Главная » Экономика

Современное состояние конфликта из-за островов в Южно-китайском море

Содержание

Введение

Глава 1. История территориальных споров в вьетнамо-китайских отношениях

1.1 Делимитация границы между Китаем и Вьетнамом до 1957 г.

1.2 Делимитация границы между Китаем и Вьетнамом  с 1957 до 1991 г.

1.3 Делимитация границы между Китаем и Вьетнамом после 1991 г.

Глава 2. История вьетнамо-китайского спора из-за Парасельских островов (1974) и архипелагов Спратли (1988)

2.1 Обобщения о Южно-китайском море и архипелагах Парасельских и Спратли

2.2 Проблемы суверенитета и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

2.3 Право и история принадлежности островов

2.3.a Аргументы Китая

2.3.b Аргументы Вьетнама

2.4 Конфликты из-за Парасельских островов и архипелага Спратли

Глава 3. Современное состояние конфликта из-за островов в Южно-китайском море

3.1 Международые споры

3.2 Политика Китая

Заключение

Список источников

Литература

Приложение

Введение

         Актуальность темы исследования:

Вьетнам и Китай являются двумя соседними странами, имеющими общие горы и реки, границы на суше и море, и существующих вместе в течение нескольких тысячелетий. По этой причине между двумя национальными государствами рано появляется процесс понимания, уважения, сотрудничества и взаимодействия друг с другом. Этот процесс был давно построен и развивается непрерывно по настоящее время, что демонстрирует тесные отношения между двумя народами.

Однако, в связи с уникальными характеристиками и влиянием социально-политических перемен в каждой стране, вьетнамо-китайские отношения имеют свои взлеты и падения.

Особенно серьёзной проблемой в вьетнамо-китайских отношениях в настоящее время является погранично-территориальный спор, который ещё не решен удовлетворительно, есть много вопросов и сомнений, возникающих с обеих сторон. Споры, связанные с территорией, не только происходят на суше, но и на море, носят нетрадиционный характер. Особенно когда Китайская Народная Республика (КНР) использовала в 1974 г. и 1988 г. военно-морские силы чтобы захватить два архипелага - Парасельские и Спратли, связанные с суверенитетом Вьетнама в Южно-китайском море. После этого, отношения между двумя государствами стали более напряженными и последствия этих споров продолжаются по сей день.

«Конфликт из-за островов в Южно-китайском море в вьетнамо-китайских отношениях» привлекает внимание многих специалистов по безопасности в Южно-китайском море. Споры в Южно-китайском море превращаются из небольшого конфликта между Вьетнамом и Китаем в большую международную проблему, в которой содержится скрытный риск и нестабильность, влияющий не только на отношения между двумя странами, но и на весь регион Юго-восточной Азии (ЮВА).

         Объект исследования: История вьетнамо-китайских отношений в XX-XXI вв. Предметом исследования являются споры из-за островов в Южно-китайском море в контексте отношений между Вьетнамом и Китаем.

         Цель работы: проанализировать причины споров из-за Парасельских и Спратлийских архипелагов и их последствия для отношений между Вьетнамом и Китаем, чтобы определить ответственность у каждой стороны для обеспечения мира и безопасности в регионе.

         Задачи работы:

+ Изучить погранично-территориальные споры в истории вьетнамо-китайских отношений;

+ Определить роль Южно-китайского моря в экономическом развитии и безопасности морской торговли в регионе ЮВА;

+ Показать правовые претензии Китая и Вьетнама над Парасельскими и Спратлийскими островами;

+ Проанализировать процессы в регионе Южно-китайском море, в связанных с политикой Китая;

+ Предложить собственное видение решения проблем на Южно-китайском море.

         Гипотеза исследования: Китай проводит «опасную политику» в Южно-китайском море. Эта политика значительно влияет на все страны ЮВА (в том числе Вьетнам) и на свободу морской торговли.

         Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с 1945 г. до сегодняшнего дня.

         Историография

Сложность споров в Южно-китайском море стала предметом дискуссий на многих конференциях и семинарах, организованных в США, Китае, Вьетнаме и других странах ЮВА. В то же время, много книги и веб-сайты были выпущены, чтобы объяснить и описать споры учёных и исследователей из разных стран с разных точек зрений. Тем не менее, количество монографий и диссертаций, связанных с этим вопросом, особенно в России, досточно мало. Тема затрагивалась в работах российского историка Е.А. Канаева, например, в книге «Безопасность на основе сотрудничества в Восточной Азии и конфликт из-за островов Южно-Китайского моря» (2001). В неё Е.А. Канаев анализирует политику Китая в отношении островов Южно-Китайского моря с 1949 по 1999 гг.

В зарубежной историографии данной проблемы основной акцент ставится на геополитических и правовых факторах. В диссертации «Процесс установления суверенитета Вьетнама над Парасельскими и Спратлийскими островами» (Quá trình xác lập chủ quyền của Việt Nam tại quần đảo Hoàng Sa và Trường Sa), вьетнамский исследователь Nguyễn Nhã систематизирует полные материалы, которые доказывают принадлежность островов Южно-китайского моря к Вьетнаму. В работе «Territorial aspects of the South China Sea island dispute», Jianming Shen, китайский юридический профессор, анализирует исторические и правовые аспекты Китая о принадлежности островов Китаю.

При написании работы были использованы и проработаны официальные документы МИД Вьетнама и Китая, как «Суверенитет Вьетнама в архипелагах Хоанг Ша и Чыонг Ша» (1979), «Парасельские острова и архипелаг Спратли: часть территории Вьетнама» (1988), «Бесспорная принадлежность Китая для архипелагов Сиша и Наньша» (1980). В них содержатся попытки государств обосновать свои права на спорные архипелаги Южно-Китайского моря. Кроме того, сообщения правительств агентства новости, официальной газеты и другие материалы.

Чтобы рассмотреть и проанализировать реальное положение с точки зрения международного права, в данной работе используется документы ООН, Устав ООН, Конвенция ООН по морскому праву и т.д.

Глава 1. История территориальных споров в вьетнамо-китайских отношениях

1.1    Делимитация границы между Китаем и Вьетнамом до 1957 г.

Граница между Вьетнамом и Китаем формировалась много веков. После тысячилетнего китайского владычества, в X веке Вьетнам сумел обрести независимость, однако вьетнамо-китайская граница в феодальный период не была четкой из-за того, что Китай всегда считал себя «всемирным центром», а Вьетнам считал одной из своих «колоний». Вьетнамцы и другие народы называны «варваров» китайскими; у них есть свои самостоятельные государства, но ежегодно им надо заплатить «дань» Китаю. Все земли под небом принадлежят «тяньцзы» (императорский титул Китая). Один из китайских чиновников сказал: граница не нужна по причине того, что Аннам является одной «колонией» Китая. У Китая и Вьетнама было разграничение, но без демаркационной границы. Два правительства построили «посты» (вьет. «cửa ải») на границе чтобы контролировать друг друга.

В XIX в. во Вьетнам вторглись французы и французское правительство стало представителем Вьетнама во всех областях, в том числе и во внешней политике. От имени Вьетнама, французское правительство с династией Цин подписало Конвенцию 1887 г. и Конвенцию 1895 г., которые впервые определили официальную границу.

«Конвенция о делимитации границы между Китаем и Тонкином» (Convention concerning the Delimitation of the border between China and Tonkin) подписанная 26 июня 1887 г. в Пекине, устанавливала границу севера Вьетнама с южными провинциями Китая (Гуандун, Гуанси и Юньнань) и границу на Тонкинском заливе соответственно коородинатам 105043” восточной долготы, (т.е. линия с севера на юг, которая проходила через восточную точку острова Ча-гу и формировала границу), принадлежящую Китаю.

В дополнение к Конвенции 1887 г., в июне 1895 г. Франция и династия Цин подписали «Конвенцию Джерарда» (Complementary convention to the supplementary convention of June 26, 1887), снова определив границу между провинцией Юньнань и Тонкином. Большая часть территории под управлением Юньнань переместилась на территорию Тонкина (Вьетнам).

Обе стороны установили 314 пограничных столба, определившие границу на суше с начала 1890 до 1897 г. Граница, сформированная по Конвенциям 1887 г. и 1895 г., существовала в течении длительного времени. «Это официальная и полная граница на суше и в Тонкинском заливе, которая имеет историческую основу в политической жизни двух наций и обладает уверенной международно-правовой основой, которую можно доказать». Однако, об этих столбах плохо заботились, они были либо повреждены со временем, либо «сдвинуты к югу», что привело позже к территориальной дискуссии.

1.2 Делимитация границы между Китаем и Вьетнамом с 1957 до 1991 г.

После Второй мировой войны, национально-освободительные движения переуспевали во Вьетнаме и в Китае. Они создали новые государства, такие как Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ) и Китайская Народная Республика (КНР). 18 января 1950 г. коммунистическое правительство Китая установило дипломатические отношения с ДРВ и именно с этого момента два этих правительства стали представителями своих народов и продолжали решать территориальные вопросы.

Необходимо также обратить внимание на участвие двух правительств Китайской Республики на Тайване и Республики Вьетнам на юге страны, которые сильно влияли на процесс демилитации и защиту территории Вьетнама и Китая.

В ноябре 1957 г., на встрече с китайской стороной, глава Исполнительного комитета Партии Трудящихся Вьетнама (т.е. Коммунистической партии) предложил, чтобы обе стороны продолжили сохранять пограничный статус-кво, заявив что территориальные проблемы являются важными и должны решаться в соответствии с правовыми принципами. Любой территориальный спор, по мнению правительства ДРВ, который может возникнуть в процессе существования, должен быть решен путём мирных переговоров и компромисса.

Коммунистическая партия Китая согласилась с предложением Вьетнама. Это соглашение имело большое значение в решении территориальных споров между сторонами, а также в стремлении создать условия для построения дружественных отношений между двумя странами.

Тем не менее, с 1954 по 1979 гг. были многочисленные конфликты в некоторых районах вьетнамо-китайской границы, особенно перед китайско-вьетнамской войной. Конфликты происходили непрерывно и становились все более масштабными. По статистике правительства Вьетнама, количество столкновений с каждым годом увеличивалось:

Год

Количество конфликтов

1974

179

1975

294

1976

312

1977

873

1978

2175

Прежде чем территориальные споры ожесточились, ООН начала обсуждать вопросы суверенитета стран для исключительной экономической зоны на море. Правительство ДРВ 26 декабря 1973г. предложило правительству КНР начать переговоры, чтобы определить официальную границу. 18 января 1974 г. КНР согласилась вести переговоры и организовать встречу в августе в Пекине.

На переговорах Вьетнам просил пересмотреть всю границу на суше и на море, призывая Китай к соблюдению Конвенции 1887 г. и Конвенции 1895 г. Ханой предложил разделить Тонкинский залив по меридиану чтобы четко определить какие острова принадлежат Вьетнаму, а какие - Китаю. Пекин отрицал вторую статью Конвенции 1887 г., утверждая что никогда в истории не было границы в Тонкинском заливе. Из-за разногласий обеих сторон, переговоры зашли в тупик.

Сложность делимитации морской границы между этими странами также отражена событием 17 января 1974 г., когда КНР использовала морские силы, чтобы захватить Парасельский архипелаг, который принадлежал Республики Вьетнам (лишь на следующий день Китай согласился вести переговоры с ДРВ).

В 70-80-х гг. XX в., в связи с изменением социально-политической ситуации в мире, отношения между Вьетнамом и Китаем постепенно ухудшались. Наряду с напряжением в советско-китайских отношениях, камбоджийской проблеме, «китайском вопросе во Вьетнаме» и увеличением территориальных споров, КНР решил использовать вооруженные силы для борьбы с Вьетнамом. В феврале 1979 г. разразилась китайско-вьетнамская война, когда китайские войска двинулись через границу и атаковали шесть порубежных провинций Вьетнама. И хотя война продолжалась только до марта, но она была очень жестокой и, следовательно, привела к серьёзным последствиям: сотни человек были убиты, а экономика в приграничных районах была разрушена. Вьетнамо-китайские отношения вступили в период острой конфронтации.

После войны между этими странами было значительное количество пограничных конфликтов, происходящих не только на суше, но и на море. В частности, 14 марта 1988 г. военно-морский флот КНР атаковал и захватил некоторые острова, рифы и атоллы, которые принадлежат Социалистической Республика Вьетнам (СРВ).

1.3 Делимитация границы между Китаем и Вьетнамом после 1991 г.

С начала 1990-х г. Китай и Вьетнам провели нормализацию отношений и организовали переговоры, чтобы решить проблемы, в том числе и территориальные споры. Однако, между ними еще существовало много разногласий, а также враждебность из-за постоянных конфликтов на границе, поэтому переговоры были очень трудными.

Тем не менее, обе стороны достигли принципиальных договоренностей в октябре 1993 г. (The Agreement on Fundamental Principles to Settle Border and Territory Controversy). Стороны согласились исходить из основы содержаний Конвенции о делимитации границы 1887 г. и дополнительной Конвенции 1895 г., а также других правовых документов, подписанных между династией Цин и Францией, чтобы сопоставлять и определить снова всю границу между Вьетнамом и Китаем.

декабря 1999 г. правительства КНР и СРВ заключили «Договор о делимитации границы между Китаем и Вьетнамом» (The China-Vietnam border delimitation treaty), что бы определить границу на суше, и 25 декабря 2000 г. - «Китайско-вьетнамские соглашения о демаркации территориальных водах, исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Тонкинском заливе» (The Sino-Vietnamese Agreement on Demarcation of Territorial Waters, Exclusive Economic Zone and Continental Shelf in the Beibu Gulf), что бы определить четко границу на море.

Эти соглашения стали важными правовыми основами для определения демаркции границы между двумя странами. Обе стороны вместе работали и 31 декабря 2008 г., завершили демаркацию.

Длина границы между Китаем и Вьетнамом около 1 449, 566 км, в том числе по суше - 1 065, 652 км и 383, 914 км на море. Граница на суше отмечена с 1971 пограничными столбами: начинается с столбом №0 и заканчивается с столбом №1378. Граница на море составит 21 точка, начиная с устья реки Бейлун до устья Тонкинского залива и делится на две части.

Это результат считается большим достижением в урегулировании погранично-территориальных споров. Первый раз в истории вьетнамо-китайских отношений были сформированы четкие границы со современными столбами, в соответствии с международным правом. Они создают благоприятные условия для развития партнерских и традиционных отношений между Вьетнамом и Китаем.

Конвенции, договоры, соглашения и другие документы подписаны между правительствами, они стали правовым базовым фундаментом для погранично-территориального контроля. Одновременно предотвращаются пограничные конфликты на границе между нациями.

Совместная работа для решения разногласий, связанных с погранично-территориальными спорами на основе уважения и дружбы между двумя странами создает условия, чтобы построить официальные, дружественные и долговременные границы. Стабильность на границах стала важным фактом содействия в торгово-экономическом развитии и взаимном инвестировании.

С 2004 г. Китай является крупнейшим торговым партнером Вьетнама. В 2013 г. Китайско-вьетнамский товарооборот достиг почти 50 миллиардов долларов. Стороны заключили план «5-летнего развития вьетнамо-китайского торгово-экономического сотрудничества 2012-2016». В то же время Вьетнам и Китай сотрудничают в других областях, в духе добрососедства, всестороннего сотрудничества, стабильности и оптимистического будущего.

Глава 2. История вьетнамо-китайского спора из-за Парасельских островов (1974) и архипелагов Спратли (1988)

.1 Обобщения о Южно-китайском море и архипелагах Парасельских и Спратли

Южно-китайское море является частью Тихого океана, охватывающее территорию от Сингапура до Тайванского пролива с площадью около 3,5 млн. км2. Кроме международного названия, Южно-китайское море в соседних странах называется по-разному, например: «бьен Донг» (Восточное море) на вьетнамском и «Лусон» на филиппинском. Южно-китайское море граничит с такими странами, как: Китай, Вьетнам, Филиппины, Камбоджа, Тайланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и Бруней. Южно-китайское море имеет теплые воды, средняя температуру больше 200C. Ежегодно происходит много тайфунов и штормов на этом море.

Южно-китайское море играет очень важную роль в жизни более 300 миллионов человек, живущих вдоль побережья. Оно является стратегической областью не только для ближайших стран в регионе, но и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Южно-китайское море представляет собой ту область, в которой много природных ресурсов, особенно биологических ресурсов (морепродукты), минералов (нефть и газ). Рыбные запасы около 3-3,5 млн. тонн; разновидность морепродуктов очень богатая, они имеют высокую экономическую ценность.

Южно-китайское море является одной из тех областей, в которой имеются крупнейшие запасы нефти и газа в мире. ONGC (крупнейшая индийская государственная нефтегазовая корпорация) предсказывает, что Южно-китайское море обладает примерно 30 млрд. тонн нефти и 16 триллионами кубометров природного газа. Эти запасы стоят триллионы долларов и могут решить энергетические проблемы этих стран.

Южно-китайское море имеет первостепенное геополитическое положение. Оно находится на основных морских маршрутах, все корабли, из Тихого океана в Индийский океан, должны пройти через это море. Оно находится на морском перекрёстке, соединяя Восточную Азию на севере со странами ЮВА и Океании на юге, а также соединяя страны с запада (страны Европы, Африки, Ближнего Востока, Южной Азии) со странами востока (Филиппины, Индонезия, страны Америки). 90% товарооборота перевозится морком путем и 45% из них приходит на проход через Южно-китайское море.

Каждый день сотни судов проходить через Южно-китайское море. Экономики многих стран Восточной Азии зависят от этого морского пути, особенно Китай, который имеет 29/39 морских маршрутов и около 60% товарооборота, 70% объём нефти перевозятся морским путем через Южно-китайское море. Таким образом, это море имеет огромное значение, не только для Китая и стран ЮВА, но и для всего Азиатско-тихоокеанского региона.

На северо-западе Южно-китайское море имеет Парасельский архипелаг. Расстояние от Вьетнама до архипелага около 200 км, и от Китая около 235 км. Парасельский архипелаг состоит из маленьких островков, песчанных дюн и рифов. Архипелаг делится на 2 группы: Амфитрита (на северо-востоке) и Крессент (на юго-западе). Крупнейшие острова: о. Патл (Patl), о. Трайтон (Triton), о. Линкольн (Lincon).

На этим морском пространсте ещё более 200 островков и рифов, большинство из них принадлежат к архипелагу Спратли. Архипелаг Спратли находится с широты 6 до широты 12, имеющий площадь 926 км2, от побережья Вьетнама 500 км и от побережья Китая более 1000 км. Вьетнамцы делят его на 8 кластеров: Сонг-Ты, Тхи-Ты, Лоай-Та, Нам-Йет, Синг Тон, Чыонг Ша, Тхам-Хием (Ан-Банг) и Бинь-Нгуен. Но китайцы делят его на 4 группы: острова на Севере, Северо-востоке, Юго-западе, Юге и в Центре. Крупнейшие острова: Иту-Аба (Itu-Aba), Титу (Thitu), Западный Йорк (West York), ос-ва Спратли (Isla Spratly), Скала Северо-восточная (Northeast Cay).

Эти архипелаги имеют разнообразные биологические ресурсы и являются двумя рыбопромысловыми районами, на них имеются крупные запасы гуано, которые можно использовать для сельского хозяйства и химической промышленности.

В частности, по данным российских экспертов, в районах двух архипелагов Парасельских и Спратли также содержатся большие ресурсы газовых гидратов - потенциальный источник топлива. Частные запасы нефти в архипелаге Спратли могут достичь 105 млрд. баррелей. Потенциалы нефти и газа стали важными противоречий для двух стран.

С другой стороны, эти архипелаги имеют большое значение для стратегической обороны государств, где существуют много морских маршрутов, играющих важную роль в безопасности морского судоходства. Если страна может захватывать и контролировать эти архипелаги, то создаются благоприятные условия что та страна, которая построит оборону от моря до материка, а сможет контролировать морские маршруты через Южно-китайское море и будет использовать его в военных целях.

Два архипелага располагаются в центре Южно-китайского моря, являются идеальным местом для размещения радиолокационных и информационных станций, остановки, энергоснабжения судов и т.д. Другими словами, тот кто контролирует эти архипелаги, тот контролирует и Южно-китайское море.

С такими значительными военным и экономическим потенциалом, Южно-китайское море и его архипелаги стали предметом споров между многими странами, которые продолжаются до сих пор. Они привлекли внимание других стран, потому что любой конфликт нарушит морские пути через Южно-китайское море с серьёзными последствиями. И так, изучение истории этих споров создаст условия для поиска решения и гарантии безопасности региона.

.2 Проблемы суверенитета и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Территория и национальные границы являются важными, имеющими неприкосновенный характер. Они признаются международным правом и международной практикой. Территория страны состоит из сухопутного пространства, территориальных вод и воздушного пространства.

Заброшенная территория или «ничья земля» (terra nullius) является территорией, в которой либо не было управления под каким-либо государством, либо не было формирования какой-либо государственной организации. На ней может находиться население, не принадлежащее к какому-либо государству.

В настоящее время чтобы легально обладать какую-нибудь территорией, должны сходиться три условии:

Во-первых, эта территория является заброшенной или она уже отказана ее владельцем;

Во-вторых, владелец должен быть государством или представителем оккупационного государства от имени своей страны. То государство должно выполнять свои власти и создать административное управление;

В-третьих, это обладание должно признаваться другими государствами.

И так, помимо материальных факторов, действительное обладание также требует моральны факторов, например, воля нации для владения «ничейной землей».

После Второй мировой войны, был принят Устав ООН, в котором имеется статья 2, пункт 4: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Кроме того, чтобы помочь разрешить споры связанные с суверенитетом моря, в 1982 г. ООН приняла Конвенцию по морскому праву. В ней четко определены прилегающие территории прибрежных государств, которые состоят из внутренних вод, территориального моря, прилегающей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Прибрежные государства имеют суверенные права под этими территориями.

Конвенция тоже уточняется механизмы разрешения споров и защиты национального морского суверенитета на принципах уважения и равенства между народами. Она повышает урегулировать споры мирными средствами.

Китай и Вьетнам являются членами ООН и вместе принимали Конвенцию по морскому праву 1982 г. Поэтому территориальные споры из-за островов в Южно-китайском море должны регулироваться на основе международного права и соответствовать по Конвенции 1982 г. и Уставу ООН.

2.3 Право и история принадлежности островов

С XVI в. до XVIII в., в связи с ограничениями судового машиностроения, европейцы не могли отличить разницу архипелагами. Поэтому они называли эти архипелаги «И де Праселл» или «Праселл», как на карте Иакова ван Лангрена (1595), на карте Хондиуса Йодокуса (1613) или под вьетнамским названием «Кат-ванг» (Хоанг-Ша) в книгах французского епископа Жан-Луи Табера.

В конце XVIII в. европейские географы четко определили местоположение Парасельских островов на севере. На юге французы стали называть острова под названием архипелаг Спратли.

С XX в. эти архипелаги стали предметом дискуссий у многих стран, в том числе Китая и Вьетнама. Обе страны создали большое количество дипломатичесих документов («белая книга», указы, договоры и т.д.), археологические данные и т.д.

.3.а Аргументы Китая

Парасельские острова и архипелаг Спратли названы на китайской карте под именами «Сиша» (Xisha qundao) и «Наньша» (Nansha qundao). Эти названия появились только в XX в. Острова Сиша и Наньша под управлением города «Саньша» (Sansha), который был созданы в 2007 г.

Правительство Китая утверждается, что Парасельские острова и архипелаг Спратли принадлежат Китаю, потому что:

Китайцы являются первыми, которые открытили и назвали острова в Южно-китайском море.

Китай предоставил много документов, которые доказывали его право. Эти архипелаги известны географам эпохи династии Хань и впервые упоминались в трактате «Запись иностранных вопросов» (Yiwu Zhi). Автор трактата писал, что в районе островов существуют «много магнитных скал и камней».

В периоде династий Тан и Сун было много летописей, записей и исторических книг о Южно-китайском море. В них Парасельские острова называны «Quanli Changsha» и архипелаг Спратли- «Wanli Shitang». Однако, на самом деле, местоположение этих островов было не четко определено. Например, в книге «Zhu Fan Zhi» (Запись о варварах) автор указал, что «Quanli Changsha» и «Wanli Shitang» находятся к востоку от Хайнань. Но в реальности они к югу от Хайнань.

Китайские учёные провели археологические раскопки и нашли несколько вещественных источников, артефактов периода Тан-Сун в районе Парасельских островов: фрагменты железного горшка, золы и угля, керамики, железные ножи и китайские монеты.

Китайцы являются первыми, кто эксплуатировал природные ресурсы и управлял архипелагами.

По утверждениям китайских историков, с периода династии Сун, в Южно-китайском море велась не только традиционная хозяйственная деятельность, но и находились военно-морские патрули китайских правительств. В династиях Мин и Цин, острова вокруг острова Хайнань под управлением Цюнчжоу фу (о.Хайнань), в составе провинции Гуандун. Однако, в Минши (История династии Мин) указано только, что Цюнчжоу состоит из 3 чжоу (округов) и 10 сянь (уезд). Нет никаких упоминаний об островах.

Пекин тоже публиковал много карт династии Цин, в которых были острова в Южно-китайском море. Например, Qing zhi sheng fen tu (1724), Da Qing wannian yitong tianxia quan tu (1767), Da Qing yitong tianxia quan tu (1817). Династия Цин ещё описала конкретное местоположение 73 островов и скалов архипелаг Спратли в книге Geng lu bu.

После Япония оккупировала острова Пратас в 1909 г., губернатор Лянгуаня (Гуандун и Гуанси) направлил две канонерки к Парасельским островам для высадки и затем назвал этот архипелаг Сиша. В 1947 г., китайское правительство рассмотрело название географических объектов Южно-китайского моря. В 1953 г. Китай опубликовал «карту девяти пунктиров» и затем сформировал управление острова Наньша, Сиша в составе Хайнань.

Китайское владение Парасельских островов и архипелаг Спратли признано другими государствами.

Китайское правительство подтвердило, что многие страны признали принадлежность архипелаги Китаю. В книге «China Sea Pilot», опубликованная агличанами в 1912 г., написано о некоторых китайских гражданах на островах Спратли. В 1930 г., когда был опрос острова Спратли, французская армия видела китайские поселения. Издания США, как «Columbia Lippincott World Toponymic Dictionary- 1961» и «World Administrative Divisions Encyclopedia - 1971», также подтвердили принадлежность архипелагов к Китаю. В 1971 г. Управление Верховного комиссариата Великобритании в Сингапуре сказало, что острова Спратли являются территорией Китая, они являются частью провинции Гуандун.

Некоторые книги Вьетнама в 1960-1970-х гг. признали власть Китая над островами Южно-китайского моря. Например, во вьетнамском учебнике 1974 г. писанно: «острова Наньша, Сиша, остров Хайнань, Тайван, острова Пэнху, Чжоушань образуются островную дугу, формируя стену материкового Китая».

Кроме того, в 1958 г. премьер-министр ДРВ Фам Ван Донг направил дипломатическую ноту подержки «12 морских милей территориальных вод» у Китая. В соответствии с МИДом Китая, это признание имеет значение для всех территорий Китая, в том числе острова на море.

.3.d Аргументы Вьетнама

Вьетнам говорит, что Парасельские острова и архипелаг Спратли никогда не принадлежали Китаю. Одновремено Ханой предлогает свои доказательства права на эти архипелаги.

Вьетнамцы давно знали об островах Южно-китайского моря, эксплуатировали и управляли их.

Вьетнамцы называют острова, расположенные вдоль побережья центральной страны, по единым имени «Бай Кат ванг» (Bãi Cát vàng, т.е. Хоанг Ша- желтые пески). Этот регион совпадает с островным регионом, который европейцы называли по имени Парасель и Спратли. Название Бай Кат ванг/Хоанг Ша согласуется с записями официальных вьетнамских документов с XVII в. по настоящее время.

По утверждениям вьетнамских историков, вьетнамцы открыли или уже знали о существовании островов на море с XV в. и контролировали их.

В «Собрании карт путей в Южные земли» (Toàn tập thiên nam tứ chí lộ đồ thư), составленном До Ба, упоминаются эти острова, которые под именем Bãi Cát Vàng, состовляют фу Куанг Нгай. Князи Нгуен ежегодно отправляют 18 кораблей к островам, чтобы собирать ценные материалы.

В своей хронике «Phủ Biên Tạp Lục», Ле Ки Дон тоже дает описание островов Парасельских и Спратлийчких. Он также описал, как правительство управляло островами, что князья Нгуен учреждают «Компания Хоанг Ша» с отделением Бак Хай (Bắc Hải) для эксплуатации островов. Корабли компании получают право посещать острова 6 раз в год.

В хронике «Đại Nam thực lục chính biên» написано о действиях династии Нгуен для укрепления своей власти над островами, так как император Зя Лонг (Gia Long) посылает корабли Компании Хоанг Ша с Фам Куанг Анем (Phạm Quang Ảnh) к Парасельским островам для разведки морских путей. В 1816 г. Император официально провозглашает власть Вьетнама над островами. Следующие императоры посылали много экспедиций к островам Хоанг Ша для строительства памятной стелы и храма, проведения картографических работ и т.д.

Кроме того, имеются много вьетнамских карт, в которых упоминаются острова Хоанг Ша и Чыонг Ша, как «Giáp Ngọ bình nam đồ» (1774), «Đại Nam nhất thống toàn đồ» (1838).

После 1884 г., Вьетнам стал колонией Франции. Французское правительство являлось представителем вьетнамского народа и продолжило управить островами. Французы построили маяки на острове Патле (1899), боролись с контрабандой и отправляли корабли в экспедиции для изучения островов Парасельских (1925) и Спратли (1927).

В июле 1933 г. французское правительство объявляет об оккупации военно-морским флотом Франции островов Спратли (Trường Sa), Амбоина (An Bang), Иту-Аба (Ba Bình), Норт-Ист Кей (Song Tử Đông) и Саут-Вест Кей (Song Tử Tây), Лоайта (Loại Ta), Ти-Ту (Thị Tứ) вместе с инфраструктурой. Затем постановлением № 4762-СР, губернатор Кохинхины Ж.Кротхаймер (J.Krautheimer) включил архипелаг Спратли в её состав.

В 1956 г., по соглашению Женевской конференции, французский экспедиционный корпус возвращается во Францию. Администрация Сайгона направляет военные силы для занятия Парасельских островов. На острове Патл (Хоанг Ша) на постоянной основе расквартирован гарнизон. Парасельские острова под управлением провинции Фыок Туй (Phước Tuy).

Владения Парасельских островов и архипелаг Спратли у вьетнамцев признаны другими государствами.

Епископ Дж. Таберд в «An Nam Đại Quốc họa đồ» (Карта Великой Аннама- 1838) рисовал часть Парасельских островов и описал их «Paracel seu Kat vang». В статье «Geography of the Cochinchine» в журнале Королевского географического общества Лондона (1849) было заявлено о принадлежности Парасельских островов к Вьетнаму.

Следует отметить, что в 1895-1896 гг., германское судно и японское судно с грузом меди, принадлежащие англичанам по терпени крушение у берегов Парасельских островов. Жители Хайнань организовали подъем груза. Правительство Великобритании заявляло протест, на который губернатор Лянгуаня отвечал, что не несет ответственности за происходящее на Парасельских островах в силу того, что этот архипелаг не принадлежит Китаю.

Вьетнам также собрал более 30 карт, которые подтвердили, что китайские династии Мин и Цин не признали свою власть над островами в Южно-китайском море. В этих картах доказано, что крайней границей территории Китая является остров Хайнань и не содержит упоминаний об островах Сиша и Наньша. Например, «Да Цин Диго Цюаньту» (Карты великой империи Цин - 1904), «Хуанчао Итун Юйди Цзунту» (Генеральная карта империи - 1894).

С такими аргументами Вьетнам подтверждает свое право на владение Парасельскими островами и архипелага Спратли. В то же время он постоянно осуждает действия Китая, которые считает неправомерными.

.4 Конфликты из-за Парасельских островов и архипелага Спратли

Из-за споров и амбиций обе стороны производит вооруженные конфликты на море в 1974 г. и в 1988 г. Эти конфликты были очень быстрыми, но они привлекали внимание всего мира. Потому что места, где они происходили, являются важными для безопасности международной морской торговли.

Во время Второй мировой войны, японцы захватили и контролировали все острова на Южно-китайском море. После войны, Япония подписала Сан Францисский договор в 1951 г. и огласила, что «Япония отказывается от каких либо прав и притязаний на Парасельские острова и архипелаг Спратли».

На Сан Францисской конференции, Министр иностранных дел Государства Вьетнам Чан Ван Хыу (Trần Văn Hữu) обратился к делегатам 51 участвующих государства, с заявлением о том, что Парасельские острова и архипелаг Спратли являются территорией Вьетнама. Участники конференции не высказали возражений по этому заявлению главы вьетнамского МИДа.

В 1956 г., по соглашению на Женевской конференции, французский экспедиционный корпус возвращался во Францию. Республика Вьетнам направляла военные силы для занятия Парасельских островов под управлением провинции Фыок Туй (Phước Tuy). Однако Пекин незаконно направил войска для занятия восточных островов группы Парасельских, а Тайвань захватил о. Иту-Абу (Ba Bình), который является крупнейшим островом группы Спратли.

В 1958 г., сайгонские власти обвинили китайских солдат, которые под видом рыбаков провели высадку на Парасельские острова. Вьетнамский военный гарнизон островов немедленно отреагировал. 82 «рыбака» и 5 «рыбацких судов» Китая были арестованы и отправленны в Дананг.

В 60-70-х гг. между Вьетнамом и Китаем были много незначительных конфликтов на суше и на море. Следует отметить, что отношения между Китаем, СССР, США, ДРВ, Республикой Вьетнам изменились. Китай сближался с США из-за споров с СССР, а ДРВ постепенно склонялась к СССР из-за разногласий с КНР, тем временем США все более «охлаждались» к Южному Вьетнаму на фоне Вьетнамской войны.

После визита президента США в КНР в феврале 1972 г., Китай провел военную программу модернизации, в том числе развитие морских сил и расширение береговой обороны. Военный флот США возвращался с юга Вьетнама. Кроме того, для борьбы с Ханоем, сайгонское правительство было вынуждено перевести большинство флота с Парасельских островов и архипелага Спратли в порты на континенте. Военные гарнизоны Республики Вьетнам на островах были очень слабыми.

В сентябре 1973 г. Сайгон подписал указ о передаче островов Чыонг Ша (Спратли) под управление провинции Фыок Туй. Пекин, 11 января 1974 г., выражает протест против вышеуказанного решения Сайгона и заявил, что Парасельские острова и архипелаг Спратли принадлежат Китаю. Затем Китай высаживает войска на острова Роберт (Nhật Tảo), Мани (Quang Ảnh), Дукан (Quang Hòa), Драммонд (Duy Mộng), в западной части островов Хоанг Ша. Китайские войска начали вооруженные провокации против вьетнамских войск на островах. Правительство Республики Вьетнам немедленно осудило действия Китая. Тем временем США направили телеграмму сторонам о своём нейтралитете.

января 1974 г. руководство КНР дало приказ своим вооруженным силам «освободить захваченные Южным Вьетнамом острова». 19 января 1974 г. было морское сражение у Парасельских островов между Вьетнамом и Китаем. Сражение было очень быстрым и жестоким. На стороне Вьетнама, один корабль затонул, три корабля были сильно повреждены; 74 моряка погибли, 28 ранено и 48 взяты в плен. На стороне Китая, 2 корабля было потоплено, 2 корабля сильно повреждено; 18 моряков погибли и 67 ранено. С победой над Республикой Вьетнам Китай установил контроль над Парасельскими островами.

После сражения у Парасельских островов, сайгонское правительство немедленно опубликовало декларацию, осуждающую действия китайских войск. Затем оно опубликовало «Белую Книгу по вопросу островов Хоанг Ша и Чыонг Ша», в ней оно подтвердило права Вьетнама над этими островами. Одновремено Республика Вьетнам обратилась в Совет Безопастности ООН с просьбой об оказании помощи Вьетнаму в связи китайской агрессией. Кроме того Сайгон также постарался вернуть статус-кво Парасельским островам, но без успешно.

В 1975 г. вьетнамская война закончилась, через год прошло слияние юга и севера Вьетнама в Социалистическую республику Вьетнам. Новое правительство немедленно осудило завоевание Китаем Парасельских островов и организовало укрепление защиты остальных островов. В это время отношения между Китаем и Вьетнамом были очень напряжёнными. Споры из-за островов в Южно-китайском море ещё продолжаются и вершиной является сражение у архипелага Спратли 1988 г.

Следует отметить, что перед 1988 г. КНР не владела никакими островами в районе Спратли. Кроме острова Иту-Аба (Ba Bình) захваченым Тайванем, большинство островов попало под управление Вьетнама.

В 1982 г. СРВ решила создать район Хоанг Ша в составе провинции Куанг Нам- Да Нанг, а район Чыонг Ша в составе провинции Фу Кхань. Спутя 2 года, Китай создал административный район Хайнань, в том числе острова Сиша и Наньша. В 1987 г. КНР впервый раз организовала военное учение в районе Спратли. Это привело к беспокойству стран ЮВА.

В начале 1988 г. Пекин нарашивал военные действия в районе Спратли и начал захватывать рифы и атоллы. Ханой решил укрепить защиту островов.

марта 1988 г. КНР использовала военные силы для атаки на морскую армию СРВ в районе рифа Джонсон (Gạc Ma), Лендао (Len Đao) и Коллин (Cô Lin). В итоге на стороне Вьетнама, 3 корабля были потопленны, 3 моряка погибли и 70 других пропали без вести. На стороне Китая несколько человек были ранены. КНР захватит риф Джонсон, а вьетнамцы успешно удержали атоллы Лендао и Коллин.

Этот конфликт войдет в историю под названием сражение у островов Спратли. Военный конфликт вызвал бурную реакцию у вьетнамцев. МИД Вьетнама немедленно выпустил прокламацию, осуждающую действия Китая и подтвердил суверенитет Вьетнама над островами.

И так, Южно-китайское море с архипелагами Парасельскими и Спратлийскими является стратегическим местоположением. Оно имеет большое значение для экономического развития и безопасности международной морской торговли. Поэтому оно стало спорным предметом у многих стран. Китай и Вьетнам являются главными участниками в этом споре. Обе стороны предоставляют свои правовые доказательства принадлежности островов Парасельских и Спратли. Однако в процессе урегулировании споров, между странами возникало много разногласий, что привело к вооруженным конфликтам у Парасельских островов в 1974 г. и у архипелага Спратли в 1988 г.

Вторжение войск КНР не создало суверенитет над этими территориями. Два сражения принесли китайцам победу, но в мире они считаются как плохие прецеденты в истории урегулировании территориальных споров в мире. Действия Китая на Парасельских островах и архипелаге Спратли привели к глубокой озабоченности не только в соседних странах, но и в других регионах.

Из небольших конфликтов у Парасельских островов и архипелага Спратли между Вьетнамом и Китаем, споры в Южно-китайском море превращаются в конкурентную зону, где содержится скрытный риск и нестабильность, влияющий не только на отношения между двумя этими странами, но и на все другие государства ЮВА, угрожают стабильности современных международных отношений.

Следует отметить, что великие державы имеют тенденцию «не вмешиваться» в дела своих союзников, если их интересы непосредственно не затронуты. Доказательства того, что когда были конфликты между Китаем и Вьетнамом, США и СССР не помогали своим союзникам, хотя месторасположение их военно-морских сил были недалеко от места конфликта.

китай вьетнам остров пограничный

Глава 3. Современное состояние конфликта из-за островов в Южно-китайском море

.1 Международные споры

С 1990-х гг. споры в Южно-китайском море превращаются в большую международную проблему. Процессы усложняются из-за претензий многих стран о границах ИЭЗ и континентальных шельфах, которые пересекаются друг друга. Существуют следующие основные споры в Южно-китайском море в настоящее время:

+ Продолжают споры из-за Парасельских островов между Китаем и Вьетнамом, с новым участником - Тайванем;

+ В спорах о принадлежности островов Спратли вступают не только традиционные участники - Китай и Вьетнам, но и Тайвань, Филлипины, Малайзия и Бруней.

Китай располагает военными гарнизонами на 5 или 6 атоллох островов Спратли, Вьетнам контролирует 21 остров архипелага, Тайвань - крупнейший осторов Иту-Аба, Филлипины - 10 островов, Малайзия - 3 острова. Бруней хотя не захватывал какой-нибудь остров, но предъявляет претензии к границам территориальных вод и континентального шельфа.

Китай играет роль самой большой страны в регионе и постепенно проявляет твёрдость в этом вопросе. В 1992 г. КНР обнародовала закон о территориальных водах, в котором имеется «U-подобная линия». Китай выдвигает самые большие презентии, он оспаривает принадлежность не только Парасельских островов и архипелага Спратли, но и практически 80% всей акватории Южно-китайского моря. Китайцы пытаются превратить Южно-китайское море в свое «озеро».

Кроме того, Китай захватил и построил военную инфраструктуру в рифе Mischief в 1995 г. Всё односторонние действия Китая увеличились более обеспокоенность стран ЮВА. Чтобы иметь дело с Китаем, странам ЮВА нужно искать консенсус в организации - АСЕАН. Одновременно они сотрудничают с партнерами, которые имеют равную силу с Китаем, например, США, Россия, Индия.

Напряженная ситуация в регионе уменьшилась когда страны АСЕАН и КНР вместе подписали «Декларацию о поведении сторон в Южно-Китайском море» (Declaration on the Conduct of Parties in the South China Sea - DOC) в Пномпене в 2002 г. Это первый политический документ между АСЕАН и Китаем, связанный с проблемой Южно-китайского моря. Декларация является прорывом в поддержании мира и стабильности в Южно-Китайском море. Стороны договорились поддерживать дружественную и гармоничную обстановку. В документе подчеркивается важность решать разногласия и споры мирными способами. Для этого предлагается отказаться от деятельности, которая может привести к росту напряженности. В декларации также говорится, что стороны должны разрабатывать и предпринимать согласованные меры в деле защиты морской среды, проведения поисково-спасательных операций и борьбы с транснациональной преступностью.

После подписания декларации, Китай и АСЕАН заявили о готовности выработать «Кодекс поведения сторон в Южно-китайском море» (Code of Conduct of Parties in the South China Sea - CoC). Однако, прогресс является медленным и консенсус стран АСЕАН практически не существует. Переговоры о кодексе поведения осложняются тем простым фактом, что не все государство-участники АСЕАН участвуют в территориальных спорах.

Территориальные споры в зоне Южно-китайского моря разгорелись особенно сильно после 2009 г., когда Филлипины, Вьетнам и Малайзия в соответствии с требованиями Конвенции 1982 г. по морскому праву представили в ООН свои заявки на ИЭЗ и границы континентального шельфа. А Китай опротестовал и приложил карту «U-подобная линия», включая все острова в Южно-китайском море, охватывающую 80% его акватории.

На самом деле, линия из 9 пунктиров не имеет никаких правовых оснований. Пекин тоже неясно говорит о своей карте. Она показывает границы ИЭЗ или границы его шельфа? Только твердил, что их рыбаки открыли и эксплуатировали в эту зону уже давно, они дали названия всем островам. Карта «U-подобная линия» привела к бурной реакции многих народов в регионе ЮВА.

.2 Политика Китая

Политикой Китая для решения проблем в Южно-китайском море в основе является использования «экономической карты», чтобы привлечь и привязать страны АСЕАН. Потому что у них традиционные экономики тесно зависят от китайской экономики. Вьетнам не является исключением, когда Китай является его крупнейшим торговым партнером с 2004 г. Если экономические отношения с Китаем будут прерваны, Вьетнам очень легко попадёт в кризисную ситуацию. Поэтому в ходе недавнего конфликта, Ханой очень заботится об обеспечении баланса между интересами на море и в основной экономики.

Одновременно Китай постарается ослабить единство внутри стран АСЕАН, чтобы не допустить регионализацию спора. С тех пор Китай может вытащить эти страны выполнить политику совместного контроля ресурсов в спорных местах, будь то место, где Китай не имеет достаточной правовой основы. Этой политикой является основная китайская стратегия. В 2005 г. Китай уже заключил соглашение с Вьетнамом и Филлипинами об общей сейсморазведке в Южно-китайском море. Филлипинский исследователь Ренато Кастро считает то, что это соглашение ослабит единство, которое АСЕАН построили для борьбы с Китаем.

Особенно в 2012 г., Китай поддержал Камбоджу по проблему Южно-китайского моря от Декларации Конференции министров иностранных дел Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (AMM 45). Этот факт делает эту организацию слабой, которая не может принять общее заявление первый раз в истории 45-летнего существования. Это показывает глубокие разногласия стран ЮВА, нанесён серьезный удар в позиции и международной репутации АСЕАН.

С преимуществами, Китай всегда поддерживает «двустороннюю дипломатию», чтобы легко распространить свою политику на более слабые страны. Пекин стремится предотвратить АСЕАН затрагивать споры в многосторонних форумах, как говорит министр иностранных дел КНР Ян Цзечи: «превратить двустороннюю проблему в международную или многостороннюю проблему, только провести ухудшить ситуацию и усложнять споры».

Кроме того, Китай постоянно модернизирует морские военные силы. Оборонный бюджет КНР является большим, продолжает расти и не меньше 15% в год. В 2010 г. Пекин объявил, что уже потратил 78 млрд. долларов на оборону. Однако военный специалисты считают, что в реальности оборонный бюджет КНР больше в 3 или 4 раза. Китай создает сильный военно-морской флот. В регион Южно-китайского моря входит Южный флот, один из трёх флотов военно-морской силы НОАК. В 2013 г., Южный флот получил 7 дополнительных военных кораблей.

Рост военно-морских сил Китая приводит к гонке вооружений в странах ЮВА чтобы защитить свои интересы. Вьетнам отремонтирует свои корабли, увеличивает количество войск и сотрудничает с великими державами по обороне, прежде всего с Россией. Объем российского экспорта вооружений и военной техники во Вьетнам по итогам 2009 года составил 3,5 миллиарда долларов. В том же году Россия и Вьетнам подписали контракт на поставку шести дизельно-электрических подводных лодок проекта 636 "Варшавянка". Это успех привел к изменению баланса в военно-морских силах в зоне ЮВА. Военно-морской флот Вьетнама является одним из самых сильных в регионе. Однако по сравнению с силой Китая, сила Вьетнама по-прежнему весьма ограничена.

С экономическими и военными силами, Китай действует более смело, не зависит от международного права и наблюдений исследователей. Пекин повышает интересы Южно-китайского моря в «ключевых интересах». Средства массовой информации Китая грозят, что китайское правительство будет использовать силу для защиты своих интересов в Южно-китайском море. Китай старается предотвратить вмешательство других держав в споры, прежде всего США.

В Южно-китайском море происходят много действий Китая, которые считаются то, что уже разрушили Декларацию о поведении сторон:

+       В 2007 г. создал город Саньша, непосредственно управляет 3 островов: Пратас, Парасел и Спратли;

+       Продолжает насаждать запрет на рыболовство в Южно-китайском море на пик рыболовного сезона (действует с 1999 г.);

+       В 2010 г. организовал большие военные учения в зоне Южно-китайского моря;

+       В 2011 г. в одностороннем порядке приказал проверить международные лодки на Южно-китайском море. Китайский корабль вырезал кабели Вьетнама;

+       Особенно 2 мая 2014 г., CNOOC установила крупную нефтяную платформу «Хайян Шию-981» (Морская нефть-981) на ИЭЗ Вьетнама. Вьетнамские корабли попытались помешать ее установке, в результате китайский корабль протаранил два вьетнамских. Это привело к бурной реакции со стороны Вьетнама. Отношения между Вьетнамом и Китаем постепенно ухудшились.

И так, Китай как держава в регионе, либо играет решающую роль, либо станет препятствием в решении споров в Южно-китайском море. Действия китайцев в последнее время показывают, что они усложняют спорную ситуацию в Южно-китайском море.


Скачать архив (2.93 Mb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: