Главная » Экономика |
Оглавление Введение . Сущность интеграционных процессов 1.1 Классификация процессов интеграции .1.1 Функционирование процессов интеграции .2 Крупнейшие интеграционные центры . Роль и цели интеграции в экономике .1 Россия в процессах международной интеграции .1.1 Единое экономическое пространство Заключение Список литературы международный интеграция россия экономический Введение В мировой экономике, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, созданием современных систем коммуникации и информации, с одной стороны; и происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, с другой стороны. Эти два процесса тесно связаны между собой и направлены на усиление возможности самостоятельно справляться со сложными экономическими, социальными, экологическими, политическими и другими проблемами. Региональным сообществам легче противостоять новым вызовам XXI века. Интегрирование во многом определяется наличием между странами общности экономических интересов и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь. 1. Сущность интеграционных процессов Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. Важным фактором мирового развития интеграция в различных формах стала в послевоенный период. Под термином "интеграция" в широком смысле понимается возникновение новой общности из прежде разрозненных частей. В случае международной политической интеграции речь может идти о создании самостоятельного политического целого в рамках территориальных границ, либо о возникновении политического сообщества, не имеющего территориальной привязки. Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкуренции и более жесткое соперничество на традиционных рынках превышают возможности отдельного государства или корпорации. Это обусловливает необходимость объединения территориально сопряженных стран, позволяя укрепить свои позиции в глобализирующейся экономике, использовать потенциал крупного экономического пространства, наконец, выступать единой силой против общих конкурентов на мировом рынке. В результате имеет место не просто определенная увязка национально-государственных интересов, но и их оформление в виде региональных интересов. Региональным группам развитых стран, где наиболее высока открытость экономик, она позволяет легче создать единое экономическое пространство, легче выстоять в глобальной конкурентоспособной борьбе своих экономик, фирм, товаров. Интеграция характеризуется особенностями, которые отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран: · устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами - участницами соглашения; · согласованием экономической политики стран-участниц; · взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона техно-логического единства производственного процесса; · широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместным финансированием развития экономики и ее инновационного механизма; · структурными изменениями в экономике стран-участниц; · сближением национальных законодательств, норм и стандартов; · целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления, как в случае с ЕС). Интеграционный процесс охватывает отдельные звенья целостной системы: ) рыночное обращение (благодаря либерализации торговли и росту факторов производства), включая обращение товаров, услуг, денежной массы, ценных бумаг и т. д. - это так называемая поверхностная (или мягкая) интеграция; ) собственно производство - глубокая интеграция; ) сферу принятия решений (на уровне фирм, предпринимательских союзов, национальных правительств, международных и национальных организаций). 1.1 Классификация процессов интеграции Специалисты делят интеграцию на негативную и позитивную. Негативная интеграция предполагает устранение национальных барьеров для оформления рынка больших масштабов, где не предписывается заранее некая общая модель хозяйственного поведения. Негативная требует сокращения социальных выплат и максимального отстранения государств от политического вмешательства в функционирование рынка. При интеграции, которую можно назвать позитивной, государства-участники должны приводить внутренние механизмы в соответствие с моделью, которая задается в наднациональных политических решениях. В ЕС позитивную интеграцию можно найти в области защиты прав потребителей, охраны окружающей среды и безопасных условий труда. Позитивная интеграция в большей мере социально ориентирована. Она вторгается в те сферы, которые оставались без внимания со стороны отдельных правительств. Существование негативной и позитивной интеграции в Европе отражает "два лица" либерализма: ) "Экономический", "чистый" или "неолиберализм" ставит на первое место рынок. Считается, что демократия, мир и соблюдение прав человека зависят от успешного функционирования рыночной экономики. ) Социальные либералы, в отличие от "чистых", на первое место ставят права человека. Они допускают ограничения в функционировании рыночных сил ради удовлетворения базовых людских потребностей, в том числе и политическими способами, не доверяя рынку в полной мере. Под международной экономической интеграцией понимается высокая (зрелая) ступень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур ряда стран. Экономическая интеграция предполагает свободное движение товаров, капитала и людей между участниками объединения. [4, гл. 1.] Формы (этапы) интеграции: . Зона свободной торговли (ЗСТ) - отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. На этой стадии интеграции находятся ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН. . Таможенный союз (ТС) - наряду с функциями ЗСТ проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (например, МЕРКОСУР). . Общий рынок (ОР) - наряду с функциями ТС беспрепятственно осуществляется трансграничное перемещение всех факторов производства (капитал и рабочая сила). Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств. . Экономический и валютный союз (ЭВС) - наряду с функциями ОР происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется экономическая конвергенция (сближение) стран союза, вводится единая валюта. . Политический союз - наряду с функциями ЭВС осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство. [7] Основные факторы, обусловливающие развитие интеграции: · Объективный процесс усиления взаимозависимости стран, рост интернационализации хозяйственной жизни, международное разделение труда; · Глобализация экономики и глобальная конкуренция; · Научно-технический прогресс и его современная форма: информационно-технологическая революция; · Процессы либерализации экономики и повышение степени открытости национальных хозяйств; · Плюрализм (множество) цивилизаций, культурно-цивилизационных типов общества и мировоззренческо-духовных структур в современном мире; · Общность национально-государственных интересов ряда стран с точки зрения их безопасности; · Геополитические интересы и др. [4, гл. 1.] Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины. Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой - является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. Интеграция стран-соседей обычно начинается с таможенного союза. На этой основе возможен экономический и валютный союз, а впоследствии переход к единой денежной системе. В политике этот процесс сопровождается сначала тесной координацией национальных правительств со все большей передачей полномочий наднациональным органам, а в конечном итоге завершением процесса становится создание единого правительства и единого парламента. Наднациональные органы должны координировать усилия различных стран и формировать механизмы для цивилизованного решения спорных вопросов. Создавая такие органы, национальные государства передают им часть своих полномочий, ограничивая, тем самым, собственную свободу действий. Необходимость создания наднациональных органов диктуется потребностью координации экономической политики. Национальные государства пытаются регулировать экономику мерами экономической (налоговой, таможенной и т.д.), фискальной, монетарной политик. При открытости границ между участниками блока действенность любых предпринимаемых шагов резко снижается. [2] .2 Крупнейшие интеграционные центры Крупнейшими интеграционными центрами в современных МЭО является "триада" наиболее значимых объединений: . Европейский союз, в состав которого входят 27 государств. В рамках ЕС достигнута наивысшая на сегодняшний день степень хозяйственного взаимодействия - сформирован единый внутренний рынок стран-партнеров, а в рамках 12 стран - создан Экономический и валютный союз. . Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), образованное США, Канадой и Мексикой, где создание зоны свободной торговли товарами дополняется интеграцией в других сферах, например, речь идет о либерализации движения инвестиций, рабочей силы, услуг и др. . Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС), объединяющий экономику 21 страны. В его рамках решается задача создания к 2020 г. системы свободной торговли и свободного движения инвестиций. 2. Роль и цели интеграции в экономике Европейский союз - высшая на данный период времени форма интеграции - имеет целью создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Иные цели, которые преследуют страны-союзники: · создание "зоны без внутренних границ" со свободным движением всех факторов производства; · проведение общей отраслевой и научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности; · проведение единой региональной политики с целью выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов; · выработка общей внешней политики, политического сотрудничества. · отклонение торговли или сокращение торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в этих третьих странах ниже, чем внутри союза; · расширение рынка страны, входящей в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит, и сокращение издержек на единицу продукции; · постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно в экономически более слабых странах. Развитие экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др. Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран - участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Далее, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику. Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Если у высокоразвитых стран экономическая интеграция является необходимостью, вытекающей из требований уже достигнутого высокого уровня производительных сил, то в развивающихся странах необходимость экономической интеграции вытекает из того, что благодаря ей эти страны получают возможность определенного ослабления трудностей в экономическом развитии, прежде всего, в индустриализации. Россия сотрудничает с НАФТА, с ЕС (с 1994 г.), входит в состав АТЭС (с 1998г.) Основой для конструктивного продвижения России на азиатско-тихоокеанском направлении является реализация возможностей для установления новых отношений с США, нормализация отношений с Японией, стабильное добрососедство с Китаем и динамичное развитие всесторонних связей с двумя Кореями, другими странами и группами государств АТР, в частности, с АСЕАН. Для обеспечения интересов России в постсоветском центрально-азиатском регионе важную роль может играть тесное сотрудничество с Индией. Продвижение на этих направлениях скорее всего будет постепенным: через двусторонние отношения, через укрепление роли межгосударственных (правительственных и неправительственных) институтов сотрудничества - в той мере и в тех областях, в которых будет налицо готовность вывести его на более высокий уровень. Проблема для России во многом состоит сейчас в том, что уменьшение ее политического веса, прежде во многом ассоциировавшегося в регионе с ее военной мощью, практически не компенсируется пока наращиванием ее экономического и иного сотрудничества со странами Азии и бассейна Тихого океана. России нужно активно включиться в экономические интеграционные процессы, стремительно развивающиеся и в Европе, и в Азии, но пока без участия России. Договор с Евросоюзом по-прежнему де-факто заморожен. Россия неравноправно участвует в Азиатско-тихоокеанском экономическом сообществе (АТЭС или АПЕК), разумеется, не участвует в Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). Между тем, именно через эти три огромных региональных экономических объединения идет процесс экономической глобализации и консолидации мирового рынка. Россия является членом "Большой восьмерки",но и там у нее нет равноправного статуса в ходе обсуждения вопросов глобальной экономики. Помешать такому развитию событий может лишь одно: Россия своим экономическим развитием должна в ХХI веке связать евроатлантический и азиатско-тихоокеанский рынки, тем самым достроив недостающее пока звено мировой экономической системы. В этом и состоит Евразийский Проект России XXI века, ее стратегия развития. В этом и состоит экономическая миссия России - завершить начатый много веков назад процесс освоения евразийских просторов, сделать "срединную землю" (Heartland) глобальной осью развития мирового рынка. Это, в свою очередь, позволит стране не только вернуться в число великих держав, но и поддерживать мировое равновесие в геополитическом смысле (как это было всегда), не только предотвратить острую борьбу за "евразийское наследство", в которую могут быть втянуты Китай, США, Япония, Германия, исламский мир, но и обеспечить стабильность мирового порядка в ХХI веке. [4] Российская Федерация является лидером региона, расположенного на территории бывшего Советского Союза. Для того чтобы, замкнуть Северное Кольцо (Европа - Россия - Япония - Северная Америка) осуществляется формирования ЕЭП. Тем самым Россия может внести решающий вклад в создание единого пространства развитых демократических стран, разделяющих ответственность за мировое развитие и мировую безопасность. Правительство России поддерживает курс объединения со странами-соседями. Единое экономическое пространство - интеграционное объединение государств Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства, включающего и Европейский союз. [8] ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы: • Декларация о Евразийской экономической интеграции ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП года: Таможенный союз, высший Евразийский экономический совет, Евразийская экономическая комиссия начали работать с июля 2012 года. Ранее обсуждалось создание пространства с единой валютой, но этот вопрос остался спорным, так как по мнению президентов Казахстана и Белоруссии уже созданного инструментария достаточно, чтобы экономическая интеграция трех постсоветских республик шла эффективно.[6] В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года от Таможенного союза к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 году Евразийского экономического союза. Заключение Развивающийся сначала в небольшом количестве регионов мира интеграционный процесс в последние годы охватил почти все континенты, приведя к образованию многочисленных региональных, субрегиональных и межрегиональных торгово-экономических групп. Интеграция, основываясь на общих экономических и политических интересах соседствующих государств, позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран - членов. А также способствует решению нескольких крупных задач: развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, а также укреплению позиций группировки в мире. России, чтобы закрепить лидерство в Евразийском регионе, необходимо продавать свои товары на внешнем рынке. Но западные страны зачастую создают препятствия для российской продукции. Однако такое противоречивое вхождение российских фирм в мировое экономическое сообщество отнюдь не может служить основанием для возврата к изоляции от зарубежных стран. Движение может быть только вперед - к нормальным цивилизованным отношениям, и это могут поддержать интеграционные процессы, набирающие все большие обороты развития. Список литературы 1. Булатов А.С. Экономика. Учебник для вузов. . Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. История экономики: Учебник, Серия "Высшее образование" - М: ИНФРА-М, 2002. - 384 с. . Кустова Т.Н., Камакина О.В. История экономики: Учебное пособие / РГАТА. - Рыбинск, 2001.- 129 с. . Чечурина, М.Н. Международная интеграция и международные организации: учеб. пособие по дисциплине "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности Международные отношения, Экономика (профиль "Мировая экономика") - Мурманск: изд-во: МГТУ, 2012. - 269 с. . Кущева Ю. Роль и место России в процессах международной интеграции - Отд. международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ . http://www.gazeta.ru/politics/2013/01/18_a_4931749.shtml - ст. "Евразийская недоинтеграция" Лавникевич Д. . http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/ekonomicheskaya-integraciya.html . http://ru.wikipedia.org Скачать архив (12.6 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |