Главная » Экономика

Анализ экспорта и импорта газа

Содержание

Основные страны экспортёры и импортёры газа, место России на этом рынке

Основные тенденции, сложившиеся на мировом газовом рынке

Описание товара

Размер таможенных пошлин при экспорте-импорте газа

Виды транспорта и схемы товародвижения традиционно используемые для перемещения газа

Сопроводительные документы при отгрузке газа

Органы, с которыми необходимо взаимодействие при экспорте - импорте

Список литературы

Основные страны экспортёры и импортёры газа, место России на этом рынке

Природный газ - самое дешевое и экологически чистое топливо. Лидером в мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший бассейн Западная Сибирь. Крупнейшей газодобывающей страной являются США, далее Канада, Туркмения, Нидерланды, Великобритания. В отличие от нефтедобывающих, главными газодобывающими странами являются развитые страны Европы и Северной Америки. По запасам природного газа выделяются два района: СНГ (западная Сибирь, Туркмения, Узбекистан) и Ближний Восток (Иран). Главными экспортерами газа являются Россия, поставляющая газ в Восточную и Западную Европу; Канада и Мексика, поставляющие газ в США; Нидерланды и Норвегия, снабжающие газом Западную Европу; Алжир, обеспечивающий газом Западную Европу и США; Индонезия, страны Ближнего Востока, Австралия, экспортирующие газ в Японию. Транспортировка газа обеспечивается двумя способами: по магистральным газопроводам и с помощью танкеров-газовозов при перевозке сжиженного газа.

Первое место по добыче природного газа занимают Соединенные Штаты Америки (около 20% добываемого в мире газа), за ними с некоторым отрывом следует Россия (17,6%). Однако вследствие истощения запасов природного газа в США его добыча имеет тенденцию к снижению. Значительный уровень добычи газа сохраняется в Канаде, Иране, Норвегии, однако их общая доля в общемировой добыче газа не превышает 14%.

Динамику фактической добычи газа характеризуют только те его объемы, которые поступают в магистральные газопроводы. Это так называемая товарная добыча, которая отличается от валовой добычи на величину различных потерь (попутный газ, газ, использованный для закачки в нефтеносный пласт, сожженный в факелах или выпущенный в воздух и прочие потери). В ряде стран в показатель добычи газа, кроме природного, включают попутный нефтяной газ, поэтому, в частности, по России показатели добычи газа, публикуемые органами отечественной статистики, не совпадают с данными международной статистики.

Отношение товарной добычи к валовой, характеризующее степень потерь при добыче, получило название коэффициента утилизации. В промышленно развитых странах этот показатель повысился с 68% в 50-х годах до 86% - в 90-х годах, в то время как в развивающихся странах он в целом не превышает 45%. Эффективность добычи природного газа в различных регионах существенно отличается, что свидетельствует о разрыве в уровнях используемых технологий. В Западной Европе, например, коэффициент утилизации составляет 89%, в Северной Америке - 80%, В Латинской Америке - 66%, в Африке - 38%.

Главные страны экспортёры и импортеры газа.

Главные грузопотоки газа.

Самая большая доля по размерам потребления природного газа, как и по размерам его производства, сохраняется за Северной Америкой - 32 %, в составе которой США были и остаются крупнейшими в мире потребителями этого вида топлива (600-650 млрд. м3 в год).

Доля стран Зарубежной Европы в потреблении газа составляет - 21,1 %, среди стран

выделяются следующие: Германия - 80 млрд. м3, Великобритания - 90 млрд. м3.

Доля стран Зарубежной Азии в потреблении газа составляет - 19 % (выделяются Индонезия, Малайзия, Саудовская Аравия, Иран).

Страны с переходной экономикой - 22,4 % (Страны СНГ, Китай).

Доля Латинской Америки в мировом потреблении природного газа сравнительно невелика - 3,9 %.

Т.е. из всего сказанного видно, что главными импортерами газа - являются Зарубежная Европа, США и Япония, а главные экспортеры - страны СНГ (Россия, Туркмения), Зарубежная Европа (Нидерланды, Норвегия), Зарубежная Азия (Малайзия, Индонезия, ОАЭ), Африка (Алжир), а так же Канада.

Экспортно-импортные операции с природным газом осуществляют двумя способами: по магистральным газопроводам (75 %) и с использованием морского транспорта в сжиженном виде (25 %). По магистральным газопроводам обслуживают внутриконтиненталъную торговлю (Канада - США; Нидерланды, Норвегия - другие европейские страны; Россия - страны Восточной и Западной Европы).

В отдельных случаях по газопроводам осуществляется и межрегиональная и межконтинентальная торговля (Африка - Западная Европа).

Россия была и продолжает оставаться крупнейшим экспортером природного газа (200 млрд. м3 в год).

В отличие от нефти пока преждевременно говорить о мировом рынке П.Г. Правильней вести речь о нескольких региональных рынках.

В международной торговле сжиженным газом в мировом хозяйстве сложились две главные газотранспортные системы - система Азиатско-Тихоокеанского региона - самая мощная и разветвленная, обеспечивает более Уц всех мировых Экспортно-импортных поставок сжиженного природного газа (С.П. Г.).

Азиатско-Тихоокеанский регион (ведущая страна экспортер - Индонезия) поставляет газ в Японию, республику Корея, Тайвань.

Африкано-Западноевропейская газотранспортная система (ведущие страны экспортеры - Алжир, Ливия, Нигерия) поставляет газ во Францию, Испанию, Бельгию.

экспорт импорт газ рынок

Основные тенденции, сложившиеся на мировом газовом рынке

Вследствие увеличения численности населения и роста мировой экономики наблюдается постоянное увеличение спроса на энергоносители и особенно на природный газ. Причем за счет того, что природный газ постепенно будет замещать нефть и уголь, доля природного газа в структуре потребления энергоносителей будет с каждым годом возрастать. Уровень добычи природного газа будет одним из основных факторов влияющих на стоимость энергоносителей в мире.

В настоящее время в мире добывается порядка 3 трл. кубических метров газа в год. Причем почти 70 % этой добычи газа обеспечивают США, Россия, страны ЕЭС, Канада, Иран, Катар, Норвегия.

Ситуация, складывающаяся с добычей газа в этих странах, будет оказывать существенное влияние на весь рынок газа. Россия добывает свыше 600 млрд. кубических метров газа в год. В настоящее время основные месторождения природного газа, обеспечивающие на протяжении последних 30 лет поставку природного газа на экспорт, находятся в стадии завершающей эксплуатации. К этим месторождениям относятся главные газовые месторождения России - Уренгойское и Ямбургское.

Поддержание современного уровня добычи природного газа в России и возможный его рост будет в основном связан с разработкой новых месторождений, находящихся на полуострове Ямал, а также месторождений, расположенных в Баренцевом море. Полуостров Ямал обладает гигантскими запасами природного газа, по последним оценкам их объем превышает 16 трл. кубических метров. Однако, арктические климатические условия на полуострове Ямал - одни из самых сложных в мире. Особенно следует отметить, что местность в этом районе заболочена, и проведение буровых работ возможно только в зимнее время, когда болота замерзают. Регион Ямал является малонаселенным районом России, поэтому рабочий персонал необходимо будет доставлять из других регионов России вахтовым способом. Кроме того, Ямал находится на расстоянии трех тысяч километров от ближайших рынков сбыта природного газа. Все это приводит к тому, что разработка месторождений в этом регионе является чрезвычайно затратной.

Одним из наиболее крупных проектов в Баренцевом море считается проект разработки Штокмановского месторождения, находящегося в море в 600 км от берега на глубинах до 300 метров. Добыча газа на этом месторождении - чрезвычайно сложная технологическая задача, которую еще никто в мире до этого не выполнял. Достаточно сказать, что электроэнергию на место добычи нельзя поставить с берега, а доставку рабочих смен за 600 км на вертолете невозможно обеспечить. Кроме того, добычу газа на этом месторождении планируется вести в арктических условиях. Арктический климат и тяжелая штормовая обстановка создают серьезные трудности для персонала и для технологического оборудования. В этих условиях существенно возрастает стоимость проводимых работ и сокращается время на осуществление строительных и монтажных работ, также усложняется процесс их проведения.

Новые проекты в газодобыче потребуют от главной газодобывающей компании России, Газпрома, гигантских инвестиций. Только разработка Штокмановского месторождения потребует инвестиций, превышающих 30 млрд. долларов. Рост затрат на добычу газа не позволит проводить сильного снижения цены газа, экспортируемого в Европу, что, по-видимому, приведет к сокращению доли компании в газовом рынке Европы.

Стратегическими целями развития газовой промышленности являются:

стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ;

развитие единой системы газоснабжения и ее расширение на восток России, усиление на этой основе интеграции регионов страны;

совершенствование организационной структуры газовой отрасли в целях повышения экономических результатов ее деятельности и формирование либерализованного рынка газа;

обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета России в соответствии со значением энергетического сектора в формировании валового внутреннего продукта и экспорта на заданном временном этапе государственной энергетической политики.

Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в указанной сфере характеризуется следующим.

Введено в эксплуатацию крупнейшее Заполярное месторождение в Надым-Пур-Тазовском районе Тюменской области, начата добыча газа на шельфовых месторождениях проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

Осуществляется строительство новых газопроводных систем. Достроен газопровод Ямал - Европа, построен газопровод "Голубой поток", введен в эксплуатацию завод по производству сжиженного природного газа на острове Сахалин, начато строительство газопроводов "Северный поток" и "Северные районы Тюменской области - Торжок", приняты решения о начале строительства Прикаспийского газопровода и газопровода "Южный поток".

Проводятся активные работы по газификации регионов России и строительству региональной газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры.

Запущен процесс постепенной управляемой либерализации внутреннего рынка газа через создание электронной торговой площадки, работающей по биржевым технологиям, на которой уже было реализовано около 10 млрд. куб. м газа.

При рассмотрении перспектив развития газовой промышленности необходимо учитывать следующие тенденции:

истощение основных газовых месторождений Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области и, следовательно, необходимость освоения новых центров газодобычи на полуострове Ямал, континентальном шельфе арктических морей, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;

увеличение доли трудноизвлекаемых запасов (низконапорный газ) в структуре минерально-сырьевой базы газовой промышленности;

удорожание добычи и транспортировки природного газа;

развитие технологии производства и транспортировки сжиженного природного газа.

К числу основных проблем в указанной сфере относятся:

наличие инфраструктурных ограничений в сфере трубопроводной транспортировки газа;

высокие транзитные риски экспорта газа в Европу;

недостаточный уровень развития газоперерабатывающей и газохимической промышленности;

заниженные регулируемые цены на газ на внутреннем рынке и недостаточная либерализация рынка газа в стране.

Для достижения стратегических целей развития газовой промышленности необходимо решить следующие основные задачи:

компенсация падения объемов добычи газа на старых месторождениях в Надым-Пур-Тазовском районе Тюменской области (Ямбургское, Уренгойское, Медвежье) за счет ввода новых месторождений в отдаленных районах с более сложными природно-климатическими и горно-геологическими условиями, а также создание соответствующей газотранспортной инфраструктуры для обеспечения поставок газа на внутренний рынок и диверсификации его экспортных поставок;

активизация геолого-разведочных работ для обеспечения расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы отрасли в основных газодобывающих районах и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для освоения газовых месторождений регионального и локального значения;

своевременное обновление оборудования и труб газотранспортной системы, исключающее снижение ее пропускной способности, а также дальнейшее строительство региональной магистральной и газораспределительной инфраструктуры;

развитие производства и экспорта сжиженного природного газа;

развитие газоперерабатывающей и газохимической промышленности с целью рационального использования ценных фракций углеводородного сырья и попутного нефтяного газа;

демонополизация газового рынка, создание конкурентной среды и установление недискриминационных для всех участников правил доступа к его инфраструктуре.

Вместе с тем дальнейшее наращивание добычи газа, требующее значительных инвестиций в создание производственных мощностей и развитие инфраструктуры для транспортировки газа, влечет за собой необходимость повышения внутренних цен на газ. Внедрение рыночных принципов ценообразования на газ, поставляемый на внутренний рынок, будет способствовать устранению сложившейся деформации соотношения цен на взаимозаменяемые виды топлива (газ, уголь, мазут), снижению доли газа в потреблении топливно-энергетических ресурсов и диверсификации топливно-энергетического баланса в направлении увеличения доли угля и нетопливных ресурсов, а также приближению структуры топливно-энергетического баланса к структуре геологических запасов сырья в Российской Федерации и, в конечном итоге, повышению уровня энергетической безопасности страны.

Добыча газа будет развиваться как в традиционных газодобывающих районах, основным из которых является Западная Сибирь, так и на европейском севере России, полуострове Ямал, в новых нефтегазовых провинциях Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также в Прикаспийском регионе.

Основным газодобывающим районом страны на рассматриваемую перспективу остается Ямало-Ненецкий автономный округ. В период до 2010 года компенсация падения добычи газа будет обеспечиваться в основном за счет освоения в Надым-Пур-Тазовском районе Тюменской области новых месторождений и подготовленных к освоению горизонтов и площадей уже разрабатываемых месторождений.

При этом для поддержания добычи на месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки, потребуются новые технологические решения и значительные дополнительные средства для достижения высоких коэффициентов газоотдачи.

В период после 2010 года прогнозируемые объемы добычи газа планируется обеспечить за счет освоения месторождений на полуострове Ямал, континентальном шельфе арктических морей, в том числе Штокмановского месторождения, в акваториях Обской и Тазовской губ, а также в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В пределах полуострова Ямал открыто 26 месторождений, разведанные запасы газа которых составляют 10,4 трлн. куб. м. В ближайшие 25 лет потребуются суммарные капитальные вложения в освоение месторождений полуострова Ямал (Бованенковское, Харасавейское и другие) в размере от 166 до 198 млрд. долларов США. Начало добычи газа намечается на конец первого этапа реализации настоящей Стратегии с доведением ее до 185 - 220 млрд. куб. м к 2030 году.

Вводимые в разработку залежи газа в Западной Сибири будут содержать жирный газ и конденсат. Для утилизации и транспортировки такого газа широкое развитие получит газоперерабатывающая промышленность.

Добыча газа в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока будет развиваться на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия), месторождений углеводородов в Красноярском крае, а также шельфовых месторождений на острове Сахалин и в Западно-Камчатском секторе Тихого океана. При освоении газовых месторождений Восточной Сибири, характеризующихся высоким содержанием гелия (от 0,15 до 1 процента), потребуется развитие гелиевой промышленности, в том числе строительство ряда крупных газоперерабатывающих заводов и подземных хранилищ гелиевого концентрата.

Получит стабильное развитие импорт газа из государств Центральной Азии в основном в страны ближнего зарубежья. Объемы импорта будут формироваться в зависимости от экономической конъюнктуры внешних рынков газа и состояния топливно-энергетического баланса России.

Экспорт газа, осуществляемый преимущественно на основе долгосрочных контрактов, позволит сохранить необходимый объем поставок из России на европейский рынок при кратном увеличении поставок в восточном направлении (Китай, Япония, Республика Корея). При этом российские газодобывающие компании будут активно участвовать в освоении газовых месторождений других стран (Алжир, Иран, страны Центральной Азии и другие) и строительстве новых межрегиональных газопроводов, в частности, в Южной Азии, а также координировать с этими странами свою экспортную политику.

Развитие рынка газа в Российской Федерации будет строиться на базе предоставления всем газодобывающим компаниям равных условий хозяйствования. Предусматривается функционирование секторов добычи и реализации газа на основе рыночных отношений при сохранении государственного регулирования в сфере транспортировки газа. При этом будет обеспечен порядок недискриминационного доступа субъектов рынка к газотранспортным системам разного уровня и одинаковые удельные тарифы на транспортировку газа.

После 2011 года будет осуществляться поэтапный переход к применению рыночных принципов ценообразования на газ за счет расширения нерегулируемого сегмента рынка и формирования рыночных цен на газ, учитывающих окупаемость его добычи и транспортировку, потребительские свойства, спрос и предложение, а также необходимые инвестиции для развития газовой промышленности.

Продолжится газификация городских и сельских населенных пунктов.

Будет создана широкая сеть максимально приближенных к потребителям подземных хранилищ газа, объемы которых будут соответствовать сезонной и суточной неравномерности потребления газа, в том числе обеспечивать электростанции в режиме реального спроса на электроэнергию.

Будет увеличено использование газа как моторного топлива с соответствующим развитием его рынка.

При этом в целях снижения давления на экономику страны в условиях неизбежного роста внутренних цен на газ государство будет использовать внеценовые инструменты поддержки инвестиционной деятельности в газовом секторе (налоговые, кредитные, бюджетные и другие), а также будет регулировать верхний предел цен на газ для населения.

В условиях резкого падения мировых цен на углеводороды и (или) кризисных ситуаций на мировом финансовом рынке государство обеспечит поддержку газовых компаний путем предоставления государственных гарантий под инвестиции в развитие комплекса, рефинансирования заимствований и оптимизации налогообложения.

Энергосбережение в газовой промышленности будет осуществляться по следующим основным направлениям:

в добыче газа - снижение расхода газа на технологические нужды, оптимизация режима работы технологических объектов, совершенствование контроля и учета газа, а также повышение газоотдачи пластов;

в транспортировке газа - реконструкция газотранспортных объектов и системная организация технологических режимов работы магистральных газопроводов, сокращение потерь газа, внедрение автоматизированных систем управления и телемеханики, улучшение технического состояния газоперекачивающих агрегатов, внедрение высокоэффективных газотурбинных приводов для газоперекачивающих агрегатов с высоким коэффициентом полезного действия, а также расширение использования газоперекачивающих агрегатов с регулируемым электроприводом;

в переработке газа - повышение степени утилизации тепла технологических потоков, повышение коэффициента полезного действия тепловых агрегатов на газовом топливе, а также оптимизация и автоматизация технологических процессов;

в подземном хранении газа - оптимизация буферного объема газа, снижение пластовых потерь газа и использование в качестве буферного объема непромышленных газов (азота, дымовых газов и других).

На первом этапе реализации настоящей Стратегии российская газовая промышленность обеспечит внутренние и экспортные потребности российской экономики в природном газе главным образом за счет эксплуатации действующих и ввода новых месторождений Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области. Вместе с тем будут проводиться активные работы по подготовке и вовлечению в эксплуатацию новых газовых месторождений полуострова Ямал, Восточной Сибири, Дальнего Востока и континентального шельфа арктических морей

Особенности гос. регулирования экспорта-импорта в России по газовому обеспечению. Основные документы, которыми руководствуются экспортёры-импортёры

Регулирование экспорта, импорта путём квотирования и лицензирования.

Квотирование экспорта, импорта представляет собой количественные и стоимостные ограничения ввоза и вывоза, вводимый на определенный срок по отдельным товарам, странам, группам стран. В международной торговле квотирование применяется в случаях, когда это требуют экономические, политические условия. Или состояние платежных отношений. Это использование в качестве регулятора Спроса и Предложения на внутреннем рынке. Может служить в качестве ответной меры на дискриминационные действия зарубежных торговых партнеров. В ряде стран известны тарифные квоты. В пределах стоимости или кол-во которых облагается импортируемые товары, облагающиеся таможенными пошлинами. В РФ современный порядок квотирования, лицензирования внешнеэкономической деятельности установлен закон РФ "О Государственном регулировании внешнеэкономической деятельности". Экспорт и импорт в нашей стране осуществляется без количественных ограничений. Эти ограничения вводятся лишь в исключительных случаях. Право на ввоз или вывоз квотируемого товара должно быть подтверждено лицензией. ЛИЦЕНЗИЯ - официальный документ, который разрешает осуществление экспортных и импортных операций в течение установленного срока. Под квотирование при экспорте или импорте попадают наркотические средства, сильнодействующие ядовитые вещества. Под квотирование при импорте попадают этиловый спирт, водка, порох, взрывчатые вещества. Под квотирование при экспорте попадают карбид, товары содержащие драгоценные камни и металлы, янтарь.

Лицензии оформляются на каждый вид товара, в соответствии с таможенным кодексом лицензии бывают:

РАЗОВАЯ - выдается для осуществления экспорта и импорта по 1 контракту, сроком до 12 мес. Начиная с даты выдачи.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ - оформляется на каждый вид экспортного или импортного товара с указанием его кол-ва и стоимости. Основанием для выдачи такой лицензии является соответствующее решение правительства.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности связано с применением экспортного, импортного тарифов, которые входят в общую систему таможенных платежей.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе или вывозе какого-либо товара. При этом под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе тепловая,. Таможенные тарифы имеют все страны мира. Пошлины почти во всех странах различают на: высокие, средние, низкие. Особо высокие пошлины до 150 % и более устанавливаются в развивающихся странах. На Россию распространяются средние ставки пошлин. В целях защиты экономических интересов РФ и ввозимых товаров могут временно применяться особые виды пошлин:

Специальные - вводятся в случае ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях угрожающих нанести ущерб России производителям. Либо в случае дискриминации ущемляющие интересы РФ.

Компенсационные - вводятся в случае ввоза в Россию товаров, при производстве которых прямо или косвенно применялись субсидии.

Антидемонолизинговые - вводятся в случае ввоза в Россию товаров по ценам более низким, чем их номинальная стоимость.

Описание товара

Природный газ представляет собой естественную смесь газообразных углеводородов, в составе которой преобладает метан (80-97%). Образуется в недрах земли при медленном анаэробном (без доступа воздуха) разложении органических веществ.

Природный газ относится к полезным ископаемым. Часто является попутным газом при добыче нефти. Природный газ в пластовых условиях (условиях залегания в земных недрах) находится в газообразном состоянии - в виде отдельных скоплений (газовые залежи) или в виде газовой шапки нефтегазовых месторождений, либо в растворённом состоянии в нефти или воде. Природный газ существует также в виде естественных газогидратов в океанах и зонах вечной мерзлоты материков.

Природные газы состоят преимущественно из предельных углеводородов, но в них встречаются также сероводород, азот, углекислота, водяные пары. Газы, добываемые из чисто газовых месторождений, состоят в основном из метана. Газ и нефть в толще земли заполняют пустоты пористых пород, и при больших их скоплениях целесообразна промышленная разработка и эксплуатация залежей. Давление в пласте зависит от глубины его залегания. Практически через каждые десять метров глубины давление в пласте возрастает на 0,1 МПа (1 кгс/см2).

Природный газ является высокоэффективным энергоносителем и ценным химическим сырьем. Он имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами топлива и сырья:

стоимость добычи природного газа значительно ниже, чем других видов топлива; производительность труда при его добыче выше, чем при добыче нефти и угля;

отсутствие в природных газах оксида углерода предотвращает возможность отравления людей при утечках газа;

при газовом отоплении городов и населенных пунктов гораздо меньше загрязняется воздушный бассейн; - при работе на природном газе обеспечивается возможность автоматизации процессов горения, достигаются высокие КПД;

высокие температуры в процессе горения (более 2000° С) и удельная теплота сгорания позволяют эффективно применять природный газ в качестве энергетического и технологического топлива.

Природный газ как промышленное топливо имеет следующие технологические преимущества:

при сжигании требуется минимальный избыток воздуха;

содержит наименьшее количество вредных механических и химических примесей, что позволяет обеспечить постоянство процесса горения;

при сжигании газа можно обеспечить более точную регулировку температурного режима, чем при сжигании других видов топлива, это позволяет экономить топливо; газовые горелки можно располагать в любом месте печи, что позволяет улучшить процессы теплообмена и обеспечить устойчивый температурный режим;

при использовании газа отсутствуют потери от механического недогорания топлива;

форма газового пламени сравнительно легко регулируется, что позволяет в случае необходимости быстро обеспечить высокую степень нагрева в нужном месте.

Вместе с тем газовому топливу присущи и некоторые отрицательные свойства. Смеси, состоящие из определенного количества газа и воздуха, являются пожаро - и взрывоопасными. При внесении в такие смеси источника огня или высоконагретого тела происходит их возгорание (взрыв). Горение газообразного топлива возможно только при наличии воздуха, в котором содержится кислород, причем процесс возгорания (взрыва) происходит при определенных соотношениях газа и воздуха.

Теплота реакции горения выделяется мгновенно, продукты сгорания газа нагреваются и, расширяясь, создают в объеме, где они находились, повышенные давления. Резкое возрастание давления при сгорании газа в ограниченном объеме (помещении, топке, газопроводе) обусловливает разрушительный эффект взрыва.

При взрывах газовоздушной смеси в трубах с большим диаметром и длиной могут произойти случаи, когда скорость распространения пламени превзойдет скорость распространения звука. При этом наблюдается повышение давления приблизительно до 8 МПа (80 кгс/см2). Такое взрывное воспламенение называется детонацией. Детонация объясняется возникновением и действием ударных волн в воспламеняющейся среде.

Природные газы не ядовиты, однако при концентрации метана в воздухе, доходящей до 10% и более, возможно удушье вследствие уменьшения количества кислорода в воздухе. Горючие газы представляют значительную пожарную опасность; они сами легко воспламеняются, и их горение может вызвать ожоги или воспламенение других горючих материалов.

Размер таможенных пошлин при экспорте-импорте газа

Вывозные таможенные пошлины устанавливаются на энергоносители - газ, нефть, нефтепродукты, а также на металлы, лесоматериалы и некоторые другие товары. Назначение этих пошлин - сдерживание вывоза сырья и пополнение доходной части бюджета. На территории России в 2012 г. основной объем вывозной таможенной пошлины (91,3%) сформировали нефть и нефтепродукты. Структура российского экспорта из года в год традиционно остается сырьевой, в его общем объеме доля готовых изделий весьма незначительна. Однако экспортные пошлины не относятся к самым эффективным инструментам внешней торговли. Если при вывозе сырьевых товаров они служат ограничителем, то при экспорте производимой продукции - тормозом. От дополнительной налоговой нагрузки следует освободить, например, продукцию химического комплекса, лесопродукты. За счет отмены пошлин у этих предприятий повысится рентабельность, появится возможность модернизации производства.

Виды транспорта и схемы товародвижения традиционно используемые для перемещения газа

Для транспортировки газа в сжиженном состоянии используют специальные танкеры - газовозы.

Это специальные корабли, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии при определенных термобарических условиях. Таким образом, для транспортировки газа этим способом необходимо протянуть газопровод до берега моря, построить на берегу сжижающий газ завод, порт для танкеров, и сами танкеры. Такой вид транспорта считается экономически обоснованным при отдаленности потребителя сжиженного газа более 3000 км.

В сфере сетевого газа поставщики жестко привязаны к потребителям трубопроводами. И цены на поставки определяются долгосрочными контрактами. Примерно такие же отношения сложились сегодня и в секторе СПГ. Около 90% СПГ тоже реализуется на основе долгосрочных контрактов.

Сопроводительные документы при отгрузке газа

Перечень документов для заключения договора поставки газа

1. Письмо на имя генерального директора, завизированное начальником регионального управления

. Гарантия покупателя о готовности резервного топливного хозяйства (РТХ) к работе. При отсутствии РТХ - письмо об отсутствии претензий в случае аварийной остановки поставки газа.

. Технические условия на присоединение к газораспределительной сети и подтверждающие документы об исполнении технических условий.

. Акт об определении границ раздела собственности газовых сетей и оборудования с приложением схемы газоснабжения объекта в случае транспортировки газа по сетям, принадлежащим третьим лицам.

. Заявка на поставку газа по форме

. Свидетельство "О государственной регистрации юридического лица" (ОГРН).

. Свидетельство "О постановке на учёт в налоговом органе" (ИНН/КПП).

. Информационное письмо Государственного комитета РБ по статистике (коды статистики).

. Выписка из ЕГРЮЛ на последнюю отчётную дату.

. Устав юридического лица.

. Справка банка, подтверждающая наличие расчётного счёта.

. Копия паспорта (страницы с фотографией и местом регистрации) - для физических лиц и ИП.

. Свидетельство "О государственной регистрации права" на газопотребляющий объект.

. Копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписывающего договор (решение собрания участников общества, приказ о назначении руководителя, доверенность).

. Карточка с образцами подписей руководителя предприятия и уполномоченных лиц, которые будут подписывать документы, акты приёма-передачи газа, акты проверок узлов учёта газа, акты сверок.

. Согласие на обработку персональных данных - для физических лиц и индивидуальных предпринимателей

Образец контракта для поставки газа

Договор поставки газа

ДОГОВОР N ___

поставки газа

___________________________________ "__"_________ ____г.

(указать место заключения договора)

____________________________________________________________, именуем__ в дальнейшем "Поставщик", в лице _________________________________________, действующий ___ на основании _____________________________________________, с одной стороны, и ___________________________________________________________, именуем __ в дальнейшем "Покупатель", в лице ________________________, действующий ___ на основании ______________________, с другой стороны, вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий Договор о нижеследующем:

Органы, с которыми необходимо взаимодействие при экспорте - импорте

Органами, с которыми необходимо сотрудничать при экспорте и импорте, являются таможенные органы

Ввоз и вывоз товаров через границу РФ влекут обязанность лица поместить товар под один из таможенных режимов. Лицо вправе выбрать любой таможенный режим в любое время или изменить его на другой, но это должно происходить в соответствии с ТК РФ. Любое помещение товара под режим - только с разрешения таможенного органа (разрешение, резолюция на декларации и т.д.). Днем помещения товаров под режим считается день выпуска товаров таможенным органом. Если товар помещается под таможенный режим, который предусматривает освобождение от уплаты пошлин или снятие ограничений, то таможенный орган вправе требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров или иных гарантий.

Министерство энергетики

Министерство природных ресурсов и экологии

Министерство промышленности и торговли

Министерство экономического развития

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная таможенная служба

Федеральная служба по тарифам

Список литературы

1. http://dolgikh.com/index/0-40 основной сайт, с которого была взята информация

2. Обзор нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности РФ и рынка акций предприятий отрасли // Бизнес-Нефть. - 2010. - №37

3. Нарзикулов Р. Нефть, газ и внешняя политика России // Финансовые известия. - 2009


Скачать архив (17.5 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: