Главная » Экономика |
1. Сущность теневой экономики Согласно словарю экономических терминов, теневая экономика - это экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. Масштабы в сфере теневой экономики колеблются в широких пределах - от огромных доходов от преступных предприятий, например доходы наркобизнеса, до бутылки водки, которой расплатились с электриком за сделанную работу. Для того чтобы правильно определять проблемы теневой экономики, выделяют ее основные сегменты: «вторая» («беловоротничковая»), «серая» («неформальная») и «черная» («подпольная») теневая экономика. Для типологизации разновидностей теневой деятельности берется три сектора, которые наглядно представлены в таблице 1-1: ) их связь с «белой» («первой», официальной) экономикой, ) субъекты, ) объекты экономической деятельности. Хотя проблемы теневой экономики интересовали исследователей еще с 30-х годов 20 века, а в 70-х годах появились серьезные научные исследования в этой сферы, у общества до сих пор не сложился понятийный аппарат для ее анализа. «Вторая» теневая экономика - запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. Подобной деятельностью занимается руководящий персонал («белые воротнички»), из-за этого данную разновидность теневой экономики называются «беловоротничковой». «Вторая» теневая экономика не производит новых товаров или услуг. Выгоды, которые получают одни люди от «беловоротничковой» экономики получены за счет потерь других людей. «Серая» теневая экономика - разрешенная законом, но не регистрируемая экономическая деятельность (преимущественно мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. Отличие «второй» экономики от «серой» теневой экономики в том, что она функционирует более автономно. В этот сектор входят самостоятельные производители, которые сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с уплатой налогов, получением лицензий и т.п. «Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) - запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика в наибольшей степени обособлена от официальной экономики. В общем смысле слова «черная» теневая экономика - это все виды деятельности, которые полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они разрушают ее. Такой деятельностью может быть основанное на насилии перераспределение, например, кражи, грабежи, вымогательство, производство товаров и услуг, разрушающих общество, например, рэкет и наркобизнес. В последнее время в литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности и деятельности профессиональных преступников. Между разными секторами теневой экономики нет резкой границы. Все «теневики» находятся за чертой легальных законодательных норм и с охотой сотрудничают друг с другом, что объединяет их в противостоянии официальному миру. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предприятиями для «отмывания» своих доходов. 2. Причины возникновения теневой экономики Развитие теневой экономики - это реакция на государственное регулирование. Регулирование невозможно без ограничений, а завышенные ограничения провоцируют на нарушения, и особенно если это является выгодным. Некоторые виды теневой экономики, например, уклонение от налогов, объясняются недостатками государственного регулирования, такими как бюрократизация управления, слишком высокие налоги и т.д. Но все-таки даже самая лучшая система централизованного управления не может ликвидировать теневую экономику, она лишь в силе уменьшить ее масштабы. При самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков будет уклоняться от их уплаты. Современная теневая экономика возникла так же в результате попыток ограничения свободы рынка. Рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем вероятней, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономикой . 3. Методы оценки масштабов На макроуровне для измерения теневой экономики используются косвенные методы, основанные преимущественно на макроэкономических показателях официальной статистики, данных налоговых и финансовых органов. К макрометодам относятся: ) метод расхождений, ) метод по показателю занятости («итальянский» метод), ) монетарный метод, ) метод технологических коэффициентов, ) экспертный метод, ) структурный метод, ) метод мягкого моделирования (оценка детерминантов). Метод расхождений. Этот метод основан на сравнении источников данных и статистических документов, содержащих информацию об одних и тех же экономических показателях. Примером использования данного метода является сравнение доходов и расходов, измеренных разными способами; альтернативные оценки макроэкономических показателей; метод товарных потоков. Сравнение доходов и расходов. Данный метод реализуется путем сопоставления всех доходов домашних хозяйств со всеми расходами. Как правило, обнаруживается, что доходы значительно меньше, чем расходы. Альтернативные оценки макроэкономических показателей. Данный метод используется для определения величины теневого сектора путем сравнения объема ВВП, полученного с использованием косвенных данных, с данными официальной статистики. Классическим примером этого метода является исследование, проведенное МВФ в Китае, когда в качестве индикатора экономики и определения масштабов теневой экономики был применен показатель потребления электроэнергии. Метод товарных потоков. Применение такого метода довольно широко используется во многих европейских странах с развитой статистической службой. Метод товарных потоков заключается в том, что товарный поток (т.е. движение стоимости от производства до использования) стоится для определения не макропоказателей, а отдельных важных продуктов или товарных групп. Цель применения метода - обнаружение слабых мест в имеющейся информационной базе. Например, если по какому-то товару суммарные ресурсы (производство и импорт) меньше суммарного использования ресурсов (конечное и промежуточное потребление + накопление + экспорт), то предстоит решить, какая часть информации - данные по производству или по импорту - более надежна, и на ее основе досчитать другую часть. Принцип метода очень простой, но воплотить его в жизнь сложно. Практически широкое внедрение метода товарных потоков означает, что балансовый метод должен применяться на уровне отраслевой статистики. Метод, основанный на расчетах показателей занятости («итальянский» метод). В настоящее время «Итальянский» метод, разработанный и применяемый Итальянским институтом статистики, считается наиболее авторитетным в определении параметров теневой экономики. Собрать достоверные данные о производстве, особенно о производстве в малом бизнесе и сфере услуг, очень трудно - это и учитывали специалисты при разработке «итальянского» метода. Одна из причин этого - сознательное занижение показателей производства с целью уклонения от налогов. Мелкие предприятия вообще трудно отследить. Между тем наличие большого количества малых предприятий для итальянской экономики очень типично. Итальянские статистики основной акцент сделали на обследовании затрат рабочей силы. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на основании случайной выборки. Задаваемые при обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных опрашиваемыми в той или иной отрасли. Достоинство такого подхода состоит в том, что людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла скрывать или искажать информацию об их рабочем времени. Затем информация распространяется на генеральную совокупность и перерасчитывается в средние отработанные человеко-дни. Обследованием охватываются также предприятия с целью определения нормальной выработки в отрасли. Существуют следующие разновидности этого метода: ) На основе расхождения между фактическим и официально зарегистрированным уровнем затрат; ) На основе расхождения между величинами фактически отработанного за неделю рабочего времени и официально зарегистрированного. Монетарный метод. Этот метод основан на одной из важнейших особенностей теневой экономики - наличный расчет при совершении сделок. Существует множество вариантов конкретного использования данной идеи. Это и анализ объема денежных операций, и анализ спроса на наличные деньги, а также экономические методы. Размер и динамика теневой экономики могут оцениваться с помощью наблюдения за объемом денежной массы. Денежная масса в каждой стране эмитируется центральным банком, и ее величина известна. Однако выбор подобного критерия не всегда бывает верен, поскольку используемые показатели зависят от многих других процессов, например, от инфляции. Более надежным считаются сопоставление темпов роста денежной массы и объема векселей на предъявителя, с одной стороны, и валового внутреннего продукта, с другой. Экспертный метод. Использование экспертных оценок является необходимым условием исследования теневой экономики. Суть этого метода состоит в том, что сначала эксперт определяет, насколько можно доверять данным о какой-либо отрасли. Затем после сбора данных из обычных источников их автоматически досчитывают на определенную величину. Методология экспертных оценок определяется самим экспертом. Многие связи и отношения, которые представляются эксперту очевидными и которые он использует для оценки, трудно поддаются количественному описанию. Проблема использования данного метода состоит в том, чтобы найти квалифицированного эксперта, способного дать оценку, правильность которой может подтвердиться лишь спустя определенное время, после получения дополнительной информации, или которая так и останется рабочей гипотезой, положенной в основу расчета. Метод технологических коэффициентов. Этот метод представляет собой примерное определение динамики промышленного производства на основе наблюдений за производством и потреблением электроэнергии, перевозок грузов транспортом и других косвенных показателей, поддающихся достаточно простому учету, для сравнения полученных данных с официальными. Необходимыми условиями его применения являются высокое развитие рыночных отношений и адекватные цены на электроэнергию и грузовые перевозки. Если цены регулируемые и не отражают действительной стоимости энергии или существует возможность длительное время не оплачивать потребление электроэнергии ввиду имеющихся социальных или иных льгот, то динамика потребления электроэнергии может значительно отличаться от динамики промышленного производства. Метод мягкого моделирования (оценка детерминантов) связан с выделением совокупности факторов, определяющих теневую экономику, и направлен на расчет ее относительных объемов. Структурный метод основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства. 4. Теневая экономика США Экономист Эдгар Фейге подсчитал в 2009 году, что теневая экономическая деятельность стоила американскому правительству 600 миллиардов налоговых поступлений. Делая материал по работе Фейге Деннис Чаптман замечал, «По мере углубления рецессии и сокращения возможности найти обычную работу, теневая экономическая деятельность имеет свойство расти, что ведёт к увеличению разрыва в налоговых поступлениях и ухудшению бюджетного дефицита правительства». Неофициальная экономика состоит не только из низкооплачиваемых работников. Профессор социологии Саския Сассен в своей книге указывает на то, что существует ещё и неофициальная экономика креативных профессионалов. Она пишет: «Вкратце говоря, неофициальная экономика в глобальных городах является частью развитого капитализма. Одним из объяснений является то, что новые виды ухода официальной работы от госрегулирования являются недорогим эквивалентом официального дерегулирования в области финансов, телекоммуникаций, и в большинстве других секторов экономики во имя гибкости и новаторства. Разница в том, что в то время как официальное дерегулирование является дорогостоящим, и поступления от налогов, а также частный капитал вынуждены его оплачивать, уход от государственного регулирования является недорогой альтернативой и поддерживается работниками и самими фирмами». Когда Вашингтон или местные органы власти не предоставляют решения, людям самим приходится их находить. Специалист по экономике труда Марк Прайс утверждает: «Люди не должны отказываться от фундаментальных человеческих прав вроде ухода на пенсию или безопасности труда. Но в обществе с таким высоким уровнем безработицы подпольная экономика всё-таки является лучшей альтернативе голоду». Правовую базу борьбы с легализацией преступных доходов в США составляют два уровня законодательных актов - федеральные акты и законы штатов. К числу федеральных законов относятся: "The Bank Records and Foreign Transaction Reporting Act" (Акт о банковских записях и отчетности по международным операциям), известный также под названием "Bank Secrecy Act" - BSA (Акт о банковской тайне) и Закон о борьбе с "отмыванием" денег (1986). "Bank Secrecy Act" установил нормы, касающиеся документации и отчетности для частных лиц, банков и других финансовых предприятий. Причиной принятия данных норм явилось стремление оказать помощь правоохранительным органам в преодолении проблем, порожденных законами по охране банковской тайны, принятыми в разных странах. Закон BSA помогает установить источники, объем и движение американской валюты и других денежных инструментов, ввозимых или вывозимых из страны либо помещенных в финансовые предприятия. Этот закон также регулирует использование полученной информации для расследования уголовных, налоговых и других правонарушений. Закон состоит из двух частей. Первая часть, обобщенная в разделе 12 "The Unated Stated Code" - USC (Объединенный кодекс) требует, чтобы банки и другие финансовые учреждения хранили и поддерживали определенную документацию в течение пяти лет. Вторая часть, обобщенная в разделе 31 USC, обязывает частных лиц, банки и другие финансовые организации отчитываться об определенных внутренних и международных операциях (превышающих 10 тыс. долларов). Денежные инструменты, ввозимые и вывозимые из страны либо вкладываемые или снимаемые в американских банках и других финансовых учреждениях, сами по себе не являются ни контролируемыми, ни незаконными. Однако сам факт перевозки суммы, эквивалент которой превышает 10 тыс. долл., должен быть декларирован в таможне в форме "A Report of International Transportation of Currency or Monetary Instruments" - CMIR (Отчет о международном перемещении валюты или денежных инструментов). Обмен, снятие, вклад или перевод суммы, превышающей 10 тыс. долл. во внутренних банках и других финансовых учреждениях, должны быть декларированы в Internal Revenue Sеrvice -IRS (Налоговое управление, или Служба внутренних доходов) в "A Currency Transaction Report" - CTR (Отчет о валютных операциях). Лица и организации, уклоняющиеся от соблюдения этих требований, могут подвергнуться уголовной и гражданской ответственности, а сами фонды могут быть конфискованы. Руководитель, имеющий право подписи в банке, и лица, контролирующие ценные бумаги или счета в других странах общим объемом более 10 тыс. долл. в течение одного календарного года, должны представлять отчет "A Report of Foreign Bank and Financial Account" - FBAR (Отчет о финансовых счетах в иностранных банках). Этот отчет представляется Казначейству до 30 июня включительно. И, наконец, начиная с 1986 г., предприятия розничной торговли и частные лица обязаны заполнять форму "Reports of Cash Payments over $ 10,000 Received in a Trade or Business (IRS Form 8300)" (Отчет о наличных платежах свыше 10 тыс. долл., получаемых в торговле и бизнесе) и отправлять ее IRS. Закон США "О борьбе с отмыванием" денег (1986 г. с поправками 1992, 1994, 1995 и 1996 гг.) установил ряд других мер, необходимых для эффективной борьбы с легализацией преступных доходов. Закон криминализировал действия по "отмыванию" денег. В соответствии с этим нормативным актом финансовая операция рассматривается как отмывание денег, если лицо знает, что средства, используемые в такой операции, приносят незаконные доходы, и если это лицо осуществляет эту финансовую деятельность или: . намеренно способствует такой незаконной деятельности. . знает, что финансовая операция осуществляется для сокрытия или утаивания подлинного характера, источника доходов, местонахождения, владения или распоряжения доходами, . знает, что проведение операции необходимо для уклонения от выполнения требований закона, касающихся представления отчета об операции. Перевозка, перевод, отправление платежных документов считаются также "отмыванием" денег. В законе указывается на то, что перевозка является преступлением, если лицо перевозит незаконно кредитно-денежный документ из одного государства в другое или: . намеренно способствует такой незаконной деятельности, . знает, что такой документ обеспечивает получение незаконных доходов, . знает, что такая перевозка необходима для сокрытия или утаивания подлинного характера, местонахождения, источника доходов, владения или распоряжения ими, . знает, что перевозка осуществляется для уклонения от выполнения требований закона в части представления отчета об операции. В соответствии с ним банки обязаны сообщать в правоохранительные органы обо всех подозрительных сделках на сумму свыше 5 тысяч долларов (а по операциям с ценными бумагами - более 3 тысяч долларов). В инструкции Минфина подробно описываются признаки "подозрительности" сделки и процедура действий банковского служащего в рассматриваемых случаях. Наказания за нарушения указанных правил - крупные штрафы, увольнение с работы либо, при умышленных действиях, привлечение к уголовной ответственности за соучастие в "отмывании" денег. Обязательным требованием является наличие у каждого банковского учреждения специальной программы по борьбе с "отмыванием" денег. Система отчетности, введенная законом, позволяет отслеживать указанные этапы "отмывания" денег. Заключение теневой экономика деньги отмывание Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, на сколько, сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни. В теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим «кодексом» поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности - неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая: Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота; Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов; Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет. Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов - это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля. Список используемых источников 1. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. [Электронный ресурс] - URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/bekryashev_belozerov_tenevaya_economica/1.aspx (дата обращения 15.04.2013). . Благодаря чему выживает США - рост теневой экономики. [Электронный ресурс]-URL: http://prostornews.ru/news/blagodarya-chemu-vyzhivayut-ssha-rost-tenevoj-ekonomiki.html (дата обращения 10.04.2013). . Воронкова О.В. Зарубежный опыт иследования теневых доходов. [Электронный ресурс]-URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/02/11/1214888580/journal8.4.1-9.pdf (дата обращения 9.04.2013). . Доля теневой экономики Германии упала до рекордного минимума. [Электронный ресурс] - URL: http://www.rbcdaily.ru/world/562949979597597 (дата обращения 28.03.2013). Скачать архив (11.8 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |