Главная » Экономика |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I Теоретические основы международных финансовых организаций .1 Эволюция роли международных финансовых организаций переходный период .2 Международный Валютный Фонд, и группа Всемирного банка .3 Региональные международные финансовые организации ГЛАВА II. СОТРУДНИЧЕСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С ВАЖНЕЙШИМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: ТЕНДЕНЦИИ И ЭФФЕКТНОСТЬ .1 Оценка объемов и структуры заимствований КР у международных финансовых организаций .2 Сотрудничество КР с международными финансовыми организациями: этапы и региональное распределение .3 Общая оценка эффективности сотрудничества КР с международными финансовыми организациями ГЛАВА III. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КР С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ПЕРСПЕКТИВЕ .1 Основные принципы и перспективные направления сотрудничества КР с международными финансовыми организациями .2 Перспективы сотрудничества и совершенствование управления проектами международных финансовых организаций ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ международная финансовая организация заимствование ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Актуальность изучения деятельности международных финансовых организаций определяется глубокими социальными и финансово-экономическими преобразованиями в связи с интеграцией Кыргызской Республики в мировое хозяйство. Соответствующим образом строится и система исследований развития международных финансовых организаций. Под влиянием развернувшейся научно-технической революции и нарастающей открытости экономик большинства стран этот процесс стал одним из определяющих факторов развития мирового хозяйства. Объективно он сопровождался усилением роли международных торгово-экономических и валютно-финансовых институтов в регулировании мировых потоков товаров, услуг, капиталов, функционирования всей международной финансовой системы. В результате интернационализация достигла более высокой стадии, а именно глобализации экономики и имманентно связанной с ней либерализации мирохозяйственных отношений, ставших главным вектором современного мирового развития. Роль валютно-финансовой составляющей при этом неуклонно повышалась. Кыргызская Республика, совершающая сложный и болезненный переход от командно-административной к открытой рыночной экономике, как и другие страны с переходной экономикой, стремясь интегрироваться в систему мирохозяйственных связей, стала составной частью международной финансовой системы. Поэтому достаточно естественным было ее членство и в соответствующих структурах, призванных, в частности, оказывать финансовое и техническое содействие этому трансформационному процессу. Будучи заинтересованной в получении остро необходимых ей внешних ресурсов, Кыргызская Республика попала в определенную зависимость прежде всего от Международного валютного фонда (МВФ). Дело в том, что кредитование осуществляется на жестких условиях «вашингтонского консенсуса», определяющих направление деятельности указанных институтов в развивающихся и переходных экономиках. Однако эти условия далеко не всегда и с достаточной полнотой учитывают конкретные интересы стран и их национальную специфику, что делает взаимоотношения сторон, особенно с фондом, противоречивыми. В условиях возникновения в нашей стране чрезвычайно острых социальных и экономических проблем займы международных финансовых организаций использовались в целях обеспечения финансовой стабильности в основном для покрытия дефицита бюджетов. В то же время в процессе привлечения займов не были использованы все имеющиеся возможности. Так, сотрудничество с международными финансовыми организациями характеризовалось продолжительными сроками подготовки проектов, частой реструктуризацией займов, отказом кыргызской стороны от реализации полностью подготовленных займов и другими многочисленными фактами нерационального управления займами международных финансовых организаций. В настоящее время в условиях глобального финансового кризиса, когда возрастает вероятность исполнения государственного бюджета с дефицитом, роль займов международных финансовых организаций снова приобретает большую актуальность. Взаимодействие Кыргызской Республики с международными финансовыми организациями характеризуется целым рядом нерешенных проблем, в связи с чем необходимо существенно пересмотреть некоторые стратегические направления и приоритеты сотрудничества, обеспечивающие максимально полное использование аналитического и ресурсного потенциала международных финансовых организаций в соответствии с их сравнительными преимуществами. Следует отметить, что на протяжении последних десятилетий одним из источников финансирования социально-экономического развития Кыргызской Республики были и остаются займы международных финансовых организаций. Кыргызская Республика ежегодно привлекает займы, а ранее привлеченные средства будут использоваться в течение как минимум 17 лет. В связи с этим вопрос эффективного управления имеющимися заемными средствами и теми, которые только будут привлечены от международных финансовых организаций, в динамично изменяющихся условиях развития страны является значимым и актуальным. До настоящего времени управленческий инструментарий кыргызских организаций, сотрудничавших с международными финансовыми организациями, в конечном итоге был сосредоточен на управлении затратами, между тем его ориентация на результаты, позволяющая существенно повысить эффективность использования иностранных заимствований, практически отсутствовала. В процессе управления средствами займов МФО представляется необходимым ориентироваться на улучшение показателей, характеризующих все виды эффективности их использования. В силу изложенного возникает объективная потребность в исследовании проблем обеспечения эффективности управления займами международных финансовых организаций и разработке показателей оценки эффективности управления заемными средствами. Процесс привлечения в экономику Кыргызской Республики финансовых ресурсов от международных финансовых организаций начался раньше, чем была подготовлена соответствующая нормативная правовая база для такого сотрудничества и разработан порядок использования заемных средств. В действующем законодательстве до сих пор отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управлении государственным долгом. Также не имеется закона КР, регулирующего процессы управления государственным внешним долгом. Степень разработанности темы. Несмотря на очевидную важность данной проблематики и ее научную проработку в зарубежной и отечественной экономической литературе, вопросы участия международных финансовых институтов в трансформационных процессах постсоциалистических стран, порождая острые споры, остаются далекими от разрешения. Об этом, в частности, свидетельствуют неутихающие жаркие дискуссии вокруг «вашингтонского и поствашингтонского консенсусов», а также новой архитектуры мировой экономики. Объектом исследования работы являются процессы, складывающиеся в мировой финансовой системе, международные валютно-финансовые институты и их взаимоотношения со странами с переходной экономикой. Такой подход к определению объекта изучения представляется необходимым и достаточным условием для всестороннего раскрытия темы исследования. Предметом исследования является деятельность международных финансовых организаций в Кыргызской Республике. Цель и задачи исследования. Комплексное рассмотрение в теоретическом и прикладном плане всех отмеченных проблем представляют основную цель и содержание данного исследования. Его центральное звено - понятие международных финансовых организаций, с одной стороны, и взаимодействие международных финансовых организаций с Кыргызской Республикой - с другой. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: определение круга важнейших МФО, причин их возникновения, принципов работы и их роли в современном мире. исследование современного этапа глобализации экономики и либерализации внешнеэкономических связей в условиях возрастающей роли МФО в этих процессах финансовой составляющей, выявление связанных с этим противоречий; периодизация взаимоотношений Кыргызской Республики и МФО, определение объемов и структуры заимствований Кыргызской Республики у МФО, форм заимствований, а также регионального распределения проектов МФО. установление роли МФО в экономическом развитии Кыргызской Республики после 1991 г. и общая оценка эффективности взаимодействия на основе анализа результатов реализации проектов и финансовых условий сотрудничества. выявление основных проблем и преимуществ сотрудничества Кыргызской Республики и МФО и оценка целесообразности такого сотрудничества в перспективе. оценка потенциала сотрудничества Кыргызской Республики и МФО на перспективу и выработка основных принципов такого сотрудничества. определение перспективных направлений сотрудничества Кыргызской Республики и МФО выработка перспективных механизмов сотрудничества Кыргызской Республики и МФО, включая рекомендации по совершенствованию управления проектами. Теоретической и методологической основой работы стали труды классиков экономической науки, основоположников различных направлений экономической мысли и школ. К ним прежде всего следует отнести А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса, А.Маршалла, В.И.Ленина, Ф.Махлупа, Дж.М.Кейнса, П.Самуэльсона, В.В.Леонтьева, М.Фридмена, Дж.Гэлбрейта. Информационная база исследования: Наиболее систематически анализ развития международных финансовых организаций исследованы Звоновой Е.А., Евстигнеевым. В., Гарафиевой М.И., Грязных СП., Захаровым Е.В., Кузнецовым B.C., Мазуровой Е.К., Мельниковым В.Н., Павловым А.В., Шевчук В.А., Шейниной Э., Якубовским Е.О. и др. Практическая значимость. Содержащиеся в работе выводы и предложения могут быть использованы при определении внешней политики и внешнеэкономической и валютно-финансовой стратегии, а также при реформировании экономики и финансово-банковского дела. Структура работы: Структура работы определяется поставленной целью исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе устанавливается роль и место основных международных финансовых организаций в финансово-экономических отношениях современного мира. Проводится обзор условий возникновения МФО, эволюции МФО, принципов работы и сфер деятельности важнейших МФО (Международного Валютного Фонда, Группы Всемирного Банка, региональных МФО). Вторая глава посвящена анализу сотрудничества Кыргызской Республики и МФО. В ней осуществляется периодизация заимствований, подробно анализируется объемы и структура заимствований у важнейших МФО, формы сотрудничества, а также региональное распределение расходования средств займов. На основании проведенного анализа, а также принципов оценки эффективности проектов дается общая оценка эффективности сотрудничества Кыргызской Республики с МФО. В этих целях анализируются результаты реализации проектов МФО в Кыргызской Республике, финансовые условия заимствования, проблемы реструктуризации займов. Кроме того, устанавливается роль МФО в развитии Кыргызской Республики после 1991 г. В третьей главе формулируются рекомендации по повышению эффективности взаимодействия Кыргызской Республики с МФО. Предлагаемые рекомендации касаются, во-первых, основных принципов сотрудничества, во-вторых, перспективных направлений сотрудничества, в-третьих, форм и механизмов сотрудничества с важнейшими МФО, в-четвертых, совершенствования управления реализацией конкретных проектов МФО. Кроме того, проводится сравнительный анализ эффективности использования средств МФО и собственных источников финансирования реализации проектов, определяются сравнительные преимущества различных форм финансирования. Определяются ближайшие перспективы сотрудничества Кыргызской Республики и МФО, включающий общий подход к использованию тех или иных источников финансирования, предложения по конкретным перспективным проектам, анализируются перспективы сотрудничества Кыргызской Республики с региональными МФО. ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ МЕСТО В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА 1.1 Эволюция роли международных финансовых организаций переходный период Одной из важнейших характерных черт современного мирового процесса является всесторонняя интернационализация хозяйственной жизни. На базе интенсификации мировых экономических связей - внешней торговли, вывоза капиталов, научно-технического обмена - происходит увеличение масштабов международного сращивания капиталов. Формируются и получают широкое распространение транснациональные корпорации, т.е. разветвленные хозяйственные комплексы, включающие предприятия, расположенные в ряде стран. В результате все больший размах приобретают интеграционные процессы в сфере производства, которые выражаются в углублении международного разделения труда, упрочении различных форм межстрановой специализации и кооперирования. Подобные процессы, ведут к усилению взаимозависимости национальных звеньев мирового хозяйства. Интернационализация производства и капитала, резкое усиление влияния национальных хозяйств друг на друга, возрастание степени взаимозависимости деловой конъюнктуры в различных странах - все это потребовало формирования механизма межгосударственного регулирования мирового хозяйства. Важное место в системе институциональных структур регулирования мировой экономики и мирохозяйственных связей занимают межгосударственные экономические организации. А в числе последних едва ли не первостепенная роль отводится МВФ и связанному с ним МБРР. Система международных межправительственных организаций является органической частью современных международных экономических отношений (МЭО) и представляет собой арену борьбы и сотрудничества, место для выработки единой экономической политики. Международным организациям принадлежит особая роль в развитии международных отношений. Они призваны быть важным инструментом коллективных усилий всех стран по налаживанию всестороннего торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, инструментом совместных действий в решении глобальных проблем. Попытки регулирования мирохозяйственных связей на многосторонней основе предпринимались еще на ранних стадиях становления мирового капиталистического хозяйства, когда возникла потребность в общих правилах международной торговли, валютных операций и т.д. Возник целый ряд различных по роду своей деятельности международных организаций, из которых прежде всего необходимо отметить Лигу наций, созданную 1919 г. В ее функции входило информирование об экономическом положении стран-членов и создание условий для широкого обсуждения актуальных экономических проблем. Кроме того, необходимо выделить Банк международных расчетов, созданный в 1929 г., в функции которого входило регулирование международной кредитной сферы и взаимных расчетов промышленных стран. Эволюция концептуальной основы межгосударственного экономического регулирования выразилась в первую очередь в известном переосмыслении экономистами и политологами относительной роли стихийных факторов рынка и целенаправленной деятельности государства в мировой экономике, которые во многом обусловлены изменением условий воспроизводства, расширением масштабов интернационализации экономик развитых индустриальных стран, сменой приоритетов экономической политики в целом. До Великой депрессии 30-х гг. - десятилетие, которое оставило глубокий отпечаток на всех областях экономической мысли, - экономическая система рассматривалась всеми неоклассическими направлениями как саморегулирующаяся, точнее самокорректирующаяся. Суть неоклассической теории сводилась к тому, что люди, используя свой доход, полученный главным образом от их производительной деятельности, удовлетворяют свои потребности путем распределения этого дохода между благами и услугами, к которым они имеют доступ на рынках. С неоклассической моделью отождествлялись и представления о государстве. Экономическая система функционирует в соответствии с волей, диктуемой рынком, а в конечном итоге, волей потребителей. Государство играет дополнительную, регулирующую роль, и предполагается, что сторонникам государственного вмешательства необходимо предоставить доказательства в обоснованности своей позиции. Государство, согласно неоклассической теории, стоит над экономической деятельностью, и в особенности оно стоит выше влияния или власти отдельной коммерческой фирмы, которая подчинена рынку. Достижением Дж.Кейнса явилось полнейшее уничтожение иллюзий самокорректирующейся экономики. Однако необходимо отметить, что становлению теории Кейнса способствовали сильнейшие доводы, которые дала ему Великая депрессия. В соответствии с теорией Кейнса необходимость осуществлений руководства экономикой значительно повысило роль государства в экономической системе. Вмешательство государства как в национальную экономику, так и в международные экономические отношения, особенно валютные, Дж.Кейнс считал единственным выходом из кризисной ситуации. На наш взгляд, теория Кейнса приобрела популярность и была принята всеми правительствами развитых стран благодаря исторической и экономической ситуации, когда нужны были активные, аргументированные действия из единого центра для восстановления мирового хозяйства из разрухи после Великой депрессии и Второй мировой войны. Эволюция кейнсианской концепции шла весьма различными путями. Однако все неокейнсианские модели развития исходили из того, что спасение от экономических кризисов, безработицы и инфляции в таком вмешательстве государства в экономику, которое направлено на повышение совокупного спроса, предъявляемого рынком. Другими словами, была доказана необходимость вмешательства государства в процесс воспроизводства и с целью регулирования этого процесса. Одновременно стала более значительной функция государства во внешнеэкономической сфере. Характерной особенностью экономического развития этого периода становятся поиски путей разработки согласованной экономической стратегии и регулирования мирохозяйственных связей на многосторонней основе. Именно в этот период процесс интернационализации хозяйственной жизни достигает такого уровня, когда высокая степень экономической и политической взаимозависимости стран остро поставила вопрос о новых формах и методах взаимодействия национальных экономик. Для этого стали активно использовать не только традиционные двухсторонние переговоры, но и многостороннее согласованиеэкономических политик развитых индустриальных государств в форме различного типа международных организаций. Именно после Второй мировой войны наметился отход от того, что некогда называлось экономическим национализмом. Наиболее ярким проявлением этого процесса было создание целого ряда международных экономических и финансовых организаций. Созданные на Бреттонвудской конференции в 1944 году с одной и той же целью - предотвратить повторение хаоса в экономической жизни, которому предшествовала вторая мировая война, и заложить основу для регулируемой мировой экономики, находящиеся практически в соседних зданиях в своих штаб-квартирах в Вашингтоне, имеющие тесно взаимодействующее руководство и аппарат, МВФ и МБРР за почти пять десятилетий своей деятельности заметно изменили и свои концепции развития и свою структуру. Это произошло под влиянием экономических взглядов на роль государственного регулирования экономических процессов, на роль международных организаций в этом процессе, на роль иностранного капитала в национальной экономике. Официальные цели МВФ состоят в том, чтобы путем образования постоянного механизма “содействовать международному валютному сотрудничеству”; “способствовать расширению и сбалансированному росту международной торговли”; обеспечивать “упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами” и не допускать “конкурентного обесценения валют”; оказывать помощь в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений; предоставлять этим странам средства в иностранной валюте, которые позволяли бы им “исправлять нарушения равновесия их платежных балансов”; “сокращать длительность и уменьшать степень неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов”. МВФ не является банком. Тем не менее в его распоряжении имеются значительные ресурсы. Этот капитал Фонда образуется за счет квот или членских взносов, выплачиваемых МВФ его 180 членами (по состоянию на 1996 фин. год). При особенных и крайне ограниченных обстоятельствах МВФ занимает средства у государственных организаций (но не на частных рынках). Вместе с тем, МВФ неоправданно мало внимания обращает на пригодность стандартов развитых стран к условиям развивающейся или переходной экономики, что способствует распространению мнения о том, что Фонд не столько разрабатывает новые стандарты, сколько навязывает развивающимся странам свои стандарты и правила. Источниками финансирования операций Фонда помимо квот стран-членов, являются соглашения о займах. МВФ заимствует средства у стран-членов и международных финансовых организаций. Как правило, средства МВФ пополняются в рамках двух постоянно действующих механизмов заимствования - Генеральных соглашений о займах и Новых соглашений о займах. При необходимости пополнения имеющихся ресурсов МВФ может осуществлять заимствование из официальных источников или на частных рынках. Перед Международным банком реконструкции и развития стояла несколько другая задача. Согласно Уставу цели МБРР таковы: содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей; поощрять частные иностранные капиталовложения и в тех случаях, когда трудно получить частный капитал на приемлемых условиях, в дополнение к частным капиталовложениям, предоставлять займы для целей производства; способствовать долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддерживать равновесие платежных балансов, поощряя международные капиталовложения для развития производственных ресурсов государств-членов банка. В Уставе МБРР излагаются основные принципы, определяющие его операции: банк должен предоставлять займы только для производственных целей (с/х, энергетика, образование, здравоохранение, транспорт, электросвязь, городские порты и энергетические установки) и уделять надлежащее внимание перспективам погашения задолженности по этим займам; каждый заем должен гарантироваться соответствующим правительством. МБРР финансирует свои кредитные отношения главным образом из заемных средств, которые он приобретает посредством займов на мировых рынках через выпуск облигаций (имеющих категорию ААА, т.к. их погашение гарантируется правительствами стран-членов), из нераспределенной прибыли и за счет платежей в погашение предоставленных им займов, а также размещая свободные средства на рынках капиталов (см. прил.). МБРР предоставляет среднесрочные и долгосрочные займы правительствам входящих в него стран или частным организациям под гарантию правительств и контролирует их использование. Процент по займам устанавливается в соответствии с рыночным, под который занимал сам Банк. Институциональная структура Мирового банка созданием МБРР не исчерпалась. В целях формирования процесса расширения рыночных отношений и стимулирования частного предпринимательства в развивающихся странах в 1956 году при МБРР была создана Международная финансовая корпорация. Цели МФК следующие: оказание помощи в финансировании частных предприятий, которые могут содействовать развитию путем осуществления капиталовложений без гарантий возмещения со стороны правительств соответствующих стран-членов; сочетание возможности инвестиций местного и внешнего капитала с передовыми методами управления, стимулирование потока частного капитала, как местного, так и иностранного, для капиталовложений в производственные предприятия в странах-членах. МФК является единственным в своем роде межправительственным учреждением, созданным для стимулирования экспорта частного капитала и поощрения частного предпринимательства в широком международном масштабе. До создания МФК не существовало международного института, который бы предоставлял займы частным фирмам. Корпорация отдает предпочтение финансированию многонациональных проектов, в которых участвует национальный и иностранный капитал. Методы деятельности МФК мало чем отличаются от практики частных финансовых учреждений. Корпорация, например, имеет право покупать и продавать ценные бумаги и привлекать дополнительные средства продажей на рынке собственных облигаций. Общий объем произведенных корпорацией капитальных затрат оценивается более чем в 70 млрд.долл. США. Некоторые страны, ставшие примером “экономического чуда”, поднялись при содействии МФК - например, Южная Корея . Корпорация делает как портфельные, так и прямые проектные инвестиции в различные отрасли. Она не только финансирует проекты, но и осуществляет консультации по вопросам приватизации, банковскому делу, фондовым рынкам, иностранным инвестициям. Однако помощи при разработке инвестиционных проектов корпорация не оказывает. МФК обычно ограничивает свое участие в каждом проекте 25 % его стоимости. Но она помогает найти других инвесторов. С каждым из них она заключает двусторонний договор, и при невыполнении обязательств каждый из участников проекта отвечает непосредственно перед ней. МФК устанавливает процентные ставки на займы на коммерческой основе. Однако может устанавливать льготный - длительный - режим возврата кредита (от 7 до 12 лет), чтобы создать условия для долгосрочных вложений. МФК никогда не становится держателем контрольного пакета и как правило не участвует в совете директоров объекта инвестиций. При завершении проекта, связанного с портфельными инвестициями, МФК стремится продать свой пакет акций в проекте местным инвесторам, т.к. сохранение портфельных инвестиций не является целью корпорации. МФК ни в коей мере не является благотворительной организацией и вкладывает средства только в те предприятия, у которых, по мнению экспертов корпорации, имеется возможность стать рентабельными. Для инвестирования, как правило, выбираются проекты стоимостью минимум в 4 млн.долл. США. В 90-е годы МФК (170 стран-членов в 1996 фин. г.) значительно увеличила объем своих финансовых операций. Ею проводятся широкие исследования инвестиционных возможностей во многих развивающихся странах; она передает информацию частным экспортерам капитала, разрабатывает инвестиционные проекты, выступает посредником в переговорах экспортеров частного капитала и правительств развивающихся стран. Вместе с МБРР и МВФ участвует в выработке инвестиционных кодексов, добивается расширения льгот для иностранных инвесторов. Согласно годовому отчету МФК за 1995 год, общая стоимость финансирования проектов в различных секторах экономики составила 5,467 млн.долл. США. В 1960 году был создан другой филиал МБРР - Международная ассоциация развития (МАР). Целью МАР является предоставление кредитов на более льготных, чем МБРР, условиях. Срок кредитов - 40 лет для наименее развитых стран (по соответствующему официальному списку ООН) и 35 лет для остальных, включая десятилетний период (т.н., льготный период), в течение которого страны-дебиторы не производят никаких платежей. Помощь МАР, как правило, предоставляются странам, где ВНП на душу населения не превышает 400 долл. Подписной капитал ассоциации образуется из взносов стран, т.н. первой группы (20 развитых стран, а также Кувейт и ОАЭ), в конвертируемой валюте, а также из взносов стран, т.н. второй группы (экономически менее развитых), - 10% в конвертируемой валюте и на 90% в национальной валюте. Остальная часть средств состоит из дополнительных взносов государств-членов в их национальной валюте, субсидий МБРР, кредитов и помощи, выделяемых Швейцарией. Для получения кредитов от МАР страна должна отвечать четырем критериям: она должна быть очень бедной (“потолок бедности” составил в 1992 году 675 долл. США ВНП на душу населения), она должна обладать достаточной экономической, финансовой и политической стабильностью, чтобы оправдать предоставление долгосрочного кредита на цели развития; должна испытывать большие трудности с платежным балансом и иметь мало перспектив получить достаточное количество валюты, чтобы было оправдано предоставление ей всех необходимых средств на льготных условиях; она должна действительно стремиться к развитию, как это отражено в ее политике. Традиционно считается корректным под Мировым банком понимать МБРР и МАР вместе взятые. В 1966 году начал деятельность Международный центр урегулирования инвестиционных споров для стимулирования частных инвестиций путем улаживания конфликтов между иностранными инвесторами и местными предпринимателями. Наконец, в 1988 году было создано Многостороннее агентство инвестиционных гарантий. Оно должно помочь развивающимся странам привлекать прямые иностранные инвестиции, обеспечивая инвесторам страховку от коммерческих рисков, особенно в случаях войны или репатриации. По сути своей деятельности МАГИ стоит дальше от МБРР, чем МАР и МФК, даже членство в МБРР не является обязательным условием для вступления в МАГИ. Предоставление гарантий при принятии иностранных инвестиций - это традиционно составная часть национальной политики, осуществляемой национальными финансовыми институтами. МАГИ впервые взяло на себя эту функцию. В дальнейшем ЕБРР, используя опыт МАГИ, взял на себя функцию предоставления гарантий при иностранном инвестировании наравне с предоставлением кредитов и участием в акционерных капиталах. Наряду с ведущими международными финансовыми организациями в 70-е и 80-е годы происходил рост числа банков развития, и они превратились в важный источник финансирования для развивающихся стран, особенно для тех из них, которые относятся к наивысшим категориям риска. Это в первую очередь Европейский инвестиционный банк, Межамериканский банк развития, Центральноамериканский банк для экономической интеграции, Африканский банк развития, Азиатский банк развития и др. В качестве примера регионального банка развития можно привести Межамериканский банк развития (МаБР). Необходимо отметить, что он явился региональным банком, по образу и подобию которого позднее были созданы Азиатский банк развития и Африканский банк развития. Создание и начало деятельности МаБР пришлось на конец 50-х - начало 60-х годов, т.е. на период, который в Латинской Америке ознаменовался экономическим и политическим кризисами. Начав официально свою деятельность 30 декабря 1959 г., обладая первоначальным капиталом в 10 млрд.долл., МаБР с первого дня своего существования стал играть заметную роль в политике и экономике как всего региона, так и отдельных стран-членов. Он был создан как естественное дополнение давно сложившейся американской системы, возглавляемой Организацией американских государств (ОАГ). Относительно МаБР существовали и существуют полярные точки зрения. Его называют банком латиноамериканской интеграции, филиалом МБРР, коммерческим банком США. На наш взгляд, необходимо подчеркнуть некоторые объективные особенности МаБР как регионального банка развития. Региональные банки развития имеют особенные функции, особые цели и задачи. Они призваны развивать экономическое сотрудничество и торговлю в региональном масштабе, координировать внешнеэкономические связи региона. МаБР был создан для обеспечения стран Западного полушария (в основном США и стран Латинской Америки) теми же видами услуг, какие предоставляет Мировой банк. Вместе с тем масштабы проектов МаБР шире и специально приспособлены для 44 стран-участниц. Финансовая и организационная структура строилась по образу МБРР. Общим для этих финансовых учреждений является разделение уставного капитала на две категории: действительной - оплаченной и номинальной - подписки. МаБР структурно похож на МБРР также тем, что в нем имеются несмешиваемые фонды, предназначенные для финансирования на различных условиях различных проектов. Займы МаБР выделяются из обычных ресурсов капитала частным и государственным организациям этих стран, как правило, на условиях льготных процентных ставок, для уплаты в тех валютах, в которых выражены предоставленные займы. Источники приобретения товаров и услуг по этим займам ограничены странами, делающими взносы в МаБР. Межамериканский банк развития играет особую роль, т.к. является единственным региональным учреждением, располагающим крупными финансовыми средствами и опытом многосторонней работы, которыми можно подкрепить и интеграционные планы, и проекты, и программы развития. Наиболее крупными заемщиками банка являются Бразилия, Мексика и Аргентина. Группа МБРР - самый крупный источник многосторонней помощи с момента его образования до настоящего времени. Объемы ежегодных кредитных операций МБРР, МФИ, МАГИ, МАР приближаются к общей сумме официальной помощи развитию по линии всех развитых индустриальных стран, вместе взятых. За прошедшие почти 50 лет Мировой банк выдал более чем 140 странам кредитов на общую сумму 300 млрд. долл. США . В целом можно выделить несколько этапов развития, которые прошла система международных финансовых организаций. Их выделение обусловлено изменением в соотношении сил на мировой арене, в соотношении сил между развитыми индустриальными странами. Одновременно происходила своеобразная эволюция форм и методов регулирования мирохозяйственных связей. Эволюция всей системы международных экономических организаций характеризуется развитием двух процессов. Во-первых, налицо продиктованное объективной необходимостью стремление к расширению и модификации сфер, органов, форм и методов координации экономической политики. Во-вторых, все поиски путей совершенствования механизма для выработки единой экономической стратегии отражают противоречия, существующие на международной арене и в политическом и в экономическом аспекте. В этом процессе выделяются несколько четко отличающихся друг от друга этапов. Первый этап становления системы МФИ, длившийся с конца Второй мировой войны до конца 50-х годов, характеризовался экономическим и политическим превосходством США, сложной экономической ситуацией в европейских странах. В этот период, как уже отмечалось выше, были созданы МВФ и МБРР, призванные реанимировать экономку входящих в них стран. Система экономических организаций обладала рядом черт: включала только индустриально развитые страны; регулирование сводилось в основном к либерализации торговли путем снижения внешних барьеров; экономическая направленность деятельности всех организаций. Второй этап начался в 60-х годах и отличался развитием форм многостороннего регулирования, а также отражал существующие перемены в расстановке сил как внутри развитых индустриальных стран, так и между капиталистическими, социалистическими и появившимися на мировой арене развивающимися государствами. Прежде всего уже существующие организации утратили однородность состава. В общей сложности ведущие индустриальные страны стали занимать около 1/4 численности состава международных финансовых организаций. Этот этап также имеет ряд особенностей и характерных черт. Прежде всего проявилась неспособность развитых стран оказывать однозначное влияние на мировое развитие в нужном им направлении. В сфере международных организаций это проявилось в допуске в ранее созданные организации освободившихся стран Азии, Африки и Латинский Америки. Однако, руководствуясь государственными и межгосударственными методами регулирования экономического развития, имея целую систему межгосударственного регулирования, западная экономика в конце 60-х годов подверглась жестким инфляционным процессам, изменению условий воспроизводства,. Противоречия, порожденные интернационализацией мирового хозяйства, вызвали в начале 70-х гг. кризис сложившейся системы государственного и межгосударственного регулирования. Если в 50-60-х годах проблемы регулирования международных экономических отношений связывали в основном с государственным вмешательством, то с середины 70-х гг. вновь стали возникать определенные надежды на рыночные регуляторы. Третий этап, с начала 70-х годов, характеризовался, с одной стороны, формированием в мировой экономике трех центров силы, с другой - обострением противоречий между ними. В конце 70-х - 80-х гг. в мировой экономической системе активизируются настроения в пользу ограничения сферы централизованного, совместного экономического регулирования, осуществляемого посредством международных экономических организаций. Это выразилось в некотором снижении степени жесткого международного регулирования по отношению к отдельным странам. Например, в области регулирования валютных курсов это проявилось в новой редакции Устава МВФ, официально вступившего в силу с 1978 г., в соответствии с которой, страна-член Фонда самостоятельно стала принимать решения о валютных интервенциях и оценивать влияние этих действий на интересы других государств. Кроме того, были введены "плавающие" валютные курсы под воздействием рыночного спроса и предложения. Среди развивающихся стран начали выделяться нефтедобывающие страны, а также новые индустриальные страны. Все это обусловило появление в 1975 г. своеобразной экономической организации 3 встреч лидеров 7 развитых стран, что в некоторой степени, начиная с середины 80-х годов, позволило координировать их экономическую политику. Таким образом, на третьем этапе развития системы МФИ в корне изменилось соотношение сил в мире, а также доминирующих экономических теорий. В условиях разрядки напряженности стало развиваться торгово-экономическое сотрудничество Восток-Запад. Возросло воздействие научно-технического прогресса на все сферы экономической и социальной жизни. Однако принятый на вооружение правительствами западных стран подход на ограничение роли государства на национальном и межнациональном уровнях был осложнен рядом проблем: ростом бюджетного дефицита большинства государств, проблемами государственной задолженности стран «третьего мира». Современный, четвертый, этап начался одновременно с процессом демократизации в странах Центральной и Восточной Европы, прежде всего, в бывшем Советском Союзе. Он характеризуется развалом блока социалистических стран, проводившего свою политику в международных организациях; появлением в международных финансовых организациях новых членов - независимых государств, образовавшихся после распада СССР. Важной особенностью нового этапа является появление в этот период Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) - нового МФИ, открыто связывающего предоставление своего финансового содействия с результатами политических и экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы. В связи с тем, что деятельность МБРР тесно связана с МВФ, оба эти института являются ведущими среди МФИ, предоставляется целесообразным рассмотреть их функционирование совместно. 1.2 Международный Валютный Фонд, группа Всемирного банка Среди международных финансовых организаций центральное положение занимает Международный валютный фонд (МВФ). МВФ (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). На ней делегаты от 44 государств договорились об основах сотрудничества, призванного не допустить повторения экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. В тот период в целях сохранения золотовалютных резервов некоторые страны ограничили для резидентов возможность покупать товары за рубежом, другие девальвировали свою валюту, третьи установили сложные ограничения на право граждан владеть иностранной валютой. Однако принятые решения оказались непродуктивными, и ни одна страна не смогла за их счет надолго вырваться из ловушки кризиса. Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое исполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г.; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г. В работе Бреттон-вудской конференции принимал участие также и СССР. Однако впоследствии в связи с "холодной войной" между Востоком и Западом он не ратифицировал Соглашение об образовании МВФ. По той же причине на протяжении 50-60-х гг. из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате глубоких социально-экономических и политических реформ в начале 90-х гг. бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в МВФ (за исключением Корейской Народно-Демократической Республики и Кубы). В связи с эволюцией мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался: 1) в 1969 г. с введением системы СДР; 2) в 1976 г. с созданием Ямайской валютной системы; 3) в ноябре 1992 г. с включением санкции - приостановки права участвовать в голосовании - по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду. Цели деятельности МВФ, согласно его уставу: способствовать развитию международного сотрудничества в валютно - финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно - финансовыми проблемами. способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств - членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики. содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств - членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами - членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли. за счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам - членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне. в соответствии с вышеизложенным сокращением продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств - членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений. Для реализации вышеперечисленных целей МВФ осуществляет следующие направления деятельности: проводит наблюдение за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах - членах и на глобальном уровне, а также дает государствам - членам конкретные рекомендации по вопросам экономической политики, опираясь на свой более чем пятидесятилетний опыт. предоставляет кредиты государствам - членам, испытывающим проблемы платежного баланса, - не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение экономических проблем. оказывает техническую помощь правительствам и центральным банкам государств - членов и проводит подготовку кадров в сферах своей компетенции. выступает форумом международного обсуждения экономических проблем. Целями МВФ (согласно ст. I Соглашения МВФ) являются: поощрение сотрудничества в области валютной политики; содействие сбалансированному росту мировой торговли; поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции; участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты; предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов. Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, как они были сформулированы в 1944 г. С тех пор в мире произошел значительны рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так и между ними), в большинстве государств уровень благосостояния резко возрос по сравнению с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл подъемов и спадов. Центральной проблемой, стоящей перед МВФ, была и остаётся проблема обеспечения международной ликвидности, т.е. способности стран беспрепятственно производить платежи по внешнеторговым и другим международным операциям и свободно переводить образующееся активное сальдо платёжного баланса в валюты, используемые в качестве средств международных расчётов. Фонд располагает значительными общими ресурсами для финансирования временных неравновесий платежных балансов своих членов. Для их использования государство-член должно представить Фонду веские обоснования возникшей потребности, которая может быть связана с платежным балансом, резервной позицией или изменениями в резервах. МВФ предоставляет свои ресурсы на основе равенства и отсутствия дискриминации, принимая во внимание социальные и внутриполитические цели государств-членов. Политика Фонда дает им возможность использовать финансирование МВФ уже на ранней стадии возникновения проблем в области платежного баланса. При этом помощь Фонда способствует преодолению несбалансированности платежей без применения торговых и платежных ограничений. Фонд играет роль своеобразного катализатора, поскольку изменения в направлениях политики, проводимой государствами при осуществлении поддерживаемых ресурсами МВФ программ, способствуют привлечению дополнительной финансовой помощи из других источников. Наконец, Фонд выступает в качестве финансового посредника, обеспечивающего перераспределение средств из тех стран, где имеется их избыток, в страны, где существует их дефицит. В качестве международных ликвидных средств МВФ использует золото и доллар как ключевую валюту. В целях повышения уровня международной ликвидности и с 1 января 1970 введена система "специальных прав заимствования" (система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных денежных единицах - SDR, приравненных по золотому содержанию к доллару США). Кредиты в SDR предоставляются странам - членам МВФ при дефиците платёжного баланса и недостатке золотовалютных резервов. Новые кредитные средства выдаются странам пропорционально их квоте в капитале фонда. Одной из важных функций Фонда является также предоставление дополнительных ликвидных средств своим членам за счет распределения специальных прав заимствования (SDR). SDR (или СПЗ) - международная счетная валютная единица, используемая как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса, как международное платежное и резервное средство. Стоимость SDR определяется на основе средней стоимости 4 основных валют мира (до 1 января 1981 г. - 16 валют). Определение удельного веса каждой валюты производится с учетом доли страны в международной торговле, но для доллара США принимается во внимание его удельный вес в международных расчетах. SDR проводятся среди государств - членов МВФ, которые являются участниками Департамента специальных прав заимствования пропорционально их существующим квотам в фонде, которые основаны на их относительной доле в мировой экономике. Страны "большой двадцатки" (G20) по итогам саммита, который проходил в Лондоне 2 апреля 2009 г. согласовали антикризисный пакет стимулирования мировой экономики объемом 1 трлн. долл. 250 млрд. долл. из этой суммы было решено выделить через SDR. МВФ пошел на весьма необычный шаг, выпустив по просьбе "большой двадцатки" SDR на 250 миллиардов долларов, чтобы ослабить нагрузку мирового экономического кризиса. 161,2 млрд. SDR, что эквивалентно 250 млрд. долл., распределены среди 186 государств - членов МВФ. Так, если Доминиканская республика получила около 11 млн. долл., то Китаю было выделено порядка 10,5 млрд. долл. В результате операции сумма распределения SDR каждой страны увеличивается приблизительно на 74% ее квоты, а общая сумма распределения SDR стран-членов МВФ возрастет от 33 млрд. долл. (21,4 млрд. SDR) до суммы эквивалентной 283 млрд. долл.считаются частью резервных активов стран. Например, их можно продать другим странам за конвертируемую валюту для покрытия своих нужд. Получается, что развивающиеся государства получат дополнительные 110 млрд. долл. Особенно нужны эти деньги небольшим развивающимся экономикам, поскольку крупные государства (например, Китай) обычно обладают огромными золотовалютными резервами, которые помогают им успешно справляться с кризисом. Антикризисные программы МВФ пойдут на пользу лишь небольшим государствам с маленькими золотовалютными запасами. Деньги фонда помогут им справиться с кризисом и избежать дефолта. При этом частично средства МВФ могут пойти на поддержку их национальных валют. Капитал МВФ образуется за счет взносов государств - членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. SDR (1 USD = SDR 0.660962 на сентябрь 2010 г.). Ныне (2010 г.) в МВФ 187 стран, а по состоянию на конец августа 2009 г., общая квота составляла 217,4 млрд. SDR (около $ 325 млрд). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США - 1/5), 1/3 - развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. США, являясь страной с самыми высокими экономическими показателями, сделали наибольший взнос в МВФ, составляющий около 17% от общей суммы квот (около 35 млрд. долларов США); государство Палау, вступившее в МВФ в декабре 1997 г., имеет наименьшую квоту и внесло около 3,8 млн. долларов США. Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. SDR ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% - развивающимся. Сейчас большинство голосов в МВФ принадлежит США (17%), а совокупное участие стран Европы составляет около трети, причем такие сравнительно небольшие страны, как Ирландия и Голландия, имеют столько же и даже больше голосов, чем Китай (3,7% голосов) и Индия (1,9%). Кыргызская Республика (Кыргызстан) стала членом Международного валютного фонда 8 мая 1992 года с первоначальной квотой 43 млн. СДР (около 59 млн. долларов США). В 1995 году квота Кыргызстана увеличилась до 64,5 млн. СДР (около 96 млн. долларов США) и в 1999 году - до 88,8 млн. СДР (около 122,5 млн. долларов США). Весной 2009 г. Международный валютный фонд смягчил принципы выдачи займов странам, пострадавшим от глобального финансового кризиса и открыл новую кредитную программу для развивающихся стран с прочной экономикой. Представители МВФ объявили, что государства, отвечающие ряду условий и рассчитывающие на помощь в нынешних экономических условиях, могут быстро получить кредит, либо зарезервировать средства на случай будущих трудностей. Новая схема заменит предыдущую "кризисную" кредитную линию, которую МВФ открыл в октябре прошлого года и которой так и не воспользовалась ни одна страна. Правительства сочли, что размер выделяемых средств был слишком мал, а графики выплат - слишком сжаты. Отныне государства смогут занимать у МВФ большие объемы средств, а условия их выделения будут менее жесткими. В частности, фонд будет не настаивать на решении всего комплекса экономических проблем той или иной страны, а лишь потребует заняться самыми неотлагательными вопросами. Получатели кредитов смогут выплачивать их в течение 3-5 лет. "Нынешние реформы значительно меняют принципы, по которым МВФ может помогать входящим в него странам. Это особенно важно во время мирового финансового кризиса, - сказал глава фонда Доминик Cтросс-Кан. - Увеличение гибкости кредитования и модернизация условий предоставления кредитов поможет нам эффективнее отвечать на различные запросы наших членов. Это, в свою очередь, поможет им пережить кризис и вернуться к устойчивому развитию". МВФ сообщил, что новые принципы кредитования будут относиться к странам, уже получившим средства фонд, а также к тем, кто ведет переговоры о предоставлении новых средств. На получение кредитов МВФ пока смогут претендовать лишь немногие бедные страны: критериям фонда в основном соответствуют страны с высоким или средним уровнем дохода. В августе 2010 г. США предприняли беспрецедентный шаг в попытке заставить Европу уступить места в Совете управляющих Международного валютного фонда (МВФ) представителям развивающихся стран. Расстроившись после отказа Европы поделиться властью в МВФ, США в начале августа отказались поддержать резолюцию, которая бы продлила господство Евросоюза в руководстве фонда, включающем 24 управляющих. Всемирный банк представляет собой сложное международное образование, связанное с ООН. Группа учреждений Всемирного банка, основанная в 1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, предоставляющих помощь на цели развития. Главная цель Всемирного (мирового) банка - создание благоприятных условий для производственных капиталовложений, стимулирование потока международных долгосрочных инвестиций. Совладельцами Всемирного банка являются 186 стран-членов, интересы которых представляют Совет управляющих и Совет директоров, находящийся в Вашингтоне. Страны-члены являются акционерами Всемирного банка, обладающими правом принимать окончательное решение. В систему Всемирного банка входят четыре автономных учреждения, подчиненные президенту Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная ассоциация развития (МАР); многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Общая цель этих учреждений - содействие экономическому и социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой общей цели каждое учреждение осуществляет свои функции. ВБ первоначально был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, экономика которых была подорвана второй мировой войной. С середины 50-х гг., когда положение в западно-европейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, Всемирный банк меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений. Согласно уставу Всемирного банка его членами могут стать только члены МВФ. Сферами деятельности Банка являются: предоставление займов, грантов и технической помощи в первую очередь в инфраструктурных отраслях экономики; оказание консультационно-аналитических и трейнинг-услуг; стимулирование притока инвестиций в страну из других международных финансовых источников. Скачать архив (2.98 Mb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |