Главная » Экономика

Значение ВТО в современном мире

Содержание

Введение

. Всемирная торговая организация

1.1  История создания и основные цели ВТО

1.2    Функции и структура ВТО

1.3 Значение ВТО в современном мире

2. Анализ переговорного процесса по вступлению РФ в ВТО

2.1 Отличительные черты переговоров России по присоединению к ВТО

.2 Исследование степени готовности российской экономики к вступлению в ВТО

3. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию

3.1 Анализ негативных последствий вступления России в ВТО

.2 Преимущества присоединения России к ВТО

.3 Необходимые условия для извлечения выгоды от вступления России в ВТО

Заключение

Литература

Приложения

Введение

К естественным результатам развития человечества можно отнести глобализацию мировой экономики. Всё прошлое столетие шла работа, направленная на создание единого мирового экономического пространства, в котором действовали бы обязательные для всех правила. В результате этих усилий была создана Всемирная торговая организация. Данная организация на сегодняшний день играет ведущую роль в области международной торговли, поэтому тем интереснее будет выявить её сущность, а потом проанализировать последствия вступления туда России. Этим и подчеркивается актуальность темы работы.

Создание Всемирной торговой организации (ВТО) можно рассматривать как одно из ярких проявлений процесса глобализации мирового хозяйства, сопровождающегося, в частности, передачей функций по разработке и применению мер в области регулирования внешней торговли отдельных стран многосторонним структурам с целью упорядочения и либерализации в интересах содействия развитию взаимовыгодного международного экономического сотрудничества и более полного использования его преимуществ.

Создание ВТО, документы которой сосредотачивают в едином комплексе согласованные странами-членами (на них приходится 95 % мировой торговли) меры по либерализации и меры по регулированию торговли, рассматривается как оптимальное решение проблемы, особенно если учесть, что правовая система ВТО ими постоянно дополняется и обновляется.

Предстоящее присоединение России к ВТО требует детального изучения всех этих мер для овладения технологией их применения в целях развития экспорта и защиты внутреннего рынка от некачественного или чрезмерного импорта, для углубления международной специализации и интернационализации экономики, противодействия ее криминализации, в конечном счете, для более эффективного использования национальных ресурсов - людских, интеллектуальных, финансовых и природных. Это определило выбор темы.

Широкий спектр внешнеторговых вопросов, входящих в компетенцию ВТО, в том числе имеющих практическое значение для России, как будущего полноправного члена этой организации, изучен, на наш взгляд, еще недостаточно. Мало внимания уделяется вопросам совершенствования национальной системы регулирования и содействия развитию внешней торговли в условиях предстоящего членства в ВТО, включая грамотное применение мер, которые разрешаются ее правилами для стимулирования экспорта и ограничения при необходимости импорта. Этот аспект в настоящее время представляется особенно важным для повышения эффективности растущего экономического сотрудничества России с зарубежными странами, поскольку опыт развития последнего в национальных интересах рыночными методами у нашей страны небольшой.

Цель и задачи работы. Цель написания данной работы является рассмотрение перспектив и последствий вступления России в ВТО.

Исходя из поставленной цели в работе определен следующий круг задач:

рассмотреть ход переговоров России по вопросу членства в ВТО;

рассмотреть преимущества и недостатки вступления России в ВТО;

разработать рекомендации по формированию политики РФ с целью извлечения выгоды от присоединения к ВТО.

Объект и предмет работы. Объектом работы выступает процесс вступления России в ВТО. Предметом исследования являются последствия вступления России в ВТО.

1. Всемирная торговая организация

1.1 История создания и основные цели ВТО

Прежде все необходимо отразить сущность ВТО, для чего была создана данная организация и какие цели преследует. Невозможно анализировать, тем более давать оценку, не заглянув внутрь рассматриваемого явления.

Процесс создания ВТО начался 30 октября 1947 года, когда было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), дополнившее экономическую конструкцию, основанную на Бреттон-Вудских соглашениях. Со временем de facto образовалась одноимённая международная организация с постоянно действующим Секретариатом. Такое превращение весьма ощутимо сказалось на международной торговле. ГАТТ играло ключевую роль в её развитии.

Однако вследствие изменений в мире, произошедших в последней четверти XX века, на мировом рынке появились новые участники, а некоторые из развивающихся стран, ранее входивших в ГАТТ, значительно укрепили свои позиции и уже не были согласны с существовавшим положением вещей. Кроме того, начали бурно развиваться новые сферы торговли (например, торговля услугами), которые не были урегулированы ГАТТ.

Имели место «добровольные» ограничения экспорта, которые вынуждены были брать на себя страны-экспортёры под нажимом более сильных конкурентов, располагавших соответствующими рычагами давления. Например, использовались угрозы перекрытия всякой возможности экспорта путём прямых импортных запретов под видом антидемпинговых мероприятий, угрозы лишения финансовой помощи и т.д. Подобные действия применялись и по отношению к России и повлекли количественные ограничения на коммерческие услуги по космическим запускам спутников.

Все названные обстоятельства способствовали тому, что участники ГАТТ с каждым годом всё настойчивее стали ставить вопрос о проведении нового раунда ГАТТ для рассмотрения перечисленных актуальных проблем регулирования различных аспектов мировой торговли, включая и создание международной организации с соответствующим статусом и функциями. Впервые о необходимости таких переговоров заговорили в ноябре 1982 года на совещании министров государств-членов ГАТТ в Женеве. Впоследствии эти переговоры получили известность как Уругвайский раунд, начавшийся в сентябре 1986 года и продолжавшийся более семи лет.

апреля 1994 года в Марракеше был принят Заключительный акт и подписано Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации. К этому Соглашению в пакете прикладываются 4 приложения. Причём, вступая в ВТО, каждый её член обязан принять все документы, кроме приложения 4. Таким образом, государства-участники не могут ограничиться подписанием лишь выгодных для них актов, не подписывая невыгодных. Многосторонние соглашения по торговле товарами с описанием приведены в приложении 1.

Итак, ВТО - это международная межправительственная организация, оформленная Соглашением. Официально ВТО действует с 1 января 1995 года. Её учредителями являлись 104 государства-члена ГАТТ, сейчас эта организация насчитывает свыше 140 стран-участниц. Более 30 стран имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении (в том числе и Россия).

При общей характеристике ВТО и всей её системы нельзя не остановится на вопросе о целях деятельности этой международной организации. Здесь очень важно не ограничиться рассмотрением формальных уставных целей, выраженных в преамбуле Соглашения. Следует заглянуть глубже и выявить истинные цели данной организации.

Итак, формально, в преамбуле закреплены следующие цели ВТО:

-        повышение уровня жизни и доходов;

-        достижение полной занятости;

-        рост производства и торговли товарами и услугами;

         целесообразное использование мировых ресурсов.

Однако ВТО не является организацией свободной торговли, так как допускает использование тарифов и других форм защиты. В издании Отдела информации ВТО говорится, что её «правильнее называть системой правил и норм, направленных на поощрение открытой и справедливой конкуренции».

Осторожно нужно подходить и к провозглашённой либерализации международной торговли, позволяющей странам сконцентрировать свой экономический потенциал в тех областях, где они могут достичь наилучших результатов. Устранение барьеров на пути развития международной торговли несомненно имеет важное положительное значение. Тем не менее, если попытаться чуть-чуть глубже осмыслить данное положение, то сразу становится ясно, что наибольшие конкурентные преимущества в результате всей деятельности ВТО получают предприниматели именно экономически более развитых стран.

Таким образом, ВТО создана, в первую очередь, для защиты интересов стран с сильной экономикой, создания для них новых сырьевых рынков и рынков сбыта. Это и является реальной целью деятельности данной организации. Поддержка же развивающихся стран будет осуществляться лишь постольку поскольку это будет необходимо для установления стабильности в мире. Скажем теперь несколько слов о структуре и функциях ВТО.

1.2    Функции и структура ВТО

Необходимо отметить, что ВТО играет ключевую роль в развитии современных интеграционных процессов в мировой экономике. Также как и ГАТТ, ВТО выполняет следующие основные функции:

1)      Контролирует национальную торговую политику стран-членов и выполнение ими требований соглашений, а также использует предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли.

2)      Выступает организатором многосторонних переговоров (своего рода мировой форум) в целях устранения препятствий для роста международной торговли.

)        Выполняет судебные функции, что позволяет правительствам разрешать споры, связанные с нарушением отдельными странами установленных правил.

)        Тесно сотрудничает с другими международными экономическими организациями, принимая участие, таким образом, в формировании глобальной экономической политики. Так, ВТО был заключён ряд соглашений о сотрудничестве с такими ведущими международными организациями в смежных областях, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Для обеспечения выполнения этих и некоторых других функций ВТО имеет определённое внутреннее строение, то есть структуру.

Высшим органом выступает Конференция министров, объединяющая представителей всех стран-членов. Конференция правомочна принимать решения по всем вопросам, являющимся предметом принятых ранее документов ВТО, также на ней согласовываются решения, связанные с дальнейшим развитием этой организации. Конференции созываются не реже 1 раза в 2 года.

В периоды между Конференциями министров её функции возложены на Генеральный совет ВТО, открытый для участия представителей всех стран-членов и созываемый по мере необходимости. Он решает текущие и процедурные вопросы. Помимо выполнения регулярной работы Генеральный совет одновременно действует в двух особых формах:

- является высшей инстанцией для урегулирования конфликтов в рамках ВТО;

-        выступает в качестве органа по наблюдению за торговой политикой отдельных стран.

Также в структуре ВТО имеются около 20 комитетов и Секретариат.

1.3    Значение ВТО в современном мире

Значительное расширение сферы компетенции ВТО и увеличение числа стран-участниц означает, что эта организация всё больше утверждается в мире как создатель глобальной торговой системы, основанной на общепризнанных правилах для всех участников. Страны же, находящиеся вне сферы действия правил ВТО (в том числе и Россия), во-первых, могут оказаться на периферии современных международных торговых отношений, а во-вторых - всё таки будут вынуждены играть по правилам ВТО, но лишь в пассивном качестве.

ВТО, членами которой является большинство стран мира, стала мировым координирующим и управляющим центром в области торговли. Её решения обеспечены принуждением, которое в любой момент могут применить к нарушителю развитые страны помимо формальных предусмотренных учредительными документами процедур.

Мы видим, что сегодня многие страны стремятся вступить в ВТО. Естественно, у каждого государства есть свои причины сделать это, и с ними необходимо считаться. Но в подавляющем большинстве случаев действует простая логика: лучше быть хоть и мелким, но членом данной корпорации, чем противостоять такому коллективному фронту.

Несомненно, ВТО способствует прогрессивному развитию всех стран-участниц, однако одни получают больше для такого развития, другие - несоизмеримо меньше. Каждое государство движется своим путём, как и везде, здесь не может быть полного равенства, но неоспоримой заслугой ВТО можно считать и то, что в рамках этой организации было создано юридическое равенство возможностей всех участников. Будущее каждой страны-члена теперь зависит только от проводимой ею политики.

Выступая по мере необходимости своеобразным форумом для обсуждения наиболее важных направлений развития мировой торговли, ВТО экономит средства десятков государств и позволяет оперативнее принимать согласованные решения.

Следует отметить тот факт, что главной целью создания и обеспечения функционирования ВТО является максимизация прибыли для наиболее развитых стран мира.

Результатами симметричного решения данной проблемы (с использованием средств и методов ВТО) являются следующие факты нашей современной действительности:

) истинные цели и задачи ВТО существенно отличаются от деклараций и лозунгов этой организации и выгодны только для сильных в экономическом отношении государств и разорительны для слабых и отсталых стран мира;

) средства и методы ВТО препятствуют развитию слаборазвитых государств;

) сильные государства еще больше богатеют, а слабые еще больше беднеют;

) страны-участницы ВТО не заинтересованы в раскрытии истинной информации о своих торговых операциях;

) ВТО все более и более разобщает государства и народы, противопоставляет их друг другу и препятствует их согласованному развитию;

) слабые государства при входе в ВТО попадают вначале в экономическую, а затем и политическую зависимость от стран-лидеров ВТО;

7) ВТО не способна в принципе справиться с производством неучтенной и контрафактной продукции, так как основной механизм формирования и функционирования ВТО (максимизация прибыли), направлен не на уничтожение, а наоборот, на стимулирование все большего и большего развития производства неучтенной, контрафактной и опасной продукции

Таким образом, ВТО является одной из реалий нашей действительности, с которой необходимо считаться и строить взаимоотношения.

2. Анализ переговорного процесса по вступлению РФ в ВТО

.1 Отличительные черты переговоров России по присоединению к ВТО

В ходе переговоров по доступу на рынок товаров принципиальное значение придается проблеме соответствия всего импортного режима присоединяющейся страны жестким нормам ВТО. Схематично, это соответствие должно быть обеспечено по основным элементам импортного торгового режима, как показано в приложении 2

Переговоры о вступлении России в ВТО растянулись на 20 лет. Россия изъявила желание вступить в ВТО еще в 1986 г., однако против этого резко выступили США, которые до сих пор являются наиболее непримиримым противником вступления нашей страны в эту организацию. Статус наблюдателя в ВТО Россия получила в 1990 г.

Непосредственно переговоры о вступлении в ВТО с ее членами Россия ведет с 1993 г. В 1997 г. закончился «информационный» этап ознакомления стран-членов ВТО с экономикой России. С 1998 г. и по настоящее время переговоры ведутся в практической плоскости с каждым из членов ВТО. В Минэкономразвития России создан специальный департамент, возглавляемый заместителем Министра М.Ю. Медведковым, который занимается исключительно переговорами со странами-членами ВТО.

Тем не менее, переговоры по либерализации и по уровню «связывания» импортных тарифов являются для стран ВТО главными. К чему они приводили, показано в таблице 1.

Таблица 1. Средневзвешенный уровень импортного тарифа на промышленные товары отдельных членов ВТО и России

Страна

1994

2006

США

5.4

3.5

ЕС

5.7

3.6

Япония

3,8

1.5

Ю.Корея

18,0

8.3

Индия

72,2

32,4

Австралия

20,0

13,2

Россия*

17,2

10,2

В настоящее время Российская Федерация находится на завершающем этапе переговоров по присоединению к ВТО. В 2007 году были подписаны протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на российский рынок товаров с Сальвадором, Коста-Рикой, Гватемалой, Вьетнамом и Камбоджей. Таким образом, из 60-ти членов Рабочей группы по присоединению России к ВТО двусторонние переговоры завершены с 58 ее членами.

Состоялась серия многосторонних консультаций по вопросам сельского хозяйства и по вопросам применения санитарных и фитосанитарных мер, проведено несколько раундов переговоров по системным вопросам

К настоящему времени несогласными с условиями вступления России в ВТО остались США и Колумбия. Их наиболее серьезные претензии сводятся к следующему. США требуют снижения пошлин и снятия всех ограничений на импорт мяса птицы и беспрепятственного открытия в России филиалов иностранных банков, а также строгого соблюдения прав интеллектуальной собственности. Колумбия - снятия всех барьеров для ввоза в Россию колумбийского сахара.

По данным на 20 сентября 2008 года осталось всего 20 несогласованных вопросов из 1500 - в основном технические «несостыковки». Российская сторона уверена, что США в итоге не станут чинить нам препятствий: «Позиция США будет определяться позицией американского бизнеса, для которого наши рынки привлекательны».

На сентябрьском заседании рабочей группы 2008 г. по присоединению к ВТО представители и США, и ЕС не высказывались против дальнейших переговоров по этому поводу с РФ. Формально устав ВТО позволяет принять в организацию страну, если за это проголосуют две трети членов ВТО, так что и Грузия не станет помехой.

Совсем недавно казалось, что шансов на вступление России в ВТО уже не осталось. Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что присоединение России к ВТО после войны на Кавказе находится «под вопросом», а Владимир Путин дал своему заместителю Игорю Шувалову поручение проанализировать обязательства, взятые нами в процессе подготовки к вхождению в ВТО. И от части из них отказаться.

Новый поворот российских чиновников лицом к ВТО связан, в частности, и с текущими проблемами в российской экономике. Мировой финансовый кризис может перерасти в товарный. И в это время очевидно, что нам лучше быть уже в ВТО, иначе против нас смогут играть не по правилам, Россия будет терять большие деньги. С другой стороны, любая хорошая новость о присоединении к ВТО способна поднять финансовый рынок.

Все мировые рынки товаров и услуг жестко секторированы и давно поделены - торговые войны идут между странами-членами ВТО, для которых необязательно соблюдение правил и норм, требуемых от России. Эти требования следующие:

снижение или отмена пошлин на ряд товаров, особенно сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов;

беспрепятственный допуск иностранных компаний на рынок услуг и к конкурсам по государственным закупкам;

постепенный отказ от финансовой поддержки сельского хозяйства и полный отказ от субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции;

отказ от экспортных пошлин и использования тарифных квот;

резкое ограничение мер нетарифного регулирования объемов импорта.

Следует отметить, что Россия сделала уже много шагов к вступлению в ВТО. Страна отказалась от монополии на внешнюю торговлю, создана тарифная система. Россия стала членом Совета таможенного сотрудничества, Международной торговой палаты, других престижных международных торговых и финансовых организаций.

.2 Исследование степени готовности российской экономики к вступлению в ВТО

При обсуждении вопроса вступления в ВТО присоединяющаяся страна обычно исходит из того, что в интересах защиты национальной промышленности ей необходимо «зарезервировать» возможность применения максимального уровня импортного тарифа, при этом на практике она могла бы применять более низкую ставку импортной пошлины, если это целесообразно для поддержания конкуренции на внутреннем рынке. Члены ВТО, напротив, хотят максимально снизить уровень «связывания» импортного тарифа присоединяющейся страны - для того, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для ввоза своих товаров. Поэтому, задачи у сторон переговоров диаметрально противоположные. Эти задачи можно иллюстрировать следующим образом (Таблица 2):

Таблица 2. Задачи сторон на переговорах по доступу на рынок товаров

Для присоединяющейся страны

Для члена ВТО

Обеспечить максимальные возможности для защиты внутреннего рынка

Обеспечить благоприятные условия для доступа своих товаров

Создать переговорный резерв для будущих тарифных переговоров

Минимизировать переговорный резерв для присоединяющейся страны

В январе 2008 года ВЦИОМ провел опрос российских граждан с целью выяснить их отношению к вступлению России в ВТО. Результаты опросы приведены в приложении 3.

Из 1000 респондентов, опрошенных в различных регионах России, 43% отрицательно относятся к присоединению Росси к ВТО, 39% - положительно и 18 % затруднились ответить на поставленный вопрос. Таким образом, среди населения России нет преобладающей позиции по данному вопросу, что и подтверждает как отрицательные, так и положительные последствия вступления России в ВТО.

Каково состояние экономики России на момент вступление в ВТО? Импорт товаров и услуг составляет 121 млрд. долл. в год и увеличивается ежегодно на 10-12%. Превышение стоимости импорта над экспортом составляет около 8 млрд. долл. в год. При этом следует учитывать, что стоимость нашего экспорта составляет всего 1,7% от общемирового. Рост стоимости импорта втрое опережает темпы роста внутреннего производства соответствующих товаров. Произошел резкий разрыв сырьевого экспортного сектора и предприятий, работающих на внутренний рынок. Очень важно учитывать, что сейчас в России производится государственное регулирование цен примерно на половину всех видов товаров и услуг, в т.ч. на 80 видов основных продовольственных товаров путем торговых надбавок и ограничения рентабельности. И при этом Россия импортирует около 40% всех пищевых продуктов, что значительно превышает уровень, допускаемый в странах с продовольственной независимостью.

Одной из наиболее проблемных отраслей народного хозяйства при вступлении России в ВТО будет сельское хозяйство, которое пока не вышло из системного кризиса. Сейчас экспорт сельскохозяйственной продукции составляет 3,3 млрд. долл. в год, рост сельскохозяйственного производства - 1,5%. Государственные расходы на сельское хозяйство в 2005 г. составили 4,6% бюджета, в 2006 г. - 1,6%, в 2007 г. - 1,7%. Отсутствует положительная динамика роста сельскохозяйственного машиностроения, перерабатывающей промышленности, животноводства и зернового хозяйства. Растениеводство более чем на 65% зависит от условий погоды, на 25% - от человеческого фактора и только на 10% от технологий, сортов, пород, техники и др.

Кроме того, в стране неблагоприятны и другие факторы. Нет принятой и осуществляемой стратегии устойчивого развития государства, не определена международная специализация российской экономики, отсутствует стратегия вступления страны в ВТО, предусматривающая направления развития промышленности, сельского хозяйства, банковского дела, финансовых услуг. Не даны четкие государственные разъяснения необходимости вступления страны в ВТО, не учтено, что механизмы ВТО нужны для торговли с высокой добавленной стоимостью (готовых изделий), которой в России всего 7,5% от общего объема экспорта.

Нет оповещения региональных и местных органов власти и представителей бизнеса о правилах и нормах ВТО, отсутствуют государственные программы адаптации народного хозяйства и населения России к ВТО. В России нет кадровых специалистов по ВТО. В стране уровень гармонизации национальных стандартов с ВТО составляет около 35%, а для того чтобы он достиг 50%, необходимо около 1 млрд. руб. (для более высокого уровня гармонизации нет материального и политического ресурса).

Существует общее правило, что конкуренцию в ВТО выдерживают страны, в которых реальные доходы населения составляют на одного человека 20 тыс. долл. в год. Таким образом, Россия пока не готова к глобальной конкуренции и не готовится к ней. По величине ВВП на душу населения Россия занимает 98 место из 191 страны мира, что определяет ее общую макроэкономическую неконкурентоспособность. В настоящее время в России нет единого экономического пространства, поэтому вступление в ВТО приведет к еще большей дифференциации регионов по уровню их самообеспеченности и дотационности, особенно в сельском хозяйстве.

По данным на начало 2008 года в России основные показатели, характеризующие устойчивое развитие, не соответствуют даже развивающимся странам. Так, в России доход от ренты составляет 75% чистого нераспределенного дохода. Вклад труда в 13 раз, а капитала - в 4 раза меньше. В то же время 67% госбюджета составляют налоги, связанные с фондом оплаты труда, налоги на капитал дают 20% и только 13% - рентные платежи. Анализ характера зарубежных инвестиций в экономику России, по мнению аналитиков, показывает, что они в большей своей части представляют реинвестируемые российские капиталы, ранее вывезенные из России в оффшоры.

Природный потенциал России оценивается в 600 трлн. долл., что в 2,5 раза выше, чем в США, в 6 раз - Германии. Россия значительно отличается от развитых стран по структуре национального богатства. В развитых странах: доля «природного» капитала - 10%, произведенного капитала - 20%, человеческого капитала - 70% (стоимость производительного труда). В России «природный» капитал - 85%, произведенный капитал - 10%, человеческий капитал - 5%.

Энергоемкость конечной продукции в России в 3 раза выше, чем в развитых странах. Постоянно растет ресурсоемкость готовой продукции. В развитых странах 3% населения может накормить страну, в России - 13-14% населения. За счет диспаритета цен из сельского хозяйства России выбыло около 120 млрд долл., и эта тенденция не прекращается.

Большую тревогу вызывает положение, когда 5% населения страны владеет 90% народного достояния, что не может способствовать устойчивому развитию государства, т.к. не могут осуществляться принципы социального партнерства.

Все эти обстоятельства позволяют сделать вывод, что Россия во многом не готова к вступлению в ВТО.

3. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию

.1 Анализ негативных последствий вступления России в ВТО

С точки зрения нынешней товарной структуры российского экспорта, мы не нуждаемся во вступлении в ВТО, тем более по принципу «любой ценой и как можно скорее». Известно, что 80% российского экспорта - товары сырьевой группы. Львиную долю в этом объеме составляют энергоносители, и они по большей части ограничениям ВТО не подвергаются. Если России и впредь будет торговать в основном нефтью и газом, то дальнейшая либерализация наших внешнеторговых отношений, которую принесет вступление в ВТО, России мало что даст.

В переговорах по вступлению России в ВТО в аспекте Соглашения по сельскому хозяйству нам предлагается зафиксировать господдержку на уровне 3,5 млрд. долл.в год, что при намечающемся реформировании и развитии сельского хозяйства является недостаточным. При сравнении с развитыми странами-членами ВТО в России низкий уровень тарифной защиты аграрного рынка. В среднем он составляет 14%, тогда как, например, в Латвии - 33,5, Болгарии - 34,9, Польше - 52,8, Мексике - 42,9, Турции - 63,9, Норвегии - 123,7, Индии - 124,7%.

Трудно решается вопрос с квотированием импортируемой в Россию продукции сельского хозяйства, квоты на которую страны-члены ВТО стараются как можно сильнее снизить. В то же время использование Россией тарифных квот разрешено только до 2009 г., т.е. в период, когда сельское хозяйство России еще не будет реформировано и в достаточной степени обеспечено финансированием, учитывая, что в 2007 г. на сельское хозяйство выделялось средств менее 2% от бюджета. Можно ожидать, что при вступлении России в ВТО потери сельского хозяйства составят более 4 млрд. долл. уже в первые 2-3 года.

Основные риски сельского хозяйства России при вступлении в ВТО:

резкое увеличение импорта дешевых сельскохозяйственных продуктов, что приведет к снижению уровня отечественного сельскохозяйственного производства;

сокращение технологичности и обеспеченности ресурсами;

снижение экспорта сельскохозяйственной продукции;

существенное ограничение сельскохозяйственных субсидий;

снижение вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта сельского хозяйства (в развитых странах он составляет 75-100%, в России - 2-3%).

Число и характер рисков могут увеличиться, поскольку в России практически не ведется подготовка сельского хозяйства к вступлению в ВТО. Подавляющее большинство руководителей и специалистов не знакомы с требованиями и правилами ВТО и практикой их применения. Подготовка специалистов по ВТО не ведется.

Все эти факторы особенно отрицательно скажутся на сельском хозяйстве. Сейчас достигнуто соглашение с ВТО, что разрешенная для России тарифная защита при импорте сельскохозяйственной продукции составит в среднем 15%. В то же время для Венгрии она составляет 22%, Болгарии - 40, Польши - 52%. Чтобы в переходный период (3-5 лет после вступления в ВТО) наше сельскохозяйственное производство могло выжить при резко возросшем импорте продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, желательны уровни пошлин: для зерна и продуктов его переработки - 35%, мясной продукции - 40, молочной продукции - 25, растительное масло - 60, сахар - 120, алкоголь - 50%.

Угрозу экономической безопасности может представлять планируемое присоединение России к ВТО в январе 2008 года.

Существует реальная угроза экономической безопасности, связанная со вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Вступление России в ВТО делает необходимым концентрацию усилий на повышении эффективности всех секторов российской экономики в совокупности с повышением эффективности налогового и таможенного администрирования.

В соответствии с "Основными направлениями таможенной политики на 2008-2010 годы" произойдет понижение ввозных пошлин. К 2010 году средневзвешенная ставка таможенного тарифа снизится с 12,9% до 11,5%. В том числе, по сельхозтоварам - с 18,6% до 18%; по промтоварам - с 10% до 7,6%. Иными словами, ставки ввозных таможенных пошлин в течение 2008-2010 годов будут снижены примерно на 11% (приложение 4).

Изменения в таможенном тарифе может привести к потерям федерального бюджета. По оценкам Министерства финансов, "уточнение ставок" приводит к потере около 40 млрд. руб. в 2008 году и 110 млрд. руб.- к 2010-му (рис. 1).

Рисунок 1. Последствия снижения ставок таможенных пошлин при вступлении России в ВТО

В настоящее время созданы прогнозы негативных последствий вступления России в ВТО - кратко-, средне- и долгосрочный.

Краткосрочный прогноз (5-7 лет после вступления). Снижение российских тарифов и переход на международные правовые нормы. В результате произойдет рост импорта, уменьшение поступлений в бюджет, усиление конкуренции на внутреннем рынке, вытеснение с рынков большинства российских производителей, снижение объемов производства и занятости в сельском хозяйстве.

Среднесрочный прогноз (8-12 лет). Дальнейшее снижение тарифов, сокращение субсидирования сельского хозяйства и промышленности, рост иностранных инвестиций и повышение закупок более дешевых импортных комплектующих и сырья. Дальнейшее ослабление продовольственной независимости.

Долгосрочный прогноз (12-20 лет). Дальнейшее снижение тарифов и субсидирования сельского хозяйства и промышленности, рост иностранных инвестиций и быстро усиливающееся присутствие на российском рынке иностранных предприятий, банков и торговой инфраструктуры. Полностью открытый доступ на аграрный рынок.

По общим оценкам отечественных экспертов, в итоге вступления России в ВТО произойдет дальнейшее снижение производства отечественной химической промышленности и машиностроения, значительно ухудшатся условия страхового и банковского дела, телекоммуникаций, резко ухудшится положение сельского хозяйства. Следует учитывать, что в РФ 85% регионов - дотационные и только 14% обеспечивают себя хлебом. Значительную часть отечественной животноводческой продукции, плодов и овощей производят мелкие фермы и ЛПХ. Следует помнить, что за 5 лет после вступления в ВТО Китаю навязали 300 новых дополнительных соглашений, невыгодных для него. В Польше из 62 национальных банков 44 уже принадлежат иностранцам, которые контролируют 80% капитала и 70% акций банков.

3.2 Преимущества присоединения России к ВТО

Несмотря на противоречивость последствий присоединения России к ВТо преимущества такого процесса для России с точки зрения некоторых экономистов очевидны. Они проявляются на всех уровнях - начиная с отдельного гражданина и заканчивая страной и мировым сообществом в целом. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения таможенных барьеров, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан.

Вступая в ВТО, страна преследует цель более эффективной интеграции в мировую экономику и международную торговлю. Это создание недискриминационных условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки, развитие экспортных возможностей страны и диверсификация структуры российского экспорта, обеспечение достаточной защищенности отечественных производителей на основе норм и правил ВТО.

Эксперты Мирового банка подсчитали, что после вступления России в ВТО уровень жизни бедных россиян весьма существенно вырастет. Это улучшение будет вызвано целым комплексом обстоятельств. Важнейшими из них являются два. Это резкий приток в Россию инвестиций из-за рубежа и внедрение западных стандартов заработной платы. По прогнозам Мирового банка, заработная плата квалифицированных рабочих в России (напомним, что именно эти люди сегодня составляют большинство малоимущих) после вступления в ВТО вырастет сразу минимум на 5,5 процента. Ставка заработной платы неквалифицированной рабочей силы возрастет минимум на 3,8 процента. А вот прибыль на капитал действительно снизится и составит всего 1,7 процента. Да, доходы богатых после вступления России в ВТО в краткосрочной перспективе сократятся. Однако долгосрочный экономический рост и улучшение инвестиционного климата обернутся для бизнеса гораздо большими выгодами.

Для потребителей самая очевидная выгода - снижение цен на импортную продукцию или на отечественную продукцию с использованием импортных компонентов. Более широкий выбор товаров и услуг - также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Ужесточение импортной конкуренции будет стимулировать российских производителей к максимально эффективному отечественному производству, и, следовательно, косвенно снизит цены и повысит качество выпускаемой продукции. Кроме того, в результате более активного товарообмена, развиваются новые технологии (примером этого может служить мобильная связь).

Развитие торговли, вызванное вступлением в ВТО России вероятно будет способствовать уровню занятости, особенно в экспортных отраслях экономики.

К выгодам и последствиям членства России в ВТО прежде всего относится на возможности прорыва в ряде высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, продукция которых пользуется высоким спросом на мировом рынке. К ним относятся, разработки, связанные с освоением и использованием космического пространства, коммерческие запуски космических спутников, отдельные области информационной технологии, разведка и добыча полезных ископаемых, атомная энергетика, создание ряда технологий в авиастроении и в области авиационной аппаратуры, производство многих видов оружия и военной техники.

Выгоды от членства России в ВТО могут получить и традиционные отрасли обрабатывающей промышленности за счет разных источников: ослабления торговой дискриминации, обновления технологии, совершенствования организации и управления производством; черная металлургия и алюминиевая промышленность, авиационная и автомобильная промышленность, а также транспорт, сельское хозяйство, банковская и страховая сферы.

После вступления в ВТО у российских металлургических и химических компаний появится возможность обращаться в случаях возбуждения против них антидемпинговых и компенсационных расследований, в орган ВТО по разрешению споров: как говорится, «голыми руками тогда нас уже не возьмешь». А ведь ежегодная цифра потерь в отраслях готовой продукции низких стадий обработки, по подсчетам экономистов, довольно внушительная - $1 млрд.

Простые россияне от вступления в ВТО однозначно выигрывают: расширяется ассортимент продукции на рынке, улучшается качество, усиливается конкуренция, снижаются цены.

.3 Необходимые условия для извлечения выгоды от вступления России в ВТО

С целью извлечения максимальной выгоды от вступления России в ВТО стратегический план российского руководства должен включать в себя переходный период, в течение которого государство должно разработать и осуществить систему правовых мер, направленных на создание емкого внутреннего рынка и костяка конкурентоспособных отраслей. В этот переходный период промышленная политика (отраслевой мониторинг и выбор приоритетов, государственные закупки, субсидии, кредиты, гарантии, таможенное регулирование) должна стать ядром всей экономико-правовой политики государства, нацеленной на повышение конкурентоспособности отечественных производителей. Следует путем государственного регулирования открыть те рыночные ниши, где Россия либо безнадежно отстала, либо готова к конкуренции с иностранцами без государственной поддержки, и закрыть те ниши, где отечественные производители не готовы к конкуренции, но которые нельзя терять по соображениям национальной безопасности.

Параллельно надо подготовить комплекс обеспечивающих мер: программу поддержки российского экспорта, систему подготовки кадров специалистов по ВТО, международных юристов, специалистов по внешнеэкономической деятельности, разработать национальные системы стандартизации и лицензирования, урегулировать охрану интеллектуальной собственности, привести национальное и региональное законодательство в этой сфере в соответствие с международным.

В России еще есть товары, с которыми не стыдно выйти на мировой рынок. Это военная техника, самолеты, наукоемкие продукты космической промышленности, металлопрокат, водка <Столичная>, продовольствие и многое другое. Надо определиться с приоритетами и обеспечить финансирование этих приоритетных программ. И, прежде всего, эта задача должна быть решена на законодательном уровне. Необходимо сформулировать национальную программу возрождения промышленности.

Выгоды, причем в долгосрочном, а не краткосрочном аспекте, будут, если удастся решить стратегическую задачу - диверсифицировать структуру российского экспорта в сторону резкого повышения доли готовой, особенно высокотехнологичной, продукции, о необходимости чего разговор, кстати идет еще с брежневских времен. Если мы сможем резко повысить долю готовых изделий, особенно высокотехнологичных, - тогда во вступлении в ВТО будет реальный смысл.

В развитых странах доля готовой продукции в стоимости экспорта составляет, как правило, более 70%. По данным Всемирного банка, в настоящее время у США в этой графе - 82%, Германии - 84, Великобритании - 77, Франции - 83, Италии - 88, Канады - 60. Поскольку Канада - крупный сырьевой экспортер, то Россия с ней вполне сопоставима. Однако у нас доля готовой продукции в совокупном экспорте составляет лишь 21 %. Что касается доли высокотехнологичной продукции в экспорте готовых изделий, то у России это всего 9%, в то время как у США - 32, Великобритании - 24 и т.д.

Что в итоге получается? Если мы действительно хотим стать развитой державой, то обязаны модернизировать нашу экономику, максимально увеличить ее инновационную составляющую. Собственно, эту цель как приоритетную в экономике провозгласил Президент. Но на сегодняшний день наша готовая, и, прежде всего, высокотехнологичная продукция, даже имея вышеназванный объем, как раз и встречает главные препоны на мировом рынке (чем выше стадии обработки товаров - тем выше таможенные пошлины и другие ограничения экспорта). Поэтому в стратегическом плане вступление в ВТО для нас просто необходимо, иначе и модернизация экономики во многом будет затрудняться. И еще раз следует подчеркнуть следующий момент. Россия торгует, к примеру, с ЕС по правилам ВТО уже с 1995 года (т.е. после введения в действие торгового раздела Соглашения о партнерстве и сотрудничестве РФ - ЕС), но при этом не имеем возможности влиять на их изменение или обращаться в те или иные инстанции ВТО для защиты своих интересов при возникновении спорных ситуаций.

Заключение

Вступление России в ВТО, несомненно, будет большим шагом вперёд. Более того, при должном подходе к данной проблеме прогрессивные изменения в российской экономике начнутся уже на стадии подготовки к вступлению, когда отечественное законодательство будет приведено в соответствие с мировыми стандартами. На взгляд автора, гораздо важнее получить именно такой эффект, нежели формально подписать договор о присоединении к ВТО и ждать, пока счастье и благополучие сами придут на сторону России.

Само известие о скором и неизбежном вступлении России в эту организацию должно дать мощный толчок к динамичному развитию многих отраслей российской экономики. Иначе большинство российских компаний попросту не выдержат жёсткой международной конкуренции. Как показала практика, находясь под достаточно сильной защитой государства от воздействий извне, многие отечественные компании теряют стимул к развитию. управление торговля экономика всемирный

По оценкам специалистов, переговоры о присоединении России к ВТО должны завершиться в ближайшие 2-3 года, в противном же случае условия станут намного жёстче, и для нашей страны вход в эту организацию будет фактически закрыт.

Таким образом, предстоит очень интенсивная и тщательная подготовка к вступлению в ВТО. Именно этот этап, на мой взгляд, станет фундаментом последующего развития всей экономики РФ. Поэтому лучше быть внимательным сейчас и детально анализировать ситуацию, чем потом изо всех сил пытаться поправить неисправимое.

К выгодам и последствиям членства России в ВТО, прежде всего, относится на возможности прорыва в ряде высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, продукция которых пользуется высоким спросом на мировом рынке. К ним относятся, разработки, связанные с освоением и использованием космического пространства, коммерческие запуски космических спутников, отдельные области информационной технологии, разведка и добыча полезных ископаемых, атомная энергетика, создание ряда технологий в авиастроении и в области авиационной аппаратуры, производство многих видов оружия и военной техники.

С целью извлечения максимальной выгоды от вступления России в ВТО стратегический план российского руководства должен включать в себя переходный период, в течение которого государство должно разработать и осуществить систему правовых мер, направленных на создание емкого внутреннего рынка и костяка конкурентоспособных отраслей. В этот переходный период промышленная политика (отраслевой мониторинг и выбор приоритетов, государственные закупки, субсидии, кредиты, гарантии, таможенное регулирование) должна стать ядром всей экономико-правовой политики государства, нацеленной на повышение конкурентоспособности отечественных производителей.

Литература

1.    Аникин А.В. Международные экономические отношения. - М.: Велби, 2008 г.

2.      Булатов А.С., Ливенцев Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Магистр-Пресс, 2008 г.

.        Воронина Л.А. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики // Финансы и кредит. - 2007 г. - Март (№ 9). - С. 2-11.

4.    Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. - М., 2008. - 108 с.

5.      Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.- СПб.: Политехника, 2007 - 470 с.

6.    Королев И.С. Россия на пути к ВТО // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №1. - С.3.

.      Кудров В.М. Экономика России в мировом контексте. - М.: ГУ ВШЭ, 2007 г.

8.      Линдерт П.X. Экономика мирохозяйственных связей - М.: Прогресс - Универс, 2007.

.        Международные экономические отношения: В 2 т. / Под общей ред. Р.И. Хасбулатова. - М.: Гардарики, 2006.

.        Международные экономические отношения: Учебник / Под обш. ред. В.Е. Рыбалкина. - М., 2008. - 384 с.

.        Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. - М.: Экзамен, 2006.

12.  Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: Дело и сервис. - 2007.

13.    Новиков М.М. Трансформация процесса управления развитием внешней торговли России в условиях членства в ВТО // Современное управление. - 2007. - №2.

14.  Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: Международные отношения, 2007.

15.    Повалихина Т.И. Как извлечь выгоду от присоединения к ВТО // Россия в глобальной политике -2008. - №2.

.        Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М., 2005. - 336 с.

.        Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. - СПб.: Питер, 2006.

.        Энт М.В., Лис Ф.А., Мауер Л.Дж. Мировые финансы. Пер. с англ. - М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2007.

19.  Эйсмонт В.В. Достоинства и недостатки ВТО// Мировая экономика. 2007 г. - № 12.

20.    Яковенко А.А. Вступать в ВТО или подождать?// Российский экономический журнал. 2007 гг. - №11.

Приложение 1

Многосторонние соглашения по торговле товарами

Наименование соглашения

Краткое описание

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 г.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Соглашение по сельскому хозяйству

Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе

Соглашение по текстилю и одежде

Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер

Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля

Соглашение по техническим барьерам в торговле

Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации

Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам

Содержит ограничения применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением

Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров)

Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров

Соглашение по предотгрузочной инспекции

Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций

Соглашение по правилам происхождения

Определяет принципы определения происхождения товаров

Соглашение по процедурам импортного лицензирования

Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам

Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг)

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу

Соглашение по специальным защитным мерам

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту

Приложение 2

Пример соответствия режима импорта товаров нормам ВТО

Место применения

Инструмент регулирования

Требования ВТО

На таможенной границе

Определение таможенной стоимости

Должно быть основано на цене сделки

Иные сборы и формальности

Сборы за таможенной оформление должны соответствовать стоимости услуги, оказанной таможней Другие сборы взиматься не могут. В порядке исключения, они могут быть разрешены при условии согласия других членов ВТО. Таможенные формальности должны быть минимальны и транспарентны.

Количественные ограничения импорта

Не разрешены. Могут устанавливаться только в результате процедур введения защитных мер

Дополнительные импортные пошлины

Не разрешены. Могут устанавливаться только в результате процедур введения антидемпинговых или компенсационных пошлин

На внутреннем рынке

Стандарты и процедуры сертификации

Должны быть научно обоснованы и одинаково применяться к отечественным и импортным товарам

Внутренние налоги и сборы, в том числе акцизы

Должны применяться одинаково к отечественным и импортными товарам

Условия транспортировки

На основе единых транспортных тарифов и единых принципов

Условия продажи

Применение дополнительных требований к импортным товарам или к их продавцам запрещено.

Приложение 3

.

Рисунок 1. Как вы относитесь к вступлению России в ВТО?

Приложение 4

Рисунок 2. Изменение ставок ввозных пошлин в связи с вступлением в ВТО за 2008-2010 гг.


Скачать архив (80.2 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: