Главная » Экономика

Специфика внешнеполитической доктрины Франции как наиболее активного участника международных отношений

Содержание

Введение

Глава I. Политические аспекты участия Франции в международных отношениях

1.1 Внешнеполитическая стратегия Франции

1.2 Участие Франции в европейском строительстве

1.3 Франция и международные конфликты: Ближний Восток, Балканы, Ирак

Глава II. Роль и место Франции в мировой экономике

2.1 Общие тенденции экономического развития Франции

2.2 Внешнеэкономические связи Франции

2.3 Внешнеэкономические партнеры Франции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На протяжении нескольких столетий Франция занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. Франция традиционно является одним их тех государств, которые участвуют в выработке ключевых международных решений, определяющих судьбы всего мира. Образную характеристику соотечественникам дал в своей книге "Старый режим и Французская революция", изданной в 1856 г., выдающийся историк ХIХ в. Алексис де Токвилль: "Французы - это одновременно самая блестящая и самая опасная нация в Европе, лучше всех приспособленная стать в глазах других народов предметом восхищения, ненависти, сострадания, ужаса, но никогда - безразличия" (1,3). Около двух с половиной веков прошло после выхода исследования, однако прозвучавшая в нем характеристика является актуальной и сегодня.

В настоящее время имеются все основания говорить о глобальном характере политики Франции. В качестве подтверждения этого могут служить перечисленные ниже факторы.

·        Особое значение для внешней политики Франции имеет ее географическое положение. Несмотря на процесс деколонизации, Франции удалось в значительной степени сохранить свое присутствие во всех регионах мира. Эти земли, общая площадь которых составляет 120 тыс. кв.км, а население - около 1,5 млн. человек, обеспечивают присутствие Франции в трех океанах, снабжают метрополию необходимым сырьем. Заморские территории предоставляют большие возможности для туризма и открывают перед страной обширные морские пространства.

·        Свой мировой статус Франция поддерживает благодаря активному участию в международных универсальных и региональных организациях. Страна является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Поддерживая привилегированное положение в этой авторитетной организации, Франция активно участвовала и участвует в осуществлении многочисленных мирных инициатив ООН на Ближнем Востоке, в Африке, Камбодже, Югославии и других "горячих точках" планеты.

·        Франция является одним из главных вдохновителей и организаторов европейского строительства: от Европейского объединения угля и стали (1951) до Европейского союза (1993). Вместе с Германией она играет роль "мотора" европейской интеграции.

·        Франция входит в "большую восьмерку" (первоначально "большую семерку", созданную по инициативе французского президента в 1975 г.), являющуюся клубом наиболее влиятельных государств для согласования позиций по самым актуальным проблемам современности.

·        Место в неформальной структуре "сильных мира" гарантировано Франции ее лидирующими позициями в мировой экономике. По экономической мощи она занимает четвертое место на планете.

·        Франция является одной из пяти ядерных держав мира (с 1960 г.). Наряду с третьим в мире ядерным потенциалом она обладает мощными обычными вооруженными силами. Оспаривая доминирование США, Франция является главным инициатором и вдохновителем создания "европейской автономной системы обороны".

·        Франция активно участвует в осуществлении космических программ. С 1964 г. действует космодром в Куру (Французская Гвиана). Силами французских ученых создана ракета-носитель "Ариан", введены в эксплуатацию ее различные модификации. Французская космическая программа стала основой для деятельности Европейского космического агентства.

·        Франция играет активную роль в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), заменившей Организацию Европейского экономического сотрудничества, созданную в свое время для реализации плана Маршалла. Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже, а задачей ее членов является обеспечение устойчивого мирового социально-экономического развития.

·        Международное значение имеет культурное наследие французского народа. Страна проводит активную внешнюю культурную политику, на реализацию которой выделяются значительные финансовые средства. На девятом месте в мире по числу говорящих стоит французский язык. На протяжении столетий выполняя функцию языка дипломатии, он является одним из шести официальных языков ООН. Его изучают в системах образования всех регионов мира. В Париже находится штаб-квартира ЮНЕСКО (1, 4-6).

Таким образом, не претендуя на мировое лидерство, Франция по-прежнему является ведущей державой планеты, осуществляющей активную внешнюю политику. Вес страны в мировой политике обеспечивается не только традициями и исторической памятью, но и ее значительным экономическим, военно-политическим и культурным потенциалом. Авторитет Франции в мировой политике выдвигает ее в разряд одного из приоритетных и надежных партнеров Казахстана в Европе как на данном этапе исторического развития страны, так и в перспективе.

Актуальность исследования. Франция на современном этапе играет одну из ключевых ролей в многополярном глобализирующемся мире, ее бесспорно можно назвать "великой державой" современного мира. Это предположение базируется на следующих принципах.

Во-первых, потому что Франция обладает умением самостоятельно определять свою внешнюю политику, неизменно отстаивать свои интересы, и могла бы стать образцовым примером для многих стран, в том числе и для Казахстана, которому свойственно перенимать и усваивать полезный опыт, развивая вместе с тем и сохраняя свою уникальность.

Во-вторых, усиливающееся влияние Франции в мировой политике провоцирует общий интерес к ней с целью прогнозирования собственного статуса на мировой арене и возможной оценки "геополитического равновесия".

франция международный мировой экономика

Одной из характерных особенностей внешней политики Франции является преемственность. Став президентом, Николя Саркози заявил, что продолжит внешнеполитическую деятельность Жака Ширака, назвав итог предыдущего президентства в этой области "образцовым", предлагая, однако, новую доктрину французской дипломатии, которая служила бы "становым хребтом" ее многогранной деятельности. Жак Ширак, в свою очередь, также являлся условным продолжателем стратегии внешней политики предыдущих президентов Пятой Французской республики, начиная отсчет с периода президентства Шарля де Голля, который стал уникальнейшим реформатором в истории Франции, сумевшим заложить основы стратегии международной позиции Франции во всех многосторонних геополитических процессах. В то же время нельзя говорить о том, что внешняя политика Франции на протяжении длительного периода времени остается неизменной. Поскольку каждый из новых президентов Франции создает новые векторы влияния, меняя приоритеты в определенных пределах в соответствии с изменяющимися событиями на мировой политической арене (2,12).

Так, с приходом к власти Николя Саркози, внешняя политика Франции, а более конкретно, внешнеполитические приоритеты, условно поделились на две категории: категория долговременных направлений и категория моментальных неотложных действий (3, 34).

К долговременным целям французской дипломатии относятся общие приоритеты всех президентов Пятой республики. Это обеспечение безопасности и независимости Франции и французов, имеющих глобальные интересы и мировую ответственность в том, что касается ответа на новые угрозы - терроризм, распространение ядерного оружия и разрушение окружающей среды, где многостороннее сотрудничество является необходимым ключом к успеху. Не менее важной целью являются защита всеобщих ценностей свободы, уважения прав человека и его достоинства, а также продвижение торгово-экономических интересов страны в мире, чтобы укрепить ее позиции в условиях глобализации. Внешняя политика Франции затрагивает, так или иначе, все страны мира (3, 35). В этой связи опыт Франции представляет определенный интерес для Казахстана, где новые экономические и политические реалии внесли существенные коррективы в характер, формы и направления международной политики в условиях усиливающегося влияния интеграций.

В целом, исследование проблем, заявленных в курсовой работе, предполагает возможность найти ответы на ряд вопросов (приоритеты, задачи, инструменты французской внешней политики), решение которых необходимо:

для осознания казахстанским экспертным сообществом роли Франции в Европе и в мире;

для формирования с помощью экспертного сообщества современного казахстанского внешнеполитического курса, адекватно учитывающего политику Евросоюза в целом и Франции как традиционного партнера Казахстана, в частности.

Объектом курсовой работы является Франция и ее место в системе международных отношений в конце ХХ - начале ХХI вв. В этой связи рассматриваются наиболее важные сферы и аспекты, которые так или иначе позволяют более широко рассмотреть роль Франции в мировой политике и экономике.

Предметом исследования выступает специфика внешнеполитической доктрины Франции как наиболее активного участника международных отношений.

Целью курсовой работы является определение статуса и значения Франции в современных международных отношениях, объективный анализ формирования и эволюции внешней политики Франции на рубеже ХХ - ХХI вв.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда конкретных и взаимосвязанных задач:

1)      охарактеризовать внешнеполитическую стратегию Франции на текущем этапе, выделить основные направления и особенности ее внешнеполитического курса;

2)      оценить роль и место Франции в укреплении европейского строительства с точки зрения механизмов принятия решений, подробно рассмотреть деятельность Франции в рамках Европейского Союза;

)        исследовать положение Франции в НАТО и проблемы военно-политической интеграции в Западной Европе;

)        проанализировать участие Франции в разрешении международных конфликтов и кризисов и проследить взаимодействие Франции с другими международными акторами по проблеме их урегулирования;

)        выявить общие тенденции экономического развития Франции, определить роль Франции в системе мирохозяйственных связей и степень влияния Франции на мировую экономику.

Методологическую основу курсовой работы составляют классические методы исторической и политической наук: принципы историзма, диалектики и системности. Материал изучался с учетом внешних и внутренних факторов политического процесса, взаимозависимости объективного и субъективного, общего и частного. В основу рассмотрения исследуемых вопросов положен проблемно-хронологический подход, позволяющий изучить политические процессы в динамике: в процессе их появления, становления и последующей эволюции. В то же время автор опирался в исследовании на общегуманитарные методы познания (анализ и синтез, индукция, классификация), а также использовал значимые в политологии подходы - системный и сравнительный, без которых анализ столь сложных систем, как внешнеполитические институты и процессы, был бы существенно обеднен.

Источниковая база исследования. Для раскрытия поставленных целей и задач был использован широкий круг источников, в числе которых: официальные документы (декларации, международные договоры, соглашения, нормативно-правовые акты и др.); выступления, пресс-конференции, интервью государственных деятелей и других официальных лиц; сообщения казахстанских, российских и зарубежных информационных агентств; мемуары и источники эпистолярного характера; статистические материалы; исследования и научные разработки зарубежных, российских и казахстанских авторов; учебные пособия, статьи и аналитика из периодических изданий. В целом информация по проблематике исследования вполне доступна как в физическом, так и в электронном виде, что способствует облегчению поиска необходимых документов. Комплексное сочетание разных групп источников позволяет осветить проблемы, изучаемые в работе, с разных сторон, увидеть различные нюансы и, проведя анализ, сделать необходимые выводы.

Степень изученности проблемы. Историографический анализ рассматриваемой темы был сделан на основе изучения многочисленных работ российских, казахстанских, зарубежных исследователей.

Основополагающее значение в процессе исследования имело изучение работ российских франковедов: В.П. Смирнова (25), Ю.И. Рубинского (26, 27, 28), Е.А. Нарочницкой (29), В.С. Михеева (30).

Среди российских исследований можно выделить статью Ю.И. Рубинского под названием "Николя Саркози: прагматизм и преемственность". Здесь наиболее ярко и целостно отражены важные аспекты внешней политики Франции, а также изменения, возникшие с приходом к власти Николя Саркози. В данной статье присутствует характеристика стратегических планов Н. Саркози, который намерен уделить первоочередное внимание приданию нового импульса процессу европейской интеграции, восстановлению дружественных отношений с США, созданию союза стран Средиземноморья, активизации сотрудничества с Африкой, которое становится все более обременительным и накладным, при общей нестабильности и нищете в данном регионе, что вызывает диссонанс в финансовых вопросах. Помимо этого, проведена параллель с историей, историческим наследием внешнеполитических идей (4, 111-123).

Значительный вклад в исследование вопросов теории и практики внешнеполитической доктрины Франции внесли такие специалисты, как Ф. Моро-Дефарж, Е.А. Кожокин, Т.Н. Андреева, А.В. Акульшина, В.А. Артемов, К.П. Зуева и др. Указанные вопросы рассматривались также рядом зарубежных ученых.

Работ, посвященных проблеме внешней политики Франции, в отечественной (казахстанской) историографии не так много.

Статьи Байзаковой К.И. "Вопросы европейской безопасности и обороны во внешней политике Франции" (5, 36-42), Макашевой К.Н. "Процесс европейской интеграции и позиция Франции" (6, 51-56) детально описали роль Франции в мировой политике.

Заслуживает внимания коллективная монография "История международных отношений" в трех частях, авторами которой являются: Байзакова К.И., Губайдуллина М.Ш., Макашева К.Н. и другие, под общим руководством профессора Ибрашева Ж.О. (7).

Относительно механизмов осуществления внешней политики Франции можно назвать ряд статей казахстанских исследователей, посвященных отдельным аспектам французского внешнеполитического курса - С.М. Акимбекова, О. K. Тогузбаева, С.Ж. Сапанова.

Изучению отдельных вопросов европейской безопасности посвящены коллективные монографии и ряд статей казахстанских авторов: Ж.У. Ибрашева, Г.Ф. Дубовцева, Е.Р. Берсимбаева, М.Ш. Губайдуллиной, А. Едильбаевой, К.И. Байзаковой.

Таким образом, в отечественной литературе имеется ряд работ, в которых исследуются отдельные аспекты европейской системы безопасности, и, так или иначе, затрагиваются вопросы политики Франции в области безопасности.

Очевидно, что исследования, написанные российскими и казахстанскими аналитиками, не могли бы дать возможности объективного и достоверного анализа. Поэтому автор обращался к зарубежным источникам на французском и английском языках, что способствовало более разностороннему и обширному анализу рассматриваемого объекта.

Структура исследования. Цели и задачи, поставленные автором, источниковая база и изученная литература определили структуру и содержание работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Политические аспекты участия Франции в международных отношениях

1.1 Внешнеполитическая стратегия Франции

Франция, верная принципам евроатлантической солидарности, вместе с тем, проводит самостоятельный внешнеполитический курс, направленный на усиление роли страны в международных делах и укрепление ее авторитета в мире.

Представляется, что внешнеполитический курс современной Франции строится вокруг нескольких ключевых идей. Она традиционно позиционирует себя в качестве члена "западной демократической семьи", привержена идеалам демократии и защите прав человека. Наряду с этим, в Париже полагают, что в условиях постбиполярного мира роль отдельных государств возросла, а прежние многосторонние механизмы, обеспечивавшие согласование позиций различных стран, становятся все менее эффективными. В своем выступлении перед послами 27 августа 2007 г. Н. Саркози особо подчеркнул, что за последние 20 лет, прошедшие после падения Берлинской стены, руководители различных государств не смогли создать новый "планетарный порядок" и приспособить прежний порядок к изменившимся условиям. Все это заставляет Францию искать свои собственные пути решения международных проблем, которые соответствуют ее национальным интересам. Он также отметил, что "в центре международной системы остаются государства", и Франция намерена играть роль "фактора равновесия" (3, 34).

Франция, являясь одной из ведущих в мире ядерных держав, последовательно наращивает свой ядерный потенциал, обеспечивает содержание и адаптацию своих сил сдерживания к новым стратегическим реалиям. Страна планирует принять во внимание европейский масштаб своей обороны, продолжая добиваться полного запрещения ядерных испытаний и принимая на себя обязательства в пользу обуздания гонки вооружений и разоружения (2, 36).

Франция наряду с Германией стояла у истоков создания Евросоюза и в настоящее время является одним из главных архитекторов объединенной Европы.

Несмотря на тесное и многостороннее сотрудничество с Великобританией и Германией, в современных условиях Франция продолжает претендовать на лидерство в Европе, хотя ее экономический потенциал уступает, например, германскому. С другой стороны, Франция в последние годы проявляет все большее беспокойство по поводу усиления влияния США в Европе. Вместе с Россией и Китаем Франция выступает против превращения США в единственную мировую сверхдержаву, против американской гегемонистской политики в различных регионах мира (8, 40).

Внимание, уделяемое Францией европейской интеграции, свидетельствует о том, что именно европейское направление (европеизм) в широком смысле является основным вектором внешней политики Парижа в современном мире. В первую очередь, это связано с тем, что распад биполярной системы позволил ЕС выдвинуться в число ведущих мировых акторов, и поэтому подключение потенциала Евросоюза позволяет Франции приумножить свои силы и сохранять влияние как в Европе, так и за ее границами (9,11).

В геополитическом плане Франция числит себя не только континентальной и морской державой одновременно, но и уточняет, что является единственной (исключая Испанию) европейской страной, одновременно выходящей к Атлантике и Средиземному морю. Такое положение Франции предопределило тройственность ее геополитической модели.

·        "Тьермондизм" определяет необходимость для Франции постоянной глобальной вовлеченности как "обязательств и ответственности" за свои подмандатные территории и содействие в развитии своим бывшим колониям. Оправданием глобализма Франции служит также и ее статус постоянного члена Совета Безопасности ООН.

·        "Европейский периметр" определяет важность участия Франции в формировании регионального порядка как в Средиземноморье, Северной Африке, так и на Ближнем Востоке и прилегающих к нему акваториях.

·        "Евроцентризм" определяется особой важностью состояния безопасности в Европе и участия в европейских делах, где Франция традиционно рассматривает себя как регионального лидера, сдерживая при этом европейские "аппетиты" США, Великобритании, Германии и, в некоторых случаях, России (8, 38).

Анализ внешнеполитической стратегии Франции позволяет выделить следующие приоритеты во французской внешней политике:

) формирование положительного образа Франции на международной арене (как "независимого союзника и свободного партнера");

) активное участие в строительстве "конструктивного многополярного мира";

) усиление роли Евросоюза;

) модернизация африканской политики;

) усиление экономической деятельности зарубежных представительств;

) решение глобальных проблем человечества, защита прав человека (1, 83).

Вырабатывая внешнеполитические приоритеты, Франция констатирует, что терроризм, распространение оружия массового уничтожения, организованная преступность являются основными факторами, угрожающими стабильности в современном мире (8, 39).

Среди основных направлений внешней политики Франции можно выделить следующие:

деятельность в рамках Европейского союза;

политика в регионе Средиземноморья (Северная Африка и Ближний Восток);

налаживание двусторонних отношений с отдельными странами;

проведение политики в рамках организации Франкофонии;

деятельность в НАТО (8, 40).

Наиболее важными принципами, которыми Франция руководствуется во взаимоотношениях с мировым сообществом, по заявлению ее официальных представителей, являются солидарность и коллективная безопасность. Принцип коллективной безопасности означает взаимную ответственность, устранение соперничества между ведущими державами. Ни одна страна не вправе претендовать на одностороннее решение кризиса, и ни один кризис не может быть решен изолированно (1, 98).

Говоря о новациях во внешней политике Парижа, следует упомянуть об идее создания Средиземноморского союза, которую Н. Саркози не раз высказывал в ходе предвыборной кампании. Пока эта идея не трансформировалась в реальные дипломатические шаги. Остается непонятным, как этот Союз будет взаимодействовать с уже существующими организациями, занимающимися проблемами Средиземноморья. По мнению французского президента, имеет смысл сосредоточить внимание на совместной разработке "амбициозных проектов" в таких областях, как экология, диалог культур, экономический рост, вопросы безопасности (10, и/н).

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что внешняя политика Франции по-прежнему остается активной, по-прежнему она рассматривается в качестве главного механизма расширения мирового влияния страны. Немаловажен тот факт, что французская внешняя политика находится в постоянном развитии. Даже на примере короткого отрезка времени можно проследить, как происходит коррекция внешнеполитического курса страны, плавное и последовательное изменение акцентов при сохранении основной линии.

1.2 Участие Франции в европейском строительстве

Одним из преимуществ, которыми располагает Париж при проведении внешней политики, сегодня является лидерство Франции в европейском интеграционном проекте. В современном мире, где глобальным лидером после 1991 г. являются США, успех Европейского союза стал основной возможностью для стран Старого Света вернуть себе былое влияние на мировую политику. В истории евроинтеграции Франции принадлежит особое место: именно она совместно с ФРГ стала инициатором создания в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в 1957 г. - Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), а в 1992 г. на основе указанных Европейских Сообществ - Европейского союза. Являясь на протяжении более 50 лет одним из лидеров ЕЭС/ЕС - уникального наднационального объединения, членами которого с 2007 г. являются 27 государств, Франция сегодня действует на мировой арене не только как отдельная страна, но и как один из лидеров Евросоюза (9, 1).

Превращение Европейского союза в мощное интеграционное объединение, которое могло бы стать одним из полюсов современной международной системы, явилось для Франции важнейшей стратегической задачей в последние десятилетия ХХ в. Заняв в ЕС лидирующие позиции, она рассчитывает продолжать оказывать таким образом значительное влияние на мировую политику. С приходом к власти Жака Ширака Франция еще активнее включилась в этот процесс. Она, вместе с Германией, стала своеобразным двигателем европейской интеграции, хотя взгляды двух государств по конкретным проблемам создания объединенной Европы не всегда совпадали (11, 20). Николя Саркози также намеревается придать расширенному ЕС управляемость и динамизм, закрепив за Францией роль одного из основных лидеров Евросоюза.

Практически на всех этапах расширения Европейского союза Франция неизменно поддерживала этот процесс, считая, что он должен охватить все страны Европы. Исключением была ее позиция в отношении Великобритании, которая в результате смогла стать членом ЕЭС только в середине 70-х годов, и в отношении Турции, которую Франция, как и другие члены Евросоюза, считала в течение ряда лет не готовой к вступлению в ЕС по причине серьезных нарушений прав человека, слишком большой роли армии в политике этой страны и не вполне европейского географического положения (11, 20).

Свою позицию относительно расширения Европейского союза на восток Франция аргументировала, с одной стороны, жизненной необходимостью распространения на всю Европу и, в первую очередь, на Центральную и Восточную Европу, зоны экономической и политической стабильности, существующей внутри Союза, а с другой - тем, что нестабильным странам в восточной части континента могут понадобиться чрезвычайные меры помощи, если их вовремя не принять в Европейский союз. По мнению французских политиков, поэтапная интеграция в западное сообщество стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, осуществляющих реформы, − единственная возможность создания в этих странах надежного уклада рыночной экономики и демократии (11, 21).

Французские политики и экономисты считают, что сам Европейский союз от расширения своих границ в восточном направлении получит гарантии от хозяйственного коллапса и установления авторитарных режимов в этой зоне, которые стали бы угрозой не только непосредственно граничащим с ними странам, но и Европейскому союзу в целом. Не последнюю роль играет и то соображение, что принятие в члены ЕС других стран Европы способствовало бы большему равновесию внутри самого Союза, прежде всего, учитывая растущий потенциал Германии. Французское руководство серьезно обеспокоено тем, что сильная объединенная Германия превратилась ныне из "политического карлика" в региональную сверхдержаву. Это может отразиться впоследствии на перераспределении ролей внутри Европейского союза не в пользу Франции, которая привыкла быть здесь политическим лидером. Стремясь укрепить франко-германское сотрудничество в качестве "мотора" интеграционного процесса и его руководящего ядра, Франция и Германия объявили даже о кажущемся на первый взгляд парадоксальном решении - создании единого франко-германского государства (12, 14).

Франция внесла весомый вклад в формирование благоприятных условий для расширения ЕС. Во второй половине 2000 г. она председательствовала в Европейском совете и подготовила проект договора, подписанного в декабре этого же года на саммите ЕС в Ницце, который положил начало расширению Союза путем вступления в него 10 стран-кандидатов, а также предусмотрел некоторые институциональные реформы. В этом обширном документе были изложены не только приоритеты ЕС в связи с его будущим расширением, но и интересы каждой страны в отдельности (11, 21).

Что касается будущего политического устройства Европейского союза, то в отличие от Германии, которая, как известно, выступает за создание европейской федерации, Франция склоняется к равноправному союзу государств-наций типа конфедерации, хотя внутри французской политической элиты нет единодушия по данному вопросу. Эта идея была сформулирована во французском плане "Европы-державы", выдвинутом в середине 2001 г. Однако достаточно противоречивый и расплывчатый план не был поддержан не только странами-членами ЕС, но и странами-кандидатами, такими как Польша, Венгрия и Чехия, которые не хотят превращения Европы в державу, если это будет означать ослабление стратегического альянса с Соединенными Штатами (11, 22).

Поддерживая процесс расширения Евросоюза, Франция рассчитывала найти в нем опору для расширения своего влияния. Но события последнего времени свидетельствуют о том, что внутри Союза может произойти серьезный раскол, поскольку новые его члены не готовы безоговорочно принимать франко-германское лидерство, недовольство им высказывают и ряд "старых" членов ЕС.

Расширение Европейского союза с неизбежностью ставит вопрос об углублении процесса интеграции и проведении институциональных реформ, поскольку 25 и более странам значительно труднее договориться, чем 15, если не будут разработаны специальные жесткие правила решения спорных вопросов и компетенции интегрированных органов. Кроме того, такое аморфное в политическом плане объединение, каким является сейчас Европейский союз, не может претендовать на роль одного из полюсов современного мира (11, 21).

Как уже ранее говорилось, Франция принимает активное участие в реформировании ЕС. На саммите Евросоюза в Лакене в декабре 2001 г. было принято решение о создании особого органа - Конвента, который должен был разработать на основе учета различных точек зрения новую институциональную структуру ЕС. Председателем Конвента был назначен бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен. В результате полутора лет работы Конвент представил на саммите ЕС в Греции проект конституции Европейского союза, который затем был рассмотрен на сессии Межправительственной конференции в октябре 2003 г. (11, 22)

Задача, поставленная перед Конвентом, была чрезвычайно сложной, поскольку по проблеме институциональной перестройки ЕС существует множество часто взаимоисключающих точек зрения. Еще в мае 2001 г. бывший премьер-министр Л. Жоспен изложил французское видение принципов европейского строительства, в корне отличающееся от концепции канцлера Германии Г. Шредера. Если последняя предполагала коренную перестройку институтов ЕС в мощные наднациональные органы управления, в которых Германия, благодаря своему политико-экономическому и демографическому весу, рассчитывает занять командные позиции, то Франция, склонная к сильной централизованной власти внутри страны, хотела, чтобы институциональная система Евросоюза базировалась на независимых, суверенных государствах. Именно поэтому Франция высказалась против федеративного устройства ЕС, основанного на единой исполнительной и законодательной власти, против общеевропейского правительства. Властные прерогативы, по мнению французов, должны передаваться наднациональным институтам постепенно. Вместе с тем они признавали важность таких элементов федерации, как приоритет общеевропейского права, существование независимой Европейской комиссии, Европарламента, Европейского суда, единого рынка и денежной единицы. Французы предложили также создать такие новые инстанции, как постоянный совет министров на уровне вице-премьеров, "экономическое правительство" зоны евро, интегрированную европейскую полицию, общую внешнюю и военную политику. По поводу реформирования ЕС неоднократно выступал президент Франции Жак Ширак, который поддерживал идею сильной Европы, способной влиять на международные дела и имеющей собственную конституцию. Центром принятия важнейших решений в Евросоюзе, по его мнению, должен оставаться Европейский совет глав государств и правительств (11, 22).

Близкой к этой позиции придерживается и председатель Конвента В. Жискар д’Эстен, хотя по своему статусу он должен находиться "над схваткой". По его мнению, нынешняя обстановка требует более ощутимого присутствия Европы в мире для защиты общих интересов, а также системы европейской безопасности, соответствующей защите континента от внешних угроз, таких как терроризм, трансграничный криминал, нелегальная иммиграция. Он высказал сомнение в том, что в ближайшем будущем можно создать в Европе сильную центральную власть. Вместе с тем председатель Конвента высказался за избрание президента Европы вместо существующей сейчас системы ротации председателя Европейского совета. Целый ряд положений французской позиции нашли отражение в проекте конституции ЕС, выработанной Конвентом (13,10).

Франция стала одним из главных инициаторов формирования общеевропейской внешней политики и политики безопасности, прекрасно понимая, что строительство Европейского союза как одного из мощных полюсов современного мира невозможно, если это объединение не будет иметь единой внешней политики, вырабатываемой соответствующим институциональным органом, и единой политики в области обороны, подкрепленной силой европейской армии. Президент Ширак неоднократно высказывался в пользу разработки "большой европейской политики" (11, 23).

Формирование общей внешней политики и политики безопасности было предусмотрено еще в Маастрихтском и Амстердамском договорах. Однако на протяжении последующих лет процесс этот ограничивался лишь заявлениями. До сих пор речь шла о согласовании позиций членов ЕС по международным проблемам. Наибольшее единодушие они демонстрировали по проблеме ближневосточного урегулирования. Как известно, в соответствии с Амстердамским договором в ЕС был учрежден пост Генерального секретаря Совета ЕС/Высокого представителя по общей внешней политике и политике безопасности ЕС, но, несмотря на это, формирование внешнеполитических позиций осталось в национальной компетенции. Подлинная общая внешняя политика Европы, по мнению французского руководства, может появиться только с созданием министерства иностранных дел ЕС и передачей ему соответствующих функций. Этот пункт зафиксирован в подготовленном Конвентом проекте конституции Европейского союза (14, 15).

Проблемы единой политики в области обороны Франция стремилась решить, действуя по нескольким направлениям. НАТО продолжала оставаться для европейцев главным гарантом их безопасности. С приходом к власти президента Ширака Франция предприняла ряд шагов по нормализации отношений с НАТО и возвращению в эту организацию. В начале декабря 1995 г. было объявлено о трех инициативах в этом направлении: французский министр обороны должен регулярно участвовать в мероприятиях, проводимых НАТО, вместе со своими коллегами; Франция снова займет свое место в Военном комитете; она намерена улучшать рабочие отношения со штаб-квартирой Верховного командования объединенных вооруженных сил НАТО в Европе и с командованиями, подчиненными организации. Французское руководство заявило о своем намерении участвовать в работе по обновлению альянса и решению проблем гармонизации действий ЗЕС и НАТО (11, 26).

Замысел Парижа заключался не в том, чтобы совсем вытеснить американцев из Европы, а в том, чтобы европейцы могли коллективно проявлять себя и отстаивать свои взгляды в рамках НАТО посредством создания внутри блока "европейской компоненты".Ж. Ширак предложил американцам передать командование силами НАТО в Средиземноморье европейцу при сохранении ими общего стратегического командования Европой и Атлантикой. Однако Соединенные Штаты ему в этом отказали под предлогом того, что Средиземноморье и Ближний Восток входят в зону их интересов (11, 26). В результате французы приостановили возвращение в военную организацию альянса.

Одновременно с попытками "европеизировать" НАТО французы предприняли попытки активизировать деятельность Западноевропейского союза. Они рассчитывали превратить ЗЕС в военную организацию Евросоюза и обеспечить, насколько это возможно, его автономный от НАТО статус. Однако другие члены ЗЕС, в частности, представители Великобритании, прямо заявляли, что этого никогда не произойдет. Таким образом, французы вынуждены были констатировать, что "европейцы никоим образом не готовы ни в политическом, ни в финансовом отношении сделать необходимые усилия, чтобы создать оборону, способную заменить НАТО" (11, 23).

В мае 1996 г. на Берлинской сессии Совета НАТО было принято решение о предоставлении ЗЕС возможности организовывать и выполнять военные операции в Европе, в которых Соединенные Штаты сочли бы для себя нежелательным участвовать. Но и в этих условиях ЗЕС оставался бы в полной зависимости от воли командования НАТО. Определенные надежды связывали французы с активизацией роли ОБСЕ, которая, по словам бывшего министра иностранных дел Ю. Ведрина, должна стать осью всей системы европейской безопасности. Однако все робкие шаги европейцев в сторону независимости в военной области наталкивались на упорное сопротивление американцев, прочно удерживающих рычаги влияния на Европу через механизмы НАТО (15, и/н).

Именно поэтому французы продолжали выдвигать новые инициативы в области европейской обороны. Вместе с другими членами ЕС они постоянно создавали на многосторонней основе отдельные военные соединения. Это Еврокорпус, Еврофор, Евромарфор, Европейская авиационная группа. В конце 1998 г. на встрече в Сен-Мало Франция и Англия обнародовали совместный проект создания европейских мобильных сил для самостоятельного участия в операциях на Европейском континенте, где не будут задействованы силы НАТО. Французы опять высказались в пользу автономности этих сил от альянса. Однако под давлением США они были вынуждены отказаться от таких планов (16, 135). Было принято решение о создании Европейских сил быстрого реагирования в составе 60 тыс. человек на базе Еврокорпуса. До недавнего времени вопрос о создании европейских вооруженных сил упирался в отсутствие средств. Но в мае 2003 г. Евросоюзом было заявлено, что 15 стран-членов ЕС инвестируют 20 млрд. евро в оборону Европы (14, 21).

На франко-германском саммите в Баден-Бадене эти страны договорились о более тесном сотрудничестве в военной области - по космическим спутникам, об общих инициативах в НАТО, о вооружениях, обмене военными соединениями и др. Это сотрудничество, по мнению обеих стран, могло стать ядром будущей оборонной политики ЕС (12, 93). В конце апреля 2003 г. на "мини-саммите" ЕС в Брюсселе Франция, Германия, Бельгия и Люксембург заявили о своем желании "подготовить почву для европейской обороны". Участники встречи сразу же оговорились, что не собираются создавать конкуренцию НАТО. В то же время речь снова зашла об автономии ЕС. Четыре участника встречи в Брюсселе предложили другим европейским странам поддержать любое из семи сформулированных ими конкретных предложений, которые включают создание: европейского командования стратегическим транспортом; европейской войсковой части ядерной, бактериологической и химической защиты; европейской системы срочной гуманитарной помощи; европейских центров военного образования; коллективного центра планирования и проведения операций; многонационального генерального штаба, а также выработку предложений для Конвента. Стремясь оградить новые предложения от нападок со стороны США, президент Ширак заявил о необходимости существования как сильной Европы, так и сильных Соединенных Штатов, связанных прочным союзом. Однако вряд ли эта новая инициатива будет одобрена американцами, которые подозревают, что интегрированная Европа создается против них, и "не прочь разобщить европейцев, чтобы властвовать". Как стало ясно, раскол в Евросоюзе по этим проблемам уже наметился, поскольку часть стран-кандидатов в члены ЕС продемонстрировали свою верность линии США (17, 37).

Тем не менее, избрав тактику малых шагов, Франция, Германия и поддерживающие их страны, несомненно, будут продолжать усилия по формированию общей внешней политики и политики безопасности, продвигаясь постепенно по пути создания Евросоюза в качестве одного из центров будущего многополюсного мира со всеми атрибутами государственного образования.

Нельзя не отметить, что в целом успехи европейской интеграции за два прошедших десятилетия налицо: состав Европейского союза расширился до 27 членов, введена единая европейская валюта (евро), созданы предпосылки для вступления в силу конституционного договора ЕС, принимаются меры для создания системы европейской обороны. И роль Франции в этом процессе неоспорима (11, 25).

1.3 Франция и международные конфликты: Ближний Восток, Балканы, Ирак

Особое внимание Франции к ближневосточному конфликту объясняется тем, что он развивается в зоне ее особых интересов - в средиземноморском регионе. Франция всегда стремилась играть активную роль в урегулировании этого конфликта. Голлистская внешняя политика на этом направлении была традиционно проарабской, что вызывало большое раздражение израильского руководства. Президент Миттеран в свое время попытался сбалансировать французскую политику в этом регионе, стараясь наладить отношения с Израилем. Ж. Ширак, после прихода к власти, объявил о первостепенной важности арабской проблематики для внешней политики страны. Он заявил о поддержке мирного процесса на Ближнем Востоке и осуждении терроризма, откуда бы он ни исходил. "Я хотел бы придать новый импульс этому направлению, начатому генералом де Голлем", - сказал он, выступая в Каирском университете. Вместе с тем Ширак призвал увеличить финансовую помощь палестинцам, поскольку "мир достигается в результате экономического развития". Он также поддержал принцип "мир в обмен на землю" и стал первым из руководителей Запада, посетивших палестинскую автономию. Активизация "арабского вектора" в политике Франции вновь осложнила ее отношения с Израилем (18,8).

Стремясь стать коспонсором мирного процесса на Ближнем Востоке, Париж настаивал на том, что он может оказать содействие нормализации отношений Израиля с его соседями. Вместе с Россией в сентябре 1997 г. Франция выдвинула инициативу о созыве международной конференции по Ближнему Востоку, которая потребовала бы от конфликтующих сторон взять на себя четкие обязательства в отношении урегулирования и строго их выполнять. США выступили против такой инициативы. Стремясь подкрепить свою позицию в этом вопросе авторитетом Евросоюза, Франция предприняла ряд шагов, чтобы привлечь к этой инициативе своих европартнеров (18, 16).

С течением времени французы начали все более определенно высказываться за создание независимого палестинского государства. Они призвали Израиль вывести свои вооруженные силы с палестинских территорий, выпустить палестинского лидера Я. Арафата из-под домашнего ареста, чтобы разблокировать процесс ближневосточного урегулирования, и резко критиковали Соединенные Штаты за тотальную поддержку жесткой позиции премьер-министра Израиля А. Шарона. Президент Ширак вновь высказался за созыв международной конференции по Ближнему Востоку, поскольку, по его мнению, силой оружия этот конфликт разрешить невозможно (18, 38).

Как известно, в начале 2003 г. представители США, ЕС, ООН и России совместно выработали план мирного урегулирования ближневосточного конфликта, так называемую "дорожную карту". Однако США фактически отстранили других его авторов от реализации этого плана под тем предлогом, что только они смогут договориться с Израилем. Франция в свою очередь попыталась возобновить свои связи с Израилем, которые были осложнены на протяжении последних лет ее поддержкой идеи создания палестинского государства, а также методами решения палестино-израильского конфликта, и принять более активное участие в процессе урегулирования. Однако и в этом вопросе американцы не собираются уступать своего лидерства (18, 62).

И хотя руководство Франции неоднократно заявляло, что в данном случае важен результат, а не то, "кто будет фигурировать на фото", европейцы глубоко разочарованы решением американцев в одиночку осуществить "дорожную карту". Они уверены в неизбежности участия в этом процессе Евросоюза. Судя по тому, как развиваются события в этом регионе, Соединенным Штатам без активной поддержки других коспонсоров не удастся решить проблему мирного урегулирования на Ближнем Востоке.

Развивавшийся с начала 90-х годов конфликт на Балканах, в самом центре Европы, продемонстрировал полную неспособность стран Западной Европы, а также России обеспечить мир в этом регионе. В результате главным действующим лицом в конфликте стали Соединенные Штаты, которые заняли жесткую антисербскую позицию. И если вначале Франция склонялась к поискам политического решения боснийской проблемы, то впоследствии она поддержала США в этом вопросе. (19,12) С приходом к власти Ж. Ширака ужесточение французской позиции в отношении боснийских сербов проявилось более определенно. Серьезное влияние на ее формирование оказывали и средства массовой информации, которые тенденциозно представляли события, обвиняя во всем сербов. После заключения Дейтонских соглашений Франция приняла участие в военных действиях НАТО, обеспечивавших реализацию этих соглашений (19, 15).

Новая фаза конфликта на Балканах началась в Косово, албанская часть населения которого выступила за отделение этого края от Югославии. Упразднение автономии Косовского края и этнические чистки, предпринятые югославским руководством, вызвали осуждение мирового сообщества. Первоначально Франция прилагала усилия для мирного разрешения косовского конфликта. Однако когда стало ясно, что европейцы не могут справиться собственными силами с возникшей ситуацией, они вновь обратились за помощью к НАТО, то есть фактически к США. Акцию возмездия в отношении Югославии и персонально в отношении ее президента Милошевича, предложенную Соединенными Штатами, поддержали все входящие в НАТО страны-члены ЕС, в том числе и Франция. Президент Ж. Ширак заявил, что американцы и европейцы вместе выступили в Боснии и Косово "ради общих ценностей" − прав человека, нарушенных Белградом, а также "ради общих интересов" - стабильности Европы (20, 220).

Активно включившись в карательные мероприятия НАТО против Югославии, Франция стремилась занять лидирующее положение среди участвующих в них европейцев, надеясь таким образом укрепить свое влияние как в НАТО, так и в ЕС. Естественно, что вклад Франции в военные операции против Югославии был значительно меньше, чем вклад Соединенных Штатов. Но он был значительно больше, чем вклад любой из европейских стран. В бомбардировках Югославии участвовали новейшие французские самолеты и вертолеты, были задействованы разнообразные средства наблюдения, в том числе французский наблюдательный спутник Гелиос. В состав миротворческих сил KFОR/СДК входило 8000 французских военнослужащих (помимо этого в составе SFОR/СПС в Боснии находилось 3000 и в Албании - 1000 французов). В целом расходы Франции на военную кампанию в Югославии составили на конец 1999 г. 2,5 млрд. франков. Сумма эта для Франции тем более ощутима, поскольку, в отличие от ООН, НАТО не возместила расходы, понесенные странами, участвовавшими в этой военной кампании (11, 26).

Натовские бомбардировки Югославии, нанесшие непоправимый ущерб ее экономике и повлекшие большие человеческие жертвы, в определенной мере стимулировали террор, развязанный Освободительной армией Косово против оставшегося в крае сербского населения. Это вынудило целый ряд французских политиков выступить с заявлениями о том, что следует "воспрепятствовать любой новой этнической чистке". Подчеркивалось также, что Косово должно оставаться в составе Югославии (11, 26).

Однако действия Временной администрации ООН в Косово, функции главы которой первоначально исполнял бывший французский министр Бернар Кушнер, фактически способствовали реализации планов албанских сепаратистов, правда, не такими быстрыми темпами, как они рассчитывали. С его одобрения начался пересмотр пакета югославских законов, действовавших в Косово, то есть выведение этой территории из-под юрисдикции федеральных властей. Впоследствии в крае были проведены выборы, приведшие к власти лидера умеренных сил Ибрагима Ругову. Все это рассматривалось французскими властями и общественным мнением как движение в сторону демократизации жизни в Косово. Край фактически превратился в протекторат под контролем сил KFОR/СДК, которыми командует сейчас французский генерал М. Валантэн. Обстановка в Косово постепенно нормализуется, хотя примирения между сербами и албанцами там не происходит, и сербские беженцы в край не возвращаются. А с ликвидацией Югославии как государства для косовских сепаратистов возникли дополнительные возможности осуществить свои планы создания независимого государства (11, 26).

Косовский кризис стал для французского руководства серьезным испытанием. Оно, по сути, косвенно признало незаконность военной операции НАТО на территории этого края. Бывший премьер-министр Л. Жоспен заявил, что Франция считает объективной необходимостью усилить роль ООН и признать преимущественную роль Совета Безопасности "в том, что касается поддержания мира и безопасности и возможности использования силы при урегулировании конфликтов". Несомненное беспокойство французского руководства вызвало и очевидное стремление Соединенных Штатов к неоспоримому лидерству и созданию мировой системы, где Европе уготовлена второстепенная роль, а также технологическое отставание европейцев от США, которое с течением времени только увеличится. В связи с этим Франция выступает за "европеизацию" балканского конфликта, которая предусматривала бы контроль европейских сил за его развитием, а затем - постепенное включение балканских стран в Европейский союз. Кроме того, она стала высказываться за более активную роль России в урегулировании балканского кризиса, особенно после обострения ситуации в Македонии (20, 236).

Французская сторона поддержала территориальную целостность Македонии, осудив насильственные действия, применяемые албанскими незаконными вооруженными формированиями на ее территории. Однако впоследствии она вместе со своими партнерами по НАТО и ЕС вынудила руководство Македонии пойти на уступки албанским террористам, для того чтобы перевести этот конфликт в латентное состояние (20, 237).

Позиция Франции в отношении Ирака первоначально определялась не столько политическими, сколько экономическими соображениями. В иракскую нефтяную промышленность вложены огромные деньги французских компаний, в том числе такого нефтяного гиганта, как Tоtаl Finа Еlf. Они занимались в Ираке разведкой, добычей и транспортировкой нефти. Правительство Саддама Хусейна заключило с французскими фирмами крупные долгосрочные контракты на разведку нефтеносных полей, которые были за ними закреплены. Франция активно участвовала в реализации программы "Нефть в обмен на продовольствие" (11, 27).

Режим санкций, который ООН применила в отношении Ирака, осложнял деятельность французских компаний в стране и ограничивал снабжение французской экономики иракской нефтью. Именно поэтому Франция постоянно выступала за снятие санкций с Ирака. Правда, впоследствии она отошла от требования пакетного снятия этих санкций и стала поддерживать идею так называемых умных санкций, предложенную США и Великобританией (21, 35).

Франция неизменно высказывалась за жесткий контроль со стороны ООН за деятельностью Ирака в области средств массового уничтожения, чтобы не допустить их создания на территории этого государства (21, 36). Однако когда начали возникать сложности в работе экспертов ООН, создаваемые иракскими властями, и стала вырисовываться перспектива вооруженного вмешательства США в Ирак без мандата ООН, проблема вокруг этого государства приобрела для Франции особую политическую значимость. Речь шла о том, что США фактически присваивали право единолично распоряжаться судьбами мира, превращая в статистов всех остальных участников международной системы и стремясь закрепить выгодное для себя ее однополярное строение. Такое положение явно не устраивало Францию и Германию, которые предпринимали серьезные шаги для превращения Евросоюза в один из полюсов многополярной системы, чтобы сбалансировать мощь США в мировой политике. Под угрозой оказывались и экономические интересы Франции в Ираке. Не поддержала американские планы и Россия. Эти три государства выступили в ООН против принятия резолюции, одобряющей односторонние действия США в Ираке (11, 27).


Скачать архив (46.0 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: