| Главная » Аудит |
|
Содержание Содержание …… 2 Введение …. 3 Глава 1 Теоретические основы учета расчетов на предприятиях …. 7 1.1 Виды и формы расчетов .. 7 1.2 Нормативное регулирование учета расчетов …….11 1.3 Учет текущих обязательств и расчетов …..12 Глава 2 Состояние учета расчета с подотчетными лицами на предприятии ФГУП «НПО «Марс» ….22 2.1 Организация бухгалтерского учета на предприятии …….22 2.2 Первичный учет расчетов с подотчетными лицами ..27 2.2.1 Классификация документов по учету расчетов с подотчетными лицами….27 2.2.2 Выдача и оформление подотчетных сумм ...31 2.2.3 Учет расчетов с подотчетными лицами по суммам, выданным на административно-хозяйственные и представительские расходы ..34 2.2.4 Оформление и учет командировочных расходов в пределах Российской Федерации …43 2.2.5 Оформление и учет командировочных расходов за пределы Российской Федерации ……51 2.3 Аналитический и синтетический учет … 57 2.4 Основные направления совершенствования расчетов с подотчетными лицами. 62 Глава 3 Аудит расчетов с подотчетными лицами …… 65 3.1 Задачи учета и аудита с подотчетными лицами …. 65 3.2 Проведение аудита расчетов с подотчетными лицами на предприятии ФГУП «НПО «Марс» ….. 68 Заключение ….. 79 Список использованных источников … 85 Приложения ………. 89
Введение Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия возникает потребность использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам, выдачи им средств на представительские цели, для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц, для оплаты выполненных работ, оказания услуг, а также на иные хозяйственно-операционные цели. Тема расчетов предприятий с сотрудниками, выезжающими в служебные командировки, как по России, так и в другие страны, достаточно хорошо изучена и освещена в экономической прессе и специальных изданиях. К тому же командировочные расходы относятся к категории затрат предприятия, которые постоянно находятся под пристальным вниманием проверяющих органов. На этом объекте учета замыкается комплекс вопросов, связанных с отражением в бухгалтерском учете и налогообложении. Но в то же время следует заметить, что большинство публикаций на эту тему сводится, как правило, к рассмотрению действующих нормативных документов и описанию порядка оформления первичных документов. Несомненно, такие публикации имеют определенную значимость для практикующего бухгалтера, так как правильно организованный учет в значительной степени является залогом достоверного формирования финансовой отчетности и, соответственно, налогооблагаемой базы по ряду налогов, однако опыт проведения аудиторских проверок предприятий показывает, что на практике возникает более широкий спектр проблем учета и налогообложения, чем описывается в нормативных документах. Целью дипломной работы является обобщение и анализ данных бухгалтерского учета и аудита расчетов с подотчетными лицами. Эта тема бухгалтерского учета очень широка и охватывает массу информации и большой круг бухгалтерской документации. Исходя из цели дипломной работы, были поставлены следующие задачи: изучить теоретический материал учета расчетов; Указанные цели и задачи определили логику изложения материала и структуру работы, состоящую из трех глав. Первая глава освещает теоретические основы учета расчетов на предприятиях. Состояние учета расчета с подотчетными лицами на предприятии ФГУП «НПО «Марс» представлены во второй главе. В третьей главе раскрыты вопросы аудита расчетов с подотчетными лицами. В процессе своей деятельности практически каждый бухгалтер сталкивается с проблемой правильного учета и налогообложения командировочных расходов. При этом часто возникают вопросы в частности, что считать служебной командировкой, каков порядок командирования сотрудников предприятия, работающих по совместительству или выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера какими нормативными документами, затрагивающими вопросы командировочных расходов, необходимо руководствоваться в настоящее время Большая роль при этом отводится бухгалтерскому учету, с помощью которого сплошным образом непрерывно и взаимосвязано отражаются все документально подтвержденные хозяйственные операции, чем обеспечивается достоверность своевременность и точность информации. Правильная организация учета расчетов с подотчетными лицами, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за использованием на предприятии денежных средств и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой. Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами являются: своевременное, полное и достоверное отражение на счетах бухгалтерского учета фактических затрат на командировочные расходы; На эти и другие типичные вопросы, связанные с учетом расчетов с подотчетными лицами, мы постараемся дать ответы в рамках этой работы на примере предприятия ФГУП НПО «Марс». Федеральное государственное унитарной предприятие научно-производственное объединение «Марс» (НПО «МАРС») является государственным унитарным предприятием, находящимся в государственной собственности Российской Федерации. НПО «МАРС» создано в соответствии с приказом Министра судостроительной промышленности СССР от 3 Марта 1978 г. № 0139. Местоположение – Россия, г. Ульяновск. С 01.02.2006 г. ФГУП НПО «Марс» поменяло организационно-правовую форму на ФНПЦ ОАО НПО «Марс». Предприятие является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Российского агентства по судостроению. НПО «МАРС» не имеет филиалов, представительств, дочерних предприятий. Имущество предприятия является государственной собственностью и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Собственником имущества предприятия является Российская Федерация. НПО «МАРС» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак. НПО «МАРС» создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Виды деятельности предприятия: проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, технологических работ по созданию сложной продукции производственно-технического назначения; НПО «МАРС» является юридическим лицом со статусом коммерческой организации согласно праву Российской Федерации.
Глава 1 Теоретические основы учета расчетов на предприятиях 1.1 Виды и формы расчетов В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространёнными видами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Из внутренних расчетов следует обратить особое внимание на расчеты с подотчетными лицами и на расчеты с персоналом по прочим операциям. Эти расчеты производятся в основном наличными денежными средствами и связаны с оплатой расходов предприятия. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, рациональная организация расчетов, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида [19]. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте [20]. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках. Наличными же средствами ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования. Основными задачами учета расчетных операций являются: своевременное и правильное документирование операций по движению расчетов; Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы. Расчетные операции обслуживаются наличным и безналичным денежным обращением. Многообразие хозяйственных операций, по которым возникают расчеты, и многообразие форм расчетов вызывает необходимость формирования дифференцированной информации о них. Таким образом, для отражения задолженности в учете должны быть использованы следующие классификационные признаки: наличный или безналичный способ погашения; Между предприятиями, учреждениями и организациями большинство расчетов проводятся безналично. Они возникают в связи с разрывом во времени между событиями предоставления услуг (начисления обязательств) и оплаты за них. При многообразии форм собственности и деятельности предприятий в условиях развития товарно-денежных отношений безналичные расчеты регулируются «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 23.12.2002 г. № 2-П [20]. Положение о расчетах исходит из принципа свободы выбора предприятиями форм расчетов и закрепления их в договорах, а также невмешательства банка в договорные отношения предприятий. Безналичные расчеты осуществляются банками с банковских счетов предприятий, а также могут осуществляться через банки, в которых не открыты счета предприятий, осуществляющих платежи, либо в пользу которых произведен платеж. Банк хранит денежные средства предприятий на их счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями). Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В течение этого времени оба контрагента у себя в учете должны отразить величину задолженности - своей или чужой. Таким образом, в учете у одного контрагента будет отражена дебиторская задолженность, а у другого - кредиторская. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), заменяющих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие). Клиенты самостоятельно выбирают банки для расчетного и кассового обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным). Наличными же средствами ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денежных средств совершается посредством кассовых операций. Документы на получение (выдачу) наличных денежных средств должны быть составлены в соответствии с требованиями положений Банка России о порядке ведения кассовых операций. При операциях с наличными средствами используются: объявление на взнос наличными - для внесения наличных денежных средств на расчетный счет; Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования. 1.2 Нормативное регулирование учета расчетов Основными нормативными документами по учету расчетов являются: Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I-II; Учет денежных средств регулируется следующими нормативными документами: Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н (ПБУ 3/2000); 1.3 Учет текущих обязательств и расчетов Учет расчетов предприятия и организаций с контрагентами ведется на счетах раздела VI «Расчеты» в Плане счетов. Счета этого раздела предназначены для обобщения информации обо всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов [16]. Расчеты иностранными валютами учитываются на счетах этого раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти расчеты отражаются в валюте расчетов и платежей. Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за: полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; Организации, осуществляющие при выполнении договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или счетов учета соответствующих затрат. Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику [25, с. 46]. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику [24, с. 52]. Счет 63 "Резервы по сомнительным долгам" предназначен для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам. На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам". При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Аналитический учет по счету 63 "Резервы по сомнительным долгам" ведется по каждому созданному резерву. Счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" предназначен для обобщения информации о состоянии краткосрочных (на срок не более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией. Счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" предназначен для обобщения информации о состоянии долгосрочных (на срок более 12 месяцев) кредитов и займов, полученных организацией [25, с.519]. Суммы полученных организацией краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счетов 66 и 67 соответственно и дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и т.д. Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате отражаются по кредиту счетов 66 и 67 в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы". Начисленные суммы процентов учитываются обособленно. Аналитический учет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям и другим займодавцам, предоставившим их [25, с.532]. Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки" - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму НДФЛ и т.д.). По дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" ведется по видам налогов. Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации. К счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут быть открыты субсчета: на субсчете 69-1 ""Расчеты по социальному страхованию" учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации; При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут открываться дополнительные субсчета [33]. Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. Также по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами. По дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование. Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации [25, с.738]. По кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются суммы: оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников; По дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний. Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по депонированным суммам"). Аналитический учет по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" ведется по каждому работнику организации. Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы [30, с. 44-48]. На выданные под отчет суммы счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов. Аналитический учет по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" ведется по каждой сумме, выданной под отчет. Счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами. К счету 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" могут быть открыты субсчета: 73-1 "Расчеты по предоставленным займам"; По дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" отражается сумма предоставленного работнику организации займа в корреспонденции со счетом 50 "Касса" или 51 "Расчетные счета". В дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся с кредита счетов 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и 98 "Доходы будущих периодов" (за недостающие товарно-материальные ценности в сумме разницы между взыскиваемой и балансовой стоимостью), 28 "Брак в производстве" (за потери от брака продукции) и др. По кредиту счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" записи производятся в корреспонденции со счетами: учета денежных средств - на суммы внесенных платежей; 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на суммы удержаний из сумм по оплате труда; 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - на суммы списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска. Аналитический учет по счету 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" ведется по каждому работнику организации [25, с.750]. Счет 75 "Расчеты с учредителями" предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации (акционерами акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов (дивидендов) и др. Государственные и муниципальные унитарные предприятия применяют этот счет для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления. К счету 75 "Расчеты с учредителями" могут быть открыты субсчета: 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал"; При создании акционерного общества по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетом 80 "Уставный капитал" принимается на учет сумма задолженности по оплате акций. При фактическом поступлении сумм вкладов учредителей в виде денежных средств производятся записи по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами по учету денежных средств. Взнос вкладов в виде материальных и иных ценностей (кроме денежных средств) оформляется записями по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и др. Выплата начисленных сумм доходов отражается по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Аналитический учет по счету 75 "Расчеты с учредителями" ведется по каждому учредителю (участнику), кроме учета расчетов с акционерами-собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах [25, с.759]. Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60-75: по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др. К счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" могут открываться субсчета: 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию", в котором организация выступает страхователем. Исчисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или других источников страховых платежей. Перечисление сумм страховых платежей страховым организациям отражается по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев списываются с кредита счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" на счет 99 "Прибыли и убытки". Аналитический учет по субсчету 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования [25, с.782]. 76-2 "Расчеты по претензиям", на котором отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Аналитический учет по субсчету 76-2 "Расчеты по претензиям" ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям. 76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам", где учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества. Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов (51 "Расчетные счета" и др.) и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". 76-4 "Расчеты по депонированным суммам" и др. На субсчете 76-4 "Расчеты по депонированным суммам" учитываются расчеты с работниками организации по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей). Счет 77 "Отложенные налоговые обязательства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых обязательств. По кредиту счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражается отложенный налог, уменьшающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода. По дебету счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражается уменьшение или полное погашение отложенных налоговых обязательств, в счет начислений налога на прибыль отчетного периода. Отложенное налоговое обязательство при выбытии объекта актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается с дебета счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" в кредит счета 99 "Прибыли и убытки". Аналитический учет отложенных налоговых обязательств ведется по видам активов или обязательств, в оценке которых возникла налогооблагаемая временная разница. Счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" предназначен для обобщения информации обо всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты), в частности, расчетов по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п. К счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" могут быть открыты субсчета. Аналитический учет по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс, а расчетов по договорам доверительного управления имуществом - по каждому договору.
Глава 2 Состояние учета расчета с подотчетными лицами на предприятии ФГУП «НПО «Марс» 2.1 Организация бухгалтерского учета на предприятии С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач. Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов па прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Учетная политика НПО «МАРС» формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" допущений и требований [23, с.25]. Учетная политика НПО «МАРС» сформирована главным бухгалтером и утверждена приказом генерального директора № 332 от 31.12.2004 г. (приложение А). При этом утверждены: рабочий план счетов [32, с.12]бухгалтерского учета (приложение Б); формы первичных учетных документов; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения приказа. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения. Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. На предприятии НПО «Марс» структура бухгалтерии представлена следующим образом (рис. 1). Рисунок 1 – Структура бухгалтерии НПО «Марс» На предприятии НПО «Марс» учётный аппарат сосредоточен в бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учёта на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации. Бухгалтерия является структурным подразделением, входящим в состав управления. Структура бухгалтерского аппарата комбинированная: группа учета материальных ценностей, отвечающая за учёт приобретения материальных ценностей, их поступление и расходование, осуществляет учёт готовой продукции на складах и её реализации; В группе сводного учета и отчетности проводятся операции по учету расчетов с подотчетными лицами. К функциям бухгалтера по расчетам с подотчетными лицами относятся: расчеты с подотчетными лицами по суммам, выданным на административно-хозяйственные и командировочные расходы (прием, проверка и проведение по счетам бухгалтерского учета авансовых отчетов); Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается директором предприятия. Он подчиняется непосредственно директору и несёт ответственность за формирование учётной политики, ведение б/у, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчётные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Первичные бухгалтерские документы служат основанием для бухгалтерских записей, также для руководства и управления предприятия. Документирование хозяйственных операций является одной из отличительных особенностей бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Так, обязательным условием отражения всех без исключения хозяйственных операций, проводимых организацией, в системном бухгалтерском учете является их оформление оправдательными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными). Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В отдельную группу документов следует выделить учетные регистры, то есть документы аналитического и синтетического учета (ведомости, журналы - ордера, бухгалтерские книги и т.д.). Правила документооборота и технология обработки учетной информации утверждаются в составе принятой организацией учетной политики[4]. Документооборот - движение документа с момента возникновения (получения) до сдачи в архив, после обработки и отражения в учете. Отсутствие графика документооборота не влечет за собой административной или финансовой ответственности, но значительно усложняет работу сотрудников бухгалтерии. На предприятии НПО «Марс» приказом генерального директора №333 от 31.12.2004 г. утвержден график документооборота (приложение В). Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета (первичные документы: акты, расходные, приходные кассовые документы, накладные и другие) должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета (главная книга, баланс). Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и отчетности. Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения. На предприятии НПО «Марс» рабочий план счетов подписывается главным бухгалтером, заместителями главного бухгалтера и утверждается заместителем генерального директора по экономике. Организация самостоятельно выбирает форму учета [4]. На предприятии НПО «Марс» документы для внутренней бухгалтерской отчетности используются полученные по программе «Инфин-бухгалтерия» на машинных и бумажных носителях. Для ведения текущего бухгалтерского учета хозяйственных операций используются элементы журнально-ордерной формы через систему учетных регистров, сальдо-оборотных ведомостей и аналитических карточек в соответствии с Инструкцией МФ РФ с применением их в автоматизированной форме учета в виде пользовательской бухгалтерской программы “Инфин” на базе ПЭВМ. На основании введенных данных легко и быстро можно сформировать выходные формы (бухгалтерский баланс, оборотную ведомость, акт сверки и др.). Принятая форма бухгалтерского учета в полной мере обеспечивает требования Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ и стандартов бухгалтерского учета. 2.2 Первичный учет расчетов с подотчетными лицами 2.2.1 Классификация документов по учету расчетов с подотчетными лицами Документы по учету расчетов с подотчетными лицами в НПО «Марс» подразделяются на три вида. 1) Документы, относящиеся к первому виду, составляются, как правило, в отделе кадров и бухгалтерии организации до начала командировки на основании служебной записки от заинтересованного подразделения (отдела, цеха). К таким документам относятся: приказ (распоряжение) руководителя, служебное задание, командировочное удостоверение, расчет суммы командировочных расходов, расходный кассовый ордер. 2) Документы второго вида командированный работник получает самостоятельно во время нахождения в командировке или при приобретении ТМЦ, оплаты работ, услуг. К ним относятся проездные документы (приложение Г), чеки ККМ, товарные чеки (приложение Д) и оформленные на имя организации с указанием НДС, а также фамилии, имена и отчества командированного лица, счет, накладная, акт, квитанция к приходному кассовому ордеру (приложение Е), счет–фактура. При покупках за наличный расчёт в организациях розничной торговли продавец обязан выдать покупателю, а покупатель вправе потребовать у продавца два документа - кассовый чек и товарный чек (или накладную). Кассовый чек является документом, подтверждающим факт оплаты товара. При этом кассовый чек должен содержать следующие реквизиты: наименование организации-продавца; Вместо кассового чека возможна выдача номерного бланка строгой отчётности по формам, утверждённым Министерством финансов РФ. Товарный чек (или накладная) в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учёте» должен содержать следующие реквизиты: наименование документа; В счёте–фактуре должны быть указаны: порядковый номер счёта-фактуры и дата выписки; Счёт-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ, услуг) (приложение Ж). 3) Третий вид – итоговая документация. Работник, возвратившийся из командировки, обязан сделать отметку о прибытии в командировочном удостоверении и в течение трех дней после окончания командировки по приказу представить подробный отчет руководству организации о результатах выполнения служебного задания (форма №Т–10а), в бухгалтерию – авансовый отчет об истраченных суммах полученных денежных средств. Скачать архив (101.8 Kb) Схожие материалы: |
| Всего комментариев: 0 | |