Главная » Экономика

Внешнеэкономические аспекты концепции национальной безопасности

Введение

Геополитическая обстановка в современном мире характеризуется комплексом острых противоречий исторического, политического, экономического и социального характера. Изменения в мире, произошедшие в различных областях, повлияли как на международное, так и на внутреннее положение в России. Осуществление внутренних реформ и преобразований невозможно без учета нового геополитического положения России. Особую важность приобрела проблема обеспечения национальной безопасности, без успешного решения которой невозможно успешное реформирование страны.

Обеспечение национальной безопасности является центральной стратегически значимой для развития страны задачей. Для ее решения требуются соответствующие управленческие кадры, специалисты-профессионалы в этой актуальной сфере человеческой деятельности.

В современных условиях все страны включены в процесс общегосударственного мирового экономического развития. Одновременно вхождение страны в мировое хозяйство в условиях открытой экономики скрывает различные угрозы - от незначительного отрицательного влияния на хозяйственную деятельность отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности до потери национального государственного суверенитета.

Особого внимания заслуживает взаимосвязь категорий «экономическая безопасность» и «внешнеэкономическая безопасность». В данном случае, с точки зрения экономической безопасности, речь идет о необходимости сохранения национально-государственного суверенитета страны. Если такая задача не ставится, то возникают проблемы, связанные с внешнеэкономической безопасностью страны.

Как одна из важнейших составляющих экономической безопасности страны, внешнеэкономическая безопасность страны заключается в выявлении и предупреждении угроз, направленных против экономических интересов государства и других субъектов внешнеэкономической деятельности, создании благоприятных условий для развития национальной экономики путем усиления ее международной конкурентоспособности, защите и реализации национальных экономических интересов во внешнеэкономической сфере.

Развитие экономической политики по обеспечению национальной безопасности предполагает применение разнообразных форм и инструментов государственного регулирования, внедрение новых методов организации труда и производства и совершенствование на этой основе организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности всей жизнедеятельности России.

Цель данной работы - охарактеризовать внешнеэкономические угрозы национальной безопасности в современных условиях.

Объект исследования - внешнеэкономическая безопасность страны.

Предмет исследования - угрозы во внешнеэкономической безопасности страны.

Задачи исследования:

. Изучить понятие и сущность национальной безопасности.

. Рассмотреть особенности внешнеэкономической безопасности.

. Сформулировать классификацию и характеристику угроз внешнеэкономической безопасности.

. Дать характеристику внешнеэкономической безопасности России в условиях глобализации.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МЕСТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НЕЙ

1.1 Понятие и сущность национальной безопасности

Понятие «безопасность» достаточно доступно на интуитивно-бытовом уровне. Поэтому оно относительно широко употребляется. Но все-таки понятие «безопасность» - категория философская и его суть в научном плане в полной мере еще не исследованные. Доказательством сказанного, в частности, являются постоянные дискуссии вокруг разных подходов относительно обеспечения национальной безопасности, мировоззренческо-философского понимания таких понятий, как «национальные интересы», «индивидуальная безопасность», «общественная безопасность», «международная безопасность», критериев их оценки, структуризации и характеристик возможных угроз безопасности, принципов построения эффективных механизмов ее обеспечения и других, в том числе в развитых странах.

Толковые словари трактуют понятие безопасность как состояние, когда нет опасности, или как состояние, при котором ничего кому-нибудь или чему-либо не угрожает.

Но при любых условиях безопасность нельзя рассматривать как состояние, когда нет опасности. Исторической опыт не содержит примеров, когда бы такого состояния удалось достичь даже отдельному человеку, не говоря уже о разных формах социальных образований. Напротив, пытаясь защитить себя от тех или других, угроз, они создали такие виды и системы производственных и технологических мощностей, вооружений и в таком количестве, что это стало, одной из наибольших угроз для каждого человека. Учитывая это, в качестве основы для раскрытия содержания понятия «безопасность» С.В. Алексеев предлагает рассматривать определенное состояние системы, достигнутое в результате предотвращения вреда ее развития (жизнедеятельности).

Это позволяет утверждать, что безопасность можно рассматривать как своеобразную интегральную характеристику социальной системы, которая зависит от многих параметров и характеризует то или другое ее состояние (вплоть до человеческой цивилизации включительно). В таком случае достижения такого состояния социальной системы определяет ее главную цель, а также способ и условия существования под воздействием тех или других факторов.

Поскольку безопасность является общественной потребностью, то главным принципом устойчивого развития общества должно быть прежде всего общественное согласие в вопросах относительно необходимости всестороннего учета вышеназванных факторов. Поэтому раскол национальной идентичности на любых направлениях неминуемо приводит к отсутствию национального согласия относительно основных направлений общественно-политических и социально-экономических реформ в украинском обществе и, таким образом, должен рассматриваться как значительная угроза безопасности России.

Таким образом, безопасность, с одной стороны, это тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов, которые определяются соответствующими установками (политическими, правовыми и другими), при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности и свободное, которое отвечает их природе, функционирования. С другой стороны - это определенная защищенность указанного функционирования от потенциальных и реальных угроз.

Под понятием «национальная безопасность» понимается защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при котором обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам.

Основными объектами национальной безопасности законом установлены: личность - ее права и свободы; общество - материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

При изучении проблем и организации обеспечения национальной безопасности важное значение приобретает ее структурная классификация. Конечно, всякая классификация достаточно условна, и каждая из них строится с определенными целями и задачами.

В настоящее время впервые в соответствии с Законом Российской Федерации 2010 г. «О безопасности» национальная безопасность подразделяется в зависимости от местонахождения источника опасности на два типа - внутреннюю и внешнюю безопасность (рис. 1.1). В основе такого деления лежат территориальные границы между государствами. Сейчас, в условиях глобализации и интернационализации всех сторон общественной жизни, грань между внутренней и внешней безопасностью весьма размыта, а многие угрозы - международный терроризм, наркобизнес, экологические и природные катастрофы - порой трудно привязать к какому-то единому источнику. Тем не менее такое деление представляется весьма полезным с практической точки зрения, поскольку прежде всего оно позволяет четко классифицировать те или иные концептуальные подходы к решению проблем обеспечения национальной безопасности. Кроме того, деление на внутреннюю и внешнюю безопасность необходимо и для осознания того, что при обеспечении внутренней безопасности требуются совершенно другие методы, формы и способы, чем при обеспечении внешней безопасности.

Рис. 1.1 Типы национальной безопасности в зависимости от местонахождения источника опасности

Подход России к проблемам внешней безопасности характерен пониманием того, что в условиях современной ядерной эры недопустимо и невозможно обеспечить собственную безопасность за счет снижения уровня безопасности других стран.

Целесообразно подразделять внутреннюю безопасность на два типа: внутреннюю федеральную и внутреннюю региональную безопасность (рис. 1.2).

Рис. 1.2 Структура внутренней безопасности в территориальном разрезе

Внутренняя безопасность - это защищенность федеральных интересов от внутренних угроз, а внутренняя региональная безопасность - защищенность региональных интересов от внутренних и внешних угроз. В структуре федеральных и региональных интересов много общего. Прежде всего, это единство объектов безопасности (личность, общность, общество, государство), а также функциональных качеств интересов этих объектов.

Тем не менее в структуре федеральных и региональных интересов немало принципиальных различий, что и служит исходным основанием для их разделения. Среди федеральных интересов доминируют интересы государства и общества в целом, а региональных - интересы личности и общности.

Международная безопасность подразделяется на глобальную, или всеобщую, региональную и коллективную (рис. 1.3).

Рис. 1.3 Классификация видов международной безопасности

Глобальная безопасность - это защищенность системы взаимоотношений всего мирового сообщества от угрозы дестабилизации обстановки, кризисов, вооруженных конфликтов и войн.

Региональная безопасность - это защищенность системы взаимоотношений государств того или иного региона мира от угроз дестабилизации обстановки, кризисов, вооруженных конфликтов и войн регионального масштаба.

Коллективная безопасность - это защищенность интересов группы (союза) государств от внешних угроз, гарантируемая взаимопомощью, сотрудничеством в военной сфере и коллективными действиями по предотвращению и отражению агрессии.

Международная безопасность основывается на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающих решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы силой.

Важнейшими принципами международной безопасности являются принцип равенства и одинаковой безопасности, а также принцип не нанесения ущерба ничьей безопасности в отношениях между государствами.

Помимо выделения в структуре национальной безопасности двух указанных выше типов - внутренней и внешней безопасности - важное значение имеет ее классификация по видам безопасности, что способствует выработке более конкретной политики и стратегии обеспечения национальной безопасности.

Закон Российской Федерации «О безопасности» предусматривает деление национальной безопасности на следующие виды: государственную, экономическую, общественную, оборонную, информационную, экологическую и иные (ст. 13). Однако законодатель не дал ни строгого толкования принципов классификации по видам безопасности, ни определения этих понятий, что на практике привело к подлинному беспределу в совершенно необоснованном дроблении родового понятия.

В основу всякой классификации должны быть положены какие-то наиболее существенные единые признаки. Среди них, прежде всего, следует выделить объекты безопасности, характер угроз, сферы жизнедеятельности.

Рис. 1.4 Классификация видов национальной безопасности по объектам

В зависимости от объекта, жизненно важные интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз, выделяются такие виды безопасности, как безопасность личности, общества, государства, русскоязычного населения, государственных служащих и т. д. (рис. 1.4).

1.2 Особенности внешнеэкономической безопасности

Экономическая безопасность является центральной составляющей национальной безопасности. Это состояние защищенности важнейших экономических интересов личности, общества и государства, развитие достаточного повседневного потенциала, это поддержание и улучшение уровня жизни граждан, удовлетворение коренных национальных интересов в различных сферах.

Внешнеэкономическая безопасность является составляющей частью экономической безопасности государства, играющей решающую роль в его нацональной безопасности. Именно она является материальной базой всей системы безопасности государства и отражает ключевые интересы людей, хозяйствующих субъектов, общества и государства.

Необходимо отметить, что, как показал проведенный анализ, содержательно-понятийное трактование категории «внешнеэкономическая безопасность» пока находится на стадии становления. В отечественной и зарубежной научной литературе почти не встречается понятие внешнеэкономической безопасности в «явном виде», лишь разнообразные его толкования специалистами как составляющей экономической безопасности, что свидетельствует необходимости дальнейших исследований данной проблемы как в общетеоретическом, так и в теоретико-прикладном плане.

На основе анализа литературы по исследуемой проблематике и правил построения понятий предлагается следующее трактование категории «внешнеэкономическая безопасность»: способность государства противостоять внешним угрозам, адаптироваться и реализовывать свои экономические интересы на внутреннем и внешних рынках путем создания конкурентных преимуществ, обеспечивающих непрерывный экономический рост».

В целом под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Надлежащий уровень экономической безопасности, в том числе внешнеэкономической, достигается созданием единой государственной политики, усиленной системой скоординированных мер, адекватных внутренним и внешним угрозам.

При анализе внешнеэкономической безопасности выделяются, прежде всего, следующие основные составляющие:

. Экономическая независимость, которая означает прежде всего, возможность осуществления государственного контроля над национальными ресурсами, использовать национальные конкурентные преимущества для обеспечения равноправного участия в международной торговле.

. Устойчивость и стабильность национальной экономики, которая предусматривает мощность и надежность всех элементов экономической системы, защита всех форм собственности, создание гарантий для предпринимательства, сдерживания дестабилизирующих факторов.

. Способность к саморазвитию и прогрессу, есть возможность самостоятельно реализовать и защищать национальные экономические интересы.

. Создание условий для всестороннего развития личности и повышения уровня социальной защищенности населения.

При этом основными внешнеэкономическими интересами страны являются:

поддержание высокой степени адаптивности национальной экономики к изменениям глобального мирового хозяйственной среды (рациональное использование географического, геополитического, технологического положения, международного разделения труда и рынков товаров, работ и услуг и т. д.);

расширение внешнеэкономических связей (участие в многостороннем сотрудничестве в рамках международных организаций, институтов и форумов, в таможенных союзах, зонах свободной торговли и других формах экономической интеграции, развитие международного сотрудничества с государствами, которые принимают участие в многосторонней системе регулирования торговли и др.);

повышение эффективности и конкурентоспособности национального производства товаров, работ, услуг, а также создание благоприятных условий для их участия в международном торгово-экономическом обороте (защита внутреннего рынка и отечественного производства от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных государств, защита интересов организаций и индивидуальных предпринимателей - резидентов на внешнем рынке и т. д.);

обеспечение оптимизации структуры внешней торговли и эффективного сальдо торгового баланса (обеспечение условий роста и развития экспорта конечной продукции наукоемкого промышленного производства, минимального уровня обеспечения внутренних потребностей за счет импорта, а также содействие импорту высоких технологий и т. д.);

устойчивость финансового положения государства (обеспечение эффективного сальдо платежного баланса, доступ к кредитным ресурсам международных финансовых организаций, осуществление внешних государственных заимствований в пределах лимита внешнего государственного долга, привлечение иностранных инвестиций, поддержание эффективного обменного курса российской денежной единицы на мировом финансовом рынке и т. д.);

обеспечение доступа к иностранным источникам сырья, товаров и услуг, производство которых невозможно или неэффективно в стране, а также развитие системы международных транспортных узлов и коммуникаций для их снабжения; обоснованная степень государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, которая соответствует экономике, с созданием условий, исключающих криминализацию внешнеэкономических отношений.

Таким образом, государство стремится обеспечить как внутреннюю, так и внешнюю безопасность. Внутренняя безопасность - это определенное состояние политической, экономической и социальной структуры внутри государства и такое их обеспечение, которое дает возможность чувствовать себя безопасно его гражданам и вместе с этим создавать условия для развития государства. Что касается внешней безопасности государства, то это понятие часто меняется. Государство обеспечивает свою внешнюю безопасность двумя способами:

самостоятельно, средствами односторонних мер укрепления безопасности;

коллективно, в результате заключения и участия в военно-политических союзах с другими государствами.

При реализации государством своих целей, оно развивает отношения с другими государствами, которые либо способствуют, либо мешают их выполнению. Поэтому концепция экономической безопасности страны должна строиться на оценке как внутренних, так и внешних угроз.

экономический безопасность национальный угроза

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ УГРОЗ РОССИИ

2.1 Составляющие внешнеэкономической безопасности

Внешнеэкономическая безопасность - это такое состояние соответствия внешнеэкономической деятельности национальным экономическим интересам, что обеспечивает минимизацию убытков государства от воздействия негативных внешних факторов и создание благоприятных условий развития экономики благодаря ее активному участию в мировом разделении труда.

Для оценки уровня внешнеэкономической безопасности страны необходимо изучить ее составляющие, такие как: макроэкономическая, финансовая, инвестиционная, научно-технологическая, энергетическая, производственная, демографическая, социальная, продовольственная безопасность.

Макроэкономическая безопасность - это состояние экономики, при котором достигается сбалансированность макроэкономических воспроизводственных пропорций.

Финансовая безопасность - это такое состояние бюджетной, денежно-кредитной, банковской, валютной системы и финансовых рынков, которое характеризуется сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешним негативным угрозам, способностью обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост.

Финансовая безопасность, в свою очередь, включает следующие составляющие:

бюджетная безопасность - это состояние обеспечения платежеспособности государства на основе баланса доходов и расходов государственного и местных бюджетов и эффективности использования бюджетных средств;

валютная безопасность - это такое состояние курсообразования, которое создает оптимальные условия для поступательного развития отечественного экспорта, беспрепятственного притока в страну иностранных инвестиций, интеграции России в мировую экономическую систему, а также максимально защищает от потрясений на международных валютных рынках;

денежно-кредитная безопасность - это такое состояние денежно-кредитной системы, который характеризуется стабильностью денежной единицы, доступностью кредитных ресурсов и таким уровнем инфляции, что обеспечивает экономический рост и повышение реальных доходов населения;

долговая безопасность - это такой уровень внутренней и внешней задолженности с учетом стоимости ее обслуживания и эффективности использования внутренних и внешних заимствований и оптимального соотношения между ними, достаточный для решения неотложных социально-экономических потребностей, который не грозит потерей суверенитета и разрушением отечественной финансовой системы;

безопасность страхового рынка - это такой уровень обеспеченности страховых компаний финансовыми ресурсами, который дал бы им возможность в случае необходимости возместить оговоренные в договорах страхования убытки их клиентов и обеспечить эффективное функционирование;

безопасность фондового рынка - это оптимальный объем капитализации рынка (учитывая представленные на нем ценные бумаги, их структуру и уровень ликвидности), способный обеспечить устойчивое финансовое состояние эмитентов, владельцев, покупателей, организаторов торговли, торговцев, институтов совместного инвестирования, посредников (брокеров), консультантов, регистраторов, депозитариев, хранителей и государства в целом.

Инвестиционная безопасность - это такой уровень национальных и иностранных инвестиций (при условии оптимального их соотношения), который способен обеспечить долгосрочную позитивную экономическую динамику при должном уровне финансирования научно-технической сферы, создание инновационной инфраструктуры и адекватных инновационных механизмов.

Научно-технологическая безопасность - это такое состояние научно-технологического и производственного потенциала национальной экономики, позволяющее обеспечить надлежащее ее функционирование, достаточное для достижения и поддержания конкурентоспособности отечественной продукции, а также обеспечения государственной независимости за счет собственных интеллектуальных и технологических ресурсов.

Энергетическая безопасность - это такое состояние экономики, которое обеспечивает защищенность национальных интересов в энергетической сфере от существующих и потенциальных угроз внутреннего и внешнего характера, позволяет удовлетворять реальные потребности в топливно-энергетических ресурсах для обеспечения жизнедеятельности населения и надежного функционирования национальной экономики в режимах обычного, чрезвычайного и военного положения.

Социальная безопасность - это такое состояние развития национальной экономики, при котором государство способно обеспечить достойный и качественный уровень жизни населения независимо от влияния внутренних и внешних угроз.

Демографическая безопасность - это такое состояние защищенности национальной экономики, общества и рынка труда от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие России с учетом совокупности сбалансированных демографических интересов государства, общества и личности согласно конституционных прав граждан России.

Продовольственная безопасность - это такой уровень продовольственного обеспечения населения, который гарантирует социально-экономическую и политическую стабильность в обществе, устойчивое и качественное развитие нации, семьи, личности, а также устойчивое экономическое развитие государства.

Производственная безопасность - это такой уровень развития промышленного комплекса страны, способный обеспечить рост экономики и ее расширенное воспроизводство.

Каждое из выделенных направлений экономической безопасности преследует реализацию соответствующих национальных интересов.

Создание самодостаточной социально ориентированной рыночной экономики предусматривает воплощение в жизнь приоритетов, которые предложены выше. Гарантом защиты национальных экономических интересов должно выступать государство. Однако в России еще отсутствуют четко определенные национальные экономические интересы, не сформирована их целостная система. Это позволяет чиновникам различных уровней оправдывать свои действия, уверяя, что они полностью отвечают национальным экономическим интересам.

Внешнеэкономическая безопасность заключается в способности государства противостоять влиянию негативных внешних факторов и минимизировать причиненный ими ущерб, активно использовать участие в мировом разделении труда с целью создания благоприятных условий для развития экономики, обеспечивать соответствие внешнеэкономической деятельности национальным экономическим интересам.

Опасность остаться за рамками процессов глобализации, становления открытого государства с постиндустриальной экономикой становится для страны все более реальной. Если Россия не использует свой шанс, учитывая сегодняшние определенные положительные тенденции осуществления структурной перестройки экономики за счет приоритетного развития науки, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, то есть создание для человека как носителя знаний и важнейшего фактора повышения производительности труда благоприятных условий для жизнедеятельности, то экономическая отсталость страны станет необратимой. Это угрожает не только социальной стабильности, но и существованию нации и государства.

2.2 Классификация и характеристика угроз внешнеэкономической безопасности

Интеграция экономики России в мировую экономическую систему обострила вопрос внешнеэкономической безопасности, без гарантирования которой страна не может быть полноправным участником мирохозяйственных связей, занимать надлежащее место в международном разделении труда и иметь соответствующую систему защиты и противодействия глобальным вызовам ее экономической безопасности, в том числе и национальной. При интеграции государства в систему мирохозяйственных связей перед ней встает проблема раздвоения между необходимостью, с одной стороны, интегрироваться в мировую экономику, а с другой - обеспечить гармоничное развитие национальной экономики, защитить национальные экономические интересы, внутренний рынок и отечественного производителя.

Первоочередной задачей внешнеэкономической безопасности является мониторинг и оценка внутренних и внешних угроз, а также прогнозирование развития ситуаций, связанных с реализацией того или иного экономического интереса государства на мировом и внутреннем рынках.

Под угрозами экономической безопасности государства понимается совокупность имеющихся и потенциальных возможных явлений и факторов, создающих опасность для реализации национальных интересов в экономической сфере.

Л.И. Абалкин считает угрозами экономической безопасности государства явные или потенциальные действия, которые усложняют или делают невозможным реализацию национальных экономических интересов и создают опасность для социально-экономической и политической системы, национальных ценностей, жизнеобеспечения нации и отдельного лица.

В соответствии с теорией систем определение угроз следующее: «угроза - это опасность разрушения любой системы, или опасность нанесения ей более или менее значительного убытка».

Для создания надежной системы обеспечения экономической безопасности государства необходим эффективный механизм определения угроз национальным интересам, создающих непосредственную опасность экономической системе.

Внешнеэкономическая безопасность проявляется во всех сферах экономической безопасности, взаимодействуя с ними в явном или латентном виде, и, в свою очередь, накапливает в себе их действие, оставаясь одновременно отдельной сферой экономической и национальной безопасности.

Уровень внешнеэкономических угроз зависит от ряда факторов, среди которых ведущее место занимает интенсивность внешнеэкономических связей. Каждый вид международной экономической деятельности связан с риском и представляет определенную угрозу для социально-экономической позиции территории. Чем больше осуществляется видов такой деятельности, тем большим будет уровень суммарных угроз. При этом следует учитывать также объемы коммерческих операций, количество трансакций и зарубежных партнеров. Другим ведущим фактором внешнеэкономических угроз является степень открытости экономики. Либерализация внешнеэкономических связей, ослабление государственного контроля увеличивает уровень угроз. Это обусловлено неурегулированностью международных экономических связей (за исключением товарообменных), оппортунистическими действиями зарубежных контрагентов, недобросовестной конкуренцией и т. п. Таким образом, внешнеэкономические угрозы связаны с двумя основными факторами: степенью открытости экономики и интенсивностью внешнеэкономической деятельности.

Угрозы национальной экономической безопасности определены в Государственной стратегии экономической безопасности РФ, одобренной Указом Президента РФ. Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются следующие.

. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для РФ негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала РФ;

завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка РФ по многим видам товаров народного потребления;

приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

рост внешнего долга РФ и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов РФ;

увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ.

. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном следующими факторами:

рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Государственная стратегия экономической безопасности РФ была ориентирована на реализацию осуществляемых экономических преобразований в ближайшие три-пять лет, однако все вышеперечисленные угрозы остаются и сегодня полностью актуальными, хотя срок, на который разрабатывалась государственная стратегия, уже истек. Более того, ситуация меняется, что предполагает возникновение новых угроз и, следовательно, требуется разработка новой Государственной стратегии экономической безопасности РФ, которая учитывала бы их в полной мере.

Большинство исследователей пытаются классифицировать и обобщить угрозы. Все угрозы подразделяют на угрозы международной, национальной и региональной экономической безопасности, а также угрозы экономической безопасности предприятия и личности. Существует два подхода к классификации угроз: классификация по источнику угрозы и по типу угрозы.

Угрозы экономической безопасности видоизменяются в зависимости от состояния и уровня развития экономической системы и для каждого отдельно взятого государства отличаются характером и уровнем остроты. В обобщенном виде классификацию угроз экономической безопасности государства можно представить следующим образом (рис. 2.1).

При классификации угроз экономической безопасности по источнику их разделяют на две большие группы - на угрозы экономического и политического происхождения. Источником большинства экологических, криминальных и прочих угроз являются несовершенства экономических и политических институтов либо экономико-политические процессы, протекающие в международной системе (такие, как глобализация, политическая интеграция, развитие информационных технологий и т.д.).

Проанализировав основные угрозы экономической безопасности во внешнеэкономической сфере, можно выделить три основных сферы хозяйственной деятельности, которые им подвержены, а именно:

финансовая;

торговая;

инфраструктура.

Угрозы в финансовой сфере заключаются в нерациональном размещении и структуре финансовых резервов и политике НБУ; санкции FATF (приведение национального законодательства к требованиям этой организации), которые могут усложнить деятельность отечественной банковской системы.

В торговой сфере - восприимчивая товарная структура (экспорт четырех товарных групп: черные металлы и изделия из них; топливо минеральное, нефть и продукты ее переработки; зерновые культуры); географическая концентрация (большая зависимость относительно экспорта товаров и услуг от Российской Федерации).

Относительно инфраструктуры, автор выделяет три сферы: транспортная (возможные угрозы со стороны других государств), информационная (ухудшение рейтинговых оценок состояния экономики государства) и научно-исследовательская (финансирование научно-технических разработок).

Наиболее опасные угрозы внешнеэкономической безопасности Российской Федерации, которые действовали на протяжении последних нескольких лет:

потеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов;

внешний долг - опасность обострения финансового кризиса;

нестабильная инвестиционная активность;

низкая конкурентоспособность продукции;

высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части населения;

утечка ресурсов;

возможные резкие колебания курса рубля (девальвация или ревальвация рубля из-за двойственного характера денежной системы, базирующейся на российской и иностранной валюте).

Определяя внутренние и внешние угрозы экономической безопасности, автор работы можно выделить их по сферам направления:

. В институционной сфере - недостаточная деятельность ветвей власти. Разногласие действующего законодательства и правовая неурегулированность широкого круга вопросов экономического развития, в частности рыночной трансформации экономики, создание эффективной конкурентной среды и др.

. В социальной сфере - заниженная стоимость одного из основных производственных ресурсов - рабочей силы. Следствием этого является низкая платежеспособность населения, недостаток стимулов роста его квалификационного потенциала, накопление капитала, технического прогресса. Глубокая дифференциация населения делает невозможным создание весомой прослойки среднего класса; критической границы достигли бедность и безработица.

. Угрозы финансовой безопасности. Остается структурно несбалансированным финансовый сектор экономики. Низкий уровень капитализации российских банков не отвечает требованиям политики роста и структурно-инновационной перестройки экономики. Россия еще не заняла надлежащего места в международном движении капиталов, который становится характерным признаком современных международных интеграционных процессов и материальной основой стабильного экономического роста. Не уменьшается взаимная задолженность предприятий и организаций.

. Тенизация и коррумпированность российскойй экономики. Тенизация экономики является одним из основных факторов, создающих реальную угрозу национальной безопасности. Она отрицательно сказывается на всех сферах общественной жизни, тормозит и искажает социально-экономические реформы. Большие масштабы теневой экономической деятельности существенным образом влияют на объемы и структуру ВВП и искажают официальные данные о состоянии экономики. Вместе с тем тенизация формирует отрицательный имидж государства среди международного сообщества.

. Структурные диспропорции. Ощущается чрезвычайно высокая внешнеэкономическая ориентация и критическая зависимость национальной экономики от конъюнктуры внешних рынков, нерациональная структура экспорта с преимущественно сырьевым характером и низкой долей продукции с высокой долей добавленной стоимости.

На экономической безопасности также сказывается критическое состояние основных производственных фондов в ведущих областях промышленности, агропромышленного комплекса, а также неэффективность использования топливно-энергетических ресурсов, недостаточные темпы диверсификации источников их снабжения и недостаток активной государственной политики энергосбережения, обострение проблем поддержания в надлежащем состоянии ядерных объектов на территории России.

. Несовершенство системы инновационного развития. На данный момент не удалось создать дееспособных механизмов стимулирования инновационной деятельности предприятий и организаций, что привело к деградации имеющегося научно-технического потенциала, медленного обновления продукции производственного комплекса. Критическим остается уровень государственного финансирования научно-технической деятельности.

Таким образом, наибольшую опасность для России представляют внутренние угрозы в объединении с внешними.

К существенным угрозам в сфере внешней торговли относят: ухудшение внешнеторгового баланса, ограниченность возможностей географической диверсификации экспорта; недостаточную конкурентоспособность отечественных производителей; зависимость от импорта энергоносителей и отдельных видов продукции; дискриминацию России в торговых отношениях. Внутренними проблемами, усиливающими влияние внешних угроз, является несовершенная отраслевая и технологическая структура экономики, высокая степень изношенности основных фондов, значительная ресурсо- и энергоемкость производства, отсутствие собственных транснациональных компаний, высокая доля «теневого» сектора.

Проведенный анализ результатов научных исследований позволяет сделать следующий вывод: сегодня не существует исчерпывающего определения количества и полной классификации угроз внешнеэкономической сферы. В подходах к определению количества и сфер действия угроз присутствуют значительные расхождения. Однако можно утверждать, что большинство ученых классифицируют экономические (внешнеэкономические) угрозы по месту возникновения: внешние и внутренние. Разнообразие количества и классификаций угроз экономической безопасности обусловлено не только сложностью их определения, но и тем, что каждый автор, в зависимости от конкретизированных объекта и целей проведенного им исследования, акцентирует внимание на важнейшем для исследования аспекте.

К внешним отнесено 8 угроз (наибольший удельный вес имеют следующие: нерациональная структура экспорта; импортная зависимость и потеря внутренних рынков; отток валютных средств; терроризм и криминализация; неэффективный прирост иностранного капитала; увеличение внешнего долга и ограниченность доступа на внешние рынки); к внутренним - 13 угроз экономической безопасности (наибольший удельный вес имеют следующие: неблагоприятный политико-правовой климат; финансирование НИОКР; невысокая доля добавленной стоимости; снижение производства высокотехнологической продукции; нестабильная инвестиционная деятельность; спад производства; отток квалифицированных кадров; структурная деформация экономики и энергоемкость производства).

В табл. 2.1 приведены возможные последствия и взаимосвязи между основными угрозами экономической и внешнеэкономической безопасности государства.

Таким образом, внешнеэкономическая безопасность государства не может быть объективно исследована без учета ее связей с более общими уровнями - экономической и национальной безопасностью страны. Выделение основных внешнеэкономических угроз государства является основой дальнейшей разработки системы показателей (индикаторов), позволяющих своевременно разрабатывать и осуществлять практические мероприятия по снижению отрицательного влияния угроз или их полной ликвидации.

Таблица 2.1 Угрозы внешнеэкономической безопасности государства и их возможные последствия

Угрозы экономической безопасности

Угрозы внешнеэкономической безопасности

1

2

Внешние угрозы:

Нерациональная структура экспорта

Рост отрицательного сальдо внешней торговли (экспорт сырья и импорт товаров с высокой добавленной стоимостью)

Импортная зависимость и потеря внутренних рынков

Вытеснение импортной продукцией с внутреннего рынка национальных производителей. Зависимость от отдельных товаров (энергоносителей)

Отток валютных средств

Снижение валютных резервов государства и ликвидности отечественных предприятий

Терроризм и криминализация

Ухудшение инвестиционной привлекательности и отток иностранных инвестиций

Неэффективный прирост иностранного капитала

Деформация отраслевой структуры экономики, возможность потери контроля над стратегическими секторами экономики

Увеличение внешнего долга

Угроза финансового кризиса, снижение валютных резервов государства

Ограниченность доступа на внешние рынки

Уменьшение объемов экспорта продукции, сужение географии внешнеторговых связей

Борьба за природные ресурсы

Возможность военных конфликтов и существенное обострение конкурентной борьбы

Внутренние угрозы:

Неблагоприятный политико-правовой климат

Осложнение отношений с международными организация и фондами. Низкая активность иностранных и отечественных инвесторов

Финансирование НИОКР

Отставание в развитии высокотехнологического сектора экономики и уменьшение ассортимента его продукции

Невысокая доля добавленной стоимости

Торговля сырьем и недополучение финансовых прибылей. Импортная зависимость от товаров с высокой добавленной стоимостью

Снижение производства высокотехнологической продукции

Потеря конкурентных преимуществ на внешних и внутреннем рынках

Нестабильная инвестиционная деятельность

Недополучение инвестиционных средств. Снижение темпа развития экономики

Спад производства

Снижение прироста ВВП

Отток квалифицированных кадров

Недостаток квалифицированных кадров

Структурная деформация экономики

Зависимость национальной экономики от конъюнктуры внешних рынков

Энергоемкость производства

Высокая себестоимость продукции национальных производителей и потеря ею конкурентоспособности

Изношенность основных фондов

Низкий технико-экономического уровень производств. Экологические угрозы

Тенизация и коррумпированность экономики

Отрицательный имидж государства в мире. Снижение объема и структуры ВВП

Неразвитость инфраструктуры

Существенное замедление роста во всех сферах экономики

Ухудшение экологического состояния

Торговые санкции на продукцию национальных производителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При условиях, что сейчас сложились в Россиие и мире, возрастает роль стратегии национальной безопасности, которая должна заключаться не столько в защите государства и его политических институтов, как - человека и общества. Основным принципом стратегии национальной безопасности должен быть принцип баланса интересов личности, общества и государства.

В новых условиях основу стратегии национальной безопасности России должны составлять универсальные ценностные ориентиры, направленные на построение правового демократического государства, гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики.

Под экономической безопасностью понимают оптимальный для предприятия уровень использования экономического потенциала, когда реальные или возможные убытки оказываются ниже установленной предприятием границы.

Цель обеспечения внешнеэкономической безопасности достигается не только путем преодоления опасности: еще лучше не допустить самого возникновения нежелательной ситуации. Эта функция ложится в основном на систему на международной экономической безопасности, которая также опирается на две подсистемы - подсистему мирового рынка и межгосударственную подсистему. Профилактика предпочтительнее лечения во всех сферах, идет ли речь об охране здоровья биологического, экологического или экономического.

Надлежащий уровень экономической безопасности, в том числе внешнеэкономической, достигается созданием единой государственной политики, усиленной системой скоординированных мер, адекватных внутренним и внешним угрозам.

Страна на современном этапе находится в состоянии равновесия, однако из-за нерациональной и неэффективной структуру экспорта и импорта, зависимость национальной экономики от конъюнктуры внешних рынков, наличие большого внешнего долга, определенную финансовую и технологическую зависимость существует вероятность перехода к неустойчивому и даже критического состояния.

Таким образом, сегодня как никогда обостряется важный вопрос обеспечения внешнеэкономической безопасности России, что является одним из важнейших национальных приоритетов и требует усиленного внимания представителей властных структур, общественных и политических движений, ученых, широкой общественности. Обеспечение экономической безопасности является гарантом государственной независимости России, условием ее устойчивого развития и роста благосостояния граждан.

Приоритетным направлением работы правительства России должно стать принятие обоснованной стратегии в отношении импорта, что приведет к его превращению в действенный фактор технологической реконструкции отечественной промышленности. Диверсифицированная таможенная и тарифная политика должна согласовываться с интересами национальной промышленности, конкретных производителей высокотехнологичной экспортной продукции.

Важной задачей обеспечения экономической безопасности государства является создание условий для реализации геоэкономического потенциала России, интеграции национальной транспортной системы в сети международных транспортно-коммуникационных коридоров, созданных между Европой и Азией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Конституция Российской Федерации 1993 года.

2.      Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности"

.        Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

.        Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. И. Абалкин // вопросы экономики. - 2009. - №12. - С. 4-13.

.        Аганбегян А.Г. Социально - экономическое развитие России. / А.Г. Аганбегян; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - 2- е изд., испр. и доп. - 2011. - 374 с.

.        Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / под ред. С.А.Ситаряна. - М.: Наука, 2009. - 327 с.

.        Алексеев СВ. Национальная безопасность Российской Федерации: понятийный аспект // Безопасность. - 2007. - № 3-4. - С. 104-111.

.        Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике М.: Владос, 2010. - 376 с.

.        Богомолов В. А. Экономическая безопасность : учеб. пособ. / В. А. Богомолов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 303 с.

.        Бункина М.К, Национальная экономика: учеб. пособие/ М.К, Бункина. М.: Дело, 2010. - 272 с.

.        Виноградов А.В. Проблемы национальной безопасности // Право и безопасность, 2009. - С. 15-19.

.        Виноградов В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов/ В.В. Виноградов. - М.: Юристъ, 2011. - 320 с.

.        Возжеников Л.В., Прохожев А.А. Государственное управление и национальная безопасность России. - М.: Право, 2009. - 288 с.

.        Гапоненко В.С., Лактионов В.И. Национальная безопасность как объект системного анализа // Информационный сборник по зарубежным странам и армиям. - М.: ГШ ВС РФ, 2010. - №1(134). - С. 13-26.

.        Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России/ И.П. Фаминский; под ред. И.П.Фаминского. - М.: Республика, 2011. - 444 с.

.        Градов А. П. Национальная экономика / Градов А. П. - [2-е изд.]. - Спб. : Питер, 2011. - 240 с.

.        Григорова-Беренда Л. Внешнеэкономическая безопасность: сущность и угрозы / Л. Григорова-Беренда / / Проблемы экономики. - 2010. - № 2. - С. 39-46.

.        Жалило Я. А. Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика. - М.: НИСИ, 2003. - С. 53-87.

.        Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция/ Т.И. Заславская; Моск. шк. соц. и эконом. наук. - М.: Дело, 2009. - 568 с.

.        Киреева Е. Н. Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14: М., 2008. - 208 c.

.        Лабуш Н.С. Силовой механизм государства и обеспечение национально безопасности // Геополитика. -М., 2004. - С.4.

.        Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика/ В.В. Леонтьев; науч. Ред. И авт. предисл. А.Г. Гранберг. - М.: Экономика, 2011. - 477 с.

.        Нартов Г.А. Геополитика: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Староверова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 312 с.

.        Национальная экономика: учебник для вузов/ м-во образования РФ; Рос. экон. акад. Им. Г.В, Плеханова; под общ. Ред. В.А. Шульги. - М.: Рос. экон. акад., 2009. - 592 с.

.        Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность /В.И. Волков и др. М.: ИНФРА-М, 2010. - 344 с.

.        Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 456 с.

.        Ойкен В. Основы национальной экономики/ В. Ойкен; пер. с нем. - М.: Экономика, 2011. - 351 с.

.        Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// http://www.gks.ru.

.        Прохожев А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. - М.: Академия, 2009. - 410 с.

.        Резник Н.И. Военно-силовые аспекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в начале ХХI века: Монография. -М.: 2001. - С. 49-50.

.        Россия в глобализирующемся мире: Стратегия конкурентоспособности Российская академия наук, отделение общественных наук, секция экономики; акад. Д.С. Львов [и др.]. - М.: Наука, 2011. - 507 с.

.        Стариков Н.В. Национализация рубля - путь к свободе России. - СПб.: Питер, 2011. - 336 с.

.        Чимитова А. Б. Вопросы устойчивого и безопасного развития региона : Учеб. пособие / А. Б. Чимитова, Е. А. Микульчинова.- Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2009.- 216 с.

.        Шатунова Н. Н. Угрозы экономической безопасности государства: сущность, виды, система индикаторов / Н. Н. Шатунова // Вестник ОрелГИЭТ.- 2008.- № 1.- С. 97 - 106.

.        Экономическая безопасность России: Общий курс : Учебник / под. ред. В. К. Сенчагова.- 2-е изд.- М. : Дело, 2011.- 896 с.

.        Экономическая безопасность: теория, методология, практика / под науч. ред. Никитенко П.Г., Булавко В.Г.; Институт экономики НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2009. - 394 с.

.        Экономическая безопасность региона в контексте национальной экономической безопасности российской Федерации : [монография] ; Под ред. Н. В. Фирюлиной. - М. : МГУП, 2006. - 254 с.

.        Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Изд - во «Экзамен», 2011. - 768 с.


Скачать архив (202.7 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: