Главная » Аудит

Учет и аудит расчетно-кассовых операций

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы учета денежных средств 6

1.1  Понятие и функции денег 6

1.2  Организация безналичных расчетов  10

1.3 Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях 19

Глава 2.  Учет расчетно-кассовых операций 22

2.1 Учёт кассовых операций  22

2.2 Операции с применением контрольно-кассовых машин  33

2.3 Учет расчетов с подотчетными лицами 37

2.4 Учет операций по расчетным счетам в банке 43

Глава 3. Аудит операций с денежными средствами 52

3.1 Понятие и виды аудита 52

3.2 Аудит кассовых операций  54

3.3 Аудит  расчетов с подотчётными лицами  63

3.4 Аудит   операций на счетах в банке  66

Заключение  71

Литература  76

Приложения 79

 

Введение

Денежные средства являются составной частью оборотных активов любого предприятия. В рыночной экономике между предприятиями постоянно совершаются сделки по поводу покупки средств и предметов труда, продажи продукции, работ и услуг. За все приобретенное со стороны следует уплачивать деньги и соответственно получать платежи за отпущенную продукцию или оказанные услуги. Следовательно, базой денежных средств предприятия являются хозяйственные взаимоотношения, связанные с реализацией товаров, работ, услуг и осуществлением других хозяйственных  операций, так как именно денежные средства обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и продажи продукции.

Помимо  этого при помощи денежных средств, предприятие осуществляет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, с органами социального страхования и обеспечения. Расчеты ведутся также с кредитными и страховыми организациями, а также непосредственно с работниками.

С помощью расчетов завершается превращение денежной формы в производственные запасы, получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода. Этим самым денежные расчеты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а его своевременное завершение служит  необходимым условием непрерывного процесса производства.

Расчеты совершаются в двух  формах: в виде платежа наличными деньгами или путем безналичных перечислений через банковскую систему.

Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, то, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств, ведения деятельности в условиях переходной экономики необходимо правильно и своевременно выполнять все расчеты. В свою очередь эффективность расчетных операций зависит от состояния бухгалтерского учета денежных средств.

Главной целью бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций являются контроль за соблюдением кассовой и расчетной   дисциплины,   правильностью   и   эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе.

Этим и объясняется актуальность избранной для исследования темы.

Цель дипломной работы – дать наиболее полное представление об объектах учета движения денежных средств в организации, установить их достоверность и хозяйственную целесообразность, аудита денежных средств.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

изучить теоретические основы бухгалтерского учета денежных средств;
изучить постановку бухгалтерского учета в бюджетных организациях;
изучить порядок ведения кассовых операций, операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов по подотчетным суммам;
рассмотреть этапы проведения  аудиторской проверки кассовых операций, расчетов с подотчетными лицами, операций по расчетному счету.

Объектом исследования при написании дипломной работы является Государственное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вешкаймском районе Ульяновской области».

ГУ «"Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вешкаймском районе" Ульяновской области является государственным учреждением, входящим в систему государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации, координацию деятельности которого осуществляет по поручению Министерства Здравоохранения РФ  Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ульяновской области.

Основными задачами  учреждения являются:

профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения;
предупреждение вредного влияния неблагоприятных условий труда, быта, факторов окружающей среды на здоровье человека;
гигиеническое воспитание и образование населения.

  Учреждение в соответствии с возложенными задачами выполняет следующие функции:

организует и проводит санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую экспертизу;
осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор  за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации;
проводит подготовительную работу по оформлению документов на лицензирование деятельности, связанную с возбудителями инфекционных заболеваний человека;
выдает по результатам контроля гигиенические заключения на виды деятельности, подлежащие лицензированию.

В своей деятельности "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вешкаймском районе" руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от  12.03.1999 года, Положением о госсанэпидслужбе РФ № 680 от 30.07.1998 года, приказами и указами Министерства здравоохранения РФ, постановлениями главного санитарного врача Ульяновской области, Уставом учреждения.

«Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вешкаймском районе" является юридическим лицом, имеет расчетные счета  в Отделении федерального казначейства, сметы доходов и расходов, гербовую печать.

Практической основой исследования учета расчетно-кассовых операций  послужили первичные бухгалтерские документы, данные статистического, аналитического и оперативного учета, а также данные бухгалтерской и статистической отчетности  ГУ «ЦГСЭН в Вешкаймском районе» за 2003 -2004 год.

 

Глава 1. Теоретические основы учета денежных средств

1.1 Понятие и функции денег

Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует  денежная система, во много зависит стабильность экономического развития  страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы  с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.

Для наиболее полного раскрытия сущности бухгалтерского учета наличия и движения денежных средств, необходимо, прежде всего, рассмотреть само понятие денег. Существует несколько определений денег:

деньги - это особый товар, который определяет стоимость других товаров (это определение основано на золотом стандарте и не подходит для бумажных денег, т.к. они не имеют внутренней стоимости);
деньги - это общепризнанное средство платежа, которое принимается продавцами в обмен на их товары и услуги, используется при уплате долгов, т.е. все, что выполняет функцию средства платежа;
деньги – всеобщий эквивалент, определяющий стоимость других товаров (это определение наиболее точно отражает сущность денег);
деньги – это все, что  используется как деньги (данное определение принадлежит известному английскому экономисту Д. Хиксу) /20/.

Исторический процесс возникновения денег связан с определенными условиями осуществления производства и экономических отношений в обществе и способствовал дальнейшему их развитию. Непосредственными предпосылками появления денег является переход от натурального хозяйства к производству товаров и к обмену товарами, а также имущественное обособление производителей товаров-собственников изготовляемой продукции.

Сущность денег проявляется в их функциях, которые отражают возможности и особенности их использования, а также в роли денег, состоящей с их помощью определенных результатов. Функциям денег присущи устойчивость, стабильность, они мало подвержены изменениям и могут выполняться только при условии участия людей.  Рассмотрим основные функции денег:

средство обращения. В данной функции деньги выступают в качестве посредника при обмене товаров. Особенностью такой функции денег служит то, что передача товара покупателю и его оплата происходит одновременно. В этой функции употребляются наличные денежные знаки, в Российской Федерации ее может выполнять лишь российская валюта (рубли). В функции средства обращения деньги могут использоваться как инструмент взаимного контроля участников сделки по реализации товара;
мера стоимости. Эта функция состоит в оценке стоимости всех товаров путем установления цен. Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть его цена. Основой установления цен товаров является величина их стоимости, зависящая прежде всего от величины затрат общественно необходимого труда  на изготовление товаров. Техническая сторона измерения деньгами стоимости товара связана также с масштабом цен, представляющим весовое количество денежного материала в денежной единице, принятой в данной стране. Масштаб цен (рубль, доллар, марка и др.) устанавливается государством и может им изменяться в ходе денежных реформ;
средство платежа. Данная функция выполняется деньгами при продаже товара в кредит, когда потребительная стоимость товара или услуги поступает к покупателю раньше, чем стоимость к продавцу, а также при денежных взаимоотношениях с финансовыми органами и при погашении задолженности по заработной плате. Преобладающая часть денежного оборота, в котором деньги выступают как средство платежа, приходится на безналичные денежные расчеты между юридическими лицами. Следует отметить, что  из функции денег как средства платежа выросли кредитные деньги: вексель, банкнота, чек. Эволюция этих кредитных денег  в последнее время привела к появлению кредитных карточек, электронных чековых книжек. В современных условиях в связи с развитием кредита произошло сращивание функций денег как средства платежа и средства обращения, и экономисты называют эти функции денег средством обмена;
средство накопления. Данную функцию деньги выполняют в случае их временного изъятия из обращения для дальнейшей покупки товаров длительного пользования, недвижимости, вложения в дело, получения образования и т.п. Образование денежных накоплений отдельных граждан обусловлено превышением их доходов над расходами и необходимостью создания резерва для предстоящих  крупных и сезонных расходов. Предприятия и организации осуществляют накопления денег на их банковских счетах, что позволяет сохранить средства и получать доходы в виде процентов по вкладам.  Но в условиях инфляции деньги как средство накопления теряют свою привлекательность, и субъекты экономической системы нередко предпочитают использовать в данной функции другие активы: недвижимость, ценные бумаги, иностранную валюту и т.п.;
мировые деньги. Функция мировых денег проявляется во взаимоотношениях между странами или между юридическими и физическими лицами, находящимися в различных странах. Денежная единица Российской Федерации – рубль, как правило, в современных условиях не применяется для расчетов  с другими странами, т.е. не выполняет функцию мировых денег /18/.

Деньги представляют собой развивающуюся категорию и со времени своего возникновения претерпели значительные изменения, проявившиеся в переходе от применения одних видов денег к другим, а также в изменении условий их функционирования и в повышении их роли.

Предшественниками   денег   были   отдельные   виды   товаров, применявшиеся при обмене в качестве эквивалентов. Такими эквивалентами служили скот, табак, кожа, меха, рабы, драгоценные металлы и т.п. Недостатками товарных денег является то, что некоторые из них нельзя делить на части, сложно сохранять в течение длительного времени, а ежегодный прирост к накопленным запасам некоторых товаров был так мал, что оказывалось сложно удовлетворять такими деньгами потребности развивающейся  экономики.

В результате развития обмена произошло выделение денег в качестве всеобщего эквивалента, материальной основой которых явились драгоценные металлы, и, прежде всего золото. Преимущество золотых денег по сравнению  с  товарными знаками состояли в однородности денежного материала, его делимости, сохранности от порчи. Они обладают собственной стоимостью и не подвержены обесцениванию. До XX века деньгами были золотые и серебряные монеты. Но существовавшие недостатки металлических денег, такие как дороговизна, их использования, связанная с большими расходами по организации их обращения, а также высокая потребительная стоимость таких денег привели к демонетизации золота и серебра, выведению их из обращения.

В настоящее время широко применяются так называемые символические  деньги, т.е. бумажные деньги и монеты, а также кредитные деньги (банкноты). Бумажные деньги изготовлены на бумаге, и они обычно выпускаются государством для покрытия свих расходов. Обратный приток  бумажных  денег    происходит  при  уплате налогов  и    других    неналоговых    платежей. Ясно,   что обращение  таких  денег  требует   их    провозглашения  государством    в    качестве  законных  средств  платежа. Они лишены многих недостатков товарных денег, поскольку портативны, делимы, защищены от подделок и т.п. Но важнейшим недостатком бумажных денег является то, что они поступают в оборот без необходимой увязки с потребностями в денежных знаках и поэтому становится возможным чрезмерный (по сравнению с потребностью оборота) выпуск таких денег в обращение, при котором вполне вероятно обесценение денег, уменьшение их покупательной способности.

Недостатки, присущие бумажным деньгам, в значительной мере могут устраняться благодаря применению кредитных денег. Кредитные деньги (банкноты) – это средство обмена, которое также изготавливается из бумаги, но их выпуск в обращение производится банком при выполнении кредитных операций, осуществляемых в связи с хозяйственными различными процессами (образование запасов товарно-материальных ценностей на срок их использования и др.), а не при осуществлении расходов и получение доходов государством. Особенностью кредитных денег является то, что их выпуск в обращение увязывается с действительными потребностями оборота. Это предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции /20/.

При нарушении связи с потребностями оборота кредитные деньги утрачивают свои преимущества и превращаются в бумажные денежные знаки. Это подтверждается современным опытом денежного обращения в РФ, где в обращении поступают (эмитируются) банкноты.

Важным по своему значению и последствиям их применения являются деньги безналичного оборота, движение которых фиксируется в форме записей по счетам клиентов в банке (оборот происходит без денежных знаков). Расширяющееся применение таких денег обусловлено рядом их преимуществ, числу которых относятся в первую очередь, снижение издержек, осуществление денежного оборота за счет уменьшения таких расходов, как печатание денежных знаков, их пересылка, перерасчет, охрана. Немалое значение имеет предотвращение хищения денежных знаков и др. В литературе высказана позиция, что безналичные расчеты - это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. 

1.2 Организация безналичных расчетов

Денежные расчеты осуществляются в форме движения наличных денег и денег в безналичной форме. Основной частью денежного оборота является безналичный денежный оборот, в котором движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных организациях и зачетов взаимных требований в отличие от налично-денежного оборота. Безналичные расчеты полностью проходят через банковские организации, поэтому все временно свободные денежные средства организации, за исключением наличных денег в кассе, должны храниться на расчетных счетах, для чего каждому юридическому лицу в банках открывается счет /10/.

На расчетный счет зачисляются: денежные средства организации за проданные товары, оказанные услуги, краткосрочные и долгосрочные кредиты, полученные от банков, депонированная заработная плата и другие поступления.

Банк выполняет поручения организации о перечислении денежных средств: поставщикам и подрядчикам за полученные товарно-материальные ценности и выполненные работы; банкам по погашению кредитов, полученных ранее; бюджету по погашению задолженности по налогам; внебюджетным фондам; прочим кредиторам и другие. Кроме того, с расчетного счета выдаются наличные деньги в кассу организации для расчетов по заработной плате, оплаты командировочных и других расходов.

Операции по расчетным счетам оформляются в соответствии с Положением ЦБ РФ от 8 сентября 2000 г. № 120-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Для документального оформления этих операций предусматриваются следующие расчетные документы: платежные поручения, чеки, платежные требования, аккредитив, инкассовое поручение.

Расчетные   документы   должны   соответствовать   требованиям установленных стандартов и содержать:

наименование расчетного документа;
номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
номер и наименование банка плательщика;
наименование  плательщика,  номер  его  счета  в  банке, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который указывается перед наименованием плательщика;
наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный  номер  налогоплательщика, наименование  банка получателя (в чеке - не указывается), номер банка - получателя средств;
назначение платежа (в чеке - не указывается);
сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
подписи предприятия и оттиск печати на первом экземпляре расчетного документа, независимо от способа его изготовления.

Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от их суммы, при наличии подписей, учиненных должностными лицами, имеющими право подписи для совершения расчетно-кассовых операций по счетам в банке.

Приём документов производится банком в течение дня в зависимости от времени работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком от предприятий в операционное время, проводятся им по балансу в этом же день.

Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа, если иное не оговорено указаниями ЦБ РФ.

Платежное поручение -  это самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. Платежные поручения представляют собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной  суммы со своего счета другому предприятию.

Платежными поручениями оплачивают товары, работы и услуги, перечисляют налоги и отчисления на социальные нужды, удержания из заработной платы работников предприятия физическим и юридическим лицам; заработную плату работникам через отделения Сбербанка, переводы через предприятия связи и др.

Платежные поручения выписываются на специальном бланке (приложение 1) и предъявляются в банк в течение 10 дней со дня выписки (день выписки  при этом в расчет не берется), оформляются в трех экземплярах при совершении операции в рамках одного кредитного учреждения, в остальных случаях – в четырех экземплярах.

Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете. При недостаточности или отсутствии денежных средств, предъявленные к оплате денежные документы помещаются банком в картотеку №2. Документы, находящиеся в данной картотеке банка оплачиваются по мере поступления средств организации на расчетный счет в календарной очередности, кроме обязательств, которые оплачиваются в первоочередном порядке (согласно ст. 855 ГК РФ).

Расчеты поручениями сокращают время совершения и документооборота операции. Рассмотрим порядок расчетов платежными поручениями (Схема 1).

 

Схема 1 Схема расчетов платежными поручениями

Платежное требование – расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) произвести уплату денежной суммы через банк в соответствии с основным договором. Применяется для оформления расчетов в соответствии с договором организации с поставщиком. В платежном требовании отмечаются условия оплаты, срок для акцепта, дата вручения плательщику документов в соответствии с договором, а также наименование товара (выполненных работ и услуг), номер и дата договора, номера приемо-сдаточных документов с указанием даты их составления.

Платежное требование  выписывается на одну или несколько отгрузок товаров в адрес одного покупателя. Получатель представляет в банк платежное требование, при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составленный в двух экземплярах. Инкассо – это банковская операция получения платежа от плательщика, которая совершается банком по поручению клиента на основании расчетных документов.

Расчеты платежными требованиями осуществляются с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Акцептированным считается то платежное требование, по которому покупатель не заявил обслуживающей его кредитной организации обоснованный отказ от платежа в течение трех рабочих дней, установленных для акцепта. Такое платежное требование подлежит оплате со счетов плательщика на следующий день после истечения срока акцепта при условии наличия денежных средств.

Плательщик имеет право отказаться от акцепта платежного требования полностью или частично в случаях нарушения поставщиком условий договора. Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением.

Безакцептное списание денежных средств имеет место в случаях, установленных законодательством, и если такой порядок расчетов предусмотрен условиями договора банковского счета. При этом в платежном требовании получатель средств проставляет «без акцепта». В безакцептном порядке осуществляется оплата за коммунальные услуги и услуги почты.

Рассмотрим  схему расчетов платежными требованиями – поручениями (Схема 2).


Схема 2 Схема расчетов платежными требованиями-поручениями

Достоинством этой формы расчетов является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договором, т.е. для покупателя эта форма выгодна. Недостаток данной формы – это медленное поступление средств на счет поставщика.

Аккредитив представляет собой особое условное денежное обязательство банка, выдаваемой им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) может произвести поставщику платеж при условии предоставлении им документов, предусмотренных в аккредитиве и выполнения других условий аккредитива. Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств /27/.

Плательщик представляет в обслуживающий банк заявление об открытии аккредитива, в котором по установленной форме содержаться обязательные реквизиты расчетных документов, а также указываются:

вид аккредитива;
условия его оплаты (с акцептом или без акцепта);
номер счета открытый банком срок действия аккредитива с указанием      даты его закрытия;
наименование продукции и услуг, для оплаты которых предназначен аккредитив;
номер и дата основного договора и другие сведения.

В соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации аккредитивы могут быть покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика для оплаты счетов поставщиков, либо предоставленный ему кредит.  

В случае открытия непокрытого аккредитива, исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка- эмитента.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласия получателя средств. Если не соблюдаются условия договора или банк плательщика не может гарантировать оплату по непокрытому аккредитиву. Распоряжение об аннулировании аккредитива плательщик дает через свой банк, который извещает об этом банк плательщика, а он ставит в известность организацию-поставщика. Банк поставщика обязан оплатить документы, соответствующие условиям отзывного аккредитива.

Безотзывной аккредитив не может быть аннулирован или изменен, без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт. Если нет четкого указания, то аккредитив считается отзывным.

Наиболее распространенной формой являются расчеты покрытыми аккредитивами. Последовательность операций для понятия сущности аккредитивной формы расчетов приведена в схеме (Схема 3).

              6. Зачисление на расчетный счет  с аккредитива

Схема 3 Схема аккредитивной формы расчетов

Закрытие аккредитива возможно в следующих случаях: по окончанию срока аккредитива; согласно заявлению поставщика об отказе использовать аккредитив до истечения срока; согласно заявлению покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично (это относится только к отзывным аккредитивам); при неполном использовании аккредитива /27/.

Во всех перечисленных выше случаях банк поставщика отправляет уведомление банку покупателя, и неиспользованная сумма зачисляется на тот счет, с которого были депонированы средства на открытие аккредитива.

Аналитический учет по счету 55, субсчет 1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву, суммам их использования, срокам открытия и закрытия, что дает возможность контроля за наличием движения денежных средств по данному субсчету.

Использованные суммы аккредитивов списываются согласно выпискам банка и прилагаемым к ним документам, подтверждающим выполнение обязательств поставщиками.

К недостаткам аккредитивной формы расчетов следует отнести замораживание средств, также возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива. Вместе с тем оно гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины.

Чек – это ценная бумага, которая представляет собой распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя, при этом чекодатель не вправе отозвать чек до истечения срока, установленного до его предъявления к оплате. Для получения платежа по чеку необходимо предъявить его в банк, обслуживающий чекодержателя. Бланки чеков брошюруются в книжки, которые являются документами строгой отчетности.

Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами. Расчеты чеками между физическими лицами не допускаются. Чек имеет хождение только на территории Российской Федерации.

Чеки бывают: расчетные для возврата финансовыми  органами доходов бюджета, лимитированные   и нелимитированные  чековые книжки /22/.

Не лимитированные  чековые книжки действуют до одного года со дня их выдачи,  лимитированные – до шести месяцев.

Для получения чековой книжки в банк предоставляется заявление. К нему прикладывается платежное поручение для депонирования средств на лицевом счете владельца лимитированной чековой книжки, подписанное лицами, которым предоставлено право подписи документов для совершения операций  по счету предприятия с  проставлением оттиска его печати.       Лимит  чековой  книжки обозначает общую предельную сумму, на которую могут быть выписаны чекодержателем и подлежат оплате банком чеки. Он не должен быть менее суммы, установленной банком, но не может превышать, как правило, месячной потребности в средствах для оплаты товаров и услуг.

Порядок осуществления расчетов чеками регулируется ГК РФ, а также правилами расчетов между организациями, установленные банками. Рассмотрим сущность данной формы расчетов (Схема 4).

 

Схема 4 Схема расчетов чеками

Инкассовые поручения являются расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке: если бесспорный порядок взыскания установлен соответствующими    законами;   для взыскания по исполнительным документам;  в случаях предусмотренных сторонами по основному договору.

Инкассовые поручения составляются в установленной Положением форме, в  поручении должна быть сделана ссылка на соответствующий закон, исполнительный документ или договор.  

При отсутствии недостаточности  денежных средств на счете плательщика инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств в очередности, установленное законодательством. 

Банки производят списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях:

по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;
при наличии судебного акта о приостановления взыскания;
по иным основанием, предусмотренным законодательством.

1.3 Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Бюджетные организации по сути своей являются некоммерческими организациями, поэтому основным источником дохода для них является не выручка, а средства целевого финансирования, которые могут быть использованы только на уставные цели.

Основными нормативными документами, определяющими методологию и порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, являются: Федеральный закон «О бухгалтерский учете» от 21.11.1996 года № 129-ФЗ, «Положение по ведению бухгалтерского учета   и бухгалтерской отчетности в РФ» № 34 Н от 29.07.1998 года с изменениями и дополнениями от 24.03.2000 года, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется согласно «Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях» № 107Н, утвержденной приказом Министерства Финансов РФ 30 .12. 1999 года, с учетом изменений и дополнений от 10.09.2001 года № 73 Н.

Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждении, установленный настоящей Инструкцией, предусматривает:

план счетов бухгалтерского учета в учреждениях;
мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;
способ применения субсчетов плана счетов бухгалтерского учета, для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов, как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;
формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
методы оценки активов и обязательств;
корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;
другие вопросы организации бухгалтерского учета /8/.

Финансовый отчет и материально-техническая ответственность возлагается на централизованную бухгалтерию учреждения.

В бухгалтерии бюджетного учреждения обычно создаются  финансовая группа, материальная группа и группа расчетов.

Бухгалтерский учет операций по бюджетным и внебюджетным средствам ведется по плану счетов, предусмотренному данной инструкцией, с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по внебюджетным средствам. Бухгалтерский учет ведется в рублях путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, субсчетах. Для обеспечения раздельного учета операций субсчетам присваивается отличительный признак в виде номера:1- по бюджетным средствам; 2- по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.

Для целей налогообложения финансовый результат от предпринимательской деятельности определяется на счете учета доходов по мере поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу учреждения  в оплату реализованной продукции, работ, услуг.

В бюджетных  учреждениях Российской Федерации бухгалтерский учет осуществляется по   мемориально-ордерной форме счетоводства. Записи в мемориальные ордера осуществляются по отдельным документам или группе однородных документов. В зависимости от характера операции корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается по дебету одного счета   и по кредиту другого субсчета. 

По окончании месяца мемориальные ордера подписываются исполнителем, главным бухгалтером и его данные заносятся в книгу «Журнал-главная», в которой до начала записей нумеруются все страницы (листы).  

Книга «Журнал-главная» открывается записями остатков сумм на начало года в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Записи в книгу производятся по мере составления мемориальных ордеров один раз в месяц. Сумма мемориального ордера записывается с начала в графу «Сумма по ордеру», а затем в дебет и кредит соответствующих субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам, как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы «Сумма по ордеру». Второй строкой после оборотов выводится остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету.

Все документы, относящиеся к мемориальному ордеру, подбираются в хронологическом порядке, нумеруются и подшиваются в папку. На обложке папки надписывается: наименование учреждения; название и номер; отчетный период- год и месяц; начальный и последний номера мемориальных ордеров; количество листов в деле.

Для ведения  бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях применяются разработанные  формы первичных документов класса 05 «Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций» ОКУД и отдельные формы класса 03 ОКУД «Унифицированная система первичной учетной документации», утвержденные Постановлением Госкомитета РФ  по статистике 30.10.1997 года № 71а. 

 

Глава 2. Учет расчетно-кассовых операций

2.1 Учет  кассовых операций

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В Российской Федерации порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе регламентируется Положением Центрального Банка РФ от сентября 1993 года №40 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».

Понятие кассы включает в себя наличные деньги, имеющиеся у предприятия, а также специально оборудованное помещение для приема, хранения и выдачи наличных денег и других средств, хранящихся в кассе. В ГУ «Центр Госсанэпиднадзора в Вешкаймском районе» (далее ЦГСЭН) помещение кассы специально оборудовано для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств:  помещение кассы  изолировано, оборудована несгораемым шкафом, охранно-пожарной сигнализацией, металлической дверью, отдельным входом, двери в кассу во время совершения кассовых операций запираются с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Запрещается также хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации.

Руководитель предприятия несет установленную законодательством ответственность за обеспечение сохранности денег в помещении кассы, а также при их транспортировке в учреждение банка.

Наличные денежные средства в организации хранятся в несгораемом металлическом шкафе-сейфе, который по окончании работы кассы закрывается ключом и опечатывается печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассира, которому запрещается оставлять их в не установленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.  Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем организации, а результаты ее фиксируются в акте.

При обнаружении утраты ключа руководитель предприятия сообщает о  происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка сейфа.

Перед открытием помещения кассы кассир проверяет сохранность замков, дверей и печатей, убеждается в исправности охранной сигнализации. В случае повреждений или снятия печатей, поломки замков дверей или решеток кассир обязан немедленно сообщить об этом руководителю предприятия, который ставит в известность органы внутренних дел и принимает меры по охране кассы до прибытия их сотрудников. После получения разрешения органов внутренних дел руководитель предприятия и кассир могут войти в  кассу и провести проверку наличия денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе. Эта проверка должна быть произведена до начала кассовых операций. Проверка оформляется актом, который составляется в трех экземплярах, подписывается всеми участвующими в проверке лицами, по одному экземпляру получают органы внутренних дел, страховая компания и само предприятие /14/.

Все операции, связанные с приемом и выдачей наличных денежных средств, осуществляются кассой организации и составляют кассовые операции.

Ведение кассовых операций возложено на кассира. Кассир - должностное лицо, которое несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей.

В ЦГСЭН обязанности кассира возложены на бухгалтера Голубкову Н.В., которая под расписку ознакомлена с правилами ведения кассовых операций. С кассиром  заключен договор о полной материальной ответственности (приложение 2). Кассир несет ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный предприятию в результате, как умышленных действий, так и из-за небрежного отношения к своим обязанностям.

Кассиру запрещается передавать выполнение своих обязанностей другим лицам. В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь или другие случаи, когда кассир не может выполнять свои обязанности) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем предприятия. О результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц. Исполнение обязанностей   кассира   по   письменному   распоряжению руководителя возлагается на другого работника, с которым  так же заключается договор о полной материальной ответственности. Бухгалтера и другие работники, которые пользуются правом подписи финансовых документов, не могут исполнять обязанности кассира.

Предприятие может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимита их остатка, установленного обслуживающим учреждением банка по согласованию с руководителем предприятия /7/. Наличные денежные средства, поступающие в кассу предприятия, сверх установленного лимита, подлежат сдаче в обслуживающие учреждения банков для последующего зачисления на расчетный счет предприятия. В ЦГСЭН установленный лимит, исходя из объемов налично-денежного оборота в кассе, с учетом особенностей режима деятельности учреждения, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк,  составляет 2000-00 /Две тысячи рублей/. Суммы, превышающие установленный остаток ежедневно сдаются в учреждение банка.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе ЦГСЭН  предоставляет в  банк - Отделение Федерального казначейства  «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу» по форме № 0408020 (приложение 3).

Решения о расходовании предприятием денежной выручки из кассы принимаются учреждениями банков ежегодно на основании письменного заявления организации и данного расчета, с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетом всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья и т.д.  На исследуемом предприятии  ЦГСЭН в 2003 году не было разрешения на расходование наличных денег из выручки.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия, например, в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др. также в соответствии с договором банковского счета.

Наличные денежные средства в кассе ЦГСЭН используются для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировочные и расходы. Превышение установленных лимитов в кассе допускается в другие течение 3 рабочих дней в период выдачи заработной платы работникам предприятия, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий. После истечения этого срока суммы, превышающие этот лимит, должны быть возвращены на расчетный счет предприятия. 

При учете кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 года № 88 по согласованию с Минфином России и введены в действие с  01.01.1999 года: приходный кассовый ордер - форма № КО-1, расходный  кассовый ордер - форма КО-2, журнал регистрации приходных и расходных   кассовых ордеров - форма КО-3, кассовая книга  - форма КО-4.

Суммы операций записываются в ордерах не только цифрами, но и прописью. Кассовые документы передают непосредственно в кассу. Кассир обязан проверить их правильность. Выдача документов на руки лицам, получающим денежные средства, запрещена.

Приходные кассовые ордера подписывает главный бухгалтер или лица им уполномоченные письменным распоряжением, а расходные - руководитель организации и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные. В таких случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна.

Нумерация приходных и расходных ордеров ведется отдельно по порядку, начиная с 1 января и до конца года в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Проставляется также дата оформления ордера.

Прием и выдача денег по приходным и расходным кассовым ордерам производится только в день их составления.

В приходном кассовом ордере (приложение 4) в графе «корреспондирующий счет, субсчет» указывается кредитуемый в данной операции счет, то есть фиксируется  бухгалтерская  проводка.  Ниже  пишется  наименование юридического или физического лица, от которого получены средства. В графе «основание» указывается источник наличных денег, приходуемых в кассу, то есть отражается содержание финансовой операции      (это может быть выручка от реализации, спонсорский взнос, остаток неиспользованного аванса, компенсация недостач по результатам инвентаризации и т.д.).

Все кассовые документы составляются на основании первичных документов, оформляющих хозяйственную операцию. В данном случае документы указываются как приложение, например, при получении в кассу от подотчетного лица остатка неиспользованного аванса - это авансовый отчет, материальной помощи - заявление с визой руководителя, вклада от учредителя- решение собрания учредителей и т.д. Факт приема наличных денег подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру за подписями гл. бухгалтера и кассира, заверенной печатью кассира. Данные операции в ЦГСЭН оформляются  следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет 120  «Касса» Кредит 178 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - сумма наличных денег, поступивших в кассу от разных дебиторов и кредиторов;

Дебет 120 «Касса» Кредит 153 «Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы» - сумма наличных денег, поступивших в кассу за выполненную работу, оказанные услуги;

Дебет 120 «Касса» Кредит 155 «Расчеты по авансам полученным» - сумма аванса, поступившая в кассу наличными деньгами;

Дебет 120 «Касса» Кредит 091,111 – на суммы денежных средств, полученных  в органе федерального казначейства или со счета в кредитном учреждении;

Дебет 120 «Касса» Кредит 160 «Расчеты с подотчетными лицами» - сумма возврата неиспользованных подотчетных сумм;

При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру (приложение 5) или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда  он выдан, отбирает расписку получателя. Если заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем  расходный  кассовый  ордер, не производится /15/.

Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной ведомости сумма прописью не указывается.

Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.

Выдача денег кассиром  производится только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. При выдаче денег по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордере после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Перед распиской в получении денег кассир делает надпись «по доверенности». Доверенность остается в документах как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости. В ЦГСЭН денежные средства по доверенности в течении 2003 года не выдавались.

Выдача денег из кассы также может осуществляться по документам, заменяющим расходные кассовые ордера, например, по платежным  или расчетно-платежным ведомостям (приложение 6)  при выдаче заработной платы, по заявлениям на выдачу денег, счетам и другим. На эти документы накладываются штампы с реквизитами расходных кассовых ордеров.

На титульном (заглавном) листе платежной или расчетно - платежной  ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера. В аналогичном порядке могут оформляться и разовые выдачи денег на оплату труда (при уходе в отпуск, болезни и др.), а также выдача депонированных сумм и денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам.

При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости. По истечении установленного срока оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий кассир ставит в платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, штамп или делает отметку от руки: «Депонировано» и составляет реестр депонированных сумм. В конце платежной ведомости он указывает сумму, фактически выданную, и сумму депонированную, сверяет с общим итогом по платежной ведомости и подтверждает своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись «Деньги по ведомости выдавал (подпись)». Выдача денег кассиром и заказчиком по одной ведомости запрещается. Затем кассир записывает в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и ставит на ведомости штамп «Расходный кассовый ордер №__» /34/.

В бухгалтерии производится проверка отметок, сделанных кассиром в платежной ведомости, и подсчитывается выданные и депонированные по ним суммы. Депонированные суммы сдают в банк на расчетный счет, и на сданные суммы заполняют один общий расходный кассовый ордер. Сдача денег в банк оформляется объявлением на взнос наличными.

Данные операции  в ЦГСЭН оформляются  следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет 180 «Расчеты по оплате труда» Кредит 120 «Касса» - сумма, выплаченная по оплате труда и другим выплатам, начисленным работникам учреждения;

Дебет 193 «Расчеты с фондом социального страхования» Кредит 120 «Касса» - сумма выплаченных пособий по социальному страхованию;

Дебет 177 «Расчеты с депонентами» Кредит 120 «Касса» - сумма выплаченных депонентских сумм;

Дебет 160 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 120 «Касса» - сумма выданных денег в подотчет;

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменявшие их документы должны быть заполнены четко и ясно чернилами или шариковыми ручками или выписаны на пишущей (вычислительной) машине. Подчистки, помарки или исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются.

При получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:

правильность оформления документов;
наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера и руководителя, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе разрешительной надписи;
наличие перечисленных в документах приложений.

В случае несоблюдения одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего переоформления.

После выдачи или получения денег по кассовым ордерам документы подписываются кассиром, а приложенные документы погашаются штампами «получено» или «оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир отражает в кассовой книге формы КО-4 (приложение 7). Кассовая книга- это учетный регистр для отражения движения наличных  денежных средств в кассе предприятия и операций по их получению и выдаче.  В ЦГСЭН имеется одна кассовая книга, которая  пронумерована, прошнурована и опечатана   мастичной печатью. Количество листов в ней заверено подписями руководителя организации и главного бухгалтера.

В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток средств в кассе на следующий день. В ЦГСЭН кассир ежедневно сдает кассовый отчет в бухгалтерию. Бухгалтерия тщательно проверяет отчет и все приложенные документы, расписки, правильность сумм. Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатков наличных денег в кассе не допускается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и         зачисляются в доход предприятия. Отчет кассира после проверки является         основанием для учета кассовых операций. Контроль  за правильным ведением кассовой книги возложен на главного бухгалтера организации /26/.


Скачать архив (106.4 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: