Главная » Экономика

Формы внешнеэкономической деятельности предприятия: достоинства и недостатки

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Формы внешнеэкономической деятельности предприятия

.2 Теоретический анализ содержания контрактов международной купли-продажи

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Общая характеристика ООО «Группа ГАЗ»

.2 Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия

.3 Контракт купли-продажи ООО «Группа ГАЗ»

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития мировой экономики характеризуется интенсивным расширением международной предпринимательской деятельности, то есть деятельности, осуществляемой путем научно-технического, производственного, торгового, сервисного и другого взаимополезного сотрудничества субъектов хозяйствования двух и больше стран (международных партнеров). Основным побудительным мотивом активизации и расширения участия партнеров в международном бизнесе является возможность увеличения масштабов и эффективности предпринимательства за счет интернационализации определенных сегментов рынка, использования новых дополнительных источников необходимых материальных (инвестиционных) ресурсов, диверсификации производственно-хозяйственной деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Для реализации возможностей использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства, отечественные предприятия проявлять активность во внешнеэкономической деятельности.

В результате этого возникла объективная необходимость в изучении внешнеэкономической деятельности. Ведь для наиболее эффективного ее осуществления очень важно обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями в этой области. Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х начале 90-х годов, когда плановая экономика изжила себя и разрушился «железный занавес». До этого времени она не представляла интереса для изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны и не нуждались в выходе на внешние рынки. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Поэтому тема данной работы «Формы внешнеэкономической деятельности предприятия: достоинства и недостатки каждой такой формы» представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении.

Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности российских предприятий, отражение ее современного состояния и анализ содержания внешнеэкономического контракта на примере предприятия ООО «Группа ГАЗ».

Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для российских предприятий это такие задачи, как:

·        свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

·        свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;

·        свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;

·        свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;

·        включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.

Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

внешнеэкономический международный контракт

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Формы внешнеэкономической деятельности предприятия

Внешнеэкономическая деятельность может осуществляться в трех основных формах: в ходе экспортно-импортных операций, путем создания предприятий с иностранными инвестициями и на основе совместной предпринимательской деятельности.

Экспортно-импортные операции могут выполняться двумя способами: прямым и косвенным.

При прямых операциях предприятие ведет экспортно-импортную деятельность самостоятельно, используя для этого собственные специализированные службы в России и за рубежом, а также действуя через зарубежных агентов.

При косвенных операциях экспортно-импортная деятельность ведется через независимых посредников - международных торговцев.

Прямые операции требуют серьезных начальных капиталовложений, подготовленных кадров, разветвленного аппарата за рубежом и большого опыта. Поэтому они обычно ведутся крупными предприятиями, располагающими значительными ресурсами.

Косвенные операции характерны для сравнительно небольших предприятий, начинающих международную коммерческую деятельность и стремящихся избежать свойственного ей риска.

Различают активные и пассивные экспортно-импортные операции. Активные связаны с реализацией стратегии продвижения на зарубежные и отечественный рынки, пассивные - имеют целью решение повседневных задач, например ликвидацию временного дефицита определенного товара, реализацию излишков сезонных товаров и т.п.

Технология проведения экспортно-импортной операции предусматривает ряд циклов:

Нулевой цикл - создание предпосылок для экспорта или импорта; здесь идет выяснение экспортных возможностей и импортных потребностей.

Первый цикл - предоперационная деятельность, которая складывается из следующих шагов:

экспортер исследует рынок и делает предложение о продаже;

импортер исследует рынок и делает запрос или заказ;

экспортер подтверждает получение запросов или заказов от импортеров и анализирует их условия;

импортер подтверждает получение предложений от экспортеров и анализирует их условия;

экспортер делает выбор торгового партнера; импортер соглашается (или не соглашается) с этим выбором.

Второй цикл - заключение контракта; он складывается из следующих шагов:

экспортер подтверждает заказ и готовит проект контракта;

импортер готовит проект контракта;

экспортер и импортер согласовывают контракт в ходе переговоров.

Третий цикл - обеспечение выполнения контракта; он складывается из следующих шагов:

экспортер при необходимости оформляет импортную лицензию;

импортер дает экспортеру инструкции по транспортировке;

экспортер изготавливает и отгружает товар;

экспортер или импортер страхует груз;

экспортер и импортер обеспечивают необходимые документы для перехода груза через границу;

банк импортера переводит деньги экспортеру.

Четвертый цикл - отгрузка и перевозка товаров; он складывается из следующих шагов:

экспортер готовит товар к отгрузке и по готовности информирует импортера;

экспортер обеспечивает транспортировку груза до пункта назначения;

импортер обеспечивает своевременную подачу транспорта в пункте назначения;

таможенный орган страны-экспортера производит досмотр груза;

экспортер и импортер получают информацию о переходе груза через границу;

таможенный орган страны-импортера производит досмотр груза, взыскивает пошлины и сборы и дает разрешение на получение груза (это называется «таможенная очистка груза»).

Пятый цикл - выполнение расчетных операций; он складывается из следующих шагов:

импортер направляет экспортеру подтверждение о получении груза;

экспортер направляет импортеру коммерческий счет;

импортер оплачивает груз.

Шестой цикл - заключительные операции; он складывается из следующих шагов:

экспортер и импортер составляют отчеты о реализации контракта;

проводятся переговоры по результатам анализа отчетов;

намечаются мероприятия по необходимому в соответствии с проведенным - анализом совершенствованию предпринимательской деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность путем создания предприятий с иностранными инвестициями имеет целью получение прибыли на основе привлечения в российскую экономику иностранных материальных и финансовых ресурсов, совершенной зарубежной техники и технологий, а также передового управленческого опыта.

В качестве иностранных инвестиций могут использоваться все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые зарубежными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности:

целевые денежные вклады;

ценные бумаги;

новые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства;

научно-техническая продукция;

имущественные права;

интеллектуальная собственность.

В качестве иностранных инвесторов могут выступать:

иностранные юридические лица (компании, фирмы, предприятия);

иностранные граждане, а также российские граждане, постоянно живущие за границей;

иностранные государства;

международные организации.

Инвестирование на российской территории осуществляется зарубежными инвесторами следующими путями:

создание предприятий и филиалов предприятий, полностью им принадлежащих;

долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими и физическими лицами;

приобретение предприятий, имущественных комплексов, ценных бумаг;

приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

иные виды деятельности, в том числе предоставление займов, кредитов и имущества.

Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной и безусловной правовой защитой. Условия деятельности иностранных инвесторов в России не могут быть менее благоприятными, чем для российских юридических и физических лиц.

Иностранные инвесторы получают государственные гарантии от принудительных изъятий их собственности (национализации, конфискации, реквизиций), а также незаконных действий органов власти и должностных лиц.

Иностранным инвесторам после уплаты ими налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов от инвестиций, полученных в форме прибыли, дивидендов, платежей за техническую помощь, а также сумм, полученных в связи с частичной или полной продажей инвестиций.

Предприятия с иностранными инвестициями в России создаются и действуют в виде предприятий с долевым участием иностранного инвестора (так называемые совместные предприятия), предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц.

Предприятия с иностранными инвестициями создаются либо путем их учреждения, либо приобретения иностранным инвестором и имеют форму акционерных и других хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ, предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации.

Предприятия с иностранными инвестициями имеют право осуществлять любые законные виды деятельности, соответствующие их уставным целям. Для ведения страховой и посреднической деятельности, связанной с операциями с ценными бумагами, необходима лицензия Министерства финансов Российской Федерации.

Предприятия с иностранными инвестициями имеют право на договорной основе определять цену и условия реализации производимой ими продукции.

Имущество, ввозимое в Россию иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной фонд предприятий, имущество, предназначенное для собственного материального производства, а также ввозимое работниками предприятий для личных нужд, освобождается от таможенной пошлины и налога на импорт.

Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами в соответствии с российским законодательством. Для таких предприятий, действующих в отдельных регионах России, а также для предприятий, действующих в приоритетных отраслях народного хозяйства (производство продовольствия, строительство, медикаменты), может устанавливаться льготный порядок налогообложения.

Практически все последнее десятилетие в экономической и политической жизни России не было спокойных, благоприятных для развития производства и инвестирования промежутков. Поэтому темпы образования и роста, масштабы привлечения иностранного капитала, разнообразие в отраслях производства неудовлетворительны. Россия теряет собственный капитал, который гораздо более успешно вкладывается за границей, вывозится за пределы страны и теряется для нашей экономики. Для страны с таким емким рынком сбыта, большим научно - техническим потенциалом, природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой подобное положение дел негативно влияет на развитие экономики в целом. Россия может быть одним из основных объектов приложения иностранного капитала в мире, но нестабильность обстановки в стране, экономический кризис, рост безработицы, внутренний дефицит бюджета, отсутствие рубля на мировом рынке как серьезной конвертируемой единицы мешает привлечению иностранного капитала в российскую экономику.

Внешнеэкономическая деятельность на основе совместной предпринимательской деятельности с иностранными партнерами осуществляется в следующих формах: производственная кооперация, производство по контракту, управленческий контракт, продажа лицензий, франчайзинг.

Производственная кооперация имеет целью объединить и скоординировать усилия отечественного и зарубежного предприятий по совместному производству некоего сложного продукта.

Производственная кооперация закрепляется специальным долгосрочным соглашением, предусматривающим согласование производственных программ, обмен компонентами изделия, материалами и сырьем, необходимыми для его изготовления. В качестве примера такой кооперации можно привести совместную работу российских и зарубежных предприятий по производству самолетов, для которых иностранные фирмы поставляют реактивные двигатели, а российские - все остальное.

Производственная кооперация дает возможность снизить затраты за счет использования налаженных технологий и существующих производственных мощностей. Определенный эффект дает также объединение каналов распределения товаров, систем торговли и послепродажного обслуживания.

Производство по контракту (так называемое подрядное производство) предусматривает заключение зарубежной фирмой долгосрочного соглашения с местным предприятием на производство им определенного изделия или на его сборку. При этом зарубежная компания оставляет за собой полный контроль над продвижением товара на рынок и его реализацией.

Эта форма предпринимательства применима тогда, когда фирме нет смысла развивать в данной стране свои мощности, а выгодно использовать существующие. Это возможно лишь в тех случаях, когда удается найти хорошо технически оснащенное предприятие и есть уверенность в том, что оно будет надежным партнером.

Вместе с тем данная форма внешнеэкономической деятельности получает все большее распространение: многие крупные фирмы именно таким путем производят значительную часть своей «фирменной» продукции. Это объясняется рядом существенных преимуществ производства по контракту:

возможность внедрения на рынки, защищенные таможенными или административными барьерами;

обеспечение контроля над рынком;

минимальные капиталовложения и снижение стоимости производства за счет низкой оплаты труда и других издержек;

уменьшение риска из-за политической и экономической нестабильности (национальное предприятие не подвержено национализации, расчеты в национальной валюте менее зависимы от изменения валютного курса);

создание или поддержание высокого имиджа крупной фирмы на национальном рынке (что особенно важно в странах с большим населением).

Управленческий контракт дает возможность зарабатывать деньги в форме вознаграждения, а иногда и части прибыли, осуществляя управление деятельностью зарубежных компаний. Такая форма коммерции чаще всего применяется в сфере обслуживания, торговле предметами роскоши и других видах деятельности, требующих огромного опыта и особого доверия потребителей.

Данная форма привлекательна тем, что не требует значительных капиталовложений и производственных мощностей, риск потери собственности при этом сводится к минимуму. Привлекает также наличие быстрого и гарантированного дохода.

Однако и эта форма не свободна от теневых сторон. Здесь требуются специалисты действительно мирового класса, чьи управленческие действия и консультации не вызывают сомнений. Кроме того, в случае серьезных просчетов в руководстве можно ожидать предъявления исков по компенсации материальных потерь управляемого объекта.

Продажа лицензий выступает в качестве одного из наиболее доступных способов включения производителя товаров и услуг в международную предпринимательскую деятельность.

Продавец лицензии (лицензиар) заключает с зарубежным покупателем лицензии (лицензиатом) соглашение о продаже прав на использование производственной технологии, патента, товарного знака и другой интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (гонорар или лицензионный платеж).

Достоинством такой формы внешнеэкономической деятельности является то, что лицензиар получает возможность продвижения своего интеллектуального продукта на мировой рынок без каких-либо расходов и риска, получая при этом вознаграждение. Что касается лицензиата, то он получает возможность использовать чужое готовое изобретение, производственную технологию, товар и имя фирмы в своих интересах, не расходуя больших средств на научные исследования и разработки. Весь послевоенный опыт японской промышленности подтверждает преимущества такого рода деятельности.

Вместе с тем продажа лицензий сулит продавцу и покупателю не только радости. Лицензиар на время соглашения лишается возможности единолично пользоваться плодами своего интеллектуального труда, неся при этом порой значительные потери. Лицензиат может и после окончания срока соглашения продолжать работу по совершенствованию лицензионного продукта, составив со временем опасную конкуренцию лицензиару.

Франчайзинг (или франшиза) - одна из форм продажи лицензий. Суть франчайзинга заключается в предоставлении одной фирмой (франчайзером) права другой или другим фирмам на производство ее продукта. Иными словами, это лицензия на право ведения предпринимательской деятельности, в том числе и международной, с использованием имени того, кто дает лицензию.

Франчайзинг может носить исключительный либо неисключительный характер в зависимости от того, одной или нескольким фирмам продается лицензия.

Франчайзинг оформляется договором, заключаемым на определенный период. В соответствии с этим договором получатель франчайзы платит франчайзеру за предоставленные права лицензионный платеж.

Франчайзер предоставляет получателю специализированное оборудование, техническую помощь и консультации, необходимые для производства продукта компоненты, ингредиенты, стандартную упаковку, обеспечивает рекламу и продвижение товара на рынок. За это получатель выделяет франчайзеру определенную часть своей прибыли.

В отличие от обычной продажи лицензий, франчайзинг обеспечивает фирме большие возможности влияния на получателя лицензии и контроля ее деятельности.

Проблема взаимодействия совместных предприятий с разного рода отечественными объединениями и фирмами, имеет два важных момента, для решения которых необходимо обеспечить экономические и юридические условия. Первый из них предопределен исторической ситуацией, переживаемой нашей страной. В связи с переходом национальной экономики к рыночной системе, когда далеко не все предприятия совершили этот шаг, необходимо обеспечить специфические условия для функционирования СП на собственно рыночных принципах.

Второй момент тесно связан с политикой капитальных вложений. Поскольку СП по идее должны представлять заметный элемент инвестиционного процесса в экономике России, то совершенно очевидно, что необходимо обеспечить государственное регулирование этого явления на приемлемых для всех участников условиях. С одной стороны, государственное регулирование должно обеспечить хозяйственную независимость создаваемых на территории России СП. С другой стороны, не нарушая принципа хозяйственной самостоятельности, государство не может оставаться сторонним зрителем этого процесса и должно ориентировать деятельность СП на решение важных экономических и социальных задач текущего или перспективного значения, то есть предприятия как самостоятельные хозяйствующие субъекты должны быть так или иначе встроены в структуру национальной экономики России.

1.2 Теоретический анализ содержания контрактов международной купли-продажи

Контракт купли-продажи - это коммерческий документ, представляющий собой договор поставки товара и, если необходимо, сопутствующих услуг, согласованный и подписанный экспортером и импортером. В контракте (договоре) купли-продажи участвуют не менее двух субъектов, так как в ином случае не может быть соглашения. Обладая всеми вышеуказанными признаками, международный договор купли-продажи имеет специфику, присущую всем внешнеторговым сделкам - это его коммерческий характер и наличие иностранного элемента (иностранное юридическое или физическое лицо). Из самого названия этого документа следует, что одна сторона договора осуществляет покупку, другая - продажу предмета договора. Непременным условием договора купли-продажи является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Этим договор купли-продажи отличается от всех других видов договоров - арендного, лицензионного, страхования и других.

Предметом договоров (контрактов) внешнеторговой купли-продажи является имущество. В сфере внешней торговли в его состав входят, в частности, машины и оборудование, железная руда и нефть, газ, товары народного потребления и так далее. В последние годы все большее значение приобретает торговля комплектами машин, оборудования и материалов, предназначенных для сооружения промышленных и иных объектов - как на территории Российской Федерации, так и за границей. Договоры (контракты) делятся на односторонние и двусторонние, реальные и консенсуальные, возмездные и безвозмездные. Внешнеторговые договоры (контракты) унаследовали все черты внутренних договоров купли-продажи. Поэтому международный договор купли-продажи является двусторонним, то есть обе стороны договора обладают правами и несут обязанности; он, кроме того, консенсуальный - это значит, что права и обязанности сторон возникают с момента его заключения; и, безусловно, это договор - возмездный, так как стороны, заключая его, преследуют определенный имущественный интерес.

Говоря о структуре внешнеторгового договора купли-продажи, необходимо отметить, что каждый контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной логической последовательности. Эти разделы в кратком или более подробном изложении входят во все международные контракты купли-продажи и структура их обычно бывает такова:

определение сторон;

предмет договора;

цена товара и общая сумма контракта;

сроки поставки товаров;

условия платежей;

упаковка и маркировка товаров;

гарантии продавцов;

штрафные санкции и возмещение убытков;

страхование;

обстоятельства непpеодолимой силы;

арбитраж.

Безусловно, стороны контракта по достижению соглашения, могут вносить и дополнительные разделы, не предусмотренные в данной схеме.

Виды договоров купли-продажи, в зависимости от принципов, лежащих в основе классификации, контракты купли-продажи можно разделить на следующие виды.

В зависимости от характера поставки и специфики взаимоотношений контрагентов различают:

контракт с разовой поставкой товара, после исполнения которого юридические отношения между сторонами сделки прекращаются;

контракт с периодической регулярной поставкой товаров от продавца к покупателю в течение определенного срока.

Оба вида контракта могут иметь как короткий, так и длительный срок исполнения, а основное отличие состоит в специфике взаимоотношений партнеров сделки.

В зависимости от формы оплаты за товар контракты делятся на:

контракт с оплатой в денежной форме (предусматривает расчеты в определенной согласованной сторонами валюте с применением обусловленных в контракте способа платежа и формы расчетов);

контракт с оплатой в товарной форме (продажа одного или нескольких товаров одновременно увязывается с покупкой другого товара, и расчеты в иностранной валюте не производятся). К таким контрактам относятся товарообменные и компенсационные соглашения;

контракты с оплатой в смешанной форме (наиболее распространенные в современных условиях). В таких соглашениях обычно речь идет о строительстве на условиях целевого кредитования предприятия «под ключ» и оплате затрат частично в денежной, а частично в товарной форме. Такие контракты получили название «о разделе продукции», «о промышленной компенсации», «сделки на компенсационной основе», сделки «развитие-импорт». В них фактически связываются три долгосрочные сделки на одну и ту же сумму (без учета процентов по кредиту): контракт купли-продажи технических средств и услуг по сооружению предприятия; соглашение о долгосрочном кредите; долгосрочный контракт на поставку сырья.

С практической точки зрения целесообразно различать лишь договоры международной купли-продажи, регулируемые Венской конвенцией, и договоры международной купли-продажи, к которым она неприменима. К числу последних относятся не только сделки между контрагентами, коммерческие предприятия которых находятся в странах, не присоединившихся к Венской конвенции, но и, например, весьма распространенные во внешней торговле договоры купли-продажи электроэнергии, ценных бумаг, морских и воздушных судов и др.

В зависимости от характера перевозки товара:

договоры купли-продажи товара, предусматривающие перевозку, в которых отчуждатель не обязан передать товар в определенном месте, однако должен его сдать первому независимому перевозчику для передачи приобретателю (ст. 67 Венской конвенции, FCA, CIP, CPT Инкотермс 2000);

договоры купли-продажи товара, предусматривающие перевозку, в которых отчуждатель обязан сдать товар независимому перевозчику в определенном месте для последующей передачи приобретателю (ст. 67 (1) Венской конвенции, CIF, CFR, FAS, FOB Инкотермс 2000).

В зависимости от характера поставки: контракты разовые и с периодической поставкой:

контракт с разовой поставкой (разовое соглашение, разовая сделка) предусматривает поставку одной стороной другой стороне согласованного между ними количества товара к определенной установленной в контракте дате. После выполнения сторонами взятых на себя обязательств юридические отношения между ними прекращаются.

Разовые соглашения бывают двух типов: с короткими сроками поставки (на сырьевые товары) и с длительными сроками поставки (на комплектное оборудование, суда и др.);

контракт с периодической поставкой предусматривает регулярную периодическую поставку согласованных в нем количеств товара на протяжении установленного срока. Этот срок может быть коротким (обычно годичным) и длительным, составляющим в среднем 5 - 10, а иногда 15 - 20 лет. Контракты с краткосрочными сроками называются краткосрочными или годичными; контракты с длительными сроками - долгосрочными.

Напосредственно, содеpжание контpакта составляют его условия, котоpые пpедваpительно согласовываются стоpонами с целью опpеделить их взаимные пpава и обязанности. Условия договоpа (контpакта) имеют неодинаковое пpавовое значение, поэтому выделяются, сpеди пpочих, существенные условия договоpа. Договоp считается заключенным только тогда, когда между стоpонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. В науке существенные условия делятся на две гpуппы: объективно существенные и субъективно существенные. Объективно существеннми пpизнаются те условия, котоpые являются такими по закону или необходимы для договоpов данного вида (то есть эти условия существенны независимо от воли стоpон). Для договоpов купли-пpодажи пpежде всего это пpедмет договоpа - то есть наименование, качественные хаpактеpистики имущества (товаpа). Кpоме того, к этим условиям можно отнести номенклатуpу (ассоpтимент), количество и качество пpодукции, а также цену, так как договоp купли-пpодажи возмездный. Субъективно существенные условия это те пункты контpакта, относительно котоpых по заявлению одной из стоpон должно быть достигнуто соглашение (то есть эти условия существенны в связи с волеизъявлением стоpоны договоpа). Любое условие, включение котоpого в договоp стоpона считает необходимым, становится существенным (напpимеp, упаковка и маpкиpовка, pазмеp штpафа). Если по какому-либо условию, о котоpом заявит одна стоpона не будет достигнуто соглашение, то договоp не считается заключенным.

В контракте купли-продажи оговаривается содержание договорных условий, порядок их исполнения и ответственность за исполнение.

Самый простой контракт купли-продажи содержит такие основные условия, как предмет и объем поставки; способы определения качества товара; срок и место поставки; базисные условия поставки; цена и общая стоимость; условия платежа; порядок сдачи-приемки товара; условия о гарантиях и санкциях, об арбитраже, об обстоятельствах непреодолимой силы; транспортные условия; юридические адреса сторон; подписи продавца и покупателя.

Стороны договора - продавец и покупатель берут на себя конкретные обязательства, которые содержатся во всех условиях контракта. Основными для продавца являются: поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар; для покупателя - уплатить цену за товар и принять поставку.

Сформулировать все условия договора с достаточной полнотой и четкостью бывает довольно трудно. Практически невозможно предусмотреть при заключении договора все возможные вопросы, которые могут возникнуть при его исполнении. По этим причинам при исполнении контракта возникают споры между сторонами по поводу содержания договора в целом или его отдельных условий. Эти споры решаются судом или арбитражем, которые могут определять права и обязанности сторон, объем их имущественной ответственности, исходя из толкования этих вопросов в гражданском и торговом законодательстве соответствующих стран и в международной коммерческой практике [5].

Вводная часть (преамбула) - предшествует тексту договора. Здесь приводятся номер, дата и место подписания (заключения) контракта и определение, наименование договаривающихся сторон, т.е. Продавца и Покупателя. При этом наименования сторон (фирмы, общества, завода, предприятия, института и т.п.) дается строго в соответствии с его юридическим наименованием. На практике многие бизнесмены приводят здесь же и юридические адреса сторон, что вполне допустимо.

Место заключения контракта может в отдельных случаях определять применяемый к сделке закон, устанавливающий права и обязанности сторон, если иное не определено в тексте. С практической точки зрения желательно в общем случае указывать место подписания в своей стране, т.к. в этом случае будет легче ознакомиться с правовыми документами.

Очень важна дата подписания контракта т.к. именно с этого момента стороны вступают в договорные отношения (если, конечно, в контракте не оговорен по какой-либо причине иной срок вступления его в силу).

Предмет контракта. Указывается товар - предмет сделки, его количество и характеристики.

Наименование товара дается так, как он именуется в международной торговле. Если международное название товара (по международной спецификации) неизвестно, то можно привести техническую спецификацию товара. При необходимости технические условия, спецификации и т.д. можно вынести в приложение к контракту, сделав ссылку, что это приложение является неотъемлемой частью контракта. Приложение должно быть подписано так же как и контракт и теми же лицами.

Количество товара выражается в международных единицах, принятых в метрической системе мер. Возможно указание колебаний в допустимых пределах (например, +/- 5% и т.п.). В случае поставки тарных товаров (бочки, мешки, мягкие и жесткие контейнеры и т.п.) необходимо указать, включена ли тара и упаковка в общий вес товара (т.е. принят ли вес брутто или нетто). Приняты следующие понятия:

• вес брутто - вес товара вместе с внутренней и внешней упаковкой;

• вес полбрутто - вес вместе с внутренней упаковкой;

• вес нетто - чистый вес товара без упаковки;

• вес брутто за нетто - вес товара с тарой, когда стоимость тары приравнивается к стоимости товара.

Встречаются случаи, когда продавец вносит в контракт требования о возврате тары («тара возвратная»); в этом случае необходимо уточнить, за чей счет будет производиться возврат тары [7].

Цена и общая сумма контракта. Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, в которых оценена единица измерения товара на согласованных базисных условиях. По согласованию сторон цены фиксируются в контракте в валюте одной из стран-контрагентов, либо в валюте третьей страны, или в международных валютных единицах. Для платежей за товары и для других взаимных расчетов между продавцом и покупателем может быть выбрана иная валюта, чем та, в которой зафиксированы цены.

Обычно в контракте записывается следующая формулировка: «Цена (указывается единица товара) составляет 2500 долл. США (Две тысячи пятьсот долларов США). Общая сумма Контракта составляет 250 000 долл. США (Двести пятьдесят тысяч долларов США)» [10].

В зависимости от общей суммы контракта, сроков поставки и временного интервала исполнения контракта могут быть установлены твердые, скользящие и подвижные цены.

Твердая цена - как правило, устанавливается для разового, конкретного контракта с относительно короткими временными рамками. Во время исполнения контракта остается неизменной и не зависит от ситуации на рынке.

Скользящая цена - при этом способе Продавец и Покупатель, придя к общему мнению о возможности изменения ситуации в производстве товара в связи с длительным периодом действия контракта, соглашаются на возможные периодические корректировки цены в определенных пределах (например, 10-15% в ту или иную сторону).

Подвижная цена - как правило, введение этой категории диктуется прогнозом изменения рынка в течение срока действия контракта. Часто применяется при долгосрочных сырьевых контрактах. Может быть предусмотрена формула пересчета цены в зависимости, например, от стоимости электроэнергии, сырья и т.п. В этом случае необходимо согласовать источники информации, из которых будут браться необходимые данные.

Срок поставки товара. Сроком поставки товара является фактическая дата исполнения продавцом обязательств, предусмотренных базисными условиями контракта.

Например, сроком поставки при условиях ЕХW является дата извещения покупателя о готовности товара к передаче; при FСА - дата выдачи железнодорожной или автомобильной накладной, подтверждающей, что товар погружен продавцом на транспортное средство в предусмотренном контрактом пункте; при DАF - дата штемпеля станции со стороны покупателя на железнодорожной или автомобильной накладной; при СIF - дата бортового коносамента или другого документа, подтверждающего принятие груза к перевозке; при СIP - дата транспортного документа, подтверждающего принятие груза первым перевозчиком, и т.д.

В наиболее общей форме продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда он известил покупателя о готовности товара к передаче покупателю или погрузил товар на транспортное средство в указанном в контракте пункте, или в момент пересечения товаром границы.

Если продавец и покупатель все же решили самостоятельно формировать взаимные обязательства по поставкам, то следует исходить из вышеизложенных в общей форме принципов.

При установлении сроков поставки нередко в контракт вносятся специальные оговорки: «Допускается досрочная поставка», «Досрочная поставка возможна только при письменном согласии покупателя», «Досрочная поставка не разрешена» и т.д. В зависимости от условий транспортировки, получения импортных лицензий и специфики использования товара покупателем раздел контракта, касающийся сроков поставок, может содержать дополнительные инструкции экспортерам, такие, например, как: «Грузить товар только в комплекте», «Комплектовать партии по определенному количеству» и т.д.

Весьма часто в контрактах указывают, например, что товар должен быть поставлен в первом полугодии или до конца такого-то года. При этом следует иметь в виду, что при таких условиях продавец получает право поставить товар в самом начале года, указанного в контракте, что не всегда сочетается с планами покупателя.

При определенных условиях допускается указание сроков поставок без фиксации календарных дат или периодов. Так, при продаже товаров с выставок и ярмарок или при торговле между соседними странами контрактом может быть предусмотрена немедленная поставка. По обычаям международной торговли, «немедленно» означает обязательство продавца поставить товар в течение срока, необходимого для выполнения формальностей и транспортировки. При условии «как можно быстрее» продавец обязан принять все меры к поставке товара в кратчайший срок. Встречаются и такие указания сроков поставки, как «по мере готовности», «по открытии навигации», «по мере накопления партии не менее…тонн» и т.д.

Условия платежа за проданные товары и услуги являются одними из наиболее сложных и важных разделов контракта купли-продажи, от точности формулировок которых в наибольшей степени зависит экономическая эффективность его результатов. В интересах продавцов и покупателей следует согласовать и включить в текст контракта такие условия взаимных платежей, которые бы решали следующие основные задачи:

• обеспечение оперативности и удобства платежей;

• обеспечение получения продавцами платежей за поставленные товары;

• обеспечение поставки товаров против осуществленных платежей;

• обеспечение сохранения коммерческих интересов продавцов и покупателей при колебаниях курсов валют [10].

Практика работы с отечественными предпринимателями (как экспортерами, так и импортерами) показала, что одним из наиболее сложных вопросов для них является определение и фиксирование способа платежа. Почему-то в последние годы отечественные предприниматели широко применяют платежи с авансом (чаще всего при импорте).

Способ платежа (расчета) определяется по отношению ко времени поставки товара вот эти виды:

в расчеты за наличные (это - аккредитив, инкассо, открытый счет, банковский перевод);

в расчеты в кредит (с рассрочкой платежа);

платежи с авансом.

Упаковка и маркировка. Род и тип упаковки зависит от товара и способа его транспортировки. Так, безусловно, упаковка при транспортировке морем будет значительно отличаться от упаковки при транспортировке автотранспортом.

Принято различать внешнюю упаковку - тару (ящики, контейнеры, бочки и т.п.), и внутреннюю, неотделимую от товара (полиэтиленовые мешки, коробки и т.п.).

В общем случае к упаковке применяется следующее правило: она должна обеспечивать безусловную физическую сохранность груза при перевозке оговоренным в контракте транспортом, включая перевалку его. Кроме того, упаковка должна учитывать климатические условия и требования законодательства страны назначения. По согласованию сторон могут быть введены и другие условия.

Стоимость упаковки обычно включается в стоимость товара; однако может быть предусмотрена и дополнительная поставка упаковки (например, в %% от общего количества товара) для возможного перетаривания товара в случае повреждения упаковки.

Иногда, в случае дорогостоящей упаковки (специальные жесткие и мягкие контейнеры, специальные бочки и т.п.), может быть предусмотрен возврат упаковки Продавцу. В этом случае необходимо уточнить, когда и за чей счет будет проводиться эта операция.

Также должны быть оговорены максимально допустимые габариты упаковки, например, в случае поставки негабаритного оборудования.

Маркировка товара содержит обычно информацию двух видов: товаросопроводительную (номер контракта, отправитель, получатель, вес брутто и нетто, габариты, номер места, страна происхождения, транс и т.п.) и рекомендательная, касающаяся условий обращения с грузом (верх-низ места, хрупкость груза, защита от влаги и т.п.).

Маркировка делается, как правило, на двух языках. Точное содержание маркировки оговаривается в контракте [7].

Переход права собственности. На практике момент передачи товара обычно совпадает с моментом перехода права собственности на этот товар. Стороны международного договора купли-продажи товара обязательно должны оговорить этот вопрос в тексте договора.

В российских условиях необходимость подобной оговорки объясняется тем, что переход права собственности на товар является основанием для оприходования товара на балансе предприятия-покупателя.

Поскольку практически все международные договора заключаются в валюте, отличной от российского рубля, в условиях постоянного изменения курса дата оприходования товара приобретает особое значение.

При отсутствии в договоре конкретного указания на момент перехода права собственности российскими налоговыми органами в качестве документа - основания для принятия к учету товаров признается только грузовая таможенная декларация.

Ошибка в дате оприходования товара может привести к искажению данных бухгалтерской отчетности и налогооблагаемой базы по ряду налогов (например, налогу на имущество предприятий) и как следствие - к санкциям за нарушение налогового законодательства.

Гарантии. Если покупатель акцептует поставку грузов или принимает работы по завершению строительства, он имеет право требовать некоторых гарантии возмещения ему убытков, которые могут возникнуть вследствие ошибочного проекта, неправильного выбора материалов или недостаточной квалификации рабочей силы, проявившихся впоследствии и не поддающихся обнаружению в момент доставки.

Суть гарантии. Практика показывает, что она может быть различной в зависимости от характера предоставляемых товаров и услуг, а также умения сторон торговаться друг с другом. Большинство стандартных общих условий обязывают продавца устранить неисправности путем починки или замены оборудования и специально предусматривают, что продавец не несет ответственности за повреждение, поломку, потери и все прочее, могущее быть отнесенным к подобным дефектам.

Часть договора, относящаяся к гарантиям, специально предусматривает, что продавец не несет ответственности в случае ненадлежащего отношения покупателя к товару или несоблюдения им специальной инструкции, приложенной продавцом. Сложности могут возникнуть в том случае, если дефект является следствием неудачного проекта, применения неудачных материалов и использования недостаточно квалифицированной рабочей силы, а не вследствие халатного обращения со стороны покупателя [5].

Санкции. Отсутствие этого пункта в контракте дает банку основание для отнесения такого контракта к группе подозрительных на предмет фиктивности.

Предприятиям рекомендуется предусматривать санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторон: за нарушение сроков поставки, за несвоевременные платежи. За поставку товара ненадлежащего качества, в ненадлежащем количестве также рекомендуется устанавливать санкции [11].

Безусловно, и Продавец и Покупатель, заключая контракт, надеются на своевременное, полное и надлежащее выполнение его. Однако, в действительности могут быть обстоятельства, когда кто-то из них по тем или иным причинам нарушает какие-либо из его условий. На этот случай в контракте предусматриваются штрафные санкции, позволяющие защитить интересы пострадавшей стороны. К этим санкциям относятся:

• конвенциональный штраф - защищает Покупателя от просрочки в поставка товара. Зависит от стоимости товара (на практике составляет от 0.5% до 15% и вплоть до аннулирования всего контракта) и от срока просрочки. Обычно штраф устанавливается в прогрессивно-возрастающем размере (например, 0.5% за 1-ю неделю просрочки, 1% за 2-ю неделю просрочки и т.д.), но не более чем 15%;

• штраф за поставку некачественного товара в этом случае Продавец платит штраф за просрочку в поставке - некий согласованный дополнительный штраф;

• штраф за задержку открытия аккредитива - применяется к Покупателю так же, как за задержку платежа.

Кроме того, предусматриваются санкции к виновной стороне, сумма которых превышает штраф (например, за упущенную выгоду, за моральный ущерб и т.п.). По законам многих стран в случае нарушения условий контракта с виновной стороны могут быть взысканы не только штраф, но также и убытки, к тому же уплата этих сумм не освобождает виновника от исполнения контракта [7].

Страхование. Транспортное страхование товаров обеспечивает возмещение страхователю его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки. Этот раздел контракта включает следующие основные условия: что страхуется, от каких рисков, кто страхует, на какую сумму и в чью пользу осуществляется страхование.

«Инкотермс» предусматривает обязанность продавца осуществить транспортное страхование груза только при базисных условиях СIF и СIР. При СIF продавец обязан за свой счет застраховать груз на период его морской или речной транспортировки на судне от порта отгрузки до получения груза покупателем в порту назначения на условиях «свободно от частной аварии», разработанных Институтом лондонских страховщиков. Эти условия предусматривают страхование всех рисков за следующими исключениями:

• тех, которые произошли по вине страхователя в связи, например, с ненадлежащей упаковкой товаров;

• тех, которые являются следствием внутренних свойств товара, например, самовозгорание, отмокание, гниение и т.д.;

• тех, которые произошли вследствие нарушения режима транспортировки: намокание, выветривание, порча из-за несоблюдения температурного режима перевозчиком и т.д.;

• военные риски, риски от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений.

Продавец по требованию покупателя должен произвести за его счет дополнительное страхование от военных рисков, рисков от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений. Транспортное страхование обычно производится в валюте контракта купли-продажи на 110% стоимости поставляемого товара. Страхование осуществляется в пользу покупателя или указанного им лица. Продавец должен передать покупателю страховой полис для того, чтобы покупатель или иное лицо, обладающее страховым интересом, могло бы обратиться непосредственно к страховщику.

Если контракт дает продавцу право самостоятельно принимать решение о страховании груза, то он сам решает, на каком участке пути следования целесообразно страховать груз, от каких рисков и на какую сумму. Поскольку он страхует собственные риски, то и договор страхования он заключает в свою пользу. Обычно расходы продавца по страхованию груза в свою пользу в контрактной цене товара не учитываются [7].

Форс-мажорные обстоятельства. К форс-мажорным обстоятельствам относятся события чрезвычайного характера, которые невозможно предвидеть. Это стихийные бедствия, пожар, наводнение и т.д.

Есть обстоятельства, которые являются спорными и могут считаться форс-мажорными только по договоренности сторон (забастовки, военные перевороты). Их нужно указать в контракте, если стороны пришли к соглашению, т.к. форс-мажорные обстоятельства освобождают стороны от ответственности за неисполнение своих обязательств по контракту. Ответственность за неисполнение обязательств снимается только на время действия форс-мажорных обстоятельств. Но иногда эти обстоятельства длятся так долго, что исполнение обязательств теряет всякий смысл. Поэтому целесообразно оговорить сроки действия форс-мажорных обстоятельств, по истечении которых стороны получают право на аннулирование контракта [11].

Сторона, подвергшаяся воздействию таких обстоятельств, освобождается от обязанности возмещать другой стороне убытки и выплачивать неустойки. Поэтому очень важно, чтобы стороны контракта правильно трактовали, какие обстоятельства по данному контракту считаются форс-мажорными, или, как их нередко называют, «обстоятельствами непреодолимой силы».

Сторона, для которой наступили форс-мажорные обстоятельства, обязана немедленно известить другую сторону контракта об их наступлении и прекращении и в течение установленного в контракте срока (обычно 10-15 дней) предоставить официальное письменное подтверждение наступления действия таких обстоятельств [10].

Арбитраж. В этом условии контракта устанавливается порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами и не могут быть урегулированы мирным путем. В большинстве контрактов предусматривается разрешение спора в порядке третейского суда, или так называемого арбитража. Арбитраж обычно состоит из двух арбитров и одного суперарбитра. Для решения спора между двумя контрагентами избираются два арбитра той же национальности, что и спорящие стороны, и один суперарбитр другой национальности или же выбирается один арбитр третьей национальности.

При обращении в арбитраж покупатель не имеет права ни прекращать платежи, которые он должен производить в соответствии с договором, ни отказываться от принятия других партий товара, составляющих предмет того же договора. Каждая из сторон обязана выполнить в сроки, установленные решением или правилами арбитражного органа, вынесенное против нее арбитражное решение [5].

Реквизиты контракта.

В конце текста контракта указываются следующие его реквизиты:

• на каких языках составлен и имеет силу контракт. Возможен вариант, когда контракт составлен на двух языках, но в его тексте специально указано, что контракт имеет силу только на одном языке;

• на каком языке стороны договорились вести деловую переписку;

• количество страниц основного текста контракта и количество приложений с указанием числа страниц в каждом приложении либо общего числа страниц;

• юридические адреса сторон. Юридические адреса сторон, соответствующие адресам, содержащимся в зарегистрированных уставах предприятий, должны быть указаны полностью.

Также должно быть указано полное название банка, с расчетного счета которого (или на расчетный счет которого) будут осуществляться платежи, с указанием его полного адреса, реквизитов связи и номера расчетного счета.

Желательно получить подтверждения банков о готовности производить все виды расчетов, выставлять подтвержденные аккредитивы, акцептовать и тратты, предоставлять банковские гарантии. Если такое подтверждение банка получено, в реквизитах контракта может быть сделана запись: «Подтверждение банка на расчеты и гарантии в пределах общей суммы контракта получено».

Если подписывающими контракт лицами являются руководители сторон «по положению» и стороны договорились обменяться копиями зарегистрированных уставов, или подписание осуществлено на основании доверенностей, в реквизитах контракта рекомендуется сделать отметку: «Копия зарегистрированного устава получена» или «Копия доверенности № ___ от ________, подписанная Президентом (Генеральным директором) ______ __________, получена».

Перед подписанием контракта надо проверить число страниц, наличие на приложениях надписи «Приложение № __ к Контракту №____ от ________ года».

Все страницы основного текста контракта и приложений перед подписанием парафируются подписантами или их помощниками.

Подписи ставятся на последних страницах основного контракта и на каждом его приложении [10].

2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Общая характеристика ООО «Группа ГАЗ»

«Группа ГАЗ» - крупнейший автомобилестроительный холдинг в России. Компания основана в 2005 году в результате реструктуризации производственных активов ОАО «Руспромавто», существовавшего с 2001 года. В состав «Группы ГАЗ» входят ОАО «ГАЗ», 18 автомобилестроительных предприятий в России, сбытовые и сервисные структуры. Штаб-квартира компании расположена в Нижнем Новгороде.

Группа ГАЗ» выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, автобусы, тяжелые грузовики, легковые автомобили, силовые агрегаты и автокомпоненты. Компания объединяет 13 предприятий в восьми регионах России. Является лидером рынка коммерческого транспорта России, занимая около 50% сегмента легких коммерческих автомобилей и около 65% сегмента автобусов.

«Группа ГАЗ» интегрируется в мировой автопром, реализуя партнерства с ведущими компаниями мировой автоиндустрии. «Группа ГАЗ» ведет сотрудничество с лидерами мирового автопрома - Volkswagen, General Motors и Daimler по организации на мощностях автозавода производства легковых автомобилей Škoda Octavia, Škoda Yeti, Volkswagen Jetta, Chevrolet Aveo и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter, а также создала совместные предприятия с европейскими производителями автокомпонентов - компаниями Bosal и Bulten. Совместные проекты с ведущими международными автопроизводителями позволяют модернизировать мощности предприятия и обеспечить обучение персонала лучшим стандартам мировой автоиндустрии для развития собственного модельного ряда продукции предприятий «Группы ГАЗ».

«Группа ГАЗ» как признанный лидер автобусного рынка России завоевала статус поставщика Игр Сочи 2014. Специально для транспортного обслуживания гостей и спортсменов XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи 2014 года были созданы новые модификации автобусов марки ГОЛАЗ и ЛИАЗ. Компания поставила 709 автобусов ГОЛАЗ и 30 автобусов ЛИАЗ для обслуживания магистральных маршрутов между олимпийскими объектами.

Главные предприятия «Группы ГАЗ»

·              Горьковский автомобильный завод (Нижний Новгород) - крупнейший в России производитель лёгких коммерческих, грузовых и легковых автомобилей таких известных марок как «ГАЗель», «Соболь», «Валдай», «Садко» и «Волга»;

·              Павловский автобусный завод (Нижегородская область, Павлово) - крупнейший в России производитель малых и средних автобусов городского, пригородного и междугороднего сообщения марки «ПАЗ»;

·              Ликинский автобусный завод (Московская область, Ликино-Дулёво) - крупнейший в России производитель городских автобусов марки «ЛиАЗ»;

·              «Автодизель» (Ярославль) - крупнейший в России производитель дизельных двигателей и силовых установок различной размерности марки «ЯМЗ»;

·              «Автомобильный завод «Урал» (Челябинская область, Миасс) - производитель большегрузных автомобилей повышенной проходимости внедорожной и дорожной гаммы марки «Урал»;

·              Тверской экскаваторный завод (Тверь) - крупнейший в России производитель гусеничных и колёсных экскаваторов марки «ТвЭкс».

Компания представляет на российском и мировом рынках продукцию ведущих отечественных производителей автобусной техники: ООО «Павловский автобусный завод» (ПАЗ), ООО «Ликинский автобусный завод» (ЛиАЗ), ОАО «Голицынский автобусный завод» (ГолАЗ), ООО «КАВЗ» (КАВЗ) и ООО «КААЗ» (КААЗ).

Предприятия имеют сертификат соответствия системы качества стандарту ИСО 9001 в отношении проектирования, производства, реализации и гарантийного обслуживания автобусов, запасных частей, что является гарантией высокого качества продукции, уделяется наибольшее внимание - качеству новых автобусов, расширению и обновлению выпускаемого модельного ряда.

За прошедшее с момента создания компании время ей удалось добиться серьезных успехов в этой работе.

Сегодня на предприятиях идет процесс эволюции качества выпускаемой продукции, который осуществляется посредством использования в отечественных автобусах агрегатов зарубежного производства, а так же внедрения зарубежных передовых технологий в производственные процессы российских производителей.


Скачать архив (33.6 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: