Главная » Экономика

Анализ экспортных и импортных операций

Для более полной характеристики экспортной работы организации экспорт товаров и услуг за отчётный год сопоставляется с экспортом за предыдущие периоды (наиболее целесообразно проводить такое сравнение не менее чем за 5 лет). Целью такого исследования является выявление изменений в товарной структуре экспорта, в появлении и развитии новых видов экспорта и его географическом направлении.

Под динамикой импорта товаров понимается развитие импорта организации в анализируемом периоде по сравнению с предшествующим или с более ранним периодом. При анализе динамики импорта выясняются изменения стоимости и объёма импорта товаров в неизменных ценах и цен на закупленные товары в анализируемом периоде по сравнению с предшествующим или более ранним периодом и перемены, происшедшие за это время в количественной и стоимостной структуре импорта и в его географическом направлении. С этой целью вычисляются индексы стоимости импорта, физического объёма и цен. Кроме того, в пределах товарных групп можно вычислить индексы структурных сдвигов. Для установления тенденций развития импорта за ряд лет (например за 5 ― 10 лет) вычисляются темпы роста и прироста импорта, а также среднегодовые темпы роста.

Динамика оборота внешнеэкономических связей характеризуется прежде всего развитием объёма внешнеэкономических операций за соответствующие периоды. Оборот (объём в целом), экспорт и импорт показываются в таблице по годам как в ценах соответствующих лет, так и в сопоставимых ценах. В другой таблице развитие операций отражается по географическому направлению. В отдельных графах таблицы целесообразно привести данные о среднегодовых темпах прироста оборота, экспорта, импорта товаров и услуг. В ней показывается также удельный вес групп стран и отдельных стран в процентах ко всему товарообороту объединения, принимаемому за 100 процентов.

Для характеристики изменений в товарной структуре составляется таблица, в которой товарные группы и основные товары показываются в процентах по соответствующим периодам или по основным странам экспорта и импорта. Целесообразно составление таблицы индексов физического объёма по обороту, экспорту и импорту.

Для характеристики движения экспортных и импортных цен по основным товарам разрабатывается особая таблица. В ней полезно показать также индекс условий торговли, определяемый по формуле

.

Индекс исчисляется по отдельным странам, а также в целом по всему обороту фирмы.

В таблице 1. приведены основные показатели, характеризующие динамику стоимости экспортных или импортных операций.

Таблица 1 - Показатели динамики стоимости внешнеэкономических операций

Показатель

Порядок расчёта

Характеристика

Индекс стоимости

Показывает расширение (>1) или сокращение (<1) внешнеэкономической деятельности организации

Индекс цен

Характеризует изменение стоимости внешнеэкономических операций под влиянием ценовых факторов

Индекс физического объёма

Отражает изменение количества и структуры экспортных (импортных) товаров

Индекс количества

Показывает влияние только количества поставок на общую стоимость экспорта (импорта)

Индекс структуры             

где Характеризует произошедшие структурные сдвиги в экспорте (импорте) товаров. Если данный индекс окажется больше единицы, то в пределах товарной группы повысилась доля более дешёвых товаров. При обратном изменении структуры индекс будет меньше единицы

При анализе экспортных операций определяют выполнение обязательств по стоимости, физическому объёму, количеству экспортируемых товаров, по срокам их поставок и качеству, устанавливают факторы, повлиявшие на эти показатели, измеряют их воздействие, выясняют причины недовыполнения обязательств по тем или иным позициям.

В ходе анализа вычисляются проценты выполнения обязательств по стоимости и по физическому объёму, как для отдельных товаров, так и для их совокупности.

При постоянно меняющейся конъюнктуре рынка фактор «цен» может оказать существенное влияние на исполнение обязательств по экспорту товаров. Как известно, уровень экспортных цен зависит от изменения производительности труда в соответствующей отрасли производства, от соотношения спроса и предложения товаров на рынке, от изменения курсов валют. Уровень экспортных цен конкретных сделок зависит также от умения использовать конъюнктуру рынка. Последний фактор, в свою очередь, определяется правильностью выбора рынка, времени выступления на рынке, оптимальным для данного момента размером предполагаемой товарной партии, получением в процессе заключения сделки оптимальной цены на товар и наиболее выгодных условий поставки и реализации товара.

Недовыполнение обязательств по экспорту товаров, по физическому объёму может вызываться разнообразными причинами (опоздания в поставке товаров для экспорта со стороны поставщиков, задержки в транспортировке товаров, трудности с реализацией товаров в конкретной стране в связи с возросшей конкуренцией, качественной характеристикой товара, валютными ограничениями и др.). Причины недовыполнения обязательств должны быть установлены и тщательно изучены.

Анализ выполнения обязательств по торговым соглашениям проводится на основе данных оперативных отчётов о поставках товаров по соглашениям со странами. При этом изучается: в каком объёме реализован товарный контингент соглашения (сколько и на какую сумму было заключено контрактов в счёт соглашения); на сколько и на какую сумму выполнены обязательства по контрактам (поставлены товары или услуги); какие контракты и на какую сумму оказались просроченными исполнением; причины неполной реализации соглашений и нарушений сроков поставок товаров.

Вычисляется показатель просрочек поставок товаров (П) за ряд лет, изучается его динамика:

П = (Σ Кп/ΣКи) х 100 ,

где Σ Кп - сумма контрактов, просроченных в течение анализируемого периода;

Σ Ки - сумма контрактов, подлежащих исполнению в течение анализируемого периода.

При анализе выполнения обязательств по импорту товаров и услуг необходимо, как и при экспорте, выяснить уровень выполнения обязательств по сумме и физическому объёму, а затем выявить и измерить факторы, обусловившие достигнутый уровень выполнения обязательств. Анализ выполнения обязательств по контрактам по отдельным странам должен сочетаться с изучением степени выполнения предприятием торговых соглашений по этим странам по соответствующим товарам. Одновременно следует выяснить степень выполнения иностранными поставщиками этих стран обязательств по контрактам в отношении сроков поставок и качества импортируемых товаров.

Качество экспортных товаров должно соответствовать техническим условиям заказов. В противном случае иностранные покупатели могут предъявить рекламации, что наносит ущерб авторитету организации-экспортёру и снижает размер выручки за товары на сумму удовлетворенных рекламаций. Анализ данного участка проводится в сопоставлении за ряд прошедших периодов. В качестве критерия можно использовать показатель процентного отношения суммы удовлетворенных рекламаций к стоимости поставленных товаров. Также изучаются каждая рекламация в отдельности. При этом выясняется, какие меры принимались организацией по повышению качества товаров и насколько они оказались эффективны.

Критерием успешной работы по обеспечению надлежащего качества импортных товаров, т.е. соответствия полученных импортных товаров техническим условиям контрактов, является сумма рекламаций заказчиков импортных товаров, удовлетворенных фирмой. В зависимости от снижения или увеличения суммы удовлетворённых рекламаций по сравнению с предшествующими годами можно оценивать показатели выполнения обязательств по качеству импортных товаров. Для более точной оценки можно вычислить обобщающий относительный показатель по формуле

.

Под конкурентоспособностью товаров и услуг понимается их способность выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей и продаваться в связи с этим по ценам не ниже среднерыночных. Уровень конкурентоспособности товаров и услуг определяется совокупностью различных технико-экономических факторов: качество и себестоимость, формы и методы торговли, цены, условия и сроки поставки и транспортировки, соответствие требованиям моды и условиям местного рынка, виды и формы расчётов и платежей с покупателями, престиж производителя и продавца, престиж товара, эффективность рекламы и др.

Наиболее сложным представляется установление конкурентоспособности услуг. Основной фактор их конкурентоспособности - качество, определяемое многими слагаемыми, набор которых более сложен и многообразен, чем у товаров других категорий. В понятие качества товаров входят производительность и универсальность, стандартизация и унификация моделей. При этом производительность оборудования не всегда главный фактор, иногда предпочтение отдаётся низкопроизводительному оборудованию, но более дешёвому и универсальному, простому, безопасному и удобному в обращении. Анализ конкурентоспособности товаров должен сопровождаться выработкой соответствующих рекомендаций поставщикам-изготовителям товаров, направленных на повышение уровня конкурентоспособности этих товаров.

Выполнение обязательств по экспорту и импорту товаров и услуг связано с расходом средств для оплаты счетов поставщиков экспортных и импортных товаров и оплаты накладных расходов по экспорту и импорту товаров. Эти средства организации получают в основном в форме кредитов банков. Полученные средства должны использоваться наиболее рационально и эффективно. В связи с этим для выяснения вопроса о степени рациональности использования средств в отчётном периоде необходимо:

во-первых, изучить оборот средств в операциях внешнеэкономических связей. В ходе такого изучения выясняются возможности ускорения оборачиваемости средств, что позволит высвободить из внешнеторгового оборота и вернуть часть ранее полученных средств;

во-вторых, исследовать состав и структуру накладных расходов. В связи с этим необходимо выяснить целесообразность произведённых затрат и изыскать возможности снижения их уровня и экономии средств в будущем;

в-третьих, определить уровень эффективности внешнеэкономических операций.

В ходе такого исследования устанавливаются факторы, вызвавшие изменение показателей эффективности, и выясняются возможности увеличения выгодности операций. При этом производится увязка результатов анализа накладных расходов и показателей эффективности операций.

Заключительный этап анализа ― определение оборачиваемости средств и эффективности операций ― позволяет установить, насколько рационально использовались организацией средства, предназначенные для проведения внешнеэкономических операций.

Оборотный капитал организации отражается во втором разделе бухгалтерского баланса. Прежде всего определяются среднегодовые остатки оборотных средств (СО) по формуле средней хронологической для моментных рядов:

,

где О ― остатки оборотных средств на отчётные даты;

n ― число отчётных дат.

Показатель среднегодовых остатков оборотных средств характеризует сумму средств, вложенную организацией в анализируемом периоде в экспортно-импортные операции в ходе одного оборота. Далее определяется число оборотов оборотного капитала (ЧО) за период

ЧО = С / СО ,

где С ― себестоимость реализованных товаров;

СО ― среднегодовые остатки.

Затем определяется продолжительность одного оборота ОД (оборачиваемость в днях или время одного оборота или скорость оборота):

ОД = СО * Д / С ,

где СО ― среднегодовые остатки;

Д ― число дней в отчётном периоде;

С ― себестоимость реализованных товаров на внешнем рынке за отчётный период.

Продолжительность одной экспортно-импортной операции можно рассчитать как Д/ЧО. Таким же образом определяется продолжительность оборота каждой части оборотного капитала.

При замедлении оборота ОД (т.е. увеличении показателя в отчётном периоде по сравнению с базисным) организации придётся привлекать новые средства для продолжения деятельности хотя бы на уровне прошлого периода. Расчёт дополнительного привлеченного капитала или его высвобождения из оборота (при ускорении оборота, т.е. при снижении показателя) определяется как:

 .

Накладные расходы по экспорту ― затраты на перевозку, перевалку, хранение, реализацию экспортных товаров. Эти затраты увеличивают себестоимость товаров и в связи с этим соответственно уменьшают чистый доход от их реализации. Снижение накладных расходов ведёт к повышению уровня эффективности экспорта.

Цель анализа - проверка соблюдения организацией режима экономии в отчётном периоде и изыскание возможностей к снижению затрат в будущем. Факторами, вызывающими изменение величины некоторых видов накладных расходов, могут быть: количество (вес) груза, радиус перевозки, ставка по перевозке, надбавка по нестандартным грузам, способ хранения и др.

Для определения относительных уровней накладных расходов (т. е. относительно объёма реализации) абсолютная сумма затрат, относящихся к реализованным товарам, делится на стоимость реализованных товаров. При этом накладные расходы в рублях сопоставляются с суммой реализованных товаров по внутренним ценам, а накладные расходы в валюте - с суммой реализованных товаров по контрактным ценам. Так, например:

 ,

где ОУНР в руб. ― относительный уровень накладных расходов организации в рублях;

HP ― накладные расходы в рублях;

С ― сумма реализованных товаров по себестоимости.

 ,

где ОУНР в валюте ― относительный уровень накладных расходов в валюте;

HP - накладные расходы в валюте;

В ― сумма реализованных товаров в валюте (выручка-брутто)

При внешнем сходстве в формулах расчёта эти показатели отличаются по существу. Первый показывает, какую часть накладные расходы в рублях составляют от внутренней стоимости товаров. Прибавление этих расходов к внутренней стоимости даст себестоимость реализованного товара в рублях. По второму показателю видно, какую часть суммы, вырученной за товары, предприятие израсходовало на оплату накладных расходов в валюте. Вычет этих расходов из выручки-брутто определит чистую выручку от продажи товаров (выручка-нетто).

Сравнение с прошлым годом часто показывает увеличение абсолютного уровня накладных расходов. Такой прирост может произойти как за счёт увеличения количества реализованных товаров, так и за счёт изменения размеров отдельных видов затрат на единицу количества реализованного товара (например, рост расходов по перевозке или хранению каждой тонны или штуки товара). Относительный уровень накладных расходов также меняется, что может быть вызвано изменением цен на товары, сдвигами в структуре реализации товаров, изменением размера затрат на единицу количества реализованного товара.

Накладные расходы по импорту товаров также исчисляются в рублях и в иностранной валюте. Затраты в рублях делятся на прямые накладные и косвенные (общеторговые) расходы. При анализе накладных расходов необходимо выяснить:

-        причины изменения уровня накладных расходов в абсолютном размере и относительно объёма реализации в целом по предприятию и по отдельным видам затрат;

         возможность снижения уровня затрат.

Методика и последовательность анализа накладных расходов но импорту товаров такие же, как и по экспортным операциям.

Показатель эффективности реализации экспортных товаров представляет собой выраженное в процентах отношение выручки-нетто в иностранной валюте за реализованный товар, пересчитанной по официальному курсу в рублях, к его себестоимости (в рублях). Таким образом, показатель эффективности является широко известным показателем выручки на рубль затрат. Показатель эффективности реализации (Эр) вычисляется по формуле

,

где Вн ― выручка-нетто в валюте, пересчитанная в рубли по официальному курсу;

С ― себестоимость в рублях.

Выручка-нетто, или чистая выручка за товар, определится, если из выручки-брутто (т. е. из полной выручки за товар, полученной предприятием от иностранного покупателя по счёту на его имя) вычесть накладные расходы за границей по экспорту и сметные расходы за границей в доле, приходящейся на этот товар (т.е. расходы в валюте).

Коэффициент эффективности может быть выражен не в процентах, а в долях рубля. Тогда он показывает сумму дохода от реализации экспортных товаров (в валюте), приходящегося на каждый затраченный предприятием рубль Показатели эффективности реализации товаров вычисляются по каждому товару и проставляются в последней графе бухгалтерского отчёта о реализации экспортных товаров.

На изменение коэффициента эффективности влияют такие факторы, как контрактная цена; уровень накладных расходов; производственная стоимость единицы товара в рублях; курс рубля и т.д. Влияние факторов можно определить методом «цепных подстановок».

При оценке работы предприятия по импорту рассчитывают показатель эффективности импорта (Эи), характеризующий относительную степень выгодности для предприятия операций по закупке импортных товаров:

 ,

где Цв ― внутренняя отпускная стоимость товара;

Ци ― импортная фактурная стоимость товара.

Накладные расходы в расчёт не принимаются, что снижает точность показателей. Однако они учитываются при определении уровня эффективности всего импорта товаров за отчётный период. Влияние на уровень эффективности импорта товаров фактического объёма, структуры и цен определяется методом «цепных подстановок», как и в случае с экспортными операциями.

После завершения анализа оборачиваемости средств, накладных расходов, эффективности экспортно-импортных операций, необходимо ответить на основной вопрос: насколько правильно и рационально использовались организацией средства, привлечённые для внешнеэкономической деятельности. Обобщающим показателем может служить коэффициент отдачи средств, вложенных во внешнеторговые операции:

 ,

где Ко ― коэффициент отдачи, являющийся показателем выручки на 1 рубль оборотных средств;

В ― выручка-нетто от экспорта или импорта;

СО ― средние остатки.

Данную формулу можно преобразовать:

 ,

где В/С ― эффективность экспорта или импорта;

С/СО ― оборачиваемость оборотного капитала.

Таким образом, интегральный коэффициент отдачи синтезирует все три показателя - оборачиваемость, накладные расходы и эффективность. Влияние составляющих на изменение коэффициента можно проследить методом «цепных подстановок».

стоимость внешнеэкономический импорт экспорт

Библиографический список

1.    Астахов В.П. Бухгалтерский учёт во внешнеэкономической деятельности / В.П. Астахов. 4-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 442 с.

.      Аудит внешнеэкономической деятельности : методические указания для студентов 5-го курса дневной формы обучения специальности 080109 "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит" / сост. С. Ю. Паськова. - Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2007. - 60 с.

.      Аудит и анализ внешнеэкономической деятельности : методические указания и задания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» / сост. Т.О. Новосёлова, С.Ю. Паськова. - Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2006. - 28 с.

.      Аудит и анализ внешнеэкономической деятельности: программа дисциплины, методические указания по проведению семинарских занятий и практических занятий, организации самостоятельной и индивидуальной работы для студентов 5 курса специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» всех форм обучения / сост. Т. О. Новосёлова. - Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2009. - 36 с.

.      Бабаш Л.П. Методика анализа эффективности внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования // Бухгалтерский учёт и анализ. 2003. № 1.

.      Бархатов А.П. Бухгалтерский учёт внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие. - М. : Дашков и К , 2008.

.      Грачёв Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций : учеб.-практ. пособие. - М. : Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007.

.      Жуков В.Н. Учёт безналичных расчётов при осуществлении внешнеторговых сделок // Бухгалтерский учёт. 2006. № 15.

.      Ионова А.Ф., Тарасова Н. А. Учёт и анализ внешнеэкономической деятельности. - М. : Велби, 2009.

.      Кулинина Г.В., Шалашова Н.Т., Юшкова С.Д. Учёт, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности организаций. - М. : Бухгалтерский учёт, 2007. - 272 с.

.      Кулинина Г.В., Юшкова С.Д. Аудит импортных операций : практ. пособие / под ред. проф. В.И. Подольского. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 190 с.

.      Лупикова Е.В., Пашук Н.К. Учёт и аудит внешнеэкономической деятельности. - М. : КноРус, 2009.

.      Новосёлова Т.О. Анализ и аудит внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие для студентов всех форм обучения специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». - Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2006. - 104 с.

.      Сберегаев Н.А. Практикум по внешнеэкономической деятельности предприятий : учеб. пособие для вузов / Н. А. Сберегаев. 3-е изд.,перераб. и доп.- Калининград : Калининград. кн. изд-во, 2003. - 208 с.

.      Северская И.И. Налогообложение при импорте товаров // Российский налоговый курьер. 2004. № 9.

.      Селевановский А.С. Валютные операции, связанные с кредитами и займами// Бухгалтерский учёт. 2004. № 11.

.      Ульянова Н.В. Экспорт-импорт: бухгалтерский и налоговый учёт. - М.: Бератор, 2004. - 264 с.

.      Фонотова О.В. Применение Инкотермс в международном и внутреннем торговом обороте. - М. : Зерцало, 2008.

.      Шишкоедова Н.Н. Экспорт и импорт. Учёт и налоги. - М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.


Скачать архив (13.2 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: