Главная » Экономика

Рынок труда в России в XXI веке

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и основные характеристики рынка труда……………6

1.1. Понятие и сущность рынка труда……………………………………6

1.2. Основные проблемы на рынке труда и их правовое

регулирование……………………………………………………………..17

Глава 2. Современное состояние рынка труда в России………………..26

2.1. Рынок труда в России в XXI веке……………………………………26

2.2. Молодежь на рынке труда……………………………………………35

Заключение………………………………………………………………...40

Список литературы………………………………………………………..42

Приложение………………………………………………………………..44

Введение

Среди экономистов нет единства в оценке рынка труда и механизма его функционирования. Классическая политическая экономия исходит из того, что рынок труда, где реализуется лишь один производственный ресурс, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия. Основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы. С помощью заработной платы, по оценке представителей этой концепции, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Если на рынке труда существует равновесие, то безработица невозможна.

 Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного не равновесия. Спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а объемом производства, т.е. совокупным спросом. Регулятором рынка труда является государство, поскольку оно уменьшает или увеличивает совокупный спрос и устанавливает нижние границы заработной платы. Для устранения рыночного неравновесия предлагается использовать инструменты денежно-кредитной политики (монетаристы).

Согласно марксистской теории рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, являясь товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов: уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения, его половозрастная структура, степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, процессы иммиграции и т.д. Все это влияет на предложение рабочей силы. Со стороны спроса главным фактором динамики занятости является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла, научно-технический прогресс.

Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами. Спрос на труд отдельной фирмы связан обратной зависимостью с уровнем реальной заработной платы.

Предложение труда строится рабочими на основе сопоставления привлекательности дохода, который они получают за час труда, и удовлетворения, получаемого за час досуга. Досуг только тогда приносит удовлетворение, когда есть что потреблять. Спрос на досуг определяет предложение труда. Чем выше реальная заработная плата, тем выше потери, связанные с отказом работать.

Единого для всей экономики рынка труда не существует. Он делится по профессиям, отраслям, территориям. Работники разных профессий и квалификаций получают разную заработную плату. Зависит она и от места работы. Существуют опасные, неприятные, малопривлекательные виды труда. Условия равновесия на рынке труда в значительной степени определяются государственным вмешательством, а его функционирование связано с профсоюзами и союзами предпринимателей. На предложение труда влияет наличие пособий по безработице, установление минимальных ставок заработной платы.

Рынок труда отличается от всех других рынков своеобразием товара. Рабочая сила - это такой товар, качество которого почти невозможно определить при заключении контракта. Реальный уровень трудовых усилий обнаруживается только в процессе потребления этого товара. С другой стороны, и человеку небезразлично содержание труда, и он нуждается в стимулировании для обеспечения необходимого уровня усилий.

Исходя из этого представляется интересным и актуальным изучить особенности российского рынка труда.

Перед написанием курсовой работы была поставлена следующая цель: изучить особенности российского рынка труда.

Достичь данной цели предполагалось с помощью решения следующих задач:

Изучить понятие и сущность рынка труда.
Проанализировать основные проблемы на рынке труда и их правовое регулирование.
Охарактеризовать рынок труда в России в XXI веке.
Выделить особенности положения молодежи на рынке труда.

Глава 1. Понятие и основные характеристики рынка труда

1.1. Понятие и сущность рынка труда

Рынок труда – это особая экономическая категория, охватывающая оплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место и все занятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда[1].

Как экономическая категория рынок труда представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и размещения работников в системе общественного разделения труда по законам товарного производства и обращения.

Рынок труда в узком понимании рассматривается как один из механизмов согласования спроса на рабочие руки со стороны работодателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Другой возможный механизм согласования - плановое регулирование.

Важнейшей категорией рыночной экономики является труд. Труд - наиболее сложный в своем использовании экономический ресурс. Как и любой другой ресурс, труд продается, покупается и, естественно, имеет цену, которая отражает особенности и состояние рынка труда, соотношение на нем спроса и предложения.

Человек как субъект рынка труда заинтересован выгоднее продать свою рабочую силу, что стимулирует повышение профессионализма, создает мощную мотивацию работника к движению за лучшие условия труда. Другим стимулом роста профессиональных качеств рабочей силы и проявления потенциальных способностей к труду служит конкуренция, обусловленная наличием на рынке труда свободной рабочей силы. Рынок труда влияет и на работодателей: появляется экономическая состязательность их между собой за привлечение лучших работников.

В ходе найма работников с учетом соотношения спроса на рабочую силу и имеющегося ее предложения создаются определенные предпосылки для согласования интересов как работодателей, так и наемных работников.

Для нормального функционирования рынка труда важно, чтобы собственник рабочей силы был вправе решать вопросы об участии или неучастии в общественном труде, самостоятельно выбирать сферу труда в любом секторе экономики (по признаку собственности), территориальное место приложения труда.

Переход к рыночной экономике потребовал пересмотра многих устоявшихся представлений, законодательных и нормативных актов, касающихся понятия занятости (многоукладности экономики, свободы территориального перемещения в поисках работы и для постоянного места жительства, отмены института прописки и др.).

Формирование рынка труда связано с организацией занятости населения страны. В условиях командно-административной системы с периода, непосредственно следующего за нэпом, и особенно с начала 30-х годов  ХХ в. доминировала система поголовной занятости, основанная на внеэкономическом принуждении к труду (трудовая повинность, «кто не работает - тот не ест»), причем признавалась работа в двух сферах: государственной и семейной (в домашнем и личном подсобном хозяйстве). В соответствии с таким подходом и трудовые ресурсы делились на занятые в общественном производстве и незанятые, причем в числе незанятых были и те, кто не хотел работать, и те, кто хотел, но не мог найти работу. Тем самым за термином «незанятое население» скрывалась значительная часть тех, кто по международной классификации считался безработным. Систематический учет незанятого населения в таком разрезе не проводился, и лишь во время переписи населения (раз в десять лет) проходил выборочный опрос с целью выяснения причин незанятости.[2]

В соответствии с действующим в настоящее время Законом РФ «О занятости населения в РФ»[3] занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Функция реализации права граждан на труд закреплена за государством, обеспечивающим политику содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Полная занятость населения понимается не как поголовная по отношению ко всему трудоспособному населению, а только по отношению к тем, кто желает иметь оплачиваемую работу. Отсюда и трудовые ресурсы должны характеризоваться как занятые; незанятые и желающие работать; незанятые, но не желающие работать.[4]

Такая концепция занятости меняет содержание понятий «резервы труда» и «трудовой потенциал страны», которые характеризуются уже не численностью трудовых ресурсов вообще, а той их частью, которая имеет желание трудиться.

Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

Это понятие объединяет в себе и занятых и безработных.
К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или доходов за свою деятельность;
временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска и т.п.;
выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

 не имели работы (доходного занятия);
занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий (работодателям), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
были готовы приступить к работе.[5]

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости.

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения.

Следует подчеркнуть неоднозначность показателей «численность трудовых ресурсов» и «численность экономически активного населения». Численность трудовых ресурсов - это численность трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59, женщины 16-54 лет) за исключением вышедших на пенсию на льготных условиях, а также численность фактически работающих пенсионеров и подростков. К экономически активному населению относятся пенсионеры и подростки, не только работающие, но и ищущие работу, а среди лиц в трудоспособном возрасте учитываются лишь те, кто желает работать (фактически занятые и ищущие работу безработные).[6]

Наряду с полной занятостью есть понятие неполной видимой занятости, определяемой как количество лиц наемного труда, вынужденных работать (по инициативе администрации, работодателя, а также из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке труда) меньше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени. При этом работники ищут дополнительную работу или готовы работать дополнительно.

Рынок труда как экономическая категория представляет собой лишь некую абстракцию. В действительности же, особенно для целей анализа и регулирования рынок труда выступает как множественная категория и может быть дифференцирован и «привязан» к конкретной территории, отрасли, профессии.

В территориальном разрезе рынок труда выступает как многоуровневое понятие. Так, различают федеральный (на уровне страны) рынок труда, региональные (на уровне автономной республики, области, района области, города), а также рынок труда на уровне предприятия, фирмы (корпоративный или, иначе, внутризаводской, внутрифирменный). Федеральный рынок может интегрироваться в международный в соответствии со сложившимся международным разделением труда.

Для рынка труда каждого уровня характерны свой круг участников, свои проблемы, особенности регулирования (управления), что предполагает решение возникающих проблем с учетом требований системного подхода: проблемы на одном уровне решаются с учетом задач более высокого уровня.

Рынок труда может дифференцироваться по принципу однокачественности товара, когда спрос и предложение рабочей силы рассматриваются применительно к отрасли, профессиональной группе, простому или сложному труду (неквалифицированная и квалифицированная рабочая сила), к мужчинам и женщинам, к детской рабочей силе и т.д.

Федеральный рынок труда характеризует ситуацию с занятостью населения России в целом. Он является объектом детального рассмотрения и анализа в увязке с другими макроэкономическими процессами, происходящими в масштабе республики.

До недавнего времени федеральный рынок труда носил замкнутый характер: его участником было население страны, а сбалансирование спроса и предложения рабочей силы решалось только применительно ко всему народному хозяйству.

В последние годы более тесными стали взаимосвязи федерального и международного рынков труда. Степень этой взаимосвязи регулируется во многом эмиграционной политикой страны.

Длительное время наша страна жила в условиях жесткого ограничения выезда населения на работу в другие страны, хотя в других странах мирах экспорт рабочей силы был распространен. Так, в начале 80-х годов за пределами своих стран работали 25 млн чел. (так называемые временные мигранты.[7] Во Франции мигранты составляют 1/4 всех занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении, в Бельгии - половину горняков, в Швейцарии - 40% всех строительных рабочих.[8]

Принятие закона о порядке выезда и въезда в Россию ознаменовало собой начало активного участия нашей страны в международном трудовом обмене, в связи с чем встала задача разработки политики такого участия.

Поощрение экспорта рабочей силы со стороны законодательства и органов государственной власти должно строиться с учетом как положительных моментов, так и негативных.

В частности, к положительным моментам следует отнести возможность получения страной валютных доходов за счет: 1) налогов с прибыли фирм-посредников; 2) непосредственных денежных переводов эмигрантов на родину для поддержки семей и родственников; 3) личного инвестирования эмигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг); 4) капиталов из стран - импортеров рабочей силы, идущих частично на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу; 5) прямых компенсаций от стран - импортеров рабочей силы. Экспорт рабочей силы позволяет частично снять напряженную ситуацию с занятостью на внутреннем рынке рабочей силы в стране. Его можно рассматривать и как фактор повышения квалификации, особенно в случае коммерческого командирования за рубеж специалистов, ученых и т.д.[9]

Сама возможность выезда за пределы страны с целью заработка часто расценивается как элемент демократических преобразований и как одно из условий предоставления кредитов ведущими мировыми державами.

Однако отток наиболее квалифицированной части рабочей силы, ученых, работников искусства наносит ущерб народному хозяйству и культуре страны.

Анализ федерального рынка труда направлен на выявление проблем занятости в стране в целом и путей их решения в государственном масштабе. Однако не менее полезным представляется анализ занятости в территориальном разрезе. В каждой области, районе области, городе, как самостоятельном хозяйствующем субъекте, складываются свои проблемы с занятостью населения, зависящие от демографической ситуации, развития производительных сил, отраслевой структуры производства, развития социально-бытовой инфраструктуры, природных условий, влияющих на возможность привлечения Дополнительных трудовых ресурсов или, наоборот, сдерживания их оттока с данной территории. На удовлетворение потребности в рабочей силе (если смотреть со стороны работодателя) или возможности трудоустройства (если смотреть со стороны работника) влияет и развитость транспортной системы, способствующей маятниковой миграции населения (постоянное проживание человека в одном административном районе и занятость - в другом).

При характеристике внутренней структуры территориального рынка труда выделяют такие его подвиды, как первичный рынок труда, субъектами которого являются лица, впервые вступающие в трудовую жизнь, имея соответствующую специальную (профессиональную) подготовку, и вторичный. Между первичным и вторичным рынками труда стоит переподготовка кадров (в соответствии с рекомендациями службы занятости, а также по собственной инициативе работника), уже имеющих профессиональную подготовку, но испытывающих трудности с трудоустройством по первоначально избранной профессии.[10]

Отраслевой рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения рабочей силы по совокупности профессий, характерной для данной отрасли, а профессиональный - ситуацией, складывающейся по конкретной профессии.

Такие специализированные рынки труда представляют большой интерес.

Во-первых, общая ситуация с занятостью на территориальном рынке труда есть отражение особенностей, сложившихся на отраслевых или профессиональных рынках. К ним следует отнести как избыток предложения со стороны работников определенных профессий при ограниченном количестве рабочих мест, так и, наоборот, отсутствие предложения со стороны специалистов того или иного профиля при наличии большого количества вакантных рабочих мест, даже если такие специалисты в стране (области, городе) есть.

Следовательно, для оценки возможности решить проблему занятости недостаточно просто сравнить количество вакантных рабочих мест и численность незанятого населения (или безработных). Необходимо знать, что это за рабочие места и что представляют собой лица, являющиеся безработными (например, какую профессиональную подготовку они имеют).

Во-вторых, детальный анализ положения на отраслевых и профессиональных рынках труда позволяет вскрыть природу возможного несоответствия между спросом и предложением рабочей силы и максимально конкретизировать мероприятия по изменению ситуации на них в нужном направлении. Согласование спроса и предложения всегда требует увязки рабочего места с определенной отраслью, профессией, а последняя определяет требования к профессиональной подготовке работника.

Наем работника отнюдь не свидетельствует о выходе его из системы рынка труда, поскольку на предприятии существует свой собственный рынок труда.

Известно, что наличие рабочих мест, различающихся условиями труда (причем эти различия, касающиеся престижности, условий оплаты, санитарно-гигиенических условий труда, содержательности труда, возможностей роста квалификации и т.д., могут быть весьма существенными), наличие работников, отличающихся друг от друга уровнем подготовки, отношением к труду, личными качествами и т.д., предполагают определенную конкуренцию за право занять то или иное рабочее место.

В этой конкуренции могут участвовать как лица со стороны (участники территориального рынка труда), так и работники предприятия. Последнее обстоятельство и является основанием для выделения внутризаводского (внутрифирменного) рынка труда.

Внутренний рынок труда на предприятии имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что отношение «спрос – предложение» реализуется внутри коллектива, т.е. из числа уже нанятых и, естественно, занятых работников, причем претенденты на новое рабочее место (как и вообще на любое вакантное) могут быть из числа высвобождаемых работников с других участков производства, а также из числа продолжающих работать, но изъявивших желание сменить свое рабочее место по собственной инициативе.

Перераспределение рабочей силы внутри предприятия (смена рабочего места, профессии, квалификации), называемое внутризаводским движением рабочей силы, способствует, с одной стороны, удовлетворению потребностей предприятия в рабочей силе определенного качества, а с другой - реализации личных устремлений работника. Путем такого перераспределения достигается закрепление работника на предприятии. Кроме того, в условиях конкурсного отбора больше уверенности, что рабочее место займет действительно достойный по своим профессиональным качествам работник. Конечно, при этом следует учитывать, что заполнение вакантных мест собственными работниками предприятия, не намеченными к высвобождению, требует соответствующих затрат, связанных с переподготовкой и адаптацией человека на новом рабочем месте.[11]

Таким образом, внутренний рынок труда на предприятии представляет собой поле столкновения стратегий работодателей (администрации) и работников предприятия, отстаивающих свои интересы. Для рынка труда этого вида характерны и спрос на рабочую силу, и предложение, исходящее от собственных работников. Здесь складывается свой уровень заработной платы для различных категорий работников в зависимости от их нужности и полезности для предприятия, происходит регулирование соотношения спроса и предложения. При снижении спроса может иметь место вариант неполной занятости работника по инициативе администрации, что с позиций общества (или федерального рынка труда) рассматривается как скрытая безработица.

Западные экономисты на основании применяемой фирмами стратегии гибкой занятости выделяют во внутризаводском (внутрифирменном) рынке труда две составные части: первичный и вторичный рынок.[12]

К первичному рынку труда относятся рабочие места, обеспечивающие работнику высокую заработную плату, хорошие условия труда, стабильную занятость, шансы на продвижение и т.д. и предназначенные для так называемого «ядра» рабочей силы предприятия, как наиболее квалифицированной, ценной и нужной ему.

Вторичный же рынок формирует рабочие места с низкой заработной платой и соответствующими льготами, плохими условиями труда, с более высокой текучестью, с меньшими шансами на продвижение. Участники вторичного рынка труда - это, как правило, менее значимые для предприятия работники или работники таких профессий, которые в избытке имеет территориальный рынок труда.

Перемещение рабочей силы между первичным и вторичным рынком предприятие осуществляет с учетом результатов труда претендентов, их отношения к труду и своему предприятию и обязательно через профессиональное образование или повышение квалификации.

1.2. Основные проблемы на рынке труда и их правовое регулирование

Одной из главных проблем на рынке труда является безработица. В экономической литературе существует несколько определений данного понятия. Безработица - это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.[13] Или, безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу.[14] К безработному по определению МОТ (Международная Организация Труда) относится индивид, который: 1) не имеет работы в данный момент; 2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу; 3) в данный момент готов приступить к работе.[15]

В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда.

Продолжительность безработицы - это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода. Безработица различается по продолжительности - временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года).

Уровень безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %). Уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в %). Экономически активное население (рабочая сила) - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в %).

В экономической литературе существует несколько классификаций безработицы.

Безработица  может  быть  добровольной,  существовать при  наличии  свободных  мест,  когда потенциального  работника   не  устраивает  уровень  заработной  платы,  либо  сам  характер  труда. Вынужденная  безработица  связана  с  установлением  заработной  платы  выше  точки рыночного  равновесия,  когда  возникает  разрыв  между  спросом  на  труд  и  его  предложением.

Наиболее распространенной является следующая классификация:

1. Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Другие люди ищут новую работу вследствие увольнения по несоответствию или из-за банкротства фирмы. Третьи временно теряют сезонную работу. Четвертые (молодежь) впервые ищут работу. Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату.

2.Структурная безработица связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. Если фрикционные безработные имеют навыки, которые могут применять, то структурные безработные без переподготовки, дополнительного обучения, перемены места жительства найти работу не смогут. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно, и рабочим требуется определенное время для смены работы, то структурная безработица носит устойчивый характер. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

3.Циклическая безработица вызывается спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Спад - это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места, на тот период пока вновь не возрастет спрос и не произойдет оживление деловой активности.

4. Другим видом безработицы является сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

5. Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

6.Добровольная безработица - это безработица связана с нежеланием работать, существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд).

7. Вынужденная безработица возникает вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия, порождается новыми условиями функционирования предприятий и формами найма, а так же вынужденным переселением.

8.Застойная безработица - эта форма безработицы, наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.[16]

Естественный уровень безработицы - это такой уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие цены и заработную плату, находятся в равновесии. В современной экономике, обремененной высоким уровнем инфляции, естественный уровень безработицы характеризуется как предельно низкий (допустимый). Уровень безработицы при полной занятости называют также естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы - это сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы.

Определение уровня безработицы при полной занятости осложняется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население разделяется на три большие группы.

Первая группа включает в себя тех, кто не достиг 16 лет, а также тех, кто содержится в специализированных учреждениях, например в психиатрических больницах или в исправительных заведениях. Эта категория людей не рассматривается в качестве потенциального компонента рабочей силы. Вторую группу, которая называется «не входящие в состав рабочей силы», составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по тем или иным причинам - надомная занятость, учеба, выход на пенсию - не работающие и не ищущие работу. Третья группа - это собственно рабочая сила. Эта категория охватывает всех тех, кто способен и готов работать. Считается, что в состав рабочей силы входят как работающие (занятые), так и безработные, но активно ищущие работу. Уровень безработицы - это доля безработных в общей численности трудоспособного населения (рабочей силы).[17]

Формула для вычисления безработных:

Рабочая сила - Число занятых = Безработные. Рабочая сила составляет определенную часть от трудоспособного населения, которое в свою очередь является частью всего населения страны.

Для измерения масштабов безработицы используется такой показатель, как уровень безработицы. Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле: уровень безработицы = (количество безработных*100) / (работающие + безработные).

Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Среди   эмоциональных   последствий   безработицы   называют    низкую самооценку,  депрессию,  самоубийство   и   необходимость   психиатрического лечения в  стационаре.  Среди  медицинских  проблем  -  нарушение  здоровья, вызванное стрессами (в частности,  болезни  сердца  и  почек,  алкоголизм  и цирроз печени). Стрессы, вызванные безработицей, могут  сократить  продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует  связь  между  ухудшением  отношений  в  семье  (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с  детьми, разводом, конфликтами между родителями  и  детьми,  необходимостью  передачи детей на опекунство. У  детей  в  семьях  безработных  чаще,  чем  в  семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы  желудочно-кишечного тракта и бессонница. У  супруга  безработного  наблюдаются  те  же психосоматические симптомы, что  и  у  него  самого. 

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей  и  убийствами, насилием и тюремным заключением.  Изучение  дел  правонарушений  показывает, что до 70% заключенных в момент  ареста  не  имели  работы,  что  рецидивизм можно  объяснить  отсутствием  работы.[18] 

Влияние  безработицы  на  финансовое положение неоспоримо. Работникам  и  их  семьям  часто  приходится  жить  на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем  жизни.  Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и  даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы:

А. Отрицательные: 1) обострение криминогенной ситуации, 2) усиление социальной напряженности, 3) рост количества физических и душевных заболеваний, 4) увеличение социальной дифференциации, 5) снижение трудовой активности.

Б. Положительные: 1) повышение социальной ценности рабочего места, 2) увеличение личного свободного времени, 3) возрастание свободы выбора места работы, 4) увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

А. Отрицательные: 1) обесценивание последствий обучения, 2) сокращение производства, 3) затраты на помощь безработным, 4) утрата квалификации, 5) снижение жизненного уровня, 6) недопроизводство национального дохода, 7) снижение налоговых поступлений.

Б. Положительные: 1) создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики, 2) конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду, 3) перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования, 4) стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Методы  борьбы  с  безработицей  определяет  концепция,  которой  руководствуется  правительство  конкретной  страны. Современные  мальтуазианцы  предлагают  поддерживать  стабильность  на  рынке  труда  с  помощью  государственной  политике  ограничения  рождаемости. Пигу  и  его  последователи,  считающие,  что  корень  зла – в  высокой  заработной  плате,  предлагают: содействовать  снижению  заработной  платы; разъяснять  профсоюзам,  что  рост  заработной  платы,  которого  они  добиваются,  оборачивается  ростом  безработицы; государству  трудоустраивать  работников,  претендующих  на  невысокий  доход,  в  частности,  поощрять  развитие   социальной  сферы. Из  рекомендаций  Пигу  широко  применяется  деление   ставки  заработной  платы  и  рабочего  времени   между  несколькими  работниками.   Использование  частичного  рабочего  дня  сокращает  безработицу  даже  при  сохранении   неблагоприятной  конъюнктуры.[19]

Кейсианские  программы    борьбы  с  безработицей   предполагают использование  двух  блоков  мероприятий: тактических: организация государством общественных работ и стратегические: государственные заказы частному сектору и снижение учетной ставки процента. Первый  блок  нацелен  на  ослабление  безработицы  в  краткосрочном  периоде,  когда  положительные  сдвиги  в   экономике  ещё  не  ощущаются.   Его  содержанием  становятся    общественные  работы,  которые  должно  организовать  и  оплатить  государство   за   счёт  своего  бюджета.     Рекомендуется   эти  работы  сосредоточить  в  области  формирования   производственной  и  социальной  инфраструктуры  (строительство  дорог,   больниц  и  т.д.).   Главное – занять  население   во  имя  социальной  стабильности  и  поддержания  хотя  бы  минимального   потребительского  спроса  со  стороны  работников. Второй   блок  охватывает  систему  стратегических  мер,  способных оживить  конъюнктуру  рынка,   сформировать  инвестиции  и,  как  следствие -  потребительский  спрос,  что  должно  привести  к  увеличению  товарной  массы  и   занятости  населения.  Этот  блок  включает  два  рычага:  государственный  заказ  крупным  фирмам и  уменьшение  учётной  ставки  за  счёт  увеличения государственных  расходов  (возможно  при росте  дефицитного  бюджетного  финансирования). Предполагается  осуществить   государственный  заказ  крупным  фирмам,  имеющих  большую  сеть  хозяйственных  связей.  Такой   заказ  поставщикам    и  смежникам   значительно  расширит  поле  инвестиционной  деятельности.   Приводится  в  действие  не  одна  фирма,  получившая  государственный  заказ,  а  целая  сеть,  что увеличивает  спрос  на  рабочую  силу  и  соответственно  рассасывает  безработицу.

Однако процесс   воспроизводства  поставил  новые  проблемы,  которые  государство  не  могло  решить  восполнением  недостатка  спроса.   Резко  подорожали  ресурсы,   что  привело  к  экономическому  спаду.   Необходимы  были  иные  пути,  ведущие  к  росту   предложения.

Такие  пути  были  найдены  монетаристами. Они предлагают   в  условиях,  когда  безработица  и  спад  производства  протекают  на  фоне  инфляции,   снять  все  нагрузки  на   государственный  бюджет,  срочно  уменьшить  государственный  бюджетный  дефицит.  В  этих  условиях  государство  вынуждено  уклонятся  от   социальных  программ,  что,  безусловно,  ведёт   к  нагнетанию  социальной   напряжённости. Обуздание  инфляции  оздоровляет  денежную   единицу  и  формирует  здоровую   денежную  среду. Следующий  шаг  монетарной  программы  связан  с  реализацией  идеи  эффективного  рынка,  который  сам  очищает  себя  от  отсталого  производства,   разоряет  производителей,   продукция  которых  не  отвечает  новейшим  требованиям  рынка.     Обычно  эти  функции  рынок  выполняет  постепенно,  но   в  условиях  циклического   спада  производства  банкротства  приобретают  массовый  характер.  После  этой  суровой  операции   рынок  выдвигает  на  авангардные  позиции  сильных  и  адаптированных  производителей,  которые  наполняют  рынок  новыми  товарами,  расширяют  производство  и  увеличивают  спрос  на   рабочую   силу.

Следует   иметь  в виду,  что  первые  шаги  монетарных  программ  приводят  к  резкому   ухудшению  жизненного  уровня  населения,  что  ухудшает  социальную обстановку  и  провоцирует  население  на  стихийные   формы  протеста.  Опасность  взрыва  неуправляемого  населения  меньше,  когда  страна  быстро  справляется  с  трудностями   экономического  кризиса.  Но в  условиях  России  последовательное  использование   монетарной  программы  невозможно.  Нужны  новые  пути   выхода  из  спада  и  безработицы,  специфические  для  стран,  переходящей  от  административно-командной  системы  к  рыночной.

Таким   образом,   безработица – опасное  и  в  политическом  отношении  явление.  На  волне  массовой  безработицы  возникли  самые  реакционные  в  истории  человечества  политические  режимы (примером  может  служить  приход к власти  Гитлера  в  Германии  и  Пиночета в  Чили). Серьёзность  экономических,  социальных  и  политических  последствий  безработицы   служит  основанием   для  включения  в  число   основных  макроэкономических  функций  государства  политики  регулирования  ранка  труда  и  стабилизации  занятости.  

Глава 2. Современное состояние рынка труда в России

2.1. Рынок труда в России в XXI веке

В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п. Международный опыт позволяет убеждать, что безработица в пределах 5 - 7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни в стране. Другое дело - массовая безработица, которая может привести к дестабилизации социально-экономической жизни в стране. Речь не идет о каком-то едином уровне безработицы, который постоянно может рассматриваться как общественно опасный. Изменения, происходящие в жизни общества, могут повышать или понижать критический порог. Задача состоит в том, чтобы правильно оценивать и учитывать его при реализации программы конкретных действий.[20]

Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом.

Уровень безработицы достигнутый в 1993-1994 годах создал ситуацию, которая сложилась с середины 1990-х гг. Возникли разнообразные социально - экономические диспропорции, в том числе - резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация рынка труда, его маргинализация. И безработица, точнее ее резкий рост, запустил в действие механизм дополнительного, кумулятивного снижения деловой активности. Одной из глубинных «самовоспроизводящихся» причин роста безработицы стала, например, резко нарастающая в последнее время социально - экономическая дифферентация общества, которая, естественно, по мере роста безработицы усугублялась и которая перераспределила национальный доход в пользу элитных слоев населения. Последние не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления, а уж тем более отечественного производства, поэтому существенная дифферентация населения по доходам будет способствовать дальнейшей стагнации производства - и, следовательно, безработице.[21]

Оценку влияния резких макроструктурных сдвигов на динамику занятости следует измерять по отношению к так называемому естественному уровню безработицы, то есть к той норме безработицы, которая устанавливается в равновесном состоянии данной экономической системы, когда фактическая инфляция совпадает с ожидаемой. Такая свободная от инфляционного давления норма безработицы для России сегодня оценивается специалистами в 3 - 3,5 % трудовых ресурсов.[22] Следует отметить, что в промышленно развитых странах этот показатель существенно (как правило, вдвое) выше.

Основные причины такого различия состоят в следующем: 1) в странах Запада выше стоимость рабочей силы, 2) более высокое соотношение уровня дохода и производительности труда, 3) существенно более развитые институты рынка труда.  Все это позволяет экономике сравнительно безболезненно переносить естественный для нее уровень безработицы, который в нынешней российской ситуации был бы был непомерно высок.

На первый взгляд кажется, что данные государственной отчётности в России должны отражать масштабы реальной безработицы значительно точнее, чем данные по европейским странам, поскольку в соответствии с законом все обратившиеся в службу занятости российские граждане, не имеющие работы и ищущие её (кроме пенсионеров и учащихся дневных отделений), обладают правом на получение статуса безработного. В большинстве других стран это право ограничено. Кроме пенсионеров и учащихся, его лишены лица, впервые или после длительного перерыва выходящие на рынок труда, имеющие доход на члена семьи выше определённого уровня, а в ряде стран – добровольно уволившиеся с предыдущего места работы. На самом деле ситуация не столь однозначна. Разобраться в ней можно на основе анализа специфики факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику регистрируемой и общей безработицы в России.

Общая численность безработных в России, рассчитываемая Госкомстатом по методологии Международной организации труда, в июле 2001 года сократилась на 1,7 % по сравнению с июнем до 5,867 миллиона человек, что составляло 8,3 % всего экономически активного населения страны. При этом число официально зарегистрированных безработных в июле возросло на 0,3 % и составляло 1,005 миллиона человек - около 17 % от общего количества безработных и 1,4 % всего экономически активного населения. По сравнению с концом июля 2000 года общая численность безработных в России за год сократилась на 18,4 %, а официально зарегистрированных - возросла на 1,5 %. Численность экономически активного населения в России по состоянию на конец июля 2001 года оценивалась Госкомстатом в 71 миллион человек - около половины от общей численности населения страны.[23]

Степень напряженности ситуации на рынке труда можно охарактеризовать соотношением спроса и предложения рабочих мест со стороны предприятий. В качестве показателя предложе­ния рабочих мест используется заявленная предприятиями по­требность в рабочей силе. Показателем спроса на рабочие места является численность безработных.

Если сгруппировать регионы России по показателю соотно­шения числа безработных к числу вакансий, то в конце 1998 г., когда безработица стала заметным явлением (численность без­работных составила около 600 тыс. человек, ищущих работу – чуть более 920 тыс. человек), картина была следующей.

Первую группу, где число вакансий превышало предложение рабочей силы, составили Москва, Читинская область и Карача­ево-Черкесская Республика.

Вторую группу (предложение превышало число вакансий до 2 раз) образовали Калужская, Тульская, Тюменская, Рязанская, Липецкая, Волгоградская, Оренбургская области; Хабаровский край; республики – Саха (Якутия) и Башкортостан.

Третью группу, где предложение рабочей силы превышало число вакансий в 2–4 раза, сформировали республики – Коми, Кабардино-Балкарская, Хакасия, Бурятия, Тыва; области – Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Курская, Уль­яновская, Волгоградская, Ростовская, Курганская, Пермская, Кемеровская, Омская, Томская, Иркутская, Амурская, Мага­данская; а также края – Краснодарский, Ставропольский, Красноярский, Приморский.

В четвертую группу, где напряженность на рынке труда со­ставляла от 4 до 10 раз, вошли Мурманская, Новгородская, Брянская, Владимирская, Астраханская, Саратовская, Пензен­ская, Самарская, Свердловская, Челябинская, Камчатская, Ка­лининградская области; Санкт-Петербург; республики – Кал­мыкия, Татарстан, Адыгея, Алтай.

Пятую группу с особо напряженной ситуацией на рынке тру­да (предложение рабочей силы в 10-20 раз превышало спрос) составили Ленинградская, Тамбовская, Архангельская, Иванов­ская, Ярославская, Сахалинская области; республики – Каре­лия, Марий Эл, Мордовия, Дагестан, Северная Осетия – Ала-ния, Удмуртия; а также – Алтайский край.

По сравнению с концом 1992 г. степень напряженности на рынке труда на конец 1997 г. возросла. В среднем, по данным Минтруда и социального развития, она составила 5,5 (в середи­не 1998 г. этот показатель достиг 5, затем он стал снижаться и осенью 1999 г. составил 2,9).

На 1 января 1993 г. в стране насчитывалось 417 тыс. безработных женщин, или 72,3% всех безработных. Из них 5% – женщины в возрасте до 18 лет, 14% – 18-22 года, 20% – 22-30 лет и около 8% – женщины предпенсионного возраста. Молодежь в возрасте до 30 лет составила в это время 38,2% всех безработных.

В конце 1997 г., по данным Минтруда и социального развития, в нашей стране насчитывалось 2,37 млн. зарегистрированных без­работных, или 2,7% экономически активного населения (осенью 1999 г. соответственно 1,9 млн. человек, или 2,5%. Общая безрабо­тица, рассчитанная по методологии МОТ, составила 9,1 млн. или 12% экономически активного населения). Из них молодежи (16-29 лет) было 32,9%. Безработных лиц предпенсионного воз­раста было 9,0%, безработных, имеющих детей, – 48,2%, много­детных (имеющих 3 и более детей) – 4,2%, одиноких родителей, воспитывающих детей, – 4,1 % от всех безработных.[24]

Женщины составляли 69,0% от всех безработных, в то время как молодые женщины – 70,6% от всех молодых безработных. Таким образом, женщины в большей степени были представ­лены как среди всех безработных, так и среди молодых безра­ботных. Женщины предпенсионного возраста составляли 40,1 % от всех безработных этого возраста, имеющие детей – 64,8% от всех безработных с детьми, многодетные – 74,5% от всех много­детных безработных, одинокие родители-женщины – 66,5% от всех безработных одиноких родителей. Таким образом, среди безработных предпенсионного возраста женщин было относи­тельно меньше, – в большей степени безработные были пред­ставлены молодыми женщинами, женщинами с детьми, много­детными и одинокими родителями.

С конца 1992 г. до конца 1997 г., т.е. за 4 года коэффициент эластичности роста безработицы среди женщин (отношение темпов прироста безработицы женщин к темпам прироста всей безработицы) составил 0,84, молодежи – 0,74 и лиц предпенсионного возраста около – 1. Это значит, что безработица среди женщин и молодежи росла относительно медленнее, а безработица среди лиц предпенсионного возраста – примерно так же, как и безработица всего населения.1

Сейчас формирование рынка труда происходит за счет: 1) работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства; 2) молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность; 3) женщин, имеющих малолетних детей; 4) лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы; 5) текучести кадров; 6) временно незанятого населения; 7) пенсионеров по возрасту, инвалидов; 8) военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.


Скачать архив (41.1 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: