Главная » Экономика

Открытость и безопасность экономики в условиях внешней торговли

Введение

1. Внешнеэкономические связи России

.1 Понятие производственного потенциала страны

.2 Регулирование внешней торговли России

2. Открытость и безопасность экономики в условиях внешней торговли

.1 Пути развития экономического потенциала и повышение конкурентоспособности Российской продукции во внешней торговле

.2 Внешняя торговля России в условиях вступления в Таможенный союз

3. Перспективы на 2012-2013 г.

.1 Пути стимулирования внешней торговли России

.2 Анализ динамики внешней торговли

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На рубеже XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что по мере становления в России рыночной экономики происходит возрастание экономической открытости, и этот процесс меняет соотношение внутренних и внешних факторов социально-экономического развития страны.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале.

Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Следовательно, социально-экономическое развитие, в особенности стран, переживающих переходный период, испытывает усиление воздействия внешних факторов. При интенсификации международного обмена государство способно увеличивать ВВП в размерах больших, чем это позволяет национальная воспроизводственная база. Квалифицированное использование внешней торговли содействует переходу экономики на инновационный путь развития, обогащает внутренний потребительский рынок, приучает отечественный бизнес к передовым методам рыночного хозяйствования.

Целью написания работы является изучение структуры внешнеэкономических связей России и определение их проблем развития.

1. Внешнеэкономические связи России

Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов. Разделение труда способствует широкому использованию высокопроизводительных орудий производства, внедрению в производство новейших достижений науки и техники. Разделение труда между странами является одной из форм общественного территориального разделения труда, выражающей специализацией трудовой деятельности в международном масштабе. Процесс международного территориального разделения труда вовлекает в него все страны, и, чем глубже он, тем выше темпы и экономическая эффективность развития хозяйства мира, регионов и стран. Определяющим фактором выступает способ производства материальных благ, и, прежде всего характер производственных отношений, поскольку международные экономические отношения принадлежат к сфере производственных отношений.

В то же время на развитие разделения общественного труда и экономических отношении между странами существенно влияют и такие факторы, как:

уровень экономического развития и хозяйственная специализация тех или иных государств;

различие и исторически сложившихся производственных навыков населения разных стран.

В настоящее время на углубление международного разделения общественного труда все большее воздействие оказывает научно-технический прогресс. Международное разделение общественного труда находится также в определенной зависимости от международной обстановки и политических взаимоотношений между различными государствами. Целью международного разделения общественного труда является сотрудничество в интересах общества и наиболее полного удовлетворения его потребностей, которое может быть достигнуто только при непрерывном повышении эффективности производства па базе новейших научно-технических достижений, при росте производительности труда.

Понятие внешнеэкономическая деятельность стало использоваться в СССР с 1987 г. в связи с осуществлением внешнеэкономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности предприятий (организаций). В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС.

Внешнеэкономические связи представляют собой формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений. Планирование ВЭС осуществляется на правительственном уровне.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортно-ориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы.1

Смысл внешнеэкономических связей состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических. В том числе валютно-кредитных, обязательств и межправительственных торговых соглашении России. Планирование объемов ВЭС и определение перечня, номенклатуры товаров и услуг осуществляется "сверху", то есть на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему госзаказа и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту.

Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях. Такими функциями являются:

. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;

. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;

. Организация международного денежного обращения.

Вид внешнеэкономических коммерческих операций - совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.

Классификационный признака, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.

Структурный признак классификации связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.

Форма связи - способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам относят торговлю, бартер, туризм, инжиринг, франчайзинг, лизинг и др. операции.

Экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Импорт - ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Реимпорт - ввоз в страну ранее вывезенных из нее товаров, работ, услуг и др.

Реэкспорт - вывоз из страны ранее ввезенных в нее иностранных товаров.

Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что, в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений.

Развитие внутреннего рынка страны ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеторговых операции, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства и обращения.

1.1 Понятие производственного потенциала страны

В настоящее время слово «потенциал» применяется для обозначения средств, запасов и источников, имеющихся в наличии и могущих быть использованными для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, а также возможностей отдельного лица, общества, государства в какой-либо области.

Термин «потенциал» (от лат. potentia - сила) применительно к экономике означает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития.

Производственный потенциал в масштабе национальной экономики определяется как совокупность всех ресурсов и условий общественного производства, оценивается объемом производства товаров и услуг (ВВП), производственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями производства сельскохозяйственной продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры.

Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость основных фондов (основных средств, основного капитала): зданий, сооружений, передаточных устройств, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей, рабочего и продуктивного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и др. Кроме перечисленных в состав основных средств входят затраты, производимые за счет капитальных вложений на улучшение земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства. Для определения общего их объема, вещественной структуры, анализа их воспроизводства, а также для определения износа (амортизации) основных фондов применяется стоимостная оценка. Количественная оценка объема основных фондов производится в текущих (или сопоставимых - при расчете динамики изменения ресурсной обеспеченности) ценах, учитывается также переоценка фондов.1

Основное значение производственного потенциала предприятия заключается в создании новых стоимостей, а его элементы должны целенаправленно адаптироваться к требованиям изготовляемой продукции.

Главная задача производственного потенциала заключается в изготовлении продукции, то есть в ее воспроизводстве. Очевидно, что для того, чтобы производственный потенциал смог осуществить этот непрерывный и постоянно возобновляющийся процесс, он сам также должен непрерывно и постоянно воспроизводиться. Производственный потенциал должен обладать способностью к самовоспроизводству. На практике эта способность подтверждается рядом тенденций: системой ремонтов и модернизацией основных фондов предприятия. Другой формой практической реализации способности производственного потенциала к самовоспроизводству следует считать увеличение в структуре промышленности количества комплексных предприятий (включающих непрофильные производства). Следует отметить и другую форму проявления воспроизводственной способности производственного потенциала, как техническое перевооружение и реконструкция производства.1

Производственный потенциал имеет ряд отличительных черт.

Первая из них - целостность. Она означает, что все элементы потенциала служат общей цели стоящей перед системой. Целостность потенциала обеспечивается реализацией в процессе управления его формированием и использованием следующих принципов: общности и единства целевой функции для производственного потенциала и каждого его элемента, общности критериев эффективности функционирования и развития элементов и самого потенциала в целом.

Второй отличительной чертой потенциала является сложность. Она проявляется в наличии нескольких составляющих элементов, каждый из которых представляет собой совокупность отдельных частей. Например, производственный потенциал предприятия включает в себя основные производственные фонды, которые среди прочих элементов содержат рабочие машины и оборудование, в свою очередь, основное технологическое оборудование.

В качестве третьей характерной особенности производственного потенциала следует отметить взаимозаменяемость, альтернативность его элементов. Но ее не следует понимать чисто механически, хотя в ее основе и лежат технические и технологические особенности производства (например, замещение живого труда машинным). Поэтому в качестве одной из форм взаимозаменяемости элементов производственного потенциала следует рассматривать сбережение производственных ресурсов в результате применения нового оборудования, технологии, энергии, информационных ресурсов и методов организации управления и производства.

Четвертой характеристикой является взаимосвязь и взаимодействие его элементов. Она представляет собой качественную и количественную взаимосвязь, выраженную мерой соответствия и соотношения вещественных, личных и невещественных факторов производства.

Пятым характерным признаком производственного потенциала можно назвать его способность к восприятию в качестве элементов новейших достижений научно-технического прогресса, способность к развитию путем непосредственного и систематического использования новых технологических идей. При этом, производства с более высокой научно-технической емкостью более эффективны и имеют более широкие перспективы развития.

Шестой характерной особенностью производственного потенциала является гибкость. Она свидетельствует о возможностях переориентации производственной системы на выпуск новой продукции, использование других видов материалов и т.д., без коренного изменения его материально-технической базы. Требование к повышению гибкости производственного потенциала особенно актуально в условиях нестабильности рыночной обстановки, возрастания колебаний объема и структуры спроса, резкого ускорения темпов научно-технического прогресса в промышленном производстве.

Седьмой отличительной характеристикой является классовый характер. Этим в значительной степени определяются его масштабы и структура. Так, цели модернизации производства заключаются в желании капитала уйти от решения социальных проблем, получить новый стабильный источник сверхприбыли, эффективное средство давления на рабочий класс и орудие борьбы с профсоюзами.

Наконец, следует отметить еще одну характеристику производственного потенциала - его мощность. Она представляет собой количественную оценку производительной способности потенциала предприятия. Мощность потенциала, будучи объективно определена, показывает место конкретного хозяйственного подразделения в отраслевом и народно-хозяйственном потенциалах. Она служит важным связующим звеном между производственным потенциалом, научно-техническими и экономическим потенциалом общества.

Все характерные черты производственного потенциала можно классифицировать по ряду признаков: внутренние средства и особенности структуры, качественные характеристики, социально-экономические отличия. К структурным особенностям следует отнести целостность, сложность, взаимозаменяемость элементов, их взаимосвязь и взаимодействие. Качественными характеристиками можно считать способность элементов потенциала к восприятию достижения научно-технического прогресса, гибкость мощность производственного потенциала. Социально-экономические отличия заключаются в классовом характере и способности обладать мощностью.

Из этого можно сделать заключение о том, что производственные потенциалы разных уровней хозяйствования отличаются друг от друга размерами обособления ресурсов, которые в свою очередь определяются такими особенностями производственных систем, как масштабность, характер замкнутости и особенности деятельности. От этого зависти не только величина производственного потенциала, но и структура его ресурсов, а также динамичность и подвижность последней.

1.2 Регулирование внешней торговли России

Регулирование внешней торговли - меры государственного регулирования, направленные на сокращение импорта и расширение экспорта с целью ликвидации дефицита платежного баланса. Регулирование внешней торговли выражается в форме введения пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и т.п.

Последние годы были весьма благоприятными для российской внешней торговли. В 2008 г. внешнеэкономический комплекс оставался динамично развивающимся сектором национальной экономики России, стимулирующим ее экономическое и социальное развитие. В силу сочетания ряда благоприятных внутренних и внешних факторов внешнеторговый оборот России в 2008 году увеличивался высокими темпами, при этом после двухгодичного перерыва экспортная динамика в долларовом выражении вновь опережала расширение импорта. В 2008 г. внешнеторговый оборот РФ составил 210,8 млрд. USD, что на 25% больше, чем в 2007 г. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности в минувшем году составило 60 млрд. USD, причем на 90% оно было обеспечено за счет торговли со странами дальнего зарубежья (товарооборот по этой статье составил 174 млрд. USD, увеличившись за год на 24,5%). Экспорт в 2008 г. превысил импорт в 1,8 раза, а доля экспорта из России в мировом экспорте выросла в 2008 г. до 1,8% против 1,65% в 2007 г.1

Объем внешней торговли России в первом полугодии 2009 г. составил 239,9 млрд. долларов, увеличившись на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По статистике, с января по июнь этого года объем торговли между Россией и странами СНГ увеличился на 28 %, составив 36,8 млрд. долларов. Объем торговли России со странами, за исключением стран СНГ, составляет 203,1 млрд. долларов, увеличившись на 18,7% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года.

Так же стоит отметить роль таможенного регулирования внешней торговли РФ. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России, как комплекс мер государственного регулирования, играет важную роль в формировании внешнеторговой политики Российской Федерации.

Эффективно действующее таможенно-тарифное регулирование является необходимым условием для обеспечения экономической безопасности государства, защиты его экономических интересов на внутреннем и внешнем рынках, а также способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции.

Применение тарифных льгот и преференций является одним из инструментов таможенно-тарифного регулирования.

В настоящее время в РФ применяются тарифные преференции в отношении товаров, происходящих как из развивающихся, так и наименее развитых стран.

Тарифные преференции - это преимущества, предусмотренные в области уплаты ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров. Преференциальный режим на импорт товара предоставляется странами в одностороннем невзаимном порядке.

Преференциальный режим в отношении товаров из наименее развитых и развивающихся стран предоставляется в случае выполнения следующих условий:

происхождение товара из наименее развитых и развивающихся стран подтверждается сертификатом о происхождении товара по форме "А";

выполняется непосредственная закупка товара в стране - пользователе национальной системы преференций (НСП);

выполняются условия прямой поставки.

Для осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеторгового оборота в таможенном законодательстве Российской Федерации установлены критерии и правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран при предоставлении тарифных преференций.

Главной целью в сфере защиты внутреннего рынка является сохранение конкурентной среды и обеспечение развития наиболее чувствительных к влиянию внешних факторов отраслей российской экономики. Чувствительность должна определяться исходя из доли преференциального импорта определенного товара из стран - пользователей НСП в общем импорте России и степени его влияния на соответствующий сектор российской экономики. Поэтому необходимо на регулярной основе пересматривать перечень товаров, импорт которых на преференциальных условиях наносит ущерб экономике России.

Экономическая безопасность - основа жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости. Система её критериев включает количественные и качественные характеристики ресурсного, производственного, научно-технического потенциала, эффективность его использования и развития, структурного преобразования производства, конкурентоспособность продукции и разделение труда на мировом рынке, целостность экономического пространства, возможность адаптации к новым условиям и др.

2. Открытость и безопасность в условиях внешней торговли

Либерализация внешнеэкономической деятельности явилась неотъемлемой частью экономических реформ, проводимых в Российской Федерации в 1992 г. В бывшем СССР внешнеэкономическая деятельность базировалась на государственной собственности и государственной монополии внешней торговли, на системе централизованного планирования и планового ценообразования. В государственных планах определялись производство и распределение продукции, включая экспорт и импорт. Поставки товаров на экспорт производились по ценам, устанавливаемым государственными органами ценообразования для внутреннего рынка. Они могли существенно отличаться от мировых - быть значительно выше или ниже их. Например, внутренние цены на нефть, газ, многие виды минерального сырья были значительно ниже цен мирового рынка, и по ним производились расчеты с производителями.

Экономические методы играли крайне ограниченную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности. Например, применялись надбавки к оптовым ценам за экспортное исполнение продукции. Но на импортируемую продукцию при продаже ее на внутреннем рынке распространялись цены на аналогичную продукцию отечественного производства.

Таможенные пошлины и сборы использовались как вспомогательное средство регулирования внешнеторгового обмена. Проблема экономического обоснования их уровня не считалась актуальной. Экономическая эффективность экспорта и импорта определялась по суммарному доходу, получаемому государством от внешней торговли. При этом во внимание принимались не только общий доход в денежном выражении, но и влияние внешней торговли на социально-экономическое развитие страны, значимость экспортируемой и импортируемой продукции.

Сравнительная эффективность экспорта различных товаров определялась путем сопоставления затрат на приобретение определенного количества экспортных товаров у отечественных производителей по внутренним оптовым ценам к выручке от продажи этих товаров на мировом рынке в долларах.1

В целом применяемое в тот период плановое регулирование внешнеторговых связей не может оцениваться односторонне. Несомненным преимуществом его являлось доминирование государственных общественных интересов. При определении экспорта и импорта учитывалась в первую очередь народнохозяйственная значимость продукции, важность ее с точки зрения перспектив развития страны, а не сиюминутная коммерческая выгода того или иного импортера или экспортера. Так, в структуре импорта приоритетом пользовались передовая техника, лекарства, бытовая электроника и предметы роскоши, которые стали пользоваться особым вниманием импортеров в настоящее время. Резко ограничивался импорт товаров, потребности в которых полностью удовлетворялись за счет внутреннего производства. Экспортировались, как правило, товары, которыми был насыщен внутренний рынок, а также в значительных количествах сырье и энергоносители. Эффективно решалась проблема контроля за качеством импортируемых товаров, защиты отечественного рынка от вредных и опасных товаров, борьбы с контрабандой.

2.1 Пути развития экономического потенциала и повышение конкурентоспособности Российской продукции

Технологическая перестройка экспорта - это сложная и трудная задача, решение которой требует времени и крупных инвестиций. Очевидно, что топливно - сырьевую направленность нашего экспорта в короткий срок не изменить, стране еще долгие годы придется в своем экспорте преимущественно ориентироваться на эти товары.1

К тому же в условиях системного кризиса российской экономики и обострения валютно-финансовой ситуации в стране, экспорт выступает практически как единственный крупный источник валютных доходов, крайне необходимых для решения острых хозяйственных и социальных проблем

В этой связи в среднесрочной перспективе на первый план выходят, по меньшей мере, две задачи

максимально возможная мобилизация ресурсов топливно-сырьевого экспорта как основного источника валютных поступлений,

последовательное создание условий для наращивания экспорта готовых, прежде всего наукоемких, изделий и коммерческих услуг

Решение этих задач объективно требует усиления управленческих и регулирующих функций государства, адекватных складывающимся рыночным отношениям, выработки баланса интересов государственных, предпринимательских и потребительских структур в целях выхода экономики из кризиса и обеспечения экономической безопасности страны.

Среднесрочные перспективы реальных поставок на внешние рынки основных топливно-сырьевых товаров и продукций первого предела складываются по-разному, в зависимости от многих внешних факторов (ресурсная база, динамика производства, устойчивость внешнего спроса, условия сбыта и рентабельность сделок, перспективы увеличения внутреннего потребления по мере оживления отечественной экономики и др.)

Имеются возможности для существенного увеличения экспорта электроэнергии в Европу путем использования свободных мощностей РАО «ЕЭС России» и восстановления трансевропейского транзита «Восток-Запад», учреждения общеевропейского рынка электроэнергии в рамкахЕвропейской энергетической хартии. Рассматриваются проекты создания Ангаро-Тихоокеанского энергетического моста, реализация которых позволит не только обеспечить экспорт электроэнергии в Китай и Японию, но и будет способствовать ликвидации энергодефицита во многих районах Сибири и Дальнего Востока. В рассматриваемый период можно рассчитывать на сравнительно стабильные экспортные поставки драгоценных металлов и камней (платина-палладий, необработанные алмазы), никеля и продуктов его переработки, лесоматериалов и лесобумажных товаров, химикатов, море и рыбопродуктов и некоторых других товаров.

Подчеркивая необходимость сохранения и, по возможности, наращивания вывоза топливно-сырьевых товаров в ближайшие годы за счет мобилизации внутренних резервов и поддержки государства, нельзя упускать из виду и стержневую проблему российского экспорта - постепенного облагораживания товарной структуры и тем самым придания ему динамизма.

Однако простое наращивание количественных показателей вывоза промышленной продукции, выпускаемой на основе разработок 70-80-х годов (даже в модернизированном виде), узловую проблему российского экспорта не решит. Это объясняется тем, что центр тяжести в конкурентной борьбе на мировом рынке все более смещается в сферу НИОКР и технологического лидерства, интеллектуального потенциала страны.

Решающую роль в этом отношении могла бы сыграть концентрация усилий государства на одном направлении - завершении конверсии ВПК, который является основным резервом расширения и увеличения экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции гражданского и двойного назначения. Равноправное участие России в международном разделении труда может быть обеспечено только максимальным использованием лучших отечественных технологий и разработок, а они почти полностью сосредоточены в оборонных отраслях.

Очевидно, что в ближайшей перспективе страна не в состоянии добиться высокого технико-экономического уровня и должной конкурентоспособности по широкой товарной номенклатуре готовых изделий, догнать и перегнать конкурентов по многим направлениям; разброс усилий в этой области не даст желаемых результатов.

Несмотря на бедственное положение российских научных центров, в последнее время появился целый ряд уникальных научных разработок мирового уровня.

Национальный институт авиационных технологий разработал концепцию по превращению производства передовой наукоемкой продукции в высокодоходный сектор российской экономики. Однако приводимые расчеты - в начале XXI века Россия может претендовать на 10-15% мирового рынка такой продукции, что будет приносить стране 120-180 млрд. долл. в год - на наш взгляд, являются чрезмерно оптимистичными. Слишком в критическом состоянии находится наша экономика и чересчур сложна и трудна поставленная задача, чтобы ее решить в такой короткий срок.

россия внешнеэкономический конкурентоспособность

2.2 Внешняя торговля России в условиях вступления в Таможенный союз

Дать однозначный ответ, касающийся вопроса, в какую сторону изменилась внешняя торговля России после вступления в таможенный союз, нельзя. Но, что точно можно сказать, так это то, что изменения произошли, и они напрямую затронули внешнюю торговлю. Например, создание таможенного союза по сравнению с зоной свободной торговли предоставляет субъектам хозяйствования, происходящим из государств-участников, следующие преимущества:

·    снижение расходов на создание, переработку, перемещение, транспортировку товаров в пределах территории таможенного союза;

·              уменьшение временных и финансовых затрат, связанных с административными ограничениями и барьерами;

·              сокращение количества таможенных процедур, которые необходимо проходить для ввоза товаров из третьих стран;

·              открытие новых рынков сбыта;

·              упрощение таможенного законодательства в силу его унификации.

Между странами участницами таможенного союза установились договорно-правовая база Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, они введены в действие с 1 января 2010 г. документы, устанавливающие общий порядок тарифного и нетарифного регулирования в таможенном союзе, а именно:

·    Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (далее - Соглашение о ЕТТ);

·              Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года (далее - Соглашение о тарифных квотах);

·              Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года (далее - Соглашение о нетарифных мерах);

·              Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ЕТН ВЭД);

·              Единый таможенный тариф таможенного союза (далее - ЕТТ);

·              Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года (далее - Протокол о тарифных льготах);

·              Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года (далее - Протокол о системе тарифных преференциий);

·    Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года;

·              Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года;

·              Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11 декабря 2009 года;

·              Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;

·              Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 года;

·              Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года;

·              Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года.

Они все устанавливают правила, по которым торговля осуществляется более проще и легче, чем с третьими странами.1

Существует структура единого таможенного законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, которая так же оказывает влияние на внешнеэкономические связи. В связи с формированием нормативной правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего, в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств-участников таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза представляет собой четырехуровневую систему:

ТК ТС;

международные соглашения государств-участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения;

решения Комиссии Таможенного союза;

национальное таможенное законодательство стран-участниц.

В силу п. 3 ст. 1 ТК ТС при таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не определен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.

Базовым документом, регулирующим таможенные правоотношения в рамках таможенного союза, является ТК ТС.

На современном этапе продолжается формирование правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России для обеспечения свободного перемещения товаров по территории стран-участниц, создания благоприятных условий торговли с третьими странами, развития взаимной экономической интеграции.

С начала текущего года предоставление тарифных льгот стало возможным только в случаях, установленных ст. 5 и п. 1 ст. 6 Соглашения о ЕТТ, а также на основании решений Комиссии, принятых консенсусом. Кроме того, ст. 5 Соглашения о ЕТТ определяет, что такие льготы применяются независимо от страны происхождения товаров и могут выражаться в освобождении от ввозной таможенной пошлины или снижении ставки ввозной таможенной пошлины. Некоторые тарифные льготы закреплены Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее - Решение КТС №130).

Соглашение о тарифных квотах закрепляет возможность использования тарифных квот как меры регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, с помощью более низкой по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины в соответствии с ЕТТ ставки ввозной таможенной пошлины в течение определенного периода на определенное количество товара (в натуральном или стоимостном выражении). Решением КТС №130 определен также Перечень товаров, в отношении которых с 1 января 2010 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.1

ТК ТС предусматривает возможность изменения сроков уплаты таможенных пошлин в форме отсрочки или рассрочки. При этом основания, условия и порядок изменения таких сроков определяются международным договором государств-членов таможенного союза, а не национальным законодательством.

Для регулирования вопросов взаимного признания таможенными органами документов, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, принято Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.

3. Перспективы на 2012-2013 года

Ключевые задачи российской экономики на 2012 г. заключались в окончательном преодолении последствий экономического спада 2009 г., выходе на докризисные показатели ВВП и создании предпосылок для дальнейшего устойчивого роста. Решать эти задачи пришлось в условиях формирования новых вызовов как внешнего, так и внутреннего характера. После относительной стабилизации в 2010 г., возродившей надежды на скорое восстановление устойчивых темпов роста, мировая экономика столкнулась с резким ухудшением ситуации в ведущих развитых странах. В США обострение долговых проблем и предвыборное противостояние президента-демократа с республиканским большинством в Конгрессе привело к понижению рейтинговым агентством Standard and Poor‘s суверенного кредитного рейтинга страны, спровоцировавшего обвал мировых фондовых площадок в августе 2011 г. В ЕС нарастание риска дефолта Греции и Италии поставили под угрозу восстановление европейских экономик, а в среднесрочной перспективе - целостность зоны евро. Дестабилизация внешнего фона совпала по времени с началом предвыборного цикла в России, наложившего заметный отпечаток на политику правительства. Наиболее ярко это проявилось в бюджетной сфере, где стремительно увеличивался объем финансирования социальных обязательств и имиджевых проектов федерального правительства. В целом можно констатировать, что в течение 2012 г. российской экономике удавалось достаточно успешно противостоять перечисленным вызовам, однако откладывание значительного числа острых проблем на поствыборный период с неизбежностью означает высокую степень неопределенности перспектив развития в 2013 г.

Как и годом ранее, экономический рост в 2012 г. отличался значительной неравномерностью. В первом полугодии 2012 г. экономика России росла с темпом 3,7%, т.е. заметно медленнее, чем в течение аналогичного периода 2010 г. Ускорение экономического роста в III квартале до 5,1% позволило говорить о перспективах выхода по итогам года на темпы роста в диапазоне 4,0%-4,2%. При этом достижение уровня ВВП 2008 г., предшествовавшего резкому (на 7,8%) спаду в 2009 г., было бы возможно только в случае повышения темпов роста до 4,5%. Таким образом, завершение процесса восстановления докризисных показателей российского ВВП откладывается еще на один год.

К числу позитивных тенденций следует отнести активизацию инвестиционных процессов. За 2012 г. объем инвестиций в основной капитал увеличился на 4,9% по сравнению с 2,9% годом ранее.

На этом фоне динамика показателей, имеющих непосредственное отношение к благосостоянию граждан страны, оказалась неоднозначной. С одной стороны, уровень официально зарегистрированной безработицы в 2012 г. сократился до 1,3 млн. чел. (почти на четверть по сравнению с показателем предыдущего года), а общий уровень безработицы - до 4,6 млн. (на 11,7%). С другой стороны, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010 г. сократились на 0,2%, в то время как за аналогичный период 2010 г. они увеличились на 5,0%. Темпы роста реальной заработной платы оказались позитивными (2,7%), но и они существенно отставали от прошлогодних показателей (4,8%). Во многом это было обусловлено резким (более чем в 1,4 раза) ускорением роста потребительских цен. Сокращение реальных доходов населения в предвыборный год - крайне нежелательный факт для любого правительства, и нет ничего удивительного, что в России 2012 г. был принят целый ряд решений, направленных на увеличение социальных расходов. Значительный рост расходных обязательств бюджета создает реальную угрозу макроэкономической дестабилизации, предотвращение которой станет одним из основных приоритетов нового правительства после президентских выборов 2012 г.

3.1 Пути стимулирования внешней торговли

Внешняя торговля имеет важное значение в экономике России, так как страна импортирует широкий спектр товаров, необходимых ей для жизни (продовольственные товары, товары народного потребления, машины и оборудование, промышленное сырье, химическую продукцию и многое другое), оплачивая их за счет своего экспорта (нефть, газ, металл, продукция химической промышленности и т.д.). Поданным ЦБ РФ, объем российского экспорта и импорта составил в 1998 г. около 70 и 60 млрд. долл. соответственно, а за семь месяцев 1999 г. - 38,78 и 22,35 млрд. дол. соответственно. И для российской экономики было бы очень полезно дополнительно использовать хотя бы часть из них.

Много было написано о том, что составляющие российского экспорта и импорта не очень благоприятны для развития страны. Экспортируются, в основном, полезные ископаемые и сырье, а импортируется готовая продукция.

В мировой практике используется большое количество банковских инструментов, призванных облегчать и стандартизировать внешнеэкономические операции.

Это - инструменты платежа (банковский перевод, инкассо, аккредитив) и гарантийные инструменты (банковская гарантия, авалирование векселей), а также способы получения дополнительного финансирования (торговое и структурное финансирование).

Иностранный экспортер идет на отсрочку оплаты отгруженного товара при наличии у него надежных гарантий платежа (банковская гарантия, аккредитив, вексель, выданный или авалированныи надежным банком). Кроме того, данные инструменты могут быть дисконтированы (проданы) в банке экспортера. В этом случае экспортер получает деньги от своего банка практически сразу после отгрузки товара, сумма дисконта при этом, естественно, включается в цену товара.1

Сегодня для российских банков закрыто большинство иностранных кредитных линий. Документарные инструменты практически всех банков (за редким исключением) подтверждаются только при перечислении в иностранный банк 100%-го обеспечения, т.е. валюты. Понятно, что эту валюту должен предоставить клиент. В результате эффективность сделки резко снижается. Российскому импортеру проще поверить иностранному контрагенту и произвести ему предоплату за товар, чем использовать услуги банка, уплачивая при этом комиссию.

Таким образом, перед российскими компаниями, участвующими во внешней торговле, в настоящий момент стоят следующие проблемы:

экспортеры сначала отгружают продукцию, и только потом получают деньги; у них отсутствует доступ к предэкспортному финансированию; нет должной уверенности в добросовестном исполнении обязательств контрагентом;

импортеры производят предоплату за товар, и только потом получают его; у них отсутствует доступ к коммерческому кредиту поставщика; нет должной уверенности в добросовестном исполнении обязательств контрагентом.

Для решения указанных проблем можно и нужно применять методы торгового и структурного финансирования.

Суть всех операции по торговому и структурному финансированию сводится к перекладыванию ответственности по обязательствам непосредственных участников международных торговых отношении и производителей экспортных товаров на крупные коммерческие финансовые институты, а также различные государственные фонды кредитования экспорта. Например, банки, изучив кредитоспособность своих клиентов и обеспечив себя необходимым покрытием, принимают на себя ответственность по обязательствам своих клиентов перед их зарубежными партнерами. Это осуществляется путем выпуска и подтверждения аккредитивов и банковских гарантий, а также авалирования векселей клиентов.

Что касается переуступки прав требования по банковским гарантиям, то здесь дело обстоит сложнее, так как, во-первых, они чаще всего содержат условие, не допускающее переуступку третьим лицам, а, во-вторых, это самое право возникает, как правило, непосредственно при предъявлении требования по гарантии, подтверждающее возникновение дефолта по основному обязательству. Несмотря на эти сложности, банкам удается использовать гарантии как инструмент финансирования.

Перспективы развития торгового и структурного финансирования в России

Экспорт, переживавший трудные времена в связи с финансовым кризисом, в последнее время возвращается к прежнему состоянию. Например, нефтяные компании, испытывавшие серьезные трудности из-за снижения мировых цен на нефть, активизировались в 1999 г. после того, как цены стабилизировались. Как бы не развивалась ситуация дальше, России всегда будет участвовать во внешней торговле, и, следовательно, всегда будут нужны финансовые услуги по её организации и обслуживанию.

Использование методов торгового и структурного финансирования при проведении экспортных и импортных операций позволяет наряду с лучшей защитой российских продавцов и покупателей, еще и оставлять в стране те средства, которые уходят за границу в качестве предоплаты за импорт или не поступают в Россию в качестве аванса за экспорт.

Международная торговля является сложным видом деятельности, требующим специальных знаний. Любые нарушения правил и обычаев её проведения могут привести к длительным переговорам, дополнительным издержкам и даже судебному разбирательству. Банки, которые играют все большую роль во внешней торговле, осуществляя платежи по внешнеторговым сделкам или предоставляя дополнительное финансирование, являются участниками расчетов, не будучи при этом участниками непосредственно торговых операций.

3.2 Анализ динамики внешней торговли

Кризисные явления в мировой экономике обусловили снижение объемов торговли России с зарубежными странами.

Внешнеторговый оборот, по оценке Минэкономразвития России (по методологии платежного баланса), в январе-апреле 2012 г. уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 44,1%, в том числе со странами дальнего зарубежья - на 43,7%, со странами СНГ - на 46,3 процента. В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходился 60,3%, импорта - 39,7 процентов.

Таблица 1

Основные показатели внешней торговли Российской Федерации (по методологии платежного баланса) (в млрд. долл. США)

Январь-апрель 2011 г

Январь-апрель 2012 г. (оценка) в т.ч. со странами

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

Внешнеторговый оборот

236,0

201,2

34,8

131,9

113,2

18,7

темпы роста в %

149,0

150,0

143,7

55,9

56,3

53,7

Экспорт

150,4

127,5

22,9

79,6

67,1

12,5

темпы роста в %

152,1

152,2

151,6

52,9

52,6

54,6

Импорт

85,6

73,8

11,9

52,3

46,1

6,2

темпы роста в %

143,9

146,3

130,6

61,1

62,6

52,1

Сальдо

64,7

53,7

11,0

27,3

20,9

6,3

темпы роста в %

164,4

160,9

183,4

42,1

39,0

57,2

Экспорт товаров в январе-апреле 2012 г., по оценке Минэкономразвития России (по методологии платежного баланса), снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 47,1 %.

Мировые цены на нефть продолжали определять динамику российского экспорта. В течение апреля цены на нефть держались вблизи отметки 50 долл. США за баррель, иногда превышая эту отметку.

В апреле 2012 г. цена на нефть марки Urals снизилась в 2,2 раза по сравнению с апрелем прошлого года и составила 48,8 доллара США за баррель и увеличились на 8% к уровню марта 2012 года.

Экспортная таможенная пошлина на нефть с 1 апреля 2009 г. снижена со 115,3 доллара США за тонну до 110 долларов США за тонну. Средняя контрактная цена российского природного газа на границе Германии в апреле 2009 г. составила 309,6 долларов США за 1000 куб. м и по сравнению с мартом 2009 г. снизилась на 25%, а к уровню апреля прошлого года на 27,7 процента.

К концу апреля на Лондонской бирже металлов (ЛБМ) отмечался небольшой спад цен практически на все металлы.

Среднемесячные мировые цены на алюминий, медь и никель на Лондонской бирже металлов в январе-апреле 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизились соответственно в 1,9 раза, в 1,7 раза и в 2,6 раза. В апреле 2012 г. по сравнению с предыдущим месяцем цены на медь выросли на 17,5%, на алюминий - на 6,4 %, на никель - на 15,2 процента.

Экспорт товаров (по данным таможенной статистики) в I квартале 2012 г. составил 56,9 млрд. долларов США, что на 47,6% меньше аналогичного показателя 2011 года. При этом экспорт в страны СНГ сократился на 46%, в страны дальнего зарубежья - на 47,9 процента.

Основу российского экспорта по-прежнему составляли топливно-энергетические товары, несмотря на снижение их доли в общем объеме экспорта на 5,1 процентных пункта. Вырос удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 2,2 процентных пункта, продукции химической промышленности - на 1,1 процентных пункта, металлов и изделий из них - на 1,2 процентных пункта, машин, оборудования и транспортных средств - на 0,6 процентных пункта, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - на 0,3 процентных пункта.

Импорт товаров, по оценке Минэкономразвития России (по методологии платежного баланса), в январе-апреле 2009 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 38,9 процента.

В I квартале 2012 г. импорт товаров, по данным таможенной статистики, составил 33,5 млрд. долларов США и сократился по сравнению с I кварталом 2011 г. на 39 процентов. Стремительным темпам падения российского импорта способствовали снижение реальных располагаемых доходов населения, кредитное сжатие и отсутствие иностранных инвестиций.

В товарной структуре российского импорта сократились доли машин, оборудования и транспортных средств на 8,9 процентных пункта, металлов и изделий из них - на 0,2 процентных пункта и минеральных продуктов - на 0,6 процентных пункта. При этом вырос удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 4,5 процентных пункта, продукции химической промышленности - на 2 процентных пункта, текстиля, текстильных изделий и обуви - на 2,4 процентных пункта, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - на 0,5 процентных пункта.

Заключение

При проведении радикальных преобразований в той или иной стране нередко случается, что к власти приходят (или приобщаются) люди реформаторского толка, у которых есть определенные идеи, устремления, некий образ того, что должно было бы получиться, по их мнению, в результате проводимых реформ. Но когда спустя какое-то время они смотрят на результаты своих трудов, то приходят в недоумение, а иногда даже в ужас: вместо ожидаемого результата получилось совсем не то, а в некоторых своих чертах - нечто противоположное тому, о чем мечталось и к чему стремились.

К сожалению, на мой взгляд, это произошло в нашей стране с теми либералами и радикальными демократами, которые искренне хотели проведения глубоких рыночных реформ. Разумеется, как это всегда бывает во время великих потрясений, к власти примазывается много случайных попутчиков, перевертышей, которые вчера энергично ратовали за предыдущий курс, а сегодня внезапно примкнули к сторонникам новых идей. Но была наверняка группа, которая искренне верила, что можно, придя к власти, в одночасье, за пару-тройку лет превратить советскую Россию в развитую, чистенькую, демократическую, европейскую капиталистическую страну, желательно даже в американском варианте.

Хотя определенные сомнения, очевидно, у них были даже в самом начале, потому что когда их спрашивали: "Как быть с существенной частью населения, которая совершенно не готова к этим переменам?" - они отвечали, что, дескать, при таких великих изменениях приходится идти на жертвы. Но, если вдуматься, жертвовать приходится 40% населения или более. Такой подход было бы трудно реализовать, на мой взгляд, даже на том начальном этапе, когда царил всеобщий энтузиазм. Но, тем не менее, радикальные демократы и ультралибералы были одержимы своей идеей и приступили к ее реализации засучив рукава. Действовали, на мой взгляд, абсолютно по - большевистски, т.е. снова ставили большой социальный эксперимент.

Список используемой литературы

1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 №61-ФЗ (ред. от 25.04.2003).

. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г № 5003-1 (ред. от 07.03.2009 г.)

. Акимова И.Р. Практические вопросы составления внешнеторгового договора // Государство и право. - 2011. - №12. - С.39-46.

. Андрианов В. Внешняя торговля России // Экономист. - 2012. - №3. - С.56-64.

. Булатов А.С. / Экономика внешних связей России. М.: Бек, 2007, 704 с.

. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: учеб. пособие / Бурмистров В.Н., Холопов К.В. - М., 2011. - 384 с.

. Винякин А.В. Внешняя торговля России: внешний вид оставляет желать лучшего // Экономика и жизнь. - 2011. - Янв. (№4). - С.42.

. Кудина М.В. Основы экономики, М.: Издательство: Форум, 2009 г., с. 352

. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Перевод с английского 11-го изд. Том I.- М.: Республика, 2007 г., с. 365

. Мысник В.Г. Организация и техника внешнеторговых операций. / Учебное пособие. Министерство путей сообщения РФ. Дальневосточный государственный университет путей сообщений. Хабаровск, 2008, 347 с.

. Океанова З.К. Экономическая теория. 5-е изд., перераб.и доп., М.: Издательство: Дашков и К, 2011 г., с. 652

. Писарева М.П. Мировая экономика: конспект лекций, М.: Феникс, 2008 г., с. 492

. Современная экономика // под ред. Мамедова О.Ю., М.: Винтер, 2012 г., с. 346

Анчишкин А.И. Прогнозирование роста экономики. - М.: Экономика, 1996.-98 с.

. Архипов В.М. Проектирование производственного потенциала объединений (теоретические аспекты).- Л.: Изд. ЛГУ,1994.- С.75-89.

. Донец Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала. - Киев.: Знание, 2008. - 123 с.

. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития РФ на период до 2020 г./ Национальная комиссия по устойчивому развитию; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. - Мн.: Юнипак. - 200 с.

. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2009. - 844 с.

. Национальный статистический комитет - 18 марта 2010


Скачать архив (25.8 Kb)



Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: