Главная » Маркетинг

Направления повышения конкурентоспособности производственного предприятия (на примере ООО "Триумф")

Содержание

Введение

1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия

1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции

1.2 Конкурентоспособность и факторы, влияющие на её развитие

1.3 Методологические основы оценки конкурентоспособности организации

2. Анализ конкурентоспособности производственного предприятия (на примере ООО "Триумф")

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ООО "Триумф"

2.2 Существующая система оценки качества выполняемых работ

2.3 Оценка конкурентоспособности продукции ООО "Триумф"

3. Обобщение зарубежного опыта в области повышения конкурентоспособности строительных продукции

3.1 Зарубежный опыт повышения конкурентоспособности производственного предприятия

3.2 Способы повышения конкурентоспособности продукции ООО "Триумф"

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Повышение конкурентоспособности организации - один из самых актуальных вопросов для современной России. Решить комплексные социально-экономические проблемы в условиях жесткой конкуренции поможет знание и применение инструментов новой экономики - сущности и механизма действия экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов, методов и моделей управления.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

В современных условиях развития экономики и рыночных отношений ключевым механизмом, определяющим эффективность функционирования рынка является конкуренция. Основным понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere - сталкиваться, состязаться).

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке.

Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

конкурентоспособность повышение продукция оценка

Понятие конкуренции составляет основу рыночной экономики и является главной движущей силой эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности.

В настоящее время поле конкуренции для российских промышленных компаний значительно расширилось. Наблюдается количественное и качественное усложнение конкурентной среды деятельности предприятий, повышение уровня и интенсивности конкуренции. С расширением возможностей для роста инвестиций в отечественной экономике и постепенным развитием инвестиционной сферы, возрастает необходимость обеспечения конкурентоспособности производственных предприятий как важнейшего условия эффективности их функционирования.

Таким образом, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.

Целью выпускной квалификационной работы является определение путей повышения конкурентоспособности производственного предприятия. В соответствии с поставленной целью в работе определены и решены следующие задачи:

         рассмотреть понятие, сущность и виды конкуренции;

-        дать определение понятию "конкурентоспособность" и рассмотреть факторы, влияющие на её развитие;

         провести анализ конкурентоспособности производственного предприятия (на примере ООО "Триумф");

         рассмотреть зарубежный опыт повышения конкурентоспособности производственного предприятия;

         разработать направления повышения конкурентоспособности продукции ООО "Триумф".

Объект исследования - деятельность производственной организации ООО "Триумф". Предметом исследования выступили процессы, происходящие во внешней и внутренней среде предприятия, определяющие уровень конкурентоспособности компании.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования и подходов к рассматриваемой проблеме:

-           метод сравнительного анализа информационных источников и периодической литературы;

-           изучения учебно-методических пособий;

-           изучения документации, относящейся к деятельности производственных организаций;

Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических изданий. Данная проблема изучена следующими учеными: Войцеховская И. М, Савицкая Г.В., Ламбен Ж. - Ж., Фатхутдинов Р.А., Завьялов П.С., Голубков Е. П.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы производственными компаниями, повышающими уровень конкурентоспособности. Предлагаемые рекомендации и критические замечания могут быть использованы предприятиями при снижении влияния отрицательных факторов и решении проблем, возникающих в процессе их функционирования.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы конкурентоспособности предприятия. В частности, определены понятие, сущность и виды конкуренции, рассмотрены конкурентоспособность и факторы, влияющие на её развитие, а также рассмотрены методологические основы оценки конкурентоспособности организации.

Во второй главе проводится анализ конкурентоспособности производственного предприятия (на примере ООО "Триумф"). В частности, приводится краткая характеристика деятельности предприятия ООО "Триумф", рассматривается существующая система оценки качества выполняемых работ, а также дается оценка конкурентоспособности продукции ООО "Триумф".

В третьей главе рассматривается зарубежный опыт повышения конкурентоспособности производственного предприятия, а также определяются направления повышения конкурентоспособности производственного предприятия (на примере ООО "Триумф").

В заключении подводятся основные выводы и формируются предложения.

1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия

1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции

Сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкурентном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену. Рассмотрим этот тезис со стороны продаж, или предложения, на товарном рынке. Можно обратить внимание на тот факт, что когда продукта оказывается необычно мало, цена на него повышается. Например, мороз не по сезону в стране может серьезно сократить урожай картофеля и резко повысить цену на него. Точно так же, если единичный производитель или действующая воедино маленькая группа производителей способны каким-то образом регулировать и ограничивать общий объем предложения продукта, тогда цена может быть повышена к выгоде продавца. [4]

Регулируя предложение, производитель способен в собственных интересах манипулировать рынком. Однако сущность конкуренции заключается в том, что на рынке имеется такое большое количество продавцов, при котором каждый из них, обеспечивая почти мизерную долю общего объема предложения, практически не в состоянии воздействовать на предложение, а, следовательно, и на цену продукта [7].

Таким образом, конкуренция означает, что каждый продавец вносит мельчайшую лепту в общий объем предложения. Индивидуальные продавцы не способны оказать заметное воздействие на общий объем предложения, поэтому продавец, выступающий в качестве индивидуального производителя, не в состоянии манипулировать ценой продукта. Именно это имеют в виду, когда говорят, что индивидуальный продавец, участвующий в конкуренции "отдан на милость рынка".

Та же характеристика справедлива и для тех, кто выступает на рынке в качестве предъявителя спроса. Покупателей в изобилии, и действуют они независимо друг от друга. Таким образом, одиночные покупатели не в состоянии манипулировать рынком к своей выгоде.

Рассматривая конкуренцию необходимо показать как положительные ее стороны, так и отрицательные.

Положительные стороны конкуренции:

-       конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

-       конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

-       конкуренция стимулирует повышение качества товара;

-       конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

-       конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

-       конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

-       конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

-       конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

-       при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

-       многочисленность "жертв" в виде банкротств и безработицы.

Существует множество подходов к классификации конкуренции.

Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией) [12].

Конкуренция подразделяется на открытую, закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль. Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:

Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая конкуренция - следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.

Предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

Рис. 1.1 Виды конкуренции [12]

В зависимости от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и с нарушением норм действующего законодательства.

И, наконец, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества [20].

Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

.        количество продавцов и покупателей;

2.      характер продукции;

.        условия входа/выхода на рынок;

.        информация и мобильность.

Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующей таблице 1.1 [10]:

Таблица 1.1

Характеристики рыночных структур

Структура рынка

Количество продавцов и покупателей

Характер продукции

Условия входа/ выхода на рынок

Информация и мобильность

1. Совершенная конкуренция

Множество мелких продавцов и покупателей

Однородная

Просто. Никаких затруднений

Равный доступ ко всем видам информации

Несовершенная конкуренция: 2. Монополия

Одна фирма-продавец и множество покупателей

Однородная

Барьеры на входе

Полная информация и мобильность

3. Монополист. конкуренция

Множество покупателей; большое, но ограничен. число продавцов

Разнородная

Отдельные препятствия на входе

Полная информация и мобильность

4. Олигополия

Ограничен. число продавцов и множество покупателей

Разнородная и однородная

Возможны отдельные препятствия на входе

Некоторые ограничения по поводу информации и мобильности

Рассмотрим характерные черты совершенной конкуренции.

. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

. На совершенном конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней.

Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно.

. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы - свободно покидать совершенно конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: "Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей" [25].

Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется "война цен" - она существует, но не всегда в явной форме. "Война цен" в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства.

Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами - аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен - постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.

Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет "войну цен" и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то "ценовая война" не просто расточительна, но и бессмысленна.

При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

Проведенный анализ рыночного поведения хозяйственных субъектов в условиях монополистической конкуренции позволяет говорить о возможностях развертывания ценовой конкуренции, несмотря на имеющееся многообразие различных товаров и услуг, способных удовлетворить одну и ту же потребность. Вместе с тем для данной рыночной структуры характерна и неценовая конкуренция. Основными формами неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта, улучшение его качественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по типу, стилю, марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс успешен, он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые предпочитают ее товары аналогам у конкурентов [19].

Дифференциация продукта выступает своего рода компенсацией тех недостатков, которые присуще монополистической конкуренции и связаны прежде всего с издержками, связанными с функционированием такой рыночной структуры. В то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления, с одной стороны сбивает с толку потребителя, усложняя процесс выбора, с другой стороны, может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно часто предпочтение одним товарам перед другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских свойств товара, а из цены, считая что последняя служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

Другой формой неценовой конкуренции является совершенствование конкурентами выпускаемых продуктов и предлагаемых услуг. Улучшение качественных характеристик или потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции. Данная форма конкуренция имеет своим следствием два положительных момента, помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей. Первый заключается в том, что удачное улучшение продукта одной из фирм побуждает другие предприятия принимать необходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фирмы. В целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров, но и непосредственно в области ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения. Второй момент сопряжен с появлением новых источников финансирования процесса дальнейшего совершенствования выпускаемого продукта или создание качественно нового товара. Успех в деле расширения продукта позволяет расширить производство, достигать оптимальных его масштабов и получать в значительных объемах экономическую прибыль, которая как раз и служит этим новым финансовым источником. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), бесплатное сервисное обслуживание, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования на условиях "готовая продукция в руки". В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

Производитель в условиях монополистической конкуренции может, манипулируя продуктом, добиться, по крайней мере, временного преимущества над конкурентами. Такой же результат может быть достигнут производителем с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта. В то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, реклама приспосабливает потребительский спрос к продукту [11].

1.2 Конкурентоспособность и факторы, влияющие на её развитие

Специфические принципы оценки конкурентоспособности конкретных объектов формулируются в каждом конкретном случае исходя из сложности, особенностей и важности объекта.

Так, в основу измерения конкурентоспособности персонала могут быть положены методы экспертной оценки. Конкурентоспособность организации рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности товаров с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы, и рентабельности организации.

Конкурентоспособность отрасли можно измерить на основе конкурентоспособности, например, 30 лучших товаров отрасли. Конкурентоспособность страны можно измерить на основе главных показателей, определяющих качество и эффективность отдельных сторон деятельности в прошлом, настоящем и будущем.

Исходная информация должна приводиться в сопоставимый вид по следующим. факторам:

¾      фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций:

¾      должно быть приведено к одному году при помощи коэффициентов);

¾      фактор качества объекта;

¾      фактор масштаба (объема) производства объекта;

¾      фактор освоенности объекта в производстве:

¾      метод получения информации для принятия управленческого решения;

¾      условия применения (эксплуатации) объекта;

¾      фактор инфляции; фактор риска и неопределенности.

Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным восьми факторам обеспечивается, как правило, при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных показателей качества товара, его цены, качества сервиса, сферы потребления и других факторов конкурентоспособности объектов.

В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения по повышению (улучшению) частных показателей конкурентоспособности объектов могут отличаться не по всем факторам. Задача специалиста, менеджера или лица, принимающего решение, заключается в проведении комплексного анализа конкретных ситуаций с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем больше число правильно учтенных факторов, тем точнее расчеты.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием "фактор". Поскольку понятие "фактор" происходит от латинского "factor" - делающий, производящий, это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.

В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:

. Классификация Гарбацевича [8].

-       внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;

-       внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.

2. Классификация Трубилина [56].

-       факторы внешнего формирования - тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;

-       показатели качества товара - показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;

-       экономические показатели - показатели, формирующие себестоимость и цену товара.

3. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. Фатхутдинова [32]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:

Внешние факторы:

-       Уровень конкурентоспособности страны;

-       Уровень конкурентоспособности отрасли;

-       Уровень конкурентоспособности региона;

-       Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар;

-       Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);

-       Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);

-       Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);

-       Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);

-       Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);

-       Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т.д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).

Внутренние факторы:

-       Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);

-       Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);

-       Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);

-       Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);

-       Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);

-       Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);

-       Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).

Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.

Существует также мнение, что товарная конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий [46].

В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.

В последние годы большое значение в обеспечении конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции [19].

1.3 Методологические основы оценки конкурентоспособности организации

Существует множество методик оценки конкурентоспособности продукции предприятия, применяемых в практике работы предприятий или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.

Определение комплексного показателя конкурентоспособности товара по методике М.Г. Долинской и И.А. Соловьёвым, согласно которой расчет конкурентоспособности осуществляется с помощью нескольких последовательных операций.

Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции. Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на рисунке 1.2.

Рис. 1.2 Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции

Единичные показатели отражают отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта - конкурента, определяется по формуле:

, (1.1)

где  - показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

величина i-го параметра продукта;

величина i-го параметра продукта эталона.

Групповой показатель объединяет единичные показатели по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов, определяемых экспертом путем:

, (1.2)

где  групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; n - число технических параметров, участвующих в оценке;  - единичный показатель по i-му техническому параметру; вес i-го параметра в общем наборе.

Интегральный показатель представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам:

, (1.3)

где К - интегральный показатель

 - групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.

Достоинством указанной методики является комплексный подход при оценке конкурентоспособности, а недостатком - отсутствие учета степени значимости разных потребительских и экономических параметров. Кроме того, нецелесообразно выделять отдельно нормативные и технические показатели, так как это одна группа показателей. Нормативные показатели регламентируются стандартами или другими документами. В основном они представлены техническими требованиями, которые нормируются в особом разделе стандартов "Технические требования к качеству".

Эта методика из всех потребительских показателей учитывает только качество, но не учитывает другие основополагающие характеристики товаров, в частности, ассортиментную характеристику, что не позволяет использовать её для оценки конкурентоспособности межродовых, межгрупповых и межвидовых товаров-конкурентов. Однако, несмотря на указанные недостатки, эта методика дает более достоверные результаты [5, c.108].

Методика оценки интеграционного показателя уровня конкурентоспособности предложена О.Д. Андреевой и предусматривает следующие операции.

расчет цены потребления (Цп), которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности:

Цп=Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р6+Р7+Р8+О9+С10+С11, (1.4)

где Ц1 - цена рынка;

Р2 - расходы на транспортировку;

С3 - стоимость установки;

С4 - стоимость хранения;

С5 - стоимость технической информации и прочей документации;

Р6 - расходы по обслуживанию изделия;

Р7 - расходы на топливо и электроэнергию;

Р8 - расходы на ремонт;

О9 - оплата налогов, таможенных расходов и сборов;

С10 - стоимость страхования;

С11 - стоимость утилизации.

расчет показателя конкурентоспособности (К):

К= (Q+С) / Цп, (1.5)

где Q - качество товара;

С - качество послепродажного обслуживания или сервиса.

определение уровня конкурентоспособности как показателя, отражающего отличие анализируемого от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности.

Все параметры, характеризующие уровень конкурентоспособности, О.Д. Андреева подразделяет на три группы: нормативные (патентная частота, соответствие стандартам и нормам), технические и экономические.

В приведенной методике расчета конкурентоспособности товаров остается неясным, как рассчитать качество послепродажного обслуживания при всем многообразии составляющих показателей.

Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист).

Система баллов наглядно показывает, что каждому фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна от 4 (качество товара) до 1 (эксплуатационные затраты).

Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем по системе баллов, будет равна:

, (1.6)

где Кт - конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10);

 - весомость j-го фактора (от 4 до 1); 5 - максимальная оценка фактора.- количество экспертов;

 - экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности товара [3, c.536].

Дифференциальный метод основан на использовании единичных параметров анализируемого товара и базы сравнения и их сопоставлении.

Если при оценке по техническим и экономическим характеристикам базовые значения установлены нормативно-технической документацией или договорами, то единичный показатель может быть меньше или равен 1.

В случае, когда анализируемый товар имеет характеристику, значение которой превышает потребности, указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество, единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 1 и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин: 1 или фактическое значение этого показателя.

При оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения: 1 или 0. Если анализируемый товар соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если нет, то показатель равен 0. Если технические параметры товара не имеют количественной оценки, для придания этим параметрам количественных характеристик используются экспертные методы оценки в баллах.

В большинстве случаев дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемого товара или наличия у него недостатков по сравнению с товаром-аналогом. Он не учитывает влияние каждого параметра на предпочтение потребителя при выборе товара [39].

Комплексный метод оценки конкурентоспособности товара основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого товара и образца.

Комплексный показатель по техническим параметрам представляет собой сумму произведений технических параметров и их весомостей. Для определения весомостей каждого технического параметра в общем наборе используют экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований. Этот комплексный показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.

Расчет комплексного показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию товара.

Полные затраты потребителя определяются как сумма единовременных затрат на приобретение продукции и затрат на ее эксплуатацию за период службы. Величина срока службы для изделий промышленного назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводиться на основе сведений о фактических сроках службы аналогичных изделий. А также скорости морального старения товаров данного класса [37].

Таким образом, конкурентоспособность продукции - комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.

Конкурентоспособность товара - это его относительная характеристика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

На сегодняшний день не существует универсальной методики, которая бы учитывала все параметры при оценки конкурентоспособности продукции предприятия. Методика расчета интегрального показателя дает более достоверные результаты, но из всех потребительских показателей она учитывает только качество, но не учитывает другие основополагающие характеристики товаров, таких как учет степени значимости разных потребительских параметров.

2. Анализ конкурентоспособности производственного предприятия (на примере ООО "Триумф")

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ООО "Триумф"

Общество с ограниченной ответственностью "Триумф" создано юридическим лицом и действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, учредительного договора и Устава.

ООО "Триумф" специализируется на исследованиях, разработке и производстве резинотехнических изделий. История предприятия началась с производства гусеничных лент для снегоходов и техники, со временем ассортимент выпускаемых изделий увеличился. На сегодняшний день резинотехнические изделия, выпускаемые под брендом Olimp, с успехом используются при проведении гидромеханизированных работ, в горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности.

Наличие собственной лаборатории и производственной базы по выпуску резиновых смесей, входной контроль качества сырья и собственные научные разработки гарантируют высокое качество и надежность резинотехнических изделий ООО "Триумф". Мобильность предприятия, знания и опыт высококвалифицированных специалистов, нацеленность на нужды клиентов позволяют постоянно расширять и совершенствовать номенклатуру выпускаемой продукции, сохранять лидирующие позиции в сегментах рынка РТИ и осваивать новые рынки сбыта.

На сегодняшний день основными видами выпускаемой продукции ООО "Триумф" являются:

         гусеничные ленты для снегоходов и техники как отечественного, так и зарубежного производства;

-        резиновые трубопроводные системы Olimp и комплектующие к ним для гидромеханизированных работ;

         резиновые трубопроводные системы Olimp и комплектующие для использования на горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятиях;

         техпластины и футеровки различного назначения;

         товарные резиновые смеси (вальцованные и каландрованные).

Целью деятельности ООО "Триумф" является максимальное удовлетворение запросов потребителей высококачественной продукцией с индивидуальным подходом к каждому клиенту. Свидетельством этого являются многочисленные акты об испытаниях, отзывы клиентов, дипломы и сертификаты, полученные на различных конкурсах и выставках.

Местонахождение предприятия: 423570, Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, БСИ-2, База ООО ПАП "Транспорт-экспресс".

Основной вид деятельности предприятия - производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве.

В настоящее время ООО "Триумф" находится среди лидирующих предприятий отрасли. Технические и технологические новшества, создаваемые и внедряемые коллективом, подтверждают высокий творческий потенциал специалистов и рабочих, успешно способствуют решению сложных задач по обеспечению высокого качества выпускаемой продукции. Деятельность ООО "Триумф" также имеет значение в осуществлении мероприятий охраны окружающей среды, оздоровлении водных ресурсов и экологической обстановки в зоне действия предприятия.

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени. Для определения финансового состояния предприятия необходимо проанализировать имущественное состояние предприятия, оценить эффективность использования капитала, финансовую устойчивость и платежеспособность.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния ООО "Триумф" выступают:

форма № 1 "Бухгалтерский баланс";
форма № 2 "Отчёт о прибылях и убытках".

Способность организации обеспечить неуклонный рост собственного капитала можно оценить системой показателей финансовых результатов, которые сведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО "Триумф" за 2011-2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение

2012- 2011 гг.

2013- 2012 гг.

Выручка, тыс. руб.

1231464

1405132

1578800

173668

173668

Себестоимость, тыс. руб.

1160579

1305098

1480086

144519

174988

Себестоимость к выручке, %

94,2

92,8

93,7

-1,4

0,9

Прибыль от продаж, тыс. руб.

70885

100034

98714

29149

-1320

Прибыль от продаж к выручке, %

5,7

7,1

6,3

1,4

-0,8

Чистая прибыль, тыс. руб.

31785

51697

50574

19912

-1123

Чистая прибыль к выручке, %

2,6

3,6

3,2

1,0

-0,4

Таким образом, из таблицы 2.1 видно, что выручка и себестоимость предприятия увеличилась. При этом доля себестоимости в выручке в 2011 г. составила 94,2%, в 2012 г. - 92,8%, а в 2013 г. достигла 93,7%. Т.е. себестоимость была наименьшей во втором анализируемом периоде. В связи с этим прибыль от продаж и чистая прибыль в 2012 г. оказались наивысшими и составили наибольшую долю в процентах по отношению к соответствующим показателям анализируемого периода.

Таким образом, финансово-хозяйственная деятельность оказалась наиболее успешной в 2012 г. В 2013 г. произошло незначительное снижение прибыли на фоне роста выручки и себестоимости, причиной которого мог послужить рост цен на российском рынке.

Более наглядно основные финансовые показатели представлены на рисунке 2.1.

Рис. 2.1 Динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО "Триумф" за 2011-2013 гг.

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Показатели, необходимые для оценки ликвидности баланса, сведены в таблицу 2.2.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Данный показатель имеет положительную тенденцию в течение всего анализируемого периода. Это свидетельствует о том, что с каждым периодом уменьшается часть текущей задолженности, которая может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время. 


Скачать архив (466.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: