Главная » Экономика |
Оглавление Введение . Теоретические аспекты торгово-экономических отношений в современных условиях . Развитие торгово-экономических отношений России и Беларуси . Роль России и Беларуси в международном разделении труда . Основные товарные позиции экспорта и импорта. Динамика внешнеторгового товарооборота . Проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России с Беларусью Заключение Список использованной литературы Введение Для России, открытой к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами, активно включающейся в деятельность международных объединений, важное значение, как в экономическом, так и в геополитическом плане имеет укрепление и развитие ее интеграционных связей с партнерами по СНГ. Особый интерес представляют отношения России и Беларуси, образующих Союзное государство - объединение, имеющее наибольший уровень интеграции на постсоветском пространстве. Развитие интеграционных связей России и Беларуси - это важное условие реализации высокого совокупного потенциала стран, их позиционирования в мировом сообществе, получения дополнительных экономических выгод участникам объединения. И хотя наличие объективных факторов для реальной интеграции не подвергается сомнению, реальные сдвиги в этом направлении идут медленно. Правовая основа экономической интеграции двух стран на протяжении ряда лет последовательно формировалась Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г., Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., Соглашением о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998 г., Договором о создании Союзного государства и Программой действий по реализации его положений от 8 декабря 1999 г., другими межправительственными и межведомственными документами. Россия является ведущим торговым партнером Белоруссии. Товарооборот между Россией и Белоруссией в 2012 г. достиг рекордного уровня и превысил 40 млрд. долл. Наметилась серьезная динамика экономических отношений двух стран. В 2011 г. взаимный товарооборот составил 38 млрд. долл., с января по ноябрь 2012 г. его рост составил около 12%, и, как ожидалось, в 2012 г. превысил 40 млрд. долл., и, по некоторым оценкам, достиг 44 млрд. долл. Белоруссия, таким образом, вышла на шестое место среди торговых партнеров России. Основными статьями белорусского экспорта в Россию являются машины, оборудование и транспортные средства (36,9%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (16,1%), продукция химической промышленности (11,1%), черные и цветные металлы и изделия из них (10%). Россия наряду с США, Нидерландами и Германией является основным инвестором в белорусскую экономику. Объем российских капиталовложений составляет около 3 млрд. долл. Крупнейшие российские проекты в Белоруссии - газопровод «Ямал-Европа», создание сети сотовой связи МТС-Белоруссия, реконструкция Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Белорусские инвестиции в России превышают 800 млн. долл. На дальнейшее развитие экономических связей нацелены принятые совместные экономические программы в области автомобилестроения, приборостроения, нефтегазопереработки, выпуска и ремонта военной техники, финансирование которых частично ведется из бюджета Союзного государства. С участием российских и белорусских предприятий зарегистрированы и активно действуют шесть крупных финансово-промышленных групп - "БелРусавто", "Межгосметиз", "Формаш", "Электронные технологии", "Оборонительные системы" и "Аэрокосмическое оборудование". Ведется работа по углублению валютной интеграции, в рамках которой продолжается реализация Плана совместных действий правительств и Центробанков двух стран по введению единой денежной единицы Союзного государства, предусматривающего проведение структурных преобразований в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования. В развитии торгово-экономических отношений двух стран весьма значительна роль регионов. Активные торгово-экономические связи с Белоруссией поддерживают более 80 российских областей и республик. Основными формами межрегионального сотрудничества являются торговые связи, производственная кооперация, оказание услуг в области транспорта, строительства, информационных технологий. Его правовая база включает сегодня более 210 договорных документов. Необходимость изучения торгово-экономических отношений объясняется государственной значимостью экспортной и импортной деятельности, так как она помогает решать социально-экономические задачи, а также содействует развитию предпринимательской инициативы и является фактором поддержания производства. К тому же экспортные операции являются одной из основ товарного обращения в России и обеспечивают приток иностранной валюты в страну. Цель данной работы - рассмотреть внешнеэкономические и торговые отношения России и Белоруссии. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать внешнюю торговлю Белоруссии; рассмотреть проблемы интеграции Белоруссии с Россией; проанализировать инвестиционные отношения России и Республики Беларусь; проанализировать состояние внешней торговли России и Белоруссии на современном этапе; Предметом данной работы являются российско-белорусские внешнеторговые отношения. Методической основой исследования послужили труды отечественных авторов по проблеме организации внешнеторговых отношений России таких как: Андреев В., Алексеев И.С., Бардина М.П., Богуславский М.М., Балабанов И.Т., Бахрамов Ю.М., Братчикова Н.В., Голиков А.А., Покровская В.В., Прокушев Е.Ф., Смитиенко Б.М., Тупицын А.Л. и др. Теоретической и методологической базой исследования явились данные периодической экономической печати, материалы научно-практических конференций, органы государственной статистики и др. 1. Теоретические аспекты торгово-экономических отношений в современных условиях В современных условиях внешнеэкономические отношения является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономических отношений как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами. В современных условиях интернационализации хозяйственной жизни экономика отдельных стран все глубже втягивается в международное разделение труда, что изменяет роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. С одной стороны, важнейшей задачей государства по-прежнему является создание наиболее благоприятных условий для своих предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках, что связано с реализацией протекционистских мер и задач защиты национального рынка. С другой стороны, процессы интернационализации и глобализации вызывают необходимость либерализации внешней торговли и движения капитала, валютно-финансовых отношений. В этой связи особое значение приобретает совокупность форм и методов, используемых государством для регулирования своей внешнеэкономических отношений. Далее важно отметить, что по сравнению с обычным бизнесом внутри страны, международная внешнеэкономическая порождает дополнительные риски как для покупателя, так и для продавца, а именно: риск времени и расстояния; валютный риск; законодательный риск. К основным формам внешнеэкономических связей относятся: Торговля. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т.д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, санаториев, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии и «ноу-хау», инжиниринговая продукция. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира. Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получают научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются и распространяются научный, культурный обмен и спортивные мероприятия. . Развитие торгово-экономических отношений России и Беларуси Россия - основной партнёр Беларуси в экономической и политической сфере. Россия и другие постсоветские государства представляют для Белоруссии крайне важный рынок сбыта продукции и источник сырья. По мнению экспертов, значительный экономический рост Белоруссии в 2009-2012 во многом был связан с её особыми отношениями с Россией. Началом международных отношений между Россией и Белоруссией как независимыми государствами можно считать подписание Беловежских соглашений и образование СНГ после распада СССР в 1991 году. 13 ноября 1992 было подписано Соглашение о свободной торговле. Зона свободной торговли предполагает постепенное осуществление в согласованный срок полной отмены ограничений на взаимное передвижение промышленных товаров при сохранении национального внешнеторгового режима в отношении третьих стран. С 1999 года уже в рамках Таможенного союза, осуществлялись практические меры по созданию единой таможенной территории, согласованно применению единых ставок таможенных пошлин и методов формирования единой тарифной и торговой политики. На базе Таможенного союза в настоящее время формируется новая международная организация с функциями, связанные с формированием внешних таможенных границ, единой внешнеэкономической политики, едиными тарифами и ценами, единым вступлением во ВТО и другими составляющими функционирования общего рынка. Официально Таможенный союз заработал с 1 января 2010 года, к июлю 2011 года у трех стран-участников появилась общая таможенная граница. В 2009 году главы правительства стран-участников уже согласовали ставки таможенных тарифов по всем видам товаров. Таким образом, Таможенный союз Белоруссии и России создает благоприятные условия для развития торговли, производства, способствует укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Таможенная политика, проводимая в рамках белорусско-российской интеграции, направлена на тесное взаимодействие двух государств в отношении использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории Таможенного союза, участие в решении торгово-политических задач по защите Таможенного союза, стимулирование национальных экономик в период их структурной перестройки, обеспечение равных условий производителям продукции, создание единого механизма организационно-правового экономического сотрудничества в рамках таможенного союза. Данное сотрудничество - качественно иное явление, нежели современные интеграционные процессы в западных странах. Прежде всего, это не интеграция рыночных, основанных на частной собственности экономик. Белорусскую экономику вообще нельзя назвать рыночной - в ней практически не представлена частная собственность, она контролируется и направляется государством. В Белоруссии разгосударствление предприятий осуществляется путем акционирования, причем контрольный пакет акций государство, чаще всего, сохраняет в своих руках. Государство устанавливает цены на продукцию естественных монополий (энергоносители, железнодорожные тарифа, квартплата, услуги связи), регулирует цены на основные виды продовольствия и важнейшие промышленные товары. В то время как Россия проводит курс на либеральные в своей основе рыночные реформы, Белоруссия предпочитает реформировать свою экономику под жестким государственным контролем. Поэтому интеграционные процессы между ними развиваются медленно, противоречиво, а многие из провозглашенных начинаний так и остаются декларациями о намерениях. Россия во многом продолжает быть своего рода «экономическим донором Белоруссии», оплачивающим «стратегическое партнерство с ней». Достоинство или недостатки любого Сообщества, Содружества или более интегрированной формы объединения - Союза, нельзя выявить вне реальных условий их возникновения, то есть без учета важнейших факторов, предопределивших их создание, и перспективы дальнейшего развития. Россия и Белоруссия одними из первых на постсоветском пространстве почувствовали на себе последствия самоизоляции. Белоруссия, маленькая страна, бедная полезными ископаемыми, заинтересована в энергоносителях, сырье и высоких технологиях, получаемых ею из России по льготным тарифам. Континентальная республика заинтересована в таком партнере, как Россия, имеющая выход к морям. Экономика Белоруссии ориентировалась все последние десятилетия на обширный российский рынок, и потеря его для республики будет означать ее неминуемый крах. До конца 2006 года Беларусь имела возможность закупать нефть в России по внутренним российским ценам и экспортировать нефтепродукты по мировым ценам, что позволяло не только удовлетворять внутренние потребности страны в нефтепродуктах, но и получать значительные доходы. Расходы на газоснабжение частично компенсируются за счёт реэкспорта российского газа. В этой ситуации Белоруссия не пострадала, а выиграла от роста мировых цен на энергоносители. Товарооборот между Россией и Беларусью в январе-декабре 2011 г. составил 38607,6 млн. долл. США, в том числе экспорт России в Беларусь - 24922,6 млн. долл. США (рост на 37,8%), импорт - 13685 млн. долл. США (рост на 37,5%). Увеличение товарооборота по сравнению с 2010 годом составило 37,7%. Положительное сальдо для России выросло на 3,1 млрд. долл. США до 11,2 млрд. долл. США. В январе-декабре 2011 г. доля России в товарообороте Беларуси составляла 44,9%, в экспорте республики - 34%, в импорте - 54,5%. Товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в январе 2012 года составил 2639,2 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с январем 2011 года на 28,7%, в том числе экспорт России в Беларусь - 1773,7 млн. долл. США (рост на 47,1%), импорт из Беларуси - 865,5 млн. долл. США (рост на 2,5%). В структуре экспорта России в Беларусь в январе-декабре 2011 г. преобладали топливно-энергетические товары, на долю которых приходилось 66,1% от всего объема экспорта, на долю металлов и изделий из них - 11,5%, продукции химической промышленности - 6,9%. Доля машин, оборудования и транспортных средств составила 8,6% (в 2010 г. - 10,5%). Удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья снизился с 3,8% в 2010 году до 2,5% в 2011 году. За 2011 год Россия экспортировала в Беларусь сырую нефть на сумму 7444,3 млн. долл. США, что на 32,2% больше, чем в 2010 году. Физический объем поставок российской нефти вырос на 40% до 18147,9 тыс. т. Стоимостные объемы поставок российского газа в 2011 году увеличились по сравнению с 2010 годом на 31,2% до 5308,7 млн. долл. США, количественные показатели сократились на 7,3% до 20 млрд. куб.м. Экспорт в Беларусь металлов и изделий из них по итогам 2011 года составил 2877,1 млн. долл. США, что на 19,9% выше соответствующего показателя 2010 года. Объем экспорта по данной группе товаров вырос за счет увеличения стоимостных объемов поставок алюминия - на 21,8%, чугуна - на 30,6%, проката - на 27,4%. Экспорт черных металлов вырос по стоимости на 22,3% (по количеству - на 1,2%). Экспорт товаров химической промышленности из России в Беларусь в 2011 году составил 1724,8 млн. долл. США и вырос по сравнению с 2010 годом на 7,2%. Рост экспорта химических товаров произошел за счет увеличения стоимостных объемов поставок минеральных удобрений на 19,7%, калийных удобрений - на 24,1%, смешанных удобрений - на 93%. При росте стоимостных показателей на 32,1% физические объемы поставок синтетического каучука в республику снизились на 15,9%. Объем поставок продукции машиностроения из России в Беларусь по итогам 2011 года составил 2143,1 млн. долл. США, что на 13,1% выше показателя 2010 года. Увеличение объемов экспорта по данной группе товаров произошло за счет роста количественных показателей поставок легковых автомобилей - на 36,6% (по стоимости - рост на 50,1%). Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2011 году составил 624,6 млн. долларов США, что на 8,8% ниже показателя 2010 года. По этой группе товаров отмечалось сокращение физических объемов поставок пива солодового - на 20,6%, риса - на 33,4%, вина виноградные - на 2,9% (при росте средней цены в 3,7 раза). Возросли физические показатели экспорта свежемороженой рыбы на 47% хлебных злаков - на 29,7%, спирта - на 52,7%. Возобновились поставки пшеницы. В 2011 году Россия поставила в Республику Беларусь 11,8 млн. тонн пшеницы на сумму 2,9 млн. долл. США. В структуре российского импорта из Беларуси в 2011 году ведущее место по-прежнему занимали машины, оборудование и транспортные средства. Объемы закупок по данной группе товаров составили 5315,1 млн. долл. США (38,8% от общего объема импорта из Беларуси), что на 63,2% выше показателя 2010 года. Так, закупки Россией белорусских грузовых автомобилей увеличились на 70,5% (по стоимости - на 66,2%), средние цены на грузовые автомобили снизились на - 2,5%. Импорт легковых автомобилей из республики увеличился в 2,9 раза (по стоимости - в 4,4 раза), средние цены возросли на 50,4%. Кроме машин и оборудования, существенную долю в структуре российского импорта из Беларуси занимали продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Их удельный вес составил 23,7% от общего объема импорта. В 2011 году Россия импортировала из Беларуси продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на сумму 3247,9 млн. долл. США, что на 23,7% выше показателя 2010 года. Рост импорта по этой группе товаров был обусловлен увеличением стоимостных объемов закупок мяса свежемороженого - 15,7% (по количеству падение - на 8,6%), свежемороженой птицы - на 94,2% (по стоимости - в 2 раза), свежемороженой рыбы -- в 10 раз (по количеству - в 6,8 раз), масла сливочного - в 4,9 раза (по количеству - в 5,7 раза), пшеницы - в 2,4 раза (по количеству - в 2,5 раза), масла подсолнечного - в 8 раз (по количеству - в 10 раз), водки - на 94,4% (по количеству - на 78%), чая - в 4,5 раз (по количеству в 9 раз). Поставки продуктов химической промышленности из Беларуси по итогам 2011 года выросли на 28,3% и составили 1371,9 млн. долл. США. Их удельный вес в общем объеме импорта из республики достиг 10%. На увеличение импорта продуктов химической промышленности повлиял рост стоимостных объемов закупок из Беларуси медикаментов на 3,3% (по количеству рост составил 30,6%), каучука синтетического - в 5,4 раза (по количеству - в 6,2 раз), гербицидов - в 5,8 раз (по количеству - в 10 раз). Доля металлов и изделий из них в российском импорте из Беларуси в 2011 году составила 9,2%. По итогам 2011 года Россия импортировала из Беларуси продукцию металлургического комплекса на сумму 1263,4 млн. долл. США, что на 33,7% выше соответствующего показателя 2010 года. Импорт металлов и изделий из них вырос в результате увеличения стоимостных объемов основных товаров этой группы: черных металлов - на 62,1%, труб - на 31,7%. Доля ввезенных из Беларуси в Россию в 2011 году текстиля, текстильных изделий и обуви в общем объеме российского импорта из Беларуси составила 9,2%. При этом стоимостные объемы выросли как по одежде - на 16%, так и по тканям хлопчатобумажным - на 29,1%. Именно Белоруссия в экономическом плане оказалась в наибольшем выигрыше от интеграции двух стран. Сближение с Россией и ее финансовые вливания позволили республике на начальном этапе образования объединения остановить спад промышленного производства, выйти из экономического кризиса. По некоторым оценкам, создание Таможенного союза позволило стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году. Партнёрство между регионами, предприятиями и организациями. Между Россией и Беларусью подписано свыше 270 партнерских соглашений в различных областях, только за последний год в России создано 16 совместных промышленных предприятий. Среди примеров плодотворного сотрудничества между регионами двух стран: создание Гомельского и Брянского совместного предприятия по выпуску сельскохозяйственной техники высокого класса. В Могилеве создано совместное предприятие по производству лифтового оборудования. Производится поставка в столицу России дорожной техники, общественного транспорта, в частности поставка белорусских троллейбусов в Москву. Активно развито сотрудничество Москвы и Белорусского Министерства сельского хозяйства и продовольствия. На российскую столицу приходится 20% всех поставок сельскохозяйственной продукции в Россию, а с учетом Московской области - более 50%. Вступивший в силу Таможенный кодекс Союза России, Белоруссии и Казахстана ввел новые правила ввоза и вывоза товаров для граждан, пересекающих российскую границу при любых поездках за рубеж (а не только в страны Таможенного союза). Правила ввоза в Россию различных товаров определяются соглашением между правительствами России, Белоруссии и Казахстана от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском". Увеличился вес товаров, которые физическое лицо (турист) может ввезти в Россию без уплаты таможенных пошлин. Так, с 1 июля максимум беспошлинного ввоза составляет 50 кг. Предельный размер стоимости товаров, которые не облагаются таможенными пошлинами, равен 1,5 тысяч евро по курсу ЦБ на день въезда в Россию. Кроме этого беспошлинно можно ввезти по 3 литра алкоголя на каждого гражданина старше 18 лет. В то же время общее количество спиртного, которое вправе ввезти турист (как без пошлин, так и с их уплатой) сокращено до 5 литров на человека. При превышении нормы ввоза по весу или стоимости гражданин должен уплатить 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг перевеса. Произошли изменения и в правилах прохождения таможенного контроля. В частности, введена единая форма пассажирской таможенной декларации, которая заполняется на все виды товаров, подлежащих декларированию (в письменном виде). Такую декларацию необязательно заполнять от руки непосредственно на таможне, благодаря новым правилам можно заранее заполнить бланк на компьютере, скачав его с сайта ФТС России в Интернете, что сократит время прохождения таможенного контроля. Наряду с этим 5 июля был подписан Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и /или/ денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. В соответствии с Договором, при единовременном перемещении через таможенную границу Таможенного союза физическим лицом наличные денежные средства и (или) дорожные чеки в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, не подлежат обязательному декларированию в письменной форме, однако могут быть задекларированы по желанию физического лица. Установлена необходимость письменного декларирования (как при ввозе, так и при вывозе) наличных денежных средств и дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США. Ценные бумаги, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат письменному декларированию независимо от суммы. Единые требования для ввоза и вывоза наличных денежных средств и денежных инструментов более понятны и просты. Они упрощают процесс перемещения денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. Унифицированные требования к перемещению валюты применяются многими странами. Так, в Европейском союзе декларируется перемещение валюты от 10 тысяч евро. Следует отметить, что между государствами - членами Таможенного союза физические лица могут без декларирования перемещать наличные денежные средства, дорожные чеки и ценные бумаги. Между Россией и Беларусью в сфере туризма действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Беларусь о сотрудничестве в области туризма от 21 февраля 1995 года. На сегодняшний день Белорусский туристский рынок достаточно тесно интегрирован с российским рынком. Наиболее популярными маршрутами по России для белорусских туристов являются такие туристские центры, как Санкт-Петербург, Москва, Великий Новгород и Золотое кольцо, а также речные круизы по Волге. Особым спросом в летний период пользуются известные российские курорты Сочи, Анапа и Геленджик. В последнее время большое развитие в Беларуси получил приграничный туризм. Увеличился поток белорусских туристов в Смоленскую, Псковскую и Брянскую область. Развивается сотрудничество туроператоров России и Беларуси, и многие белорусские туристские компании, организуя туры в дальнее зарубежье, предпочитают работать через российские фирмы. Это связано, прежде всего, с более низкими ценами на турпакеты с вылетом из Москвы и обширной географией полетов российских авиакомпаний. Растет интерес российских туристов к Беларуси. На российском туристском рынке активно работают несколько туристских компаний, специализирующихся на организации туров в Беларусь. Наибольшим спросом пользуются оздоровительные туры. Начинает активно продвигаться сельский и экологический туризм. В республике развивается экологический, спортивный туризм, известны своим качеством и дружелюбными ценами белорусские здравницы, традиционно привлекают внимание россиян крупные центры - Минск, Гродно, Витебск, Могилев, а также древние исторические города Заславль, Полоцк, Несвиж, Туров и другие. На российском туристском рынке представлены маршруты по историческим местам республики, включающими посещение крупных современных административных центров - Минск, Гродно, Витебск, Могилев, а также древних городов - Заславль, Полоцк, Несвиж, Туров и др. По-прежнему многие российские туристы считают своим долгом посетить места, связанные с Великой Отечественной войной, - Брестскую крепость, мемориальный комплекс Хатынь. . Роль России и Беларуси в международном разделении труда В основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ). Международное разделение труда - объективная основа международного обмена товарами, услугами и знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между странами мира независимо от уровня их экономического роста и характера общественного строя. Суть МРТ заключается в снижении издержек производства и максимальном удовлетворении потребностей людей. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты. В многосторонней системе МРТ является неизбежным участие любого и каждого государства в мирохозяйственных связях, безотносительно к уровню их экономического развития. В ближайшие годы должно осуществляться расширение участия России в МРТ по пути эффективного использования главных составляющих богатств России - земли, природных ископаемых, сырья, фондов, готовой продукции, кадровых ресурсов. Не следует сбрасывать со счетов и сравнительно высокий научно-технический потенциал страны. Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат на их собственное производство. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если вывозные цены выше внутренних цен. Богатый природный энергетический потенциал обеспечивает России весьма выгодное положение. Она по-прежнему является единственной крупной мировой державой, полностью удовлетворяющей свои энергетические потребности за счет собственных ресурсов. По запасам минерального топлива на душу населения Россия находится впереди всех крупных промышленно развитых государств. Вхождение Республики Беларусь в МРТ происходит в соответствии с общими мировыми тенденциями его развития. Это подтверждается формированием международной специализации экономики страны по следующим направлениям: • специализация на производстве наиболее сложной в технологическом отношении продукции, основанной на использовании таких ограниченных ресурсов, как научно-технический задел и высококвалифицированная рабочая сила; • постепенная оптимизация национальной хозяйственной структуры, что находит выражение как в функционировании крупных производственных гигантов, так и формировании мелких и средних по размерам предприятий; • переход от предметной (межотраслевой) к подетальной (внутриотраслевой) специализации и углубление ее в виде международного разделения производственного процесса, развития подетальной и пооперационной специализации, что сопровождается дифференциацией продуктов, появлением новых подотраслей, превращением национальных предприятий в звенья общей глобальной организации производства определенных товаров, развитием внутриотраслевой торговли; • преобладание в отраслевой структуре национальной экономики обрабатывающих отраслей (химическая, машиностроительная, нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая), развитие которых вызывает потребность в углублении специализации, расширении межгосударственных связей. Например, удельный вес машиностроения и металлообработки составляет 25,7% общего объема продукции промышленности; удельный вес машин, оборудования и транспортных средств - около 30 % в общем объеме экспорта; Уровень включения Республики Беларусь в МРТ можно охарактеризовать, используя различные показатели, свидетельствующие о специализации, т.е. о концентрации производства в стране и, что особенно важно, о развитии обмена (торговли) данными товарами на мировом рынке с целью удовлетворения потребностей населения других стран. Обобщающим показателем участия Беларуси в МРТ является объем ВВП республики, отражающий удельный вес в общем производстве стран мирового сообщества. Для определения степени вовлечения ресурсов республики и определяются следующие показатели: экспортная квота, импортная квота, внешнеторговая квота. Помимо этого для измерения уровня развития внешнеэкономических связей Беларуси можно использовать показатель внешнеторговой квоты, которая тоже высока. Но отражает общий объем внешнего товарооборота республики со страной-партнером или мировым сообществом и не дает качественной характеристики. Таким образом, приведенные показатели подтверждают, что экономика Республики Беларусь участвует в МРТ и, составляя в мировом сообществе 0,15% - но территории и 0.1Н% - по численности населения, занимает определенную «нишу» в мировой экономике. На долю республики приходится 14% мирового производства калийных удобрений, 8% - тракторов, 1,3% - холодильников, 0,6% - химических волокон и нитей и др. На территории СНГ республика производит 53% химических нитей и волокон, 48% тракторов, 31% холодильников, 30% трикотажных изделий, 1/4 телевизоров, обуви и минеральных удобрений. Беларусь экспортирует 90-95% произведенных тракторов и автомобилей, 70-75% металлорежущих станков, 70-80% холодильников и морозильников, 50% телевизоров, различных товаров легкой промышленности, 80-85% калийных удобрений, 60-80% химических волокон и нитей. . Основные товарные позиции экспорта и импорта. Динамика внешнеторгового товарооборота Таблица 1. Итоги внешней торговли Беларуси и России Годы 2010 г. В % к 2009 г. 2011 г. В % к 2010 г. 2012 г. В % к 2011 г Доля России в общем товарообороте РБ 46,0% 45,2% 47,4% Экспорт, млн. долл. США 9 747,0 145,5% 14186,9 143,4% 16079,6 112,7% Импорт, млн. долл. США 17903,0 108,3% 25151,0 140,4% 27399,6 109,5% Положительное сальдо для России составило 13 млрд. долл. США и увеличилось на 6,1 млрд. долл. США по сравнению с 2007 годом. В 2012 году в основном сохранилась сложившаяся в предшествующие годы структура взаимного товарооборота. Анализируя данные показатели можно сказать, что российский экспорт в Беларусь растет опережающими темпами. Это является довольно негативной тенденций. В целом, сальдо растет в основном из-за импорта Беларусью сырья, что и будет отражено в последующем в анализе. В составе экспорта России в Беларусь основную долю по-прежнему занимали минеральные продукты, доля которых в товарной структуре экспорта в 2012 году составила около 60,5% (в 2011 году - 70%). Как видно из таблицы, основной статьей белорусского импорта из России являлись энергоресурсы, доля которых продолжала расти. Это отразилось на снижении доли машин и оборудования, продукции легкой промышленности, а также продовольственных, товаров, несмотря на рост их стоимостных показателей. Так, доля машин, оборудования и транспортных средств сократилась на 0,6 процентного пункта. На 0,1 процентного пункта снизилась доля импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Экспорт из России минеральных продуктов в стоимостном выражении вырос на 40%. Однако во многом рост произошел за счет ценового фактора. Также нужно отметить рост поставок из России по некоторым позициям товаров химической промышленности. Поставки каучука, пластмасс, резиновых изделий увеличились на 34,2%. Примечательно, что и в группе Машины, оборудование и транспортные средства по некоторым позициям наблюдался значительный рост экспортных поставок. Так, в Беларусь продано машин и механизмов на 38,4% больше, чем в 2007 году. На 41,1% вырос экспорт наземных средств транспорта. Также вырос экспорт оборудования для производства бумаги и картона - в 18,0 раза, локомотивов - в 10.4, тракторов - в 3,2, оборудования для термообработки материалов - в 1,9 раза. Экспорт электроэнергии за период 2012 г. вырос на 51,8%. Экспорт российских продовольственных товаров в Республику Беларусь по сравнению с 2007 годом вырос на 17,4%, но их доля в общем объеме экспорта уменьшилась до 4,5% (в 2011 году - 5,3%). В основном из России ввозились в Беларусь рыба мороженая, макаронные изделия, масло подсолнечное, мучные кондитерские изделия, шоколад, крупы, пиво, рыбные консервы, воды минеральные и газированные, пшеничная мука. Прирост импорта из России практически по всем видам топливных ресурсов и сырьевых товаров в Беларусь рассматривался как положительный фактор, так как это позволило обеспечить нормальное функционирование промышленных предприятий, увеличить объем выпуска продукции на 11,4% и, следовательно, нарастить экспорт белорусских товаров в третьи страны. А доходы от продажи своих товаров в страны дальнего зарубежья Беларусь направляла на пополнение своих инвестиционных и инновационных ресурсов. Таблица 2. - Товарная структура экспорта Российской Федерации во взаимной торговле с Республикой Беларусь в 2009-2012 гг. Товар Импорт 2012 к 2011 % 2009 2010 2011 2012 Всего 10118 13099 17205 23604 37,2 1. Минеральные продукты в том числе 5547 7285 10069 14099 40,0 2. Машины, механизмы оборудование 780 1024 1342 1724 28,4 3. Продукция химической отрасли 403 572 650 981 50,9 5. Готовые пищевые продукты 328 377 467 548 17,4 6. Текстиль и изделия из него 154 175 179 202 12,9 7. Средства наземного транспорта 249 287 355 501 41,1 8. Недрагоценные металлы и изделия из них 1325 1762 2210 3100 40,3 9. Пластмассы, каучук, резиновые изделия 375 483 593 796 34,2 10. Электроэнергия 40 51 54 82 101 11. Бумага, картон 170 221 256 310 21,1 Таким образом, из анализа товарных потоков из России в Беларусь видно, что на протяжении уже многих лет наблюдается отрицательное сальдо текущих операций. Это значит, что импорт превышает экспорт. Главным образом, это происходит за счет импорта различного рода сырья и полуфабрикатов: углеводородов, металлов, каучука, пластмасс и т.д. . Проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России с Беларусью Отмечая значимость для сближения наших стран Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 г., приходится констатировать, что задачи, намеченные этим документом, до сих пор в полной мере не выполнены. Не создано единое экономическое пространство, не проведена унификация гражданского и налогового законодательства, не осуществлено валютное регулирование и реформирование кредитно-денежной системы, не отрегулированы до конца вопросы проведения единой таможенной политики. Итоги реализации декларации 1998 г., как и договоров 1996-1997 гг. о создании Сообщества и Союза Беларуси и России, не подведены. Это дает основание рассматривать подписанные документы скорее как договоренности о намерениях, а не реально действующие межгосударственные акты. Анализ экономических взаимоотношений двух стран показывает, что торгово-экономические связи пока не могут в достаточной мере выполнять роль генератора всего процесса интеграции. В 1999 г. сократился объем взаимного товарооборота. Под влиянием российского финансового кризиса 1998 г. белорусская экономика взяла курс на диверсификацию своих внешнеэкономических связей, частичную переориентацию на западные рынки сбыта. Вместе с тем продолжали действовать и позитивные факторы экономического сближения: наметившийся подъем экономики России, высокий уровень межрегионального сотрудничества. Для стабилизации и активизации этих процессов необходимо стимулирующее воздействие со стороны политического руководства обеих стран. По данным независимых социологических центров, треть белорусского населения поддерживает идею объединения Беларуси с Россией, а треть выступает против этого. В белорусском общественном мнении преобладают сторонники экономического сотрудничества с Россией при безусловном сохранении суверенитета и независимости Беларуси. Этот факт необходимо учитывать белорусскому и российскому руководству в своей интеграционной политике. Для более успешного и эффективного продвижения двух стран по пути укрепления всестороннего сотрудничества важное значение приобретает идеологическое и информационное обеспечение этого процесса как на государственном, так и на других уровнях. В последние годы проведена значительная работа по активизации научных, культурных, информационных, гуманитарных контактов. Важно, чтобы культурно-информационное и гуманитарное сотрудничество развивалось на основе взаимообогащения национальных культур при сохранении и развитии этнической языковой самобытности народов, возможности беспрепятственного получения образования на родном языке. экономический экспорт сотрудничество международный Заключение По данным нашей работы можно сделать следующие выводы: . Беларусь и Россия, встав на путь интеграции, получили достаточно большие конкурентные преимущества на мировом рынке. В большей степени, это касается, конечно, такой маленькой экономики, как белорусская. Если отследить цены на российское сырье, на продукты и т.д., то можно видеть, что они были иногда гораздо дешевле мировых. Беларусь получала огромные субсидии от России, и производила довольно дешевую продукцию. Другим важным моментом была частичная отмена пошлин. С одной стороны, импортное сырье стало намного дешевле. С другой стороны белорусские товары на российском рынке в силу не только дешевого сырья, но и отсутствии пошлин стали очень конкурентоспособными. . Если рассматривать причины, по которым Россия работала с Республикой Беларусь на таких условиях, то основной причиной будет скорее геополитический аспект, а не экономический, так как экономики России и Беларуси абсолютно несопоставимы по размерам. Беларусь является своего рода буферной зоной между Россией и НАТО. Поэтому Россия всегда идет на диалог с Россией. . Анализируя импортные операции из России, можно сделать вывод, что Россия для Беларуси является в наибольшей степени сырьевым придатком, так как основная часть стоимости импорта приходится на различного рода сырье и полуфабрикаты. Список использованной литературы 1. Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики: экономическая география зарубежных стран. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2009. - 258с. . Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник для ВУЗов. Часть 1. М.: ГАРДАРИКИ, 2011. - 357с. . Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник для ВУЗов. Часть 2. М.: ГАРДАРИКИ, 2010. - 621с. . Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник М.: Дашков и К, 2009. - 234с. . Вавилова Е.В. Международная торговля. Учебное пособие. М.: ГАРДАРИКИ, 2010. - 249с. . Булатов А.С. Мировая экономика. Учебник. М.: Экономистъ,2010. - 624с. . Поляков В.В. Щедрин Р.К. Мировая экономика и международный бизнес. Учебник для ВУЗов. М.: КНОРУС, 2009. - 324с. . Трунина Е.В. Коммерческое право. Учебное пособие. М.: ЮРИСТЪ,2011. - 369с. . Ершова И.В. Предпринимательское право. Учебник. М.: Юриспруденция. 2010. - 297с. . Гамидуллаев С.Н., Багрикова С.В. Политика России на мировом рынке в отношениях с международными организациями. - СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2011. - 159с. . Мовсесян А.Г., Огнивцев С.Б. Мировая экономика: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 57с. . Фаминский. И.П.. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России - М.: Республика, 2012. - 321с. . Стрыгин А.В. Мировая экономика. - М.: Экзамен. 2010. - 456с. . Макконнелл К.Р. «Экономикс» Учебник. М.: ИНФРА-М. 2009. - 167с. . Вовченко Н.Г, Кочмола К.В. Финансовые системы зарубежных государств. Ростов - на - Дону. РГЭУ «РИНХ», ООО «Мини Тайп», 2011. - 349с. . Чернышев В.В. Внешнеэкономическая политика России в переходный период: Учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 2008. - 751с. . Архипов А.Ю. «ВЭД российских регионов: учебное пособие». Изд - во Феникс, Ростов-на-Дону, 2009. - 357с. Скачать архив (23.9 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |