Главная » Экономика |
Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы и практика осуществления внешнеэкономической политики России .1 Понятие и сущность внешнеэкономической политики .2 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ Глава 2. Внешнеэкономические связи России на современном этапе .1 Современное состояние и тенденции развития внешней торговли России .2 Место России в международных инвестиционных процессах .3 Перспективы развития внешнеэкономических связей России в свете вступления в ВТО Заключение Список использованной литературы Приложения Введение Внешнеэкономические связи - одна из наиболее заметных составных частей хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Растет интерес к экономическому, производственному, научно-техническому взаимодействию с партнерами из зарубежных стран. В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малых предприятий и государственных учреждений нуждаются в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. В основе более углубленного изучения вопроса "Что в конечном итоге привело к развитию международной торговли?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно отличаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов. Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Например за последние 40-50 лет в России существенно повысилось качество рабочей силы и значительно увеличился объем основных фондов. Поэтому страна, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье, теперь вывозит изделия обрабатывающей промышленности. Точно так же новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука, радикально изменили структуру ресурсов, необходимых для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства. По мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой страны производят различные товары, будет также изменяться. Российские реформы предполагают существенную интеграцию страны в мировое хозяйство. В перспективе, если учесть потенциальные возможности, которые открывают географическое положение на двух континентах, обилие природных богатств, значительный научно-интеллектуальный и промышленный потенциал, роль России в глобальной экономике может существенно возрасти. Под таким углом зрения надо воспринимать современное состояние российских внешнеэкономических связей и перспективы включения страны в международное разделение труда. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в условиях глобализации экономических процессов, развития хозяйственных связей между государствами, повышения взаимозависимости национальных экономик друг от друга внешнеэкономическая функция государства приобретает большое значение для развития экономики страны. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Также посредством внешней торговли происходит перераспределение материальных благ на межгосударственном уровне, способствуя, тем самым, развитию товарно-денежных отношений в стране под влиянием усиления контактов с внешним рынком. Предметом исследования является современное состояние и перспективы развития внешней экономики Российской Федерации. Объект исследования - способы правового регулирования внешнеэкономической деятельности РФ, тенденции развития внешней торговли, иностранные инвестиции в экономику РФ и перспективы развития внешнеэкономических связей. Цель исследования - анализ внешнеэкономической деятельности государства, обзор и изучение ее современного состояния и перспектив ее развития. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: — Изучить сущность внешнеэкономической политики — Выявить правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ — Проанализировать современное состоянии и тенденции развития внешней торговли РФ — Определить место России в международных инвестиционных процессах — Выявить перспективы в развитии внешнеэкономических связей РФ в свете вступления в ВТО Дипломное исследование основано на анализе работ российских и зарубежных специалистов - Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова, Ф. Листа, А.Е. Бугрова, Д. Н. Бахраха, В.Н. Бурмистрова, Т. Резерфорда, Д. Тарра, В.В. Полякова и др. Глава 1. Теоретические основы и практика осуществления внешнеэкономической политики России В современных условиях интернационализации экономических процессов, развития мирохозяйственных связей и усиления взаимозависимостей национальных экономик особое значение для роста всеобщего благосостояния приобретает внешнеэкономическая функция государства. В парадигме рыночного типа хозяйствования данная функция реализуется через механизм государственного регулирования, который предполагает вмешательство государственных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм, методов и средств преимущественно косвенного, экономического, характера. Системное обобщение требований к регулированию внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предполагает наличие концепции правовой политики в данной сфере, соответствующей целям, условиям и возможностям, имеющимся в конкретном государстве. Современное мировое хозяйство, включающее в себя более 100 экономически значимых государственных образований, представляет собой вероятностный динамический мир, где взаимосвязи ассиметричны, а различные группировки стран втянуты в процесс сотрудничества не на равных условиях и не в одинаковой степени. В условиях глобализации внешнеэкономические отношения, представляя комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных, информационных и других ресурсов через национальные границы, являются одной из наиболее сложных сфер экономики любой страны, что предполагает высокую степень вмешательства государства в её регулирование, осуществляемое через проведение государственной внешнеэкономической политики. Внешнеэкономическая политика - это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. Основной ее задачей является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для воспроизводственного процесса в стране, для выгодного участия страны в международном раз делении и кооперировании труда в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов. Внешнеэкономическая политика решает также задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, оптимизации хозяйственного взаимодействия конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности с аналогичными организациями других государств, задачи обеспечения экономической безопасности страны. Мировой рынок приводит к зависимости национального процесса производства от мирового хозяйства, воздействуя на внутрихозяйственные пропорции и условия функционирования отдельных предприятий. Сближение воспроизводственных процессов отдельных стран по технико-экономическим показателям осуществляется на основе ориентации на мировую цену как критерий эффективности отдельного производства, отрасли, всего национального хозяйства. В современных условиях неотъемлемым и всё более важным условием производства становится внешняя торговля, представляя не только его результат, но и необходимую предпосылку. Именно степень включённости страны в мировую торговлю и международное разделение труда определяет уровень открытости национальной экономики. Поэтому при формировании экономической политики необходимо учитывать её ориентацию на создание условий для преодоления технологического отставания, на укрепление позиций национальных экономических субъектов, которые смогут занять более высокие позиции в глобальном хозяйстве и претендовать на более высокую долю в мировом доходе, так, Ф. Лист считал, что «если мы посредством собственного законодательства откажемся дать нашей национальной промышленности направление, соответствующее нашим национальным интересам, то мы не в состоянии будем мешать чужим нациям направлять нашу национальную промышленность соответственно их собственным интересам». Внешнеэкономическая политика затрагивает временной и пространственный аспекты. Временной аспект внешнеэкономической политики определяет действия государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей на текущий момент и на длительный период времени. Поэтому внешнеэкономическая политика включает текущую политику и долговременную политику. Текущая внешнеэкономическая политика заключается в оперативном регулировании внешнеэкономической деятельности. Долговременная внешнеэкономическая политика направлена прежде всего на решение крупномасштабных внешнеэкономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она охватывает достаточно продолжительный период времени. Пространственный аспект внешнеэкономической политики определяет действия государства по основным направлениям влияния на мировую и отечественную экономику. Стратегические направления внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика, а также решение задач географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами. Основной целью внешнеторговой политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, к которым относятся: — изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда; — изменение объема экспорта и импорта; — изменение структуры внешней торговли; — обеспечение страны необходимыми ресурсами; — изменение соотношения экспортных и импортных цен. Внешнеэкономическая политика может стать значимым и эффективным средством укрепления экономической безопасности государства только на основе восстановления его научно-производственного потенциала до масштабов и технологического уровня, удовлетворяющего потребности не только внутреннего рынка, но и платежеспособный спрос внешних потребителей. Государство осуществляет политику, основываясь на сочетании принципов протекционизма и либерализации. Протекционизм - это мера государственного регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, направленная на всемерную и всестороннюю защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции (защитная функция протекционизма), а нередко и на развертывание и поддержку деятельности российских предпринимателей по "захвату" внешних рынков либо отдельных товарных сегментов мирового рынка. К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся повышение рыночных цен на иностранные товары, снижение затрат отечественных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок товаров. К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения административного характера, субсидии и валютный контроль. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. Либерализация предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических отношений, обеспечение дальнейшего ускоренного роста промышленности на основе новейших достижений НТП и ее интеграции в мировое хозяйство. История международных экономических отношений начиная с XIX в. свидетельствует, что для международной торговли было характерно чередование периодов либерализма и протекционизма. Международный экономический порядок, основанный на либерализме международной торговли, оформляется как тенденция дальнейших взаимоотношений между государствами с середины XX в. В связи с этим приобретают большее значение международные экономические организации и соглашения, содействующие поиску разрешения противоречий и достижения компромиссных решений между государствами по экономическим вопросам. Такие организации и соглашения имеют либо широкий круг деятельности, либо специализируются по конкретным вопросам. Одним из основных соглашений, специальное назначение которого - ускорение протекания международного рыночного процесса и развитие международной торговли, является ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Оно было подписано в Женеве в 1947 г. 23 странами и вступило в силу в 1948 г. В этом документе устанавливались принципы недискриминации и либерализации условий международной торговли. Всем договаривающимся сторонам предоставлялся режим наибольшего благоприятствования в торговле. Разумный, осторожный протекционизм допускался только в виде таможенных тарифов, импортные квоты запрещались. К 1996 г. в ГАТТ состояло примерно 130 стран. С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Образование ВТО отражает специфику современного этапа развития международной торговли. Сфера регулирования ВТО распространяется уже и на международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, контроль и защиту инвестиций. Поскольку Всемирная торговая организация является преемницей ГАТТ, членство в ВТО означает автоматическое принятие государством-участником в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей в рамках ГАТТ. И протекционизм, и либерализм отражают, прежде всего, реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. Как правило, в своей внешнеэкономической политике государства используют оба инструмента регулирования в зависимости от определенного рынка, вида товаров или услуг. Это может быть установление минимально гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию, прямые субсидии производителям, льготные условия приобретения средств производства, квотирование объемов производства, установление ограничений на импорт с целью защиты национальных фермеров и пр. Для осуществления внешнеэкономической политики необходимо четко организованное, реализуемое в соответствии с международными договорами и национальным законодательством государственное регулирование. Под регулированием как функцией государства понимается установление общеобязательных требований и процедур для объектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан. Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это управленческая деятельность государства в лице уполномоченных органов, направленная на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений. Тремя основными группами используемых инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются тарифные, нетарифные и финансовые . (См.Рисунок 1) 1) Тарифные инструменты: а) Классическим инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности являются таможенные тарифы, которые по характеру действия относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях - при экспорте из данной страны. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используют для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием экспорта или импорта. Функции таможенной пошлины: — фискальная - пошлины являются одной из статей доходной части бюджета; — протекционистская (защитная) - относится к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; — балансировочная - относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. б) Тарифная квота - разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. ) Нетарифные инструменты: а) Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К инструментам количественного ограничения относят квотирование, лицензирование и «добровольные ограничения». Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта и импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. В эту категорию входят контингенты «глобальные», действующие в отношении отдельных стран и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. «Добровольное» ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. б) Виды скрытого протекционизма. По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. К ним относятся: а) Технические барьеры - скрытые методы внешнеэкономической политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и др. б) Внутренние налоги и сборы - скрытые методы внешнеэкономической политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке в) Требования о содержании местных компонентов - скрытые методы внешнеэкономической политики, законодательно устанавливающие долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. ) Финансовые методы: а) Субсидии - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. б) Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающей финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. в) Демпинг - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Российской Федерации - комплекс способов воздействия на участников внешнеэкономических связей для организации деятельности российских и иностранных участников во внешнеэкономической сфере, управления ею, координации и контроля за ней. Под способом управления понимают методы или приемы, которые используются органами публичного управления и их должностными лицами в установленных законами пределах при осуществлении управления, управленческих действий, административного воздействия на соответствующих объектов и лиц. В юридической и экономической литературе выделяются административные и экономические методы регулирования. По другой классификации меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности подразделяются на таможенно-тарифные и нетарифные. Правовая политика, как особая разновидность государственной политики, заключающаяся в разработке и осуществлении нормативно-правового планирования, принятии законов, реализации и совершенствовании действующего законодательства, призвана обеспечивать благоприятные условия для развития правового регулирования существующих и зарождающихся общественных отношений. Правовая политика в сфере ВЭД выражается в соответствующей стратегии и тактике государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности, направленных на оптимизацию участия страны в мирохозяйственных связях, и должна соответствовать принципам построения механизма правового регулирования страны в целом. С государственно-правовой точки зрения внешнеэкономическая деятельность представляет собой специфические хозяйственные, торговые, политические отношения, возникающие по поводу обмена товарами, различных форм экономического взаимодействия, включающих научно-техническое сотрудничество, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг, совместное предпринимательство, а также инвестиционное сотрудничество между хозяйствующими субъектами различных государств. Правовые основы государственного устройства Российской Федерации (РФ), системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, были заложены Конституцией <consultantplus://offline/ref=94EFE8EA0CC53CD0CB1738D4C1247385F3CDCE308BB02D979EA569YEYFL> РФ, в ст. 71 <consultantplus://offline/ref=94EFE8EA0CC53CD0CB1738D4C1247385F3CDCE308BB02D979EA569EF8BD2012C242D78FCA68AY6Y8L>, например, отражено, что в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. Основными субъектами правовой политике в сфере ВЭД являются: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, а также: − Правительство РФ, которое организует реализацию внешней политики РФ (ст. 13 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»); разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров (ст. 14); осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества (ст. 21) и т.д.; − Министерство экономического развития РФ, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности, а также инвестиционной деятельности; − Министерство финансов РФ, которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров; − Федеральная таможенная служба РФ, реализующая функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и так далее; − Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, координирующая деятельность органов исполнительной власти и обеспечивающая взаимодействие с представителями научных и общественных организаций, предпринимательского сообщества при разработке и реализации мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка, путем применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, осуществление ответных мер в области внешнеторговой деятельности и т.п.; − органы власти субъектов РФ, которые вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов обладают всей полнотой государственной власти, что, в частности, распространяется на меры по повышению инвестиционной привлекательности регионов, налаживанию международных кооперационных связей и другие направления рассматриваемой политики; − органы местного самоуправления, которые в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по осуществлению международных и внешнеэкономических связей. Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Международные договоры и соглашения имеют приоритет над нормами национального законодательства, и данный факт приобретает особую актуальность в свете вступления России в ВТО, акты которой носят императивный характер и обязательны для исполнения странами-участницами. Важное значение в разработке и проведении в жизнь правовой политики в сфере ВЭД имеют Торгово-промышленная палата РФ и региональные торгово-промышленные палаты. Большую роль играет Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года, которая, в свою очередь, базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (далее - КДР-2020), Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, Концепции внешней политики РФ, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов и т.д. Основными целевыми индикаторами Внешнеэкономической стратегии являются: повышение доли России в мировой экономике с 3,2% мирового ВВП в 2007 году (по паритету покупательной способности) до 3,8% в 2015 году и 4,3% в 2020 году; увеличение российского экспорта с 354 млрд. долл. США в 2007 году до 630-650 млрд. долларов США в 2015 году и более 900 млрд. долл. США в 2020 году (при условии колебания мировых цен на нефть в пределах 80-90 долл. за баррель в ценах 2007 г.); рост экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110-130 млрд. долл. США); увеличение экспорта транспортных услуг почти в 4 раза (до 45 млрд. долларов США) к 2020 году по сравнению с 2007 годом; достижение доли не менее 5-10% на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 5-7 крупным позициям. Внешнеэкономическая стратегия призвана способствовать реализации долгосрочных инициатив и крупных проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики. В этой связи важными задачами являются: комплексная поддержка российских компаний со стороны государства в сфере экспорта и инвестирования в зарубежных странах, создание системы идентификации и снятия барьеров по доступу на внешние рынки, а также применение Россией качественно новых внешнеэкономических инструментов. Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается через реализацию ее приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики: обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере; содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг; интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики; повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов; интеграция евразийского экономического пространства с центром в России; создание в России международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту; усиление роли России в формировании мирового экономического порядка. В перечень мер, необходимых для реализации Стратегии, включают: . Таможенно-тарифную политику: - снижение экспортных пошлин с постепенным переносом фискального бремени на внутренние налоги; - разработка и реализация опережающих графиков снижения импортных пошлин до уровня или ниже связывающих значений (в контексте подготовки присоединения к ОЭСР и стимулирования импорта высокотехнологичной продукции инвестиционного назначения); - освобождение от уплаты пошлин и упрощение порядка осуществления операций, связанных с перемещением через границу объектов (опытных образцов, образцов для клинических испытаний, образцов биологического материала) в рамках международных проектов технологического сотрудничества; - либерализация таможенного администрирования при экспорте (особенно высокотехнологичной продукции), а также импорте из стран ОЭСР и транзите; в первоочередном порядке - установление принудительно низкой доли досматриваемых грузов (проверка только при соответствии профилю повышенного риска) и целевых показателей для времени прохождения пунктов пропуска и таможенного оформления (до 1-3 часов); отмена целевых значений по фискальным доходам, собираемым таможенными органами. . Поддержку экспорта: - расширение набора инструментов поддержки экспорта, постепенное увеличение объемов и облегчение условий ее получения; - упорядочение полномочий министерств и ведомств в сфере поддержки экспортных операций и унификация критериев поддержки; - определение единого органа, ответственного за выдачу разрешений на экспорт технологий и товаров двойного назначения; - укрепление (с увеличением расходов) инфраструктуры поддержки экспорта в регионах России и за рубежом, реорганизация торговых представительств исходя из структуры торговли и географических приоритетов; - активизация использования дипломатических инструментов поддержки экспорта (в первую очередь высокотехнологичной продукции и продукции военного назначения). Следующая группа факторов - субъективные. К ним относится, прежде всего, авторское мировоззрение, сообразуясь с которым, он ставит конкретные цели и задачи, использует определённую методологию для их достижения. Некоторые факторы необходимо выделить в промежуточную группу так называемых двойственных, «субъективно-объективных» причин. Во-первых, это конкретно-историческая детерминация сознания и поведения автора. Это выражается как в формировании у него определенных ценностных, поведенческих и познавательных ориентиров под воздействием общественного сознания, господствующей идеологии, экономического базиса и т.д., так и в возможности использовать накопившиеся, а также непосредственно накоплять определённые факты (что обусловлено уровнем развития науки). Во-вторых, это физиолого-генетическая детерминация сознания и поведения автора. Это выражается в различных интеллектуальных способностях, которые формируются под воздействием здоровья и происхождения человека. Для того, чтобы определить понятия «право» и «политика» в системе категорий теории государства и права, необходимо выделить совокупность признаков, раскрывающих их содержание. Хочется отметить, что «раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании», к тому же «постижение сущности предмета составляет задачу науки». В свете вышеизложенного важнейшая задача современной теории государства и права состоит в выделении существенных объективных признаков из этих разноплановых мнений, в формировании непредвзятого отношения к понятиям, обозначающим важнейшие общественные институты, такие как право, политика, государство и др. По мнению М.Н. Марченко, проблема определения понятия «право» - одна из наиболее важных в юридической науке. При этом нельзя не заметить, что любое толкование отражает правовую действительность, но в разной мере. Сложность или невозможность найти универсальное для всех эпох определение подталкивает рассмотреть основные исторические и современные концепции, школы, течения, направления, видящие его сущность под разным углом, а порой - с разных позиций, а затем на их основе вывести признаки понятия «право». Естественно-правовые концепции, имеющие длительную историю, объединяют в себе труды Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, М.Ф. Вольтера, Н. Радищева, С.Е. Десницкого, Маритена и др. Суть их сводится к разделению понятий «право» и «закон». Первое, по их мнению - «совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость)», которая принадлежит человеку от рождения. Кроме того, естественное право - неизменно, «что согласно с природой общества разумных существ». Прогрессивность такого правопонимания, признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод а также допущение возможности несоответствия этих идеалов реальному позитивному праву (закону) сыграли свою роль в развитии теории государства и права. Однако прямое отождествление права и морали, противопоставление писаного и естественного права (при преувеличении подчас роли последнего), а также утверждение о несменяемости «высших норм» и неодинаковое их понимание привели к бесперспективности развития теорий естественного права. Историческая школа права основана немецкими и австрийскими юристами: К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухтой, Г. Гуго, Шталем и др. Её представители считали право выражением «народного духа», формирующегося постепенно, независимо от государства. Они отрицали необходимость и роль государства в формировании этого явления. Данная теория справедливо отмечает, что обычай действительно предшествует праву, что последнее формируется под воздействием общественных условий, которые не должен игнорировать законодатель. Но данное правопонимание приводит к сведению источников права к одному лишь правовому обычаю, при этом не отводится места для прецедента и законотворчества. Также неоправданно отрицается роль государства в создании правовых норм - оно, по мнению сторонников этой теории, лишь санкционирует их. Реалистическая школа права основана Р. Иерингом на рубеже XIX-XXвв. Он определяет это понятие как «защищенный государством интерес», принадлежащий не волеизъявителю, а самому пользователю. Являясь необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества, оно сочетает, по мнению Иеринга, связь с государством, единство и изменчивость, неразделимость прав и обязанностей, отрицание произвола (возможности принуждения негосударственными организациями). Несмотря на весомый вклад в теорию государства и права, эта теория имеет недостаток, утверждая, что право должно быть завоёвано силой. Материалистическая теория права разработана в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Марксистско-ленинское учение видит сущность права в его социально-экономической обусловленнсти, при этом оно не может превосходить по уровню культуру данного общественного строя. Представители этой теории считали, что право характерно только классовому обществу, и оно должно объективно отмереть с победой коммунизма, когда «соблюдение социальных норм станет естественной привычкой». Несомненны достижения материалистической концепции для теории государства и права. Во-первых, это признание значительной роли экономического базиса в формировании права, их взаимосвязи. Во-вторых, это подтверждение значительной роли государства как источника права. Но существуют и недостатки, которые выражаются в гипертрофировании вышеуказанных положений (особенно в трудах так называемых последователей К. Маркса и Ф. Энгельса). Особое место занимает преувеличение роли классовой борьбы в развитии права, доведённое до абсурда во время сталинских репрессий, а также постулат о «неравном масштабе к различным людям» в условиях социалистического общества. Социологическая юриспруденция разрабатывалась Э. Эрлихом, Г. Канторовичем, С.А. Муромцевым, Г.Ф. Шершеневичем, Р. Паундом. Представители данной концепции определяют право как систему правоотношений, т.е. реальное поведение людей, регулируемое правом. Особое место в понимании этой теории отведено противопоставлению «права в книгах» (закона) и «права в действии» (собственно права). Указывается также, что оно «является одним из способов контроля за поведением людей, наряду с религией, моралью, обычаями, домашним воспитанием и др.». Теория солидаризма является одной из разновидностей социологического направления. Основной её представитель - французский юрист Л. Дюги, который считал, что объективное право составляют правила социальной солидарности, которым должны подчиняться личность и государство. Оно же служит той уравновешивающей силой, которая обеспечивает нормальное развитие общества. Данные две теории наполняют социальным содержанием право, выражая при этом некоторые идеи правового государства. Их недостаток заключается в смешении понятий «право» и «правоотношение», а также в подмене его сущности социальным назначением. Психологическая концепция права разрабатывалась Л.И. Петражицким, Г. Тардом, Мэриллом, Россом, Рейснером, Элиотом Дьюи и др. Представители этого направления считают право «императивно-атрибутивным (обязательно-притязательным) переживанием людей». При этом его возникновение, развитие и функционирование связывается напрямую с эмоциональными переживаниями человека. Недостаток такого правопонимания кроется в смешении понятия «право» и «правосознание», а также в непризнании приоритета позитивного права. Нормативистская теория права разрабатывалась в трудах Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева и Г. Кельзена. Суть права, по мнению, её представителей, заключается в том, что оно есть совокупность норм, осуществляемых государством в принудительном порядке. К тому же право является своеобразной пирамидой, во главе которой стоит некая «суверенная норма», определяющая содержание остальных. Кроме того, данная теория предусматривала изучение права «в чистом виде», т.е. вне связей с другими отраслями знаний, т.к. в ином случае, по мнению нормативистов, происходит смешение правовой науки с идеологией. Признание необходимости структурирования и иерархической соподчинённости правовых норм, идея зависимости государства от права (при этом утверждалась их тесная взаимосвязь), а также, в конечном счёте, выделение основных формальных признаков сделали эту теорию основой современного правопонимания для большинства российских правоведов. В частности это выражается в использовании определения права как «системы общеобязательных, формально определённых норм и т.д.» Однако эта теория не является исчерпывающей для российской и мировой науки, она лишь служит отправной точкой для многих изысканий. Главный недостаток её, по мнению профессора М.Н. Марченко, - излишний прагматизм. Обобщая вышеизложенные теории, учёные выделяют два основных типа правопонимания: легистское и юридическое, которое, в свою очередь, распадается на естественно-правовой и либертарно-юридический подходы. Суть первого типа в том, что право - система писаных (позитивных) норм, устанавливаемых или санкционируемых государством. Суть естественно-правового подхода в том, что естественное право является некими «высшими» нормами, присущими всему живому от рождения, и противостоит позитивному. Сторонники же либертарно-юридического подхода считают, что право есть бытие и нормативное выражение принципа формального равенства, т.е. 1. абстрактно-формальной нормы и меры равенства, 2. свободы, 3. справедливости. Последний подход разрабатывается в трудах В.С. Нерсесянца и является, по его мнению, неким компромиссом между позитивистским и естественным типами правопонимания. Сама проблема правопонимания основана на трёх основных аспектах: 1. онтологическом (что есть право?), 2. гносеологическом (как оно познаётся?), 3. аксиологическом (в чём его ценность?). По тому, какой именно вопрос ставится на первое место, а также какой на него даётся ответ, определяется конкретная типология правопонимания и подходы в её рамках. Вопрос о первенстве, приоритете одного из этих типов правопонимания остаётся открытым, несмотря на то, что он определяет парадигму научных исследований любого правоведа, их методологию. В своей работе автор отдаёт предпочтение тому типу, который видит в праве, прежде всего систему норм, которые охраняются государством, общеобязательны, формально определены и т.д. Данное мнение необходимо подкрепить словами профессора М.Н. Марченко, о том, что только практика может служить критерием истины, а в современной политико-правовой действительности понятие естественного права не противопоставляется позитивному, а скорее тождественно понятию права, но в субъективном смысле (с некоторыми корректировками). При этом понятие «закон» в широком смысле, в том в котором его используют сторонники юридического правопонимания, обозначая позитивное право, практически не употребляется этом значении, а обозначает меньшее по логическому объёму понятие (один из видов НПА). Это подтверждают слова основателя либертарно-юридического подхода В.С. Нерсесянца о том, что закон - лишь условное обобщение. По мнению автора, суть конфликта данных правопониманий в современной теории государства и права кроется в основном лишь в обозначении одного и того же понятия разными терминами. При этом, по сути, дискутирующими сторонами не отрицаются те положительные идеи, которые выдвигались их оппонентами, а чаще встречаются попытки соединить их в такую систему: «Положительное право есть целесообразная форма поддержания естественного». Думается, такое несовпадение мнений будет способствовать только развитию представлений о праве, т.к. господство любого догматичного, якобы единственно верного, правопонимания может привести к забвению динамичности этого важнейшего общественного явления . Исходя из вышеизложенных рассуждений, можно указать основные формальные признаки позитивного права в объективном смысле: .Система социальных норм (регуляторов) .Устанавливаются или санкционируются только государством (кроме делегированного правотворчества) .Применяются в т.ч. государством .Охраняются принуждением только государства .Содержат единство правомочия и обязанности (предписания или запрета) .Действуют многократно во времени .Действуют повсеместно на определённой территории (региона, конкретного государства, нескольких государств, всего мира) .Абстрактны (персонально неконкретны и носят общий характер) .Формально определены (по структуре, содержанию и т.д.) .Выражают определённое соотношение воли граждан данного государства .Сочетают внутреннее единство и специализацию .Должны руководствоваться или руководствуются определёнными принципами .Служат для нормального взаимодействия личности, общества, природы и мира вещей. .Выражены в НПА. Данные признаки не исчерпывают определения понятия «право» хотя бы потому, что оно изменчиво во времени, т.е. носит динамико-диалектический характер (что можно тоже считать одним из признаков). Вообще при таком немалом количестве признаков целесообразно их группировать, к примеру, по отношению к правотворчеству, правоприменению и правоохране. Такая группировка оправдана тем, что эти основания для деления - сущность системы правовой политики государства. В таком случае признаки права в широком понимании следующие: .Совокупность идеальных возможностей .Существуют независимо от посторонней воли у каждого человека .Должны приниматься, санкционироваться государством .Должны охраняться государством .Содержат идеалы свободы, справедливости, равенства, гуманизма и т.д. .Действуют независимо от времени .Действуют независимо от пространства .Формально не определены .Должны выражаться в позитивном праве .Служат для нормального взаимодействия личности, общества, природы и мира вещей. Методология определения значения термина «политика» аналогична. Исторический опыт показывает, что представления об этом важнейшем понятии существенно менялись на протяжении всей эволюции общества. Аристотель рассматривал политику как совокупность морально-этических предпосылок разумной организации общества. При определении сущности этого явления философ склонялся к мысли об объединении людей для достижения блага государства и гражданина. В парадигме политического реализма мыслил К. Шмидт, определяя политику как мир, существующий на основе реальных сил. В качестве определения критерия природы явления он предложил использовать дихотомию «друг-враг». Сущность политики, по мнению К. Шмидта, в войне между народами. Определение политики как механизма контроля за ресурсами можно почерпнуть в работах Д. Хелда. При этом профессор уточняет, что она носит характер борьбы за организацию человеческих возможностей, предметом которой является власть. В рамках герменевтической парадигмы интерпретации политики работал Дж. Мосс, по мнению которого современный мир - не что иное, как лингвистически структурированная реальность. Отсюда логично вытекает определение политики как средства коммуникации между членами общества, поколениями, представителями различных культур. При этом особое место отводится определенной системе символики. Сторонники директивного подхода определяли политику как отношения по поводу государственной власти, её организации, а также направлений деятельности. В рамках такой концепции можно выделить две ветви: 1. консенсусную и 2. конфликтную. Первая разрабатывалась в учениях Т. Гоббса, считавшего политику деятельностью по выражению общего интереса. Вторая представлена в трудах Н. Макиавелли, К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Первый считал политику искусством борьбы за власть. С точки зрения марксизма, политика - сфера господства класса, подавления им других классов. Психосоциологическая интерпретация политики М. Вебера сводит её к стремлению участвовать во власти, оказывать влияние на её распределение как между государствами, так и внутри, а также между группами людей. Особое место в трудах немецкого социолога занимает поиск мотивации: рациональной и иррациональной. Институциональная концепция политики М. Дюверже определяет это понятие как пространство властных взаимодействий, упорядоченность которого достигается благодаря существованию политических институтов. Институт, по его мнению представляет собой единство его структуры и возникающих по этому поводу отношений. При этом существование конфликта и интеграции в любом обществе обусловливает постановку в центр всех политических институтов государство. Бихевиористские концепции ставили на особое место неосознанное стремление к личной власти. В их рамках можно выделить силовую, рыночную и игровую парадигмы. Первая интерпретирует политику как процесс постоянного столкновения индивидуальных стремлений к власти, в котором одерживает верх сильнейший. Вторая отождествляет политику с рынком, перенося на неё закономерности его работы, при чём главный товар здесь - власть. Игровая парадигма Н. Боббио рассматривает политику как игру, естественная потребность в которой сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Психоанализ Г. Лассуэла рассматривает политику как сферу сублимации (замещения) конфликта между подавленным либидо и требованиями моральных норм. К. Хорни видит суть политической деятельности в избегании состояния страха, выделяя четыре основных невроза нашего времени: привязанности, власти, покорности, изоляции. Американский социолог Э. Тоффлер рассматривает политику сквозь призму трёх волн цивилизаций: аграрной, индустриальной и информационной. Согласно современному уровню развития, политика рассматривается как сфера взаимодействия огромного числа дифференцированных социальных субъектов, при котором особое место занимает знание как фактор ограничения власти. Обобщая вышеизложенные концепции, при этом соотнося их с современным пониманием значения термина «политика», мы приходим к выводу, что это понятие используется в науке и повседневной жизни в нескольких основных значениях. .Участие в деятельности политического актора конкретного индивида (микроуровень). .Деятельность субъектов политики (в т.ч. государства), направленная на реализацию определённых интересов путём использования политической власти (макроуровень). .Совокупность событий жизни общества, государства. .Стратегия действий социального субъекта, в т.ч. индивида. Определения политики, отмеченные как «микро-» и «макроуровень» являются пониманием её как некой деятельности. Так вот взаимодействие акторов при использовании ими политической власти, в т.ч. государственной, в большей степени имеет значение для теории государства и права, нежели поведение индивида внутри актора, т.к. это более имеет отношение к политической психологии и политической социологии, изучающим деятельность отдельных индивидов на микроуровнях. Понимание политики как деятельности на макроуровне ведёт к мысли о разделении её на подуровни, определяемые масштабами этой деятельности а также, характером субъектов (акторов), в ней участвующих. Такое деление, несмотря на условность, способствует более чёткому определению понятия, разграничению соотношения права и политики, более конкретному определению степени их взаимодействия. .Деятельность индивида в семейно-бытовых условиях, при этом понятие «актор» в своём объёме содержит непосредственно одного этого индивида (вопросы ЖКХ, воспитание детей, обучение и т.д.). .Деятельность специально организованных (в количестве более одного индивида) субъектов политики: общественных организаций, ассоциаций, общественно-политических движений, партий, профсоюзов, мафиозных кланов, террористических организаций и др. - при использовании ими политической власти, в т.ч. в сфере влияния на государственную власть, а также борьбы за неё (давление, митинги, участие в выборах, революция и т.д.). .Деятельность государства, направленная на реализацию его внутренних функций (правовая, экономическая, социальная политика и др.). .Деятельность государства, направленная на реализацию его внешних функций (международная торговля, военно-политические конфликты, создание коалиций, блоков и др.). Тем не менее хочется отметить, что на уровнях 2-4 может действовать лишь небольшая группа, которая может вершить дела от имени партии или государства, а фактически выражать только собственные (а также случайно совпадающие с ними чужие) интересы. Подтверждений этому в истории немалое количество, взять хотя бы правление некоторых псевдомонархов, насильственно захвативших престол в результате войны, переворота (к примеру, Лжедмитрий). Исходя из вышеизложенного, излагаем признаки политики как деятельности на макроуровне. .Деятельность определённого (в зависимости от подуровня) политического субъекта (актора), .Подчинена политическим нормам, в т.ч. должна быть подчинена нормам права, т.е. ограничена государством .Предмет деятельности - реализация определённых интересов путём использования политической власти (государственной и общественной) .Меняется по форме, содержанию с течением времени .Распространена повсеместно на определённой территории (региона, конкретного государства, нескольких государств, всего мира) .Выражают определённое соотношение воли участников данного актора, общества в целом .Должна руководствоваться или руководствуется определёнными принципами .Служит для нормального взаимодействия личности, общества, природы и мира вещей .Выражена в политических действиях, поведении, участии. На первый взгляд, сравнительный анализ понятий «право» и «политика» представляется затруднительным, т.к. определение, даваемое им через родовой и видовой признаки характеризует их как явления разноплановые (право - система, а политика - деятельность). Такое противоречие объясняется скорее неосновательностью подхода, нежели объективной методологической сложностью. Всё дело в том, что для сравнительного анализа таких сложных и неоднозначных понятий недостаточно сопоставить лишь один существенный признак. Для успешного результата нужно использовать множество оснований, которые бы характеризовали общее и особенное в праве и политике с максимальной глубиной, многогранностью. Такими основаниями служат: методы познания, сущность, форма (явление), ценность. В свою очередь, сущность как исходная внутренняя связь включает в себя отношение к времени и пространству и характер внутренних связей. Последнее подразумевает анализ принципов, норм, механизма и структуры предметов исследования. Явление заключается в проявлении вовне сущности и включает в себя время и место возникновения и отмирания, а также характер внешних отношений. Последнее подразумевает анализ характера соотношения предмета исследования с человеком, природой, обществом и вещным миром. Ценность как способность удовлетворить потребность заключается в целях (задачах) и функциях (назначении). Такой порядок построения от анализа возможностей, способов познания к сущности, внутреннему миру понятий, затем к характеру внешних проявлений, взгляду извне, а в конечном счете - к ценности обусловлен как спецификой изучаемых предметов, так и логикой мышления. Ведь для того, чтобы что-либо изучать, сначала нужно знать, каким образом это делать. Вникнув в саму сущность предмета, необходимо дать характеристику его внешних проявлений, т.к. это будет способствовать соотнесению его с внешним миром, в т.ч. с человеческим восприятием, которое отразится в ценности. Данное в каком-то смысле кольцевое построение будет отражать три основных аспекта любого объекта изучения: 1. гносеологический (возможности, способы познания), 2. онтологический (сущность и явление), 3. аксиологический (ценность). Методология исследования понятий «право» и «политика» имеет, несомненно, общие корни, т.к. само разделение государственно-правовой науки и политологии произошло сравнительно недавно, а особенно в нашей стране. Политическая теория выделяется в самостоятельную область знаний во второй половине XIX века. До этого политика, право и государство изучались в рамках юридической науки. Недаром в отечественных вузах в настоящее время преподаётся история политических и правовых учений, а также делаются попытки введения в школьный курс дисциплины «право и политика». Взаимосвязь права и политики обусловила общность методов их изучения, среди которых общенаучные: вычисление, наблюдение, эксперимент, абстрагирование, идеализация, формализация, индукция, дедукция, мысленный эксперимент; смешанные: анализ, синтез, аналогия, моделирование, структурный и функциональный подходы; специальные: статистический, конкретно-социологический, кибернетический, семиотический, семантический, контент-аналитический, герменевтический. Но хочется отметить, что методы политической теории используются в их более широком содержании, т.к. политическая реальность несколько объёмнее государственно-правовой при соотнесении с обществом. Поэтому политология вбирает способы познания из таких наук как история, социология, психология, естествознание и смежных более интенсивно, нежели теория государства и права. Сущность как исходная внутренняя связь в объекте, определяющая его содержание, есть предмет споров как в отношении права, так и в отношении политики. Несмотря на это, мы решили в данной работе считать право совокупностью норм (устанавливаемых государством или идеальных), а политику - 1. деятельностью (актора на макроуровне или индивида на микроуровне), 2. совокупностью событий жизни общества, государства; 3. стратегией действий социального субъекта. Исходя из такого определения сущностных признаков, можем утверждать, что право и политика - относящиеся к классу несовместимости при отношении соподчинения по сущности понятия. Несмотря на это, их содержания рассматриваются автором как относящиеся к классу совместимости и находящиеся в отношении пересечения, т.е. содержание и объем их частично совпадают. Скачать архив (1.38 Mb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |