 49,3 млрд долл. США, предоставленную 51 донором. За счет МАР-16 будут предоставляться ресурсы в период с июля 2011 по июнь 2014 года. Этот цикл станет последним полным циклом до 2015 года, к которому должны быть достигнуты Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия ООН. В ходе первой встречи, посвященной пополнению бюджета МАР-16, которая состоялась в Париже 3-4 марта 2010 года, были определены конкретные направления политики для МАР-16 (гендерные вопросы, проблемы нестабильных государств и изменение климата). На второй встрече, проводившейся 16-18 июня в Бамако, были обсуждены эти конкретные направления политики и рассмотрены предложения о создании «кредитного окна» на цели преодоления кризиса и сценарии финансирования МАР-16. В центре внимания третьей встречи, проведенной 11-12 октября в Вашингтоне, округ Колумбия, находились вопросы определения политики и системы финансирования МАР-16. Заключительная встреча и заседание по принятию обязательств состоялись 14-15 декабря в Брюсселе. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - член группы Всемирного банка МАГИ - Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям) инвестиций, также МИГА - одно из автономных международных учреждений, которое входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением ООН. Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг. Конвенция об учреждении МИГА подписана в Сеуле 11 октября 1985 года. МАГИ представляет собой страховую компанию, финансируемую из общественных фондов. Оно содержится на взносы стран-участниц. В МАГИ представлена 172 страна, в том числе Российская Федерация. Уставный капитал МАГИ превышает 1 млрд долларов США. Штаб-квартира МАГИ, также как и других организаций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне. МАГИ распределяет политические риски по следующим категориям: · Военные конфликты и гражданские волнения, в том числе акты саботажа и терроризма, способные оказать влияние на частные операции. · Расторжение контракта в случае, если правительство страны не придерживается или изменяет "правила игры", нанося материальный ущерб проекту. · Неконвертируемость валюты в случае отказа правительства разрешить кредиторам, инвесторам и спонсорам проекта переводить местную валюту согласно курсу обмена. · Экспроприация в случае, если правительство является причиной потери спонсором проекта собственности или контроля над капиталом и имуществом. Претендовать на гарантии МАГИ могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет. Подобно МФК, МАГИ привлекательно для частных инвесторов своими связями в правительстве благодаря членству в Группе Всемирного Банка. МАГИ не обеспечивает субсидии для развития частного бизнеса: услуги предоставляются по рыночным ценам. Независимо от повышения или снижения политического риска в конкретной стране, клиенты МАГИ не имеют права отменить свои обязательства по страхованию до окончания действия контракта. МАГИ действует только с получения разрешения от правительства страны; так некоторые страны отказываются признать существование политического риска в стране и, следовательно, подписать Конвенцию МАГИ. Агентство требует встречных гарантий от стран, подписавших Конвенцию. В случае гражданских волнений в государстве, МАГИ обязано выплатить определенную сумму пострадавшей компании, а государство, в свою очередь, обязано выплатить страховую компенсацию МАГИ. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн долл. США на одну страну. Путем совместного страхования и перестрахования лимит может быть значительно превышен. Как и МФК, МАГИ обеспечивает набор инвестиционных и консалтинговых услуг, за предоставление которых взимается оплата на рыночной основе. При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами. Банк международных расчётов (БМР)- международная финансовая организация, в функции которой входит содействие сотрудничеству между центральными банками и облегчение международных финансовых расчётов; кроме того, это центр экономических и денежно-кредитных исследований. Банк международных расчетов (БМР) создан в 1930 г. на основе межправительственного соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. БМР - международная организация в области международного валютно-финансового сотрудничества. Юридически БМР имеет структуру акционерной компании, он учрежден как международная организация, деятельность которой регулируется международным правом и пользуется привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения своих функций. В настоящее время членами БМР является 41 страна. Россия вступила в Банк международных расчетов в 1996 г. По своей деятельности БМР - это: • форум для международного валютного сотрудничества; • контроль за банковской деятельностью; • экономическое и валютное сотрудничество в Европе; • центр валютно-экономических исследований в целях анализа функционирования международных финансовых рынков и согласования валютной политики государств (сбор и публикация данных о развитии международного банковского дела, системе управления в центральных банках); • банк, осуществляющий кредитно-банковские операции: депозитно-ссудные операции с центральными банками; • прием правительственных вкладов по особым соглашениям; операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций); • инвестиционные услуги для центральных банков; • краткосрочное финансирование центральных банков; • агент и доверенное лицо центральных банков в осуществлении операций на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) и операций, связанных с кредитами и займами ЕС. В соответствии с Уставом БМР его операции должны согласовываться с денежной политикой центральных банков соответствующих стран. Банку не разрешено открывать текущие счета и предоставлять кредиты правительствам. Международный банк экономического сотрудничества - учрежден в 1963 году с местопребыванием в г. Москве Российской Федерации. Страны-члены Банка: Болгария, Вьетнам, Монголия, Россия, Румыния, Словения, Чехия. В соответствии с постановлением Совета МБЭС баланс Банка ведется в евро. Уставный капитал МБЭС составляет 400 млн. евро, его оплаченная часть - 187 млн. евро. Банк имеет широкую сеть банков-корреспондентов в странах-членах МБЭС и других странах. Стоимость предоставляемых Банком услуг отвечает нормам, принятым в международной банковской практике. Платежные документы исполняются в течение суток. МБЭС гарантирует тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Банку присвоен Международный код идентификации юридического лица. Номер кода: 253400HA8YB1HUTNC692. В 2011 году Советом МБЭС утверждена долгосрочная Стратегия развития Международного банка экономического сотрудничества на 2012-2016 годы. Согласно данной стратегии миссия МБЭС осталась неизменной - содействие экономическому сотрудничеству и развитию экономик стран-членов МБЭС путем эффективного осуществления всех направлений банковской деятельности, предусмотренных учредительными документами МБЭС, опираясь на статус межгосударственного финансового института. Основные стратегические задачи: • Развитие кредитной деятельности МБЭС на территории стран-членов Банка, в том числе путем создания представительств в странах-членах МБЭС. • Рост доходности размещенных средств Банка за счет увеличения кредитного портфеля, а также эффективного вложения средств в ценные бумаги. • Развитие инвестиционной деятельности за счет участия Банка в совместных проектах предприятий и организаций стран-членов МБЭС. • Расширение клиентской базы МБЭС за счет улучшения качества и расширения ассортимента предлагаемых Банком продуктов и услуг. • Увеличение финансовых ресурсов Банка путем привлечения средств на финансовых рынках с учетом завершения работы по получению Банком кредитного рейтинга, присваиваемого международным рейтинговым агентством. • Оптимизация расходов и повышение операционной эффективности за счет эффективного управления кадровыми ресурсами, автоматизации и развития бизнес-процессов и информационных технологий. • Реализация комплекса мер, направленных на формирование имиджа Банка. • Развитие взаимодействия с другими международными банками развития, оперирующими в странах-членах МБЭС, рассматривая эти институты в качестве партнеров в содействии устойчивому экономическому развитию стран-членов Банка. Международный банк экономического сотрудничества (далее - Банк, МБЭС) осуществляет значительный комплекс мер, направленный на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПЛД/ФТ). Банком разработана и утверждена внутренняя нормативная база в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отвечающая требованиям современной международной банковской практики в данной области. Ядром данной внутренней нормативной базы являются «Правила внутреннего контроля в Международном банке экономического сотрудничества в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Также необходимо отметить, что между Правительством Российской Федерации и МБЭС было заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в рамках реализации которого в последующем был подписан Протокол информационного взаимодействия к Соглашению о сотрудничестве и взаимной помощи. Банк ежегодно участвует в конференциях, форумах и семинарах, посвященных вопросам повышения эффективности системы ПЛД/ФТ, проводимых Ассоциацией российских банков и различными ведущими международными финансовыми институтами. Европейский банк реконструкции и развития - инвестиционный механизм, созданный в 1991 году 61 страной и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 34 странах - от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников. Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся социалистический политический строй и страны бывшего Советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств, привлекает значительные объёмы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнёрами. Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства, как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации в них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. ЕБРР привлекает средства за счёт эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль. Совет директоров состоит из 23 директоров и возглавляется Президентом. Каждый директор представляет одного или более акционеров. С учётом общего руководства Совета управляющих, Совет директоров отвечает за руководство общей деятельностью и политику банка. Он осуществляет полномочия, прямо возложенные на него Соглашением, и те полномочия, которые делегированы ему Советом управляющих. Президент избирается Советом управляющих и является законным представителем ЕБРР. Под руководством Совета директоров, Президент руководит текущей работой банка. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. Вице-президенты назначаются Советом директоров по рекомендации Президента и обычно по срочному контракту на четыре года. В случае отсутствия или недееспособности Президента, вице-президент осуществляет полномочия и выполняет функции Президента. Исполнительный комитет контролирует все ключевые аспекты стратегии, эффективности и финансовой устойчивости банка. Исполнительный комитет банка состоит из Президента (возглавляет его), вице-президентов и других членов высшего руководства банка. Также создан ряд других комитетов, управлений, которые подчиняются Президенту по направлениям деятельности банка. Европейский инвестиционный банк - государственное финансово-кредитное учреждение Европейского союза для финансирования развития отсталых европейских регионов в форме долгосрочных кредитов. Создан в 1958 году с целью предоставления кредитов для сооружения и реконструкции объектов, которые представляют интерес для стран ЕС. Уставный капитал формируется из взносов стран-участниц и составляет 232,393 млрд евро. ЕИБ является юридическим лицом. Его членами являются государства - члены Сообщества. Задание ЕИБ состоит в способствовании «постоянного и сбалансированного развития общего рынка в интересах Сообщества». Для достижения этой цели он использует как ресурсы рынка капиталов, к которым имеет доступ, так и собственные ресурсы. Банк предоставляет кредиты и гарантии для реализации таких проектов: • по развитию слаборазвитых регионов; • направленных на модернизацию или преобразование предприятий или на развитие новых видов деятельности, которые способствовали прогрессу в создании общего рынка; • которые составляют общий интерес для нескольких государств-членов, которые за своим объемом или природой не могут быть полностью финансово отдельными государствами-членами. За счет выпуска облигационных ссуд на международном денежном рынке и на национальных денежных рынках стран Европейского союза формируются привлеченные средства банка. На рентабельные проекты предоставляют обычные кредиты, на малорентабельных - льготные. До 70 % приходится на кредиты для регионального развития менее развитых районов. Общая сумма предоставленных кредитов - свыше 47 млрд евро. Ссуды банка покрывают часть стоимости проекта, дополняя собственные капиталы заемщика (как правило меньше 50 %). Сферы использования кредитов - прежде всего энергетика, транспорт и телекоммуникации. Европейский инвестиционный банк предоставляет также льготные кредиты за счет средств ЕС как технический распорядитель. Кредиты банка предоставляются в нескольких валютах. Процентная ставка по «смешанным» кредитам определяется на базе середневзвешенной стоимости в привлеченных средствах в данных валютах на международных или национальных рынках капиталов. Руководящие органы Европейского инвестиционного банка - Совет управляющих, Директорат и Правление. В Совет управляющих входят министры финансов стран ЕС. Он определяет общую кредитную политику, рассматривает и утверждает годовые балансы, вносит изменения в уставный капитал. Директорат принимает решение о предоставлении кредитов и гарантий при привлечении средств, установлении процентных ставок. Оперативное руководство осуществляют президент и пять его заместителей. Местонахождение Европейского инвестиционного банка - Европейский квартал Люксембурга. Список используемой литературы . Базуева Е.В. Журнал. Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. Выпуск№ 2 / 2011 2. Гайдар Е../ Гайдар Е., Главацкая Н,. Рогов К, Синельников С. - Мурылев, В. Стародубровский, Л. Фрейнкман. Экономика переходного периода Часть 3 . Сборник избранных работ. 2003-2009. - М.: Издательство «Дело» АНХ,2010. - 816 с., 2010/ 3. Грошев В.А./ Грошев В.А Лабудин А.В.. Экономика и политика России в переходный период. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2009 года. Март - апрель 2010 года. Факультет экономической теории и политики: сборник докладов / под редакцией В.А. Грошева, А.В. Лабудина. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ,2011. - 263 с. - 2011 год . Егоров А.В. "Международная финансовая инфраструктура", М.: Линор, 2009. . ОНЮА. История экономики - 2011 год . Радыгина А.Д / Радыгина А.Д, Энтова Р.М. «В поисках институциональных характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже XX-XXI вв.)» в журнале «Вопросы экономики» (2008. № 8) . Эриашвили Н.Д “Финансовое право”. 3-е изд. - М.: 2011. - 572 с. 8. http://web.worldbank.org/ Группа всемирного банка 9. http://www.ifc.org/ "IFC" - международная финансовая корпорация . http://www.bis.org/ Официальный сайт БМР . http://www.ibec.int/ Международный банк экономического сотрудничества . http://www.ebrd.com/ Официальный сайт ЕБРР . http://www.eib.org/ Официальный сайт Европейского инвестиционного банка Скачать архив (17.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |