Главная » Экономика |
Оглавление Введение Глава 1. Возникновение явления мирового терроризма .1 Предпосылки для возникновения и история терроризма, его история .2 Разновидности международного терроризма Глава 2.Значение террористического фактора международных отношений .1 Исламский фактор .2 Влияние терроризма на международные отношения Заключение Список литературы Введение В современном мире международный терроризм представляет угрозу его безопасному и стабильному развитию. Огромный ущерб он наносит общественной, экономической, культурной безопасности, конституционному строю и правовому порядку различных государств, их национальным интересам. Это многоаспектный, в высокой степени опасный и долговременный фактор развития современного общества, оказывающий не последнее серьезное дестабилизирующее воздействие, ставящий под угрозу самые необходимые условия прогрессивного развития человечества. Актуальность проблемы борьбы с терроризмом продиктована нашей действительностью. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество вошло в ХХI век. Возникновению, развитию, трансформации международного терроризма и стратегиям борьбы с ним уделяют внимание представители различных социальных и гуманитарных наук. Каждая из наук формирует свое представление о международном терроризме, дает ему специфическое объяснение и определение. В связи с этим являются актуальными задачи создания целостного представления о международном терроризме. В представленной курсовой работе я поставил целью рассмотреть явление международного терроризма и его значение в международных отношениях. Это задача решается путём решения следующих задач: во-первых - изучение предпосылок возникновения, во-вторых - рассмотрение особенностей деятельности терроризма, в-третьих - изучение оказываемого им влияния на политику и на мир в целом. В первой части курсовой работы я рассмотрю возникновение и особенности терроризма и мировой терроризм, а во второй части, я перейду к изучению связи терроризма и международных отношений. Глава 1. Возникновение явления мирового терроризма .1 Предпосылки для возникновения терроризма, его история В соответствии с ФЗ РФ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму», терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий [17; с. 50-51]. Данное явление, хотя и в несколько иных формах, существовало ещё с глубокой древности. Основные причины возникновения терроризма можно разделить на политические, социальные, экономические и религиозные, духовные. Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. По статистике именно в период политической нестабильности резко возрастает число террористических актов. Также важными политическими причинами возникновения терроризма можно считать: недостаток мер принимаемых во всем мире по обеспечению безопасности населения (нередко производящиеся с вопиющими нарушениями законодательства), которые буквально провоцируют террористов; влияние на общественное сознание тоталитарных, диктаторских правовых режимов; конфликт Запада и Востока, в котором терроризм является наиболее эффективным и действенным способом ведения борьбы (прежде всего это относится к Востоку). Если рассматривать социальные причины, то основной причиной можно считать низкий уровень жизни в стране. Человеку легче решиться на совершение террористического акта, если он свободен от чувства собственности. Терроризм дает возможность человеку заработать деньги, причем деньги немалые. В условиях современной жизни в России, массового закрытия промышленных предприятий, постоянного роста цен, инфляции и безработицы, терроризм становится подчас единственным способом заработать себе денег на достойное существование. Каждый идущий на теракт человек знает, что в случае смерти о его семье позаботятся. Экономические. Терроризм сегодня - это бизнес, способный приносить своим организаторам немалый доход, который может быть сравним с доходами от нефтебизнеса. Торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли. Для примера возьмем финансирование чеченских боевиков. К ним в основном деньги поступают из Саудовской Аравии или ОАЭ. Там совершенно легально в магазинах и на рынках установлены урны для пожертвований, предназначенных борющимся за свободу чеченским «мусульманам». По телевидению регулярно демонстрируются видеозаписи, на которых боевики, переодетые в форму российских солдат, убивают и грабят мирных жителей. После этого идут призывы активнее сдавать пожертвования для того, чтобы боевики (они преподносятся как борьбы за свободу) смогли изгнать ненавистные российские войска. Ежегодно удается собрать приблизительно 40 миллионов долларов. Из них до Чечни доходит только 5-6 миллионов. Остальные оседают по дороге в различных организациях и фондах. Религиозные. В настоящее время существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм (радикальное течение ислама). Берет свое начало в 18 веке в Саудовской Аравии. Основателем является Ибн Абдаль Вахаб. Именно он определил главных врагов настоящих мусульман - это иудеи и христиане. С ними следует вести войну - джихад. Все, кто не следуют шариату, заслуживают смерти. Также есть ещё одна интересная мысль: ислам моложе христианства на 8 веков. Значит, у мусульман сейчас идет приблизительно 13 век. Если провести параллель с Европой, то в 13 веке там царили инквизиция, а по сути это та же борьба с неверными. Коран отрицает насилие. Заповедь «Не убий!» есть и в исламе. В большинстве случаев террористы лишь прикрывают свои истинные намерения религиозными лозунгами. Духовные. Важными духовными причинами возникновения терроризма являются: кризис современного общества, искажение правовых и общечеловеческих ценностей. Например, в некоторых странах Востока детей воспитывают под лозунгами терроризма, с детства воспитывают у человека, а значит и общества, преклонение перед физической, а не духовной силой. Говоря об истории терроризма, нельзя не упомянуть одну из наиболее ранних существовавших террористических группировок - секту кинжальщиков, действовавшая в Иудее в I веке н. э. Члены секты практиковали убийства представителей еврейской знати, выступавших за мир с римлянами и обвинявшихся ими в отступничестве от религии и национальных интересов и «коллаборационизме» с римской властью. В качестве оружия они использовали кинжал или короткий меч - «сику», откуда и пошло их название - сикарии. Выражаясь современным языком, это были экстремистски настроенные иудеи, возглавлявшие движение социального протеста и настраивавшие низы против верхов и в этом отношении являющаяся прообразом современных радикальных террористических организаций. В действиях сикариев прослеживается сочетание религиозного фанатизма и политического терроризма: в мученичестве они видели нечто приносящее радость и верили, что после свержения ненавистного режима Бог явится своему народу и избавит их от мук и страданий [9; с. 20-23]. Одним из примеров террористической организации в средние века является секта ассассинов. Около 1090 года Хасан ибн Саббах захватил в горной долине к северу от Хамадана крепость Аламут. В течение последующих полутора столетий сторонники и последователи Горного Старца, под именем которого вошёл в историю основатель секты, опираясь на контролируемый район, лишили покоя правящие династии на обширном пространстве от Средиземного моря до Персидского залива. Движимые неясной до конца религиозной мотивацией, практически неуловимые, и от этого ещё более устрашающие адепты секты (вероятно, сегодня бы их назвали боевиками), убили за период своей деятельности сотни халифов и султанов, военачальников и представителей официального духовенства, посеяв ужас во дворцах правителей, существенно дестабилизировав политическую ситуацию на обширном геополитическом пространстве Востока, и затем были уничтожены монголо-татарами в середине XIII века. В Новое Время можно выделить любопытное явление: государственный терроризм. В «Эпоху Террора» - период, произошедший в течение одного года и одного месяца после начала Великой французской революции (с 5 сентября 1793 по 27 июля 1794 года), производились массовые убийства членами одних политических сил членов других политических сил. В ходе конфликта между соперничающими политическими группировками (жирондистами и якобинцами) были осуществлены массовые расстрелы «врагов революции». Количество убитых насчитывалось от 16000 до 40000, во многих случаях записи не сохранились, или имелись неточные данные. Под лезвием гильотины (ставшей так называемой символической «бритвой нации») закончили свои жизни Людовик XVI, Мария Антуанетта, известные жирондисты, такие как, Филипп Эгалите (Луи-Филипп II, герцог Орлеанский), мадам Ролан, известный химик Антуан Лавуазье, и многие другие. Посредством Революционного Трибунала, лидеры Террора, обладая широкими диктаторскими полномочиями, использовали их для применения массовых казней и политических репрессий. После увеличения количества репрессий в июне и июле 1794 года, их деятельность закончилась в результате переворота 9 термидора (27 июля 1794 г.), в ходе так называемой «термидорианской реакции», после которого несколько лидеров Эпохи Террора были казнены, в том числе Сен-Жюст и Робеспьер. Несмотря на это, отдельные акты террора ещё продолжались вплоть до 1798 года. В 19 веке развитие терроризма пошло по нескольким направлениям. Во-первых, можно отметить террористические акты, совершенные представителями покорённых Наполеоном народов - в Испании, Италии, Египте. Постоянным явлением стало тайное убийство французских солдат и офицеров, стоявших в гарнизонах на покорённых землях. Методы борьбы Наполеона - создание лояльных правительств и жёсткое подавление террора, особого успеха не давали. Это явление сходит на нет после свержения Нполеона. Постнаполеоновская эпоха сменилась революционным подъемом 1830-40-х гг. В этот период получили развитие национализм, анархизм, социализм, приверженцы радикальных проявлений которых обращались к насильственным действиям. Поэтому, во-вторых, к основным направлениям терроризма в XIX в. относятся терроризм анархистов и националистический терроризм. В 19 веке отождествление анархизма с терроризмом стало общим правилом, фактически, сам термин «анархист» был равнозначен термину «террорист». Почти все государства Европы и Америки пострадали от террористических действий анархистов. Наиболее мощные движения анархистов существовали в католических странах Южной Европы (Италия, Испания, Франция) и в России, где идеология анархизма распространилась в русской революционной среде, а также среди поляков, украинцев, евреев, латышей. Анархистский терроризм стал привилегией представителей различных маргинальных слоев общества, не нашедших своего места в политической жизни. Националистический терроризм в Европе имел место на территории Великобритании (Ирландия), Турции (Македония, Армения), Австро-Венгрии (Босния, Галиция), Сербии (Косово) национал-революционными организациями. Активизировался он в конце XIX - начале XX в. Террористы боролись за суверенитет своих исторических территорий. Наиболее активными были организации македонцев и армян в Турции и ирландские террористы в Великобритании, что было связано как с острыми национальными, так и обострившимися в период революционного кризиса начала века социально-политическими конфликтами. На территории континентальных европейских стран терроризм носил менее активный характер и осуществлялся преимущественно террористами-одиночками и незначительными группами [15; с. 55-58]. В-третьих, можно выделить антимонархический терроризм, относящийся к рубежу 19 и 20 века. Среди стран, пострадавших от него, можно выделить: Россию, где террористы с 1870-х годов развернули бурную деятельность: Вера Засулич убила петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, и была оправдана, что благодатно повлияло на следующие теракты. Произошли покушения на главу жандармерии Одессы барона Г. Э. Гейкинга, на прокурора Киева М. М. Котляревского, С. М. Кравчинский заколол в центре Петербурга шефа жандармов Н. В. Мезенцева. Огромный резонанс вызвало убийство царя Александра II террористами (до этого на него было совершено около 6 покушений). Во время реакции Александра III террор почти прекратился, новая его волна появилась уже после 1905 года. В них приняли участие эсеры, анархисты и меньшевики. Члены эсеровский Боевой организации совершили два наиболее известных террористических акта того времени: убийство министра внутренних дел Плеве 15 июля 1904 года и убийство великого князя Сергея Александровича 4 февраля 1905 года. Анархисты бросали в полицейских бомбы вместе с участниками радикальных социалистических групп, мстили всем выявленным в их рядах полицейским агентам, убивали жандармов и городовых. У большевиков же решения о конкретных вооруженных акциях принимались на местном уровне, подчас носили стихийный характер. Проводились многочисленные экспроприации лавочников, убийства жандармов и полицейских агентов, покушения на политических противников, часто таких же рабочих - членов Союза русского народа и подобных организаций [4; с. 50-53, 62-68]. Однако не в одной России осуществлялся террор против монархии. Достаточно сказать, что так же и в Сербии в ночь на 11 июня 1903 г. группа офицеров-заговорщиков, после ряда покушений, убили последнего представителя династии Обреновичей короля Александра и королеву Драгу. В 1914 году, после выстрела Гаврилы Принципа в эрцгерцога Франца Фердинанда началась Первая Мировая война. Также можно отметить «второе рождение государственного терроризма». Террор против собственного народа с целью его подчинения и запугивания был распространен в тоталитарных обществах, каковыми являлись Германия и СССР. В 1936-1938 году репрессии против населения СССР (шедшие ещё со времен Гражданской Войны) приобрели особенно большой масштаб и данный период получил название «Большой террор». Необоснованные преследования коснулись всех слоев общества - пострадали не только партийные начальники и управленцы всех уровней, чиновники, генералы и директора предприятий, священнослужители, не только элитарная научная и художественная интеллигенция, но и - в первую очередь простые люди: рабочие, крестьяне, рядовые инженеры, агрономы, учителя, врачи. Люди всех возрастов и всех национальностей. Достаточно сказать, что за два года Большого террора (с октября 1936-го по ноябрь 1938 г.) по политическим обвинениям было арестовано и осуждено более 1,5 миллиона человек, из них расстреляно не менее 50%, а остальные были приговорены к длительным срокам заключения. Но даже эти цифры далеко не полностью отражают масштабы террора - они не учитывают тех, кого выселили из дома или выслали из родного города, детей, отправленных в специальные детские дома, «социально-опасных элементов», которым запретили жить в приграничных и режимных областях. После 1939 года террор пошёл на спад, хотя государственный террор применялся в более мягких формах вплоть до «перестройки» [27; с. 34-41, 52-55]. В Германии же террор являлся важнейшим инструментом упрочения нацистского режима. Основным методом террора стало лишение свободы. Особенно широко применялись превентивные аресты, проводимые без судебного решения, сроком от нескольких дней до многих месяцев. Поводом к такому аресту могло стать простое подозрение в симпатиях к компартии, еврейском происхождении или в связях с марксистами. Человек, арестованный полицией, мог считать, что ему еще повезло. Куда хуже приходилось тем, кого хватали штурмовики, устроившие к весне 1933 г. только в Берлине более 50 пыточных бункеров и подвалов. В марте 1933 г. по приказу Г. Гиммлера в Дахау (близ Мюнхена) в бараках бывшей пороховой фабрики был устроен первый крупный концентрационный лагерь. К середине 1933 г. концлагеря существовали во всех областях Германии. В них решалась основная задача террора - наказание и уничтожение противников нацистского режима и запугивание тех, кто колебался по отношению к нему. 7 июля 1933 года был принят закон, по которому лица, оказывающие поддержку какой-либо иной политической партии, кроме НСДАП, или пытающиеся создать какую-либо новую политическую партию, наказывались каторжными работами на срок до трех лет или тюремным заключением от 6 месяцев до 3 лет. С 1939 г. в некоторых лагерях стала практиковаться эвтаназия как элемент расовой политики - умерщвление неизлечимо больных, нетрудоспособных стариков, детей с тяжелыми наследственными заболеваниями. Во время войны функции концлагерей расширились. Они стали местом концентрации рабской силы для подневольного труда миллионов военнопленных и депортированных народов Европы, а с 1942 г. и местом массового физического уничтожения «неполноценных народов» - евреев, цыган, части славянского населения [18; с. 44-50, 55-56]. В послевоенное время по сей день, терроризм, в основном, подразделяется на следующие типы: религиозный, революционный (левый) и националистический (правый). Основным носителем религиозного терроризма сегодня являются некоторые религиозные исламские радикальные течения. До настоящего времени - наиболее распространённая по числу проявлений форма терроризма. Исламский терроризм представляет собой сложное социально-политическое явление, проявляющееся в нетерпимости к представителям других конфессий или внутри одной конфессии, противоборстве с государственными и общественными институтами. Основным носителем, как считают ряд исследователей данной проблемы, являются представители неортодоксальных сект и течений. Эксперты выделяют следующие наиболее характерные черты исламского экстремизма: непримиримость к гражданскому светскому обществу и стремление к его замене исламским, устроенным по законам шариата; недопустимость раздельного существования религии и государства; отрицание единства глобальной цивилизации наряду с противопоставлением исламской зоны остальному миру; нетерпимость к международному праву, отрицание таких его ключевых положений, как территориальная целостность, незыблемость государственных границ и так далее; опора на методы дестабилизации ради достижения своих целей при использовании, где возможно, легальных путей к власти; готовность союзничать с деструктивными силами и т.д. Истоки исламского терроризма идут из XVIII века, когда образовалось движение ваххабизма. Его основатель, Аль-Ваххаб, выступил за возврат к корням ислама, за очистку изначальной коранической традиции от позднейших наслоений. Он организовал повстанческое движение, которое начало завоевывать сопредельные территории под религиозными лозунгами, используя жесткие силовые методы. Движение было разгромлено в начале 19-го века силами Османской империи, направившей в Хиджаз египетский экспедиционный корпус, однако в 30-х годах XX века во время объединения Саудовской Аравии в единое государство, король Абдуль-Азиз использовал идеи Аль-Ваххаба. Впоследствии они распространились не только на Аравийском полуострове, но в Северной Африке, Азии, Ближнем Востоке. Широкое развитие терроризм получает на Ближнем Востоке после Семидневной войны, в конце 60-х - начале 70-х годов. После нефтяного кризиса 1973 года, террористические акты произошли по всему Египту: нападения на полицейские участки, взрывы ночных клубов, нападения на христиан и атеистов стали частью обыденной жизни. Новая волна связана с военной операцией СССР в Афганистане. Создавались целые лагеря боевиков, целью которых были войска СССР, лояльная к Советскому Союзу власть, мирные граждане. В 1988 году была создана террористическая организация «Аль-Каида», ставившая своей целью всемирный джихад. В 1980-е так же проводилось множество террористических актов против присутствия войск США в мусульманских странах. После взрывов 11 сентября 2001 года борьба с исламским терроризмом активизировалось, приобретя международное значение [3; с. 23-28, 45-50]. Говоря о менее значимом религиозном терроризме, можно сказать так же о терроризме еврейских организаций против палестинцев, взаимных терактах протестантов и католиков в Ирландии, секте «Аум Сёнрике» в Японии, террористические акты против мусульман в странах Юго-Восточной Азии и т.д. Левый терроризм распространяется в Европе с 1970-х годов. Он связан с различными формами леворадикалистских движений 60-х - начала 70-х годов, являясь продуктом их размежевания, тупикового развития и распада. Возникновение терроризма в Европе интересно тем, что западноевропейские страны не один десяток лет являлись эталоном стабильности общественно-политических отношений и социальной защищённости подавляющего большинства населения. Тем не менее, Европа оказалась столь же уязвимой для терроризма, как и менее благополучные страны. Целями левого терроризма являлись уничтожение политических противников, война против государства с целью установления своей власти в нём и передел крупной собственности в обществе. Существенную роль в становлении левотеррористических группировок сыграли молодёжные волнения, прокатившиеся по развитым странам в 1968 году. В их недрах сформировались почти все видные представители первого поколения террористов, для которых акции протеста стали переходом от легальной деятельности к нелегальной. Первыми на этот путь вступили группы «Фракция Красной Армии», и «Движение 2 июня». В качестве цели была выдвинута идея развязывания в стране пролетарской коммунистической революции, основным средством подготовки которой является городская герилья. Они осуществляли захват воздушных судов, посольства ФРГ в Стокгольме, уничтожение объектов армии США, убийства и похищения политических деятелей, крупных промышленников, сотрудников полиции, и т.д. Террористическую деятельность в Германии левые радикалы прекратили лишь к концу 90-х годов. В Италии основную роль играли «Красные бригады». Особую роль в создании данной организации сыграл социологический факультет университета города Тренто, находившийся под влиянием «новых» левых. На этом факультете в конце 1960-х годов учились некоторые лидеры «Красных бригад». В октябре 1970 года было опубликовано сообщение о создании организации «Красные бригады», а 28 ноября 1970 года состоялась первая боевая операция - серия взрывов на заводе фирмы «Пирелли». Затем последовали убийства прокуроров Генуи, похищение и убийство председателя совета министров Италии Альдо Моро. В этот период тактика и цели «Красных бригад» существенно отличались от других леворадикальных политических группировок. «Красные бригады» оказались более жестоки и организованы, чем их современники. В этот период «Красные бригады» стали получать непосредственную и опосредованную помощь со стороны службы государственной безопасности ЧССР. Они так же, как и «Фракция Красной Армии» осуществляли убийства судей и жандармов, похищали ради выкупов крупных промышленников, устраивали взрывы, стремясь запугать население и т.д. До сих пор все ещё действуют несколько небольших группировок террористов, считающих себя последователями бригад, несмотря на то, что они прекратили свою деятельность в середине 1990-х, когда Ренато Курчо, бывший лидер «Красных бригад», выпустил манифест, в котором признал стратегический кризис левого терроризма и объявил о том, что «цикл революционной борьбы закончен» [14; с. 68-77]. Среди других европейских стран, можно отметить так же значительные левые террористические группировки были во Франции и Испании. Во Франции широкую известность получила левая революционная организация «Прямое действие», основанная в 1979 году. Группировка осуществляла взрывы аэропортов, ограбление банков и ювелирных магазинов, похищения людей, на её счету было более 80 убийств. К 1990 году «Прямое действие» было разгромлено французскими властями, а его основные руководители попали в руки правосудия. В Испании в середине 1960-х была создана «Коммунистическая партия Испании». В качестве боевой организации партии в середине 1970-х выступали «Революционный патриотический и народный фронт» и «Группа патриотического антифашистского сопротивления первого октября». Пик активности этих структур падает на вторую половину 1970-х. Не менее двух десятилетий терроризм в Испании был серьезной политической проблемой. Эти группировки осуществляли диверсии против объектов НАТО, убийства полицейских, взрывы общественно значимых объектов, совершили ряд ограблений банков. Несмотря на то, что организации были разгромлены в начале 2000-х годов, в Испании до сих пор продолжаются теракты, совершенные преемниками левых террористических организаций [14; с. 80-87]. Националистический терроризм широко распространен, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться либо независимости от какой-либо страны, либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Характерный пример группировок, воюющих за независимость - ИРА в Ирландии и ЭТА в Испании. Ирландская республиканская армия была основана в 1919 и вплоть до 60-х годов атакам ИРА подвергаются британские пограничники. Атакуются блокпосты и склады с вооружением. В 1969 году ИРА переходит к так называемой тактике городской герильи, которая активно используется в Латинской Америке. С другой стороны, проводились массовые акции. Поначалу мирные, демонстрации католиков Белфаста и Дерри быстро перерастают в погромы протестантов. Мощный поток террористических акций начался в середине 1970-х годов: взрывались автобусы с британскими солдатами, был убит британский посол, представители правящей консервативной партии Британии, был обстрелян аэропорт Хитроу из миномёта, поджоги и прочее. До сих пор действуют отдельные ячейки последователей ИРА, хотя сама она уже объявила о разоружении. Террористическая организация басков в Испании, ЭТА, появилась в 1962 году. Своей целью она провозгласила создание независимого басконского государства - Эскуади, которое должно возникнуть из трёх провинций Испании и южной части Франции. С начала 1960-х годов члены ЭТА приступают к практике покушений на чиновников и жандармов, а также начинают осуществлять взрывы полицейских участков, казарм и железнодорожных путей. После осуществлённых в 1962 году репрессий авторитарного франкистского режима «Страна басков и свобода» была вынуждена на некоторое время воздержаться от активных действий. Восстановительный период был окончен в 1964 году, после чего вооружённые акции ЭТА приобрели систематический характер. В 1973 году ЭТА осуществило убийство преемника Франко на посту председателя правительства Испании адмирала Луиса Карреро Бланко. После смерти Франко в 1975 году «Страна басков» получила в 1978 году широчайшую автономию, однако, ЭТА по-прежнему придерживается лозунга полной независимости. После ряда терактов в 1990-х и 2000-х годах 10 января 2011 года ЭТА объявила о полном прекращении вооружённой борьбы. С другой стороны, во многих европейских странах, в связи с массовой миграцией из Африки и Азии населения, иного по национальному и языковому составу, начинается подпольная борьба за ограничение миграции и проживания, во-первых, и за приход к власти правительства, которое предоставит государствообразующей нации исключительные права. Такие организации образовались во всех странах Европы, однако не все из них вели террористическую деятельность. Среди террористических акций можно отметить: в Германии - серия поджогов общежитий, в которых размещали людей, желавших получить политическое убежище, и квартир, в которых жили иностранцы, происходившие на протяжении 1990-х годов. Происходили массовые нападения на приезжих, полицейских, несколько погромов кварталов, взрывы квартир и автомобилей сочувствующих иммигрантам. в Норвегии - отдельные убийства иммигрантов и массовый расстрел Андерсом Брейвиком в 2011 году, протестовавшим таким образом против идеологии мультикультурализма. в России - нападения и убийства иммигрантов, взрывы полицейских участков и убийства полицейских (Орёл, Владивосток), погромы на рынках, подрывы религиозных учреждений и т.д. во Франции - массовые нападения на иммигрантов, атаки на религиозные учреждения. в остальных странах Европы - атаки на иммигрантов и религиозные учреждения, атаки на здания временного содержания иммигрантов. В целом, можно говорить о постепенном спаде террористической активности по сравнению с прошлым десятилетием. Это связано как с глобализационными процессами, так и постепенной гуманизацией общества и развитием демократии. Помимо этого, также развивается мировая экономика и производство, что дополнительно сглаживает существующие противоречия. 1.2 Разновидности международного терроризма Международный терроризм - специфическая форма терроризма, зародившаяся в конце 1960-х годов и получившая значительное развитие к концу XX - началу XXI века. Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, дестабилизация, которые должны побудить правительство к изменению политики. Основными чертами международного терроризма являются глобализация, профессионализация и опора на экстремистскую идеологию. Также отмечается использование террористов-самоубийц и угроза использования запрещенного общественно опасного оружия (ядерного, химического или бактериологического) оружия. Международный терроризм представляет особую опасность в связи с тем, что угрожает международному правопорядку и межгосударственным отношениям. Любая акция международного терроризма затрагивает интересы нескольких (как минимум двух) государств и для пресечения, либо предупреждения таких акций необходимо широкое межгосударственное сотрудничество. В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Эта трансформация обусловлена следующими причинами: Во-первых, международный терроризм получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и в наиболее развитых и благополучных государствах мира (в частности, США и Западная Европа). Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а счет их жертвам составляют тысячи убитых и искалеченных людей. В-третьих, для борьбы с международным терроризмом недостаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы, требует коллективных усилий большинства государств и народов нашей планеты, всего мирового сообщества. В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. Проблеме международного терроризма присущи многие общие черты, характерные для других общечеловеческих проблем, такие, как: планетарные масштабы проявления, большая острота, потребность неотложного решения, негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает. В то же время глобальная проблема международного терроризма имеет и специфические, характерные только для нее черты. Прежде всего, проблема международного терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Другой отличительной чертой глобальной проблемы международного терроризма является значительное влияние на него международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Еще одной специфической чертой глобальной проблемы международного терроризма является ее труднопрогнозируемость. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, и они вступают во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития. Международный терроризм определяется по следующим признакам: террористический акт совершен за пределами тех стран, гражданами которых являются террористы и их жертвы; преступление направлено против лиц, пользующихся международной защитой; подготовка террористического акта велась за пределами страны, в которой он был совершен; террорист, совершив террористический акт в одном государстве, укрывается от ответственности в другом, и в этом случае встает вопрос о его экстрадиции. Говоря о разновидностях именно международного терроризма, можно выделить следующие его категории: а) Этнический терроризм. Данный вид терроризма широко распространен в мире, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от какой-либо страны или обеспечить превосходство одной нации над другой. Цель данной разновидности терроризма - изменение формы государственного устройства, создание самостоятельного государства или достижение частичных изменений в положении соответствующей этнической группы с опорой на левую или правую идеологию. Леворадикальные боевики предпочитают совершать террористические акты против высокопоставленных лиц, оправдывая это революционной идеологией. Террористы с правым уклоном менее разборчивы, их жертвой может стать любой представитель враждебной нации. Наглядным примером этнического терроризма может служить захват заложников в г. Буденновске в 1995 году и иные теракты чеченских боевиков на территории России [4; с. 96-105]. б) Религиозный терроризм. Религиозный терроризм представляют террористические организации, объединенные принадлежностью к одной конфессии. Разобщенность человечества по религиозному признаку влечет за собой возможное напряжение во взаимоотношениях между представителями разных конфессий. Одной из основ для возникновения терроризма на религиозной почве является фундаментализм, который характерен в большей или меньшей степени для всех мировых религий. К примеру, консервативное течение в протестантизме, представители которого требуют принятия в качестве основы вероучения всего содержания Библии и отвергают любые попытки ее критики и рационалистического истолкования. Или исламский фундаментализм - течение, выступающее за строгое соблюдение норм ислама в экономической, политической и общественной жизни мусульман. Конечной целью исламского фундаментализма в любой стране является создание религиозного государства, управляемого духовенством и руководствующегося законами шариата. в) Уголовно-криминальный терроризм. В моменты политической нестабильности некоторые, крайне опасные проявления обычной преступности принимают характер значимого политического фактора и способны оказать влияние на политические процессы. Борьба между крупными криминальными группировками за распределение сфер влияния, приносящих доход, сопровождается совершением террористических акций, направленных против лидеров и членов других группировок. Заказные умышленные убийства представителей власти, правоохранительных органов, судов, предпринимателей, банкиров, мешающих преступной деятельности или не выполняющих их требований, конкурирующие в сфере бизнеса, кровавые разборки между самими преступными группировками стали обыденны явлением во многих странах. Помимо этого, к уголовному терроризму могут быть отнесены такие опасные виды преступности, как систематические захваты заложников, рэкет и заказные убийства. Уголовный терроризм, как правило, интернационален и аполитичен. Он не гнушается сотрудничать с террористическими организациями, занимающими различные идейно-политические платформы обеспечивая их средствами и оружием и используя для давления на власть в целях самозащиты или для облагораживания и прикрытия своих сугубо криминальных целей. Используя оппозиционные силы, не гнушающиеся террористических методов борьбы, он стремится проникнуть в структуры власти [6; с. 55-57]. г) Экологический терроризм - применение насилия, по отношению к гражданам, или их имуществу со стороны экологически ориентированных, межнациональных групп по эколого-политическим причинам, либо направленных с целью привлечения внимания к экологическим проблемам. Он зародился в Европе и Америке в 1970-е годы. Ярким его проявлением являются сторонники защиты животных, объединяющиеся в группировки, совершающие провокационные, в том числе противозаконные действия, направленные против жестокого обращения с животными, направленные на изменение общественного сознания в необходимую им сторону, путём в том числе и запугивания граждан своими действиями. Среди них можно отметить: поджоги лабораторий, где проводятся опыты над животными, погромы магазинов, где продаётся одежда из натурального меха, поджигают рестораны сети «Макдональдс», уничтожение оборудования китобойных судов, разгромы звероферм и т.д. Зачастую эти группировки имеют многонациональный характер, многие их члены для выполнения заданий приезжают из Европы в Азию, из Америки в Европу и т.д. Таким образом, экологический терроризм также представляет угрозу для безопасности государства и является серьезной проблемой. террор религиозный исламский радикальный Глава 2. Значение террористического фактора международных отношений .1 Исламский фактор Говоря о современных международных отношениях и влиянии на них терроризма, нельзя не упомянуть такой важный фактор влияния, как исламский, затрагивающий интересы и международную политику практически всех крупных стран. Это связано с несколькими его особенностями: во-первых, практически в каждой стране в мире есть мусульманская община, которая активно взаимодействует как с другими мусульманскими общинами, так и с радикально настроенными сторонниками исламского фундаментализма, которые убеждены в установление по всему мира исламских порядков. Во-вторых, необходимо учитывать стратегическую важность и размеры исламского мира. На сегодняшний день в Азии, Африке и Европе насчитывается свыше 50 государств, где мусульмане составляют большинство населения, а по всему миру их численность оценивается от 1 до 1,5 миллиарда человек. В-третьих, зачастую мусульмане из стран, Ближнего Востока и Азии эмигрируют в Европу и США, где более высокий уровень жизнь, но т.к. культура и образ жизни мусульман значительно отличается от жителей стран Европы и Америки, то это создаёт определенные политические, экономические, культурные и национальные проблемы. В-четвертых - значительная часть финансовых средств нефтедобывающих мусульманских стран вкладывается в экономику западных государств, способствуя, с одной стороны, ее развитию, а с другой создавая определенные элементы зависимости этих государств от исламских доноров. Это вносит нестабильность в отношения исламских государств и остального мира. Бурное развитие исламской религии и её превращение в самостоятельную политическую силу зачастую связывают с победой исламской революции 1978-1979 гг. в Иране. Однако усиление влияния ислама началось гораздо раньше, в 60-х годах ХХ века, задолго до революции. Оно определялось целым рядом факторов, среди которых: а) Признаки кризиса как западной, так и советской моделей развития, на которые ориентировалась политическая элита в большинстве мусульманских государств. б) Поражение арабских стран в войне с Израилем в июне 1967 года, которое подорвало влияние на светских идеологий в широких массах населения мусульманских стран. в) Неудача межгосударственных объединительных проектов в мусульманском мире на национальной основе (арабское единство, магрибская интеграция и др.) перед лицом нарастающих интеграционных процессов на Западе. г) Увеличение финансовой мощи и политического влияния, которые приобрели в зоне распространения ислама Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия и некоторые другие мусульманские государства, повышение доходов от нефтеторговли. Все это приводит к тому, что роль ислама в международных отношениях сильно выросла за вторую половину XX века и продолжает расти до сих пор. Основной участник в политических отношениях арабских стран и остального мира - Лига арабских государств, международная организация, созданная в 1945 году в Каире представителями Египта, Ирака, Саудовской Аравии, Сирии, Иордании, и Йемена. По мере приобретения независимости к лиге присоединялись другие арабские и союзные им неарабские государства. В настоящее время объединяет 21 стран и одну организацию - в 1976 году была принята организация освобождения Палестины. Создание Лиги арабских государств явилось самым заметным результатом деятельности движения за исламское единство, возникшего после Первой мировой войны в бывших арабских провинциях Османской империи. Целью движения было объединение всех арабских земель в единое государство. Создание лиги отражало эти стремления, предусматривая экономическое, культурное и политическое сотрудничество ее членов. В Лиге в большинстве случаях по различным вопросам единства мнений не существует. Ряд членов занимает прозападные, а другие антизападные позиции, третьи сохраняют нейтралитет. После поражения арабов в войне 1967 г. мнения членов лиги резко разделились по вопросу о целесообразности разрешения конфликта за столом переговоров. Подписание Египтом и Иорданией соглашения о прекращения огня в 1970 г. вызвало резкую критику со стороны Алжира, Ирака и Организации освобождения Палестины. В 1977 г. остальные арабские государства осудили признание Египтом Государство Израиль. Подобные разногласия, однако, не мешают им по ряду вопросов иметь более-менее единое мнение [3; с. 67-76]. С экономической стороны, нельзя не сказать о такой организации, как организация стран-экспортеров нефти - ОПЕК. Хотя в неё входят не только исламские государства, но так как они составляют большинство её членов, они могут проводить свою экономическую политику. ОПЕК создана в 1960 году Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой с целью координации их отношений с зарубежными нефтяными компаниями. Позднее к ОПЕК присоединились Алжир, Ливия, Катар и ОАЭ. В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и целью создания ОПЕК являлось предотвращение дальнейшего падения цен. Организация была сильной в 1970-х годах, когда спрос на нефть оставался высоким, а взлетевшие цены приносили большие прибыли. Однако уже в 1980-х проявилась слабость ОПЕК, когда в результате полномасштабного освоения новых месторождений за пределами стран ОПЕК, внедрения энергосберегающих технологий спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое. Однако и до настоящего времени ОПЕК играет важную роль в международных экономических отношениях исламских государств и западных стран. Собственно эти две организации и играют главную роль в международных отношениях исламских стран и остального мирового сообщества. Надо отметить, что обе они крайне негативно относятся к исламскому терроризму, по нескольким причинам: это подрывает репутацию стран, откуда происходят террористы, мешает торговым отношениям (были прецеденты торговых санкций по отношению к странам, где скрывались террористы, например в Ливии) и разрушает связи стран внутри самих организаций. Однако нужно сказать, что международный исламский терроризм все-таки проявляет себя в их политике. Каким же образом? Прежде всего, следует сказать о непрекращающемся арабо-израильском конфликте. Понимание терроризма для арабов с течением времени стало раздельным от понимания вооружённой борьбы против иностранной оккупации. Поэтому арабские государства настаивают на разграничении понятий «терроризм» и «вооружённая борьба против оккупации». Выступая против террористических актов против мирного населения в европейских странах и России, представители ЛАГ и ОПЕК настаивают на продолжении борьбы против израильского государства, которое также включает в себя и терроризм против армии и населения Израиля. С другой стороны, определенная проблема кроется так же и в национальном составе членов этих организаций и их воззрениях. Многие из них прямо противоположны друг другу, монолитность исламского региона - до определенной степени неверный взгляд на него. Одни члены ЛАГ и ОПЕК используют террористическую угрозу для давления на других членов организаций с целью принятия ими определенных решений, выгодных для той стороны, которая использует угрозу терроризмом. Ещё один немаловажный фактор - постепенное проникновение в исламский мир западного образа жизни. В странах Персидского Залива большое число арабов живут таким образом, словно они находятся на Западе. Они водят иномарки, едят западную пищу, одеваются по-западному, смотрят англоязычное телевидение и фильмы. Особенно это заметно среди молодёжи. Распространены сети фаст-фуда, строятся дома в западном стиле, многие жители учат английский язык, стремясь приблизиться к культуре Европы и Америки. Это не может не вызывать опасения, с одной стороны - власти, с другой стороны - религиозных фанатиков, с третьей стороны - старшего поколения населения. Исламский фундаментализм с их точки зрения рассматривается, как одно из средств по укреплению государства и оздоровлению населения. Это настроения проявляются и в деятельности Лиги, она далеко не всегда осуждает внутриарабский терроризм, говоря о «невмешательстве во внутренние дела государства» [8; с. 120-126]. В настоящее время определенные изменения претерпевает также внешнеполитическая практика правящих режимов в мусульманских странах. В отношениях между мусульманскими странами, особенно в официальной переписке, протокольных мероприятиях, становится обязательным использование мусульманского политического языка, религиозных ритуалов. Сказывается это и на поведении дипломатов мусульманских стран при контактах с представителями немусульманских стран, в частности, вносятся изменения в дипломатический протокол, например, в том что касается перерывов на молитву во время работы международных конференций, подачи спиртных напитков на официальных приемах, произнесения мусульманином фразы «Во имя Аллаха милостивого, милосердного» в начале своей речи и т.д. Заметно увеличилось число мусульманских государств, лидеры которых начинают отдавать предпочтение (по крайней мере на словах) «мусульманскому кругу стран» в своей внешней политике: большее внимание уделяется вопросам координации позиций мусульманских государств, например, в ООН, позитивнее воспринимаются инициативы, направленные на реализацию идей исламской солидарности, активнее начинают работать уже существующие международные межправительственные организации мусульманских государств, и возникают новые. В недрах различных правительственных и неправительственных структур разрабатываются «исламская теория международных отношений» и исламские концепции миропорядка и международной безопасности, исламский подход к глобальным и региональным проблемам, концепция «исламской солидарности и мусульманской общности, идея создания «исламских объединенных наций» (крайне позитивно приветствуемая Лигой арабских государств), не говоря уж о намерениях создания своего собственного ядерного оружия [8; с. 98-106]. В условиях современного мира попытки мусульманских государств наладить коллективные действия на международной арене, апеллируя к религиозной общности, создать организации государств, объединенных общими задачами и целями, представляющих собственное видение мира и международных отношений, можно трактовать как один показателей движения к многополярному миру. Во всяком случае, за этим просматривается прежде всего стремление мусульманских государств усилить свои позиции, опираясь на объединенные ресурсы в противовес возникающим группировкам, политике Запада и, кроме того, не допустить возникновения новых очагов конфронтации, способных серьезно дестабилизировать мусульманское сообщество. На этапе глобальной трансформации системы международных отношений мусульманские государства пытаются выработать свои подходы к ней, в том числе и с использованием исламских ценностей. Однако необходимо отметить, что стремление мусульманских государств оказывать большее влияние на международные дела, а также привнести отдельные принципы ислама во взаимоотношения между государствами пока малопродуктивны, как в силу объективных закономерностей, которым подчиняются общемировые процессы, так и по причине внутренних особенностей мусульманского мира. Во всех мусульманских странах, ислам составляет часть представлений, восприятий, позиций и систем ценностей людей, принимающих решения, касающиеся международных отношений. Правящие элиты в государствах со значительным мусульманским населением при выстраивании приоритетов внешней политики, в процессе подготовки, принятия и реализации внешнеполитических решений вынуждены учитывать настроения верующих граждан своих государств. Исламские институты (политические, дипломатические, экономические и культурные) также играют определенную роль в этих процессах. И эта роль тем больше, чем сильнее влияние ислама в обществе. Так что можно с уверенностью утверждать, что, несмотря на определенное влияние религиозного исламского терроризма, во многом имеющим под собой консервативную основу, международные отношения мирового сообщества и исламских стран будут и далее развиваться по пути многополярности и изменения исламской идеологии, её либерализации. Если взглянуть в прошлое, то до 1899 года - банковское дело считалось противоречащим Корану и наказывалось, после издания специальной фетвы, оно было разрешено. Во второй половине XX века происходит подъём национального самосознания в исламских странах, куда ярче выделяются различия в менталитетах, чем в предыдущие века, когда умма (всемирная мусульманская община) была более-менее однородной. Существенные изменения претерпела мусульманская судебная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мере - сама система мусульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикции шариатских судов. Несмотря на некоторые реакционные явления - можно вспомнить закон о закяте и ушре от 21 июня 1980 г. в Пакистане, введенный для всех граждан Пакистана, независимо от вероисповедания, обязавших их платить исламский налог в пользу бедных, можно смело говорить о гибкости ислама, и, как следствие, о дальнейшем взаимопроникновении западной и исламской культур друг в друга и соответственном углублении дальнейших международных отношений [3; с. 180-187]. Скачать архив (39.3 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |