Главная » Экономика |
План Введение Глава 1. Теоретические основы организации международного бизнеса .1 Понятие и сущность международного бизнеса .2 Основные формы организации международного бизнеса .3 Регулирование международного бизнеса Глава 2. Анализ развития международного бизнеса в КР .1 Анализ динамики развития международной торговли .2 Анализ снижения рисков в международном бизнесе .3 Анализ безопасности в международном бизнесе Глава 3. Проблемы и пути совершенствования бизнеса в Кыргызской Республике .1 Проблемы развития бизнеса в Кыргызской Республике .2 Пути улучшения бизнеса в Кыргызской Республике Заключение Список литературы Введение Актуальность исследования: Бизнес - это в большей степени образ, характер, способ, чем отрасль и сфера экономической деятельности. Из такого утверждения вовсе не вытекает, что предпринимательство не следует разделять на виды по признаку принадлежности к определенным сферам и отраслям экономики. Предпринимательство в разных областях обладает существенными различиями по форме и особенно по содержанию операций и способам их осуществления. На характер бизнеса накладывает значительный отпечаток вид товаров и услуг, которые предприниматель производит, добывает, творит, и, в еще большей степени - способ получения им этих товаров и услуг. Одно дело, когда предприниматель сам производит товары и услуги, приобретая только факторы производства, и другое дело, - когда он приобретает товар в готовом виде, перепродавал его потребителю. Наконец, третье дело, если предприниматель не производит товары и не торгует ими, а соединяет производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Отдельные виды бизнеса различаются также формами собственности на используемые факторы предпринимательства. Важность избранной темы заключается в том, что характер и масштабы международного бизнеса во многом определяются преобладающим на определенном этапе технологическим типом производства. В настоящий момент осуществляется становление и развитие информационной экономики. В наиболее развитых странах доминируют такие технологические уклады, которые базируются на широком использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций. В условиях конкурентной рыночной среды предприниматели должны брать на себя всю ответственность и самостоятельно работать в режиме рентабельности, если она не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. В международном бизнесе возникают новые явления, имеющие сугубо информационный характер. Современная информационная сфера по своей природе носит международный характер, стирая привычные грани между понятиями "национального" и "интернационального". Это касается не только чисто информационных систем, но и финансов, а также коммерции, осуществляемой на основе информационных сетей. Информация стала международным фактором производства наряду с капиталом, рабочей силой и материальными ресурсами. Современные достижения в развитии информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронный среды для экономической деятельности. Цель курсовой работы: рассмотреть организацию международного бизнеса, а также изучить риски и безопасность в международном бизнесе. В соответствии целью в исследовании ставятся следующие задачи: Ø Изучить теоретические основы организации международного бизнеса; Ø Показать риски и безопасность международного бизнеса; Ø Проанализировать перспективы совершенствования обеспечения безопасности бизнеса в Кыргызской Республике. Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Теоретические основы организации международного бизнеса Международный бизнес - это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах. Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Основные черты международного бизнеса: . Извлечение прибыли как целевую детерминанту ведения международного бизнеса отличает от аналогичной характеристики странового бизнеса стремление использовать для экономически эффективного ведения деловых операций преимущества выхода за пределы чисто национальных границ. . Стремясь реализовать эти преимущества (а для начала найти их), предприниматели стремятся использовать дополнительные экономические возможности, вытекающие из: · ресурсных особенностей зарубежных рынков (имеются в виду ресурсы любых видов); · емкости зарубежных рынков; · правовых особенностей зарубежных стран; · специфики межстрановых (межгосударственных) политических и экономических взаимоотношений, регулируемых соответствующими формами межгосударственного взаимодействия. . Международный бизнес существенно варьируется в зависимости от двух главных параметров его развития и в первую очередь от глубины вовлечения (уровня интернационализации). . Чем более интернационализируется любой страновый бизнес, тем в большей мере ему доступен глобальный бизнес-сервис, то есть абсолютно не зависящий от национальной принадлежности и ориентированный только на экономическую эффективность пакет разнообразных услуг: от научных до финансовых и от транспортных до подбора интернациональных коллективов, который позволяет сегодня максимально реализовать возможности международности в бизнесе. . Есть ряд непременных условий, которые ставит международный бизнес перед любой фирмой, стремящейся серьезно войти в него, и важнейшее из них учет в бизнесе культурного фактора, то есть всей совокупности требований и ограничений, накладываемых культурой данной страны на тех, кто ведет в ней (или с ней) бизнес. . Глобальный характер международного бизнеса есть его важнейшая определяющая черта сегодня: он, по существу, охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т. д. (и сам охватывается ими). . Международный бизнес как система обновляющихся и сложно взаимодействующих профессиональных знаний принципиально более высокого уровня, нежели имеющаяся в любом страновом бизнесе еще одна и, по-видимому, наиболее важная современная характеристика этой категории. . Мультиповерхность соприкосновения с рынком и экстрагирование лучших национальных образцов позволяет международному бизнесу постоянно впитывать все лучшее в мировой практике. . Информация главный стратегический ресурс, а адаптивность главное стратегическое оружие. . Принципиальным отличием международного бизнеса является возможность так называемой обратной оценки страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной ее отрасли) могут быть совершенно иначе расценены международной фирмой, поскольку именно эти тенденции и могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса. . В отличие от внутристрановой конкуренции международный бизнес может ощущать поддержку своего государства в борьбе с конкурентами во многих неявных формах. Международный бизнес - это экономическая (предпринимательская) деятельность международной компании, основанная на преимуществах международного разделения труда и процессах интернационализации производства и капитала с целью максимизации прибыли. Принципиально важным в концепции международного бизнеса как вида деятельности является широта понятия. Бизнес - это качественно иной вид деятельности по сравнению с его составляющими. Вследствие комплексности бизнес - деятельности, а также ответственности предпринимателей за результат бизнеса в целом, проблемы организации бизнеса заключаются не столько в проработке отдельных аспектов, сколько в тщательной увязке всего комплекса: производства, снабжения, маркетинга, менеджмента, информационного обеспечения, технической политике и финансирования. При этом для большинства международных компаний в связи с основным «дефицитом» в условиях мирового рынка - ограниченностью финансовых средств - вопросы мобилизации и использования финансовых средств представляют первостепенное значение. Стратегическая цель международного бизнеса - максимизация выгоды (дохода, прибыли) в процессе осуществления различных международных сделок. Тактическая цель - реализация этой стратегической установки в отношениях с каждым конкретным контрагентом по каждому поводу с использованием конкретных условий осуществления, сроков и предмета сделки. Международный бизнес представляет собой систему, охватывающую совокупность контрагентов международных экономических отношений и интегрирующую их деятельность в одно целое. Субъектом международного бизнеса выступают все элементы производственных отношений, в первую очередь непосредственные производители и их промышленные и коммерческие группировки. Основными аспектами мотивации, побуждающими международную компанию осуществлять международный бизнес, являются: • расширение сбыта (прибыль на единицу продукции может возрастать по мере увеличения продаж, проводимых за рубежом); • приобретение ресурсов (использование компаниями-производителями необходимых видов изделий и услуг, полуфабрикатов, комплектующих изделий и конечной продукции в других странах); • диверсификация источников снабжения и сбыта (устранение колебаний в уровне своих продаж и прибылей за счет подходящих зарубежных рынков, а также за счет несовпадения экономических циклов в разных странах мира). 1.2 Основные формы организации международного бизнеса Одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития, является ее глобализация. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.). Одновременно мощный импульс развития получает интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание либо рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание деловых структур различной степени интегрированности - одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия. Сотрудничая между собой, фирмы все чаще образуют стратегические альянсы. С середины 1980-х г. их число в мире ежегодно возрастало более чем на 25%, 6% всех доходов, получаемых 1000 крупнейших корпораций США, приходится на альянсы, что в четыре раза превысило показатель 1987. В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие, формы международной кооперации, к числу которых относятся: лицензионный договор - использование авторского права, товарного знака, патента; сопроизводство - изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров; контракт-менеджмент - передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента; франчайзинг - выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки; стратегический альянс - формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения "эффекта масштаба", либо с другими целями; совместное предприятие - одна из распространенных форм стратегического альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями; многонациональная компания - наиболее "жесткая" форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля. Организация, формы и структурные особенности различных МНК могут быть достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса, в частности МСА: . корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия; . ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач; . наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний; . бессрочный характер существования МНК. Наряду с термином "многонациональный" для определения бизнеса, ведущего международные операции по всему миру, часто используют понятия "мировой" или "глобальный". При этом предполагается, что менеджмент глобальной компании: . применяет глобальный, интегрированный подход к бизнесу с целью поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы); . стремится закрепить присутствие компании на ключевых страновых (региональных) рынках; . ориентирован на поиск общих черт, присущих различным географическим рынкам. 1.3 Регулирование международного бизнеса Развитие международного бизнеса обусловливает необходимость существования эффективного механизма регулирования его на государственном, международном и наднациональном уровнях. Целью такого регулирования являются: обеспечение сбалансированности сфер и отраслей страны в условиях максимальной свободы международного движения товаров и факторов их производства; стимулирование развития внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности; создание предпосылок для широкой интеграции национальной экономики в мировое хозяйство; защита национальных экономических интересов в целом и отдельных субъектов международного бизнеса в частности; создание равных возможностей всем субъектам международного бизнеса. Международно-правовые принципы согласованного регулирования международной торговли. Отношения, возникающие в области внешней торговли и в других видах внешнеэкономических связей, составляют весьма обширную и важную сферу международного сотрудничества, урегулированного нормами международного права. Фундамент международного правопорядка образуют основные принципы международного права. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН и носят характер jus cogens, т.е. являются обязательствами высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой. Принцип наибольшего благоприятствования. Под режимом наиболее благоприятствуемой нации понимается не менее благоприятный режим, предоставляемый государствами друг другу в международном договорном порядке в области торговли, мореплавания, правового положения граждан, таможенных пошлин и т.д., чем тот, который предоставлен или будет предоставлен каждой из договаривающихся сторон любой третьей. В современной торгово-экономической практике государств встречаются различные формулировки соответствующего договорного положения о взаимном предоставлении РНБ. Но чаще всего встречаются т.н. "позитивная" или "негативная" формулировки. В первом случае речь идет о праве воспользоваться режимом наибольшего благоприятствования, во втором - о праве на не менее благоприятный, по сравнению с любой третьей страной, режим. Принцип национального режима подразумевает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам режима, аналогичного тому, которым пользуются, соответственно, отечественные юридические и физические лица, товары, услуги и т.п. Принцип национального режима наряду с принципом наибольшего благоприятствования в современном международном экономическом праве является существенным инструментом обеспечения равноправного торгово-политического режима. Принцип гласности внешнеторгового законодательства позволяет планировать внешнеторговые операции с учетом всевозможных препятствий, которые могут появиться в будущем в связи с изменением внешнеторгового законодательства. Понятие внешнеторгового законодательства включает в себя: законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего характера относительно классификации или оценки товаров для таможенных целей, или ставок пошлин, налогов или других сборов, или требований, ограничений, или запрещений импорта или экспорта, перевода платежей за них, или влияющие на их продажу распределение, транспортировку, страхование, хранение на складах, осмотр, выставление на обозрение, обработку, смешивание или другое использование; межгосударственные и межправительственные соглашения. Принцип преференциального режима. Суть Общей системы преференций состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде пониженных ставок импортных пошлин. Практически все развитые страны в той или иной форме реализуют преференциальные условия в отношении импорта из развивающихся и менее развитых стран. В настоящее время действуют системы преференций в ЕС, Норвегии, Японии, США, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Польше, Болгарии, Венгрии и т.д. Двусторонние соглашения международной торговли Принципы международного и международного экономического права формируют общие направления и рамки взаимодействия государств в торгово-экономической сфере. Фиксация особенностей сотрудничества конкретных государств, применение конвенционных принципов международного экономического права, закрепление международно-правовых обязательств в области торгово-политического регулирования обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних соглашений. Что касается двустороннего регулирования торговой политики то, как таковые, договоры, посвященные исключительно вопросам формирования торгового режима, практически не существуют. Наиболее распространены договоры общего, рамочного политического характера, в частности, договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Международному праву в области двустороннего регулирования торгового порядка известны также некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании и сходные с ними другие договоры). Многосторонние соглашения международной торговли В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торговую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что подавляющее большинство стран мира (132) входит в универсальную многостороннюю систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО, 30 стран подали официальные заявки на вступление в нее, а ряд стран, не являющихся членами ГАТТ/ВТО применяют их в рамках уже упомянутых соглашений о партнерстве и сотрудничестве, торговые разделы которых целиком построены на нормах ГАТТ. Международные Товарные Соглашения и Общий фонд для сырьевых товаров (103 государства-члена) и др. Глава 2. Анализ развития международного бизнеса в КР Согласно международно принятым определениям, в частности в ООН, ВТО, ОЭСР, международная торговля - это трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. При этом стоимость экспорта товаров дается в ценах F.O.B., а импорта - C.J.F. На этой терминологической базе построена и международная статистика, данные которой, в зависимости от источника, могут немного отличаться друг от друга. Основу международной торговли составляет международное разделение труда, которое проявляется в специализации отдельных стран, национальных отраслей экономики и предприятий в производстве товаров и услуг для внешнего рынка. Существует ряд показателей, характеризующих участие страны в международном разделении труда, важнейшим из которых является «экспортная квота», т.е. отношение стоимости экспорта страны к стоимости ВВП этой страны. Международная торговля товарами и услугами является одним из важнейших и наиболее динамичных факторов глобализации мирового хозяйства и участия в нем национальных экономик. Странам выгодно экспортировать. Так, в 1950-2012гг. производство ВВП в мире возросло в 5 раз (в постоянных ценах), а товарный экспорт - в 11 раз. При расширении обрабатывающей за этот период в 8 раз ее экспорт увеличили в 20 раз. За последнее десятилетие истекшего века при росте ВВП на мировой экспорт товаров возрос более чем в 2 раза. В результате внешнеторговая квота, т.е. зависимость экономики всех стран от внешней торговли, рассчитанная как отношение стоимости внешнеторгового оборота к стоимости ВВП в мире, за 2000-2012гг. увеличилась с 32 до 40% (табл. 2.1) Таблица 2.1 Мировой экспорт товаров и услуг Показатель Стоимость, млрд. дол. Среднегодовые темпы роста, % 2010 г. 2011 г. 2012 г. 1990-2003 гг. 2010 г. 2011 г. Товары 7 274 8 907 9 600 6 16 21 Услуги (коммерческие) 1 763 2 125 2 500 7 12 18 По физическому объему мировая торговля в 2012 г. увеличилась на 6,5%, и, согласно прогнозам ВТО, в 2006 г. этот рост составит порядка 7%. Сегодня главное и неуклонно растущее место в международной торговле занимают наукоемкие высокотехнологичные товары. Расширение международной торговли этими товарами стимулирует обмен услугами, на ускоренный рост которого влияют также социально-экономические изменения в странах («постиндустриальное развитие») и научно-технический прогресс в мире. В 2012 г. мировой экспорт услуг составил порядка 2,5 трлн. дол. (против 155 млрд. дол. в 1975 г.), или более 20% мировой совокупной торговли товарами и услугами. Таблица 2.2 Экспорт и импорт мировой торговли Зоны и страны Экспорт Импорт НАФТА 1 204 1 888 в том числе США 818 1 526 Канада 304 273 Мексика 189 197 Китай 593 561 Япония 566 455 Республика Корея 254 224 СНГ 262 150 в том числе Россия 182 76 Развитые страны 5 282 5 771 Развивающиеся страны 2 779 2 570 Товарная структура мировой торговли отражает сдвиги, происходящие в экономике стран-участниц и в процессе глобализации хозяйственной жизни. Ведущее место в мировом экспорте занимает продукция обрабатывающей промышленности, доля которой в 2003 г. достигла 75% (70% в 1990 г.). Из этого на долю машин, оборудования и средств транспорта приходится около 40% (36% десятилетие назад), среди которых наиболее динамичной статьей является офисное и телекоммуникационное оборудование - более 13% (9%), тогда как торговля продукцией автомобилестроения стабилизировалась на уровне 9%. Следующей по значению товарной позицией является продукция добывающей промышленности - 12% (14%), в которой главное место занимает топливо. Нижний этаж - рынок базовых товаров - образует продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности. Средний - полуфабрикаты и готовые изделия, т.е. продукция низких и средних технологий (черная металлургия, строительные материалы, текстиль и другая продукция легкой промышленности. Основные торговые державы - это, как и прежде, экономически высокоразвитые страны, в первую очередь США, Германия, Япония, Франция и Великобритания. Данные о географии международной торговли товарами представлены в табл. 2.3. Таблица 2.3 География международной торговли товарами в 2011 г. (млрд. дол.) Зоны и страны Экспорт Импорт ЕС (25 стран) 3 589 3 622 в том числе Германия 912 718 Франция 424 442 Великобритания 342 452 Италия 354 355 Голландия 318 284 Сохранение лидерства развитых стран в международной торговле обеспечивается прежде всего благодаря экспорту продукции высоких технологий и соответствующих услуг. На них приходится почти мирового экспорта этой продукции, который в стоимостном выражении составляет более 1 трлн. дол. Следует отметить различие в характере международной торговли ведущих стран. США имеют многолетний пассив торгового баланса, т.е. превышение импорта товаров над экспортом, достигающий 0,5 млрд. дол. и более. Многие развивающиеся страны продолжают по-прежнему серьезно зависеть от экспорта продукции добывающей промышленности (75% вывоза стран Ближнего Востока) и сельского хозяйства (страны Латинской Америки и Африки). Однако и среди развитых государств есть примеры высокой зависимости от сырьевого экспорта, что объясняется наличием у них естественных конкурентных преимуществ (60% экспорта Норвегии - нефть и газ, Австралия и Канада - руды и металлы, 60% экспорта Новой Зеландии и 67% Исландии - сельскохозяйственные товары). Самое скромное положение в системе международной торговли занимают наименее развитые страны, к которым принадлежит 50 беднейших государств мира, на долю которых приходится лишь 0,6% мирового экспорта. Разрыв в доходах этих стран по сравнению со странами золотого миллиарда составляет порядка 1: а продолжающаяся их маргинализация чревата опасностями для процесса мирохозяйственной глобализации. Крупнейшими товарными рынками (производство плюс обмен), определяющими характер мировой торговли, являются рынок машин и транспортного оборудования (с объемом экспортных поставок свыше 3 трлн. рынок минерального топлива, нефти, природного газа и углей (около 1 трлн. а также рынок черных и цветных металлов (около 450 млрд. Значительный рост стоимости поставок топлива за последние годы объясняется главным образом исключительно высокими ценами на нефть. Специфика современного мирового рынка машин и оборудования состоит в том, что он сегодня во многом определяет материальное содержание процесса глобализации, называемого в современной литературе глобальным производством (global production). Главными поставщиками автомобилей на мировом рынке выступают Германия (16% стоимости мирового экспорта в 2003 г.), Япония (15%), США Канада Франция (7%), а среди развивающихся стран - Мексика (3,7% - включая реэкспорт) и Южная Корея (около 4%). Главным импортером (почти 30%) являются США. Ежегодно в мире производится до 60 млн. автомобилей, 40% которых экспортируется. Помимо готовых автомобилей, значительная часть продукции этой отрасли экспортируется и импортируется в виде узлов и компонентов для последующей сборки. Крупнейшим экспортером природного газа является Россия - 200 млрд. м3 в 2012 г. Главными мировыми импортерами нефти и нефтепродуктов выступают США (26%), Западная Европа (24%), страны Юго-Восточной Азии Япония (более 12%). США, Германия и Япония - основные покупатели природного газа - соответственно 20, 15 и 14%. экспорт, как показывает мировой опыт, подвержен резким изменениям спроса и цен, трудно предсказуем и зависит от колебаний рыночной конъюнктуры. Главными поставщиками услуг остаются США и Великобритания (соответственно 16 и 7% мирового экспорта в 2010 г.), а также Франция, Германия (по 6%). Крупнейшими импортерами выступают США (13%), Германия (10%), Япония (6%). На долю России в 2010 г. пришлось около 0,9% экспорта и импорта услуг в мире. Данные о структуре мирового экспорта услуг приведены в табл. 2.4. Как следует из табл. 2.4, за последние 30 лет произошли коренные изменения в мировой торговле услугами. Доля транспортных услуг значительно сократилась в результате расширения сферы туристических и особенно прочих (деловых) услуг, отражающих более высокий уровень жизни и роста значения нематериальных видов деятельности. Таблица 2.4 Структура мирового экспорта услуг Вид услуг Год 1970 1980 1990 2003 2011 Все виды услуг, млрд. дол., 63 363 783 1 455 2 125 в том числе доля, %: транспортные услуги 41 37 28 23 23 туристические услуги 28 32 34 32 30 прочие виды услуг 31 31 38 45 47 Сравнительно новые, быстро развивающиеся виды деловых услуг связаны с обслуживанием бизнеса - предприятий, банков, страховых обществ, торговли, а также СМИ. К этим услугам относятся, в частности, профессиональные и управленческие (консультации, бухгалтерия, аудит); информационные и компьютерные, в том числе программное обеспечение, база данных; передача технологий и ноу-хау; кадровые услуги; операционные - управление предприятием, контроль качества, ликвидация отходов производства; банковские и страховые; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, торговое посредничество; услуги в области телекоммуникаций и аренды; ремонт и техобслуживание оборудования; проектирование и строительство объектов; услуги в освоении космоса в гражданских целях. Информация о способах предоставления услуг приведена в табл.. 2.5. Таблица 2.5 Способы предоставления услуг Трансграничные поставки 35% Потребление услуг за границей 10-15% Коммерческое присутствие 50% Личное присутствие 1-2% Активно растущим сектором деловых услуг в последнее десятилетие стала электронная торговля через Интернет. Объем мировой электронной торговли составил в середине 90-х годов млрд. в начале века - млрд. дол. и порядка трлн. дол. в 2010 г. Каждые месяцев в мире происходит удвоение коммерческих сделок через Интернет, а их потенциал оценивается в 30% ВВП развитых стран. Исключительно большие возможности для роста электронной коммерции представляют сектора торговли и финансов. Преимущества этого вида услуг состоят прежде всего в экономии издержек и времени совершения сделок. Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики (на основе данных таможенной статистики), включая объемы экспортно-импортных операций физических лиц за январь-май 2011г. составил 2150,7 млн.долл.США, и увеличился на 22,4% к соответствующему периоду 2012г. При этом экспорт возрос на 18,2% и составил 755,2 млн.долл.США, а импорт увеличился на 24,9%, составив 1395,5 млн.долл.США. Сальдо торгового баланса сложилось отрицательным и составило 640,3 млн.долл.США, при этом отрицательное сальдо увеличилось на 33,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012г. Объем экспорта без учета золота составил 322,8 млн.долл.США, что меньше на 4,4%. Экспорт в страны СНГ увеличился в 1,5 раза, в том числе в Россию возрос на 115,4%, Казахстан в 2 раза, Узбекистан в 1,5 раза. В страны дальнего зарубежья экспорт возрос на 8,4%, в т.ч. Швейцарию в 4,1 раза, в Турцию в 1,6 раз, КНР в 1,9 раз. Основную долю в экспорте по-прежнему занимают драгоценные металлы (золото), на сумму 432,4 млн.долл.США, что больше чем в аналогичном периоде 2012 г. на 43,6%. Вместе с тем, за отчетный период наблюдается снижение объемов традиционных статей экспорта: молокопродуктов почти на 13,8%, табака на 55%, ламп накаливания на 10%. Экспортные поставки возросли на 20,9 процента и составили 957,5 млн. долларов США за счет увеличения поставок в страны вне СНГ (на 32,9 процента). Дефицит торгового баланса сложился в размере 959,9 млн. долларов США (при 1061,2 млн. - в 2011г.), в том числе со странами СНГ - 729,3 млн., со странами вне СНГ -230,6 млн. долларов США. График 1. Товарная структура экспорта и импорта в 2011-2012 гг. Импортные поступления превысили уровень прошлого года на 3,5 процента, составив 1917,4 млн. долларов (1852,9 млн. долларов в январе-августе 2011г.). Без учета золота объем экспорта уменьшился на 2,2 процента и составил 543,1 млн. долларов США. Дефицит торгового баланса при этом сложился в размере 1374,3 млн. долларов США. График 2. Товарная структура импорта в 2011-2012 гг. (в процентах к: итогу) Товары вывозились в 68 стран, но основной объем экспорта направлялся в Объединенные Арабские Эмираты (25,7 процента в общем объеме экспорта), Швейцарию (19,2 процента), Россию (18,2 процента), Казахстан (10,8 процента), США (9,4 процента). При этом, экспортные поставки в Объединенные Арабские Эмираты возросли в 3,8 раза за счет поставок золота, США - в 4,7 раза (поставки неорганических химических веществ). Увеличились объемы поставок в Россию в 1,5 раза и Казахстан - на 32,6 процента. Существенно уменьшились объемы экспорта во Францию - в 6,3 раза и в Узбекистан - в 4,1 раза. В отчетном периоде значительно увеличился товарооборот Кыргызской Республики с Францией в 2,3 раза (на 87,3 млн.долл.США за счет экспорта спецпродукции), ОАЭ на 90,7% (на 47,0 млн.долл. за счет экспорта золота), Беларусью на 28,9% (на 11,2 млн.долл. за счет импорта тракторов), США на 10,8% (на 9,1 млн.долл. за счет экспорта спецпродукции). 2.2 Анализ снижения рисков в международном бизнесе Наиболее общими, широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются: · страхование; · резервирование средств; · диверсификация; · лимитирование. Страхование является одним из наиболее распространенных способов снижения рисков. В общем случае страхование - это соглашение, согласно которому страховщик (к примеру, какая-либо страховая кампания) за определенное обусловленное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить убытки или их часть (страховую сумму) страхователю (например, хозяину какого-либо объекта), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и (или) случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество. Сущность страхования состоит в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение кому-либо другому, т.е. в распределении ущерба между участниками страхования. Страхование бывает: личное, имущественное и страхование ответственности. В системе страхования экономических рисков преимущественное распространение получили имущественное страхование и страхование ответственности. Имущественное страхование - это отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных видах (строения, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы, продукция, поголовье сельскохозяйственные угодья и т.п.) и имущественные интересы. В последние годы все более широкое применение в предпринимательской деятельности находит страхование ответственности. Страхование ответственности - это отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими лицами за причиненный им ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Ответственность предпринимателя включает широкий спектр ситуаций - от его ответственности за непогашение кредитов до ответственности за экологическое загрязнение, причинение ущерба природе и жителям района от неправильной технологии своей деятельности. Наряду со страхованием риска используются такие его разновидности, как сострахование и перестрахование. Сострахование, такая форма страхования, при которой страхователь обращается к нескольким страховщикам, т.к. отдельные страховщики не располагают достаточными финансовыми средствами для покрытия дорогостоящих рисков. Недостатком такого подхода является необходимость заключения договора страхования с разными страховщиками, как правило, по разным условиям и тарифам. Этот недостаток сострахования устраняется посредством перестрахования, сущность которого состоит в том, что страховщик (страховая компания) принимает на себя ответственность по всей сумме страхования и уже от своего имени обращается к другому страховщику с предложением передать часть риска на ответственность последнего. Резервирование средств (самострахование), как способ снижения отрицательных последствий наступления рисковых событий, состоит в том, что предприниматель создает обособленные фонды возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств. В системе мер, направленных на снижение риска, важная роль принадлежит диверсификации. Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой В страховом бизнесе примером диверсификации является расширение страхового поля. Так страхование, например, урожая, строений и т.п. на небольшом пространстве (в случае наступления урагана и т.п.), может привести к необходимости выплаты больших страховых сумм. Увеличение страхового поля уменьшает вероятность одновременного наступления страхового события. Лимитирование представляет собой установление системы ограничений как сверху, так и снизу, способствующей уменьшению степени риска. В предпринимательской деятельности лимитирование применяется чаще всего при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капиталов и т.п. В первую очередь это относится к денежным средствам - установление предельных сумм расходов, кредита, инвестиций и т.п. Примером лимитирования является установление высшего размера (лимита) суммы, которую страховщик может оставить на собственном удержании. Превышение этой суммы влечет за собой отказ от страхования или использование таких форм, как сострахование или перестрахование. Также одним из путей снижения риска является получение полной информации. При более доступной информации потребители могут сделать лучший прогноз и снизить риск. Учитывая, что информация является ценным товаром, люди готовы платить за нее. Управление риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степень прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий. Основными принципами управления риском можно назвать следующие: · нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; · необходимо думать о последствиях риска; · нельзя рисковать многим ради малого. Из этих принципов можно выделить основные приемы управления риском: избегание риска, снижение степени риска, принятие риска. Избегание риска означает отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Это решение принимается при случае несоответствия указанным выше принципам. Если, например, уровень возможных потерь выше уровня ожидаемой прибыли. Этот принцип позволяет полностью избежать неопределенности и возможных потерь и, вместе с тем, означает полный отказ от прибыли. Кроме того, отказ от одного вида риска может привести к возникновению других. Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь. Принятие риска означает оставление всего или части риска (в случае передачи части риска кому-то другому) за предпринимателем, т.е. на его ответственности. В этом случае предприниматель принимает решение о покрытии возможных потерь собственными средствами. .3 Анализ безопасности в международном бизнесе Попробуем разложить на составляющие само понятие безопасности. Базисом, на котором строится безопасность бизнеса, является комплекс ресурсов, которым обладает любой бизнес. Что это за ресурсы? В первую очередь - предпринимательский ресурс. Это потенциал руководителя (собственника) бизнеса и высшего управленческого звена: их образование, опыт, квалификация, наконец, интуиция. Именно эти люди принимают решение о том, куда будет двигаться бизнес, каким будет поведение фирмы в рынке, каковы конечные цели. Материальные ресурсы. Это и сырье, из которого производится конечный продукт, идущий на продажу, и средства производства, и финансовые средства, основные и оборотные, являющиеся кровью бизнеса. Безопасность этого сегмента бизнеса напрямую зависит от того, в какой мере руководитель контролирует инфраструктуру оборота, то есть всю цепочку поступления и функционирования материальных ресурсов. Следующий ресурс - интеллектуальный. Это программы, патенты, технологии, лицензии, информационные системы:. По большому счету это то, что обеспечивает прогресс в воспроизводстве и защиту коммерческой тайны. Однако здесь есть существенная проблема - успешная защита коммерческой тайны, интеллектуальной собственности возможна лишь в рамках установившегося, регулируемого, четко очерченного правового поля. Что, согласитесь, у нас пока хромает. Законы <http://zakon.rin.ru> прописаны весьма приблизительно, следовательно, и система их исполнения не работает <http://job.rin.ru>. Потому предприниматель не может реально контролировать интеллектуальный ресурс. Исходя из такого положения вещей делаем вывод - интеллектуальная безопасность бизнеса - дело будущего. Может быть - ближайшего. Еще один ресурс - кадровый. Не вызывает сомнений, что плохо обученный, неквалифицированный сотрудник представляет собой прямую угрозу безопасности бизнеса. Однако и постоянная смена персонала также накладна и подрывает благополучие фирмы. В этой ситуации грамотный руководитель (или собственник) имеет полную возможность контроля над ресурсом - внедряя корпоративную идеологию, вводя разумную систему поощрений, обеспечивая социальные нужды. Сбытовой ресурс - отлаженные каналы реализации товара, сформированная клиентская сеть. Возможность контролировать этот ресурс дает четко простроенная политика по отношению <http://psy.rin.ru> к конкурентам, которая включает отработанную систему получения информации о конкурентах, потребителях и общих тенденциях рынка. Объективная информация о рынке, которую может предоставить независимая маркетинговая структура, в силу свей мобильности и профессионализма персонала, как правило, на уровень объемней той, которая может быть предоставлена внутренним отделом маркетинга. Технические средства безопасности <http://mips.ru/exhibitors/reviews/technologies_of_safety.asp> и охраны периметра территории с помощью датчиков и извещателей системы охраны периметра позволяет пресечь несанкционированное проникновение злоумышленников Экономический аспект деятельности банков также может стать камнем преткновения для развития бизнеса. Часто действия конкурентов и злоумышленников могут оказаться не такими разрушительными, как халатность сотрудников и пренебрежение правилами информационной и экономической безопасности. В ее основе лежит строгий контроль за документацией и финансово-экономической деятельностью компании, обеспечение компьютерной безопасности корпоративных ресурсов и сети, управление доступом к информации, и кроме того, грамотная кадровая политика организации. Кадровая политика компании, к примеру, банка имеет огромное значение в обеспечении безопасности внутрикорпоративной информации. Глава 3. Проблемы и пути совершенствования бизнеса в Кыргызской Республике 3.1 Проблемы развития бизнеса в Кыргызской Республике международный бизнес торговля предпринимательство Режимные меры по обеспечению сохранности коммерческой тайны и научно-технических секретов в отдельных фирмах и банках обеспечивают в Кыргызской Республики частные службы безопасности, которые в последние годы укреплены высококвалифицированными кадрами из числа бывших сотрудников полиции и контрразведки страны (СУПО). Тактика деятельности. Для Кыргызской Республики характерен весьма высокий уровень взаимодействия СУПО с частными службами безопасности. Например, в соответствии с инструкцией, разработанной СУПО для частнопредпринимательских кругов, бизнесмен Кыргызской Республики после первой же встречи с иностранным коммерческим и иным представителем обязан: · доложить о характере имевшей место беседы; · указать, кто явился инициатором беседы, встречи или письменного запроса; · охарактеризовать манеру поведения иностранного представителя; · высказать собственные предположения относительно вероятных задач иностранного представителя при организации встречи; · указать точное место и время контакта с иностранцем своему непосредственному руководителю или заместителю фирмы по кадровым вопросам; · последний, в свою очередь, должен в течение суток связаться с СУПО. В результате анализа ситуации сотрудники контрразведки Кыргызской Республики дают указание либо о прекращении контакта, либо о его продолжении, но уже под контролем СУПО. Согласно этой же инструкции после поездки сотрудники и специалисты частных фирм и служащие государственных учреждений Кыргызской Республики обязаны собственноручно подготовить по разработанному СУПО вопроснику подробную справку, которая передается в контрразведку. В Кыргызской Республике в бурно развивается рынок компьютерных услуг в связи с этим наша страна приступила к решению проблем защиты прав авторов на компьютерные программы. Роль предпринимательских организаций в совершенствовании законодательства о защите программного обеспечения компьютеров. Государственная палата Кыргызской Республике поставила перед правительством страны вопрос о неотложном совершенствовании законодательства об авторских правах на компьютерное программное обеспечение. Сформулированы основные аспекты компьютерного законодательства, которые необходимо внести в новый нормативный акт, регулирующий взаимоотношения между авторами программ и их пользователями по вопросу установления фактической собственности на программное обеспечение. В настоящее время вопрос о том, кто имеет право на владение программным обеспечением - разработчик или пользователь, остается открытым. Перспективы юридической защиты интеллектуальной собственности в компьютерной сфере. Согласно данному предложению авторские права на программы сохраняются в течение того периода, который определяют сам разработчик и пользователи. Считается необходимым в связи с этим изменить действующее законодательство по авторским правам, в соответствии с которым право на патент или изобретение сохраняется в течение 50 лет после смерти изобретателя. Подобные сроки признаются, однако, многими юристами и экспертами неприемлемыми, поскольку даже самые универсальные программы теряют актуальность через несколько лет или даже месяцев. В нормативном акте рассмотрены и такие важные аспекты, как обеспечение права собственности фирмы-пользователя на компьютерные программы в случае ее банкротства с тем, чтобы иметь возможность продать программу другому пользователю для погашения долга. Предполагается, что в случае объединения усилий всех заинтересованных служб и ведомств новый Закон об авторском праве на компьютерные программы будет функционировать до конца нынешнего десятилетия. Очевидно, что частные службы безопасности будут ориентироваться на эти нормы права и одним из вероятных направлений их деятельности в ближайшие годы станет выявление каких-либо нарушений авторских прав создателей компьютерных программ. Кстати, автор не располагает какой-либо достоверной информацией о подобной деятельности детективных фирм и частных служб безопасности и не сталкивался пока с практикой частного расследования нарушений авторского права в нашей стране. 3.2 Пути улучшения бизнеса в Кыргызской Республике В Кыргызстане имеются хорошие предпосылки для развития малого и среднего предпринимательства. Потенциалом для развития является наличие большого объема местного сырья (зерновые, овощи и фрукты, шерсть, хлопок, табак и т.д.), что облегчает создание соответствующих перерабатывающих предприятий. Например, открытие предприятий по переработке овощей и фруктов и производству повидла и соков приведет не только к использованию местного сырья, но и замене дорогостоящего импорта. В результате развития текстильной промышленности со всеми стадиями переработки (на данный момент существуют еще определенные трудности с мойкой шерсти, выпуском и окрашиванием пряжи), Кыргызстан мог бы стать одним из известных экспортеров текстильной продукции. Шансы для выхода на мировой рынок существуют также в области туризма и производства упаковочного материала. На базе описанных выше проблем был составлен следующий список задач, которые необходимо выполнить: Общие и основополагающие мероприятия: · Наблюдение за развитием малого и среднего предпринимательства (статистика) · Выявление ряда проблем, шансов для малого и среднего предпринимательства (особенно учитывая вышеназванные отрасли) · Наблюдение рамочных условий и показ улучшений · Показ путей будущего развития · Предложения по поддержке малого и среднего предпринимательства, которые бы действовали по всей республике · Мониторинг мероприятий по малому и среднему бизнесу. Специфические мероприятия: · Реформа системы пошлин и порядка выдачи разрешений Составление каталога пошлин/- закона Проверка обременения малых и средних предприятий пошлинами и связанными с ними затратами (совместно с отделом по реформированию) Реформа системы стандартизации и соответствие ее международным нормам. · Транспарентность Улучшение прозрачности законодательной основы в области экономической деятельности малых и средних предприятий: работа с общественностью, издание доступных для понимания брошюр, частое проведение информационных мероприятий, более качественное обучение государственных служащих, создание учреждений для предпринимателей, куда они могли обращаться со своими жалобами, подготовка пояснений к законам. · Профессиональное обучение и повышение квалификации предпринимателей и их сотрудников. · Консультирование Информационные центры для начинающих предпринимателей (“горячая линия”) Создание консультационных центров для малых и средних предприятий (повсеместно) Информационная служба для предпринимателей о предложениях по поддержке (национальные / международные). · Правовая поддержка Учреждения, где предприниматели могут высказать свои жалобы Государственный арбитражный суд для предпринимателей. · Содействие сбыту Контроль за выдачей государственных заказов, справедливой в отношении предпринимателей Участие в ярмарках Освоение международных рынков (знакомство с рынком, экономические делегации). · Координация республиканских и районных программ по поддержке малого и среднего бизнеса (бизнес - центр, бизнес - инкубатор). · Кооперация Создание национальных и международных кооперационных бирж. · Использование имеющегося потенциала предпринимателей в неформальном секторе экономики. Ремонт жилых квартир и постройка гостиниц должны осуществляться при привлечении только зарегистрированных строительных предприятий. На начальном этапе сумма поддержки могла бы соответствовать сумме дополнительных налоговых поступлений с тем, чтобы это мероприятие не отразилось на бюджете. · Финансирование Координация мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства иностранных доноров Выдача кредитов по оказанию поддержки предпринимателям Поддержка других кредитов с государственной гарантией (особенно при возврате). Основными целями данных задач должны стать: 1. Формулировка государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства. 2. Предотвращение злоупотреблений при выдаче разрешений путем составления нового каталога пошлин. 3. Координация городских, региональных и международных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства. 4. Контроль за осуществлением мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства. 5. Активная поддержка предпринимателей, особенно начинающих предпринимателей. Сегодня, когда безработица, или страх перед безработицей достигают пика, когда страна крайне нуждается в большом количестве произведенной продукции и сфере услуг, когда выход страны из кризиса можно считать общей национальной задачей - особое значение приобретает малый бизнес, содействие ему и развитие. На эту тему много разговоров. Много сделано попыток, хотя, кроме того, что у нас намного легче делать бизнес, чем в других странах, результата никакого. Уровень безработицы по-прежнему высок и более чем высок. Люди не находят выхода, не знают куда обратиться в поисках работы, не находят сил для принятия рискованного решения. В этих условиях многие годы позиция государства исходила из того, что якобы рыночная экономика сама должна была себя «завести». Приоритеты были не нужны, не было необходимости в дополнительной стратегии для оказания помощи малому бизнесу или той или иной отрасли экономики. Сегодня все ясно видят, что попросту потеряно время, не сделаны своевременные шаги для содействия развитию реального сектора экономики. Скачать архив (557.0 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |