Главная » Экономика |
Содержание Введение 1. Таможенное регулирование вэд как иструмент государственной экономической политики 1.1 Меры таможенно-тарифного регулирования экспорта природного и сжиженного газа 1.2 Меры нетарифного регулирования экспорта природного и сжиженного газа 2. Анализ России на мировом рынке природного и сжиженного газа 2.1 Мировой рынок сжиженного и природного газа 2.2 Рынок природного и сжиженного газа в Российской Федерации 2.3 Экспорт природного и сжиженного газа из Российской Федерации 2.4 Особенности таможенных операций и таможенного контроля экспорта природного и сжиженного газа 3. Проблемы и перспективы развития газовой отрасли в Российской Федерации 3.1 Проблемные аспекты газовой отрасли в РФ 3.2 Развитие экспорта сжиженного природного газа из РФ Заключение Список использованной литературы Введение Природный газ - смесь углеводородов, предмет религиозного культа, спора ученых и важнейший сырьевой ресурс. Он невидим и не имеет запаха. В России его больше, чем где-либо в мире. Человечество знает о существовании природного газа давно. И, хотя уже в IV веке до н.э. в Китае его научились использовать для отопления и освещения, долгое время яркое пламя, не оставляющее пепла, являлось предметом мистического и религиозного культа для некоторых народов. Например, на Апшеронском полуострове (современная территория Азербайджана) в VII веке был воздвигнут храм огнепоклонников Атешгях, служения в котором проходили вплоть до XIX века. История российской газовой промышленности начинается в 1811 году. Тогда изобретатель Петр Соболевский создал первую установку для получения искусственного газа - термоламп. Выступив с докладом об этом на заседании Всероссийского общества любителей словесности, наук и художеств, по указу Александра I Соболевский был награжден орденом за свое изобретение. А несколькими годами позже, в 1819 году, на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге зажглись первые газовые фонари. Таким образом, история газовой промышленности в России началась почти 200 лет назад - в 2011 году у нее был юбилей. Однако до XX века в России природный газ являлся побочным продуктом при добыче нефти и назывался попутным газом. Не существовало даже самих понятий газового или газоконденсатного месторождений. Обнаруживались они случайно, например, при бурении артезианских скважин. Однако известен случай, когда во время бурения такой скважины находчивый саратовский купец, увидев вместо воды пламя, построил на этом месте стекольный и кирпичный заводы. Промышленники постепенно начали осознавать, что природный газ может быть крайне полезен. мировой рынок природный газ Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа. В середине 20-х годов XX века во всем СССР было добыто 227,7 млн. кубометров газа. В настоящее время в России добывается 655 млрд. кубометров газа, что составляет более 19 % от мировой добычи газа. Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны. Исторически в структуре экспорта России превалировали сырьевые товары. И по-прежнему естественные монополисты, прежде всего нефтяные, газовые, а также смешенные компании являются основными экспортерами, а природный и сжиженный газ - одна из главных статей российского экспорта энергоносителей. Именно интересы сырьевых, экспортно-ориентированных компаний, прежде всего, должно учитывать развивающееся законодательство в области внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одним из основных механизмов, регулирующих объем экспорта, осуществляемого частными компаниями, со стороны государства, является установление размера экспортной пошлины, а также установление государственных ограничений вывоза сырьевых энергетических ресурсов из России. Предметом настоящего исследования являются экспорт природного и сжиженного газа. Объект исследования - механизм внешнеторгового и таможенного регулирования экспорта природного и сжиженного газа. Цель исследования - рассмотреть роль и позиции России на международном рынке газа, выявить динамику поставок газа и влияние таможенного регулирование на экспорт. В соответствии с предметом, объектом и целью исследования необходимо решить следующие задачи: - изучить нормативно-правовые акты, специальную литературу по теме дипломной работы; - выявить характерные черты современного мирового рынка природного и сжиженного газа; - проанализировать российский газовый рынок; - рассмотреть правила лицензирования при экспорте природного и сжиженного газа; - подвергнуть анализу динамику экспорта природного и сжиженного газа из России; - разобрать проблемы и перспективы развития газовой отрасли в Российской Федерации. Дипломная работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы, приложения. В теоретической части (первой главе) рассматриваются понятие, цели, функции ВЭД, меры таможенно-тарифного регулирования, меры нетарифного регулирования, исключительное право на экспорт природного и сжиженного газа. Во второй главе автором дипломной работы производится анализ мировой рынок газа, состояние газовой отрасли в России, экспорта природного и сжиженного газа из Российской Федерации и особенности таможенного контроля перемещения природного и сжиженного газа. В третьей главе приводятся проблемные аспекты газовой отрасли РФ и развитие экспорта сжиженного природного газа. 1. Таможенное регулирование вэд как иструмент государственной экономической политики 1.1 Меры таможенно-тарифного регулирования экспорта природного и сжиженного газа Внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД) - это предпринимательская деятельность физических и юридических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Под ВЭД понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяют основы государственного регулирования в сфере внешнеторговой деятельности Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеэкономической деятельности для получения благоприятных условий, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации, а также интересов Таможенного союза. Под основными методами регулирования ВЭД понимается: . Таможенно-тарифного регулирования. 2. Нетарифного регулирования. . Запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью. . Мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются: . Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг. 2. Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности. . Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации. . Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. . Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. Таможенное регулирование - это регулирование правовых отношений, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу. Таможенное регулирование - это не совокупность таможенных правил, а комплекс мер направленных на защиту национальных экономических интересов, стимулирование инновационных направлений экономики и контроля осуществления внешнеэкономической деятельности всего государства. Инструменты государственного таможенного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на два метода, а именно: а) таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения вывозных таможенных пошлин; б) нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифные меры - это меры, увеличивающие экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями). Поэтому, понятие "таможенно-тарифные меры" следует понимать в широком значении, то есть не только собственно таможенный тариф, как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу ТС, а весь комплекс мер, эффект воздействия которых на внешнеторговые потоки обеспечивается путем влияния на величину стоимости находящихся во внешнеторговом обороте товаров. Используя такие меры, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Эти меры служит для стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике. Ведь таможенная пошлина включается в цену товара, увеличивает ее и, в конечном счете, "ложится на плечи" покупателю, который приобретает импортный товар. Таким образом, таможенная пошлина, увеличивая цену товара, тем самым снижает его привлекательность, а значит и конкурентоспособность, на рынке. При взимании таможенной пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз товаров, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным. К числу основных видов таможенных платежей уплачиваемых при экспорте природного и сжиженного газа относятся таможенные пошлины и таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров. Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях - при экспорте из данной страны. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Евразийской экономической комиссией, в разработке и дополнении участвует ФТС России. Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации. Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении природного и сжиженного газа, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом временной декларации на товары и с момента регистрации таможенным органом полной декларации на товары. Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении природного и сжиженного газа, прекращается у декларанта в случае уплаты сумм вывозных таможенных пошлин в полном объеме. Таможенные пошлины выполняют две основные функции: . Фискальная - является одной из статей доходной части государственного бюджета. 2. Балансировочная - относится к экспортным пошлинам, которая устанавливается с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. Существует несколько классификаций таможенных пошлин. Классификация по способу взимания: а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 30% от таможенной стоимости); б) специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 100 долларов за 1 килограмм). При экспорте природного газа применяется адвалорная ставка равная 30% от таможенной стоимости. До 2003 года ставка на экспорт газа составляла всего лишь 5%, однако с отменой акциза на газ и повышением ставки НДПИ всего до 107 руб. за 1 тыс. кубометров газа, что и послужило поводом для пересмотра ставки экспортной пошлины в сторону увеличения. С 1 января 2014 года ставка таможенной пошлины увеличилась на 25% и составила 30%. С тех пор эта ставка не менялась. До 1 января 2009 года пошлина на сжиженный природный газ рассчитывалась по формуле экспортной пошлины на светлые нефтепродукты и взымались по специфической ставке. Однако с 1 января правительство установило пошлины на этот газ на нулевом уровне. Теперь нулевые пошлины на сжиженный природный газ остаются на постоянной основе. Необходимость обнуления вывозной пошлины на этот газ была вызвана критическим снижением рентабельности производителей из-за ухудшения мировой конъюнктуры и значительным увеличением затрат на транспортировку. Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% от цены товара, то при цене товара равной 200 долларов, доходы бюджета составят 70 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 90 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 40 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену экспортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. В этом случае цена товара может колебаться под воздействием очень многих экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют очень большое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Но уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от изменения цен на товары. Экспортные пошлины - этот вид пошлины накладывается на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории Таможенного союза. Применяются крайне редко отдельными странами, у которых большая доля экспорта приходится на энергоресурсы и обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет. Под нетарифными методами регулирования внешнеэкономической деятельности понимают совокупность мер государственного регулирования, выражающихся в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, а также транспортных средств, с целью защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности. В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования. Порядок введения и применения, единых мер нетарифного регулирования определяется отдельными соглашениями стран-участниц Таможенного союза. Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Евразийской экономической комиссией. Существует порядка 50 способов государственного нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Мы остановимся на основных из них. Меры прямого ограничения: - Квотирование; - Лицензирование; - Специальные защитные меры. При экспорте природного и сжиженного газа мерой прямого ограничения является лицензирование. Под лицензированием принято понимать государственное регулирование вывоза природного и сжиженного газа путем выдачи компетентными государственными органами специальных разрешений - лицензий для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров. В соответствии с положениями ст.5 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, лицензирование осуществляется путем предоставления исключительного права на ввоз и вывоз природного и сжиженного газа: Различают 3 вида лицензий: . Разовая лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве. Период действия лицензии - не более 1 года. 2. Генеральная лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения Стороны и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве. Период действия лицензии - не более 1 года. . Исключительная лицензия - предоставляют заявителю исключительное право на экспорт или импорт отдельного вида товара. Срок действия лицензии устанавливается индивидуально. В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" на газ природный, транспортируемый в газообразном и сжиженном состоянии (Коды ТН ВЭД ТС 2711 11 000 0 и 2711 21 000 0) действует исключительное право на экспорт данных товаров, а порядок применения исключительного права регулируется законодательством Российской Федерации. Таблица 1.1 Товары, при экспорте или импорте которых установлено исключительное право Наименование товара Код ТН ВЭД ТС Газ природный, транспортируемый в газообразном и сжиженном состоянии 2711 11 000 0 2711 21 000 0 Выдача лицензий на экспорт газа природного в сжиженном состоянии, которые выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. В Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса является Министерство энергетики Российской Федерации. В остальных случаях лицензии выдает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 15 дней с момента подачи заявления и необходимого комплекта документов. Лицензия является основанием для проведения таможенного декларирования лицензируемых товаров. Владелец лицензии предоставляет оригинал лицензии в таможенный орган по месту регистрации. Отдельные виды товаров, на экспорт которых предоставляется исключительное право, и порядок определения Правительством Российской Федерации организаций, которым предоставляется исключительное право на экспорт отдельных видов товаров, устанавливаются решением Коллегии Евразийской экономической комиссии. Перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливается Правительством Российской Федерации. В Российской Федерации экспорт сжиженного и природного газа регулируется Федеральным законом от 18.07.2006 № 117-ФЗ "Об экспорте газа". Данный закон был разработан для государственного регулирования экспорта газа исходя из необходимости защиты экономических интересов Российской Федерации, исполнения международных обязательств по экспорту газа, обеспечения поступления доходов федерального бюджета и поддержания топливно-энергетического баланса Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении газа, добываемого из всех видов месторождений углеводородного сырья и транспортируемого в газообразном или сжиженном состоянии (далее также - газ природный в газообразном состоянии, газ природный в сжиженном состоянии соответственно). Исключительное право на экспорт газа природного в газообразном состоянии предоставляется организации - собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов. Такой организацией является ОАО "Газпром" и дочернее предприятие ООО "Газпром экспорт". Исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии предоставляется: . Собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов. 2. Пользователям участков недр на участках недр федерального значения, лицензия на пользование недрами которых по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает строительство завода по производству газа природного в сжиженном состоянии или направление добытого газа природного в газообразном состоянии для сжижения на завод по производству газа природного в сжиженном состоянии. . Юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более пятидесяти процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, которые являются пользователями участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации, Черного и Азовского морей и которые производят газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на указанных участках недр, или из газа природного в газообразном состоянии, добытого при реализации соглашений о разделе продукции, в том числе заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и их дочерним обществам, в уставных капиталах которых доля участия таких юридических лиц составляет более пятидесяти процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы этих обществ, и которые производят газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на указанных участках недр, или из газа природного в газообразном состоянии, добытого при реализации соглашений о разделе продукции, в том числе заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Для получения лицензии участнику ВЭД необходимо подготовить следующий комплект документов: 1. Заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии. 2. Электронная копия заявления в формате, утвержденном Евразийской экономической комиссией, созданная с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. Участник внешнеторговой деятельности может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным Комиссией форматом. . Копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему, а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон. . Копия документа о постановке на учет в налоговом органе. . Копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории. . Иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара. Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя, либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя. Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства Стороны, взимаемой за выдачу лицензии. Следует учитывать, что лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с ТН ВЭД ТС, независимо от количества наименований товаров по договору. Основанием для отказа в выдаче лицензии являются: а) наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения лицензии. б) прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии. в) нарушение международных обязательств государств Сторон, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия. Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме. Владельцы исключительных лицензий обязаны ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в уполномоченный орган отчет о ходе исполнения лицензии. Уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в следующих случаях: письменное обращение заявителя; внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменение паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом; выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем в целях получения лицензии; прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, на основании которых была выдана лицензия; исполнение договора (контракта), на основании которого выдана лицензия, нарушает международные обязательства государств Сторон; отзыв лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование; выявление допущенных при выдаче лицензии нарушений, повлекших выдачу лицензии, которая при соблюдении установленного порядка не могла быть выдана. Действие приостановленной лицензии может быть возобновлено Министерством энергетики Российской Федерации после устранения причин, вызвавших приостановление ее действия. При этом приостановление действия лицензии не является основанием для ее продления. 2. Анализ России на мировом рынке природного и сжиженного газа Газ занимает третье место в мировом энергобалансе и пока, несмотря на оптимистические прогнозы начала 2000-х, не может реализовать свой значительный потенциал. Десять лет назад было модно говорить про рост спроса в Европе на 3% в год, заявлялось о том, что США станут крупным импортером газа, обещался бум производства СПГ на Ближнем Востоке, в Африке и Австралии. Все эти оценки оказались сильно завышенными (правда, теперь авторы прошлых прогнозов рисуют иную картину будущего, не обращая внимания, что их собственные прогнозы 10-летней давности провалились). За 20 лет доля газа возросла незначительно, всего на 1,5%, и на сегодняшний день, благодаря прежде всего Китаю, замещение нефти происходит за счет роста потребления угля. Таблица 2.1 Роль газа в мировом энергобалансе, трлн кубометров 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 прогноз 2015 прогноз 2016 прогноз Запасы 116 140 154 152 165 175 187 198 208 218 229 Добыча 2 2,1 2,4 2,8 3,2 3,3 3,3 3,74 3,9 4,2 4,5 Потребление 2 2,1 2,4 2,8 3,2 3,2 3,3 3,7 3,9 4,2 4,5 Трансграничная торговля, млрд кубометров 308 506 651 848 982 1030 1033 1273 1400 1527 1653 Труба 236 413 508 659 686 700 705 867 944 1020 1097 СПГ 72 93 143 189 296 330 328 406 456 507 556 Доля газа в энергобалансе, % 22 22 23 23,5 23 23,5 24 24 25 24,8 25,2 Доля нефти в энергобалансе, % 38 38 38 36 33 33 31,8 30,6 29,4 28,2 27 Доля угля в энергобалансе, % 27 25,5 25 27 29 30 30 30,8 31,5 32,3 33,1 Вместе с тем развитие газовой индустрии и рынка идет неплохими темпами. Доказанные запасы выросли в 1,5 раза, добыча и потребление - на 65%. Но главное - более чем втрое увеличилась трансграничная торговля газом. Теперь 30% газа потребляется за пределами страны-производителя, а объемы производства СПГ выросли в 4,5 раза. Кроме того, уже более 10% добываемого газа в глобальном масштабе экспортируется в сжиженном виде. Тем не менее потенциал газа явно не реализован в полной мере. У него есть очевидные перспективы и преимущества, но имеются и серьезные препятствия, которые предстоит преодолеть. Инерция мирового энергобаланса велика, и на радикальные изменения требуются десятилетия. Уже сейчас понятно, что путь этот тернист и извилист, а прогнозы о неизбежности эры газа (как, впрочем, и заявления противников этого вида топлива о его ненадежности и ненужности) слишком радикальны и линейны для описания существующей реальности. Как и в случае любого другого природного ресурса, участие страны в международной торговле газом зависит от геологических запасов природного газа, которыми она обладает. Таблица 2.2 Доказанные геологические запасы на 2013 год (трлн кубометров) 2008 2009 2010 2011 2012 2013 США 6,9 7,7 8,6 8,8 8,5 9,4 Канада 1,8 1,7 2,0 2,0 2,0 2,1 Мексика 0,4 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 Всего Северная Америка 9,0 9,8 11,0 11,2 10,8 11,9 Аргентина 0,4 0,4 0,4 0,3 0,3 0,3 Бразилия 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 Колумбия 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 Перу 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 Тринидад и Тобаго 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,3 Венесуэла 5,0 5,1 5,5 5,5 5,6 5,8 Другие страны Южной и Центральной Америки 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 Всего Южная и Центральная Америка 7,4 7,0 7,5 7,5 7,6 7,7 Азербайджан 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 Дания 0,1 0,1 0,1 ^ ^ ^ Германия 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 Италия 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 Казахстан 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 Нидерланды 1,2 1,2 1,1 1,0 1,0 1,0 Норвегия 2,2 2,0 2,0 2,1 2,1 2,0 Польша 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 Румыния 0,6 0,6 0,6 0,1 0,1 0,1 Русский Федерация 30,4 31,1 31,1 32,9 32,9 33,8 Туркменистан 7,3 7,3 10,2 17,5 17,5 21,1 Украина 0,7 0,7 0,7 0,7 0,6 0,6 Великобритания 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 Узбекистан 1,2 1,1 1,1 1,1 1,1 1,1 Другие страны Европы и Евразии 0,4 0,4 0,3 0,3 0,3 0,2 Всего по Европе и Евразии 46,8 47,3 49,8 58,4 58,4 62,4 Бахрейн 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 Иран 29,6 29,6 33,1 33,6 33,6 35,5 Ирак 3,2 3,2 3,2 3,6 3,6 3,7 Кувейт 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 1,8 Оман 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 Катар 25,4 25,3 25,0 25,0 25,1 24,9 Саудовская Аравия 7,6 7,9 8,0 8,2 8,2 8,4 Сирия 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 Объединенные Арабские Эмираты 6,1 6,1 6,1 6,1 6,1 6,1 Йемен 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Другие страны Ближнего Востока ^ 0,1 0,2 0,2 0,2 0,3 Всего Ближний Восток 75,4 75,9 79,3 80,4 80,5 82,7 Алжир 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5 Египет 2,2 2,2 2,2 2,2 2,0 2,1 Ливия 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 Нигерия 5,3 5,3 5,1 5,2 5,2 5,1 Другие страны Африки 1,2 1,2 1,2 1,3 1,3 1,3 Всего Африка 14,7 14,8 14,6 14,7 14,5 14,5 Австралия 3,5 3,5 3,7 3,8 3,8 3,9 Бангладеш 0,3 0,4 0,4 0,3 0,2 0,2 Бруней 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 Китай 2,7 2,8 2,9 3,1 3,1 3,2 Индия 1,1 1,1 1,1 1,3 1,3 1,4 Индонезия 3,2 3,1 3,0 3,0 2,9 2,8 Малайзия 2,4 1,1 1,1 1,2 1,3 0,8 Мьянма 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 Пакистан 0,7 0,7 0,7 0,7 0,6 0,6 Папуа-Новая Гвинея 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 Таиланд 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 Вьетнам 0,6 0,7 0,6 0,6 0,6 0,6 Другое Азиатско-Тихоокеанский регион 0,4 0,3 0,4 0,3 0,3 0,3 Всего Азиатско-Тихоокеанский регион 16,3 15,2 15,0 15,5 15,5 15,1 Всего в мире 169,7 170,0 177,3 187,8 187,3 194,3 в том числе: ОЭСР 16,8 17,4 18,7 19,0 18,6 19,7 Не входящих в ОЭСР 152,9 152,6 158,5 168,8 168,6 174,6 Евросоюз 2,5 2,4 2,3 1,8 1,7 1,5 Бывший Советский Союз 42,0 42,7 45,4 54,5 54,5 58,8 Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что, несмотря на широкое распространение газа на земном шаре, основные доказанные запасы сосредоточены в двух регионах: Евразии и Ближнем Востоке, на которые приходится более 73% доказанных запасов, из них на Евразию - 31,8%. В странах Ближнего и Среднего Востока выявлено более 73 трлн м3 этого сырья. Особенно велики ресурсы в Иране, Саудовской Аравии и Катаре. На остальные регионы мира приходится только 27% запасов, в том числе на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - 6,8%, Северную Америку - около 5 % и Западную Европу - 2,7%. В США найдено 6,7 трлн м3, в Североафриканской нефтегазоносной провинции (Алжир, Ливия, Нигерия) - 8,2 трлн. м3, около 3,5 трлн. м3 - Венесуэле. В Европе, в Североморской газонефтяной провинции сконцентрировано более 4,8 трлн м3 газа. Как и запасы газа, наибольшие объемы добычи газа приходятся на ограниченное число регионов, а именно: на Северную Америку (США и Канада), СНГ, Западную Европу, Ближний Восток и АТР. Крупнейшими производителями этого вида сырья являются Россия, США, Канада, Нидерланды, Великобритания; на долю этих пяти стран приходилось 60% мировой добычи газа, а на долю двух из них - России и США - 50%. Рис. 2.1 Доля добычи природного газа по регионам в 2013 году Североамериканский рынок является крупнейшим газовым рынком в мире. Рынок региона состоит всего из трех государств - Канада, США и Мексика. Основным игроком являются Соединенные Штаты Америки (80% потребления), но при этом они зависят от поставок трубопроводного газа из Канады, которая на сегодняшний день является крупным нетто-экспортером. Чистый экспорт канадского газа южным соседям в 2012 году составил 80 млрд кубометров (43% собственной добычи). Потребление газа в Северной Америке, несмотря на некоторую стагнацию и даже коррекцию вниз в середине 2000-х годов (что было связано с падением добычи в США), за последние 20 лет выросло на 210 млрд кубометров. При этом половина этого роста пришлась на минувшие 6 лет, когда в США и отчасти в Канаде началась активная разработка ресурсов газа из нетрадиционных месторождений. Взлетели не только добыча и потребление, но и доля газа в энергобалансе страны - она достигла в 2011-2012 годах рекордного уровня 32%. Кроме того, по сравнению с серединой 2000-х, то есть до начала сланцевого бума, почти на 45% увеличились доказанные запасы газа на североамериканском континенте, что способствует повышению надежности обеспечения внутреннего рынка газом собственными ресурсами на долгосрочную перспективу. Главное отличие североамериканского рынка от другого крупного центра потребления - Европы - это традиционно высокий уровень самообеспечения ресурсами. Внешние поставки никогда не имели серьезного значения для Северной Америки. Чистый импорт газа за всю историю не превышал 22 млрд кубометров в год (показатель 2007 года), или 2-3% от годового потребления. В первой половине 2000-х годов на американском рынке наблюдалось снижение собственной добычи газа и ожидался быстрый рост импорта сжиженного природного газа, до 100 млн тонн к 2010 году. Более того, начались инвестиции в расширение существующих 4 терминалов по приему СПГ в США и проектирование новых мощностей. В общей сложности к 2010 году Соединенные Штаты располагали мощностями по приему около 130 млн тонн СПГ. Однако прогнозы не оправдались. Разработка сланцевого и других видов трудноизвлекаемого газа в Северной Америке не только позволила остановить падение добычи, но и в короткие сроки существенно ее нарастить. За 6 лет в США она увеличилась на 140 млрд кубометров. В результате часть операторов регазификационных терминалов подали заявки в регулирующие органы США на перестройку мощностей в заводы по производству и экспорту СПГ. Один из терминалов, принадлежащий Excellerate Energy, был разобран. Два из подавших заявки на право экспорта - Sabine Pass и Freeport в Мексиканском заливе - получили соответствующие разрешения от Департамента энергетики США. Их планируемая мощность 18 и 13 млн т в год соответственно. Начало поставок запланировано на 2015-2016 годы. Таблица 2.3 Рынок газа США, млрд кубометров 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 Запасы, трлн кубометров 4,8 4,7 5 5,8 8,2 8,5 8,5 9,4 Добыча газа 504,5 526,4 543,4 511,4 604,3 651,6 681,4 703,3 Импорт 43,4 80,5 107,1 123 105,8 97,9 90 82,1 Экспорт 2,5 4,4 6,9 20,6 32,2 42,7 53,2 63,7 Потребление 543,2 629,1 661 623,5 683,7 689,7 722,1 730,8 Доля газа в энергобалансе, % 23 24,9 24 22,5 25 25,5 26 26,5 Динамика цены (Henry Hub), долл. за тыс. кубометров 59 61 157 312 157 144 131 118 Средняя оптовая цена (citygate), долл. За тыс. кубометров 106 98 163 306 218 198 178 158 Вопрос о том, каковы конечные затраты на добычу сланцевого газа в США и при какой цене инвестиции в этот бизнес приносят прибыль, пока остается без ответа. Согласно существующим исследованиям, общие затраты на тыс. кубометров газа составляют от 2 до 9 долл. за млн бте (или от 70 до 320 долл. за тыс. кубометров на скважине). Средние показатели соответственно могут находиться в районе 200 долл. за тыс. кубометров. Пока из-за необходимости выполнять лицензионные и кредитные обязательства, а также благодаря высоким ценам на газовый конденсат (которые позволяют субсидировать разработку ресурсов жирного газа) общая добыча газа в США продолжает расти. Но темпы постепенно замедляются, поскольку развитие добычи при низких ценах коммерчески непривлекательно для инвесторов, и в ближайшие 2-3 года рост прекратится, пока рынок не придет в равновесие. Ещё одним из крупных потребителей газа является Европейский Союз. Около 667 млрд кубометров газа в 2013 году. Европейский рынок газа (с учетом не входящих в ЕС Норвегии, Швейцарии, Турции и республик бывшей Югославии) за последние 20 лет совершил еще более впечатляющий рывок вперед. По сравнению с 1990 годом потребление газа увеличилось почти вдвое (на 84%) к 2005-му. И этот уровень с тех пор выдерживается, за исключением 2009 и 2011 годов, когда из-за мирового финансово-экономического кризиса и обострения кризисных явлений в Еврозоне спрос снижался на 10%. Пик потребления был достигнут в 2005 году не случайно. На протяжении 90-х годов прошлого века европейский рынок развивался в достаточно комфортных политических и экономических условиях. Собственная добыча стран ЕС в Северном море и поставки из Норвегии обеспечивали большую часть растущих потребностей. Хотя доля импорта из России и Северной Африки за 10 лет выросла с 30 до 39%, политические опасения относительно роста зависимости от внешних поставщиков были не очень сильны. Кроме того, относительно низкая стоимость нефти позволяла импортировать газ по ценам в пределах 80-100 долл. за тыс. кубометров. В первой половине 2000-х годов рост спроса замедлился, что было реакцией и на увеличение цен на газ (они за 5 лет удвоились), и на стартовавшее падение добычи в Северном море. В результате даже без учета поставок из Норвегии зависимость от импорта из-за пределов Европы достигла 45%. Кроме того, в Европе стартовали кампании по активному субсидированию производства энергии из возобновляемых ресурсов и по ужесточению регулирования на газовом рынке. Можно выделить два главных события в добыче газа в Европе за последние 20 лет. Это резкий рост производства в британском секторе Северного моря в 90-е годы (с 45 млрд кубометров до 108 млрд) и такое же стремительное падение в 2000-х годах. По итогам 2011 года в Великобритании было добыто всего 45 млрд кубометров. Второе событие - разработка норвежского шельфа, где добыча за 20 лет увеличилась в 4 раза до 100-105 млрд кубометров, что позволило отчасти сократить энергозависимость от импорта из других регионов. В то же время, решающее значение для газового рынка имели не высокие цены на газ, а экономический кризис в Еврозоне, а также политическое неприятие газа частью политического истеблишмента в ЕС. Это отчетливо видно на примере Турции, которая, несмотря на высокие цены (а они для Турции в среднем были выше, чем для Германии) и практически 100-процентную зависимость от импорта, продолжает демонстрировать солидные темпы роста газового рынка. Таблица 2.4 Европейский рынок газа, млрд кубометров 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 Добыча газа 209 243 292 306 289 266 247 225 Чистый импорт 93 143 185 257 284 270 283 278 Потребление 305 387 477 563 563 525 512 482 Доля газа в энергобалансе, % 15 19 23 26 26 25 27 27 Динамика цены на импортный газ, долл. за тыс. кубометров (ФРГ) 100 86 104 216 288 382 356 327 Цена на NBP, долл. за тыс. кубометров - - 98 266 236 324 333 356 Доля импортного газа на рынке 30 37 39 45 50 51 52 51 Еще один крупный мировой центр добычи - Ближний Восток - обладает крупнейшими запасами природного газа и демонстрирует высочайшие темпы прироста производства. С 1990 года добыча увеличилась более чем в 5 раз. За эти 20 лет на базе расположенного в водах Катара и Ирана месторождения "Северный купол" (по иранской версии - "Южный Парс") при помощи ExxonMobil и ряда других транснациональных нефтегазовых корпораций создан крупнейший в мире экспортер сжиженного природного газа. Из 120 млрд кубометров экспорта за пределы Ближнего Востока около 100 млрд кубометров приходится на катарский СПГ, который занимает около 30% мирового рынка сжиженного газа. В то же время международная изоляция Ирана сдерживает развитие потенциала крупнейшей в регионе по запасам, добыче и потреблению газовой державы. В частности, она лишила адекватной ресурсной базы проект поставок трубопроводного ближневосточного газа в Европу (Nabucco). Вдохновителям газопровода Nabucco пришлось менять концепцию, искать гарантии загрузки трубы в Каспийском регионе (Азербайджан, Туркменистан и Казахстан), а также в послевоенном Ираке. Правда, до сих пор достаточные гарантии не получены, что уже привело к пересмотру концепции проекта Nabucco. Теперь он борется за право доставки 10 млрд кубометров азербайджанского газа с месторождения Шах-Дениз в австрийский газораспределительный хаб от границы Турции и Болгарии. Таблица 2.5 Ближневосточный газ, млрд кубометров 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 Добыча газа 101 150 208 320 472 526 548,4 570 Экспорт 5 8 21 41 95 123 106 119 Потребление 96 142 187 279 377 403 441,8 472 Запасы 38 45,4 59,1 63 69 70 82,7 87,6 Доля газа в энергобалансе, % 33 37 40 45 48 49 50 51 Доля экспорта в добыче, % 5 5 10 12 20 23 25 27 Но Ближней Восток - это не только источник экспорта СПГ мирового класса, но и динамично растущий рынок потребления. В 6 раз вырос спрос на газ в Иране, втрое - в Саудовской Аравии, в ОАЭ, Катаре и Кувейте - в четыре раза. В 2000-х годах потребление каждые 5 лет увеличивалась на 100 млрд кубометров, и за последний год прирост составил 26 млрд кубометров. Аналогичные показатели были только на североамериканском рынке. В результате развитие потребления газа привело к тому, что его доля в энергобалансе почти догнала нефть, и газ, скорее всего, в ближайшие год-два станет доминирующим энергоресурсом. Азиатский рынок газа считается самым перспективным. Доля газа в энергобалансе остается крайне низкой (всего 11%), несмотря на то что регион занимает 60% мирового импорта СПГ и 30% производства сжиженного газа. Чистый импорт постепенно растет, но темпы роста потребления газа опережают ближневосточные. В 90-е годы каждые 5 лет прирост составлял 60 и 80 млрд кубометров, в 2000-е - уже 100 и 160 млрд кубометров, а в прошлом году спрос увеличился еще на 30 млрд кубометров. При этом доля газа в общем энергобалансе изменилась незначительно - с 8% до 11% за 20 лет. Таблица 2.6 Газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, млрд кубометров 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 Добыча газа 151 212 272 363 484 479 490 495 Импорт 4 1 19 36 74 112 135 163 Потребление 155 213 291 398 558 591 625 658 Запасы, трлн кубометров 9,9 10,5 12,3 13,5 16,5 16,8 15,1 16,7 Доля газа в энергобалансе, % 8 9 9 9 11 11 12 13 Основными рынками газа в Азии являются Китай, Индия и рынок СПГ, возглавляемый Японией и Южной Кореей. При этом Пекин и Дели присоединились к клубу потребителей сжиженного газа лишь во второй половине 2000-х годов. Следует отметить, что еще в 1990 году производство СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе покрывало почти полностью азиатский спрос на сжиженный газ. Но за 20 лет потребности выросли в четыре раза (на 150 млрд кубометров), а производственные возможности Австралии и Малайзии всего на 50 млрд кубометров. Два других производителя - Бруней и Индонезия - остались при своих. Но в последние годы наблюдается тенденция падения производства СПГ Индонезией, некогда мирового лидера. Она уступила первое место не только Катару, но и пропустила вперед малайзийцев. Пока дело идет к тому, что экспорт из Индонезии продолжит падать. Страна строит два регазификационных терминала общей мощностью 7 млн т (около 10 млрд кубометров). Терминал по приему газа ввела также и Малайзия для того, чтобы развивать потребление газа в западной части страны. К клубу импортеров также присоединяются Таиланд, Сингапур и Филиппины. В то же время постепенно снижается доля Азии в мировой торговле СПГ. Если в 1990 году три четверти производства и поставок происходило в этой части света, то в прошлом году на Азиатско-Тихоокеанский регион пришлось 63% сбыта, а доля в мировом производстве упала в два с половиной раза (до 30%). Россия выступает в качестве одного из основных мировых поставщиков на международном рынке топливно-энергетического сырья. Почти все известные на Земле полезные ископаемые в том или ином количестве располагаются и в России; по запасам и добыче многих из них Российская Федерация входит в число мировых лидеров. Добыча и переработка топливно-энергетического сырья остается основной статьей российской экономики. Начальные суммарные ресурсы газа Российской Федерации оцениваются в 235,6 трлн кубометров, из них примерно 160 трлн - на суше и около 76 трлн - на шельфе. На долю разведанных запасов, оцененных по категории С2, приходится 47,57 трлн кубометров. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) - это крупные холдинги, имеющие полный производственный цикл - от геологоразведки, через собственно добычу и нефтепереработку, вплоть до сбыта нефтепродуктов конечным потребителям. К ним относятся частные компании ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО ТНК-ВР, НК "РуссНефть", ОАО НГК "Славнефть" и др. и государственные НК "Роснефть", "Газпром нефть". Скачать архив (214.6 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |