Главная » Экономика

Стратегии управления вигилентными конфликтами: практика и опыт ЕС

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования вигилентных конфликтов

1.1 Актуальность изучения проблемы безопасности и вигилентных конфликтов

1.2 Теоретические подходы в объяснении вигилентных конфликтов

1.3 Этническая миграция и её виды

Глава 2. Вигилентные конфликты на территории Европейского союза

2.1 Предпосылки возникновения вигилентных конфликтов и их эскалация

2.2 Современная миграционная ситуация в ЕС

2.3 Программно-целевой метод урегулирования вигилентных конфликтов в Европейском союзе

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность научного исследования заключается в том, что в современном мире процесс миграции характеризуется устойчивостью и возникающей напряженностью между местными жителями и этническими мигрантами.

Резкому росту миграционных потоков поспособствовали трансформационные процессы, которые связаны с экономической глобализацией и политической интеграцией регионов и государств в целом. Население перемещается с целью трудоустройства, поиска нового комфортного места жительства, а также получения образования из менее развитых государств "мировой периферии" в более развитые страны. Для них привлекательным становится уровень политической и социально-экономической стабильности.

Исследование обладает практической актуальностью, поскольку имеет региональную специфику. В связи с нарастанием потока беженцев и вынужденных переселенцев в странах Европейского союза усугубляется ситуация взаимоотношений местного населения к этническим мигрантам. Такая тенденция в целом ведет к непредсказуемым последствиям, вплоть до конфронтационных отношений. Этот фактор может негативно повлиять не только на политическую, но и на экономическую сферу.

Взаимосвязь основных понятий, использованных в исследовании, можно обозначить следующей последовательностью: этнонациональные конфликты, посредством вынужденной миграции, вызывают новый вид конфликтов, именуемые вигилентными.

Степень разработанности проблемы.

Рост миграционных процессов в современном мире и актуализация порожденных миграцией социальных и социокультурных проблем обусловили и повышенное внимание социологов, политологов, философов, культурологов к миграции как одной из ключевых проблем современности.

Проблематика вигилентных конфликтов изучена мало, целый ряд проблем, связанных с данной тематикой остаются нерешенными и дискуссионными. Однако в зарубежной и отечественной научной литературе обширно изучено понятие и причины возникновения миграционных процессов и проводились значительные исследования в этой области до появления термина. И в связи с малой изученностью проблемы вигилентных конфликтов особой внимание стоит уделить преимущественно вигилантизму в отношении вынужденных мигрантов.

Вигилентные конфликты, как особое явление и термин было выделено в работах И.П. Чернобровкина, где операционализируется понятие конфронтации между местным населением и этническими мигрантами, освещены процессы взаимной адаптации местных жителей и этнических мигрантов. Также описаны стратегии размещения мигрантов, их трудоустройства, культурного взаимодействия с жителями принимающего региона.

До появления термина "вигилентные конфликты" в рамках российской конфликтологической науки проводились изучения этнической миграции и возникающих этнонациональных проблемах. Здесь следует упомянуть фундаментальных исследователей А.Г. Здравомыслова, Л.Д. Гудкова, Ф.С. Эфендиева, Л.Л. Рыбаковского, А.А. Коробова, В.А. Авксеньтьева.

вигилентный конфликт миграционный эскалация

Неразрывная связь проблем миграции и глобализации заставляет нас обратиться к исследованиям авторов: З. Бауман, У. Бек, Ж. Бодрийяр, И. Валлерстайн, С. Жижек, А. Негри и М. Хардт и др.

Из зарубежных исследований следует отметить, что в социологии вигилентные конфликты преимущественно исследуются в аспекте свободной миграции, где реакцией на угрозу являются акции бдительности и межэтнический конфликт (Розембаум Х.).  В политологии исследуется активность местных политиков для мобилизации сторонников вигилентных акций (Бобо Дж)  и применение политики мультикультурализма для урегулирования вигилентных конфликтов (Бохме Дж., Чакраборти Р., Веилер Ф.) .

Проблемы расселения мигрантов на территории принимающего государства в рамках правительственных стратегий для урегулирования вигилентных конфликтов изучали М. Кнайт и А. Озерд; Д. Мессей и Н. Дентон; Р. Альба и В. Нея; Ф. Риггс.

Значительная часть исследователей проблемы адаптации мигрантов в принимающем обществе работает в русле мультикультуралистского дискурса, выступая за сохранение мигрантами своей этнической и культурной идентичности в рамках современного мультикультурного общества. Среди них, прежде всего, следует назвать У. Кимлика, которого относят к числу разработчиков данной концепции, а также Ч. Тэйлора, который представляет либеральный вариант мультикультурализма. Концепция "мульти-культи" превалировала в зарубежной социологии миграции, начиная с 1970-х - 1980-х гг., в связи с сильным влиянием на социально-гуманитарные науки Западной Европы леволиберальных политических ценностей. Позже концепция мультикультурализма подверглась некоторой корректировке.

В 1990-е - 2000-е гг. несоответствие мультикультурализма реальной ситуации в сфере миграции в Западной Европе (рост преступности, терроризм, культурное отчуждение мигрантов от принимающего общества) способствовало появлению обширной критической литературы, подчеркивающей опасность мультикультурализма для европейской идентичности. Прежде всего, это работы немецкого политика Т. Саррацина, выступления ряда европейских политических деятелей как правой, так и левой политической ориентации (Д. Кэмерон, А. Меркель, Н. Саркози и т.д.).П. Стокер обращает внимание на монополизацию мигрантами отдельных сфер бизнеса в западноевропейских странах, в частности, в Германии.

В России экономический, политический и социальный характер миграций подробно рассматривается в работах Эшрокова В.М. , Рязанцева С.В. , Белозерова B.С.  и Соловьёва И. А.

С ракурса политической и социологической проблематики, миграционные процессы как немаловажные причины возникновения напряжённости изучались отечественными исследователями Запрудским Ю.Г. , Денисовой Г.С.  и Радовель М. Р.

Цель научного исследования - исследование региональных аспектов миграционной политики и анализ практики управления вигилентными конфликтами в Европейском союзе.

К задачам исследования относятся:

выявить актуальность изучения проблемы безопасности и вигилентных конфликтов;

рассмотреть теоретические подходы в объяснении вигилентных конфликтов;

изучить этническую миграцию и её виды;

проанализировать предпосылки возникновения вигилентных конфликтов и их эскалацию;

исследовать современную миграционную ситуацию в ЕС;

изучить программно-целевой метод урегулирования вигилентных конфликтов в Европейском союзе.

Объектом исследования в данной работе являются вигилентные конфликты в современном мире.

Предмет исследования - стратегии управления вигилентными конфликтами в Европейском союзе.

Теоретико-методологические основы исследования. В качестве базовых методов исследования используются ситуационный анализ и системный анализ. Стратегии управления вигилентными конфликтами рассматриваются частью формирования толерантного отношения в обществе. Управленческий анализ, применяемый здесь же, помогает акцентировать внимание на стратегические аспекты объективных условий, субъективных причин фактического возникновения такого вида конфликтов.

Эмпирическая база исследования состоит из статистических данных по миграционным процессам, а также сводных таблиц по движению и пребыванию населения в странах ЕС.

Практическая значимость работы заключается в возможности решения поставленных задач, а также для разработки теории вигилентных конфликтов в России. Результаты исследования можно использовать в преподавании дисциплины по специальности этноконфликтологии, а также адаптировать опыт ЕС в разработке нормативных документов.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования вигилентных конфликтов
 
.1 Актуальность изучения проблемы безопасности и вигилентных конфликтов

В процессе мирового социально-экономического развития, проявляющегося, в том числе, в глобализации экономики и культуры, интеграции значительного количества государств и стирании национальных границ, приобретает широкое распространение массовая миграция населения - как в пределах отдельно взятых государств, так и в транснациональном масштабе. Миграция, связанная с неравномерностью экономического и социального развития государств современного мира, политической нестабильностью в отдельных государствах, приводит к изменению социально-экономической структуры государств, принимающих мигрантов на своей территории.

Проблема толерантности как культурной нормы этнического сосуществования актуализируется в связи с неустойчивым характером межэтнических отношений в мире.

Главным источником потоков беженцев и вынужденных переселенцев являются затяжные этнонациональные конфликты. Крупные по численности группы беженцев-эмигрантов возникли в странах с затяжными конфликтами.  Другую большую группу этнических мигрантов образуют вынужденные переселенцы. Их точную численность установить трудно.

Первоначальный уровень толерантного отношения местных жителей к беженцам и вынужденным переселенцам характеризуется средней степенью терпимости. Она поддерживается состраданием к людям низшего статуса, испытывающих специфические потребности в физическом выживании вследствие вынужденного трагического переселения: в жилье, трудоустройстве, адаптации к местной культуре. Варьирование толерантного отношения местных жителей к этническим мигрантам от их поддержки до нетерпимости зависит от политики правительства принимающего общества. Сегодня многие государства приняли законы, определяющие статус и порядок обеспечения прав вынужденных переселенцев. Права вынужденных переселенцев включают: получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи; получение направления миграционной службы на проживание в районах временного размещения; обеспечение проезда к месту временного размещения.

Толерантное отношение местных жителей к беженцам и вынужденным переселенцам становится неустойчивым в случаях, когда правительство неспособно обеспечить безопасность этнических мигрантов, с одной стороны, а с другой - неспособно контролировать правопорядок в районах постоянного или временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев.

В частности, угроза безопасности местных жителей, принимающих беженцев и вынужденных переселенцев, возрастет, если их поселения находятся недалеко от зон вооруженного конфликта. Развитие толерантных отношений прерывается и допускает конфронтацию местных жителей и этнических мигрантов в случаях, когда вновь прибывшие этнические мигранты, сталкиваясь с различными проблемами физического выживания, используют для их решения неправовые практики. В таких случаях местные общины, сотрудничающие с гуманитарными организациями в деле оказания помощи переселенцам, прекращают свою деятельность.

Рост численности этнических мигрантов приводит к распространению конфликтов с местным населением. Вигилентный конфликт (от лат. vigilant - бдительный) представляет собой конфронтацию местной этнической общины с чужими этническими мигрантами.

Этнические мигранты - это группа индивидов, которые покинули свою этническую родину и взаимодействуют с местным этносом и институтами принимающего общества. Нативное население, то есть жители этнически принимающего региона по отношению к иноэтническим мигрантам мы называем местный этнос. Значимость термина "этническая родина" заключается в том, что этногруппы делятся на проживающих на родной территории и мигрантов, проживающих за ее пределами. Конкретизацией социального взаимодействия этногруппы с обществом является географический принцип.

Группы этнических мигрантов образуются в результате смены традиционного места жительства (миграции). Возникновение мигрантских этногрупп может быть результатом интернациональной миграции. Также применяются термины "эмиграция" (оставление страны нахождения этнической родины) и "иммиграция" (прибытие для проживания в принимающей стране). Также существует внутренняя миграция, когда перемещения происходят в пределах одной страны. Процесс обратной миграции возникает в том случае, когда мигранты возвращаются на этническую родину.

По причине того, что сегодня главным источником потоков беженцев и вынужденных переселенцев являются затяжные этнонациональные конфликты крупные по численности группы беженцев-эмигрантов возникли в странах: Афганистан (2601 тыс.), Ангола (349 тыс.), Армения (189 тыс.), Азербайджан (310 тыс.), Босния и Герцеговина (472 тыс.), Бурунди (524 тыс.), Хорватия (343 тыс.), Эритрея (345 тыс.), Ирак (639 тыс.), Палестина (104 тыс.), Руанда (848 тыс.), Сьерра-Лионе (484 тыс.), Сомали (496 тыс.), Шри-Ланка (120 тыс.), Судан (474 тыс.) и др. страны.  Массовые потоки беженцев усложняют процессы свободной миграции вызываемые глобальной экономикой. Люди, вынужденные покинуть этническую родину из страха перед преследованием, местью, этническими чистками и резней, вливаются в широкий поток мигрантов, уезжающих в поисках возможностей лучшей жизни или воссоединения со своими родственниками. Массовые потоки этнических беженцев, как правило, вынуждены принимать соседние страны. На начало XXI в. крупные по численности группы беженцев приняли Алжир (580 тыс.), Армения (300 тыс.), Азербайджан (190 тыс.), Конго (250 тыс.), Эфиопия (260 тыс.), Германия (1 млн), Гвинея (500 тыс.), Кот-д'Ивуар (136 тыс.), Индия (196 тыс.), Индонезия (163 тыс.), Иран (1,8 тыс.), Пакистан (1,2 млн), Кения (224 тыс.), Уганда (220 тыс.), Иордания, Сирия, Ливан (3,6 млн палестинцев), Судан (390 тыс.), Танзания (620 тыс.), Тайланд (100 тыс.), Югославия и Черногория (500 тыс.), Замбия (196 тыс.) .

Другую крупную группу этнических мигрантов образуют вынужденные переселенцы. Например, в Сомали в дополнение к массовым убийствам этнических меньшинств, были изгнаны со своих земель 2 млн. человек. Из них 400 тыс. бежали в Эфиопию и 200 тыс. - в Кению.

Первоначальный уровень толерантного отношения местных жителей к вынужденным этническим мигрантам характеризуется минимальной степенью терпимости. Она поддерживается состраданием к людям низшего статуса. Вследствие вынужденного трагического переселения, мигранты имеют специфические потребности в физическом выживании, жилье, трудоустройстве, адаптации к местной культуре. Этноцентристское восприятие местными жителями мигрантов обусловлено ограниченными исходными возможностями беженцев и вынужденных переселенцев. "У них могут быть ограниченные возможности для обработки земли или они могут вообще не иметь к ним доступа. Они часто не имеют стабильных возможностей для трудоустройства. Их документы могут не отвечать требованиям. Они могут и далее подвергаться актам насилия, недобровольного перемещения и вербовки в незаконные вооруженные формирования. Во время возвращения и реинтеграции вынужденные переселенцы нуждаются в особой защите". От политики правительства принимающего общества зависит изменение местной толерантности к мигрантам, перейдет ли она в нетерпимость или же будет происходить конверсия толерантности.

Таким образом, чередование насильственной борьбы и сосуществование этнических групп наблюдается в случае возникновения затяжных вигилентных конфликтов. В случае урегулирования, специалисты обращаются к норме толерантности модуса вивенди. Модус вивенди - это условия, которые обеспечивают возможность совместного существования противоборствующих сторон, и возможность нахождения временных мирных отношений между ними. Толерантное отношение местных жителей на начальном уровне минимально и поддерживается только благодаря состраданию к людям. Соответственно, мигранты имеют в физическом выживании, жилье, трудоустройстве, адаптации к местной культуре. От политики правительства принимающего общества зависит изменение местной толерантности к мигрантам. В общем, регулирование вигилентных конфликтов позволяет укрепить национальную безопасность страны и её целостность.

 
.2 Теоретические подходы в объяснении вигилентных конфликтов

Сегодня под этнической миграцией понимается миграция, в основе которой лежат не экономические факторы, а факторы, связанные с самосохранением этноса или его части как самостоятельного социально-экономического и этнокультурного организма.

В современном мире выработано две основные модели управления адаптацией мигрантов в принимающее общество - интеграционистская и мультикультуралистская. Первая модель предполагает "растворение" мигрантов в принимающем обществе с принятием образа жизни, норм и правил поведения, ценностей последнего. Мультикультуралистская модель подразумевает сосуществование различных этнокультурных групп в рамках единого политического образования, причем акцент делается на культивировании и поддержке этнокультурной специфики каждой общности, проживающей на данной территории. Однако практический опыт западных государств свидетельствует о том, что мультикультурализм как стратегия адаптации мигрантов показал свою непригодность, поскольку привел лишь к фрагментации принимающих обществ, их анклавизации и многочисленным конфликтным ситуациям, связанным с нежеланием мигрантов следовать нормам поведения принимающего государства. Более действенной в этой связи представляется интеграционистская модель, грамотное применение которой будет способствовать лучшей интеграции мигрантов в принимающее общество, профилактике негативных явлений, связанных с миграцией.

Также в международной практике существуют правительственные стратегии по урегулированию вигилентных конфликтов.

Правительственная политика раздельного расселения этнических мигрантов поддерживает номинальный уровень толерантности местных жителей, поскольку ограничивает их контакты с мигрантами. В этих целях создаются лагеря беженцев и организуются районы временного размещения вынужденных переселенцев, что именуется в терминологии ООН "районами безопасности". М. Кнайт и А. Озердем называют несколько причин, по которым правительство принимающего общества предпочитает поселенческую сегрегацию этнических мигрантов: необходимость обеспечить безопасность, возможность организованной репатриации и привлечения гуманитарной помощи, использование мигрантов в качестве дешевой рабочей силы.  Принимающие государства имеют право размещать беженцев в специальных лагерях или районах, если будут соблюдаться минимальные стандарты обращения с ними: обеспечение питанием, одеждой, медицинскими и образовательными услугами, а также покидание лагеря для устройства на работу, помощь в репатриации или для переселения в другую страну. Создание "районов безопасности" также не противоречит нормам международного гуманитарного права. Сегодня многие государства приняли законы, определяющие статус и порядок обеспечения прав вынужденных переселенцев.

В России действуют следующие нормативные документы: Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года от 13 июня 2012 г., Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" с последними изменениями и дополнениями от 25 ноября 2013 г.

Права вынужденных переселенцев включают: получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи; получение направления миграционной службы на проживание в районах временного размещения; обеспечение проезда к месту временного размещения.

Само по себе раздельное поселение вынужденных мигрантов не является дестабилизирующим фактором местных толерантных отношений. Неспособность правительства обеспечить безопасность этнических мигрантов делает толерантные отношения неустойчивыми.

Лагеря беженцев представляют собой огороженные зоны, в которых находятся только беженцы и те организации, которые им помогают и контролируют внутренний порядок. По данным УВКБ ООН, местные власти не в состоянии обеспечить беженцам защиту, когда лагеря находятся в конфликтных регионах или недалеко от них.

Когда лагеря беженцев становятся очагами преступности и политического экстремизма, местные жители начинают нетерпимо относиться к раздельному поселению этнических мигрантов и требуют их репатриации. Местная интолерантность распространяется на всех этнических мигрантов, хотя их малая часть вовлечена в противоправную деятельность.

Присутствие боевиков среди беженцев подвергает гражданское население дополнительной опасности. Это делало беженцев беззащитными перед лицом вооруженных группировок, которые запугивали, притесняли их и в принудительном порядке производили вербовку в свои ряды. Это так же приводило к тому, что противостоящие боевикам войска совершали вооруженные нападения на лагеря и поселения беженцев, минировали районы их проживания, проникали на их территорию, похищали и убивали людей. Присутствие боевиков в лагерях также создавало проблемы для безопасности работников, оказывающих чрезвычайную помощь, и подрывало доверие к гуманитарным организациям.

Неспособность правительства контролировать правопорядок в районах временного размещения вынужденных переселенцев делает неустойчивым толерантные отношения местных жителей к мигрантам. Местные общины нередко сотрудничают с гуманитарными организациями в деле оказания помощи переселенцам. Когда поселение мигрантов находится в зонах вооруженного конфликта или недалеко от них, возрастает угроза безопасности мигрантам и местным жителям и гуманитарная помощь прерывается.

В научной литературе продолжается дискуссия между противниками и сторонниками раздельного расселения этнических мигрантов. Критики утверждают, что эта форма расселения создает барьеры интеграции мигрантов в принимающее общество и формированию глубоких толерантных отношений. Критики обвиняют УВКБ ООН и местные правительства, что они создают предпочтения не самостоятельному расселению, а лагерям беженцев и районам временного размещения, поскольку в этом случае легче наладить управление мигрантами и организовать репатриацию. По мнению М Кнайта и А. Озердема, "если бы у беженцев был выбор, они не когда не предпочли бы поселиться в лагере". Альтернативой раздельному (организованному) расселению предлагается самостоятельное расселение вынужденных мигрантов (стратегия свободного расселения), при котором им оказывается содействие в обустройстве среди местных жителей.

Следует отметить, что свободное расселение не исключает возможности поселенческой сегрегации этнических мигрантов. По мнению Р. Альба и В. Нея, городская (и микрорайонная) сегрегация является значительным индикатором этноцентристского отношения принимающего общества к мигрантам. Она определяет многие другие неравенства местных жителей и мигрантов, поскольку жизненные шансы, особенно детей, варьируется в зависимости от места жительства, различий жилища, образования и распространенности уличной преступности.  Исследования свидетельствуют, что в развитых странах микрорайонная сегрегация остается высокой и устраняется медленно. В США ее именуют гиперсегрегацией, поскольку большинство афроамериканцев проживают в крупных консолидированных городских гетто с малочисленным белым населением.

Поселенческая сегрегация не может быть объяснена только бедностью этнических мигрантов. Исследования обнаруживают дискриминацию на рынке недвижимости. Толерантность принимающего общества к мигрантам ограничивается их разделенным поселением. Отношения номинальной толерантности являются результатом прошлой и текущей политики правительства.

Поселенческая сегрегация этнических мигрантов не является непреодолимым барьером толерантной конверсии, т.е. формирования глубоких толерантных отношений принимающего общества к беженцам и вынужденным переселенцам. В этом процессе ключевое значение имеет диаспора. По данным З.И. Левина повсеместно существует неформальная иерархия диаспор и иерархия предубеждений к иммигрантам у коренного населения. Отношения варьируются от недоверия и индифферентности до доверия. Чем ближе диаспора в цивилизационном отношении к автохтонному населению, тем выше ее статус в принимающем обществе. З.И. Левин видит преимущество свободного поселения этнических мигрантов в последующем образовании или расширении высокостатусной диаспоры, которая способствует глубоким толерантным отношениям местных жителей и мигрантов.

Точка зрения З.И. Левина о роли высокостатусной диаспоры в развитии толерантных отношений нуждается в уточнении. Свободное поселение вынужденных мигрантов в высокостатусной диаспоре (высокого признания в обществе) способствует развитию глубокой толерантности при условии правительственного контроля безопасности мигрантов. Жизнь самостоятельно обосновавшихся этнических мигрантов не обязательно безопаснее, чем у беженцев в лагерях. Они могут сталкиваться с различными проблемами физического выживания - от угроз со стороны части неприязненно настроенного местного населения до нападения групп боевиков и принудительной вербовки в эти группы.  Особому риску насильственного рекрутирования подвергаются дети-беженцы, которые используются боевиками в качестве посыльных, разведчиков, пехотинцев. Высока вероятность вовлечения несовершеннолетних мигрантов в местную организованную преступность. Диаспора самостоятельно не в состоянии обеспечить контроль безопасности своих новых членов, не нарушая законов принимающей страны, т.е. не используя вооруженную самопомощь и месть.

В ситуации возникновения вигилентных конфликтов возникает необходимость применение стратегии преодоления культурной маргинальности мигрантов. Ф. Риггс определяет культурный изоляционизм мигрантов "этнической непроницаемостью, вызванной отрицательной реакцией на политику ассимиляции в принимающем обществе". Культурный изоляционизм отличает внутренне осознаваемая недружественная установка мигрантов к местному окружению, основанная на полагании своей этнической самодостаточности. Изоляционизм мигрантской группы предполагает строгое следование групповому стилю и культивирование этнического менталитета.

Итак, принимающее общество обращается с вынужденными этническими мигрантами на основе нормы толерантности модуса вивенди. Номинальная толерантность поддерживается состраданием к беженцам и вынужденным переселенцам, что проявляется во временной гуманитарной помощи мигрантам. Номинальная толерантность характеризуется этноцентристским отношением к мигрантам, вызванным их ограниченными исходными возможностями выживания и интеграции в принимающее общество. Правительственная политика поселенческой сегрегации этнических мигрантов ограничивает их контакты с местными жителями и поддерживает номинальную толерантность. Неспособность правительства контролировать правопорядок в поселениях мигрантов вызывает неустойчивость местной толерантности. Когда лагеря беженцев и районы временного поселения вынужденных переселенцев становятся очагами преступности и политического экстремизма, возникает местная интолерантность к мигрантам. Вследствие этноцентризма она распространяется на всех мигрантов, хотя их малая часть вовлечена в противоправную деятельность. К формам выражения местной нетерпимости относятся нежелание принять соседство этнических мигрантов и требование их репатриации. Поселенческая сегрегация этнических мигрантов не является непреодолимым барьером конверсии местной толерантности. Свободное поселение этнических мигрантов в высокостатусной диаспоре, правительственный контроль безопасности законопослушных мигрантов формируют у местных жителей желание принять соседство мигрантов.

Групповой стиль мигрантов проявляет себя в "особенностях одежды, моды, обстановке жилища, правах внутри семьи, организации повседневной жизни и праздников, обрядов рождения, свадеб и смерти, общительности и набожности". Этнический менталитет означает не относительное сходство поведения, а мировосприятия и переживания, культивируемые посредством родного языка. Основу менталитета образуют культурные стандарты оценочного отношения этногруппы к окружению - критерии блага, справедливости, красоты.  Групповой стиль и менталитет являются внешней и внутренней (духовной) сторонами поведения индивидов. Идентификация с группой обязывает к групповому стилю и мироотношению в соответствии с принятыми стандартами. Мигранты, практикующие свою этническую непроницаемость, не стремятся к культурным взаимообменам и предубежденно относятся к местной культуре.

Поселенческая сегрегация способствует культурному изоляционизму этнических мигрантов. В раздельном поселении легче культивировать стиль и менталитет этнической родины, хотя и в ограниченной степени. Эти возможности увеличиваются при включении беженцев и вынужденных переселенцев в диаспору, избирающую культурный изоляционизм. Этническая непроницаемость максимально ограничивает контакты с местными жителями. Мигранты, избирающие культурный изоляционизм, наименее интегрированы в принимающее общество и наиболее склонны к скорейшему возвращению на этническую родину, где происходит затяжной конфликт. Эта группа мигрантов является преимущественным объектом экзофобских местных настроений и местного вигилантизма, свидетельствующего о нетерпимом отношении к мигрантам. Этнонациональный конфликт, вызывающий вынужденную миграцию, становится источником нового этнического конфликта в принимающем обществе. Местный вигилантизм проявляется в требовании репатриации мигрантов.

Репатриацию затрудняют не только этнонациональный конфликт, но и проблема мигрантов-апатридов, группы людей, не имеющих гражданства на своей этнической родине.

Безгражданство возникает при распаде государства. Новые государства устанавливают свои собственные критерии предоставления гражданства. Люди, которые не отвечают этим критериям, становятся апатридами, "людьми без гражданства". Когда балтийские государства получили независимость, их законы о гражданстве исключили из числа граждан сотни тысяч этнических русских, которые жили там десятилетиями. Безгражданство в новых дискриминационных государствах усугубляется лакунами в законодательстве и процедурах регистрации брака или рождения.

Конвенции о статусе апатридов (1954 г.) и о сокращении безгражданства (1961 г.) составляют правовую основу, позволяющую избежать безгражданства и сократить число апатридов. ООН поощряет присоединение всех государств к этим конвенциям и создание национальных структур, которые могли бы представить интересы апатридов в получении гражданства и на этнической родине. Пока, однако, эти проблемы решаются в индивидуальном порядке и не рассматриваются на групповом уровне. Дискриминация меньшинств, приводящая к безгражданству и изгнанию, остается одной из первопричин появления беженцев и вынужденных переселенцев. Необходима согласованная международная система решения проблемы безгражданства.

Местная номинальная толерантность распространяется на свободную ассимиляцию этнических мигрантов, которая поддерживает чувство местного превосходства.

Ситуация культурной маргинальности мигрантов означает, по словам Э. Стоунквист нахождение "между двух огней": этнический мигрант стремится к приобщению к культурным стандартам принимающей страны, которая воспринимает его "второсортным" и опасается быть отторгнутым группой происхождения вследствие утраты прежних стиля жизни, менталитета и социального статуса на этнической родине.  Притягательность местной господствующей культуры и стремление к восходящей мобильности побуждают часть этнических мигрантов к ассимиляции. Она может быть двухступенчатой аккультурацией и структурной ассимиляцией. Аккультурация охватывает не только усвоение внешнего стиля жизни, например, одежды, языка, подражание местным обычаям, но и ментальных черт господствующей культуры, представлений о ценностях. Структурная ассимиляция означает тесные межэтнические отношения в формах соседского поселения и смешанных браков.

Ассимиляция - длительный процесс, охватывающий жизнь 1-2 поколений. Поэтому лишь малая часть этнических мигрантов стремится к культурному поглощению в принимающем обществе. Применив метод когорт, Р. Альба выявил большую предрасположенность к ассимиляции в США и в странах Европы последующего, нежели первого поколения мигрантов.  Этническая экономика сдерживает ассимиляцию мигрантов по материальным соображениям. Вследствие институциональной дискриминации, ассимиляция этнических мигрантов может не сопровождаться повышением социального статуса мигрантов. рантов. по материальным соображениям. По данным А. Портеса и М. Цхоу, дети цветных иммигрантов-рабочих, выросшие в бедных районах американских городов, подвержены риску ассимиляции низшим классом без особых шансов восходящей мобильности.  Аналогичная ситуация наблюдается в Ливане, где существует правительственный запрет на обучении беженцев в государственных школах всех уровней. Вследствие прямой дискриминации этнических мигрантов ассимиляционный процесс становится прерывным, не достигает ступени структурной ассимиляции. Например, в Ливане, в отличие от мусульман, палестинские христиане имеют возможность стать гражданами. Мусульманские женщины-палестинки получают гражданство, если они выходят замуж за ливанских мужчин-христиан, что было редким явлением.

Прерывность этнической ассимиляции означает, что мигранты оказываются в позиции различающихся и взаимоисключающих культурных требований и испытывают негативное отношение со стороны принимающего общества и группы происхождения.

Культурная маргинальность этнических мигрантов может побуждать к ассимиляции и отказу от прежней идентичности. Ассимиляция не обеспечивает интеграцию мигрантов в принимающее общество, которое не признает равноправия мигрантов.

Третий способ преодоления культурной маргинальности этнических мигрантов именуется культурной автономией, сохранением культурной самобытности мигрантов при интеграции в социальную систему принимающего общества.

В субъективном аспекте культурная автономия этнических мигрантов отличается от культурного изоляционизма, в котором мигранты идентифицируют себя только с группой происхождения. В случае культурной автономии имеет место множественная вертикальная идентичность, основанная на отношении части и целого. В вертикальной идентичности совмещается принадлежность к двум этническим категориям - группе происхождения и внешней группе, представляющей главное культурное течение принимающего общества и обычно именуемое "национальным большинством".

Культурная автономия этнических мигрантов в принимающем обществе требует терпимого отношения к культурному плюрализму, который оказывается несовместимым с местным этноцентризмом и нормой толерантности модуса вивенди. Если местные жители следуют номинальной толерантности в отношении мигрантов, неизбежен конфликт по поводу институтов культурной автономии. Билингвизм может быть использован поводом для конфронтации с этническими группами местных сторонников глоттальной экзофобии, языкового предубеждения, основанного на чувстве превосходства родного языка.

Конверсия местной толерантности в отношении культурной автономии мигрантов невозможна без правительственной политики этнической аккомодации.

В общей социологии понятие аккомодации применяется в значении взаимного приспособления между индивидами, между группой индивидов и обществом. Внешнюю сторону процесса аккомодации образует приспособление в формах нормативных установлений в интересах индивида, социальной группы и общества; внутренняя сторона означает взаимную терпимость общества и индивида, группы к системам ценностей и образцам поведения. Единство этих двух сторон образует процесс аккомодации.  В социологии культуры понятие аккомодации применяется в более конкретном смысле, как стратегия действия.

Например, Ф. Риггс предлагает следующее определение: "Этническая аккомодация - это этническая практика, ведущая к взаимной адаптации между этноорганизациями и теми, кто управляет обществом. Этническая аккомодация означает, что доминирующая группа в обществе разрешает иммигрантской группе самоорганизовываться экономически и в быту, что предусматривает приспособление иммигрантской группы к доминирующим образцам поведения, уже существующим в обществе". В данном определении этническая аккомодация теоретически отождествляется с процессом, примиряющим отношения культурно маргинальной этногруппы и общества.

Аккомодационная стратегия правительства адресуется мигрантской группе и местным жителям. На уровне мигрантской группы осуществляются программы сохранения культурной самобытности мигрантов (в формах материальной и иных видов помощи) в обмен на обязательство мигрантов к ограничению конфликтных действий. Для местных жителей осуществляются программы развития местной культуры, дополняемые воспитанием толерантного отношения к культурному плюрализму и готовности к культурным взаимообменам. Центральным звеном правительственной стратегии этнической аккомодации является вовлечение мигрантов в местное самоуправление, способное развивать кооперацию, взаимное доверие и глубокую толерантность.

Следовательно, культурная маргинальность этнических мигрантов может иметь три исхода. Культурный изоляционизм мигрантов приводит к усилению местной экзофобии, поскольку ставит под сомнение этноцентризм принимающего общества. Культурная ассимиляция мигрантов в условиях дискриминации оказывается прерывной и побуждает мигрантов к реидентификации. Стремление мигрантов к культурной автономии способствует конверсии местной толерантности, если поддерживается правительственной политикой этнической аккомодации.

Итак, толерантность модуса вивенди является номинальным уровнем терпимого отношения принимающего общества к этническим мигрантам. Номинальная толерантность характеризуется этноцентристским восприятием мигрантов, вызванным их ограниченными исходными возможностями интеграции в принимающее общество. В сфере проживания номинальная толерантность ограничивается поселенческой сегрегацией этнических мигрантов. В трудовой сфере номинальная толерантность отличается инструментальным, этноцентристско-прагматическим восприятием мигрантов как дешевой рабочей силы, используемой во вторичном секторе экономики. Инструментальное восприятие поддерживается институциональной дискриминацией мигрантов в принимающем обществе. Поэтому местная номинальная толерантность не распространяется на равноправие мигрантов. В сфере межкультурных отношений местная номинальная толерантность допускает свободную ассимиляцию этнических мигрантов, которая поддерживает чувство местного превосходства. Ассимиляция не обеспечивает социальную интеграцию этнических мигрантов в принимающее общество, которое терпимо относится к их дискриминации. Номинальная толерантность проявляется в местной экзофобии, страхе, вызванном стремлением мигрантов преодолеть культурную маргинальность посредством культурного изоляционизма либо культурной автономии, что ставит под сомнение местный этноцентризм.

Трем уровням местного отношения к этническим мигрантам соответствуют три типа правительственных стратегий, направленных на интеграцию мигрантов в принимающее общество и содействующее конверсии толерантности - прагматизм, правовой контроль, аккомодация. Правительственный прагматизм, состоящий в помощи на обустройство и предоставлении мигрантам экономических ниш, в сочетании с правовым контролем этнических споров скорее поддерживает местную номинальную толерантность. Правительственные программы устранения прямой и структурной дискриминации мигрантов и развития этнической экономики способствуют конверсии толерантности в поселенческой и трудовой сферах. Аккомодационная стратегия содействует преодолению культурной маргинальности этнических мигрантов. Посредством программ поддержки этнокультурной самобытности, институтов политического представительства мигрантов и информационной безопасности, противодействующей ксенофобии, возможно утверждение в принимающем обществе ценности культурного плюрализма.

Таким образом, попадая в инокультурное и иноэтничное окружение, мигранты могут выбрать для себя и следовать следующим моделям поведения: ассимиляции, интеграции, сегрегации, маргинализации. Если две первых модели предусматривают конструктивное взаимодействие с принимающим обществом, заключающееся либо в полном присоединении к нему (ассимиляция) с последующей утратой национальной идентичности, либо в сохранении лишь отдельных компонентов национальной идентичности на фоне общего включения в принимающее общество, то две вторых модели подразумевают, соответственно, либо кардинальное обособление с минимизацией контактов с принимающим обществом, либо промежуточный тип, связанный с утратой собственной национальной идентичности при необретении новой национальной идентичности. Последние две модели представляют собой наибольшую опасность для социальной стабильности и национальной безопасности принимающего государства, поскольку являют собой плодотворную почву для распространения в мигрантской среде экстремистских настроений, ее криминализации.

 
.3 Этническая миграция и её виды

Миграция является одной из ключевых проблем современного мира, особенно актуализировавшейся в процессе экономической и культурной глобализации, способствовавшей увеличению миграционных потоков населения из менее развитых стран в более развитые в экономическом и стабильные в социально-политическом отношении государства. Неконтролируемость и непрозрачность миграционных процессов влекут за собой целый ряд дополнительных проблем, связанных с изменением этнического и конфессионального состава населения принимающих стран; социокультурными различиями между мигрантами и населением принимающих стран; повышением экономической конкуренции; ростом преступности и правонарушений среди мигрантов, коррупции в органах власти; распространением националистических и ксенофобских настроений среди коренного населения. Решение данных проблем становится возможным только посредством реализации грамотной и эффективной политики по управлению миграционными процессами.

В соответствии с причинами переселения, различается свободная и вынужденная этническая миграция (схема 1). Беженцы покидают свою страну из-за страха преследования за расовую, религиозную, социальную принадлежность или по политическим причинам, а также в связи с военными действиями. Для обозначения вынужденной внутренней этнической миграции УВКПБ ООН предлагает термин "внутренне перемещенные лица", например, в случаях депортации. Эта группа мигрантов также руководствуется страхом за физическое выживание, сохранение культурной самобытности.

Свободная миграция - это добровольное переселение в другие страны или регионы для улучшения условий жизни мигрантов и их семей или воссоединения с родственниками и друзьями.

Стоит отметить классификацию миграции в целом. Существуют четыре основных вида миграции, помимо этнической: эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная. Каждый вид имеет свою специфику и цели. Этническая миграция, как отмечалось выше, является территориальным рассеянием представителей этнической общности внутри страны или за ее пределы. Такая миграция стала особенно значительной во второй половине XIX и в XX веке.

Схема 1. Виды этнической миграции

Деловые, рекреационные поездки, которые совершаются не регулярно по времени и не по одному направлению называется эпизодической миграцией. Этот вид изучается мало, так как весьма разнообразен по составу и численности участников.

В том случае, когда совершаются ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно) такую миграцию называют маятниковой.

Сезонным миграциям характерно стремление трудоспособного населения к месту работы и жительства на небольшой срок с сохранением за мигрантом возможности возвращения. Сезонные миграции могут удовлетворять потребности производства во время дефицита рабочей силы.

Сельское хозяйство также относится к сезонным отраслям. В сезоны посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного больше, чем в остальное время.

Однако сезонную миграцию сводят межотраслевое кооперирование в использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства агропромышленная интеграция и т.д.

Переселение или безвозвратная миграция также именуется полной, или совершающейся насовсем, одновременно отвечая условиям:

) население перемещается из одних населенных пунктов в другие,

) перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Классификация составляется как по формальным признакам, так и по существу. Например, безвозвратная миграция является важным источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях.

Схема 2: Направления миграционных внутритерриториальных потоков

Более того один вид миграции может трансформироваться в другой или выступать его составной частью.

Миграционные потоки мы можем рассмотреть в четырех направлениях (схема 2). Два последних направления объединяют в одну сельско-городскую миграцию.

Теперь рассмотрим основные функции миграции. Среди общих функции выделяет ускорительную, селективную и перераспределительную (по Т.И. Заславской) . Миграция ведет к развитию населения, а именно способствует изменению социально-психологических характеристик, развитию личности, обмену трудовыми навыками и опытом. Чем подвижнее население, тем оно социально активней. Перераспределение населения ведет к размещению производительных сил между отдельными территориями. В этом случае миграция увеличивает численность населения и участвует в воспроизводстве населения. Селективная функция заключается. Суть ее в том, что в миграции участвуют различные социально-демографические группы, приводящих к изменению качественного состава населения. Например, в миграции участвуют активней мужчины трудоспособного возраста.

Функции проявляют себя неоднозначно в различных видах миграции, однако, сущность миграции раскрывается в большей степени через свои функции.

Таким образом, среди разнообразия классификации миграции и ее функций, можно выделить две основные категории. Социально-экономические условия формируют миграционные процессы согласно выполняемым функциям. Поэтому говорят о социальной и экономической функциях миграции, которые в наибольшей степени отражают сущность миграции населения в социалистическом или капиталистическом обществе. Экономическая и социальная функции должны находиться в гармонии при правильно созданных государством условиях. Миграция населения рациональна при достижении соответствий между экономической и социальной сферами.

Глава 2. Вигилентные конфликты на территории Европейского союза

С принятием Лиссабонского Договора Европейский Союз, в том числе и Германия, позиционирует себя как автономный центр силы в международных отношениях, способный самостоятельно отвечать на такие вызовы международной и европейской безопасности как региональные и миграционные конфликты.

Во второй главе будет проведен анализ практики миграционной политики ЕС, а также опыта регулирования вигилентных конфликтов с целью выявления эффективных или, наоборот, негативных аспектов миграционной политики, которые влияют на возникновение и развитие вигилентных конфликтов в стране.

2.1 Предпосылки возникновения вигилентных конфликтов и их эскалация

Исследования миграционной ситуации, политики и стратегий на уровне Европейского Союза (далее - ЕС) продиктованы некоторыми обстоятельствами. К этим обстоятельствам модно отнести:

)        акцентирование внимания общественности на проблеме реализации прав человека, в частности право свободного передвижения;

2)      необходимость анализа миграции, обозначения целей, задач и содержания на конкретной территории, изучить степени ее воздействия сферы жизни в обществе;

)        важность научного осмысления и понимания отношений между мигрантами и местным населением.

В таком случае следует подробней рассмотреть опыт Германии в преодолении проблем с мигрантами и предупреждением вигилентных конфликтов.

Сегодня Германия находится между необходимостью привлечения мигрантов из-за сокращения населения трудоспособного возраста и проблемой старения населения в условиях депопуляции. В связи с этими явлениями также возникает желание не принимать прибывающее население культурным, социальным и экономическим причинам.

До начала ХХ века в Германии была с отрицательным значением разности прибывших мигрантов и выбывших из страны (отрицательное миграционное сальдо). Однако после второй мировой войны ситуация изменилась в положительную сторону и достигла лидерства в Европе. Большой приток мигрантов хлынул в период 1950 - 1997 гг., когда примерно 29 млн. трудовых мигрантов и членов их семей, а также германских граждан, которые жили за рубежом, постепенно заполняли страну.

Германия во второй половине ХХ века служила перевалочным пунктом для людей с Востока для переселения на запад, оставаясь привлекательной для мигрантов из Южной Европы и Турции. В итоге это отразилось на состав и численность народонаселения.


Скачать архив (633.8 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: