Главная » Экономика

Развитие внешней торговли между странами в истории экономических учений

Содержание

Введение

. Основные концепции международной торговли между странами

. Возможности применения теорий международной торговли при разработке стратегии выхода на мировой рынок

. Тенденции развития международной торговли с точки зрения современных теорий

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В современных условиях Россия участвует в мировом обмене пока преимущественно путём расширения торговли топливно-сырьевыми ресурсами. Вовлечённость в международную кооперацию производства, торговлю услугами, в международный научно-технический обмен оценивается крайне неудовлетворительно. Закономерно, что в таких условиях процессы наращивания российского экспорта, особенно в части продукции промышленного комплекса как наиболее многопрофильного сектора индустрии, могут стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации экономики страны. В настоящее время структура промышленного производства крайне неэффективна, о чём свидетельствует незначительные объёмы поставок готовой и наукоемкой продукции на внешний рынок. На долю России на сегодняшний день приходится лишь 0,31% мирового производства наукоёмкой продукции, а её удельный вес в национальном экспорте не превышает 1,5% и значительно уступает аналогичным показателям промышленно развитых и ряда развивающихся стран. Указанный круг проблем и направлений объективно требует проведения комплексных исследований и обуславливает важность и актуальность выбранной темы исследования.

Целью исследования является систематизация и анализ экономических учений, объясняющих необходимость внешней торговли между странами, а также ключевые факторы успеха страны на мировом рынке. В соответствии с обозначенной целью в работе были поставлены и решались следующие задачи:

         рассмотреть основные теоретические подходы, объясняющие роль международной торговли в системе международных экономических отношений; рассмотреть современное состояние и особенности развития международной торговли и связать данные тенденции с гипотезами, выдвигаемыми в современных теоретических трудах.

Теоретической и методологической основой исследования послужили зарубежные и отечественные исследования по ряду важнейших направлений исследования в области развития международных рынков. Информационной базой работы послужили справочно-статистические материалы Госкомстата РФ, обзоры экономической политики, подготовленные Минэкономразвития и торговли РФ, а также информационные и аналитические публикации научно-исследовательских учреждений, информационных агентств и служб, экспертные оценки и расчеты исследователей и практиков.

Исследование опирается также на труды российских ученых, посвященные экономике и внешнеэкономической деятельности зарубежных стран, а также волоконно-оптической промышленности: Ларин Ю.Т., Ильин А.А., Нестерко В.А., Фаминского И.П. и др. Из трудов зарубежных исследователей следует выделить работы П. Кругмана, К. Ланкастера, М. Познера, М. Портера, П. Самуэльсона и др.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 80-х гг. XX столетия до сегодняшнего дня. В исследовании применялся метод сравнительного анализа.

1. Основные концепции международной торговли между странами

В современном мире ни одно государство не может существовать в экономической изоляции. Все аспекты национальной экономики, включая производство товаров и услуг, уровень дохода и безработицу, стандарты жизни, связаны с национальными экономиками его торговых партнеров. Эти связи принимают форму международного движения товаров и услуг, труда, инвестиций и технологий. Международная торговля - система международных товарно-денежных отношений <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, складывающаяся из внешней торговли <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F> всех стран <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0> мира <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F>.

Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA> в XVI <http://ru.wikipedia.org/wiki/XVI>-XVIII веках <http://ru.wikipedia.org/wiki/XVIII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>. Термин международная торговля впервые использовал в XII веке <http://ru.wikipedia.org/wiki/XII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> итальянский <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F> ученый-экономист Антонио Маргаретти, автор экономического трактата «Власть народных масс на Севере Италии». На сегодня развитие международной торговли - один из важных факторов развития мировой экономики <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0> Нового времени <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F>.

Международная торговля представляет собой исторически первую, наиболее развитую и распространенную форму международных экономических отношений. Ее влияние на экономику стран значительно и крупномасштабно. В настоящее время активное участие стран в мировой торговле связано со значительным повышением эффективности ее экономики: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, использовать мировые достижения науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Международная торговля в настоящее время развивается под воздействием ведущей тенденции мировой экономики - глобализации. Это тенденция будет определять ее развитие ХХI в. Причем, международная торговля является одним из основных направлений глобализации экономической деятельности, которая оказывает не только громадное влияние на экономическую жизнь, но и влечет за собой далеко идущие политические социальные последствия.

В этом аспекте значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую актуальность эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле. Вопросам анализа теорий международной торговли посвящено значительное число работ отечественных и зарубежных экономистов.

К классическим теориям международной торговли относят теорию сравнительных и относительных преимуществ и теорию Хекшера-Олина, объясняющие причины уклада и структуры международной торговли.

В частности, доказывается, что страна имеет сравнительное преимущество в производстве продуктов, для выпуска которых интенсивно используются те ресурсы (факторы производства), которыми национальная экономики располагает в избытке. При этом до настоящего времени эмпирическое подтверждение данной теории не нашло подтверждения.

Допущением для этой теории являются то, что торговля осуществляется двумя товарами между двумя странами, а также ряд других отмеченных выше допущений. Этот вариант позволяет условно рассматривать вторую страну, как остальной мир и практически оценивать выгоды от международной торговли (изменения экспорта/импорта до и после товарообмена).

Поскольку классическая модель сильно упрощена, она даёт возможность понять направление развития двусторонней торговли при наличии в странах приблизительно равных факторов и сделать общие оценки. Развитие теории сравнительных преимуществ для расширенного ассортимента товаров позволило увязывать эффективный ассортимент производства с относительной зарплатой рабочих, тем самым находить оптимальный характер торговли (при условии приблизительной эквивалентности прочих факторов).

Значительные искажения модели сравнительных преимуществ возможны из-за отсутствия учёта транспортных расходов, тарифов (квот, барьеров), в результате развития новых технологий, в связи с различиями в мобильности факторов производства. Последнее условие является очень важным даже в рамках теории сравнительных преимуществ, т.к. перемещение трудовых ресурсов из одной отрасли в другую связано с высокими издержками по переобучению, географическому перемещению и по срокам.

Из последнего вытекает важный вывод, который необходимо учитывать при анализе большинства моделей международной торговли, - это не только мобильность факторов, но и другой фактор, который имеет очень важное значение - фактор времени.

В модели Хекшера-Олина одновременно с исходными ограничениями необходимо учитывать различия в квалификации рабочей силы и использование в промышленном производстве капиталоёмкого сырья (следствие парадокса Леонтьева). Серьёзной проблемой для выравнивания цен на факторы как одного из наиболее важных результатов теории пропорциональных факторов, в отдельных случаях служит предположение теории Хекшера-Олина об использовании одинаковых технологий. К другим причинам, искажающим результаты, относят различия в объёмах ресурсов, действие неучтённых таможенных пошлин. Тем не менее, модель пропорциональных факторов позволяет выполнить анализ распределения доходов, получаемых от внешней торговли.

Стандартная модель международной торговли обладает универсальными свойствами, которые позволяют проводить комбинированный анализ торговли с учётом преимуществ классической модели.

Одной из упрощающих модель предположений связано с одинаковыми потребительскими предпочтениями населения. В частности, анализ применения инструментов регулирования внешней торговли с помощью стандартной модели показал, что применение импортных пошлин приводит к улучшению условий внешней торговли страны и к потерям других стран в международной торговле.

В случае применения экспортной субсидии национальная экономика понесёт убытки от внешней торговли и от искажения производственных и потребительских стимулов в случае, когда одна экономика экспортирует товар, импортируемый другой страной, и наоборот. Соответственно, страны остального мира получат выигрыш за счёт этого ухудшения.

На практике, когда в торговле с одной страной участвуют многие другие страны, возможен обратный результат: если одна из стран субсидирует экспорт, который конкурирует с экспортом другой страны, субсидия приведёт к убыткам страны-партнёра. Эту ситуацию хорошо иллюстрирует экспортная политика стран ЕС, которая стимулирует экспорт излишков собственной продукции за счёт экспортных субсидий.

Эффект иммобильности факторов и разной интенсивности их использования в отраслях может оказывать значительное влияние на изменение относительных цен товаров и распределение доходов. Иначе говоря, импортная пошлина улучшает в стране условия торговли (повышает цену её экспортной продукции) настолько, что даже после применения ставки пошлины, внутренняя относительная цена импортного товара будет более низкой. Таким же образом, экспортная субсидия ухудшает условия внешней торговли так, что внутренняя относительная цена экспортного товара снизится, даже несмотря на субсидии.

Этот эффект получил название парадокса Метцлера.

Теория эффекта масштаба. Одной из главных предпосылок, отличающих эту теорию от рассмотренных выше, состоит в том, что действие эффекта масштаба обуславливает несовершенную конкуренцию. Крупные компании получают определённое преимущество по сравнению с мелкими, вследствие чего доминирующее положение на рынке занимают одна (монополия) или несколько крупных компаний (олигополия).

Не выглядит убедительным объяснением в рамках теории современное развитие внутриотраслевой международной торговли и рост ассортимента продукции внутри отрасли.

С одной стороны, теория утверждает, что "экономия, обусловленная эффектом масштаба, делает выгодной специализацию на выпуске ограниченного ассортимента товаров и услуг". С другой стороны, характер рынка монополистической конкуренции предполагает преобладание на рынке ограниченного числа крупных фирм, то есть при условии ограниченного количества компаний, ориентированных на выпуск узкого набора товаров, достаточно трудно комментировать рост ассортимента только за счёт выпуска национальных производителей. Расширение потребительского ассортимента, в соответствии с теорией, достигается за счёт роста внешнего предложения.

Рост импортного ассортимента может, согласно логике теории, происходить за счёт расширения числа стран, участвующих в международном обмене с данной страной. На практике основные объёмы внутриотраслевого товарообмена приходятся на торговлю между развитыми странами, между которыми продолжительное время существуют прочные торговые связи и число которых достаточно стабильно. Даже, допуская расширение внутриотраслевой торговли с восточно-азиатскими странами (по определению Всемирного банка - высокоразвитые азиатские экономики), довольно трудно найти аргументы в рамках теории, наблюдаемым тенденциям роста внутреннего ассортимента.

Бесспорно, эффект масштаба в экономике играет важнейшую роль, однако можно предположить, что, масштаб, измеряемый только количеством одноименной продукции может быть одним из параметров проявления масштаба как экономической категории. Другим параметром, вероятно, является ассортимент, или количество наименований выпускаемой продукции, скорее всего связанных между собой в силу схожести их функционального назначения, либо по группе их потребителей и т.д.

Теория международной торговли также основывается на предложенной шведским экономистом С. Лидманом идее о том, что международная торговля промышленными товарами происходит в результате сходства между предпочтениями потребителей из разных стран, находящихся на одном и том же уровне экономического развития.

Согласно теории Лидмана, сначала компании производят товары для того, чтобы удовлетворить спрос на отечественном рынке, при этом в процессе поиска новых возможностей для сбыта этих товаров обнаруживается, что наиболее перспективные зарубежные рынки находятся в тех странах, в которых предпочтения потребителей аналогичны специфике спроса внутреннего рынка. Согласно теории подобия стран, торговля промышленными товарами должна происходить главным образом между странами со сравнимым уровнем душевого дохода.

Теория подобия стран особенно значима для изучения процесса торговли дифференцированными товарами, такими как автомобили и оборудование. В процессе принятия потребителями решений о приобретении товаров этой категории большую роль играет узнаваемость бренда и репутация продукта на рынке.

Также значимой является теория жизненного цикла продукта, которая была разработана в сфере изучения рыночной конъюнктуры для описания эволюции стратегий продвижения продукта по мере прохождения продуктом различных стадий жизненного цикла. В дальнейшем она была развита в 60-е гг. Р. Верноном. Согласно данной концепции, можно определить роль инноваций при выходе на международные рынки и оценить не только сравнительное преимущество производства продукта, но и стратегические действия конкурентов в процессе принятия решений относительно международного производства, международной торговли и международных инвестиций. Согласно теории Вернона, международный жизненный цикл продукта состоит из трех стадий: стадии освоения нового продукта, стадии зрелости и стадии стандартизации продукта. На первой стадии жизненного цикла продукта, или стадии освоения нового продукта, в компании происходит разработка и внедрение нового изделия в ответ на возникновение потребности в этом продукте на отечественном рынке. Так как продукт является инновационным, не очевидно, возможно ли возникновение рынка, на котором может существовать платежеспособный спрос на данную продукцию. Так, изучение потребностей позволит изучить реакцию потребителей на появление нового продукта и определить, соответствует ли этот продукт существующим или потенциальным возможностям клиентов. Очевидно, что на первоначальном этапе производство продукта целесообразно размещать в стране, в которой были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке данного изделия. Данная практика была подтверждена вертикально интегрированными субъектами промышленно развитых стран. Так, первый этап апробации технологий на внутреннем рынке проводят все продукты машиностроения.

На следующем этапе жизненного цикла из-за ограниченного размера внутреннего рынка и стремления к максимизации инвестиций, поскольку размер рынка по-прежнему остается неопределенным, компания стремится минимизировать свои инвестиции в производственные мощности по выпуску продукта. Практически вся продукция, выпущенная на этом этапе, продается на отечественном рынке, а объем экспортных продаж ограничен.

На третьей стадии жизненного цикла продукта, стадии стандартизации, происходит стабилизация рынка сбыта этого продукта и ввиду необходимости минимизации затрат на его производство появляется необходимость максимально возможного снижения уровня издержек, основным способом из которых является перенос производства на предприятия, расположенные в странах с более низким уровнем оплаты труда. Так, например, многие компании переносят производство в страны СНГ - Казахстан и Украину - с целью удовлетворения платежеспособного спроса в Российской Федерации. В результате начинается процесс импорта продукта на отечественный рынок компании, которая на первоначальном этапе занималась его внедрением. В некоторых случаях такой процесс может привести в результате к полному прекращению производства продукта на отечественных предприятиях.

Таким образом, концепцией формирования стратегии ассортимента является апробация на внутреннем рынке инновационных товаров перед выходом на международные рынки.

Возможность определения взаимосвязей между применением технологий, внедрением инноваций и ростом или другими позитивными изменениями в международной торговле представляет собой весьма актуальную сферу научных исследований, в т.ч. в области торговли сельскохозяйственной продукцией. В частности, исследование Р. Эвенсона, Д. Хоука и В. Руттана также было посвящено анализу взаимосвязи между изменениями в торговле бананами, рисом и сахарным тростником и ростом производительности и урожайности на основе применения интенсивных технологий.

Теория "технологического разрыва". Изучая внутриотраслевой обмен между странами, имеющими схожую экономическую структуру, американский экономист М. Познер (1961) обратил внимание на наличие определённого временного лага между производством и экспортом одинаковых изделий в различных странах. Подробное изучение проблемы привело к построению идеологической канвы для теории технологического разрыва.

Из предположения о том, что некоторое технологическое новшество, позволяющее производить товар (или товары) с меньшими издержками, появляется в одной стране, следует, что рыночный субъект, обладающий монополией на новшество, будет получать дополнительную прибыль, в т.ч. за счёт экспорта товара (или товаров). Если же речь идёт о новом продукте, то монополия на его производство будет иметь качественно иное значение, поскольку продукт может иметь огромный спрос, производитель получит добавочную прибыль. Между странами, которые обладают и не обладают новшеством, образуется т.н. "технологический разрыв". По истечении некоторого времени технология становится известной, и другие страны начинают копировать новшество. Однако, в течение "разрыва" страна-новатор может получать дополнительную прибыль. Таким образом, концепция "технологического разрыва" основывается на том, что при равном обеспечении стран факторами производства, развитие торговли между странами инициируют технические изменения, возникающие в одной из отраслей торгующих стран.

Г. Хафбауер осуществил творческое развитие технологических концепций, и в его работе было установлено, что возраст продукта, эффект масштаба, дифференциацию продуктов можно выразить одной характеристикой - добавленной стоимостью на человека.

Теория конкурентных преимуществ является одной из последних теорий, вызвавших повышенный интерес со стороны экономистов. Эта теория охватывает широкий круг вопросов, однако к числу узловых проблем следует отнести изучение конкурентоспособности на уровне страны, отрасли, региона, компании в отраслях с высокими технологиями.

В отличие от классической теории и её дополнений, объясняющих конкурентные преимущества стран на основе факторов производства: трудовых и природных ресурсов, которые имеются в достатке, теория конкурентных преимуществ ставила целью объяснить преимущества стран в масштабах современной экономики, в условиях глобализации конкуренции и отраслях с высокими технологиями.

Основой теории конкурентных преимуществ послужили исследования некоторых отраслей в десяти странах, оказывающих значительное влияние на мировой рынок. Три из них являются ведущими индустриальными державами (США, Япония, Германия). Целью работы была попытка выделить силы, формирующие основу национального конкурентного преимущества. Для этого сначала идентифицировались отрасли, в которых национальные компании добились успеха на международном уровне. Отрасль считалась успешно функционирующей в международных масштабах, если она имела конкурентные преимущества по отношению к наиболее конкурентоспособным участникам мирового рынка. Затем проводились исследования, связанные с зарождением отрасли в каждом из исследуемых государств и последующим её развитием. Исследования позволили получить следующие результаты.

. Конкурентоспособность обусловлена эффективностью компаний по использованию мощностей при производстве товаров и услуг.

. Производительность заложена в национальном и региональном окружении страны.

. Конкурентоспособность конкретной страны тесно увязана со способностью национальной промышленности к инновациям и модернизации.

. В современных экономических условиях роль правительства, главным образом, состоит в создании необходимых условий для активизации деятельности компаний, и она постоянно возрастает.

В связи с тем, что до настоящего времени отсутствует не только теория, но и понятие конкурентоспособной страны, М. Портер в качестве основного элемента, который обуславливает конкурентоспособность на национальном уровне, называет производительность. Производительность - это объем выпуска продукции, производимой единицей затраченного труда или капитала. И если основная цель государства состоит в обеспечении высокого, динамично растущего уровня жизни для своих граждан, то этот уровень зависит от способности национальных компаний достигать высокого уровня производительности.

2. Возможности применения теорий международной торговли при разработке стратегии выхода на мировой рынок

Национальные компании повышают производительность путём улучшения качества продукции, применения новых технологий и т.д. В некоторых случаях наряду с объективными выгодами, международная торговля и иностранные инвестиции могут препятствовать росту производительности. Отрасль понесёт потери, если её производительность будет ниже, чем производительность в этой же отрасли у торгового партнера. Поэтому неспособность государства к конкуренции в отраслях с высокой производительностью и высокой заработной платой, приводит к снижению уровня жизни.

Наиболее важным из аспектов конкурентных преимуществ М.Портер выделяет конкуренцию на внутреннем рынке, т.к. именно внутренняя конкуренция вынуждает компании вводить новшества и совершенствоваться, улучшать качество, а также создавать новые продукты. Географическая концентрация усиливает внутреннюю конкуренцию, приводит конкурентную борьбу на уровень её максимальной интенсивности. Внутренняя конкуренция и географическая концентрация значительно усиливают конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Из практики следует, что страна редко имеет одну конкурентоспособную отрасль. В соответствии с положениями теории конкурентных преимуществ конкурентоспособные отрасли связаны между собой вертикальными (покупатель-продавец) и горизонтальными (общие потребители, технологии, каналы) связями. Одна конкурентоспособная отрасль способствует возникновению другой, и таким образом образуются кластеры. Кластер, или промышленная группа - представляет собой географически соседствующие взаимосвязанные компании и связанные с ними организации, действующие в определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга. М. Портер подчёркивает, что незначительное количество кластеров в развивающейся экономике обуславливает стремление компаний к монополистическому поведению, которое замедляет развитие кластера. Для развивающейся (или переходной) экономики экономическая деятельность имеет тенденцию концентрироваться вокруг больших городов, что вызвано отсутствием необходимой инфраструктуры.

Роль правительства согласно теории М. Портера состоит в том, что оно является катализатором деятельности компаний, подталкивает их к росту уровня конкуренции.

В 80-е гг. исследователи П. Кругман и К. Ланкастер разработали новые теоретические принципы описания закономерностей международной торговли. Согласно этой теории, компании стремятся к получению устойчивых конкурентных преимуществ, которые впоследствии могут быть использованы для обеспечения выхода на международный рынок. В частности, согласно исследованиям Кругмана, в распоряжении компаний, принимающих участие в конкурентной борьбе на международном рынке, есть ряд способов получения устойчивых конкурентных преимуществ с помощью таких методов, как:

− наличие у компании прав на интеллектуальную собственность;

− инвестиции в научно-исследовательские опытно-конструкторские работы;

− получение экономии от масштаба или от диверсификации деятельности;

− использование возможностей, обеспечиваемых кривой опыта.

Компания, которая имеет права на интеллектуальную собственность (обладает правами на торговую марку и фирменное название, а также имеет патенты и авторские права на различные изобретения), во многих случаях получает существенные преимущества перед своими конкурентами. При этом инвестиции в научно-исследовательские разработки - это основной компонент общего объема затрат на производство высокотехнологичных продуктов. Из-за высоких начальных издержек другие компании могут быть неконкурентоспособны по сравнению с признанными лидерами в этих отраслях.

Согласно теории глобальной стратегической конкуренции, торговые потоки на международном рынке формируются в зависимости от того, какие компании вкладывают необходимые средства в НИОКР. Компании, осуществляющие сбыт своей продукции на больших сегментах внутреннего рынка, имеют возможность изучить потребности местных потребителей, поэтому такие участники рынка обладают преимуществами перед своими иностранными конкурентами на рынках товаров, производство которых основано на использовании высоких технологий. Обратная связь с потребителями позволяет таким компаниям вносить необходимые коррективы в конструкцию изделий еще на стадии НИОКР, что позволяет им лучше удовлетворять нужды отечественных потребителей. Впоследствии этот опыт может быть использован для удовлетворения нужд иностранных потребителей.

Экономия от расширения масштабов производства или экономия от диверсификации производства предоставляет компаниям возможность достижения устойчивых конкурентных преимуществ на международном рынке. Экономия от масштаба имеет место в случае, когда средний объем издержек на производство продукта снижается по мере увеличения количества единиц продукции, выпущенных одной компанией. Данный вид снижения издержек имеет место в случае, когда средний объем издержек на производство продукта снижается по мере увеличения количества различных продуктов, выпускаемых в рамках одной компании.

Экономия от масштаба или от диверсификации деятельности позволяет компаниям обеспечить достаточно низкие средние издержки на производство одной единицы продукции, что дает им преимущество перед конкурентами, действующими на мировом рынке. Достижение преимуществ за счет данного фактора весьма ограничено на современном этапе, так как товары российского машиностроения пользуются спросом только в штучном или серийном производстве. Согласно теории стратегического конкурентного преимущества П. Кругмана и К. Ланкастера, при формировании стратегии выхода на международный рынок необходимо использовать потенциал патентного права на НИОКР (табл. 1).

Табл. 1. Возможности применения теорий международной торговли при разработке стратегии выхода на мировой рынок

Авторы

Основные выводы

Классические теории международной торговли

Теория абсолютных издержек

А. Смит

если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-либо товаром по более дешевой цене, чем ты в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.

Теория сравнительных и относительных преимуществ

Д. Рикардо Дж. Ст. Милль

стране выгодно продавать те товары, национальные издержки производства которых относительно ниже, чем по другим товарам, и покупать товары, издержки производства которых в данной стране относительно выше

Неоклассическая теория

Теория соотношения факторов производства

Э. Хекшер Б. Олин П. Самуэльсон

выравнивание цен факторов является важным процессом стимулирования международной торговли, т.к. способствует в целях получения наибольшей прибыли, расширению круга экспортных отраслей, более глубокого их проникновения в международное разделение труда с учетом вновь возникших сравнительных преимуществ отдельных факторов производства

Теорема Столпера-Самуэльсона

международная торговля не только реализует преимущества факторов, но и оказывает влияние на цены факторов производства. Так международная торговля сокращает реальные доходы труда и увеличивает реальные доходы капитала в капиталонасыщенных странах

Теория Т. Рыбчинского

Сектор интенсивного использования “подешевевшего” фактора производства “оттягивает” мобильные факторы производства из других секторов экономики

Теория пересекающегося спроса

С. Линдер

реальный спрос подкреплён высоким уровнем дохода, который позволяет приобретать более качественный товар. Таким образом, наибольшее пересечение структур спроса в странах-партнёрах, основанных на высоком уровне дохода, является залогом более интенсивной взаимной торговли

Теория "жизненного цикла продукта"

Р. Вернон Р. Эвенсон Д. Хоук В. Руттан

определение взаимосвязей между применением технологий, внедрением инноваций и ростом или другими позитивными изменениями в международной торговле концепцией формирования стратегии ассортимента является апробация на внутреннем рынке инновационных товаров перед выходом на международные рынки

Теория "технологического разрыва"

Познер

технические новшества, приобретенные одной страной, позволяют ей иметь сравнительные преимущества в соответствующей отрасли, производя товары с меньшими издержками и, таким образом, выигрывать конкурентную борьбу на мировых рынках. Экспорт этого товара из страны-производства на мировой рынок будет продолжаться до момента, пока другие страны не преодолеют технологический разрыв в этой отрасли. После нивелирования технологического разрыва, по мнению Познера, исчезают причины для развития торговли данным товаром

Г. Хафбауер

введя понятие имитационного лага, т.е. определенного ограниченного периода времени, в течение которого страна может использовать временное технологическое превосходство для получения сравнительных преимуществ в производстве высокотехнологических товаров. Возраст продукта, эффект масштаба, дифференциацию продуктов можно выразить одной характеристикой - добавленной стоимостью на человека

Теория конкурентных преимуществ

М.Портер

стратегическим направлением деятельности страны должно быть инновационная диверсификация производства, которая более эффективна, чем меры по реструктуризации и снижению затрат

Теории глобальной стратегической конкуренции

П. Кругман К. Ланкастер

компании стремятся к получению устойчивых конкурентных преимуществ, которые впоследствии могут быть использованы для обеспечения выхода на международный рынок торговые потоки на международном рынке формируются в зависимости от того, какие компании вкладывают необходимые средства в НИОКР

. Тенденции развития международной торговли с точки зрения современных теорий

Как показал анализ, современные исследования в области теории международной торговли основаны на изучении роли отдельных компаний в осуществлении внешнеторгового обмена. Так, в основе современных теорий международной торговли лежат следующие постулаты:

) повышение роли многонациональных корпораций в послевоенной международной экономике;

) классические теории международной торговли не могут предсказать существование и развитие внутриотраслевой торговли между разными странами;

) ограниченные возможности эмпирического подтверждения теории Хекшера-Олина.

В процессе анализа торговых потоков в соответствии с современными теориями международной торговли (в отличие от классических теорий) учитываются такие факторы, как качество товаров, технология их производства, узнаваемость торговой марки и лояльность потребителей.

Данные вопросы актуальны, так как по расчетам ЮНКТАД, 80% объемов мировой торговли приходится на цепочки создания добавленной стоимости, которые контролируют несколько десятков транснациональных корпораций. Корпорации способствуют прогрессу развивающихся стран, размещая линии по производству своей продукции по всему миру, и именно от них зависят темпы экономического роста и появление в экономике новых технологий

Научный руководитель CERP Ричард Болдуин, подчеркивает, что современные корпорации, создавая глобальные цепочки поставок, формируют новые правила мировой торговли и, фактически, оставляют на обочине прогресса те страны, которым эти правила не нравятся. Данный факт подчеркивает правильность выводов еще одной теории последних лет - теории зависимости (теории зависимого развития). Основоположники данной теории Ханс Зингер <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%81_%D0%97%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%80> и Рауль Пребиш <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8C_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%88> в своих публикациях (1949 г.) доказывают, что экономическая отсталость и политическая нестабильность слаборазвитых <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80>, развивающихся <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F%D1%81%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0> стран является результатом их интеграции в мировую экономику <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0> и систематического давления развитых держав <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B>. Центральное положение теории зависимости - что неразвитые государства «периферии» <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%C2%AB%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F%C2%BB> беднеют в результате того, что их ресурсы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B> и капитал <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB> утекают в богатые страны «центра» <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%C2%AB%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F%C2%BB>.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) тоже внесла вклад в изучение корпоративного могущества и установила, что от объема заказов, размещенных корпорациями в той или иной стране зависит скорость развития экономик, объемы их внешней торговли и место в мировой системе разделения труда.

Для каждой отдельной страны доля добавленной стоимости в ее экспорте показывает, насколько ее промышленность и экспорт зависят от импорта из других стран. А также, насколько экономика страны специализирована на конкретном производстве и каково ее место в мировой производственной цепочке. Так, лидер в международной торговле - страны ЕС, в их экспорте доля добавленной стоимости 39% - это одно из самых высоких значений в мире. На торговлю внутри союза приходится 70% всей торговли ЕС. Для США доля добавленной за границей стоимости в экспортных товарах составляет всего 11%, а для Японии - 18%. Доля добавленной за границей стоимости в экспорте развивающихся стран составляет 25% - это ниже среднего мирового значения, но больше, чем у США или Японии. Сильней всего зависят от импорта деталей и сырья экономики Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Латинской Америки (рис. 1).

Среди 25 крупнейших мировых экспортеров есть страны с совершенно разным сочетанием добавленной стоимости, произведенной внутри и за пределами страны. Крупные экономики вроде США и Японии полагаются в основном на развитые промышленные цепочки внутри страны. Правда, Великобритания, Китай и Германия являются исключениями из этого правила.

Рис. 1. Экспорт многих стран зависит от импорта из других

Россия и Саудовская Аравия, экспортирующие нефть, не слишком зависят от импорта оборудования, необходимого для ее производства (его стоимость - лишь небольшая часть цены экспорта). То же касается и Индии, экспортирующей услуги. Этим странам просто не нужны импортные компоненты. Однако, многие страны ориентируются на промежуточное производство или сборку, для них доля добавленной стоимости, произведенной внутри страны, будет меньше - это Нидерланды, Гонконг, Сингапур и другие.

Таким образом, мы видим, что нынешняя структура международной торговли во многом связана с производственными цепочками ТНК. Поэтому накопленные ПИИ в стране и ее уровень участия в мировых цепочках создания стоимости сильно зависят друг от друга, что еще раз подтверждает роль корпораций в мировых цепочках создания стоимости. Это видно на примере бедных стран, которым инвестиции корпораций позволяют интегрироваться в мировое производство и торговлю. Страны, в которые корпорации инвестировали средства, выигрывают: они больше вовлечены в мировую торговлю и разделение производства, вклад товаров с высокой добавленной стоимостью в их ВВП выше.

Однако многие страны убедились, что это не панацея. Корпорации часто предпочитают собирать продукцию в стране, ничего в ней не производя. В этом случае эффект от вовлечения страны в производственную цепочку будет очень ограниченным.

Тем не менее, статистика показывает, что вовлечение страны в производственную цепочку обычно сопровождается ускорением роста ее экономики. Индонезия, Китай, Таиланд смогли использовать этот фактор, чтобы создать мощное производство внутри страны, после чего поднялись "вверх" по цепочке, и в данном случае мы видим противоречие теории зависимости.

международный торговля стратегия рынок

Заключение

Внешняя торговля продолжает оставаться одной из наиболее эффективных сфер отечественной экономики. Повышение роли внешней торговли как фактора экономического роста страны требует совершенствования механизма, позволяющего сочетать национальные, государственные и корпоративные интересы. Современное состояние экономики России требует нового подхода к организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность должна быть теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, повышение ее инновационности, совершенствование структуры экономики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции - на это должна быть ориентирована деятельность внешнеторгового комплекса России.

В течение ряда лет рост ВВП России более чем наполовину достигается за счет расширения экспорта. Таможенные платежи составили около 40% налоговых поступлений в федеральный бюджет. На экспорт поставляется более 24% производимой в стране промышленной продукции. По некоторым ее видам экспортная квота достигла весьма значительных размеров: по нефти - более 55%, природному газу - около 35, .нефтепродуктам - более 40, необработанным лесоматериалам - около 55, минеральным удобрениям- 75, целлюлозе - около 80%. Важную роль в обеспечении воспроизводственного процесса в России играет и импорт. Его доля в общем объеме ресурсов, предназначенных для реализации на внутреннем рынке, в последние 10-12 лет составляет свыше 20%. Однако удельный вес страны в международной торговле в целом незначителен: в экспорте - примерно 2%, в импорте - 1%.

При этом резко возросла зависимость отечественной экономики от внешних факторов - конъюнктуры мировых товарных рынков, условий сбыта экспортных товаров. Непомерно усиливается на ряде направлений роль импорта в удовлетворении внутренних потребностей в продукции как производственного, так и потребительского назначения. В потреблении инновационной продукции на внутреннем рынке импортная продукция играет значительную роль. Все это придает особую значимость внешнеэкономическим аспектам обеспечения инновационного экономического роста.

Список используемой литературы

Монографии, книги

.        Бурмистров В.Н. Международная торговля - М.: Весть, 2008;

.        Вавилова Е.В., Бородулина Л.П. Международная торговля.- М: Гардарики, 2006, с.17-18.

.        Волгина Н.А. Международная экономика - М.: Эксмо, 2006,

.        Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М.: Международные отношения, 2002. - 416 с.

.        Кругман П. Р. Международная экономика. Теория и политика: учеб. для студентов вузов по экон. спец. / П. Р. Кругман, М. Обстфельд; Пер. с англ. под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова. - М., Экон. фак. МГУ; ЮНИТИ. - 2007.

.        Международные экономические отношения/Под ред. И.П. Фаминского - М.: Экономистъ, 2004;

.        Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2002. - 496

.        Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч. В 3 т. Т. 1. М., 1955. С. 116-117.

.        Сельцовский В.Л. Внешнеторговая стратегия России в современной системе мирохозяйственных связей: методологические аспекты количественных оценок. - М.: Весть, 2008, с. 269-273.

.        Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1962. С. 333

.        Трухачев В.И., Лякшиева И.Н., Ерохин В.Л., Международная торговля. - М.: Финансы и статистика, 2006, с.40.

Материалы периодических изданий

.        Базирова М.Р. Современные теории мировой торговли и стратегия выхода на международные рынки: на примере машиностроения//Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2011, №1

.        Борисов С. На сырье надежды мало // Экономист, 2011, №2, с.33

.        Драчева Е.Л., Либман A.M. Проблемы глобализации и интеграции международного бизнеса и их влияние на российскую экономику//Менеджмент в России и за рубежом, 2008, .№4.

.        Иванова Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития.// МЭиМО, 2009, №2,с.15-19.;

.        Геоэкономика и конкурентоспособность России (научно-концептуальные основы геоэкономической политики России) / под общ. ред. Э.Г. Кочетова. М., 2010.

.        Загашвили В. Интеграция России в мировое хозяйство // Российский экономический журнал, 2012, №8, с.24

.        Нарзикулов Р. Нефть, газ и внешняя политика России // Эксперт, 2012, №5, с.78

.        Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-М.: ИНФРА-М, 2008

.        Сельцовский В.Л. Концептуальные основы теорий международной торговли//Российский внешнеэкономический вестник, 2008, №12, с. 23-34

.        Смирнова А.А. Международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Аналитический обзор. Госдума, 2012. - 12 с.

.        Экономический доклад Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» - Итоги 2012 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора

Интернет-источники

.        Внешнеэкономическая стратегия России до 2020 года. Электронный ресурс. Министерство экономического развития России. URL: http://www.economy.gov.ru/

24.    www.iet.ru <http://www.iet.ru>

.        www.businesspravo.ru <http://www.businesspravo.ru>

.        www.id-market.ru <http://www.id-market.ru>

.        <http://rccnews.ru/Rus/Plastics/?ID=51656&4Print=1>

.        <http://www.ruscable.ru>

.        http://www.olitve.ru

Зарубежные издания

.        Carbaugh R. J. International economics, 14th edition. - South-Western College Pub, 2008. - 568 p.

.        Dunn R. M., Mutti J. H., Jr., Dunn R. M. International Economics. Fifth Edition. - Routledge, 2004.

.        Frieden J. International Political Economy: Perspectives on Global Power and Wealth. - Routledge, 1999.

.        Grubel H., Lloyd P. The Empirical Measurement of Intra-Industry Trade// Intra-Industry Trade/ edited by Peter J.Lloyd and Herbert G.Grubel - Cheltencham (UK): An Elgar Collection, 2003.

.        Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. New York: The Free Press. London: Macmillan Press, 1990. On competition. Cambridge, Massachusetts: Harvard Business School Press, 1998, p. 15-27.


Скачать архив (50.2 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: