Главная » Экономика

Республика Беларусь в системе международной миграции рабочей силы

РЕФЕРАТ

МИГРАЦИЯ, РАБОЧАЯ СИЛА, ФРОНТАЛЬЕР, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, МОТ, МИГРАЦИОННЫЙ ЦИКЛ, ИММИГРАЦИЯ, ЭМИГРАЦИЯ, РЕЭМИГРАЦИЯ.

Объектом курсового исследования: система экономических отношений, возникающих по поводу такого экономического явления, как миграция рабочей силы.

Предметом курсового исследования: положение Республики Беларусь в системе международной миграции рабочей силы.

Цель работы: изучить теоретический материал, касающийся экономических отношений, возникающих при миграции рабочей силы на примере практического применения в зарубежных странах и Республике Беларусь, выявить особенности, подчеркнуть положительные и отрицательные стороны, проанализировать сегодняшнее положение Республики Беларусь в системе международной миграции рабочей силы, выявить достоинства и недостатки, пути решения проблем.

Методы исследования: факторный анализ, метод конечных разностей, обобщение, сравнительный анализ, а также анализ литературы, касающейся темы данного исследования.

Исследования и разработки: на основе теоретической информации изучены принципы трудовой миграции, исследовано положение Республики Беларусь в системе международной миграции рабочей силы, проведен анализ внешней трудовой миграции рабочей силы в Республике Беларусь за определенный период.

Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «Мировая экономика», а также гражданам Республики Беларусь, планирующим трудовую деятельность за рубежом.

Внедрение полученных разработок с точки зрения развития экономики поможет повысить экономическую грамотность у населения, дать дополнительную информацию о положительных и отрицательных сторонах работы за рубежом.

Мною были соблюдены авторские права в ходе изложения материала. Все фактические данные достоверны.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы миграции рабочей силы

.1 Понятие и виды миграции рабочей силы

.2 Миграционная политика страны

Глава 2. Внешние миграции в Республике Беларусь

.1 Тенденции трудовой миграции в Республике Беларусь

.2 Структура и основные направления внешней трудовой миграции населения в Республике Беларусь за период 2000-2010 гг.

Глава 3. Миграционная политика в Республике Беларусь

.1 Инструменты государственного регулирования миграционной политики

.2 Особенности миграционной политики Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Миграция населения - движение населения через государственные границы. Миграция населения является сложным социальным явлением, охватывающим практически все государства мира. Миграция приводит к количественному и качественному изменению населения того или иного региона, государства в целом, влияет на различные стороны жизни общества. Поэтому миграция населения является предметом изучения многих наук: географии, социологии, демографии, экономики, юриспруденции и др. Актуальность избранной темы исследования предопределяется рядом факторов. Во-первых, на современном этапе развития экономических отношений в мировой экономике ни одна страна не остается безучастной к процессам, происходящим в масштабах всего земного шара. Во-вторых, явление трудовой миграции в конце XX - начале XXI века стало неотъемлемым элементом функционирования мировой экономики. Особую актуальность темы представляет изучение положения Республики Беларусь в системе международной миграции рабочей силы. В Беларуси довольно острыми являются проблемы, связанные с ухудшением демографической структуры общества, несоответствием распределения трудовых ресурсов потребностям национальной экономики, эмиграцией работников, представляющих научно-технический, интеллектуальный и творческий потенциал страны. Решение проблем миграции трудоспособного населения и оценка ее социально-экономических последствий являются значимыми для экономики страны. Трудовая миграция это эффективный механизм регулирования рынка труда, важный и гибкий социальный стабилизатор в условиях выхода из экономического и политического кризиса. Миграционные перемещения позволяют широкому кругу жителей Беларуси улучшить свое благосостояние и благосостояние семей, в том числе, благодаря приобретенному за рубежом опыту работы.

Объектом курсового исследования является система экономических отношений, возникающих по поводу такого экономического явления, как миграция рабочей силы. Предметом курсового исследования является положение Республики Беларусь в системе международной миграции рабочей силы.

Цель работы состоит в том, чтобы на основании теоретических источников и практического анализа рассмотреть особенности международной миграции рабочей силы Республики Беларусь, проанализировать масштабы, динамику и основные направления миграции рабочей силы; определить методы и инструменты трудовой миграции.

Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

. рассмотреть понятие и виды миграции населения, определить роль миграции в национальной экономике;

. выявить современные тенденции миграции населения в мировой экономике;

. проанализировать масштабы, динамику и направления международной миграции рабочей силы в Республике Беларусь;

. проанализировать методы и инструменты международной миграции в Республике Беларусь.

Методы, используемые при написании работы следующие: факторный анализ, метод конечных разностей, обобщение, сравнительный анализ, а также анализ литературы, касающейся темы данного исследования.

Ввиду очевидной актуальности темы она широко представлена в литературных источниках. Источники информации были найдены в соответствии с тематикой и целями работы. Некоторые источники российского происхождения, использованы ввиду того, что белорусских источников на выбранную тему недостаточно. Были использованы печатные материалы, выдержки из книг, авторов, аналитико-статистические данные, нормативно-правовые документы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

1.1    Понятие и виды миграции рабочей силы

миграция рабочий беларусь

Рынок труда предполагает высокую мобильность рабочей силы, ее свободное перемещение из одних регионов в другие с целью поиска и получения работы. Данные процессы образуют миграцию трудовых ресурсов. Движущим мотивом миграции, как правило, является надежда найти более высокооплачиваемую работу. Миграция трудовых ресурсов, характеризующая территориальную мобильность трудоспособного населения на рынке труда, бывает двух видов: внутренней и внешней (международной).

Внутренняя миграция трудовых ресурсов - это межрегиональное перемещение трудоспособного населения в поисках более высоких заработков в рамках одной страны.

Внешняя миграция трудовых ресурсов - это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую с целью найти более высокооплачиваемую работу.

Основные факторы внешней миграции трудовых ресурсов:

.   низкий уровень экономического развития страны и низкий уровень заработной платы и жизни иммигрирующих людей;

2.      хроническая безработица или неполная занятость населения;

.        неравномерность процессов экономического роста и накопления капитала в разных странах;

.        неэкономические факторы (социальные, политические, семейные).

Выделяют следующие формы трудовой миграции:

.   безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;

2.      временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране выезда от одного года до шести лет;

.        сезонная миграция, связана с кратковременным (в пределах одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии;

.        маятниковая (челночная, приграничная), ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно (мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране, называют рабочими-фронтальерами);

.        нелегальная, незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в неё на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством;

.        “утечка умов", международная миграция высококвалифицированных кадров (учёных, редких специалистов, иногда “звёзд” искусства, спорта).

Главная функция миграции трудовых ресурсов заключается в обеспечении необходимого уровня территориальной мобильности трудоспособного населения на национальном рынке труда, обновлении структуры и состава рабочей силы, поддержании соответствия между спросом и предложением на региональных рынках труда. Социальная функция состоит в повышении жизненного уровня, изменении социального статуса работника, возможности наиболее полной реализации личностного потенциала человека.

Факторы, влияющие на подвижность населения:

.   экономические;

2.      социальные;

.        природно-климатические;

.        экологические;

.        демографические;

.        этнические;

.        политические.

Современная миграция характеризуется определенными закономерностями. Преобладающее значение имеют экономические мотивы миграции, т. е. переселение в целях поиска работы с лучшими условиями труда и оплаты. Одним из важных мотивов становится получение образования, что привело к появлению миграционного потока людей молодого возраста [1].

.2 Миграционная политика страны

Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой - реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.

В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования.

Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время.

Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами - людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами - людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то, что не иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз миграционного цикла (иммиграция, эмиграция, реэмиграция). На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:

.   обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;

2.      гарантии возвращения мигрантов на родину;

.        обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;

.        содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;

.        ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;

.        совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;

.        предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику. Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тыс. человек в год. Ожесточается иммиграционное законодательство и в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, работающих по контракту.

На национальном уровне регулирование миграции осуществляется следующими органами:

.   Министерством труда (следит за использованием иностранной рабочей силы);

2.      Министерством юстиции (служба по иммиграции, и др. службы пограничного контроля);

.        Министерством иностранных дел (консульское управление выдает въездные визы);

.        национальными миграционными службами;

.        посредническими миграционными фирмами.

Основные методы регулирования международной миграции рабочей силы:

.   Административно-правовые:

·  меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;

·        действие национальных служб иммиграции, в том числе контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на время пребывания иммигрантов в стране);

·        меры межправительственных соглашений регулирования миграции рабочей силы.

2. Экономические:

·  осуществление вербовки иностранных рабочих - предоставление работы, сравнительно высокого уровня зарплаты, жилья и медобслуживания, получение квалификации и образования;

·        привлечение к вербовке иммигрантов частных посредников;

·        выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Основные черты иммиграционного законодательства:

.   Профессиональная квалификация. Устанавливаются жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности.

2.      Ограничения личного характера. Предъявляются жесткие требования к состоянию здоровья иммигранта, политическому и социальному облику, устанавливается возрастной ценз (обычно 20-40 лет).

.        Количественное квотирование (устанавливается максимальное количество иммигрантов). Количественные квоты могут вводится в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов, в рамках отдельных отраслей, отдельных предприятий, либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.

.        Экономическое регулирование вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, фирмы имеют право нанимать иностранцев только по достижении определенного объема продаж или после внесения определенных платежей в гос. бюджет, либо иммигранты должны инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность этих денег и создать определенное количество рабочих мест, либо иммигрант должен заплатить за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие…

.        Временные ограничения. Устанавливаются максимальные сроки пребывания иностранных работников на территории страны, по истечении которых они должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране.

.        Географические приоритеты. Законодательно устанавливается географическая и национальная структура иммиграции, которая регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран.

.        Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции, которые могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает на работу.

Традиционные государственные меры реэмиграции заключаются в следующем:

.   Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. Однако эффективность этих программ достаточно низкая.

2.      Программы профессиональной подготовки иммигрантов. Предполагается, что получив образование в развитой стране, иммигранты могут рассчитывать на более престижную и высокооплачиваемую работу у себя на родине. Однако интерес иммигрантов к этим программам оказался довольно низким, т.к. они не давали гарантий трудоустройства после возвращения на родину.

.        Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы о переводе работников на родину за счет инвестирования государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местом работы для реэмигрантов.

Механизм национального регулирования миграции рабочей силы включает в себя совокупность следующих основных инструментов:

·  создание соответствующих государственных институтов;

·        нормативно-правовые регуляторы импорта-экспорта рабочей силы;

·        международные соглашения (двусторонние и многосторонние соглашения);

·        качественные требования к иностранной рабочей силе (сертификат об образовании, стаж работы по специальности);

·        прямое квотирование и косвенное регулирование импорта рабочей силы;

·        регулирование на основе экономических критериев;

·        административные меры, обеспечивающие импорт рабочей силы;

·        экономическая помощь регионам массовой эмиграции;

·        формирование эмиграционного климата; валютная и банковская политика (льготы по валютным вкладам, открытие зарубежных филиалов отечественных банков, использование иностранных банков);

·        финансовая политика;

·        инвестиционная и налоговая политика;

·        таможенная политика.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции.

Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г, в 1946 г стала специализированным учреждением ООН. В рамках МОТ принимаются конвенции и рекомендации, устанавливающие трудовые стандарты в области з/платы, продолжительности рабочего дня, отпусков и охраны труда. Принято 172 конвенции и 181 рекомендация.

Международная организация по миграции (МОМ), организована в 1949 г. Основными функциями МОМ являются:

.   осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан,

2.      организация передвижения беженцев,

.        предотвращение «утечки умов»,

.        консультации по вопросам миграции.

МОМ не входит в учреждения ООН, но тесно сотрудничает.

Система постоянного наблюдения за миграцией СОПЕМИ координирует деятельность национальных иммиграционных управлений (создана странами-членами ОЭСР). В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов.

Таким образом, можно сказать, что процессы международной миграции трудовых ресурсов оказывают решающее влияние на формирование международного рынка труда, перераспределение трудовых ресурсов между различными экономическими центрами мира и регионами. Она способствует выравниванию доходов населения на мирохозяйственном уровне. В результате международного перелива рабочей силы происходит определенное выравнивание уровней заработной платы в разных странах. Международный перелив рабочей силы влечет за собой определенные затраты, издержки миграции. В структуре последних необходимо учитывать как явные, связанные с переездом и трудоустройством на новом месте, так и скрытые, связанные с утратой дохода во время переезда и устройства в принимающей стране, а также с адаптацией к новому образу жизни, культуре, языку, климату и др. [4].

ГЛАВА 2. ВНЕШНИЕ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Тенденции трудовой миграции в Республике Беларусь

Для современного этапа развития мировой экономической системы характерны расширение масштабов и изменение направлений миграции, обострение конкурентной борьбы за привлечение уникальных и высококвалифицированных кадров, углубление миграционных проблем и активизация регулирования данной сферы на международном и национальном уровнях.

В начале 1990-х годов Беларусь была притягательной для мигрантов, во-первых, благодаря отсутствию межнациональных конфликтов. Во-вторых, среди мигрантов было много тех, кто не успел потерять связь с родственниками и друзьями. Кроме того, пенсионное обеспечение в стране было несколько выше, чем в других новых независимых государствах, задержки в выплате заработной платы - более редкими, молодые родители имели возможность получить отпуск по уходу и воспитывать дома детей до 3 лет и т.д. Безусловно, большое влияние оказало то, что в республике вторым государственным языком стал русский. Данное обстоятельство, подкреплённое единым менталитетом и традициями хозяйствования, а также свободным перемещением через восточные границы и наличием потребности в работниках в ряде районов республики, притягивало русскоязычное население из других стран [6].

В динамике миграционных процессов прослеживается четыре этапа развития:

.   Первый этап - 1991-1995 - Первые годы после распада Советского Союза. Наиболее большие миграционные потоки, как в Беларусь, так и из нее наблюдались в начале 90-х годов ХХ столетия, когда миграция в значительной степени была вызвана экстремальными причинами. После распада СССР, многие стали возвращаться в Беларусь. В то же время отмечен рост беженцев и переселенцев. Что касается выезда, то можно отметить высокие потоки мигрантов и со сменой постоянного места жительства, и трудовых.

2.      Второй этап - 1996-2006 - Нормализация социально-экономического развития. В этот период наблюдается сокращение миграционного прироста, в частности за счет более быстрого сокращения прибывших в страну, хотя темпы снижения выбывших были тоже высокими.

.        Третий этап - 2007-2011 - Реализация Национальной программы демографической безопасности на 2007-2011 гг. В связи с реализацией Национальной программы дембезопасности в республике был принят ряд мер, которые облегчали процедуры по получению гражданства и видов на жительство, например для бывших жителей Беларуси. Это дало возможность большему числу мигрантов официально вернуться в страну. Однако эффект данных мер не был продолжительным и по мере того, как легализовались те мигранты, которые встречали трудности в получении гражданства и видов на жительство, их число сократилось [9].

.        Четвертый этап - 2012-2013 - Рост миграционного прироста. Национальный статистический комитет приводит данные, по которым следует, что трудовых мигрантов за девять месяцев 2013 года приехало в два раза больше, чем за аналогичный период 2012 года. По сравнению с 2012 годом больше стало беженцев и иностранных студентов. Помимо этих двух категорий еще 4,5-5 тысяч иностранцев ежегодно получают белорусский паспорт. При этом естественную убыль населения компенсировали мигранты, которых в нынешнем году было 7 869, что увеличило показатель прироста. Как правило, это приезжие из России и Украины, оформляющие ПМЖ [7].

Кроме международной миграции со сменой постоянного места жительства в Беларуси ведется учет временной трудовой миграции на основе официально заключенных трудовых договоров и контрактов. Несмотря на то, что Республика Беларусь в последние 20 лет имела положительное сальдо постоянной миграции, во временной трудовой миграции республика значительно больше отдавала мигрантов, чем принимала. Внешняя трудовая миграция в Беларуси получила широкое развитие с середины 1990-х годов. Выезд населения на работу за рубеж традиционно преобладал над притоком трудовых мигрантов в страну.

В силу того, что распространение получило участие в международных образовательных проектах с возможностью трудоустройства, в структуре трудовых мигрантов преобладала молодежь в возрасте до 24 лет. С 2004 г. наблюдается постепенный рост среднего возраста выезжающих белорусских граждан с 22 до 28 лет. Средний же возраст въезжающих иностранных работников составил 35-37 лет. Наибольший удельный вес миграционных связей приходился на СНГ и страны Балтии. При этом отмечалось постепенное снижение доли россиян в составе прибывших работников. В 2010 г. официально не зарегистрировано ни одного трудового мигранта из России. За 6 месяцев 2012 года в Беларусь на работу по контракту прибыло 3 737 человек против 5 037 за аналогичный период 2011 года. Основное количество въехавших в Беларусь на работу составили граждане Украины (1224), Литвы (406) и Турции (357).

.2 Структура и основные направления внешней трудовой миграции населения в Республике Беларусь за период 2002-2012 гг.

Становление Беларуси как независимого, демократического государства сопровождалось либерализацией процедур въезда и выезда граждан Республики Беларусь. Это способствовало активному включению страны в мировые миграционные процессы, в том числе и в мировой рынок труда. Как свидетельствует миграционная статистика, за период с начала 90-х гг. прошлого столетия и по настоящее время в Республике Беларусь произошли кардинальные изменения в объемах, интенсивности и направленности миграционных потоков. Если в 1992 году из республики выбыло 60,6 тыс. человек, то в 2010 году - 6,9 тыс. человек. Таким образом, за последние восемнадцать лет общий миграционный поток из Республики Беларусь сократился в 9 раз. В период с 2002 по 2012 годы количество белорусских эмигрантов снизилось до относительно стабильного уровня 6-8 тыс. человек в год (приложение А).

Анализ статистических данных внешней миграции населения Республики Беларусь за период 2002-2012 годы показывает, что в структуре стран убытия мигрантов значительно возросла доля стран СНГ. Если в 2002 г. доля мигрантов стран СНГ в общей численности составляла чуть более половины (53,7%), то в 2012 г. она составила 73,4% в общем объеме эмиграции белорусских граждан. Следует отметить, что увеличение доли стран СНГ произошло в основном за счет России (доля России возросла с 42,4% до 61,7% в общем объеме эмиграционного потока). Наибольшее количество граждан Беларуси выехало на постоянное место жительства в 2012 г. в страны СНГ - 5040 человек (73,4% от общей численности эмигрантов). В страны дальнего зарубежья эмигрировали 1826 человек (26,6%) [14, 15, 16].

Статистические данные свидетельствуют и о том, что Республика Беларусь активно участвует в процессах внешней трудовой миграции. Этот процесс имеет волнообразный характер и сопровождался двумя пиками: 2005 г. (6349 чел.) и 2009 г. (7335 чел.). Наиболее резкое уменьшение численности трудящихся-мигрантов наблюдалось с 2009 по 2011 гг. (с 7355 чел. в 2009 г. до 4178 чел. в 2011 г.) [14, 15, 16]. В целом же по сравнению с 2002 г. наблюдается тенденция увеличения численности трудящихся-мигрантов (приложение Б). Наибольшую долю трудящихся-мигрантов в общей их численности в 2012 году составили жители г. Минска (62,6% от общего количества выездов в 2012 году) и Могилевской области (12,2%). В совокупности они составили около 3/4 всех выездов за границу для работы на основе договоров и контрактов в 2012 году (74,8%) [1,2,3]. Наименьшее количество выездов совершено жителями Гродненской области.

Следует отметить, что Российская Федерация для реализации планов белорусских трудовых мигрантов в последние годы становится более привлекательной по сравнению с США и странами Западной Европы. Так, в 2012 году по сравнению с 2002 годом значительно возросло число мигрантов, выезжавших в Россию (с 1493 чел. в 2002 году до 3213 чел. в 2012 году) и одновременно сократилось число тех, кто выезжал в США (с 1438 чел. в 2002 году до 1259 чел. в 2012 году).

Институт социологии НАН Беларуси осуществляет социологический мониторинг внешней миграции населения Беларуси. Последнее по времени республиканское социологическое исследование проведено в 2010 г. Данные этого социологического исследования говорят о довольно низком уровне потенциальной внешней миграции населения республики: только 5,9% опрошенных граждан хотели бы выехать за границу на постоянное место жительства [19]. Граждане Беларуси настроены больше на временную трудовую миграцию, чем на эмиграцию (приложение В).

Следует отметить, что, по данным исследования, наибольшая доля желающих уехать из Беларуси на постоянное место жительства выявлена в г. Минске - 8,8% респондентов от общего числа опрошенных.

Наиболее привлекательными для эмиграции странами для потенциальных мигрантов являются Россия (16,4%), Германия (15,0%), США (12,7%), Италия (7,3%), Польша (6,5%).

Анализ возрастной структуры респондентов, имеющих намерения уехать за границу на постоянное жительство, показывает, что чем старше возраст потенциальных мигрантов, тем слабее выражена у них установка на эмиграцию. Так, основную долю респондентов, планирующих выезд за рубеж на постоянное место жительство, составляют молодые люди в возрасте до 29 лет (62,2%). В то же время доли других возрастных групп составили: от 30 до 39 лет - 18,0%, от 40 до 49 лет - 12,3%, от 50 до 59 лет - 5,7%, 60 и старше - 1,7%. Причем молодежная составляющая потенциального эмиграционного потока более всего представлена в г. Минске (72,6%) и Могилевской области (91,1%).

Среди желающих выехать за границу на временную работу доля респондентов в возрасте до 29 лет составила 44,5%. Доли других возрастных групп составили: от 30 до 39 лет - 25,4%, от 40 до 49 лет - 20,2%, от 50 до 59 лет - 8,9%, от 60 и старше - 1,0%. Причем возрастная структура респондентов достаточно разнится в зависимости от места их жительства. Так, возрастная структура трудовых мигрантов г. Минска представлена следующим образом: до 29 лет - 56,0%, от 30 до 39 лет - 17,5%, от 40 до 49 лет - 14,5%, от 50 до 59 лет - 9,6%, 60 и старше - 2,4% [6].

По образовательному уровню респондентов, которые хотели бы уехать за границу навсегда, преобладают граждане со средним и средним специальным образованием - 30,7 и 26,8% соответственно. Значительно меньше доля респондентов, имеющих высшее образование - 14,6%. Основной состав респондентов, желающих выехать на временную работу за границу, составляют лица с законченным средним 35,8% и средним специальным образованием (36,2%); высшее образование имеют 12,7% респондентов.

По социальному положению и сфере деятельности респонденты, желающие уехать за границу на постоянное место жительство, представлены следующим образом: учащийся, студент - 33,3%, рабочий (промышленности, транспорта, строительства и др.) - 19,1%, служащий, специалист производственной сферы (инженер, технолог и т.д.) - 8,5%, служащий, специалист непроизводственной сферы (учитель, врач и т.д.) - 5,1%, безработный - 7,6%. Другие профессиональные и социальные группы представлены в потенциальном эмиграционном потоке незначительно.

Трудящиеся-мигранты по своему социальному положению и сфере деятельности представлены следующим образом: рабочий (промышленности, транспорта, строительства и др.) - 31,4%, учащийся, студент - 19,4%, служащий, специалист непроизводственной сферы (учитель, врач и т.д.) - 9,1%, служащий, специалист производственной сферы (инженер, технолог и т.д.) - 6,2%, безработный - 7,7%.

Среди основных социально-экономических факторов, порождающих миграционные планы, на первый план выходят:

·  желание улучшить свое материальное положение (46,5% респондентов указывают на данную причину);

·        желание посмотреть мир, пожить и поработать в другой стране - 42,7;

·        желание обеспечить будущее детям, дать им хорошее образование - 31,5;

·        усталость от нестабильной, непредсказуемой жизни - 16,9;

·        желание заработать капитал для своего дела - 16,1;

·        желание повысить свой профессиональный уровень, квалификацию - 12,9;

·  стремление жить вместе со своими близкими, родственниками - 8,2.

Таким образом, среди основных причин, побуждающих респондентов выехать за границу, преобладают материальные: намерение улучшить свое материальное положение, заработать капитал для собственного дела. Кроме того, для трети респондентов значимым мотивом миграции является желание обеспечить будущее своим детям, дать им хорошее образование.

Все отмеченные моменты являются свидетельством того, что в настоящее время доминирующим мотивом эмиграции и временной трудовой миграции остается экономический. Он преобладает над всеми другими мотивами потенциальной миграции. Однако и другие социальные факторы также имеют значение, так как они в своей совокупности определяют состояние социального самочувствия населения, проявляющееся как результат восприятия окружающей действительности и собственного экономического и социального положения в обществе, возможности реализации жизненных целей и ценностей [7].

ГЛАВА 3. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1    Инструменты государственного регулирования миграционной политики в Республике Беларусь

Все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Цель межгосударственной миграционной политики - максимизация положительных эффектов международной миграции, минимизация отрицательных последствий этого явления, как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

Основные направления миграционной политики разработаны с учетом положений Договора о создании Союзного государства, нормативных правовых актов Союзного государства, национальных нормативных правовых актов и международных соглашений, участником которых является Республика Беларусь.

Миграционная ситуация на территории Республики Беларусь обусловлена:

) геополитической ситуацией, сложившейся под влиянием интеграционных процессов в рамках образования Союзного государства и расширением Европейского союза;

) совпадением национальных интересов Республики Беларусь и Российской Федерации в миграционной сфере;

) влиянием последствий процесса преобразований бывшего СССР в области миграции.

Целями регулирования миграционных процессов на территории Республики Беларусь являются:

принятие единых мер в области миграции для сведения к минимуму влияния нелегальных мигрантов на социально-экономическое положение в Республике Беларусь;

повышение благосостояния и уровня жизни граждан;

проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Регулирование миграционных процессов в Республике Беларусь основывается на следующих принципах:

защита прав и свобод человека и гражданина на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;

согласование национальных интересов Беларуси и России и обеспечение безопасности обоих государств;

сочетание интересов личности, общества и государства;

взаимодействие органов государственной власти Республики Беларусь, Российской Федерации и органов Союзного государства.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

координация усилий национальных государственных органов по решению задач регулирования миграционных процессов;

минимизация негативных социально-политических последствий незаконной миграции;

создание условий для привлечения в экономику высококвалифицированных трудовых ресурсов из-за рубежа;

создание единой системы государственного регулирования миграционных процессов с Российской Федерацией;

укрепление сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией и развитие взаимодействия с третьими государствами в целях предупреждения и пресечения незаконной миграции;

осуществление научных исследований в области регулирования миграционных отношений, проведение мониторинга и прогнозирования миграционной ситуации [8].

Правовой основой осуществления деятельности государственных органов Республики Беларусь в сфере миграции, в первую очередь, являются Конституция Республики Беларусь, а также законы «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (1993 г.), «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г.), «О беженцах» (1995 г.), «О внешней трудовой миграции» (1998 г) и др. Данные правовые акты регламентируют порядок осуществления контроля со стороны государства в основном за легальным перемещением населения, въездом граждан и лиц без гражданства на территорию Республики Беларусь и выездом за ее пределы. Функции регулирования и контроля возложены на Комитет по миграции при Министерстве труда. В целях координации усилий органов государственного управления, причастных к решению проблем миграции, разработана общегосударственная миграционная программа на 2006-2010 годы и на 2011-2015 годы.

Для создания базы регулируемой миграции применяются согласованные стратегии на двустороннем уровне путем заключения межправительственных соглашений о трудовой деятельности и социальной защите граждан. Беларусь заключила межправительственные соглашения о временной трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих государств, с Российской Федерацией, Республикой Молдова, Украиной, Республикой Польша, Литовской Республикой, Республикой Казахстан и Республикой Армения. На различных стадиях разработки находятся соглашения с Югославией, Арменией, Монголией, Китаем.

Соглашения обеспечивают соблюдение прав и законных интересов трудящихся-мигрантов, равенство оплаты их труда с гражданами государства трудоустройства, выплату льгот и компенсаций при досрочном расторжении трудового договора (контракта), а также в случае получения увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, связанного с выполнением трудовых обязанностей. Соглашения предусматривают порядок и условия государственного страхования, оказания медицинской помощи, покрытия расходов на проезд, а также меры по регулированию ввоза и вывоза личного имущества, инструментов и оборудования, выплаты налогов и перевода денежных средств.

3.2    Особенности миграционной политики Республики Беларусь

В настоящее время перед Беларусью стоит задача обеспечения рынка труда трудовыми ресурсами, регулирования миграции в условиях формирования новых региональных сообществ. При этом необходимо учитывать сужающееся их предложение, наличие внешней миграции, нерациональность потоков внутренней миграции, включая экологическую, повышение мобильности рабочей силы и в то же время направленность экономической политики на развитие национальной инновационной системы. Стратегия миграционной политики в условиях глобализации должна обеспечивать защиту прав и социальную интеграцию мигрантов.

Накопленный практический опыт в результате реализации трех миграционных программ в период 1998-2011 гг. в Республике Беларусь, формирования законодательства в сфере миграции позволяет приступить к обоснованию стратегии миграционной политики, ориентированной на долгосрочный результат. Разработка стратегической политики государства дает возможность сформировать обобщающую модель длительных действий, необходимых для достижения поставленных целей, исходя из имеющихся возможностей, и является основой стратегического планирования. Это позволяет определить проблемы, требующие решения, выявить четкие приоритеты, разработать план реализации стратегии, определить четкие критерии, которые будут являться индикаторами для оценки эффективности процесса ее реализации.

Формирование правового поля и системы государственных и общественных институтов, обеспечивающих миграционное регулирование в Республике Беларусь, является ключевой предпосылкой, определяющей возможность разработки и реализации стратегии миграционной политики в стране. На данном этапе, благодаря приобретенному страной за два десятилетия опыту в управлении миграционными потоками, официально разделены функции управления миграцией и определены подходы к координации деятельности институтов миграции [10].

На основании изучения правового и институционального обеспечения миграционной политики выделим следующие компоненты, являющиеся базисом государственного управления миграцией в стране:

.   институциональное обеспечение реализации миграционной политики;

2.      правовое обеспечение миграционной политики;

.        программный подход в управлении миграцией.

Регулирование трудовой миграции осуществляется в рамках соглашений о занятости и социальной защите трудящихся-мигрантов с рядом государств, ратифицированных Беларусью международных конвенций. Иностранные граждане и лица без гражданства получают доступ на белорусский рынок труда после заключения договора с нанимателем, имеющим лицензию Министерства внутренних дел на осуществление деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы. Трудовой мигрант должен получить в подразделении по гражданству и миграции специальное разрешение на право осуществления трудовой или предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

Для достижения поставленных целей и задач в сфере государственного управления в Беларуси применяется программный подход. В стране были разработаны и реализованы три государственные миграционные программы на 1998-2000, 2001- 2005 и 2006-2010 годы, Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008-2010 годы, Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы, включающая подпрограмму «Оптимизация миграционных процессов» [2]. Принята Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы [11].

В Концепции национальной безопасности, утвержденной 9 ноября 2010 г., предусмотрено создание комплексной системы стратегического планирования [5]. Определено, что необходимое внимание будет уделяться оптимизации миграционных процессов, созданию условий для уменьшения эмиграции, сохранения интеллектуального и трудового потенциала республики, а также привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа, продолжится активное противодействие незаконной миграции. В Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы в главе «Внешняя миграция в интересах развития Республики Беларусь» предусмотрено создание механизма, основанного на избирательном подходе к привлечению иммигрантов с учетом их инвестиционного, образовательного потенциала, возраста; обеспечение финансовой поддержки иностранным семьям и специалистам при переезде и в период обустройства; организация рационального расселения иммигрантов, исходя из интересов развития регионов; разработка мер адаптации и интеграции иммигрантов в белорусское общество; использование возможности консульских учреждений, диаспор и землячеств за границей и в Республике Беларусь для привлечения иммигрантов [11].

Ключевым приоритетом, являющимся базисом формирования стратегической политики в области миграции, является направленность на инновационное развитие национальной социально ориентированной экономики, исходя из необходимости обеспечения ресурсами рынка труда страны. Это предполагает сохранение имеющегося трудового потенциала и его развитие, привлечение высококвалифицированных кадров для развития высокотехнологичных отраслей, эффективного развития традиционных отраслей, в том числе, при необходимости, за счет привлечения трудовых мигрантов. Построение рыночной экономики обусловливает необходимость активизации бизнес-связей, привлечения потенциальных инвесторов, создания условий для их деятельности в стране.

Отрицательные демографические тенденции, отмеченные в Беларуси: старение население, снижение его численности, необеспечение воспроизводства трудовых ресурсов, влияние экологической миграции, ставят задачу принятия ключевых приоритетов в стратегии миграционной политики. Необходимым является принятие ключевого стратегического решения о политике привлечения трудовых мигрантов. При этом необходимо учесть опыт тех стран, которые применяли различные варианты миграционной политики, и возможные результаты. Социоисторический и культурный контекст оказывает влияние на процесс социокультурной интеграции мигрантов.

Основная цель внешнеэкономической политики Беларуси - эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения. Важнейшими задачами на ближайший период являются:

приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами и принципами;

совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективности использования иностранных инвестиций;

снижение ресурсо-, энерго- и материалоёмкости продукции на основе использования современных технических идей и решений;

принятие системы сертификации и качества экспортной продукции;

повышение уровня информированности национальных производителей об изменениях мировой конъюнктуры;

рационализация импортных закупок и развитие импортозамещающих экологически чистых производств.

Эффективная интеграция Беларуси в мировую экономику невозможна без участия в различных международных экономических организациях. Основными задачами сотрудничества с международными экономическими организациями являются следующие:

) наращивание позитивного восприятия Беларуси как полноправного и активного участника процесса международного сотрудничества;

) укрепление доверия к республике как к перспективному партнёру;

) обеспечение национальной безопасности посредством участия в многосторонних соглашениях и форумах;

) использование потенциала и возможностей международных организаций для решения проблем переходного этапа;

) активизация сотрудничества в целях расширения объёмов финансовой и технической помощи Республике Беларусь;

) формирование условий для реализации государственной политики;

) интеграция РБ в мировое экономическое пространство.

В настоящее время Республика Беларусь является членом 60 международных организаций. В стране функционирует чёткий и эффективный механизм координации многостороннего международного сотрудничества, особенно, что касается выполнения финансовых обязательств перед организациями.

Таким образом, можно сделать вывод, что в связи с естественной убылью белорусов миграция, по меньшей мере до середины XXI века, станет основным источником прироста населения и трудовых ресурсов республики. В связи с этим назрела острая потребность в углубленном и комплексном подходе к изучению закономерностей и механизмов современных миграционных процессов, их диагностике и прогнозировании, а на этой базе - в формировании и реализации соответствующей государственной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Миграция населения играла и играет очень большую и многостороннюю роль в развитии человечества. Являясь одной из форм адаптации людей к меняющимся условиям жизни сообщества, миграции существенно влияют на географию, структуру и динамику населения мира - от отдельных населенных пунктов, районов до целых стран и континентов. В прошлом известны массовые перемещения людских масс по самым разным причинам, как природным, так и социально-экономическим. Известно, например, что подавляющая часть населения Америки и Австралии состоит из потомков иммигрантов.

Высокий уровень подвижности населения обеспечивает более полное использование рабочей силы, перераспределение ее между индустриальными центрами и осваиваемыми территориями, способствуя экономическому прогрессу, так как степень подвижности населения обычно отражает общий уровень развития страны.

В то же время результаты миграции противоречивы, поскольку массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, оказывать чрезмерное давление на социальную инфраструктуру, или, например, способствовать концентрации криминальных элементов.

Практика показывает, что миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником валюты в страну. Она поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране в целом успешнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики. Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.

Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку. Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

·  тенденции роста потребления заработанных за границей средств,

·        желание скрыть получаемые доходы,

·        «утечку мозгов»,

·        в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

Государство стремится проводить миграционную политику, направленную на активное привлечение иммигрантов и их успешную интеграцию в белорусское общество, нивелируя негативные последствия этого явления. Программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. установлена цифра в 60 тыс. чистого миграционного притока за пятилетие или сальдо в 12-15 тыс. мигрантов в год. Получить эту цифру планируется за счет возвращения соотечественников, привлечения иностранных специалистов, предоставления миграционных льгот иностранным выпускникам и аспирантам страны [12].

Достижение планируемого количества мигрантов представляется реальным, но недостаточным для компенсации естественной убыли населения. Более того, объемы привлекаемой иностранной рабочей силы на постоянное место жительства в Беларусь в дальнейшем будет сложно увеличивать. Необходимо учитывать тот факт, что соседние страны Россия и Украина проводят похожую демографическую политику, направленную на миграционный приток, разворачиваются информационные кампании, идет конкурентная борьба за мигрантов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Амвросов В.А., Аракелова К.А., Богданов А.С. Курс экономической теории: Учеб. М.: Моск. гос. ин-т международных отношений, 1996. 624 с.

2.      Государственная программа противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008-2010 годы: утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 6 дек. 2007 г. № 624 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2011.

.        Дымкова, Р.В. Государственное регулирование процессов внешней трудовой миграции в Республике Беларусь Р.В. Дымкова // Белорусский экономический журнал. - 2002. - № 4.

.        Загорец, И.В. Миграция населения и миграционная политика / И.В. Загорец. - Минск: Лучи Софии, 2000.

.        Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2011.


Скачать архив (88.9 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: