Главная » Экономика |
Содержание Введение . Мировой рынок энергоресурсов . Анализ экспорта и импорта энергоресурсов . Таможенное регулирование торговли энергоресурсами Заключение Список использованных источников Приложение В энергетическом секторе мирового хозяйства ведущую роль играют топливно-энергетические ресурсы - нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь, энергия (ядерная, гидроэнергия). Среди топливно-энергетических ресурсов особое место занимают нефть и природный газ. Эта группа товаров сохраняют роль лидеров среди прочих товарных групп в международной торговле, уступая только продукции машиностроения. Россия играет ключевую роль на мировом рынке энергетических ресурсов. Наша страна выступает одним из гарантов общей энергетической безопасности и стабильности мира в долгосрочной перспективе, т.к. доля России в мировом производстве нефти более 12%, природного газа около 30%, угля около 7%. Суммарно на Россию приходится 10,5% производства первичной энергии. Для самой России топливно-энергетический комплекс (ТЭК) приносит более 50% доходов федерального бюджета. Также сегодня ТЭК обеспечивает 25% валового внутреннего продукта и 30% объема промышленного производства в стране. Темпы добычи нефти и газа в России все нарастают, так добычи природного газа в России к 2010 г. может составить 645-665 млрд. мі., а к 2020 г. возрасти до 710-730 млрд. мі. 1 А по другим прогнозам она напротив может упасть на 30-50% [20]. В настоящее время, в силу сырьевой ориентации российской экономики наличие ТЭР стало основой успешного развития регионов РФ, обладающих ими. С ними напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция. Возросшее значение ТЭР в развитии нашей страны обусловило пристальный интерес к ним со стороны общества и правительства, а появившиеся в последние десятилетия проблемы отрасли становятся проблемами каждого гражданина России. Эффективная энергетическая политика для России имеет стратегическое значение, отсюда и высока актуальность данной темы. Цель курсовой работы - определить тенденции и проблемы внешнюю торговлю РФ энергетическими ресурсами в 2000-х гг. Объект исследования - внешняя торговля РФ. Предмет - внешняя торговля РФ энергетическими ресурсами в 2000-х гг.. Задачи: - определить тенденции на мировом рынке энергоресурсов; - провести анализ российского экспорта и импорта энергоресурсов; - определить положение России на мировом рынке энергоресурсов; - выявит особенности таможенное регулирование торговли энергоресурсами. Методы исследования: анализ, синтез, сравнение. Работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованных источников и приложения. рынок энергоресурс мировой потребитель Энергетическим ресурсом называют любой источник энергии, естественный или искусственно активированный. Энергетические ресурсы - носители энергии, которые используются в настоящее время или могут быть полезно использованы в перспективе. Основу классификации энергоресурсов составляет их деление по источникам получения на первичные, природные (геологические) и вторичные (побочные). По способам использования первичные энергетические ресурсы подразделяют на топливные и нетопливные; по признаку сохранения запасов - на возобновляемые и невозобновляемые; ископаемые (в земной коре) и неископаемые. В современном природопользовании энергетические ресурсы классифицируют на три группы - участвующие в постоянном обороте и потоке энергии (солнечная, космическая энергия и т.д.), депонированные энергетические ресурсы (нефть, газ и т.д.) и искусственно активированные источники энергии (атомная и термоядерная энергии) [20]. Вторичные энергетические ресурсы - энергия, получаемая в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии в виде побочного продукта основного производства и не применяемая в этом технологическом процессе. Например, пар, который получается в технологических процессах после теплообменников, может быть использован для обогрева помещений. Различают валовой, технический и экономический энергетические ресурсы. Валовой (теоретический) ресурс представляет суммарную энергию, заключенную в данном виде энергоресурса. Технический ресурс - это энергия, которая может быть получена из данного вида энергоресурса при существующем развитии науки и техники. Он составляет от доли процента до десятка процентов от валового, но постоянно увеличивается по мере усовершенствования энергетического оборудования и освоения новых технологий. Экономический ресурс - энергия, получение которой из данного вида ресурса экономически выгодно при существующем соотношении цен на оборудование, материалы и рабочую силу. Он составляет некоторую долю от технического и тоже увеличивается по мере развития энергетики. Энергетические ресурсы принято характеризовать числом лет, в течение которых данного ресурса хватит для производства энергии на современном качественном уровне [20]. Первичные энергетические ресурсы - это нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, горючие сланцы, торф (невозобновляемые ресурсы литосферы); древесина (возобновляемый ресурс), гидроэнергия - это неисчерпаемый ресурс гидросферы и др. Запасы энергии атомного распада и ядерного синтеза являются физически неисчерпаемыми. Наиболее крупные нефтяные запасы сосредоточены в пределах зарубежной Азии (без СНГ 70%). Особенно здесь выделяется Ближний и Средний Восток, где сосредоточено около 60% запасов и более 40% мировой добычи нефти. В странах этого региона располагаются государства с наиболее крупными запасами нефти : Саудовская Аравия (более 35 млрд. тонн), Ирак (более 15 млрд. тонн), Кувейт (более 13 млрд. тонн), ОАЭ и Иран (около 13 млрд. тонн). Из других азиатских стран по запасам нефти можно выделить Китай и Индонезию. В пределах Латинской Америки запасы нефти составляют приблизительно 12% от мировых. На сегодняшний день здесь особо выделяется Венесуэла (более 11 млрд. тонн), Мексика (около 4 млрд. тонн). На долю Африки приходится приблизительно 7% мировых запасов нефти. По их величине выделяются Ливия (40% общеафриканских запасов), Алжир, Египет, Нигерия. Что касается СНГ, то его доля оценивается в 6%. Однако Россия по разным оценкам имеет от 6,7 до 27 млрд. тонн. Трудно точно рассчитать, на сколько лет еще хватит запасов нефти. Если существующие тенденции сохранятся, то годовое потребление нефти в мире к 2018 достигнет 3 млрд. т. Даже допуская, что промышленные запасы существенно возрастут, геологи приходят к выводу, что к 2030 будет исчерпано 80% разведанных мировых запасов нефти [19]. Природный газ. Благодаря высоким потребительским свойствам, низким издержкам добычи и транспортировки, широкой гамме применения во многих сферах человеческой деятельности, природный газ занимает особое место в топливно-энергетической и сырьевой базе. К настоящему времени добыча природного газа увеличилась приблизительно в 5,5 раз и сейчас составляет 2,4 триллиона м³ ежегодно. Разведанные запасы природного газа оцениваются приблизительно в 150 триллиона м³. По разведанным запасам природного газа (их объем все время растет) особенно выделяются СНГ и Юго-Западная Азия (по 40% мировых запасов), из отдельных стран - Россия, где сосредоточено около одной третьей мировых запасов или 50 триллионов м³ (почти 90% запасов СНГ) и Иран ( 15% мировых ). В "первую десятку" газодобывающих стран мира входят Россия (около 600 млрд. м³), США (550 млрд. м³), Канада (170 млрд. м³), Туркменистан, Нидерланды, Великобритания, Узбекистан, Индонезия, Алжир, Саудовская Аравия. Крупнейшими потребителями газа являются США (приблизительно 650 млрд. м³), Россия ( 350 млрд. м³ ), Великобритания ( около 90 млрд. м³) и Германия ( около 80 млрд. м³ ) [17]. Уголь. Запасы угля оценить легче. Три четверти мировых его запасов, составляющих по приближенной оценке 10 трлн. т, приходятся на страны бывшего СССР, США и КНР. Мировой рынок угля в настоящее время является более конкурентным, чем нефтяной и газовый, поскольку месторождения и добыча угля расположены практически по всем континентам и регионам мира. Уголь будет играть особенно важную роль в электроэнергетике тех регионов, в которых альтернативных видов топлива мало. Благодаря своей сравнительной дешевизне этот энергоноситель остается особенно важным для развивающихся стран Азии. Уголь является самым распространенным энергетическим ресурсом в мире, и его доля в мировой энергетике превышает 24% (к 2030 году ожидается увеличение его доли до 28%), это второе место после нефти (36%). Примерно 13% добытого каменного угля используется металлургическими компаниями. Ведущие страны по добыче - Китай, США, Индия, Австралия, Россия. Мировые запасы угля составляют 1,2 трлн. т. Примерно три четверти мировых запасов угля приходятся на страны бывшего СССР, США и Китай. При этом в недрах России сосредоточена треть мировых ресурсов угля, или 173 млрд. тонн, а в Казахстане - 34 млрд. тонн[16]. В отличие от нефти и газа на экспорт идет небольшая часть добываемого угля - 10%. По данным Международного института угля, основными экспортерами угля являются Австралия (231 млн. тонн в 2006 году), Индонезия (108 млн. тонн) и Россия (76 млн. тонн). Основные потребители угольной продукции - Япония (178 млн. тонн в 2006 году) и Южная Корея (77 млн. тонн). Китай является крупнейшим потребителем угля (2,4 млрд. тонн в 2006 году), что связано с большой долей угля в энергетике страны. Согласно данным The China Daily, потребление угля в Китае к 2010 году достигнет 2,87 млрд. тонн. Среди регионов по добыче угля лидируют Зарубежная Азия (40 % мировой добычи), Западная Европа, Северная Америка (немногим более 20%) и страны СНГ. Хотя угля на Земле гораздо больше, чем нефти и природного газа, его запасы не безграничны. В 1990-х годах мировое потребление угля составляло более 2,3 млрд. т в год. В отличие от потребления нефти, потребление угля существенно увеличилось не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. По существующим прогнозам, запасов угля должно хватить еще на 420 лет. Но если потребление будет расти нынешними темпами, то его запасов не хватит и на 200 лет [16]. Ядерная энергия. Запасы урана. Крупнейшие из известных источников урана находятся в Северной Америке, Австралии, Бразилии и Южной Африке. Считается, что большими количествами урана обладают страны бывшего Советского Союза [20]. Тенденции на мировом рынке энергоресурсов. В последнее десятилетие в развитии мировой энергетики проявились некоторые важные тенденции, которые при неуправляемом течении могут угрожать устойчивости этой сферы. К таким тенденциям относятся: • изменение взаимоотношений между потребителями и производителями, усиление конкуренции за ограниченные энергоресурсы; • изменение региональных пропорций энергопотребления; • высокая доля и растущие объемы потребления органического топлива; • замедление темпов роста предложения энергии; • проблемы обеспечения инвестиций в развитие энергетического сектора; • рост цен на энергоносители, волатильность цен; • нарастающая напряженность в обеспечении энергетических нужд транспорта и диспропорции в нефтепереработке; • рост объемов международной торговли энергоносителями, развитие инфраструктурной составляющей поставок энергоресурсов и обострение связанных с этим рисков; • усиление политических рисков, в том числе транзитных. Изменение взаимоотношений между потребителями и производителями, усиление конкуренции за ограниченные энергоресурсы Современная ситуация в мировой энергетике характеризуется обострением противоречий между основными игроками на международных энергетических рынках. Практика взаимоотношений между производителями и потребителями энергоресурсов, сложившаяся в последней четверти XX века, уходит в прошлое. Все хуже работают существующие механизмы регулирования мирового энергетического рынка, все очевиднее становится обострение конкуренции между потребителями, подогреваемое появлением на рынке таких мощных игроков, как Китай и Индия. Стоит отметить, что меняется политика стран-производителей в отношении доступа к национальным запасам углеводородов, а также стратегии национальных государственных компаний, контролирующих основные мировые углеводородные ресурсы. Госкомпании, располагающие масштабными запасами, стремятся развивать переработку и участвовать в капитале транспортных и сбытовых структур. В свою очередь, транснациональные корпорации, под контролем которых находятся перерабатывающие мощности, транспортно-логистические схемы и дистрибьюция углеводородов, проводят стратегию наращивания своей ресурсной базы. Данное противоречие все более усугубляется и в ближайшее десятилетие будет одной из тенденций, определяющих развитие мировой энергетики. Учитывая все выше перечисленное, можно сказать, что уже сформировались международные рынки энергоресурсов. Государственный бюджет многих стран-экспортеров энергоресурсами сформирован, за счет торговли энергоресурсами. Так же стоит отметить, что с каждым годом увеличивается спрос на энергоресурсы, как следствие на энергоносители тоже. Но на данных рынках предложение энергоресурсов значительно уступает спросу, что приводит к росту цен. 2. Анализ экспорта и импорта энергоресурсов Топливно-энергетический комплекс России - это стержень национальной экономики, обеспечивающий жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений страны. Особая роль ТЭК как своеобразного «локомотива экономических преобразований» в России определяется тем, что в нем аккумулируется 2/3 прибыли, создаваемой в отраслях материального производства. Особую роль во внешней торговле и развитии экономики России играет экспорт продукции ТЭК. Посредством энергоносителей Россия активно участвует в мировой торговле, оказывает существенное влияние на энергетическую безопасность в Европе и мире (Приложение). Рост стоимостного объема экспорта России происходит, прежде всего, за счет энергоносителей. В 2010 г. из общего стоимостного объема экспорта в 372,85 млрд. долл. на долю продукции ТЭК приходилось 69,03% или 257,38 млрд. долл., что на 6,15% больше этого же показателя в 2009 г. О том, какое значение играет экспорт продукции ТЭКв экономике России на протяжении последних шести лет наглядно показывает следующая диаграмма (рисунок 3) [14]. Рисунок 3 - Доля экспорта продукции ТЭК в общем объеме экспорта России Такая высокая зависимость экономики от экспорта топливно-сырьевых товаров, и прежде всего, от нефти, мировые цены на которую подвержены значительным колебаниям, обостряет проблему подчиненности экономики внешним условиям. Подсчитано, что при цене нефти Юралс 13 долл. США за баррель неизбежен экономический спад, а снижение цены нефти на 1 долл. США за баррель влечет потери федерального бюджета примерно на сумму 850 млн. долл. США , 1,6 млрд. долл. США - по экономике в целом и потери предприятий - на сумму порядка 750 млн. долл. США [14]. Это выдвинуло ценовую проблему нефти на первое место в социально-экономической политике России, причем влияние этого фактора на ее формирование с каждым годом усиливается, что актуализирует проблему внешнеэкономической безопасности. Следующие данные указывают на усиливающуюся зависимость федерального бюджета от продукции ТЭК: если в 1994 г. ТЭК обеспечивал около 6% бюджетных поступлений, то в 1995 г. - 12%, в 2000 г. - свыше 25%, в 2005 г. - свыше 35%, а в 2010 году доля нефтегазовой отрасли в доходе федерального бюджета составила 47,5%. При этом налоговая нагрузка на нефть росла, поскольку производство нефти увеличивалось не так быстро. Особое место в экспорте и экономике занимает нефть. О значении нефти в развитии российской экономики свидетельствует следующее: подсчитано, что для обеспечения 10-процентного прироста ВВП необходимо повысить добычу нефти на 13,7% в год. Без этого роста добычи невозможно обеспечить 10-процентный прирост ВВП. Между тем для сближения уровня экономического развития с промышленно развитыми странами России необходимо обеспечить темпы роста производства, близкие к указанному показателю, что потребует огромных затрат на инфраструктуру, транспортировку и т.п., и, как показывают расчеты экспертов, это направление в долгосрочном плане бесперспективно. Упор следует делать на развитие инноваций, современные технологии. Рост спроса на мировом рынке на нефть обычно влечет за собой повышение спроса на многие другие сырьевые товары, что благоприятно сказывается на производстве и внешней торговле России. Большое значение имеет проблема воспроизводства сырьевой базы нефтегазового комплекса России. В соответствии с "Энергетической стратегией России на период до 2020 года" задача прогнозирования развития сырьевой базы нефтегазового комплекса имеет концептуальное и вариантные решения, учитывающие величину, размещение и структуру запасов и ресурсов нефти и газа, а также комплекс экономических, технико-технологических, экологических и социально-политических факторов, определяющих объемы добычи и потребления, транспортные и другие издержки. Таким образом, экспорт продукции ТЭК имеет огромное значение для экономики России. ТЭК обеспечивает свыше 30% стоимости промышленной продукции, до 60% бюджетных доходов и около половины всех валютных поступлений. Это - основа жизнеобеспечения, экономической безопасности, главный источник обеспечения притока в страну валютных ресурсов, расчетов по внешней задолженности. В целом, суммарный экспорт российской нефти по всем направлениям в интервале 2000- 2010 годов вырос более чем в 1,5 раза (со 144,4 млн. тонн до 255,0 млн тонн). Десятилетие не было однородным (рисунок 4) [14]. Начало 2000-х годов было отмечено в России ажиотажным ростом экспорта сырой нефти. В среднем, объемы экспорта увеличивались ежегодно на 16% (в самом динамичном 2003 году - на 20,3%). В результате в 2004 году экспортные объемы достигли "пика" - 260,3 млн. тонн, превзойдя результат 2000 года в 1,8 раза. В течение следующих четырех лет экспортные объемы российской нефти сокращались: в 2005 году - на 3%, в 2006-м - на 1,6%, в 2007-м - на 4%. И, наконец, в 2008 году произошло самое значительное уменьшение экспорта сырой нефти - на 7%, до 243,1 млн. тонн. Рисунок 4 - Добыча и экспорт нефти в 2000-2011 гг., прогноз до 2030 г. и темпы их роста [14] В целом за этот период вывоз российской нефти за рубеж сократился почти на 15%. И лишь в кризисном 2009 году российские компании активизировали вывоз добытой нефти за пределы страны - на 1,9%, до 247,5 млн. тонн. Объем экспорта нефти в 2010 г. составил 255,0 млн. тонн, что на 1,2% больше, чем в 2009 году. Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 2010 г. составил 34%, в экспорте топливно-энергетических товаров - 50,3% (в 2009 г. соответственно 33,4% и 50%). Результаты экспорта в количественном и долларовом выражении имеют разнонаправленную динамику (рисунок 5). В период с 2000 г. по 2005 г. включительно количественный рост экспорта нефти сопровождался стоимостным ростом. С 2006 по 2008 гг. наблюдается тенденция к снижению количественного объема экспорта, однако стоимостной объем при этом растет, что связано с высокими ценами на нефть (в 2008 г. был зафиксирован ценовой максимум -147 долларов за баррель). Продажа нефти за рубеж в 2009 г. принесла российской казне 100,5 млрд. долл. Это на 37,4 % меньше, чем годом ранее, когда были зафиксированы рекордные цены на нефть. В 2010 г. ситуация стала улучшаться: в количественном выражении экспорт увеличился на 3 млн. тонн, а в стоимостном на 35,7 млрд. долл. (соответственно экспорт сырой нефти составил 250,7 млн. тонн и 135,8 млрд. долл.). Рисунок 5 - Динамика экспорта нефти из России в 2000-2010 гг. [14] С динамикой добычи и экспорта природного газа картина обстоит практически аналогичная. Начиная с 2000 г. и вплоть до 2006 г. добыча природного газа увеличивалась ( рисунок 6). В 2007 г. прирост добычи снизился и составил - 1,5%, в 2008 г. добыча вновь увеличилась и составила 610 млрд. долл. В 2009-м кризисном году наблюдалось резкое сокращение добычи природного газа, падение добычи было рекордным за последние 10 лет (падение на 14,6%).В 2010 году в России было добыто 649 млрд. кубометров природного и попутного газа (рост 11,4 % к 2009 году). Рисунок 6 - Динамика добычи природного газа в России, 1998-2009 гг. [14] Результаты экспорта природного газа в количественном и долларовом выражении имеют разнонаправленную динамику (рисунок 7). Рисунок 7 - Динамика российского экспорта природного газа в 2000-2010 гг. [14] На протяжении 2000-2008 гг. стоимостной объем природного газа ежегодно увеличивался, несмотря на то, что в количественном выражении экспорт природного газа увеличивался не всегда. Это объясняется высокими ценами на природный газ. В 2009-м году экспорт природного газа как в количественном, так и в стоимостном выражении резко снизился (соответственно на 13,8% и 39%). В 2010 г. ситуация постепенно начала нормализироваться, экспорт природного газ составил 177,8 млрд. куб. м. на общую сумму 47,74 млрд. долл. США (рост относительно 2009 г. соответственно на 5,6% и 13,7%). Данные по импорту энергоресурсов в начале 2000-х гг. представлен в таблице 1 Таблица 1- Импорт энергоресурсов в РФ[14] Наименование Объем, долл, млд. Доля импорта Годовой прирост Уголь каменный <http://ru.wikipedia.org/wiki/Каменный_уголь>0,890,33 %▲ 89,69 % Нефть <http://ru.wikipedia.org/wiki/Нефть> сырая0,880,33 %▲ 33,91 % Нефтепродукты <http://ru.wikipedia.org/wiki/Нефтепродукты> (кроме бензина, дизельного топлива и мазута)0,770,29 %▲ 35,04 % Как видно из данных таблицы 1, доля импорта энергоресурсов в РФ минимальна. Таким образом, за последнее время рынок энергоресурсов претерпел множество изменений. Изменения курса долл. США, крупные инвестиционные вложения в сырьевые рынки спекулятивного характера, геополитическая нестабильность на Ближнем Востоке, военные действия в Ираке, иранская ядерная программа, многочисленные природно-климатические явления, препятствующие нормальному функционированию нефтедобывающей отрасли, а также мировой финансовый кризис - всё это существенным образом оказывало влияние ни мировые цены на нефть и газ, а, следовательно, на добычу и экспорт энергоресурсов. В отношении товара, классифицируемого по товарной позиции 2709 по Товарной номенклатуре (нефть сырая), ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в следующем порядке. Правительство Российской Федерации осуществляет мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в целях определения средней цены за период мониторинга. Периодом мониторинга цен на нефть на мировых рынках нефтяного сырья являются каждые два календарных месяца начиная с 1 ноября 2001 года. Календарный год включает шесть периодов мониторинга. Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются на срок два календарных месяца. Установить, что новая ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом средней цены нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводится в действие с 1-го числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга. Решения Правительства Российской Федерации об изменении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую должны быть опубликованы в одном из официальных изданий Российской Федерации не позднее чем за 10 дней до введения их в действие. Ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, не должны превышать размер предельной ставки пошлины, рассчитываемый следующим образом: при сложившейся за период мониторинга средней цене нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) до 109,5 доллара США за 1 тонну (включительно) - в размере 0%; при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 109,5 доллара США за 1 тонну, но не более 146 долларов США за 1 тонну (включительно) - в размере, не превышающем 35 процентов от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 109,5 доллара США; при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 146 долларов США за 1 тонну, но не более 182,5 доллара США за 1 тонну (включительно) - в размере, не превышающем суммы 12,78 доллара за 1 тонну и 45 процентов от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 146 долларами США; при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 182,5 доллара США за 1 тонну - в размере, не превышающем суммы 29,2 доллара США и 65 процентов от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 182,5 доллара США (п. 4 в ред. Федерального закона от 07.05.2004 №33-ФЗ). Действующий импортный тариф утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. №830 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Строка Таможенного тарифа РФ состоит из следующих основных элементов: а) код ТН ВЭД; б) наименование позиции; в) основная (килограмм) и дополнительные единицы измерения (литры, метры, штуки, пары и т.д.); г) ставка ввозной таможенной пошлины. Ставка ввозной таможенной пошлины может устанавливаться на неопределенный срок, то есть вплоть до принятия нового постановления Правительства РФ, отменяющего или изменяющего данную ставку, либо на ограниченный срок, определяемый в постановлении Правительства РФ, устанавливающем ставку таможенной пошлины. Правительство РФ может принять специальное постановление о введении временных (срочных) ставок ввозных таможенных пошлин. По способу определения ставки (т.е. установленного количественного параметра для расчета подлежащей уплате суммы таможенной пошлины) делятся на адвалорные, специфические и комбинированные (см. комментарий к ст. 4 Закона «О таможенном тарифе»). В целях упрочения механизма таможенно-тарифного регулирования и обеспечения предсказуемости и стабильности внешнеторговой и таможенной политики Российской Федерации Правительство РФ наложило на себя самоограничения на изменение в отдельных случаях ставок ввозных таможенных пошлин. Так, в Постановлении Правительства РФ от 22 октября 1997 года №1347 «Вопросы таможенно-тарифной политики» устанавливается, что: ) ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары, систематизируемые в соответствии с ТН ВЭД, не могут изменяться чаще, чем один раз в 6 месяцев; ) единовременное изменение ставок ввозных таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов (для адвалорных видов ставок) или эквивалентного абсолютного значения для специфических видов ставок или специфических составляющих комбинированных видов ставок ввозных таможенных пошлин. В последнее время в практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности наметилась негативная тенденция «обхода» норм, предусматривающих упомянутые ограничения полномочий Правительства РФ по изменению ставок ввозных таможенных пошлин (см., например, п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2003 года №417, п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 августа 2002 года №642 и др.). Полномочия Правительства РФ по установлению ставок таможенных пошлин могут быть ограничены также связыванием таможенных пошлин, под которым понимается принятие в рамках международного договора (соглашения) обязательств по максимальному уровню пошлин. Так, в соответствии с решением №11 Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации «О работе над общим Таможенным тарифом государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (Москва, 28 апреля 1998 года) был утвержден Перечень товаров, по которым совпадают ставки ввозных таможенных пошлин государств, перечисленных в качестве основы Общего таможенного тарифа государств-участников Таможенного союза, а также принято решение связывать ставки ввозных таможенных пошлин по указанным позициям сроком на 6 месяцев, начиная со дня подписания упомянутого решения. При этом все изменения и дополнения ставок ввозных таможенных пошлин Общего таможенного тарифа должны осуществляться в соответствии с Положением «О порядке принятия решений по вопросам реализации соглашений о Таможенном союзе», утвержденным решением Межгосударственного Совета от 31 декабря 1996 года и Положением «О порядке внесения в правительства государств - участников Таможенного союза проектов постановлений и распоряжений по вопросам, затрагивающим положения соглашений о Таможенном союзе», утвержденного решением Межгосударственного Совета от 22 октября 1997 года. Изменение ставок импортных пошлин производится Правительством РФ на основании совместного мотивированного представления Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства иностранных дел РФ, подготовленного с участием иных заинтересованных министерств и ведомств. В Таможенном тарифе РФ содержатся базовые ставки, под которыми понимаются ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД на товары, происходящие из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Определение режима наиболее благоприятствуемой нации (режима наибольшего благоприятствования) содержится в статье I ГАТТ: «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон». Российская Федерация, не являясь участницей ГАТТ, устанавливает РНБ в торгово-политических отношениях с зарубежными странами, как правило, в двусторонних торговых договорах и соглашениях. Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет РНБ, содержится в приложении 1 к Приказу ГТК России от 25 декабря 2003 года №1539 «О предоставлении тарифных преференций». В этом перечне поименовано свыше 125 государств. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, базовые ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое (так называемые максимальные ставки), за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) в соответствии со ст. ст. 34 - 37 Закона РФ «О таможенном тарифе». В упомянутых статьях предусматривается, в частности, что в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей национальной системой преференций Российской Федерации (свыше 105 государств), применяются ставки в размере 75% базовой ставки (Постановление Правительства РФ от 11 апреля 1996 года №413). Существует отдельный перечень наименее развитых стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации (свыше 45 государств). В отношении товаров, происходящих из этих государств, применяется режим беспошлинного ввоза. (Подробнее о тарифных льготах (преференциях) см. комментарий к разделу Закона РФ «О таможенном тарифе».) Федеральным законом от 21 июля 2005 года №112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в текст комментируемой статьи была включена норма, существенным образом изменившая ранее существовавший механизм расчета таможенной пошлины. Отныне в отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают РНБ (ранее в подобных случаях применялась максимальная ставка, т.е. базовая ставка, увеличенная вдвое). Новая редакция статьи 3 Закона «О таможенном тарифе» содержит оговорку о том, что правило о применении ставки РНБ к товарам, страна происхождения которых не установлена, не применяется «к случаям, предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации». О том, какие случаи имеет в виду законодатель, разъясняется в письме ФТС России от 19 августа 2005 года №01-06/28668 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе». В качестве такого исключения следует применять нормы, установленные подпунктом 1 пункта 2 статьи 38 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которыми в отношении товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, если таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим РНБ, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам. В пункте 3 комментируемой статьи за Правительством РФ закрепляются полномочия по установлению ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются. При этом, учитывая особую фискальную значимость сырой нефти (товара, классифицируемого по товарной позиции 2709 по ТН ВЭД), устанавливается (п. 4 комментируемой статьи) особый порядок установления Правительством РФ ставок вывозных таможенных пошлин на этот товар. Основная цель обложения вывозными таможенными пошлинами - пополнить доходную часть федерального бюджета и, в известной степени, сдержать вывоз сырья. [8] В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации. В связи с постоянным ростом мировых цен на нефть, нефтепродукты, некоторые другие виды сырья, вывоз которых облагается таможенными пошлинами, нестабильностью конъюнктуры соответствующих товарных рынков ставки таможенных пошлин на эти товары изменяются очень часто. В результате «накопилось» большое количество нормативных правовых актов, которыми вводятся ставки вывозных таможенных пошлин. На сегодняшний день действует несколько десятков постановлений Правительства РФ, утверждающих ставки вывозных таможенных пошлин. В тексты данных постановлений Правительства РФ вследствие колебаний ценовой и общеэкономической конъюнктуры периодически вносятся изменения, в результате чего и участники внешнеэкономической деятельности, и таможенные органы испытывают серьезные затруднения при работе с такой нестабильной нормативно-правовой базой (особенно при определении, с какого числа и какие ставки применяются). Правительство РФ может принять решение и о временном неприменении ставок вывозных пошлин на конкретные товары (например, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1999 года №1461 «О временном неприменении ставки вывозной таможенной пошлины на алюминий необработанный»). В условиях подобной нестабильности нормативно-правовой базы таможенно-тарифного регулирования экспортных поставок особую ценность приобретает проблема систематизации законодательства. Приказом ГТК России от 6 августа 2003 года №865 «О ставках вывозных таможенных пошлин» в качестве самостоятельного правового акта был издан свод вывозных таможенных пошлин. В преамбуле этого акта перечислены все действующие постановления Правительства РФ, которыми вводились вывозные таможенные пошлины. В приложении к Приказу ГТК России от 6 августа 2003 года №865 содержится исчерпывающий перечень товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, а также сами ставки таких пошлин. Предполагается, что все последующие изменения ставок вывозных таможенных пошлин будут вноситься в текст упомянутого Приказа ГТК России. Топливно-энергетический комплекс России является основной составляющей экономики страны. Он обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа. Несмотря на наличие ряда проблем, ТЭК России продолжает оставаться одним из наиболее устойчиво работающих секторов экономики страны. Российский ТЭК обеспечивает более 10% мировой добычи и 15% мировой торговли топливом (преимущественно нефтью и газом). Интеграция России с мировой экономикой, либерализация рынка газа в Европе и перемены, происходящие на внешнем рынке, требуют пересмотра тактики не только российских энергетических компаний, но и государства в целом. Экспортная политика России в области энергоресурсов призвана в максимальной степени содействовать интеграции страны в мировую экономику. В долгосрочной перспективе внешнеэкономическая политика России в топливно-энергетической сфере должна быть направлена: Содействие интеграции российского ТЭК в мировое энергетическое пространство, восстановление и укрепление экономических позиций России в ряде регионов, создание инструментов эффективного сотрудничества в рамках СНГ и мирового сообщества в целом; Создание условий для максимально эффективной реализации экспортных возможностей отечественного ТЭК; Привлечение зарубежных инвестиций для развития отраслей российского ТЭК; Вывод на новые международные и региональные рынки, поощрение инвестиционной деятельности за рубежом отечественных компаний и предприятий ТЭК. В качестве одного из ключевых участников мирового энергетического рынка Россия должна активно влиять на установление обоснованных и прогнозируемых цен на энергоресурсы, справедливых и выгодных как для стран-производителей, так и для потребителей энергоресурсов. В то же время государственная политика должна предусматривать возможные значительные колебания цен на энергоресурсы в связи с изменениями ситуации на мировом рынке. Государству важно поддерживать участие российских компаний в экономически эффективных зарубежных инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации государственной энергетической политики в этой сфере станет повышение эффективности и надёжности энергообеспечения отечественных потребителей. Нормативно-законодательные документы . Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.12. 2009 г. . Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165 - ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.12. 2009 г. . Федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 61 - ФЗ «Таможенный кодекс Российской Федерации» с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.12. 2009 г. . Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.11.2008 г. . Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183- ФЗ «Об экспортном контроле» с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.11.2008 г. Монографии, учебники и учебные пособия 6. Кузовкин А.И. Реформирование электроэнергетики и энергетическая безопасность. М. Издательство: Институт микроэкономики, 2006.388 с. . Симчера В.М., Федоренко Н.П. Валовое промышленное производство России за 100 лет (Аналитический ежегодник). Отв. ред.Н. Н. Марфенин / Под общ. ред.: В.И. Данилова-Данильяна, С.А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2012. - 336 с. . Состояние и использование минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации. Аналитический обзор. М.: ФГУНПП, "Аэрогеология", Информационно-аналитический центр "Минерал". 2008.275 с. . Энергетика России (1920-2020 гг.). Том 2. Энергетическая политика на рубеже веков. М.: ИД Энергия, 2008. - 1032 с. . Энергетическая безопасность России /В.В. Бушуев [и др.]; РАН. Сиб. отд-ние. - М.: Наука, 2004. - 302 с. Составная часть периодических изданий . Григорьев Л, Салихов М. Энергетический баланс России: анализ и оценка // "Экономическое обозрение", №6.2007. С.47-55. . Халимов Э.М. Нефтяной комплекс России: состояние, проблемы развития // Нефть. Газ. Промышленность, № 4 (24), 2006 г. 13. Яновский А.Б. Перспективы развития ТЭК в условиях перехода к инновационной экономике // "Энергетическая политика". №2.2008 г. Ресурсы сети Интернет 14. Данные ФТС. [Электронный ресурс]. Режим выхода: http://www.customs.ru/ 15. Данные Росстата. [Электронный ресурс]. Режим выхода: www.gks.ru <https://r.mail.yandex.net/url/54_dxUJRCcHMuh4mAsUerw,1356323949/www.gks.ru%2F> . . Добыча природного газа . [Электронный ресурс]. Режим выхода: http://www.gazprominfo.ru/terms/gas-production/. . Добыча угля в мире. [Электронный ресурс]. Режим выхода: http://daypic.ru/world/107899. . Расклад сил на мировом рынке нефти. [Электронный ресурс]. Режим выхода: http://www.mirnefti.ru/index.php?id=3 . Энергетические ресурсы. . [Электронный ресурс]. Режим входа:http://www.mining-enc.ru/e1/energeticheskie-resursy/ 20. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим выхода: rg/gazeta/biznes/ . Энергоресурсы. Современные рынки. [Электронный ресурс]. Режим входа: http://yamnnov.ru/articles/3230-energoresursy.html Приложение Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000-2010 годы Cырая нефть (код ТН ВЭД 2709) в % к соответствующему периоду предыдущего года Cправочно: средние экспортные цены, долларов за баррель Всего в том числе: Всего в том числе: в страны дальнего зарубежья в страны СНГ в страны дальнего зарубежья в страны СНГ Все го в том числе: количество, млн. тонн стоимость, млн. долл. США количест во, млн. тонн стоимость, млн. долл. США количест во, млн. тонн стоимость, млн. долл. США количество Стоимость количество стоимость количество стоимость в страны дальнего зарубежья в страны СНГ 2000 г. 144,4 25271,9 127,5 22911,0 16,9 2360,9 107,0 178,5 109,8 177,9 89,9 184,7 23,94 24,58 19,12 2001 г. 164,5 24990,3 140,8 22020,4 23,7 2969,9 113,9 98,9 110,4 96,1 140,3 125,8 20,78 21,39 17,14 2002 г. 189,5 29113,1 156,5 25444,6 33,0 3668,5 115,2 116,5 111,1 115,6 139,1 123,5 21,02 22,24 15,21 2003 г. 228,0 39679,0 190,7 34693,7 37,2 4985,3 120,3 136,3 121,9 136,3 112,9 135,9 23,81 24,88 18,31 2004 г. 260,3 59044,8 220,3 51173,3 40,1 7871,4 114,2 148,8 115,5 147,5 107,6 157,9 31,02 31,78 26,88 2005 г. 252,5 83438,0 214,4 73825,8 38,0 9612,2 97,0 141,3 97,3 144,3 94,9 122,1 45,21 47,10 34,58 2006 г. 248,4 102282,9 211,2 90755,5 37,3 11527,5 98,4 122,6 98,5 122,9 98,0 119,9 56,32 58,79 42,31 2007 г. 258,6 121502,8 221,3 107418,0 37,3 14084,8 104,1 118,8 104,8 118,4 100,0 122,2 64,28 66,40 51,71 2008 г. 243,1 161147,0 204,9 142675,7 38,2 18471,2 94,0 132,6 92,6 132,8 102,6 131,1 90,68 95,27 66,11 2009 г. 247,5 100593,2 211,0 88650,9 36,5 11942,3 101,8 62,4 103,0 62,1 95,4 64,7 55,61 57,47 44,80 2010 г.* 250,7 135799,3 224,1 124889,4 26,6 10909,9 101,3 135,0 106,2 140,9 72,8 91,4 74,11 76,24 56,20 * Учтена сырая нефть, экспортированная в государства - члены Таможенного союза. Экспорт Российской Федерации природного газа за 2000-2010 гг. Природный газ (код ТН ВЭД 271121) в % к соответствующему периоду предыдущего года Cправочно: средние экспортные цены, долларов за тыс. куб. м Всего в том числе: Всего в том числе: в страны дальнего зарубежья в страны СНГ в страны дальнего зарубежья в страны СНГ количество, млрд. куб. м стоимость, млн. долл. США количество, млрд. куб. м количество, млрд. куб. м Количест-во Стои-мость Количест-во Стои-мость Всего 2000 г. 193,9 16644,1 134,0 59,9 94,4 146,6 102,2 80,6 85,84 2001 г. 180,9 17770,0 131,9 48,9 93,3 106,8 98,5 81,7 98,25 2002 г. 185,5 15897,3 134,2 51,3 102,6 89,5 101,8 104,8 85,69 2003 г. 189,4 19980,9 142,0 47,3 102,1 125,7 105,8 92,3 105,51 2004 г. 200,4 21853,2 145,3 55,1 105,8 109,4 102,3 116,4 109,05 2005 г.* 209,2 31670,5 161,7 47,5 104,4 144,9 111,3 86,3 151,36 2006 г. 202,8 43806,2 161,8 41,0 96,9 138,3 100,0 86,3 216,00 2007 г. 191,9 44837,4 154,4 37,5 94,6 102,4 95,4 91,4 233,66 2008 г. 195,4 69107,1 158,4 37,0 101,8 154,1 102,6 98,6 353,69 2009 г. 168,4 41971,4 120,5 47,9 86,2 60,7 76,1 129,5 249,27 2010 г.** 177,8 47739,3 107,4 70,4 105,6 113,7 89,1 147,1 268,48 * Включая природный газ, экспортированный из ПХГ Украины ** Учтен природный газ, экспортированный в государства - члены Таможенного союза Скачать архив (402.9 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |