Главная » Экономика |
ВВЕДЕНИЕ Управление внешнеэкономическими связями в стране осуществлялось на макроуровне, то есть на уровне государства. При монополии на внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) государство устанавливало, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могли вести непосредственные операции по внешней торговле, определяло посредством экспортно-импортного плана, что и в каких количествах могло быть вывезено из страны и ввезено в неё. Но с 1990 года, когда вступил в силу правовой акт, допускающий на внешний рынок практически любую организацию страны, чья продукция обладает конкурентно-способностью на мировом рынке, государственная монополия на ведение внешнеторговых операций ослабла. В настоящее время каждая организация, соблюдая соответствующие законодательные регламентации, может самостоятельно организовывать и осуществлять ВЭД и соответственно управлять ею на микроуровне. Государству в этом случае отводятся функции регулирования, координации, контроля и содействия развитию ВЭД предприятий и фирм, защиты общегосударственных интересов и обеспечения экономической безопасности. Внешнеторговая деятельность регулируется Конституцией Республики Молдова, Законом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (№ 1031-XIV от 08.06.2000), нормами межгосударственного права и международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Осуществление в области внешней торговли единой политики как составной части внешней политики Республики Молдова; Централизация системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за её осуществлением; Единство таможенной территории Республики Молдова; Приоритетность экономических мер; Свобода внешнеторгового обмена, за исключением случаев предусмотренных международными договорами, законами и нормативными актами. Государственная политика в области внешней торговли осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, введения в установленном порядке особых пошлин и нетарифного регулирования (путём квотирования и лицензирования) Внешнеторговой деятельности в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова и другими нормативными актами. Юридической основой регулирования ВЭД является совокупность норм, изложенных в законах Республики Молдова, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на неё непосредственное влияние. К числу важнейших законодательных актов, регулирующих ВЭД, следует отнести: Закон «Об основах Внешнеэкономической Деятельности в Республике Молдова» (№ 849-XII от 03.01.1992); Налоговый кодекс - Раздел III - НДС, Закон № 1415 - XII от 17.12.1997 г. Раздел IV Налогового Кодекса об акцизах, Закон № 1053- XIV от 16.06.200 г. («Мониторул Офичиал РМ», № 139-140, ст.992, 2000 г.); Закон о Бюджете на 2003 год (№ 681 - XV от 27.11.2001). Определяемые законами общие условия и принципы ведения Внешнеэкономической Деятельности получили дальнейшее развитие и конкретизацию в постановлениях Правительства Республики Молдова, на базе которых подготавливаются различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств. Управление Внешнеэкономической Деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких задач, как составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления Внешнеэкономической Деятельности, учёт и контроль эффективности операций на внешних рынках. ВЭД может осуществляться в различных видах. Это может быть: экспортная деятельность; импортная деятельность; внешнеторговая деятельность; международная экономическая деятельность, операции, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством. Фирма способна управлять своей Внешнеэкономической Деятельностью, а именно: планировать, разрабатывая бизнес-планы; организовывать, определяя формы и методы подготовки и реализации Внешнеэкономической Деятельности; учитывать результаты и оценивать эффективность Внешнеэкономической Деятельности за счёт определения прибыльности внешнеэкономических сделок; Процедура предварительной подготовки к осуществлению ВЭД, бухгалтерский учёт и налогообложение международных сделок стали актуальными в сложившихся экономических условиях. Каждое предприятие (фирма) должно решить две задачи: Тщательное изучение внешнего рынка (спрос на товары, степень конкуренции, уровень цен); Тщательная разработка схем осуществления внешнеэкономической сделки и заключения международных контрактов с обязательным учётом требований валютного, таможенного, налогового законодательства Республики Молдова при документальном оформлении сделки и отражении необходимых операций в бухгалтерском учёте. Задача работы состоит в том, чтобы осветить схемы осуществления ВЭД, методы её регулирования, отражение импортных операций в бухгалтерском учёте, раскрыть правовое обеспечение импортных операций в Республике Молдова. Дипломная работа выполнена по материалам ООО «Tip Top» СП. Предприятие «Tip Top» является совместным молдо-германским предприятием. ООО «Tip Top» СП является резидентом Зоны Свободного Предпринимательства “Expo-Business-Chişinău”. Понятие Свободной Экономической Зоны (СЭЗ) предполагает географически обособленное место, отделение определённой деятельности от неопределённых, которые пользуется некоторыми конкретными льготами, включая налоговые и таможенные. Управление Зоной возложено на Администрацию - специальный орган, который действует на основании нормативной базы, определённой законодательством Республики Молдова. При импорте товаров из-за рубежа резиденты ЗСП “Expo-Business-Chişinău” на основании пункта 1 статьи 8 Закона № 1451- XII от 25.05.1993 года «О зонах свободного предпринимательства» освобождаются от всех таможенных платежей за исключением сбора за осуществление таможенных процедур. Эти платежи будут оплачены в момент вывоза из ЗСП импортированного товара. Администрация «свободной зоны» на основе заключенного договора выдаёт разрешения для каждого вида деятельности отдельно. Разрешения, как правило, выдаются на срок действия договора, заключённого между резидентом и Администрацией. В нашем случае ООО «Tip Top» была выдана лицензия от 05.07.2001 на право заниматься торговой деятельностью сроком на 2 года на сумму 9 684, 15 лей. ООО «Tip Top» СП занимается розничной торговлей такими товарами как мелко-бытовая и крупно-бытовая техника : холодильники, стиральные машины, газовые и электрические плиты, пылесосы, аудио- и видео-техника, посуда и др. Поставщиками являются такие крупные фирмы как: «Атлант» (Беларусь), «Гефест» (Беларусь), «Стинол» (Россия), Мerloni Business Int (Италия), Тefale (Франция), Daewoo (Корея). ООО «Tip Top» является дочерним предприятием Торгового Дома «Camelia». Держателями акций в ООО «Tip Top» являются: торговый Дом«Camelia» - 11 %, частные лица 80 %, представитель Германии в Молдове - 9%. Уставной капитал представляет собой вклад собственников предприятия в его имущество для обеспечения уставной деятельности предприятия. В 1996 году при создании предприятия «Tip Top» уставной капитал составлял 2 200 леев, а в 1997 году был пополнен до 10 000 леев. На предприятии ООО «Tip Top» СП занято работой 10 человек, а именно: руководитель (директор), главный бухгалтер, секретарь, заведующий складом, два продавца, кассир, два грузчика, водитель. Для того чтобы охарактеризовать экономическую эффективность ООО «Tip Top» сравним в таблице 1 основные показатели деятельности предприятия за 3 года. Таблица 1 - Общая оценка экономической эффективности ООО «Tip Top» за 3 года ПОКАЗАТЕЛИ 2000 2001 2002 Доход от продаж 7385193 10158914 13371156 Себестоимость продаж 5984 951 7860582 9320768 Валовый продукт 1400242 2298332 4050388 Себестоимость продукции 1010788 1758366 3390087 Прибыль 389454 53996 660301 Рентабельность, % 6,5 6,9 7,1 Численность работников 9 10 10 Раходы на оплату труда 115 231 129 855 152 212 На основе данных Таблицы 1, можно заметить, что ООО “Tip Top” функционирует стабильно. Наблюдается рост из года в год доходов, а следовательно и прибыли. Рентабельность, выражающая уровень доходности предприятия, в 2002 году достигает 7,1 %, что означает, что по результатам годовой деятельности предприятие обеспечивает на каждый лей стоимости товаров 7 лей прибыли. Рентабельность имеет тенденцию к увеличению, хотя для обеспечения более эффективного уровня хозяйствования в Республике Молдова её значение должно быть не ниже 10-15%. Увеличение дохода от продажи свидетельствует об увеличении товарооборота, что положительно сказывается на заработной плате сотрудников ООО “Tip Top” СП. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИМПОРТНЫХ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ Импорт - это операции коммерческого характера, посредством которых осуществляются ввоз в Республику Молдова товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, передача исключительных прав на эти результаты. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Республики Молдова, получения услуг и приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности. Импорт в Республику Молдова осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения могут устанавливаться Правительством путём квотирования и лицензирования. Лицензия на импорт - экспорт является разрешением, выданным государством хозяйствующему субъекту для осуществления внешнеторговых сделок на определённый период и в пределах, указанных в лицензии. В Республике Молдова выдаются следующие виды лицензий : генеральная лицензия, посредством которой разрешается осуществление её владельцем экспортно - импортных операций с одной страной (группой стран) в установленном объеме; обычная лицензия, являющаяся номинальным разрешением, выданным одному хозяйствующему субъекту для осуществления определённой внешнеэкономической сделки. Лицензии на экспорт и импорт действительны в течение указанных сроков. Согласно Постановлению Правительства Республики Молдова «О совершенствовании механизма регулирования внешней торговли» (№ 777 от 13.08.1997 года) с 01.09.1997 года экспорт, импорт и реэкспорт товаров (работ, услуг) осуществляется свободно, путём декларирования их на таможне. Экспортно-импортные операции на основании решений Парламента и Правительства Республики Молдова регламентируются следующими государственными органами: Министерством экономики в лице. Департамента внешнеэкономических связей. Министерством финансов. Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Министерством здравоохранения. Таможенным департаментом. В соответствии с национальным законодательством и международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, Правительство может устанавливать запреты и ограничения на экспорт и импорт товаров, услуг, работ исходя из национальных интересов, касающихся, в частности: а) соблюдения общественного порядка и норм морали; б) охраны жизни и здоровья людей и окружающей среды в целом; в) сохранения культурного наследия народов Республики Молдова; г) обеспечения безопасности государства; д) поддержания платёжного баланса РМ; е) поддержки (защиты) отечественного производителя; ж) выполнения международных обязательств РМ. Запрещается ввоз товаров: а) не соответствующих национальным стандартам; б) немаркированных или не имеющих сертификата соответствия; в) запрещённых к использованию как опасных для потребления; г) имеющих дефекты, представляющие опасность для потребителей; д) представляющих опасность для национальной безопасности, здоровья людей и окружающей среды. При импорте различных товаров, сырья, продуктов осуществляются следующие виды контроля: ) Санитарный контроль - Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за импортом продовольственного сырья и пищевых продуктов имеет целью обеспечение безопасности продуктов для здоровья и жизни людей и осуществляется на основании Закона «О санитарно - эпидемиологическом обеспечении населения» № 1513-XII от 1993 года. Каждая ввозимая по импорту партия продовольственного сырья и пищевых продуктов должна сопровождаться обязательно сертификатом качества, выданным производителем, экспортёром, государственной ветеринарной службой страны происхождения продукта. Реализация каждой ввезенной по импорту партии пищевых продуктов должна осуществляться только после проведения гигиенической экспертизы и получения разрешения на реализацию. Ввозимые по импорту пищевые продукты должны быть приняты только если партии сопровождаются сертификатом о качестве (оригинал) и сертификатом соответствия по показателям безопасности, выданным уполномоченным на это органом. Реализация этих продуктов разрешается только при наличии гигиенического заключения, выданного государственной санитарно-эпидемиологической службой РМ. ) Ветеринарный контроль - проводится ветеринарными специалистами для предупреждения распространения заболеваний от животных к человеку и наоборот и контроля за выпуском безопасной для человека продукции и сырья животного и растительного происхождения. Для исключения возможности заноса возбудителей заболеваний на территорию РМ, импорт грузов, подлежащих государственному ветеринарно-санитарному надзору, разрешается только при их сопровождении ветеринарно-санитарным сертификатом установленного образца и согласованным с государственной ветеринарной инспекцией страны-экспортёра. Если все условия, предусмотренные в ветеринарно-санитарных нормах, соблюдены, то оформляется ветеринарно-санитарное разрешение на импорт. ) Фитосанитарный контроль подкарантийной продукции ввозимой и вывозимой из республики. Государственная фитосанитарная карантинная служба выдаёт фитосанитарные сертификаты на семена, посадочный материал и другие подкарантинные материалы и обьекты. Ввоз в РМ продукции растительного происхождения допускается при предьявлении фитосанитарного сертификата страны экспортёра. Ввоз такой продукции осуществляется через установленные пограничные пункты. В целях обеспечения национальной безопасности, предотвращения злоупотреблений, защиты прав, охраны жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей среды в соответствии с задачами Всемирной Торговой Организации существует Закон «О сертификации» (№ 652-XIV от 28.10.1999). Сертификация осуществляется в целях защиты внутреннего рынка от некачественной и фальсифицированной продукции, содействия потребителям в компетентном выборе продукции, а также подтверждения качества продукции, заявленной поставщиком. Руководство деятельностью по сертификации осуществляет Департамент технического надзора, стандартизации и метрологии. В рамках Национальной системы сертификации осуществляется как обязательная, так и добровольная сертификация. Обязательной сертификации подвергается продукция, включенная в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Продукция, подлежащая обязательной сертификации в соответствии с законом, при импорте должна сопровождаться сертификатом соответствия и (или) национальным знаком соответствия, признанными Национальной системой сертификации в установленном порядке, а также гигиеническим сертификатом на продовольственные товары и медикаменты. В случае отсутствия данных сертификатов продукция должна сертифицироваться в Национальной системе сертификации. Для успешного осуществления импортно-экспортных операций необходимо соблюдать некоторые типовые требования: составление и подписание договора международной купли-продажи. .05.1994 согласно Постановлению Парламента Республики Молдова № 115-XII Республика Молдова присоединилась к Конвенции Организации Объединённых Наций о договоре Международной продажи товаров, которая вступила в действие для Республики Молдова с 01.11.1995 года. Контракт купли-продажи является основным коммерческим документом, оформляющим внешнеторговую сделку, в котором содержится письменная договорённость сторон о поставке товара. При заключении внешнеторговой сделки стороны должны определиться, право какого государства будет применяться для регулирования формы заключения сделки и прав и обязанностей сторон при урегулировании спора. В международной торговой практике существуют самые разнообразные контракты, их содержание зависит от операции, которую собираются совершить контрагенты. Но несмотря на все разнообразие видов контрактов, в основе каждого из них лежат положения классического контракта купли-продажи. Контракт выполняет следующие функции: юридически закрепляет отношения между партнёрами, придаёт им характер обязательств, выполнение которых защищено законом; определяет порядок, способы и последовательность совершения действий партнеров; предусматривает способы обеспечения выполнения обязательств. При составлении контракта важно знать, правом какого государства будут регулироваться отношения по конкретному контракту, так как имеются существенные расхождения в решении одних и тех же вопросов в праве разных государств. До того как будет заключён контракт, необходимо выяснить следующие вопросы: разрешён ли ввоз (вывоз) товара на территорию страны; облагается ли товар импортной пошлиной, каков размер этих пошлин; подпадает ли товар под режим лицензирования или квотирования, каким органом выдаётся лицензия; необходимо ли получение специальных разрешений на вывоз (ввоз) товара; требуется ли получение фитосанитарного, ветеринарного и других сертификатов; какие ещё документы необходимы для обеспечения пропуска товара за границу. При купле-продаже машин и оборудования в контракт добавляются такие пункты как: техническая документация, гарантийный период, снабжение запасными частями. Контракт купли-продажи содержит следующие пункты: Преамбула - указываются номер контракта, фирменные наименования сторон, т.е. наименования, под которыми они зарегистрированы в своей стране, местонахождение контрагентов. Предмет контракта - точное наименование предмета контракта. Если ассортимент товара широк по наименованиям и количеству, то всё это указывается в приложении к договору (спецификации), которые являются неотъемлемой частью контракта. В этом случае, в разделе указывается общая стоимость по контракту. Количество товара - в контракте устанавливается единица измерения количества, порядок определения количества, порядок определения систем мер и весов. В контракте следует оговорить: включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара. Качество товара - устанавливается качественная характеристика товара, т.е. совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению, в соответствии с потребностями покупателя. Цена товара - устанавливается за единицу массы, площади, объёма за штуку, комплект. Чтобы обмен товарами производился на эквивалентной основе, они должны оцениваться в ценах мирового рынка. На мировом рынке существует множественность цен, т.е. цены на одинаковый товар в одно и то же время могут заметно различаться. На уровень мировых цен воздействуют валюты платежа, условия расчёта, характер поставки и другие факторы. Валюты не равноценны по своему качеству: есть сильные, устойчивые валюты и слабые валюты, курс которых колеблется. Поэтому от выбора валютных цен зависит риск валютных потерь, т.е. возможность не получить эквивалент стоимости, предусмотренный в момент предложения цены и подписания контракта. Так, импортёр выиграет при установлении цены в слабой валюте, курс которой имеет тенденцию к снижению, т.к. он сможет рассчитаться за товар тем же числом, но в обесценившихся денежных единицах. Экспортёр же, наоборот, стремится к наиболее сильной валюте. В международной торговле различают следующие виды цен: твёрдая - устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в ходе его исполнения; подвижная - может быть пересмотрена в дальнейшем если изменится рыночная цена к моменту поставки; скользящая - применяется в контрактах на товары, требующие длительного срока изготовления (промышленное оборудование). Первоначально в контракте устанавливается исходная цена, стороны оговаривают долю постоянных расходов (прибыль, накладные расходы, амортизационные отчисления) и переменных расходов на сырьё, материалы и оплату труда. Именно последние и определяют скольжение цен, т.к. с изменением цен на сырьё, налоговой политики государства, уровня оплаты труда в отрасли и будут связаны дополнительные расходы на выполнение данного контракта. Для международной торговли характерна множественность цен. Цены могут различается в зависимости от условий коммерческой сделки, характера рынка и источников ценовой информации. Цены базисные, в основу которых кладутся цены, публикуемые в различных справочниках, прейскурантные цены. Их можно использовать при заключении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров. Цены биржевые, цены на товары, действующие на биржах. Биржи публикуют котировки на начало и конец утреннего и вечернего биржевого торга, котировки на товары с немедленной поставкой (спот) и отсрочкой поставки (форвард). Эти официальные публикации являются основанием для установления цен на аналогичные товары во внебиржевой торговле. Цены закупочные, вид оптовых цен, по которым в ряде стран осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции. Цена каталога, справочные цены, близкие к ценам производителя, публикуется нерегулярно, как правило продавцом. Цены монопольные, разновидность цен товаров, связанная с использованием особых условий производства и реализации, обеспечивающих получение большой прибыли. Цены нетто, чистые цены товара на месте купли-продажи, не включающие скидки и надбавки, связанные с различием базисных условий контракта. Цены оптовые, при продаже продукции крупными партиями. В международной торговле преобладают операции, осуществляемые по оптовым ценам, уровень которых несколько ниже внутренних оптовых цен. Цены розничные, продукция реализуется мелкими партиями индивидуальным потребителям. Розничные цены обычно выше оптовых, т.к. включают затраты розничной торговой сети, различные налоги. Цены скольжения, применяются при купле-продаже продукции с длительными сроками производства. Сторонами оговариваются корректировки цен. Цены мировые, цены крупных импортных или экспортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях, за наличные в определённых центрах международной торговли, известными фирмами-экспортёрами и импортёрами соответствующей продукции. Цены фактических сделок, цены соответствуют ценам потребления, они отражают конкретные условия реализации продукции и являются важной информацией для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку это цены реальных операций. Такие цены являются коммерческой тайной. Цены трансфертные, применяются корпорациями в сделках между филиалами, подразделениями и подконтрольными фирмами, действующими в одной или разных странах. Базисные условия поставки - За последние годы огромное количество предприятий и организаций Республики Молдова стали участниками внешнеэкономических отношений. Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике в их соответствующих странах, что может привести к спорам и обращению в суды, потере времени и средств. Для устранения подобных проблем Международная Торговая Палата опубликовала Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс. Ссылка на Инкотермс широко применяется в типовых контрактах. Коммерсанты, желающие использовать настоящие правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями Инкотермс. Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международная торговая палата опубликовала впервые в 1936 году свод международных торговых терминов. Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и в настоящее время в 2000 году. Основной причиной последовательных редакций Инкотермс была необходимость адаптировать их современной коммерческой практике и обеспечить их практическое осуществление. Сфера действия Инкотермс ограничена вопросами связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров. Инкотермс имеют дело с некоторыми определёнными обязанностями сторон, такими как: обязанность покупателя или продавца поставить товар в распоряжение покупателя, или передать его для перевозки или доставить его в пункт назначения; и с распределением риска между сторонами в этих случаях. Устанавливая в контракте купли-продажи базисное условие поставки, решаются такие вопросы как: кто представляет транспортные средства для поставки товара; кто оформляет таможенную очистку на ввоз и вывоз товара; кто обеспечивает получение лицензии; когда переходит риск случайной гибели или повреждения товара с продавца и покупателя. Они определяют, кто несёт расходы, связанные с транспортировкой товара от экспортёра к импортёру. Те расходы, которые несёт экспортёр, включаются в цену товара. Они называются базисными потому, что устанавливают базис поставки товара и оказывают влияние на уровень цены товара. Эти расходы весьма разнообразны и составляют иногда 40-50 % цены товара. Инкотермс состоят из 13 терминов, которые разделены на четыре категории, начиная с условия, при которой продавец предоставляет товары покупателю непосредственно со своих складов (термины группы “Е”). Согласно терминам второй группы продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика, который обеспечивается покупателем (термины группы “F”). Термины третьей группы “C” предусматривают, что продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара. Согласно терминам группы “D” продавец несёт все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения. Группа «Е» (отгрузка) EXW С завода Группа “F” (основная перевозка не сплачена) FCA FAS FOB Франко-перевозчик свободно вдоль борта судна свободно на борту Группа “С” (основная перевозка оплачена) CFR CIF CPT CIP Стоимость и фрахт стоимость, страхование и фрахт перевозка оплачена до.... перевозка и страхование оплачены до.... Группа “D” (прибытие) DAF DES DEQ DDU поставка до границы поставка с судна поставка с причала поставка без оплаты таможенных пошлин. Условия платежа - В этом разделе контракта купли-продажи устанавливается валюта платежа, способ платежа и формы расчётов, гарантии выполнения сторонами платёжных обязательств. Валюта платежа может совпадать с валютой цены, а может и не совпадать. В последнем случае в контракте указывается курс, по которому валюта цены будет переведена в валюту платежа. Способ платежа определяет, когда производится оплата товара по отношению к его фактической поставке. Основные способы платежа: авансовый платёж, наличный и платёж в кредит. Большинство расчётов, особенно при поставках в кредит, обеспечивается путём выставления банковской гарантии. Банковская гарантия - это гарантированное письмо банка, которое обеспечивает продавцу оплату товара банком-гарантом за его счёт, если покупатель не выполнит свои обязательства. Гарантию должен предоставить солидный банк, что обеспечивает достаточную надёжность банковской гарантии. Сроки и дата поставки товаров - В контрактах указываются временные периоды, в течение которых товары должны быть доставлены экспортёрами в установленные географические пункты и переданы в распоряжение импортёра. В международной торговле может быть заключён контракт на срок поставки, при нарушении которого контракт аннулируется автоматически. Например, контракт на поставку ёлок к Новому году. Упаковка и маркировка - Упаковка должна обеспечить полную сохранность груза, предотвратить от повреждений и влияния атмосферных явлений. В заподно-европейских странах приняты единые нормы по упаковке товаров МОС, Международная Организация по Стандартизации (ISO) разработала инструкции, которыми следует руководствоваться при экспортной упаковке товаров. При переходе упаковки в собственность импортёра вместе с товаром он оплачивает её стоимость экспортёру. Способ оплаты вносится в контракт; либо определение цены упаковки отдельно. Тара может быть также возвратной, при этом устанавливается порядок возврата. Маркировка грузов является важнейшим элементом в технологии внешнеторговых операций. Она выполняет следующие функции: представляет товаросопроводительную информацию - содержит номер контракта, число мест в партии и т.д. является указанием транспортным фирмам по обращению с грузом. Претензии по качеству и количеству - Стороны в контракте устанавливают порядок предъявления рекламации, сроки их заявления, способы урегулирования рекламаций. Претензии по количеству должны сопровождаться актом, составленным в месте назначения товара, с участием представителя продавца, или актом официальной контрольной организации. В случае предъявления претензии по качеству товара, от партии товара отбираются три образца в присутствии представителей сторон и испытываются. Убытки за нарушения контракта одной из сторон составляют сумму, равную ущербу, включая упущенную выгоду, который понесён другой стороной вследствие нарушения контракта. Форс-мажорные обстоятельства - контракты купли-продажи содержат условие, которое разрешает переносить срок исполнения контракта или вообще освобождает стороны от полного или частичного выполнения обязательств по контракту в случае наступления независящих от сторон обстоятельств, препятствующих исполнению контракта. Форс-мажорные обстоятельства делятся на две категории: длительные и кратковременные. К первым относятся: запрещение импорта (экспорта), война, блокада, мероприятия правительств. К кратковременным относятся пожары, наводнения, другие стихийные бедствия. Длительность устанавливаемого в контрактах срока действия «форс-мажора» определяется с учётом срока исполнения договора, характера товара, торговых обычаев (скоропортящиеся товары - не более 15-30 дней, сырьевые товары - 3 месяца, оборудование - 3-6 месяцев). Контрактом устанавливается, что сторона, для которой создалась невозможность выполнения обязательств, должна информировать контрагента и представить ему подтверждающие документы (справки, сертификаты), выдаваемые национальными торговыми палатами. Арбитраж - В этом пункте устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами и не могут быть урегулированы обычным путём. Международный коммерческий арбитраж делится на общий арбитраж, рассматривающий все споры по внешнеэкономическим сделкам, и специализированный арбитраж. Санкции за нарушение выполнения обязательств - За просрочку в поставке продавец обязан оплатить неустойку, размер которой фиксируется в контракте в виде процента от стоимости недоставленного товара, или в виде определённой твёрдой суммы. Максимальная величина штрафов чаще всего ограничивается 8-10 % от стоимости не поставленных в срок товаров. На этапе подготовки договора требуются глубокие знания в области переговоров, анализа предположений споров и применяемые принципы их принятия. Необходимо ознакомиться с правовой системой страны, с которой заключается договор, так как в разных странах договор считается заключённым при разных условиях. Например, законодательства Франции, Англии, США считают договор заключённым в момент принятия предложения, подтверждённого письмом, факсом, а местом заключения договора является офис стороны, принявшей предложение. Согласно законодательствам Германии, Швеции, Румынии, Республики Молдова, договор считается заключённым в момент, когда была проинформирована сторона, подавшая предложение. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ цена аккредитив инкассо декларация Весь товар ввозимый (вывозимый) в/из Республику Молдова должен стать предметом таможенной декларации, даже если он освобождён от таможенных платежей. Таможенная декларация является юридическим актом, через который подающий заявление: а) просит о таможенном режиме для представленного товара (импорт, экспорт и т.д.); б) обязывается выполнять требования, которые вменяются ему через заявленный таможенный режим; в) поставляет необходимую информацию для принятия мер и применения распоряжений для реализации налоговых обязанностей, внешнего торгового контроля и статистики. Таможенные декларации необходимо заполнять письменно на государственном языке, на бланке декларации, согласно официальному образцу. Копии должны быть отпечатаны через использование автоматизированного процесса. Таможенная декларация подаётся в течение 72 часов с момента пересечения таможенной границы. Декларация должна быть составлена и представлена в таможенное учреждение декларантом. Роль таможенных служб заключается в контроле таможенных деклараций. Подлинность декларации подтверждается обязательной подписью декларанта. Таможенная декларация подаётся только в таможенное учреждение, через которое ввозится товар в отведённые часы работы. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых для таможенных целей. Для придания законности, таможенная декларация проходит следующие этапы: а) Документальный контроль - предусматривает проверку данных, содержащихся в подробной таможенной декларации, через сопостановление с прилагаемыми документами для их подтверждения. Для прохождения документального контроля необходимо представить документы: свидетельство о регистрации предприятия в Государственной Регистрационной Палате; свидетельство о регистрации в Департаменте статистических анализов и социологии, с указанием кода ОКПО; свидетельство о регистрации в Министерстве Финансов с указанием фискального кода экономического агента; договор; свидетельства о происхождении, качестве и соответствии товара; счёт-фактура (инвойс), где указаны количество и стоимость товара; товаротранспортная накладная, где указывается транспорт (воздушный, ж/д, грузовой автомобиль и т.д.). доверенность, выданную физическому лицу, которое занимается ввозом-вывозом товара; другие документы по требованию таможенного инспектора. б) Физический контроль товара. Товар проверяется на соответствие заявленному по количеству и наименованию. При ввозе товара физический контроль осуществляется после прибытия товара к месту назначения для декларирования. в) Проверка расчёта платежей: Проверяется расчёт платежей, произведенных декларантом. Установленные неточности ведут к исправлению таможенных деклараций. г) Оплата таможенных платежей: Оплата производится наличными или путём их перечисления на соответствующие счета Центрального казначейства Министерства финансов. Таможенные платежи уплачиваются в молдавских леях. В Республике Молдова при импорте товаров установлены следующие таможенные и налоговые платежи: Сбор за осуществление таможенных процедур. Таможенными процедурами являются все виды услуг, оказываемых таможенными органами в сфере таможенной деятельности. Перечень таких услуг и тарифы на них утверждаются в соответсвии с законодательством. Средства, полученные от осуществления таможенных процедур, считаются внебюджетными и в полном обьёме используются на финансирование деятельности таможенной системы. Взымается 0,2% от таможенной стоимости, превыщающей 1 000 евро, но сумма сбора за осуществление таможенных процедур не должна превышать 900 евро. Если таможенная стоимость составляет от 50 до 1000 евро, размер сбора будет равен 5 евро. Таможенная пошлина на импортируемые товары, установленная адволорным и натуральными методами согласно ставкам, определённым Законом о таможенном тарифе, с изменениями и дополнениями к нему. Ставки таможенной пошлины и перечень товаров, в отношении которых она применяется, устанавливаются Парламентом. Кроме освобождений, предусмотренных законами, применяются освобождения от таможенных пошлин в соответствии с международными соглашениями и договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова. К примеру, при предъявлении сертификата происхождения установленного образца, подтверждающего импорт и происхождение товаров из Румынии и стран СНГ, эти товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин, предусмотренных в Приложении № 1 Закона о таможенном тарифе. Косвенный налог в виде акцизов на импортируемые товары некоторых категорий, выраженных ставками от натуральных величин товаров и адвалорным методом, регламентируемый разделом IV Налогового кодекса. Налог на добавленную стоимость при импорте товаров в размере 20 % от таможенной стоимости. В соответствии с положениями раздела III Налогового кодекса существуют некоторые освобождения, уменьшения и отсрочки налога на добавленную стоимость для определённых категорий импортируемых товаров. ВИДЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ Существуют 4 вида таможенной пошлины: Адвалорная - исчисляется в процентах к таможенной стоимости товара; Специфическая - исчисляемая по установленной ставке за единицу товара; Комбинированная - сочетающая оба вида таможенной пошлины; Особая - которая подразделяется на: а) специальную пошлину - применяется для защиты товаров местного производства при ввозе на таможенную территорию товаров зарубежного производства в количестве и на условиях, наносящих ощутимый материальный ущерб отечественным производителям. б) антидемпинговая пошлина - применяется в случае ввоза на таможенную территорию товаров по ценам ниже их стоимости в экспортирующей эти товары стране на момент ввоза, если ущемляются интересы или возникает угроза нанесения материального ущерба отечественным производителям; в) компенсационная пошлина - применяется в случае ввоза на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых либо прямо либо косвенно использовались субсидии, если ущемляются интересы или возникает угроза нанесения материального ущерба отечественным производителям идентичных либо однородных товаров, или возникает препятствие для организации либо расширения производства идентичных либо однородных товаров в стране. Все таможенные налоги импортируемых товаров исчисляются исходя из их таможенной стоимости. Система определения таможенной стоимости товаров распространяется на все товары, ввозимые на таможенную территорию. Порядок применения системы определения таможенной стоимости товаров устанавливается Правительством на основании положений Закона о таможенном тарифе (№ 1380 от 20.11.1997)и международных соглашений, одной из сторон которых является Республика Молдова. Таможенная стоимость - это стоимость товара, ввозимого на таможенную территорию или вывозимого с неё, определяется в целях сбора таможенных пошлин и налогов. Таможенная стоимость товара заявляется таможенному органу декларантом при перемещении товара через таможенную границу. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и относящиеся к ней дополнительные сведения должны быть достоверными и документально подтверждёнными. Таможенный орган осуществляет контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара. При отсутствии данных, подтверждающих правильность заявленной декларантом таможенной стоимости товара, таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товара, последовательно применяя методы, предусмотренные законом о таможенном тарифе. При этом таможенный орган по письменной просьбе декларанта обязан в месячный срок предоставить ему письменное разъяснение причин, по которым заявленная таможенная стоимость товара не может быть принята за основу для начисления таможенной пошлины. Таможенная стоимость ввозимого на таможенную территорию товара определяется следующими методами: По стоимости сделки, предметом которой является данный товар, либо по цене фактически уплаченной или подлежащей уплате. При использовании этого метода в стоимость сделки включаются следующие компоненты (если они не были ранее включены в стоимость товара): а) расходы по доставке товара до места ввоза товара на таможенную территорию; т.е. расходы на страхование, транспортировку, стоимость погрузки и выгрузки товара. б) расходы понесённые покупателем: комиссионные и брокерские; стоимость контейнеров; стоимость упаковки. в) распределённая пропорционально стоимость следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно поставляются покупателем бесплатно, либо по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт оцениваемого товара, в такой мере, в какой это стоимость не была включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате: материалов, частей, компонентов, являющихся составной частью товаров; инструментов и штампов, использованных в производстве товара; инженерно-проектных работ, чертежей и эскизов, выполненных за пределами страны и необходимых для производства товара; г) роялти и лицензионные платежи, относящиеся к оцениваемому товару. Метод по стоимости сделки, предметом которой является идентичный товар. Идентичными признаются товары, по всем признакам сходные с оцениваемым товаром. К числу таких признаков относятся: а) физические характеристики; б) качество и репутация на рынке; в) страна происхождения; г) производитель. Метод по стоимости сделки, предметом которой является однородной товар. Однородными признаются товары, которые не будучи идентичными, имеют сходные признаки и состоят из сходных компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемому товару, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки: а) качество, наличие товарного знака, репутация на рынке; б) страна происхождения; в) производитель. Второй и третий методы применяются если товар: продан для ввоза на территорию Республики Молдова; ввезен одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза товара, подлежащего оценке; ввезён примерно в том же количестве и/или на тех же коммерческих условиях. Метод определения таможенной стоимости товара по его единичной стоимости: Если ввезённый на таможенную территорию товар продаётся в том состоянии, в каком был ввезён, его таможенная стоимость основывается на цене единицы продукции, по которой этот товар продаётся в наибольшем количестве лицам, которые не связаны с продавцом, одновременно или почти одновременно с ввозом оцениваемого товара, при осуществлении следующих вычетов: а) комиссионных, надбавок; б) транспортных и страховых расходов; в) таможенных пошли и налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом или продажей товаров. Метод определения таможенной стоимости товара на его расчётной стоимости: Расчётная стоимость товара включает: а) издержки или стоимость материалов и производственных операций или других работ по изготовлению товара; б) объём прибыли и общих расходов, равный тому, который отражается обычно в продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемый товар, изготовленных производителями для ввоза в страну импорта; в) расходы на страхование, транспортировку и погрузку (выгрузку) товара. Резервный метод - этот метод применяется, если таможенный орган считает, что все предыдущие методы не могут быть использованы. При использовании этого метода за основу не могут быть приняты: а) продажная цена товара на внутреннем рынке Республики Молдова; б) цена товара на внутреннем рынке страны-экспортёра; в) произвольно установленная цена товара; г) система, предусматривающая применение в таможенных целях более высокой стоимости товара из двух возможных; д) минимальная таможенная стоимость товара. На практике используется 1-й метод определения таможенной стоимости. Наряду с определением таможенной стоимости товара, определяется страна происхождения товара с целью осуществления тарифных и нетарифных мер, направленных на урегулирование ввоза товаров на таможенную территорию и их вывоза за пределы этой территории. Страной происхождения товара считается страна, в которой он был полностью произведён или подвергнут достаточной переработке. Страной происхождения товара могут считаться также группа стран, таможенный союз стран, часть страны, если есть необходимость в их выделении в целях определения происхождения товара. Товарами, полностью произведёнными в данной стране, признаются: а) полезные ископаемые, добытые на её территории; б) растительная продукция, выращенная или собранная на её территории; в) живые животные, родившиеся и выращенные в стране; г) продукция охотничьего и рыболовного промыслов, полученная в стране; д) продукция, полученная с применением высоких технологий на космических судах, принадлежащих данной стране, е) вторичное сырьё и отходы, образующиеся в процессе производственных операций, осуществляемых в стране; Если в производстве товара участвовали две или более двух стран, его происхождение определяется на основании критериев достаточной переработки товара, а именно: а) изменение его товарной позиции по товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырёх знаков, произошедшее в результате переработки товара; б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения являлась страна, где были осуществлены эти операции; в) изменение стоимости товара, если доля стоимости использованных для его производства материалов составляет не менее 45 %. Для подтверждения происхождения товара таможенный орган вправе потребовать у декларанта сертификат о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара должен однозначно свидетельствовать о том, что страной происхождения данного товара является соответствующая страна. Сертификат о происхождении товара представляется вместе с таможенной декларацией и другими документами необходимыми для их оформления таможенным органом. При импорте товара на таможенную территорию сертификат о его происхождении предъявляется в обязательном порядке, если: стране происхождения товара Республика Молдова предоставляет льготный режим по таможенному тарифу; ввоз товаров из соответствующей страны регулируется количественными ограничениями или иными мерами регулирования внешнеторговой деятельности. это предусмотрено законодательством в области охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителей. Если у таможенного органа есть основания полагать, что декларируемые сведения о происхождении товара недостоверны. Хозяйствующие субъекты-резиденты Республики Молдова, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, обязаны осуществлять импорт в течение 90 календарных дней со дня перечисления денежных средств за товар. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ Осуществление импортных операций тесно связано с валютными расчётами с поставщиками товаров и услуг. Резиденты имеют право открывать счета в иностранной валюте в уполномоченных банках Молдовы. Юридические лица имеют право владеть счетами в свободно-конвертируемой валюте. Резиденты не имеют права переводить средства со своих счетов в импортной валюте на счета нерезидентов (за исключением уполномоченных банков) кроме следующих случаев: а) платежи производятся в рамках текущих международных операций; в) целью платежей является погашение долга в иностранной валюте, зарегистрированного Национальным банком Молдовы. По поручению экономических агентов-резидентов уполномоченные банки осуществляют платежи за импорт в порядке, установленном нормативными актами Национального банка Молдовы. Национальный банк Молдовы через банки отслеживает осуществление импорта товаров и услуг экономическими агентами-резидентами РМ, которые переводят денежные средства за импорт. Юридические лица-резиденты могут производить платежи за границу, используя только безналичные формы расчётов при предоставлении документов, подтверждающих необходимость осуществления таких платежей. На счета юридических лиц-резидентов, средства могут быть зачислены только в безналичном порядке. Наличная иностранная валюта может быть снята со счёта только на: а) командировочные расходы; б) транспортные и таможенные расходы, связанные с командировкой; Если вышеупомянутые средства не были использованы, то они возвращаются на валютный счёт с предоставлением банку разрешения на вывоз иностранной валюты за границу и/или декларации о ввозе иностранной валюты в Молдову. На каждую экспортно-импортную сделку, произведенную на основе договора о купле-продаже, хозяйствующие субъекты должны заполнять декларацию о репатриации валюты или карточку платежа по установленной Национальным банком Молдовы форме, как для экспорта товаров, так и для перечисления денежных средств при импорте товаров. Импорт товаров и услуг за денежные средства, осуществлённый хозяйствующими субъектами Республики Молдовы, выполнившими перевод денежных средств, отслеживается Национальным банком Молдовы через коммерческие банки на основании карточки платежа. Контроль за полнотой импорта товаров осуществляется Министерством финансов на основании представляемой Таможенным департаментом информации об осуществленном импорте. Установление нарушений и применение штрафных санкций осуществляются Министерством финансов. Штраф взимается в молдавских леях в бесспорном порядке, а взысканные суммы перечисляются в государственный бюджет. Если у экономического агента на момент наложения штрафа отсутствуют леи на текущем счёте, он обязан продать валюту со своих валютных счётов и перевести полученные средства на текущий счёт для оплаты штрафа. Штрафные санкции отражаются в бухгалтерском учёте, как другие операционные расходы периода. В конце отчётного года суммы уплаченных штрафных санкций не признаются в качестве вычетов в целях налогообложения (ст.30 Налогового кодекса). Порядок учёта платежей за импорт товаров и услуг, а также порядок контроля за выполнением условий платежа определены в инструкции “Инструкции о контроле за платежами по импорту товаров, услуг”. № 136 от 22.05.1998 Согласно инструкции платежи за импорт осуществляется только в безналичном порядке. Возврат средств, перечисленных в аванс, на сумму неосуществленного импорта производится в валюте платежа или в другой свободно конвертируемой валюте. Возврат осуществляется на текущий счёт импортёра, как правило, в безналичном порядке, но допускается и наличная форма. При взносе наличных денежных средств для зачисления на счёт в банк представляется оригинал таможенной декларации, подтверждающей ввоз иностранной валюты. Если валюта, в которой были возвращены денежные средства, отличается от валюты, в которой был осуществлён платёж за импорт, то при осуществлении контроля за возвратом денежных средств банк применяет курс Национального банка Молдовы на дату осуществления платежа за импорт. По каждому заключённому Импортёром контракту оформляется Паспорт импортной сделки (далее ПСИ), подписанный одним уполномоченным банком, где открыт текущий валютный счёт Импортёра, и который осуществляет расчёты за импортируемые товары по данному контракту по поручению импортёра. ПСИ оформляется в двух экземплярах. Импортёр одновременно с заполненным и подписанным ПСИ представляет в банк импортёра оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой подписи, копию контракта, на основании которого был составлен ПСИ, образец которого имеется в банке Импортёра. Представленная в банк импортёра копия контракта приобщается в Досье по данному ПСИ. Банк импортёра рассматривает предоставленные ему документы и подписывает подготовленные импортёром экземпляры ПСИ. Первый экземпляр ПСИ возвращается импортёру, что отражается в журнале и графе “Исходящие”. Второй экземпляр ПСИ служит основанием для открытия банком импортёра Досье, в которое он помещается для хранения вместе с другими документами, поступающими в банк импортёра в связи с данным ПСИ. С подписанием ПСИ банк импортёра принимает данный контракт на расчётное обслуживание и возлагает на себя обязательство по выполнению функции контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые по этому контракту товары. Наличие хотя бы одного из следующих условий является для банка импортёра основанием для отказа в подписании ПСИ: несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПСИ; несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и нормативных актов РМ; оформление ПСИ с нарушением требований; наличие в контракте условий, предусматривающих оплату импортируемых товаров со счетов лиц, не являющихся импортёрами по данному контракту; наличие в контракте условий, предусматривающих оплату импортируемых товаров в наличной форме при отсутствии разрешения (лицензии) НБМ на указанные операции; отсутствие в контракте конкретных сроков поступления товаров на таможенную территорию РМ; отсутствие в контракте конкретных сроков возврата денежных средств в иностранной валюте, переведённых в оплату импортируемых товаров при непоставке товаров в случае, если контракт предусматривает оплату товара до его ввоза на территорию РМ. Скачать архив (39.1 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |