Главная » Экономика

Европейский Союз: опыт развития

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

РАЗДЕЛ II. ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В  МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

РАЗДЕЛ III. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО: СОВРЕМЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия отмечены масштабными глобальными процессами, затрагивающими политические, военные, геополитические, социально-экономические аспекты. К наиболее успешным достижениям в современном мире можно отнести учреждение Европейского экономического сообщества (Европейского союза).

В течение второй половины XX - начала XXI в. межрегиональное сотрудничество и региональная интеграция европейских государств обрели высокоэффективное институциональное оформление, стали важнейшими элементами витка активного взаимодействия между регионами Евросообщества. Практика внутриевропейского углубленного взаимодействия между государствами-участниками, согласованная и достаточно эффективная политика в различных сферах жизни ЕС позволяют более активно включаться в развитие новой глобальной системы мировой политики, характеризующейся обострением борьбы различных центров силы, блоков, союзов государств за сферы влияния, превращают его в ведущего игрока в международных отношениях.

Во внешней политике России Европейский союз рассматривается как важный экономический и политический партнер, выступающий за всемирное укрепление механизмов взаимодействия, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, науки, культуры, образования. России в настоящее время приходится не только выстраивать отношения с отдельными государствами Европы, что было характерно для первой половины XX в., но и создавать комплексную систему, формировать внешнеполитический курс, исходя из единого «наднационального» характера Европейского союза и проводимой им соответствующей внешней политики.

В настоящее время актуальной и первостепенной задачей для России становится формирование и проведение соответствующей внешней политики, учитывающей трансформацию российских внешнеполитических интересов в связи с расширением Евросоюза и возможным включением в его состав новых государств.

С учетом этих и иных факторов возникает объективная потребность в концептуальной и практической проработке вопросов, связанных с конкретизацией политики России на европейском направлении; актуализируется пути укрепления партнерства двух сторон, носящих стратегический характер и позволяющих вывести их взаимоотношения на качественно новый уровень.

Степень изученности темы. В научной отечественной и зарубежной литературе в последние годы уделяется немало внимания проблемам сотрудничества России с Европейским союзом. Имеющиеся публикации свидетельствуют о переосмыслении подходов ученых и практиков к анализу различных аспектов взаимодействия России и ЕС, условий и факторов трансформации внешнеполитических интересов России в контексте интеграционных процессов, протекающих на Европейском континенте.

При исследовании вопросов национальных интересов были изучены труды зарубежных ученых Р. Арона, Ж. Б. Дюрозеля, Г. Моргентау, что способствовало уточнению роли и места национальных интересов в формировании политического курса государств.

Объект исследования является процесс политического взаимодействия России и Европейского союза.

Предметом исследования является опыт и перспективы политического взаимодействия России и ЕС на Европейском континенте.

Цель исследования заключается в комплексном анализе содержания и перспектив политического взаимодействия России и Евросоюза, обоснование приоритетных сфер стратегического партнерства Российской Федерации и Европейского союза, возможных путей их реализации.

Задачи исследования:

изучить историю возникновения ЕС;

рассмотреть положение ЕС в мировой экономике;

выявить взаимодействие России и ЕС, а также перспективы их стратегического партнерства.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретическую основу курсовой работы составляют разработки отечественных и зарубежных ученых в области теории международных отношений, политической регионалистики; актуальные аспекты сотрудничества России и Европейского союза.

Эмпирическая база исследования. В курсовой работе анализировались официальные документы, раскрывающие сущность, цели и задачи его функционирования, а также документы, характеризующие деятельность ЕС в целом и его отдельных организаций.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы.


 

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Европейский союз (ЕС) является крупнейшим региональным межгосударственным интеграционным объединением с сильными элементами наднациональности, проявляющимися в разработке и проведении единой политики в сфере торговли, сельского хозяйства, транспорта и других экономических областях. ЕС не является сверхдержавой в экономическом и политическом отношении. Он включает 15 стран (на 1998 г.), которые имеют различия в размерах территорий, численности населения, природных ресурсов, экономическим и научно-техническим потенциалом. Страны - члены ЕС (по порядку вступления в ЕС): с 1957 г. - Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия; с 1973 г. - Великобритания, Дания, Ирландия; с 1981 г. - Греция; с 1986 г. - Испания, Португалия; с 1995 г. - Финляндия, Австрия, Швеция. Страны Евросоюза принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения от второго до 44-ого места среди стран мира. На долю этих стран приходится около 1/3 официальных международных ликвидных резервов, более 25% всего объёма мировой торговли, 36% средств направляемых в качестве донорской помощи развивающимся странам. В рамках ЕС создан экономический и валютный союз, введена единая валюта - евро, которая с 2002 г. полностью заменила национальные валюты подавляющего числа стран-членов. Интеграционные процессы в Европе достигли наивысшего в мире уровня. В состав Евросоюза в настоящее время входят 27 стран Европы: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии, Швеции, Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, Болгарии и Румынии, и несколько стран являются кандидатами.

Создание ЕС было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. История Союза началась более полувека назад. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западно-европейская интеграция проталкивалась вперед непосредственно конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в том, что западно - европейские страны хотели преодолеть негативный характер двух мировых войн и исключить повторное их появление в будущем. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз, развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь, означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь, означает формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.
 Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня.

Договор о ЕС определил последовательность мероприятий:

отмена импортных и экспортных количественных ограничений, таможенных пошлин, всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

введение единой торговой политики и общего таможенного тарифа в отношении третьих стран;

свобода создания филиалов на территории ЕС ,свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы) и свободная торговля услугами между странами-участницами;

проведение общей транспортной и аграрной политики;- создание валютного союза;

координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц.

После разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года с речи Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, который предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована в 1951 году Парижским Договором, который устанавливал Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.
 В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества и развитие ядерной энергии в мирных целях. Это этап создания зоны свободной торговли (1958 - 1966 гг.). На нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским договором.
В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968 -1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Таможенный союз отличается от зоны свободной торговли основным элементом: если в зоне свободной торговли страны-участницы снижают таможенные сборы во взаимных товарооборотах, при этом они вольны сами определять ставки таможенных сборов в отношении третьих стран, конкурируя между собой на внешних рынках, то в случае таможенного союза страны-участницы согласовывают таможенные тарифы в отношении третьих стран.
 Далее было создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Рарег» о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировал оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация Программы создания единого внутреннего рынка ЕС к концу 1992 г. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.
 Следующим камнем в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столба Европейского Союза: первый - это Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Это этап создания экономического союза (с 1993 г. по настоящее время). Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции. Для этого запланировано пройти три этапа:

1-й этап - 1990-1993 гг. - валюты всех стран включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения;

2-й этап - 1994-1998 гг. - создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики;

3-й этап - с 1999 г. - взаимная фиксация курсов валют, введение единой валюты и создание Единого европейского ЦБ.

В финансовом аспекте ЕС располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета определяется Советом и Европарламентом и ежегодно утверждается последним.

Доходная часть бюджета состоит из:

.Собственных средств, которые складываются из:

а) ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в импортирующей стране и на внешнем рынке;

б) таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, исключая пошлины ЕОУС;

в) определенной части отчислений от НДС и прочих средств;

.Средств, отчисляемых государствами-участниками ЕС. Каждая страна-участница ЕС выделяет 1,2-1,3 % своего ВВП.

Расходы ЕС распределяются следующим образом: административно-хозяйственные - 4,5%; на проведение политики: единой сельскохозяйственной - 66,5%, региональной - 7,5%, социальной - 6,6%, энергетической - 0,3%, промышленной - 0,1%, научно-технической - 3,5%, в области информации и охраны окружающей среды - 0,08%, помощь развивающимся странам - 2,1%; на компенсационные - выплаты государствам членам ЕС - 8,4%.

Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования.

Официально обозначенные цели ЕС - постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами - участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг и проведение общей политики в области транспорта, сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговой системы, сближение законодательства, разработка принципов согласованной экономической политики.

В настоящее время обеспечивает функционирование ЕС такие органы как:

. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). Совет Европейского Союза на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения Совета Европейского Союза.

. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

. Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), на который приходится большая часть бюджета ЕС.

. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).

. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов - слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).

. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах - членах ЕС.

К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью Комиссии ЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с Советом Европейского Союза решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.

Современный этап развития ЕС характеризуется рядом проблем связанных с расширением Союза. Основные трудности в финансовой сфере. В целом суть проблем состоит в следующем:

Весь механизм ЕС с самого начала существования этой группировки нацелен на подтягивание менее развитых стран и регионов к уровню более развитых, недопущение новых проявлений «экономической дивергенции», или напротив, на обеспечение «экономической конвергенции». Поэтому все страны - члены ЕС со сравнительно низким ВВП на душу населения, являются нетто-реципиентами ЕС. К ним сейчас относится Греция, Португалия, Испания, Ирландия, в ограниченных масштабах Финляндия, которая, по всей видимости в ближайшей перспективе покинет группу стран-реципиентов.

И, наоборот, показатели ВВП на душу населения выше среднего уровня по Союзу, являются нетто-спонсорами ЕС, т.е. вносят в бюджет ЕС больше финансовых средств, чем получают оттуда.

Еще большие трудности сопряжены с нынешнем состоянием рынка труда ЕС. В большинстве стран - членов ЕС доля безработных по официальным данным, составляет 10-12%, что создает большие проблемы в финансировании фондов страхования по безработице. Общее число безработных в ЕС, по официальным данным, составляет около 18 млн.

Таким образом, по меньшей мере на первых шагах расширение ЕС несет его странам-членам больше проблем, чем выгод. Хотя, политически, расширение ЕС привело бы к укреплению молодых демократий (как это было с Грецией, Испанией и Португалией при их переходе от диктатуры к демократии) и общей стабилизации положения на континенте. Ни одна из стран - членов ЕС не имеет заинтересованности в том, чтобы иметь рядом со своими границами страны с нестабильными режимами. В этой связи вполне понятно, что наиболее последовательными поборниками расширения ЕС выступают Германия, Австрия. Решение Союза об официальном признании 11 государств кандидатами первой и второй очереди было принято исключительно по политическим причинам и соображениям.

Поэтому сближение европейских государств и то что они руководствовались только меркантильными интересами и экономическими соображениями является неверным. Естественно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежит также, общая идеология, система ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека.

Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительством нуждам отдельного человека, видятся одним из положительных стимулов к объединению.

РАЗДЕЛ II. ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Страны, входящие в ЕС: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. ЕС имеет статус наблюдателя в ООН, принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС.
 В ЕС входят 27 государств-членов с общей численностью населения 499 миллионов человек (включая 23 миллиона населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.
 1 января 1993г. официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств - членов получают также право на Европейское гражданство.

Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг) создание и проведение общей политики во все большем количестве областей, ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам. Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз): создание общего рынка, экономического и валютного союза; содействие укреплению экономических и социальных взаимосвязей и солидарности государств - членов; введение европейского гражданства; обеспечение свободы, безопасности и законности; содействие экономическому и социальному прогрессу; укрепление роли Европы в мире; получение доступа на зарубежные рынки сбыта; получение доступа к более дешёвым производственным ресурсам; улучшение условий торговли; сокращение издержек на масштабе производства; желание добиться устойчивого экономического роста.
 Цели Европейского Союза осуществляются на принципах субсидиарности и пропорциональности. Европейский Союз действует в сфере исключительной компетенции.

Уровень «открытости» экономики ЕС, измеряемый экспортной и импортной квотами, значительно выше, чем в других центрах мирового хозяйства. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится удовлетворять 45% своих энергетических потребностей и самых необходимых сырьевых ресурсов. Экспортная квота в среднем составляет около 25%. Для отдельных, прежде всего малых, западноевропейских стран зависимость от внешнего рынка еще более существенная.

Большая часть торговли стран ЕС приходится на взаимную торговлю (у всех стран ЕС этот показатель превышает 50%, а у малых стран - 70%), около 10% - на торговлю с другими европейскими странами - членами ОЭСР, около 7% - на торговлю с США, около 4% - на торговлю с Японией, около 12% - на торговлю с развивающимися странами.
 Кроме того, другие страны являются для ЕС важными рынками сбыта продукции, поскольку ЕС - крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции. Традиционно сильные позиции занимает европейская химическая промышленность. Она поставляет на мировые рынки около 2/3 всего экспорта промышленных товаров по сравнению с 15% США и 5% Японии. ЕС является крупнейшим экспортером продукции машиностроения, даже без учета внутрирегионального оборота на западноевропейские страны приходится почти 30% ее мирового экспорта (Япония - 18%, США - 13%). Весьма прочные позиции занимает ЕС в области телекоммуникационного и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На западноевропейскую авиационную промышленность, которая экспортирует почти 1/3 своего выпуска, приходится около 1/4 мирового рынка гражданского авиастроения. С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой

ЕС - важнейший член мирового сообщества, является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.
 Европейский союз является одним из крупнейших экономических игроков в мире. На него приходится самая большая доля мирового товарооборота - около 20% мирового экспорта и импорта. Кроме того, страны-члены Евросоюза обеспечивают сегодня около 20% мирового ввоза и вывоза прямых инвестиций. Вместе с тем, позиции ЕС в мировой экономике сокращаются и, вероятно, будут и дальше сокращаться - по самым оптимистичным оценкам до 17-20% мирового ВВП к 2020 г. По этому показателю ЕС будет отставать от США и Китая.

Внешнеэкономическая политика и созданные для ее теснейшей координации институты и процедуры (в особенности, антидемпинговое регулирование) остаются основным инструментом продвижения экономических интересов ЕС. В этой связи важную роль приобретает «принцип политической обусловленности», разработанный вначале 1990-х гг. и предполагающий требование к партнерам Евросоюза уважать демократию, права человека и верховенство закона в качестве условия развития торгово-экономических связей с ЕС. При этом оценку степени соблюдения этого требования Брюссель оставляет за собой, для чего им были разработаны соответствующие количественные и качественные параметры.
 Выдвижение этого принципа было во многом обусловлено стремлением Евросоюза преодолеть «разрыв между ожиданиями и способностями» - между позиционированием себя, как важного игрока на мировой арене, и сравнительно небольшим реальным влиянием на глобальные и региональные процессы. Однако в действительности он, с одной стороны, отнюдь не стимулировал укрепление внешнеэкономических связей Евросоюза, а с другой - вызывал раздражение со стороны целого ряда государств. При этом, избирательность его применения также не способствует поддержке высокого авторитета Евросоюза в мире.

Другим важным инструментом является требование «правовой гармонизации». Его суть: попытка экстраполировать регулирование ЕС на его партнеров с тем, чтобы сделать условия ведения бизнеса понятными и предсказуемыми для компаний Евросоюза; ввести в «понятное» для Брюсселя русло развитие правовых норм третьих стран. Положения о правовой гармонизации/правовом сближении были включены в тексты соглашений с третьими странами, а в 2007 г. дополнены «принципом взаимности», согласно которому несоответствие регулирования рынка в третьих странах стандартам, принятым в ЕС, может служить основанием для ограничения экспорта товаров и инвестиций из этих стран на территорию Евросоюза.
 Последний принцип, как представляется, призван стать наиболее действенным инструментом по гармонизации стандартов и законодательства
основных внешнеэкономических партнеров Евросоюза со стандартами и законодательством ЕС. Причем инструментом негативного воздействия,
который не сулит партнеру никаких выгод от игры по предлагаемым ЕС
правилам, а угрожает ему ограничительными мерами. Однако его реальное использование в качестве регулирующего начала внешнеэкономической политики ЕС способно серьезно осложнить его отношения с главными внешнеэкономическими партнерами и ослабить роль Евросоюза в мировой экономике.
 В рамках вопроса регулирования внешних связей Евросоюза важной является развернувшаяся дискуссия об инвестициях суверенных фондов. Они направлены на использование внешних капиталовложений без ущерба экономике и безопасности Евросоюза и стран - членов и во избежание усиления «негативного» влияния внешних сил.

РАЗДЕЛ III. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ И ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО: СОВРЕМЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Сегодня Россия и ЕС - это стратегические партнеры. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве вступило в силу 1 декабря 1997 года. Их объединяет не только географическая близость, общность исторических судеб и культурного наследия. Экономика России и стран-участниц ЕС являются взаимодополняемыми, однако Россию и не может удовлетворять ее роль как производителя топливно-энергетических и сырьевых товаров в нынешней европейской системе разделения труда. ЕС- один из наиболее перспективных экономических партнеров России.

В 1998 г. на страны - члены ЕС пришлось 32,6% экспорта и 36,1 % импорта РФ, причем сальдо торговли с ЕС товарами в форме материального продукта во все годы неизменно является положительным. Это во многом объясняется тем, что ЕС предоставляет для России крупнейший рынок сбыта ее энергоносителей. Так, на ЕС приходится более 40% российского экспорта нефти в Дальнее зарубежье.

Правда, доля России во внешней торговле ЕС несравнима с долей ЕС во внешней торговле России. Даже в товарообороте Германии доля России составляет лишь около 1,5%.

Перспективы дальнейшего развития экономических связей РФ - ЕС на ближайшие несколько лет можно оценить как умеренно оптимистические, причем по всем направлениям. Трудно ожидать заметного роста российского экспорта в ЕС, ибо в ближайшие годы ожидается неблагоприятная для России динамика цен на основные товары ее экспорта (нефть, газ, черные и цветные металлы). В области экспорта готовой продукции, в особенности в машинно-технической (здесь реальной целью может быть лишь внедрение в отдельные «ниши») вероятен лишь ограниченный прогресс. Отсутствие больших приростов экспорта и необходимость обслуживать внешний долг, будут сдерживать наращивание российского импорта из стран - членов ЕС. Таким образом, товарооборот РФ - ЕС, вероятно, вырастет не на много.

Также, вполне возможно (при активных усилиях обеих сторон) заметное улучшение ситуации в области движения знаний и капитала.

В экономическом отношении расширение границ единой Европы сделало европейские рынки недоступными (или в ряде случаев менее доступными) для российских товаров, вследствии чего Россия лишилась финансовых ресурсов, так необходимых для технологического переоснащения промышленности. В политическом плане интеграция центрально- и восточноевропейских государств к общей внешней политике и политике безопасности Евросоюза лишила российскую сторону дипломатического лавирования при принятии решений международного уровня.

Основными проблемами взаимоотношений России и Евросоюза в настоящее время, продолжают оставаться:

согласование целей для развития сотрудничества в сфере внешней безопасности (борьба с организованной преступной деятельностью, распространением оружия массового уничтожения и проявлений терроризма);

повышение эффективности деятельности международных организаций;

сотрудничество в сфере регулирования миграции и правил предоставления политического убежища;

укрепление сотрудничества в энергетической сфере и торгово-экономических отношениях.

Главной проблемой развития экономических отношений РФ - ЕС является дальнейшая либерализация взаимной торговли. По этому вопросу непрерывно ведется переговорный процесс.

Для России весьма важен вопрос о признании ЕС ее рыночного статуса. Пока же Союз признал только такой статус РФ лишь условно. Это прежде всего касается антидемпинговых процедур против российских экспортеров со стороны ЕС в случае подозрения их в демпинге, т.е. продаже продукции по заниженным для продвижения ее сбыта на внешнем рынке. В конце апреля 1998 г. Совет министров иностранных дел ЕС принял решение о том, что бы исключить РФ из списка стран с нерыночной экономикой, но безоговорочно не признал ее страной с рыночным хозяйством. С одной стороны, такое решение для России является полезным, особенно в области антидемпинговых процедур и санкций со стороны ЕС. Так, если до недавнего времени какой-либо российский экспортер, к примеру, химический комбинат, был заподозрен и уличен в демпинге минеральных удобрений, то антидемпинговые процедуры и санкции (штрафы, аресты и др.) автоматически применялись ко всем соответствующим российским производителям (экспортерам) как экономическим субъектам страны с нерыночной экономикой. Теперь, Комиссия ЕС при помощи своих экспертов сначала должна сделать заключение, имеется ли в этой отрасли российской экономики рыночная или нерыночная ситуация. В первом случае санкциям подвергнется только данный химический комбинат, во втором случае - вся отрасль. Положительным сдвигом для России является и то условие, что теперь выявление демпинга ведется не на основе сопоставления цен предложения обвиняемого в демпинге российского экспортера с надуманной «условной нормальной ценой» рынка ЕС, намного превышающей соответствующую внутрироссийскую цену, а как раз с ценой на российском внутреннем рынке.

По вопросу о том, в каком направлении следует развивать отношения с ЕС, в России имеется два подхода: вступление России в будущем в ЕС или развитие с Союзом партнерских отношений.

ЕС не в состоянии иметь Россию в качестве полноправного члена, так как ЕС не может принять гигантскую страну и ее экономику, распространив на нее все процедуры Европейского Союза.

У противников полного членства России в ЕС есть масса важных, едва ли убедительно опровержимых аргументов в пользу их негативной позиции. Так, большая часть России, расположена не в Европе, а в Азии, что не может быть совместимо с имеющимися международно-правовыми документами, определяющими статус ЕС.

России потребуется еще продолжительное время, что даже при самых благоприятных условиях достигнуть среднего уровня экономического развития для ЕС. Без этого уровня она могла бы претендовать на огромные, непомерные нетто-дотации из аграрного, регионального и социального фондов ЕС. Также, Россия не в состоянии выполнить ряд предусмотренных Маастрихтским договорам жестких критериев (особенно по величине накопленного государственного долга) для подключения к формируемой единой валютной системе ЕС и перехода к евро.

Вступление в ЕС вряд ли бы отвечало и интересам России. Оно точно бы нанесло ущерб сотрудничеству России (или в какой - то степени осложнило бы его) с Японией, КНР и другими странами - членами АТЭС, так как РФ, как член ЕС, лишилась бы возможности проводить автономную внешнеторговую и в целом внешнеэкономическую политику в отношении третьих стран. В то же время эффективное участие в АТЭС, в которое России после многих попыток удалось вступить лишь в ноябре 1998 г., для нее чрезвычайно важно.

В отношениях с ЕС оптимальным для России может быть только постепенное углубление отношений ассоциации с Союзом, путем создания прежде всего, со временем, зоны свободной торговли, развития инвестиционного и научно-технического сотрудничества. В более отдаленной перспективе (не ранее чем через 10-15 лет), когда Россия станет страной с развитой рыночной экономикой, мог бы приобрести актуальность вопрос о ее подключении к европейскому экономическому пространству.

Таким образом, последнее десятилетие европейской политики отмечены активными и позитивными нарастающими взаимодействиями Российской Федерации с Европейским Союзом. Российское направление всё большее значение приобретает в жизни крупнейшего в мире политико-экономического образования - Европейского союза. Взаимодействие между этими субъектами международных отношений идет прежде всего, на основе доверия, конструктивности, солидарности, ответственности и уважения к международному праву.

Есть все основания ожидать, что отношения России и Евросоюза в целом сохранят напряженный характер и в обозримом будущем. Политики с обеих сторон пока не видят больших выгод от поиска компромиссов. Напротив, они могут полагаться на сохраняющуюся напряженность в отношениях как на механизм достижения внутреннего (внутри России и внутри ЕС) согласия при возможных трансформациях своих политических систем.

Как уже отмечалось, и Россия, и Евросоюз используют российскую внешнеполитическую линию для собственной внутренней консолидации. С точки зрения дальнейшего развития отношений между Россией и ЕС внутренняя политическая риторика и «твердая линия» в отношениях на постсоветском пространстве делают Россию реальным кандидатом на роль общей угрозы, консолидирующей государства ЕС. Россия постоянно демонстрирует себя как слишком большая и слишком непредсказуемая страна, как «самый сложный» партнер Европейского союза.

В краткосрочной перспективе не видно реальных оснований для серьезных подвижек на пути политического сближения России и Европейского союза. С большой вероятностью будет сохраняться инерционный вектор развития.

Формируя набор рекомендаций, нужно в целом исходить из того, что в краткосрочной перспективе невозможно, да и нерационально стремиться к полному отказу от сырьевой специализации в торговле с Евросоюзом; наличие ресурсов углеводородов - это естественное конкурентное преимущество России. В среднесрочной перспективе следует работать над дополнением российского экспорта за счет развития современных обрабатывающих производств и встраивания в международные внутриотраслевые производственные цепочки. Долгосрочной задачей становится создание российско-европейских ТНК, конкурентоспособных в глобальном масштабе и опирающихся на совокупный внутренний спрос рынков ЕС, России и стран СНГ.

В сфере энергетического диалога рекомендуется следующее: четко отделить цели от средств их достижения, причем цели должны быть сформулированы достаточно конкретно. Прежде всего следует определиться с тем, что Россия и ЕС подразумевают под «единым энергетическим рынком». При этом нужно оставить определенное пространство для выбора инструментов достижения целей, исходя из специфики партнеров.

По Общему экономическому пространству дополнительно можно рекомендовать следующее:

. Избегать политизации технических вопросов и следовать стандартным процедурам в реализации двустороннего экономического сотрудничества.

. Увеличивать объем и форматы консультаций между властью и бизнесом.

. Снизить уровень бюрократизации (длительная задержка в деятельности ряда рабочих групп обусловливается тем, что российская сторона в течение долгого времени не может определиться с их составом).

. Преодолеть разделение ответственности между различными министерствами (например, подгруппа «политика поддержки малого и среднего бизнеса и предприятий»: трудности организации ее работы со стороны России были связаны с тем, что ответственность за поддержку малого и среднего бизнеса разделена между Министерством промышленности и торговли и Министерством экономического развития). Таким образом, одним из ключевых является вопрос о координации действий российских ведомств в рамках отдельных инициатив по сотрудничеству России и ЕС.

. Периодически проводить мероприятия по повышению квалификации специалистов, вовлеченных в работу конкретных диалогов, и знакомить их со спецификой сотрудничества России и Евросоюза. В ходе этих мероприятий акцентировать внимание российских экспертов на значимости и эффективности использования различных форматов сотрудничества и коммуникации (в том числе диалогов) с партнерами для продвижения интересов России.

. Концентрироваться в ходе переговоров на небольшом количестве наиболее важных вопросов; ориентировать российских специалистов на то, что главным является не только принятие обязательств, но и их качественное исполнение.

В сфере общего пространства свободы, безопасности и правосудия рекомендуется следующее:

. Поскольку критически важным для развития не только этого пространства, но и других «общих пространств» является дальнейшее реформирование судебной системы в России, следует наращивать темпы проведения этой реформы.

. В области визовой политики представляется неперспективным осуществление давления на страны-члены ЕС и принятие ответных мер против государств, выдвигающих более жесткие требования для получения виз. Продвижению в этой области будет способствовать общее улучшение отношений, прежде всего повышение уровня доверия к России.

В рамках Общего пространства научных исследований и образования, включая культурное сотрудничество, необходимо предпринять следующие меры:

. Расширить Соглашение о научно-техническом сотрудничестве России и ЕС.

. Разработать и предложить Евросоюзу конкретные механизмы координации, планирования и реализации ориентированных на Россию научно-исследовательских программ, которые работают на уровне ЕС.

. Сделать акцент на укреплении автономии кафедр в российских вузах (по принципу «снизу - вверх») с целью предотвращения чрезмерной централизации и использования неэффективных методов управления.

Таким образом, какими бы ни были внешнеполитические приоритеты и задачи России, одно из ключевых мест среди них будут по-прежнему занимать отношения с Европейским союзом. В долгосрочной перспективе объединение ресурсов и конкурентных преимуществ обоих партнеров способно привести к прорыву в повышении глобальной конкурентоспособности их экономик. Торговля энергоресурсами со странами ЕС критически важна для российской экономики, и решение даже чисто экономических задач требует продвижения отношений сотрудничества как с институтами ЕС, так и с большинством его стран-членов. Недостаточное осознание представителями федеральных властных структур роли и значимости Евросоюза для России ведет к «виртуализации» сотрудничества с ним, что не отвечает стратегическим интересам нашей страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев историю Европейского Союза с момента его создания, нужно отметить то, что Европейский союз представляет собой определённую систему, которая основана как на договорных, так и на юридических нормах.

Объединяясь в Европейский Союз, страны - участницы руководствуются не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежит также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению.

Создание ЕС прежде всего основано на свободе согласования и воли суверенных государств. Выражение своего согласия на создание Союза является заключением конкретных международных договоров. Разрешая какие-либо вопросы, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе вырабатывают возможные решения с учётом законных интересов всех участников. Ключевой особенностью развития человечества является прежде всего постоянное совершенствование технического прогресса, хозяйственной и культурной жизни всех народов, отсюда происходит повышение удельного веса международных отношений. Отсюда возникает необходимость решения международных проблем, но не с помощью военной силы, а через созданную организацию. При повышении роли Европейского союза создаются для государств определённые гарантии, как в решении различных споров, так и в предотвращении военных конфликтов. Существование и создание Европейского союза раскрывает более широкие возможности сближение всего человечества и способствует наиболее быстрому развитию цивилизации. Также необходимо отметить то, что на современном уровне отношений человечество всё больше стало сообща решать вопросы не только роста технического прогресса, но и других глобальных проблем.

Долговременной целью России должно быть не вступление в Европейский Союз, а развитие отношений ассоциации с ним, существенное углубление инвестиционного и научно-технического сотрудничества с ЕС. В отдаленной перспективе может стать актуальным вопрос о подключении России к европейскому экономическому пространству.

Реализация задач стратегического партнерства для России и ЕС вполне реальна, а главное - объективно необходима, поскольку Россия в отсутствие стратегического партнерства может столкнуться с нарастанием изоляционистских тенденций. Евросоюз же в отсутствие политического партнерства с Россией резко ограничивает свои возможности превратиться в реальный мировой полюс влияния, а главное - без стратегического партнерства России и ЕС в принципе невозможно эффективное обеспечение стабильности и безопасности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. 303-18-02-2013 // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.mid.ru>

Федеральная служба государственной статистики [ Электронный ресурс ] : [ офиц. сайт ] / Федер.Служба гос. статистики. - М., 2000-2009. - Режим доступа : <http://www.gks.ru>

Акопова, А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст] / А.С.Акопова, О.Н.Воронкова, Н.Н.Гаврилко.-2010. - 458с.

Арон, Р. Этапы развития социологической мысли [Текст] / Р. Арон - М., 2010. - 150с.

Астапенко, В.А. Эволюция Европейского союза [Текст] / В.А.Астапенко . - М., 2008. - 300с.

Барановский, В.Г. Евроатлантическое пространство: вызовы безопасности и возможности совместного ответа [Текст] // Евроатлантическое пространство безопасности / Под ред. А.А. Дынкина, И.С. Иванова. - М., 2011, 250с.

Громыко, А.А. Россия и Евросоюз: динамика отношений / Внешняя политика России: 2000-2020 / А.А.Громыко.- Научное издание в 3 т.- М., Аспект Пресс, 2012. - 130с.

Дронов, В.П. Экономическая и социальная география [Текст] / В.П.Дронов, В.П.Максаковский, В.Я. Ром . - М., 2011. 300с.

Дюрозель, Ж.Б. Жизненный путь [Текст] / Ж.Б.Дюрзель. - М., 2009.-200с.

Евроатлантическое пространство безопасности / Под ред. А.А. Дынкина, И.С. Иванова. - М., 2011. 310с.

Кулик, С.А. Экономические интересы и задачи России в СНГ / Кулик С.А, Спартак А.Н, Юргенс И.Ю. - М., 2010, 200с.

Мировая экономика [Текст ]: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. - М., Экономистъ, 2009.- 300с.

Мировая экономика [Текст]: Учебник // Под ред. Лоскутова В.И.-М.,2009г.

«Мир XXI века: сценарии будущего для России» [Текст] // Институт Европы РАН. М., 2011, 200с.

Моргентау, Г. Человек науки против политики силы [Текст] / Г.Моргентау. - М., 2008. 248с.

Никитин, А.И. Конфликты, терроризм, миротворчество [Текст] / Никитин А.И. - М., 2009, 400с.

О перспективах развития отношений России и НАТО[Текст] / Под общей редакцией И.Ю.Юргенса, С.А. Кулика. - М., октябрь 2010.

Последствия расширения Европейского союза для экономики России [Текст] // Национальный инвестиционный совет. М., 2008, 250с.

Россия - Европейский союз: к новому качеству отношений [Текст] / Под общей редакцией И.Ю. Юргенса. - М., 2008, 331с.

Россия и Европейский Союз в начале XXI века [Текст ] // Доклады Института Европы РАН. 2009. - № 244. - 150с.

Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы [Текст ] / В.Н.Шенаев - М., 2009.- 250с.

Энтин, М. В поисках партнерских отношений II : Россия и Европейский союз [Текст ] / Энтин. М. - М., 2009, 378с.

Борисов А.Б. Большой экономический словарь [ Текст ] / А.Б. Борисов. - Москва : Изд-во Книжный мир, 2010. - 625 с.

Географический экономический словарь / Под ред. Проф. Ковалева И.С. - М., 2008 г.

Арбатов А. Уравнение безопасности [Электронный ресурс] / А.В.Арбатов // ЮрКлуб: [сайт] / НП «ЮрКлуб».- Пермь, 2010. - Режим доступа: <http://www.yabloko.ru/books/arbatov_equation.pdf>.

Бариш К. Партнерство во имя модернизации между ЕС и Россией // Партнерство во имя имодернизации между ЕС и Россией. Обзор центра ЕС-Россия, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://eu-russiacentre.ru/wp-content/sklad/2009/10/EURC_review_XV_RUS.pdf> европейский союз стратегическое партнерство

Библиотека электронных публикаций [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.chronos.msu.ru

Партнерство РФ-ЕС в условиях неопределенности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.alleuropa.ru/

РосБизнесКонсалтинг : [ сайт ] / РБК. М., 1995-2013. - Режим доступа: http://quote.rbc.ru/stocks/fond/2011/04/28/33267256.shtml


Скачать архив (24.2 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: