Главная » Экономика

Финансовые аспекты международной трудовой миграции

1. Теоретические основы миграции как формы международно-экономических отношений

1.1 Место миграции в международных проблемах мировой экономики

Мировая экономика изучает важнейшие формы международных экономических отношений, принципы их функционирования и регулирования. Это проблемы мировой торговли и международной валютно-кредитной системы, миграции капиталов и рабочей силы, международной экономической интеграции и экономических аспектов решения глобальных проблем нашей цивилизации.

Однако по разным причинам, и, прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения распространены повсюду, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств - постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами).

В последние годы миграции являются важным фактором социального развития. Особенно остро стоит проблема вынужденных переселенцев и беженцев. Количество переселенцев и беженцев, имеющих официальный статус, в разных странах достаточно велико.

Миграции из села в город не должны быть чрезмерными, особенно когда речь идет о миграции молодежи. Чрезмерный по сравнению с нуждами сельскохозяйственного производства отток молодежи затрудняет развитие сельского хозяйства в стране, темпы освоения новой техники, ведет к резкому сокращению численности населения детородных возрастов, а значит, к уменьшению рождаемости и постарению населения. Такие негативные тенденции возникли в деревнях европейских стран и стран бывшего СНГ вследствие большого оттока молодежи в соседние крупные города.

В социальной сфере органы управления различных стран принимают меры по обеспечению гарантированных условий и качества жизни во всех регионах и устранению неоправданных различий в возможностях их социального развития, по предотвращению ухудшения демографической ситуации, регулированию рынка труда, внутренней и внешней миграции, возрождению малых городов, крупных рекреационных зон.

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую, с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Процесс международной миграции, помимо экономических мотивов обусловливает также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации - возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий: [1])         Иммигранты и не иммигранты, легально допущенные в страну.)      Работники-мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности об ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии, например, странах Ближнего Востока, Европы.)    Нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии.)     Лица, просящие убежища. До 2000 гг., к примеру, в России, численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем в связи с военными действиями в Косово, а затем в Южной Осетии и странах Северной Африки она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического и положения в своих странах.)         Беженцы. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.

Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 700 тыс. чел. (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн. чел.). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. [3]

В 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Наиболее распространенная форма - сезонная сельская миграция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран. [1]

В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию.

1.2 Причины и последствия миграции рабочей силы

Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране.

Размеры международной миграции рабочей силы неуклонно растут. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты.

Новым явлением стало также стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения.

В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной классификации («утечки мозгов»). В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в основные мировые центры эмиграции - США и Западную Европу - были Индия, Пакистан и Египет. Однако в 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из Украины, России, а также, др. стран - членов СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и отсталых странах, а с другой - стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их подготовке.

Во второй половине 20 века сложилось несколько центров притяжения трудовой миграции: [15]

. Западная Европа;

. Нефтедобывающие страны средней Азии;

. США и Канада.

Экономические последствия миграции рабочей силы или влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры в целом положительное. Страны, принимающие иностранную рабочую силу, используют ее как важный фактор развития производства, особенно отраслей, недостаточно привлекательных для местных работников.

Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения.

Приток иностранной рабочей силы позволяет развитым странам проводить перемещение национальной рабочей силы в высокотехнологические отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники. Работники-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры, так как иностранцы теряют работу первыми.

Развитые страны охотно привлекают из-за рубежа высококвалифицированных специалистов технического профиля (программистов, электронщиков, ученых в области естественных наук).

Иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет принимающим странам экономить значительные средства на подготовку специалистов.

К числу негативных, с точки зрения стран-реципиентов, последствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.

Страны - экспортеры рабочей силы имеют, в свою очередь, ряд выгод. Прежде всего, эти страны получают дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов. Причем некоторые страны-экспортеры получают в виде валютных поступлений от занятых за рубежом граждан значительные суммы.

Вместе с тем трудовая эмиграция обычно сопровождается «утечкой мозгов», массовым отъездом наиболее образованных и квалифицированных работников. Нередко такая форма эмиграции носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интеллектуального потенциала страны-донора.

1.3 Недостатки и преимущества экспорта и импорта рабочей силы

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии - 24%, а в Люксембурге - почти 38% [18]. Вместе с тем, хотя общий темп старения в государстве замедляется, на соотношение рождаемости и смертности у коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др. Для стран, экспортирующих рабочую силу, также имеется целый ряд преимуществ. [16]

. Экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник поступления в страну свободно конвертируемой валюты. Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

налоги с прибыли фирм-посредников

переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

По данным Международного валютного фонда средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг - 50%. Бывшая Югославия в 2000-е годы имела поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., практическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же [12]. В итоге фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся, таким образом, главным источником валюты для Югославии. По расчетам украинских экономистов валютная эффективность экспорта рабочей силы, как минимум, в 5 раз выше валютной эффективности товарного экспорта.

. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.

Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др. В то же время страны-экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное, это так называемая «утечка умов», отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.

Итак, для различных принимающих стран существуют неодинаковые источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции.

За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. [11]

2. Структура доходов, заработков и расходов трудовых мигрантов из Украины в странах ЕС

.1 Переводы в Украину и их экономическое значение

Согласно данным Мирового банка, объемы частных переводов в Украину довольно велики (Рис. 2.1). В регионе Восточной Европы и Центральной Азии по этому показателю Украина уступает только Российской Федерации и Сербии [9]. Причем масштабы переводов в 2000-х гг. стремительно росли, что связано не только с нарастанием трудовой миграции, но и с увеличением доли переводов, направляемых официальными каналами.

Этому способствовало начатое в 2004 г. Антимонопольным комитетом Украины расследование деятельности платежной компании Western Union, занимавшей монопольное положение на рынке и получавшей за свои услуги неоправданно высокую плату (за переводы из Чехии - 21% от суммы перевода, Испании - 17%, Португалии - 16,5%, России - 15%). В результате компания согласилась уменьшить тарифы на переводы из России в 2,5 раза, из Португалии, Испании, Италии, Чехии, Польши, Греции, Израиля Казахстана - в 2-4 раза [14].

Большую доступность официальным переводам обеспечили принятые в 2006 году законодательные изменения, благодаря которым право на операции с валютой получила Украинская почта, отделения которой находятся во всех уголках страны, а стоимость услуг весьма умеренная.

Оценка масштабов частных переводов из-за границы, принадлежащая Национальному банку Украины, несколько выше оценок Всемирного банка (табл. 1). Это, очевидно, связано с методическими особенностями подсчетов.

Рис. 2.1. Частные переводы в Украину в 2003-2010 гг. согласно расчетам Всемирного банка (млн. долл. США)

Таблица 2.1. Денежные переводы в Украину в 2007-2010 гг. по подсчетам НБУ, млн. долл. США

2007

2008

2009

2010

2011

Всего

4922

6177

5370

5862

7019

По каналам поступления

Через корсчета банков

2818

3275

2832

2959

3252

Через международные платежные системы

1458

2097

1825

2126

2804

Неформальными путями

646

805

713

777

963

По источникам формирования

Оплата труда (без учета налогов и затрат в стране пребывания)

1842

3024

2855

3373

4022

Частные трансферты, в т.ч.

3080

3153

2515

2489

2997

Денежные переводы работников, работающих за границей

2292

2140

1643

1560

1890

Другие денежные трансферты

788

1013

872

929

1107

Денежные переводы в% к ВВП

3,4

3,4

4,6

4,3

4,3

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что при подсчетах НБУ не учитывает гражданство отправителей и получателей переводов, которое при совершении банковских операций не фиксируется. Следовательно, в указанной сумме какую-то часть составляют переводы граждан зарубежных стран, адресованные в Украину, как украинцам, так и иностранцам, находящимся на ее территории. Нужно учесть также длительное пребывание Украины в составе союзного государства, наличие многочисленных родственных связей между ее населением и жителями других постсоветских государств, прежде всего России, что существенно влияет на масштабы частных трансфертов, хотя и никак не связано с трудовой миграцией. Следовательно, в действительности денежные поступления от трудовых мигрантов меньше, нежели объемы частных переводов, которые отображаются в платежном балансе.

Несмотря на это значение переводов для Украины огромно, что было убедительно подтверждено в годы кризиса. Так, хотя в 2009 г. по данным НБУ в страну как официальными, так и неофициальными каналами поступило 5370 млн. дол. частных трансфертов, что было на 13% меньше, чем в 2008 г., на фоне значительного падения экономической активности их доля в ВВП возросла с 3,4% в 2008 г. до 4,6% в 2009 г., следовательно, значение для экономики и благосостояния населения увеличилось. В 2010 г. объемы переводов почти возобновились, а их доля в ВВП составила 4,3%. [2]

В 2011 г. в Украину частными лицами было переведено свыше 7 млрд. дол. США, что на 19,7% больше, чем в предшествующем году и на 0,8 млрд. больше рекордного уровня докризисного 2008 г. 8 Их сумма почти сравнялась с суммой прямых иностранных инвестиций (7,2 млрд. дол. США в 2011 г.). Отношение к ВВП благодаря определенному улучшению экономической ситуации в сравнении с предшествующим годом не изменилось (4,3%). [2]

Значительная часть средств поступила через международные платежные системы (40%). Согласно информации НБУ, свыше 150 банков Украины (или почти 90% имеющих банковскую лицензию) сотрудничают с 23 международными платежными системами. [2]

Больше всего денег в 2011 г. было прислано из России: почти 2 млрд. дол. США, или 32, % всех частных переводов, что в сравнении с 2010 г. было на 22,8% больше. Из США поступили 10,1%, а из Германии - 7,1% переводов, суммы которых в сравнении с 2010 г. также возросли. Заметно увеличились суммы переводов из Греции (на 12,6%), Кипра (36,7%), Италии (на 15,4%), занимающих следующие позиции в рейтинге основных стран-доноров. [2]

Список этих стран в целом остается неизменным, однако природа переводов из них отличается. В частности, переводы из России связаны не столько с трудовой миграцией (благодаря географической близости, значительной доле краткосрочных маятниковых миграций украинцев в Россию заработанные там деньги чаще всего привозятся собственноручно), сколько с тесными семейными связями населения двух стран. Переводы из США и Германии, хотя частично и связаны с трудовой миграцией, все же в основном являются результатом многочисленной этнической эмиграции из Украины (немцы, евреи). Однозначно связаны с трудовой миграцией переводы из Италии, а также Греции, хотя в отношении последней следует учитывать эмиграцию этнических греков после развала СССР. [2]

Украинскими учеными было предпринято несколько попыток оценить объемы денежных переводов, поступающих от трудовых мигрантов. Согласно некоторым из них реальные поступления превосходят оценки Национального банка. Так, например, по мнению А. Гайдуцкого, миграционный капитал, поступающий в Украину, достигает 25,6 млрд. дол. США в год [4]. Эта цифра, охотно подхваченная масс-медиа, выглядит, однако, очевидно завышенной. Во-первых, вряд ли можно предположить, что по объемам переводов Украина обогнала Мексику (22,6 млрд. дол. США в 2010 г.) или Филиппины (21,3 млрд.). Во-вторых, оценка А. Гайдуцкого является результатом чисто арифметических подсчетов и базируется на предположении, что 4 млн. украинцев за границей, работающих по 15 часов в сутки 25 дней в месяц с оплатой 2 доллара в час в течение 12 месяцев зарабатывают до 40 млрд. дол. США и примерно 60% заработанной суммы отправляют на родину [5].

Вместе с тем, эта формула выглядит достаточно спорной. Если даже согласиться, что за рубежом работают 4 млн. украинцев, нельзя не учитывать их неоднородность. Значительная часть мигрантов - это фактические переселенцы, выехавшие за рубеж всей семьей или со временем воссоединившиеся с членами семьи в странах пребывания. Они проживают за рубежом достаточно долго, их связи с родиной постепенно ослабевают, что влияет на величину переводов. Хотя такие мигранты благодаря более стабильному положению в странах пребывания имеют и более высокие заработки, а, следовательно, и лучшие возможности для переводов, мотивация для этого у них невысока, их переводы в основном небольшие и нерегулярные, т.е. о ежемесячных переводах в размере 60% заработка речь не идет. [5]

О переводах большей части заработанного можно говорить лишь в отношении трудовых мигрантов, обеспечивающих благосостояние оставшихся дома семей. Таких, как уже говорилось, 1,5-2 млн. человек. Однако и по отношению к ним предложенная для подсчета объемов переводов формула выглядит неубедительной. Дело в том, что значительная часть мигрантов являются сезонными работниками, выезжают на работу за рубеж периодически на ограниченные сроки. По данным обследования Госкомстата 2008 г., одна поездка на заработки длится в среднем 7 месяцев, и ежегодно один мигрант совершает в среднем одну поездку. Следовательно, только в течение этого срока, а не целого года, мигрант получает заработную плату, из которой делает переводы. Преувеличением выглядит также предположение о систематическом 15-часовом рабочем дне украинцев за границей. Действительно, стремясь заработать как можно больше в самые короткие сроки, мигранты обычно соглашаются на внеурочную работу. Однако, согласно данным обследования Госкомстата 2008 г., средняя продолжительность рабочего дня мигранта составляла 9,7 часов, наибольшей она была у работающих в домашних хозяйствах и отелях / ресторанах - свыше 10 часов [7].

Иной результат относительно переводов мигрантов дали расчеты специалистов Института демографии и социальных исследований НАН Украины. Они использовали данные обследования трудовой миграции, проведенного Госкомстатом в 2008 г., согласно которым среднемесячный заработок трудового мигранта составил 817 долларов США, при этом в стране пребывания тратилось примерно 22,5% заработанного. Учитывая низкую откровенность респондентов при ответах на вопросы о доходах (только 42% респондентов указали величину своего заработка), при расчетах принимались во внимание статистические данные о величине заработной платы в странах пребывания, в частности, в отраслях преимущественной занятости украинцев, а также экспертные оценки соотношения зарплаты мигрантов и местных работников. [2]

Подсчеты проводились в соответствии с численностью украинских работников в той или иной стране, сферы приложения их труда и длительности пребывания на работе за рубежом. В соответствии с полученным результатом, в 2007 г. суммарный заработок украинских мигрантов составил примерно 1,9 млрд. евро. Объемы денежных переводов, направляемые в Украину официальными и неофициальными каналами, были оценены экспертами в 1,3 млрд. евро [8].Эта цифра намного меньше не только оценок, приведенных выше, но и данных Национального банка Украины, поскольку последние, как отмечалось, включают не только переводы мигрантов, но и частные трансферты, не связанные с трудовой миграцией. Учитывая повышенную осторожность респондентов при ответах на вопросы относительно заработков и переводов, ее можно считать нижним пороговым значением и предположить, что в действительности сумма переводов трудовых мигрантов больше и приближается к 2 млрд. евро (3 млрд. долларов США) в год. [8]

По данным обследования Госкомстата 2008 г., деньги на родину переводили 62,3% мужчин-мигрантов и 58,8% женщин. Мигранты с урегулированным статусом, хотя и тратили в стране пребывания больше, однако и на родину переводили относительно большие суммы. Так, лица, имевшие разрешения на проживание, отправили на родину в 2007 р. в среднем по 2831 дол. США, а не имевшие надлежащего правового статуса, - приблизительно по 2,5 тыс. дол. США. [2] Заметно больше денег, в сравнении с начинающими, переводили мигранты со значительным опытом поездок на работу за рубеж. Как и в случае с правовым статусом, это, по-видимому, связано с более высокими заработками тех, кто успел занять надежное положение на рынке труда страны пребывания.

Полученные от мигрантов деньги оказывают значительное воздействие на уровень благосостояния их домохозяйств в Украине. По данным опроса Госкомстата 2008 г., в совокупном доходе домохозяйств мигрантов они составляли в среднем 42,6%. Причем 65,2% домохозяйств, причисливших себя к состоятельным, получали от мигрантов свыше половины своих доходов. Среди тех, кто оценил свое благосостояние как среднее, таких было 41,6%, а среди малообеспеченных - только 36,6%. [2]

Переводы главным образом расходуются на потребление (табл. 2.1). Только немногим больше 8% трудовых мигрантов вкладывали деньги в открытие или расширение собственного бизнеса [16]. В основном мигранты инвестировали в торговые предприятия, кафе, рестораны, отели. Если прибавить к этому инвестиции в производство на приусадебном участке, то речь может идти о 10-15% заработанных за рубежом денег. Свидетельств о каких-либо значительных капиталовложениях в развитие аграрного или промышленного производства нет. Причина в недостаточных для серьезных инвестиций суммах заработков, недоступности дешевых кредитов, неблагоприятном для малого бизнеса инвестиционном климате в стране. Не меньшее значение имеет и неготовность самих мигрантов к основанию собственного бизнеса. Низкий уровень информированности о ситуации на родине, в частности, возможностях для развития бизнеса, законодательных требованиях, утрата социальных связей, недостаточные знания в сфере предпринимательства, а также личностные характеристики значительной части возвращающихся мигрантов (лица, в силу возраста или состояния здоровья, прекращающие экономическую активность), обуславливают в целом невысокий предпринимательский потенциал.

Вместе с тем, сравнение характеристик мигрантов и всего населения дает основания для вывода, что миграция в определенной степени все же связана с развитием предпринимательства.

Таблица 2.2. Структура расходования заработков трудовых мигрантов по данным обследования 2008 г., %

Женщины

Мужчины

Ежедневное потребление

68,0

74,0

Товары длительного пользования

33,4

42,1

Жилье

29,4

29,0

Возвращение долгов

11,3

9,9

Обучение членов семьи

14,8

11,2

Лечение членов семьи

8,3

5,7

Сбережения

9,8

9,7

Другое

1,8

1,3

Например, обследование домохозяйств мигрантов приграничных областей 2003 г. показало, что среди лиц с миграционным опытом доля самозанятых была в 1,5 раза больше, а работодателей на треть больше, нежели среди занятого населения в целом [6].

Экономический эффект имеют также деньги, направленные на потребление. Так, жилищные инвестиции мигрантов способствовали быстрому росту введения в эксплуатацию жилья в регионах, охваченных многочисленной миграцией за рубеж, показатели которого значительно превысили средний украинский уровень. Эти капиталовложения, безусловно, привели к росту занятости, что особенно важно для сельской местности, где проблема безработицы крайне остра. Хотя львиная доля такой занятости носит неформальный характер, она, тем не менее, обеспечивает и социальный статус, и доходы. К тому же масштабное жилищное строительство (а также реконструкция и ремонт старого жилья) обусловили рост спроса на стройматериалы, сантехнику, мебель и т.д., что в совокупности положительно влияло на экономическую ситуацию в стране, особенно в регионах эмиграции.

Вместе с тем, есть доказательства влияния частных трансфертов на рост цен. В частности, именно переводы из-за границы в значительной степени способствовали стремительному и экономически не оправданному росту цен на недвижимость в регионах, охваченных массовой миграцией (накануне финансово-экономического кризиса цены на новое жилье, например, в Тернополе, центре одной из охваченных наиболее массовой миграцией областей, приблизились к столичным). Еще в 2005 г. экономисты предупреждали, что трансферты могут рассматриваться как один из катализаторов формирования спекулятивного «пузыря» на рынке недвижимости, который, в свою очередь, грозит стабильности финансовых учреждений и надежности сохранности сбережений граждан, что полностью подтвердилось в годы кризиса [10].

С инвестициями заработанных за границей денег в жилищное строительство связано и такое негативное явление как «омертвление» капитала, т.е. затраты на строительство в депрессивных регионах, где нет работы, и где нововозведенное жилье в результате остается неиспользованным. Определенная часть мигрантов направляет деньги на покупку жилья в региональных центрах и в столице, что ускоряет миграцию молодежи из родных мест со всеми негативными последствиями для их развития.

Хотя экономический эффект от заработков мигрантов и неоднозначный, инвестиции в человеческий капитал, в частности, в образование и лечение, повышение качества жизни нельзя не оценивать положительно. Кроме прочего, обеспеченное заработками мигрантов повышение спроса на высшее образование способствовало развитию отрасли. Так, в западных областях Украины, охваченных массовой миграцией, рост числа высших учебных заведений, их студентов и выпускников шел более высокими темпами, чем в Украине в целом. Например, в Тернопольской области с 1995 по 2010 г. количество выпускников вузов 3 и 4 уровней аккредитации выросло в 3,8 раза [10].

2.2 Величина заработков украинских мигрантов

Большинство респондентов являются главными кормильцами своих семей. Однако в домохозяйствах 43,6% опрошенных есть и другие члены, работающие или занимающиеся предпринимательством.

Заработки мигрантов, как следует из ответов респондентов, в среднем составляют 727,9 евро в месяц. Вместе с тем, их величина отличается в зависимости от страны пребывания и характера выполняемой работы. Больше всего зарабатывают строители - почти тысячу евро в месяц, почти столько же - работники промышленности. Наименьшие заработки в сельском хозяйстве (табл. 2.2). Показатели по странам пребывания также отличаются. Наиболее высокими, согласно информации мигрантов, являются заработки во Франции (около тысячи евро), наиболее низкими - в Польше (460 евро).

Таблица 2.3. Средний заработок украинских мигрантов по отраслям и странам трудоустройства, евро

Страна пребывания

Торговля

Строительство

Работа в семье

Отели/ рестораны

С/Х

Промышленность

Чехия

549,3

841,3

636,2

668,1

745,3

711,1

Португалия

620,4

914,1

706,2

613,3

565,3

653,0

Испания

912,5

1101,0

829,4

1075,0

826,9

1090,9

Греция

607,1

890,9

604,8

643,8

520,0

668,8

Италия

823,9

1017,2

809,3

903,2

694,7

1055,3

Франция

1000,0

1107,7

1000,0

1000,0

833,3

1000,0

Польша

466,7

616,1

518,9

433,7

306,1

423,1

В среднем по странам

666,1

923,2

718,8

745,1

548,1

766,1

Что касается величины заработков украинских мигрантов в сравнении с местными работниками, выполняющими аналогичную работу, большинство опрошенных (62,3%) считают, что они существенно меньше и только единицы, что несколько больше. По мнению 31,8% респондентов они такие же, как и у местного населения. Ответ на этот вопрос заметно отличается в зависимости от страны трудоустройства. Так, все работающие во Франции считают, что их заработки значительно меньше, чем у французов. Такое же мнение высказали большинство мигрантов, опрошенных в Греции и Польше. Мнение мигрантов, работающих в Италии, Испании и Чехии не столь однозначно. В Португалии более половины опрошенных мигрантов разницы между своими заработками и заработками местных работников не отметили (табл. 4). Эта субъективная оценка в определенной степени отражает объективную ситуацию, в которой находятся украинские мигранты в разных странах, и отношение к ним.

Таблица 2.4. Ответ на вопрос, отличается ли заработок украинцев от заработка местных работников, выполняющих такую же работу, %

Страна пребывания

Украинские мигранты зарабатывают меньше

Украинские мигранты зарабатывают больше

Размер заработков Украинцев не отличается

Чехия

55,7

23,0

21,3

Португалия

39,7

3,4

56,9

Испания

53,3

1,9

44,8

Греция

91,2

-

8,8

Италия

58,2

7,3

34,5

Франция

100

-

-

Польша

80,0

2,0

18,0

Всего

62,3

5,9

31,8

2.3 Структура расходов мигрантов

Определенная часть заработанных за границей денег расходуется мигрантами на потребление в стране пребывания. По данным, полученным в результате анкетирования, это в среднем 55%. Однако, диапазон ответов на этот вопрос оказался довольно широким: от 20 до 100%. Большинство респондентов тратят на жизнь в зарубежной стране от половины до 80% заработка, 16% - еще больше. Вместе с тем, пятая часть респондентов заявляют, что их расходы намного меньше и составляют от 20 до 40% заработков. [2]

Доля затрат колеблется в зависимости от страны пребывания мигрантов, и, следовательно, от характера миграции (циркулярная или долгосрочная), типичных для того или иного государства пребывания, сфер занятости украинских работников, величины их заработков и, конечно, стоимости жизни. Поэтому наименьшую долю заработанных денег расходуют за границей мигранты, работающие в Польше (в среднем 35,5%) и практикующие сравнительно краткосрочную миграцию, и Чехии (48%). Вместе с тем, наибольшую долю заработка тратят мигранты в Испании (в среднем 67,2%), Греции (66%), Италии (60%). [2]

Довольно красноречивым оказался результат, в соответствии с которым свыше половины заработка расходуют в стране пребывания лица с урегулированным правовым статусом, имеющие официальные трудовые контракты - 71,1% мигрантов этой группы. Среди лиц без официального трудового соглашения 45,0%. Ограничение потребления, очевидно, является следствием ненадежности ситуации, в которой они находятся. [2]

Нужно отметить, что полученные данные отличаются от результатов предыдущих исследований, в частности, масштабного обследования населения Украины по трудовой миграции 2008 г., проведенного Государственным комитетом статистики Украины, в соответствии с которым доля зарубежных расходов составляла в среднем 22% заработков мигрантов. Это может быть объяснено следующим образом. Во-первых, на результаты, полученные Госкомстатом, повлиял тот факт, что обследование охватывало мигрантов во всех странах пребывания, причем половина из них работали в России, для которой типичными являются сезонные и циркулярные поездки украинцев. Вместе с тем в странах ЕС украинцы работают в течение более длительного времени, что и обуславливает большие затраты на обустройство. Во-вторых, обследование Госкомстата проводилось накануне мирового финансово-экономического кризиса. Отличие наших результатов может быть связано с тем, что заработки мигрантов в условиях кризиса уменьшились, а стоимость жизни в странах пребывания возросла, поэтому ныне мигранты вынуждены тратить более значимую долю своих заработков за границей. И, наконец, как наше так и другие исследования, обнаруживают признаки постепенного превращения временной трудовой миграции в постоянную, воссоединения семей мигрантов в странах пребывания, что приводит к повышению уровня затрат за границей, и, в свою очередь, уменьшению объемов средств, направляемых на другие цели, в т.ч. и на переводы на родину.

Деньги, остающиеся после необходимых расходов на проживание в стране пребывания, направляются на достижение основной цели миграции, состоящей в повышении уровня жизни семей мигрантов. Список приоритетных расходов практически не отличатся от тех, которые были выявлены другими исследованиями. Прежде всего - это приобретение недвижимости, образование членов семей и сбережения. Отличие находим, однако, в рейтинге этих приоритетов (табл. 2.5). По данным нашего опроса на первом месте оказались сбережения, образование - на втором, а приобретение недвижимости - на третьем месте, хотя обычно исследователи выявляли обратный порядок приоритетов. Попробуем объяснить полученный результат несколькими соображениями. Во-первых, длительность пребывания за границей респондентов опроса в среднем свыше 8 лет, поэтому можно предположить, что наиболее острые потребности семей, в т.ч. и приобретение жилья, частью респондентов уже удовлетворены. Во-вторых, опрос проводился преимущественно среди членов семей, имеющих детей школьного возраста, поэтому образование для них имеет приоритетное значение. В-третьих, сбережения передвигаются на первое место в условиях кризиса и неуверенности в дальнейшем трудоустройстве, а также в результате увеличения возраста мигрантов, постепенно приближающегося к нетрудоспособному. В условиях, когда только 17,1% мигрантов делают пенсионные и социальные взносы, создание собственного страхового фонда в виде сбережений превращается в жизненно важную задачу. Вместе с тем инвестиционное использование зарубежных заработков остается скромным. На открытие или развитие собственного дела направляют деньги только 11,6% респондентов, что почти равняется доле среди них самозанятых и работодателей (10,8%).

Мужчины и женщины расходуют заработанные за границей деньги на приобретение недвижимости примерно с одинаковой частотой: об этом сообщили 28,1% мужчин и 26,5% женщин.

Таблица 2.5. Структура расходования заработков мигрантов (кроме денег на проживание в стране пребывания), %

В Украине

В стране пребывания

Всего

На приобретение Недвижимости

16,8

10,2

27.0

На открытие (развитие собственного бизнеса)

6,4

5,2

11,6

На сбережения

14,9

24,2

39,1

На образование

11,8

22,7

34,6

На пенсионные и социальные взносы

1,9

15,2

17,1

На переводы на родину

76,3

Около двух третей из тех, кто тратит заработки на покупку жилья, делают это в Украине. Вместе с тем свыше трети из них (37,7%) намереваются приобрести недвижимость в стране пребывания, что, безусловно, является свидетельством ориентации на длительное или постоянное проживание за границей.

Чаще всего приобрести жилье за границей за счет заработанных там денег планируют мигранты, работающие в Испании, Италии, Чехии и Португалии.

Исследование выявило, что предпринимательский потенциал мужчин-мигрантов заметно выше, чем женщин. Каждый пятый (21,9%) из опрошенных мужчин и только 7,1% женщин сообщают, что расходуют заработанные за границей деньги на открытие / развитие собственного дела. Еще одним отличием в поведении представителей разных полов было то, что мужчины чаще связывают открытие и ведение собственного бизнеса с родиной, тогда как женщины чаще ориентируются на предпринимательскую деятельность за границей. [2]

Женщины несколько чаще (в 40,1% случаев против 36,7% среди мужчин) направляют зарубежные заработки на сбережения. К сожалению, формат проведенного исследования не дает возможности выяснить, каким образом хранят деньги мигранты, обращаются ли они в финансовые учреждения для того, чтобы сохранить и приумножить заработанные деньги. Вместе с тем, тот факт, что значительная часть респондентов делает сбережения в стране пребывания, где доверие к банковским учреждениям намного выше, чем в Украине, дает основание предположить, что деньги хранятся на депозитах в банках. Направляя деньги на сбережения респонденты, опрошенные в Италии, в три раза чаще делали это в стране пребывания, чем в Украине, в Испании и Португалии - вдвое чаще. Чаще всего в стране пребывания делают сбережения женщины: женская часть опрощенных мигрантов хранят сбережения в Украине только в трети случаев (36,4%), тогда как респонденты-мужчины практикуют такую стратегию в 42,5% случаев. [2]

Вследствие традиционной привязанности к семье, женщины чаще финансируют образование детей (в 37,1% случаях) в сравнении с мужчинами (28,9%). Следует напомнить, что получение членами семей мигрантов образования более высокого уровня требует значительных финансовых дотаций. Так, о тратах на образование сообщили 34,5% родителей несовершеннолетних детей, тогда как среди лиц, имевших совершеннолетних детей, таковых было 42,4%. [2]

Каждый восьмой опрошенный мужчина (12,5%) тратит часть заработанных денег на пенсионные и социальные взносы. Среди женщин эта статья расходов более популярна: на нее направляют деньги 19,0% опрошенных женщин. Чаще всего пенсионные и социальные взносы делают мигранты, работающие в Чехии, Италии, Португалии и Испании, имеющие легальный статус и официально оформленный трудовой контракт.

Таким образом, информация относительно того, в какой стране расходуются заработки, выглядит достаточно красноречивой. Так, образование финансируется преимущественно в стране пребывания, именно здесь оплачиваются страховые взносы. Треть лиц, направляющих деньги на приобретение недвижимости, также делают это не в Украине. Четверть бизнесменов планируют открыть или уже имеют и стараются расширить свой бизнес в стране пребывания. Особенно стоит отметить, что основная масса сбережений (2/3) накапливаются не в Украине, а в стране пребывания. Это свидетельствует о том, что, во-первых, украинские финансовые учреждения не пользуются доверием у мигрантов, а во-вторых, - является показателем вероятного сокращения переводов в Украину. На основании этих факторов можно предположить, что центр жизненных интересов мигрантов все больше перемещается за рубеж, их связи с родиной слабеют.

Вместе с тем, сегодня большинство мигрантов переводят деньги в Украину - 76,3%. Мужчины пересылают деньги на родину несколько чаще, нежели женщины (77,6% и 69,7% соответственно). Интенсивность переводов мигрантов, трудоустроенных в разных странах, отличается. Так, наибольшая доля мигрантов, делающих переводы, работает в Чехии и Польше: 90% и 86%, соответственно. Среди опрошенных в Греции и Италии она составила 72-74%, а в Португалии и Испании - 63,8% и 58,5%, соответственно. [2]

Важным фактором денежных переводов выступает состав семьи и место проживания ее членов. Последнее особенно важно в отношении тех членов семьи, которые вследствие возраста или других обстоятельств не могут должным образом обеспечивать себя самостоятельно. Чаще всего это родители и дети мигрантов. По данным опроса, мигранты, дети и родители которых проживают в Украине, практически в полном составе направляют переводы на родину. Важно, что возраст детей не имеет при этом решающего значения, поскольку переводы делаются как мигрантами, имеющими дома несовершеннолетних детей, так и теми, дети которых являются уже вполне взрослыми. Точно так же в полном составе отправляют переводы на родину те мигранты, у которых дома остался брачный партнер.

Мигранты, проживавшие до выезда в крупных городах и областных центрах, делают переводы на родину реже (в 59,4% случаев), нежели выходцы из сел и поселков городского типа (78,6% и 75%, соответственно). Длительность проживания мигрантов за границей не оказывает решающего воздействия на факт переводов (в среднем все опрошенные мигранты проживают за границей 8,4 года, а те, кто переводят деньги в Украину, - 8,3 года). [2]

Для характеристики уровня социального страхования мигрантов за рубежом при опросе задавались вопросы относительно оплачиваемого ежегодного отпуска, оплаты больничного, семейных доплат, помощи по безработице. Лишь незначительная часть респондентов сообщили, что могут пользоваться всем перечисленным (17,2%) (табл. 6). Вместе с тем, 40,8% из них не имеют доступа ни к чему из перечисленного. Половина мигрантов могут пользоваться за границей только одним видом социальных выплат. Чаще мигранты имеют доступ к оплате больничного (в 36,0% случаев), а наиболее редко - к семейным доплатам (в 16,1% случаев). [2]

Таблица 2.6. Социальные выплаты, к которым имеют доступ респонденты, %

Всего

Мужчины

Женщины

Оплачиваемый отпуск

33,9

31,3

35,0

Оплата больничного

36,0

29,7

38,7

Семейные выплаты

16,1

13,3

17,3

Выплаты по безработице

31,18

27,3

33,7

Все перечисленное

17,2

17,5

17,4

Ничего из перечисленного

40,8

50,8

36,4

Согласно данным опроса, украинские женщины находятся за границей в более выгодной относительно социальных выплат ситуации, чем мужчины. Больше половины последних не могли пользоваться ни одним из перечисленных видов социальных выплат. В то же время в такой ситуации оказались немного более трети женщин.

Правовой статус оказывает решающее воздействие на уровень доступа украинских мигрантов к социальному обеспечению в странах пребывания. Так, среди респондентов, находящихся за границей на законных основаниях, 36,9% не имеют доступа ни к одному из перечисленных видов социальных выплат, тогда как среди респондентов без надлежащего правового статуса доля таких лиц вдвое выше.

Выводы

В ходе курсовой работы было выявлено, что трудовая миграция это сложный экономический процесс, было установлено, что миграция бывает как внутренняя, так и внешняя. Следует отметить, что вторая больше изучена и чаще анализируется, чем внутренняя, это обусловлено рядом объективных причин. Кроме того, нужно сказать, что потоки мигрантов имеют разно векторную структуру и количественное выражение. Миграция рабочей силы выступает для государства не только отрицательно, но и привносит положительные последствия. Такому обширному вопросу, как трудовой миграции, уделяется значительная часть государственного регулирования. Данная политика должна быть актуальной и должна учитывать все существующие аспекты этого явления.

Была рассмотрена структура доходов и расходов мигрантов: заработки мигрантов в среднем составили 727,9 евро в месяц, причем, они меньше, чем заработки местных работников, выполняющих ту же работу. За вычетом денег, расходуемых на жизнь в стране пребывания (примерно 55% заработанного), мигранты направляют заработки на сбережения, образование, приобретение недвижимости. На инвестиционное их использование отправляют только 11,6% мигрантов. Вместе с тем, исходя из анализа, большинство из них делают переводы на родину (76,3%), составляющие значительную часть доходов домохозяйств их родственников, прежде всего родителей и детей. Средняя величина одного перевода в среднем равнялась 470 евро, средняя частота переводов - примерно 7 раз за год, отсюда, общая сумма - 3,3 тыс. евро ежегодных поступлений от каждого мигранта.

Большая часть денег попадают в Украину через международные платежные системы. Этим каналом, как правило, пользуются до 70% мигрантов.

Для улучшения условий аккумуляции заработков мигрантов в украинских банках целесообразно:

рассмотреть возможность введения государственных гарантий на валютные депозиты трудовых мигрантов;

разработать схемы предоставления дешевых кредитов на основе накопительных счетов для получения образования, решения жилищного вопроса, открытия малого бизнеса;

изучить целесообразность распространения среди мигрантов специальных государственных облигаций;

разработать систему бесплатного перевода сбережений из-за границы, свободного от каких бы то ни было фискальных обязательств, в случае возвращения трудящегося-мигранта на родину для постоянного проживания.

рассмотреть возможность бесплатного или льготного предоставления ряда государственных услуг, например, по оформлению заграничного паспорта или постановки на консульский учет, в случае перевода мигрантом определенной суммы валюты на свой депозит в украинском банке.

Если говорить о денежных переводах, то для увеличения объемов переводов и их инвестиционного использования необходимо:

улучшить условия деятельности малого и среднего бизнеса;

изучить возможность уменьшения таможенных сборов на ввоз мигрантами инструментов и оборудования в целях открытия своего бизнеса в Украине;

продумать систему налоговых льгот для мигрантов, которые возвращаются и вкладывают сбережения в создание предприятий;

исключить возможность повторного налогообложения переведенных в Украину заработков мигрантов;

развивать различные формы информирования мигрантов и предоставления им консультаций относительно возможностей выгодного вложения заработанных денег, открытия собственного бизнеса, трудоустройства, процедур признания полученной во время практической работы за границей квалификации и т.д.

Так как роль трудовой миграции становится все более актуальной для каждой из стран, принятие мер по реорганизации законодательства по данному вопросу является необходимым.

Список источников

миграция экспорт трудовой международный

1.     Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения/ Национальная академия. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. - 264 с.

.       МИРПАЛ и Всемирный Банк. Анкетирование для выявления современного положения трудовых мигрантов из Украины в странах ЕС 2013 г./ - X: Москва, 2013.-49 с.

.       Булатов А.С. Экономика в европейских странах. - М.: Юристъ, 2003. - 896 с.

.       Гайдуцький А.П. Міграційний капітал в Україні. - К.: ТОВ «Інфосистем», 2009. -139c.

.       Гайдуцький А.П. Міграційний капітал в Україні. - К.: ТОВ «Інфосистем», 2009. -132c.

.       Малиновська О. Україна, Європа, міграція: міграції населення України в умовах розширення ЄС. - К.: Бланк-Прес, 2004. -139c.

.       Нікіфоров В.А. Населення України. Трудова еміграція в Україні. - К.: Ін-т демографії та соціальних досліджень ім. М.В. Птухи НАН України, 2010. - 138c.

.       Нікіфоров В.А. Населення України. Трудова еміграція в Україні. - К.: Ін-т демографії та соціальних досліджень ім. М.В. Птухи НАН України, 2010. - 192 с.

.       Официальный сайт Всемирного Банка [Электронный ресурс]: Migration and Remittances Factbook 2011. - Р. 26.-Режим доступу: http://data.worldbank.org/

.       Официальный сайт Головного управління статистики у Тернопільській області [Електронний ресурс]: Статистичні дані.-Режим доступу: http://www.ternstat.tim.net.ua/

.       Официальный сайт Государственная служба статистики Украины [Электронный ресурс]: Статистика. - Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/

.       Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]: Статистика. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/index.htm

.       Официальный сайт Национального Банка Украины [Электронный ресурс]: Информационная справка. - Режим доступа: http://www.bank.gov.ua/control/uk/index

.       Панасюк М.В., Саркин А.В. Мировая экономика. - Казань.: КФУ, 2012. - 50 с.

.       Пирожков С., Малиновская Е., Хомра А. Внешние трудовые миграции в Украине: социально-экономический аспект. - К.: НИПМБ, 2003. - 104 с.

. Танюк О.А. Трудова міграція і соціальний капітал Західного регіону України: проблеми і підходи до їх розв’язання / Регіональний філіал НІСД. - Л.:Основа 2009. -30 с.

.       И. Ушаков Демографическое настоящее и будущее Европы. МЭ и МО / Нац. акад. - У.: 2010.-342 с.

. Урядовий портал [Електронний ресурс]: Інформаційні дані.-Режим доступу: http://www.kmu.gov.ua/control


Скачать архив (60.5 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: