Главная » Экономика

Сотрудничество США и Великобритании в программе НАТО "Партнёрство ради мира"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Поддержка международной безопасности как направление деятельности альянса

2. Военно-техническое сотрудничество США и Великобритании

. Комплекс практических мероприятий

Список использованной литературы и источников

ВВЕДЕНИЕ

После окончания холодной войны особое значение приобрели миротворческие операции, проводимые под эгидой Организации Объединенных Наций. За прошедшие годы в этой сфере был накоплен значительный опыт, однако теоретические вопросы международной миротворческой деятельности, ее формы, механизмы осуществления и принципы на сегодняшний день остаются одной из наиболее дискуссионных проблем. Как показывают события последних лет, миротворческая деятельность международного сообщества находится в кризисе. Предпринимаемые ООН и другими международными структурами операции по поддержанию мира зачастую оказываются неспособными обеспечить урегулирование конфликтных ситуаций (самым показательным примером служит нынешнее развитие ситуации в Косово), а во многих случаях ООН вообще не привлекается к разрешению острых международных кризисов (Афганистан, Ирак). Все это обозначило острую необходимость разработки новой концепции и форм международного миротворчества, пересмотра оценки эффективности предпринимаемых миротворческих действий ООН. Подобная же ситуация складывалась и в первой половине 1990-х гг., когда на смену «традиционному» миротворчеству ООН пришла современная модель поддержания мира. Для того, чтобы разобраться в принципах и механизмах ее функционирования, определить ее сильные и слабые стороны, необходимо изучить эволюцию теоретического и практического понимания миротворческой деятельности в начале 1990-х гг. Ключевую роль в данном процессе сыграл Североатлантический союз, который в ходе своей трансформации не только приобрел миротворческие функции, но и вообще расширил сферу своего участия в обеспечении и поддержании безопасности в европейском регионе. На сегодняшний день различного рода посредническую и миротворческую деятельность в разрешении конфликтных и кризисных ситуаций наряду с ООН осуществляют многие региональные организации в различных частях мира: Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Организация Исламская конференция (ОИК), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и т.д.

1. 
Поддержка международной безопасности как направление деятельности альянса

Первоначально политика партнерства, проводимая НАТО, была направлена на устранение преград и обеспечение безопасности посредством диалога и сотрудничества. Сегодня страны-партнеры решают вместе в НАТО проблемы безопасности ХХІ века, включая терроризм, распространение оружия массового уничтожения и недееспособные государства.

Падение берлинской стены в ноябре 1989 года обозначило конец «холодной войны». В очень короткий срок в результате стремительных изменений в Центральной и Восточной Европе НАТО оказалась перед лицом новых проблем безопасности совершенно иного рода.

В ответ на эти изменения в июле 1990 года, на встрече в верхах в Лондоне лидеры государств НАТО протянули «руку дружбы» над старой разграничительной линией между Востоком и Западом, предложив новые отношения сотрудничества со всеми странами Центральной и Восточной Европы. Таким образом, была подготовлена почва для создания в декабре 1991 года Совета североатлантического сотрудничества (ССАС). Этот форум был призван объединить НАТО и новые страны-партнеры для обсуждения вопросов, вызывающих общее беспокойство.

Изменения в Европе происходили столь стремительно, что на своем первом заседании ССАС стал свидетелем исторического события: в момент согласования итогового коммюнике советский посол объявил, что пока шло заседание, Советский Союз распался и что он представляет теперь лишь Российскую Федерацию [8. с. 89].

Коренные изменения в отношениях были закреплены в новой Стратегической концепции Североатлантического союза, обнародованной в ноябре 1991 года и утвердившей более широкий подход к проблеме безопасности. Оборонная составляющая осталась непреложной, но при этом были особо выделены экономические, социальные вопросы и вопросы экологии как одно из средств, способствующих укреплению стабильности и безопасности в евроатлантическом регионе в целом. Диалог и сотрудничество стали неотъемлемой частью подхода, которого требовалось придерживаться для того, чтобы справиться с различного рода проблемами, встающими перед Североатлантическим союзом. Основные цели заключались теперь в следующем: снизить опасность возникновения конфликта по причине недопонимания или умысла и более адекватно управлять кризисными ситуациями, затрагивающими безопасность союзников по НАТО; повысить взаимопонимание и доверие среди всех европейских государств; расширить круг возможностей для истинного партнерства при решении общих проблем безопасности.

Это положение вещей изменилось в 1994 году, когда была выдвинута программа «Партнерство ради мира» (ПРМ) - важнейшая программа практического двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельными странами-партнерами, позволившая процессу сотрудничества сделать значительный шаг вперед [1. с. 45].

В 1997 году на смену ССАС и для успешного продолжения начатой им деятельности был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), проложивший путь для развития углубленного и более оперативного партнерства.

СЕАП и программа ПРМ неуклонно вырабатывали свою собственную динамику, по мере того как НАТО и страны-партнеры предпринимали последовательные шаги для дальнейшего расширения сотрудничества в области безопасности на основе созданных механизмов партнерства. С течением лет, для того чтобы справиться с новыми проблемами, возникающими в связи с меняющейся обстановкой безопасности, НАТО претерпела преобразования, а вместе с ней развивалось и партнерство.

В ноябре 2002 года на встрече в верхах в Праге были предприняты дальнейшие шаги, направленные на углубление сотрудничества между НАТО и странами-партнерами. Во всеобъемлющем обзоре СЕАП и «Партнерства ради мира» рекомендовалось укрепить политический диалог со странами-партнерами и в большей мере привлекать их к планированию, проведению мероприятий и руководству деятельностью, в которой они участвуют [9. с. 27].

В Праге был выдвинут новый механизм сотрудничества - План действий партнерства. В первую очередь предстояло разработать План действий партнерства по борьбе с терроризмом. Еще одной новой инициативой стал Индивидуальный план действий партнерства (ИПДП), предназначенный для стран-партнеров, обратившихся с запросом об оказании им более структурированной поддержки в проведении государственных реформ, в частности, в области обороны и безопасности. Отныне Североатлантический союз может не просто предложить заинтересованным странам выбрать несколько мероприятий из общего перечня, а специально разработать программу содействия с учетом индивидуальных потребностей страны и конкретных обстоятельств [6. с. 89].

Развивая успех, которого удалось добиться в Праге, в 2004 году, на встрече в верхах в Стамбуле были сделаны дальнейшие шаги, призванные укрепить евроатлантическое партнерство и придать ему такую форму, которая позволила бы ему приступить к решению основополагающих вопросов, а также уделить внимание потребностям и силам и средствам отдельных стран-партнеров.

План действий партнерства по военному строительству должен поощрять страны-партнеры и оказывать им содействие в создании эффективных оборонных органов, несущих ответственность согласно демократической системе. За счет привлечения государств, выделяющих воинские контингенты, к процессу принятия решений на более раннем этапе и проведения дополнительных политических консультаций страны-партнеры получают возможность вывести свой вклад в операции под руководством НАТО на новый уровень. Помимо этого углубляется Концепция оперативных сил и средств; у стран-партнеров появилась возможность направить своего представителя в Союзное командование по трансформации, на которое возложены обязанности по дальнейшему продвижению и руководству процессом постоянной трансформации сил и средств Североатлантического союза. Это должно способствовать повышению оперативной совместимости между вооруженными силами стран НАТО и стран-партнеров, а также трансформации систем обороны в соответствии с меняющимися оперативными задачами и потенциалом НАТО.

Вместе с тем было принято решение уделить особое внимание отношениям со странами-партнерами, расположенными в двух стратегически важных регионах, - на Кавказе (Армения, Азербайджан и Грузия) и в Центральной Азии (Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). Был назначен специальный представитель НАТО в этих регионах, а также два сотрудника по связи и взаимодействию [2. с. 45]. Их функция - оказывать содействие и при необходимости консультировать по вопросам, связанным с реализацией соответствующих аспектов Индивидуальных планов действий партнерства, а также Планов действий партнерства по военному строительству и борьбе с терроризмом.

2. Военно-техническое сотрудничество США и Великобритании

Соединенные Штаты Америки и Соединенное Королевство Великобритании и

Северной Ирландии являются традиционными военно-политическими союзниками с

-х гг. Их сотрудничество активно развивается во всех сферах, в том числе и в оборонном сегменте. США выступают ведущими поставщиками новейших и высокотехно-логичных образцов военной техники для вооруженных сил (ВС) Соединенного Королевства, однако это не означает, что военно-техническое сотрудничество (ВТС) между странами носит лишь односторонний характер. Британская сторона вместе со своими североамериканскими партнерами активно участвует в программах по разработке и созданию новейших образцов вооружения. При этом двусторонняя кооперация Соединенных Штатов и Великобритании не всегда означает, что стороны в равной степени пользуются ее результатами.

Сотрудничество США и Великобритании в оборонной сфере представляет собой комплексную систему отлаженных военно-промышленных контактов, охватывающих широкий спектр производственных циклов по созданию различных видов вооружений, значительная часть которых поставляется для нужд обеих держав.

В практическом смысле для Соединенного Королевства оборонное сотрудничество концентрируется в двух основных плоскостях - области приобретения американских систем вооружения и сфере совместного участия в создании новых образцов оружия.

Британская сторона активно участвует в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) с американскими оборонными концернами. Активное партнерство в сфере НИОКР развивают и министерства обороны двух стран. Так, с 1997 г.совместные усилия Пентагона и Минобороны Великобритании нашли отражение в более чем 100 соглашениях по обмену технологиями и 30 отдельных проектах - 1/2 всех НИОКР, проводившихся в Научно-технической лаборатории обороны, входящей в состав, британского военного ведомства [3].

Активное сотрудничество в области оборонных исследований и проектных разработок прямо отразилось на содержательной стороне оборонного партнерства между двумя странами. На протяжении 1990-х гг. объем американского экспорта военной продукции в Великобританию составлял 500 млн дол. ежегодно.

При взаимном проникновении на рынки друг друга и тесной оборонной кооперации британская сторона с начала 2000-х гг. проводила последовательную политику с целью расширения доступа к американским оборонным технологиям. Она заключалась как в подписании новых двусторонних документов с американской стороной, так и внесении соответствующих корректировок в действующее британское законодательство.

В феврале 2000 г. американская администрация и британский кабинет министров подписали Декларацию принципов военно-технического сотрудничества и промышленной кооперации (Declaration of Principles for Defense Equipment and Industrial Cooperation). Ее ключевой целью являлось преобразование системы экспортного контроля двух стран для упрощения системы двусторонней оборонной торговли и работы над совместными военными программами. В мае того же года администрация президента Билла Клинтона объявила об Инициативе по обеспечению безопасности при торговле оружием (Defense Trade Security Initiative - DTSI), направленной на упрощение американской системы экспортного контроля для ключевых военных союзников, и в первую очередь, Великобритании. Помимо двусторонних шагов, Лондон пошел и на односторонние меры с целью расширения оборонного взаимодействия с Вашингтоном, в частности возможности для более широкой оборонной кооперации с США, которые были заложены в Законе об экспортном контроле (Export Control Act), принятом 24 июля 2002 г. Конечным документом, который должен был завершить структурирование новой упрощенной системы двустороннего партнерства в сфере ВПК, стало Соглашение о кооперации в области оборонной торговли (UK/US Defence Trade Cooperation Treaty), подписанное 21 июня 2007 г. Этот документ создавал условия для существления американского военного экспорта в Британию без соответствующего лицензирования и контроля со стороны Государственного департамента. На основе договора Великобритания должна была получить упрощенный доступ к американским оборонным технологиям. Ответным шагом становилась большая открытость британского рынка военно-промышленной продукции для американских компаний. Таким образом, Лондон рассчитывал добиться повышения собственной обороноспособности [3].

Несмотря на серьезное доминирование преимущественно британской заинтересованности в продукции и технологиях американского ВПК, было бы неверно считать, что Соединенные Штаты не проявляют интереса к системам вооружения, создаваемым оборонными корпорациями Соединенного Королевства. Напротив, у американской стороны существует спрос на британскую продукцию. Также весьма заметен вклад филиалов британских компаний, расположенных на американской территории, в создание вооружений для ВС США. Великобритания - второй по величине поставщик систем вооружения в США после Канады, что свидетельствует о высокой двусторонней содержательности военно-промышленного взаимодействия.

Структурообразующим сегментом оборонного взаимодействия между Соединенными Штатами и Великобританией является сфера стратегических ядерных вооружений, правовые рамки которой регламентирует Соглашение о сотрудничестве по использованию ядерной энергии в военных целях (Agreement for Cooperation on the Uses of Atomic Energy for Mutual Defence Purposes), подписанное 3 июля 1958 г. В 2004 г. срок его действия был в очередной раз продлен на 10 лет, до 2014 г. [5].

Разработка и испытание ядерных боеголовок также определяются фактором сотрудничества с США. В тесной зависимости от своих американских коллег находится ядерный оружейный комплекс (ЯОК) Соединенного Королевства.

В новейший период особых отношений в первом десятилетии XXI в., который по праву считается вторым золотым веком американо-британского взаимодействия после 1980-х гг., сложившаяся модель оборонного сотрудничества была не просто сохранена, но и качественно расширена. Одновременно с принятием принципиальных решений по изменению правовой базы партнерства, целью которых является упрощение обмена технологиями и результатами НИОКР по обе стороны Атлантики, стороны пошли на дальнейшее наращивание оборонных связей.

Военно-техническое сотрудничество, несмотря на его определенные издержки (это касается, в первую очередь, ограничений на предоставление новейших американских разработок для нужд британской стороны - авт.), имеет для ВПК Соединенного Королевства весомый статус. Оно позволяет ему участвовать в создании целого ряда американских высокотехнологических разработок, разрабатывая на их основе собственные системы вооружения.

Британской оборонке партнерство с американской стороной дает возможность постоянно находиться в тонусе, что позитивно воздействует как на ее производствен ный и технологический потенциал, так и на экспортные возможности.

Для американских корпораций оборонное сотрудничество с Соединенным Королевством позволяет участвовать в контроле над рядом сегментов британского ВПК (например, ЯОК) и располагать доступом к предлагаемым ими технологическим решениям. Также компании американской оборонной промышленности за счет своего присутствия на британском рынке выступают в роли активных участников проектов по созданию перспективных систем военно-морского и военно-воздушного вооружения, действуют в роли головных предприятий, курирующих стратегические проекты по оснащению британских ВС [3].

И хотя наряду с партнерством оборонные концерны двух стран активно конкурируют за рынки сбыта и контракты по созданию новых систем вооружения, общий формат сотрудничества в сфере ВПК позволяет США и Великобритании проводить во многом согласованную политику в области создания перспективных образцов оружия, которая сохраняет за ними статус ключевых производителей вооружений мирового масштаба.

Что же касается влияния такого тесного и продуктивного американо-британского сотрудничества государств в военно-техническом аспекте на международную безопасность, то следует отметить, что столь высокий уровень военно-технического потенциала и высокой обороноспособности этих двух государств, делает их очень ценными партнерами в сфере безопасности и для других субъектов международных отношений, авторитетными субъектами международных отношений как в рамках различных международных организаций, так и каждая по отдельности.

3. Комплекс практических мероприятий

НАТО и страны-партнеры регулярно консультируются по широкому спектру вопросов. Войска (силы) стран НАТО и стран-партнеров проводят совместные учения и несут службу бок о бок в рамках операций под руководством НАТО. Они также совместно борятся с терроризмом.

Сотрудничество ведется и по таким направлениям, как военная реформа, борьба с распространением оружия, снижение угрозы, возникающей в связи с существованием противопехотных мин и арсеналов боеприпасов, готовность к реагированию на бедствия, научно-исследовательская работа [10. с. 56].

По линии Совета евроатлантического партнерства НАТО и страны-партнеры ведут регулярные консультации по широкому спектру вопросов, связанных с безопасностью и обороной.

Предметом обсуждения могут быть как общеполитические вопросы, например, задачи кризисного реагирования, региональные проблемы и напряженность, так и вопросы, носящие технический характер: военная реформа, формирование бюджета и планирование.

Страны-партнеры внесли в прошлом и продолжают вносить значительный вклад в операции и миссии, выполняемые Североатлантическим союзом, от Балканского региона до Афганистана, Ирака и Дарфура.

Для того, чтобы войска (силы) стран-партнеров были способны активно действовать при проведении операций под руководством НАТО, они регулярно участвуют в программе учений и боевой подготовки НАТО.

В связи с окончанием «холодной войны» отпала необходимость иметь многочисленные ВС и огромные арсеналы оружия и боеприпасов. Тем не менее, проведение военной реформы - дело не простое и не дешевое.

Программы, направленные на обмен опытом и содействие в решении обширных проблем военной реформы и в управлении ее экономическими и социальными последствиями, являются одной из наиболее важных форм сотрудничества НАТО со странами-партнерами [7. с. 25].

Незамедлительно собравшись на следующий день после нападений на Соединенные Штаты, совершенных 11 сентября 2001 года, послы стран НАТО и стран-партнеров безоговорочно осудили нападения и обязались приложить все усилия для борьбы с бичом терроризма.

На встрече в верхах в Праге в 2002 году НАТО и страны-партнеры выдвинули План действий партнерства по борьбе с терроризмом, призванный улучшить обмен разведданными и сотрудничество в следующих областях: безопасность границ, организация подготовки и учений для борьбы с терроризмом, а также создание сил и средств, необходимых для защиты от терактов или для ликвидации последствий терактов.

Путем консультаций со странами-партнерами Североатлантический союз стремится добиться большего взаимопонимания по вопросам, связанным с распространением, и увеличить обмен информацией в этой области. Был проведен целый ряд семинаров и практикумов, посвященных конкретным проблемам [5. с. 18].

Совет евроатлантического партнерства учредил Специальную рабочую группу по стрелковому оружию и легкому вооружению и акции по борьбе с минами, чтобы создать форум для обмена информацией о том, как организовать наиболее оптимальный контроль над оборотом данных видов оружия, например, посредством системы государственного контроля над экспортом и механизмов принуждения [4. с. 99].

Помимо этого, программа НАТО «Партнерство ради мира» способствует обучению таким видам деятельности, как управление запасами и обеспечение безопасного хранения, утилизация и уничтожение избыточных запасов, а также сбор и уничтожение оружия во время миротворческих операций. В 2000 году был создан специальный целевой фонд для содействия в уничтожении противопехотных мин, излишков боеприпасов, стрелкового и легкого оружия.

Для организации эффективного реагирования на международном уровне на стихийные бедствия и антропогенные катастрофы НАТО и страны-партнеры разработали и продолжают совершенствовать процедуры, необходимые для проведения совместных операций по реагированию на бедствия.

Существуют две отдельные программы НАТО, объединяющие ученых и специалистов из стран НАТО и стран-партнеров для регулярной работы над проблемами, вызывающими общее беспокойство.

миротворческий военный сотрудничество безопасность

Список использованной литературы и источников

1. Альянс XXI століття. Комюніке Вашингтонського самміту (24 квітня 1999 року) // НАТО ревю.- 1999.- №3.

. Вашингтонська декларація глав держав та урядів країн-членів Північноатлантичної Ради (Вашингтон, 23-24 квітня 1999 року) // НАТО ревю.- 1999.- №3.

3. Володина М.А., Крапивин А.В. К вопросу о военно-техническом сотрудничестве США И Великобритании. - Доступен с: <http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Vdnuet/gum/2010_2/14.pdf>

4. Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарёв М.В.: «Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век», 2 том (1945-2000); Москва; Владос; 2001 г

. Дослідження з питань про розширення НАТО (вересень 1995 року) // НАТО: Довідник /Пер. З англ. Л. Погорєлова.- К.: Основи, 1997.- С.391.

. Доповідь НАТО про заходи зміцнення довіри та безпеки у взаємовідносинах з країнами-членами (14 грудня 2000 року // СІПРІ 2001: Щорічник: Озброєння, роззброєння та міжнародна безпека / Стокгольм. Міжнар. ін-т дослідження миру; Укр. центр. економ. і політ. досліджень ім.О.Разумкова; Редкол. укр. вид.: А.Гринченко (голов. ред.) та ін.- К.: Заповіт, 2002.

. Засідання Північноатлантичної ради на рівні міністрів закордонних справ (Брюсель, 15 грудня 1999 року) // НАТО ревю.- 2000.- № 2-3.- С.1-7.

. НАТО и сокращение обычных вооружений в Европе // Мировая экономика и международные отношения (далее - МЭиМО). 1991. №10. С.42-51;

. Шаклеин В. Проблемы безопасности и администрация Буша: старые подходы и новая эпоха // США Канада экономика политика культура.-2002.-N2.-С.81;


Скачать архив (12.7 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: