Главная » Экономика |
Содержание Введение 1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности 1.1 Сущность государственного регулирования внешней торговли .2 Инструменты внешнеторгового регулирования . Анализ внешней торговли 2.1 Динамика внешней торговли .2 Приоритеты и направления развития внешней торговли России Заключение Список литературы Введение Международная торговля стала самой первой формой внешнеэкономических связей. Причинами ее роста в настоящее время служат: возникновение новых отраслей и реконструкция старых; индустриализация развивающихся стран; углубление специализации; либерализация. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и продукцией высоких технологий. Также, структура мировой торговли отражает потребность экономик в научно-техническом прогрессе и технологической специализации производства, когда разные стадии технологического производства находятся в разных странах, что существенно снижает издержки и увеличивает доход. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо противоположными интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами. Интересны для изучения средства ограничения и поощрения ее участников, ГАТТ и ВТО, которые служат правовым механизмом ее функционирования. [5] Актуальность выбора этой темы обуславливается необходимостью России выработать эффективную внешнеторговую политику, которая позволит нашей стране эффективно интегрироваться в мировую экономику, занять устойчивое положение на мировом рынке, повысить уровень спроса на нашу продукцию. Целью работы является: определить роль государственного регулирования внешней торговли; проанализировать динамику внешней торговли и определить мероприятия, содействующие повышению эффективности внешней торговли. Для этого необходимо осуществить решение следующих задач: изучить сущность и роль внешней торговли и внешнеторговой политики; проанализировать инструменты регулирования внешнеторговой деятельности; сделать оценку внешнеторговой политики России, определить перспективы ее развития. Таким образом, объект исследования данной работы - государственное регулирование внешней торговли. Исследования будут проводиться на предмет его роли в развитии экономики, методов осуществления, перспектив дальнейшего развития в России. 1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности .1 Сущность государственного регулирования внешней торговли Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Основная задача государства в области внешней торговли - это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков. На сегодняшний день перед Россией стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках - в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров. Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий. На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказывают меры государства по регулированию внешней торговли. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. [1] Принципы регулирования Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются (ст.4 Закона): ) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; ) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом; ) единство таможенной территории Российской Федерации; ) взаимность в отношении другого государства (группы государств); ) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации; ) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности; ) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; ) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; ) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации; ) обеспечение обороны страны и безопасности государства; ) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности; ) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; ) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. Развитие внешней торговли в РФ ориентируется на решение следующих задач: Интеграцию страны в мировую экономику; Поддержку процессов интеграции со странами СНГ; Выравнивание сальдо внешнеторгового и платежного балансов; Совершенствование структуры внешней торговли в товарном и географическом аспектах; Выход на новые международные рынки и диверсификация экспорта на освоенных рынках; Сохранение экономической, экологической безопасности страны; Участники внешнеторговой деятельности Любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. 1.2 Инструменты внешнеторгового регулирования В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в Российской Федерации применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: ) таможенно-тарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин); Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин. Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции: фискальную - пополнение госбюджета; протекционистскую - защита отечественных производителей; регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны. Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН - ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года. Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком. Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины. 2) нетарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера); Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН. В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы: меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы; меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия: совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому: а) Наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке); б) Введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции т.д.) совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки: Специальные правила импортных платежей Множественные валютные курсы в) Ограничения на накопление иностранной валюты г) Импортные депозиты д) Отсрочки импортных платежей е) Субсидирование и кредитование экспорта. Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся: внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость) различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке. 3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; ) меры экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако, использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров. В настоящее время международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в стране. Перспективы развития лицензирования импорта товаров зависят от итогов переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию, т. к. Всемирная торговая организация выступает за не использование нетарифных мер, а в качестве основного инструмента регулирования внешней торговли признано использование тарифных мер регулирования. · обеспечения национальной безопасности РФ; · выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; · защиты внутреннего рынка РФ. В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать: ) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации; ) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо: а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения; б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара; в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных; г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных; д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным. Статья 32 Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает возможность установления запретов и ограничений экспорта и импорта товаров, исходя из национальных интересов России, если эти меры: необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; относятся к импорту или экспорту золота или серебра; применяются для защиты культурных ценностей; необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов; необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците; необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации; необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе: применения таможенного законодательства Российской Федерации; представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям; охраны окружающей среды; обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям; предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений; защиты интеллектуальной собственности; предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. В целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации Правительство Российской Федерации может принять решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами. Такие меры вводятся или усиливаются в случае, если необходимо: ) остановить серьезное сокращение валютных резервов Российской Федерации или предотвратить угрозу серьезного сокращения валютных резервов Российской Федерации; ) достигнуть разумного темпа увеличения валютных резервов Российской Федерации (если валютные резервы очень малы). Правительство Российской Федерации может вводить меры ограничения внешней торговли товарами (ответные меры) в случае, если иностранное государство: ) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации; ) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц; ) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц; ) не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2003г. . № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» могут вводиться соответствующие меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины. Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером. Введению специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры при импорте товара должно предшествовать расследование в целях установления наличия возросшего импорта и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики. Из перечисленных мер наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины, которые представляют собой временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга. Импортная квота применяется государством для защиты отечественных производителей, регулирования спроса и предложения, устранения отрицательного сальдо торгового баланса, а также как ответная мера на дискриминационную внешнюю политику других государств. Квотирование импорта подразумевает использование индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других ограничений поставок в страну импортных товаров. Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме при более благоприятном режиме таможенного обложения, а для импорта сверх этого объема устанавливается менее благоприятный режим, доходящий до фактического запрета импортных поставок. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года - в период пика производства внутри страны аналогичных товаров (как правило, это касается сельскохозяйственных продуктов). Глобальные квоты, являющиеся основным видом применяемых в мировой практике квот, устанавливают размер общего импорта какого-либо товара без распределения его между странами-поставщиками, что дает национальному импортеру полную свободу выбора страны-поставщика. Основная цель данной квоты заключается в обеспечении необходимого уровня потребления и рассчитывается как разность внутреннего производства и потребления товара.Имеются также случаи установления импортных квот в процентах от величины экспорта либо закупок конкретного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производителя. Режимы осуществления внешней торговли: приграничная торговля, свободные экономические зоны В соответствии со ст.41 Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» приграничная торговля осуществляется, как правило, на основе международного договора Российской Федерации с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств, предусматривающего предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях. При этом указанный особый благоприятный режим не распространяется на другие иностранные государства или группы иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры, предусматривающие предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный любому другому иностранному государству. Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определенной в международном договоре Российской Федерации с сопредельным иностранным государством, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления в пределах соответствующих приграничных территорий. Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами. Особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ. Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: ) промышленно-производственные особые экономические зоны; ) технико-внедренческие особые экономические зоны. В соответствии со ст. 37 закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Под таможенный режим свободной таможенной зоны помещаются: ) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств; ) товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации; ) товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны. С товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Правительство Российской Федерации при принятии решения о создании особой экономической зоны вправе установить перечень запрещенных операций, совершаемых с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны. Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории осуществляются с разрешения таможенных органов. Иностранные товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны и не могущие быть помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны в подлежат помещению под иные таможенные режимы в соответствии с требованиями таможенного законодательства Российской Федерации. Таможенное оформление таких товаров осуществляется за пределами территории особой экономической зоны до их ввоза на территорию особой экономической зоны. При прекращении существования особой экономической зоны находящиеся на ее территории товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат перемещению в другую особую экономическую зону в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны либо помещению под иной таможенный режим в течение трех месяцев с момента прекращения существования особой экономической зоны. 2. Анализ внешней торговли .1 Динамика внешней торговли Порог нового тысячелетия российская экономика переступила в стадии устойчивого экономического подъема. Крепнущее социально - экономическое благополучие на первоначальном этапе являлось следствием произошедшего в августе 1998г. финансово-экономического кризиса, который повлек за собой многократную девальвацию национальной валюты, и тем самым, в условиях существенного удорожания завозимых из-за рубежа товаров, значительно повысил конкурентоспособность продукции отечественных производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Сегодня во внешней торговле РФ наблюдается снижение цен на ряд экспортируемых товаров, что обусловлено нестабильностью в политической, экономической и товарной конъюнктуре в различных регионах мира в условиях мирового экономического кризиса, экспортная и импортная деятельность носит крайне неравномерный характер. Внешнеторговый оборот России в январе-сентябре 2013 г. составил 617,3 млрд. долларов и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. в стоимостном выражении на 0,6% (в январе-сентябре 2012 г. против января-сентября 2011 г. - прирост на 3,1%), в том числе со странами дальнего зарубежья - прирост на 2,0% до 534,2 млрд. долларов, странами СНГ - спад на 7,7% до 83,1 млрд. долларов. Замедление темпов роста стоимостных объемов внешней торговли России в январе-сентябре 2013 г. против января-сентября 2012 г. обусловлено существенным снижением экспортных поставок за счет падения экспортных цен и снижением объемов торговли со странами СНГ по стоимости, физическому объему и средних контрактных цен. Таблица 1 Внешняя торговля России в январе-сентябре 2013 г., (млрд. долларов) Оборот Экспорт Импорт Сальдо Всего 617,3 385,6 231,7 153,9 темпы прироста в % 0,6 -0,1 1,7 … Дальнее зарубежье 534,1 333,0 201,2 131,7 темпы прироста в % 2,0 1,8 2,5 … Страны СНГ 83,1 52,6 30,5 22,2 темпы прироста в % -7,7 -10,2 -2,9 … Замедление темпов роста стоимостных объемов внешней торговли России в январе-сентябре 2013 г. против января-сентября 2012 г. обусловлено существенным снижением экспортных поставок за счет падения экспортных цен и снижением объемов торговли со странами СНГ по стоимости, физическому объему и средних контрактных цен. Российский экспорт в 2013г. по сравнению с 2012г., с учетом торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, в стоимостном выражении снизился на 0,1% (2012 г. был прирост на 3,3%). При этом суммарный экспорт составил 385,6 млрд. долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 333,0 млрд. долларов (прирост на 1,8%), в страны СНГ - 52,6 млрд. долларов (спад на 10,2%). Таблица 5 Доля экспорта в производстве важнейших товаров (в процентах) 2010 г. 2011 г. 2012 г. Январь-сентябрь2013 г. Справочно Январь-сентябрь 2012 г. Нефть сырая 48,9 46,6 46,4 45,4 46,0 Нефтепродукты 53,1 50,6 51,1 55,1 51,2 Газ природный 30,5 27,2 27,4 31,1 27,8 Уголь каменный 48,0 43,0 47,1 51,2 43,9 Лесоматериалы необработанные 24,3 20,9 14,0 16,6 15,3 Фанера клееная 57,1 51,7 52,2 58,3 53,5 Бумага газетная 72,1 68,7 71,3 66,3 71,5 Прокат плоский из углеродистой стали 32,0 27,2 25,9 30,7 22,9 Автомобили легковые 3,8 3,9 5,7 6,9 5,8 Автомобили грузовые 8,8 6,7 8,9 12,4 9,0 Источник: Росстат, таможенная статистика. За последние три года экспорт ресурсов и важнейших товаров снизился, что затрудняет развитие мировой экономики в рамках глобализации. Импорт товаров в 2013г по сравнению с 2012г повысился на 1,2%, в том числе из стран дальнего зарубежья на 2,5% до 201,2 млрд. долларов, из государств СНГ - спад на 2,9% до30,5 млрд. долларов Таблица 6 Импорт основных потребительских товаров 2010г. 2011 г 2012 г. Январь-сентябрь 2013 г. Млн. долл. %1 Млн. долл. %1 Млн. долл. %1 Млн. долл. %1 Автомобили легковые 11497,9 5,1 19222,4 6,4 20216,5 6,5 12753,0 5,5 Медикаменты 9346 4,1 10963,1 3,7 10758,8 3,4 8612,3 3,7 Одежда 843,9 0,4 948,6 0,3 7963,6 2,5 6627,3 2,9 Мясо свежемороженое 4703 2,1 5282,3 1,8 5455,7 1,7 3494,1 1,5 Мебель 2263,7 1,0 2972,8 1,0 3246,5 1,0 2396,8 1,0 Алкогольные и безалкогольные напитки 2264,1 1,0 2764 0,9 3092,6 1,0 2160,1 0,9 Обувь кожаная 2313,3 1,0 2283 0,8 2081,9 0,7 1760,5 0,8 Рыба свежемороженая 1690 0,7 1886,7 0,6 1952,6 0,6 1515,1 0,7 Цитрусовые 1280,4 0,6 1577,8 0,5 1499,3 0,5 1017,2 0,4 Чай 563,2 0,2 625,6 0,2 630,4 0,2 508,6 0,2 Мясо птицы 939,1 0,4 749,7 0,3 839,6 0,3 561,8 0,2 Сахар-сырец 1158,7 0,5 1711 0,6 298,7 0,1 192,8 0,1 Сигареты 127,8 0,1 103,7 0,0 86,5 0,0 73,7 0,0 Сахар белый 212,7 0,1 206,3 0,1 42,1 0,0 32,0 0,0 Масло подсолнечное 119,6 0,1 126 0,0 22,5 0,0 18,4 0,0 В процентах к общему импорту. Источник: по данным таможенной статистики Анализ факторов развития внешней торговли России в январе-сентябре 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. показал, что прирост физического объема вывоза не компенсировал снижение экспортных цен, что привело к снижению стоимостного объема экспорта на 0,1%. В географическом распределении товарных потоков торговли в январе-сентябре 2013 г. в экспорте товаров в страны дальнего зарубежья весь прирост вывоза обеспечивался приростом физического объема. В результате стоимость российских поставок в страны дальнего зарубежья повысилась на 1,8%. В страны СНГ 50,9% падения стоимостного объема экспорта обеспечивалось снижением физического объема вывоза и 49,1% за счет снижения цен. В импорте из стран дальнего зарубежья сильный рост цен полностью обеспечил увеличение стоимостного объёма, компенсировав снижение физических объемов ввоза. В торговле с СНГ небольшой прирост физического объема ввоза не компенсировал падение средних импортных. В результате стоимостной объем ввоза сократился на 2,9%. Рассмотрение факторов изменения стоимостных объемов внешней торговли свидетельствует, что при снижении стоимостных объемов экспорта в результате понижательной динамики экспортных цен (-4,2% в январе-сентябре 2013 г.) и увеличения физических объемов вывоза (+4,3%) наблюдается рост стоимостных объемов импорта за счет повышательной динамики средних импортных цен (+2,6%) в условиях снижения физического объема ввоза (-0,8 2.2 Приоритеты и направления развития внешней торговли России Современное положение России в международной торговле явно диссонирует сложившимся направлениям и тенденциям участия в международном разделении труда подавляющего большинства стран. Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производственным, научным и кадровым потенциалом, Россия до сих пор довольствуется положением страны топливно-сырьевой специализации. Россия играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. Валовая потенциальная ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет 28,6 трлн. долл. Прогнозный потенциал оценивается в 140 трлн. долл. Из недр России извлекается 10% нефти, 30% - газа, 10% - каменного угля, 14% - товарной железной руды, 15% - цветных и редких металлов от всего объема полезных ископаемых добываемых мировым сообществом. На долю России приходится примерно 85% нефти, 84% - газового конденсата и газа, 70% - угля, 66% - железной руды, 53% - меди, 95% - никеля, 70% - бокситов от запасов СНГ. В России на душу населения приходится 5 га леса (в Канаде - 8,6 га, США - 0,8 га). Доля природно-сырьевого капитала составляет около 25-30% национального богатства, однако от 30 до 60% балансовых запасов нерентабельны. Россия - один из крупнейших в мире обладателей энергоресурсов. Несмотря на катастрофический спад в экономике, она сохраняет важное геостратегическое положение на мировом рынке энергоносителей (экспорт нефти и газа). В топливно-энергетическом комплексе стоимостный объем экспорта топливно-энергетических ресурсов по сравнению с 2005 г. увеличился на 44,1 % при росте физического объема на 3 %. В целом на экспорт было направлено 50,9 млн. тонн нефтепродуктов, или на 11,4 % больше, чем в 2005 г. По оценкам международных экономических организаций, Россия также имеет сильные конкурентные позиции в экспорте черной и цветной металлургии (сейчас Россия добывает 100 т. в год и занимает 6 место в мире после ЮАР, США, Австралии, Канады и КНР), лесной и оборонной промышленности, машинной промышленности (4,8 % экспорта - 2006 г.), химической промышленности (5,6 % экспорта России в 2006 г.). В импорте основной статьей продолжают оставаться машины, оборудование и средства транспорта (46 %), продовольствие и сельхозсырье (17 %), продукция химической промышленности (17 %, 3-е место), текстиль и обувь (4 %). внешний торговля государственный регулирование По внешнеторговому обороту Россия занимает 20-е место в мире (это примерно уровень Норвегии). Доля ВВП России в мировом хозяйстве в 10 раз меньше, чем США, и в 5 раз меньше Китая, сопоставима с Южной Кореей, Турцией и Ираном. По общему объему ВВП Россия занимает 15 место в мире. По запасам ядерного оружия Россия занимает 1 место в мире (55%). Военные расходы в стране почти в 16 раз меньше, чем в США, и почти в 4 раза меньше, чем в Китае. В последние годы данные международных рейтингов свидетельствуют о наметившемся росте международной конкурентоспособности товаров России. Так, уже Россия вошла в число десяти наиболее динамично развивающихся стран, заняв: 1-е место по темпам роста общественной производительности труда и снижения задолженности федерального бюджета; 2-е место - среди 30 ведущих стран экспортеров по темпам роста экспорта; 4-е место - по темпам роста ВВП в расчете на душу населения и валовых внутренних инвестиций. Главной торгово-политической проблемой для России являлось нахождение приемлемых условий присоединения к ВТО, которое открывает пути к равноправному участию нашей страны в международной торговле, и 21.07.2012г Россия вступила в ВТО. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами. Таким образом, происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. 2.3 Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности Российское законодательство, регулирующее внешнеторговую деятельность, наряду с защитными мерами в отношении национального рынка и отечественных производителей предусматривает и государственное содействие развитию внешнеторговой деятельности. В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к числу мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, относятся: ) кредитование участников внешнеторговой деятельности; ) функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; ) организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; ) проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Существенную роль в содействии развитию внешнеторговой деятельности, прежде всего стимулированию экспорта, должно сыграть информационное обеспечение внешнеторговой деятельности. Речь идет как об информационном обеспечении самих российских производителей и фирм-экспортеров, а также российских импортеров о развитии соответствующих мировых товарных рынков, их конъюнктуре, так и иностранных партнеров (и действующих, и потенциальных) о возможностях, структуре и конъюнктуре российского рынка. Как отмечается в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры, а также участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, которые могут содействовать развитию внешнеэкономических связей России. Существенное значение имеет обеспечение дипломатической поддержки внешнеторговой деятельности в России. Обеспечивать внешнеэкономические связи РФ в иностранных государствах должны дипломатические представительства и консульские учреждения России, а также созданные на основании международных договоров торговые представительства РФ. В поддержке и стимулировании экспортеров должны эффективно взаимодействовать государственные и коммерческие структуры, причем роль государства особенно велика в создании благоприятных условий для экспорта сложной машинотехнической продукции, включая комплектное оборудование и связанное с ним техническое содействие в виде проектно-строительных услуг. В обязанность государства входит непосредственное содействие продвижению отечественной продукции на внешний рынок, что следует рассматривать, с одной стороны, как элемент формирования конкурентоспособной и эффективной экономики, а с другой - как составную часть внешней политики страны в целом. В настоящее время государственная политика поощрения экспорта и развития экспортного производства, соответствующего научно-техническому, кадровому и производственному потенциалу России, находится в начальной стадии. Свою роль в реализации такой политики могли бы сыграть федеральные и региональные программы развития внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности. Формирование системы поддержи экспорта тесно связано с необходимостью модернизации экспортного потенциала страны. В модернизации нуждаются все или большинство отраслей реального сектора экономики, но с точки зрения поощрения экс- порта неотложной задачей представляется выделение приоритетных экспортоориентированных отраслей и создание для них преимущественных условий развития, что соответствует и мировой практике. Известно, что в настоящее время ведущую роль в экспорте России занимают отрасли ТЭК, которым принадлежит и основная роль в формировании доходов бюджета. Конкурентоспособность российской нефти и природного газа на мировом рынке несомненна. Государственная поддержка ТЭК лежит в сфере налогообложения, привлечения иностранных инвестиций, включая соглашения о разделе продукции. Важное место в государственной поддержке экспорта займет создание системы экспертного сопровождения российских экспортеров. Государство, в том числе и на самом высоком уровне, начинает нелегкую работу по продвижению российских товаров на новые рынки, например в страны АТЭС, и по возвращению на потерянные рынки стран Центральной и Восточной Европы, Кубы, Монголии, Ирака и др. Поддерживается активность российских фирм по участию в тендерах на осуществление крупных инвестиционных проектов. В этом же направлении действуют соглашения по поставкам и модернизации вооружений. Однако именно в указанных выше сферах российский экспорт сталкивается с сильнейшей конкуренцией, и усилия российских фирм, даже при государственной поддержке, далеко не всегда завершаются заключением сделок. Заключение Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно-развитые и отсталые. Нельзя не заметить, что международная торговля все сильнее влияет на экономику каждой страны. Большая часть ресурсов Российской Федерации идет на экспорт, а в объеме потребления все большую роль играет импорт. В условиях расширяющихся международных экономических отношений внешняя торговля является важнейшей отраслью экономики России. Ее развитие оказывает существенное влияние на внутренний рынок страны, на насыщение потребительского рынка товарами и на увеличение объема их производства. Доля экспорта и импорта России в валовом внутреннем продукте растёт. Россия является важным торговым партнером для стран Европы и СНГ, а также для стран Азии. Активное участие стран во внешней торговле позволяет им более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также, более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. Проанализировав динамику развития внешней торговли, можно сделать следующие выводы: В целом, ситуация во внешней торговле в России за последние три года проходит не по благополучному сценарию: мы продолжаем экспортировать ресурсы по ценам ниже предыдущего года, а импортировать готовые товары. Доля внешнеторгового оборота в ВВП России в последние годы снижается в результате медленной диверсификации экспорта и недостаточно сильных конкурентных позиций российских компаний обрабатывающих секторов. Экспорт товаров в январе-сентябре 2013г. составил 385,6 млрд. долларов США и уменьшился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,1%. Замедление темпов прироста экспорта происходило в результате замедления роста, а в ряде случаев - снижения экспортных цен на большинство топливно-энергетических товаров в период до сентября 2013 г. Объемы экспорта России по-прежнему зависят от мировых цен и, прежде всего, цен на нефть. Импорт товаров в январе-сентябре 2013г.. составил 231,7 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,7%. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта России увеличилась на 2%, стран СНГ соответственно снизилась на 2,9%. Увеличение стоимости импорта обеспечивалось преимущественно ростом физических объемов ввоза из стран дальнего зарубежья. Активизировало рост импорта дальнейшее расширение внутреннего спроса населения и рост инвестиционной активности. Кроме того, рост импорта продолжал стимулироваться продолжающимся повышением реального курса рубля. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,5%, импорта - 37,5%, что указывает на повышение спроса на отечественную продукцию, однако общее снижение товарооборота внешней торговли не ведет к глобализации и увеличению Российской продукции на мировом рынке. К числу мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, относятся: - кредитование участников внешнеторговой деятельности; - функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; - организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; - проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Список литературы 1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2. Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 г.№ 165-ФЗ. 3. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ. 4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. - М.: Экономистъ, 2009.-212с. 5. Булатова А.С. Мировая экономика: Учебник - М.: Юристъ, 2012.-633с. 6. Дергачев В.А. Международные экономические отношения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 060600 «Мировая экономика», 060400 «Финансы и кредит»-М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010.- 87с. 7. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения: учебник .- М.: изд-во Проспект, ТК Велби, 2009.-225с. 8. Елова М.В., Муравьева Е.К. и др.; Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 2010. -135 с. . Рыбалкина В.Е. Международные экономические отношения: Учебник - М.: Юнити, 2011.-323с. 10. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. - М.: ИНФРА-М, 2008.-198с. . Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. -156с. 12. www.cbr.ru - официальный сайт Центрального Банка Росси . http://www.fsgs.ru - Федеральная служба государственной статистики 14. http://www.economy.gov.ru - Министерство экономического развития и торговли РФ\ . http://www.budgetrf.ru - Бюджетная система РФ . http://www.newsru.com - новости экономики . http://www.rusimpex.ru - Российский центр внешней торговли Скачать архив (23.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |