Главная » Экономика

Межстрановая и мирохозяйственная интеграция

Межстрановая экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственно-политического объединения отдельных стран на основе рационального межгосударственного разделения труда и формирования устойчивых всесторонних связей на различных уровнях и в различных формах.

1. Тенденции и факторы международной экономической интеграции

В мировой экономике за последнее время сложился ряд долговременных тенденций. Это прежде всего глобализация финансовых рынков и усиление взаимозависимости национальных экономик, сохранение стабильных темпов экономического роста, увеличение удельного веса сферы услуг, развитие региональных интеграционных процессов.

Важнейшими особенностями развития мировой хозяйственной системы становятся усиление роли социальных факторов научно-технического и экономического роста, возрастающая значимость человеческого капитала.

Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объективных факторов, среди которых важнейшее значение имеют:

углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства;

ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий;

расширение региональных группировок;

формирование региональных рынков;

интернационализация хозяйственной жизни;

•        создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.

Интернационализация хозяйственной жизни представляет собой формирование устойчивых международных связей в производственно-экономической сфере на основе международного разделения труда. Развитию интернационализации способствует создание крупных международных производственно-коммерческих фирм, получивших название транснациональных корпораций (ТНК). Транснационализация - это межгосударственная интеграция, реализуемая на уровне частных фирм.

При отнесении фирм к этой категории эксперты ООН используют такой показатель, как индекс транснациональности. Он определяется как среднее значение долей зарубежных активов, продаж и занятых работников по отношению к соответствующим общим показателям компании. Значение индекса для 100 крупнейших ТНК мира находится в пределах 22- 95 %. Транснациональные структуры объединяют национальные экономики не по географическому признаку (общности границ), а на основании глубоких воспроизводственных связей.

В настоящее время функционируют около 40 тыс. ТНК, из которых около 500 крупнейших занимают ключевые позиции в мировой экономике. Последние контролируют около 50 % мирового промышленного производства и 60 % международной торговли. Они охватывают свыше 1/3 экспорта обрабатывающей промышленности, 3/4 мировой торговли сырьевыми товарами, 4/5 торговли новыми технологиями, обеспечивают работу миллионам людей в большинстве стран мира. ТНК дают 90 % мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, табаком, лесоматериалами, железной рудой, 85 - медью и бокситами, 80 - оловом и чаем, 75 % - натуральным каучуком и сырой нефтью.

Концентрация капитала позволяет ТНК не только доминировать на рынках, но и обеспечивать ускоренный технический прогресс в соответствующих странах. На их долю приходится 80 % патентов и лицензий на новейшую технику и современные технологии.

В последние десятилетия процесс интернационализации приобрел ряд свойств, позволяющих говорить о его новой стадии - экономической глобализации мирового развития.

Под глобализацией понимается свободное движение между странами товаров и факторов производства (труда, капитала и знаний).

Наша эпоха отличается от всех предыдущих появлением:

новых рынков - рынков иностранной валюты и капиталов, которые действуют круглосуточно и в реальном времени;

новых инструментов - сети Интернет, сотовых телефонов, информационных сетей;

новых действующих лиц - Всемирной торговой организации (ВТО); многонациональных корпораций; всемирных сетей неправительственных организаций (НПО), деятельность которых не ограничивается национальными границами;

новых правил - многосторонних соглашений по вопросам торговли, услуг и интеллектуальной собственности, поддерживаемых эффективными механизмами осуществления и имеющих большую, чем ранее, обязательную силу для национальных правительств, что уменьшает прерогативы национальной политики.

2. Формы и механизмы интеграции

Интеграционные процессы реализуются в различных формах с использованием механизмов, важнейшими из которых являются:

мировая торговля товарами и услугами;

международное производственное сотрудничество;

международное научно-техническое сотрудничество;

• формирование региональных интеграционных объединений.

Мировая торговля - это сфера международных товарно-денежных отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран земного шара.

Вывозимые товары (экспорт) и ввозимые (импорт) составляют внешнеторговый товарооборот страны. Разница между стоимостными объемами экспорта и импорта за определенный период образует сальдо торгового баланса. Оно считается положительным, активным, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта; отрицательным, или пассивным, - при обратном соотношении. Сумма стоимостных объемов экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот страны.

. Международная торговля бывает двух- и многосторонней, а также приграничной.

Основной организационной формой международной торговли является оптовая. В странах с развитой рыночной экономикой ею занимаются независимые специализированные фирмы. Крупные промышленные предприятия также создают собственный торговый аппарат для сбыта своей продукции и могут иметь свою оптовую сеть. Все возрастающую роль в мировой торговле играют ярмарки, представляющие собой выставки товаров, где покупатель может сравнить и выбрать наиболее подходящий по потребительским качествам и цене товар.

Исторически сложились две противоположные системы внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм - это политика государства, имеющая своей целью оградить национальную экономику от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничений или полного запрещения ввоза определенных товаров. Политика протекционизма осуществляется главным образом посредством таможенных тарифов и нетарифных ограничений.

Таможенный тариф - это система ставок платы (пошлин) за товары, перевозимые через границу. Он включает перечень облагаемых пошлинами товаров, беспошлинных товаров; товаров, запрещенных к ввозу, вывозу и транзиту, а также ставок таможенных пошлин.

Нетарифные ограничения - это система административных и экономических мер (финансовых, кредитных и др.), применяемых государством с целью регулирования ввоза и вывоза товаров. Нетарифные ограничения распространяются на 40 % мирового импорта товаров.

Существует более 50 различных способов нетарифных огра-
ничений, к числу которых относятся: государственная монопо-
лия на внешнюю торговлю, система лицензирования на осуще-
ствление экспортно-импортных операций, валютный контроль
за вывозом товаров и др. Используются         требования экологической чистоты товаров, стандартов безопасности, правил маркировки, упаковки.

Широкое распространение получили импортные квоты - максимальные объемы отдельных видов иностранной продукции, разрешенной к ежегодному ввозу в страну.

Для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в отдельных видах продукции могут устанавливаться соответствующие экспортные квоты.

Продажа товаров или услуг за рубежом по ценам ниже цен внутреннего или мирового рынка с целью устранения конкурентов и захвата внешних рынков называется демпингом. Для борьбы с ним и поддержки собственных товаропроизводителей используются антидемпинговые тарифы.

Одним из важных направлений интеграционных процессов и развития внешней торговли является ее либерализация, которая предусматривает снижение или отмену тарифов и нетарифных барьеров между странами на основе двух- и многосторонних соглашений отдельных государств.

В настоящее время Беларусь ведет заключительные переговоры о вступлении в ВТО. Членство в этой организации даст республике возможность стать полноправным участником процесса многостороннего регулирования мировой торговли, что будет способствовать снятию существующих преград для продвижения товаров и услуг на рынки других стран.

В последние годы существенно изменилась структура международной торговли. Более быстрыми темпами растет торговля услугами, особенно инжиниринговыми, коммуникационными, банковскими, страховыми, рекламными. В общем объеме мировой торговли снижается доля основных групп товаров - агро-продуктов, минерального сырья и промышленной продукции.

. Важнейшим механизмом интеграции является международное производственное сотрудничество, в основе которого лежат отраслевая и внутриотраслевая специализации отдельных стран по изготовлению ряда продуктов или их частей (агрегатов, узлов, деталей), с целью достижения массового производства, высокого уровня производительности труда на базе новой техники и технологии, снижения издержек производства и др. Развитие международного внутри- и межфирменного разделения труда ведет к возникновению элементов прямой производственной кооперации между предприятиями различных стран.

Основными формами международного производственного сотрудничества являются: совместная кооперация производства и сбыта продукции на основе специализации и кооперирования, совместное владение предприятиями (совместные предприятия), подрядное строительство и др.

Важнейшими чертами международного производственного сотрудничества являются: стабильность и регулярность экономических отношений между партнерами из разных стран; распределение заданий в рамках согласованных программ; закрепление за партнерами производственной специализации на основе долгосрочных соглашений между ними.

. Все возрастающую роль в развитии мирохозяйственной интеграции играет научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде разработки и реализации совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, формирования совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций. Основными формами научно-технического сотрудничества являются: создание общих научно-исследовательских центров, бюро, лабораторий для разработки и внедрения новых технологий и техники, подготовки высококвалифицированного исследовательского персонала.

. Для преодоления препятствий, создаваемых государственными границами, создаются региональные интеграционные объединения, действующие в соответствии со специальными соглашениями и имеющие свои организационные структуры и руководящие органы.

Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, между странами-участниками которой отменяются торговые ограничения, прежде всего таможенные пошлины. Следующей формой интеграционного объединения является таможенный союз - соглашение группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов и установлении единой тарифной политики по отношению к третьим странам.

Более сложной формой экономической интеграции является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободное передвижение капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Наиболее сложной формой межгосударственной интеграции является экономический союз, который предусматривает также общую экономическую и валютно-финансовую политику входящих в него стран.

Экономическая интеграция происходит между странами, расположенными, как правило, на одном континенте или в крупном географическом регионе. В мире существуют более 80 различного рода региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей, в том числе свыше 10 крупных экономических объединений суверенных государств. Среди них исторически первым, последовательно осуществляющим на протяжении последних 50 лет интеграционные процессы, является Европейский союз, который был создан из трех объединений - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Первоначально в 1951 г. было создано, и в 1953 г. официально открыто ЕОУС, в которое входило 6 стран - ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Эти страны в 1957 г. подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества, получившего название «Общий рынок». Одновременно этими же странами был создан Евроатом для формирования технических и промышленных условий с целью производства атомной энергии для промышленных и коммерческих целей. В 1967 г. органы ЕОУС слились с органами ЕЭС и Евроатомом, а само объединение стало называться Европейским сообществом, с 1993 г. - Европейским союзом (ЕС).

В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. В 1995 г. в его состав вошли Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 г. произошло существенное расширение ЕС за счет включения в его состав 10 новых государств (Польши, Венгрии, Чехии, Литвы, Латвии, Эстонии, Словакии, Словении, Мальты, Кипра).

Одновременно с расширением состава ЕС происходит углубление интеграции, переход от преимущественно торгового обмена к общей экономической и денежно-кредитной политике, организации современных научно-технических исследований и разработок, реализации совместных программ, принятию общего законодательства и др.

Разрабатывается также единая торговая политика по отношению к третьим странам, проводится общая аграрная политика, направленная на поддержание самообеспеченности ЕС продовольствием.

В Европейском союзе введена единая денежная единица - евро, что обеспечивает европейским странам дополнительные преимущества в конкуренции на мировом рынке.

Успех европейской интеграции стимулировал формирование интеграционных объединений и в других частях земного шара. В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали договор о создании Североамериканской зоны свободной торговли. Набирают силу интеграционные процессы в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке. Аргентина, Уругвай, Бразилия в 1991 г. (позже к ним присоединился Парагвай) образовали Общий рынок южного американского конуса (МЕРКОСУР). Все страны Африки к югу от Сахары в 1994 г. создали Западно-Африканский экономический и валютный союз. В Южноазиатскую ассоциацию регионального сотрудничества (СААРК) входят Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

О глобализации интеграционных процессов свидетельствует формирование Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющего более 20 государств, в числе которых Австралия, Канада, Китай, Мексика, Южная Корея, США, Япония, Россия.

Распад СССР и социалистической системы привел к образованию новых интеграционных объединений. Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан в 1991- 1992 гг. создали Содружество Независимых Государств (СНГ).

Для Республики Беларусь, которая входит в СНГ и непосредственно граничит со странами Европейского союза, проведение многовекторной внешнеэкономической политики и всестороннего сотрудничества с соседними странами имеет приоритетное значение для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

3. Формы экономической интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья

.1 Интеграционные процессы в экономике Содружества Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в результате распада СССР с целью как сохранения экономических, социально-транспортных, культурных и иных связей между бывшими советскими республиками, так и цивилизованного решения на постсоветском пространстве межгосударственных проблем.

Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегрированности даже в сравнении с Европейским союзом. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего Советского Союза и стран СЭВ. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы. Поэтому республика была заинтересована в создании и развитии СНГ.

В декабре 1991 г. руководители трех государств - Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины - подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан и Узбекистан, в 1993 г. - Азербайджан и Грузия.

Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции:

•        межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;

таможенный союз;

общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

валютный (денежный) союз.

В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. - платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза.

Вместе с тем интеграционные процессы в Содружестве серьезно осложняются стремлением отдельных стран максимизировать собственные выгоды в двусторонних отношениях при минимуме обязательств и ответственности в рамках СНГ в целом. При этом Российская Федерация, Республика Беларусь и Казахстан стремятся взять на себя роль лидеров, Украина и Узбекистан - закрепить за собой особую независимую роль, Армения и Азербайджан - решать свои внутренние проблемы с помощью Содружества, Таджикистан - получить военно-политическую поддержку, а Туркменистан - уклониться от участия в договорных процессах.

Однако в СНГ весьма низким остается уровень экономической интегрированности. Если в бывшем СССР доля межреспубликанского товарооборота в суммарном объеме внешнеторгового оборота союзных республик достигала 69 %, а в ЕС удельный вес в обороте между странами в общем внешнеторговом обороте равен 62 %, то в СНГ соответствующий показатель составляет менее 40 %.

Общее торговое сальдо товарами и услугами Республики Беларусь со странами СНГ остается отрицательным.

Республика Беларусь имеет наиболее тесные интеграционные связи с Российской Федерацией, доля которой в суммарном внешнеторговом обороте нашей страны со странами СНГ до 2004 г. увеличивалась с 76,8 % в 1995 г. до 89 % в 2000 г. и 92,2 %, а затем снизилась до 85,1 % в 2009 г.

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

различные модели социально-экономического развития отдельных государств;

разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;

неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;

несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;

применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Различия национальных, экономических и геополитических приоритетов государств-участников Содружества обусловили формирование субрегиональных образований и заключение двусторонних соглашений.

Республика Беларусь и Российская Федерация подписали в 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в 1997 г. - Договор об образовании Союза Беларуси и России и в 1999 г. - Договор об образовании Союзного государства.

В 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.

Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

В 2009 г. Беларусь, Россия и Казахстан подписали соглашение о создании таможенного союза, которое вступило в силу с 1 июля 2010 г. Однако это не привело к отмене Россией вывозных таможенных пошлин на нефть сырую для Беларуси.

Интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно. При выполнении принимаемых в СНГ многосторонних договоров и соглашений преобладает принцип целесообразности, государства-участники выполняют их в пределах, выгодных для себя. В настоящее время национальные экономики стран СНГ во многом конкурируют, а не дополняют друг друга.

4. Экономическая интеграция Беларуси и России

Среди стран СНГ наиболее последовательно экономическую интеграцию осуществляют Республика Беларусь и Российская Федерация, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а год спустя - Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.

Важнейшими предпосылками экономического взаимодействия Беларуси и России являются территориальное разделение труда и сложившаяся в течение многих десятилетий в рамках бывшего СССР специализация и кооперация экономических связей.

Во времена СССР Беларусь и Российская Федерация были важнейшими экономическими партнерами.

Российская и белорусская экономики как были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы.

Топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95 % , машиностроительный - на 85, сельскохозяйственный - на 65, строительной индустрии - на 80 %.

Договор о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации ратифицирован парламентами обеих стран и в январе 2000 г. вступил в силу.

Главной целью экономической интеграции Беларуси и России является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста. Достижение этой цели предполагает проведение согласованной политики в области структурной перестройки экономики, гармонизацию и единую направленность экономических реформ, осуществление единой политики в области государственного регулирования социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики.

Создание общего экономического пространства Союзного государства позволит:

повысить эффективность функционирования реального сектора экономики обеих стран на основе роста конкурентоспособности товаропроизводителей;

использовать преимущества специализации и кооперирования производств для устойчивого экономического роста;

обеспечить выход на мировые рынки с новой конкурентоспособной продукцией высокого качества и новейшего технического уровня;

увеличить выпуск продукции с учетом роста платежеспособного спроса на внутренних рынках;

обеспечить эффективное использование природных ресурсов;

скоординировать социально-экономическую, научно-техническую и экологическую политику обоих государств с целью устойчивого роста экономики, повышения уровня и качества жизни народов.

Основные направления, механизмы и мероприятия по углублению интеграции и формированию общего экономического пространства определены в Программе экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации и конкретизируются в годовых прогнозах социально-экономического развития Союзного государства.

Важную роль в экономической интеграции Беларуси и России играет региональное сотрудничество.

Взаимодействие Республики Беларусь с российскими регионами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:

участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества;

налаживание прямых связей субъектов хозяйствования Республики Беларусь с предприятиями и организациями Российской Федерации;

установление сотрудничества между региональными властями двух стран.

Российская Федерация является главным внешнеторговым партнером Республики Беларусь. И хотя ее доля систематически снижается, в 2009 г. на нее приходилось 31,5 % (в 2004 г. - 47,1 %) белорусского экспорта и 58,7 % (в 2004 г. - 68,0 %) всего импорта товаров в нашу страну.

Практически не решается вопрос о создании равных условий субъектам хозяйствования в рамках Союзного государства, предусмотренного соответствующим соглашением, подписанным президентами двух стран еще в 1998 г. (в части паритетных цен на энергоносители, а также в части доступа белорусских товаров на российские рынки).

Для повышения эффективности интеграционных процессов и создания Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо:

проводить согласованную макроэкономическую политику, в том числе денежно-кредитную и валютную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и инновационную, промышленную, внешнеэкономическую, социальную;

синхронизировать институциональные преобразования, процессы модернизации, структурную перестройку, реструктуризацию и интеграцию экономик обеих стран в мировую экономику;

гармонизировать и унифицировать законодательную и нормативно-правовую базы, в том числе хозяйственное и гражданское законодательства, законодательство в социально-трудовой сфере, налоговое, инвестиционное и др.;

сформировать единое экономическое пространство, в том числе таможенное, научно-технологическое и информационное; фондовый рынок и рынок труда;

объединить транспортные, энергетические, телекоммуникационные системы, системы связи;

разработать и реализовать совместные межгосударственные программы и их финансовое обеспечение;

развивать торгово-экономические отношения и межрегиональное сотрудничество.

5. Внешнеэкономические связи Беларуси со странами, не входящими в СНГ.

международная интеграция сотрудничество

Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества. Беларусь осуществляет внешнеторговое сотрудничество со 174 странами мира, товары поставлялись на рынки 137 государств, импортировалась продукция 158 стран.

Важнейшей тенденцией динамики географической структуры внешней торговли Беларуси является все большая ориентация торговых потоков на страны вне СНГ. Товарооборот республики с этими странами увеличился в 2009 г. по сравнению с 2000 г. в 4,1 раза, в том числе экспорт товаров - в 4,1, импорт - в 4 раза. Доля стран вне СНГ в общем объеме товарооборота Республики Беларусь возросла за этот период с 34,4 до 44,8 %, в том числе экспорта - с 40,0 до 56,3 %, а импорта - с 29,8 до 36,2 % .

К основным торговым партнерам Беларуси вне СНГ относятся государства, имеющие товарооборот с нашей страной более 100 млн дол. США в год. Таких государств в 2004 г. было 18, а в 2009 г. - 33.

Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики Республики Беларусь является Европейский союз, что обусловлено совокупностью экономических, исторических, политических и культурных факторов. Из 33 основных торговых партнеров Беларуси из стран вне СНГ 20 государств входят в ЕС, на долю которого в целом в 2004 г. приходилось 70,1 %, в 2009 г. - 72,9 % общего объема внешнеторгового оборота со странами вне СНГ, в том числе (74,4 % - 2004 г.) 78,5 % экспорта и 66,3 % (64,2% - 2004 г.) импорта.

Во взаимной торговле между Республикой Беларусь и Евросоюзом применяется режим наибольшего благоприятствования. Еще с начала 1993 г. Беларусь включена в список стран, пользующихся преимуществами общей системы преференций ЕС. Благодаря этому около 80 % белорусских товаров экспортируется на рынки ЕС по заниженным ставкам таможенных; пошлин или беспошлинно.

Вместе с тем расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и антидемпинговые меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС также серьезно затрудняют поступление на европейский рынок белорусской сельскохозяйственной продукции.

Важными торговыми партнерами республики являются страны Азии, прежде всего Китай и Индия. Из других азиатских стран следует назвать Турцию, Японию, Республику Корея, Сирию, Вьетнам, Малайзию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Пакистан, Индонезию. С большинством этих государств Беларусь имеет положительное сальдо в торговле товарами, отрицательное сальдо - с Японией, Кореей и Турцией.

Особый интерес для расширения внешнеэкономических связей Беларуси представляют страны Африки, которые расположены гораздо ближе, чем Австралия и Океания, Южная и Северная Америка. Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Египет и Марокко.

На американском континенте основными торговыми партнерами Беларуси являются США и Бразилия.

Совершенствование внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций, прежде всего прямых, в перспективные высокотехнологичные экспортоориентированные и импортозамещающие производства.

Список литературы

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юрист, 2001. - 304 с.

Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики, 2008. - № 6. - С. 36-49.

Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. - 727 с.

Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 605 с.

Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2005. - 734 с.

Мухин А. В. Государственное регулирование в отраслях ТЭК / А. В. Мухин// ТЭК - 2001. -С. 170 - 174

Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. М., 2005.- 420 с.

Смирнова Е.В. Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2007 году. // Внешнеэкономический бюллетень, 2008. - №5. - С. 3-9.

Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 256 с.

Топливо и энергетика России. Статистический сборник. - М.: - Финансы и статистика. - 2004.- 174 с.


Скачать архив (17.2 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: