Главная » Аудит

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Содержание
 
Введение

Глава 1.  Организация бухгалтерского учета

1.1 Понятие и роль расчетов с покупателями и заказчиками в финансово-хозяйственной деятельности организации, их нормативно-правовое регулирование

1.2. Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками

1.3. Автоматизация учета расчетов с покупателями и заказчиками

1.4. Отражение в отчетности (бухгалтерской, налоговой, статистической)

Глава 2. Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками

2.1. Классификация методик

2.2 Нормативное обеспечение для проведения аудита

2.3. План и программа аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками

2.4 Процедуры проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками

3. Проверка учета расчетов в ООО «ААА»

3.1. Организационная структура предприятия

3.2. Отчет о проверке

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями – за купленные ими товары, с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Сомнительная дебиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях  клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета  и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Современное состояние бухгалтерского учета и анализа хозяйственной  деятельности достигло высочайшего своего развития. В результате перехода страны к рыночной экономике российский бухгалтерский учет принял государственную программу реформирования бухгалтерского учета с целью перехода на международную практику учета. Таким образом, реформирование бухгалтерского учета на основе международных стандартов оказывает существенное влияние на современное состояние бухгалтерского учета  и в дальнейшем будет развиваться в соответствии с их требованиями.

Оптимизация расчетов с разными дебиторами и кредиторами имеет не маловажное значение в бухгалтерском учете. Решение этой задачи в частности способствует хорошо налаженный учёт расчетов и их контроль.

Актуальность темы дипломной работы обоснована тем, что динамика изменения дебиторской и кредиторской задолженности, их состав, структура и качество, а также интенсивность их увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия.

Целью работы является учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками.

В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:

- выявить причины образования дебиторской и кредиторской задолженности;

- изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями;

- рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;

- изучить методику проведения аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками;

- изучить систему внутреннего контроля за состоянием расчётов с дебиторами и кредиторами, дать оценку её эффективности;

- оценить соответствие правил ведения учёта и порядок отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и нормативных документов;

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является ООО «ААА».

При написании работы использовались Федеральные Законы, Инструкции Госналогслужбы России, литература экономистов-теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати, а также данные  годовых отчетов и учетная политика анализируемого предприятия.

Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав.

В первой главе рассмотрена организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, определена их роль и нормативно-правовая база, рассмотрены вопросы автоматизации и отражение в отчетности данных о расчетах с покупателями и заказчиками.

Вторая глава посвящена организации аудиторской проверки данного участка учета, классификации методик и применяемых процедур, также в ней разработан план и программа аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Наибольший практический интерес имеет третья глава данной выпускной работы, в ней рассмотрена характеристика исследуемого предприятия ООО «ААА», и описаны результаты аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками в части ведения бухгалтерского учета

В заключении подведены итоги выполненной работы. Даны рекомендации руководству экономического субъекта по результатам проведенной проверки.

 

Глава 1.  Организация бухгалтерского учета.

1.1 Понятие и роль расчетов с покупателями и заказчиками в финансово-хозяйственной деятельности организации, их нормативно-правовое регулирование

Статья 1 Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 в редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 23.07.1998 г.  №123-ФЗ,  предусматривает в составе объектов бухгалтерского учета обязательства как неотъемлемая часть хозяйственной деятельности организации.

Обязательства возникают по разным причинам и в первую очередь при приобретении товарно-материальных ценностей, основных средств и прочих активов перед поставщиками, при осуществлении процесса производства перед работниками, перед покупателями и заказчиками, перед бюджетом, перед банками по полученным кредитам и т.п.

Факты возникновения обязательств и их погашения представляют собой расчетные отношения. При этом любая организация может выступать как дебитором, так и кредитором.

Под де­биторской понимают задолженность других организаций, работни­ков и физических лиц данной организации (задолженность покупате­лей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Кредиторской называют задолженность данной организации дру­гим организациям, работникам и лицам, которые называются креди­торами.

Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды со­циального назначения и другие подобные начисления называют обяза­тельными по распределению. Кредиторы, задолженность которым воз­никла по другим операциям, называют прочими кредиторами.

В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолжен­ности отражаются по их видам.

Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а кредиторская — на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По истечении срока исковой давности дебиторская и кредитор­ская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давно­сти установлен в три года. Для отдельных видов требова­ний законом могут быть установлены специальные сроки исковой дав­ности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давнос­ти списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов.

Списание задолженности оформляется приказом руководителя.

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давнос­ти списывается на финансовые результаты. В соответствии с Положением о составе затрат суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внере­ализационных доходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли.

Основным счетом, связанным с учетом реализации, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На нем в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным МФ РФ от 31.10.2000г. №94н, отражают как расчеты по полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями за отгруженную им и неоплаченную продукцию.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского  учета в России в том числе расчетов с покупателями и заказчиками состоит из документов четырех уровней.

Первую группу документов составляют Законы, Указы Президента, Постановления Правительства регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в  организации. К этой группе документов относится:

Гражданский кодекс РФ (часть 1 введена с 01.01.95г., часть 2 введена в действие с 01.01.96г.).
Налоговый кодекс РФ от 31.07.98 № 146-ФЗ (часть первая) (с изменениями и дополнениями)
Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (часть вторая) (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции Закона от 30.06.03 № 86-ФЗ);

Вторую группу системы нормативного регулирования составляет Положение по бухгалтерскому учету, которые устанавливают базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам (участкам) учета. В настоящее время на практике применяются следующие положения, касающиеся учета деятельности предприятия:

- Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено  Приказом Министерства Финансов РФ № 34н от 26.07.98, (в редакции приказ Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н.

ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия» утвержденное Приказом Минфина России от 30.12.99г. №60н;
 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" утвержденное Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н;
 ПБУ 7/98 "События после отчетной даты"  утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 56н;
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99 приказ МФ РФ от 30.12.99г. №32н).
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99 приказ МФ РФ от 30.12.99г. №33н).
ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.02 г. N 114н. и др.

Третий уровень системы нормативного регулирования представлен методическими указаниями, инструкциями, рекомендациями и т.п.:

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его, утвержденный Приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н (с изменениями от 7 мая 2003 г.);

Документами четвертого уровня в системе регулирования бухгалтерского учета деятельности предприятий являются рабочие документы организации, формирующие ее учетную и налоговую политику в методическом, техническом и организационных аспектах, например: приказ руководителя об учетной и налоговой политиках предприятия на отчетный год; налоговые декларации по видам налогов; журналы-ордера, ведомости.

Основными задачами учета расчетов с покупателями и заказчиками являются:

своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
контроль за соблюдением установленных правил расчетных отношений;
своевременное и точное отражение в учетных регистрах расчетов со всеми организациями и лицами, а также периодическая выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Ведение бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный  характер.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы представляют следующую систему:

Законы;

Стандарты (положения);

Методические рекомендации (указания);

Рабочие документы.

Закон о бухгалтерском учете и отчетности определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающих порядок учета  и оценки определенного объекта или их совокупность. Учетные стандарты призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными их них являются:

документы по учетной политике предприятия;
утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
графики документооборота;
утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
 утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

В ходе аудита должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

 

1.2. Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками

В настоящее время в бухгалтерском учете при отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отража­ется по цене продажи продукции на счете 62 «Расчеты с покупате­лями и заказчиками».

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные ра­боты и оказанные услуги организация предъявляет расчетные доку­менты покупателю или заказчику и производит следующую бухгал­терскую запись:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Кредит счета 90 «Продажи».

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженнос­ти они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.

При продаже амортизируемого имущества, т.е. основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за про­данное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (51, 52, 50, 55) и кредиту счета 62.

На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предваритель­ной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.

Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитыва­ют по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитыва­ют на счете 62 обособленно.

Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным видам деятельности, отражают по дебету счета 62 и кредиту счета 90 «Продажи». Отрицательные суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью.

Положительные курсовые разницы учитывают по дебету счета 62 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательные — по дебету счета 91 и кредиту счета 62.

Невостребованная в срок задолженность покупателей и заказчи­ков списывается с кредита счета 62 в дебет счета 63 «Резервы по со­мнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленно­му покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке пла­новых платежей — по каждому покупателю или заказчику. Построе­ние аналитического учета должно обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денеж­ные средства не поступили в срок.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы вза­имосвязанных организаций, о деятельности которой составляется свод­ная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 обособленно.

В организациях, выполняющих работы долгосрочного характера (строительные, проектные, научные, геологические и т.п.), для учета расчетов с заказчиками может использоваться счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Аналитический учет по счету 46 ведется по видам работ.

Расчеты с покупателями могут быть осуществлены путем зачета взаимных задолженностей, что отражается проводкой:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При этом при наличии незачтенной суммы она оплачивается покупателями в обычном порядке.

Следует помнить, что плательщик имеет право полностью отказаться в случаях, если товары или услуги не заказаны (не предусмотрены договором); товары поставлены досрочно без согласия покупателя; документально установлена недоброкачественность или некомплектность товаров; не согласована цена товаров; предъявленное требование оплачено раньше или поступило бестоварное требование, по которому фактически не произошла отгрузка товара или не оказаны услуги. Частичный отказ от акцепта разрешается в случаях отгрузки наряду с заказанными незаказанных товаров или отгрузки их в большем количестве, чем указано в счете, или более низкой сортности, или отсутствия согласованных цен на часть товаров, или превышения установленных цен, арифметических ошибок в требовании, или недостачи товаров.

При отказе от оплаты покупатель принимает поступающий товар на ответственное хранение и по мере поступления распоряжения поставщика его в указанный адрес.

Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями за отгруженные им товары (учет операций по счету 62) ведется в журнале-ордере №11 (обороты по кредиту), ведомости отгрузки и реализации товаров в разрезе каждого дебитора, которые дают возможность контролировать наличие задолженности покупателей, сроки оплаты за отгруженный товар.

В настоящее время организации могут составлять резервы сомни­тельных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации не погашенная в установленные договором сроки и не обеспеченная соответствующими гарантиями.

Резервы сомнительных долгов создаются на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности.

Величина резерва определяется по каждому сомнительному дол­гу в зависимости от финансового состояния организации-должника и оценки вероятности погашения ею долга.

На сумму создаваемых резервов сомнительных долгов дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Списание невостребованных долгов, признан­ных сомнительными, отражают по дебету счета 63 с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Списанные долги должны учитываться в течение пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

По окончании отчетного года суммы резервов сомнительных долгов, созданные в предыдущем отчетном году и не использованные в отчетном периоде, присоединяются к прибыли отчетного года и записываются в дебет счета 63 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы сомни­тельных долгов, отражаются в балансе в оценке нетто, т.е. за вычетом сумм указанных резервов. Вследствие этого в бухгалтерском балансе сумма резервов сомнительных долгов отдельно не отражается.

 

1.3. Автоматизация учета расчетов с покупателями и заказчиками

Одной из рекомендаций или советов, дающих специалистами в об­ласти бухгалтерского учета, является переход предприятия любой от­расли к автоматизированному способу ведения бухгалтерии. Это эконо­мит не только время, но и расходы на содержание лишних бухгалтеров.

На крупных предприятиях учет считается достаточно трудоемкой процедурой и учет их требует привлечения нес­кольких работников.

Абсолютно все автоматизированные программы бухгалтерского уче­та на сегодняшний день снабжены функцией постатейного ведения затрат, а также  учета финансовых результатов предприятия. Они выражается не только в том, что прог­рамма способна вводить в журнал операций проводки, но и вывода на экран исходных итоговых данных по результатам ведения учета, аналитической информации.

Исходными данными для решения задач являются сформированные машинным путем записи и документы бухгалтерского учета, полученные в результате выполнения учетных работ на всех участках учета. На основе этих записей формируются массивы данных аналитического и сводного синтетического учета.

На анализируемом предприятии ООО «ААА» до недавнего времени использовался ручной труд для учета продаж, а именно, расчетов с покупателями и заказчиками. Но на данном этапе развития предприятия осуществляется внедрение учета с использованием вычислительной техники. Бухгалтерия ООО «ААА» располагает персональными компьютерами и теперь осваивается программа «1С бухгалтерия» - версия 7.7. Что позволит во многом упростить учет расчетов с покупателями и заказчиками. 

 «1С: Предприятие» является универсальной системой для автоматизации ведения бухгалтерского учета. Она может поддерживать различные системы учета, различные методологии учета, использоваться на предприятиях различного типа деятельности.

В системе «1С: Предприятие» главные особенности ведения учета задаются (настраиваются) в конфигурации системы. К ним относятся основные свойства плана счетов, виды аналитического учета, состав и структура используемых справочников, документов, отчетов, система хранения оперативных итогов и т.д.

Конфигурация «Производство + Услуги + Бухгалтерия» предназначена для автоматизации учета в организациях, занимающихся преимущественно производством продукции и оказанием услуг.

Конфигурация позволяет вести как оперативный учет производства продукции и остатков незавершенного производства, наличия и движения продукции, материалов и товаров, состояния взаиморасчетов с контрагентами, так и бухгалтерский учет.

Для использования конфигурации «Производство + Услуги + Бухгалтерия» необходимо наличие двух компонент системы «1С: Предприятие 7.7»: «Оперативный учет» и «Бухгалтерский учет». Отсутствие любой из указанных компонент делает использование конфигурации невозможным. Для работы с конфигурацией компоненты могут быть приобретены отдельно или в комплексной поставке «1С: Предприятие 7.7».

В конфигурации реализована методология ведения бухгалтерского учета в соответствии с текущим законодательством Российской Федерации для хозрасчетных организаций. Конфигурация содержит систематизированный набор документов, специализированные отчеты, алгоритмы формирования бухгалтерских проводок и обработки документов. В конфигурации использованы новые возможности свойств объектов метаданных, которые поддерживаются версией «1С: Предприятие 7.7».

В поставку данной конфигурации входят две информационные базы: демонстрационная и основная.

Демонстрационная информационная база предназначена для того, чтобы продемонстрировать практическую работу описываемой конфигурации и уже содержит набор документов и операций абстрактной организации. Демонстрационную базу целесообразно использовать для освоения программы.

Основная информационная база предназначена собственно для ведения учета.

В данном описании приводятся основные принципы практической работы с основной (не заполненной данными) конфигурацией. В случаях, когда необходимо привести пример заполнения данных, документация ссылается на демонстрационную информационную базу.

Учет производственной и торговой деятельности, реализованной в конфигурации с использованием функциональных возможностей компоненты «оперативный учет» поддерживает все основные операции, связанные с закупкой материалов и комплектующие закупкой материалов   комплектующие закупкой товаров, производством и реализацией продукции, работ, услуг и товаров, а там же связанные с этими операциями взаиморасчеты с покупателями и поставщиками.

1С: Предприятие является универсальной системой для автоматизации бухгалтерского учета, учета наличия и движения средств, а также периодических расчетов на предприятии.

1С: Предприятие может поддерживать разные системы учета и вести учет по нескольким предприятиям в одной информационной базе.

Разнообразные и гибкие возможности системы 1С: Предприятие позволяют использовать ее и как достаточно простой и наглядный инструмент бухгалтера, и как средство полной автоматизации учета от ввода первичных документов до формирования отчетности.

Система 1С: Предприятие может быть использована для ведения практически любых разделов бухгалтерского учета, она обладает гибкими возможностями организации учета.

Важным отличием бухгалтерских счетов от других типов данных является возможность создания самих счетов как в конфигурации, так и в самой информационной базе. Включение конкретных счетов в конфигурацию используются в том случае, если сама конфигурация создается с использованием этих счетов и их конкретных свойств, например, если в конфигурации определено автоматическое формирование документами проводок по этим счетам.

Набор выполняемых системой 1С: Предприятие функций определяется ее конфигурацией, содержащейся в комплекте поставки системы или созданной для конкретного предприятия.

Система позволяет проводить расчеты с определенной периодичностью, от одного дня до года. Она, например, может быть настроена на расчет заработной платы как по месячному, так и по недельному циклу.

 

1.4. Отражение в отчетности (бухгалтерской, налоговой, статистической)

В бухгалтерском балансе в строке "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)" (230) данные по счетам бухгалтерского учета расчетов организации с другими организациями и гражданами приводятся в развернутом виде: по счетам аналитического учета, по которым имеется дебетовое сальдо, - в активе, по которым имеется кредитовое сальдо, - в пассиве.

При регулировании сумм дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, следует руководствоваться п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

По статье "Дебиторская задолженность" данные о дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, показываются раздельно. Дебиторская задолженность представляется как краткосрочная, если срок погашения ее не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальная дебиторская задолженность представляется как долгосрочная. При этом исчисление срока начинается с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором актив (дебиторская задолженность) был принят к бухгалтерскому учету.

Долгосрочная дебиторская задолженность, предполагаемая к погашению в отчетном году, может быть представлена на начало этого отчетного года как краткосрочная. Факт представления дебиторской задолженности, учтенной ранее как долгосрочная, в качестве краткосрочной необходимо раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу.

Из суммы, отражаемой по статье "Дебиторская задолженность", отдельной строкой "Покупатели и заказчики" показывается числящаяся на отчетную дату в бухгалтерском учете задолженность покупателей и заказчиков в сумме в соответствии с условиями договоров за проданные им товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги (с учетом скидок/накидок, изменений условий договора, расчетов неденежными средствами, обеспеченная векселями и т. п.).

По статье "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)" (стр.240) отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не более 12 месяцев после отчетной даты. В показатель также включаются:

числящаяся на отчетную дату в бухгалтерском учете задолженность перед организацией ее дочерних (зависимых) обществ;

задолженность учредителей (участников) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации;

сумма уплаченных другим организациям и гражданам авансов по предстоящим расчетам в соответствии с условиями договоров;

переплата по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды;

задолженность работников организации по предоставленным им займам за счет средств этой организации, по возмещению материального ущерба организации;

задолженность за подотчетными лицами, задолженность по расчетам с поставщиками по недостачам товарно-материальных ценностей, обнаруженным при приемке;

задолженность перед организацией по расчетам с государственным и (или) муниципальным органом;

штрафы, пени, неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда (арбитражного суда) либо другого органа, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации право на принятие соответствующего решения об их взыскании.

В приложении к балансу форма №5 В разделе «дебиторская и кредиторская задолженность» приводится расшифровка сумм краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности. При заполнении данных о дебиторской задолженности организации показатели для строк "Расчеты с покупателями и заказчиками" рассчитываются по входящим и конечным дебетовым остаткам счета 62. Показатели для строк "Авансы выданные" формируются на основе дебетового сальдо счета 60 субсчет "Авансы выданные". В составе прочей дебиторской задолженности указываются дебетовые остатки на счетах 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 75 "Расчеты с учредителями" субсчет "Расчеты по взносам в уставный капитал" и др.

Если организация не создавала резервы по сомнительным долгам, показатели строки "Итого" по дебиторской задолженности (на начало и конец отчетного года) должны быть равны сумме соответствующих показателей строк 230 и 240 "Дебиторская задолженность" бухгалтерского баланса за отчетный год.

При создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность, отражаемая в балансе, уменьшается на сумму резерва. В этом случае она не будет совпадать с суммой дебиторской задолженности, отраженной в форме N 5.

В справке к балансу о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, отражается сальдо на начало и конец отчетного периода по счету 007 «Списанная в ожидаются в течение 12 меся­цев после отчетной даты)» учитывается дебетовое сальдо по счету 62 « (товаров, работ, услуг), а также иных активов (внеоборотных активов, производственных запасов), увеличенной на сумму налогов, предъявленных покупателю.

 

Глава 2. Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками

 

2.1. Классификация методик

 

Большая часть информации, которая оценивается при проведении аудита, является фактической, содержащейся в учетных регистрах, первичных документах, отчетности проверяемого экономического субъекта. Только в некоторых случаях аудиторы оценивают финансовую информацию, основанную на оценках и расчетах.

Существующая аудиторская практика подтверждает, что при оценке результатов проверки и расчетов специалистов экономического субъекта аудиторам необходимо придерживаться в определенной степени профессиональной осторожности.

Аудитору следует объективно оценить обстоятельства, указывающие на наличие существенных несоответствий при таких случаях, как:

- факты выявления ошибок, которые были известны персоналу экономического субъекта, но не были раскрыты аудиторам;

- хозяйственные операции, по которым первичные документы или данные, необходимые для проверки, были предоставлены аудитору несвоевременно;

- несоответствия в расчетных данных специалистов;

- значительные неучтенные расхождения между данными инвентаризации и соответствующими счетами, которые не были должным образом проанализированы и исправлены;

- отсутствие подтверждений значительных расхождений и неполучение ожидаемых ответов на запросы аудитора;

- хозяйственные операции, выбранные для проверки, по которым не были предоставлены необходимые первичные документы или соответствующие разрешающие указания.

При оценке достаточности собранных доказательств следует учитывать стадию (планирование, проведение аудита), на которой были выявлены эти обстоятельства. Аудиторы должны также принять во внимание первоначальную оценку риска существенных ошибок и планы детальной проверки. Если подобные обстоятельства выявлены и учтены на стадии планирования, то аудитору необходимо дать оценку достаточности собранных доказательств и целесообразности проведения запланированных и дополнительных аудиторских процедур.

Результаты проведения основных этапов аудиторской проверки должны быть зафиксированы в рабочих документах с оценкой достижения целей аудиторских процедур. Так, при оценке результатов аудита по разделу программы "Проверка дебиторской и кредиторской задолженности" целесообразно проанализировать и оценить результаты таких процедур, как:

проверка первичных документов по последующим денежным поступлениям и выплатам с сальдо соответствующих счетов. Аудиторы обычно проверяют выплаты, сделанные за период после дня подготовки бухгалтерского баланса до последнего дня аудита. Результаты этой проверки позволяют оценить достоверность данных учета с точки зрения полноты и реальности отражения в балансе текущих обязательств. Доказательства полноты и реальности текущих обязательств, полученные в итоге проведения этой процедуры, могут оцениваться как достаточные в отношении сумм задолженности, оплаченной после даты составления бухгалтерской отчетности. Затем аудитор оценивает существенность сумм задолженности, подтвержденных и неподтвержденных оплатой, и влияние этой оценки на формирование мнения о достоверности текущих обязательств;

сверка счетов с отчетами материально ответственных лиц, подготовленными после даты составления бухгалтерской отчетности, с сальдо по учетным данным. Все счета по поставленным товарам, оказанным услугам и выполненным работам, полученные перед днем составления бухгалтерской отчетности, должны быть отражены в учете и отчетности. Поэтому целесообразно провести сверку дат в счетах и отчетах материально ответственных лиц, подготовленных после даты составления бухгалтерского баланса, с целью проверки полноты и правильности отражения имущества и обязательств ("полнота");

сверка имеющихся остатков с данными счетов-фактур, отчетами материально ответственных лиц и платежными документами. Если величина дебиторской и кредиторской задолженности является значительной для финансового состояния экономического субъекта, аудиторы должны проверить правильность и точность учета и определить, не имеется ли завышение обязательств по данным учета. В этом случае необходимо сверить первичные документы с информацией, содержащейся в регистрах аналитического учета (в журналах, сальдовой или оборотной ведомости), выбирая сначала наибольшие остатки, так как по ним более вероятно завышение. По полученным данным следует оценить существенность выявленных завышений обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности) в учетных записях (например, отражение в учетных регистрах дважды одного и того же счета и т.п.);

подтверждение расчетов с поставщиками и другими контрагентами. Получение подтверждений не является обязательным при проведении аудита. Однако в ряде случаев эта процедура может оказаться наиболее полезной. Например, полученные от поставщиков ответы могут использоваться для подтверждения следующего:

- дебиторская задолженность по поставщикам является их обоснованной претензией;

- данные бухгалтерского учета содержат всю существующую задолженность поставщикам;

- приобретенные материальные ресурсы, оказанные услуги и выполненные работы отражены в соответствующем отчетном периоде.

При этом нужно отметить факторы, свидетельствующие о необходимости получения подтверждений от контрагентов при проведении аудита обязательств: слабая структура внутреннего контроля закупок; финансовые проблемы; факты, свидетельствующие об ошибках при выведении остатков по товарно-материальным ценностям или проверке задолженности; большой объем закупок, сделанных от нескольких поставщиков; отчет о закупках не подготовлен на дату составления бухгалтерского баланса.

Обобщая результаты выполнения процедуры подтверждений, необходимо, прежде всего, оценить их надежность. При этом оценивается величина и значимость задолженности, подтвержденной в письменной и устной форме. Доказательства, полученные в письменной форме, принято считать более надежными. Надежность письменных подтверждений ставится в зависимость от правильности их оформления. Исходя из анализа надежности подтверждений оценивается существенность сумм подтвержденной и неподтвержденной задолженности, а также достаточность полученных доказательств для формирования мнения аудитора о достоверности обязательств;

проверка тождества данных аналитического учета дебиторской и кредиторской задолженности. В связи с выверкой первичных документов или получением подтверждений дебиторской и кредиторской задолженности аудиторы должны провести проверку регистров аналитического учета расчетов, а также сопоставить их с данными Главной книги. При анализе счетов расчетов могут быть выявлены:

- дебетовые остатки по счетам поставщиков;

- суммы задолженности должностным лицам, директорам, дочерним и зависимым организациям и другим взаимосвязанным сторонам;

- необычно большие исправления по расчетам с поставщиками;

- неоплаченные счета-фактуры с истекшими или истекающими сроками исковой давности.

Все отмеченные суммы должны быть проанализированы и учтены при подготовке итоговых рабочих документов. Результаты этой процедуры целесообразно сопоставить с другими полученными доказательствами. Например, на суммы выявленных дебетовых остатков по расчетам с поставщиками и неоплаченных счетов с истекающими сроками исковой давности могут быть получены подтверждения о соответствии данных. В этом случае аудитор имеет достаточные доказательства о достоверности данных аналитического учета.

Если же по результатам подтверждений устанавливается отсутствие такой задолженности у контрагента, то аудитор может оценивать данные аналитического учета как недостоверные.

Сопоставление регистров аналитического учета с Главной книгой является мерой контроля, периодически проводимой клиентом. Как правило, аудиторы анализируют сделанную сверку, выявленные необычные суммы, проводят повторный пересчет итоговых сумм;

анализ последующих операций. Аудит не может быть завершен до окончания анализа документов следующего года включительно по дату подписания аудиторского заключения. Таким образом, последующие хозяйственные операции и события анализируются с точки зрения выявления неопределенных обстоятельств, способных оказать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность или требующих более тщательного анализа, чтобы не допустить искажения бухгалтерской отчетности. Характер и объем этих работ зависят от других процедур аудита, показателей деятельности экономического субъекта и состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Аудиторы должны проанализировать денежные поступления и выплаты (сделанные на конец периода, за который проводится аудит), неоплаченные счета-фактуры поставщиков (в процессе осуществления платежей на момент проведения этого анализа). Эти платежи и счета-фактуры (обычно те, которые превышают минимальные суммы) относятся к получению товаров, оказанию услуг, а также к дебиторской и кредиторской задолженности по данным бухгалтерского учета и позволяют одновременно проверить эффективность работы экономического субъекта по ведению учета задолженности на дату представления аудиторского заключения. Анализ последующих денежных выплат и поступлений может быть проведен вместе с проверкой первичных документов по дебиторской и кредиторской задолженности.

Подводя итоги этих процедур, следует оценить вероятность существенного влияния неопределенных обстоятельств, прежде всего, таких, как банкротство крупных дебиторов (вероятность непогашения существенной дебиторской задолженности), наличие судебных исков, которые могут привести к существенным убыткам для клиента. Иными словами, аудитору необходимо дать оценку неопределенных обстоятельств, их влияния на финансовые результаты, платежеспособность и возможности продолжения деятельности, отразив это в аудиторском заключении и в письменной информации.

Итак, в процессе оценки результатов аудита в целом необходимо:

- оценить характер и достаточность собранных аудиторских доказательств по всем разделам программы аудиторской проверки;

- определить существенность выявленных отклонений и их влияние на достоверность показателей отчетности;

- дать окончательную оценку соответствия учета требованиям действующих нормативных актов;

- выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Очень важно на этом этапе провести собеседование с руководством экономического субъекта о выявленных существенных отклонениях, возможности внесения корректировок и окончательном аудиторском мнении о достоверности проверяемой отчетности.

В соответствии со стандартами аудиторской деятельности в случае обязательного аудита необходимо предоставить клиенту два итоговых документа - "Письменную информацию аудитора руководству экономического субъекта по результатам проверки" и "Аудиторское заключение".


Скачать архив (141.3 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: