Главная » Экономика

Специфика развития внешнеэкономической деятельности отечественных и зарубежных предприятий

Содержание
 
Введение
. Внешнеэкономическая деятельность предприятия как основа экономического развития страны
.1 Понятие и виды внешнеэкономической деятельности предприятия
.2 Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия
.3 Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия
. Специфика развития ВЭД отечественных и зарубежных предприятий
.1 Особенности внешнеэкономической деятельности российских предприятий
.2 Особенности внешнеэкономической деятельности предприятий в развитых странах
. Многостороннее межгосударственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий. ГАТТ и ВТО
.1 Организация внешнеэкономической деятельности предприятия на основе принципов многостороннего регулирования
.2 Условия развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках ВТО
Заключение
Список использованной литературы
 

 
Введение

Внешнеэкономическая деятельность предприятий представляет собой сферу хозяйственной деятельности, связанную с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок.

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является именно внешнеэкономическая.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач.

На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения, связанные со вступлением России в ВТО.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Основными целями присоединения для России можно считать следующие: получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов.

Объект исследования - внешнеэкономическая деятельность отечественного предприятия. Предмет исследования - организация внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий на принципах ВТО.

Цель курсовой работы - изучение особенностей внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках вступления России в ВТО. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

)        рассмотреть теоретические основы внешнеэкономической деятельности предприятия;

)        изучить особенности внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий;

3)      выявить особенности внешнеэкономической деятельности предприятий в развитых странах;

4)      охарактеризовать многосторонне межгосударственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий;

)        дать оценку развитию внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках ВТО.

1.     
Внешнеэкономическая деятельность предприятия как основа экономического развития страны

.1      Понятие и виды внешнеэкономической деятельности предприятия

Внешнеэкономическая деятельность предприятия (далее ВЭД) - один из аспектов внешнеэкономических связей, под которым понимают сферу организационной, экономической и коммерческой деятельности предприятий, направленной на взаимодействие с иностранными партнерами Схема организации ВЭД предприятия отражена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Схема организации ВЭД предприятия

В соответствии с законодательством РФ к видам ВЭД относят:

1)      внешнеторговую деятельность;

2)      международное инвестиционное сотрудничество;

)        международную производственную кооперацию;

)        валютно-финансовые и кредитные операции;

)        международное научно-техническое сотрудничество.

Внешнеторговая деятельность - предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Формами внешнеторговой деятельности является: экспорт; импорт; реэкспорт; реимпорт.

Международное инвестиционное сотрудничество - взаимодействие с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Цель сотрудничества - расширение выпуска экспортируемой продукции, повышение ее конкурентоспособности, облегчение процессов реализации на внешнем рынке.

Международное инвестиционное сотрудничество реализуется в следующих формах:

-        международный финансовый лизинг;

-        предприятия с участием иностранных инвесторов.

Международная производственная кооперация - сотрудничество в конкурентно связанных между собой процессах технологического разделения труда.

Формами международной производственной кооперации по классификации Европейской Экономической Комиссии являются:

-        поставка производственных линий и заводов с оплатой произведенной на них продукцией;

-        совместное производство на основе специализации;

         подрядная кооперация.

Валютно-финансовые и кредитные операции - в качестве вида ВЭД рассматриваются, с одной стороны, как сопровождающие внешнеэкономическую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа; с другой стороны - в качестве самостоятельных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.

Научно-техническое сотрудничество - проявляется в виде технического обмена, выполнения научных исследований на заказных началах [7].

1.2    Организация управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия нужна подходящая условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать. Существует несколько форм организации ВЭД на предприятии.

Отдел внешнеэкономической деятельности (ОВЭД) создается в структуре управления предприятием при постоянном характере внешнеэкономических операций, нацеленности на их расширение.

Департамент по ВЭД целесообразно создавать при крупных компаниях, ориентированных на внешнеэкономические операции, носящие постоянный, устойчивый характер, как правило, на долгосрочных условиях.

Внешнеторговые фирмы (ВТФ) входят в состав крупных объединений с масштабными внешнеэкономическими операциями (как правило, с правами юридического лица, существующие в форме Торговых домов).

Кроме того, организация управления ВЭД предприятия осуществляется при помощи национальных специализированных и государственных посредников или услуг иностранных посредников.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объема работы - несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.

) Группа отделов и служб, осуществляющих планирование:

-       планово-экономический отдел - планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;

-       валютно-финансовый отдел - валютное планирование и контроль за банковскими, валютными, кредитными и расчетными операциями, соблюдение интересов ВТО при внешнеторговых сделках;

-       транспортный отдел;

-       бухгалтерия ВТО - учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчет и выплата заработной платы.

) Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом:

-       отдел конъюнктуры и цен - исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, методическое руководство и контроль правильности расчетов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов, другая работа по исследованию конъюнктуры рынков;

-       отдел рекламы и выставок;

-       инженерно-технический отдел - изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, анализ технического уровня и качества продукции, ее конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;

отдел совместных предприятий - координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала, и смешанных обществ, созданных с участием объединения за рубежом, создание новых смешанных обществ за рубежом и ликвидация их.

) Группа отделов, обеспечивающих принятие и исполнение управленческих решений:

-       отдел развития - совершенствование организационной структуры объединения;

-       отдел автоматизации - автоматизация расчетов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание совместно с другими отделами и фирмами баз данных и ведение их;

-       отдел кадров;

-       отдел загранкомандировок;

-       канцелярия - регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки;

-       административно-хозяйственный отдел - снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;

-       юридический отдел - помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и арбитражах, правовое обеспечение;

-       протокольный отдел - выполнение поручений руководства ВТО и фирм по встречам, приему и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.

Создание такой разветвленной структуры управления ВЭД характерно для предприятий (организаций) независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде отдела внешнеэкономических связей (ОВЭС) и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы [5].

Функции ОВЭС:

) научно-техническое сотрудничество и внешние связи - это предполагает проведение необходимых мероприятий по научно-техническому сотрудничеству с другими фирмами в изучении и внедрении передового опыта; разработку планов сотрудничества; организацию переговоров; сбор и накопление информации по международному опыту; подбор специалистов для командирования за рубеж; планирование и контроль за экспортным производством, а также статистическую отчетность;

) протокол - организация протокольных мероприятий, связанных с приемом делегаций, проведение консультаций с иностранными специалистами; оформление документов для всех прибывающих на предприятие специалистов по вопросам расширения рынка сбыта продукции и обмену опытом; обеспечение переводчиками иностранных специалистов, делегаций, а также переговоров; перевод каталогов, проспектов, другой технической документации;

) аналитические исследования, составление прогноза сбыта и выработка политики ценообразования - анализ характеристик выпускаемой продукции исходя из требований рынка; изучение и анализ рынка сбыта продукции; разработка, составление прогноза сбыта; определение возможного ассортимента товаров для продажи на внешнем рынке и разработка проекта планируемого оборота предприятия и новых форм обслуживания; создание банка данных для маркетингового ситуационного анализа; изучение факторов, влияющих на скорость внедрения товара на рынке, и выбор наиболее оптимального подхода к ценообразованию при реализации продукции предприятия; анализ состояния цен на рынке;

) изучение рекламной деятельности - разработка мероприятий по стимулированию спроса продукции предприятия; проведение анализа мероприятий по рекламе продукции;

) разработка планов и работа по заключению договоров на реализацию продукции - заключение, продление и контроль за исполнением договоров, оформление контрактов; работа с дилерами и агентами по сбыту; поиск потребителей на основе выданных прогнозов сбыта; ведение картотеки по учету потребителей; переговоры с потенциальными потребителями; ведение сбыта по регионам; работа с сервис-центрами, обеспечение их запасными частями [14].

В практике российских предприятий на современном этапе наиболее распространены ОВЭД, департаменты ВЭД и внешнеторговые фирмы. Общим для всех форм организации управления ВЭД предприятия выступают их функциональная направленность и решаемые задачи.

Основной функцией организации управления ВЭД является углубление торговых отношений с иностранными партнерами. В соответствии с этим задачи всех форм организации управления ВЭД сводятся к следующим:

-       планирование, организация и непосредственное осуществление внешнеэкономических сделок в рамках утвержденной номенклатуры;

-       наращивание объемов экспорта, совершенствование его товарной и региональной структуры;

-       повышение эффективности импортных закупок в соответствии со стратегией развития предприятия;

-       повышение конкурентоспособности продукции за рубежом;

-       изучение и анализ конъюнктуры мирового рынка соответствующей продукции, разработка предложений по совершенствованию внешнеэкономических операций;

-       систематическое изучение деятельности важнейших отечественных и зарубежных конкурентов, анализ их сильных и слабых сторон;

-       налаживание научно-технического и производственно-инвестиционного сотрудничества с фирмами зарубежных стран;

-       постоянное совершенствование системы управления ВЭД на предприятиях;

-       участие во внешнеторговом ценообразовании, разработке ценовой стратегии и политики предприятия;

-       контроль за выполнением обязательств по заключенным контрактам: контроль за организацией отгрузки, страхования, таможенной очистки и транспортировки товаров;

-       организация и участие в проведении переговоров с зарубежными партнерами [10].

1.3 Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия

Регулирование ВЭД предприятия делится на государственное и негосударственное. Государственное регулирование ВЭД осуществляется посредством ряда методов. Под методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует понимать способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу внешнеэкономической деятельности с целью создания или обеспечения условий деятельности субъектов ВЭД в соответствии с национальной экономической политик. Классификация методов государственного регулирования ВЭД предприятия представлена на таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Классификация методов государственного регулирования ВЭД предприятия

Критерии

Методы

Характеристика методов

Форма воздействия на субъекты ВЭД

Экономические

Косвенное влияние, альтернатива поведения для субъектов имеется, результаты воздействия непредвиденные

Административные

Прямое влияние, альтернативы поведения для субъектов не существует, результаты воздействия являются предполагаемыми

Средство воздействия на субъекты ВЭД

Правовые

Установление обязательных для исполнения юридических норм (правил) поведения субъектов

Административные

Прямое влияние государства на деятельность субъектов

Экономические, в том числе -финансово-бюджетные; -кредитно-денежные

Влияние на экономические интересы субъектов: - влияние на финансы субъектов - воздействие на предложение денег

Ожидаемый результат воздействия

Стимулирующие

Оживляют экономическую активность субъектов

Ограничивающие

Сдерживают экономическую активность субъектов

Использование тарифа как средства регулирования

Тарифные (таможенные)

Предполагается использование таможенного тарифа

Нетарифные (нетаможенные)

Не предусматривает использование таможенного тарифа

К административным относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

Наиболее распространенные административные инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: квотирование - это количественное ограничение импорта или экспорта определенной категории товаров, и лицензирование - условия и порядок предоставления государственными органами специального разрешения на ввоз или вывоз таких товаров.

К экономическим - методы, которые воздействуют на деятельность предприятий через их экономические интересы, например политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов, система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др.

Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства. Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные. Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин. Пошлина выполняет три основные функции: фискальную - пополнение госбюджета; протекционистскую - защита отечественных производителей; регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф).

Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объему обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные.

Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

)        меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: соглашения о добровольных ограничениях экспорта, лицензирование - для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа - лицензии; квотирование - установление странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров; антидемпинговые процедуры - судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, судьи обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий, компенсационные пошлины и сборы;

)        меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер: наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке); специальные правила импортных платежей; множественные валютные курсы; ограничения на накопление иностранной валюты; отсрочки импортных платежей; субсидирование и кредитование экспорта.

Исходя из перечня мер государственного регулирования ВЭД, оно осуществляется либо в целях стимулирования деятельности ее участников, либо для установления защиты российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому меры государственного регулирования классифицируются на стимулирующие и защитные [16].

К формам негосударственного регулирования, которые получили широкое признание в деловых отношениях, можно отнести:

1) своды единообразных правил, которые кодифицируются не правительственными международными организациями, к примеру, ИНКОТЕРМС - международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F>, прежде всего, относительно франко <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE_(%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0)> - места перехода ответственности от продавца к покупателю. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе. Основные принципы, регулируемые в терминах Инкотермс:

-        распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несет продавец, и какие, начиная с какого момента, - покупатель.

         момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.

         дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя - например, транспортной организации - и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки;

) типовые контракты на определенные виды товаров , факультативные общие условия, регламенты, которые разрабатываются межправительственными либо международными организациями и их органами. Среди них является уместным выделить разработанные Европейской Экономической Комиссией ООН Общие условия экспортных поставок машинного оборудования, Руководство по договорам международной встречной торговли, а также иные типовые контракты для разных видов торговых сделок;

) кодексы поведения (международный кодекс рекламной практики).

Весомая роль в системе негосударственного регулирования может принадлежать обычаям международной торговли, под которыми следует подразумевать единообразные устойчивые правила, которые сложились на практике, но не имеют обязательной юридической силы. Но когда в договоре имеется ссылка на торговый обычай, то он будет приобретать характер обязательного и квалифицироваться как условие договора.

К формам негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок можно отнести арбитражную и судебную практику. Её роль состоит в следующем: в определении содержания и толкования норм права, которое будет применяться (национального и международного) и обычаев международной торговли; в реализации единообразного применения унифицированных норм в сфере международной торговли; в обеспечении четкого применения правовых норм разной отраслевой и системной принадлежности; в создании предпосылок для совершенствования и развития международно-правовых, и национально-правовых норм, которые регулируют внешнеэкономические сделки.

.       
Специфика развития ВЭД отечественных и зарубежных предприятий

2.1 Особенности внешнеэкономической деятельности российских предприятий

Внешнеэкономическая деятельность является одним из важнейших факторов развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. В настоящее время нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий это такие задачи, как:

         свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

-        свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;

-        свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;

         свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;

Включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Основными формами ВЭД предприятий в России является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятельности лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок.

Среди прочих форм ВЭД российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. На три основные группы топливно-сырьевых товаров и материалов (минеральные продукты, металлы, драгоценные камни и изделия из них, древесина и целлюлозно-бумажные изделия) сегодня приходится почти 90 % всего вывоза в страны дальнего зарубежья. Удельный вес РФ в мировом экспорте машинотехнических изделий едва достигает 0,4 %, в том числе в объеме продаж продукции автомобилестроения - 0,3 %, офисного и телекоммуникационного оборудования (включая части и компоненты) - 0,05 %, в поставках фармацевтической продукции - 0,06 %, текстильных изделий - 0,2 %. Таким образом, можно говорить о том, что из экспорта «вымывается» продукция высокой степени обработки (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости (ВДС) и экспорте Российской Федерации, %

Год

Машиностроение

Обрабатывающие

Прочие отрасли

ВДС

Экспорт

ВДС

Экспорт

ВДС

Экспорт

1990

9

10

22

44

69

46

2000

7

9

18

34

75

57

2010

1

6

16

22

83

72

В российском экспорте доля промышленных товаров высокой степени переработки составляет лишь 12 %, а в экспорте Германии она достигает 84 %. Сырьевые товары и продукция первичной переработки в 2011 г. составили 74,8 % российского экспорта, в экспорте Бразилии эта доля не превысила 35 %. Выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта имеет ряд негативных структурных эффектов, ведет к усилению хозяйственных диспропорций, социально-экономической дифференциации регионов, экологической нагрузке на экономику. Повышенная доходность сырьевого бизнеса провоцирует отток капитала и рабочей силы из отраслей глубокой переработки товаров даже при общей низкой мобильности факторов производства в России. Происходит «утяжеление» структуры промышленного производства, фактически его детехнологизация в условиях, когда основная часть национальных ресурсов концентрируется в добывающем секторе и отраслях первичного передела продукции. Сегодня примерно 2/3 всех промышленных инвестиций осуществляется в топливно-энергетическом и металлургическом комплексах. При этом следует отметить, что основные экспортно-ориентированные отрасли - топливная и металлургическая - являются главными источниками промышленных загрязнений: на них приходится почти 90 % выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников [17].

В российском импорте более 80 % приходится на готовую продукцию, в том числе более половины - на машины и оборудование, включая потребительские товары длительного пользования (автомобили, бытовая электроника и электротехника, компьютеры, мобильные телефоны и пр.). В странах-лидерах импорт формируется из этих товаров в меньшей степени (45-69 %).

Международная кооперация производства (МКП) - это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве.

Во многих случаях российским предприятиям приходится довольствоваться лишь подрядной кооперацией, и другими простыми формами МКП. Скачку к наиболее развитым, комплексным формам МКП в России препятствуют:

-        отсутствие у многих предприятий опыта кооперационного сотрудничества;

-        ограниченный научно-технический и производственно-технологический потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран;

         отсутствие средств, особенно валютных, на перестройку производства.

Предпринимательская деятельность в России реализуется в рамках создаваемой производственно-хозяйственной структуры, которую можно рассматривать как предпринимательскую единицу.

В России предпринимательская деятельность осуществляется в основном в рамках малых предприятий. Мировой опыт показал, что в настоящее время малое предпринимательство, малые фирмы являются основой динамичного экономического развития в следствии: организационно-технологической мобильности; высокого темпа внедрения инноваций; активной конкурентной политики; отсутствия жесткой бюрократической структуры и громоздкогоуправленческого аппарата; создания новых рабочих мест; быстрой реакции на потребности рынка; возможности государства получать доход от их налогообложения.

Рассмотрим тенденции развития ВЭД отечественных предприятий по отраслям.

В настоящее время промышленность России включает следующие конкурентоспособные отрасли: нефтяная и газовая, добыча, переработка драгоценных камней и металлов, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, целлюлозно-бумажная промышленность.

Одна из тенденций развития ВЭД отечественных предприятий - рост оборонно-промышленного комплекса. В 2010 году общий объём зарубежных продаж Рособоронэкспорта составил 8,7 млрд долларов (по сравнению с 2001 года вырос в 10 раз). Доля России на мировом рынке вооружений составляет 23 %, и уступает только доле США (32 %). В денежном исчислении в 2010 году экспорт продукции военного назначения впервые превысил 10 млрд долларов США. В 2009 году Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами мира, и осуществляла поставки продукции военного назначения в 62 страны, а объём российского экспорта продукции военного назначения в 2009 году превысил 260 миллиардов рублей. РФ заключила многомиллиардные контракты на поставку вооружений и продукции двойного назначения с Индией, Венесуэлой, Китаем, Вьетнамом, Алжиром <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8>, Кувейтом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8>, Грецией, Ираном, Бразилией, Иорданией, Сирией, Малайзией, Индонезией.

Топливно-энергетический комплекс, снабжает топливом и электроэнергией все отрасли обеспечивает развитие хозяйства. Продукция ТЭК в настоящее время - основная статья экспорта России. В состав ТЭК входят отрасли добычи и переработки различных видов топлива и электроэнергетика. ТЭК объединяет также отрасли, осуществляющие добычу, транспортировку, обработку первичных энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь). Россия занимает 2-е место в мире после США по производству энергоресурсов и 3-е место в мире после США и Китая по внутреннему употреблению. Почти 40% первичных энергоресурсов России экспортируется. Важнейшие нефтяные компании: «Тюменская нефтяная компания» (ТНК), «НК Лукойл», «Сургутнефтегаз», «НК Роснефть», «Татнефть», «Сибнефть».

Экспорт продукции деревопереработки на предприятии занимает почти 50% всех хозяйственных связей. Деревоперерабатывающая продукция экспортируется в зарубежные страны: Германию, Польшу, Болгарию, Нидерланды, Израиль, США, Италию, Англию, Кипр, Турцию, Словакию. Причинами экспорта является то, что потребность населения в товарах народного потребления гослесхоз удовлетворяется полностью. Количество зарубежных партнеров с каждым годом увеличивается. Сотрудничество прекращается с теми партнерами, с которыми хозяйствам не выгодно в дальнейшем поддерживать внешнеэкономические связи. Основными партнерами являются страны Европы. Расчеты за поставленную древесину иностранные фирмы осуществляют в долларах США и евро, в этой же валюте средства находятся на счете предприятия.

В основном постоянная поставка продукции осуществляется в соседние страны, как: Словакия, Болгария, Турция, Польша, Германия.

Значительная часть прибыли предприятия формируется за счет внешнеэкономической деятельности предприятия, поэтому очень большое внимание уделяется разработке и заключению договоров с иностранными партнерами.

Можно сделать вывод, что существующие в России системы управления неэффективны. Проблемы российских предприятий никогда не будут решены при нацеленности системы управления на устранение следствий, а не их причин.

Зарубежные предприятия непрерывно модернизировали свои системы управления на протяжении достаточно длительного времени, последовательно решая проблему за проблемой.

В настоящее время ситуацию в области внешнеэкономической деятельности российских предприятий можно охарактеризовать как сложную. Отечественным предприятиям присущ малый научно технический потенциал, устаревшая производственная база и формы управления производством.

Но следует сказать, что наши предприятия обладают достаточным потенциалом для выхода из сложившейся ситуации. В стране имеется огромная минерально-сырьевая база, множество научно-конструкторских разработок, достаточно квалифицированные трудовые ресурсы [18].

 
.2 Особенности внешнеэкономической деятельности предприятий в развитых странах

Подсистема развитых капиталистических стран занимает господствующее положение в мировом хозяйстве. Их отличают единый в социально-экономическом плане воспроизводственный процесс в рамках национальных хозяйств, интенсивный тип развития экономики, высокий уровень развития производительных сил. В странах этой подсистемы проживает 15,6% населения мира, но она сосредоточивает подавляющую часть экономического и научно-технического потенциала мира.

Экономический рост промышленно развитых стран характеризуется расширением объема НИОКР, информатизацией производства. Высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики США достигнут во многом потому, что инвестирование в фундаментальные исследования и развитие новых технологий - важнейшая функция правительства. Государство берет на себя около половины расходов на НИОКР и финансирует более половины фундаментальных исследований, остальные средства предоставляют частные корпорации, университеты и колледжи, правительства штатов, местные органы власти и другие институты.

На долю США приходится свыше 50% инноваций развитых стран. Вместе с тем более половины государственных ассигнований на НИОКР идет на работы военного направления, и в этом отношении положение США более трудное, чем у Японии и ЕС, расходующих преобладающую часть средств на работы гражданского назначения. Однако США все еще существенно опережают страны ЕС и Японию по общему потенциалу и размаху НИОКР, что позволяет им вести научные работы по широкому фронту и добиваются быстрого превращения результатов фундаментальных исследований в прикладные разработки и технические новшества. Наука, так же как и образование, формирует и реализует потенциал долговременного действия; является фундаментальной основой экономического развития.

Число занятых ученых и инженеров в начале XXI в. на 1 млн чел. населения составляло 4103 чел., по данному показателю США опережает только Япония. На 10 000 занятых в США приходится 280 ученых и инженеров; в Японии - 240; в Германии - 210; Англии - 190; Франции - 165. При этом количество высококвалифицированных ученых и специалистов будет постоянно увеличиваться.

На долю американских исследователей приходится 2/3 научных и технических статей в крупных журналах, 35% публикаций в наиболее престижных журналах мира. Численность научных работников превышает 3 млн чел., вместе с тем около 40% крупных ученых (докторов наук) в США - иммигранты.

Двигателем экономического роста индустриальных стран Запада выступала сфера услуг, в которой они доминируют, особенно в деловых услугах. По данным ВТО, по итогам 2012 г. Китай (2049 млрд долл., 11,2% мирового вывоза) вновь занял верхнюю строчку рейтинга крупнейших поставщиков, опередив США (1547 млрд долл., 8,4%) и Германию (1407 млрд долл., 7,7%).

Первое место в списке крупнейших импортеров сохранили за собой США (2335 млрд долл., 12,6% мирового ввоза), вторую позицию - Китай (1818 млрд долл., 9,8%), на третьем месте - Германия (1167 млрд долл.)

Среди прочих видов коммерческих услуг наиболее динамично в 2012г. развивался экспорт компьютерных и информационных услуг (прирост на 6%). Развитие сегмента услуг в мировом ИКТ образует мозговой центр информационной экономики, т. к. здесь создается интеллектуальная начинка товаров и услуг, производственных технологий, бизнес-процессов. По объему поставок «умного» продукта и его инновационному наполнению по-прежнему лидируют США и страны ЕС, где сосредоточена основная часть мирового интеллектуального потенциала в этой области [15].

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Экспортный потенциал представляет собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам. В этой связи приоритетной и наиболее сложной является проблема развития и диверсификации экспортного потенциала страны.

По оценкам экспертов ООН, в настоящее время в структуре мирового экспорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности - более 75 % (из них половина приходится на технически сложные товары и машины); 8 % составляют продовольственные товары (в том числе напитки и табак); 15 % - минеральное сырье и топливо.

Основной объем торговли готовыми изделиями приходится на промышленно развитые страны, их удельный вес в экспорте машин и транспортного оборудования составляет почти 77 %, в импорте - 66 %. Ведущие позиции в торговле готовыми изделиями занимают Германия (14,2 %), США (13 %), Япония (12,9 %). На долю развивающихся стран приходится 21,8 % мирового экспорта машин и транспортного оборудования и 30,9 % мирового импорта (в том числе 9 % экспорта обеспечили новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии). Доля стран с переходной экономикой - 1,4 и 3,1 % соответственно. Таким образом, наиболее наукоемкая и высокотехнологичная продукция обращается между промышленно развитыми странами.

Международное движение капитала занимает центральное место в сегменте внешнеэкономических связей. Оно определяет развитие других форм этих связей.

Индустриальные страны выступают основными субъектами и объектами приложения предпринимательского и ссудного капитала.

Основными объектами притяжения капитала выступают США, а также Британия. Япония длительное время является чистым кредитором. На взаимные потоки капитала между США Японией (порядка 80 млрд. долл. в год) приходится примерно треть чистых мировых потоков капитала.

Наиболее крупные потоки капитала перемещаются в форме прямых и портфельных инвестиций, которые стали важным фактором экономического развития. Об этом свидетельствуют значительное превышение темпов роста прямых иностранных капиталовложений над темпами внешней торговли и совокупного ВВП, активизация деятельности практически всех стран по привлечению иностранных инвестиций и глобализация стратегий международных компаний. Прямые иностранные капиталовложения являются не только самостоятельным фактором экономического развития, но и в значительной мере влияют на динамику и структуру торговли, передачу технологии и потоки финансовых средств [13].

Роль иностранных прямых инвестиций резко возросла в движении капитала между развитой и другими подсистемами. На их долю приходится 52 % чистого потока капитала, на портфельные инвестиции - 33 %. Увеличение значения межсистемных потоков прямых капиталовложений произошло в связи с приватизацией государственной собственности в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой и установлением контроля над целым рядом этих предприятий компаниями западных стран.

Прямые капиталовложения оказывают неоднозначное влияние на принимающие страны. Позитивное влияние в значительной степени проявляется через передачу технологии и других неосязаемых активов, которые ведут к увеличению производительности, улучшению эффективности используемых факторов производства и повышению уровня экономического развития. Это влияние может быть прямым, если дочерние компании ТНК более производительны, чем местные фирмы, и если они осуществляют передачу технологии и других активов. Оно может быть косвенным, когда увеличивающаяся межфирменная конкуренция повышает эффективность всех компаний в том или ином секторе хозяйства. Иностранные прямые инвестиции могут способствовать повышению уровня квалификации местной рабочей силы через ее использование на предприятиях ТНК.

Отрицательное влияние иностранного капитала на принимающую страну также имеет прямой и косвенный аспекты. Прямой отрицательный аспект может возникать от рыночной силы ТНК и их способности использовать свою силу для обеспечения монопольных прибылей и перевода их в страну пребывания. ТНК могут создавать косвенное отрицательное воздействие путем давления на экономическую политику, использования научных разработок, перекрещивающееся законодательство страны пребывания и приложения капитала.

Главные участники международной торговли сегодня - это ведущие развитые страны Запада и развивающиеся страны Азии. Почти 25 % мирового экспорта товаров и услуг приходится на страны зоны Евро, 10 % на США и еще 10 % на Китай. Более 9 % экспорта обеспечивают так называемые новые индустриальные страны и территории Азии, к которым МВФ относит Южную Корею, Тайвань, Гонконг и Сингапур.

По итогам 2012 года странами-лидерами по объемам внешней торговли товарами были США и Китай с равной долей в 10,5 %, Германия - 7,0 %, Япония - 4,6 %.

В мировом экспорте товаров устойчивое первое место занимает Китай с долей 11,2 % от общемирового объема, США - 8,4 %, Германия - 7,7 %, Япония - 4,4 %. Странами-лидерами в мировом импорте товаров в 2012 году были: США с долей 12,6 %, Китай - 9,8 %, Германия - 6,3 % [19].

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших факторов усиления позиций той или иной страны либо подсистемы на мировом рынке является использование научно-технических достижений. Они укрепляют положение тех поставщиков, которые добились наибольших успехов в их освоении.

. Многостороннее межгосударственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий. ГАТТ и ВТО

3.1 Организация внешнеэкономической деятельности предприятия на основе принципов многостороннего регулирования

Вся система многосторонних обязательств в области международных торговых отношений в целом направлена на достижение баланса использования ее участниками инструментов торговой политики в рамках многостороннего компромисса национальных торгово-политических интересов и возможностей развития международной торговли в целом. Инструментом выработки такого компромисса являются многосторонние торговые переговоры. Основные принципы, которые были сформулированы в общем виде еще в рамках Генеральное оглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-47), составили основу и современных многосторонних соглашений в рамках Всемирной торговой организации.

Можно выделить ряд основополагающих принципов многосторонних соглашений, обеспечивающих возможность взаимодействия конкурирующих национальных систем регулирования, соблюдение которых в рамках каждой национальной системы регулирования страны-участницы является основой общего взаимодействия механизмов регулирования.

К ним относятся, прежде всего, принцип недискриминации и связанные с ним принцип режима наибольшего благоприятствования; принцип национального режима, а также принцип транспарентности.

Принцип недискриминации - наиболее важный и универсальный принцип, который исходит из необходимости создания максимально равных условий для свободной конкуренции товаров и услуг, независимо от страны производства.

Дискриминация в международной торговле наиболее очевидно проявляется в двух направлениях - дискриминация между отдельными странами и дискриминация между национальными и иностранными товарами, услугами, фирмами. Соответственно, в рамках многосторонней системы недискриминационный характер применения инструментов торговой политики обеспечивается на основе двух важнейших принципов: принципа режима наибольшего благоприятствования и принципа национального режима.

Режим наиболее благоприятствуемой - международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же условия экономических, торговых и иных отношений, какие оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим и юридическим лицам. Режим наибольшего благоприятствования предполагает и льготы по таможенным пошлинам и сборам, взимаемым при ввозе или вывозе товаров, а также преимущества по внутренним налогам на производство, обработку и обращение импортируемых товаров. Таким образом, режим наибольшего благоприятствования означает обычные, недискриминационные условия сотрудничества, в отличие от особых (ограничительных или, наоборот, преференциальных) условий, которые могут вводиться для отдельных стран.

Применение принципа национального режима направлено на устранение дискриминации между национальными и иностранными товарами, услугами, капиталами, лицами, то есть между внутренним и внешним рынком.

Применение национального режима - предоставление импортным товарам, услугам и лицам правового режима, который одинаков или не менее благоприятен, чем тот, который применяется к товарам, произведенным внутри страны (для товаров только после таможенной очистки).

Цель применения принципа национального режима - предотвращение использования в качестве протекционистской меры дискриминации иностранных товаров и услуг за счет внутренних мер регулирования - внутренних налогов, правил продажи, учреждения предприятий, найма работников и т.п.

Принцип транспарентности - один из наиболее важных принципов, который лежит в основе системы многостороннего международного регулирования внешней торговли.

Транспарентность - обеспечение прозрачности системы регулирования внешней торговли. В широком смысле это означает доступность информации о мерах по регулированию, их ясность и однозначность как самих норм, так и правил их применения.

К основным элементам транспарентности относятся: доступность информации, которая касается мер государственного регулирования; ведение любых мер регулирования только после опубликования; единообразное применение мер регулирования; возможность обжалования действий властей.

В рамках ВТО создана система обеспечения транспарентности, включающая следующие элементы: процедуру нотификаций; механизм консультаций; предоставление информации заинтересованным сторонам.

Рассмотренные выше принципы являются «основой систем многостороннего регулирования международной торговли в рамках ГАТТ и ВТО. При этом их значение выходит далеко за рамки юридического применения принципов недискриминации и транспарентности и позволяет построить рациональную и эффективную систему регулирования внешней торговли, обеспечить благоприятные условия для участия страны в международном разделении труда и устойчивые отношения со всеми своими торговыми партнерами» [17].

 
.2 Условия развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий в рамках ВТО

Всемирная торговая организация является единственным в своем роде международным органом, который занимается и разрабатывает глобальные правила торговли между странами. ВТО упорядочивает процесс торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; регулирует споры между правительствами, связанные с торговлей; организует переговоры [13].

Сельское хозяйство играет важную роль в экономике России, обеспечивая 3,7% ВВП и около 8% занятости населения. Растениеводство занимает чуть более 40% выпуска сельского хозяйства, остальное - животноводство.

После вступления России в ВТО здесь начнет действовать принятая в этой организации классификация мер поддержки по «корзинам»:

-       меры «зеленой корзины» (Green Box Policies) осуществляются посредством государственных программ, не предусматривают перераспределения средств от потребителей и не влекут за собой ценовой поддержки производителей. Эти меры направлены на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, реализацию программ регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д.

-       меры «голубой корзины» (Blue Box Policies) связаны с прямыми выплатами в рамках программ сокращения производства. По соглашению, эти выплаты не должны подвергаться обязательной отмене, если они касаются фиксированных площадей и урожаев, а в животноводстве - если они осуществляются на фиксированном поголовье скота;

-       «Желтая корзина» (Amber Box Policies) содержит мероприятия, которые считаются стимулирующими производство: регулирование рыночных цен, прямые платежи и субсидии, льготы на транспортировку и списание долгов и т. п. В соглашении нет точного определения, какие меры государственной поддержки следует отнести к «желтой корзине», и в нее попадают любые меры, не помещенные в другие «корзины». До сих пор нет ясности в вопросе о том, как правительство намерено использовать меры «зеленой» и «голубой корзин».

Основные дебаты в рамках переговоров по вступлению в ВТО проходили по мерам «желтой корзины». В итоге было принято решение о сокращении допустимого объема поддержки в 2 раза - с 9 млрд. долл. в 2012 г. до 4,4 млрд. долл. в 2018 и последующих годах. Следует отметить, что такое решение по субсидиям не решает проблему поддержки сельского хозяйства - большинство развитых стран финансируют свое сельское хозяйство в объемах, в несколько раз превышающих планируемый размер субсидий в России, что показано на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Объем поддержки с/х производителей на единицу посевной площади, долл/га

Дополнительным направлением поддержки в рамках ВТО может стать малый и средний бизнес. ВТО не ограничивает поддержку малых сельхозпроизводителей и отдельных хозяйств. Тем не менее, российская государственная политика пока не в полной мере защищает интересы данной группы предпринимателей: несмотря на наблюдавшийся в последние годы рост рентабельности агрохолдингов, рентабельность малых и средних предприятий в большинстве случаев оставалась отрицательной.

Социальная напряженность, которая может возникнуть в случае разорения большого количества малых и средних сельхозпроизводителей, представляет собой огромный риск для сельскохозяйственных регионов.

Обязательства перед ВТО предусматривают:

-       снижение ставок импортных пошлин по широкому набору сельскохозяйственной продукции. В частности, с 45 % до 5 % снизится пошлина на импорт живых свиней; будут увеличены квоты, обнулены пошлины в пределах квоты и снижены пошлин с 75 % до 65 % вне квоты по свинине;

-       пошлины на молочные продукты уменьшатся с 19,8 % до 14,9 %; на злаки - снизятся с 15,1 % до 10 %; на рыбу - с 10 % до 3 %;

-       рост цен на минеральные удобрения. На текущий момент многие российские сельхозпроизводители покупают минеральные удобрения по ценам, согласованным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 1 января 2013 года они будут вынуждены покупать их по мировым ценам, что приведет к повышению цен на 35-40%.

Суммируя все эти риски, можно спрогнозировать, что совокупные потери сельхозпроизводства составят 3,3 трлн. руб. или 35 % недополученного роста (рисунок 3.2). Данная цифра связана с увеличением импорта продуктов животноводства до 25-40 %, сокращением спроса на фуражное зерно и разорением до 20-30 % российских сельхозпроизводителей. В результате будет потеряно до 1,7 миллиона рабочих мест.

Сельхозмашиностроение играет важную роль в российской экономике, обслуживая связанные с производством продуктов питания отрасли общим объемом 14 трлн. руб. При этом численность занятых в отрасли составляет около 60 тыс. человек, а выручка производителей на территории России за последние 5-7 лет в среднем - более 30 млрд. руб. Начиная с 2005 года емкость российского рынка сельскохозяйственной техники ежегодно увеличивалась на 45%. При этом отечественное производство росло только на 22% в год, и даже с учетом отверточной сборки иностранной техники на территории России доля импортной техники к 2008 году составляла более двух третей (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 - Динамика российского рынка сельскохозяйственной техники, млрд. руб.

В 2009 г., наряду с сокращением объема рынка, произошло значительное уменьшение доли импорта. Это стало следствием трех факторов: девальвации рубля; повышения импортных пошлин на сельскохозяйственную технику с 5 % до 15 %; реализации программы льготного кредитования на покупку отечественной техники.

В 2010 г. была разработана стратегия развития сельхозмашиностроения, в рамках которой предусматривалось обеспечить государственное финансирование прорывных НИОКР и продолжить практику стимуляции спроса на продукцию отечественного машиностроения. Согласно документу, при благоприятных условиях объем производства сельхозпроизводителей должен увеличиться к 2020 г. почти в 10 раз - до 266 млрд. руб.

Членство в ВТО означает снижение пошлин на сельхозтехнику с 15 % до 5 % и изменение правил кредитования покупки отечественной техники - это нельзя будет делать напрямую, как сейчас. Если не будут приняты меры, призванные компенсировать снижение пошлин, и если не будет разработана новая программа поддержки спроса на сельскохозяйственную технику, есть серьезный риск развития отрасли по пессимистичному сценарию. В этом случае негативный эффект для отрасли составит 0,19 трлн. руб., в том числе эффект упущенных возможностей роста - 0,17 трлн. руб.


Скачать архив (65.2 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: