Главная » Экономика

Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы. Внешнеэкономическая деятельность предприятий представляет собой сферу хозяйственной деятельности, связанную с международной производственной и научно - технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо - экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово - посреднические организации и так далее

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является именно внешнеэкономическая.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач.

На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения, связанные со вступлением России в ВТО.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Основными целями присоединения для России можно считать следующие: получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в странах - членах ВТО, в частности, в банковской сфере; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов.

Объект исследования - внешнеэкономическая деятельность отечественных предприятий. Предмет исследования - организация внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий на принципах ВТО.

Цель курсовой работы - выявление особенностей внешнеэкономической деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть теоретические основы внешнеэкономической деятельности предприятия;

рассмотреть анализ внешней торговли в 2013 году;

- рассмотреть анализ международного инвестиционного сотрудничества РФ за 2013 г;

изучить проблемы внешнеэкономической деятельности в РФ.

В процессе исследования на основе системного подхода использовались логический, аналитический, экономико - статистический методы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности

Под внешнеэкономической деятельностью понимается совокупность организационно - экономических, производственно - хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и так далее) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно - коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

Внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно - финансовых и материально - технических возможностей.

Различают следующие виды внешнеэкономической деятельности: внешнеторговая деятельность; международное разделение труда; производственная кооперация; международное инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово - кредитные операции; отношения с международными организациями.

Внешнеторговая деятельность - это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Предпосылки и условия международного разделения труда в значительных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в различных странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли дифицитными товарами. Торговля и излучаемые от нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта.

Производственная кооперация в составе внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения её до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно - технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнёров в рамках производственной кооперации достигается путём: взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции; прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно - технической информацией; организации процесса подготовки кадров.

При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально - технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство, возможно, прежде всего, на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и тому подобное

Валютные и финансово - кредитные операции в качестве вида внешнеэкономической деятельности предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.

Немаловажным сектором внешнеэкономического комплекса является участие в международных организациях, будь то правительственных или не правительственных. В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета, государств - членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация - это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющая постоянные органы и действующая в общих интересах государств - членов при уважении их суверенитета.

1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами. Существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты регулирования внешнеэкономических отношений.

Во внешнеэкономической политике и практике государственного регулирования в разные периоды использовались различные аспекты вышеназванных теорий. В современных условиях интернационализации хозяйственной жизни экономика отдельных стран все глубже втягивается в международное разделение труда, что изменяет роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. С одной стороны, важнейшей задачей государства по-прежнему является создание наиболее благоприятных условий для своих предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках, что связано с реализацией протекционистских мер и задач защиты национального рынка. С другой стороны, процессы интернационализации и глобализации вызывают необходимость либерализации внешней торговли и движения капитала, валютно - финансовых отношений. В этой связи особое значение приобретает совокупность форм и методов, используемых государством для регулирования своей внешнеэкономической деятельности.

Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно - техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно - финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно - техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно - финансовые.

В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и так далее

Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и так далее.Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, так как помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.

Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).

Наличие административных форм воздействия на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.

Вместе с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.

Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких - то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.

Конкретные методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.

инвестиционный тарифный торговля кредитный

2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ
 
2.1 Анализ состояния внешней торговли РФ за 2013 г
 
В 2013 году внешняя торговля РФ формировалась в условиях меняющейся под воздействием мирового финансового кризиса внешнеэкономической конъюнктуры. По итогам года профицит счета текущих операций, несмотря на его стремительное сокращение в IV квартале, достиг максимума. Изменилось направление движение внешних финансовых потоков: чистый вывоз капитала частным сектором превысил его приток за 2011 - 2012 годы. В результате впервые с 1999 года наблюдалось сокращение международных резервов РФ.
В 2013 году внешнеторговый оборот возрос на 32,1 % до рекордной величины: 763,5 млрд. долл. США. В отличие от 2012 года наблюдалось увеличение профицита торгового баланса (на 37, 3%), до 179,7 млрд. долл. США (таблица 1).

Таблица 1 - Изменение экспорта и импорта товаров по сравнению с 2012 годом в млрд. долл. США

Показатели

Всего

В том числе за счет изменения

Физических объемов

Цен

Экспорт товаров

117,2

- 10,0

127,2

Импорт товаров

68,4

24,7

43,7

Внешнеторговый оборот

185,6

15,7

170,8

Сальдо торгового баланса

48,8

-34,6

83,5

Экспорт товаров вырос до 471,6 млрд. долларов США - на 33,1%. Его прирост обуславливается динамичным наращиванием вывоза товаров в первые девять месяцев 2013 года. Сокращение экспорта товаров в IV квартале до 98,0 млрд. долларов США не оказало существенного влияния на итоговый показатель.

Существенный рост среднегодовых цен на сырую нефть, нефтепродукты и природный газ при увеличении физического объема вывоза двух последних категорий товаров обусловил наращивание стоимости экспорта углеводородного сырья на 41,9 % - до 310, 1 млрд. долларов США. Несмотря на ухудшение конъюнктуры мирового рынка энергоносителей и сокращение объемов поставок сырой нефти во второй половине 2013 года по итогам отчетного периода доля энергетических товаров превысила две трети совокупного вывоза.

Экспорт металлов и изделий из них вырос с 49,1 до 54,7 млрд. долларов США. Однако внутри группы динамика была разноправленной. Увеличение вывоза черных металлов и изделий из них превысило 35,4 %, в то же время поставки на международный рынок отечественных цветных металлов, включая изделия из них, уменьшились на 14,2 %. В результате доля продукции металлургии в общем объеме экспорта снизилась на 2,3 процентного пункта - до 11,7 %.

Более чем двукратный рост цен на отдельные виды продукции химической промышленности способствовал увеличению экспорта всей группы до 30,3 млрд. долларов США, а ее удельного веса в суммарном вывозе - до 6,5 %.

В географическом распределении российского экспорта незначительно увеличились доли Европейского союза (ЕС) до 56,2 % и стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) до 12,9 %. Удельный вес всех стран Содружества независимых государств (СНГ) остался приблизительно на уровне 2012 года - 14,9 %. В страновом разрезе ведущими партнерами были Нидерланды (12,2 %), Италия (9,0 %) и Германия (7,1 %) (рисунок 1, 2).

Рисунок 1 - Товарная структура внешней торговли в 2013 году

Рисунок 2 - Страны - основные торговые партнеры России в 2013 г.

Импорт товаров составил 291,9 млрд. долларов США. Относительно 2012 года он вырос на 68,4 млрд. долларов США (или на 30,6 %), в том числе на 43,7 млрд. долларов США за счет ценового фактора и на 24,7 млрд. долларов США вследствие наращивания физических объемов. В условиях сжатия внутреннего спроса, наблюдавшегося в конце 2013 года, увеличение импорта существенно замедлилось: если в январе - сентябре квартальные темпы прироста по сопоставимым периодам 2012 года превышали 40 %, то в IV квартале - они составили лишь 5,3 %.

Темп прироста импорта наиболее крупной группы товаров - машин, оборудования и транспортных средств - были ниже, чем в 2012 году. Вместе с тем, стоимость их ввоза возросла до 1,4 раза - до 140,8 млрд. долларов США. Около трети импортированной продукции машиностроения составляли средства наземного транспорта.

Продовольственных товаров и сырья для их производства ввезено на 35,2 млрд. долларов США, что составляет 13,2 % товарного импорта.

Ввоз продукции химической и связанных с ней отраслей увеличился с 27,5 млрд. долларов США в 2012 году до 35,1 млрд. долларов США в 2013 году. Ее удельный вес в общем объеме поставок из - за рубежа составил 13,1 %. В структуре импортированных товаров данной группы, как и годом ранее, преобладали фармацевтическая продукция и полимерные материалы.

Активное расширение торговых связей со странами АТЭС в 2013 году выразилось в увеличении их удельного веса в географической структуры импорта до 33,3 %. Доля стран ЕС не изменилась и составила 43,7 %. Удеьный вес стран СНГ уменьшился на 1,2 п.п. - до 13,7 %. Крупнейшими странами-партнерами были Китай (13,0 %), Германия (12,8 %) и Япония (7,0 %).

Оборот международных услуг составил 127,7 млрд. долларов США, превысив показатель базисного периода на 26,9 %. Основная часть прироста за счет торговли услугами со странами дальнего зарубежья.

Дефицит баланса услуг в 2013 году составил 25,0 млрд. долларов США, что на 27,5 % было выше аналогичного показателя 2012 года. Импорт превышал экспорт по большинству категорий услуг.

Экспорт услуг вырос с 39,4 до 51,3 млрд. долларов США. В его составе на 3,4 млрд. долларов США увеличилась стоимость оказанных нерезидентам деловых, профессиональных и технических услуг; на 3,2 млрд. долларов США - транспортных услуг и на 2,3 млрд. долларов США - услуг по статье «поездки». Их вклад в прирост экспорта составил 29,0 %, 26,9 % и 19,7 %, соответственно.

Стоимость деловых, профессиональных и технических услуг относительно 2012 года увеличилась на 38,2 % - до 12,5 млрд. долларов США. Около половины этой суммы приходилось на инженерно - архитектурные и маркетинговые услуги.

Экспорт транспортных услуг превысил 15,0 млрд. долларов США. В их числе 6,7 млрд. долларов США составили грузовые перевозки, включая трубопроводный транспорт, 4,0 млрд. долларов США - пассажирские перевозки. Вспомогательных и дополнительных транспортных услуг оказано на 4.4 млрд. долларов США (рисунок 3).

Рисунок 3 - Структура экспорта и импорта услуг в 2013 году

Импорт услуг равнялся 76,3 млрд. долларов США ( в 2012 году - 59,1 млрд. долларов США). В его структуре наибольший удельный вес занимали услуги, связанные с поездками российских граждан за границу (32,6 %), деловые, профессиональные и технические услуги (18,9 %), а также транспортные услуги

2.2 Анализ международного инвестиционного сотрудничества РФ за 2013 г

Дефицит баланса инвестиционных доходов увеличился на 23,4 млрд. долларов США в 2012 году до 35,1 млрд. долларов США в 2013 году. Доходы, начисленные к выплате, составили 88,7 млрд. долларов США, к получению - 53,6 млрд. долларов США.

Сальдо инвестиционных доходов органов государственного управления и органов денежно - кредитного регулирования, как и годом, ранее, было положительным и увеличилось до 17,4 млрд. долларов США. Основным источником доходов оставалось размещение резервных активов за рубежом.

Расходы частного сектора по обслуживанию обязательств в размере 86,6 млрд. долларов США в 2,5 раза превышали соответствующие доходы от размещения зарубежных активов.

Расходы банков, связанные с обслуживанием иностранных обязательств (14,4 млрд. долларов США), были существенно выше доходов от инвестиций за рубеж (7,5 млрд. долларов США). Наиболее серьезный разрыв между расходами и поступлениями сектора сформировался за счет кредитных операций: доходы к выплате достигли 9,4 млрд. долларов США, к получению - 5,5 млрд. долларов США. Сальдо начисленных к выплате и к получению доходов по прямым инвестициям составило 3,7 млрд. долларов США.

Дефицит баланса инвестиционных доходов прочих секторов относительно 2012 года увеличился на 32,6 % - 45,6 млрд. долларов США. Доходы, начисленные к получению, оцениваются в 26,6 млрд. долларов США, к выплате - в 72,2 млрд. долларов США. В структуре поступлений и выплат преобладали доходы от прямых инвестиций: 24,2 млрд. долларов США и 53,7 млрд. долларов США соответственно.

Отрицательное сальдо баланса текущих трансфертов уменьшилось с 3,5 млрд. долларов США в 2012 году до 3,1 млрд. долларов США в 2013 году. Полученные трансферты оценивались в 11,0 млрд. долларов США. Их основными источниками были налоги, выплаченные нерезидентами. Выплаты (14,1 млрд. долларов США) главным образом связаны с денежными переводами населения за рубеж.

2.3 Анализ проблем таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Значение таможенно-тарифного регулирования на современном этапе велико. Одним из видов федеральных налогов, поступающих в казну, являются таможенные пошлины. Их роль в качестве бюджетных поступлений достаточно велика: по официальным данным за 2013 г. сумма таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров, составила 3, 483 трлн рублей, что составило 38,6% всех поступлений в федеральный бюджет. С другой стороны, таможенный тариф является одним из регуляторов российского импорта. Действующие ставки ввозных таможенных пошлин были разработаны исходя из концепции, что таможенный тариф должен служить главным инструментом регулирования внешней торговли для решения проблемы обеспеченности промышленности необходимыми средствами производства, а населения - потребительскими товарами. В то же время он призван защищать отдельные отрасли от чрезмерного ввоза иностранной продукции и выполнять протекционистскую функцию, которая на данном этапе развития страны необходима.

По оценкам Минэкономразвития доля так называемого "серого" импорта в России составляет 50-70%. Это означает, что более 50% поставок осуществляются с подменой коммерческих документов, с целью занижения стоимости возимых товаров, с недостоверным описанием технических и количественных характеристик товарных партий, с целью занижения таможенных платежей.

Сейчас в нашей стране действуют такие таможенные тарифы, что быть честным просто невыгодно. По оценкам бизнесменов, издержки на "серый импорт" в лучшем случае достигают 7 процентов от суммы товара, в то время как легальные схемы обходятся импортерам в несколько раз дороже. Большое значение имеет и фактор времени: если фирма делает все по правилам, то это отнюдь не означает, что ей удастся быстро выполнить все формальности. А время, как известно, - это деньги, причем нередко весьма большие. Трудность заключается и в том, что переход от "серого импорта" к "белому" - многоступенчатый процесс. Если весь импорт сделать одномоментно легальным, разорится множество фирм. В то же время государство, понимая эту проблему, не может пойти на компромисс, оно просто вынуждено требовать от всех участников внешней торговли работать по закону.

В итоге же весь процесс движется крайне медленно.

Как ни странно, о скорейшей необходимости кардинально изменить ситуацию все настойчивее требуют многие импортеры. Дело в том, что меняется рынок, появились компании, которые за возможность работать легально готовы нести дополнительные затраты. Они смотрят в будущее, а там преимущество получат те, кто ведет свое дело честно.

Кроме того, уровень ставок таможенного тарифа не должен быть чрезмерно высоким. Величина их должна соответствовать степени защиты национального рынка соответствующей продукции (то есть необходимо повысить цену импортного товара до уровня цены отечественного), в связи с чем представляется возможным подготовить почву для решения бюджетных задач. Диапазон изменения пошлин следует устанавливать с таким расчетом, чтобы вполне определенно зафиксировать порядок их величины и в то же время дать правительству возможность реагировать на изменения конъюнктуры национального и мирового рынка.

Одним из возможных решений задачи по сокращению уровня “серых” поставок и увеличения скорости проведения таможенных формальностей может служить внедрение системы электронного документооборота (ЭДО) с иностранными партнерами. Анализ алгоритма взаимодействия участников ВЭД, иностранных торговых партнеров и таможенной службы России показывает, что основные операции по контролю электронных документов выполняются в автоматизированном режиме и не требуют вмешательства сотрудников таможенных органов. Такой подход дает ряд существенных преимуществ:

. Исключается возможность подмены коммерческих документов, т.к все сведения о поставке дублируются в электронном виде, что существенно усложняет импорт товаров по “серым” схемам.

. Действия сотрудников таможенных органов протоколируются в электронном хронометраже рабочего времени. Это позволит исключить необоснованную и чрезмерную задержку таможенного оформления со стороны таможни.

. Решение о выпуске товаров во внутренней таможне принимается до прибытия товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля на основе предварительных сведений о готовящейся поставке, проанализированных в информационном центре СЗТУ. При этом достигается экономия времени при проведении документального контроля поставок, а также процедуры согласования с функциональными отделами таможни.

В настоящее время при таможенном контроле активно применяются следующие перспективные информационные таможенные технологии, основанные на технологии электронного представления сведений по сети Интернет:

предварительное информирование таможенных органов;

декларирование товаров в электронной форме;

удаленный выпуск товаров как результат развития технологии Интернет-декларирования.

Как отмечают в ФТС, переход на Интернет-декларирование в большой степени зависит от участников ВЭД, от их заинтересованности в использовании работы новых информационных технологий. В настоящее время отмечается рост интереса бизнес-сообщества к применению технологий таможенного контроля, основанных на электронном представлении таможенным органам документов и сведений. Сейчас более 21% участников ВЭД используют Интернет-декларирование.

Первая Интернет-декларация была выпущена в сентябре 2008 года, а масштабное внедрение Интернет-декларирования в системе ФТС России началось в сентябре 2009 года.

Правовые стимулы как средства реализации таможенного правоотношения в ближайшее время должны приобрести гораздо большее распространение. В частности, необходимо всячески поощрять законопослушного, добросовестного налогоплательщика в отличие от того, кто несвоевременно и не полностью выполняет свою налоговую обязанность. Этой цели могло бы служить предоставление различных видов льгот, а именно расширение практики использования субъектами внешнеэкономической деятельности отсрочки и рассрочки по уплате таможенных платежей. Данная возможность позволит снизить тяжесть налогового бремени. Здесь речь идет о том, что потенциал государства обеспечивается заинтересованностью участника экспортно-импортных операций в соблюдении норм налогового и таможенного законодательства.

На сегодняшний день главной задачей таможенной администрации остается максимум поступлений от внешнеторговой деятельности. А для этого хороши любые средства. В конечном итоге чрезмерно высокий объем таможенных платежей, уплачиваемых импортерами при ввозе товаров на таможенную территорию России, непременно включается в их цену и ложится непосильным бременем на отечественного потребителя. Однако правовое регулирование таможенно-тарифных отношений должно осуществляться не только посредством установления административных запретов и ограничений, возведения тарифных барьеров на торговых путях, что ведет к осложнению цивилизованных рыночных отношений.

Государству необходимо стремиться к созданию благоприятных условий для осуществления такой внешнеэкономической деятельности, которая будет способствовать стимулированию развития национальной экономики и, как следствие, повышению благосостояния населения страны.

Мы можем сделать вывод, что некоторые шаги в области таможенно-тарифного регулирования ВЭД делаются, но проблем еще немало, причем как в теоретической части, так и в практической. Чтобы отрегулировать все вопросы, понадобится время, а также молодые энергичные кадры. На этом можно завершить обзор таможенного-тарифного регулирования ВЭД в нашей стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире таможенные системы переживают новый этап своего развития. Это связано, с одной стороны, с глобализацией и интеграцией внешней торговли, а с другой, - с усилением контроля за перемещением через таможенные границы товарных и информационных потоков. Указанные обстоятельства значительно усложнили управление в таможенном деле и предъявляют противоречивые требования к таможенной системе: необходимо повысить качество администрирования ВЭД таким образом, чтобы, с одной, стороны обеспечить высокую скорость внешнеторгового оборота с иностранными партнерами, а с другой, обеспечить соблюдение таможенного законодательства. Одним из условий для выполнения этой задачи является соответствующая постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта. Кроме этого необходимо модернизировать существующий порядок ведения таможенного документооборота путем введения современных технологий в процесс работы таможни.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности - очень важное направление политики государства, и необходимо своевременно решать давно существующие и вновь возникающие проблемы. Государство должно проявлять интерес к делам таможенных органов, осуществляя таким образом контроль над фискальной и протекционистской функций таможни. Упрощение таможенных процедур является приоритетной задачей снижения административных барьеров для улучшения инвестиционного климата.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения [Текст] / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юрист, 2012. - 366 с.

Архипов, А.Ю., Черковец О.В., Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий [Текст] / А.Ю. Архипов. - М.: Феникс, 2013. - 96 с.

Астринский, Д.А., Прохоровский В.Р. Экономический анализ финансового положения предприятия [Текст] / Д.А. Астринский. - М.: Экономист. 2010. - 259 с.

Богатин, Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия [Текст] / Ю.В. Богатин - М.: изд. стандартов, 2010. -214 с.

Грищенко, А.В. Как повлияет вступление в ВТО на российскую экономику// Финансовый менеджмент. 2012.- №5.- с. 136-143.

Иванов, А.К. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: учеб. пособие [Текст] / А.К Иванов - М.: Экономист, 2012 - 155 с.

Королева, И.С., Дынкина А.А., Галкина А.А. Основные направления развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий [Текст] / И.С Королева. - М: Внешмаркет, 2009. - 214 с.

Корольков, А.И. Итоги внешнеэкономической деятельности за 2010 год / Департамент внешнеэкономической деятельности, [Текст] /А.И. Корольков

Лавров, С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. - М.: Экспресс, 2012. - 392 с.

Мартынов, В.А., Дынкин А.А. Мир на рубеже тысячелетий: Прогноз развития мировой экономики до 2015 г. [Текст] / В.А. Мартынов - М.: «Новый век», 2013. - 100 с.

Михайлов, А.М. Реализация экономических и институциональных интересов в процессе глобализации мировой экономики. - С.: Издательство Самарского Государственного Экономического Университета, 2013. - 231 с.

Оболенский, В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства // Проблемы прогнозирования. - 2011. - №5. - с. 88 - 99

Оболенский, В. Россия в ВТО: обязательства, возможности, риски // Мировая экономика и международные отношения.- 2012.- №6.- с.59-69

Оболенский, В. Россия в таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - №12.- с.22-30

Потапов, М., Салицкий А. КНР. Опыт стран - членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках / Мировая экономика и международные отношения, №8, 2009 - 128 с.

Рыбалкин, В.Е. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /, 5-е изд. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 429 с.

Тихонова, И.Б. ВТО: либерализация международной торговли и возможности экономического развития// Вестник Московского университета.- 2010. - №1. - с.46-55.

Стрежнева, М. Эволюция торговой политики Европейского Союза// Мировая экономика и международные отношения.- 2012.- №8.- с.39-48

Ярцев, С.В. Развитие малого бизнеса в России, состояние проблемы, перспективы. Сборник международной конференции «Малый бизнес в России». - СПб: Возрождение, 2009. - 356 с.


Скачать архив (278.7 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: