Главная » Экономика |
Оглавление Введение Глава 1. Формы международного бизнеса 1.1 Характеристика международного бизнеса в системе международных экономических отношений 1.2 Характеристика форм международного бизнеса Глава 2. Методы международного бизнеса 2.1 Деловые методы в международном бизнесе 2.2 Кросс-культурные методы в международном бизнесе Глава 3. Формы и методы международного бизнеса компаний "Хьюлетт-Паккард" и "Бритиш Петролиум" 3.1 Краткая характеристика компании "Хьюлетт-Паккард" 3.2 Характеристика компании "Бритиш Петролиум" 3.3 Сравнительный анализ форм и методов деятельности компаний Заключение Список литературы Введение Учитывая активный процесс интеграции Украине в международные экономические отношения, изучение мировых оффшорных финансовых центров и анализ особенностей использования оффшорных институтов на современном этапе развития мировой экономики приобретает приоритетное значение для нашей страны. На современном этапе развития общества на первый план вышли проблемы, связанные с интернационализацией и глобализацией мировой экономики. Принципиально новым явлением в международной экономике стало возникновение самостоятельного наднационального финансового сегмента - мирового финансового рынка, сочетающего в своеобразных формах рынки отдельных стран. Это явление выступает как результат и одновременно как один из важнейших признаков глобализации мирового хозяйства. Другими словами, в области финансов глобализационный процесс уже привел к образованию адекватной ему и автономной отрасли экономики - мирового финансового рынка - финансовой системы, которая все более отчетливо проявляет признаки глобальности. Внутри этой системы движутся мировые финансовые потоки, формируется густая сеть постоянных, устойчивых связей между участниками, соотносятся спрос и предложение на финансовые ресурсы во всемирных масштабах. Сформировались и развиваются оффшорные финансовые центры - финансовые центры нового типа, которые являются пунктами управления мировыми финансовыми потоками и мировыми рынками, это финансовые центры нового типа за пределами развитых стран. Создание и развитие Европейского Союза ускорило новый процесс - интеграцию европейских финансовых центров. Они стали гораздо более чем раньше сходны друг с другом по составу участников, проводимым операциям, используемым финансовым инструментам. международный бизнес форма метод Изучение опыта применения оффшорных финансовых центров в международных экономических отношениях чрезвычайно важно для нашей страны в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности российскими компаниями, а также на макроэкономическом уровне при налоговом планировании и создании благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации. Целью настоящей работы является исследование форм и методов международного бизнеса и его места в системе международных экономических отношений. Задачи исследования: рассмотреть место международного бизнеса в системе международных экономических отношений; выявить механизм регулирования международного бизнеса; определить механизм функционирования международного бизнеса; Объектом исследования является механизм развития и функционирования международного бизнеса в системе международных экономических отношений. Предметом исследования выступают оффшорные финансовые центры и их практическое использование российским оффшорным бизнесом. Глава 1. Формы международного бизнеса 1.1 Характеристика международного бизнеса в системе международных экономических отношений Международная торговля - старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще за долго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение. Своеобразие этих процессов в послевоенный период особенно рельефно открывается при анализе долгосрочных тенденций, особенностей, форм и методов совместной торговли. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. В этой связи значительный интерес представляет изучение регулирования торговых отношений. Особую значимость эта проблема имеет для Украины и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле. Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля опосредующая движение всех межгосударственных товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам. Под термином "внешняя торговля" понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т.п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных - нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу. Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена: когда иные направления экономической теории еще небыли развиты. Доктрина меркантилизма была с XVI века до середины XVIII века, тогда международное разделение труда было преимущественно ограничено двухсторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность еще не оторвалась от национальной почвы и торговля в основном носила типичный, обоснованный особенностями климата, характер. Меркантилисты утверждали, что государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. Но если все страны будут придерживаться такой доктрины, то о международной торговле не может идти и речи и такая теория может привести только к абсурду, как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях. Автором теории Принципа абсолютного преимущества (absolut advantage) явился польский ученый экономист Адам Смит. Его теория основывалась на "выгодности" производства товара внутри страны и продаже его другой стране, где он производится с большими затратами. Страна 1 Страна 2 Товар А 10 труд. един. 20 труд. един Товар В 20 труд. един. 10 труд. един. Из этой таблицы мы видим, что для страны 1 выгоднее производить и продавать товар А, а для страны 2 выгодным является товар В. В конце XVIII века торговля колониальными товарами составляла в ценностном выражении более 1/3 мировой торговли. Действительно, выгоднее выращивать цитрусовые в тропиках, а не в Англии, где можно разводить тонкорунных овец и выделывать высококачественную кожу и шерсть. Со временем, на смену модели Адама Смита пришла модель 2 Давида Рикардо. Это более общий принцип взаимовыгодной торговли Закон Сравнительного преимущества (соmparative advantage) АнглияПортугалия n единиц сукна 100 раб. /год 90 раб/год m единиц сукна 120 раб/год 80 раб. /год Согласно модели Давида Рикардо Португалия имеет абсолютные преимущества в обоих видах товаров, но Португалия имеет сравнительные преимущества в производстве вина, т.к. ей требуется для его производства 67 % издержек Англии (800/120 * 100) и 90% на производство сукна (90/100 * 100). В принципе сравнительного преимущества значительную роль играют различия в затратах рабочего времени на производство одного товара. Теория Давида Рикардо вытекала из фактически существующих в то время различий в издержках производства определенных видов товаров в разных странах, с разными климатическими условиями. В конце XIX начале XX века произошли существенные сдвиги в экономике международной торговли. С 1928 г. промышленные изделия занимали около 40% мирового экспорта, сырье и полуфабрикаты 35%, продовольственные товары сократились до 25%. Основные положения этой теории шведский экономист Хекшнер опубликовал в своей статье в газете, а вот благодаря переводу Оливера и обобщениям экономистов эта теория успешно заняла ведущее место в экономике международных отношений. Страны экспортируют те товары, в производстве которых более всего используется избыточный фактор. Основных факторов выделили три - это труд, капитал, земля. Разные страны в разной степени наделены трудовыми ресурсами, землей и капиталом. Например Швейцария, Австрия, Англия, Америка страны с развитым капиталом. А Россия, Индонезия, Китай это страны с богатыми людскими ресурсами. Но, в 1954 году американский ученый экономист Василий Леонтьев попытался проверить теорию Хекшера - Оливера на основе полных затрат труда и капитала на экспорт и импорт товаров. Предполагалось, что США экспортирует капиталоемкие товары, а импортирует трудоемкие, в итоге получился." Парадокс Леонтьева"! Дело в том, что на 1 чел. /год американского труда, приходится 3 чел. /год иностранного труда, - это послужило к возникновению новой модели, где выступил еще один ведущий фактор - "квалифицированная рабочая сила". В соответствии с этой современной теорией участвуют уже не три, а четыре фактора - квалифицированный труд, земля, капитал и неквалифицированный труд. Теория снижающихся издержек развилась на основе критики и отрицания модели Хекшера-Олина. Исходным явилось предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях. Поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволит снижать издержки за счет массового производства. В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется при одинаковой наделенности факторов производства и может быть выделена техническими изменениями, возникшими в какой-то отрасли в одной из торгующих стран. Новые товары с помощью новых технологий можно производить с меньшими издержками и с большей выгодой. Если новшество в производстве абсолютно нового продукта, то страна производитель обладает так называемой "квазимонополией". Добавочная прибыль - выпускать не то, что дешевле, а то что никто пока не выпускает, но пользуется спросом у многих стран. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. Первостепенный по важности эффект растущих издержек заключается в том, что они ставят границы специализации. По этой причине нередко продукция, произведенная внутри страны, напрямую конкурирует с аналогичной или точно такой же импортной продукцией. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической специализации. Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает отечественные предприятия вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции, использовать научные разработки, вкладывать деньги в научные и отраслевые исследования, таким образом содействовать экономическому и научно-техническому прогрессу. 1.2 Характеристика форм международного бизнеса Современный этап развития международного бизнеса характеризуется глубокими изменениями во всей его системе. Существенной чертой его становится глобализация, подразумевающая усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер деятельности в области международного бизнеса. В связи с процессом глобализации ни одно явление в обществе, независимо от того, какого оно характера - экономического, политического, юридического - нельзя рассматривать изолированно. Глобализация международного бизнеса проявляется, прежде всего, в активизации в последние годы деятельности транснациональных корпораций (ТНК) и в появлении корпораций, находящихся на высшей ступени их развития - глобальных ТНК. Основные принципы деятельности крупных компаний, действующие в 80-е годы, - экономия, гибкость, маневренность и компактность - сменились на ориентацию на экспансию и рост, наиболее проявившиеся в последние два года. Этот вывод уже не в первый раз подтверждают исследования, публикуемые в журнале IndustryWeek и проводимые совместно с рейтинговыми агентствами Dun&Bradstreet и Moody’s Investors Service на основе анализа деятельности и установления рейтинга 1000 крупнейших в мире производственных компаний. Рост компаний происходит прежде всего путем их слияния и поглощения других компаний. К такой стратегии прибегают в настоящее время и многие успешные фирмы, возглавляющие рейтинги крупнейших компаний. Но не удовлетворяясь только суммированием уже существующих долей рынка в условиях слияния компаний, большинство ТНК избирают стратегию освоения новых рынков и прежде всего рынков Азии и территории бывшего СССР. Причем рынок России, и мы не побоимся повториться, многими экспертами рассматривается как один из наиболее перспективных. ТНК в своем развитии и функционировании опираются на всевозможные организационные формы ведения международного бизнеса. Осуществляя экспансию российского рынка, перед корпорациями, как правило, встает проблема выбора из всех возможных в нашей стране наиболее эффективных организационных форм осуществления международного бизнеса с учетом действующих объективных и субъективных факторов. Среди всего разнообразия организационных форм международного бизнеса в России можно выделить три группы: организационные формы международного бизнеса с закреплением их юридического статуса в стране базирования, т.е. с созданием юридических лиц (предприятия с иностранными инвестициями); организационные формы международного бизнеса с закреплением их налогового статуса, но без создания юридических лиц (представительства и филиалы иностранных юридических лиц); организационные формы международного бизнеса, основанные на договорных отношениях (без создания юридических лиц и закрепления налогового статуса). Рассматривая первую группу форм, необходимо отметить, что они могут быть созданы путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с местным партнером), либо путем приобретения существенной доли в уже действующей российской фирме или полного поглощения этой фирмы, в том числе в процессе приватизации. Из первой группы форм осуществления международного бизнеса, представляющих собой предприятия с иностранными инвестициями, можно выделить две группы компаний: предприятия, на 100% принадлежащие иностранному инвестору; предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные компании). Кроме того организационные формы осуществления международного бизнеса с закреплением их юридического статуса могут быть созданы в виде дочерней, ассоциированной или полностью самостоятельной компании. Дочерняя компания регистрируется как компания с собственным балансом, т.е. является юридическим лицом, но контроль над ней осуществляет другая компания (основная, материнская) в силу того, что она обладает основной частью акций (паев) дочерней компании. В России компания признается дочерней, если другая (основная) компания в силу преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо другим образом имеет возможность определять решения, принимаемые такой компанией (т.е. в случае, когда основной компании принадлежит большинство голосов по обыкновенным акциям дочерней компании). Ассоциированная (зависимая) компания отличается от дочерней тем, что находится под более слабым контролем материнской фирмы, так как последней принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев). В России компания признается зависимой, если другая (преобладающая) компания имеет более 20% голосующих акций компании. Существенное значение для выбора организационной формы международного бизнеса с закреплением ее юридического статуса имеют основные мотивы его осуществления, среди которых наибольшее влияние оказывают следующие: создание за рубежом собственной инфраструктуры современного международного бизнеса (складов, баз подработки, транспортных предприятий, банков, страховых компаний и т.д.), то есть товаро - и услугопроводящей сети преимущественно для сбыта товаров и услуг, произведенных в стране-экспортере; организация производства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что ввоз некоторых товаров или услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений (таможенных тарифов, квот) или из-за свойств этих товаров и особенно услуг, как, например, нередко бывает в отраслях сферы услуг, где часто единственный способ продать услугу покупателю - это произвести услугу на месте; организация производства товаров и услуг за рубежом в случае, если это производство на месте оказывается более дешевым, эффективным способом обслуживания данного зарубежного рынка, например, из-за экономии на транспортных расходах, наличия дефицитных материальных ресурсов, низкой стоимости рабочей силы (при высокой трудоемкости производства) или в случае, когда эта страна оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включая и рынки страны происхождения инвестиций; организация производства товаров и услуг за рубежом в связи с тем, что для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важно послепродажное обслуживание, консультационные и иные услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае собственное производство в зарубежной стране часто более выгодно, чем организация там только сбытовой фирмы, и тем более выгоднее, чем сбыт через посредников. Глава 2. Методы международного бизнеса Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере так называемой профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др. Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса: ) правила обычной морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы; ) этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. Теоретически более правильной считается вторая точка зрения. Система норм и правил, принятая в настоящее время в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям. Первичные основы профессиональной этики были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе - (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни. Большинство постулатов и норм, лежащих в основе современной этической культуры хозяйствования, современного морального отношения к труду и коммерческой деятельности, уходит своими корнями в протестантскую этику. В период Реформации западноевропейские страны пережили важный духовный переворот, сущность которого состояла в новом осмыслении труда и богатства. Согласно представлениям идеологов Реформации Лютера и Кальвина, труд является не наказанием, а божественным призванием, предназначением человека. Цель труда - не искупление греха и не спасение от греха праздности, а приобретение и умножение богатства, накопление собственности, стремление к прибыли. Переосмысление роли труда наряду с установкой на максимальную прибыль, финансовый успех привели и к новой оценке роли собственности и богатства в жизни человека. В протестантской этике собственность важна как основа и фундамент свободы личности. Такое понимание связи свободы, независимости, самостоятельности личности с богатством привело к формулированию одного из фундаментальных принципов современного буржуазного общества: принципа неприкосновенности частной собственности. Частная собственность оказалась мощным стимулятором деловой и трудовой активности человека, динамичного развития общественного производства. Ценными качествами стали признаваться индивидуальная инициатива, способность к разумному риску, готовность самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия. На первое место среди принципов ведения бизнеса вышли строгое соблюдение всех договоренностей с партнером, высокое качество работы. Низкое качество и несоблюдение договоренностей в конечном счете способствуют вытеснению бизнесмена (фирмы) с рынка. Конкуренция обеспечивает выживание прежде всего тем, кто умеет трудиться в соответствии с высшими, лучшими достижениями профессиональной трудовой культуры, от чего выигрывает и все общество в целом. Однако частная собственность обеспечивает этот эффект не автоматически, а лишь в условиях правового государства, в котором закон жестко соблюдается и при этом не может быть произволом властвующей группы. Только при законодательной поддержке этические нормы начинают играть роль единых для всех ограничителей. На первых этапах развития капитализма доминирующая установка на деловой успех и стремление к прибыли вызвали жестокую эксплуатацию наемного труда. Соответственно получили развитие теории, нацеленные на примирение моральных принципов со стремлением к максимальной выгоде. Вершиной в разработке таких воззрений стала теория М. Фридмана, согласно которой закон автоматически считается институционализированным выражением моральных норм, следовательно, в бизнесе морально оправданы любые действия, если они не противоречат закону (соображения честности, нравственности и справедливости не должны влиять на принятие решения). Эта позиция получила название "этики laissez-faire". В 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США впервые в истории разработал национальный этический кодекс "Принципы ведения бизнеса". В нем отмечено, что в основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды. Здесь, однако, еще доминируют воззрения "примитивной этики" прошлого века, согласно которым моральное оправдание получает любой бизнес, в котором партнеры по сделке признают их обмен эквивалентным. Следующим переломным моментом стал кризис 1929-1931 гг. "Новый курс" Ф. Рузвельта послужил отправной точкой в поисках новых принципов организации хозяйственной деятельности. К 50-м годам в США сформировался ряд социально-философских доктрин, которым можно дать общее название "теории человеческих отношений". В практике корпораций стали реализовываться лозунги "социального партнерства", "участия в доходах" и т.п. Концепция "человеческих отношений" получила свою конкретизацию в комплексе конкретных профессиональных кодексов морали (этика управления, этика бизнеса, этика делового общения и др.) Наконец, последний существенный переворот в этике бизнеса был вызван современной НТР и созданной ею экологической угрозой. Современная цивилизация находится на таком этапе, когда необходимо развивать и усиливать эффективность хозяйственной деятельности, отказавшись в то же время от установки на извлечение максимальной финансовой выгоды. Существенно изменились моральные требования, предъявляемые обществом к бизнесу. Основная черта этих изменений - рост социальной ответственности бизнеса. К нему сейчас предъявляются такие требования, как обеспечение занятости, охрана здоровья, устранение дискриминации, охрана окружающей среды, и т.п. В сфере отношений фирмы и общества на смену традиционной модели приходит корпорация нового типа. Она провозглашает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Важными признаются следующие принципы, носящие по существу этический характер: объему власти, которой обладает бизнес, должен соответствовать объем социальной ответственности; бизнес должен действовать как открытая система, которая получает от общества необходимую информацию и предоставляет обществу объективные сведения о своих операциях; в пределах своей компетенции бизнес должен помогать обществу решать социальные проблемы; учет социальных затрат и доходов должен служить одним из решающих факторов в процессе принятия решений; потребитель должен оплачивать все затраты на производство продукции, оказание услуг и т.п., включая социальные расходы. Наиболее ярко эти принципы проявляются в сфере маркетинга, поскольку через систему маркетинговых мероприятий происходит взаимодействие фирмы с ее контрагентами, с конкурентной средой, с целевыми потребителями и обществом в целом. В той части, в которой маркетинговые мероприятия касаются разработки товара, велика социальная ответственность с точки зрения его пользы (или вреда) для человека. В той части, которая связана с организацией сбыта и рекламой, наиболее тесной является связь с общественным мнением и, следовательно, наиболее тщателен контроль со стороны общества (общественных организаций). В сфере маркетинговых исследований чрезвычайно важно не переступить грань, за которой получение маркетинговой информации, необходимой фирме, перерастает во вмешательство в частную жизнь и нарушение соответствующих прав человека. Поэтому менеджеры, ответственные за маркетинг, в наиболее явном виде сталкиваются в своей профессиональной деятельности с этическими проблемами. Стремление учесть этическую сторону бизнеса нашло свое выражение в концепции общественного маркетинга, предложенной Ф. Котлером (Котлер, 1992). Эта концепция провозглашает целью предприятия не просто удовлетворение потребностей покупателей, а непритворную заботу об их благополучии и долгосрочном благополучии общества в целом. В сфере отношений государства и бизнеса обозначился поворот к так называемой "системе партнерства", которая предусматривает совместное решение целого ряда проблем: проблем получения и соединения трудовых и сырьевых ресурсов с целью их оптимизации; проблем налогообложения; проблем формирования, размещения и реализации общественных (государственных) заказов; проблем стандартизации и тестирования (контроля); проблем охраны окружающей среды; юридических проблем регулирования бизнеса; проблем осуществления капиталовложений с целью стимулирования притока капиталов в отрасли, особо необходимые всему обществу. 2.2 Кросс-культурные методы в международном бизнесе Протекание бизнеса как деятельности зависит от множества факторов и условий, как внутри, так и вне пределов деловой организации. Соответственно, принято выделять внутреннюю и внешнюю среды бизнеса. Внешнюю среду международного бизнеса можно разделить на макросреду и микросреду. На формирование макросреды компаний, выходящих на рынки других стран, влияют такие факторы как социокультурные, технологические, экономические, торговые, экологические, правовые, политические. Социокультурные силы включают в себя изменение демографической ситуации, образовательного уровня, системы здравоохранения и социального обеспечения, (трудовой) мобильности, привычек и увлечений людей, образа жизни, приоритетов поколений (ценностей людей), традиций и т.п. Сюда же можно отнести и общепринятые этические нормы в мире либо в том или ином обществе, которые влияют на деятельность компаний, выходящих на зарубежные рынки, и, в особенности, на деятельность транснациональных корпораций (корпоративная этика и т.д.) Под технологическими силами понимаются такие изменения в научно-технической сфере как научно-технический прогресс, устаревание знаний, внедрение новых технологий, а также действие кривой научения (опыта) - уменьшение себестоимости продукции, прямо пропорциональное совокупному объему выпуска. Силы торговли - это изменения в принятых моделях бизнеса, открытие новых способов деловых отношений и механизмов их регулирования. Слово "торговля" в данном случае понимается в широком смысле - как установление баланса обмена между деловыми организациями и бизнеса с его клиентами. Экономические силы - включают динамику уровня инфляции, процентной ставки (ставки дисконта), налоговых ставок, валютных курсов, уровня доходов населения, общей структуры расходов людей, эластичности спроса и предложения, привлекательности рынка для иностранных инвесторов, а также изменение объемов золотовалютных резервов страны. Экологические силы - влияние сил природы: погоды и климата, рельефа и структуры местности, наличие природных ресурсов, частота стихийных бурь и природных катаклизмов и т.д. Правовые силы - изменения в законодательстве, нормативных актах и деятельности регулирующих организаций, непосредственно не связанных с основной деятельностью компании, однако опосредовано влияющих на бизнес. Кроме того, в политические силы входит изменения уровня преступности, степени правового обеспечения бизнеса и мер пресечения за экономические и иные правонарушения. Политические силы связаны с общей внешней и внутренней политикой правительства, стабильностью политической ситуации, политической поддержкой и политическими гарантиями. Можно выделить четыре основных элемента микросреды международного бизнеса: клиенты, конкуренция, регулирование и рынки. В данной работе я бы хотела сосредоточиться на изучении формирования одного из элементов внешней среды, а именно социокультурной ее составляющей. Кроме того, я бы хотела показать в своей работе, какое влияние оказывают на деятельность ТНК культурные особенности в той или иной стране, а также формирующиеся под давлением мировой общественности общечеловеческие принципы корпоративной этики. Предпринимательство выходит далеко за национальные рамки, вовлекая в свою орбиту все большее число людей с различным культурным кругозором. В результате культурные различия начинают играть в организациях возрастающую роль и сильнее воздействовать на предельную эффективность деловой деятельности. Отсюда и возникают кросс-культурные проблемы в международном бизнесе - противоречия при работе в новых социальных и культурных условиях, обусловленные различиями в стереотипах мышления между отдельными группами людей. Формирование человеческого мышления происходит под воздействием знаний, веры, искусства, морали, законов, обычаев и любых других способностей и привычек, приобретенных обществом в процессе своего развития. Почувствовать эти различия можно только слившись с новым обществом - носителем отличной культуры. В международном бизнесе факторы культурной среды создают самые большие сложности. Именно поэтому корректная оценка различий национальных культур и адекватный их учет становятся все более и более важными. Принять во внимание факторы культурной среды также заставляет сложная и многоуровневая структура культуры, которая определяет разнообразие ее функций в жизни каждого общества. Выделяются информационная, познавательная, нормативная, знаковая и ценностная функции культуры. Итак, культура - это многофункциональное явление. Но все ее функции так или иначе направлены к одному - к развитию человека. Любой бизнес связан с системой отношений между людьми и чтобы преуспеть на международном рынке, который, прежде всего, состоит из людей, надо научиться понимать процесс формирования человеческой личности, то есть процесс "вхождения" в культуру, усвоение знаний, умений, норм общения, социального опыта. Понимая это, можно разобраться во многих вещах на рынке. Национальная культура выступает синтезом культур различных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности. В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Для выявления взаимодействия культуры и бизнеса рассмотрим детальный и конкретный список переменных кросс-культурных проблем (рисунок 1), которые находясь между собой во взаимосвязи и порою пересекаясь, позволяют тем не менее структурировать обширный материал, описывающий культурные сечения каждого локального рынка. К числу таких переменных относятся язык, религия, социальная организация общества, его ценности и взаимоотношения, образование и технология, право и политика, география и искусство. Язык является, конечно, основой формирования человеческих групп, будучи средством выражения мыслей и чувств, средством коммуникации. Подсчитано, что на земном шаре имеется около 100 официальных языков и по меньшей мере 3000 самостоятельных диалектов. Лишь немногие страны однородны в лингвистическом отношении. Так называемый "смешанный" язык был избран для преодоления языковых барьеров, которые часто были причиной "вражды" между различными языковыми группами. В международном бизнесе требуется дальнейшая концентрация использования языка. Английский язык является доминирующим; как подсчитано, по меньшей мере 2/3 деловой переписки в мире осуществляется на этом языке. Однако во многих странах есть стремление пользоваться только своим языком. Рисунок 1. Переменные кросс-культурных методов международного бизнеса Принято выделять вербальный и невербальный языки. К первому относят некоторую систему графических знаков, организованную, соответственно, в речь или письмо. Не только латиноамериканские варианты испанского отличаются от принятого в Испании, но также отличаются языки США, Канады, Австралии от языка Соединенного Королевства. Игнорирование этого факта может привести в лучшем случае к непониманию. Языковые различия могут оказать влияние на продвижение товара. Так, фирма ЮНИЛЕВЕР активно использовала телевизионную рекламу во многих странах для маркетинга, но не смогла это сделать во Франции. Рекламный лозунг ЭССО "Пустите тигра в ваш бак"3 не производил, в силу национального восприятия, такого эффекта в романоязычных странах Европы и претерпел некоторое изменение: "Пустите тигра в ваш двигатель". Здесь же уместно упомянуть те сюрпризы языкового сечения, которые иногда преподносит транслитерация торговой марки. Например, "Жигули" пошли на экспорт под иной маркой "Лада" в связи с тем, что на французском это может быть услышано как "девка", "альфонс" или "ляжка"4. Равным образом фирма ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС была вынуждена изменить название своей модели "Нова" при экспорте в испаноязычные страны, так как на испанском это эквивалентно "не работает, не идет". Невербальный язык охватывает мимику, жесты, позы и дистанцию общения между людьми. Один и тот же жест в разных национальных культурах может нести совершенно различное содержание. Так, например, жест рукой, означающий у американцев "уходи прочь", в ресторанах Буэнос-Айреса будет вызовом официанта, ибо там это означает "пойди сюда". В Соединенных Штатах, да и многих других странах, "ноль", образованный большим и указательным пальцем, говорит: "Все нормально", "Отлично" или просто "О'кей". В Японии его традиционное значение - "деньги". В Португалии и некоторых других странах он будет воспринят как неприличный. Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То же самое в Британии будет расценено как выражение скептицизма. Незнание культурно обусловленных различий в пространственных зонах различных людей может также легко привести к недопониманию и неверным суждениям о поведении и культуре других. Так, расстояние, на котором люди разговаривают, различно у разных народов. Причем эти различия обычно не замечаются. При деловых беседах, например, русские подходят ближе друг к другу, чем американцы. Уменьшение принятой дистанции может быть истолковано американцами как некое нарушение "суверенитета", излишняя фамильярность, в то время как для русских - увеличение расстояния означает холодность в отношениях, слишком большую официальность. Конечно, после нескольких встреч подобное неправильное истолкование поведения друг друга исчезает. Однако на первых порах оно может задавать некий психологический дискомфорт в общении. Например, при бизнес-переговорах американцы и японцы посматривают друг на друга с некоторым подозрением. Американцы считают, что азиаты "фамильярны" и чрезмерно "давят", азиаты же считают, что американцы "холодны и слишком официальны". В разговоре каждый из них пытается приспособиться к привычному и удобному для него пространству общения. Японец постоянно делает шаг вперед, чтобы сузить пространство. При этом он вторгается в интимную зону американца, заставляя его отступать на шаг назад, чтобы расширить свое зональное пространство. Видеозапись этого эпизода, воспроизведенная с ускорением, скорее всего создаст впечатление, что оба танцуют по конференц-залу, и японец ведет своего партнера. Следующей и немаловажной переменной, которая требует пристального внимания является религия. Религия как элемент культуры оказывает влияние на экономическую деятельность людей и общества: фатализм может уменьшить стремление к переменам, материальные богатства могут рассматриваться как препятствие духовному обогащению и т.д. Безусловно, не только религия оказывает влияние на уровень экономического развития страны, но для понимания культуры нации важно учитывать именно религиозные аспекты и их влияние на формирования национального характера. Исследование, проведенное Всемирным Банком, послужило наглядным примером того факта, что существует зависимость между религиозностью и величиной валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Самая высокая величина ВНП приходится на христианские протестантские общества. На втором месте - общества, проповедующие буддизм. Самыми бедными являются южно-буддийские и южно-индуистские общества. Примером большой религиозности служит Латинская Америка. Здесь, начиная с даты религиозных праздников "самана санта" на 10 дней сводится к нулю вся деловая активность. Система религиозных табу в рекламе оказывает существенное влияние на бизнес-деятельность в странах этого региона. Сложности ориентации в этой сфере становятся тем больше, чем дальше приходится уходить от европейски стандартизованных рынков. Религия влияет также и на отношением к методам получения доходов. Поскольку во многих обществах, например, в Индии, земля и производство товаров находятся под контролем правящих классов, иностранные предприниматели вынуждены ограничиться долгосрочной арендой или выполнением посреднических функций. Но доход, полученный подобным образом, часто считается подозрительным. Во многих странах существует негативное отношение к ростовщикам (исламистские общества). Часто запрещено давать деньги в долг под проценты и экпортерам с трудом приходится приспосабливаться к такому экономическому режиму. При этом лицензионные платежи могут рассматриваться как использование слабости плательщика даже после приобретения им соответствующих навыков и получения прибыли для себя. Приемлемой альтернативой в подобной ситуации считается единовременная выплата либо плата в течение первых нескольких лет. Социальная организация общества, как переменная кросс-культурных проблем, рассматривает роль родственных связей в принятии повседневных решений, степень градации населения и различия между высшими, средними и низшими классами, преобладание индивидуализма или коллективизма в обществе. В международном бизнесе значение социальных аспектов очень велико. Именно от социальной организации общества зависит, будут ли деловые партнеры представлять собой семейные фирмы, в которых кумовство определяет характер принимаемых повседневных решений и преемственность, или же придется иметь дело с глубоко профессиональными партнерами в западном понимании. Глава 3. Формы и методы международного бизнеса компаний "Хьюлетт-Паккард" и "Бритиш Петролиум" 3.1 Краткая характеристика компании "Хьюлетт-Паккард" Каждое представленное ниже изобретение было существенным прорывом в технике и технологии, соизмеримым с искусством. Не претендуя на полный обзор достигнутого, этот перечень дает картину поступательного движения в процессе эволюции технологии и ее достижений за последние 44 года, а также показывает, насколько оперативно компания "Хьюлет-Паккард" реагировала на новые технологические возможности. год - Дэйв и Люсиль Паккард переехали в дом 367 на Аддисон авеню в Пало-Альто, штат Калифорния; Билл Хьюлетт снял коттедж позади этого дома, и они вместе с Дэйвом стали часть дня работать в гараже, имея на двоих 538 долларов. год - Партнерские отношения официально оформлены 1 января 1939 года; монетка определила название компании. Станфордские исследования Билла Хьюлетта по проблеме отрицательной обратной связи привели к созданию первого изделия "Хьюлет-Паккард" - генератора звуковых частот. Принцип обратной связи стал базой для других изделий "Хьюлет-Паккард", таких как анализатор гармонических колебаний и несколько типов анализаторов искажений. год - Переезд из гаража в арендованное здание возле цеха "Тинкер Белл" на углу Пейдж Милл роад и Эль-Камино реал, Пало-Альто. Объем торговли - 34 000 долларов, численность работающих по найму - 3, количество изделий - 8. год - Построено первое собственное здание "Хьюлет-Паккард": Пейдж Милл роад, Пало-Альто (строение Редвуд). год - "Хьюлет-Паккард" впервые вторглась в микроволновую область, создав генераторы сигналов для Исследовательской лаборатории Военно-морского флота и устройство для глушения радаров противника. Научно-исследовательские изыскания после окончания Второй мировой войны позволили создать полную номенклатуру микроволновой контрольной аппаратуры для частотного диапазона от звукового до микроволнового. "Хьюлет-Паккард" стала признанным лидером в области генераторов сигналов. год - 18 августа "Хьюлет-Паккард" зарегистрирована как объединение. Объем торговли - 679 000 долларов, численность работающих по найму - 111. год - Объем торговли - 5,5 миллиона долларов, численность работающих по найму - 215. год - Первое публичное предложение акций, 6 ноября. В письменном виде изложены корпоративные цели "Хьюлет-Паккард". "Хьюлет-Паккард" начинает производство в своем первом здании на территории Станфордского промышленного парка, Пало-Альто. Благодаря точному и простому в использовании счетчику высоких частот "Хьюлет-Паккард" в измерениях частот произошла настоящая революция. год - Первое приобретение "Хьюлет-Паккард": компания Ф.Л. Моусли в Пасадене, штат Калифорния, - изготовитель высококачественных графических самописцев. Объем торговли - 30 миллионов долларов, численность работающих по найму - 1778, количество изделий - 378. год - Учреждено заморское представительство с европейской маркетинговой организацией в Женеве, Швейцария, и производственным предприятием в городе Бёблингене, Западная Германия. год - Учреждение первого производственного предприятия Калифорнии на территории США - Лавленд, штат Колорадо. Осциллограф "Хьюлет-Паккард" стал первым прибором, в котором были использованы новые приемы квантования для вывода на экран быстро меняющихся цифровых сигналов, используемых в компьютерной технике. год - Вхождение в область медицины после покупки Санборнской компании - Уолтхэм, штат Массачусетс. Включение в списки Нью-йоркской и Тихоокеанской фондовых бирж. год - Первое включение "Хьюлет-Паккард" в перечень журнала "Фортуна" (Fortune) крупнейших промышленных корпораций США под номером 460. год - Первое совместное предприятие (с Иокогама Электрик Уоркс) - "Иокогама-Хьюлетт-Паккард", Токио, Япония. Коммерческое применение частотного синтеза реализовалось в первом синтезаторе для генерирования электрического сигнала точно желаемой частоты. Это изделие, результат согласованных усилий бригады специалистов, обеспечивало почти не воспринимаемое на слух разрешение. Оно обладало и дополнительным преимуществом - возможностью программирования электротехническими средствами, т.е. важной особенностью, способствовавшей быстрому развитию мира автоматизированного контрольного оборудования. год - Двадцать пятая годовщина. Дэйв Паккард избран председателем, Билл Хьюлетт - президентом. Микроволновый спектральный анализатор "Хьюлет-Паккард" стал первым прибором для получения прямых показаний при калибровочном анализе отдельных сигналов в пределах полосы определенных частот. год - "Хьюлет-Паккард" вошла в область производства аналитической аппаратуры после приобретения "Ф & М Сайнтифик Корпорэйшн" - Эйвондейл, штат Пенсильвания. Объем торговли - 165 миллионов долларов, численность работающих по найму - 9000. год - Образована "Хьюлет-Паккард лабораториз". Это центральное исследовательское учреждение компании стало одним из ведущих исследовательских центров электронной промышленности в мире. "Хьюлет-Паккард" выпустила первый компьютер. Он был разработан как многоцелевой приборный контроллер для растущего семейства программируемой контрольно-измерительной аппаратуры "Хьюлет-Паккард". Эта комбинация компьютера и измерительной техники дала компании конкурентоспособность, сохраняемую ею по сей день. год - Монитор бесконтактного контроля сердечной деятельности эмбриона, разработанный в Германии предприятием "Хьюлет-Паккард", стал использоваться для обнаружения недомоганий ребенка во время внутриутробного развития. В течение ряда лет "Хьюлет-Паккард" проявляла интерес к точным измерениям частоты и времени, направляя большую часть усилий на создание частотно-измерительной аппаратуры. Однако компания считала необходимым и разработки в области атомных эталонов времени. В 1964 году был создан точный и портативный цезиевый атомно-лучевой эталон, а к 1967 году инженеры "Хьюлет-Паккард" уже доставили часы, в которых был применен этот эталон, в 18 стран мира, где они использовались в качестве приборов для синхронизации международного времени. В конце концов, цезиеволучевые эталоны стали международными. год - "Хьюлет-Паккард" выпустила первый в мире программируемый настольный калькулятор, фактически настольный компьютер. Он комбинировал в себе обратную запись со специальным алгоритмом, позволявшим обрабатывать тригонометрические и логарифмические функции. "Хьюлет-Паккард" создала первые светоизлучающие диоды, сделав существенный шаг вперед в технологии дисплеев. год - Дэйв Паккард назначен заместителем министра обороны США (служит в этой должности до 1971 года). Первый роботизированный инжектор образцов для хроматографии, позволявший анализировать образцы без постоянного наблюдения за системой. "Хьюлет-Паккард" выпустила на рынок свою первую операционную систему с разделением времени для микрокомпьютера с количеством пользователей до шестнадцати. год - Объем торговли - 365 миллионов долларов, численность работающих по найму - 16000. Создан полностью автоматизированный анализатор микроволновых сетей. Он стал поистине бесценным прибором при проектировании и в производстве микроволновых систем. год - Работа с лазерами позволила создать лазерный интерферометр, позволявший проводить измерения с точностью до миллионных долей дюйма. Лазерный интерферометр "Хьюлет-Паккард" до сих пор остается прибором, которому отдают предпочтение при производстве чипов. С использованием подобной технологии производился еще один лазерный прибор, который впоследствии привел к созданию первых электронных следящих приборов. год - "Хьюлет-Паккард" вывела научные вычисления на уровень использования ручного прибора. Калькулятор "Хьюлет-Паккард" модели 35 мгновенно добился успеха, навсегда исключив применение логарифмической линейки. год - Небольшая общецелевая компьютерная система "Хьюлет-Паккард" стала системой обработки данных, которая первой в промышленности стала продаваться в коммерческих масштабах. В конце 1960-х годов компания начала конструирование аппаратуры с использованием интегральных схем. Инженеры "Хьюлет-Паккард" вскоре обнаружили, что осциллограф, который крайне необходим при создании аналоговых приборов, не годится для аппаратуры с цифровой логикой. Поэтому "Хьюлет-Паккард" создала логические анализаторы. Они стали теми приборами, которыми предпочли пользоваться инженеры быстро развивавшейся отрасли цифровой электроники. год-Первый мини-компьютер на базе полупроводниковой памяти объемом 4К с динамическим произвольным доступом вместо магнитных сердечников. Первый настольный электронный калькулятор "Хьюлет-Паккард", выпущенный в 1968 году, стал программируемым, способным хранить программы на небольших магнитных картах. В 1974 году "Хьюлет-Паккард" создала ручной калькулятор, который обладал возможностями чтения/записи, как программных карт, так и карт данных. Интегральные схемы значительно увеличили память и аппаратные возможности этого устройства. год - "Хьюлет-Паккард" решила упростить аппаратные системы посредством создания стандартного интерфейса. В 1975 году промышленность приняла интерфейсную шину HP-ZB в качестве международного стандарта; это позволило приступить к созданию приборов, легко подключающихся к компьютеру как по одному, так и целыми комплексами. год - "Хьюлет-Паккард" выпустила микропрограммированный аппаратный пакет, который позволил обрабатывать компьютерные программы на языках технической ориентации, таких как ФОРТРАН, в десятки раз быстрее. год - Джон Юнг стал президентом "Хьюлет-Паккард" (в 1978 году назначается главным управляющим). год - Инженеры "Хьюлет-Паккард" создали новый компьютерный язык, названный языком критериев электрокардиограмм (ECG Criteria Language - ECL). Став одной из первых систем искусственного интеллекта, этот язык обеспечил компьютерным системам "Хьюлет-Паккард" возможность анализировать электрокардиограммы таким же образом, как это делает врач. год - "Хьюлет-Паккард" предложила двуокисекремниевые капиллярные шнуры для упрощения химических анализов и возможности анализа более сложных составов. Новый диодно-матричный детектор для химических анализов обеспечил возможность быстрого одновременного измерения множества длин световых волн. год - Объем торговли - 3 миллиарда долларов, численность работающих по найму - 57 000. Создано шестидесятичетырехканальное изделие для ультразвукового анализа деятельности сердца, работавшее достаточно быстро для использования в режиме реального времени; оно позволяло получать движущиеся изображения работающего сердца. "Хьюлет-Паккард" выпустила первый сравнительно недорогой быстропечатающий лазерный принтер, который мог использоваться вне помещения центрального компьютера. год - Полупроводниковая технология NMOS-III, разработанная "Хьюлет-Паккард", позволила создать кремниевый чип с 600 000 транзисторов, в течение многих лет превосходивший по объему любые другие поступавшие на рынок чипы. год - Созданная "Хьюлет-Паккард Лимитед" (HP Ltd) в Великобритании система электронной почты стала первой коммерческой сетью широкого пользования, базирующейся на компьютерах. Сеть сигнальной информации, созданная "Хьюлет-Паккард", стала первой системой для достаточно быстрой обработки данных, позволившей обеспечить мониторинг 24 больничных коек с одной центральной станции. год - Разработанная в "Хьюлет-Паккард" технология термальной чернильной струи позволила выпустить персональный принтер, обеспечивший высокое качество печати при низкой стоимости. "Хьюлет-Паккард" начала производство модели LaserJet, ставшей самым популярным настольным принтером в мире. год - Лаборатории "Хьюлет-Паккард" открыли исследовательское отделение в Бристоле, Англия. Скачать архив (223.9 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |