Главная » Экономика |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3 ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Инфляция: сущность, причины возникновения и виды………………...5 Ценовая политика………………………………………………….16 ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь……..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........…………………………………………………………….35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………………...38 ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, так как её показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют большую роль в экономической безопасности страны и мирового хозяйства. Инфляция – повышение общего уровня цен; обесценение бумажных денег, которые находятся в обращении (падение их покупательной способности, которое проявляется в повышении цен на все товары и услуги). Инфляция представляет собой весьма сложное явление, которое связано с изменением денежной массы и зарождается на денежном рынке. Проблема инфляции сложно и многогранна. Инфляционные процессы приводят к широкому спектру негативных последствий. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к золоту, товарам и иностранным валютам. Всё это обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения физических и юридических лиц, разрушает денежную систему, ослабляет национальную валюту, сдерживает развитие финансово-кредитных отношений в стране и снижает эффективность государственного контроля за денежными потоками. Таким образом, инфляция проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного обращения. Ценовая нестабильность экономически психологически «давит» на большинство людей, создает огромную социальную напряженность в обществе. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение. Истоки такого явления, как инфляция, всегда кроются в ошибках проводимой государственной политики. Причинами могут служить весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия по денежной эмиссии и много другое. Инфляция существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономику всех стран. Человечество положило немало усилий для борьбы с ней, но инфляция не была окончательно подавлена, т.к. появились новые и более сложные формы. Сейчас инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции. Экономическая политика в Республике Беларусь направлена на снижение инфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля. Приоритетной задачей является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Исходя из сформулированной актуальности темы, определим цели и задачи исследования: Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и ценового регулирования. Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления, а также рассмотреть ценовое регулирование, как с теоретической, так и с практической стороны. При написании курсовой работы были использованы различные источники, включая учебные пособия белорусских и российских авторов, статистическая литература, периодические экономические издания. 1. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Инфляция: сущность, причины возникновения и виды Термин «инфляция» (от лат; inflatio — вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861—1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. Широкое распространение в экономической литературе он получил в ХХ в., после первой мировой войны. [1, c.144]. В самом общем виде инфляция представляет собой обесценение бумажных денег, т.е. переполнение сферы обращения бумажными деньгами, не обеспеченными товарами. Однако такое определение инфляции нельзя считать полным. Инфляция – это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства. [2, c.135]. Наиболее общее традиционное определение инфляции таково: это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно, рост цен. [1, c.144]. Принято считать, что инфляция появилась в XVIII в., но она имеет такую же давнюю историю, как и деньги, с которыми она тесно связана. На ранних этапах товарного производства, когда в качестве денег выступали монеты, инфляция проявлялась в их обесценении: полноценные и качественные монеты заменялись неполноценными. С появлением бумажных денег на смену монетно-денежной инфляции пришла бумажно-денежная. Инфляция проявляется, прежде всего, в обесценении денег по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам. В ее результате уменьшается золотое содержание национальной денежной единицы, поэтому цена золота растет. Падение покупательной способности денег по отношению к товарам проявляется в росте оптовых и розничных цен. Обесценение денег по отношению к иностранной валюте выражается в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам. С инфляцией сталкиваются практически все страны, причем последние годы характеризуются повышением ее темпов. Можно сказать, что мир стал более инфляционным. [3, c.399]. Обычно под инфляцией в зарубежной экономической литературе понимают непрерывный рост общего уровня цен, или устойчивую тенденцию к повышению среднего (общего) уровня цен. Всякое ли повышение цен приводит к инфляции? Рост цен не раскрывает полностью сущность инфляции. Цена — это денежное выражение стоимости, или количество денег, которое необходимо для того, чтобы что-то купить. Цены всех товаров определяются стоимостью и связаны с ней. Именно в этом заключается общность и цены какого-либо товара, и цены денег. Когда речь идет о цене товара, мы подразумеваем его стоимость, но это не касается денег. Доллар всегда стоит доллар, но на него не всегда сегодня можно купить тот же набор товаров, что и вчера. Стоимость денег есть количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. Для понимания сути инфляции следует иметь в виду, что цены и стоимость денег взаимосвязаны. Стоимость денег — это величина, зависимая от уровня цен. Повышение уровня цен означает снижение стоимости денег, так как теперь за каждый рубль можно приобрести меньшее количество товаров и услуг. Математически это выразится следующим образом: , где k— покупательная способность (ценность), денег; Р — уровень цен. Рассматривая инфляцию, необходимо различать обычный уровень состояния какого-то явления и темп его изменения. Инфляция — это скорость и направление изменения цен. Важно понять, что инфляцию характеризует не уровень цен, а скорость их изменения. Это различие имеет большое значение, так как основная часть споров об инфляции затрагивает причины, влияющие на уровень цен, а не причины, влияющие на скорость их изменения. Из-за того, что инфляция обычно определяется как изменение уровня цен в течение какого-то промежутка времени, необходимо различать факторы, влияющие на уровень цен в краткосрочном периоде, и факторы, вызывающие инфляцию в долгосрочном. Таким образом, в понимании сути инфляции следует акцентировать внимание на том, что рост цен происходит постоянно в течение выбранного промежутка времени, т.е. на скорости и направлении изменения цен, и на том, что рост общего уровня цен охватывает все рынки и характерен для экономики в целом. [1, c.145]. Отдельные стороны инфляции описывают понятия «дезинфляция», «дефляция», «стагфляция». Дезинфляция – снижение темпов инфляции, скорости роста цен. [4, c.114]. Дефляция – прогрессирующее снижение уровня цен. [4, c.126]. Стагфляция – высокая инфляция при медленном или нулевом росте реального объема производства. [3, c.400]. Есть множество причин инфляции, однако в каждой стране складываются свои социально-экономические условия ее возникновения, в соответствии с которыми действует определенный набор инфляционных факторов. [3, c.400]. Что же можно отнести к инфляционным причинам роста цен? Назовем важнейшие из них, помня о том, что инфляция связана с целым спектром диспропорций: несоответствие между масштабами и структурой производства, с одной стороны, и общественными потребностями — с другой. [1, c.147]. Можно выделить внешние и внутренние факторы инфляции. К внешним факторам относятся: Интернационализация хозяйственных связей, которая усиливает роль внешних факторов в развитии инфляции. Наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Кроме того, центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении; Внутренние факторы обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить: Дефицит госбюджета. Если он покрывается займами центрального банка страны, количество денег в обращении резко возрастает, что ведет к инфляции; Различают два типа инфляции — спроса и издержек. Инфляцию, вызванную изменениями совокупного спроса, принято называть инфляцией спроса. Данный вид инфляции порождается избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство [1, c.153], т.е. когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (повышение спроса на товары), а также в результате роста покупательной способности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами, в результате происходит рост цен. [2, c.136]. Этот феномен иногда можно охарактеризовать таким образом: слишком много денег «охотится» за слишком малым количеством товаров. Анализируя экономику, находящуюся в кризисном состоянии, Кейнс пришел к выводу, что увеличение спроса будет способствовать росту национального дохода и занятости до тех пор, пока не будут исчерпаны имеющиеся возможности лучшего использования производственных факторов. Когда же экономика достигает полной занятости и все имеющиеся в ней резервы полностью задействованы, дальнейшее увеличение спроса может вызвать только рост общего уровня цен. В состоянии полной занятости экономика находится на пределе своих производственных возможностей, а избыточный спрос в этих условиях вызывает инфляцию спроса. Таким образом, в краткосрочном периоде инфляция, вызванная избыточным спросом, вызовет рост уровня цен и увеличение реального выпуска, в долгосрочном периоде произойдет лишь рост уровня цен. [1, c154]. Такая инфляция считается классической. Она характерна для многих стран мира. Инфляция предложения (издержек) возникает из-за роста цен вследствие увеличения издержек производства. [3, c.402]. Увеличение издержек заставляет производителей поднимать цены; рост цен вынуждает рабочих требовать повышения заработной платы; повышения заработной платы одной из категорий работников становится причиной увеличения заработной платы всех других категорий работников. Кумулятивный эффект всех этих процессов ведет к закручиванию инфляционной спирали, остановить которое чрезвычайно трудно. [3, c.211]. Рост издержек может происходить вследствие спада производства, роста цен на сырье, материалы, энергоресурсы, повышения заработной платы, изменения курса валюты, ставок налогов и влияния других факторов. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыль и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. [2, c.137]. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения в свою очередь повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме взвинчиваются цены, издержки. Основные источники инфляции, обусловленной ростом издержек, — это увеличение номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию. В реальности сложно различить инфляцию, вызванную увеличением спроса, и инфляцию, обусловленную ростом издержек. Инфляция спроса приводит к тому, что ряд предприятий вынужден поднять цены на свою продукцию, поскольку увеличились издержки производства (расходы на заработную плату, материальные ресурсы, топливо), хотя в данном, случае для многих фирм инфляция спроса выглядит как инфляция, обусловленная ростом издержек. Трудно определить тип инфляции, не зная первичного источника, т.е. подлинной причины роста цен и зарплаты. [1, c.154-155]. На практике часто одновременно имеют место инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляционные процессы усиливаются при эмиссии бумажных денег, увеличении дефицита госбюджета, снижении платежеспособности предприятий. [2, c.137]. В зависимости от скорости нарастания инфляционных процессов в экономической теории принято выделять следующие виды: по темпам инфляции: умеренную, когда цены растут медленно (менее 10 % в год). Стоимость денег сохраняется. Отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах[1, c.157]. Такая инфляция корректирует цены и в условиях конкуренции рассматривается как благо для экономического развития, так как она побуждает производство необходимых товаров. [2, c.135]. галопирующую, при которой цены растут от 20 до 200 % в год, что создает серьезное напряжение для экономики. Большинство контрактов «привязывается» к росту цен или иностранной валюте, деньги начинают ускоренно материализовываться в товары; гипер- и суперинфляцию, когда цены растут астрономическими темпами. Расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим. Разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества. [1, c.157]. В условиях гипер- и суперинфляции деньги вытесняются из оборота, на смену товарно-денежному обращению приходит бартер. Гиперинфляция – явление редкое для стран с рыночной экономикой, чего нельзя сказать о галопирующей инфляции, которая время от времени разражается даже в промышленно развитых странах (Англии, Германии, Италии и др.). Главная тенденция развитых стран, таких, как США, Япония, - умеренная инфляция. Государственное вмешательство, направленное на регулирование денежного обращения и использование системы налогообложения, позволяет удерживать инфляцию в экономически допустимых рамках. [2, c.135-136]. по характеру протекания: И умеренная, и галопирующая, гиперинфляция и суперинфляция представляют собой тип так называемой открытой инфляции. В отличие от нее при подавленной (скрытой) инфляции роста цен может и не наблюдаться. При этом обесценение денег выражается в дефиците (отсутствие товаров в магазинах госторговли) и очередях в условиях государственного контроля над ценами и неудовлетворенном спросе. [1, c.158]. по степени сбалансированности: Инфляция может быть сбалансированной, т.е. наблюдается умеренный рост цен одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае в соответствии с ежегодным ростом цен возрастает и ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами. Подобная инфляция в экономике ничего не изменяет. Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары. От несбалансированной инфляции страдают, прежде всего, денежное обращение и система налогообложения. [1, c.158]. по признаку ожидаемости: Следует отличать ожидаемую (инерционную) инфляцию от неожидаемой (непредвиденной). Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период. Непредвиденная инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. В ситуации, когда в экономике уже существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает затраты на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике, искажает реальную картину потребностей в обществе и ведет к расстройству хозяйства. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. [1, c.158]. по масштабу охвата: Можно выделить локальную инфляцию, имеющую место в отдельных странах, и мировую, охватывающую группу стран или некоторые регионы. [3, c.404]. 1.2. Экономические и социальные последствия инфляции Инфляция, являясь основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Ее воздействие зависит от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении, происходит “бегство от денег” населения и предприятий. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься еще выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный рост цен на товары разрушает и дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике. Таким образом, инфляция дезорганизует все народное хозяйство. Предприятиям из-за быстрого роста цен не хватает выручки за реализованную продукцию, чтобы рассчитаться с поставщиками ресурсов и комплектующих изделий, выплатить зарплату своим работникам. Стремительное увеличение издержек производства в связи с удорожанием ресурсов лежит в основе дальнейшего роста цен на продукцию и раскручивания инфляционной спирали “цены — зарплата — издержки—цены”. Суть ее в том, что повышение цен на товары и услуги ведет к падению реальных доходов трудящихся. Чтобы остановить их, профсоюзы и наемные работники требуют повышения номинальной заработной платы. Более высокая зарплата повышает издержки производства, что требует повышения цен на продукцию. Изменившиеся цены делают необходимым очередной пересмотр ставок зарплаты и т.д. Так возникает и раскручивается инфляционная спираль. В условиях инфляции начинается кризис взаимных неплатежей, который охватывает все народное хозяйство. В результате продукция не продается, предприятия работают “на склад”, затовариваются и вынужденно останавливаются. Начинается массовое сворачивание производства. Инфляция наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые поступления в бюджет, так и его расходная часть, что побуждает часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует инфляцию. В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Социальные последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения - пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции. Обесцениваются сбережения населения, что подрывает стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает социальную напряженность в обществе. Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги. Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают быть информационным ориентиром для производителей и потребителей, предприниматели не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества. [3, c.405-407]. Социально-экономические последствия инфляции: обесценение и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация денежных средств. Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему государства. Экономика, втянутая в инфляцию, особенно если процесс перерастает в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного и глубокого экономического кризиса. Примером может служить ситуация, сложившаяся в Беларуси в 90-е годы. Для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы. [2, c.138]. 1.3.Антиинфляционная политика В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен Антиинфляционная политика является важнейшим элементом макроэкономического регулирования. [2, c.142]. Так как окончательно избавиться об инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины. Как известно, инфляция вызывается нарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Нарушения равновесия могут быть вызваны либо ростом спроса, либо сокращением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе. В странах СНГ они действуют одновременно, что усложняет борьбу с инфляцией. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно разбить на две группы. К одной относятся мероприятия, которые направлены на сокращение спроса, а к другой — те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства. [3, c.455]. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику - экспансии или сдерживания. Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов. Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса, что в свою очередь ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом. Воздействовать на совокупный спрос можно посредством стимулирования инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым. Политика сдерживания, или рестриктивная политика, направлена на снижение покупательной способности населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций, тем самым, сокращая общий объем совокупного спроса. [1, c.180-181]. 1.4. Прогнозирование инфляции Прогнозированию инфляции в переходный период в странах СНГ стала придаваться особая значимость. В прогнозных расчетах заинтересованы правительство, хозяйствующие субъекты и население. Результаты прогнозов служат основой для работки мер и принятия управленческих решений. Это обусловливает необходимость применения синтеза методов прогнозирования, позволяющих избежать серьезных ошибок в прогнозах. [2, c.138-139]. Для количественной оценки инфляционных процессов применяют показатели инфляции. Инфляция определяется как рост среднего уровня цен. Уровень цен обычно измеряется при помощи индекса цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как , где Р — средний уровень цен в текущем году; — средний уровень цен в прошлом году. Индекс цен — это отношение стоимости опредёленного набора товаров или услуг (рыночной корзины) в данном периоде к стоимости того же самого набора в определенном базовом периоде, умноженное на 100: Индекс цен = стоимость рыночной корзины в данный период / стоимость аналогичной рыночной корзины в базовом периоде [1, c.149-150]. Прогнозирование инфляции можно осуществлять на основе индексов потребительских цен. Индекс потребительских цен часто называют индексом стоимости жизни. По изменениям этого индекса можно судить о том, насколько увеличение доходов или заработной платы обесценивается вследствие роста цен. Индекс потребительских цен рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году): , где и - цены i-го блага соответственно в базисном (0) и текущем (t) периоде - количество i-го блага в базисном периоде[1, c.151]. [2, c.139]. Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется или будет изменяться в текущем (прогнозируемом) периоде по отношению к предыдущему. Однако для характеристики инфляции в условиях несбалансированной экономики только лишь индекса потребительских цен недостаточно. Необходимо учитывать скрытую инфляцию. В этих условиях индекс инфляции можно рассчитать по формуле: , Где - индекс потребительских цен; - коэффициент скрытой инфляции. В свою очередь коэффициент скрытой инфляции. Может быть определен как: или где - прирост неудовлетворенного спроса или вынужденных сбережений; - индекс денежных доходов населения; - индекс товарооборота и услуг. Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной массы. Исходя из классического уравнения денежного обмена ( ), уровень инфляции цен определяется как , Где Р – уровень цен; - денежная масса; - скорость денежного обращения; Q – количество товаров и услуг. [2, c.139-140]. Выделяют и другие индексы: индекс цен производителя (отражает в среднем изменение цен товаров, закупаемых товаропроизводителями на оптовых рынках, т.е. изменение цен, которые платят производители товаров, а не их конечные потребители); дефлятор валового национального продукта (ВНП), или индекс цен ВНП. Дефлятор ВНП рассчитывается по типу индекса Пааше, т.е. индекса, где в качестве весов используется набор благ текущего периода: где - количество i-го блага в текущем периоде. Фактически он равен отношению номинального ВНП к реальному в текущем периоде Дефлятор ВНП более пригоден, чем индекс потребительских цен, для измерения общего уровня цен. Индекс цен ВНП шире, чем индекс потребительских цен, поскольку включает цены не только потребительских товаров и услуг, но и инвестиционных товаров, товаров, приобретаемых правительством, а также товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке. Существование множества индексов цен обусловлено сложностью определения уровня инфляции. Невозможно определить уровень инфляции только с помощью одного индекса. Дело в том, что каждый индекс должен отражать стоимость покупок. В условиях инфляции будут расти все индексы цен, несмотря на их различия. Следует отметить, что в экономике может происходить не только рост общего уровня цен, но и его падение, т.е. инфляция может иметь не только положительное, но и отрицательное значение. Отрицательная инфляция называется дефляцией. Дефляция — устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен. В этом случае деньги «дорожают» и их покупательная способность повышается. Дефляция является не меньшей проблемой для общества, чем инфляция, поскольку она также вносит неопределенность в расчеты тех, кто планирует свое будущее. Кроме того, процесс замедления темпа роста цен (уровня инфляции) называется дезинфляцией. В течение длительного времени колебания общего уровня цен связывались с денежными факторами, повышение или понижение общего уровня цен объяснялось, согласно количественной теории, изменениями объемов денежной массы. [1, c.151-152]. 1.5. Государственное регулирование цен 1.5.1. Ценовая политика Цена является экономической категорией исторического характера. Она возникла тысячи лет назад, когда при обмене товаров стали применяться деньги в качестве меры стоимости и средства обращения. Оставаясь категорией товарного производства, цена меняет свое социально-экономическое содержание вместе с изменением характера товарного производства. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, однако в любом товарном производстве цены отклоняются от стоимости. В переходный период цена складывается под влиянием рынка и государства. К факторам, влияющим на цены в этих условиях, относятся: издержки производства и обращения; соотношение спроса и предложения; конкуренция; качество и полезность продукции; внешнеэкономические факторы (долгосрочные экономические соглашения с другими странами, соглашения по таможенной политике, ценам и тарифам и т.п.); состояние денежного обращения (увеличение массы денег вызывает рост цен); государственное регулирование цен. Нижнюю границу цены, как правило, формируют издержки производства. Каждый предприниматель стремится в первую очередь возместить собственные затраты на производство и реализацию продукции. Цена играет важную роль в экономике. На микроуровне она является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия; на макроуровне формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях. [2, с.116] Цены в условиях рыночных отношений способствуют обеспечению сбалансированности спроса и предложения. Этот процесс сопровождается движением цены (ее снижением или повышением). До всех звеньев экономики и населения должны доводиться сведения об изменении цен, конъюнктуре рынка, предполагаемых инфляционных процессах. Информация служит основой для принятия решений. Цена относится к числу наиболее сложных экономических категорий. В ней перекрещиваются взаимоотношения, экономические интересы коллективов предприятий, различных социальных групп и общества в целом. Поэтому важную роль в управлении процессами ценообразования играют прежде всего разработка и осуществление определенной политики в этой области. Ценовая политика является составной частью социально экономической политики. [2, с.117] Для переходного периода характерна политика либерализации цен. Ее цель создание стимулов для производства и обеспечения структурной трансформации экономики на основе рыночных критериев. Однако для этого должны быть созданы необходимые предпосылки в денежно-кредитной, валютной и налоговой сферах, проведены институциональные изменения. В противном случае либерализация цен приводит к раскручиванию инфляционной спирали, спаду производственной и инвестиционной деятельности и другим негативным явлениям. Ценовая политика должна базироваться на гибком сочетании формирования свободных цен и их частичного государственного регулирования. Степень государственного вмешательства должна дифференцироваться в зависимости от видов товаров и их социальной значимости, состояния конкурентной среды, а также от того, является ли эта продукция отечественной или импортной. Государственная политика в области цен должна быть направлена на защиту интересов потребителей и отечественных производителей в целях обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках. [2, с.118] 1.5.2.Формы, методы и границы государственного вмешательства в экономику Государственное регулирование цен - воздействие на процессы формирования, установления и применения цен и тарифов со стороны государственных органов путем проведения законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации экономических процессов в государстве. [5, с.40]. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный, антиинфляционный характер. Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма товаропроизводителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентируемой на внедрение достижений НТП. В условиях рыночной экономики государственное регулирование цен преследует следующие цели: согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства; Формы и методы государственных ограничений свободы ценообразований предприятий представлены в Приложении 1. Государство использует следующие основные способы фиксации цен: Использование цен прейскурантов. Ряд цен на товары и услуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов. Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100 % в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю — в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводят к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены к дефициту. Замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде. Фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. [5, c.42]. Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий; Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов: • запрет на горизонтальное фиксирование цен — запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне в случае если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. • запрет на вертикальное фиксирование цен — запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле; • запрет на демпинг — запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснять конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок. • запрет на недобросовестную ценовую рекламу — подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару, Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности. К ним можно отнести такие средства, как: принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий; контроль и регулирование доходов населения, другие меры макроэкономической сбалансированности. К основным рычагам прямого ценового регулирования относятся: 1) установление верхнего абсолютного предела цены, «ценового потолка» (самый жесткий рычаг в условиях рынка); 2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости; 3) установление ограничений на посреднические вознаграждения; 4) определение нижнего предела цены, «ценового пола». Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции. Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить размеры отчислений в бюджет. Этот рычаг широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов (в первую очередь акцизов), являющихся важной доходной статьей бюджета. Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. В прогрессивных отраслях рост производства — общенациональная задача. Введение нижнего порога цены лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий — производителей аналогичной прогрессивной продукции. Крайним вариантом прямого ценового регулирования является установление фиксированных цен (цен однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики. [5, с.44] 2. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РБ 2.1. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции. Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. ХХ в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров. В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие сущностные характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса), искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения. Процесс нарастания инфляционной спирали представлен в таблице 2 В Беларуси ИПЦ рассчитывается по фиксированному набору из 314 потребительских товаров, групп товаров и платных услуг. Фиксированный набор потребительских товаров и услуг остается в течение определенного периода неизменным (применительно к условиям Беларуси – в течение года). Расчет ИПЦ осуществляется Министерством статистики и анализа по специальной компьютерной программе. Нарастание инфляционных процессов снизило число платежеспосо6ных предприятий, возросли объемы взаимных платежей, количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике. [8, с.71]. Исследование феномена инфляции в белорусской экономике постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка позволяет выделить следующие: 1) кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами; 2) монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой, и эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма производителя; 3) режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики, и отечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров; 4) “импортируемая’, прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно раскручивание спирали “цены на сырье (особенно на энергоресурсы) — общий уровень цен”. С начала кардинальных экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 4 периода имеющие качественные характеристики: 1) 1991—1994 гг. — снижение всех макроэкономических показателей (1992—1994 гг. — гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен); 2) 1995 —1996 гг. — период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов (приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода — проявление положительной динамики ВВП, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %); 3)1997— 1999 гг. — новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997—1998 гг. — относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %); 4) 2000—2005 гг. — период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. — 5,8%, в 2001 г. — 4,1 %). Разбивка на периоды обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990—2005 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов, 1. С начала реформ и до середины 1993г. основным видом повышения цен в республике была инфляция спроса, факторами которой выступали ценовые диспропорции отражающие деформированность структуры экономики. Из-за обвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить по обязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и, следовательно, росту задолженности. В экономике республики возник кризис неплатежей, другим важным фактором возникновения инфляции были огромные бесконтрольные государственные затраты. Государство поддерживало убыточные предприятия, наращивало госаппарат, шло на не всегда обоснованные социальные расходы, финансировались затраты, которые должны были быть переложены на самих экономических агентов. Увеличение монетарной базы сопровождалось одновременным повышением минимальной заработной платы, что сказывалось на росте издержек. Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом предложения товаров и услуг, и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной и товарной массы способствовал также эффект ожидания инфляции. [8, с.72]. 2. Со второй половины 1993 г. преобладающей формой инфляции в республике становится инфляция издержек. Причинами ее явились повышение цен на российское сырье и энергию до мирового уровня, значительный рост издержек производства, доходов населения в результате увеличения минимальной заработной платы и т.д. Наряду с инфляцией разворачиваются процессы рецессии. 3. 1997—1999 гг. — доминирующим видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий рост индекса потребительских цен над индексом цен производителей промышленной продукции. 4. С 2000 г. инфляции спроса и издержек тесно переплетаются, но структура ее стала преимущественно определяться “инфляцией издержек” (примерно на 75 %), что обусловлено ростом производственных затрат. В реальном секторе экономики наблюдается тенденция снижения важнейшего показателя эффективности производства — уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг который за 2001 г. составил всего лишь 8,2 % против 15,2% в 1999 г. и 22,1 % — в 1992 г., т. е. отмечалось функционирование затратной экономики. Специфика инфляции определяется условиями, в которых протекает процесс воспроизводства. Из-за отсутствия внутреннего стабилизационного механизма динамика инфляционного процесса определяется в основном институциональными и структурными изменениями. Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и обслуживает процессы формирования институтов, собственника, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской экономики, вписывающейся в международное разделение труда. Наряду с причинами инфляции, вытекающими из структуры народнохозяйственного комплекса республики, есть причины и условия развития инфляции, лежащие в “монетарной сфере”. Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики (ДКП) государства, отразившиеся в инфляционных процессах. Высокий рост потребительских цен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание темпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет. Инфляция в Беларуси в 1991 —1995 гг. была порождена в основном кредитно-денежной политикой ее государственно-финансовых органов. Дальнейшее сокращение кредитной эмиссии привело к адекватному снижению в республике инфляции. Значительное ее снижение в 1995 г. (в 6 раз по сравнению с 1994 г.) практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т.д. — оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики. Начало стабилизации экономического положения страны и роста по важнейшим макроэкономическим параметрам было положено в 1996—2000 гг. Изменилось сальдо внешнеторгового оборота — с -4,4% в 1995г. до -1,5% в 2000г: Увеличилась доля негосударственного сектора экономики. В этом пятилетии выделялись две различные тенденции: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода (1996г. первая половина 1998 г.), и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Это обусловлено исчерпанием таких факторов, стимулировавших экономический рост в начале пятилетия, как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен. Причиной обострения инфляционных процессов в 1998—1999 гг. является ДКП, связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями финансового кризиса в России. [8, С.73]. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовало достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г. — к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до 6%) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Это объясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг. Скачать архив (79.5 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |