Главная » Экономика

Инновационные аспекты развития международного бизнеса

План
 
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты инновационного развития международного бизнеса
.1 Понятие и виды инноваций
.2 Международный опыт использования инноваций
.3 Роль МСБ в инновационном развитии экономики
Глава 2. Анализ инновационного развития международного бизнеса в Кыргызской Республике
.1 Опыт внедрения инноваций в бизнес Кыргызстана
.2 Проблемы инновационного потенциала бизнеса Кыргызстана
.3 Перспективы внедрения инноваций в бизнес КР
Заключение
Список литературы

Введение

Актуальность темы. Основной вектор современной глобальной конкуренции лежит в области динамично меняющихся преимуществ ее участников, обусловленных в первую очередь научно-техническими достижениями. Основа этих преимуществ - в уровне развития национальных инновационных систем, интегрирующих науку, инновационный бизнес, финансы и другие элементы инновационного процесса.

К началу XXI в. стало очевидно, что динамичное развитие инновационной сферы образует базу устойчивого экономического роста, по существу, проводя границу между богатыми и бедными странами. Формирование национальных инновационных систем как основного механизма саморазвития стало главным фактором долгосрочного роста стран - лидеров мировой экономики. Лидерами современного инновационного бизнеса являются крупные наукоемкие корпорации, располагающие собственной научной базой и реализующие инновационные проекты в глобальном масштабе. Малый инновационный бизнес, успешно осваивающий ряд новейших направлений научно-технического прогресса, является наиболее динамичной частью современного инновационного бизнеса.

В Кыргызской Республике на сегодняшний день проблемы в области инновационной деятельности достаточно широки - начиная от законодательной базы, создания инфраструктуры и до решения проблем информационно-образовательного уровня. Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот является одним из ключевых направлений подъема экономики, обеспечивающих реализацию национальных интересов Кыргызской Республики. Реализация возможностей научно-технического комплекса страны позволит обеспечить увеличение валового внутреннего продукта, создать новые производственные мощности, увеличить производительность и качество труда, и тем самым повысить престиж научно-технической деятельности.

Вышеизложенное и определяет актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы - изучить инновационные аспекты развития международного бизнеса, в частности в Кыргызской Республике.

В соответствии с целью в курсовой работы поставлены следующие задачи:

.Раскрыть экономическую сущность понятия и видов инноваций.

.Рассмотреть международный опыт использования инноваций.

.Показать роль МСБ в инновационном развитии экономики.

.Проанализировать опыт внедрения инноваций в бизнес Кыргызстана.

.Изучить проблемы инновационного потенциала бизнеса Кыргызстана.

. Определить перспективы внедрения инноваций в бизнес КР

Объектом исследования является инновационная деятельность Кыргызской Республики в целом.

Предметом курсовой работы является комплекс проблем развития инноваций, их влияние на развитие экономики республики.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты инновационного развития международного бизнеса
 
1.1 Понятие и виды инноваций

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике Кыргызстана как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. Для уточнения понятия «инновации» познакомим читателей с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.

Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.

Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход.

И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития.

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).

. Внедрение продукции с новыми свойствами.

. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Различают следующие виды инноваций:

Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

Организационные - совершенствование системы менеджмента.

Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

 
.2 Международный опыт использования инноваций

В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность, например Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7% ВВП, США - 2,8%, Япония - около 3,5%, страны с переходной экономикой тратят значительно меньше: Белоруссия - 0,7% ВВП, Россия - 1,04%. Однако в условиях кризиса мировой экономики на первый план выходит задача повышения эффективности использования средств, выделяемых предприятиям и научным коллективам. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности. Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard - EIS). Так же в 2007 году на основе метода анализа среды функционирования были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза.

На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы:

инновационные лидеры;

инновационные последователи;

страны-умеренные инноваторы;

догоняющие страны.

Глобальный инновационный индекс (Global Innovation Index <http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=data-analysis>) - обобщённый показатель для измерения уровня инноваций в стране, разработанный сообща Бостонской консалтинговой группой (БКГ), Национальной ассоциацией производителей (НАП) и Институтом Производства (ИП), независимым научно-исследовательским центром, аффилированным с НАП. Национальная ассоциация производителей считает этот показатель «крупнейшим и наиболее всеобъемлющим глобальным индексом своего рода».

Оценка Глобального инновационного индекса является частью крупного исследования, в котором рассматривались как коммерческие результаты инновационной деятельности в странах, так и активность правительств по поощрению и поддержке инновационной деятельности в своей государственной политике. Исследование включало опрос более 1000 руководителей высшего звена из компаний - членов Национальной ассоциацией производителей во всех отраслях производства, углублённые интервью с 30 руководителями и сравнения «инновационной привлекательности» 110 стран и всех 50 штатов США. Результаты исследований были опубликованы в докладе «Инновационный императив производства: как Соединенные Штаты могут восстановить свою привлекательность».

В докладе рассматривается не только эффективность в стране, но и то, что компании делают и пытались сделать для стимулирования инноваций. В нём учитываются новые политические показатели инновационной деятельности, включая налоговые льготы, политику в области иммиграции, образования и интеллектуальной собственности.

Последний раз показатель был опубликован в 2012 году. Чтобы ранжировать страны, в исследовании изучались как инновационные затраты, так и инновационная отдача. При оценке инновационных затрат рассматривалась фискальная политика правительства, политика в области образования и инновационной инфраструктуры. Для оценки отдачи учитывались патенты, передача технологий и другие результаты НИОКР, эффективность предпринимательской деятельности, например, производительность труда, общая прибыль акционеров, влияние инноваций на миграцию бизнеса и экономический рост.

Ниже приведен Глобальный инновационный индекс двадцати крупнейших стран (по уровню ВВП).

Таблица 1.

Глобальный инновационный индекс двадцати крупнейших стран

(по уровню ВВП)

Рейтинг

Страна

Суммарный балл

Инновационные затраты

Инновационная эффективность

1

РеспубликаКорея

2.26

1.75

2.55

2

США

1.80

1.28

2.16

3

Япония

1.79

1.16

2.25

4

Швеция

1.64

1.25

1.88

5

Нидерланды

1.55

1.40

1.55

6

Канада

1.42

1.39

1.32

7

Великобритания

1.42

1.33

1.37

8

Германия

1.12

1.05

1.09

9

Франция

1.12

1.17

0.96

10

Австралия

1.02

0.89

1.05

Сегодня, по результатам исследования «Глобальный индекс инноваций -2014» которое проводят международная бизнес-школа INSEAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), группу из 12 динамично развивающихся стран, среди которых есть республики СНГ, авторы исследования назвали «новыми новаторами»: Китай (29-е место), Малайзия (33-е), Молдова (43-е), Таиланд (48-е), Монголия (56-е), Украина (63-е), Иордания (64-е), Армения, (65-е), Вьетнам (71-е), Грузия (74-е), Индия (76-е) и Сенегал (98-е).

Как отмечают исследователи, эта группа государств демонстрирует рост инновационных достижений в результате улучшения инновационной инфраструктуры, повышения квалификации рабочей силы, интеграции с глобальными финансовыми рынками и развития делового сообщества.

Список десяти мировых лидеров в области инноваций практически не изменился по сравнению с прошлым годом. Если смотреть на этот список с точки зрения инновационной эффективности, то список выглядит следующим образом:

Таблица 2.

Глобальный инновационный индекс по инновационной эффективности

Рейтинг

Страна

Суммарный балл

Инновационные затраты

Инновационная эффективность

1

Швейцария

2.23

1.51

2.74

2

Республика Корея

2.26

1.75

2.55

3

Япония

1.79

1.16

2.25

4

США

1.80

1.28

2.16

5

Исландия

2.17

2.14

2.00

6

Люксембург

1.54

0.94

2.00

7

Ираландия

1.88

1.59

1.99

8

Гонконг

1.88

1.61

1.97

9

Сингапур

2.45

2.74

1.92

10

Швеция

1.64

1.25

1.88

Из центральноазиатских государств Казахстан - на 79-м месте, Узбекистан - на 128-м, Таджикистан - на 137-м.

Кыргызстан имеет крайне недостаточную инвестиционную привлекательность, по многим международным индексам отмечено ее снижение.

По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), в 2012 году Кыргызстан занимает 111 место из 132 стран в рейтинге вовлеченности в мировую торговлю.

Согласно индексу глобальной конкурентоспособности экономики 2012/2013 Кыргызстан находится на 127 месте из 144 стран.

Проводимая работа по снижению административной нагрузки на бизнес позволила Кыргызстану улучшить условия ведения бизнеса. Проведение реформ в области упрощения процедур по легкости открытия бизнеса Кыргызская Республика занимает 12 место в мире благодаря реализации проекта по внедрению автоматизированной системы регистрации юридических лиц по принципу единого окна, что позволило сократить процедуры, снизить стоимость и время для предпринимателей при регистрации юридического лица.

В рейтинге инноваций Кыргызстан занял 112-е место среди 143 стран, что свидетельствует о слабых позициях страны по ведению бизнеса. По сравнению с прошлым годом наша республика поднялась  <http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=data-analysis>в рейтинге на 5 позиций. Повышение показателей страны в данном рейтинге произошло за счет проводимых реформ в области стабилизации макроэкономической среды, оптимизации государственных учреждений и улучшения качества инфраструктуры путем строительства новых и реабилитации имеющихся автомобильных дорог.

Однако в 2012 году Кыргызстан был на 107-м месте, так что нынешний показатель не самый лучший.

 
.3 Роль МСБ в инновационном развитии экономики
 
Повышение глобальной конкурентоспособности становится важнейшей задачей экономической политики. Опыт промышленно развитых и развивающихся стран показывает, что распространение знаний и развитие инновационных процессов являются ключом к успешному развитию экономики. Именно малым и средним предприятиям предстоит сыграть важнейшую роль в этом процессе, обеспечивая постоянное совершенствование продукции, процессов, технологий и организации.

В самом широком плане существует два вида МСБ с точки зрения их отношения к инновациям и знаниям: это предприятия, которые создают инновационный продукт и те, которые им пользуются. И если первая категория весьма немногочисленна, то вторая составляет абсолютное большинство. Однако любая фирма, какой бы малой она не была, и какой бы простой деятельностью она не занималась, способна извлечь выгоду из достижений технического прогресса и инноваций.

В этом смысле доступ к новым технологиям имеет решающее значение для конкурентоспособности МСБ. Для характеристики инновационной активности применяется показатель доли инновационных предприятий, т.е. тех, кто осваивает новую продукцию или новые технологии. В странах ОЭСР показатель доли инновационных предприятий в промышленности составляет 53%, в Кыргызстане этот показатель значительно меньше. Инновационно активное предприятие в Кыргызстане существенно отличается от западного, работающего в условиях высококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Кыргызстан же заметно отстает от стандартов качества международного рынка.

В этой связи можно выделить три типа кыргызских предприятий в зависимости от характера и масштаба инноваций:

тип - предприятия, работающие на международном уровне - это единичные предприятия, как правило, в сфере информационных технологий;

тип - предприятия, работающие на уровне требований рынка СНГ - это предприятия, продукция которых предназначена в основном для рынка СНГ и лишь частично продающих продукцию за рубежом. Внедряемые там инновации влияют в основном не на обновление производства, а на улучшение финансового положения и других сторон работы предприятий, например, ТД «Куликовский», ЗАО «Шоро», ОАО «Бишкексут» и др.

тип - предприятия, не занимающиеся нововведениями - это мелкие и средние предприятия с устаревшей материальной базой, незагруженными производственными мощностями, не выходящие на внешний рынок. К данному типу относится большинство предприятий республики.

Важным фактором развития инновационной активности является качество рабочей силы. Более высокое качество рабочей силы, характеризующееся более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке. Качество рабочей силы определяет способность фирмы осуществлять собственные НИОКР или копировать новые продукты у других фирм.

Компания, использующая принципы обучающейся организации, становится привлекательным местом работы для высококвалифицированных творческих работников, улучшает отношения с заказчиками и партнерами. Особая роль в этом принадлежит науке. Поэтому она должна быть тесно интегрированной в производство, стать участником инновационного цикла разработки, распространения и использования инноваций. О конкурентных возможностях можно судить по показателям относительной доли рынка, контролируемой компанией, скорости реакции на изменение рыночной ситуации и т.п. Технические возможности обусловлены параметрами оборудования, технологической схемой производства и т.п. Особо следует отметить возможности организационной культуры в продвижении инноваций и роль сильного руководства в создании такой культуры.

Глава 2. Анализ инновационного развития международного бизнеса в Кыргызской Республике
 
.1 Опыт внедрения инноваций в бизнес Кыргызстана

Специфика социально-экономического развития Кыргызстана в последние два десятилетия состоит в сосредоточении основного внимания на создании законодательной базы и необходимых условий для успешного продвижения рыночных реформ. Когда развитые западные страны направили свои основные усилия и финансовые ресурсы на обеспечение перехода к инновационному пути развития и заметно продвинулись по пути технологического обновления, Кыргызстан был вынужден сконцентрироваться на решении проблем перехода от административно-командной к рыночной экономике: на разработке и принятии законодательной базы радикальных экономических реформ, приватизации государственных предприятий основных отраслей народного хозяйства, формировании основ рыночных механизмов хозяйствования и др.

Малый и средний бизнес в республике с каждым годом наращивает обороты, что оказывает значительное влияние на формирование структуры рыночной экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджета как республики, так и местных органов власти, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

Уже на протяжении нескольких лет комплексный подход к решению проблем предпринимательского сообщества, непрерывный последовательный курс государства на динамичное развитие и поддержку бизнеса позволили за последние 15 лет увеличить долю МСБ в ВВП с 34,1% в 1997 г. до 42% в 2012 г.

По состоянию на 1 января 2014 года в республике функционировало 12 тысяч малых и средних предприятий, в которых занято около 384,5 тыс.человек (без учета крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей).

За годы независимости в Кыргызстане, в основном, была сформирована законодательная база и созданы отдельные государственные органы, в функции которых были заложены вопросы развития инноваций. При этом необходимо отметить, что инновационная направленность кыргызских предприятий находится лишь в стадии формирования. В основном, это касается крупных предприятий, финансовые ресурсы которых позволяют создавать условия для внедрения инноваций на производстве.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности имеет исключительно важное значение для обеспечения инновационного развития и функционирования МСБ. На протяжении нескольких лет были приняты различные нормативно-правовые акты, определяющие основы инновационного развития. В Законе Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности» от 26 ноября 1999 года №128, где определены цели и принципы государственного регулирования инновационной деятельности, состав, структура и организация государственной сетевой инновационно-инвестиционной инфраструктуры, правовые, экономические и социальные условия инновационной деятельности, направленные на реализацию накопленных и освоенных достижений (знаний, технологий) с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.

Другими основными правовыми актами инновационного развития Кыргызстана являются:

«О науке и об основах государственной научно-технической политики»;

«О защите прав предпринимателей»;

«О государственной поддержке малого предпринимательства»;

и другие.

Кроме того, был утвержден ряд стратегических документов в сфере инноваций:

Национальная стратегия развития интеллектуальной собственности и инноваций в Кыргызской Республике на 2012-2016 годы;

Концепция государственной инновационной политики Кыргызской Республики на 2003-2005 годы;

Концепция технического и технологического перевооружения производства Кыргызской Республики на 1998-2000 годы;

Государственная программа развития системы интеллектуальной собственности Кыргызской Республики на период 2000-2010 годы «Интеллект»;

Государственная программа реформирования науки в Кыргызской Республике на 2003-2005 годы;

Государственная программа реформирования науки в Кыргызской Республике на 1999-2005 годы;

Программа развития системы научно-технической информации в Кыргызской Республике на 2004- 2010 годы;

Программа развития научно-инновационной деятельности в Кыргызской Республике и др.

Вышеуказанный перечень нормативных документов показывают, что в Кыргызстане существует определённая нормативная база, разработаны и приняты к исполнению ряд стратегических документов. Однако, анализ качественного состояния нормативной базы, регулирующей инновационное развитие и её сопоставление, указывает на фрагментарный характер, что является следствием отсутствия методологических подходов, позволяющих обеспечить комплексность формирования цельной инновационной модели экономического роста. Указанная фрагментарность проявляется в регулировании лишь отдельных сегментов инновационного развития и использовании лишь некоторых рычагов из всего арсенала стимулирующих мер, апробированных в мировой практикой.

Законодательные и нормативные акты носят в основном рамочный характер, устанавливая лишь самые общие принципы, цели и задачи инновационного развития, без определения конкретных механизмов и рычагов по их реализации.

Другой отличительной особенностью нормативно-правовой базы инновационной деятельности является отставание законодательных инициатив, а также изменений в правовых актах от динамики, характерной для переходного периода к обществу, основанному на знаниях. К сожалению, законодательство в этой области не носит необходимого упреждающего характера.

Основополагающий закон КР «Об инновационной деятельности», принятого в 1999г., призванный ускорить технический прогресс и создать благоприятные условия для предпринимательства, хотя и остаются в силе, спустя 14 лет отдельные нормы его устарели и более не отвечают требованиям времени. Если посмотреть сам закон, то на протяжении 14-ти лет ни одним госорганом не были ни разу внесены изменения или дополнения. Это свидетельствует о том, что этот закон не действенный -либо всех всё устраивает, либо никакие нормы закона не исполняются или вообще не нужны. В этом законе имеются такие нормы как «формирование национальной инновационной доктрины», «создание государственной инновационно-инвестиционной сети», «организация инновационно-инвестиционной структуры», «государственные инновационно-инвестиционные комплексы», «инновационные отделы», «Центры передовой техники и новых технологий», «государственный инновационный фонд», которые в большинстве случаев отсутствуют или существует не в том виде, как предусматривалось законом. Поэтому данный закон надо пересмотреть и внести изменения с учетом достигнутых результатов на сегодняшний день в сфере инноваций, полученного положительного и отрицательного опыта реализации данного закона и предусмотреть специальные механизмы и способы содействия внедрению инноваций, особенно в сфере МСБ.

Либо необходимо разработать подзаконные акты, где будут заложена реализация всех норм закона.

Однако реальное действие разработанных и принятых законодательных актов в инновационной сфере в значительной мере нейтрализуется неразвитостью рыночных отношений, низкой степенью зрелости конкурентной среды, неоправданной бюрократизацией исполнительной власти, ограниченностью финансовых ресурсов, необходимых для создания благоприятных условий функционирования инновационных МСБ, высокими рисками, незначительной вовлечённостью в мировое интеллектуальное пространство, отсутствием соответствующей инфраструктуры, низкой инновационной культурой и инерционностью экономического мышления.

Согласно данным Нацстаткомитета КР динамика инновационных достижений не очень хорошая. Заметно сокращение количества предприятий, выпускавших инновационную продукцию (с 35 в 2008г. до 15 в 2011г.).

Фактически в 2011г. выпущено всего лишь 71 новых видов продукции, 44 из которых приходится на производство пищевых продуктов, включая напитки и табака. Среди них, сухие сливки, новые виды безалкогольных и алкогольных напитков, фруктовых и овощных соков, лапша быстрого приготовления. Также освоен выпуск новых видов центрифуг, плазмоэкстракторов, иглоотсекателей, фотореле, новые виды детской мебели, стенок для детских садов, меховых изделий.

Рис.1 .Число предприятий, выпускающих инновационную продукцию, ед.

Наиболее активная инновационная деятельность отмечается на предприятиях по производству пищевых продуктов (14 предприятий - 10,2% от общего числа обследованных предприятий). Низкая инновационная активность и ограниченное распространение инноваций отмечается на предприятиях по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви, обработки древесины и производству изделий из дерева, резиновых и пластмассовых изделий, целлюлозно-бумажного производства и издательской деятельности.

Разработку и внедрение технологических инноваций в промышленности Кыргызстана в 2011г. осуществляли 38 предприятий, или 6,3% от числа обследуемых. На 15 промышленных предприятиях инновационные процессы завершены и выпускается промышленная продукция, на остальных имели место процессные инновации, а также инновационные процессы, находящиеся в стадии завершения. Доля предприятий, осуществляющих исследования и разработки, приобретение новых технологий и программных средств, производственное проектирование, обучение и подготовку персонала незначительна.

Рис.2. Число предприятий по видам инновационной деятельности в 2011г.,ед.

Объем инновационной продукции по уровню новизны в 2011г. составил 369,8 млн. сом., в основном эта была продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся технологическим изменениям в течение 3 лет.

Затраты на технологические инновации в промышленности весьма незначительны и явно несоизмеримы с реальными потребностями отечественной экономики в обновлении основных производственных фондов и расширении производства принципиально но вой конкурентоспособной продукции. Согласно той же официальной статистике доля предприятий, осуществляющих исследования и разработки, приобретение новых технологий и программных средств, производственное проектирование, обучение и подготовку персонала не значительна. В основном предприятиями (большая часть обрабатывающей отрасли) приобретаются машины и оборудование.

В 2011г. затраты на технологические и маркетинговые инновации составили 505,2 млн. сом.

Наблюдается тенденция роста тех видов инновационной деятельности, которые непосредственно связаны с внедрением нововведений, приобретением овеществленных технологий. Так, приобретение машин и оборудования в 2011г. осуществляли 24 предприятия (63,2% от общего числа инновационно-активных предприятий), при этом затраты составили 493,8 млн.сомов (97,8% от общих затрат натехнологические инновации). Исследования и разработки осуществляло лишь одно предприятие, которое затратило на эти цели 4,7 млн.сом.

Производственное проектирование осуществлялось 3 предприятиями, которыми на подготовку производства к выпуску новых видов изделий затрачено 1,7 млн. сом.

Маркетинговые исследования проводились только на 5 предприятиях, что не отвечает современным требованиям инновационного развития экономики, тем более, что объемы реализации инновационной продукции остаются невысокими.

В основном, финансирование осуществлялось за счет собственных средств предприятий - 475,4 млн. сом. (94,1% от всех затраченных средств), 5,5% - иностранные инвестиции. Финансирование предприятий с государственной долей собственности не осуществлялось.

Объем инновационной продукции по уровню новизны в 2011г. составил 369,8 млн. сом. и в основном эта была продукция, вновь внедренная или подвергавшаяся технологическим изменениям в течение 3 лет.

Рис.3. Объем инновационной продукции по уровню новизны в 2011 г., %

Экспортная составляющая инновационной продукции в 2011г. также незначительна. Всего отгружено инновационной продукции на экспорт на сумму 102,5 млн.сом. или 27,5% от общего объема отгруженной инновационной продукции (в 2010г. - 36,9%), и вся эта продукция была направлена в страны СНГ. 76% экспортированной продукции приходится на предприятия по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Территориально наиболее активно внедряются инновационные процессы в промышленно развитых зонах г. Бишкек и Чуйской области - на 29 предприятиях (76,3% от общего числа инновационно-активных предприятий). В то же время, ни одним предприятием Баткенской области и г. Ош инновации в производственные процессы в 2011г. не внедрялись.

В Кыргызстане значительно позже созрели объективные условия и возможности для серьёзных качественных изменений в технологическом развитии. Более того, сохранилось еще действие ряда характерных для переходной экономики политических, экономических и социальных факторов, которые серьёзно тормозят переход к инновационной модели экономического роста, расширение сектора МСБ и его более активное вовлечение в инновационный процесс.

Заметные сдвиги в инновационном развитии Кыргызстана пока не наблюдаются. За годы независимости, в основном, была сформирована законодательная база и созданы отдельные государственные органы, в функции которых были заложены вопросы развития инноваций. Необходимо отметить, что инновационная направленность кыргызских предприятий находится лишь в стадии формирования. И в основном это крупные предприятия, т.к. их финансовые ресурсы позволяют создавать условия для внедрения инноваций на производстве.

2.2 Проблемы инновационного потенциала бизнеса Кыргызстана

В 2012 году Национальным институтом стратегических исследований Кыргызской Республики проведено исследование посвященное использованию инноваций в развитии малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане. На основе определены перспективы его дальнейшего развития в стране и выработаны конкретные адресные рекомендации по его усилению.

В основу исследования заложены цели и задачи, определенные Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы - создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности, содействие модернизации экономики через передовые технологии.

Развитие предпринимательской активности, малого и среднего бизнеса должно стать приоритетным направлением работы государственных органов. По мнению директора Национального института стратегических исследований КР Таланта Султанова, «развитие экономики Кыргызстана невозможно без развития его малого и среднего бизнеса (МСБ), доля которого в ВВП республики сегодня превышает 40%, без внедрения в эту сферу деятельности передовых технологий, использования потенциала инноваций, создания благоприятных, прежде всего правовых условий для его процветания».

В рамках исследования был проведен экспертный опрос по оценке инновационного потенциала МСБ Кыргызстана. В анкетировании приняли участие эксперты: экономисты, аналитики, менеджеры, отраслевые руководители. Респондентам были заданы вопросы относительно наиболее инновационной отрасли в Кыргызстане на сегодняшний день, мер необходимых со стороны государства для повышения инновационного потенциала МСБ, мер необходимых со стороны предпринимателя для развития своего инновационного потенциала, основных факторов, влияющих на развитие инновационного потенциала МСБ, наиболее инновационно привлекательных отраслей и продуктов в Кыргызстане в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

В результате опроса было выявлено, что основной проблемой внедрения инноваций на предприятиях республики является низкая квалификация и ответственность персонала, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие подготовки многих специальностей в профессионально-технических лицеях республики. Важным барьером для внедрения инноваций является отсутствие финансовых средств, достаточно высокая дороговизна кредитов в местных банках, при этом собственные средства идут только на покрытие новых заказов. Еще одной проблемой, которая ограничивает инновации предприятия, является отсутствие рынка сырья в Кыргызстане. Относительно политики государства было отмечено, что государство никак не влияет на инновационную деятельность компании, более того оно ведет нечестную фискальную политику по отношению к производителям. Предпринимателям было бы выгоднее, если государство меньше вмешивалось в их деятельность.

В целом инновационный потенциал МСБ в КР респонденты оценивают как средний или ниже, достаточно конкурентный на рынке СНГ. В качестве перспективных отраслей и продуктов в краткосрочной перспективе эксперты отмечали швейную отрасль, малые ГЭС, горнорудную отрасль, сельхозпереработку. В долгосрочной перспективе - информационно-компьютерные технологии, а именно разработку программного обеспечения и экспорт воды, как бутилированной, так и поливной. Наиболее инновационно развитыми в Кыргызстане являются услуги такси, конкуренция вынудила их быть более эффективными и внедрять ноу-хау, которых в СНГ и даже во многих развитых странах нет. Здесь внедрены GPS-трекеры, СМС оповещения и многое. В Бишкеке услуги такси оказались самыми инновационными и недорогими в странах СНГ. Кроме этого наиболее инновационной отраслью в республике считается швейная промышленность и информационно-компьютерные технологии.

Эксперты отметили, что предприниматели с большой настороженностью ожидают вступление Кыргызстана в Таможенный Союз, что повлечет за собой подоражание сырья из Китая в несколько раз, в результате чего может быть утеряно конкурентное преимущество.

Большинство компаний не стремятся разрабатывать и внедрять инновации. Частично это объясняется тем, что бизнес слабо представляет выгоды от инновациионной деятельности.

Основными препятствиями на пути активного развития бизнеса в Кыргызстане, являются:

недостаток у субъектов предпринимательства собственных финансовых ресурсов/отсутствие стартового капитала;

недоступность кредитных средств;

недостаточная из-за высокого риска привлекательность долгосрочных вложений для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов, а также населения, имеющего свободные средства;

отсутствие развернутой инфраструктуры инновационного рынка, отвечающей требованиям товаропроизводителей;

МСБ испытывают значительную нехватку производственных и офисных помещений.

Основной формой инноваций остаются процессные инновации - инновационная деятельность кыргызских предприятий выражается преимущественно в создании отдельных новых продуктов. Отсутствие собственных инноваций, постоянная технологическая зависимость Кыргызстана приводят не только к снижению конкурентоспособности экономики, но и становятся барьером для достижения более высоких показателей социально-экономического развития. Открытие рынка для зарубежных товаров привело к падению спроса на национальную наукоемкую продукцию, вытеснению ее с внутреннего рынка. В ряде отраслей отставание приобретает необратимый характер, а требуемые затраты на освоение и поддержание современного технологического уровня настолько велики, что часто становится выгоднее импортировать готовую продукцию из-за рубежа. В условиях уменьшения спроса на инновационную продукцию организации резко сокращают объемы производства наукоемкой продукции, отдавая приоритет в производстве технически более простой и дешевой.

Существующий уровень развития науки и научные достижения Кыргызстана не обеспечивают в достаточной мере потребности социально-экономического развития страны. За годы независимости страна частично утратила накопленный за прошлые годы научный потенциал. Несмотря на небольшой количественный рост числа работников, занятых в научных исследованиях и разработках, результаты научных исследований не имеют достаточно высокой научной ценности, не соответствуют лучшим мировым достижениям, не находят должного практического применения в экономике страны. Имеется дефицит молодых научных кадров, что приводит к потере преемственности. Наблюдается отток высококвалифицированных специалистов из страны.

Непонимание необходимости в инновациях наблюдается и среди населения. Большая часть населения не осознают необходимость в инновационной деятельности в качестве двигателя экономического развития, чаще всего предприниматели применяют уже существующие и опробованные методы в производстве. В оправдание низкой инновационной активности, они указывают на отсутствие источников финансирования, высокие расходы на инновации и экономический риск.

.3 Перспективы внедрения инноваций в бизнес КР

 
МСБ более чувствительны к инновациям и благодаря своему динамизму в значительной мере обеспечивают быстрое техническое перевооружение и реструктуризацию производства на современной научно-технической основе. Основное преимущество МСБ перед крупными компаниями и корпорациями состоит в мобильности малого и среднего бизнеса, его чувствительности к наименьшим изменениям рыночной ситуации и быстрой реакции на них. В МСБ количество управленческих звеньев невелико и важные решения принимаются достаточно быстро. Как показывает зарубежный опыт, малые инновационные предприятия имеют более высокие показатели эффективности НИР. В частности, отношение количества нововведений к численности научного персонала в них выше в 4 раза, чем в крупных организациях, а количество нововведений на 1 долл. затрат на НИР - в 24 раза.

За рубежом, практически во всех развитых индустриальных странах, есть система государственного стимулирования инновационной деятельности МСБ. Так, во Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на рост международной конкурентоспособности страны, реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям, участвуя в их затратах путем дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и консультирования.

Поддержкой и обучением сотрудников малых предприятий занимается Ассоциация содействия развитию промышленности (APRODI), созданная при Министерстве промышленности и торговли Франции.

Специальное акционерное общество SOFARIS (Societe Francaise de Garantie des Petits et Moyennes Enterprises), включающее 12 региональных агентств и коммерческие банки, располагая капиталом почти в 2 млрд. франков, оказывает помощь малым предприятиям по линии модернизации оборудования и международной кооперации, а также имеет специальный фонд для кредитования их исследовательских проектов, разработок новых продуктов и выведения их на рынок. Во Франции существует также региональная сеть внедренческих центров и организаций, трансфертных центров по передаче технологий и фирм типа «инкубаторов».

Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития МСБ, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль; система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности. За годы реформ, благодаря продуманной государственной политике, Китай осуществил чрезвычайно быстрый переход от общества консервативного промышленного уклада к обществу высокой науки и технологий.

Исходя из политики страны, определенной в Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017гг., одним из приоритетных направлений является улучшение конкурентоспособности страны при помощи инноваций.

Для создания и генерирования инноваций у субъектов МСБ могут быть различные возможности.

Во-первых, внедрение инноваций собственными усилиями субъектов МСБ, т.е. создание собственных научных центров путем кооперирования с другими фирмами и организациями, вместе с которыми возможен поиск инновационных решений для своей деятельности и для повышения конкурентоспособности на национальном и международном рынке.

По своему масштабу и возможностям, которые вытекают из этого, малые и средние предприятия почти не в состоянии осуществлять собственные инновационные разработки, а создание личных исследовательских лабораторий почти немыслимо. Таким образом, более реальными возможностями остаются либо совместные разработки, либо институционализированная разработка инноваций и их предоставление предприятиям.

Во-вторых, на государственном уровне необходимо обеспечить большую поддержку развитию национальной инновационной политики, улучшить координацию между институтами, стратегическими документами, административными и финансовыми инструментами, имеющими влияние на инновационную систему.

В-третьих, необходим пересмотр и переработка нормативной правовой базы в сфере инноваций (в частности, закон КР «Об инновационной деятельности», нормы которого отчасти устарели, не были реально применимы и требуют значительных государственных вложений).

В-четвертых, стимулировать разработку и реализацию новых крупных инновационных проектов при участии нескольких субъектов МСБ или совместно с крупными компаниями, т.е. осуществить объединение группы разработчиков для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции.

Кыргызпатенту необходимо сформировать Единый государственный реестр по учету заявок на поддержку инновационных проектов в целом, в т.ч. и МСБ (поступление заявок и их кодификация, проведение предварительной экспертизы, привлечение финансовых ресурсов из внебюджетных источников и др.).

В-пятых, ввиду отсутствия государственных средств на финансирование инновационных проектов, предлагается Кыргызпатенту активизировать поиск и эффективное использование внебюджетных источников для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (совершенствование системы внебюджетных отраслевых и межотраслевых фондов для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в рамках инновационных программ и проектов). Необходимо развить системы поощрения финансирования технологической инновационной деятельности из внебюджетных источников - средств частных инвесторов, стратегических партнеров и собственных средств хозяйствующих субъектов.

В-шестых, Кыргызпатенту необходимо проработать вопрос поддержки и стимулирования инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет предоставления гарантийных залоговых резервов под реальные активы (высоколиквидные материальные и финансовые активы государства, например, пакеты акций), а также посредством субсидирования части процентных ставок по кредитам коммерческих банков.

В-седьмых, привлечение льготных кредитных средств банков и микрофинансовых организаций для обеспечения долгосрочного финансирования инновационной (модернизационной) экономики.

Например, любой коммерческий банк разрабатывает Программу «Финансирование инноваций», где будут указаны предполагаемые средства и условия выдачи приемлемых кредитов под инновационные и модернизационные проекты субъектов МСБ.

Также возможно рассмотрение выделения государственных средств из бюджета, направляемых на субсидирование процентной ставки по кредитам субъектам малого и среднего инновационного предпринимательства.

В-восьмых, стимулирования развития малого и среднего инновационного бизнеса через снижение налогового бремени. Ввиду существующего дефицита государственного бюджета в стране, снижать уровень налоговых поступлений конечно же не реально. Поэтому необходимо внести изменения в действующее законодательство с целью создания благоприятных лизинговых условий в отношении уникального наукоемкого оборудования для предприятий, внедряющих инновационные технологии и специализирующихся на выпуске высокотехнологичной продукции.

В-девятых, особенно значительной должна быть роль государства в создании технопарков, технополисов, инновационных центров, основным инвестором которых должен быть на первоначальном этапе государственный сектор.

Первоначальная инвестиционная поддержка государства в процессе становления этих учреждений может быть заменена другими формами поддержки и, прежде всего, льготами по налогам.

В-десятых, эффективно было бы обеспечить безвозмездную передачу или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий (в первую очередь для МСБ, а также для создания научной инфраструктуры в регионах).

В-одиннадцатых, важно разработать и внедрить механизмы более «открытого» таможенного регулирования в отношении кыргызских инновационных предприятий, создаваемых и функционирующих самостоятельно. Одним из таких механизмов может быть снижение таможенных пошлин на ввозимое специализированное научное оборудование, не имеющее отечественных аналогов (в рамках общей стратегии снижения таможенных платежей на ввозимое технологическое оборудование).

Необходимо также проведение углубленного анализа влияния вступления Кыргызстана в Таможенный союз на инновационный процесс в стране.

В-двенадцатых, повышение уровня участия субъектов малого и среднего инновационного бизнеса в размещении государственных и муниципальных заказов.

Для этого необходимо разработать и внести изменения в действующее законодательство в части ужесточения мер ответственности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение требований к доле таких заказов. Кроме того, целесообразно рассмотреть возможность применения к крупным предприятиям требований по обязательному привлечению субъектов малого инновационного предпринимательства в качестве соисполнителей по государственным и муниципальным контрактам. Также необходимо будет разработать специальные рекомендации по участию МСБ в конкурсе по размещению государственного и муниципального заказа. Предлагается организовать мониторинг размещения заказов у субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства с участием представителей деловых ассоциаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей.

В-тринадцатых, целесообразно создание современной информационной инфраструктуры, способствующей распространению знаний и технологий среди субъектов технологической инновационной деятельности - возможность получить доступ к информационным базам для поиска нужного продукта; пакет услуг технологического аудита и маркетинга, начиная от коммерческой оценки технической идеи и кончая созданием опытных образцов, исследованиями рынков сбыта, оказание консультационных услуг.

В-четырнадцатых, необходима пропаганда важности и перспективности инновационной деятельности в средствах массовой информации.

В-пятнадцатых, необходимо повысить образовательный уровень через обновление учебных программ (внедрение курсов инновационного менеджмента, широкое использование новых образовательных и информационно-телекоммуникационных технологий, подготовка и переподготовка кадров в области инновационной деятельности, развитие системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности на базе ВУЗов, участие ученых системы образования в создании наукоемких технологий) и улучшить кадровый потенциал специалистов по инновациям (тренинги и непрерывное повышение квалификации финансовых и технологических менеджеров, технических специалистов и государственных служащих). Эти меры поднимут на качественно новый уровень исследовательскую работу студентов и позволят пополнить научный потенциал страны.

Рациональное сочетание государственного и предпринимательского секторов позволит активизировать инновационную деятельность, наращивать объемы производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Наиболее значимыми, с точки зрения повышения конкурентоспособности производства, приоритетными направлениями инновационного развития являются: ресурсосбережение, увеличение доли продукции высокой степени переработки, обеспечение необходимой динамики обновления технологий, автоматизация, сертификация технологий и продукции, экологичность.

Приоритетом должны пользоваться важнейшие инновационные проекты государственного значения, высокоэффективные и быстро окупаемые, в реализации которых государство может участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя часть риска.

Заключение

В заключении курсовой работы можно сделать следующие выводы:

.В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.

2. Повышение глобальной конкурентоспособности становится важнейшей задачей экономической политики. Опыт промышленно развитых и развивающихся стран показывает, что распространение знаний и развитие инновационных процессов являются ключом к успешному развитию экономики. Именно малым и средним предприятиям предстоит сыграть важнейшую роль в этом процессе, обеспечивая постоянное совершенствование продукции, процессов, технологий и организации.

В самом широком плане существует два вида МСБ с точки зрения их отношения к инновациям и знаниям: это предприятия, которые создают инновационный продукт и те, которые им пользуются. И если первая категория весьма немногочисленна, то вторая составляет абсолютное большинство. Однако любая фирма, какой бы малой она не была, и какой бы простой деятельностью она не занималась, способна извлечь выгоду из достижений технического прогресса и инноваций.

В этом смысле доступ к новым технологиям имеет решающее значение для конкурентоспособности МСБ. Для характеристики инновационной активности применяется показатель доли инновационных предприятий, т.е. тех, кто осваивает новую продукцию или новые технологии.

. В Кыргызстане значительно позже созрели объективные условия и возможности для серьёзных качественных изменений в технологическом развитии. Более того, сохранилось еще действие ряда характерных для переходной экономики политических, экономических и социальных факторов, которые серьёзно тормозят переход к инновационной модели экономического роста, расширение сектора МСБ и его более активное вовлечение в инновационный процесс.

Заметные сдвиги в инновационном развитии Кыргызстана пока не наблюдаются. За годы независимости, в основном, была сформирована законодательная база и созданы отдельные государственные органы, в функции которых были заложены вопросы развития инноваций. Необходимо отметить, что инновационная направленность кыргызских предприятий находится лишь в стадии формирования. И в основном это крупные предприятия, т.к. их финансовые ресурсы позволяют создавать условия для внедрения инноваций на производстве.

4. Основными препятствиями на пути активного развития бизнеса в Кыргызстане, являются:

недостаток у субъектов предпринимательства собственных финансовых ресурсов/отсутствие стартового капитала;

недоступность кредитных средств;

недостаточная из-за высокого риска привлекательность долгосрочных вложений для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов, а также населения, имеющего свободные средства;

отсутствие развернутой инфраструктуры инновационного рынка, отвечающей требованиям товаропроизводителей;

МСБ испытывают значительную нехватку производственных и офисных помещений.

5. Исходя из политики страны, определенной в Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017гг., одним из приоритетных направлений является улучшение конкурентоспособности страны при помощи инноваций.

Наиболее значимыми, с точки зрения повышения конкурентоспособности производства, приоритетными направлениями инновационного развития являются: ресурсосбережение, увеличение доли продукции высокой степени переработки, обеспечение необходимой динамики обновления технологий, автоматизация, сертификация технологий и продукции, экологичность.

Приоритетом должны пользоваться важнейшие инновационные проекты государственного значения, высокоэффективные и быстро окупаемые, в реализации которых государство может участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя часть риска.


Скачать архив (427.5 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: