Главная » Экономика

Концепции регулирования рыночной экономики США

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

.1 Цели и объекты государственного регулирования, его необходимость

.2 Органы государственного регулирования

. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ США

.1 Механизм ценообразования

.2 Условия доступа частного капитала в регулируемые отрасли

.3 Новый курс Ф.Д. Рузвельта (причины и цели)

. ФРС И КРИЗИС В США

.1 Новые взгляды ФРС и ее будущая роль

.2 Возможные последствия решений ФРС

.3 Кризис в США(прогнозы кризиса)

.4 Антикризисная политика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

государственное регулирование экономика курс рузвельт

Введение

Описывая систему государственного управления в Соединенных Штатах XIX столетия, Алексис де Токвиль заметил, что «центральная власть, какой бы просвещенной и искушенной она ни представлялась, не в состоянии одна охватить все частности жизни великого народа. Она не может этого сделать потому, что подобная задача превосходит все пределы человеческих возможностей. Когда такая власть стремится только лишь своими силами создать и привести в действие бесчисленное множество различных общественных механизмов, она должна либо довольствоваться весьма неполными результатами, либо ее усилия будут просто тщетны». «Централизация без труда придает видимость упорядоченности в повседневных делах, при ней можно умело и обстоятельно руководить деятельностью полиции, охраняющей общество, пресекать небольшие беспорядки и незначительные правонарушения, поддерживать общество в некоем статусе - КВО, что , в сущности, не является ни упадком, ни прогрессом, поддерживать в общественном организме своего рода административную дремоту, которую правители обычно любят называть «надлежащим порядком» и «общественным спокойствием». Одним словом, централизация является превосходным тормозом в любых начинаниях, а не стимулом для их осуществления. Когда же возникает необходимость привести в движение глубинные силы общества или же резко ускорить его развитие, централизованная власть незамедлительно теряет всякую силу. Как только ей для проведения каких-либо мер становится необходима поддержка граждан, все, к своему удивлению, обнаруживают слабость этого гигантского механизма, который разом оказывается совершенно бессильным».

Характеристика, данная А. де Токвилем 170 лет назад способствует пониманию многих процессов, происходящих в современной Америке, и прежде всего самой специфики социально-экономической модели этого государства.

Известно, что США - государство с большим опытом в области антимонопольного регулирования экономики. Государственное регулирование в США осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства в вопросах построения внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных решений.

Система весьма своеобразная, т.к. во многих странах Западной Европы или Азии при государственном регулировании такого рода отраслей идут по пути национализации и в этом, возможно, состоит их слабая сторона.

В данной курсовой работе рассматриваются предпосылки для регулирования отдельных отраслей экономики в США, основные причины, цели и механизмы государственного регулирования.

Также рассматривается одна из главных проблем ,затронувшая США и влияющая на эту страну до сих пор, оказывающая давление на экономическую и социальную жизнь людей и на само развитие экономики -экономический кризис.

Глава 1.Необходимость государственного регулирования экономики

.1 Цели и объекты государственного регулирования ,ее необходимость

Государство всегда выполняло определённые экономические функции. Оно законодательно устанавливало «общие правила игры», то есть систему нормативных актов, которые регулируют деятельность субъектов рынка, в том числе таких институтов, как коммерческие банки, биржи, акционерные товарищества. В государственных судовых органах рассматривались не только криминальные дела, но и хозяйственные, имущественные конфликты.

Государство собирало налоги, за счёт которых не только содержало чиновников, но и финансировало закупки оружия и снаряжения у частных компаний. В ряде стран государству принадлежали железные дороги и так называемые «казённые» заводы. Однако в целом экономическая роль государства ещё в начале XX века была частично ограничена, народное хозяйство оставалось почти исключительной сферой частного бизнеса.

Положение изменилось в период первой мировой войны, когда сначала в Германии, а потом и в странах Антанты государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь с целью мобилизации ограниченных ресурсов для достижения военной победы. Указанные средства, однако, имели чрезвычайный, военно-мобилизационный характер, а поэтому с окончанием войны государственное вмешательство в хозяйственную жизнь сошло на нет.

До начала 30-х годов среди западных экономистов господствовала мысль про то, что экономические спады (кризисы) объясняются случайными причинами, что механизм рыночного саморегулирования в принципе обеспечивает соответствие между совокупным спросом и предложением, значит, и автоматический выход экономики из кризиса и следующее её возвышение на базе обновления основного капитала и ликвидации нерентабельных предприятий.

Отсюда делается вывод про нежелательность, и даже вред государственного вмешательства в экономическую жизнь.

Однако глубокий кризис и затяжная депрессия 30-х годов в корне противоречили этой теории. Стало очевидным, что механизм рыночного саморегулирования не справляется со своими функциями, не обеспечивает автоматический выход из кризиса, что и потребовало перехода к активному государственному регулированию экономики. Такое регулирование на практике стало осуществляться в США с 1933 г. командой Ф. Д. Рузвельта, которая разработала и реализовала так называемый «новый курс».

Дальновидные государственные деятели и экономисты западных стран приходят к принципиальному выводу про то, что рыночный механизм должен быть дополненным механизмом прямого государственного регулирования экономики.

Теоретически ясно, что в системе свободного рынка не остается места любым типам монополий. Исключены инфляция, безработица, перепроизводство.

Хотя на практике дело обстоит значительно сложнее. Особое значение здесь имеет экономическая роль государства в регулировании рыночных отношений.

Возможности свободного рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. В данном случае речь идет не о недостатках, а именно об ограниченности возможностей рынка, особенно применительно к современным экономическим условиям. Поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства

Государство в США выражает интересы роста благосостояния общества и отдельных его граждан, оно регулирует институциональную структуру экономики. При этом учитываются отраслевые особенности, специфика структур управления хозяйством в отдельных секторах экономики.

Существует целый ряд отраслей, где особенности производства, материально-техническая база и другие факторы создают затруднительность или невозможность спонтанного возникновения конкурентной институциональной структуры хозяйства.

В таких случаях государство вынуждено административно добиваться в таких отраслях тех же результатов, которые в других сферах экономики достигаются естественным путем, т. е. обусловлены конкуренцией. Такие отрасли, где государство непосредственно определяет механизм хозяйствования, называются «регулируемыми».

В США к ним относятся:

железнодорожный,

авиационный и другие виды транспорта;

ряд топливно-энергетических производств (газоснабжение, производство электроэнергии);

оказание многих видов коммунальных услуг.

Как правило, компании, действующие в этих отраслях (как и корпорации других отраслей) принадлежат акционерным обществам и частным лицам. В большинстве случаев они также пользуются полной или частичной независимостью от государственных органов в вопросах построения системы организации производства, принятия инвестиционных решений и т.д.

Государственное регулирование затрагивает преимущественно те параметры деятельности данных компаний, которые непосредственно влияют на интересы потребителя: уровень цен, объем производства, границы рынков сбыта, требования к качеству производимых товаров и услуг.

Основной причиной введения регулирования является наличие у одной или ограниченной группы компаний, действующих в определенной отрасли, возможности монополизировать рынок. Эта возможность связана с действием фактора экономии на масштабах производства.

В целом ряде отраслей влияние этого фактора очень значительно, вплоть до предпосылок образования «естественной» монополии. Термин «естественная» монополия употребляется здесь как характеристика отрасли, в которой практически не достигается минимальный оптимальный масштаб производства для отдельной компании. Эта естественная монополия возникает вследствие особенностей производства, его материально-технической базы. Ее следует отличать от монополии, вызванной единоличным доступом хозяйствующего субъекта к некоему количественно ограниченному, невоспроизводимому природному ресурсу.

Наличие в такой отрасли двух и более фирм будет означать пропорциональное сокращение производства в каждой из них, а следовательно и рост издержек на единицу продукции и рост цен.

В этом случае государственное регулирование считают наиболее оптимальным решением проблемы.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. (см.рис.1.1)

Рис.1.1 Госрегулирование в рыночном хозяйстве

Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования.

Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

экономический рост;

полная занятость;

стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

внешнеэкономическое равновесие. (см.рис.1.2)

Рис.1.2 Цели госрегулирования

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка.

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой противоречивостью целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

Фактически, объекты государственного регулирования экономики - это все те сферы, отрасли, а также ситуации и явления социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как скорейшее решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.(см. рис. 1.3)

Рис.1.3 Основные объекты госрегулирования экономики

Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.

Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.

Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни:

уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги);

уровень хозяйства в целом;

глобальный (социальные отношения, экология);

наднациональный (экономико-политические отношение с зарубежными странами, различные интеграционные процессы).

При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой - вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.

        

.2 Органы государственного регулирования

Решение антимонопольных задач предполагает использование определенной системы инструментов государственного воздействия на процессы, происходящие в определенных сферах экономики. В эту систему входят следующие блоки:

организационно-правовые механизмы;

определение условий доступа частного капитала в регулируемые отрасли;

механизм ценообразования.

Субъекты регулирования - федеральные и местные органы государственного управления. При осуществлении государственного регулирования реализуется принцип разделения властей.

Конгресс США (штата).

Законодательная власть инициирует введение регулирования и подводит под него законодательную базу. Закон о введении регулирования в той или иной отрасли или секторе экономики принимает Конгресс США, а на местном уровне - конгресс штата. Рассмотрение такого закона и его принятие наравне с другими законами осуществляется в рамках сложившейся парламентской процедуры (также как и поправки к нему).

В любом законе, вводящем регулирование в той или иной отрасли отражаются следующие вопросы:

цели регулирования;

границы сектора экономики, охватываемого регулированием;

статус и полномочия правительственного органа, который проводит регулирование.

Комиссия по торговле между штатами.

В компетенцию вышеуказанного правительственного органа входит определение конкурентных методов, выбор инструментов государственного воздействия. Остановимся на некоторых принципах, заложенных в основу органов регулирования на примере Комиссии по торговле между штатами.

Комиссия по торговле между штатами имеет статус независимого агентства. Хотя она и является органом исполнительной власти, каким бы то ни было вышестоящим инстанциям ,Комиссия не подчиняется. В своей деятельности данный орган руководствуется только действующим законодательством, в котором определены ее цели и полномочия. В оговоренных законом обстоятельствах Президент может вносить прямые директивные корректировки в деятельность Комиссии.

Комиссия по торговле между штатами обладает возможностью выполнять свои полномочия независимо от того какая партия США находится у власти, на нее нельзя нажать «сверху». Линия, проводимая Комиссией может быть изменена только в законотворческом порядке, в результате деятельности Конгресса.

На заседаниях Комиссии решаются стратегические вопросы ее деятельности, которые связаны с определением путей увеличения экономических выгод, получаемых обществом за счет работы наземного транспорта. Также решаются вопросы выбора соотношения между государственным воздействием и рыночным механизмом, вопросы определения основных характеристик их взаимодействия.

Комиссия выполняет также функцию по регулированию конкуренции структурных пропорций между основными видами наземного транспорта. Для этого она устанавливает ценовые нормативы таким образом, чтобы избежать межотраслевой конкуренции между отдельными видами транспорта.

Председатель Комиссии назначается из числа ее членов Президентом США, а заместителей председателя выбирают сами члены Комиссии. Аппарат Комиссии имеет структурные подразделения. Для проработки конкретных стратегических вопросов из двух-трех членов Комиссии формируется специальная рабочая группа.

Территориальные и функциональные подразделения Комиссии осуществляют практическую работу по контролю за соблюдением норм и правил регулирования транспортными компаниями, за ценами и тарифами. Качеством услуг и т. д.

Суды.

На суды возложена функция по рассмотрению жалоб компаний и отдельных лиц на действия государственных агентств, осуществляющих государственное регулирование конкретной отрасли. Если суд вынесет решение не в пользу государственного агентства, то руководство соответствующего агентства сталкивается с различного рода служебными неприятностями, вплоть до отстранения от должности.

Такой противовес в лице юридической власти создает предпосылки для особой тщательности проработки государственными агентствами вопроса о законности планируемых ими мер. Практически в структуре каждого агентства такого рода имеется в наличии соответствующее юридическое подразделение, которое напрямую связано с руководством агентства.

В качестве характерных примеров организационно-правовых механизмов приведу следующие направления действий:

общее планомерное развитие законодательной и нормативной базы для поддержки и развития рыночных механизмов,

разграничение государственной собственности между различными уровнями федеральных, субъектов Федерации и муниципальных собственников,

разделение и условия взаимодействий государственных и негосударственных структур.

Глава 2. Концепции регулирования рыночной экономики США

.1 Механизм ценообразования

Основные инструменты антимонопольного регулирования направлены на выходные параметры деятельности компаний регулируемых отраслей.

Основным таким параметром являются цены. Наиболее распространенный метод их регулирования состоит в том, что цены на товары и услуги, поставляемые корпорациями, находящимися преимущественно в частной собственности, устанавливаются государственными органами. Наибольшее распространение такая практика получила в производстве и распределении электроэнергии, телефонной связи, авиационном, железнодорожном транспорте, в грузовых автомобильных перевозках.

Существует несколько способов установки цен. В общих чертах проведём наиболее распространённые из них. При включении отрасли в состав регулируемых уровень цен продукции действующих в ней компаний определяется необходимостью обеспечения каждой из них дохода, полученного в неком базовом, или «пробном», году. Сведения о доходе черпаются из бухгалтерской отчетности фирмы, которая тщательно проверяется.

В качестве основной составляющей дохода регулируемой компании выступают средства, призванные компенсировать текущие издержки производства и реализации продукции, амортизацию материальных носителей основного капитала, суммы выплачиваемые фирмой в виде налогов. Доход должен также включать так называемую дополнительную прибыль, размер которой определяется на основе нормы.

Масса прибыли исчисляется умножением ее нормы на так называемую базу, включающую неамортизированную часть инвестиций компании в регулируемый бизнес. После того как требования к уровню дохода компании определены, государственное агентство, регулирующее данную отрасль, устанавливает цены, тарифы на товары и услуги, которые должны обеспечить одобренный государством уровень дохода.

Еще один способ ценообразования в регулируемых отраслях - установление цен на базе ранее существовавших издержек производства. Он применялся в военные годы преимущественно для контроля цен на нефтепродукты. Широкого распространения этот способ не получил, потому, что его суть заключается в поддержании цен или их потолка на том уровне, на котором они держались на определенную дату в прошлом.

Государственные регулирующие органы периодически пересматривают «потолки» цен по мере появления новых видов продукции, изменений в спросе и общеэкономических условиях.

Использование методов государственного ценообразования в регулируемых отраслях сопровождается периодическим возобновлением конкурсов за право доступа в них. В этих конкурсах помимо фирмы, которая уже осуществляет регулируемый бизнес, участвуют и компании, стремящиеся занять ее место в отрасли.

Отказав ранее укоренившейся в регулируемой отрасли фирме в продлении лицензии, уполномоченное государственное агентство может предотвратить таким образом монополистическую практику и необоснованное взвинчивание цен. На практике такое лицензирование не смогло стать достойной заменой регулирования уровня цен. Реализация такой практики сопряжена с длительными слушаниями, а принимаемые решения зачастую обвинялись в их неоправданности или противоречии интересам отдельных заинтересованных социальных групп и категорий.

2.2 Условия доступа частного капитала в регулируемые отрасли

Законы дают федеральным или местным органам власти, а также некоторым образованным ими совместно структурам право выдавать компаниям лицензии на некоторые виды коммерческой деятельности. Предприниматель для получения лицензии должен выполнить определенные условия.

Руководствуясь законодательным правом на выдачу таких лицензий государственные органы получают возможность определять условия доступа частного капитала в охваченные регулированием сферы экономики. Предоставление лицензий, дающим компаниям право на деятельность в регулируемых отраслях, осуществляется на конкурсной основе. Государственный орган, который занимается регулированием той или иной отрасли, объявляет конкурс, в котором принимает участие несколько компаний. Лицензия выдается той из них, которая предлагает наиболее выгодные (с точки зрения удовлетворения общественных интересов) условия. Конкуренция разворачивается за рынок, а не на рынке.

Таким образом конкуренция между компаниями на рынке замещается состязанием между ними на право доступа в регулируемую отрасль. Это позволяет сохранить начала соревновательности даже в тех отраслях, материально-техническая база и другие особенности развития которых предполагают поддержание в них естественной монополии.

С начала 60-х годов лицензии, выдаваемые на производство товаров и услуг, получили наибольшее распространение в таких сферах, как транспорт, связь, обеспечение различными видами энергии. Предоставление таких лицензий сопровождалось обязательным утверждением федеральными или местными властями цен и тарифов на услуги, предлагаемых компаниями данных отраслей.

В результате такой практики сформировались механизмы совместного определения государством и бизнесом уровня и структуры цен на товары и услуги регулируемой отрасли, отвечающих интересам и общества и поставщиков. Частные компании допускались во все определенные виды хозяйственной деятельности только при соблюдении цен, тарифов и ставок, утвержденных органами государства.

В отраслях, где предложение ограничено природными или технологическими факторами, органы государственного регулирования разработали системы оценки, которые позволяют им выбирать между несколькими фирмами, желающими внедриться в данный вид коммерческой деятельности.

Такая оценка осуществляется в ходе публичных слушаний, в ходе которых фирма докладывает предлагаемые ею параметры своей деятельности. Регулирующее агентство должно четко определить характер поставляемого товара или услуги и основные стандарты на него. Лицензия выдается той фирме, которая по мнению агентства в наибольшей степени служит интересам общества.

Конкурсный характер выдачи лицензий имеет как положительные так и отрицательные стороны. Первое проявляется в том, что соревновательность между фирмами используется и для решения ряда социальных и экологических вопросов. Например, государственное агентство в качестве условия выдачи лицензии может поставить наряду с остальными требованиями использование наиболее чистых технологий или первоочередное удовлетворение потребностей конкретной социальной группы.

Отрицательный момент прослеживается в том, что фактически происходит смешение функций социального вспомоществования и отраслевого регулирования. Это оборачивается нарушением механизма оптимизации распределения ресурсов, из-за чего сокращается производимая в отрасли часть ВВП и уменьшается общественный продукт в целом.

.3 Новый курс Ф.Д. Рузвельта (причины и цели)

В XX веке в деятельности американского государства появились новые направления. Одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений. Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. Находившееся в этот период у власти правительство президента Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт - кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как "Новый курс". Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. И содержала следующие реформы(рис.1.4):

Рис.1.4 Реформы «Нового курса»

Финансовая реформа

Была объявлена программа срочных мер по оздоровлению банков и защите вкладов. Был наложен временный арест на счета всех банков страны с целью их полной ревизии. После соответствующей проверки их кредитоспособности была разрешена деятельность крупных банков.

марта, Ф. Рузвельт издал исполнительный приказ ,исполнение которого предотвращало утечку золота за границу . Ни один банк, кроме банков ФРС, не имел право иметь золотого запаса . Радикально расширив государственное вмешательство в банковскую сферу, эти акты установили порядок возобновления деятельности банков после вынужденных «каникул».

Были разделены депозитные и инвестиционные функции банков.

Были созданы в 1934 г. Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ) и Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений (ФКСС), призванные восстановить доверие к банкам, защитить банковские вклады населения

Произошла девальвация доллара, изъятие монетарного золота из частных рук и запрещение свободного обмена бумажных денег на золото, облегчение под нажимом государства доступа к кредиту создавали механизм инфляционного развития американской экономики, действие которого в полной мере стало ощущаться лишь после второй мировой войны.

Восстановление промышленности         

В государственно-монополистическом направлении шли и попытки
восстановления индустриального механизма. Были созданы законы ,которые устанавливали объемы производства, цены и другие правила сбыта, а также предписывали условия труда. На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение к кодифицированным отраслям положений антитрестовского законодательства.

Реформы в сельском хозяйстве

Аграрная политика «нового курса» прошла в своем развитии несколько этапов

Подписанный Ф. Рузвельтом 12 мая 1933 г. билль о помощи фермерам был сложным законодательным актом. Его цель- поднять уровень цен настолько, чтобы восстановить такое их соотношение , которое существовало в базовый период ( август 1909 г. - июль 1914 г.)

Сокращение посевных площадей и уничтожение уже произведенной продукции -ключевые рычаги осуществления программы по регулированию сельского хозяйства .Вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей всех фермеров с выплатой компенсации за необработанные земли.

В то же время крупное фермерство смогло получить большую прибыль. Сокращение посевных площадей для поднятия цен в голодающей Америке сопровождалось уничтожением уже готовой продукции, миллионов голов скота и пр.

Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив процент по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долга.

С подписанием 1 марта 1936 г. закона о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка открылся второй этап в аграрной политике «нового курса». Цель правительства осталась прежней - поднять цены на продукцию, поставлявшуюся на рынок крупным фермерством, однако способ ее достижения значительно видоизменился. Закон предусматривал выплату премиальных платежей собственникам земли, соглашавшимся изымать земли из-под посевов тех культур, которые ее истощали.

Закон о регулировании сельского хозяйства, подписанный 16 февраля 1938 г., открыл завершающую фазу аграрной политики «нового курса». Закон 1938 г. вводил концепцию «всегда нормальной житницы» (Ever-normal granary), согласно которой поддержание цен в отличие от принципов 1933 г. достигалось не путем уничтожения «излишней» продукции, а с помощью ее хранения, сопровождавшегося выплатами фермерам в счет еще не проданных ими товаров.

Социальная реформа

Больше всего правительство беспокоила проблема безработицы. По оценкам леворадикальной организации экономистов, Ассоциации по исследованию проблем труда, число безработных достигло к началу 1933 г. 17 млн. человек.

мая 1933 г. администрация Рузвельта одобрила закон об ассигновании 500 млн. долл. на оказание помощи безработным. В общей сложности правительство израсходовало на помощь безработным свыше 4 млрд. долларов.

Запрещалось предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

Зимой 1933-34 г. под влиянием чрезвычайных обстоятельств, правительству пришлось взяться за проведение общественных работ. Их цель заключалась в том, чтобы чем-нибудь занять безработных и ослабить социальную напряженность. Ф. Рузвельт создал Администрацию гражданских работ (Civil Works Administration - СВА).

Одним из важнейших актов внутренней политики «нового курса» было создание системы социального обеспечения, которая затем получила дальнейшее развитие. Принятый в августе 1935 г. закон предусматривал страхование двух типов - по старости и безработице, был первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода.

В июне 1938 г. Ф. Рузвельт подписал закон о справедливых условиях труда, под действие его положений не попадали сельскохозяйственные рабочие, моряки, транспортники, часть печатников, рабочие и служащие розничной торговли, консервной промышленности, рыбаки и ряд других категорий трудящихся.

«Новый курс» не привел к заметным позитивным сдвигам в положении темнокожего населения. Как справедливо заметил историк Б. Бернстайн, «новый курс оставил в неприкосновенности расовые отношения в Америке».

Судебная реформа

С самого начала «нового курса» в системе органов государственной власти на первое место выдвинулись исполнительная и законодательная ветви, оттеснив судебный корпус. В истории
отношения Верховного суда к законодательству «нового курса» можно
выделить три этапа: 1933 - 1934 гг. - выжидание, 1935 - 1936 гг. - лихорадочная активность по ликвидации ряда важнейших законов, с 1937 г.- вынужденное санкционирование основного социального законодательства. 5 февраля 1937 г. Ф. Д. Рузвельт выступил с планом судебной реформы. Формально его предложение сводилось к тому, чтобы президент имел право расширить состав федерального судебного корпуса за счет назначения новых судей в тех случаях, когда судьи, достигшие 70-летнего возраста и проработавшие на своих постах не менее 10 лет, не желают уходить на пенсию. При этом Верховный суд ни при каких условиях не должен иметь в своем составе свыше 15 человек.

Конституционные изменения

За время президентства Ф.Д. Рузвельта к Конституции США в 1933 г. была принята ХХ поправка, в которой определялся порядок вступления вице-президента в должность в случае смерти президента до начала полномочий, не выборах президента до начала полномочий, или не вступления президента в должность, а так же определялось право Конгресса в решении вопроса, кто будет действовать в качестве президента или вице-президента, пока те не вступят в должность.

В 1951 г. была принята ХХII поправка к Конституции США, которая ограничивала выборы в президенты не более чем на два срока. Эта поправка была принята, после избрания Ф.Д. Рузвельта президентом на четвертый срок.

Административная реформа

Успешное дальнейшее проведение в жизнь этого курса Ф. Рузвельт видел и в осуществлении его плана административной реформы, предусматривающего создание новых министерств, специального Исполнительного управления президента (ИУП) и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг, которые должны были упорядочить деятельность множества возникающих в это время регулирующих ведомств и агентств.

Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано ИУП, в состав которого включались Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов. Отказав президенту в создании двух новых министерств, Конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию федеральных агентств, результатом чего и было создание двух новых структурных подразделений президентской власти: Федерального агентства общественных работ и Агентства ценных бумаг, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.

Внешняя политика

Внешняя политика США в 30-е годы осуществлялась под воздей-ствием, с одной стороны, самого глубокого за время существования капитализма мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг., а с другой - постоянного возрастания опасности новой мировой войны. Если кризис, расстроивший мировые торгово-экономические связи, толкал США к изоляционизму, то опасность войны, наоборот, подчеркивала потребность в международном сотрудничестве для поддержания всеобщего мира.

Администрация Ф. Рузвельта унаследовала внешнюю политику с ее традиционными основными направлениями и соответствующими им доктринами: Монро в Латинской Америке, «открытых дверей» в Азии и изоляционизма в отношении Европы.

Практический смысл этой политики Соединенные Штаты усматривали в том, чтобы с выгодой для себя использовать противоречия и войны между европейскими странами, провозглашая нейтралитет, от которого они, однако, отступали в крупнейших конфликтах, развертывавшихся на Европейском континенте. В этом качестве изоляционизм сохранял свое значение для американской дипломатии вплоть до второй мировой войны.

Важнейшим внешнеполитическим актом правительства стало дипломатическое признание Советского Союза.

ГЛАВА 3. ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА(ФРС) И КРИЗИС В США

.1 Новые взгляды ФРС и ее будущая роль

Федеральная резервная система (ФРС, Федеральный резерв) (англ. Federal Reserve System) - специально созданная в 1913 году законом о Федеральном Резерве (англ. Federal Reserve Act) система, которая в совокупности выполняет роль центрального банка Соединённых Штатов Америки. В управлении ФРС определённую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной - акционерная с особым статусом акций.

Структура ФРС:

двенадцать региональных Федеральных резервных банков - фискальных агентов Казначейства США

многочисленные частные банки (получающие неотчуждаемые, фиксированной доходности акции Федеральных резервных банков

обмен на вносимый резервный капитал)

Система управления ФРС:

Совет управляющих ФРС (всего 7, которые утверждаются Президентом США)

Федеральный комитет по открытому рынку (англ. Federal Open Market Committee)

разнообразные консультационные советы

С февраля 2006 года пост председателя Совета управляющих ФРС занимает Бен Бернанке. 17 декабря 2009 года Банковский комитет сената США утвердил главу Федеральной резервной системы (ФРС) Бена Бернанке на второй срок. За его кандидатуру проголосовали 16 сенаторов, семеро были против.

Чрезвычайность ситуации и накопленные в американской эконо­мике диспропорции вынудили власти США объявить в июне 2009 г. о реформе финансового регулирования. Сначала президент Б. Обама, а затем министр финансов Т. Гейтнер представили развернутую программу новых подходов (которую еще предстоит принять). Она пред полагает существенное изменение «весовых категорий» регуляторов: теперь главенствующую роль часто будет играть не ФРС, а Казна­чейство (министерство финансов) США. Это сразу заставило говорить об ослаблении многолетней независимости самой ФРС и превращении ее в ряде случаев фактически в функциональное подразделение Казначейства. Так, в частности, предусматривается:

создание Наблюдательного совета по финансовым услугам - Financial Services Oversight Council (возглавляется Казначейством; включает основных федеральных регуляторов, в том числе ФРС).

создание Национального банковского надзорного органа - National Bank Supervisor (на правах самостоятельного агентства, имеющего отдельный статус в рамках Казначейства), который будет отвечать за федеральные депозитные учреждения. Укажем, что дан­ные функции, скорее, должны быть прерогативой ФРС, а потому это можно рассматривать как перенос центра тяжести в регулировании в пользу Казначейства.

новые полномочия самой ФРС, которая теперь должна осу­ществлять надзор не только за банками, но и за другими компаниями, положение которых может представлять угрозу для финансовой стабильности. Столь масштабные функции могут существенно затруднить работу ФРС, по сути делая ее ответственной за финансовые сбои в корпоративном секторе в целом.

ограничение возможностей ФРС по предоставлению чрезвычай­ных кредитов и необходимость получения для этого предварительного письменного согласия Казначейства.

ФРС включает 12 федеральных резервных банков (ФРБ), степень их незави­симости, по крайней мере, достаточно высокая. Акционеры каждого резерв­ного банка несут ответственность по его индивидуальным обязательствам (но не других резервных банков). (В связи с этим напомним прецедент, когда в довоенный период ФРБ Чикаго отказался от операций, направленных на поддержку ФРБ Нью-Йорка.)

Таким образом, консолидированный баланс ФРС можно считать таковым с определенными оговорками. Вместе с тем акционерами федеральных резервных банков являются региональные коммерческие банки, часто одних и тех же материнских банков, и с учетом нынешнего высокого уровня централизации и управляемости в целом подобные коллизии вряд ли возможны. Тем не менее при оценке рисков баланса ФРС эти обстоятельства следует иметь в виду.

Наконец, все чаще отмечается необходимость различать неза­висимость денежно-кредитной политики, с одной стороны, и самой ФРС - с другой. Тем более что акционеры региональных ФРБ - это коммерческие банки с вполне конкретными коммерческими интересами и интересами своих акционеров.

Более того, сейчас в конгрессе США рассматривается законо­проект, предполагающий проведение аудита ФРС. В условиях кризиса законодатели захотели получить максимально полную информацию о ее функционировании. До настоящего момента по-прежнему не аудируются такие важнейшие области деятельности ФРС, как денежно-кредитные операции, в том числе кредиты через «дисконтное окно» (позволяющие осуществлять прямое кредито­вание участников финансового рынка), операции на открытом рынке, с иностранными правительствами и иностранными цент­ральными банками .

Таким образом, нельзя исключить, что нынешняя кризисная ситуация может привести к серьезным системным изменениям в фор­мировании фундаментальных основ, которые определяют степень учас­тия центров экономической силы в функционировании современной финансовой системы. Подобная «межведомственная оптимизация» и связанный с ней передел сфер влияния как на регулятивном, так и на корпоративном уровнях могут обусловить формирование иной геоэкономической и геополитической конфигурации современных процессов и механизмов .(см.график 3.1)

Рис.3.1 Рост денежной базы в острый период кризиса

.2 Возможные последствия решений ФРС

В период кризиса наметился разрыв между динамикой денежной базы и баланса ФРС - раньше этот разрыв был виден не столь четко. В первую очередь это связано с тем, что часть эмитированных Федеральным резервом средств размещается на счетах госинститутов , которые открываются в ФРС, что ограничивает ликвидность таких средств. В результате баланс ФРС расширяется, а денежная база не растет. Увеличивается она лишь тогда, когда происходит снятие таких средств со счета и направление их в экономику.

Решения ФРС предусматривают, что помимо выкупа ипотечных бумаг одним из каналов роста будет покупка ФРС казначейских облигаций. Эта практика устойчиво применяется уже многие годы, в первую очередь при формировании денежной базы .

Однако последние кризисные события заставили ФРС не только существенно увеличить саму денежную базу, но и кардинально изменить структуру ее компонентов и источников формирования. При уменьшении доли казначейских бумаг на балансе ФРС и в денежной базе возросло значение ипотечных бумаг специализированных ипотечных агентств (Fannie Mae, Freddie Mac). Принятие антикризисных программ, предусматривающих кредитование участников рынка напрямую под обеспечение коммерческими бумагами и иными активами , дало около 20% сформированной денежной базы.

При использовании новых инструментов должна быть обеспечена ликвидность, в первую очередь на целевых рынках (в частности, на рынке ипотечных продуктов), а также удешевление ресурсов в целом.

Существенно возрос краткосрочный компонент ресурсов (рис.3.2)

Рис.3.2 Рост краткосрочных источников денежной базы

Управляемость денежных потоков и предсказуемость их динамики в новых условиях, становится более сложной. Та часть кредитных ресурсов, которая предоставляется на краткосрочной основе, может сильно зависеть от конъюнктуры денежного рынка. В последние месяцы доля казначейских бумаг снижается (а это важный источник системных долгосрочных ресурсов), при этом свыше 50% денежной базы приходится на обеспеченные коммерческие кредиты и инструменты аукционов. В результате возникают проблемы качества баланса самой ФРС, риска залогов, предсказуемости денежного предложения и в целом обеспечения равномерности и бесперебойности оборота денежных средств.

Одновременно растет денежная масса, хотя значительно более медленными темпами, чем денежная база, поскольку в кризисных условиях участники рынка неохотно расстаются с ликвидностью, которая в результате поступает в экономику ограниченно, что отражается в снижении мультипликатора - с 9 в июля 2008 года до 5 в февраля 2009 года (рис.3.3)

Рис. 3.3 Снижение мультипликатора

.3 Кризис в США(прогнозы кризиса)

Финансовый кризис в США начался в конце 2006 года с ипотечного кризиса в секторе subprime (некачественные кредиты), который появился вследствие надувшегося пузыря на ипотечном рынке, вызванного низкой процентной ставкой ФРС, избытком ликвидности и легкомысленным отношением ипотечных компаний к заемщикам. А цепную реакцию по всему миру вызвал тот факт, что ипотечные компании, пытаясь выйти из тяжелой ситуации с некачественными ипотечными кредитами, стали продавать закладные по ипотеке институциональным инвесторам в США и других странах.

Когда цены на недвижимость в США упали, компании купившие эти закладные, понести огромные убытки, так как цена недвижимости была намного ниже цены закладных. Американский ипотечный пузырь сдулся - пострадала вся мировая экономика. По сути, американские ипотечные компании набрали недобросовестных, малообеспеченных спекулятивных клиентов, а когда долги перестали отдавать, перепродали закладные другим компаниям по всему миру, которые понесли на себе гигантские убытки.

Из анализа статистических данных следует ,что первичной причиной кризиса США стало банальное перепроизводство продукции строительной и автомобильной индустрии ,которое происходит циклично с периодом в несколько лет .Почему же в этот раз последствия подобного перепроизводства были столь неприятными ? При появлении первых симптомов рыночные механизмы не сообщили о неблагополучии этих секретов из-за неправильной оценки состояния экономики ,связанной не только с качеством финансовых механизмов ,но и с некорректным выбором показателей ее динамики .Торгово-промышленный кризис в строительной и автомобильной индустрии послужил «пусковым крючком» финансового кризиса США ,который потом трансформировался в общий финансово-промышленный кризис .

Неработоспособность финансовых механизмов управления экономикой была вызвана следующими причинами . Многолетняя социальная политика государства была направлена на смягчение влияния циклически повторяющихся явлений перепроизводства и решение социального вопроса -предоставления жилья неимущим слоям населения .Доказательством существования перепроизводства служит табл.1,приложения 1 .Результатами такой политики стали постоянный рост основных официальных показателей -ВВП и ВВП на душу населения -и улучшение социального климата в стране .Но одновременно были разрушены рыночные механизмы ,осуществлявшие функции обратной связи в системе управления ,возникла высокая скрытая инфляция .Усложнение рыночных механизмов привело к уменьшению рисков кредитования .С ростом ВВП снижался коэффициент полезного действия системы управления экономикой .

Более 63 % среднегодового прироста ВВП США за 1995-2000 гг. обеспечивали финансовые услуги ,страхование ,продажа ,аренда недвижимости и торговля (таблица 1).Т.о. ,коэффициент полезного действия за эти годы снизился с 83% до 67% ,то есть экономика стала менее эффективной из-за неконтролируемого развития рыночных механизмов и уменьшения отдачи от их использования при обслуживании реального сектора .(см.приложение 2)

Конечно же задолго до начала кризиса в мире покатились волны прогнозов кризиса, систем выхода из него или хотя бы его ослабления. Ершов М. в одной из статей выразил свою точку зрения: «Имея в виду системные угрозы , которые давно формировались в мире ,мы в 2000 году предупреждали, что «мировая валютная система стоит перед реальной перспективой полномасштабного валютного кризиса , и от того .насколько адекватными и согласованными будут принимаемые основными государствами шаги ,зависит возможность смягчения форм его проявления и предотвращения разрушительных последствий для мировой экономики в целом» .Тогда же мы подчеркивали ,что «перспективы американского доллара и как следствие всей мировой валютной системы в целом выглядит весьма проблематично»На такие риски стали все чаще указывать эксперты и практики .Так ,П.Волкер (в прошлом глава ФРС) писал ,что «существует 75-процентная вероятность валютного кризиса в США в течение 5 ближайших лет»

В прикладном плане многие попытки оценить перспективы развития на финансовом рынке не были успешными .Выступая на слушаниях в конгрессе США по проблемам кризиса ,А .Гринспен признал ,что на многие вещи пришлось взглянуть по-другому и переоценить их .Причем он указал на факт создания мощных моделей ,предназначенных для предсказания подобных событий ,авторы некоторых из них даже получили Нобелевские премии в области экономики .Тем не менее модели не смогли предупредить такого масштабного кризиса .»Все интеллектуальное задание обрушилось….поскольку модели основывались на данных последних 20-ти лет -периода эйфории»


Скачать архив (863.2 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: