Главная » Экономика |
Содержание Введение Глава 1. Основные направления сотрудничества Китайской Народной Республики (КНР) и Исламской Республики Ирана (ИРИ) .1 Интересы Китая на Ближнем Востоке .2 Предпосылки развития китайско-иранских отношений .3 Основные направления сотрудничества КНР и ИРИ Глава 2. Энергетическое сотрудничество как одно из приоритетных направлений сотрудничества Китая и Ирана .1 Влияние энергетического фактора на китайско-иранские отношения .2 Энергетический фактор в китайско-иранских отношениях на международной арене Заключение Список использованных источников и литературы Введение Актуальность работы заключается в том, что тема китайско-иранских отношений на данный момент остается недостаточно изученной. Это также сказывается на неполном рассмотрении влияния энергетического фактора на двусторонние отношения государств. Энергетический фактор также затрагивает и иранскую ядерную программу, которая вызывает споры и разногласия. В этом вопросе сталкиваются интересы разных государств, международных и региональных организаций. Это также следует рассмотреть, так как на фоне отношений Китая с Ираном идет развитие отношений этих государств с главными акторами на международной арене. В новостях постоянно фигурируют такие страны, как Иран, Китай, США, Россия из-за Иранского ядерного досье. Интересен тот факт, что китайско-иранские отношения из-за вопроса по Ирану тесно пересекаются с американо-китайскими отношениями, а также и с российско-китайскими отношениями. Также интерес вызывает и то обстоятельство, что события происходят именно в настоящее время, данные каждый день меняются, вопрос остается открытым, чтобы делать определенные выводы, нужно следить за каждой новостью. А значит, есть возможность самостоятельно проследить за важными мировыми событиями. А чтобы ответить на вопросы о конкретных притязаниях Китая к Ирану и наоборот, следует глубоко рассмотреть такие аспекты, как становление отношений, основные направления сотрудничества и так далее. Исторические сведения неразрывно связаны с современным положением. Современная ситуация складывается из разных нюансов в международных отношениях, а конкретно, стран, интересы которых выявляются на фоне китайско-иранских отношений, но и мировая ситуация также отражается на отношении этих двух государств. Вопросы также вызывает желание Китая покровительствовать Ирану. Таким образом, сейчас имеется множество открытых вопросов, связанных с данной темой. Поэтому тема китайско-иранских отношений сейчас актуальна. Степень изученности темы. Следует отметить, что китайско-иранским отношениям в России уделяется мало внимания. Причина заключается в том, что пока Ближний Восток в целом, несмотря на свою известность политической нестабильностью, вызывает мало внимания. Существуют статьи, новостные ленты, заметки, работы ученых, затрагивающие энергетический фактор в китайско-иранских отношениях. Но полноценных исследовательских работ с актуальными и современными данными фактически нет, нет систематизированных работ. Это следствие новизны и низкой изученности темы, а это является результатом того, что данные часто меняются, каждый раз поступает новая информация относительно того или иного вопроса и тема еще остается открытой. Не так давно открылся потенциал Ближнего Востока, его энергетические и ископаемые ресурсы, из-за которых в регионе сталкиваются интересы разных стран, продумываются разные стратегии по укреплению позиций в регионе. Относительно недавно пред мировой общественностью встал вопрос об иранском ядерном досье. Интерес вызывает позиция Китая по отношению к Ирану. Ученые западных стран (США, например) уже проводят глубокий анализ отношений с государствами Ближнего Востока, так как сами государства делают существенные шаги по укреплению своих позиций. Привлекли внимание общественности еще и события в странах "арабской весны", что случилось также в недавнем времени. Таким образом, из-за новизны вопросов, связанных с Ираном и Китаем, с энергетическим фактором в китайско-иранских отношениях, тема изучена неглубоко, как в России, так и за рубежом. А в связи с этим фактом, данную тему следует развивать, еще многое не достаточно хорошо изучено. В работе были использованы электронные ресурсы, статьи, книги, работы и новостные сведения как русскоязычные, так и на иностранных языках: английский и китайский языки. Доктор Гарвер, профессор международных отношений Школы международных отношений Сэма Нанна, в Технологическом институте Джорджии специализируется на китайских и восточноазиатских иностранных делах и является автором многочисленных книг и статей, посвященных международным отношениям с Китаем. Доктор Гарвер работает в школе управления и программирования CIBER в Джорджии. Гарверу удалось обратить внимание на нынешние состояние и историю китайско-иранских отношений. Исследования, посвященные анализу стратегий ведущих государств на Ближнем Востоке можно найти в научном и общественно-политическом журнале Института Дальнего Востока Российской академии наук. "Проблемы Дальнего Востока". Журнал предоставляет возможность своим многочисленным российским и зарубежным читателям знакомиться с историей, культурой, политикой и экономикой стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), следить за развитием международного сотрудничества, двусторонних и многосторонних отношений в этом динамичном и стратегически важном районе мира, к которому, помимо лидеров современной мировой экономики - Китая и Японии - а также быстро растущих Индии, Вьетнама и других стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), относятся Сибирь и Дальний Восток России с их колоссальным потенциалом. Среди исследователей, которые занимаются изучением отношений Китая и Ирана можно отметить работы директора Центра энергетики и безопасности, главный редактор журнала "Ядерный клуб" Хлопкова Антона. Были использованы материалы с сайтов, например сайт центра энергетики и безопасности, сайт Московского государственного института международных отношений (МГИМО), Института Дальнего Востока РАН, журнала "Проблемы Дальнего Востока", сводки новостей. Например, новости с российских сайтов о китайско-иранском сотрудничестве в области энергетики, о диполоматических визитах и так далее. В целом, анализируя степень изученности поставленной темы, можно прийти к выводу, что чаще всего исследования посвящены какому-либо аспекту, в той или иной степени затрагивающему китайско-иранские отношения. Поэтому вся информация должна была подвергнуться анализу, что бы можно было сделать выводы о проблемах, существующих в данной теме, обо всех нюансах. Объект исследования - китайско-иранские отношения, а предмет исследования - энергетический фактор в китайско-иранских отношениях. Цель исследования - выявление влияния энергетического фактора на китайско-иранские отношения Задачи исследования: · Выявить интересы Китая на Ближнем Востоке. · Показать основные направления сотрудничества. · Выявить позицию Китая по отношению к Ирану. · Сформулировать, как энергетический фактор влияет на китайско-иранские отношения. Методология исследования. При написании работы были использованы такие подходы, как моделирование, а именно исследование событий на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов и явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, системный, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов совокупности взаимодействующих объектов совокупности сущностей и отношений, сравнительный подходы, а также исторический, метод, в основе которого лежит изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и воссоздание на этой основе исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития, экономический, предполагающий наблюдение экономических процессов в их реальном виде, и сбор фактов, происходящих в действительности, статистический, который подразумевает совокупность взаимосвязанных приемов исследования массовых объектов и явлений с целью получения количественных характеристик и выявления общих закономерностей. Хронологические рамки: вторая половина 20 века - начало 21 века. Источники, использованные при написании дипломной работы, можно разделить на три группы. К первой группе можно отнести источники, к которым относятся официальные политические документы: материалы выступлений и заявлений руководителей и членов правительства. Например, Меморандум о взаимопонимании и сотрудничеству в энергетической сферах, размещенный на официальном сайте Китайско-арабского Форума сотрудничества и содержит в себе пункты по совместному использованию атомной энергии в мирных целях, по обмену научными технологиями и совместной разработке проектов в энергетической сфере. Также это текст Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), где были оговорены основные пункты по запрету передачи ядерного оружия от одного к другим государствам. Ко второй группе источников можно отнести материалы, отчеты, пресс-релизы, аналитические обзоры, размещенные на официальных сайтах правительства и Министерства Иностранных Дел Китайской Народной Республики (МИД КНР), сайтах посольств КНР, а также на сайте Китайско-арабского Форума сотрудничества: http://www.gov.cn, http://www.mfa.gov.cn, http://www.cascf.org. Например, публикация результатов посещений премьером КНР Чжоу Эньлаем стран Азии и Африки от 1957 до 1964 годов, во время которых были выдвинуты пять принципов, регулирующих отношения Китая с арабскими странами, правительство КНР взяло на себя обязательство помогать арабским странам в обретении национальной независимости, а также было выражено стремление к проведению экономического и культурного сотрудничества. Эти визиты способствовали укреплению дружественных отношений между государствами. Далее, публикация материалов с Первой, Второй и Третьей китайско-арабских энергетических конференций, опубликованные на сайте МИД КНР, на которых обсуждались вопросы сотрудничества в энергетической сфере, вопросы об использовании атомной энергии в мирных целях а также проведение научного и технического обмена между государствами. Внимание было акцентировано на энергетический сектор для достижения устойчивого развития, так как именно это играет основную роль в сотрудничестве между Китаем и странами Ближнего Востока. Обе стороны сочли нужным создавать совместные проекты по разработке сферы использования возобновляемых источников энергии. И третью группу источников составляют материалы, публикуемые в средствах массовой информации на английском и китайском языках. Сюда можно отнести публикации в газете Синьхуа в электронном виде о том, как Ху Цзиньтао прокомментировал сотрудничество с арабскими странами, новости о китайско-иранском сотрудничестве в области энергетики и так далее. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы. Глава 1. Основные направления сотрудничества Китайской Народной Республики (КНР) и Исламской Республики Ирана (ИРИ) .1 Интересы Китая на Ближнем Востоке Изменение статуса Китая на международной арене привлекло большое внимание исследователей к изучению эволюции внешнеполитической стратегии КНР. Руководство КНР и китайские ученые последовательно пропагандируют концепции "мирного возвышения" и "гармоничного мира" в своем внешнеполитическом курсе, основанные на идее мирного пути развития страны, многие западные исследователи усматривают в растущей мощи Китая угрозы экспансионистских устремлений. В связи с этим прослеживается эволюция внешнеполитической стратегии КНР в отношении Ближнего Востока - региона, на протяжении долгого времени остающегося зоной соперничества крупнейших мировых держав. Ближний Восток - название территории в Западной Азии и Северо - восточной Африке, на которой расположены ОАР, Судан, Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, Турция, Ирак, Саудовская Аравия, Йеменская Арабская Республика, Народная Республика Южного Йемена, Кувейт, княжества Аравийского полуострова (Катар и др.), Бахрейнские острова в Персидском заливе, а также Республика Кипр в Средиземном море. Название дано европейцами ближайшему к ним восточному региону. В зарубежной (главным образом западноевропейской и американской) литературе страны Ближнего Востока вместе с Ираном и Афганистаном входят в понятие Средний Восток. Кроме Ближнего Востока, выделяют Средний Восток, к которому относят Иран, Афганистан и даже Пакистан. "Средним" он является по причине срединного положения между Ближним и Дальним Востоком. Критерием "близости-дальности" является удаленность от Европы. С одной стороны, в современный период Китай и арабские страны выстраивают отношения на основе общности исторического прошлого и ценностных ориентиров, приверженности традициям и принципам взаимной терпимости, с другой стороны, отношения являются отражением взаимных интересов Китая и стран Ближнего Востока. Большой Ближний Восток - политический и географический термин, используемый с 1980 года. Кроме основных арабских стран Ближнего Востока включает в себя так же Иран, Турцию, Афганистан, Пакистан, Туркменистан, Кавказ и ещё ряд мусульманских стран центрально-восточного района, а также традиционно мусульманские страны северной Африки. Макрорегион был спроектирован 30 лет назад американскими дипломатами и военными и включает гигантское пространство от Северной Африки до границ Индии и РФ. Концепция проекта возникла сразу после ввода СССР в Афганистан в декабре 1979 года ограниченного контингента советских войск, последовавшего за Апрельской (Саурской) революцией в Афганистане в апреле 1978 года и антишахской исламской революцией в Иране в феврале 1979 года. В ситуации выхода российских военных на границы Ирана и Пакистана и неожиданно канувшего в небытие ключевого партнера США -шахского режима Ирана -в ключевой зоне своего импорта углеводородов США приступили к структурации жизненно необходимой для них территории Персидского залива. После распада СССР понятие "Большой Ближний Восток" получило новое смысловое наполнение, включив в себя страны Северной Африки, Центральной Азии, Кавказа, а также Афганистан и Пакистан. Большой Ближний Восток также иногда называют "Новым Ближним Востоком". Термин "Новый Ближний Восток" был впервые озвучен в Тель-Авиве в июне 2006 г. государственным секретарем США Кондолизой Райс. Он был призван заменить устаревшее и несколько навязшее понятие "Большой Ближний Восток". Это изменение политической фразеологии совпало по времени с церемонией ввода в действие нефтяного терминала Баку-Тбилиси-Джейхан в Восточном Средиземноморье. Этот термин, равно как и концептуализация "Нового Ближнего Востока", вскоре были официально приняты на вооружение государственным секретарем США и премьер-министром Израиля в самый разгар спонсируемой американцами и англичанами осады Ливана. Премьер-министр Ольмерт и секретарь Райс проинформировали мировые СМИ, что реализация проекта "Нового Ближнего Востока" началась с Ливана. Бывший американский советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский считал, что странами нового ближнего востока должны были стать Евразийские Балканы, которые включают в себя: Южный Кавказ (Азербайджан, Армения, Грузия), и Центральную Азию (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Афганистан, Таджикистан) а также Турция, которая была быть самой северной страной ближнего востока. По причине того, что концепция объединения стран в качестве одного макрорегиона не учитывает все социальные, культурные, образовательные аспекты и степень безопасности в разных регионах, можно сделать вывод о том, что Большой Ближний Восток - это ни что иное как проект обобщения стран с напряженной внутри- и внешнеполитической обстановкой. А также этот регион - основной источник угрозы безопасности, объединяющий риски терроризма, торговли наркотиками, оружием и другими запрещенными товарами, нелегальной миграции, культурной и идеологической конфронтации, но самое важное - это источник угрозы создания и распространения ядерного оружия, что ведет к подрыву глобальной и межрегиональной безопасности. Страны, входящие в состав макрорегиона под названием Большой ближний Восток являются союзниками тех или иных государств, интересы которых сталкиваются в данном регионе. Вопросы энергетики, в том числе и ядерной, обилие нефти в регионе привлекают внимание главных актеров на международной арене. Некоторые государства, например, Казахстан, Узбекистан ранее входили в зону геополитического влияния СССР, а значит составляют определенное пророссийское геополитическое пространство. Проект Большого Ближнего Востока - американский, что свидетельствует о желании распространить свое влияние в странах, богатых энергоресурсами (как Казахстан), обобщить их в качестве одного региона и вывести из зоны геополитического влияния России и Китая, который также включил регион в зону своих стратегических интересов. Если обратить внимание на состав объединенных стран в один макрорегион и их географическое и геополитическое положение, то можно отметить, что одна из основных целей создания Большого Ближнего Востока - создание южного энергетического международного транспортного коридора из Центральной Азии к берегам Индийского океана. Таким образом, новым независимым государствам предлагается выход энергетических ресурсов Каспия на юг, миную Россию и Китай. Отрыв региона от евразийского пространства и России прервет процесс модернизации за счет объединения с архаичным Афганистаном. А также будет преградой китайской экономической эмансипации. Рассмотрение влияния других государств в данном регионе необходимо, так как это также отражает интересы Китая на Ближнем Востоке. Китай являет собой не только пример экономического роста. Как отмечает американский политолог и экономист, Джошуа Купер Рамо, Китай также способствует распространению альтернативной теории развития и международных отношений. Со стороны развивающихся стран растет недовольство политикой США, и все более сильное впечатление производит китайская модель, акцентирующая прагматизм, инновации, социальную сплоченность, самоопределение. Он же вводит понятие такое, как "пекинский консенсус"- стремление стран к сохранению своего национального суверенитета и к многополярности на мировой арене, что и отражается на его влиянии. Так как Китай расширяет сферы влияния на Ближнем Востоке, идет столкновение в интересах и с другими государствами. Влияние Китайской Народной Республики (КНР) на Ближнем Востоке - результат удачной политики, проводимой государством. А это: ведение взаимного сотрудничества в разных сферах, поддержка государств посредством защиты их интересов в противовес давящим странам, агрессивно отстаивающим свои позиции таким как США, станы Евросоюза. Отношения Китая и стран Ближнего Востока прошли длительный путь развития. На него повлияли условия "холодной войны" (арабские страны между двумя блоками) с присущей этому времени конфронтацией внутри социалистического лагеря и соперничеством на Ближнем Востоке, начало "реформ открытости" в КНР, распад СССР. В период "холодной войны" военно-политическое измерение советской политики на Ближнем Востоке стало первоочередным. Внешнеполитическая ориентация к той или иной арабской стране в подходах СССР стала ее важнейшим определяющим, отношение к военным блокам. Например, незамедлительная и решительная реакция Москвы на попытку разгромить неизвестные в ту пору силы, которые не только совершили военный переворот в Ираке в 1958 году, но сразу же повесили замок на дверь штаба Багдадского пакта. Применительно к Ближнему Востоку в конкретных условиях того времени провозглашенная в марте 1947 г. доктрина Трумэна ориентировала на оказание всемерной поддержки США британским и французским колонизаторам в их попытках до конца удержать под контролем народы колониальных и зависимых территорий. Вместе с тем району Ближнего Востока отводилась роль важного стратегического плацдарма в Планах агрессии против Советского Союза. Доктрина Трумэна предусматривала политику "сдерживания" в отношении к СССР во всем мире, то есть политика сдерживания распространения социалистического режима во многих странах, а так же и на Ближнем Востоке. Позиция США как защитника и поборника колониализма на Ближнем Востоке ярко проявлялась уже в 1946 году, когда Вашингтон, выступив единым фронтом с Англией и Францией, возражал против требований правительств Сирии и Ливана в Совете Безопасности ООН о немедленном и полном выводе из этих стран английских и французских войск. В 1947 г. США не допустили принятия Советом Безопасности решения о выводе английских войск из Египта. мая 1950 года правительства США, Англии и Франции опубликовали декларацию, по которой в обход ООН и в одностороннем порядке фактически возлагали на себя роль гарантов арабо-израильских соглашений о перемирии. Это в сущности было поощрением экспансионистской политики Израиля. В декларации заявлялось о готовности западных держав поставлять в страны Ближнего Востока оружие. Тем самым делалась ставка на подключение стран этого района к сфере деятельности созданного агрессивного блока НАТО. В дальнейшем эти расчеты воплотились в планы создания под руководством США так называемого средневосточного командования с участием Израиля, Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена и Иордании. Планы предусматривали подчинение этому командованию вооруженных сил и передачу под его контроль военных баз, портов, коммуникаций и других сооружений указанных государств, а также размещение на их территориях иностранных войск. Подчеркивалось, что осуществление данных планов могло привести лишь к потере этими странами независимости и суверенитета и к подчинению их некоторым крупным державам, пытающимся использовать их территорию, их материальные ресурсы - нефть, хлопок и др. в своих агрессивных целях На рубеже XXI в. диалог в формате КНР-Арабский мир вместе со многими другими мировыми процессами, извлекая уроки из прошлого и с некоторой не всегда оправданной уверенностью в стабильном будущем, вышел на новый этап своего развития. Этому, несомненно, способствовали и общие тенденции развития мировой архитектоники (а одна из важнейших среди них - новый виток роста взаимовлияния и взаимозависимости) и процессы внутренней эволюции в политической, экономической, социальной областях жизни многих мировых факторов. В ходе визита в Каир в 1964 г. премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем были озвучены пять принципов отношений Китая с арабскими странами: . Китай поддерживает национальную независимость арабских стран и ведение борьбы против империализма, а также старых и новых колонизаторов; . Китай поддерживает политику нейтралитета и неприсоединения арабских стран; . Китай поддерживает единство арабских стран в выборе пути развития; . Китай поддерживает способы, основанные на принципах мира и невмешательства во внутренние дела, выработанные арабскими странами для решения внутриполитических проблем; . Китай уважает свободу и нейтралитет арабских стран и придерживается политики невмешательства в их внутренние дела. К 1980 годам, по окончании холодной войны, начинает складываться новая внешнеполитическая доктрина Китайской Народной Республики (КНР), по настоящий момент являющаяся мощной базой все возрастающей внешнеполитической активности. Во время холодной войны внешнеполитическая стратегия КНР была ориентирована на противостояние Соединенным Штатам Америки (США), после же правительство Китая сменило ориентиры на проведение совместного сотрудничества с другими государствами на основе равенства, взаимоуважения. Как отмечает отечественный исследователь А.А. Свешников, Теоретическая основа современной внешней политики КНР закладывалась на протяжении 1980-х и 1990-х годов. И если во внутренней политике Китая акцент был сделан на проведении т.н. "четырех модернизаций", то внешней политике была отведена вспомогательная роль, связанная с обеспечением благоприятных внешних условий для модернизации Китая. В соответствии с этим, менялся комплекс внешнеполитических приоритетов. На передний план выходили не цели подталкивания мировой революции, идеологической борьбы, а проблемы национальной безопасности, связанные с обеспечением мирного стабильного окружения, и вопросы развития, прямо зависящие от перспектив оптимизации положения Китая в структуре мировых экономических и научно-технических контактов. В этой связи для Китая главной задачей становилось налаживание нормальных контактов со всеми членами мирового сообщества. По поводу укрепления китайско-арабских отношений министр иностранных дел КНР Ли Чжаосин сказал: "Схожая история, общая цель и интересы дают толчок развитию двустороннего сотрудничества". Китай имеет огромный рынок, который очень привлекателен для инвесторов из стран Персидского залива. Кроме того, Китай намерен наладить связи с теми странами, которые США изолируют в международной политике. В начале 2000 годов в отношения с арабским миром втянулись тысячи китайских предприятий, представляющих разные отрасли китайской экономики. За последние годы Китаю удалось не только выдвинуться в число главных торгово-экономических партнеров стран этого региона, но и обеспечить решение ряда важных задач собственного социально-экономического развития. С 2009 года КНР стала главным покупателем саудовской нефти, опередив США. В ряде стран КНР заняла лидирующие позиции в качестве ведущего торгового партнера и инвестора. Параллельно Китай активно участвует в миротворческих операциях ООН, содействует урегулированию ситуации в Ираке и Афганистане, сотрудничает с США в борьбе против терроризма и наркоторговли, последовательно поддерживает процесс ближневосточного урегулирования, оказывает конструктивное воздействие на позицию "ХАМАС", ведет работу по обеспечению безопасности в Персидском заливе, а также принимает участие в мероприятиях ООН по борьбе с пиратством в Аденском заливе и акватории Индийского океана. Важную роль Китай играет в развитии мирного процесса в Судане. Долгосрочная стратегия Китая закреплена в концепции "гармоничного Ближнего Востока", выдвинутой президентом Ху Цзиньтао в ходе визита в Саудовскую Аравию в 2006 году. Концепция отводит приоритетное значение стабильности и подчеркивает ее прямую взаимосвязь с развитием. Исходя из вопросов, которые были обсуждены входе визита можно определить, что главы государств решили укреплять взаимное доверие политически, проводить взаимовыгодное сотрудничество для общего развития в экономике а также уважать и учиться друг у друга в культурном отношении. Ху Цзиньтао также отметил: он убежден, что двусторонние отношения, в рамках совместных усилий с обеих сторон, должны будут дать положительные результаты. По мнению известного британского эксперта и консультанта по ближневосточным проблемам Патрика Сил, Китай, уже имеющий большие экономические связи со странами Ближнего Востока, в ближайшее десятилетие значительно усилит свое политическое, а, возможно, и военное присутствие в регионе. По словам сотрудника Института по исследованию Западной Азии и Африки Китайской академии общественных наук Чжан Чуньюя, главная причина военной операции НАТО в Ливии - "геополитика, нефть - лишь часть их стратегии". При этом позиция США рассматривается как важнейший фактор, определяющий дальнейшие мероприятия стран Запада в регионе, а также возможные варианты будущего урегулирования. В целом в отношении роли США на Ближнем Востоке китайские эксперты выработали устойчивую негативную оценку, охватывающую все основные направления американской политики в регионе. Она заключается в том, что за последние двадцать лет США, добиваясь абсолютного контроля над нефтяными ресурсами арабского мира, нанесли ущерб собственным стратегическим интересам и нарушили хрупкий баланс сил и социальную структуру арабского мира. В этом можно увидеть определенную стратегию, последовательно осуществляемую несколькими поколениями американских лидеров. Дальнейшие усилия Запада по продвижению "демократизации" в арабо-африканском регионе лишь приведут к новым фундаментальным осложнениям. К 2008 году Китайско-арабское сотрудничество вышло на новый уровень, и появились конференции по энергетическому сотрудничеству, на которых официально стали оговариваться действия сторон и решаться важные вопросы по сотрудничеству. В 2008 году прошла первая сессия Китайско-арабской конференции энергетического сотрудничества, на которой присутствовали среди китайских участников представители Министерства иностранных дел, Министерства коммерции КНР. Среди участников стран Ближнего Востока: секретариат Лиги арабских государств, арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК) делегация и арабского агентства по атомной энергии от имени энергетических компаний. На конференции участники рассмотрели перспективы китайско-арабского сотрудничества в области энергетики и пути укрепления сотрудничества в энергетической сфере. Обе стороны подчеркнули, что целью конференции является укрепление двустороннего сотрудничества в энергетической сфере и на основе равенства и взаимной выгоды установить новый уровень партнерства, что послужит дальнейшему укреплению двусторонних отношений. Исходя из пунктов обсуждения сотрудничества можно сделать следующие выводы: страны, входящие в Лигу арабских государств планируют продолжать сотрудничество с КНР, будут поддерживаться существующие проекты сотрудничества, и проводиться активные действия по удачному завершению этих проектов. Обе стороны планируют не нарушая национальных законов и правил поддерживать отношения на основе взаимной выгоды в нефтяной и газовой промышленности, взаимных инвестиционных проектов по укреплению и расширению существующего сотрудничества, особенно нефти и природного газа, добыче, транспортировке и переработке сотрудничества. Далее обе стороны оговорили использование возобновляемых источников энергии, а также обмен опытом и технологиями. Для реализации совместных проектов состоялась закрытие конференции в 2009 году, на котором Китай подписал с Лигой арабских государств Меморандум о взаимопонимании по механизмам сотрудничества в энергетической сфере. Анализируя содержание Меморандума, можно сделать следующие выводы: внимание акцентировано на энергетический сектор для достижения устойчивого развития, так как именно это играет основную роль в сотрудничестве между Китаем и странами Ближнего Востока. Обе стороны считают нужным создавать совместные проекты по разработке сферы использования возобновляемых источников энергии; Представители стран Лиги арабских государств выразили свою признательность КНР в сотрудничестве начиная с 1970 года в различных областях. С начала 21 века одним из важных разработок для многих стран стала разработка проектов по мирному использованию атомной энергии, так как Китай и страны Ближнего Востока ведут сотрудничество в энергетике, то в 2010 году состоялась очередная конференция, где было осуществлено обсуждение пунктов меморандума, подписанного в 2009 году. Обе стороны достигли консенсуса по спорным вопросам и оговорили, что данная конференция должна проводиться отныне один раз в два года, что говорит о дальнейшем тесном сотрудничестве обеих сторон. В 2012 также состоялась конференция, где в совместном заявлении была подчеркнута необходимость в полной мере развивать и использовать различные источники энергии, развивать совместное обеспечение глобальной энергетической безопасности, а также содействовать экономическому и социальному устойчивому развитию государств. Также исходя из текста Меморандума о взаимном сотрудничестве, планируются взаимные инвестиции в проекты по возобновляемым источникам энергии, обмен опытом и передача технологий в виде форумов и семинаров, а также укрепление сотрудничества в области исследований мирного использования атомной энергии. Обе стороны впредь готовы укреплять эту область более частыми обменами и активным сотрудничеством. Итак, растет китайская мотивация по увеличению инвестиций и торговли в странах региона. Если в начале 2000-х годов взаимные интересы обеих сторон только наметились, то в 2012 году товарооборот КНР с 18 арабскими государствами составил около 200 млрд. долларов и Лига арабских государств в китайском товарообороте вышла на 7 место. В китайской политике появились и новые аспекты. Усиливается нефтяная зависимость КНР от региона. А В 2006 году, например, в КНР был официально утвержден специальный день "китайско-арабской дружбы", который широко отмечается ежегодно в Китае. Рассматривая более узкое сотрудничество, то Иран, с точки зрения китайского руководства, - это региональный лидер, чье географическое положение имеет стратегическую важность и экономические связи с которым представляют и будут представлять интерес для Китая. Основными составляющими экономического сотрудничества двух стран являются нефтегазовая сфера, торговля оружием и китайская помощь в области атомной энергетики, предоставляемая Ирану до 1997 года. Однако нельзя оставить без внимания тот факт, что во многом китайско - иранские отношения развиваются и углубляются благодаря совпадению взглядов сторон на современную международную систему и основные ее проблемы. Китай соперничает с США за геополитическое лидерство, а Иран находится под давлением Соединенных Штатов Америки. Как Китай, так и Иран убеждены в многополярности мировой системы. Политический диалог Китая и Ирана не ограничивается лишь двусторонним форматом, он активно продолжается в рамках международных организаций, таких как ОПЕК и ШОС. .2 Предпосылки развития китайско-иранских отношений Отношения между Ираном и Китаем восходят к древним временам, когда персидские и китайские династии активно пользовались торговыми связями через знаменитый Шелковый путь, на самом деле, Великий шелковый путь главным образом утвердился в результате удачных дипломатических отношений между двумя цивилизациями. Несмотря на это, было несколько дипломатических визитов, активная торговля между наиболее богатыми, цивилизованными и развитыми городскими обществами с обеих сторон. Непосредственный контакт между двумя цивилизациями, был незначительным, однако, можно также отметить контакты на уровне религии, главным образом, посещение буддийских монахов из Парфии (Иран сегодня) в Китай для миссионерской деятельности, в это же время наблюдались и военные контакты между двумя странами. Так складывалось начало зарождения двусторонних интересов уже в древности. Шёлковый путь пошёл из Китая для экспорта и обмена товарами, такими как шёлк, фарфор и другими ремесленными изделиями. Это связало две мощные в культурном отношении цивилизации. Таким образом, возвращаясь в древние времена, можно сделать вывод о сотрудничестве государств в торговле, духовном, культурном обмене. Иными словами, причина контактов - развитие торгово-экономических отношений. Отношения складывались с парфянской эпохи, когда Иран еще не носил такого названия. Китайский исследователь Чжан Цянь, который посетил соседние страны Бактрии и Согда в 126 году до н.э., сделал первый известный китайский отчет о Парфии. По его счета Парфии называют "Anxi" транслитерация " Аршакидов ", имя парфянских династии. Чжан Цянь четко определяет Парфии, как передовую городскую цивилизацию, которую он отождествляет с Даянь(в Фергане) и Дася (в Бактрии). "Anxi" находится несколько тысяч ли к западу от региона Великих юэчжи. Люди поселились на земле, возделывают поля и выращивают рис и пшеницу. Они также делают вино из винограда" В древние времена отношения складывались по причине зарождения торгово-экономических связей. От средневековья до современности, обе страны были заняты внутренними делами. В новейшей истории, можно было наблюдать трансформацию от династической к конституционному правлению, причём перемена строя сопровождалась внутренними беспорядками в той и другой странах. Китай был занят построением дружеских отношений с Советским Союзом, в то время как Иран был союзником США, поэтому обе страны не имели такой же благоприятной почвы для развития прямых дипломатических отношений. В 1951 году, когда националистический лидер Ирана Мохаммед Моссади национализировал британские нефтяные компании, Китай обеспечил политическую и идеологическую поддержку социалистических сил в Иране и открыто критиковал растущее вмешательство США в дела Ирана. Однако, наблюдая то, как менялась динамика советско-китайских отношений в середине 1960-х годов, Китай выступал против режима Мохаммада Реза-шаха и просоветских социалистических сил в Иране. Впоследствии всё же появились факторы, благоприятствующие успешному продолжению отношений. В заключительный период культурной Революции в Китае и период начала ослабления напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и Китаем, Китай решил поддержать режим шаха Ирана. Всё это происходило среди событий, которые подготовили почву для дипломатических отношений между двумя странами, и в результате чего проходили некоторые неофициальные визиты между ними. Шах Ирана взял пример с США, по-видимому, это произошло потому, что 17 августа 1971-когда прошло два дня после визита президента Никсона в Пекин, Китай и Иран провозгласили официальные дипломатические отношения. В сфере экономического и культурного обмена между Ираном и Китаем был достигнут определенный прогресс после объявления дипломатических отношений, но это было приостановлено в ходе иранской революции в 1979 году. Хотя Китай призывал к продолжению революционного процесса и ставил его важнее принципа мирного сосуществования, появился новый режим в Тегеране, в результате чего Тегеран отказался поддерживать позицию Китая, а также был выдвинут лозунг "ни Восток, ни Запад", и была произведена критика Поднебесной. В то время Китай к тому же находится в процессе формирования отношений с Соединенными Штатами, и существовала опасность, что эти усилия могут оказаться напрасными, если Китай поддержит новый режима в Иране. Несмотря на то, что ситуация не была дружественной и на основании таких начал не возможно было быть уверенными в положительном развитии событий, отношения между новым иранским режимом и Китаем стали улучшаться. В 1980 году началась ирано-иракская война. В то время как Соединенные Штаты и СССР поддерживали Ирак, китайские политики, преследуя модернизацию и рыночные реформы под управлением Дэн Сяопина, была получена выгода путём собрания средств от продажи оружия Ирану. Поэтому Китай пересмотрел свою политику в отношении Ирана. Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение для всего мира. Датой начала революции в Иране принято считать 8 января 1978 года, когда первая крупная антиправительственная демонстрация в Куме была подавлена с необоснованной жестокостью. В течение всего 1978 года в различных городах Ирана представители исламского духовенства организовывали демонстрации, решительно разгонявшиеся шахской гвардией. К концу года революционеры перешли к тактике экономических стачек и забастовок, что полностью парализовало экономику. Будучи более не в силах удерживать власть в своих руках, шах передал власть премьер-министру из числа умеренных оппозиционеров и бежал из страны. Установление прочной исламской власти в богатом углеводородами Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире. Иран получил шанс на рекомендацию себя как одного из главных государств, богатых энергоресурсами. Иран организовал активную пропаганду исламской революции, идей аятоллы Хомейни по поводу исламского образа жизни, и критики капитализма и коммунизма за рубежом. Пропаганда принесла обратный результат - многие страны стали относиться к Ирану с подозрением, а позднее, во время ирано-иракской войны, были склонны поддерживать Ирак. Исламская революция показала, какие потребности есть у Ирана-реализация продажи нефти, в результате революции другие государства увидели потенциал Ирана, его стратегическую важность в решении нефтяного кризиса. Но на ранних этапах своего существования Исламская республика провозглашала своей ближайшей целью во внешней политике экспорт "исламской революции" в страны региона, а конечной - построение исламской республики мирового масштаба, что усугубило положение Ирана на мировой арене. Теперь к нему относились с недоверием и опаской. В данном случае можно провести параллель с СССР, когда руководство поставило своей целью установление режима коммунизма в мировом масштабе. Тогда противники коммунистического режима проявляли недовольство в различной степени по отношению к Советскому Союзу, но относились с осторожностью, опасаясь мощи государства. С Ираном же страны не хотят разрывать связей, чтобы не лишиться в дальнейшем поставок нефти. Иран был вынужден пойти на переоценку своей политики в отношении Китая после тяжелого бремени девятилетней войны с Ираком, экономических санкций, приход к власти прагматиков и решимости противостоять планам США по изоляции Ирана, а насущная необходимость реконструкции, реабилитации, оружия и боеприпасов усилила напряжение. В период, когда война подходила к концу, было осознание того, что динамика и отношений изменилась. Во время визита в Иран Тянь Цзицюня, премьер-министр Китая, в 1989 году, президент Ирана Хомейни сказал: "Сотрудничая с другими государствами, мы предпочитаем иметь дело со странами, по отношению к которым наш народ не питает горькие воспоминания ". И мы видим, что Китай во время войны получал определённую выгоду - поставка оружия Ирану. С восстановлением дипломатических отношений в середине 1980-х до конца холодной войны и распада Советского Союза, двусторонние отношения между Китаем и Ираном достигли значительного прогресса. В начале 1990-х годов, происходило расширение в нефтяной потребности быстрорастущей экономики Китая, и это стало причиной появления одного из крупнейших импортеров нефти в мире. Таким образом, доступ к обильным неиспользованным энергетическим ресурсам в новых независимых республиках Центральной Азии стал важной задачей китайской внешней политики. Иран, в силу своей политики ограниченных рыночных реформ, освоения энергетических ресурсов, и восстановления разрушенной инфраструктуры, посмотрел в сторону Восточной Азии, которая, по мнению иранского руководства, была предпочтительнее восточного или западного политического блока. Поскольку обстановка обострялась между Китаем и Соединенными Штатами в связи с Тайваньским вопросом, Китай приветствовал Иран и быстрый рост рынка, это означало сближение стран. Теперь цели Китая в Иране приобретают торгово-экономический характер. Что и требовалось доказать- китайский министр иностранных дел посетил Иран в 1984 году, результатом чего явилось соглашение о создании совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (первое заседание которой состоялось год спустя на уровне министров). В 1990-е годы интенсивно развивалось ирано-китайское экономическое сотрудничество. С 1990 г. по 1994 г. товарооборот между Китаем и Ираном возрос с 314 до 700 млн. долл. Подписанное в 1995 г. соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве на сумму в 2 млрд. долл. предусматривало закупки Китаем до 60 тыс. баррелей нефти в день, строительство совместного нефтеперерабатывающего завода в Китае, электростанций и цементного завода в Иране. Китайские компании Sinopec и CNPC активно действуют в Иране. В январе 2000 г. Sinopec подписала контракт с иранской государственной нефтяной корпорацией NIOC с целью разработки нефтяных полей в районах Заване и Кашан. В Иране Китай встречает жёсткую конкуренцию со стороны Японии. Японские фирмы подписали контракт с NIOC о развитии нефтяных полей в районе Азадегана. А одна из острейших проблем Китайской Народной Республики (КНР) обусловлена ограниченными запасами нефти и природного газа. По мере же развития экономики, которая во многом еще движется по экстенсивному пути, эта проблема будет все более обостряться. Уже сейчас китайский импорт нефти превышает 90 млн тонн, а к 2020 году ожидается его увеличение до 200 млн тонн. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке природного газа: к 2020 году планируется увеличение спроса на это сырье до 190-220 млрд м³, к 2030 году - до 320-380 млрд м³. Один из путей решения энергетической проблемы руководство Пекина видит в существенном расширении экспорта углеводородов из Исламской Республики Иран (ИРИ). Иран взаимно заинтересован в сотрудничестве с Китаем. Ведь в числе своих стратегических внешнеполитических партнеров руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) рассматривает Китайскую Народную Республику (КНР), которая привлекает иранцев, прежде всего, как важнейший политический компонент своей азиатской политики, способный содействовать не только укреплению иранской экономики и обороноспособности, но и продвижению иранских интересов на международной арене. Определяя тип внешнеполитического поведения малых и средних стран, тип поведения Китая и Ирана скорее всего агентский-как "старший брат" и "младший брат", так эти государства относятся друг к другу. На современном этапе в последние годы, а именно 2000-е, наблюдаются следующие цели, преследуемые и Китаем, и Ираном с обеих сторон. По принципиальным вопросам международных отношений стороны солидарны в необходимости укрепления роли ООН для поддержания международной безопасности и оказания содействия развивающимся странам, подтверждают свою приверженность идее создания мира, свободного от ядерного, биологического и химического оружия, подчеркивают необходимость применения международного режима нераспространения оружия массового поражения (ОМП) в отношении всех стран при обеспечении, тем не менее, их законного права на использование атомной энергии в мирных целях под наблюдением соответствующих международных организаций. О значении, которое обе стороны придают развитию отношений друг с другом, свидетельствует тот факт, что почти все руководящие лица Ирана со времени Исламской революции посетили Китай. Активный обмен высокопоставленными делегациями в различных областях, в т.ч. военной, подтверждает постепенно складывающийся многоплановый характер ирано-китайских связей и демонстрирует настрой Пекина и Тегерана сбалансировать политическую составляющую своих двусторонних отношений с достигнутым в последние годы весьма высоким уровнем торгово-экономического сотрудничества. В 2001 году в честь празднования тридцатилетней годовщины дипломатических отношений между Китаем и Ираном, которые были установлены в 1971 году, в посольствах ИРИ и КНР в Пекине и Тегеране состоялись праздничные церемонии с участием министров иностранных дел двух стран. А в первой декаде сентября 2002 года состоялась поездка заммининдел КНР Чжан Ваньчжэна в Иран в рамках второго заседания Дипломатического комитета Тегерана и Пекина. Устанавливаются связи Исламской Республики Иран (ИРИ) и Китайской Народной Республики (КНР) на уровне регионов и провинций двух стран. В частности, во время своих визитов в Китай С.М. Хатами посетил Гонконг, а М. Кярруби - Шанхай, где они обсудили возможности активизации частного предпринимательства, использования иранцами этих деловых центров КНР для налаживания торгово-экономических связей со странами АСЕАН. Иран проявляет особый интерес к Синьцзян-Уйгурскому автономному району Китая, большую часть населения которого составляют мусульмане и в котором также побывал С.М. Хатами. Определённые исторические события(Исламская революция, например) показали, что Иран-государство, богатое природными ресурсами, многие развитые страны идут к процессу полного исчерпания собственных ресурсов, а некоторые бедны ресурсами изначально. Иран взаимно заинтересован в сотрудничестве с Китаем. В числе своих стратегических внешнеполитических партнеров руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) рассматривает Китайскую Народную Республику (КНР), которая привлекает иранцев, прежде всего, как важнейший политический компонент своей азиатской политики, способный содействовать не только укреплению иранской экономики и обороноспособности, но и продвижению иранских интересов на международной арене. О значении, которое обе стороны придают развитию отношений друг с другом, свидетельствует тот факт, что почти все руководящие лица Ирана со времени Исламской революции посетили Китай. Активный обмен высокопоставленными делегациями в различных областях, в т.ч. военной, подтверждает постепенно складывающийся многоплановый характер ирано-китайских связей и демонстрирует настрой Пекина и Тегерана сбалансировать политическую составляющую своих двусторонних отношений с достигнутым в последние годы весьма высоким уровнем торгово-экономического сотрудничества. Китайские отношения с Ираном в 1950 годах и в начале 1960 годов отличались идеологической направленностью. Например, в политике начале 1950-х годов Китай поддерживал премьера Мохаммеда Моссади в национализации нефтяной промышленности Ирана, был подписан акт о сопротивлении британским и американским империалистам. Политика Китая не исключает мирное сосуществование с Ираном, но правительство ИРИ видело большую разницу между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой в своих попытках доминировать над другими странами через коммунистические движения. Скачать архив (74.6 Kb) Схожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |