Главная » Экономика |
Историческая основа и характеристика Всемирной торговой организации .1 История возникновения и развития ВТО Всемирная торговая организация, несомненно, является краеугольным камнем современной международной торговой системы и созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Это связано как с широким кругом вопросов входящих в сферу её деятельности, так и с растущим влиянием в мире. Штаб квартира ВТО располагается в Женеве (Швейцария). Данная организация была образована 1 января 1995 года. Изначально в ВТО вступило 77 государств, в 2003 г. ее членами являлись уже 146 стран, по данным на 1 января 2012 года численность стран-участниц ВТО составляет 157. Решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году, Уругвайского раунда, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением. Центральный аппарат ВТО относительно невелик. Основной предпосылкой, на которой строилась договорная система ГАТТ, являлось стремление стран-участниц развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и минимизации действий правительств по регулированию внешнеэкономической области. Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. В ВТО вступили и некоторые постсоветские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия, Россия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли, причем процесс вступления в ВТО этой страны длился 15 лет. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота - в сущности, практически весь мировой рынок. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. Таких стран на данный момент насчитывается 25, включая Беларусь и другие постсоветские государства. [14] Основной мандат ВТО - регулирование торгово-экономических отношений стран-участниц в сфере международной торговли на основе торговых правил, заложенных пакетом отношений так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994). 1.2 Структура и функции торгового союза ВТО представляет собой своеобразный международный контракт, нормами и правилами которого регулируется практически вся мировая торговля товарами и услугами. Главный орган ВТО - Конференция на уровне министров, собирающаяся один раз в два года. Эта Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все её функции и принимать все решения. В перерывах между конференциями все её функции выполняет Генеральный совет. В числе функций Совета - организация работы Органа по разрешению споров и Органа по проведению обзоров торговой политики. Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 г., Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) - это соглашения, составляющие правовую основу деятельности ВТО. Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. К примеру, первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция состоялась в ноябре 2001 года в Дохе (Катар). [15] В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Кроме того в составе ВТО созданы: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата - обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. [10, с. 56-58] В процессе своей деятельности Всемирная торговая организация выполняет ряд важнейших функций. Среди них, как правило, выделяют следующие: Внедрение и администрирование подписанных соглашений. Последние были выработаны путем переговоров и подписаны странами-членами. По сути, они представляют собой контракты, обязывающие правительства проводить свою торговую политику в определенных рамках, т.е. способствовать свободе торговле, не забывая при этом о социальных приоритетах и вопросах защиты окружающей среды. Свобода торговли должна достигаться путем снижения барьеров и обеспечение прозрачности. Такая система будет способствовать созданию предсказуемых условий для ведения бизнеса, так как не допускает резких изменений торговой политики. Обеспечение форума для ведения переговоров. ВТО позволяет правительствам решать наболевшие вопросы мирным путем их обсуждения. Сама система появилась именно благодаря переговорному процессу в рамках Уругвайского раунда и предыдущих раундов ГАТТ. Разрешение споров. Система урегулирования споров ВТО действует таким образом, что торговые конфликты решаются не на основе экономического потенциала или политического влияния вовлеченных в них стран, а исходя из норм и правил организации. Проведение обзоров торговой политики различных стран. Каждое государство, входящее в состав ВТО, с определенной периодичностью отчитываются перед другими о соответствующих изменениях в своем законодательстве. Основной задачей при этом является доказательство того, что за отчетный период в стране не ухудшились условия доступа на ее рынок для зарубежных товаров и услуг. Обеспечение согласованности в формировании глобальной экономической политики. В первую очередь это проявляется в тесном сотрудничестве ВТО с другими международными организациями (специализированными учреждениями ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком и прочее). Предоставление технической поддержки развивающимся странам. ВТО исходит из того, что во многих из них накоплено пока недостаточно ресурсов и опыта для полноценного участия в международной торговой системе. Деятельность специального подразделения - Института по технической поддержке - сосредоточена на обучении и повышении квалификации представителей данной группы государств, вовлеченных в формирование и реализацию торговой политики. С момента своего формирования Всемирная торговая организация подвергается постоянной критике со стороны многочисленных общественных институтов. Чтобы противостоять различного рода негативным высказываниям в свой адрес, ВТО уделяет серьезное внимание своему имиджу. В этой связи обращает на себя внимание то, каким образом сама организация определяет цели своей деятельности. По материалам официального сайта ВТО, они включают в себя: · повышение уровня жизни; · обеспечение полной занятости; · обеспечение роста реальных доходов и спроса; · расширение производства и торговли товарами и услугами; · обеспечение устойчивого развития охраны окружающей среды; · создание особых условий для развивающихся стран. Следует подчеркнуть, что положения, направленные, в частности, на повышение уровня жизни в различных группах стран или обеспечение полной занятости и рост доходов и спроса населения, непосредственно в соглашениях ВТО не прописаны. В то же время основным постулатом для развития современных внешнеэкономических связей является их либерализация. Предполагается, что страны, снимая чрезмерную защиту с неконкурентоспособных отраслей, будут способствовать формированию справедливых условий хозяйствования, в которых получат преимущества конкурентоспособные предприятия. Это, в свою очередь, будет стимулировать развитие конкуренции, поиск новых технологических решений, рост производительности труда, что должно отразиться на росте доходов и заработной платы и занятости в станах, компании которых в состоянии обеспечить производство продукции с меньшими затратами. Отсутствие ограничений будет стимулировать расширение производства конкурентоспособных компаний и вести к росту международной торговли. [11, c. 30-31] 1.3 Задачи и принципы Всемирной торговой организации Беспрепятственная международная торговля есть главная задача для ВТО. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. В настоящее время выделено, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти задачам, для больших успехов в международной торговле, по отношению к странам-членам, входящим в торговый союз. ) Отсутствие дискриминации в торговле. Ни одно государство не имеет права ущемлять в правах другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. Тем самым это означает, что на внутреннем рынке каждой из стран должны быть одинаковые условия продажи разной продукции - национальной и иностранной. ) Снижение торговых барьеров. Факторы, которые снижают возможность проникновения иностранных товаров на внутренний рынок любой из стран, называются торговыми барьерами. Что в первую очередь следует к ним отнести, так это импортные квоты (количественные ограничения на импорт) и таможенные пошлины. И вот снижение этих самых торговых барьеров и является существенной задачей для Всемирной торговой организации. Так же, нельзя не отметить тот факт, что на международную торговлю влияет и политика определения обменных курсов валют. ) Стабильность и предсказуемость условий торговли. Правительства, зарубежные компании и инвесторы должны быть уверены в том, что разного рода торговые условия, будь то тарифные и нетарифные барьеры, не будут изменены неожиданно и без их участия. ) Стимулирование конкуренции в международной торговле. Чтобы существующая между странами конкуренция была равноправной, для этого стоит следить за «несправедливыми» приемами конкурентной борьбы и пресекать такие - использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта, экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам). ) Льготы в международной торговле для менее развитых государств. Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий. В целом ВТО пропагандирует идеи свободной торговли, борясь за устранение протекционистских барьеров. [10] Исходя из вышеперечисленных соображений, основным принципом развития современной международной торговли торговой системы является недискриминация. Этот принцип реализуется через режим наиболее благоприятствуемой нации национальный режим. Режим наиболее благоприятствуемой нации по отношению к торговле товарами постулирует, что любое преимущество, предоставляемое любой договаривающейся стороной любому товару, должно немедленно предоставляться аналогичному товару, происходящему из другой договаривающейся страны. Этот принцип важен, прежде всего, на стадии таможенной чистки товара в момент прохождения его на таможенную территорию страны для определения условий, на которых товар будет допущен в страну. Суть национального режима состоит в том, что товары зарубежного производства, после того как они пройдут таможенную чистку, не должны подвергаться дискриминации по сравнению с аналогичными отечественными изделиями. Еще одним принципов ВТО является прозрачность. Он предоставляет ясность правил и норм ведения торговли и касается всех процессов, происходящие как в рамках организации, так и в её странах-членах. Прозрачность важна и для предпринимателей, так как формирует стабильную бизнес-среду. Прозрачность важна также и для потребителей, поскольку обеспечивает информацией о качестве потребляемых товаров. Все изменения в нормативной базе торговой политики страны должны быть опубликованы и доступны для любого интересующего участника ВЭД. В этом плане совершенно закономерно, что информацию о событиях связанных с ВТО находит немедленное отражение в публикациях этой организации, в том числе интернет-сайтах. Принцип взаимности играет тоже немало важную роль, несмотря на то, что необходимость его применения напрямую не прописан в соглашениях организации. Исходя из этого принципа, правительства стран предоставляют друг другу аналогичные уступки, снижая уровни тарифной защиты и другие меры, препятствующие проникновению импортных товаров. Это ведет к возникновению так называемого баланса уступок. Действующий в ВТО принцип принятия решений существенно отличает её от целого ряда других международных экономических организаций (например, Международного валютного фонда). За небольшим исключением решения в ней принимаются на основе консенсуса, причем каждая страна независимо от масштабов экономики, роли в международной торговле и членских взносах имеет один голос. По правилам ВТО, консенсус достигается в том случае, когда ни один из членов организации не выражает своего несогласия с предлагаемым решением. Такая трактовка, с одной стороны, помогает избежать проблемы кворума. Если страна - член ВТО не прислал свое предложение для обсуждения того или иного вопроса, тем самым показывает, что данный вопрос не представляет для страны никакой степени важности. [11, c. 31-32] Подводя итоги данной главы, отмечу что, все функции, задачи и принципы, следуемые ВТО, содействуют точности торговых процедур. И все они, естественно, направлены на улучшение внешнеторговой политики стран-членов торговой организации. 2. 2.1 Процедура присоединения к ВТО Процедура присоединения к ВТО существенно отличается от действующей раннее системы присоединения к ГАТТ. Соглашения об учреждении ВТО охватывает многие направления внешней торговли, не входившие в круг ведения в ГАТТ. Это определило резкое возрастание объема информации, которая должна быть предоставлена принимающим странам-членам ВТО, изменения характера обязательств, вступающих стран в области соблюдения правил ВТО. Процесс присоединения стран к ВТО носит следующий характер. Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединения к ВТО на основании ст. XII. Заявление страны рассматривается Генеральным советом, который учреждает Рабочую группу. Обычно мандат Рабочей группы содержит следующий круг ведения изучение просьбы о присоединении и подготовка Генеральному совету рекомендаций, которые могут включать проект протокола о присоединении. Участие в Рабочей группе открыто для всех членов ВТО. Вновь присоединяющиеся государства становятся членами ВТО на условиях, которые устанавливаются в ходе переговоров между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. В практике ВТО было пару переговоров, которые длились 2-3 года, а также самые продолжительные переговоры о присоединении КНР к ВТО, продолжающиеся почти 15 лет. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они содержаться в протоколах Рабочей группы и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг. Вслед за учреждением Рабочей группы Секретариат информирует заявителя о процедуре работы Рабочей группы и предлагает представить Меморандум о внешнеторговом режиме. Как правило, Меморандум содержит информацию об экономике, об экономической политике страны, её государственном и правовом устройстве, внешней торговле, внешнеторговой политике, информацию о режиме прав интеллектуальной собственности, статистику внешней торговли товарами и услугами. Кроме того, заявитель передает Секретариату ВТО таможенный тариф, законы и распоряжения, регулирующие торговлю товарами и услугами. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Члены группы в устной и письменной форме задают вопросы. Значительная часть работы в группе переносится на неофициальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно разрабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двухсторонние переговоры с заинтересованными членами ВТО о снижении торговых барьеров. Итогом заседаний Рабочей группы становится отчет группы Генеральному совету ВТО. Одновременно готовятся проект решения Генерального совета ВТО и протокол о присоединении. Эти документы принимаются двумя третями голосов. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после его принятия вступающей стороной. Таково обычная процедура присоединения. Однако реальное содержание эта процедура приобретает только после того, как она будет проверена практикой. А практика ВТО, продолжая традиции ГАТТ, часто существенно меняет первоначальный смысл, заложенный в процедурные и процессуальные нормы. Как показала практика приема новых членов ВТО, наблюдается стремление со стороны США, ЕС и других стран ужесточение приема новых членов, создать дополнительные обращенные к ним требования, так называемые ВТО-плюс обязательства. Присоединение к ВТО - достаточно длительный процесс. Сроки присоединения зависят от многих факторов - соответствия законодательства нормам соглашений ВТО, жесткости переговорной позиции партнеров, которая в свою очередь зависит от баланса выгод и уступок, на который рассчитывает присоединяющаяся страна, наконец, от политической ситуации. [7, c. 48-50] 2.2 Основные преимущества организации Исходя из выше рассмотренных целей и принципов, взаимодействия ВТО с другими международными организациями можно подвести итог по её деятельности путем определения основных преимуществ системы торговой организации. Итак, первое, что можно выделить: . Система содействует укреплению международных отношений. Из истории известно, что не раз торговые споры превращались в войну. Самые яркий пример тому - торговая война 1930-х годов, когда для защиты отечественных производителей страны воевали за возведение торговых барьеров, что в конечном итоге привело к развязыванию Второй мировой войны. Далее, когда в Европе началось развиваться сотрудничество между странами на базе разного рода производств, было создано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В дальнейшем же это привело к возникновению двух независимых друг от друга - Европейский союз и Всемирная торговая организация. ВТО в свою очередь делает все возможное в укреплении доверия к свободной торговле, например, в присутствии такого немало важного фактора как переговоры, которые же непосредственно ведут к соглашениям. Можно сказать, что политические противоречия в принципе не допустимы, если торговые потоки и участники будут в нормальных коммерческих отношениях. И эти же хорошо организованные торговые отношения приводят к повышению благосостояния всех участвующих в сторон. . Разрешение споров. Следуя из того, что споры между странами все же будут возникать, будь то это расширение ассортимента товара, увеличение стран-участников или рост торговых объемов, система Всемирной торговой организации найдет способ разрешить конфликты мирным путем. Так же следует отметить, что страны, между которыми возник конфликт, всегда стремятся придерживаться рамок действующих соглашений. Расширение торговых потоков рано или поздно будет порождать споры. И вот если возникшие споры не устранить за определенный срок на начальной стадии их развития, то они могут привести к серьезному конфликту. Поэтому такие вопросы всегда надо решать по мере возникновения и протекания. И вот поэтому страны, чтобы избежать конфликты и напряженности в международной торговле, обращаются к различным организациям, одной из которых и является Всемирная торговая организация. При обращении враждующих стран в ВТО, первым же делом организация обращает их внимание на правила. И в последующих конфликтных ситуациях, эти страны, возможно, пересмотрят предоставленные им торговой организацией правила и станут придерживаться их, а не объявлять войну. Таким образом, вероятность того, что споры будут ликвидированы путем обращения стран за помощью к ВТО, все-таки есть и это очевидно. . Система международных отношений, основанная на правилах. Сделать все страны равными не в силах ВТО, но организация может предоставить, например, некоторые большие возможности малым странам, для лучшего отстаивания своих интересов. Поскольку все решения в ВТО принимаются на основе консенсуса, и соглашения, распространяемые на всех, были приняты консенсусом, то все страны, и бедные и богатые, имеют одинаковые возможности и права отстаивать свою точку зрения и позиции в рамках системы ВТО по урегулированию споров. Такой принцип, которым руководствуется ВТО, позволяющий избежать ненужных осложнений очень даже кстати. Когда есть единые правила, которых придерживаются все члены, это значительно упрощает процесс торговли, и все знаю что приемлемо, а что нет. И в итоге каждому вырисовывается общее четкое представление о том, какая торговая тактика наиболее подходит. . Лучший ассортимент и качество товара. Представим для начала многообразие импортного товара: продукты питания, одежда, тропические фрукты и экзотические цветы, различные товары для дома, фильмы, книги и т.д. Импорт является неотъемлемой частью международной торговли, благодаря которому расширяется выбор товаров и услуг, и который обеспечивает высокое качество. Следует отметить, что иногда даже качество местного товара улучшается из-за здоровой конкуренции со стороны импорта. Он увеличивает диапазон конечных продуктов и услуг, которые производятся отечественными производителями, что в свою очередь увеличивает технологии. Например, при развитии мобильной связи и изобретения мобильного телефона, такого рода услуги появились даже там, где не производят оборудования. . Рост доходов за счет торговли. Собственно, где снижение торговых барьеров, там и увеличение торговых объемов, что отмечается дополнительным доходом. . Стимулирование экономического роста за счет торговли, что хорошо сказывается в области занятости. Не сложно догадаться, что торговля способствует созданию рабочих мест. И на то, что при торговле происходит экономический рост, а при экономическом росте создание новых рабочих мест есть доводы. Первое это то, что существует ещё технический прогресс, который также оказывает влияние на занятость, убирая и создавая рабочие места. Второе, хоть и торговля содействует процветанию, но новые рабочие места все же возникают не всегда. Например, когда объем продаж сокращается, то и теряются рабочие места. Другими словами адаптация у каждой страны проходит по-своему. Так же говорится о том, что протекционизм вреден для занятости, он только ухудшает ситуацию, в то время как страна адаптируется. . Основные принципы повышают экономическую эффективность системы и содействуют сокращению издержек. Многие из преимуществ торговой системы довольно сложно представить в цифрах, но это не умаляет их достоинств. Они вытекают из ключевых принципов системы, упрощая жизнь как для непосредственно участвующих в торговле предпринимателей, так и для производителей товаров и услуг. [4] Отмечу, что это все эти факторы содействуют сокращению издержек компании и упрощению торговых процедур, а также придает уверенность в своих действиях. Также это способствует возникновению рабочих мест, а также улучшения качества товаров и услуг. 2.3 Роль ВТО в международной торговле Несомненно, что такой торговый союз как ВТО исходя из своих функций и задач, будет иметь отношение и значительное влияние на экономическое развитие мировой экономики. В нынешнем веке при развитии новых тенденций, направленных на развитие мировой экономики, процесс глобализации вынуждает менять систему международных организаций, и в большей мере это касается общемировых союзов. Отсюда и выходит что, ВТО - глобального масштаба организация, которая играет немало важную роль в процессе глобализации. Нельзя не отметить, тот факт, что когда произошло принятие в торговый союз КНР, доля стран-членов ВТО в мировой торговле товарами возросла до 95%, и то, что динамика роста мировой торговли, увеличение международного экспорта товаров - всё это можно назвать как результат исключения и преодоления протекционизма. Не исключено, что все силы, которые были направлены на начало 21 века на разрешение всех споров и проблем мировой торговли не были оправданы, и данная попытка не увенчалась успехом. И появились тогда очередные проблемы, которые в свою очередь были связаны с глобализацией мировой экономики. В подтверждение этим словам - финансовый кризис 1997-1998 гг. То, что ВТО имеет определенное, да и ещё ведущее влияние на развитие мировой экономики это очевидно. Но также имеет место быть и отрицательная версия теоретиков и политиков, которая предполагает, что в настоящее время разработан целый ряд направлений, которые выступают против либерализации международной торговли и той ступени, какую занимает ВТО и иные мировые торговые союзы. Приверженцы данных направлений считают, что либерализация международной торговли усугубляет, а не улучшает экономическое состояние бедного населения в странах, потому что все это ведет концентрации и перераспределению мирового дохода в сторону ведущих стран мира. Действительно, экономического равноправия для всех субъектов добиться трудно, и фактически одним из противоречий современного мира является то, что существующая группа ведущих стран мира пытается создать свой порядок, а те страны, что остались за рамками этого порядка и составляют их периферию. Да, Всемирная торговая организация не предоставляет крупные кредиты, не участвует в создании экономической политики стран, в отличие от Международного валютного фонда, например. Но все же исходя из того, что на доля стран-участниц союза приходится 95% оборота мировой торговли и то, что именно через ВТО определяются правила на мировой рынке, роль данной организации все-таки значительная. Поскольку задачей ВТО является установление правил международной торговли, для других целей она не предназначена. Поэтому, если и возникают проблемы от данной организации или её недостатки, то только от малого количества схожих организаций, которые бы занимались этими другими целями и задачами в социальном направлении. Из рассмотренного выше, можно подвести итог, что ВТО - универсальная организация, которая решает проблемы морового масштаба. Она имеет равный подход к товару, будь то отечественный или импортный, в торговле придерживается принципа недискриминации, что в принципе нравится странам-участникам ВТО. Подводя итоги по рассмотренной главе, выделю, что процесс присоединение к ВТО является особенным и сроки процесса присоединения могут быть совершенно разными, и этому сопутствуют многие факторы, описанные выше. Что касается преимуществ, то они хорошо отражают итог от деятельности торгового союза. И также отмечу, что все-таки на данный момент, самой основной проблемой для мирового порядка является преобладание производства товаров личного потребления над развитием социальным. 3. Стоит отметить, что в рамках соглашения Национальной Академии наук Беларуси осуществляется комплекс научных разработок по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности республики. И собственно по этой же причине на протяжении длительного времени и рассматривается вопрос о присоединении Республики Беларусь к Всемирной торговой организации. Исследования, проведенные в ходе подготовки Комплексного прогноза последствий от вступления Республики в ВТО, привели к следующим основным результатам и выводам: ) Определены изменения на внешних рынках, связанные с возможностью отмены дискриминационных нетарифных, антидемпинговых и других специальных ограничительных мер стран-членов ВТО в отношении белорусского товара после вступления республики в эту организацию. ) Следующее, это прогноз вступления в ВТО для агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Прогнозируется, что при сокращении государственной поддержки сельскохозяйственной продукции ее себестоимость может увеличиться на 1% в год, что не несет значительных отрицательных последствий. ) В сфере транспортных услуг прогнозные расчеты показывают, что вступление в ВТО приведет к дополнительному приросту грузооборота, экспорту и импорту транспортных услуг. ) Исследованы также последствия вступления республики в ВТО для сферы информационных технологий и телекоммуникационных услуг. В результате на рынке информационных услуг будет создан механизм конкурентного ценообразования. ) Что касается социальных последствий для Беларуси, то вступление в ВТО ускорит процесс структурной перестройки национальной экономики и приведения отраслевых пропорций производства товаров и услуг в соответствие с требованиями внутреннего и внешнего спроса. Несмотря на большие возможности от присоединения к торговому союзу, не стоит забывать и о том, что нельзя будет делать Беларуси после вступления в ВТО. Содействовать худшему доступу товара на рынок и ухудшать деятельность на рынке услуг по сравнению с установленными параметрами. Отсюда за Республикой Беларусь сохраняется право на осуществление других мер по защите внутреннего рынка, устанавливаемых сверх ставки таможенной пошлины. Распределять услуги и товары, их поставщиков одних стран по сравнению с тем же набором других стран по любым признакам (кроме товара, который был поставлен в условия соглашений о свободной торговле и таможенном союзе, компенсационных мер, а также при соблюдении правил по услугам, которые были зафиксированы по итогам переговоров о присоединении к ВТО). Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования. Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам. Контролировать платежи по капитальным операциям, если данный контроль приведет к ограничению торговли товарами и услугами. Распределять импортные товары на всем процессе продажи и транспортировке, также включая разделенное налогообложение, предложение к продаже, не без рекламы и использование технических барьеров, стандартов и др. Применять количественные ограничения, помимо тех, которые были строго оговорены. Регулировать или ограничивать транзит, доступ к транзитным сетям. Указывать импорт товара с обязательством экспорта. Указывать в инвестиционных и иных соглашениях обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке. Применять экспортные субсидии в любых формах, кроме экспортных субсидий в сельском хозяйстве, возможность применения которых фиксируется по результатам переговоров о присоединении к ВТО. Самостоятельно увеличивать ввозные таможенные пошлины выше уровня, который был ранее согласован с членами ВТО. Повышать пошлины можно будет только после одобрения по итогам консультаций и в случае дефицита платежного баланса. Следить за деятельностью поставщика услуг и ограничивать в случае её выхода за рамки с целью обеспечения качества услуги и компетентность поставщика. [3, c. 5-6] Из вышесказанного теперь можно сделать вывод путем определения плюсов и минусов от присоединения Беларуси к торговому союзу. Итак, начну с плюсов по ситуации после присоединения страны к ВТО: ) Дискриминация должна быть устранена. Беларусь сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки - снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Беларусь получит доступ к квази - судебной системе решения споров ВТО и к возможности принудительного исполнения решений. ) Сокращение возможности лоббирования тоже существенно при участии страны в ВТО - Беларусь будет связана жестокими обязательствами, а том числе обязательством недискриминации. ) После вступления Республики Беларусь в ВТО возрастет степень укрепления отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле. ) Страна получит возможность участия в выработке новых правил международной торговли, естественно с учетом её стратегических интересов. ) Строгому режиму и правилам будет подчинена политика регулирования доступа на рынок. ) Законодательство, основанное на многосторонних нормах Беларуси, приобретет стабильность при участии страны в ВТО. И вообще, оно существенно повышает интерес у зарубежных инвестиций. А теперь немного о некоторых дискуссионных моментах: ) Против присоединения: Отрицательным является то, что появится ущерб национальным интересам страны, в ходе того, что Беларусь будет принуждена открыть рынки услуг, а также лишение возможности защитить своих товаропроизводителей, поскольку субсидии будут ограничены, а тариф связан. ) Контраргументы: Говоря о субсидиях - запреты касаются только экспортных субсидий в промышленности. Досконально требуется заняться вопросов о субсидировании аграрного сектора, где субсидирование всех видов пока разрешены ВТО. Поэтому стоит разумно согласовать уровень данных субсидий для Республики Беларусь. В итог всему вышесказанному также стоит уточнить, что не так давно, по официальным данным был установлен год окончательного присоединения Республики Беларусь к Всемирной торговой организации - 2015. На мой взгляд, даже не смотря на некоторые отрицательные моменты, все же, вступление Беларуси в торговый союз скажется в большей мере положительно, т. к. это окажет значительно влияние в отношении экономической эффективности страны и не только это. 3.2 Беларусь и ВТО Экономика Республики Беларусь является исключительно открытой. Достаточно сказать, что объем внешнеторгового оборота в 1998 г. превышал ВВП почти в 1,2 раза. Поэтому внешнеэкономическая политика - одно из основных направлений системы государственного управления экономикой и предусматривает постоянное совершенствование методов регулирования внешнеторговых связей. Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности государства на современном этапе является вхождение Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Ее реализации должно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в международных экономических и финансовых организациях. Это предопределяет необходимость вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), ведущую международную организацию в области регулирования мировой торговли, сфера деятельности которой охватывает 94% объема товарных потоков. [2, стр. 18] В декабре 1992 г. Республика Беларусь получила статус наблюдателя при Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Последующие действия были направлены на получение республикой статуса полноправного члена этой организации. Осенью 1993 г. Совет представителей ГАТТ принял положительное решение относительно заявления Республики Беларусь о присоединении к ГАТТ, учредив, как того требует процедура, Рабочую группу государств-членов ГАТТ по присоединению Беларуси к данному соглашению. Членами Рабочей группы являлись представители Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, Канады, Японии, Австралии, Швейцарии, Норвегии, Польши и Турции. Председатель Рабочей группы - посол Кристер Манхузен - Постоянный представитель Швеции при ГАТТ/ВТО (ныне - посол Швеции в Бразилии). декабря 1993 г. создана Межведомственная комиссия по подготовке к вступлению Республики Беларусь в ГАТТ. Позже, в связи с трансформацией ГАТТ в ВТО, вышеуказанная комиссия была преобразована в Межведомственную комиссию по вопросам вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию. В состав данной Комиссии вошли представители от 22 министерств и других центральных органов управления республики. В свою очередь, в каждом из этих ведомств созданы внутриведомственные группы по вопросам присоединения Беларуси к ВТО. декабря 1995 г. белорусская делегация официально вручила Меморандум о торговом режиме Республики Беларусь Генеральному директору Всемирной организации Ренато Руджсро в штаб-квартире ВТО в Женеве. В мае 1996 г. из Секретариата ВТО получен сводный перечень вопросов государств-членов ВТО по внешнеторговому режиму республики. Одобренный Межведомственной комиссией Республики Беларусь, сводный перечень ответов был направлен в Постоянное Представительство Беларуси при отделении ООН и других международных организациях в Женеве для дальнейшего препровождения в Секретариат ВТО. В течение 1997-1998 гг. в Женеве было проведено два заседания Рабочей группы Всемирной торговой организации по вопросам присоединения Беларуси к ВТО, в результате которых в стране началась работа по подготовке двусторонних переговоров со странами-членами этой организации по условиям взаимного доступа на рынки. В марте 1998 г. тарифные предложения республики Беларусь были переданы в Секретариат ВТО в Женеве. В настоящее время они изучаются странами-участницами Рабочей группы по вступлению Беларуси в ВТО. Полноправное участие в ВТО предполагает принятие республикой нормативно-правовой базы и разработку механизма государственного регулирования ВЭС, основанных на принципах международной торговли, уже апробированных в экономике большинства стран мира и показавших на деле, насколько успешно международное право может способствовать промышленному росту посредством увеличения внешнеторгового оборота. Оно послужит дополнительным стимулом к осуществлению экономических реформ, а также позволит Беларуси использовать существующие международные правовые нормы в области внешнеэкономического сотрудничества для зашиты и максимальной реализации национальных интересов. Исходной посылкой, на которой строится договорная система ВТО, является стремление государств-членов этой организации развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие каждой из стран путем взаимной либерализации доступа на рынки, создания режима свободной конкуренции товаров и услуг на их территории, предсказуемых условий деятельности субъектов хозяйствования на мировых рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономических связей. Для достижения этих целей требуется соблюдение следующих принципов и норм: • обеспечение не дискриминации в торговле путем взаимного предоставления, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, а с другой - национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю; • предоставление режима наибольшего благоприятствования, обеспечивающего договаривающимся сторонам все те права, преимущества и льготы, которыми пользуется у них любое третье государство; • использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка при минимальном использовании нетарифных ограничений; • прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров; • обеспечение преференциального режима в торговле с развивающимися странами; • взаимное предоставление торгово-политических уступок. Заключение Рассмотрев основные функции, принципы, задачи, организационную структуру Всемирной торговой организации, её соглашения, описав преимущества организации и роль организации в международной торговле можно сделать вывод, что в настоящее время Всемирная торговая организация является, так называемым регулятором правил ведения торговли между странами. Исторический опыт ее регулирования правил международной торговли более 15 лет. За эти годы ВТО оказывает серьезное влияние на развитие международных экономических отношений. В ее состав входят 157 стран, и количество желающих вступить в ВТО не становится меньше. На основе проделанной работы значение ВТО, для развития международной торговли определяю следующее: ВТО конкретизирует национальную торговую политику; является организатором многосторонних переговоров в целях устранения препятствия роста и упорядочения международной торговли; выполняет функции общепризнанного международного суда, что позволяет правительствам разрешать споры, связанные с нарушениями «правил игры» на мировой рынке; сотрудничает с другими международными экономическими учреждениями, таким образом, участвует в формировании глобальной экономической политики; страны, находящиеся вне сферы действия правил ВТО, с одной стороны могут оказаться на периферии современных международных экономических отношений, играющих все большую роль в повышении эффективности национального хозяйства; создает условия для развития справедливой конкуренции между её членами. Для стран, вступающих в эту организацию (в том числе и Беларусь), важно понять, какую роль играет ВТО в организации глобальной экономики, в выстраивании отношений между странами, в перераспределении добавленной стоимости, в консервации отсталости одних и ускоренном развитии других. Для определения роли ВТО в мировой экономической системе, необходимо знать её принципы, что уже рассматривалось в работе. Далее, можно отметить, что основная цель ВТО заключается в том, чтобы, в конечном счете, все страны-члены организации открыли свои границы, ликвидировав таможни, пошлины, квоты и иные барьеры, предохраняющие национальную экономику от напора иностранной конкуренции. Подводя итоги, также следует отметить, что одной из основных задач ВТО является либерализация международной торговли, поощрение трансграничных потоков товаров, услуг и капитала, что открывает странам возможности концентрировать свой экономический потенциал в тех областях, где они могут достичь небольших результатов. Что касается функций ВТО, то главными выделю содействие создания норм международного торгового права: является форумом многосторонних торговых переговоров по вопросам международной торговли; осуществляет толкование международных торговых договоров системы ВТО; и обеспечение соблюдения норм международного торгового права: обеспечивает функционирование механизма по разрешению межгосударственных споров в области международной торговли; осуществляет контроль по реализации многосторонних торговых договоров системы ВТО посредством Механизма обзора торговой политики членов ВТО. Что касается Республика Беларусь, то страна провела огромный объем работы по присоединению к ВТО, включающая в себя процедурный, законодательный и научно-аналитический аспекты. Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В тоже время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие экономического законодательства страны системным правилам ВТО, а также сделать сбалансированные уступки торговым партнерам в целях оптимизации условий доступа иностранных товаров, услуг и инвестиций на белорусский рынок. Задачи перед белорусской интеграцией поставлены, как и для всех других стран-кандидатов. При присоединении Республики Беларусь ожидаются следующие выгоды: упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда - ускорение оборачиваемости средств; повышение конкурентоспособности продукции белорусских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований; повышение инвестиционной привлекательности экономики Беларуси; уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования. В конечном итоге, в каждой области национальной экономики будут как отрицательные, так и положительные моменты от присоединения к международному союзу ВТО. И судьба экономики страны будет зависеть от того, чего будет больше - плюсов или минусов. Список источников 1) Всемирная торговая организация / М.В. Медведев, С.И. Михневич, В.В. Почекина [и др.] - Мн.: ИООО «Право и экономика», 2006 - 148 c. 2) Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы/ Е.А. Брагина, В.П. Гутник, С.С. Дмитриев [и др.] - М.: Наука, 2009. -325, [2] с. ) Всемирная торговая организация: принципы и правила. Минск, 2009. - 44 с. ) Всемирная торговая организация [http://www.un.org/ru/wto/about.shtml]. Основные преимущества ВТО. 5) Гильмендинова, И.А. ВТО как институт регулирования международных торговых отношений/ И.А. Гильмендинова. - М., 2008. - 26 с. 6) Зенкин, И.В. Всемирная торговая организация в схемах/ И.В. Зенкин. - М.: Центр изд. Дом, 2009. - 127 с. 7) Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов/ Валеев Р.М, Курдюков Г.И. - М.: Статут, 2010; 8) Меркурый/ Заснав.: Беларус. гандлёва-прам. палата. - Мн.: БелГПП, 2007. 9) Михневич, С.И. 115 вопросов о многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО / С.И. Михневич; Проект «Содействие Правительству Республики Беларусь при вступлении в ВТО через усиление экспертного и институционального потенциала». - Минск: Белсэнс, 2009. - 71 с. 10) Нуреева, Р.М. Экономическая история / Р.М. Нуреева. М.: МИЭФ, 2005; ) Сутыркина, С.Ф. ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок/ С.Ф. Сутыркина - Москва: «Эксмо», 2011. ) Труд и право/ учредитель ИПК «Профиздат». - Москва: Профиздат, 2008 ) Турбан, Г.В. Всемирная торговая организация/ Г.В. Турбан. - Минск: Белпринт, 2009. - 143 с. ) Турбан, Г.В. Всемирная торговая организация: основы деятельности, процедуры, опыт вступления/ Г.В. Турбан. - Минск: «Рэйплац», 2008. - 156 с. 15) Фомичев, В.И. Международная торговля/ Фомичев В.И.-М., 2007. торговый организация всемирный международный Скачать архив (29.1 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |