Главная » Аудит

Бухгалтерский учет и аудит расчетов с поставщика и подрядчиками

Содержание

Введение  4

Глава 1 Теоретические и методологические основы учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками  6

1.1 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками  6

1.1.1 Значение и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками  6

1.1.2 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности  7

1.1.3 Формы расчётов с поставщиками и подрядчиками  11

1.1.4 Особенности документального оформления расчётов с
поставщиками и подрядчиками  15

1.1.5 Синтетический и аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками  19

1.2 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками  24

1.2.1 Сущность и значение аудита  24

1.2.2 Организация аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками  28

1.2.3 Особенности аудита и классификация возможных нарушений
при ведении операций расчетов с поставщиками и подрядчиками  30

1.3 Автоматизация бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками  34

Глава 2 Организация бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «Кузоватовское РТП»  39

2.1 Организационно – экономическая характеристика
ОАО «Кузоватовское РТП»  39

2.2 Учет  расчетов с поставщиками и подрядчиками  45

2.2.1 Учет расчетов с использованием векселей  48

2.2.2 Учет расчетов, основанных на зачете взаимных требований  49

2.3 Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности  50

Глава 3 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере
ОАО «Кузоватовское РТП»  57

3.1 Источники информации для проверки и методы сбора аудиторских  доказательств  57

3.2 Программа проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками  63

3.3 Процедуры по существу  66

3.4 Заключительная стадия аудиторской проверки  75

3.5 Анализ нарушений и нестандартных ситуаций при осуществлении
расчетов с поставщиками и подрядчиками  77

Заключение  79

Список использованных источников  81

Приложения           84


 
Введение

В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.

         Всё выше сказанное обусловило выбор темы дипломной работы: «Бухгалтерский учёт и аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками», построенной по материалам ОАО «Кузоватовское РТП».

Предметом исследования является учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Объектом исследования учета и аудита является открытое акционерное общество «Кузоватовское РТП».

Задачи данной работы:

раскрыть сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;
исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;
отразить особенности синтетического и аналитического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками;
выявить преимущества автоматизации бухгалтерского учёта  расчётов с поставщиками и подрядчиками;
раскрыть понятие дебиторской и кредиторской задолженности, а также значение и задачи аудита;
поиск конкретных отклонений и ошибок.

Деятельность открытого акционерного общества «Кузоватовское РТП» производится с помощью таких приёмов исследования как наблюдение и сравнение. При исследовании постановки учёта на предприятии использованы данные текущего бухгалтерского учёта и отчётности ОАО «Кузоватовское РТП», инструктивные материалы, положения по учёту.

         Дипломная работа состоит из трех глав.

         В первой главе излагаются теоретические основы построения бухгалтерского учёта и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками. Раскрывается экономическая сущность расчётов с поставщиками и подрядчиками, отражаются задачи бухгалтерского учёта и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками. Даётся характеристика счёта № 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», раскрывается методика построения и техника ведения синтетического и аналитического учёта. Излагается назначение, содержание и порядок ведения записей в учётных регистрах аналитического и систематического учёта,  методы и организация аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками. Раскрывается вопрос автоматизации учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.

         Вторая глава и третья практическая. Здесь отражается порядок ведения бухгалтерского учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками и практические аспекты применения стандартов проведения аудиторских процедур, о владении методами и приемами внешнего и внутреннего аудита на примере ОАО «Кузоватовское РТП». Даётся краткая организационно – экономическая характеристика предприятия.

         В заключение дипломной работы сделаны выводы и рекомендованы конкретные предложения по совершенствованию бухгалтерского учёта и аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками.

 

Глава 1 Теоретические и методологические основы учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1.1 Значение и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета.

Основными задачами этого учета являются:

формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;
своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Счет 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками»предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

·полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа, а также за все виды услуг связи и др.

Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками»[24, С. 65].

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками»независимо от времени оплаты.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» обособленно [22, С. 25].

 

1.1.2 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные суммы и др.). Организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторами.

Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками [24, С. 15].

У предприятий систематически складываются расчётные отношения с покупателями и поставщиками, с рабочими и служащими по заработной плате, с бюджетными и другими платежами.

Средства, отвлекаемые в расчёты, отражаются в активе баланса в статьях: товары отгруженные и сданные работы по переданным в банк на  инкассо расчётным документам, сроки оплаты которых не наступили; товары отгруженные и сданные работы по расчётным документам, не оплаченным в срок покупателями и заказчиками, и по документам, не переданным в банк в установленный срок на инкассо в обеспечении ссуд; товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта, дебиторская задолженность.

В анализе важное место занимает анализ дебиторской и кредиторской задолженности, под которой подразумевается не только задолженность поставщикам, но и кредиты, займы, расчёты с бюджетом и прочие пассивы. Большое значение имеет анализ задолженности в разрезе сроков погашения обязательств. Как правило, при этом задолженность делится на две большие группы: долгосрочную и краткосрочную [29, С. 55].

Такое деление важно при анализе ликвидности, главной целью которого является выявление способности предприятия погасить свои обязательства. Одним из главных инструментов анализа ликвидности является вычисление ряда коэффициентов ликвидности: абсолютной, быстрой, общей (коэффициент покрытия).

Деление дебиторской задолженности на долгосрочную и краткосрочную, важно при анализе активов предприятия и их оборачиваемости. Удельный вес оборотных активов предприятия (отношение оборотных активов к общей сумме активов) показывает, какую долю своих активов предприятие использует в производственном обороте. Коэффициенты оборачиваемости (отношение определённых видов активов к выручке за период) показывают, сколько раз определённые виды активов прошли через производственный оборот [29, С. 70].

Таким образом, чисто методологический вопрос деления задолженности на долгосрочную и краткосрочную, очень важен для анализа. Общепринятой границей между долгосрочной и краткосрочной задолженностью является срок погашения через один год. Ниже этого порога задолженность считается краткосрочной, выше – долгосрочной. Такое деление для целей составления бухгалтерской задолженности закреплено Положением о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации от 27.12.94 с последующими изменениями и дополнениями, а также рядом других нормативных актов Минфина Российской Федерации.

Для анализа долгосрочной задолженности используется дисконтирование денежных потоков. Дисконтирование позволяет учитывать временную стоимость денежных средств, то есть возможность их краткосрочного использования. Краткосрочные текущие планы составляют без дисконтирования, то есть по номиналу, полагая, что искажением данных в этом случае можно пренебречь.

Анализируя просроченную задолженность заказчиков, прежде всего определяют дату её возникновения. Далее определяется эффективность мер, принимаемых поставщиками для ускорения полученных средств.

При оценке просроченной задолженности следует иметь в виду, что у поставщика может числиться кредиторская задолженность своему покупателю – плательщику (частично взыскание с него платежа). На эту сумму нужно уменьшить размер задолженности.

При анализе прочей дебиторской задолженности необходимо иметь в виду, что относящиеся к ней суммы учитываются на различных статьях баланса. Анализируя прочую дебиторскую задолженность, следует рассмотреть те суммы, которые относятся к задолженности за подотчётными лицами по выданным им денежным средствами. При анализе рассматривается давность аванса, выявляются случаи длительного разрыва во времени между получением аванса и их расходованием. Нормальной можно считать задолженность, по которой ещё не истёк срок представления отчётов о расходовании средств.

Задолженность рабочих и служащих за квартплату и коммунальные услуги анализируется путём выяснения просроченных платежей и рассмотрения мер, принимаемых предприятием к их погашению.

В анализе прочих дебиторов находит отражение своевременность платежей рабочих и служащих за товары, приобретённые в кредит. Просроченная задолженность обычно выделяется в балансе отдельной статьёй. В пассиве баланса источником покрытия такой задолженности являются ссуды банка, полученных на оплату товаров и материалов, проданных в кредит. Если из-за несвоевременного погашения рабочими и служащими кредита их задолженность предприятию превышает имеющуюся у предприятия ссуду банка, сумма превышения рассматривается как дебиторская задолженность.

Анализ дебиторской задолженности должен также показать, как осуществляются расчёты по возмещению материального ущерба, начисленного возникшими недостачами и хищением ценностей, в том числе и по искам, предъявленным по взысканию через суд, а также суммы, присуждённые судом, но не взысканные. При анализе выявляют, своевременно ли предъявляются документы в судебно-следственные органы для возмещения ущерба.

Состояние кредиторской задолженности характеризует расчётные взаимоотношения с поставщиками, бюджетом, рабочими и служащими. При проверке сумм, относящимся к поставщикам, акцептованным расчётным документам и неотфактурованным поставкам, следует иметь в виду, что их величина во многом зависит от равномерности и объёма поставок в конце отчётного периода, применяемых форм и порядка расчётов и т.д.

У ряда предприятий значительная часть кредиторской задолженности относится к просроченной задолженности поставщика.

При анализе причин финансовых затруднений рекомендуется детально рассмотреть факторы, оказавшие влияние на сохранение собственных оборотных средств, накопления сверхнормативных оборотных остатков товарно-материальных ценностей и возникновение дебиторской задолженности [29, С. 100].

 

1.1.3 Формы расчётов с поставщиками и подрядчиками

В практике существуют следующие виды расчетов, которые условно можно классифицировать следующим образом:

денежные формы расчетов;
безденежные формы расчетов.

К безденежной форме расчетов относится только бартерные сделки, безвалютный, сбалансированный обмен товарами и услугами, обусловленный главным образом нехваткой иностранной валюты. Оформляется единым договором, в котором содержится оценка товаров (услуг), необходимая для эквивалентности обмена, определения страховых сумм, оценки претензий, начисление санкций.

Все остальные расчеты относятся к денежной форме. Денежные формы расчетов подразделяться на наличные и безналичные.

Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными фондами производится в виде безналичных платежей.

Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги [32, С. 122].

Для хранения денежных средств и операций по расчётам предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, открывают в учреждениях банков расчётные счета.

Для открытия расчётного счёта предприятие должно в учреждение выбранного им банка следующие документы:

заявление на открытие счёта установленного образца;
нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного договора и регистрационного свидетельства;
справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;
копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;
копию письма о присвоении статистических кодов;
карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально.

Движение средств на расчётном счёте оформляются платёжными документами. Денежный чек – письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек должен содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта, сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, оттиск гербовой печати. По чеку предприятия получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы.

Объявление на взнос денег наличными – письменное распоряжение владельца счёта банку зачислить на расчётный счёт деньги, сдаваемые из кассы. В нём проставляются номер расчётного счёта, сумма взноса и дата. После сдачи денег в кассу банка, кассир предприятия получает квитанцию, подтверждающую данную операцию.

Платёжное поручение – письменное распоряжение владельца счёта банку на перечисление средств с его счёта на счет получателя.

Безналичные расчёты предприятия осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю – продажу сырья, материалов, реализацию выполненных работ. Их учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчёты разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют расчёты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися в разных населённых пунктах. Их основными формами расчётов являются расчёты платёжными поручениями – требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы. Одногородними называют расчёты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населённом пункте. Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей, платёжными поручениями – требованиями, платёжными поручениями и расчётными чеками.

Расчёты платёжными поручениями – требованиями. При данной форме расчётов, получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате получателю через банк определённой суммы за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Оплата платёжных поручений – требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт в расчётах означает согласие плательщика на оплату. Плательщик имеет право отказаться от акцепта счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаконной, недоброкачественной, нестандартной и т.д. продукции. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, поступлении части не заказанной, недоброкачественной и т.д., продукции.

Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствие с положением о поставках продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления. Особенности аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитив – это поручение отделения банка покупателя, отделению банка поставщика, об открытии специального аккредитивного счёта, для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Выплаты по аккредитиву производят в течении срока его действия в банке поставщика в полной аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приёмо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара [32, С. 200].

Расчёты чеками. Расчётный чек содержит письменное поручение владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в чеке суммы денег с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчётов всё шире используется при одногородних расчётах. Расчёты в порядке плановых платежей производят в тех случаях, когда между подрядчиком и заказчиком сложились устойчивые хозяйственные и расчётные отношения, а взаиморасчёты носят регулярный характер. Сущность данной формы заключается в том, что заказчик оплачивает будущую продукцию равными суммами и в сроки, установленные соглашением. Расчёт в порядке плановых платежей заказчики отражают на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», подрядчики – на счёте 62 «Расчёт с покупателями и заказчиками».

Расчёт, основанный на зачёте взаимных требований. При данной форме расчётов взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платёж в установленном порядке.

Взаимные расчёты могут быть разовыми и постоянными, между двумя организациями или их группой. Сроки и порядок расчётов устанавливаются соглашением сторон между организациями по согласованию с учреждением банка.

Применение безналичных расчётов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надёжную сохранность [32, С. 210].

Данные бухгалтерского учёта – это международный язык предприятий всех уровней. Без правильного ведения учёта невозможно:

обеспечить контроль над наличием и движением имущества, и рациональным использованием ресурсов;
своевременно предупреждать негативные факты в хозяйственной деятельности, выявлять и мобилизовать резервы, разрабатывать меры по их использованию;
получать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности;
правильно рассчитываться с финансовыми органами.

 

1.1.4 Особенности документального оформления расчётов с поставщиками  и подрядчиками

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключённых между заказчиками (покупателями) и подрядчиками (поставщиками) хозяйственных договоров. В договорах оговариваются: виды поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели материальных ценностей или услуг, порядок расчётов (условия платежей).

Порядок расчётов по внутри российским поставкам на территории России между покупателями и поставщиками определяется в соответствие с Положением о безналичных расчётах в РФ, а по экспортно-экспортным поставкам – в соответствие с правилами международных расчётов.

Условия внутри российских поставок формируются в соответствие с принятыми в стране условиями (франко-завод изготовитель, франко-станция отправления, франко-вагон, франко-станция назначения и др.), определяющими юридические права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.

Условия экспортно-импортных поставок формируются на основе международных торговых условий «Инкотермс», установленных Международной торговой палатой. В соответствие с этими условиями чётко определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю, несёт риск и ответственность при осуществлении этих функций и при гибели или порче товара. Приобретение материальных ценностей на стороне может осуществляться только двумя вариантами. При первом варианте для приобретения материальных ценностей на стороне предприятие назначает своего поверенного. Ему выдают подотчёт наличные деньги с правами получения ценностей и немедленной оплаты за них, либо доверенность, по которой можно получить материальные ценности, в счёт договоренности, имеющей место между предприятиями в виде договора поставок или гарантийного письма с визой руководителя поставщика (независимо, оплачены материальные ценности предварительно или нет). Доставка материальных ценностей в таких случаях осуществляется само вывозом, независимо от географического расположения покупателя и поставщика.

При втором варианте (отдаленность поставщика от покупателя, и/или постоянство поставок) поставки осуществляет посредник – транспортное предприятие.

Для выполнения, каких-либо операций по получению материальных ценностей на стороне поверенному лицу предприятия (экспедитору) выдаётся доверенность (ф. №М-2) (приложение Б). Все доверенности в момент выдачи в специальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименования ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности имеется роспись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска печати предприятия [32, С 140].

Поступление сырья, материалов, оборудования на предприятие по второму варианту может осуществляться железнодорожным, автомобильным, морским и другими видами транспорта. Поставка через посредника может осуществляться только при наличии договора – контракта о поставке. Оплата за такие поставки может быть осуществлена в виде предоплаты, аккредитивом, чеком, наличными либо на бартерной основе до момента получения материальных ценностей либо после. Это зависит от условий договора (контракта).

По предъявлении доверенности и квитанции, поступившей от отправителя груза, экспедитор может получить груз в багажном отделении железной дороги, в речном порту, в аэропорту или раскредитовать (получить право на вскрытие вагона, выгрузку и приём груза).

Принимая груз, экспедитор должен проверить, нет ли на таре и упаковке следов боя, порчи, а также соответствует ли количество мест поступивших грузов данным, указанным в транспортной накладной. Если при приёмке груза возникнут сомнения в его сохранности (например, будут обнаружены повреждения вагонов, контейнеров, упаковки, отсутствие пломб и т.п.) экспедитор должен потребовать проверки всего груза с целью выяснения его сохранности совместно с представителем (весовщиком) транспортной организации.

При обнаружении недостачи сырья и материалов, боя, повреждённой тары, составляется коммерческий акт в двух экземплярах (один забирает экспедитор), который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации. В её адрес направляется претензионное письмо с приложением документов (акт, накладная, квитанция и другие) и предложением возместить сумму убытка. Для предъявления претензий к транспортным организациям законом установлен шестимесячный срок. Транспортные организации в течение трёх месяцев обязаны рассмотреть претензию и уведомить заявителя о своём решении. Если отклонена или оставлена без ответа, заявитель имеет право предъявить иск в арбитражный суд в двухмесячный срок со времени получения отказа или времени, когда истекли сроки для ответа на претензионное письмо.

По договорённости (после согласования способа оплаты) экспедитор может получить груз непосредственно у поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов (счёт-фактура) (приложение В).

Полученный груз с сопроводительными документами экспедитор доставляет на склад своего предприятия.

При доставке автотранспортом, водитель автохозяйства является представителем поставщика и вместе с грузом вручает кладовщику один экземпляр товарно-транспортной накладной.

Вместе с поступившим грузом в адрес покупателя поступают сопроводительные документы. При отсутствие таковых (или в случае поступления груза с нарушением договорных условий, или не по назначению) груз принимается на ответственное хранение на забалансовый счёт №002, с сообщением отправителю, если имеются его реквизиты.

На этом счёте материалы, принятые на ответственное хранение, учитываются до тех пор, пока от поставщика не поступят документы или распоряжение о возврате материалов, об их отгрузке в другой адрес или реализации на месте.

За нарушение условий договоров поставщики и покупатели несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки, штрафов и пени за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчётных документов и за необоснованный отказ [30, С. 23].

Независимо от оплаты и доставки, порядок оприходования материальных ценностей должен отвечать определённым требованиям. При любом варианте получения материальных ценностей у поставщика и любом варианте доставки, их предъявляют кладовщику для оприходования. Приёмка на складе производится методом прямого счёта, взвешивания, обмера и внешнего осмотра, с целью выявления соответствия данным сопроводительных документов. В случае несоответствия количества и качества поступивших материалов данным сопроводительных документов, составляется приёмный акт. Акт составляют и подписывают члены специальной комиссии, назначенной руководителем предприятия, кладовщик и представитель поставщика. В дальнейшем на основе акта к поставщику могут быть предъявлены соответствующие претензии. Если не обнаружено никаких расхождений с документами, кладовщик выписывает приходный ордер или приёмную фактуру в двух экземплярах. Вместо выписки приходных ордеров кладовщик может поставить на сопроводительный документ (если их поступило 2 экземпляра) штамп, удостоверяющий получение. 

Экспедитор все документы, по доставленным на склад материальным ценностям с отметкой кладовщика в их приёмке, сдаёт в бухгалтерию для списания с него выданной ранее доверенности. Для отчёта за полученные наличные средства, экспедитор составляет авансовый отчёт с приложением (приложение Г) документов, подтверждающих как факт приобретения материальных ценностей (чеки, счета – фактуры), так и факт сдачи их на склад (приёмная фактура, приходный ордер), либо передачи в производство (требование). Материальные ценности хранятся на складах под наблюдением материально – ответственных лиц, с которыми заключают договор о материальной ответственности. Материалы на складах учитываются в карточках складского учёта (приложение Д), открываемых на каждое отдельное наименование материала. В карточках указываются наименования материала, номенклатурный номер, размер, сорт, место хранения, единица измерения, учётная цена, балансовый счёт, норма запаса и другие данные [32, С. 250].

 

1.1.5 Синтетический и аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками

Счет 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей,
работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или
счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке
материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками»производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей счет 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется
согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача
сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика
(после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором.

За неотфактурованные поставки счет 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей,
определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в
договорах.

Счет 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на
суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных
средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной
оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете [24, С 87].

Аналитический учет по счету 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками»ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в
порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность
получения необходимых данных по:

поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам,
срок оплаты которых не наступил;
поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
поставщикам по неотфактурованным поставкам;
авансам выданным;
поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
поставщикам по просроченным оплатой векселям;
поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Учёт расчётов с поставщиками материальных ценностей и услуг организуется на счёте 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками». Счёт по отношению к балансу – пассивный. По кредиту счёта 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» отражается задолженность с поставщиками, по дебету – уменьшение этой задолженности [19, С 40].

Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаях сальдо по счёту 60 может быть и дебетовым, это означает, что сумма за материальные ценности поставщиком оплачена, но на конец месяца эти материальные ценности не поступили, числятся как товары в пути.

Счёт 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» корреспондирует со счетами:

Оприходование материальных ценностей, начисление стоимостных услуг по их доставке.

Дебет счёта 07 «Оборудование к установке».

Дебет счёта 10 «Материалы».

Дебет счёта 41 «Товары».

Кредит счёта 60.

Начисление задолженности на приобретение машин и оборудования, за выполнение строительных работ и оказание услуги.

Дебет счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Кредит счёта 60.

Начисление покупной стоимости материальных ценностей.

Дебет счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Кредит счёта 60.

Начисление к уплате стоимости выполняемых работ и услуг.

Дебет счёта 20 «Основное производство».

Дебет счёта 23 «Вспомогательные производства».

Дебет счёта 25 «Общепроизводственные расходы».

Дебет счёта 26 «Общехозяйственные расходы».

Дебет счёта 28 «Брак в производстве».

Дебет счёта 29 «Обслуживание производства и хозяйства».

Дебет счёта 97 «Расходы будущих периодов».

Дебет счёта 44 «Расходы на продажу».

Кредит счёта 60.

Возврат излишне перечисленных сумм.

Дебет счёта 51 «Расчётный счёт».

Дебет счёта 52 «Валютный счёт».

Кредит счёта 60.

Отражение задолженности по расчётам между поставщиком (подрядчиком) и покупателем (заказчиком), когда предприятие является и тем и другим.

Дебет счёта 62 «Расчёт с покупателями и заказчиками».

Кредит счёта 60.

Отражение убытков от списания дебиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности, начисление штрафов, неустоек и других санкций, присуждённых судом или признанных предприятием к уплате.

          Дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы».

          Кредит счёта 60.

При поступлении различных материальных ценностей обнаружена их недостача (до оприходования) в пределах норм естественной убыли или принятая по вине предприятия, его работников.

Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Кредит счёта 60.

Отнесение стоимости ремонта, принятого техническим обменным пунктом, за счёт созданного резерва.

Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов».

Кредит счёта 60.

Списание сомнительной к получению задолженности поставщиков и подрядчиков.

Дебет счёта 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Кредит счёта 60.

По дебету счёта.

Списание возвращённых поставщику ранее оприходованных на склад материальных ценностей при обнаружении дефектов.

Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит счёта 07 «Оборудование к установке».

Кредит счёта 10 «Материалы».

Отнесение сумм, начисления поставщикам и подрядчикам за оказание им услуги по транспортировке, отгрузке, реализации продукции.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 90 «        Продажи».

Оплата счетов поставщиков.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 50 «Касса».

Кредит счёта 51 «Расчётный счёт».

Кредит счёта 52 «Валютный счёт».

Кредит счёта 55 «Специальные счета в банках».

Штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий хозяйственных договоров, присуждённые или признанные должником. Зачисление в доходы невостребованной кредиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 91 «Прочие доходы и расходы».

Оплата счетов поставщиков и подрядчиков за счёт краткосрочных кредитов.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

 

1.2 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2.1 Сущность и значение аудита

В условиях рыночных отношении информация о финансовом состоянии и результатах деятельности экономических субъектов является предметом внимания различных пользователей. Администрации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные тенденции. Для этого менеджеры получают сведения из оперативной внутренней отчетности. Акционеры, кредиторы, потенциальные инвесторы используют для принятия управленческих решений данные бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться, что она составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства и объективно отражает состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, необходимо привлекать специалистов, обладающих соответствующей  квалификацией. Исторически сложилось, что такой квалификацией обладают аудиторы.

Аудит представляет собой «независимое представление специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом» [22, С. 23].

В ходе аудита должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства и сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Аудит бухгалтерской отчетности отличается от таких видов контроля, как ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям между проверяющим и клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки и т. д.

Так, целью ревизии является выявление недостатков для их устранения и наказания виновных. Она выполняется на основе инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов и предназначена для обеспечения сохранности активов, пресечения и профилактики злоупотреблений. Акт ревизии - внутриведомственный документ, в котором фиксируются все выявленные, даже незначительные недостатки. Акт и другая информация передается вышестоящему и другим контролирующим органам для принятия организационных выводов, взысканий. Ревизию проводят работники ревизионного аппарата, ее оплачивает вышестоящая организация или государственный орган [25, С. 34].

Арбитражным процессуальным кодексом РФ (статья 66 - 68), Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (статья 74 - 78) и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР (статья 78, 80 - 82) предусмотрено проведение в отдельных случаях экспертизы по арбитражным, гражданским и уголовным делам, возбужденным по фактам причинения материального ущерба предприятиям, гражданам или государству. Такая экспертиза осуществляется по решению судебных органов, органов дознания, прокуратуры в процессуально - правовой форме, обеспечивающей получение доказательств и применение экспертных знаний в области экономики и бухгалтерского учета при изучении совершенных хозяйственных операций. Эта экспертиза имеет ряд отличительных особенностей:

проверка проводится не на предприятии, а непосредственно в помещении экспертного учреждения;
все документы, подлежащие экспертизе, изымаются на предприятии в  установленном порядке;
все бухгалтерские документы (первичные, сводные, отчетные и т.п.), относящиеся к изучаемым вопросам, тщательно проверяются с целью определения правильности и законности оформления хозяйственных операций;
в ходе проверки используются сведения, содержащиеся в  актах документальных ревизии и проверок других контролирующих органов, заключениях экспертов, показаниях обвиняемых, свидетелей и других материалах, относящихся к конкретному делу.

При проведении таких экспертиз устанавливается соответствии (или не соответствие) имеющихся бухгалтерских документов, отражающих сущность хозяйственных операций, требованиям действующих нормативных документов. Проверяющий должен дать четкие ответы на конкретно поставленные  вопросы: определить документальную обоснованность суммы предъявленного  иска, выяснить круг должностных лиц, ответственных за сохранность товарно-материальных ценностей и денежных средств, ставших объектом хищений. Подлежит также установлению круг должностных ли по действующему законодательству были обязаны обеспечить выполнение  требований бухгалтерского учета и контроля, несоблюдение которых  явилось одной из причин вскрытых злоупотреблений.

Аудит бухгалтерской отчетности заключается в выражении достоверности такой отчетности. Он осуществляется в рамках предпринимательской деятельности на основе договора между аудиторской организацией и клиентом. Аудит проводится независимым экспертом, предполагает равноправные отношения сторон, сотрудничество между ними. Он направлен на выявление причин искажения бухгалтерской отчетности, факторов, ухудшающих финансовое положение предприятия. По результатам проверки формулируется аудиторское заключение и рекомендации для клиента, обеспечивается конфиденциальность информации [25, С 75].

Несмотря на существенные различия между аудитом бухгалтерской  отчетности и ревизией целый ряд ревизорских методов, приемов, подходов к  проверке рационально используется в аудите. В свою очередь, аудитор может быть привлечен по поручению государственного органа в эксперта-бухгалтера для проведения ревизии или экспертизы. При этом он как высококвалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как  несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Деятельность аудиторов, как правило, не ограничивается только проверкой бухгалтерской отчетности предприятия, но и предполагает оказание своим клиентам на договорной основе различных дополнительных  услуг. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» определяет аудиторскую деятельность как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей [26, С. 45].

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание следующих услуг:

постановка, восстановление  и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
налоговое консультирование;
анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
проведение маркетинговых исследований;
проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

При оказании сопутствующих  аудиту услуг аудиторская организация должна действовать в соответствии с заданием, согласованным с заказчиком, планировать и документировать выполняемые работы. По итогам проведенных работ должен быть подготовлен документ, отражающий результаты и выводы аудиторской организации. Если аудиторская организация систематически оказывает сопутствующие услуги, то должна быть организована система контроля качества этих услуг, подготовлены и применяться типовые формы отчетности по ним.

Таким образом, понятие «аудиторская деятельность»  шире понятия «аудит бухгалтерской отчетности» и помимо него включает сопутствующие аудиту услуги.

Аудитор обязан неукоснительно соблюдать налоговое законодательство во всех аспектах. При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудиторы руководствуются интересами клиента. Однако он не должен способствовать фальсификации с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. Обо всех выявленных в ходе проверки ошибках в расчетах и уплате налогов аудиторам следует проинформировать администрацию экономического субъекта. Рекомендации и советы по налогообложению аудиторы обязаны представлять клиенту только в письменном виде. При этом они должны стремиться не обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключат любые проблемы с налоговыми органами, а также предупредить, что ответственность за составление и содержание налоговой отчетности лежит на самом клиенте [30, С. 65].

 

1.2.2 Организация аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

Разнообразие участников расчетных операций и форм расчетов между ними создают предпосылки для нарушений при осуществлении расчетных операций и поэтому требуют постоянного контроля за их проведением и отражением в учете.

Цель аудита расчетных операций – оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление договорной и расчетной дисциплины и улучшение финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции организации-заказчика – различными приемами и методами контроля.

Проверка состояния законности и целесообразности включает расчеты с поставщиками и подрядчиками (счет 60). Кроме того, проверке подвергаются субсчета и аналитические счета по указанным синтетическим счетам.

При проверки расчетных операций аудитор должен учитывать особенность  организации, использующие рабочий план счетов.

Целесообразно сначала выявить наличие, соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности остаткам той или иной задолженности, затем установить дату и характер ее возникновения. Законность и реальность, а также пути своевременного погашения задолженностей и укрепления расчетно-платежной дисциплины определяются посредством проведения фактического и документальных форм контроля.


Скачать архив (88.0 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: